Ухудшение жилищных условий: намеренное и ненамеренное

Намеренное ухудшение жилищных условий для получения права на субсидию

Зачастую для приобретения права встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане идут на умышленные действия, результатом которых является уменьшение площади жилья, приходящегося на одного члена семьи, ниже величины учетной нормы.

В частности, к этому широко прибегают:

  • военнослужащие, сотрудники других видов служб, которым полагается служебное жилое помещение по договору социального найма или в собственность;
  • молодые семьи для получения государственной субсидии на приобретение жилья в собственность;
  • другие социально незащищенные категории населения (многодетные, малоимущие семьи, воспитывающие детей-инвалидов), которым в соответствии с законом полагается бесплатное государственное жилье или земельный участок.

Результатом подобных действий может быть привлечение граждан к ответственности судом за мошенничество с государственными средствами и запрет для последующего приема таких лиц на учет в течение как минимум 5 лет.

Что считается намеренным ухудшением жилищных условий?

Какие же события принято принимать за ухудшение жилищных условий, и каким образом регулируются правовые отношения в жилищной сфере? Жилищный кодекс России от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ определяет только последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий — ст. 53 ЖК РФ.

Намеренное ухудшение жилищных условий по ЖК РФ

Данная статья не дает исчерпывающего объяснения этому явлению, поэтому в жилищной сфере действуют еще и разнообразные подзаконные акты, которые более подробно определяют, какие действия граждан нужно считать преднамеренными.

В общем случае действиями, которые привели к ухудшению жилищных условий, являются несколько общепринятых фактов:

  • операции купли-продажи, обмена, дарения, выделения пая, изменения в правах собственности владельцев и прочее;
  • фиктивный развод;
  • заселение несовершеннолетнего ребенка, родителей или других родственников, которые до этого проживали, были прописаны по другому адресу на территории России;
  • прописка по месту жительства, если ранее гражданин не состоял на учете о получении дополнительной жилплощади;
  • выход из жилищного кооператива с целью получения доли;
  • приведение жилого помещения или его части в нежилое;
  • невыполнение требований договора о пользовании жилплощадью, за которым последовало принудительное выселение гражданина.

И это еще далеко не полный список, который может расширяться и уточнятся ведомственными нормативными актами.

Достаточно интересным моментом в квартирном вопросе является обеспечение жилплощадью военнослужащих, регламентируемое Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Здесь также имеют место быть разные случаи намеренного ухудшения военнослужащими жилищных условий.

Последствия признания действий граждан ухудшением ЖУ

Законодательно определено наказание граждан, которые своими добровольными действиями ухудшают свои жилищные условия, в форме отказа на срок пять лет в регистрации органами местной власти как лиц, нуждающихся в дополнительной жилплощади. Возможно также привлечение к ответственности (административной, уголовной) за махинации с мерами государственной социальной поддержки.

Однако определение факта преднамеренности действий в случае постановки на учет в органах местной власти с целью улучшения своих условий проживания — дело достаточно тонкое и спорное — так как, нет определенного нормативного документа, который четко определили бы грань между:

Что относится к намеренному ухудшению жилищных условий?

Что относится к намеренному ухудшению жилищных условий?

15 лет назад, с 1 марта 2004 года был введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации. Именно тогда в статье 53 данного законодательного акта и появилось словосочетание «намеренное ухудшение жилищных условий».

READ
Раздел наследственного имущества, или как сохранить лицо

Правда, как это часто бывает, ни конкретного определения, ни случаев, подпадающих под данный термин, законодательство не устанавливает.

Что говорит закон

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Более-менее четко в статье 53 ЖК РФ определены:

  • условия, при которых применяется понятие «намеренное ухудшение жилищных условий». Под ним понимаются действия граждан с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении,
  • последствия совершения таких действий. Это возможность реализации такого права не ранее 5 лет со дня совершения указанных действий.

