Можно ли уезжать с места ДТП

Можно ли уехать с места ДТП и ничего не нарушить при этом?

Добрый день, или какое там у вас время суток! Многие задаются вопросом можно ли уехать с места ДТП и если да, то когда? В этой статье я подробно отвечу на эти вопросы. Советую внимательно изучить её, ведь за противоправное покидание места происшествия лишают прав!

Что значит уехать с места аварии

Сразу определимся, что считается покиданием места ДТП в нарушение ПДД, за которое, между прочим, можно лишиться прав. Определяющим можно назвать одно условие: если происшествие оформляется сотрудниками ГИБДД в отсутствии кого-либо из участников аварии. Всё.

Все остальные случаи: перемещения автомобиля, оставление места ДТП обоими участниками, оформление по Европротоколу, и даже временный уезд водителя, если к заполнению документов уезжавший успел вернуться, не считаются оставлением места аварии.

Более того, после фиксации положения предметов, возникшего в результате аварии, водители обязаны освободить дорогу. Правда, если нет раненых и погибших это делается даже если столкнувшиеся авто просто создают препятствие, а если пострадали люди – перемещать авто нужно только в том случае, когда иначе движение потока ТС становится невозможным.

Уезжать с места происшествия также можно в случае крайней необходимости доставить раненого в больницу, когда кроме участников ДТП сделать это больше некому. Но отвозивший водитель обязан вернуться к месту аварии для оформления документов.

Когда можно покинуть место ДТП

В пункте 2.6.1 ПДД чётко прописаны условия, когда можно покидать место происшествия. Уезжать с места происшествия можно только в тех случаях, когда нет раненых и погибших. Если это условие выполнено, возможны два варианта развития событий.

Если водители не могут договориться между собой

Первый вариант. Если между водителями нет единой точки зрения на произошедшее, обязательно нужно позвонить в автоинспекцию. Но сотрудник может указать приехать для оформления аварии на пост ДПС. Водителям перед этим надо зафиксировать, в том числе при помощи средств фото- видеосъёмки, положение ТС и других предметов, относящихся к аварии относительно друг друга и окружающих объектов.

Такая ситуация также не считается покиданием места аварии, если все её участники приедут в стационарный пункт ДПС и оформят бумаги там с участием инспектора.

Споров между участниками нет

Второй вариант – когда у участников аварии нет разногласий по виновности, обстоятельствам аварии и т. п. В этом случае об аварии можно даже не сообщать в ГАИ.

В этом случае у участников аварии появляется выбор из трёх вариантов действий.

  1. вместе поехать в ближайшее отделение ГИБДД и там совместно с сотрудниками ГАИ оформить произошедшее. Предварительно надо сфотографировать или иным способом зафиксировать расположение авто на месте аварии;
  2. оформить Европротокол (но это возможно только если столкнулись два транспортных средства (прицеп за ТС не считается), у обоих водителей есть ОСАГО, и ничего, кроме ТС участников, не пострадало);
  3. никак не оформлять ДТП (дополнительное условие – повреждено должно быть только имущество участников, то есть если снесён столб, этот вариант не прокатит).

Оформление на посту ГАИ

Наиболее простой и надёжный в плане получения возмещения ущерба способ. По своей сути ничем не отличается от оформления сотрудниками ДПС, как это было раньше. Единственное отличие – вы больше не ждёте наряд, часами «кукуя» в машине, а сами едете к инспекторам. В отделении вам выдадут те же самые бумаги, что и при оформлении на месте аварии.

Кроме того, в последнее время автоинспекторы всё чаще не выезжают на место лёгких аварий, а просят их участников следовать на ближайший пост, даже при наличии разногласий между участниками.

С этим недавно столкнулся один мой знакомый. Дело было в Москве. Он попал в небольшое ДТП. Когда он позвонил в полицию, сотрудник заявил ему, что к месту аварий без пострадавших гаишники теперь не выезжают, и сказал, что водителям необходимо самим явиться в отделение или оформить Европротокол.

Оформление происшествия по Европротоколу

Как уже говорилось, кроме согласия с виновностью, необходимым условием является участие только двух ТС и наличие полиса «автогражданки» у обоих автовладельцев.

У этого типа оформления есть ещё одна, самая важная особенность. Оно может применяться, только когда ущерб составляет меньше 50 000 рублей. Исключение сделано для происшествий, случившихся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, и их областей. Если участники ДТП предоставят фото и видеоматериалы с места аварии, а также полученные при помощи ГЛОНАСС координаты произошедшего, максимальный размер возмещения возрастёт до 400 000 р.

Собственно оформление ДТП заключается в заполнении совместно двумя водителями извещения о ДТП, бланки которых выдаются страховщиками при покупке полиса, а также в любое время при просьбе страхователя. Главное – это правильно заполнить бланк извещения, иначе страховая может отказать в выплате.

И ещё. Виновник обязательно должен доставить свою часть бланка извещения своему страховщику. Иначе ему грозит регресс от страховой компании.

Разъезд без оформления

Чаще всего такой вариант применяется, когда у виновника нет страховки ОСАГО, а также когда повреждения незначительны и водители не хотят оформлять ДТП, чтобы не потерять скидку за безаварийную езду, или чтобы не возиться с бумагами.

В этом случае участники договариваются между собой, о том, кто виноват, сколько кто кому должен, как будет произведён расчёт, и по обоюдному согласию разъезжаются.

Чтобы впоследствии не возникло неприятных ситуаций, необходимо написать расписку о возмещении ущерба и отсутствии претензий. Пишется она в свободной форме.

Взять расписку, что нет претензий, необходимо, даже если вы не виноваты, и не собираетесь получать компенсацию от виновника. Так как иначе, второй водитель может передумать, вернётся на место аварии, вызовет ГАИ, и вы будете объявлены скрывшимся с места ДТП, да ещё и виновником.

READ
Что такое биометрический паспорт?

Как поступить, если отсутствуют повреждения имущества

В этом случае не может идти речи ни о каком оформлении или неоформлении, а также об оставлении места ДТП. Так как если нет ущерба, то нет и ДТП. Это следует из его определения. Соответственно, при отсутствии материального урона не может быть и страхового случая по ОСАГО, так как не возникает обязанность возместить вред.

Наверняка кто-нибудь вспомнит про моральный вред. Но по «автогражданке» он не возмещается. Остаётся требовать компенсацию за него с виновника через суд, но, во-первых, причинение душевных страданий в таком случае практически невозможно доказать, а если вам это как-нибудь и удастся сделать, присуждённая сумма будет ничтожно мала. И, скорее всего, дело прекратят ввиду его незначительности.

Насчёт бесконтактного ДТП. При нём имуществу и/или здоровью других наносится вред, хотя участники и не контактируют непосредственно, то есть оно не подходит к ситуации, когда нет повреждений.

