Что Делать Если Не Дают Квартиру Сироте

Условия и порядок предоставления жилья детям-сиротам

Дети-сироты относятся к самым незащищенным слоям населения и нуждаются в поддержке государства. Одним из видов социальной помощи является предоставление им собственного жилья. Кому и как выделяется жилплощадь, куда обращаться и какие документы нужны – эти и другие вопросы рассмотрены в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Условия выделения соцжилья детям, оставшимся без попечения родителей

Правила, условия и льготы, касающиеся предоставления жилья детям-сиротам регламентированы в следующих законах:

    дает определение ребенка и его прав; обозначает права детей-сирот; определяет дополнительные социальные гарантии детям-сиротам; защищает права несовершеннолетних граждан в области жилищного законодательства.

Согласно ст.1 ФЗ №159, сиротами признаются несовершеннолетние граждане, у которых родители отсутствуют по причине:

  • лишения или ограничения родительских прав;
  • официально признаны недееспособными, безвестно отсутствующими;
  • умерли;
  • отбывают наказание в спецучреждениях;
  • арестованы в качестве подозреваемых или обвиняемых;
  • неизвестны.

Право на бесплатную жилплощадь имеют не все дети-сироты, а только соответствующие следующим требованиям.

  1. Достижение претендентом 14 лет. Изменения внесены в законодательство с 1 января 2019 года, до этого сирота получал жилье сразу после наступления 18 лет. Сейчас требуется постановка на учет, т. к. жилплощадь выдается в порядке очереди, что может привести к многолетним ожиданиям. Квартира или дом предоставляются после достижения возраста 18 лет.
  2. Гражданин встал на учет до 23 лет. Условие именно в том, чтобы встать в очередь, жилье можно получить и позже указанного возраста.
  3. Собственное жилье отсутствует или не соответствует установленным законодательством требованиям. К таким относятся нормативы площади, санитарно-технические условия, проживание с тяжелобольными или лишенными родительских прав людьми, аварийность помещения или иные причины.

У претендента не должно быть собственной жилплощади или уже выделенного помещения по договору социального найма.

Требования к жилым помещениям

Ч.7 ст. 8 ФЗ №159 определяет, что жилье передается детям-сиротам на условиях специализированного найма. Соглашение заключается на пять лет, по истечении этого времени договор можно продлить на этот же срок неограниченное количество раз. Или после завершения действия договора возможен переход предоставленной недвижимости в собственность гражданина. В качества жилья предоставляются жилые дома или квартиры.

Какие квартиры выдают:

  1. Предоставленное жилье должно находиться в том же регионе, где проживает претендент.
  2. Недвижимость не должна находиться в ветхом или аварийном состоянии.
  3. В помещение должны быть подведены все необходимые коммуникации.
  4. Предоставляется самостоятельная жилплощадь, не часть коммунальной квартиры.
  5. Количество квартир, предоставленных сиротам в МКД, не должно превышать более 25% в одном доме. Исключения: в населенном пункте проживает менее 10000 человек, количество квартир в доме не превышает 10.

Нормативы положенной площади:

  • на одного человека не менее 33 м 2 ;
  • на семью из двух человек – от 42 м 2 ;
  • на семью с детьми – от 18 м 2 на каждого.

Документы, доказывающие право на получение

Для каждого претендента на вручение ключей от квартиры формируется индивидуальный пакет документов, к основным относятся:

  • паспорт, подтверждающий российское гражданство;
  • документы, доказывающие статус сироты: свидетельства о смерти родителей, решение суда о лишении родительских прав, решение суда о признании гражданина погибшим или иные бумаги;
  • справка о составе семьи по форме №9 из ЖЭКа с указанием всех зарегистрированных лиц и степенью их родства с заявителем;
  • справка из Росреестра об отсутствии собственной жилплощади.

Документы, необходимые в отдельных случаях:

  • свидетельства о браке, рождении детей, если заявитель создал семью, имеются дети;
  • справка с места работы, учебы или ЦЗН;
  • решение суда о лишении родительских прав при прописке в жилплощади, принадлежащей родителям;
  • заключение местной администрации о непригодности жилья для проживания;
  • справка из медицинского учреждения о диагнозе больного, прописанного и проживающего с ребенком-сиротой, и рекомендацией на отдельное жилье для заявителя;
  • документы на жилую недвижимость, площадь которой меньше установленных в регионе нормативов;
  • справка из детского дома, с указанием периода нахождения ребенка в учреждении;
  • решение органов опеки о назначении опекуна.

Как добиться, чтобы дали квартиру?

Для этого по достижении ребенком 14 лет, опекуны должны информировать местные органы опеки и попечительства о необходимости жилплощади и собрать пакет необходимых документов. Если это не сделано, через три месяца после наступления данного возраста, вопросом постановки в очередь ребенка занимается орган опеки.

