На каком основании? Внеплановые проверки в 2022 году
Мораторий на проверки бизнеса в 2022 году продлен. Является ли это стопроцентной гарантией того, что контролирующие органы не нагрянут с проверкой? Нет, не является. На каком основании могут прийти с внеплановой проверкой в 2022 году? Что такое инспекционный визит – новый формат контроля бизнеса, который может стать альтернативой проверке и будут введен с 1 июля 2022 года? Подробнее об этом в нашей статье.
Мораторий с множеством оговорок.
В России в конце ноября 2022 года был продлен мораторий на весь 2022 год на проверки для бизнеса. Такими заголовками пестрила пресса, однако этот вопрос требует пояснений. Важно знать, что не все проверки отменены, и не для всех. Например, для компаний, деятельность которых (или используемые производственные объекты в ходе этой деятельности) отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, сохранены как плановые, так и внеплановые проверки. Также не освободили от проверок участников бюджетного процесса, государственных, муниципальных бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Любопытная цифра:
90% российских компаний, к которым приходят с проверкой, признаются нарушителями.
На весь 2022 год наложен мораторий на проведение плановых проверок со стороны контрольно-надзорных органов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако и для МСП мораторий является мерой поддержки с множеством оговорок.
Внеплановые проверки в отношении МСП могут проводить при ряде условий, например, при создании угрозы для жизни. В 2022 году к перечню разрешительных причин для внеплановой проверки добавилось несколько новых. Например, в 2022 году, на основании Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2022 г. № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год, проведения проверок в 2022 году…» могут нагрянуть с внеплановой проверкой из-за получения административного наказания в связи с совершением грубого правонарушения, административного наказания из-за дисквалификации или приостановки деятельности предприятия.
Какие малые и средние предприятия освобождены от проверок:
запрет распространяется на юрлица и ИП, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства,
некоммерческие организации, среднесписочная численность сотрудников которых за предыдущий год не превышает 200 человек (исключением являются политические партии и некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).
От каких проверок НЕ освобождены МСП:
внеплановые проверки, основаниями для которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры,
внеплановые проверки, цель которых – проверка исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан,
внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя,
внеплановые проверки, проводимые на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,
внеплановые проверки, проводимые на основании привлечении к административной ответственности в связи с совершением грубого правонарушения,
внеплановые проверки, проводимые на основании дисквалификации или приостановки деятельности,
внеплановые проверки, призванные удостовериться в правильности сведений, указанных в документах на получение лицензии,
внеплановые проверки, назначенные в целях возобновления действия лицензии, призванные проверить устранение фактов, послуживших причиной приостановки действия лицензии.
В плане на 2022 год – сотни тысяч проверок.
500 тысяч проверок заявили различные контролирующие органы на согласование Генпрокуратуры. Генпрокуратурой было согласовано около 400 тысяч проверок на 2022 год.
Как рассказал в интервью «Российской газете» начальник управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генпрокуратуры Артем Кононенко, в 2022 году прокуроры исключили из сводного плана более половины запланированных контролерами мероприятий – почти 200 тысяч, снизив их число до исторического минимума в 170 тысяч.
Предупредят о проверке или придут «как снег на голову» .
Провести внеплановую выездную проверку контролирующий орган не может своевольно, он обязан получить разрешение на ее проведение в прокуратуре. Согласно ст. 10 закона о защите прав юрлиц и ИП, внеплановая выездная проверка может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юрлица или ИП.
Уведомят ли заранее о внеплановой проверке?
- Должны уведомить за 24 часа. О проведении внеплановой выездной проверки в 2022 году юрлицо или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля, орган муниципального контроля должен уведомить не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Уведомить контролирующий орган имеет право любым удобным для него способом, например, через электронный документ, письмом на электронную почту предприятия, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью. Если, конечно, такой адрес указан в едином государственном реестре юридических лиц или в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, или же электронный адрес был ранее указан в выходных данных предприятия в отчетности или других материалах для контролирующего органа.
- Не уведомят, если… Уведомление о проверке не предусмотрено в двух случаях:
- если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейным предметам и коллекциям,
- в результате действий предприятия возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Проверки в форме визита.
Кроме того, с 2022 года вводятся новые формы контроля в ходе проверки.
- Во-первых, законодательно установлено, что проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2022 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио или видеосвязи.
