Работа близких родственников в прямом подчинении

Запрещена или нет работа близких родственников?

Моя супруга работает заместителем начальника муниципального учреждения, но не является при этом муниципальным служащим. В учреждении есть вакантная должность специалиста, которая также не относится к муниципальной службе. На имя начальника учреждения я подал заявление о приеме на работу и получил отказ в трудоустройстве. Аргументировали мне отказ тем, что я буду находиться в прямом подчинении своей супруги, а это запрещено действующим законодательством, так как провоцирует возникновение конфликта интересов.

Я знаю, что совместная работа близких родственников ограничена для чиновников, но почему эти ограничения применяются к обычным работникам?

Работодатель не прав, совместная работа близких родственников ограничена федеральными законами для определенных категорий работников. Распространять данные ограничения на всех подряд неправомерно, это может привести к нарушению трудовых прав работников.

Справочно. Действовавший ранее Кодекс законов о труде Российской Федерации в статье 20 устанавливал ограничения на совместную работу родственников. Норма звучала так: “Запрещается совместная служба на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому”.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) аналогичных запретов не устанавливает. Напротив, статья 3 ТК РФ говорит, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах в зависимости от семейного положения. Ограничения трудовых прав допускаются исключительно в интересах государства и устанавливаются ТК РФ или федеральными законами. В рассматриваемом случае отказ работнику в трудоустройстве связан не с его деловыми качествами, а с его семейным положением. Сам факт прямого подчинения на работе супругов не может быть препятствием для их трудоустройства. Данное обстоятельство должно быть прямо предусмотрено действующим законодательством.

Совместная работа близких родственников ограничена:

  • государственным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
  • муниципальным служащим (п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
  • Федеральный закон «О противодействии коррупции» ограничивает совместную работу близких родственников с следующих учреждениях:
  • в государственных корпорациях;
  • в Пенсионном фонде Российской Федерации;
  • в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
  • в публично-правовых компаниях;
  • в Фонде социального страхования РФ;
  • в других организациях, которые создаются Россией на основании федеральных законов.

Важно знать! Федеральный закон от 25 декабря 2012 года № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” дает право распространять ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы на отдельные категории работников (ст.ст. 12.2, 12.4). Сферы деятельности и категории работников устанавливаются федеральными нормативными правовыми актами.

Надо признаться, что отслеживать нормативные правовые акты, устанавливающие ограничения на совместную работу близких родственников достаточно неудобно, но необходимо, дабы не стать объектом внимания правоохранительных органов.

В качестве примера. Минобрнауки России утвержден приказ от 28.10.2015 № 1227 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством образования и науки Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей». Перечень должностей работников утвержден приказом ведомства от 13 сентября 2013 г. N 1070. И под действия ограничений и запретов попадают, например, в организациях дополнительного образования руководитель (директор, заведующий, начальник) и главный бухгалтер.

READ
Что можно узнать по кадастровому номеру квартиры

Аналогичные нормативные правовые акты имеются у Минздрава России, Минкультуры России, Минспорта России и других министерствах и ведомствах.

Совместная работа близких родственников может быть запрещена?

Работа близких родственников

Мнение о том, что совместная работа близких родственников в одном учреждении запрещена, очень распространено и часто становится причиной отказа соискателям в трудоустройстве. Полагаем, что работодатели неверно трактуют действующее законодательство и проводят аналогии закона, а это неправильно. Но для построения объективной картины необходимо сказать, что возможно такие ограничения рано или поздно придут в государственные и муниципальные учреждения.

Еще в январе 2015 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен проект федерального закона, предполагающий внесение изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции». Закон предлагалось дополнить статьей о запрете совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или его обособленном подразделении. Изменения предполагали запретить работу физических лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Данный законопроект второй год находится на рассмотрении, будут или нет приняты изменения, покажет время. Но даже в случае их принятия будут действовать исключения из правил.

Совместная работа близких родственников будет возможна в учреждениях социальной направленности (образование, медицина, культура), расположенных в сельской местности. Связано это, видимо, из-за скудности кадров на селе.

Подводя итог
Работа близких родственников или свояков может быть ограничена только федеральными нормативными правовыми актами. В каждом конкретном случае необходимо внимательно изучать нормативные акты федеральных органов, регламентирующих деятельность в той или иной сфере.