Постановка в очередь

Заявление пишется законными представителями несовершеннолетнего ребенка в свободной форме в письменном виде. Вместе с другими документами оно передается в местные органы опеки, которые передают их в региональную комиссию для рассмотрения. Срок вынесения решения составляет 10 дней.

По итогам рассмотрения региональная комиссия или включает сироту в список нуждающихся в жилье, или отказывает по определенным причинам:

  • заявление написано неправильно;
  • отсутствуют необходимые документы;
  • предоставленные сведения недостоверны или противоречат друг другу.
READ
Новый счет-фактура с 1 июля 2022 года

Обратиться в комиссию можно повторно, исправив выявленные недочеты и предоставив запрошенные бумаги.

Если у ребенка имеется прописка, необходимость в жилплощади по указанным выше причинам доказывается через суд. В органы опеки и попечительства можно обратиться только после положительного решения судебных органов с вынесенным постановлением. В этом случае срок рассмотрения заявления увеличивается до 30 дней.

Если по каким-либо причинам ребенок-сирота не был поставлен на учет, то по наступлению совершеннолетия, он может обратиться в органы опеки самостоятельно. Это относится и к лицам, которые приобрели полную дееспособность до достижения возраста в 18 лет. Обратиться с заявлением имеет право гражданин до наступления 23 лет, после достижения этого возраста постановка в очередь на жилье возможна только по решению суда.

Обращение в госорганы

После достижения возраста 18 лет и наступления очереди на получение жилья, претенденту следует обратиться в отдел местной администрации, занимающийся предоставлением помещений данной категории лиц.

Алгоритм действий для получения жилплощади:

  1. написать заявление с просьбой о предоставлении жилья и описанием текущих условий проживания;
  2. собрать все необходимые документы;
  3. предоставить весь пакет документов в местные органы самоуправления;
  4. передать копию заявления в орган опеки и попечительства;
  5. дождаться ответа на заявление, срок рассмотрения составляет один месяц;
  6. заключить договор найма.

Необходимые документы:

  • оригинал и копия паспорта;
  • документы, подтверждающие статус ребенка-сироты;
  • справка о составе семьи из ЖЭКа;
  • выписка из ЕГРН об отсутствии собственного жилья;
  • справка с места работы, учебы, ЦЗН;
  • заявление в двух экземплярах;
  • другие документы, предоставляемые в зависимости от ситуации.

Заявление пишется в свободной форме и должно содержать следующую информацию:

  1. полные паспортные данные заявителя;
  2. информация о признании гражданина сиротой;
  3. просьба о предоставлении жилья;
  4. перечень прилагаемых документов;
  5. дата написания и подпись заявителя.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Обратиться в местную администрацию имеет право только сам претендент, передача документов доверенным представителем не допускается.

Комиссия принимает решение о предоставлении жилья или отказе в течение одного месяца с момента получения заявления.

Заключение договора найма

После положительного решения комиссии о предоставлении жилья, в течение месяца претендент подписывает договор специализированного найма. Особенности соглашения для детей-сирот:

  1. собственником жилья выступают уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления;
  2. наниматель должен быть признан нуждающимся в жилье;
  3. наниматель должен быть совершеннолетним;
  4. для жилья предоставляются благоустроенные помещения согласно принятым нормативам;
  5. договор накладывает запрет на обмен и сдачу жилья в аренду;
  6. в договоре указывается список членов семьи нанимателя;
  7. срок соглашения составляет пять лет, по истечении которого возможно заключение договора социального найма помещения.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Договор специализированного найма с детьми-сиротами заключается для предотвращения мошеннических действий со стороны администрации и других лиц. Полученное жилье нельзя приватизировать, продать, обменять или передать в пользование другим гражданам.

Договор может быть расторгнут:

  • в судебном порядке при невыполнении нанимателем обязательств по соглашению;
  • период просрочки оплаты квартплаты более одного года и нет соглашения с УК о погашении задолженности;
  • порча жилого помещения нанимателем или членами его семьи;
  • неоднократное нарушение прав и законных интересов соседей;
  • использование предоставленного жилья не по назначению.

Приватизация или продление договора найма

По истечении срока действия договора специализированного найма жилья, гражданин заключает договор социального найма. После этого он может начать процедуру приватизации помещения не дожидаясь окончания срока договора. Следует обратиться в местную администрацию со следующими документами:

  • удостоверение личности;
  • договор социального найма помещения;
  • предшествующий договор специализированного найма;
  • справка из Росреестра;
  • технические паспорт и план помещения;
  • заявление о проведении приватизации жилья;
  • справка из УК о своевременной оплате квартплаты и отсутствии задолженности по коммунальным платежам.

После положительного решения составляется акт приема-передачи жилой недвижимости с подписями обеих сторон. Документы передаются в Росреестр для получения правоустанавливающих бумаг на объект, подтверждающих передачу жилья в собственность гражданину. Срок процедуры приватизации составляет от трех до шести месяцев.