- Во-вторых, принято решение, что со второй половины 2022 года плановая проверка может быть заменена инспекционным визитом. Как гласит пункт 2 Постановления № 1969 от 30 ноября 2022 года, органом государственного контроля после 1 июля 2022 года может быть принято решение о проведении вместо плановой выездной проверки инспекционного визита. Такое решение должно быть принято не позже чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки, включенной в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год.
- В-третьих, о проведении инспекционного визита вместо плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в течение 10 рабочих дней после принятия решения о замене проверки на инспекционный визит.
В чем ключевое отличие инспекционного визита от классической проверки? Такой визит, согласно закону о госконтроле, не может превышать один рабочий день. Это своего рода экспресс-проверка. Однако, как предупреждают многие эксперты, не стоит расслабляться. Ведь довольно большое число проверок – это проверки налоговые, а в отношении налоговых проверок инспекционный визит не распространяется. В ФЗ №248-ФЗ о госконтроле, в статье 2 под названием «Сфера применения» сказано, что положения настоящего ФЗ не применяются к организации и осуществлению следующих видов государственного контроля: налогового контроля, валютного контроля, таможенного контроля.
Как оценить вероятность проверки?
Чтобы не столкнуться в дверях с внеплановыми проверяющими, лучше всего работать на опережение. Исключить все факторы, которые могут сделать такую проверку возможной. Эти факторы мы перечислили в статье выше.
Вероятность проверки можно оценить с помощью СБИС Оценка налоговых рисков. Кроме того, с помощью СБИС можно не только оценить риск налоговой проверки, но и снизить до минимума ее вероятность. СБИС поможет правильно выбрать систему налогообложения, грамотно и своевременно вести и сдавать отчетность, а также иметь под рукой инструменты самопроверки, которые позволят оценивать ситуацию в компании в вопросе налогообложения.
СБИС Сверка проведет сверку с бюджетом и выявит все расхождения, проверит все данные по счетам-фактурам со всеми контрагентами, обеспечит контроль над расхождениями начислений и уплаты НДФЛ, проверит РСВ по алгоритму госорганов и поможет сдать его с первого раза. СБИС обезопасит вас от дополнительных штрафов и пени, снизит риск доначислений.
О том, как уберечь предприятие от внеплановой проверки с помощью СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.
Как проводятся внеплановые налоговые проверки
Первые осуществляются фискальным органом без выхода на территорию организации на основании ранее сданных деклараций и расчетов. Такие ревизии проводятся в полуавтоматическом режиме, иногда налогоплательщик может и не догадываться, что его проверяют.
Второй тип проверок проводится на основании решения начальника ИФНС или его заместителя в офисе организации. Как правило, о своем визите налоговики не сообщают заранее, однако такие проверки проводятся в отношении организаций заранее включенных в план выездных проверок на текущей период. Список организаций, в отношении которых планируется выездная налоговики предпочитают держать в секрете, полагаясь на фактор внезапности. И все же по ряду признаков фирма может с большой долей вероятности спрогнозировать встречу с представителями фискальных органов.
В исключительных случаях, выездная проверка может проводится в отношении фирмы, не включенной в заранее утвержденный план. Такая ревизия называется внеплановой. Ее назначение спрогнозировать сложнее, а значит, и времени для подготовки у организации не будет вовсе.
Внеплановая налоговая основания для проведения
НК РФ упоминает только одно основание для проведения внеплановой налоговой проверки — ликвидация или реорганизация компании. В этом случае вопрос о ее целесообразности решается исходя из имеющихся у инспекции сведений о данной фирме, а также данных ее ликвидационного баланса или передаточного акта. Если деятельность компании не вызывает претензий контролирующего уплату налогов органа (нет долгов перед государством, фирма не была замечена в применении сомнительных методов налоговой оптимизации), то ревизия может и не назначаться.
Однако, фирмам, которые не планируют прекращение деятельности или реорганизацию не стоит расслабляться. В Законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, регулирующем порядок защиты бизнеса при проведении государственного и муниципального контроля, перечислен ряд случаев, когда в отношении организации или предпринимателя могут проводиться внеплановые ревизии.
Большинство перечисленных в законе ситуаций относится к проверкам, осуществляемым такими органами, как различные пожарные, технические, санитарные, трудовые инспекции, органами, отвечающими за сохранность ценностей культуры и искусства.