Работа близких родственников в прямом подчинении

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 июля 2016 г. N 10-9/10/В-4600 О мерах по обеспечению запрета на осуществление трудовой деятельности работниками организации, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом Минтруда России от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому

Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 июля 2016 г. N 10-9/10/В-4600 О мерах по обеспечению запрета на осуществление трудовой деятельности работниками организации, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом Минтруда России от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому

В целях обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Министерство) сообщает.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 594 (пункт 4 постановления) внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 “О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции” (далее – постановление N 568).

READ
Выплата алиментов на содержание родителей

Постановлением N 568, с учетом изменений, предусмотрена обязанность подведомственных Министерству организаций по принятию локального нормативного акта организации, определяющего порядок сообщения работниками подведомственной организации о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При подготовке локального нормативного акта организации необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 650 “О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации” и Положением, утвержденным данным Указом, а также приказом Министерства от 4 июня 2015 г. N 344н “Об утверждении Порядка уведомления работодателя (его представителя) работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов”.

Информацию о принятии локального нормативного акта организации, определяющего порядок сообщения работниками подведомственной организации о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и копию данного локального нормативного акта представить в Министерство до 5 августа 2016 года.

Кроме того, постановление N 568 дополнено запретом на осуществление трудовой деятельности работниками подведомственных Министерству организаций, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом Министерства от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками данной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Данный запрет означает, что в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей руководителя организации независимо от непосредственной подчиненности, поскольку все работники организации подконтрольны руководителю организации.

Также же, например, в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей заместителя руководителя (главного бухгалтера, руководителя филиала и др.) организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Учитывая изложенное, руководителям подведомственных Министерству организаций необходимо обеспечить в возглавляемых ими организациях соблюдение вышеуказанного запрета.

О принятых мерах по обеспечению вышеуказанного запрета сообщить в Министерство до 15 октября 2016 года по прилагаемой форме.

Обращаем внимание, что в случае непринятия руководителем подведомственной Министерству организации мер по соблюдению вышеуказанного запрета, в том числе и в отношении иных работников организации, трудовой договор с руководителем подведомственной Министерству организации будет расторгнут в соответствии с законодательством Российской Федерации.

М.А. Топилин

о принятых в ________________________________________ мерах по обеспечению запрета на осуществление трудовой

(наименование подведомственной организации)

деятельности работниками организации, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом

Минтруда России от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети,

READ
Порядок выдачи листка нетрудоспособности

братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками

организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или

подконтрольностью одного из них другому

ФИО работника организацииЗамещаемая должностьИнформация о лицах (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) находящихся в непосредственной подчиненности или подконтрольности у работникаПринятые меры
ФИОЗамещаемая должностьСтепень родства или свойства

Обзор документа

Организации Минтруда России обязаны принять локальные акты, определяющие порядок сообщения работниками о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Информацию о принятии акта и его копию необходимо предоставить в Министерство до 5 августа 2016 г.

Отмечено, что в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей руководителя независимо от непосредственной подчиненности, поскольку все работники подконтрольны руководителю.

Кроме того, в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей заместителя руководителя (главного бухгалтера, руководителя филиала и др.), если трудовая деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

О мерах по обеспечению запрета следует сообщить в Министерство до 15 октября 2016 г. (форма сведений прилагается).

При непринятии мер по выполнению запрета (в т. ч. в отношении иных работников) трудовой договор с руководителем организации будет расторгнут.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Нужно ли увольнять родственников?

Могут ли начальника заставить уволить нанятого сотрудника, если выяснится, что они родственники? При этом ни начальник, ни сотрудник не знали о своем родстве на момент трудоустройства.

В частной фирме начальник не должен увольнять сотрудника, который приходится ему родственником. Трудовой кодекс не запрещает работать вместе тем, кто связан родством.

Однако в уставе ООО или АО может быть условие, что начальники должны согласовывать с участниками общества кандидатуры сотрудников, если хотят принять на работу родственников. Но если руководитель скроет родственные связи, то неприятности будут у него, а не у подчиненного.

На государственной и муниципальной службе, а также в организациях, указанных в законе о противодействии коррупции, работа родственников ограничена. Но под запрет подпадают только случаи, когда один из родственников непосредственно подчиняется или косвенно подконтролен другому. Расскажу обо всем подробнее.