По причине того, что определение «намеренного ухудшения жилищных условий» в законодательстве отсутствует, вопрос о наличии либо отсутствии таковых действий рассматривается в каждом случае индивидуально с учетом конкретных обстоятельств дела. И, как правило, разрешать спорные ситуации практически всегда приходится судам (а как иначе – на то и нужны плохо проработанные законы, чтоб пополнять бюджет и не уменьшать поток судебных дел).

Так, действиями, отнесенными к намеренному ухудшению жилищных условий, судами в разное время признавались:

  • прекращение права собственности на жилое помещение (продажа, дарение и другие сделки, направленные на отчуждение жилья);
  • изменение статуса недвижимости (перевод из жилого помещения в нежилое);
  • отказ от заключения договора социального найма (когда предложенная квартира «не устраивает» нанимателей, хотя она соответствует всем требованиям законодательства);
  • действия, направленные на прекращение договора найма жилого помещения (одностороннее расторжение договора по инициативе нанимателя; невыполнение условий договора найма жилого помещения, повлекшее выселение граждан из данного жилого помещения, и т.п.);
  • выдел доли собственниками жилых помещений;
  • вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми, в результате чего доля общей площади жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего в нем, становится менее учетной нормы;
  • расторжение брака с целью получения жилья;
  • намеренная порча жилого помещения, в результате чего оно приводилось в непригодное для проживания состояние;
  • незаконные переустройство, перепланировка жилого помещения в целях уменьшения общего размера его площади;
  • изменение порядка пользования жилым помещением путем совершения сделок;
  • обмен занимаемого гражданином жилого помещения на жилое помещение меньшей площади.

Указанный перечень можно продолжать и продолжать.

Важно отметить, что далеко не все действия граждан, внешне соответствующие приведенному перечню, можно считать намеренными действиями, направленными на получение статуса нуждающихся в жилых помещениях.

Таковыми, например, не являются:

  • рождение в семье ребенка, вследствие чего доля общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, включая новорожденного, становится менее учетной нормы;
  • вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
  • вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей в жилые помещения в качестве членов семьи;
  • расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
  • возникновение проблем с жильем по причинам, не зависящим от заявителя (естественный износ жилища и признание жилого помещения, индивидуального дома или многоквартирного дома в целом аварийным, уничтожение жилища пожаром или иным чрезвычайным происшествием и т.д.);
  • признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
  • отказ от принятия наследства (если потенциальный наследник не проживает в жилище, которое впоследствии может наследовать), дара, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

Отдельные случаи, которые не считаются намеренными действиями, влекущими последствия, предусмотренные статьей 53 ЖК РФ, могут применяться к определенным категориям граждан Российской Федерации.

Так, применительно к военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, неприменимы к последствиям применения статьи 53 ЖК РФ следующие случаи:

  • сдача военнослужащим занимаемого им жилого помещения квартирным органам Минобороны России по прежнему месту службы в связи с переводом к новому месту службы;
  • подача увольняемым военнослужащим, обеспеченным жилым помещением по последнему месту службы, рапорта о предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения;
  • отказ увольняемого военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) от реализации выданного ему государственного жилищного сертификата;
  • отказ гражданина, поступившего на военную службу по контракту, от права пользования жилым помещением на правах члена семьи нанимателя по прежнему месту жительства со снятием с регистрационного учета в данном жилом помещении.
READ
Предъявлено обвинение в мошенничестве,справка для гаи

Вообще статья 53 ЖК РФ по своему характеру является императивной. То есть граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, по истечении 5 лет со дня их совершения принимаются на учет (а не “могут быть” приняты). Конечно, при этом они должны отвечать другим условиям признания их нуждающимися в получении жилых помещений.

Однако законом не урегулирован вопрос о совершении намеренных действий, связанных с ухудшением жилищных условий, гражданином, уже ранее признанным нуждающимся в жилом помещении и включенным в соответствующие списки. Например, гражданин в целях получения жилого помещения большей площади искусственно увеличивает состав своей семьи путем регистрации по своему адресу родственников (родителей, внуков, зятьев, невесток и др.). Должны ли вновь вселенные родственники учитываться при определении размера предоставляемого в подобном случае жилого помещения?