Применительно к налоговым правоотношениям следует обратить внимание на возможность поведения внеплановой ревизии в случае:
- получения обоснованной жалобы гражданина или организации на несоблюдение законодательства в сфере налогов и сборов
- предписания прокуратуры по поступившим к ней материалам и обращениям.
В письме от 30 мая 2017 № ЕД-2-15/678@ ФНС разъясняет, что внеплановая выездная проверка налоговой может проводиться в случае получения от граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства организациями и физическими лицами.
Налоговая проверка организации: особенности внеплановых ревизий
Особенностью внеплановых ревизий является так называемая предварительная проверка. Она актуальна в случаях, когда основанием для контрольных мероприятий служит обращение «недоброжелателей» или запрос из прокуратуры.
На этом этапе ИФНС вправе:
- Запросить у лица, направившего сообщение о нарушении, дополнительные пояснения и доказательства
- Проанализировать имеющиеся в распоряжении инспекции сведения и информации о проверяемом лице
- Провести контрольные мероприятия по данному вопросу без взаимодействия с проверяемым лицом (например, осуществить «выход по адресу», дабы зафиксировать факт отсутствия лица в данном месте)
- Запросить у лица, в отношении которого поступил «сигнал», представить свои пояснения
В остальном порядок проведения плановых и внеплановых ревизий аналогичен. Процедура начинается с вынесения начальников инспекции или его заместителем решения о проведении проверки, в котором в обязательном порядке указывается:
- налоги, которые будут проверяться
- временной период
- ФИО и должности чиновников, участвующих в контрольных мероприятиях. Обязательно указывается руководитель группы. Если в предполагается участие в ревизии сотрудников правоохранительных органов, об этом также должно быть указано в решении.
- Запрос документов (информации) у проверяемого лица, его контрагентов и иных лиц (банков, лицензирующих органов, саморегулируемых организаций и т.д.);
- Получения банковских выписок лица, в отношении которого проводится проверка, а также его контрагентов по цепочке;
- Проведения осмотров территории (офиса, склада, производственных помещений и т.д.)
- Выемка предметов и материалов;
- Получения свидетельских показаний. В качестве свидетелей могут вызываться не только директор и бухгалтер проверяемой фирмы, но и действующие и особенно бывшие сотрудники; директора и учредители контрагентов; любые лица, которые способны сообщить чиновникам необходимую информацию;
- Проведение экспертиз и привлечение специалистов. Чаще всего проводятся экспертизы оценки стоимости объектов недвижимости и подлинности подписи.
Когда проверка приостановлена проводить контрольные мероприятия запрещено, но как правило, это время активно используется для анализа уже полученных документов и информации.
Заканчивается ревизия составлением справки и акта. В акте фиксируются все обнаруженные нарушения.
Если налогоплательщик не согласен с выводами акта и имеет достаточное количество доказательств для их опровержения он имеет возможность подать возражения, которые вместе с актом рассматриваются начальником ИФНС и учитываются при принятии итогового решения по проверке.
Как понять, что грядет налоговая проверка?
Спрогнозировать назначение внеплановой ревизии очень сложно. Однако если принято решение закрыть бизнес или изменить его структуру, нужно заранее быть готовыми к назначению проверки. И хотя налоговики не проверяют абсолютно все компании, которые находятся в процессе ликвидации или реорганизации, риск попасть под контрольные мероприятия высок.
Наличие острого конфликта с контрагентом, клиентов или конкурентом также может послужить толчком к ревизии, если обиженная сторона сообщит о нарушениях закона с вашей стороны в контролирующие органы, например, в прокуратуру или в вышестоящий налоговый орган.
Как избежать внеплановой налоговой проверки?
Попытаться уклониться от ревизии можно на стадии предварительной проверки, если ИФНС запросит у вас пояснения по полученному «сигналу». Ни в коем случае нельзя игнорировать запрос чиновников. По возможности следует представить документы, свидетельствующие о вашей невиновности. Если чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, лучше обратиться к помощи профессиональных консультантов. Они помогут грамотно составить пояснения, а при необходимости посетят вместе с вами ИФНС для дачи устных пояснений.
Что делать, если в дверь постучал налоговый инспектор?
Учитывая внезапность и трудность прогнозирования внеплановой ревизии, есть ряд советов, которые помогут компаниям и предпринимателям не допустить серьезных промахов в самом начале.