Курс о больших делах

Могут ли родственники работать в частной фирме

В коммерческих организациях, деятельность которых не ограничивает антикоррупционное законодательство, совместная работа родственников не запрещена.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах. Когда с сотрудником заключают трудовой договор, то руководствуются только его деловыми качествами. Нельзя ограничивать его права в зависимости от происхождения, семейного, социального и должностного положения. Иначе это будет дискриминацией.

Иногда в частных фирмах принимают локальный акт, в котором прописывают безусловный запрет на работу родственников. То есть норму формулируют так, чтобы можно было уволить родственников без разбирательства и доказательств, что они совместными действиями нанесли ущерб имуществу компании. Такие нормы, которые фактически вводят новое основание увольнения, применять нельзя, так как они противоречат трудовому кодексу.

READ
Ипотека по двум документам без подтверждения доходов

Недобросовестный работодатель может сослаться на локальный акт и предложить работнику уволиться по собственному желанию, соглашению сторон или даже заявить, что должен уволить сотрудника, поскольку нарушены правила заключения трудового договора.

В таком случае сотрудник может обратиться за защитой своих прав в прокуратуру или трудовую инспекцию. А если компания расторгнет трудовой договор, ссылаясь на то, что сотрудник — родственник начальника, то можно требовать признать увольнение незаконным.

Если увольнение состоится, сотрудник вправе обратиться в суд. Иск нужно подать в течение месяца со дня, когда работник получил копию приказа об увольнении, бумажную трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности.

Если в суде удастся доказать, что увольнение по собственному желанию произошло под давлением и основанием для этого была работа с родственником, то суд может признать увольнение незаконным и постановить оплатить время вынужденного прогула. Также работника могут восстановить на работе, если он просил об этом в иске.

Таким образом, руководитель в частной фирме не должен ориентироваться на родственные связи. Даже если выяснится, что один из подчиненных — его родственник, это не должно влиять на трудовые отношения. Заставить начальника уволить родственника никто не может.

В уставе общества, которое не обязано соблюдать антикоррупционное законодательство, может быть положение о том, что руководитель обязан согласовывать кандидатов на отдельные должности с участниками. Если выяснится, что руководитель скрыл факт родственных связей при согласовании кандидатуры, то у него могут быть неприятности вплоть до снятия с должности. Но сотрудник, которого приняли на работу, ничего не нарушал, поэтому последствия в виде увольнения ему не грозят.

Когда совместная работа родственников запрещена

Законодательство ограничивает совместную работу сотрудников, которые находятся в близком родстве или свойстве, на определенных должностях. Это родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

Так, родственники или свойственники не могут совместно работать на государственной гражданской службе. Но запрет действует, только когда один из них непосредственно подчиняется или подконтролен другому. Запрет установили как на принятие на госслужбу, так и на продолжение совместной службы.

Аналогичный запрет установлен и для муниципальных служащих.

Кроме того, закон о противодействии коррупции устанавливает запрет на совместную работу родственников:

  • в ЦБ РФ;
  • государственных корпорациях;
  • публично-правовых компаниях;
  • ПФР;
  • ФСС РФ;
  • ФФОМС РФ;
  • других организациях, создаваемых на основе федеральных законов.

В этих организациях совместная работа родственников и свойственников запрещена, если хотя бы один из них замещает должность руководителя, главного бухгалтера или иную должность с финансово-хозяйственными полномочиями в организации. При этом один из родственников непосредственно подчиняется или подконтролен другому.

Например, если оба родственника — бухгалтеры в одном отделе, то это не запрещено. Но если один из них главный бухгалтер, то работать вместе им нельзя.

Начальник и сотрудник при трудоустройстве могли не знать о своем родстве. Когда им стало известно об этом, начальник должен сразу уведомить работодателя. Если не сообщить о родстве, это будет считаться нарушением антикоррупционных требований. Начальника за такое нарушение могут уволить.

Руководитель необязательно уволит сотрудника, который находится в подчинении у родственника или подконтролен ему. Он может изменить должностное положение работников. Например, перевести одного из них на другую должность, в другой отдел. Уволить одного из сотрудников придется тогда, когда другим способом проблему решить невозможно.

READ
Пилотный проект ФСС: больничные

Что в итоге

Если вы работаете в частной фирме, то уволить вас на том основании, что вы с начальником родственники, не имеют права. Даже если это случится, вы можете обжаловать увольнение в суде. Но если начальник при приеме вас на работу действовал вопреки уставу ООО, например скрыл от участников, что вы родственники, то у него могут возникнуть неприятности вплоть до снятия с должности.

