Система «Платон» для большегрузов в 2022 году

Какие машины попадают под систему платон

Платон — система взимания платы с большегрузов за проезд по федеральным трассам

Государственная система Платон обеспечивает законный порядок взимания платежей за проезд на большегрузах по федеральным дорогам общего пользования. Компенсации урона от проезда грузового автотранспорта позволяет обеспечить дополнительные сборы в бюджет, которые будут направлены на капитальный ремонт автомобильных дорог.

Что такое система взимания платы Платон?

Платон — это российская система взимания платы за проезд грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой 12 тонн и более по федеральным дорогам общего пользования. Информация о передвижении транспорта в автоматическом режиме собирается, обрабатывается, хранится и передается. Действие Платона не распространяется на платные участки дорог.

Реализация системы призвана обеспечить достижение целей программы «Развитие транспортной системы России» и подпрограммы «Автомобильные дороги».

Проезд грузового автомобиля массой 12 тонн приводит к тому же износу дорожного полотна, что и проезд 20 тысяч легковых автомобилей.

Новый нетарифный сбор запущен с целью компенсации урона, а также сбора средств на капитальный ремонт дорог и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. Платон обеспечивает условия для снижения нагрузки на Федеральный бюджет РФ и улучшения дорог в стране.

Какие машины попадают под Платон

В соответствие с ч. 1 ст. 31.1 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ под действие Платона попадают только грузовые автомобили с разрешенной массой 12 тонн и более, начиная от КамАЗов и заканчивая седельными тягачами Volvo и других зарубежных производителей.

Вес 12 тонн — это максимально допустимая масса полностью снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами. Этот параметр указан в ПТС.

В соответствии с техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» и статистики ГИБДД – такие автомобили относятся к категории N 3 (Приложение N 1 к техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011).

В соответствии с № 257-ФЗ от взимания платы освобождены такие транспортные средства с максимальной разрешенной массой свыше 12 тонн:

  • Пассажирские (кроме грузо-пассажирских авто-фургонов).
  • Транспорт социальных служб: пожарной охраны, полиции, скорой помощи, аварийно-спасательной службы, военной автомобильной инспекции.
  • Спецтранспорт, выполняющий перевозку вооружения и военной техники.

Распространяется ли на легковые автомобили

Платон не распространяется на легковые и малотоннажные автомобили. В частности, серия автомобилей «Газель» и прочие транспортные средства с максимально разрешенной массой менее 12 тонн полностью освобождены от уплаты сборов при следовании по трассам общего пользования.

Как проверить штрафы за Платон

Нарушители несут административную ответственность согласно ст. 12.21.3 КоАП РФ и могут быть оштрафованы транспортной полицицией. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 г. №504 движением без внесения платы считается:

  • Езда без Платона под дорогам общего пользования для большегрузов от 12 тонн.
  • Передвижение с выключенным или неисправным бортовым устройством.
  • Движение ТС по дорогам общего пользования без оплаченной маршрутной карты.
  • Дата, время или маршрут движения не соответствуют оформленным данным в Платоне.
  • Продолжение движения ТС при израсходовании средств на расчетном счету.

Проверить штрафы можно одним из нижеприведенных способов:

К сожалению через личный кабинет системы Платон проверить штрафы на данный момент невозможно.

Какие грузовики не попадают под платон

Бесплатная юридическая консультация:

Все ли автотранспортные средства с максимально разрешенной массой в 12 тонн обязаны быть участниками системы принудительного взимания средств ПЛАТОН, в счет будущих затрат на восстановление нанесенного ими ущерба?

Вопрос очень интересный и актуальный. Ведь, если, например, в паспортных данных указана предельно допустимая масса всего автомобиля вместе с кузовом и прицепом, но в конкретный период авто передвигается, что называется, налегке с одной кабиной для водителя, необходимо ли оплачивать свое передвижение по федеральным трассам?

Давайте обратимся к Закону, и посмотрим что в нем прописано.

Законодательная база

Что это такое или как работает система, вы узнаете из соответствующих статей нашего сайта.

Правительство издало Постановление о разработке IT специалистами аналога европейской системы пополнения местных бюджетов за счет проезда большегрузных автомобилей по местным дорогам. Идею воплотили в жизнь, и она начала успешно работать.

Бесплатная юридическая консультация:

Основным законодательным актом, регулирующим основы ее работы и описание транспорта, подпадающего под новые условия, является ФЗ №257-ФЗ от 08.11. 2007 года. Именно в нем даны разъяснения и основополагающие принципы взимания средств с определенного типа автотранспортных средств.

READ
Образец приказа о совмещении должностей

В нем, в частности, оговорены транспортные средства, на которые распространяется ПЛАТОН:

  • В ч.1 ст. 31.1 ФЗ разъяснено, что оговоренная масса в 12 тонн исчисляется исходя из общего веса самого автомобиля, его груза, имеющимися пассажирами и дополнительным такелажем. Обычно изначальная возможно допустимая масса указывается в документах на машину, в частности в ПТС. Также эти данные могут быть продублированы в описании типа ТС или в документах о безопасности на авто (в случае перевозки опасных грузов).
  • Если конкретизировать все марки транспортных средств, которые подпадают по действия Закона, то на это уйдет не одна страница. Но если говорить кратко, то в любом случае, если общая масса будет превышать норматив в 12 тонн, то оплата за проезд по федеральным дорогам любого вида обязательна для исполнения всеми водителями. Это могут быть и всем привычные КАМАЗы, и машины иностранного производства, например, Volvo или Mercedes, их немало колесят по российским дорогам.

Если у вас возникли сомнения, и вы не можете однозначно понять, обязаны ли вы платить или нет, то можно в режиме онлайн получить консультацию наших специалистов, оформив запрос в конце статьи.

Но есть ли исключения? Все ли авто массой больше 12 тонн обязаны оплачивать свой проезд по федеральной дороге? Что говорит Закон, и кто может не платить?