Проверяющие делают ставку на неожиданность своего появления, рассчитывая застать вас врасплох и получить таким образом больше информации.
Первое и самое главное, необходимо успокоиться. Уверенность руководителя будет благоприятно влиять как на сотрудников, так и покажет проверяющим, что вам нечего бояться.
Следует заранее ознакомиться с правилами проведения проверок, правами проверяющих и вашими правами. Это позволит не допустить превышения чиновниками их полномочий, и не сделать их достоянием лишние материалы и информацию.
Необходимо внимательно ознакомиться с решением о проверки, проверить личность пришедших в гости контролеров. Убедиться, что данные лица действительно являются сотрудниками ИФНС. Случается, что под видом чиновников приходят конкуренты или рейдеры, желающие захватить ваш бизнес.
После этого необходимо максимально быстро изолировать проверяющих, выделив им отдельное помещение для работы. Это позволит оградить их от «случайного» получения не предназначенной для них информации.
После этого постарайтесь максимально четко понять, что именно их интересует. Скорее всего, компания сразу же получит требование представить документы. На его исполнение у вас есть 10 рабочих дней. Если по предварительной оценке этого времени недостаточно для подготовки документов, просите продления срока.
После того, как проверяющие переведены в отдельный кабинет следует проинструктировать сотрудников о недопустимости несанкционированных контактов с выездниками и необходимости наведения порядка на рабочих столах и в шкафах. В офисе не должно находиться незаконных документов, а также документов и предметов, принадлежащих другим организациям (например, печатей других фирм, оригиналов их учредительных документов и т.д.).
По окончании основных действий, которые были приведены выше, необходимо оценить возможные для компании риски и принять решение относительно необходимости привлечения юристов, специализирующихся на сопровождении проверок.
Ответственность по итогам налогового контроля
Итогом внеплановой проверки, как правило, является привлечение к налоговой и (или) административной ответственности в зависимости от выявленного нарушения и предложение перечислить в бюджет задолженность по налоговым платежам и пеням.
В случае, если сумма задолженности перед бюджетом превышает пороговые значения (5 млн.руб. для компании, 900 тыс.руб. — для предпринимателей), материалы передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.
Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!
(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)
Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.
Прокурор разъясняет – Прокуратура Воронежской области
С 1 июля 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2022 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон №248-ФЗ), существенно изменяющий действующий уже более 10 лет порядок организации и осуществления контрольно-надзорных мероприятий в отношений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Законом №248-ФЗ предусмотрены пределы правового регулирования.Так, его положения не распространяются на мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания; оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях; рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе; проверку устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности; деятельность судов и органов прокуратуры и др.
Кроме того, Закон №248-ФЗ не регламентирует порядок осуществления некоторых видов государственного контроля. Например, налогового, валютного, таможенного контроля, федерального государственного контроля (надзора) за оборотом оружия, государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и некоторых других. Перечень соответствующих исключений установлен ст.2 Закона №248-ФЗ.
Закон №248-ФЗ устанавливает приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Наряду с ранее применяемыми контролирующими органами профилактическими мероприятиями закреплен ряд новых:
– меры стимулирования добросовестности – нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (порядок оценки добросовестности контролируемых лиц, в том числе виды мер стимулирования добросовестности, устанавливается положением о виде контроля);
– самообследование – самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети Интернет. Если по итогам самообследования хозяйствующий субъект получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения указанных требований;
– профилактический визит – беседа по месту деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Выявление по итогам визита нарушений не является основанием для выдачи контролирующим органом предписания об его устранении.
Федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрена независимая оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимая организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации.
При подтверждении соблюдения обязательных требований контролируемому лицу выдается соответствующее заключение.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о соответствии не проводятся, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.
Закон №248-ФЗ значительно расширяет перечень контрольно-надзорных мероприятий.Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении семи контрольных (надзорных) мероприятий.
Помимо ранее предусмотренных Законом №294-ФЗ контрольных закупок, рейдовых осмотров, документарных и выездных проверок Закон №248-ФЗ регламентирует следующие мероприятия:
– мониторинговая закупка – мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству;
– выборочный контроль – мероприятие, проводимое по месту хранения и (или) реализации контролируемыми лицами продукции (товаров), представляющее собой отбор проб образцов продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству;
– инспекционный визит – мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Закон №248-ФЗ содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, инструментальное обследование, экспертиза, эксперимент и др. Это обеспечит дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.
