Ограничения свободы

Ограничения свободы

Одним из видов наказания за совершение преступлений является ограничение свободы.

Согласно ст.55 УК Республики Беларусь ограничение свободы состоит в наложении на осужденного обязанностей, ограничивающих его свободу, и нахождении его в условиях осуществления за ним надзора органами и учреждениями, ведающими исполнением наказания.

Ограничение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до пяти лет.

Наказание в виде ограничения свободы назначается с направлением в исправительное учреждение открытого типа. С учетом личности виновного, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, наличия у него постоянного места жительства суд может назначить наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.

Ограничение свободы как один из видов наказания не может быть назначено военнослужащим срочной военной службы, иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства.

Ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа не может быть назначено лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет, беременным женщинам, женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов, инвалидам, лицам, которым назначены принудительные меры безопасности и лечения, лицам, больным активной формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированным, больным СПИДом, либо не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания.

На сегодняшний день, многие граждане, осужденные судом к наказанию в виде ограничения свободы, легкомысленно относятся к отбыванию данного вида наказания, допускают неоднократные нарушения при отбывании наказания, что впоследствии приводит к привлечению этих лиц к уголовной ответственности по ст.415 УК Республики Беларусь.

Согласно ст.415 УК Республики Беларусь за уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до трех лет. Иных альтернативных наказании, санкция ст.415 УК Республики Беларусь не предусматривает.

Так, судом Заводского района г.Минска 17.03.2015 по ч.2 ст.205 УК Республики Беларусь Иванов был осужден к наказанию в виде ограничения свободы на срок 2 года без направления в исправительное учреждение открытого типа.

Одним из ограничений, которые налагались на Иванова, был запрет покидать место жительство после 20.00 часов.

Вместе с тем, Иванов игнорировал данное ограничение и в ходе неоднократных проверок отсутствовал по месту жительства в вечернее время после 20.00 часов, а в последующем сменил место жительства и не уведомил об этом Уголовно-исполнительную инспекцию.

Впоследствии, за неоднократные нарушения отбывания наказания в виде ограничения свободы материалы в отношении Иванова были переданы в Следственный комитет для возбуждения уголовного дела по ст. 415 УК Республики Беларусь.

Судом Заводского района г.Минска 05.09.2015 за уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы, Иванов осужден по ст.415 УК Республики Беларусь к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года. В соответствии с ч.1 ст.73 Иванову окончательно назначено наказание по совокупности приговоров в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего режима.

Практика показывает, что лица, осужденные к наказанию в виде ограничения свободы, недобросовестно относятся к выполнению ограничений, которые на них возлагаются в связи с отбыванием наказания в виде ограничения свободы и не в полной мере осознают серьезность последствий, допуская нарушения отбывания наказания, что приводит к их повторному привлечению к уголовной ответственности по ст.415 УК Республики Беларусь.

Всего, за период 2015 года, судом Заводского района г.Минска за уклонение от наказания в виде ограничения свободы осуждено 28 лиц.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Тульской области

Ограничение свободы – вид наказания, которое может назначаться как основное за преступления небольшой и средней тяжести, так и в качестве дополнительного к принудительным работам или лишению свободы.

Общие его сроки составляют от двух месяцев до четырех лет при применении в качестве основного, либо от шести месяцев до двух лет при его назначении как дополнительного наказания.

В отношении несовершеннолетних ограничение свободы назначается только в качестве основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Суть ограничения свободы заключается в наложении на осужденного ограничений, предусмотренных ст. 53 УК РФ, два из которых являются обязательными: обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации и запрет на изменение места жительства или пребывания, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия инспекции. Остальные ограничения устанавливаются в приговоре по усмотрению суда и могут быть им же отменены или дополнены в процессе отбывания наказания по представлению начальника инспекции. К таковым относятся: запрет на уход из места постоянного проживания в определенное время суток, запрет на посещение определенных мест, а также мест проведения массовых и иных мероприятий и на участие в указанных мероприятиях и др.

READ
Изменены квоты для иностранных работников

Исходя из положений части 4 статьи 50 УИК РФ вопрос о возможности выезда осужденного, который проживает и (или) работает и (или) учится в разных муниципальных образованиях, за пределы территории соответствующего муниципального образования в целях осуществления трудовой деятельности или получения образования разрешается уголовно-исполнительной инспекцией.

При установлении ограничения на посещение определенных мест суду следует указывать признаки таких мест (например, мест общественного питания, в которых разрешено потребление алкогольной продукции, детских учреждений).

Ограничение в виде запрета на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них может касаться как всех массовых мероприятий, так и тех из них, посещение которых и участие в которых, по мнению суда, будут препятствовать достижению целей наказания.

Массовыми являются, например, общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и др.), культурно-зрелищные (фестивали, профессиональные праздники, народные гуляния и др.) и спортивные (олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и др.) мероприятия.

Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями. При этом с 2013 года предусмотрена возможность использования специальных технических средств, позволяющих контролировать местонахождение осужденных (в том числе электронных браслетов). В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, суд может заменить его принудительными работами или лишением свободы.