Когда в ДТП только один участник

Для начала надо убедиться, что вы действительно единственный участник происшествия. Это означает, что повреждено должно быть только ваше имущество. На самом деле это не всегда так, как кажется поначалу. Ведь столб, рекламный щит, забор обязательно кому-нибудь принадлежат. А также у домашних животных обычно есть свои владельцы. И даже вроде бы дикий олень может принадлежать лесохозяйству, впрочем, как и высаженные вдоль дороги саженцы.

Если действительно пострадало только ваше имущество, вы уверены, что второго участника, то есть потерпевшего, точно нет, вы можете с чистой совестью уезжать с места аварии, что вполне согласуется с п.2.6.1 ПДД. Исключение составляют случаи, когда ваша машина застрахована по каско. Потому что документы от ГИБДД потребуются для выплаты.

Если в аварии пострадали люди, хотя бы и сам водитель, вызов сотрудников госорганов обязателен. Но поверхностные ранения, например, ссадины, синяки и раны кожи, из-за которых не теряется общее здоровье, не считаются нанесением телесного вреда.

Если виновник скрылся

В этом случае вызов сотрудников ГИБДД обязателен. Уезжать нельзя, даже чтобы догнать виновника.

Во-первых, уехав, вы тем самым сами покинете место происшествия в нарушение правил движения. А наказание за это – лишение прав не меньше чем на 1 год или арест. Тем более что виновник может вернуться и сам вызвать автоинспекторов.

Во-вторых, шанс найти виновника, а, следовательно, получить компенсацию за повреждение, всегда существует. Глупо просто так терять его. Причём чем быстрее уехавшего начнут искать, тем выше вероятность, что его найдут.

Подведём итоги

  • покинувшим место ДТП считается тот, без чьего участия оно оформлялось;
  • повреждение чьего-либо имущества – обязательный признак ДТП;
  • уехать с места аварии в некоторых случаях вполне правомерно и даже необходимо;
  • отсутствие погибших и раненых и согласие между участниками по вопросу кто виноват, обстоятельствам происшествия и т. п – обязательные условия для законного покидание места ДТП без сообщения о нём в госорганы;
  • по указанию сотрудников правоохранительных органов возможно нужно будет уехать с места аварии в отделение полиции для оформления, не дожидаясь приезда экипажа ГИБДД, даже при наличии разногласий межу водителями;
  • участники могут выбрать, как поступить: оформить ДТП в отделении полиции, заполнить Европротокол или ничего не оформлять официально.

Заключение

Теперь вы знаете, когда можно уехать с места аварии, а когда делать это строго запрещено. Оформление ДТП без вызова представителей ГИБДД позволит попавшим в аварию сэкономить время и нервы, при этом инспекторы смогут выполнить больше дел, где действительно требуется их помощь. А почему инспекторы не могут приехать быстро по каждому вызову уже другой вопрос.

А если есть что рассказать про законное покидание места аварии, обязательно напишите в комментариях. Если есть вопросы, по рассматриваемой в этой статье теме, пишите их также в форму комментариев. Они не останутся без внимания.

В этом видео автоадвокат кратко расскажет о случаях, когда можно покидать место аварии:

Вот и всё. Подписывайтесь на рассылку статей с этого сайта и делитесь прочитанным материалом в соцсетях. Пока!

П.С.: Изображения взяты отсюда: drive2.ru/l/4701469. На фотографиях Mercedes-Benz CLK.

Оставьте комментарий

Комментариев к статье: 20

А если на заправки в меня въехали задом и в результате разбита фара и бампер договорились без Гаи на месте отдал 2т за фару и 3т сказал отдаст на следующий день и пропал. Есть 2 свидетеля и может быть видео с камер, я уже ничего не могу сделать? Чтоб по закону

Леонид Гриценко (помощник Ильи)

Вы можете взыскать компенсацию за ущерб с потерпевшего в гражданском процессе, подав иск о возмещении материального ущерба. Доказательством что конкретный водитель был виновником будут показания свидетелей и видеозапись.

Здравствуйте! А если никакого ДТП небыло, а человек ,стоявший сзади моей машины ударил по ней рукой ( никаких следов на машине нет и у него соответственно тоже, он просто зафиксировал контакт с моим авто во время моего манёвра задним ходом, выезжая с парковочного места на проезжую часть), а потом без моего ведома вызвал скорую и ГАИ и написал заявление, в котором указал, что у него после столкновения с моей машиной закружилась голова, ослабли ноги и поднялось давление и на скорой ему сделали кардиограмму)), и оказалось, что у него был ещё и свидетель, а я уехала и мне через пару часов после этого звонил сотрудник ДПС и я поехала заполнить ответное заявление и меня пригласили на группу разбора. Что же я теперь там скажу? ДТП никакого не было, но почему-то от этого гражданина приняли заявление. Значит получается я скрылась с места ДТП? Но никакого материального и физического урона я не нанесла.

Тут весьма сложная, но и интересная с точки зрения законодательства ситуация (возникающая нередко), прояснение которой будет полезно многим водителям и пешеходам. В данном случае произошло событие, которое, при определенных условиях, может иметь признаки как бесконтактного ДТП, так и просто нарушения ПДД или и того и другого вместе. Как я понял, вы совершали маневр на ТС, повлекший создание опасной ситуации. За это на водителя может быть наложено взыскание по ст. 12.14 (Нарушение правил маневрирования) или по ст. 12.18. (Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения). Если подобное происходит в зоне жилой застройки, то это еще и нарушение п. 17.1 ПДД (Движение в жилых зонах), согласно которому пешеход всегда имеет преимущество, за исключением необоснованных действий). Если в ГИБДД будет установлена ваша вина по указанным положениям, то на вас будет наложен соответствующий штраф за нарушение ПДД.

READ
Как Перевести Пенсию При Переезде В Другой Регион

Касательно ответственности за оставление места ДТП, то при подобных обстоятельствах она может иметь место, а может и не иметь – все зависит от того, будет ли ситуация квалифицирована как ДТП. Законодательством, согласно п. 1.2 ПДД и ст. 2 ФЗ № 196, ДТП определяется следующим образом:

«Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.»

То есть для ДТП обязателен ущерб (телесный или материальный), который явился следствием возникшей ситуации. Возьмем за основу весьма частый случай: при опасном маневрировании ТС пешеход, пытаясь уклониться от столкновения, упал. И при падении дело может принять разный оборот – если падение не повлекло никакого ущерба или этот ущерб незначительный, то ситуация не будет признана ДТП. Например, при падении помялась пачка с сигаретами, вследствие чего они пришли в негодность – ситуация не будет признана ДТП, но имеет признаки нарушения ПДД. Если же у пешехода разбился смартфон, то ситуация может быть квалифицирована как ДТП из-за значительности материального ущерба.