Муниципалитет может отказать в приватизации жилья по обоснованным причинам. Основаниями могут быть отсутствие необходимых документов, незаконная перепланировка, задолженность по оплате коммунальных услуг, сдача помещения в аренду и т. д. Отказ можно опротестовать в суде.

При отказе от приватизации жилья договор социального найма может перезаключаться неограниченное количество раз. За пять рабочих дней до окончания срока действия соглашения муниципалитет принимает решение о продлении договора. Не позднее следующего после окончания срока соглашения дня, муниципалитет перезаключает новый договор с ребенком-сиротой на срок пять лет.

Как получить компенсацию?

Денежная компенсация за отказ от права на жилье не предоставляется, т. к. жилплощадь не предоставляется в собственность, а оформляется по договору найма. Однако некоторые муниципалитеты предоставляют детям-сиротам сертификаты, которые можно потратить только на покупку жилья.

Практика предоставления сертификата вместо жилья осуществляется на данный момент только в Приморском крае. Социальная выплата полагается претендентам, достигшим возраста 25 лет и полностью адаптировавшимся к самостоятельной жизни.

READ
Что лучше договор дарения или договор купли продажи

Срок действия сертификата составляет шесть месяцев и дает возможность приобретения жилья по договору купли-продажи у физических и юридических лиц. Расчет размера выплаты делается исходя из 36 м 2 площади жилого помещения и средней рыночной стоимости квадратного метра недвижимости в данном регионе. Недостаток средств на покупку квартиры придется восполнять из собственных средств и/или кредитов.

Какие сроки ожидания, как проверить свой номер в очереди?

Закон не определяет точные сроки получения жилья, определяет только сроки постановки на учет в возрасте от 14 до 23 лет. Жилплощадь предоставляют муниципалитеты, которые закупают недвижимость на средства местного бюджета. Поэтому объемы закупаемых помещений могут быть недостаточны для обеспечения жилыми помещениями всех нуждающихся. Срок ожидания в очереди варьируется в пределах от 5 до 10 лет, в некоторых регионах и больше.

Первоочередным правом на получение жилья обладают инвалиды, граждане, вступившие в брак, имеющие детей.

Узнать персональный номер в очереди на квартиру можно несколькими способами:

  • через порталы «Госуслуги»;
  • заполнив заявку на сайте территориального центра «Мои документы»;
  • отправив заказное письмо в местную администрацию или нанеся личный визит;
  • через порталы Министерств социальной политики, для заполнения заявки указав ФИО и дату рождения претендента.

Если очередь на получение жилплощади подошла, но муниципалитет не предоставляет ее по необоснованным причинам, можно обратиться с иском в судебные органы. Для этого требуются следующие документы:

  • квитанция об оплате госпошлины в 300 рублей;
  • копия и оригинал паспорта;
  • справка с места жительства;
  • документ о постановке в очередь на получение жилья;
  • копия заявления в местную администрацию на получение жилья;
  • копия письма из муниципалитета в ответ на требование о предоставлении жилплощади.

Исковое заявление должно содержать следующую информацию:

  1. наименование судебного органа;
  2. полные данные истца;
  3. полные данные ответчика;
  4. текст заявления с просьбой о рассмотрении дела;
  5. ссылки на законодательные акты;
  6. перечень прилагаемых документов;
  7. дата написания, подпись истца.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Полученное решение суда и исполнительный лист предоставляются в службу приставов, которые должны проследить за решением вопроса местной администрацией.

Дети-сироты — это отдельная категория граждан, которая нуждается в помощи больше всего. И участие государства в их жизни заключается в устройстве таких деток в приемные семьи или специализированные учреждения, полном обеспечении прав, льгот и мер социальной поддержки, а также различных денежных выплатах.

Отказ в выдаче

Ребенку-сироте могут отказать в выдаче бесплатного жилья на следующих основаниях:

  • наличие у заявителя или членов его семьи выделенного социального жилья;
  • наличие в собственности жилого помещения, отвечающего санитарным требованиям и установленным нормативам;
  • у заявителя есть место для проживания, где он прописан.

Претендента могут исключить из списков ожидания по причине:

  • получение жилья по договору социального найма или специализированного найма жилого помещения;
  • утраты основания для получения жилплощади;
  • покупка претендентом жилой недвижимости;
  • переезд в другой регион;
  • изменение гражданства;
  • смерть или признание умершим.

Детям-сиротам законодательство РФ предоставляет бесплатное жилье на условиях найма без возможности продажи, обмена, приватизации в первые пять лет. Для постановки на учет следует обратиться в органы опеки в возрасте от 14 до 23 лет.