В соответствии с ч. 6 ст. 53 УК РФ данное наказание не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

При решении вопроса о возможности применения ограничения свободы с учетом положений части 6 статьи 53 УК РФ суду следует иметь в виду, что одно лишь отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица не может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации в совокупности с данными о его личности, которые, например, указывают на склонность лица к постоянной смене места жительства или неспособность обеспечить себе постоянное место проживания.

Старший прокурор уголовно-судебного отдела советник юстиции Т.В. Безверхая ​​​​​​​

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Тульской области

Прокуратура Тульской области

9 февраля 2022, 13:53

Особенности назначения наказания в виде ограничения свободы (УСО)

Ограничение свободы – вид наказания, которое может назначаться как основное за преступления небольшой и средней тяжести, так и в качестве дополнительного к принудительным работам или лишению свободы.

Общие его сроки составляют от двух месяцев до четырех лет при применении в качестве основного, либо от шести месяцев до двух лет при его назначении как дополнительного наказания.

В отношении несовершеннолетних ограничение свободы назначается только в качестве основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Суть ограничения свободы заключается в наложении на осужденного ограничений, предусмотренных ст. 53 УК РФ, два из которых являются обязательными: обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации и запрет на изменение места жительства или пребывания, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия инспекции. Остальные ограничения устанавливаются в приговоре по усмотрению суда и могут быть им же отменены или дополнены в процессе отбывания наказания по представлению начальника инспекции. К таковым относятся: запрет на уход из места постоянного проживания в определенное время суток, запрет на посещение определенных мест, а также мест проведения массовых и иных мероприятий и на участие в указанных мероприятиях и др.

Исходя из положений части 4 статьи 50 УИК РФ вопрос о возможности выезда осужденного, который проживает и (или) работает и (или) учится в разных муниципальных образованиях, за пределы территории соответствующего муниципального образования в целях осуществления трудовой деятельности или получения образования разрешается уголовно-исполнительной инспекцией.

READ
Налогообложение при ОСНО - виды налогов

При установлении ограничения на посещение определенных мест суду следует указывать признаки таких мест (например, мест общественного питания, в которых разрешено потребление алкогольной продукции, детских учреждений).

Ограничение в виде запрета на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них может касаться как всех массовых мероприятий, так и тех из них, посещение которых и участие в которых, по мнению суда, будут препятствовать достижению целей наказания.

Массовыми являются, например, общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и др.), культурно-зрелищные (фестивали, профессиональные праздники, народные гуляния и др.) и спортивные (олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и др.) мероприятия.

Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями. При этом с 2013 года предусмотрена возможность использования специальных технических средств, позволяющих контролировать местонахождение осужденных (в том числе электронных браслетов). В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, суд может заменить его принудительными работами или лишением свободы.

В соответствии с ч. 6 ст. 53 УК РФ данное наказание не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

При решении вопроса о возможности применения ограничения свободы с учетом положений части 6 статьи 53 УК РФ суду следует иметь в виду, что одно лишь отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица не может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации в совокупности с данными о его личности, которые, например, указывают на склонность лица к постоянной смене места жительства или неспособность обеспечить себе постоянное место проживания.

Старший прокурор уголовно-судебного отдела советник юстиции Т.В. Безверхая ​​​​​​​

Адрес: 300012, г. Тула, пр. Ленина, д. 55 Дежурный прокурор
Телефон: +7 (4872) 36-43-07
Телефон: +7 (962) 272-58-97

Ограничения свободы

Все материалы сайта доступны по лицензии:

аказания осуществляется розыск осужденного.

После задержания осужденный направляется к месту отбывания наказания в порядке, установленном для осужденных к лишению свободы, либо не позднее чем через пятнадцать суток с момента задержания материалы для замены наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы передаются в суд.

Статья 86. Исчисление срока наказания в виде ограничения свободы

Срок наказания в виде ограничения свободы исчисляется с момента постановки осужденного на учет в исправительный центр.

В срок наказания засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения и время следования под конвоем из исправительного учреждения в исправительный центр при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы наказанием в виде ограничения свободы из расчета один день пребывания под стражей за два дня срока наказания. Время нахождения в краткосрочном отпуске после освобождения из исправительного учреждения до прибытия в исправительный центр засчитывается в срок наказания.

Время самовольного отсутствия осужденного на работе или по месту жительства свыше одних суток в срок наказания не засчитывается.

Статья 87. Порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы

Органы местного самоуправления по представлению органа внутренних дел определяют границы территории исправительного центра и устанавливают правила содержания и использования этой территории.

В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка, утверждаемые Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Лица, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, находятся под надзором и обязаны:

выполнять правила внутреннего распорядка исправительного центра;

работать там, куда будут направлены администрацией исправительного центра;

постоянно находиться в пределах границ территории исправительного центра, не покидать ее без разрешения администрации исправительного центра. В необходимых случаях лицам, которым ограничение свободы назначено в порядке замены наказания более мягким видом наказания, администрация исправительного центра может разрешить выезд за пределы его территории на срок, указанный в части третьей статьи 85 настоящего Кодекса, непосредственно после постановки осужденного на учет, если такой выезд не разрешается после освобождения администрацией исправительного учреждения;

проживать, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях и не покидать их в ночное время без разрешения администрации исправительного центра;

READ
Особенности заполнения форм КС-2 и КС-3

участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю;

иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность, выдаваемый ему вместо паспорта.