Ответ однозначный, в Законе четко даны определения, какие транспортные средства освобождены от платы за проезд:

Бесплатная юридическая консультация:

  1. Большегрузный автотранспорт, предназначенный для перевозки пассажиров, например, автобусы междугородних и международных направлений, но если он имеет характеристику грузопассажирского транспорта, то уже освобождение на подобный тип не действует.
  2. Автомобили, относящиеся к службе пожаротушения, дорожной и городской полиции, автомобили скорой медицинской помощи, службе аварийно-спасательных работ, автоинспекции военных округов, и прочие, у которых в обязательном порядке установлены проблесковые маячки и они оборудованы приборами подачи спецсигналов, то весь подобный транспорт служебного назначения освобожден от уплаты проезда по системе ПЛАТОН.
  3. Также не подпадают под категорию большегрузов любая военная техника с большой общей массой, самоходные или тягловые автомобили, относящиеся к Министерству Обороны РФ.

Весь остальной транспорт, как это ни печально, с 2015 года обязан компенсировать любой нанесенный ими ущерб от передвижения на федеральных дорогах.

Вас могут заинтересовать и другие актуальные сегодня вопросы, ответы на многие из них можно найти с нашем сайте в режиме онлайн, на связи будут только квалифицированные специалисты.

На каких дорогах действует система ПЛАТОН?

Как правило, именно они имеют хорошее и надежное дорожное покрытие, но и оно приходит со временем в негодность. Это трассы, соединяющие близлежащие регионы и города, и даже страны. Например, трасса Москва – Петербург, Санкт-Петербург – Выборг, переходящая на финскую территорию.

Обычно, об этом можно прочесть при выезде на шоссе, оно обозначено буквой М – магистраль федерального назначения.

Можно ли увильнуть от уплаты?

Существует несколько легальных вариантов выхода из сложившейся ситуации:

  1. Если водитель знает обходные пути и трассы, то ему не обязательно пользоваться крупными автотранспортными артериями, он сможет проехать к месту назначения и по узкоколейке и по дороге с щебневым покрытием абсолютно бесплатно.
  2. Или воспользоваться вполне легально платной дорогой, тогда ПЛАТОН ему не страшен, и не придется уплачивать одно и то же два раза.
  3. Пересесть на автомобиль с меньшей допустимой массой. И если эта сумма расходов значительна, то можно выбрать и такой вариант для своей деятельности, чтобы уменьшить свои затраты на передвижения.

Если ни один способ вас не удовлетворяет, за передвижение на большегрузном транспорте придется платить.

Бесплатная юридическая консультация:

Узнать о правилах оплаты проезда вы можете в следующей статье, а ознакомиться с последними изменениями из представленного видео:

Как самому высчитать общую массу автомобиля для проезда по системе ПЛАТОН?

Чтобы для себя уяснить, нужна ли вам обязательная регистрация в системе с дальнейшей оплатой, внимательно изучите документацию на свое транспортное средство:

  1. обратите внимание на строку с допустимой, или разрешенной массой вашего авто;
  2. вес перевозимого груза и удельный вес самого авто;
  3. вес авто вместе с полным баком горюче-смазочных средств;
  4. наличие прицепа и других типов дополнительных к перевозке средств (авто на жесткой сцепке).
READ
Как обжаловать выводы судебного эксперта?

Проанализировав эти цифры, можно сделать вывод, обязаны вы и ваша машина регистрироваться в системе или нет.

Если остались у вас сомнения, вы можете задать любой интересующий вас вопрос и получить ответ в режиме онлайн.

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас

© АвтоюристСовет — юридические консультации по защите прав автовладельцев.

Бесплатная юридическая консультация:

Система Платон: какие машины под нее попадают

Актуально на: 11 августа 2016 г.

Платон автокран

Бесплатная юридическая консультация:

Сегодня мы побеседуем об актуальных вопросах, связанных с системой «Платон» с зам. начальника Управления механизации ООО «СГК-ТПС-5» Алексеем Манмаревым.

Здравствуйте, в последнее время разыгрались прямо-таки нешуточные споры в средствах массовой информации по поводу законности или ее отсутствия во взимании платы, предусмотренной системой «Платон».

Что вы думаете по этому поводу?

Добрый день, безусловно, точки зрения правовых оснований для действия системы «Платон» нет никаких преград – она абсолютно законна, так как государство имеет полное право вводить обязательные платежи в виде налогов, пошлин и прочих сборов. Но я бы усомнился в реальной потребности и необходимости введения этих регулирующих норм.

Расскажите подробнее, что вызывает у вас сомнения, какие моменты в системе не проработаны?

Бесплатная юридическая консультация:

Объясню, почему я так считаю – нет никакого официального подтверждения тому, что проезд транспортного средства с массой более 12 тонн наносит вред дорожному полотну, сопоставимому с проездом нескольких тысяч легковушек.

По крайней мере, реальных исследований по этому поводу я не нашел, более того – сомневаюсь что они вообще когда-либо проводились. Очень трудно рассчитать какой на самом деле вред наносит проезд, например 40-тонной фуры.

Но как же тогда расшифровка аббревиатуры «ПЛАТОН»: «плати за тонну» — на деле, что — является недействительной?

Можно сказать и так, ведь что примечательно – тарифы за проезд 13-тонного большегруза и 30-тонного будут совершенно одинаковыми.

Еще как недостаток в продуманности системы можно отметить неразбериху с фактическим весом транспортного средства – ведь часто бывает, что тягач движется без прицепа с массой менее указанных в ПТС 12 и более тонн, но платить-то ему придется, что называется «по полной».

Бесплатная юридическая консультация:

Тогда почему не учитываются легковые автомобили, движущиеся с грузом прицепа – порой их общий вес вполне может превышать нормативные 12 тонн.

Не можем не задать вопрос – почему же в других странах все слажено и эффективно работает, а у нас снова не так?

А ответ на ваш вопрос достаточно прост – в этих станах были совершенно иные причины для введения подобных мер регулирования. Их сборы правильнее было бы назвать транзитными. Так, в частности, Германия ввела такую систему из-за того что ее хорошие и качественные дороги были загружены чужими перевозчиками, при этом плата с них не взималась.

Такое положение дел немцев естественно не устраивало, но и ввести чисто транзитную плату за пересечение своих дорог они не могли, так как правилами ЕС запрещено ставить в неравное положение граждан других стран, входящих в ЕС. Поэтому они и пришли к решению – брать плату со всех.