Перечень лиц, имеющих право на получение жилплощади, форма заявления, список необходимых документов, сроки и основания принятия решения регулируются ФЗ №159 от 21.12.1996 года. Контроль за постановкой детей-сирот на учет осуществляют органы опеки и попечительства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам

Органы местного самоуправления часто выступают ответчиками в спорах о предоставлении жилого помещения детям-сиротам по договору найма. Судьи признают действия или бездействие чиновников незаконными и обязывают муниципалитет обеспечить сироту жильем. Как правило, это происходит из-за того, что органы МСУ неверно трактуют положения нормативных правовых актов.

Чтобы избежать судебных разбирательств, прочтите эту статью. Из первой ее части вы узнаете, в каких случаях муниципалитет обязан предоставить жилье сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Во второй части рассмотрим частые ошибки органов местного самоуправления. Мы составили их список на основе обзора, который Президиум Верховного суда выпустил в конце прошлого года.

В каких случаях обеспечить сироту жильем — обязанность местных властей

На заметку: Права сирот на жилое помещение установлены в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа таких детей на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов РФ (п. 8 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). Но регионы нередко делегируют государственные полномочия по обеспечению этих граждан жильем органам МСУ.

READ
Квартира по военной ипотеке при разводе

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вправе сохранять право собственности на жилое помещение или право пользования им. Если у такого ребенка жилья нет, он имеет право его получить (абз. 4 п. 1 ст. 155.3 СК). Жилые помещения в этом случае предоставляются из специализированного жилищного фонда (ст. 92 ЖК).

Муниципалитет должен выделить жилье тем, кто получил статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Этот статус присваивает орган опеки и попечительства. Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» определены в Законе № 159-ФЗ. Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах и иными основаниями.

На заметку: Если гражданин признан полностью дееспособным до совершеннолетия, он вправе получить жилье до достижения 18-летнего возраста

Орган МСУ должен обеспечить гражданина жильем, если он:

  • имеет статус сироты или ребенка, лишенного родительской опеки;
  • достиг возраста 18 лет;
  • не является нанимателем по договору социального найма или собственником жилого помещения либо занимает по договору социального найма или по праву собственности жилье, проживание в котором признано невозможным;
  • подал в орган опеки заявление о том, что нуждается в государственной поддержке в решении жилищной проблемы.

Тех, кто соответствует всем перечисленным критериям, местная администрация должна внести в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (абз. 1 п. 3 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Обеспечивайте граждан из списка жилыми помещениями по договорам найма. Такой документ имеет ограниченный срок действия — пять лет. Договор найма можно продлить на тот же срок неограниченное количество раз, если гражданину понадобится помощь в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления обстоятельств, которые указывают на наличие такой ситуации, устанавливает регион. При отсутствии таких обстоятельств по окончании срока договора жилье поступает в бессрочное пользование владельца (п. 6 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

На заметку

Когда проживание в занимаемых помещениях признают невозможным

Проживание ребенка-сироты в жилом помещении признают невозможным в следующих ситуациях.

1. Сирота живет в этом помещении вместе с лицом или лицами, лишенным (-и) родительских прав в отношении этого ребенка.

2. В данном помещении живет человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно.

3. Помещение признано непригодным для проживания.

4. Площадь помещения в расчете на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы.

Иные обстоятельства могут быть установлены региональным законом.

Частые ошибки, из-за которых местные администрации проигрывают суды

Теперь рассмотрим пять типичных ошибок, которые муниципалитеты допускают в работе по обеспечению сирот жильем.

Ошибка 1. Сироте пообещали предоставить жилье в порядке очереди

Квартира положена сироте по достижении возраста 18 лет, а не когда до него дойдет очередь

Предоставить жилье сироте нужно, когда ему исполнится 18 лет. Если человек находился в образовательном или медицинском учреждении, учреждении социального обслуживания, выделите жилье, когда срок пребывания сироты в этой организации закончится. Если сирота получал профессиональное образование или проходил военную службу по призыву, обеспечьте его жильем после окончания обучения или службы. Сироте, который отбывал наказание в исправительном учреждении, надо предоставить жилье после освобождения (абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Поставить сироту в очередь вместе с другими нуждающимися в жилье — ошибка. Это подтвердил Верховный суд.

ПРИМЕР 1. Сироту включили в список детей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Хотя гражданину исполнилось 18 лет, жильем его не обеспечили. Сирота обратился в суд с иском к органу власти.

Суд первой инстанции иск удовлетворил. Он пришел к выводу, что у истца есть право на обеспечение жилым помещением по договору найма, но такое право должно быть реализовано в порядке очередности. Суды апелляционной и кассационной инстанций с этим согласились. Но Верховный суд отменил их постановления и направил дело на новое рассмотрение.

Верховный суд указал, что федеральное и региональное законодательство очередность реализации права сирот на жилые помещения не предусматривает. Когда нижестоящие суды вынесли решения с формулировкой «в порядке очередности», они нарушили право истца на обеспечение жильем (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 08.12.2022 № 16-КГ20-25-К4).