В одном исправительном центре, как правило, не могут содержаться лица, которым ограничение свободы назначено в порядке замены наказания более мягким видом наказания, и лица, которым наказание назначено по приговору суда.

Лица, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы и имеющие судимость, размещаются отдельно от иных осужденных; осужденные за совершение преступлений в соучастии отбывают наказание в разных исправительных центрах.

Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру.

Осужденным запрещается приобретать, хранить и использовать предметы, изделия и вещества, перечень которых установлен правилами внутреннего распорядка исправительного центра. В случае обнаружения у осужденных таких предметов, изделий или веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются или обращаются в доход государства.

Осужденным, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительного центра и имеющим семьи, по постановлению начальника исправительного центра может быть разрешено проживание с семьей за пределами территории исправительного центра на собственной или иной площади, но в пределах муниципального образования по месту расположения исправительного центра. Эти осужденные обязаны являться до четырех раз в месяц для регистрации в исправительный центр; периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника исправительного центра.

Осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, не допускающим нарушений порядка и условий отбывания наказания, не запрещается заочное обучение в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания.

При возникновении в период отбывания наказания обстоятельств, указанных в части пятой статьи 53 Уголовного кодекса Российской Федерации, администрация исправительного центра направляет в суд представление для решения вопроса об освобождении осужденного.

Статья 88. Условия труда лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы

Осужденные к ограничению свободы привлекаются к труду в организациях различных форм собственности.

Органы местного самоуправления содействуют органам, исполняющим наказание в виде ограничения свободы, в трудовом и бытовом устройстве лиц, направленных для отбывания наказания.

Труд осужденных к наказанию в виде ограничения свободы регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода работников на другую работу.

Перевод осужденных в другую местность при наличии там учреждений, предназначенных для исполнения наказания в виде ограничения свободы, может осуществляться администрацией исправительного центра с предварительным уведомлением администрации организации, где работает осужденный.

Для осужденных, не имеющих необходимой специальности, организуется начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка.

Статья 89. Права и обязанности администрации исправительного центра

Администрация исправительного центра:

ведет учет осужденных к наказанию в виде ограничения свободы;

разъясняет порядок и условия отбывания наказания;

организует трудовое и бытовое устройство осужденных;

обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания;

осуществляет надзор и принимает меры по предупреждению нарушений порядка отбывания наказания;

проводит с осужденными воспитательную работу;

применяет установленные законом поощрения и взыскания;

ведет работу по подготовке осужденных к освобождению.

Порядок осуществления указанных прав и исполнения администрацией исправительного центра обязанностей определяется настоящим Кодексом, а также нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Статья 90. Права и обязанности администрации организации, где работают осужденные к наказанию в виде ограничения свободы

Администрация организации, где работают лица, состоящие на учете в исправительных центрах, обеспечивает осужденных работой с учетом состояния здоровья, осуществляет в пределах организации перевод на другую работу, организует получение осужденными начального профессионального образования или их профессиональную подготовку, участвует в создании необходимых жилищно-бытовых условий, применяет поощрения и взыскания, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде.

Администрации организации запрещается увольнять с работы лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, кроме следующих случаев:

освобождение от отбывания наказания по основаниям, установленным Уголовным кодексом Российской Федерации;

перевод администрацией исправительного центра осужденного на работу в другую организацию или для отбывания наказания в другой исправительный центр в порядке, указанном в части четвертой статьи 88 настоящего Кодекса;

вступление в законную силу приговора суда, по которому лицо, отбывающее наказание в виде ограничения свободы, осуждено к более строгому наказанию, либо замена неотбытого срока наказания лишением свободы на основании части четвертой статьи 53 Уголовного кодекса Российской Федерации;

READ
Как вернуть электронный ЖД билет в кассу?

невозможность выполнения осужденным данной работы по состоянию здоровья;

реорганизация, ликвидация организации либо сокращение штатов.

Статья 901. Воспитательная работа с лицами, отбывающими наказание в виде ограничения свободы

Воспитательная работа с лицами, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, проводится администрацией исправительного центра, а также администрацией организации, где работают осужденные, и общественными объединениями.

Активное участие осужденных в мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Статья 902. Поощрения, применяемые к лицам, отбывающим наказание в виде ограничения свободы

За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду администрацией исправительного центра к осужденным могут применяться следующие поощрения:

разрешение на пребывание за пределами исправительного центра в выходные и праздничные дни;

разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы исправительного центра;

разрешение на дополнительную работу в свободное от основной работы время;

досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

Осужденные в установленном законом порядке могут быть представлены к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Статья 903. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания и уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы

Нарушением порядка и условий отбывания наказания является нарушение осужденными трудовой дисциплины, общественного порядка, правил внутреннего распорядка исправительного центра. К осужденным могут применяться следующие взыскания:

запрещение выхода в свободное от работы время за пределы общежития в определенное время суток на срок до одного месяца;

помещение в соответствии с правилами внутреннего распорядка исправительного центра в дисциплинарный изолятор на срок до пятнадцати суток;

отмена разрешения на дополнительную работу, данного в порядке поощрения.