Если же вы госслужащий, муниципальный служащий или работаете в одной из организаций, указанных в законе о противодействии коррупции, то начальник должен уведомить руководителя о том, что вы родственники. Чаще всего в таких случаях одного из сотрудников переводят на другую должность или в другой отдел.

Правомерен ли локальный акт о запрете на совместную работу родственников?

Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Правомерно ли, если организация (ООО) ввела в действие локальный акт, устанавливающий запрет на “родственные связи” при назначении на должность? В локальном акте указано, что родственники не могут находится в прямом подчинении друг у друга. В случае, если обнаруживается такой факт, работник, не сообщивший работодателю о таком факте, обязуется выплатить штраф.

ОТВЕТ

Трудовой кодекс РФ не содержит запрета на совместную работу близких родственников в коммерческой организации, в том числе при условии прямого подчинения одного из них другому.

Законодательно запрещено работать в прямом подчинении с родственниками только государственным и муниципальным служащим.

Если ваша организация не относится ни к государственной, ни к муниципальной службе, то данные запреты на нее не распространяются и введение в действие описанного локального акта, по нашему мнению, неправомерно.

ОБОСНОВАНИЕ

В соответствии со ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Также в данной статье указано, что запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Понятие “деловые качества работника” в Трудовом кодексе РФ не раскрывается, однако его определение дал Верховный Суд РФ (см. Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”). Верховный Суд РФ разъяснил, что под деловыми качествами работника следует понимать, в частности, способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом:

– имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, определенных профессии, специальности, квалификации);

– личностных качеств работника (например, состояния здоровья, наличия определенного уровня образования, опыта работы по данной специальности, в данной отрасли).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

READ
Доступное жилье для российской семьи

“. 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому”.

Однако на работников коммерческих структур действие этого Закона не распространяется. Более того, отказ в трудоустройстве из-за родственных связей, согласно положениям Трудового кодекса РФ, является дискриминацией (ст. 3 ТК РФ).

В ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Одним из способов борьбы с коррупцией является законодательное закрепление запрета совместной работы близких родственников в одной и той же государственной, муниципальной организации или ее обособленном подразделении, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 N 568 “О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции”).

Таким образом, считаем, что работодатель не вправе отказать соискателю в трудоустройстве по причине наличия родственных связей с одним из сотрудников коммерческой организации, в том числе на должность, предусматривающую прямое подчинение одного из них другому.

Близкие родственники на работе не должны иметь ни преимуществ, ни ущемлений. Работники должны приниматься на работу и получать вознаграждение в зависимости от их квалификации и производительности труда. Аналогичная позиция содержится в Конституции РФ и Трудовом кодексе РФ.

Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Работа близких родственников в прямом подчинении

Порядок поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения содержит ряд запретов и ограничений. Одно из таких ограничений касается совместного прохождения государственной гражданской службы близкими родственниками и свойственниками.

Пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает запрет на прием гражданина на гражданскую службу, и нахождения гражданского служащего на гражданской службе в случае близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Этим же пунктом, а так же частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определен перечень лиц, являющихся близкими родственниками или свойственниками – родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

Данное ограничение установлено в целях недопущения возможного отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения государственных гражданских служащих и качество их служебной деятельности, а также ограничение возможного злоупотребления служащими своим служебным положением.

Таким образом, в целях противодействия коррупции рассматривается не любая подчиненность или подконтрольность для близких родственников и свойственников, которая определяется по должностным инструкциям и другим документам, регламентирующим права, обязанности и взаимоотношения работников, а только непосредственная.

При решении вопросов, связанных с урегулированием конфликта интересов и соблюдением требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, вызывает затруднение толкование понятий «непосредственная подчиненность» или «подконтрольность», так как законодательством о государственной гражданской службе данные понятия не определены.

READ
Какой штраф за езду на ТС без категории в правах

Анализ судебной практики показывает, что суды разных инстанций термин «непосредственная подчиненность» толкуется как подчинение одного госудакрственного гражданского служащего другому в соответствии с должностным регламентом (инструкцией), положением о структурном подразделении государственного органа, а «подконтрольность» – как право одного государственного служащего на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого государственного служащего/, который ему непосредственно подчинен (Апелляционное определение Костромского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-1467, Решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 26 сентября 2003 года по делу № 2-2393/2013, Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 22 декабря 2014 года по делу № 33-12090, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 января 2016 года по делу № 2-635).