У нас же ситуация с дорогами другая – основная часть большегрузных перевозок – внутренняя, поэтому и возникает некая не состыковка в действии системы.

Бесплатная юридическая консультация:

Хорошо, мы поняли, что система еще явно требует доработки, и хотим задать вот какой вопрос – куда же пойдут средства, полученные от сборов?

Ответ на этот вопрос, как ни странно, может даже порадовать владельцев транспортных средств, ведь средства, полученные от системы «Платон» признаются целевыми, то есть они будут направлены на дорожное строительство, в то время как существующий транспортный налог все-таки платеж нецелевой, и идет, в основном, на обеспечение других нужд государства.

READ
Перевозка детей на переднем сиденье по ПДД

Кого можно назвать основным плательщиком сборов?

Многие приравнивают систему «Платон» к дальнобойщикам, и это конечно, правильно, так как эта значительная часть пользователей, но также не нужно забывать и о коммунальном, производственном и технологичном транспорте, находящемся на дорогах, ведь пользователи из этой категории вынуждены оплачивать сборы на общих основаниях.

Это может каким-то образом оказать влияние на ведение бизнеса?

Безусловно, это оказывает влияние на бизнес, в первую очередь данные меры сказываются в повышении себестоимости выпускаемого продукта, то есть в конечном итоге все затраты перелягут на плечи простых потребителей.

Бесплатная юридическая консультация:

Можно привести конкретный пример – для перемещения с участка в Иркутской области в Якутию более сотни автомобилей, даже при условии неполной загруженности, то есть с весом менее 12 тонн, только за перегон придется заплатить более полумиллиона рублей.

А ведь некоторые автомобили должны совершить маршрут несколько раз – в конечном итоге плата составит более двух миллионов рублей без перехода к основным затратам.

Еще один яркий пример для преград транспортного бизнеса – это закрытие федеральных и региональных дорог на период весенней распутицы. Ограничения могут достигать трех-четырех тонн на ось, однако данный запрет не распространяется на международные перевозки.

Да, как бы абсурдно это не звучало, но это так. Если груз везется, например, из Харькова в Екатеринбург, то проезд возможен, а вот если тот же самый груз направляется туда же, но только из Белгорода – проехать не получится.

А как обстоят дела с загруженностью пока бесплатных для проезда региональных и муниципальных дорог?

Бесплатная юридическая консультация:

Вы правильно выразились, что «пока» бесплатных, ведь многие региональные советы уже подготавливают соответствующие законопроекты, предусматривающие взимание платы за проезд по прилегающим дорогам.

А пока не секрет, что многие владельцы пытаются построить свой маршрут в обход федеральных трасс, тем самым загружая дороги местного значения.

Владельцам транспортного бизнеса остается только надеяться, что не придется платить каждый раз, только выехав за пределы своей территории.

Подведите, пожалуйста, итоги в проблематике функционирования системы «Платон».

Как я уже отмечал, это желание внедрить систему совершенно не разобравшись в ее сути, не проведя достаточного исследования и планирования. Сопоставления наносимого вреда от проезда легкового автомобиля с шипованной резиной и большегруза.

åñïëàòíàÿ þðèäè÷åñêàÿ êîíñóëüòàöèÿ:

Вообще хочется скатиться к старейшей проблеме качества дорог, может быть этим вопросом было бы логичнее озадачиться?

Порой вред, нанесенный от самих дорог транспортному средству гораздо ощутимее для владельца, нежели урон дорожному полотну.

Затраты на этот ремонт никто компенсировать не собирается. Поэтому, в первую очередь нужно качественно и добросовестно по всем существующим стандартам выполнять работы в сфере строительства дорог.

Какие конкретные меры на ваш взгляд необходимо принять, чтобы доработать систему «Платон»?

В первую очередь – поделить все дороги на категории. Наша страна большая, климат и прочие условия довольно разнообразны, поэтому, чтобы учесть все необходимые составляющие, было бы логично к дорогам, пролегающим на разных территориях предъявлять свои технические требования.

Бесплатная юридическая консультация:

Также необходимо ввести минимально допустимую нагрузку на ось. Для дорог федерального значения этот показатель был бы оптимальным от 11 тонн. Вообще федеральные дороги должны быть в этом плане самыми эффективными.

А все остальные дороги должны иметь одинаковые показатели осевой нагрузки для каждой категории вне зависимости от расположения. Ну и, конечно же, каждый должен добросовестно выполнять свою работу – будь то рабочий, занятый прокладкой дорожного полотна или же чиновник, решающий, куда пойдут собранные средства.

Алексей, благодарим вас за уделенное время, исчерпывающие ответы и хорошее настроение, спасибо и до свидания!

«Платон» с большой дороги. Кому идут деньги с каждого километра российских дорог, и почему за это заплатим снова все мы

«Платон» с большой дороги. Кому идут деньги с каждого километра российских дорог, и почему за это заплатим снова все мы

С 1 февраля 2022 года произойдет традиционное повышение тарифа “Платон” для большегрузов. Несмотря на то что по российскому законодательству ежегодно этот тариф должен повышаться с учетом данных Росстата об индексе потребительских цен за предыдущий год, на этот раз его подняли даже выше уровня официальной инфляции – на 8,55% (официальная же инфляция за 2021 год – 8,4%) (Подробнее ➤).

READ
Жилищный или ипотечный кредит: что выгоднее

Несомненно, что повышение тарифов для перевозчиков вскоре отразится на стоимости товаров и услуг для российских покупателей. Так кому же все это выгодно?

Из истории “Платона”

Система “Платон” была введена в России в ноябре 2015 года.

Напомню, что “Платон” является государственной системой взимания платы с автомобилей, имеющих максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн. Само название системы возникло от словосочетания “плати за тонну”. Сбор взимается за каждый 1 км пройденного грузовиком пути. Все перевозчики обязаны за свой счет устанавливать в автомобиле специальное оборудование, которое в автоматическом режиме начисляет и перечисляет этот сбор.