Злостным нарушением порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы является совершение осужденным в течение года не менее трех деяний, указанных в части первой настоящей статьи, при условии, что наложенное взыскание не снято или не погашено в установленном порядке.

Злостным уклонением от отбывания наказания в виде ограничения свободы являются неоднократное нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания, а также самовольное без уважительных причин оставление осужденным территории исправительного центра на срок свыше трех суток, невозвращение или несвоевременное возвращение осужденного к месту отбывания наказания, а также оставление осужденным места работы или места проживания. В случае необнаружения в течение десяти суток осужденного, самовольно оставившего территорию исправительного центра, он объявляется в розыск.

При задержании скрывшегося осужденного за пределами исправительного центра орган внутренних дел направляет его к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы. При наличии данных о злостном уклонении осужденного от отбывания наказания материалы передаются в суд территориальным органом внутренних дел по месту задержания осужденного для решения вопроса о замене ему неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

Осужденный, допустивший злостное нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, может быть задержан администрацией исправительного центра на срок до двадцати четырех часов для решения вопроса о направлении в суд представления о замене ему ограничения свободы лишением свободы.

Задержание осужденного в случаях, предусмотренных частями пятой и шестой настоящей статьи, производится территориальным органом внутренних дел или администрацией исправительного центра с санкции прокурора на срок не более тридцати суток.

Статья 904. Порядок применения поощрений и взысканий к лицам, отбывающим наказание в виде ограничения свободы

При применении взыскания учитываются обстоятельства совершения осужденным правонарушения, личность осужденного и его поведение до совершения проступка.

Налагаемое взыскание должно соответствовать характеру и тяжести совершенного осужденным проступка. Взыскание налагается не позднее чем через десять суток со дня обнаружения проступка, а если в связи с совершением проступка производилась проверка – со дня ее окончания, но не позднее чем через месяц со дня совершения проступка. Взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно, а в исключительных случаях – не позднее чем через месяц со дня его наложения.

Правом применения поощрений и взысканий, предусмотренных статьями 902 и 903 настоящего Кодекса, пользуется в полном объеме начальник исправительного центра или лицо, его замещающее.

READ
Заявление в полицию о потере паспорта образец

Взыскания и поощрения налагаются в письменной форме.

Начальник отряда имеет право объявлять осужденному благодарность устно.

Статья 905. Надзор за осужденными и меры пресечения нарушений порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы

Надзор за лицами, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, осуществляется администрацией исправительного центра и обеспечивается путем наблюдения и контроля за осужденными по месту их проживания и работы, а также в свободное от работы время. Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Для пресечения нарушений общественного порядка, оформления и своевременного рассмотрения материалов, а также направления осужденного в соответствующее медицинское учреждение для вытрезвления он может помещаться в дисциплинарный изолятор до решения вопроса о применении взыскания, но не более чем на двадцать четыре часа.”.

76. Название раздела III изложить в следующей редакции:

“РАЗДЕЛ III
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ”.

77. Из названия главы шестнадцатой слова “без лишения свободы” исключить.

название статьи изложить в следующей редакции:

“Статья 91. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ”;

часть первую изложить в следующей редакции:

“Исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного. При отсутствии у осужденного работы органы, исполняющие наказание в виде исправительных работ, принимают меры по трудоустройству осужденного.”;

из частей второй и третьей слова “без лишения свободы” исключить;

из части четвертой слова “без лишения свободы по месту работы”, “, кроме случаев, предусмотренных частью первой статьи 28 Уголовного кодекса РСФСР” исключить;

часть пятую исключить.

79. Из названия и частей первой и второй статьи 92 слова “без лишения свободы” исключить.

из названия статьи слова “без лишения свободы” исключить;

из части первой слова “и перевоспитание”, “без лишения свободы” исключить;

часть вторую изложить в следующей редакции:

“Органы, ведающие исполнением этого вида наказания, ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, контролируют выполнение осужденными порядка и условий отбывания наказания и исполнение предписаний приговора администрацией организации, где работают осужденные, проводят с осужденными воспитательную работу, контролируют поведение осужденных, при необходимости направляют их в центры занятости для трудоустройства, принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову без уважительных причин, проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных, применяют поощрения и взыскания, а также выдают разрешение на увольнение с работы по собственному желанию в период отбывания наказания.”;

из частей третьей и четвертой слова “без лишения свободы” исключить.

81. Из названия и частей первой, второй и седьмой статьи 94 слова “без лишения свободы” исключить.

82. Из названия статьи 95 слова “без лишения свободы” исключить.

из названия и текста статьи слова “без лишения свободы” исключить;

в абзаце шестом слова “об уклонении его от отбывания” заменить словами “о злостном уклонении его от отбывания”.