Если при падении нанесен вред здоровью, то ситуация также может быть различной – тут все зависит от тяжести травмы или иных последствий для здоровья. Ясность здесь вносится Правилами учёта ДТП, утверждёнными ПП № 647 от 29.06.1995 г., и принятым в соответствии с ними ОДМ 218.6.015–2015 (утверждённым Распоряжением Росавтодора № 853-р от 12.05.2015 г.). Согласно ОДМ, применительно к ДТП человек считается раненым, если он получил телесные повреждения, в результате которых потребовалась госпитализация на срок не менее 1 суток либо появилась необходимость в амбулаторном лечении (п. 2 Правил, п. 3.1.10 ОДМ). То есть, к примеру, если у потерпевшего, в результате падения, появилась кровоточащая ссадина, требующая медицинской обработки, то ситуация может быть признана ДТП. Если же пешеход при падении получил незначительный ушиб, без видимых последствий, то ситуация не будет признана ДТП.

Но кроме прямых травм пешеход может получить и иной вред здоровью, иногда намного более тяжкий. Например, у беременной женщины вследствие испуга случился выкидыш – тут для неосторожного водителя возможна даже уголовная ответственность и очень серьезная материальная. Похожие ситуации могут быть с пожилыми людьми или детьми. Например, ребенок вследствие испуга начал заикаться. Или у бабушки от испуга случился инфаркт. Поэтому в вашем случае ситуация вполне может быть признана ДТП, если последствия ситуации привели к зафиксированной необходимости обращения в амбулаторию, где пострадавшему оказали реально необходимую помощь. Просто «поднялось давление, закружилась голова и ослабли ноги» – это не диагноз, а возможные симптомы (часть из которых могла быть симулирована). В подобных ситуациях врачи дают заключение осторожно т. к. впоследствии возможно судебное разбирательство. Также, если сразу после инцидента пешеход не проявил никаких признаков недомогания и не предъявил претензий, то ответственности за оставление места ДТП также не будет и сам случай вряд ли ДТП признают т. к. даже при реальном и серьезном ущербе здоровью спустя какое-то время после инцидента, доказать причастность к нему ТС весьма проблематично. Поэтому в общем итоге на вас может быть наложен небольшой штраф, но ответственность за оставление ДТП вы вряд ли понесете.

Что будет, если уехать с места мелкого ДТП. Разбор

Доказать свою невиновность в умышленном оставлении места ДТП и вернуть права смогла не заметившая аварию автомобилистка. Поздно вечером весной 2022 года Екатерина Иванова (имя героини изменено) приехала к себе домой в Чехов на Kia Rio, как обычно, припарковалась у подъезда и отправилась спать. Она не заметила, как повредила задний бампер стоявшего рядом ВАЗ-21099 вишневого цвета, а сигнализация у припаркованной машины не сработала. Однако царапины и характерные следы от краски с утра обнаружила на своей машине владелица отечественного седана. Она сразу же поняла, кто задел ее автомобиль, а отыскать виновника было просто.

Оказалось, что у Ивановой под лобовым стеклом находилась табличка «Позвоните, если мой автомобиль мешает» с номером ее мобильного телефона. Потерпевшая попыталась ей дозвониться, но Иванова спала и трубку не поднимала. В итоге владелица притертого ВАЗа направила обидчице сообщение и параллельно вызвала инспекторов ГИБДД для оформления аварии.

Согласно материалам дела (имеются в распоряжении Autonews.ru), на место происшествия оперативно приехали инспекторы ГИБДД. Владелица ВАЗ рассказала инспекторам, что с утра обнаружила повреждение на бампере слева. Рядом стояла Kia со следами краски вишневого цвета на заднем бампере справа. После этого полицейские начали оформление ДТП и протокола об оставлении места аварии согласно ч. 2 ст. 12.27 КоАП. Ответственность за такое нарушение предполагает лишение прав на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статьи 28 октября 2019 Уехал и не заметил: как потерять права из-за невнимательности

READ
Развод, как быстро развестись

How to 16 декабря 2019 Чужие следы: что делать, если машину повредили во дворе

Сразу после приезда сотрудников ГИБДД пришла владелица Kia Rio. Она рассказала, что не слышала звонков, а как только прочитала сообщение, сразу спустилась во двор. И стала, как утверждала потом в суде водитель ВАЗ, стирать краску со своей машины. На вопросы о причастности к наезду Иванова отвечала путано и в итоге заявила о своей непричастности. Факт, что вечером именно она припарковала машину, Иванова не отрицала. В итоге, хотя автомобилистка и пришла к месту ДТП к моменту оформления происшествия, инспекторы все равно составили на нее протокол за оставление места аварии.

Кроме того, не подтвердились слова Ивановой о том, что она не задевала чужой автомобиль. Так, автотехническая экспертиза показала, что именно этот Kia Rio правой частью бампера въехал в левый задний бампер ВАЗ-21099. На основании этих материалов мировой суд лишил Иванову прав на год.

Как рассказала Autonews.ru адвокат Ивановой, старший юрисконсульт юридической компании «Правокард» Анна Куклева, такое решение автомобилистка обжаловала. В своих доводах она указала, что умысла сбегать с места ДТП у нее не было, поскольку она была уверена, что ни в кого не врезалась. Автомобилистка продолжала настаивать, что не устраивала ДТП, но в случае несогласия суда с ее позицией попросила «расценить вмененное ей правонарушение как малозначительное».

Суд второй инстанции к доводам лишенной прав Ивановой прислушался. Судья обратил внимание на пункт 2.5 ПДД, где прописано, что причастный к ДТП водитель обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Дальнейшие действия водителя в зависимости от обстоятельств и тяжести последствий ДТП регламентируются п. 2.6 и 2.6.1 ПДД. Так, если в результате происшествия погибли или ранены люди, водитель обязан принять меры для оказания первой помощи, вызвать скорую, полицию и так далее.

В случае же если в результате ДТП вред причинен только имуществу, причастный водитель обязан освободить проезжую часть, если создает препятствия для движения, предварительно зафиксировав положение автомобилей, и сообщить в полицию, если есть разногласия по обстоятельствам ДТП.

Если же погибших и пострадавших нет, а характер и перечень повреждений не вызывают разногласий участников ДТП, водители могут не сообщать о случившемся в полицию, а оформить аварию самостоятельно.

Как объяснил суд, основанием для лишения прав Ивановой стали изложенные в протоколе выводы о том, что она покинула место ДТП. Но невыполнение иных обязанностей, предусмотренных пунктом 2.5 ПДД, влечет административную ответственность по более «легкой» ч. 1 статьи 12.27 КоАП. Наказание по этой статье — штраф в размере 1 тыс. рублей.

«Из материалов дела следует, что на момент приезда сотрудников ГИБДД машина Ивановой находилась на месте ДТП, — говорится в решении Мособлсуда. — При этом под стеклом машины находился номер ее телефона, позволивший второму участнику ДТП с ней связаться, и она прибыла к месту оформления аварии в момент оформления его экипажем ДПС. Это подтверждается обеими участницами аварии. При таких обстоятельствах нет оснований для вывода об оставлении Ивановой места ДТП, участником которого она была».