Вводя такую систему, наши чиновники посчитали, что помимо транспортного налога, взимаемого с каждого грузоперевозчика, они должны платить еще за вред, который большегрузы наносят асфальтовому покрытию федеральных трасс.

По сути, был введен дополнительный транспортный налог на владельцев грузовиков, что, безусловно, стало сильнейшим ударом для рынка грузоперевозок. Многие частные перевозчики из-за повышения своих затрат в связи с введением нового побора были вынуждены закрывать свой бизнес.

Введение “Платона” вызвало масштабные акции протеста и митинги по всей стране. Изначально в 2015 году тариф хотели установить на уровне 3 рубля 75 копеек. Но благодаря митингам его удалось снизить до 1,53 рубля. Также удалось продавить установление льготного периода до конца 2018 года. Плательщики сбора “Платон” освобождались от транспортного налога в течение 3 лет.

Но в настоящее время все преференции для грузоперевозчиков закончились, а митинги в стране путем изменения законодательства свели на нет. Тариф же “Платона” продолжают ежегодно повышать, а точнее индексировать на величину инфляции, благодаря чему в 2022 году он уже увеличился до 2,54 рубля.

В 2019 году “Платон” даже хотели внести в Налоговый кодекс и предусмотреть огромные штрафы за неуплату этого сбора, а также уголовную ответственность вплоть до тюремного заключения, но законодатели по какой-то причине решили отложить введение этого новшества.

Систему “Платон” на наших дорогах постоянно расширяют за счет включения в сеть федеральных дорог, с которых взимается сбор, ранее бесплатные трассы, повышая таким образом общие суммы сборов с перевозчиков.

Государственный ли “Платон”? Или куда уходят миллиарды, собранные на большой дороге

Несмотря на то что система “Платон” называется у нас государственной, о чем, в частности, написано на сайте Федерального дорожного агентства (Росавтодор) (https://rosavtodor.gov.ru/), оператором по сбору денег на дорогах страны, которые, по сути, должны идти в государственную казну, стала почему-то частная компания.

В 2014 году на основании распоряжения Правительства РФ № 1662-р (Подробнее ➤), подписанного Медведевым Д.А., между Росавтодором и неким Обществом с ограниченной ответственностью «РТ-Инвест транспортные системы» было заключено концессионное соглашение, дающее право этому ООО быть администратором взимания платы по системе “Платон”. Сам текст данного соглашения почему-то до сих пор засекречен.

То есть деньги, собранные с грузоперевозчиков, поступают не в бюджет страны, а на счет какого-то ООО, после чего эта компания, забирая часть сборов с дальнобойщиков себе в карман якобы за свои услуги, перечисляет оставшиеся деньги в бюджет, на которые уже потом и ремонтируются дороги. Интересная схема, не находите? Почему бы сразу не перечислять этот сбор в казну, без участия какого-то сомнительного общества с ограниченной ответственностью?

Сколько денег собирается с грузоперевозчиков, доходит ли из «Платона» хоть что-то до бюджета, какую именно часть этих денег забирает ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», этого никто точно не знает. В СМИ называются суммы не меньше 10 млрд рублей в год, которые «РТ-Инвест транспортные системы» оставляет в собственном кармане.

Кроме того, оказывается, владельцами самого ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» являются далеко не бедные люди. Об этом много писали в СМИ, в частности, приведу цитату издательства «ФедералПресс» (), которое делало собственное расследование по этому вопросу.

«Управляет «Платоном» малоизвестная компания «РТ-Инвест Транспортные системы». Между тем она заслуживает пристального внимания, равно как и стоящие за ней лица и структуры. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», 50 % ее уставного капитала принадлежит «РТ-Инвест», 23,5 % – Игорю Ротенбергу, 19 % – Андрею Шипелову и 7,5 % – Антону Замкову. В свою очередь «РТ-Инвест» – фирма, подконтрольная огромной государственной корпорации «Ростех» и Андрею Шипелову, прозванному «мусорным королем», – сообщает «ФедералПресс».

Почему за это заплатим снова мы

По расчетам владельцев грузового транспорта, общие расходы на «Платон» у них составляют примерно 15% затрат на горючее. Совершенно очевидно то, что поднявшиеся выше инфляции тарифы (на 8,55% ) наряду с ростом в начале года цен на солярку (на 10%) (об этом я писала здесь) грузоперевозчики будут компенсировать за счет роста цен на свои услуги, которую в последствии розничные продавцы переложат на стоимость всех продуктов питания и товаров повседневного спроса. И за все это в итоге заплатим мы с вами, конечные потребители. А значит, стоит в ближайшее время ждать очередной рост цен. Очевидно, что сильнее всего от всего этого пострадают опять же самые малоимущие слои населения, то есть потребители наиболее дешёвых и массовых продуктов питания.

READ
Расчет лимита остатка кассы на 2022 год

Некогда построенные на народные деньги дороги сейчас отданы в руки олигархам, которые под крылом самого государства продолжают сдирать с нас последнюю шкуру. Вот такой вот в России бизнес. на крови.

Дорогие читатели, мне очень важно ваше мнение по поводу прочитанной публикации.

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

Платон – система взимания платы с автомобилей

Платон система взимания платы с большегрузов за проезд по федеральным автодорогам. Платон расшифровывается как «плата за тонны», и обоснованием новых сборов является вред, который приносит автотрассам проезд по ним грузовиков тяжелее 12 тонн. В этом материале мы предлагаем вам небольшой обзор информации о системе Платон, которая уже освещалась на нашем сайте.

Как организована новая система оплаты дорог

С 16.11.2015 для любого большегруза в нашей стране должен быть оплачен по километражу его путь следования по федеральным дорогам РФ. Отправной точкой для запуска этого процесса стал закон «О внесении изменений в законодательство РФ» от 06.04.2011 № 68-ФЗ. Данным документом были изменены соответствующие статьи и нормы:

  • закона «Об автомобильных дорогах» от 08.11.2007 № 257-ФЗ;
  • Бюджетного кодекса РФ (утвержденного законом от 31.07.1998 № 145-ФЗ);
  • КоАП РФ (принятого Госдумой 20.12.2001).