из названия статьи и частей первой и второй слова “без лишения свободы” исключить;

в части четвертой слова “более мягким наказанием” заменить словами “более мягким видом наказания”;

части шестую и седьмую исключить;

часть восьмую считать частью шестой;

часть девятую считать частью седьмой и изложить ее в следующей редакции:

“В случае злостного уклонения от отбывания наказания лица, осужденного к исправительным работам, органом, исполняющим этот вид наказания, может быть внесено в суд представление о замене в соответствии со статьей 50 Уголовного кодекса Российской Федерации неотбытого срока наказания в виде исправительных работ наказанием в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы.”.

85. Дополнить раздел III новой главой семнадцатой следующего содержания:

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Статья 971. Порядок исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ

Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту постоянного жительства осужденных на объектах, определяемых уголовно-исполнительной инспекцией по согласованию с органами местного самоуправления.

Осужденные привлекаются к отбыванию наказания в виде обязательных работ не позднее чем через пятнадцать дней со дня обращения приговора к исполнению.

Уголовно-исполнительная инспекция ведет учет осужденных, разъясняет им порядок и условия отбывания наказания в виде обязательных работ, согласовывает с органами местного самоуправления объекты обязательных работ, контролирует поведение осужденных, ведет учет отработанного ими времени и поступление финансовых средств за выполненные осужденными работы.

Статья 972. Условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ

READ
Как продать ООО с одним учредителем без проблем

В период отбывания наказания в виде обязательных работ осужденные обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организации, где отбываются обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах и отработать установленный срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места постоянного жительства и о возникших обстоятельствах, препятствующих отбыванию наказания.

Предоставление осужденному очередного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.

При признании осужденного инвалидом первой или второй группы, в случае беременности осужденной, а также наличия детей в возрасте до восьми лет, достижения женщинами пятидесятипятилетнего возраста и мужчинами шестидесятилетнего возраста либо призыва военнообязанных на военную службу уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении их от наказания.

Байбекский сельсовет

Опрос населения. Оценка деятельности местной власти.

Полезные ссылки

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

Статьями 44 и 53 Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве вида уголовного наказания установлено ограничение свободы.

Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

То есть при постановлении приговора судом осужденному к наказанию в виде ограничения свободы должны быть обязательно установлены ограничение на изменение места жительства или пребывания и ограничение на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия уголовно-исполнительной инспекции, а также должна быть возложена на него обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

Суд не вправе установить осужденному ограничения и возложить на него обязанности, не предусмотренные статьей 53 УК РФ.

Данная позиция закреплена в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»

В силу ч. 2 ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации, ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

При этом на основании ч. 5 ст. 88 Уголовного кодекса Российской Федерации, несовершеннолетнему осужденному наказание в виде ограничения свободы может быть назначено лишь в качестве основного вида наказания на срок от двух месяцев до 2 лет.

Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства (нахождения) осужденного.

При этом, согласие на «отступление» от ограничений, установленных осужденному приговором суда, может быть дано лишь уголовно-исполнительной инспекцией строго по основаниям и в случаях, указанных в частях 4-6 ст. 50 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Для этого осужденному, его адвокату (законному представителю), либо близкому родственнику осужденного необходимо обратиться в администрацию уголовно-исполнительной инспекции с соответствующим письменным ходатайством.

В ходатайства должны быть указаны сведения о причинах необходимости изменения места постоянного проживания (пребывания) осужденного, изменения места работы и (или) обучения осужденного, ухода осужденного из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, посещения осужденным определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, либо выезда осужденного за пределы территории соответствующего муниципального образования.

По результатам рассмотрения ходатайства уголовно-исполнительная инспекция выносит постановление с указанием мотивов и оснований принятого решения не позднее 10 суток со дня поступления письменного ходатайства, а в случае смерти или тяжелой болезни близкого родственника осужденного, угрожающей жизни больного, – не позднее трех суток со дня поступления письменного ходатайства.

READ
Подтвердить свою личность для сайта госуслуги

Законом предусмотрено, что в период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.

В соответствии с ч. 6 ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации, ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Может ли наказание в виде ограничения свободы быть назначено бездомному?

Один из экспертов посчитал, что проблемы с применением ограничения свободы к бездомным на данный момент в российской судебной практике нет, так как в таком случае у суда не возникает проблем с назначением иных наказаний. Другая заметила, что с учетом того, что большинству осужденных по истечении отбытия срока наказания в виде лишения свободы фактически некуда возвращаться, у них могут возникнуть проблемы с исполнением дополнительного наказания в виде ограничения свободы.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 2104-О от 28 сентября, в котором разбирался, имеет ли УК ограничения на назначение бездомному такой меры наказания, как ограничение свободы, и возможно ли открытое рассмотрение вопроса о возмещении процессуальных издержек, если само уголовное дело рассматривалось в закрытом порядке.

22 декабря 2017 г. приговор в отношении Романа Синекаева вступил в законную силу. 16 апреля 2018 г. по решению суда он утратил право пользования жилым помещением. Мужчину сняли с регистрационного учета. Апелляция оставила решение в силе.