Прямого ответа на данный вопрос законодательство не предусматривает…

Составление претензий, исковых заявлений, жалоб, отзывов, возражений, ходатайств и других процессуальных документов. Консультирование по гражданским и административным вопросам. Представление интересов в судебных заседаниях. Договорная работа, разработка локальных актов, трудовые споры, Опыт работы: 7,5 лет в налоговых органах, 6 лет в управляющей организации (сфера ЖКХ). Имеется опыт судебной практики по вопросам взыскания задолженности, вреда здоровью, материального и морального вреда, в сфере защиты прав потребителей, по вопросам обжалования решений общих собраний, в области трудовых споров и др. Электронная почта pomjur@yandex.ru

Отказано в постановке на очередь на жилье

В конце 2014 года мой муж обратился в ГУФСИН России по Свердловской области с документами для постановки на очередь на жилье. Протоколом комиссии ФСИН было решено отказать в соответствии с ухудшением жилищных условий в 2013 году. Данное решение последовало из-за того, что муж был прописан в общежитии города, далее переименованного в специализированный жилищный фонд (22 кв. м). Такое жилое помещение мы не могли ни приватизировать, ни продать. В 2008 году мы с мужем зарегистрировали брак, жили по другому адресу. В общежитии он перестал жить еще за год до брака. Можно ли обжаловать данное решение Жилищной комиссии ФСИН г. Москвы? Или нам необходимо и дальше жить в маленькой квартире 38,5 кв. м вшестером еще пять лет?

READ
Реестр самозанятых граждан – 2022

Согласно п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” федеральной целевой программы “Жилище” на 2015-2022 годы”, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Одним из главных условий для участия является принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В свою очередь, согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Если вы намеренно ухудшили свои жилищные условия, в результате чего получили право встать на учет как нуждающиеся, то подобные действия могут быть признаны намеренным ухудшением жилищных условий, и вы можете быть признаны нуждающимися только спустя пять лет после намеренного ухудшения.

Однако, если на момент изменения места регистрации вы уже удовлетворяли критериям, необходимым для признания вас нуждающимися в улучшении жилищных условий, то изменение места регистрации не может быть признано намеренным ухудшением жилищных условий.

Обжаловать решение жилищной комиссии вы имели право и должны были это сделать. Однако согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства (КАС РФ применяется с 15 сентября 2015 г., до этой даты применялась ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ) административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 5, 7, 8 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

READ
Плохой ремонт автомобиля

Намеренное ухудшение жилищных условий


ВВЕДЕНИЕ

Вы — намеренно ухудшили свои жилищные условия.
Это — любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста. Это — как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции.

Поучаствовал в приватизации? — Ухудшил! Намеренно!!
Продал — подарил? — Еще худшее, ещё намереннее.
Выкидываем из очереди! Через пять лет — поставим снова, но в самый конец!
Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

«Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

КОММЕНТАРИИ
Если вы попытаетесь расширить свои знания в области намеренного ухудшения жилищных условий, используя опубликованные комментарии к жилищному законодательству, то будете неприятно удивлены. В худшем случае это будет «пересказ своими словами» (лохотронистый, но, видимо, коммерчески очень успешный вид издания дорогостоящих комментариев), а в лучшем случае – кочуемая из комментария к комментарию цитата (как правило, без ссылок) из Грудцыной Л.Ю.[1]

1) они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

3) эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);

4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.

Особое внимание обратим на тезис № 2: какие-либо действия можно признать намеренным ухудшением только тогда, когда гражданин не состоит на учёте. Это совершенно справедливо, так как если гражданин уже состоит на учёте нуждающихся, то любые его действия необходимо оценивать не по ст. 53, а уже по части 8 ст. 57 ЖК РФ (подробнее об этом – чуть ниже).