Ошибка 2. Предоставили сироте помещение в аварийном доме

Обязанность по обеспечению жильем ребенка, оставшегося без родителей, не считается исполненной, если ему дали непригодную для проживания квартиру. Например, нельзя выделить такому гражданину квартиру в аварийном доме.

Документ: Президиум Верховного суда включил этот кейс в пункт 10 своего обзора судебной практики от 23.12.2022 (далее — Обзор)

ПРИМЕР 2. Дети-сироты получили помещения в доме, признанном аварийным. В их интересах в суд обратился прокурор. Он потребовал от органа власти предоставить сиротам другие жилые помещения, пригодные для проживания и отвечающие требованиям законодательства, санитарным и техническим нормам.

READ
Особенности оформления РВП по браку с гражданином РФ

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление прокурора. Их поддержал и Верховный суд. Он указал, что предоставленные сиротам жилые помещения не отвечали требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, не были пригодными для проживания. Суд возложил на орган власти обязанность предоставить этим гражданам жилье, пригодное для проживания.

Ошибка 3. Отказали сироте, который временно живет у родственников

Часто сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, временно проживают у родственников. Лишать человека права на предоставление жилья на этом основании — нарушение.

Документ: Решение в пользу сироты, временно проживающего у родственницы, — в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 02.10.2018 № 41-КГ18-36

ПРИМЕР 3. Сирота проживал вместе со своей сестрой в квартире, принадлежащей ей на праве собственности. На этом основании местная администрация отказала ему в предоставлении жилого помещения. Кроме того, администрация указала на то, что у матери и отца сироты в собственности были земельные участки. Как наследник первой очереди, он имеет возможность наследовать это имущество.

Суд первой инстанции признал отказ незаконным. Сирота не владел жилым помещением по договору найма или по праву собственности, не имел иного права пользования им. Поэтому истец не утратил право на предоставление жилого помещения по договору найма.

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал истцу в удовлетворении иска. Истец вселен в квартиру его сестры в качестве члена семьи и имеет равное с ней право пользования квартирой. На истца приходится общая площадь жилого помещения, которая больше учетной нормы, установленной в городе. Суд также указал на право истца наследовать земельные участки после смерти его родителей.

Верховный суд отменил апелляционное определение и оставил в силе решение суда первой инстанции. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, если не являются:

  • собственниками жилья;
  • нанимателями по договору социального найма;
  • членами семьи такого нанимателя.

Это правило установлено в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ. Право на получение недвижимости как у сироты у истца осталось. То, что он наследник земельного участка, в данном случае неважно.

Ошибка 4. Неправомерно исключили сироту из списка

Исключить сироту из списка тех, кого муниципалитет должен обеспечить жильем, можно только в пяти случаях.

1. Сироте предоставили жилое помещение в собственность или по договору социального найма.

2. Гражданин утратил основания для предоставления благоустроенного жилого помещения.

3. Гражданина включили в список в другом регионе или муниципалитете в связи со сменой места жительства.

4. Сирота больше не является гражданином России.

5. Сирота умер или был объявлен умершим.

Если сирота обеспечен жильем площадью менее учетной нормы, то его нельзя исключить из списка на получение квартиры из специализированного жилищного фонда.

Документ: Ситуацию, в которой судьи обязали включить сироту в список, Верховный суд описал в пункте 4 Обзора

ПРИМЕР4. Гражданина включили в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению помещениями специализированного жилищного фонда. На тот момент у него в собственности была 1/4 доля в жилом помещении общей площадью 29,9 кв. м. Таким образом, сирота был обеспечен жилым помещением площадью менее учетной нормы. Местная администрация и собственники квартиры заключили договор мены в рамках переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Собственники получили взамен своего старого жилья другую квартиру, общей площадью 34,2 кв. м. В результате сирота получил в общую долевую собственность 1/4 долю этой квартиры. На этом основании чиновники исключили его из списка. Сирота обратился в суд.

Суд удовлетворил иск и обязал орган власти включить сироту в список. Проживание сироты в жилом помещении признается невозможным, если общая площадь этого помещения в расчете на одного жильца меньше учетной нормы. Это правило действует и в случае, если сирота — собственник доли в помещении (подп. 3 п. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). Общая площадь предоставленной по договору мены квартиры в расчете на каждого из проживающих в ней собственников по-прежнему меньше учетной нормы. Поэтому истец не утратил право на обеспечение его жилым помещением.

Ошибка 5. После смерти сироты отказали его семье в праве заключить договор социального найма

Жилье сироте выделяют временно по договору найма. Этот человек вправе жить в предоставленном помещении вместе с семьей. В случае смерти сироты члены его семьи вправе требовать, чтобы муниципалитет заключил с ними договор социального найма.