«АГ» не удалось найти информацию о том, что произошло далее, но в последующем Роман Синекаев предоставил суду информацию об отсутствии у него жилья и места жительства. Несмотря на это он был осужден к лишению свободы с дополнительным наказанием в виде ограничения свободы. Шестой кассационный суд общей юрисдикции отменил приговор в части взыскания с осужденного процессуальных издержек, а материалы уголовного дела передал на новое рассмотрение в порядке ст. 396, 397 и 399 УПК. По результатам повторного рассмотрения суд принял постановление о возмещении процессуальных издержек из средств федерального бюджета. Судья Верховного Суда отказал в передаче жалобы Романа Синекаева для рассмотрения в суд кассационной инстанции. Заместитель председателя ВС согласился с этим.

Осужденный обратился в Конституционный Суд. Он посчитал, что ст. 53 УК, ст. 397–399 и гл. 47.1 УПК противоречат Конституции, поскольку позволяют суду первой инстанции назначать наказание в виде ограничения свободы лицу, предоставившему информацию об отсутствии у него жилья и места жительства, суду кассационной инстанции – относить существенное нарушение норм уголовно-процессуального закона (в части возмещения процессуальных издержек) к неясностям и неточностям приговора, подлежащим рассмотрению судом в порядке его исполнения, которое может проводиться в открытом судебном заседании, несмотря на закрытость остальных заседаний, а также не обязывают суд при кассационном обжаловании приговора истребовать доказательства по ходатайству осужденного.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС заметил, что ч. 6 ст. 53 УК прямо предусматривает, что ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ. При этом, как разъяснил Пленум ВС в п. 20 Постановления от 22 декабря 2015 г. № 58 «О практике назначения судами уголовного наказания», одно лишь отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица не может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания. Однако отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории в совокупности с данными о его личности, которые, например, указывают на склонность к постоянной смене места жительства или неспособность обеспечить себе постоянное место проживания. Соответственно, отметил КС, ст. 53 УК не содержит положений, нарушающих принцип справедливости или приводящих к ее произвольному пониманию и применению.

READ
Кпп расшифровка аббревиатуры налоговая

Также Конституционный Суд указал, что в случае, когда вопрос о процессуальных издержках не был решен при вынесении приговора, он по ходатайству заинтересованных лиц разрешается этим же судом как до вступления в законную силу приговора, так и в период его исполнения (абз. 2 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда от 19 декабря 2013 г. № 42 «О практике применения судами законодательства о процессуальных издержках по уголовным делам»). С учетом положений п. 15 ст. 397 УПК суды вправе в порядке, предусмотренном ст. 399 Кодекса, разрешить вопросы, которые не затрагивают существо приговора и не влекут ухудшение положения осужденного, например об определении размера и распределении процессуальных издержек, если эти вопросы не получили разрешения в приговоре суда (подп. «ж» п. 22 Постановления Пленума ВС от 20 декабря 2011 г. № 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора»). Следовательно, посчитал КС, уголовно-процессуальное регулирование, предписывающее отмену ошибочного решения по вопросу выплаты сумм процессуальных издержек и допускающее его рассмотрение судом на стадии исполнения приговора, не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.

Как отметил Суд, УПК, определяя в ст. 241 общие условия судебного разбирательства, относит к ним гласность, которая предполагает, что разбирательство во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей (ч. 1); закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство (п. 3 ч. 2). Данные требования предъявляются и к судебным заседаниям на стадии исполнения приговора, на что обращено внимание судов в п. 2 Постановления Пленума ВС № 21. Если рассматриваемый вопрос (например, о возмещении процессуальных издержек) не отнесен к случаям, указанным в ч. 2 ст. 241 УПК, то проведение открытого судебного заседания в порядке, предусмотренном ст. 399 Кодекса, не противоречит принципам уголовного судопроизводства. Что же касается положений ст. 398 УПК, то их применение судами не подтверждается материалами, представленными заявителем, заметил КС.

В комментарии «АГ» адвокат, руководитель МКА «Князев и партнеры» Андрей Князев назвал позицию Конституционного Суда обоснованной, но не слишком оригинальной. Однако, посчитал он, причиной тому послужили сами вопросы, поставленные перед ним.

«Правовой неопределенности в этой ситуации не было, поэтому КС пришлось лишь de facto перечислить нормы процессуального законодательства, а также собственную судебную практику и практику Верховного Суда, которая в полной мере развивает конституционные положения и восполняет некоторые недоговоренности в УПК. Так, в очередной раз Суд разъяснил, для чего нужна кассация, какие вопросы подлежат рассмотрению в кассации, а какие – нет», – отметил Андрей Князев.

Вместе с тем, по мнению адвоката, интерес представляет вопрос об отсутствии места жительства при исполнении наказания в виде ограничения свободы. Однако, отметил он, КС справедливо сослался на постановление Пленума ВС, подчеркивая, что одно отсутствие регистрации не свидетельствует об отсутствии постоянного проживания на территории РФ и не выходит за рамки конституционного надзора.

При этом Андрей Князев посчитал, что проблемы с назначением ограничения свободы бездомным на данный момент в российской судебной практике нет, так как если человек действительно бездомен, то у суда не возникает проблем с назначением иных наказаний. Конституционный Суд подчеркивает: чтобы быть признанным «бездомным», необходимы, во-первых, отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания, во-вторых, данные о личности, заметил адвокат.