Кроме того, предусмотрено проведение двух мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом: наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.
Выездное обследование является новеллой Закона № 248-ФЗ. В ходе его проведения инспектором осуществляется визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. При этом должностным лицом может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.
Законом № 248-ФЗ скорректированы основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий. К ним отнесены:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований – в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Закона № 248-ФЗ;
6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа.
Значительно сокращены сроки проверок. По общему правилу указанный срок не должен превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
Законом №248-ФЗ сроки проведения контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля определяются периодом времени, в течение которого обычно осуществляется соответствующая сделка, проводятся необходимые инструментальные обследования, изъятия проб (образцов) продукции (товаров), испытания или необходимые экспертизы.
Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
Внеплановые налоговые проверки
Хуже выездной проверки может быть только внеплановая выездная проверка. Такую проверку спрогнозировать сложнее, а значит, время на подготовку к ней очень ограничено. Выездные проверки, как правило, проводятся в отношении компаний, заранее включенных в план выездных проверок на текущий период.
Но отсутствие организации в графике, утвержденном территориальными ИФНС, не означает, что налоговики не могут прийти без предупреждения. По каким причинам проводится внеплановая выездная проверка и как избежать ее назначения – читайте в нашей публикации.
В каких случаях проводится внеплановая выездная проверка
Основания для проведения выездных проверок закреплены в нескольких официальных источниках.
В Налоговом кодексе в качестве поводов для проведения внеплановой проверки упоминается только реорганизация и ликвидация предприятия. В этом случае инспекторы могут обрадовать своим визитом независимо от того, когда и по какой причине проводилась предыдущая налоговая проверка, но проверять они могут период не более 3-х лет.
Специалисты 1С-WiseAdvice помогут подготовиться к процедуре реорганизации / ликвидации так, чтобы у налоговой не осталось возможности напоследок доначислить компании налоги, пени и штрафы. Размер подобного ущерба несопоставим со стоимостью консалтинговых услуг.
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ не называет напрямую основания, которые непосредственно касаются деятельности ФНС. Перечисленные ситуации относятся к функциям других контролирующих органов – технических, санитарных, трудовых инспекций, Роспотребнадзора и пр. Однако некоторые пункты можно косвенно отнести к зоне ответственности инспекторов в качестве дополнительного контроля в компании с другими ведомствами. Их ключевой посыл: поводом для налоговой внеплановой проверки предпринимателя могут послужить сведения, поступившие от физических или юридических лиц, предписания прокуратуры.
Зачастую собственник даже не задумывается, у какого числа потенциальных недоброжелателей есть возможность организовать незапланированный визит инспекторов. Учитывая, что заинтересованная в проверке сторона должна подтвердить предоставленную информацию – документально или другим способом, – лучше доверить ведение налогового учета специалистам и лишить оппонента шанса обосновать свое обращение.
В Письме ФНС от 30.05.17 № ЕД-2-15/678@ говорится, что основанием для визита налоговиков могут послужить «полученные от граждан документы и иные доказательства, свидетельствующие о возможных нарушениях налогового законодательства организациями и физическими лицами». Нужно учитывать, что сведения недоброжелатель может передать в налоговую не напрямую, а через прокуратуру, ОВД, ФСБ или ОБЭП.
На подозрительные финансовые операции, связанные с фирмами-однодневками, может также указать АСК-НДС 3.
Наличие взаимодополняющих нормативных актов свидетельствует о том, что налоговики не ограничены по возможностям назначения внеплановой ревизии настолько, насколько этого хотелось бы собственникам бизнеса.
Эксперты 1С-WiseAdvice всегда учитывают возможные риски при ведении налогового учета и формировании отчетности. Мы точно знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять. Наши специалисты, где это возможно и не противоречит требованиям законодательства, ведут бухгалтерский учет по правилам налогового – поэтому инспекторы попросту не захотят тратить свое время, чтобы искать несуществующие расхождения. Интересы и безопасность бизнеса, необходимость реорганизации и ликвидации предприятий, не будут зависеть от внешних угроз.