Таким образом, непосредственное подчинение и подконтрольность одного государственного гражданского или муниципального служащего другому предполагает прямое подчинение и прямой контроль.

Непосредственная подчиненность означает, что один государственный служащий подчинен другому в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), положением о структурном подразделении государственного органа.

Непосредственную подчиненность на государственной гражданской службе следует отграничить от подчиненности, не носящей непосредственного характера. Таковая имеет место в случаях, когда один служащий подчиняется другому не непосредственно, а через другое должностное лицо (должностных лиц). В таком случае можно говорить о прямой, но не непосредственной подчиненности. Прямая, но не непосредственная подчиненность государственных гражданских служащих друг другу, в соответствии с действующим законодательством не является нарушением и может иметь место в государственном органе.

Обстоятельства, связанные с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью гражданских служащих должны быть закреплены в документах, регламентирующих работу структурных подразделений и соответствующего государственного гражданского служащего.

Таким образом, федеральные законы запрещают совместное осуществление служебных отношений лицами, которые состоят в отношениях родства или свойства, если занимаемые ими должности предусмотрены в одном структурном подразделении, соподчинены и подконтрольны.

В случае, если должности государственной гражданской службы, замещаемые лицами, которые состоят в близком родстве или свойстве, предусмотрены в одном структурном подразделении, но не соподчинены и не подконтрольны, основания для отказа в замещении таких должностей отсутствуют.

В Обзоре практики по рассмотрению в 2012 – 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июля 2014 года прямо указывается на то, что близкое родство или свойство не является основанием для прекращения служебных отношений на государственной гражданской службе.

При оценке запрета на совместную работу близких родственников и свойственников, следует учитывать то обстоятельство, что закон не запрещает непосредственную подчиненность и подконтрольность между бывшими супругами, которые расторгли брак только лишь формально, а фактически все существовавшие ранее супружеские отношения продолжают. Таким образом, законодателя интересует всего лишь формальность, а содержание отношений остается за рамками его внимания. Для принятия решения в каждом конкретном случае необходимо исследовать всю совокупность документов, определяющих должностные обязанности и взаимные права государственных гражданских и муниципальных служащих.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции» ограничения, запреты и обязанности, установленные статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» распространены на военнослужащих, сотрудников прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенных органов, судебных приставов, других государственных служащих [12].

READ
Размер социальной пенсии в спб

Кроме того, на основании п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Минтрудом России даны разъяснения, согласно которым непосредственная подконтрольность предполагает наличие у непосредственного начальника или иного вышестоящего начальника (при отсутствии прямого подчинения) специального полномочия по осуществлению контроля в силу своих должностных обязанностей. Таким образом, непосредственная подконтрольность возникает в правоотношениях государственных гражданских служащих, когда это прямо предусмотрено в должностных обязанностях одного из них или осуществление контрольных полномочий закреплено локальным правовым актом.

При выявлении случаев конфликта интересов или возможности его возникновения при совместном прохождении государственной гражданской службы работниками органа исполнительной власти, состоящими между собой в близком родстве или свойстве, должны быть приняты должные меры реагирования вплоть до расторжения служебных контрактов с государственными гражданскими служащими, допустившими нарушения пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от
27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 594 (пункт 4 постановления) внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом внесенных изменений, предусмотрена обязанность подведомственных Министерству организаций по принятию локального нормативного акта организации, определяющего порядок сообщения работниками подведомственной организации о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов [13].

При подготовке локального нормативного акта организации предписано руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 650 “О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации” и Положением, утвержденным данным Указом, а также приказом Министерства от 4 июня 2015 г. N 344н “Об утверждении Порядка уведомления работодателя (его представителя) работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов”.

Кроме того, постановление N 568 дополнено ограничением на осуществление трудовой деятельности работниками подведомственных Министерству организаций, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом Министерства от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками данной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Данное ограничение означает, что в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей руководителя организации независимо от непосредственной подчиненности, поскольку все работники организации подконтрольны руководителю организации.

READ
Как узнать свой стаж работы через «Госуслуги»

Также же, в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей заместителя руководителя (главного бухгалтера, руководителя филиала и др.) организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Обращено внимание на то, что в случае непринятия руководителем подведомственной Министерству организации мер по соблюдению вышеуказанного ограничения, в том числе и в отношении иных работников организации, трудовой договор с руководителем подведомственной Министерству организации, будет расторгнут, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 27.07.04. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

3. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ.