Финальной точкой послужило постановление Правительства РФ «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам» от 14.06.2013 № 504. К моменту выхода постановления уже оформился механизм работы новой системы сбора платежей:

  • система взимания Платон привязана непосредственно к перемещающемуся большегрузу: с помощью специальных процедур и средств учета и контроля весь путь грузовика отражается в Платоне, и та его часть, что проходит по федеральным трассам, подлежит оплате. При этом не имеет значения ни принадлежность большегруза, ни даже страна его регистрации (иностранцы платят наравне с россиянами);
  • сбором платежей в Платоне занимается оператор системы. Он же перечисляет аккумулированные суммы в бюджет, а также получает за свою деятельность вознаграждение;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЯ! Платонсистема взимания платы в бюджет – контролируется частным оператором ООО «РТ-Инвест Транспортные средства». Данный факт привел в свое время даже к подаче отдельного судебного иска против системы.

  • организовано несколько способов контроля движения большегрузов. Если «неоплаченный» грузовик зафиксирован контрольными средствами на федеральной дороге — информация об этом направляется в ГИБДД, которая и налагает штраф в соответствии со ст. 12.21.3 КоАП РФ.

Как разобраться, следует ли платить в Платон за ваш большегруз, см. статью «Система Платон — какие машины под нее попадают?».

Когда и как уменьшить транспортный налог с большегруза на суммы, оплаченные в Платоне, см. «Транспортный налог и система Платон (нюансы)».

Как работает платежная система Платон

Работа в Платоне – системе взимания платы – с позиции плательщика выглядит так:

  • В первую очередь, если ваш автомобиль подходит под критерии платы за дороги, следует зарегистрироваться в системе оплаты Платон.
  • Затем, по общему правилу, до того как ваш большегруз отправится в путь, нужно:
    • внести на лицевой счет в Платоне предоплату за поездку (в настоящее время для тех, кто уже достаточное время зарегистрирован в системе и платит без нарушений, имеются варианты постоплатных расчетов, подробнее про них можно узнать на сайте Платона — http://platon.ru/ru/front-page/25-04-2016/5284/);
    • внести в систему запланированный маршрут большегруза либо оборудовать большегруз бортовым устройством Платона, которое будет передавать информацию о пути следования грузовика в систему.

    ВАЖНО! Бортовые устройства Платонсистемы взимания платы – должны предоставляться и монтироваться бесплатно.

    • Дальнейшие действия по расчету платежа и перечислению суммы в бюджет выполнит оператор. По расчетам и произведенным платежам плательщик может получить отчеты через личный кабинет. В том числе, эти расчеты можно использовать как подтверждающие документы для зачета сборов системы Платон в уплату транспортного налога в ФНС.

    Многие операции быстрее и эффективнее совершать через личный кабинет плательщика на сайте Платона.

    О том, как создать доступ в личный кабинет, узнайте из статьи «Система Платон — личный кабинет пользователя (нюансы)».

    Каких новшеств можно ожидать в ближайшем будущем

    В планах законодателей на сегодняшний день — внедрение аналога системы взимания платы Платон для автодорог региональной принадлежности.

    Кроме того, в самом Платоне совершенствуют и расширяют систему контроля за большегрузными «зайцами» — увеличивают количество контрольных рамок на трассах, количество специализированных патрульных автомобилей.

    Отдельным путем идет рассмотрение возможности объединения контрольных бортовых устройств различных типов в одно, многофункциональное. Но пока подобные предложения вызывают достаточное количество обоснованных возражений.

    Например, Минтранс против объединения ЭРА-ГЛОНАСС с какими бы то ни было другими устройствами, тем более с фискальными функциями. По мнению чиновников — ЭРА (экстренное реагирование при авариях) создавалась и предназначается для минимизации ущерба в первую очередь жизни и здоровью людей на дорогах. Объединение с тем же Платоном может снизить эффективность ЭРА.

    Больше информации о Платоне — в статье «Последние новости о системе Платон».

    Итоги

    Несмотря на изначальную спорность новой системы сборов за проезд по автодорогам федерального значения, несмотря на многочисленные попытки протестовать против нее — система Платон внедрилась в жизнь. По всей вероятности, теперь следует ожидать внедрения аналога Платона в регионах.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Как не платить штрафы за «Платон» в 2022 году

    Владельцу большегруза дешевле оплатить «Платон», чем штрафы. С помощью «Платона» государство собирает платежи с собственников фур, деньги уходят в бюджет на ремонт дорог. Если ездить по федеральным автотрассам и игнорировать «Платон», собственника оштрафуют за каждый день без оплаты. Рассказываем, какие бывают штрафы, как их отслеживать и как не платить за «Платон».

    Штраф для владельца фуры за езду без оплаты «Платона»

    от 5 до 10 тыс. руб.

    Статья 12.21.13 КоАП

    Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

    Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .

    Проверяем информацию о штрафах,
    пожалуйста, подождите несколько секунд

    Что такое «Платон» и как он работает в РФ

    Что это. «Платон» — система сбора платежей с владельцев машин тяжелее 12 тонн. С 2015 года собственники таких машин платят за каждый километр пути по федеральной автотрассе. Сборы поступают в бюджет, деньги расходуют на ремонт поврежденных магистралей, строительство новых дорог и мостов. Так государство компенсирует ущерб от фур.

    Стоимость отчислений для владельцев фур с 1 февраля 2021 года — 2,34 рубля за километр федеральной трассы.

    Это единый тариф для всех большегрузов, кроме военной техники, спецтехники и пассажирского транспорта. Он повышается на 4% каждый год.

    Как работает. Компания или частный собственник должны зарегистрировать себя и авто на сайте «Платона». Оплачивают проезд перед началом маршрута или прямо в процессе, с помощью электронного бортового устройства. Собранные деньги идут на строительство и реконструкцию дорог.

    Как оплатить «Платон»

    Использовать бортовое устройство. «Платон» выдает его бесплатно после регистрации и оформления договора — по одному на машину. Устройства крепят на лобовое стекло, на присоски или двусторонний скотч и подключают в прикуриватель. Устройство постоянно определяет местонахождение фуры через GPS и «Глонасс» и передает эти координаты в систему по мобильной связи. На устройстве видно сигнал и баланс расчетной записи.

