ДТП со смертельным исходом: наказание по статье УК РФ.

Ответственность за ДТП с летальным исходом

Автомобиль – это транспортное средство, эксплуатация которого сопряжена со многими рисками, в том числе смертельным исходом. И даже совсем не обязательно, что в результате дорожно-транспортного происшествия пострадаете Вы сами.

Есть вероятность того, что от Вашего неопытного вождения или возникновения непреодолимых обстоятельств, может погибнуть другой человек. Лишение жизни человека, даже по неосторожности, наказывается в соответствии с уголовным кодексом.

ДТП со смертельным исходом (ст. 264 УК РФ) – это трагедия, в которой виновное лицо будет нести ответственность. Но это вовсе не означает, что виновным окажется выживший в аварии водитель.

В отдельных ситуациях может быть доказана вина в ДТП погибшего человека, что, безусловно, позволит выжившему избежать уголовного наказания.

Состав и особенности преступления

ДТП с летальным исходом регулируется ст. 264 УК РФ. Кроме возникновения смерти в результате эксплуатации транспортного средства, статья регламентирует преступления по причинения тяжкого вреда здоровью в результате аварий.

Объектом преступления в данном случае выступает жизнь и здоровье человека, а также общественная безопасность на дороге.

Объективная сторона квалифицируется при установлении причинно-следственной связи между нарушением конкретного правила ПДД и возникшими последствиям аварии в виде смерти человека.

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной вины в результате халатного или небрежного вождения. Субъектом может выступать лицо, управляющее транспортным средством, при достижении им возраста в 16 лет.

Для того, чтобы авария попала под ст. 264 УК РФ, должна быть проведена экспертиза, подтвердившая связь между действиями водителей и последствиями столкновения.

Нередко встречаются случаи, когда человек за рулем погибает от сердечного приступа, в результате чего теряет управление автомобилем и создает ДТП. Никто не будет виновен в его смерти, это лишь стечение обстоятельств.

Наказание за ДТП со смертельным исходом

Если все же будет доказано наличие уголовного преступления, к обвиняемому могут быть применены различные меры ответственности.

Каждая из них используется по мнению суда при наличии определенных обстоятельств преступления. Итак, ст. 264 предусматривает следующие наказания.

При нарушении ПДД, повлекшем смерть:

  • Принудительные работы до 4 лет с лишением права заниматься определенной деятельность или занимать конкретные должности до 3 лет;
  • Лишение свободы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или вести конкретную деятельность до 3 лет.

При нарушении ПДД, повлекшем смерть, будучи в состоянии алкогольного опьянения:

  • Лишение свободы от 2 до 7 лет с лишением права заниматься конкретными видами деятельности и быть в определенных должностях до 3 лет.

При нарушении ПДД, повлекшем смерть нескольких потерпевших:

  • Принудительные работы до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности до 3 лет;
  • Лишение свободы до 7 лет с запрещением права заниматься конкретными видами деятельности и занимать определенные должности до 3 лет.

При нарушении ПДД, повлекшем смерть нескольких лиц, будучи в алкогольном опьянении:

  • Лишение свободы от 4 до 9 лет с лишением права заниматься определенной деятельности и занимать конкретные должности до 3 лет.

В качестве опьянения признается наличие в организме алкоголя, наркотических средств, а также при отказе водителя от прохождения медицинского освидетельствования.

Очевидно, что уголовная ответственность за ДТП со смертельным исходом в качестве отягчающего обстоятельства подразумевает употребление алкогольных напитков.

Если человек, осознавая запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения, намерено садится за руль пьяным, значит он в полной мере осознает опасность своих действий.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства по ДТП

Чтобы установить виновность конкретного лица в аварии проводится ряд следственных мероприятий. Сотрудники ГИБДД, полиции, прокуратура и эксперты должны проверить техническое состояние авто на предмет наличия неисправностей, траекторию его движения, поведение водителей на дороге.

Уголовное дело не будет возбуждено, если будет доказано, что водитель не мог затормозить и предотвратить столкновение.

Наказание водителю будет избираться на основании неких обстоятельств его жизни и поведения на дороге в момент ДТП.

В частности, отягчающим обстоятельствами могут быть признаны:

  • Оставление места аварии;
  • Употребление наркотиков или алкоголя в день ДТП;
  • Пристрастие к употреблению наркотиков или алкоголя, нахождение на учете у нарколога;
  • Наличие информации у водителя о технических неисправностях автомобиля;
  • Большое число штрафов и иных административных проступков у водителя;
  • Управление автомобилем без водительского удостоверение;
  • Участие несовершеннолетних в преступлении.
  • Все эти действия подтверждают недобросовестность злостного нарушителя.

    В качестве смягчающих вину обстоятельств судом могут быть учтены следующие факты:

    • Водителем выступает беременная женщина;
    • У водителя на иждивении имеются дети, опекать которых кроме него некому;
    • Водитель полностью загладил вред перед родственниками погибшего: выплатил ущерб, моральную компенсацию, извинился и т.д.