На этом основании суд решил переквалифицировать вмененную Ивановой статью на ч. 1. ст. 12.27 КоАП — «Невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД в связи с ДТП». Таким образом автомобилистка отделалась штрафом.

Адвокат Анна Куклева уверена, что решающим обстоятельством для суда стало наличие под стеклом автомобиля Ивановой таблички с ее номером телефона. Помогло и то, что на момент прибытия инспекторов ГИБДД автомобили стояли в изначальном положении.

«Ключевой момент в том, что автомобилистка была готова пойти на контакт, не скрывала свои данные. Кроме того, если в ДТП нет погибших и пострадавших, водители вообще могут обойтись без полиции и оформить аварию самостоятельно при помощи европротокола и специальных приложений», — объяснила адвокат.

Напомним, что с 1 ноября 2019 года расширена сумма возможного страхового покрытия при оформлении европротокола для всех регионов России до 400 тыс. рублей.

В целом, по оценке эксперта, в таких случаях суды идут навстречу водителям и меняют ответственность с лишения прав на штраф. Главное, чтобы автомобилист смог доказать, что скрываться не собирался, а ущерб автомобилям был нанесен совсем небольшой. «Если бы с утра Иванова уехала и ее машину вычислили потом, проблем было бы гораздо больше», — отметила эксперт.

В случае если автомобилист обнаружил, что во время стоянки его машина получила повреждения, а виновник уехал, управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств компании «Ренессанс Страхование» Сергей Демидов советует сразу вызывать инспекторов ГИБДД.

«Обращаться к участковому можно в случае, если повреждения причинены не автомобилем, а возникли по иной причине — например, разбили палкой стекло, бросили бутылку, на машину упала сосулька, кто-то поцарапал машину гвоздем, — пояснил Демидов. — За оставление места ДТП предусмотрено лишение прав. Но такое наказание работает только в случае ДТП. То есть одно из условий — повреждение должно быть причинено во время движения, а не, допустим, вмятина произошла из-за неосторожно открытой двери стоящего автомобиля».

Также эксперт посоветовал владельцам пострадавших в таких ДТП автомобилей самим проявить активность и поискать свидетелей, чтобы увеличить шансы найти виновника. В случае если водитель осмотрит двор и найдет автомобиль, стоит сообщить ГИБДД о своих подозрениях.

По словам представителя страховой компании, возмещение можно будет получить с виновника по ОСАГО. А если у него нет полиса, с помощью досудебного урегулирования либо по суду — уже в рамках гражданского иска после того, как будет доказана вина скрывшегося с места автомобилиста. Стоимость возмещения в случае суда должна определить независимая экспертиза.

READ
Можно ли продать машину без ПТС

Можно ли покидать место ДТП?

Гражданин, который исчез с места столкновения автотранспорта, будет привлечен к ответственности, такой как лишение возможности управлять автотранспортом на промежуток времени от 1 года до 1,5 лет, также возможен административный арест максимум на 15 суток.

Водитель должен четко представлять, какой метод поведения выбрать, попав в дорожно-транспортное происшествие, и последовательность действий, которые ему необходимо произвести.

Действия водителя при ДТП

Попав в ДТП при участии личного автомобиля, водитель должен совершить ряд последовательных действий:

  • Прекратить движение своего автомобиля, то есть оставить его в конечной точке остановки;
  • Нажать кнопку аварийной сигнализации;
  • Воспользоваться знаком аварийной остановки. В пределах населенного пункта расположить его минимум в 15 метрах от автотранспорта, за его границами поставить знак минимум в 30 метрах;
  • Все относящиеся к произошедшей аварии предметы, трогать и перемещать запрещено. Иначе это может исказить видимость ДТП;
  • Вызвать скорую помощь, при наличии тяжелораненых граждан. Начиная с 2013 года службы экстренной помощи, такие, как скорая, пожарная и полиция, есть возможность вызвать с любого телефона РФ по короткому номеру «112»;
  • При наличии тяжело пострадавших, последних следует доставить в медицинское учреждение на личном автомобиле, не дожидаясь скорой помощи, и вернуться обратно к месту ДТП.

Однако далеко не каждый водитель, особенно если ДТП произошло по его вине, подчиняется заданным правилам и умышленно покидает место происшествия. Такой поступок влечет за сбой определенную государством ответственность.

Что значит оставление места дорожно-транспортного происшествия

Созданные законодателем правила дорожного движение, под оставлением места ДТП, определяют следующие действия: когда факт свершившегося происшествия инспектором ГИБДД оформляются в отсутствии участника аварии. За такой поступок водителя вполне могут лишить права управлять автомобилем в дальнейшем будущем.

Далее следует заметить, что перемещение автомобиля, уезд с места происшествия обоих участников, оформление по Европротоколу, а также временное отсутствие водителя успевшего вернуться обратно к моменту заполнения документации инспектором, считаться оставлением места ДТП не будут.

Помимо всего прочего, после того, как все объекты, участвующие в произошедшем, были зафиксированы, хозяева должны убрать свои автотранспортные средства с проезжей части, чтобы не затруднять движение на дороге. Однако здесь есть исключение. Если в результате аварии получили ранения или погибли люди, переместить автомобиль разрешено, только если он препятствует движению дорожного потока и объехать его невозможно.

Также временно отсутствовать на месте ДТП участник может при наличии тяжело травмированного гражданина, которого нужно отвести в медицинское учреждение, а кроме самих участников аварии сделать это больше некому. Но в любом случае временно отсутствующий водитель должен вернуться, чтобы оформить протокол.

Когда можно покинуть место ДТП

Государственным законодательством предусмотрен ряд уважительных причин, по которым участники аварии могут безнаказанно оставить место столкновения:

  • В связи с транспортировкой пострадавшего в аварии гражданина в медицинское учреждение;
  • Когда в результате произошедшей аварии автомобили участников происшествия полностью перекрыли движение по проезжей части и объехать их нет возможности. Здесь, для возобновления движения, автомобили нужно убрать;
  • В случае, если в результате ДТП никто из участников травм не получил, а водители мирно договорились о том, кто из них виновен в происшествии и мнения их в оценке сложившийся ситуации разногласий не находят, то место происшествия можно оставить и представителей соответствующих органов не ожидать. В такой ситуации на месте ДТП водители составляют наглядную модель произошедшего, оба ее визируют и передают в рядом расположенный пост ДПС, заявив там о случившейся аварии. Однако, что касается наглядной модели происшествия, то ее нужно составить как можно более точно: место аварии необходимо привязать к расположенным рядом неподвижным объектам, таким как, например, дорожная опора или знак, зафиксировать разметку дороги и так далее. В случае если у участников аварии есть сомнения в том, что наглядная модель удовлетворительная для объективной оценки ситуации, следует вызвать на место полицию;
  • Когда участниками произошедшей аварии является 2 транспортных средства, пострадавших нет, а ущерб причиненный гражданам не превышает суммы в 25 000 рублей, то вызывать уполномоченные органы не обязательно. Данную ситуацию законодатель разрешает урегулировать без посторонней помощи, только при участии обоих водителей.