    Владелец фуры переводит деньги на баланс, они списываются по мере движения. Если организация или собственник большегруза зарегистрированы в системе больше 2 месяцев и работают без долгов и штрафов, возможна постоплата — им разрешают платить не сразу, а на месяц позже.

    С устройством водителю не нужно оформлять маршрутную карту перед каждой поездкой. Но придется его установить, следить за работой и балансом. Если устройство разрядится, можно получить штраф. Дальше расскажем, что делать в таком случае и как оплатить штраф «Платон».

    Оформить маршрутную карту. Собственник фуры может заранее согласовать и оплатить будущий маршрут. Для этого он указывает дату, начальную и конечную точки маршрута. После этого система показывает цену — водитель платит банковской картой.

    Это сложнее, чем с бортовым устройством, зато не нужно заказывать оборудование, следить за его работоспособностью и балансом.

    В комплекте само бортовое устройство с индикаторами, крепления и сетевой провод для прикуривателя. Кадр из ролика «Платона» на YouTube

    В комплекте само бортовое устройство с индикаторами, крепления и сетевой провод для прикуривателя. Кадр из ролика «Платона» на YouTube

    Устройство крепят на лобовое стекло на присоски или скотч. На нем видно баланс, сеть и уровень заряда. Кадр из ролика «Платона» на YouTube

    Устройство крепят на лобовое стекло на присоски или скотч. На нем видно баланс, сеть и уровень заряда. Кадр из ролика «Платона» на YouTube

    Маршрутная карта — альтернатива бортовому устройству. В ней указывают дату и точки маршрута, после этого оплачивают будущий рейс

    Маршрутная карта — альтернатива бортовому устройству. В ней указывают дату и точки маршрута, после этого оплачивают будущий рейс

    Какой штраф за «Платон» установлен в 2022 году

    Если за «Платон» не заплатить, собственнику фуры придет штраф Ространснадзора — он похож на штраф ГИБДД. Оплату контролируют на рамках стационарного контроля и с помощью камер.

    За что штрафуют. Собственника большегруза оштрафуют, если машина выехала на маршрут:

    • с выключенным бортовым устройством;
    • с устройством, у которого истек сроком службы;
    • без денег на балансе и оформленной отсрочки;
    • с оформленной отсрочкой, но без оплаты в срок;
    • без устройства и маршрутной карты;
    • по другой трассе или в другом направлении, в нарушение маршрутной карты.

    Штраф за «Платон» для юридических лиц. Если машина больше 12 тонн едет по федеральной автотрассе без оплаты «Платона», штраф будет 5 тыс. руб.

    При повторном нарушении в течение года штраф в два раза выше — 10 тыс. рублей.

    Ространснадзор налагает штраф не больше одного раза в сутки. Постановление оформляют на собственника машины — организацию или частное лицо. Если машина принадлежит иностранному перевозчику, штраф получит лично водитель.

    Штраф за «Платон» для физических лиц. Для водителей, частных собственников и ИП суммы штрафа те же — 5 тыс. при первом нарушении, 10 тыс. руб. — при повторном.

    Оплата со скидкой. В первые 20 дней штрафы можно оплатить со скидкой 20%. Например, 2,5 тыс. вместо 5 тыс. руб.

    Что выгоднее — штраф или плата за «Платон». Штраф почти всегда выше платы за проезд. Например, большегруз едет из Владивостока в Москву, расстояние между городами — 9 014 км. За «Платон» придется заплатить 21 092 рубля:

    9014 × 2,34 = 21 092

    С учетом отдыха путь занимает 8 суток. Каждый день собственник фуры может получить по одному штрафу за неоплаченный проезд. Это 5 тыс. в первый раз, и по 10 тыс. руб. — в следующие. Общая сумма штрафов составит 75 тыс. рублей:

    5000 + 10 000 × 7 = 75 000

    При оплате в первые 20 дней можно погасить вполовину меньше — 37,5 тыс. руб. Это все равно почти в два раза больше, чем плата за «Платон».

    Штраф за «Платон» похож на постановления Госавтоинспекции. В нем есть фото нарушения, описание и данные собственника

    Штраф за «Платон» похож на постановления Госавтоинспекции. В нем есть фото нарушения, описание и данные собственника

    Несовершенство системы

    Бывает, что штраф за «Платон» получает грузоперевозчик, который исправно платил за проезд, или вообще посторонняя компания. Тогда доказывать свою правоту приходится в суде. Вот два примера из практики.

    Водитель не знал о неисправности устройства и получил штраф

    В Пермском крае бортовое устройство для работы с «Платоном» перестало передавать данные, но никак не показывало поломку. Водителя оштрафовали, и он обратился с жалобой в суд. В результате аппарат признали неисправным, штраф отменили.

    Нарушил арендатор, а штраф получил собственник

    В Красноярском крае на трассе камера зафиксировала тягач, ехавший без оплаты «Платона». Эта машина находилась в аренде. Правила нарушил водитель компании-арендатора, но штраф получила компания-владелец грузовика. Владелец пожаловался в суд. Судья первой инстанции отклонила жалобу. Дело в том, что в октябре 2019 года владельца уже штрафовали за неоплату «Платона» и судья решила, что это злостный нарушитель. Судья следующей инстанции отменил штраф.

    Что делать, чтобы не платить штрафы за «Платон»

    Рассказываем, как не платить за «Платон».

    Чтобы избежать штрафа, у владельца фуры есть два варианта — оформлять маршрутную карту перед каждой поездкой или поставить бортовое устройство и регулярно пополнять баланс.

    Оформить маршрутную карту перед выездом. Для этого зайдите в личный кабинет «Платона», откройте раздел «Маршрутные карты», создайте новую карту — в ней введите дату, точки маршрута и оплатите проезд.

    Установить бортовое устройство. Закажите устройство на сайте «Платона», прикрепите к лобовому стеклу и подключите в прикуриватель.

    Пополнить баланс перед выездом. Убедитесь, что на счете достаточно средств для оплаты проезда.

    Следить за исправностью устройства. Обращайте внимание на индикаторы: спутниковую и мобильную связь, питание.