ПРИМЕР 5. Администрация района предоставила женщине как ребенку-сироте квартиру по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. В договор были включены не только сама женщина, но и ее супруг, а также двое их несовершеннолетних детей. Через год женщина умерла. Вдовец обратился в местную администрацию. Он попросил заключить с ним и его несовершеннолетними детьми договор социального найма занимаемого жилого помещения. Но администрация такой договор не заключила. Вдовец обратился с иском в суд.

READ
Как избежать выплаты налога при продаже квартиры

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований. Но суд апелляционной инстанции поддержал вдовца.

Сирота со своей семьей проживала в предоставленной квартире, несла расходы по оплате ЖКУ. Включив детей и супруга в договор найма, она при жизни определила квартиру в качестве их постоянного места жительства и признавала за ними право пользования квартирой.

После смерти сироты члены ее семьи сохранили право пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда. А после истечения срока договора они приобрели право на заключение договора социального найма в отношении такого помещения (ч. 3, 4 ст. 109.1 ЖК).

Отказ в обеспечении жильем сироты, достигшего 18 лет

В администрацию обратился гражданин с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в рамках социальных гарантий прав детей-сирот по достижении 18 лет и по окончании получения профессионального образования. Администрация, наделенная соответствующими обязанностями по социальной поддержке детей-сирот законодательством субъекта РФ, отказала гражданину в предоставлении жилого помещения, сославшись на то, что муниципальному образованию из областного бюджета не были выделены средства на эти нужды. Правомерен ли отказ?

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются названным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены этим лицам по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 8 указанной статьи дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.

Согласно ст. 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» предоставление жилого помещения сиротам носит заявительный характер и возможно при условии их письменного обращения (запроса) в органы местного самоуправления для включения в список граждан, нуждающихся в жилом помещении, до достижения 23-летнего возраста. Право на жилое помещение сохраняется за ними до фактического обеспечения жилым помещением.

Упомянутое выше законодательство не содержит норм, освобождающих субъект РФ или органы местного самоуправления от обязанности обеспечивать детей-сирот жилищем в связи с отсутствием финансирования.

Позиции судов, проанализированные Верховным Судом РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г., свидетельствуют о действенности судебной защиты детей-сирот.

Полагаю, жалоба на отказ, направленная в Прокуратуру города Ухты (169300, г. Ухта, ул. Чибьюская, д. 40а), должна подействовать на чиновников. А если местные прокуроры не помогут, то нужно писать в Прокуратуру Республики Коми (167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 23) и выше – в Генеральную прокуратуру РФ (101999, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 15 «а») или в суд.

READ
Все статьи ТК РФ, по которым могут уволить с работы

Что Делать Если Не Дают Квартиру Сироте

Ст. 8 распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2013, если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока (ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

READ
Возврат госпошлины, если передумали идти в суд

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ (ред. 25.12.2018))

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

READ
Как индексируется материнский капитал?

Переезд не может являться основанием для лишения сироты права на предоставление жилого помещения

ВС подчеркнул, что исполнение государством принятых на себя обязательств по предоставлению жилья оставшимся без попечения родителей лицам не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах России

Эксперты «АГ» сошлись во мнении, что профильное законодательство, а также сложившаяся практика не содержат прямого запрета на предоставление жилого помещения на иной территории, отличной от той, в которой преимущественное время проживал ребенок.

11 августа Верховный Суд вынес Определение № 4-КГ20-25-К1, в котором разобрался, возможно ли сироте, выросшей в одном регионе, при смене места жительства получить предусмотренное законом жилое помещение в другом субъекте РФ.

Алексей Герман с детства был под опекой, поскольку его мать и отец – инвалиды и, кроме того, местонахождение последнего неизвестно. Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 16 января 2018 г. Алексей Герман был признан лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области от 23 марта 2018 г. он был принят на учет и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.

В июле 2018 г. Алексей Герман поступил на обучение на бюджетной основе в ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет» г. Москвы, сменил место жительства и переехал в Московскую область. 16 августа того же года молодой человек обратился с заявлением в администрацию Бугуруслана об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с изменением места жительства и места регистрации.

В дальнейшем распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино от 9 октября 2018 г. Алексею Герману было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, со ссылкой на то, что он был исключен из соответствующего списка в нарушение действующего законодательства, поскольку снятие его с регистрационного учета по месту жительства не может служить основанием для этого и право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ним до фактического обеспечения жильем в г. Бугуруслане.

Не согласившись с таким решением, Алексей Герман обратился в Люберецкий городской суд с иском к органу опеки о признании незаконным отказа во включении в список, о признании права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда, а также о возложении обязанности включить его в список.

Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на получение жилого помещения могло быть прекращено только в случае предоставления ему такого жилья на законных основаниях, снятие истца с соответствующего учета в г. Бугуруслане Оренбургской области в связи с переездом в Московскую область не лишает его права на обеспечение жилым помещением на льготных условиях по последнему месту жительства в соответствии с требованиями закона.