При таком стечении обстоятельств существуют пункты, обязательные к исполнению:

  • оформить схему ДТП в количестве двух экземпляров (для каждого свой документ), завизировать оба экземпляра каждым из участников, то есть подтвердить согласие с очерченной моделью обоих граждан;
  • тщательно проверить тот факт, что вред исключительно материальный, то есть сами граждане не пострадали;
  • проконтролировать факт нанесения вреда только двум автомобилям, так как если у одной из машин имелся прицеп, то количество автотранспортных средств, участвующих в аварии будет равно трем;
  • удостовериться о наличии страховых полисов ОСАГО у всех участников ДТП и в том, что первые имеют не истекший срок действия;
  • удостовериться в одинаковой оценке повреждений вследствие ДТП у обоих участников.

Далее можно напрямую обращаться в страховую компанию для погашения материального ущерба.

Ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия

За умышленное исчезновение с места произошедшего, ответственность недобросовестных водителей будет следующей:

  • действующие законодательные нормы, за отсутствие участника аварии на месте ДТП, не предполагают назначение штрафных санкций;
  • КоАП РФ накладывает взыскание в виде лишения виновных граждан прав, на вождение автотранспорта или присуждение административного ареста за исчезновение с места ДТП.

Из вышесказанного можно подвести итог, что за то, что водитель уедет с места происшествия, не совершив положенных операций, штрафом он не облагается. Что касается лишения прав на вождение или административного арест, то данную меру наказания должен определить суд.

Наказание в виде ареста может быть назначено исключительно судебным органом. Сотрудники автоинспекции данными полномочиями не обладают. Во время судебного процесса касающегося исчезновения с места ДТП, обвиняемый должен присутствовать в обязательном порядке, если ему грозит арест.

READ
Что можно узнать по кадастровому номеру квартиры

Помимо всего прочего, подозреваемый участник может быть арестован по причине передачи протокола в судебный орган той местности, где случилась авария. Как показывает практика, меры по лишению свободы применяются, только если ДТП повлекло серьезные для жизни людей последствия, а так же летальный исход, и виновному участнику грозит уголовное наказание.

В соответствии со статьей 12.27 КоАП РФ, лицо оставившее место столкновения, может быть наказано одним из способов: арест или лишение водительского удостоверения. Единовременно обе меры использовать для наказания одного водителя нельзя.

Лишают ли за это прав?

Лишение прав на вождение автотранспорта является наиболее распространенным при ведении дел об исчезновении водителя с места ДТП.

В случае если участвующий в аварии водитель оставил место ДТП без уважительных на то причин, ответственность, такая как лишение водительских прав, будет назначена при следующих условиях:

  • отсутствие водителя на месте ДТП не имеет законных оснований, предусмотренных в ПДД;
  • участник отвез пострадавшего гражданина в медицинское учреждение, однако о происшествии в ГИБДД не сообщил и не зафиксировал местоположение на схеме или видео-фото камере;
  • произошедшее ДТП не являлось значительным, однако виновное лицо должным образом не оформило документы о том, что стороны претензий друг к другу не имеют, договоренность была устной (здесь второй участник спустя время может обратиться в соответствующие органы, сообщить о ДТП и заявить, что виновник незаконно скрылся);
  • освободив проезжую часть, водитель предварительно не зафиксировал своего места расположения после факта аварии.

Все вышеперечисленные действия, совершенные водителем, практически всегда повлекут наказание в соответствии с требованиями КоАП РФ.

В каких случаях можно избежать ответственности за оставление места дорожно-транспортного происшествия

Когда водитель автотранспорта совершил ДТП и случайно не заметил этого, то взыскания существует возможность избежать по вполне законным основаниям. Однако здесь виновнику нужно будет доказать, тот факт, что оставил место пришествия он действительно случайно, потому что аварии не заметил.

Законодательство в этом случае наказывает исключительно при наличии умысла в содеянном, такого как осознанный отъезд с места происшествия. Однако если действия водителя происходили по причине крайней необходимости, он так же может избежать наказания.

Однако в последнем случае должно соблюдаться важное условие: предотвращенный вред больше причиненного. То есть, другими словами, если водитель при транспортировке тяжелобольного гражданина в больницу, попал в ДТП и продолжил свой маршрут далее, тем самым оставив место аварии, суд сочтет данный факт уважительной причиной, так как ситуация была крайне необходимой и жизнь человека является большей ценностью, нежели причиненный материальный вред в результате ДТП.

Некоторые участники аварии во избежание ответственности неверно трактуют законодательство, пытаясь за ситуацию крайней необходимости выдать обычные жизненные ситуации, такие как, опоздание на рабочее место, угроза срыва поездки на самолете поезде и так далее. Эти причины уважительными не являются, то есть водитель должен оставаться на месте аварии и ждать инспектора ГИБДД, либо совершить положенные законодательством действия. Суд признает нарушителя виновным.

Так же если в результате ДТП был причинен вред, а водитель оставил место столкновения, это вряд ли поможет ему остаться безнаказанным. Всегда можно найти очевидцев происшествия, которые засвидетельствуют, что водитель совершил аварию, увидел повреждения и даже выходил из машины, а затем уехал.

Каждый водитель автотранспортного средства должен знать, что даже если один из участников незаконно покинул место столкновения, то оставшиеся на месте должны обязательно сообщить в соответствующий орган и дождаться оформления документов и обследования территории.

Также не исключен факт того, что оставивший место происшествия водитель вполне может заявить об аварии в полицию, обнаружив позднее повреждения на своем транспортном средстве, и потребовать найти виновное лицо. Если же виновное в аварийной ситуации лицо, находясь на месте происшествия, самостоятельно не оповестило о ДТП соответствующие органы, данный факт так же будет противоречить законодательству.

Прекратить делопроизводство в таком случае, даже по причине мирного урегулирования конфликта сторонами, будет невозможно. После возмещения вреда, виновное лицо может этим действием смягчить определенную законом ответственность, за то, что он оставил место ДТП.

Как избежать лишения прав

Когда было назначено судебное разбирательство в связи с тем, что виновник оставил место ДТП, последний должен в обязательном порядке присутствовать на процессе. Если в конкретный день и час гражданин не имеет возможности присутствовать на заседании, следует составить ходатайство, приложить документальное подтверждение уважительности причины отсутствия и передать в суд. В противном случае, в отсутствии виновника наказание может быть назначено максимально жестким.

Как избежать лишения водительских прав за оставление места ДТП?

Что делать если виновник ДТП скрылся с места аварии, читайте тут.