    Что будет, если не платить штраф за «Платон». Этот штраф такой же, как и любой административный, необходимо оплатить в первые 70 дней со дня постановления. Если этого не сделать, штраф из Ространснадзора передадут в ФССП. Приставы вправе принудительно взыскать сумму штрафа со счета компании.

    Как отслеживать штрафы за «Платон» в транспортной организации

    На сайте Ространснадзора. Откройте страницу «Платона», найдите в нижней части кнопку «Проверить штрафы», нажмите на нее, выберите «Для юридического лица». Далее введите ИНН организации. Также штрафы можно проверить отдельно по каждой фуре — по регистрационным номерам.

    Проверка авто на штрафы ГИБДД.» . Сервис будет ежедневно проверять штрафы за вас и присылать отчеты. Все штрафы на транспорт организации, включая начисления ГИБДД, можно гасить единым платежом. Так вы сэкономите время своих сотрудников на ручную проверку и избежите наказаний за неоплаченные штрафы.

    Где и как проверить штрафы за «Платон»

    Рассказываем, как проверить штрафы за «Платон».

    На «Штрафах ГИБДД» — для физлиц . Если машина зарегистрирована на частного собственника, введите госномер, СТС и электронную почту. Вы увидите все штрафы моментально и без регистрации — за «Платон», от ГИБДД и судебных приставов. Далее вам будут приходить уведомления о новых штрафах.

    На сайте Ространснадзора. На странице «Платона» нажмите на кнопку «Проверить штрафы», выберите физлицо или юрлицо. Далее введите данные машины или организации.

    В уведомлениях на почте и в «Госуслугах». Постановления о штрафах приходят по обычной почте и в раздел «Госпочта» на сайт «Госуслуг». Но уведомления там легко пропустить, будьте внимательны. Чтобы смотреть штрафы за «Платон» в одном месте, проверяйте их на «Штрафах ГИБДД».

    Это полная информация на тему, где посмотреть штрафы за «Платон».

    На «Штрафах ГИБДД» взыскание за «Платон» видно по названию нарушения и организации, которая выписала постановление. Вот что будет, если не платить штраф за «Платон»

    На «Штрафах ГИБДД» взыскание за «Платон» видно по названию нарушения и организации, которая выписала постановление. Вот что будет, если не платить штраф за «Платон»

    Как обжаловать штрафы за «Платон» в РФ

    Рассказываем, как оспорить штраф за «Платон».

    Когда можно оспорить. Бывает, что собственник фуры оплачивает «Платон», но штраф все равно приходит из-за технической ошибки. Например:

    маршрут оплачен, но произошел сбой;

    пришел штраф на чужую машину;

    поступило два штрафа за одни сутки.

    Во всех этих случаях можно пожаловаться в Ространснадзор или суд в течение 10 дней с получения штрафа. Рассмотрим, как это сделать.

    Составить жалобу. Порядок такой: в шапке документа укажите адресата, свое ФИО и контактные данные. Опишите, кто и когда вынес штраф, укажите номер постановлению и статью КоАП. В заключение укажите, почему штраф должны отменить, и приложите доказательства. Это может быть оплаченная маршрутная карта или первый штраф за те же сутки.

    Пожаловаться в Ространснадзор. Это можно сделать:

    • лично. Приезжайте в ведомство по адресу: Москва, Петрозаводская улица, дом 32А;
    • в отделении почты. Отправьте заказное письмо на тот же адрес, на конверте дополнительно укажите индекс: 125475;
    • по электронной почте. Отправьте скан подписанной жалобы на cafap@ugadn77.ru;
    • на сайт Ространснадзора — там есть информация, как обжаловать штраф за «Платон». Найдите блок «Работа с обращениями» и нажмите «Написать». Далее поставьте галочку и кликните «Написать обращение», заполните форму.

    Пойти в суд. Если вы получите отказ, вы имеете право пойти в суд. Для этого рекомендуем воспользоваться услугами юриста.

    Что изменится в законах в феврале 2022 года

    Фото: Елена Верещака / ТАСС

    С 1 февраля материнский капитал будет проиндексирован на 8,4% — согласно фактической инфляции. Выплаты на первого ребенка увеличатся до 524 тыс. руб. (с 483,8 тыс. руб.), на второго — до 693 тыс. руб. (с 639,4 тыс. руб.).

    В той же пропорции проиндексируют федеральные выплаты, которые получают инвалиды, ветераны, ликвидаторы аварии в Чернобыле, Герои России и граждане, пострадавшие на производстве. Кроме того, будут проиндексированы пособия для семей с детьми.

    Страховую пенсию для неработающих пенсионеров проиндексируют выше уровня инфляции — на 8,6%. Закон будет иметь обратную силу: за январь произведут доплату в виде разницы между новой индексацией и уже произведенной в начале года (8,6% и 5,9%). Средний размер пенсии составит 18 984 руб. Мера коснется 30,8 млн граждан.

    С 1 февраля ЦБ вносит изменения в порядок расчета показателя долговой нагрузки (ПДН) заемщика, которые сделают расчетный ПДН для долгосрочных потребительских кредитов выше. Мера призвана ограничить предоставление банками займов закредитованным клиентам.

    Фото:Павел Бедняков / РИА Новости

    Защита от списания долга

    Сумма в размере прожиточного минимума при списании негосударственных долгов у гражданина будет оставаться неприкосновенной. Соответствующий закон вступает в силу 1 февраля. Должники получат возможность подать соответствующее заявление в службу исполнительных приставов.

    Тариф для большегрузов

    С 1 февраля тариф в системе «Платон» для грузовиков массой более 12 т за проезд по федеральным дорогам увеличится на 20 коп. и составит 2,54 руб. за 1 км.

    Алкоголь и табак

    С 8 февраля вырастут штрафы за производство алкогольной и табачной продукции без маркировки: они составят 30–50 тыс. руб. для должностных лиц (вместо 10–15 тыс. руб.) и 200–300 тыc. руб. для юрлиц (вместо 100–150 тыс. руб.) с конфискацией. За оборот такой продукции штрафы составят для граждан до 20 тыс. руб., для должностных лиц — до 50 тыс. руб., для юрлиц — до 500 тыс. руб.