И, наконец, наиболее «продвинутые» комментарии всё-таки дают ссылку на правовую позицию, изложенную в Постановление Конституционного суда РФ[2]:

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Надо сказать, что данная правовая позиция имеет необыкновенно важное значение. Дело в том, субъекты РФ, а также министерства, вправе принимать нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия, признаваемые (или не признаваемые) намеренным ухудшением жилищных условий. И хотя, в целом, они во многом похожи, всё-таки тенденция «кто в лес, кто – по дрова» — явно прослеживается. Но главное заключается в том, что в большинстве случаев эти самые условия никак не соответствуют правовой позиции, изложенной КС РФ, а значит, для нас, для адвокатов,есть непаханое поле для работы.

Для примера возьмём закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», где в статье 10 установлено, в частности, что:
«Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:
… — вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве»
Давайте построим эту тяжёлую для восприятия фразу попроще:
Если супруг(а) ранее не была принята на жилищный учёт, то его/её вселение является намеренным ухудшением жилищных условий.

READ
Копия ордера на квартиру где получить

Абсурдность этого правила очевидна. Возьмём весьма распространённую ситуацию: гражданин проживает в квартире своих родителей, собственности не имеет, но является членом семьи собственника, на каждого приходится более учётной нормы – он не может быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения и принят на учёт. Далее вступление в брак, где супруг имеет в собственности жильё, также не имеет права быть принятым на учёт, но после вселения супруга приходящаяся на каждого площадь становится меньше учётной. Можно ли вселение одного супруга к другому считать «умышленными действиями с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий»?

Но выход есть. Ниже приводится интересная позиция Верховного Суда РФ[3]:

«Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также учитывает следующее.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О (далее следуют вышеприведённые цитаты)…

Из содержания искового заявления следует, что после заключения брака Рыбкина В.П. и Рыбкин В.И. пришли к выводу о том, что проживание и ведение совместного хозяйства целесообразно в квартире, в которой проживает Рыбкина В.П., площадью 56.1 кв. метров). При этом они исходили из того, что данная квартира является трехкомнатной, то есть позволяет семье Рыбкиных, семье Хорошавиных, а также совершеннолетней Хорошавиной Е.П. проживать в изолированных жилых помещениях, в то время как квартира, в которой проживал Рыбкин В.И. ( площадью 51,6 кв. метров), является двухкомнатной, что исключает возможность истцам, Рыбкину И.Я. и Рыбкину М.И. проживать в изолированных жилых помещениях.

READ
Что делать при наложении границ земельных участков?

Таким образом, следует признать разумными, добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства действия Рыбкина В.И. по вселению в квартиру N и регистрации в ней.

[1] (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147).
[2] Определение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О
[3] Определение Верховного Суда РФ от 15 марта 2011 г. N 5-В10-102

Продолжение следует.


АНОНС
!Во второй части статьи (публикация – 23 января) будут рассмотрены вопросы:
1. Почему при определении намеренного ухудшения жилищных условий не обойтись без математики.
2. Методика определения намеренного ухудшения жилищных условий.
3. Разграничение правовых последствий статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ — наглядная таблица.

Намеренное и ненамеренное ухудшение жилищных условий.

Согласно статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации: граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В формулировке отказов в постановке на очередь факт намеренного ухудшения жилищных условий прослеживается наиболее часто, что подтверждается практикой жилищных комиссий муниципальных образований. Итак, закон устанавливает последствия намеренного ухудшения жилищных условий, однако не разъясняет, что же именно понимать под «намеренным ухудшением». Это обстоятельство создает богатую почву для «вольного толкования» данной нормы органами местного самоуправления, что нередко приводит к необоснованным отказам в постановке на очередь и в конечном итоге к судебному разбирательству.

Анализ практической деятельности жилищных комиссий позволяет достаточно четко разграничить примеры намеренного и ненамеренного ухудшения жилищных условий.