Адвокат АП г. Москвы Лидия Шевцова согласилась, что вопросы, поднятые в жалобе, относятся к рассмотрению фактических обстоятельств дела, а не норм материального права. «Однако в тексте определения КС РФ осталась неопределенность: не совсем понятно, каким образом может быть исполнено наказание в виде ограничения свободы в случае отсутствия жилья у подсудимого», – указала адвокат.

По статистике, отметила Лидия Шевцова, большинству лиц по истечении отбытия срока наказания в виде лишения свободы фактически некуда возвращаться, у многих правоустанавливающие документы требуют замены или восстановления. Поиски временного жилья для постановки на регистрационный учет могут занять довольно длительное время. При таких обстоятельствах могут возникнуть проблемы с исполнением наказания в виде ограничения свободы. «В остальном же позиция КС РФ понятна и последовательна», – резюмировала она.

READ
Требования к извещению о согласовании границ

Ограничение свободы: сроки, условия применения, полномочия уголовно-исполнительной инспекции

Практикующий адвокат по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Член коллегги адвокатов г. Москвы. Выиграно более 500 дел. Стаж работы более 10 лет.

Последнее обновление – Январь 2022

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность применения разнообразных видов наказания исходя из опасности преступления для общества. Одно из таких наказаний – ограничение свободы. С 2010 года оно сильно видоизменилось и теперь достаточно широко используется как основное или дополнительное наказание.

Что такое ограничение свободы

Общие положения, касающиеся сути, особенностей ограничения свободы, регламентированы ст. 53 УК РФ.

Ограничение свободы – это установление осужденному обязательных для исполнения определенных ограничений, надзор за соблюдением которых осуществляет Уголовно-исполнительная инспекция или УИИ.

При любых обстоятельствах запрещены:

  1. Перемена места жительства, пребывания.
  2. Выезд за границы муниципального образования.

Обязательна явка для регистрации в инспекцию 1-4 раза ежемесячно. Число явок определяется судом. Виновному помимо указанных выше, могут быть определены следующие ограничения:

  • в указанное в приговоре время суток находиться там, где он живёт постоянно;
  • отказаться от визитов в указанные судом места, находящиеся в пределах населенного пункта, названного в приговоре;
  • не бывать и не участвовать в массовых и других мероприятиях, всех или конкретных, определенных судом, например, митингов, детских учреждений, соревнований;
  • не менять места работы, обучения.

Поменять место проживания, работу, учебное заведение, не находиться дома в конкретное время суток, выехать из муниципального образования, посещать указанные в приговоре заведения возможно только при наличии согласия уголовно-исполнительной инспекции.

Такое согласие даётся при возникновении исключительных обстоятельств личного характера. Их перечень, порядок получения согласия приведены в 50 статье УИК РФ.

Установление иных ограничений не предусмотрено. Ограничение свободы выступает в качестве как основного, так и дополнительного наказания, оно неприменимо к:

  1. Служащим Вооружённых сил.
  2. Гражданам других государств.
  3. Людям, у которых нет гражданства.
  4. Людям, у которых отсутствует место, где они проживают в РФ постоянно.

Сроки и их исчисление

Это наказание применимо в качестве основного только за преступления небольшой и средней тяжести. Оно продолжается от 2 месяцев до 4 лет.

Срок начинает исчисляться с даты, когда осужденный будет поставлен на учёт уголовно-исполнительной инспекции. В него включается период, в который он содержался под стражей до вынесения приговора в соотношении 1 день под стражей за 2 ограничения свободы.

Как дополнительное наказание оно назначается на срок от полугода до 2 лет, когда такая возможность предусмотрена УК вместе с:

  • принудительными работами;
  • лишением свободы.

В такой ситуации суд постановляет применить, например, лишение свободы с ограничением свободы. Это означает, что по завершению тюремного заключения, должно быть отбыто ограничение свободы. Наказание считается исполненным полностью после отбытия дополнительного наказания.

Течение ограничения свободы, являющегося дополнительным наказанием, начинается с даты освобождения после отбытия основного. Время, потраченное для того, чтобы добраться после освобождения к месту проживания, включается в срок ограничения свободы.

Не включается в него время, когда осужденный без разрешения уголовно-исполнительной инспекции отсутствует по месту проживания более суток, не имея уважительных причин.

Исполнение ограничения свободы

Осужденный отбывает его там, где постоянно проживает. Уголовно-исполнительная инспекция (УИИ), обслуживающая район, в котором живёт осужденный, максимум спустя 15 суток после поступления приговора, вручает уведомление, обязывающее явиться для постановки на учёт.

Осужденному для посещения инспекции даётся 3 суток. Там его поставят на учёт, разъяснят права, что можно, чего нельзя при отбывании наказания, последствия нарушений, дактилоскопируют и сфотографируют.

По окончанию первой беседы осужденный:

  • расписывается в том, что необходимые положения закона, касающиеся отбытия им наказания, ему разъяснены;
  • получает памятку;
  • информируется о днях явки в УИИ.

Если ограничение свободы применено как дополнительное наказание, осужденный, освободившись по отбытию основного, сам отправляется к месту, где постоянно проживает. Сотрудники исправительного учреждения выдают ему предписание, определяющее время, когда нужно прибыть в уголовно-исполнительную инспекцию.