Апелляция же пришла к выводу о том, что исключение из списка администрацией г. Бугуруслана произведено в нарушение действующего законодательства и за Алексеем Германом сохраняется право на обеспечение жилым помещением в пределах этого муниципального образования, а добровольный выезд истца в другой регион РФ не лишает его данного и конкретного права. При этом основания для обеспечения Алексея Германа жилым помещением в Московской области отсутствуют, принимая во внимание достоверно установленный факт того, что Московская область не являлась его местом жительства на момент достижения совершеннолетия. Первый кассационный суд общей юрисдикции согласился с выводами апелляции.

Алексей Герман подал кассационную жалобу в ВС, изучив которую, Суд отметил, что в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом ВС РФ 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

«Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания)», – посчитал Верховный Суд.

Он отметил, что согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания. Высшая инстанция указала, что местом жительства Алексея Германа в настоящее время является квартира, принадлежащая на праве собственности И. Черниковой, в которой он был зарегистрирован 7 августа 2018 г., что подтверждается выпиской из домовой книги и отметкой в паспорте.

READ
С какого возраста разрешен алкоголь

ВС заметил, что в соответствии со ст. 27 Конституции каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. «Переезд из Оренбургской области на постоянное место жительства в Московскую область не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации», – резюмировал Суд, отменив определения кассации и апелляции и оставив в силе решение первой инстанции.

В комментарии «АГ» адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян назвала определение важным с точки зрения последующего правоприменения по аналогичным спорам. «Действительно, профильное законодательство, а также сложившаяся практика не содержат прямого запрета на предоставление жилого помещения на иной территории, отличной от той, в которой преимущественное время проживал ребенок. В качестве основного критерия, по которому определяется место предоставления жилого помещения детям-сиротам, названо лишь место жительства этих лиц. Таким образом, при установлении факта проживания в том или ином городе, при отсутствии факта предоставления жилого помещения в рамках программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оснований для отказа в удовлетворении требований в данном деле не имелось», – отметила адвокат.

При этом, указала она, не имеют значения с правовой точки зрения фактические основания снятия с учета. «Полагаю, что нуждающийся в жилом помещении не может быть связан с местностью, в которой ранее проживал. Обратное же ставило бы гражданина в ситуацию, когда помощь от государства в виде предоставления жилого помещения носила бы лишь формальный характер. Указанное жилое помещение подлежало бы реализации с целью последующего приобретения недвижимости в той местности, в которой гражданин учится, работает либо связан с ней иными обстоятельствами. Это в свою очередь вызвало бы как минимум неудобства, связанные с продажей имущества, и как максимум потенциально ставило бы нуждающегося в трудное финансовое положение, так как стоимость имущества в различных регионах отличается в разы. Таким образом, натурное предоставление жилища теряет свои функциональные задачи и превращается в материальное обеспечение, которое с большой вероятностью кратно будет отличаться от необходимого для приобретения аналогичного жилища», – резюмировала Нарине Айрапетян.

Юрист МКА «Князев и партнеры» Мария Рулькова отметила, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью государства в совместном ведении с субъектами Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. «Таким образом, единственным условием определения места предоставления жилого помещения служит место жительства лица, имеющего право на предоставление жилого помещения», – указала Мария Рулькова.

Может ли сирота старше 23 лет получить жилье

Возникают такие ситуации, когда дети, лишившиеся попечения родителей, после окончания школ, техникумов или колледжей даже не подозревают о том, что имеют полноценное право на получение жилья. А когда проходит какое-то время и они обращаются в соответствующие инстанции за жильем, им отказывают из-за несвоевременного обращения, и это не правильно. Если сирота не получил жилье до 23 лет, государство все же обязано предоставить ему квартиру безвозмездно.

Обеспечение жильем

Дети, которые стали сиротами в малолетнем возрасте и находятся на воспитании у попечителей или в специальных учреждениях, должны получать льготы от государства. Это касается и выделения площади для проживания. Но остается одна проблема — не каждый сирота знает, каким образом можно получить жилье. О том, как получить сироте после 23 лет квартиру рассмотрим более подробно.

Чаще всего дети не обращаются за жильем, потому что:

  1. Подопечным детям плохо разъяснялись их права опекунами или ответственными лицами, которые работают в опекунских органах.
  2. Органы, которые отвечают за выполнение закона о выделении площади, не поставили на учет обратившихся к ним детей.
  3. Состояние здоровья у детей сирот на тот момент, когда нужно было становиться на учет.
  4. Установка на учет не состоялась из-за того, что в свое время у ребенка не было на руках всех необходимых документов.
READ
Заключение мирового соглашения при банкротстве

Кроме этого, очень часто детей, находящихся на учете, снимают с него. Эта процедура является незаконной. При выявлении таких случаев детям должны предоставить жилье без очереди.