Классические примеры намеренного ухудшения жилищных условий:

1) Брат дарит дом своей двоюродной сестре, которая зарегистрирована и проживает в другом городе и спустя неделю подает заявление о постановке его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

READ
Если зарплата меньше прожиточного минимума

2) Собственник жилого дома площадью, в несколько раз превышающей принятую в муниципальном образовании учетную норму вселяет в данный дом своих племянников, друзей знакомых и т.д. до тех пор, пока площадь дома не станет менее учетной нормы на одного проживающего и сразу же подает заявлении о признании его нуждающимся в жилье.

3) Сын, зарегистрированный в квартире, принадлежащей на праве собственности его матери и проживающий в ней в качестве члена ее семьи, регистрируется в принадлежащей ему комнате в общежитии площадью менее учетной нормы и подает заявление о постановке его на очередь.

4) Дедушка дарит квартиру своему внуку и спустя год подает заявление в жилищную комиссию о постановке его на очередь.

Таким образом: основополагающими являются действия самих граждан, которые привели к ухудшению жилищной ситуации.

Нередко бывает, что жилищные условия были ухудшены не самими гражданами, а иными лицами. Например, в случае, когда собственник жилья выселяет проживающих совместно с ним граждан через суд. Или наоборот вселяет кого – либо, в результате жилищная ситуация граждан, проживающих совместно с ним ухудшается. Очевидно, что в данном случае нельзя считать эти действия намеренным ухудшением жилищных условий. В данных случаях граждане не сами совершают действия по ухудшению жилищных условий и никак не могут повлиять на эти события.

Встречаются и случаи ненамеренного ухудшения жилищных условий. Классическими примерами ненамеренного ухудшения жилищной ситуации, например, являются: переезд одного из супругов к другому после регистрации брака, рождение ребенка и многие другие. По смыслу своему семья предполагает совместное проживание, поэтому регистрацию одного супруга по адресу другого нельзя расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, равно как и рождение детей.

Четкая позиция по вопросу намеренного или ненамеренного ухудшения жилищных условий изложена в решениях высших судов Российской Федерации. Так Верховный суд Российской Федерации в своем Определении от 15.03.2011 по делу № 5 – В10 – 102 четко указывает, что действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях. Причем, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации совершение действий по ухудшению жилищных условий препятствует принятию на учет только тех граждан, которые совершили эти действия. Права иных граждан быть принятыми и состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при наличии к тому предусмотренных законом оснований не могут быть ограничены в связи с совершением кем бы то ни было действий по ухудшению жилищных условий.

READ
Типовой образец договора купли-продажи доли в ООО

Таким образом, намеренное на первый взгляд ухудшение жилищных условий далеко не всегда намеренно.

Как следует из Определения Конституционного суда от 19.04.2007 N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации»: ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Следует отметить, что согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: обязанности по доказыванию законности обжалуемых постановлений органов местного самоуправления, возлагается на эти органы. Таким образом если дело дойдет до судебного разбирательства: факт намеренного ухудшения жилищных условий гражданами должен быть доказан органами местного самоуправления.

Что такое намеренное ухудшение жилищных условий?

Что такое намеренное ухудшение жилищных условий?

Многие граждане желают улучшить свои жилищные условия, но, не имея личных средств для покупки квартиры большей площади, часто идут на различные ухищрения.

Для того, чтобы встать на учёт как нуждающаяся в жилье семья, иногда приходится умышленно ухудшать свои жилищные условия.

Такое правовое понятие получило отражение в 2005 году в положениях Жилищного Кодекса. Намеренное ухудшение жилищных условий – это умышленные действия со стороны граждан, которыми они специально меняют в худшую сторону свой жилищный статус и статус нуждаемости.

Конституционный суд страны даёт четкие пояснения относительно того, что может быть признано намеренным ухудшением жилищных условий, а что – нет. Так или иначе любое такое действие ведёт к наступлению определенных юридических последствий, которые иногда являются очень далекими от ожидаемых.