Как получить страховку ОСАГО, если виновник скрылся с места ДТП, узнайте по ссылке: http://1avtourist.ru/avtostraxovanie-osago/kak-poluchit-sya-s-mesta-dtp.html

На судебном заседании нужно будет доказывать, что отсутствие на месте ДТП было неумышленным, либо что сотрудники ГИБДД нарушили правовые нормы. Идеальным вариантом будет обратиться к автоюристу за помощью.

Специалист правильно построит линию защиты, грамотно преподнесет все имеющие доказательства и соответственно поможет избежать санкций в виде лишения права на вождение автотранспорта за то, что гражданин оставил место ДТП.

Помимо всего прочего, автоюрист в силу владения законодательными актами может переквалифицировать статью на иное правонарушение, за которое предусмотрен штраф.

На основании чего выносится постановление об оставлении места ДТП

Назначается ответственность водителя исключительно в судебном порядке. Для этого работники ГИБДД оформляют ряд необходимой документации по факту ДТП, определяют участников и характеризую транспортные средства. Помимо всего прочего, чтобы подтвердить наличие правонарушения, может быть назначена процедура исследования автомобиля участника, скрывшегося с места столкновения.

Приговор по делу будет назначать мировой судья. Виновное в правонарушении лицо уведомляется о начале процесса и имеет право построить и представить доказательную базу своей невиновности. Оспорить судебный акт нельзя. За то, что водитель оставил место ДТП, ему будет назначено наказание в виде ареста или лишение прав, иное законодательством по данной статье не предусмотрено.

READ
Основания для закрытия уголовного дела

Срок давности привлечения к ответственности

Срок давности такого рода правонарушения равен трем месяцам. То есть заниматься розыском виновного лица полиция будет ровно этот промежуток времени. Статья 4.5. КоАП — это пункт законодательства, определяющий промежуток времени, отведенный на исковую деятельность, по правонарушению связанному с оставлением места ДТП.

По п.6. ч.1 ст.24.5 КоАП после того как срок исковой давности истек, административное делопроизводство не открывается. Однако это не означает, что делопроизводство не начнется, если виновное в столкновении лицо не найдено. Расследование начинается прямо на месте происшествия и немедленно.

Дело, начатое по случаю оставления водителем места ДТП, если виновник скрылся и его местонахождение неизвестно, будет закрыто через три месяца по причине истечения срока давности. Однако в любом случае следует помнить, что оставление места ДТП несет отягчающий характер для водителя, если дело изменит свой ход.

Судебная практика

В начале 2017 года по ст. 12.27 КоАП РФ стали возникать отдельные спорные моменты, такие как:

  • является ли строгость наказания соответствующей поступкам и обстоятельствам;
  • какое наказание предусмотреть для водителя, случайно оставившего место аварии.

В первом варианте используется ст. 2.9 КоАП РФ. Она определяет малую значимость содеянного и позволяет избежать жестких мер наказания. Здесь судья объявит ответчику предупреждение.

Допустим, имел место случай, когда водитель, выезжая с места парковки, случайно задел другой автомобиль и поцарапал его. Виновный водитель столкновения не заметил и оставил место происшествия.

В ходе судебного процесса виновному водителю было присуждено лишение прав на вождение транспортных средств на 1 год. Получив из органов ГИБДД информацию о совершенном нарушении, ответственное лицо добровольно возместило причиненный ущерб пострадавшему.

В соответствии с Постановлением ВС РФ № 5 от 24.03.2005 г., данное действие является обстоятельством смягчающим вину. Была подана претензия, где документально была отражена оценка причиненного вреда и факт отказа пострадавшего от претензий.

В результате принятое ранее постановление, судом было отменено, а делопроизводство остановлено по причине малозначительности. Наказание за правонарушение было ограничено штрафной санкцией.

Так же рассматривалась ситуация 2017 года, когда водитель наехал на полностью затопленное водой препятствие, которое не было обозначено в силу объективных причин, созданную ситуацию не заметил и оставил место ДТП. Был вынесен приговор о лишении водителя прав управлять транспортом на 1 год.

Однако адвокат ответчика подал дело на пересмотр и доказал весомыми аргументами, что водитель не мог заметить дорожно-транспортного происшествия, иначе бы он не оставил данного места и провел процедуру в соответствии с требованиями законодательства. В итоге местным арбитражным судом было решено административное дело прекратить, а предыдущее постановление отменить.

Описать причину такого решения арбитражного судьи можно следующим образом. Под административным правонарушением законодательство рассматривает ряд действий, как умышленных, так и неумышленных, которые осуществляя, гражданин предвидит последствия, содеянного им, либо нет, однако он должен был и мог предвидеть.

Здесь судья счел, что ответчик не мог и не должен был предвидеть, что заденет какой-либо предмет, следовательно, наличия правонарушения в действиях водителя нет.

Следовательно, подводя итог, можно заметить, что такое правонарушение, как оставление места аварии не каждый раз сурово наказывается посредством ареста или лишения прав. Изменить ход процесса и получить взамен лишения или ареста штраф поможет качественная подготовка и помощь профессионала.

Можно ли не вызывать сотрудников ГИБДД при ДТП и просто уехать по ПДД и как правильно это сделать?

Разъехались после ДТП

Ежедневно в России происходят тысячи аварий. И вроде бы закон определяет порядок оформления происшествия: вызывать полицию или составлять извещение о случившемся ДТП. Но не все водители горят желанием привлекать сотрудников ГИБДД и заниматься бумажной волокитой. Одним не хочется ждать приезда экипажа. Вторые не хотят портить статистику безаварийного вождения. Третьи вообще ездят без ОСАГО и пытаются избежать штрафов. Возникает вопрос, можно ли просто разъехаться и никуда не сообщать о случившейся аварии? И если да, нет ли тут рисков угодить под лишение прав за оставление места ДТП? Давайте вместе разбираться со всеми тонкостями.

В каких случаях можно не вызывать ГИБДД, а разъехаться?

Одни аварии не получится оформить без сотрудников полиции, а в других можно обойтись упрощенным порядком.

Что это значит? Участники ДТП могут не вызывать сотрудников ГИБДД при соблюдении определенных условий. Эти условия подробно описаны в обновленных Правилах дорожного движения и актуальны на 2022 год.

Нормы п. 2.6.1 ПДД ссылаются на законодательство об обязательном страховании автогражданской ответственности (попросту – ФЗ № 40 Об ОСАГО). Нас вежливо отсылают к ст. 11.1 Закона, где мы можем узнать об условиях оформления происшествия без ГИБДД:

  • Столкнулись только два транспортных средства;
  • Имущественный вред нанесен только этим автомобилям, и больше ничему;
  • Оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО;
  • Нет ущерба здоровью людей, отсутствуют погибшие в ДТП;
  • У участников аварии отсутствуют разногласия по обстоятельствам происшествия;
  • Эти обстоятельства зафиксированы в извещении о ДТП.