    Кроме того, в КоАП добавлена статья о запрете перемещения табачной продукции без маркировки — для граждан штраф за нарушение составит от 15 тыс. до 25 тыс. руб. До такого же уровня поднимутся штрафы за перемещение немаркированной алкогольной продукции — с действовавшей ранее вилки 3–5 тыс. руб.

    С 1 февраля местные власти должны будут направлять в Росреестр данные об аварийных и подлежащих сносу домах, эти сведения будут внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Таким образом, покупатели квартир смогут увидеть эту информацию, запросив выписку из реестра.

    8 февраля вступят в силу поправки в УК, в соответствии с которыми пожизненное заключение будет предусмотрено для педофилов-рецидивистов, чьим жертвам было меньше 18 лет (а не меньше 14, как ранее), а также в случаях, если пострадали несколько детей или когда действия были сопряжены с совершением другого тяжкого или особо тяжкого преступления против личности.

    С 1 февраля возможность получить гектар земли в Арктике будет доступна всем россиянам независимо от места жительства. До этого воспользоваться программой могли только жители соответствующих регионов.

    Фото:Илья Тимин / ТАСС

    С 1 февраля для компаний вводятся штрафы за отсутствие систем автоматического контроля за выбросами загрязняющих веществ. Для юрлиц они могут составить до 200 тыс. руб., для должностных лиц — до 40 тыс. руб.

    Штрафы также грозят за несвоевременную передачу данных об источниках загрязнений, установку систем контроля с нарушениями и предоставление недостоверных сведений.

    Система Платон и транспортный налог в 2021 году

    Екатерина Соловьева

    Начало 2019 года ознаменовалось не только увеличением ставки НДС, изменения затронули и систему «Платон». Среди нововведений — отмена вычета по транспортному налогу на сумму платежей в систему. Рассказываем, как владельцам большегрузов избежать ошибок при расчете необходимых отчислений в бюджет и каким образом вернуть переплату, если она образовалась.

    Какой порядок взимания налогов с большегрузов действовал до 2021 года?

    До 31.12.2018 за собственниками большегрузного транспорта «закреплялись» два типа платежей:

    • отчисления в систему «Платон», за счет которой ремонтируются дороги;
    • региональный транспортный налог, направляемый на содержание дорог.

    Кроме того, владельцы автомобилей с разрешенной max массой более 12 тонн имели возможность снизить ТН на сумму, перечисленную в «Платон».

    Важно, что этим правом могли воспользоваться только собственники большегрузов, зарегистрированные в системе в качестве плательщиков ТН по данному транспортному средству (письмо налоговой службы от 11 июля 2018 года № БС-4-21/13355).

    Налоговый расчет строился на следующих правилах:

    1. Учет велся по каждому автомобилю отдельно. Нельзя было уменьшить суммы налога за один грузовик на сумму взносов, уплаченных за другое транспортное средство.
    2. Уменьшение бюджетных платежей допускалось только в случае, когда в отчетном году автомобиль «изъездил» авансовые взносы в систему.
    3. При превышении платежей в «Платон» начисленного налога, плательщик полностью освобождался от обязательства. Разницу между суммой взносов и транспортным налогом разрешалось учитывать в налоговой базе по прибыли.
    4. Если оплата сбора за вред дорогам была меньше налога, в бюджет уплачивали сумму, не покрытую за счет средств, израсходованных на «Платон».

    С 01 января 2019 года была отменена льгота, с помощью которой автовладельцы снижали сумму транспортного налога. Кроме того, нововведения усложнили учет расходов по «Платону». Чтобы иметь возможность включить их в общие затраты, потребуется отдельно учитывать платежи в систему.

    Отмена льготы по транспортному налогу: перспективы нововведения

    С 2019 год размер уплаченных платежей в систему «Платон» не имеет значения для целей расчета ТН. По новым правилам, плательщики обязаны уплачивать налоги за весь имеющийся транспорт в полном объеме (письмо ФНС № БС-4-21/5227@ от 22.03.2019).

    Таким образом, на всех владельцев большегрузов одновременно ложится обязанность по расчету и уплате авансовых платежей транспортного налога, а также оплата за проезд по федеральным трассам в систему «Платон».

    Важно!

    Статья 12.21.3 КоАП устанавливает ряд штрафов за неиспользование бортового устройства или за махинации с ним.

    Порядок учета платежей в «Платон» в составе расходов по налогу на прибыль

    Итак, мы уже сказали, что с 01.01.2019 отменен налоговый вычет, который ранее предоставлялся в размере платы в систему «Платон». Все суммы сейчас могут быть учтены в налогооблагаемой базе по прибыли в полном размере в составе прочих расходов.

    Правило касается не только тех, кто находится на общепринятой системе налогообложения, но и всех спецрежимников.

    Переплата по транспортному налогу

    Факт переплаты может быть обнаружен налоговой инспекцией или самим плательщиком. По результатам сверки с бюджетом издается акт, который фиксирует размер переплаты и источники ее возникновения.

    Для возврата денег потребуется предоставить контрольный расчет, первичные документы, доказательства уплаты авансовых платежей. После проверки документов ФНС примет решение о возврате или зачете. Однако при обнаружении задолженности или штрафов по иным налогам и сборам сумма излишне уплаченного ТН будет направлена на их погашение. К слову, о нюансах зачета переплаты по налогам мы подробно писали здесь.

    Изменение правил налогообложения и введение новых платежей породили путаницу в расчетах многих транспортных организаций. Зачастую бухгалтер не имеет знаний или времени вести раздельный учет. Кроме того, большинство штатных бухгалтеров всеми силами стараются избегать любого взаимодействия с налоговиками и предпочитают просто «забыть» о налоговой переплате, чтобы не связываться с ее возвратом.

    Среди клиентов 1C-WiseAdvice компании различных сфер, поэтому нам приходится рассчитывать не только «популярные» налоги, но и менее распространенные. Переплата тоже не проблема. Общение с налоговиками — ежедневный рутинный процесс, не представляющий для нас сложностей.

Ссылка на основную публикацию