Ухудшение жилищных условий: основные моменты

Ухудшение жилищных условий: основные моменты

Ст. 53 Жилищного Кодекса страны регламентирует последствия намеренного ухудшения жилищных условий. Что считается ухудшением жилищных условий, она не отражает. Более развёрнуто данное понятие отражено в определении Конституционного суда РФ № 258-В О-О.

По закону намеренные действия по ухудшению жилищных условий – это действия, осуществляемые на протяжении некоторого времени субъектом правоотношений, повлёкшие за собой искусственное ухудшение жилищных условий. Эти действия вынуждают государственные или муниципальные власти вмешаться в жизнь субъекта для выделения ему жилой площади из местного жилищного фонда.

Чтобы получить жильё, гражданин должен приобрести статус нуждающегося и встать на очередь в муниципалитет. Как правило, таких желающих огромное множество. Муниципалитет не справляется с задачей обеспечения жильем всех нуждающихся.

Намеренные действия такого характера не всегда могут однозначно трактоваться. Что такое – эти намеренные действия, четко ни в одном нормативно-правовом акте не указано. Что не является намеренным ухудшением жилищных условий, также в законах не прописано. В итоге каждый конкретный спор по этому вопросу решается в суде.

READ
Если зарплата меньше прожиточного минимума

К признакам таких намеренных действий можно отнести:

  • в результате этих целенаправленных действий граждане встали на учёт как нуждающаяся семья;
  • первоначально до осуществления данных действий гражданин не состоял на учете как нуждающийся в жилье;
  • гражданин имеет конкретный умысел в виде сформированной цели;
  • ухудшение жилищных условий влечёт за собой участие государственных органов, принимающих решение о выделении жилья.

Специально созданное ухудшение жилищных условий предполагает снижение учетной нормы жилья на одного субъекта правоотношений.

Примеры намеренных действий

На основании сформированной судебной практики по решению такого вопроса как намеренное ухудшение жилищных условий можно сделать вывод о том, какие действия могут быть признаны умышленными.

К примерам ухудшения жилищных условий можно отнести:

Так, к примеру, бюджетники, в жилой площади которых прописано большое число родственников, могут рассчитывать на получение денежной субсидии на улучшение жилищных условий.

Военнослужащие

Имело ли место быть намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих решает Военсуд. Принимает решение он на основании Приказа № 1280 Министерства обороны страны от 30 сентября 2010 года.

Для военнослужащих намеренными действиями будут признаны:

Является ли намеренным ухудшением жилищных условий развод, будет решать суд. Если развод имеет фиктивный характер для выделения отдельных долей, эти действия будут признаны умышленными.

Не будет признаваться намеренным ухудшением жилищных условий признание объекта недвижимости аварийным.

Семья и дети

В отношении молодых семей в качестве умышленных действий по ухудшению жилищного положения также будут признаваться незаконные прописки родственников, фиктивные разводы или специально созданные сделки по отчуждению имущества.

Семья и дети

Прописка ребёнка по месту жительства одного из родителей не является ухудшением жилищных условий.

Является ли ухудшением жилищных условий прописка жены к мужу? Эти действия будут признаны законными и никак не влияющими на жилищный статус граждан, если ими не будут прямо нарушены законодательные нормы.

Многих также интересует, является ли ухудшением жилищных условий выписка из квартиры родителей? Нет, не является. В случае любой выписки граждан увеличивается норматив жилого помещения на остальных членов семьи.

Действия, не признаваемые намеренными

Не могут трактоваться как умышленные следующие действия граждан в отношении своего жилья:

  • прописка несовершеннолетних детей у родителей;
  • законная прописка близких родственников;
  • временная регистрация любых жильцов;
  • отказ от квартиры одариваемого или отказ от соблюдения условий дарственной дарителем;
  • признание судом сделки с недвижимостью незаконной;
  • расторжение договора ренты с возвратом жилья по решению получателя.