Обратите внимание, что для упрощенного оформления происшествия без вызова сотрудников ГИБДД должны соблюдаться все перечисленные выше условия. Если в ходе ДТП пострадал пешеход или у кого-то из участников аварии нет полиса ОСАГО – оформиться по упрощенке и просто разъехаться нельзя. Придется вызывать полицейских или ехать к ближайшему посту ДПС.

Оформление ДТП без полиции

Составить европротокол

Процедура оформления аварии без вызова полиции называется «европротоколом». Хотя по букве закона это составление водителями извещения о ДТП. Заполнив такое извещение, оба участника происшествия могут разъезжаться по своим делам, а после уведомлять страховую компанию.

Чтобы составить европротокол, авария должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Только две участвующие в ДТП машины. К примеру, если задет бампер третьего участника происшествия – «еврик» уже не прокатит.
  2. Оба водителя имеют страховку. Опять же, действующую, а не просроченную. Проверить полис ОСАГО второго участника аварии можно на официальном ресурсе РСА.
  3. Никто из людей не пострадал, нет вреда имуществу третьих лиц (включая городское и федеральное имущество).
  4. Ущерб от ДТП не превышает 100 тысяч рублей. Но при отсутствии разногласий по обстоятельствам ДТП и при фиксации нарушения на фото в приложении «Помощник ОСАГО», сумма страхового возмещения увеличивается до 400 тысяч рублей. Также для фиксации подходит система ЭРА-ГЛОНАСС в некоторых современных автомобилях.
READ
Пенсионное обеспечение государственных служащих

Важно! Если у одного участника ДТП есть российская страховка, а у второго водителя иностранная «Зеленая карта» – европротокол не подойдет. В данном случае придется вызывать автоинспекторов или ехать на ближайший пункт ДПС.

Просто разъехаться при одном важном условии

Что это за условие? Для его выуживания снова заглянем в Правила дорожного движения.

Второй абзац п. 2.6.1 ПДД сообщает, что:

Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Характерное для упрощенного порядка оформления ДТП касается и данного случая. То есть, когда в аварии участвовало две машины, у обоих водителей есть ОСАГО, никто кроме ТС не пострадал и нет разногласий по обстоятельствам происшествия – ПДД допускает вариант разъехаться с места аварии. И даже не составлять европротокол.

Условия для упрощенного оформления аварии

Если мы разъехались, а второй водитель вернулся и вызвал ГИБДД?

Неприятная ситуация, которая может сделать потерпевшего – виновным.

А происходит буквально следующее:

ДТП на дороге, в числе участников – два автомобиля. Например, вы едете на автомобиле с соблюдением ПДД, но тут вам в бок въезжает другое транспортное средство. К вашему облегчению, второй водитель от своей вины не отказывается. И даже предлагает решить конфликт в частном порядке – выплатив ущерб «живыми» деньгами. Естественно, вы соглашаетесь, не звоните в ГИБДД и не оформляете европротокол. А зачем? Получив деньги, вы спокойно уезжаете с места ДТП. Другой водитель тоже отправляется восвояси. Вот только через пару минут он возвращается на место происшествия и как ни в чём не бывало вызывает ГИБДД. Попутно виновник аварии «рисует» автоинспекторам свою версию произошедшего, якобы он ни в чём не виноват. Что думать сотрудникам ДПС? Они отмечают факт ДТП, видят одного водителя на месте происшествия, а другой (то есть вы) отсутствует. Затем следует составление протокола и передача дела в суд.

Скорее всего, в данной ситуации у вас заберут права по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. А настоящий виновник аварии обратится в страховую и получит возмещение ущерба по ОСАГО. Далее ваш страховщик оплатит ремонт, а затем выставит оплаченную сумму отдельным счетом уже к вам – в порядке регрессного требования. Ведь вы скрылись с места ДТП, хотя и не должны были.

Важное замечание!

Что делать в данной ситуации?

Если виновник аварии хочет возместить ущерб на месте, предложите ему составить расписку. Сообщите, что иначе вопрос не решить.

Расписка о возмещении ущерба и отсутствии претензий выгодна обеим сторонам. Для вас – это возможность подстраховаться от ситуаций, описанных выше. А заодно зафиксировать, что ДТП действительно было, и вы решили вопрос в частном порядке. Для виновника аварии расписка служит доказательством выплаты суммы ущерба и отсутствия претензий от потерпевшего на будущее.

Что в ней писать:

  • ФИО, паспортные данные и адрес регистрации участников ДТП;
  • наименование документа;
  • обязательно указать дату, время и место (адрес) происшествия);
  • краткое описание происшествия;
  • указание виновности конкретного лица;
  • информация об ущербе и его оценка;
  • сумма денежной компенсации – числом и прописью;
  • отсутствие претензий ко второй стороне;
  • сведения о добровольном составлении расписки, трезвом уме и ясной памяти, без физического и психологического давления;
  • дата и подпись.

Обычно расписку составляет потерпевший – сразу после того, как получит деньги от виновника ДТП. Но никто не запрещает оформить и две, с указанием отсутствия претензий к другому участнику аварии.

Бывает, что у виновника нет страховки. В этом случае по закону обойтись европротоколом нельзя, а нужно вызывать сотрудников ГИБДД. Однако на практике после звонка в ГАИ и сообщения, что у второго участника происшествия нет ОСАГО, вам предложат самим уладить проблему. И, скорее всего, посоветуют возмещать ущерб на месте путем составления расписок. Дальнейшие решения за вами.

Возмещение ущерба без европротокола

Чем грозит оставление места ДТП без оформления?

Закон не предусматривает штрафа за оставление места ДТП.

Наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ гораздо строже:

  • Лишение водительских прав на срок от 1 до 1,5 лет;
  • Арест на срок до 15 суток.

Санкция может коснуться не только виновника, но и потерпевшего в ДТП – если последний уедет с места аварии и нарушит требования п. 2.5-2.6.1 Правил. Если уедут двое – накажут обоих.

Теоретически может быть «вилка» наказаний: либо заберут в/у, либо отправят отбывать наказание в арестном доме. Причём по состоянию на 2022 год суды редко назначают максимальный срок.

Примеры из судебной практики:

В Тульской области районный суд не стал удовлетворять жалобу водителя и оставил в силе наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ – а именно лишение водительских прав сроком на 1 год.

В Первоуральске водитель сдавал задним ходом, но врезался в стоящий автомобиль, а затем скрылся с места ДТП. Дело дошло до суда, где решалась дальнейшая судьба невнимательного водителя. Постановлением № 5-1886/2022 от 24 сентября 2022 года, виновному был назначен арест сроком на 2 суток.

READ
Возврат налога на строительство дома в 2022 году

А в Иркутской области водитель смог уйти от ответственности за покидание места ДТП. Решением Чунского районного суда № 12-37/2022 дело было прекращено в связи с истечением срока давности.

Обратите внимание, если в ДТП есть тяжело раненные или погибшие, а участник происшествия смылся с места аварии, к нему будет применяться уголовная ответственность. Согласно ст. 264 УК, за оставление места ДТП в подобных случаях можно получить максимально до 15 лет лишения свободы.