Важные условия

Главный пункт это отсутствие у ребенка другой квартиры. При этом, у ребенка не должно быть ни своей квартиры, ни по найму.

Если вышеуказанные пункты все же имеются, то подросток должен доказать, почему он не может там жить. Такими обстоятельствами могут быть:

  • Из квартиры не хотят выселяться родители ребенка. Которых суд лишил родительских прав.
  • В квартире живут граждане, которые болеют серьезными хроническими заболеваниями (заразными).
  • Жилье не пригодно для проживания (до под снос, в аварийном состоянии).
  • Квартира не проходит норматив по квадратным метрам.

До скольких лет

В 14 лет детей оставшихся без попечения родителей, а также тех, кто живет в домах для сирот, интернатах, ставят на учет, чтобы те могли рассчитывать на бесплатное государственное жилье. Заинтересованное лицо, его опекун или представитель органа опеки должны обратиться в соответствующие государственные органы, чтобы встать на учет. Лицом, подающим заявление может быть и кто-то из администрации спец заведения, где воспитывается подросток.

Подать заявление можно до восемнадцати лет. После этого собираются документы и через год может въезжать в свой дом. Вступить в жилищные права можно в возрасте от 18 до 23 лет включительно. При этом, если человек по наступлению ему 23 лет не получил своего жилья, его с учета не снимают. Они будут стоять в очереди до тех пор, пока не обзаведутся собственной квартирой.

Жилье сиротам после 23 лет

Рассчитывать на гос жилье сирота может даже в том случае, когда станет полностью дееспособным. Это случается после того, как ребенок закончил обучение, долгое время находился на лечении, проходил военную службу. Но это все делается только до 23 лет. После указанного возраста рассчитывать на жилье можно только при том случае, если гражданин нуждается в улучшении своих жилищных условий. В 2018 году сирота, возраст которого достиг выше 23 лет, может предъявить свои права на жилплощадь.

Судебная практика предоставление жилья детям сиротам после 23 лет

В судебной практике предоставление жилья сиротам после 23 летполучить свое жилье вполне возможно, если имеются доказательства того, что у них были уважительные причины, по которым они не получили площади от государства. Сирота должен доказать, что его опекуны или органы публичной власти бездействовали в то время, когда у ребенка наступила пора ставать на учет. Представители органов опеки не проводили разъяснительных работ между детьми-сиротами. А так же будет доказана незаконность действие представителей определенных органов, которые препятствовали получению жилья. Только после этого суд может признать за сиротой право свою квартиру. При этом человек должен довести, что нуждается в жилище.

Можно ли получить деньги вместо жилья

Многих детей-сирот интересует можно ли получить деньги вместо жилья. Согласно законам РФ подобный обмен не возможен. Это объясняется тем, что идет вразрез с самой сутью программы по обеспечению сирот квартирами. Но бывают исключения в некоторых районах страны. В этом случае дети получают субсидию, которая направлена на покупку другого жилья на выбор.

Единственное условие в том, что площадь квартиры или дома должна соответствовать всем нормам. Для того, чтобы получить субсидию необходимо собрать определенный пакет документов. После чего местные власти выносят решение на выдачу субсидии сироте. Субсидия должна быть равной стоимости квартиры.

Порядок оформления

  • Взять справку в учебном заведении, военкомате, в специальном учреждении (детская колония), больнице о том, что он находился в этих заведениях длительное время.
  • Написать прошение.
  • Предоставить документы, которые докажут, что у сироты нет жилья, или он проживает с родственниками.
  • Заявление подается в местные органы.
  • Копия заявления подается в органы опеки.
  • Ждать пока рассмотрят заявление. На это может понадобиться времени около месяца.
  • После рассмотрения подписывается договор в котором говорится, что квартира выдается в найм.
  • Через 5 лет договор перезаключается уже на бессрочный термин. Но такое возможно только в том случае, когда человек регулярно оплачивает все коммунальные услуги и у него нет задержек.

Какие нужны документы

  • Оригинал документа, удостоверяющего личность сироты, а так же копия;
  • Документ о том, ребенок является сиротой;
  • Справка о составе семьи;
  • Подтверждение отсутствия своей квартиры;
  • Справка места обучения или с работы;
  • Свидетельство о браке, для женатых осиротевших детей;
  • Два прошения, одно из которых предоставляют в органы, занимающиеся опекой, а второе – в органы выдающие квартиры.

Заявление может подаваться не только самим заявителем, но и его доверенным лицом. Остальные документы подаются только сиротой.

На самом деле жилье предоставляется не через год, как указано в законодательстве. Это зависит от наличия жилья в районе, где проживает сирота. На приобретение квартиры может понадобиться от 10 до 20 лет.

Ссылка на основную публикацию