Отказ от приватизации и отказ от наследства также не будут признаваться намеренными действиями по ухудшению жилищного положения гражданина.

Наследство в этом случае рассматривается как дар. Гражданин вправе добровольно принимать решение о принятии наследства или приватизации социального жилья. Его решение никак не повлияет на жилищный статус.

Отказ от наследства будет окончательным, в дальнейшем восстановить пропущенный срок и получить наследство спустя много лет уже не получится. Передумать в этом случае гражданин уже не сможет, отказ будет оформляться документально.

Последствия ухудшения условий жизни

Последствия ухудшения условий жизни

Ст. 53 ЖК РФ регламентирует последствия намеренных действий граждан по ухудшению своих жилищных условий.

READ
Раздел наследственного имущества, или как сохранить лицо

На 2022 год действуют два основных правовых последствия в отношении тех граждан, для которых будет доказан факт совершения ими преднамеренных действий.

К ним относятся:

  1. Отказ в постановке на учёт в качестве нуждающихся субъектов.
  2. Повторная постановка на учёт таких граждан может иметь место быть только по прошествии срока в 5 лет после совершения противоправных действий.

По ст. 56 ЖК РФ основаниями для снятия с учета нуждающихся являются предоставление неверных или заведомо ложных сведений, на основании которых было принято решение о постановке на учёт.

Кроме того противоправные действия со стороны должностных лиц муниципалитета, выявленные в ходе проверок, тоже будут являться основаниями снятия с учета нуждающихся граждан.

Как встать на учёт нуждающемуся?

Право на постановку на учёт в качестве нуждающегося могут получить по закону только те граждане, кто признан органами социальной защиты малоимущим.

Для приобретения статуса малоимущего в расчёт берётся средний заработок гражданина за предыдущие три месяца в определённой семье.

Органы социальной защиты для оформления статуса малоимущего гражданина проводят следующие расчеты:

  • суммарный доход за три месяца делится на 3 для определения среднего заработка в месяц;
  • полученный показатель делится на количество членов семьи;
  • окончательная сумма сравнивается в прожиточным минимумом, утвержденным на территории субъекта страны.

Для постановки на учёт нуждающаяся семья должна предоставить определённый набор документов и написать заявление. Граждане, получившие инвалидность, и семьи с детьми-инвалидами имеют привилегированное право постановки на учёт в качестве нуждающихся.

Некоторые из инвалидов имеют право даже получить дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты, даже если будет превышена учетная норма.

Примеры из судебной практики

Примеры из судебной практики

Судебная практика по вопросам определения действий граждан в виде намеренных по ухудшению жилищных условий довольно разнообразна.

Конституционный суд в своих разъяснениях говорит о том, что намеренные действия должны характеризоваться двумя признаками:

  1. Умыслом.
  2. Искусственным характером действий.

Переезд недееспособных родителей к детям не может быть нарушением вне зависимости от наличия недвижимости в их собственности.

Для военнослужащих действует сомнительное правило относительно женитьбы только на дамах без постоянной прописки и собственного жилья. Эта позиция является сомнительной с точки зрения многих факторов. Это ущемление прав на свободный брак, который никак не должен быть связан с жилищными вопросами.

Конституционный суд говорит также о том, что каждый конкретный случай такой ситуации должен рассматриваться индивидуально в суде с учетом всех намерений и скрытых мотивов действий этих субъектов.

Если женщина сразу перед вступлением в брак продаёт своё жильё, ее молодая семья не будет терять право на улучшение жилищных условий. Все ее действия до брака не могут быть признаны судом умышленными ухудшениями жилищных условий.

Намеренное ухудшение жилищных условий – это умышленные действия со стороны гражданина, которыми он пытается приобрести статус нуждающегося в жильё незаконно. Эти действия могут стать препятствием в постановке на учёт в будущем, поскольку при наличии доказательства предумышленности действий ещё на протяжении 5 лет он не сможет встать в очередь на новое жильё.

Ссылка на основную публикацию