Наказание за оставление места ДТП

Что не считается оставлением места ДТП?

Из каждого правила есть исключения.

Не считаются оставлением места ДТП следующие ситуации:

  1. Если вы не нашли попутную машину и лично отвозили пострадавших в аварии в медучреждение, а затем вернулись обратно. Перед отъездом нужно позвонить в страховую и ГИБДД, сообщив о своем намерении. Доказательством посещения больницы может служить запись в журнале посещений – пусть врачи запишут ваше ФИО, обстоятельства происшествия, номер машины, дату и время прибытия в медучреждение. Это позволит доказать вынужденное отсутствие на месте ДТП сразу после аварии. Отъезд будет считаться действиями при крайней необходимости – ст. 2.7 КоАП РФ.
  2. Если связались с ГИБДД и вам сказали приехать в отделение для завершения оформления происшествия. В таком случае нужно составить схему ДТП, сделать фото, зафиксировать происшествие на видео и вместе со вторым участником аварии отправляться в отделение. Оставлением места ДТП это не считается. Конечно, при условии, что вы доедете до ГАИ.
  3. Если вы не оформляли европротокол, а составили расписку о возмещении ущерба – она и послужит доказательством соблюдения условий п. 2.6.1 ПДД на случай, если второй водитель вернется на место ДТП и скажет инспекторам, что вы просто уехали.

Совет тут один: собирайте больше доказательств в пользу законности своих действий, даже в экстренных ситуациях.

Можно ли оформить ДТП через несколько дней?

Правила дорожного движения никак не определяют сроки, в течение которых нужно оформить ДТП в полицейском отделении.

Риск в том, что если вы со вторым участников происшествия не составите европротокол или у вас не окажется расписки об отсутствии претензий, вторая сторона может в тот же день вернуться на место ДТП и вызвать полицию. И тогда вас могут привлечь по ч. 2 ст. 12.27 Кодекса за оставление места происшествия. Учитывайте этот момент!

Вместе с тем, участники ДТП должны сообщить об аварии в свои страховые компании в течение 5 дней после инцидента на дороге (п. 3.8 Правил страхования). Но в 2022 году санкций за неуведомление законом не предусмотрено. Более того, потерпевшая сторона вправе обратиться за страховыми выплатами в течение 3 лет с момента ДТП, а страховая компания не вправе отказать! Главное, не потерять и не испортить извещение о ДТП.

Можно ли избежать наказание за оставление места ДТП

Попал в очень неприятную ситуацию. На служебной машине меня отправили в командировку. За рулём был сам. По пути заехал на встречу в офис к деловому партнёру. Когда выезжал, на стоянке зацепил припаркованную машину. Время очень поджимало, и я уехал по служебному заданию в другой район области. Понимаю, что есть какое-то наказание за оставление места ДТП, но тогда я посчитал, что работа важнее. Тем более, что при беглом осмотре своего и чужого автомобилей я повреждений не заметил и посчитал, что мне показалось.

Когда вернулся в офис, меня ждал неприятный сюрприз. Повестка в ГИБДД по поводу ДТП на стоянке с моим участием. На следующий день явился к указанному времени в отдел к следователю. Вину свою в аварии полностью признал. Но не ожидал, что помимо штрафа за аварию и возмещение ущерба потерпевшему, мне ещё нужно заплатить за то, что я уехал с места ДТП.

Хочу узнать, могу ли я в этой ситуации обжаловать наказание за оставление места ДТП, с целью его отмены или хотя бы сократить сумму штрафа.

Ответы юристов (3)

Здравствуйте. Дело в том, что за Ваши действия в КоАП не предусмотрено никаких штрафов. Раз имело место ДТП и был причинен вред чужому имуществу (ТС), а не только Вашему автомобилю и это место Вы оставили, то совершили правонарушение. За данное деяние ст. 12.27, а точнее ч. 2 данной статьи КоАП РФ, предусмотрено административное наказание, которое намного жестче штрафа – лишение права управления ТС от 1 года до 1, 5 лет или арест (только административный) на срок до 15 суток, штрафа не предусмотрено. Решать какое наказание Вы понесете, будет судья, поэтому если Вам дороги права, просите судью дать пару суток ареста, иначе будете без работы (водителя) от года до полутора. Чтобы судья был снисходителен, предоставьте справку о том, что Ваша работа на прямую связана с управлением автомобилями и Вы останетесь без заработка, можете приложить документы, подтверждающие наличие детей (если есть). Есть еще вариант, например, чужому автомобилю причинен совсем незначительный вред, тогда можете погасить ущерб потерпевшей стороне. Второй участник происшествия пусть напишет заявление, что претензий к Вам не имеет, ущерб возмещен. В таком случае, судья учтет положения ст. 2.9 КоАП РФ и сможет, абсолютно на законных основаниях, освободить Вас от административной ответственности и ограничиться замечанием. В следующий раз хотя бы позвоните в полицию и сообщите о факте ДТП и если Вы уедите, то будете отвечать только по ч. 1 ст. 12.27 КоАП, там только штраф – 1000 рублей.

Водитель, который знает, что является участником ДТП, покидая место происшествия и действуя при этом осознанно, дабы сокрыть данный факт и избежать ответственности, совершает умышленное виновное действие.

Такая вина под сомнение не ставится, и правонарушитель получит обоснованное наказание.
Наказание за оставление участником места ДТП – лишение водительского удостоверения на срок от года до полутора, либо грозит административный арест до 15-ти суток.

READ
Проводка депонированной заработной платы

Других наказаний не предусмотрено, назначение какого-либо штрафа в данной ситуации противоречит законодательству, поэтому ни о какой его отмене или снижении его размера (отвечая на Ваш вопрос) говорить не приходится.

Свою вину в аварии Вы полностью признали, и доказать в случае обжалования наказания, что действовали в условиях крайней необходимости, судя по описанной ситуации, Вам не удастся.

Уведомление ГИБДД, принятие мер по установлению собственника авто для совместной оценки обстоятельств происшествия, привлечение свидетелей, оставление своих контактных данных, возможно, помогло бы Вам в суде исключить умысел в оставлении места происшествия, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.27 КоАП (оставление места ДТП). Суд мог прийти к выводу, что действия образуют объективную сторону состава админправонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.27 КоАП (невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД), за что предусмотрен штраф в размере одной тысячи рублей. Такая переквалификация действий позволила бы получить менее строгое наказание по сравнению с админарестом или лишением прав.

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП

Верховный суд разъяснил, когда водитель может не сообщать никому об аварии, уехать с места происшествия и его при этом не привлекут к ответственности за оставление места ДТП.

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом “О безопасности дорожного движения” и Правилами дорожного движения “дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб”.

Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

READ
Работа близких родственников в прямом подчинении

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2022 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми – с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2022 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности – СИМ – и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Ссылка на основную публикацию