Отличие внеплановой ВНП от обычной выездной проверки
Порядок проведения внеплановой выездной проверки и ее особенности следуют из оснований для проведения данной проверки.
Целесообразность внеплановой проверки юридического лица в случае ликвидации и реорганизации инспекторы определяют, исходя из имеющейся у них информации о данном предприятии, в том числе данных ликвидационного баланса или передаточного акта. Если у сотрудников ФНС нет поводов усомниться в добросовестности компании, вряд ли они будут тратить время на «бесперспективную» ревизию.
Когда инспекторы получают «сигнал» на компанию от недоброжелателя, запрос прокуратуры или другого ведомства, проводится предварительная проверка: запрашиваются документы и пояснения. В интересах собственника не упустить шанс убедить налоговиков в необоснованности поступивших к ним сведениям. От того, как поведет себя компания, какие документы и пояснения будет давать, может зависеть итоговое решения ФНС о назначении выездной проверки. Распоряжение о визите налоговиков вы не получите – согласно письму ФНС России от 10 марта 2016 г. № ЕД-4-2/3936@), НК не устанавливает сроки уведомления о проведения проверки.
В процессе бухгалтерского обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают около сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности клиента, на которые опираются инспекторы, принимая решение о более тщательной камеральной проверке или назначении выездной ревизии.
В зоне налогового учета, которому наши эксперты уделяют первостепенное внимание, основные риски клиента. Благодаря такому подходу снижается риск проведения внеплановой выездной проверки.
Параллельно инспекторы могут попросить пояснения, а также доказательства нарушения и у инициировавшего проверку ведомства или «оппонента». Если им удастся бросить тень на какие-то сделки или процессы, связанные с бизнесом, налоговики могут истребовать у компании дополнительные документы, а потом еще и еще. Главный способ «насытить» налоговиков в этом случае – своевременно предоставлять корректные подтверждающие документы. Тогда ИФНС поймет, что никаких секретов от нее у компании нет и искать у нее нечего.
Уникальная технология обработки «первички», разработанная специалистами 1С-WiseAdvice, позволяет в режиме реального времени отслеживать наличие, полноту, качество этих документов, а соответственно, максимально быстро подготавливать запрашиваемые инспекцией документы.
Результаты предварительной проверки не являются основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности. Но если в ходе предпроверочного анализа инспекторам удалось подтвердить факты нарушения или преступления, значит, вскоре руководитель ИФНС получит на подпись мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. Поэтому правильнее разубедить налоговиков выезжать к вам с ревизией на этапе предварительной проверки, а еще лучше – на стадии формирования отчетности.
Признаки того, что в компанию придет внеплановая выездная проверка
Предсказать внеплановую выездную проверку сложно, поскольку при назначении проверки данного типа не последнюю роль в ее организации играет человеческий фактор.
Если инспекторы вдруг истребовали у компании пакет документов или пояснения, значит, задумываются о целесообразности внеплановой выездной проверки. И предшествовать этому может сам факт сотрудничества с сомнительным контрагентом. Конфликт с ним или конкурентом может усугубить ситуацию и стать поводом для их обращения в прокуратуру или другое ведомство.
Эксперты 1C-WiseAdvice могут сформировать бизнес-справку, которая будет содержать всю необходимую достоверную информацию о потенциальном партнере, из Премиального Контур.Фокус. Данная справка является одним из неопровержимых доказательств проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов.
В случае, когда вы все-таки ошиблись с выбором партнера, и инспекторы уже требуют пояснений по конкретным сделкам, лучше не игнорировать запрос ИФНС. 1C-WiseAdvice обладает богатым опытом в сопровождении сложных сделок. Но несмотря на это, эксперты нашей компании рекомендуют изначально соблюдать должную осмотрительность при выборе партнеров: благодаря системе АСК НДС-3 сегодня прослеживается вся цепочка контрагентов, а значит, не стоит привлекать лишнее внимание к вашей компании.
В разделе 3 приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ перечислены некоторые критерии, которые могут сыграть против компании, если по каким-то основаниям она все-таки попала в поле зрения налоговиков. В их числе:
- налоговые отчисления компании меньше средних показателей по отрасли;
- значительные отклонения финансово-хозяйственных показателей текущего периода от показателей аналогичных периодов за предыдущие года;
- несвоевременные оплаты налоговых платежей, а также уменьшение их размера по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет;
- противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и сведениям, которыми располагает налоговая;
- ошибки, противоречия и неточности, допущенные при формировании налоговой базы.