    О принятии к производству смягчающих обстоятельств по делу должен ходатайствовать защитник подсудимого.

    ОСАГО

    Выплаты по ОСАГО по ДТП со смертельным исходом могут быть гарантированы родственникам погибшего. Это, как правило, предусмотрено самим полисом. Сумма выплаты в каждой конкретной ситуации определяется индивидуально.

    Право на получение выплаты по ОСАГО при смерти водителя в ДТП можно только при условии, что полис был оформлен не ранее 1 апреля 2017 года.

    В 2019 году максимальный размер выплаты по ОСАГО за причинение смерти при ДТП по неосторожности был равен 500 000 рублей. Лишь единожды выплата за смерть в аварии составила 50 000 рублей. В среднем ее размер держится в пределах 150 000 – 400 000 рублей.

    Как получить компенсацию за моральный вред?

    Смерть родственника, особенно трудоспособного возраста, – это не только трагедия, но существенное ухудшение материального положения семьи.

    В гражданском порядке родственники имеют право потребовать выплаты им компенсации за моральные страдания, понесенные в результате смерти родного человека.

    Размер возмещения морального вреда нигде не прописан и может иметь абсолютно любое значение. Другое дело, что судья в процессе анализа преступления и обстоятельств жизни подсудимого, может существенно снизить размер такой выплаты.

    Чтобы получить больше, нужно похлопотать о сборе необходимых документов, подтверждающих Ваше плачевное состояние.

    Итак, для выплаты морального вреда потребуются следующие документы:

  • Материалы ДТП;
  • Документы из ЗАГС, подтверждающие степень родства с погибшим в ДТП;
  • Заключение медицинского эксперта, которое подтвердит тот факт, что погибший скончался от действий подсудимого на дороге;
  • Документы, которые подтверждали бы доходы погибшего, которые он вносил в семейный бюджет;
  • Медицинские справки и показания свидетелей и близких, которые удостоверят факт обращения родных в больницу за помощью в лечении депрессии и нервных истощений.
  • Для определения компенсации суд также будет учитывать возраст и материальное положение подсудимого, его способность выплатить взыскиваемую сумму.

    Нередко обвиняемый, не желая выплачивать компенсацию, скрывает доходы, избавляется от имущества и любыми другими способами пытается доказать свою финансовую несостоятельность. Обратитесь за помощью к приставам, чтобы максимально получить от виновника размер установленного судом взыскания.

    Если у погибшего остались несовершеннолетние дети, представлять их юридические интересы в суде будут законные представители.

    Судебная практика

    При квалификации преступления по ст. 264 УК РФ возникают сложности в установлении причинно-следственной связи между нарушением ПДД и смертью другого человека.

    Как правило, водитель, обвиняемый в преступлении, всеми силами стремится доказать свою невиновность и неосторожность. При этом точно доказать, как действовал погибший на дороге до столкновения, практически невозможно, если конечно нет видеозаписи.

    Судья в большинстве случаев, так или иначе, снижает размер требуемой моральной компенсации, но незначительно. Поэтому лучше требовать больше.

    В судебной практике нередко встречаются дела, в которых ДТП происходит с участием водителей большегрузов, официально трудоустроенных в конкретных компания по перевозке товаров.

    Здесь, как правило, ответчиком по выплате компенсации признается сама организация, а не водитель. Он исполнял свои трудовые обязанности, и если не допустил серьезных нарушений ПДД, не будет признанным виновным в этом преступлении.

    Компания же за смерть человека от ее машины обязана будет выплатить моральный ущерб.

    Когда в ДТП погибают дети, которые ездили по всем правилам дорожного движения в спецкреслах, сумма компенсации вырастает в разы.

    Перебегая дорогу в неположенном месте люди рискуют быть сбитыми транспортным средством, которое в последствие не будет наказано уголовным правом. Ведь для переходов существует специальные места.

    Автомобили – самый опасный вид транспорта. Ежегодно в России погибает на дорогах порядка 40 000 человек. Эта страшная цифра свидетельствует о беспределе, царящем на дорогах, безнаказанности и коррупции среди органов порядка дорожного движения.

    Сегодня чтобы не попасть в ДТП и не стать жертвой такого столкновения, нужно думать не только за себя, но и за всех окружающих участников дорожного движения.

    ДТП со смертельным исходом: наказание по статье УК РФ.

    Страшнее всего в автомобильной аварии это гибель людей. Жизнь человека навысшая ценность соответственно, виновника смертельного ДТП будут наказывать по всей строгости закона, а регулируется это наказание Уголовным кодексом РФ. Однако законом так же учитываются смягчающие или отягчающие вину обстоятельства, которые устанавливает суд при изучении материалов дела, доказательств и показаний свидетелей.

    Большую роль при определении таких обстоятельств могут сыграть такие факторы, как, например:

    Наличие малолетних детей или беременность.

    Совершение такого нарушения в первый раз.