В течение 3 дней с постановки осужденного на учёт, инспекция извещает об этом:

  • отдел полиции по месту его проживания;
  • суд;
  • военный комиссариат, если он подлежит призыву.
READ
Незаконное использование изображения человека

Последствия образцового поведения и нарушений

Закон поощряет тех, кто неукоснительно выполняет возложенные на них обязательства.

Если поведение отбывающего наказание было примерным, претензий к нему не имелось, уголовно-исполнительная инспекция в установленном порядке может обратиться в суд для отмены части имеющихся у него ограничений.

К таким лицам могут быть применены меры поощрения. Среди них, например, возможность провести выходные, праздники, отпуск за пределами муниципального образования, которое покидать запрещено.

Если же допускались нарушения, и за них применялись меры воздействия, уголовно-исполнительная инспекция вправе обратиться в суд, чтобы дополнить назначенные ограничения.

Нарушениями считаются случаи, когда осужденный:

  1. Не пришёл в УИИ для постановки на учёт.
  2. Не соблюдает ограничения.
  3. Не явился по вызову.
  4. Не прибыл для регистрации.
  5. Нарушил общественный порядок, за что понёс административную ответственность.
  6. Не поставил УИИ в известность о смене работы или места учёбы за 7 дней до этого, когда суд такое обязательство в приговоре не указал.

При этом при первом нарушении применяется предупреждение. При повторном нарушении в течение года со дня предупреждения объявляется официальное предостережение о недопустимости нарушений.

Если осужденный злостно уклонялся от ограничения свободы, являющегося основным наказанием, его неисполненная часть может быть заменена судом в соотношении 2 дня ограничения свободы на 1 день ее лишения или принудительных работ.

Уклонение будет злостным, если осужденный:

  1. В течение года после предостережения совершит новое нарушение.
  2. Откажется от тех. средств надзора и контроля.
  3. Скроется, то есть 30 дней не будет известно, где он находится.
  4. Не прибудет в инспекцию для постановки на учёт по отбытию основного наказания.

За злостное уклонение от ограничения свободы, применённого как дополнительное наказание, придётся отвечать по первой части 314 статьи УК РФ и оно может повлечь:

  • до года принудительных работ;
  • до года тюремного заключения.

Полномочия уголовно-исполнительной инспекции

Надзор УИИ за осужденными к ограничению свободы заключён в том, чтобы наблюдать за тем, как они себя ведут, соблюдают ли ограничения и принимать меры при нарушениях.

С целью сбора информации о том, как ведёт себя осужденный, могут применяться технические средства, например, небезызвестный электронный браслет. Список этих устройств установлен Правительством РФ, а порядок использования – Министерством юстиции.

УИИ ведут воспитательную работу, к которой могут привлекаться представители общественности.

Для осуществления надлежащего надзора сотрудники инспекций:

  1. Вызывают осужденного на беседы не менее раза в месяц.
  2. Раз в месяц осуществляют проверки по домашнему адресу, на рабочем месте, в образовательной организации.
  3. Посещают место, где постоянно живёт осужденный, в любое время, за исключением ночного. Допускаются дополнительные проверки по стационарному телефону.
  4. Собирают информацию о том, как себя ведёт осужденный дома, на работе или в посещаемом им учебном заведении.
  5. Если осужденный ограничен в посещении конкретных мест, проводят в них проверки не меньше, чем раз в месяц.
  6. Используют меры воздействия при нарушениях.
  7. Решают вопрос о возможности и необходимости применения тех. средств контроля.

Отличие от лишения свободы

Отличие, безусловно, состоит в том, что это абсолютно разные виды наказания и они различны во всем:

  1. В сути. При лишении свободы человек полностью изолирован от общества. Ограничение свободы выражено в обязанности соблюдения определенных ограничений, находясь дома, периодически посещая уголовно-исполнительную инспекцию.
  2. В строгости. Ограничение свободы менее жёсткое наказание. Как основное оно назначается за деяния, не представляющие для общества особой опасности. За более опасные деяния может дополнять строгие виды. Лишение же свободы применяется за любое преступление, если это предусматривается нормой УК РФ исключительно как основное наказание.
  3. В том, как они исполняются. Ограничение свободы отбывают по месту, где постоянно проживает осужденный, его поведение контролирует уголовно-исполнительная инспекция. Лишение свободы отбывают в специальных учреждениях, надзор за осужденными осуществляют их сотрудники.

Отдельные сходные черты приведённых видов наказания можно усмотреть при лишении свободы условно, которое тоже отбывается по месту проживания, с постановкой на учёт, выполнением ряда обязанностей, контролем со стороны УИИ и т.д.

Заключение

Наличие возможности применять разные варианты наказания за столь же различные противоправные действия отражает принцип справедливости Уголовного закона. Рассмотренное наказание предоставляет осужденному возможность отдать долг обществу за совершённое преступление, не лишаясь свободы, но всё же претерпевая некоторые «неудобства».

Практикующий адвокат по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Член коллегги адвокатов г. Москвы. Выиграно более 500 дел. Стаж работы более 10 лет.

Ссылка на основную публикацию