Запатентованный 1С-WiseAdvice «Электронный аудитор» каждый день в автоматическом режиме проверяет бухгалтерские базы клиентов на предмет отклонения от стандартов учета, ошибок и подозрительных ситуаций в учете. При обнаружении таковых программой далее уже специалист получает оповещение и перепроверяет операцию вручную, правя при необходимости.
Что делать, чтобы у компании не возникало нежданных выездных проверок?
Передать бухгалтерию на аутсорсинг команде профессионалов, а самим заняться управлением бизнеса и не вникать в нюансы бухгалтерского учета, беспокоясь о возможных проблемах с налоговой.
Правила безопасного поведения, чтобы внеплановая выездная проверка прошла с наименьшими потерями
Если избежать внеплановой выездной проверки не удалось, и инспекторы уже стоят на пороге, необходимо помнить: даже во время ревизии у вас есть права, а у полномочий сотрудников ИФНС – ограничения. Поэтому с правилами проведения проверок и составления акта выездной проверки лучше ознакомиться заранее, на этапе предварительного анализа. Таким образом, в руки к налоговикам не попадут лишние документы и прочие доказательства.
Не менее внимательно следует ознакомиться и с решением о проверки, убедиться, что незваные гости действительно сотрудники ИФНС.
Проверяющих лучше максимально быстро изолировать и лишить возможности случайно получить не предназначенную для них информацию. Необходимо проинформировать сотрудников компании как себя вести в случае ВНП, а также что на рабочих местах должен соблюдаться порядок и все документы должны храниться надлежащим образом, а доступ к компьютеру должен блокироваться при отлучении от рабочего места. В офисе не должно находиться незаконных документов, предметов и бумаг, принадлежащим другим организациям.
Экспертная поддержка наших специалистов защитит интересы клиента на всех этапах взаимоотношений с ИФНС. Мы не только подготовим аргументированные ответы на запросы и требования налоговиков, дадим пояснения, но и при необходимости будем бороться за благоприятный для вас исход по итогам проверки вплоть до суда.
Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором в 2022 году
Внеплановая проверка Роспотребнадзора проводится вне утвержденного графика — организация может узнать о том, что придут проверяющие, всего за сутки до начала проверки. В статье расскажем, в каких случаях Роспотребнадзор проводит внеплановую проверку, какие формы проверок бывают, каковы сроки их проведения.
Когда Роспотребнадзор проводит внеплановую проверку
Основания для внеплановой проверки Роспотребнадзора приведены в п. 26 Административного регламента, утв. приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764. Проверка проводится, если:
- поступила жалоба от гражданина, организации или органа государственной власти;
- истек срок, отведенный для устранения нарушений, выявленных в ходе проведенной ранее проверки;
- поступило требование из прокуратуры.
Причина, по которой инспекторы пришли с проверкой, обязательно должна быть зафиксирована в распоряжении Роспотребнадзора о ее назначении.
Порядок проведения внеплановой проверки
Роспотребнадзор проводит аудиты вне установленного графика в следующей последовательности:
- В адрес проверяемой организации направляется уведомление о предстоящей проверке. Обратите внимание, что уведомление не направляют в ситуациях, о которых мы расскажем ниже.
- В назначенный день в организацию направляется запрос о предоставлении определенных документов (при документарной проверке) или выезжают инспекторы (при выездном визите).
- Инспекторы проводят проверку, по итогам которой составляется акт. В нем фиксируются результаты аудита, выявленные нарушения (при наличии) и сроки для их ликвидации. Если нарушения имеются, инспектор:
- выносит предупреждение должностному лицу, ответственному за ту часть деятельности предприятия, в которой нашли несоответствия;
- налагает на организацию штраф; или
- приостанавливает деятельность организации на определенный срок.
В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе статья «Порядок проведения проверок Роспотребнадзором». Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.
Форма проверки: документарная, выездная
Внеплановые проверки Роспотребнадзора в 2022 году делятся:
- на документарные;
- выездные.
Документарная проверка проводится на территории Роспотребнадзора (ч. 2 ст. 11 федерального закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Проверяемая организация должна представить копии запрошенных документов, заверенные подписью руководителя и печатью (если она есть). Можно предъявить электронные образы документов, но в этом случае их придется заверить усиленной квалицированной электронной подписью руководителя (ч. 6 ст. 11 ФЗ № 294). На передачу документов отводится 10 рабочих дней (ч. 5 ст. 11 ФЗ № 294).