5. В ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ.

6. В ред. Федеральных законов от 21.10.2011 N 288-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ.

7. Часть 1.1 введена Федеральным законом от 21.10.2011 N 288-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.03.2014 N 23-ФЗ.

9. Большой экономический словарь. – М.: Институт новой экономики. А.Н. Азрилиян. 1997. Доступ: http://big_economic_dictionary.academic.ru/10757/ПОДЧИНЕННОСТЬ.

10. Разъяснения комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления по вопросу соблюдения ограничений подчиненности и подконтрольности по службе. Доступ: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/052057056124057054054.html

11. Обзор практики по рассмотрению в 2012 – 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июля 2014 г. Доступ: http://sudact.ru/law/obzor-praktiki-po-rassmotreniiu-v-2012-/

12. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции».

Минтруда России от 16.05.2017 N 18-2/В-297

Департаментом государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрено письмо по вопросу применения отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 568 “О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции” (далее – постановление Правительства Российской Федерации N 568).

Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации N 568 устанавливает запрет работникам, замещающим должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее – фонд или иная организация), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности в фонде и иной организации, включенные в перечни, установленные нормативными актами фонда, локальными нормативными актами организации, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов (далее – работники), а также гражданам, претендующим на замещение указанных должностей, на совместную трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

READ
Массовое увольнение работников

Общим исключением, предусмотренным пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации N 568, из данного запрета являются работники, замещающие должности в федеральных государственных учреждениях или в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждане, претендующие на замещение указанных должностей.

Вместе с тем, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации N 568 для работников, замещающих должности руководителей, главных бухгалтеров и должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, в федеральных государственных учреждениях и в федеральных государственных унитарных предприятиях (федеральных казенных предприятиях), созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и граждан, претендующих на замещение таких должностей, устанавливается запрет работы в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником соответствующего учреждения или предприятия, замещающим одну из указанных должностей, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Исходя из вышеуказанных положений постановления Правительства Российской Федерации N 568, запрет на совместную работу родственников и свойственников в федеральных государственных учреждениях и в федеральных государственных унитарных предприятиях, федеральных казенных предприятиях (далее – организации) распространяется на работников указанных организаций, замещающих должности, включенные в перечень должностей, предусмотренный пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации, при условии, что данные работники являются близкими родственниками или свойственниками, замещают должности руководителя, главного бухгалтера или иные должности, связанные с осуществлением финансово-хозяйственных полномочий в одной организации в условиях непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому.

Таким образом, данный запрет не распространяется на вышеуказанных работников, в случаях:

если финансово-хозяйственные полномочия работниками – близкими родственниками (свойственниками) осуществляются вне условия непосредственной подчиненности или подконтрольности одного из них другому;

если один из работников осуществляет непосредственно деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам деятельности организации, например, в сфере науки, культуры, здравоохранения, социальной защиты, образования, спорта (ученый, искусствовед, балерина, актриса, практикующий врач, учитель, спортсмен, юрист и т.п.).

Исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), содержащих определение понятий “трудовые отношения” (статья 15), “трудовой договор” (статья 56), “рабочее место” (статья 209), работники, заключившие трудовой договор с работодателем, обязаны лично выполнять определенную этим договором трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя. Таким образом, все работники подконтрольны работодателю. О непосредственном подчинении может свидетельствовать ситуация, когда руководитель в соответствии с должностным регламентом, положением о структурном подразделении, является прямым (непосредственным) начальником работника и имеет в отношении него право давать обязательные для исполнения поручения, контролировать их выполнение, вносить предложения о повышении в должности, об изменении круга должностных обязанностей, о принятии мер поощрения и дисциплинарного взыскания и пр.

Под осуществлением финансово-хозяйственных полномочий, по нашему мнению, понимается постоянно, временно или по специальному полномочию исполнение трудовых обязанностей, связанных с принятием решений по следующим вопросам реализации финансово-хозяйственной деятельности организации:

финансовое планирование и финансовое обеспечение расходов учреждения (предприятия);

осуществление расчетов и платежей, формирование финансовой и бюджетной отчетности;

распоряжение имуществом учреждения (предприятия);

осуществление внутреннего финансового контроля;

осуществление государственных закупок;

заключение сделок от имени учреждения (предприятия);

управление деятельностью филиала, представительства иного обособленного структурного подразделения.

Ссылка на основную публикацию