Выездная проверка проводится на территории проверяемой организации (ч. 2 ст. 12 ФЗ № 294). Необходимость в ее проведении возникает, если без выезда не получится:
- проверить, насколько правдивы данные, указанные в представленных организацией документах;
- установить соответствие процессов, протекающих внутри компании, законодательным требованиям.
Срок проведения проверки
Максимальная продолжительность проверки — 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 ФЗ № 294). Правительство РФ может уменьшить этот срок для организаций, которые ведут деятельность, сопряженную с риском (например, несущую потенциальную опасность для природы или жизни работников предприятия).
Полномочия Роспотребнадзора
В ходе аудита Роспотребнадзор обязан соблюдать ограничения, установленные ст. 15 ФЗ № 294. Это значит, что инспектор:
- проверяет только те источники информации, которые имеют отношение к предмету проверки;
- отбирает образцы для исследования в количестве, соответствующем нормативам, при условии составления протоколов отбора;
- изучает документацию, содержащую охраняемую законом тайну (коммерческую, служебную и пр.);
- проводит проверку с соблюдением установленных сроков.
Уведомляет ли Роспотребнадзор о внеплановой проверке
Ответ на вопрос о том, должен ли Роспотребнадзор предупреждать о внеплановой проверке, зависит от ее направленности.
Предварительное информирование необязательно, если проверяется:
- информация о возможном причинении вреда человеку, природе или объектам культурного наследия (ч. 16 ст. 10 ФЗ № 294);
- деятельность предприятий, связанная с продуктами, в том числе и с общепитом (ч. 2 ст. 13 закона «О качестве…» от 02.01.2000 № 29-ФЗ).
При других обстоятельствах Роспотребнадзор обязан сообщить о проведении проверки не позднее чем за сутки до того, как придут проверяющие (ч. 16 ст. 10 ФЗ № 294).
Как часто Роспотребнадзор может приходить с проверкой
Количество аудитов законом не ограничено. Это значит, что проверяющие могут приходить хоть каждый месяц. Главное, чтобы продолжительность каждой такой проверки не превышала 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 ФЗ № 294).
Сокращенные сроки проведения проверок для предприятий с малым оборотом и численностью (50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия), установленные ч. 2 ст. 13 ФЗ № 294, при внеплановых мероприятиях не действуют. Их проводят в обычном порядке.
Итоги
Роспотребнадзор проводит внеплановые проверки вне графика, если на организацию поступила жалоба или требование из прокуратуры. Проверка может быть документарной (инспекторы запрашивают нужную информацию и самостоятельно ее изучают) или выездной (инспекторы приезжают в проверяемую организацию и работают на месте).
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Статья 73. Выездная проверка
1. Под выездной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.
2. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
3. Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
2) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
4. Положением о виде контроля могут устанавливаться ограничения проведения выездных проверок в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 – 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.
6. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.
7. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту. Сроки проведения выездных проверок в пределах сроков, установленных настоящей статьей, устанавливаются положением о виде контроля.
8. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
9. Положением о виде контроля может предусматриваться совершение в сокращенном объеме отдельных контрольных (надзорных) действий при проведении выездной проверки в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
10. Отбор проб (образцов) продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги в ходе выездной проверки может осуществляться исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов) продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги.
11. В случае, если в ходе выездной проверки осуществлялся отбор проб (образцов) продукции (товаров) и не были выявлены нарушения обязательных требований к безопасности и (или) качеству продукции (товаров), влекущие риски причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а продукция (товары) не подлежит возврату вследствие утраты продукцией (товарами) потребительских свойств либо в соответствии с требованиями, установленными правилами продажи отдельных видов продукции (товаров), контрольный (надзорный) орган возмещает лицу, у которого она была изъята, стоимость утраченной продукции (утраченных товаров) за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (за исключением случаев проведения выездной проверки при осуществлении контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств, медицинских изделий, донорской крови, ее компонентов и биомедицинских клеточных продуктов). Случаи и порядок возмещения лицу стоимости утраченной продукции (утраченных товаров) в ходе выездной проверки устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.