    Оказание помощи потерпевшему.

    Так же, водитель должен понимать, что ни в коем случае нельзя оставлять место ДТП и уж тем более скрываться, иначе, водитель будет объявле в розыск и это сыграет не в его пользу при рассмотрении дела в суде, потому как степень вины водителя ощутимо отягчится.

    Наказание за ДТП со смертельным исходом по статье УК РФ в 2019 году

    Наказание за ДТП с летальным исходом регулируются главой 27 УК РФ Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

    Чтобы привлечь виновника смертельного ДТП к уголовной ответственности, важно установить по каким причинам случилось происшествие с летальным исходом, был водитель пьян или это была случайность.

    Посмотрим, какое наказание и за какие обстоятельства устанавливает статьяза смерть при ДТП 264 УК РФ:

    Нарушение, повлекшее по неосторожности смерть человекаНарушение лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человекаНарушение лицом, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лицНарушение лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц
    Наказывается принудительными работами на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.Наказывается принудительными работами на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.Наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.Наказывается лишением свободы на срок от 4 до 9 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

    Однако стоит отметить, что бывают случаи, когда уголовной ответственности удается избежать.Если удастся договориться с родственниками потерпевшего и возместить им моральный ущерб за погибшего родственника, таким образом, примирившись, то можно освободиться от уголовной ответственности.

    Ответственность за ДТП с мотоциклистом со смертельным исходом

    Не каждый водитель знает, что делать, если ДТП со смертельным исходом произошло с участием мотоцикла. Виновником такой аварии может быть как водитель, так и мотоциклист.

    Если виновником смертельного ДТП с мотоциклистом является водитель, то ему грозит до 5 лет лишения свободы при гибели одного лица и до 7 лет лишения свободы при гибели нескольких лиц.

    Ну а если виновник ДТП с летальным исходом – мотоциклист, то ответственность мотоциклистов приравнивается к той, что устанавливается для водителей автомобилей, а если мотоциклом управляло несовершеннолетнее лицо, то к ответственности привлекают его родителей.

    ДТП на пешеходном переходе со смертельным исходом

    Насколько всем известно, подъезжая к пешеходному переходу (неважно, регулируемому или нет), водитель обязан сбросить скорость, убедиться в том, что пешеходов нет и только после того, как он убедился в их отсутствии совершать дальнейшие маневры.

    Как нам говорит ст.12.18 Кодекса об административных правонарушениях – на таких переходах у пешеходов всегда преимущество, вследствие чего, в ДТП на пешеходных переходах виновными, как правило, считаются водители. Но бывают такие исключения, когда пешеход намеренно выскочил под автомобиль, чтобы, например, угрожая подать исковое заявление в суд выбить из него денег за физические и нравственные страдания. Однако, чтобы доказать факт намеренности такого пешехода необходимы показания свидетелей или запись с видеорегистратора.

    Но, если же на пешеходном переходе случилось ДТП с летальным исходом, то водителю грозит серьезное наказание: принудительные работы до 4 лет или лишение свободы на срок до 7 лет.

    Судебная практика по ДТП со смертельным исходом

    Уголовные дела с ДТП связанные со смертельным исходом занимают значительное место в судебной статистике. По некоторым данным, за год было осуждено около 5000 человек, а всего по статье 264 УК РФ были приговорены к наказаниям около 14000 человек!

    Помните, в Российской Федерации действует презумпция невиновности, что означает, что человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

    Чтобы разобраться каким образом лицо будет нести ответственность за причинение смерти в связи с ДТП и как можно избежать уголовного преследования правильным решением будет обратиться за помощью к адвокату, который со всей ответственностью подойдет к вашему вопросу.

    ДТП со смертельным исходом — наказание виновнику аварии

    Спросить юриста быстрее, чем читать!

    Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

    Смерть в автокатастрофах — к сожалению, нередкое явление. Причин подобных ДТП множество. Что же делать водителю, если сбил насмерть пешехода или мотоциклиста, или же погибли люди, находящиеся в машине? Рассмотрим проблему более детально.

    Какое наказание за ДТП со смертельным исходом

    Жизнь каждого человека — величайшая ценность. Именно поэтому ответственность за автокатастрофу, в которой погибли люди, предусмотрена Уголовным Кодексом (УК) РФ. Этому посвящена ч. 3—6 ст. 264 УК РФ. Мера ответственности зависит от состояния, в котором находился виновный автоводитель и от количества пострадавших. Если гражданин был трезв и из-за него погиб человек, то максимальное наказание — 5 лет тюрьмы, а если он совершил смертельное ДТП в нетрезвом виде — то это является отягчающим фактором и срок тюремного заключения — до 7 лет.

    Рассмотрим последствия для водителя в 2019 году за ДТП с летальным исходом по 264 статье УК РФ в таблице ниже:

    — принуд. труд до 4 лет;

    — лишение свободы до 5 лет

    — принуд. труд до 5 лет;

    — тюремное заключение до 7 лет

    ст. 264 УКДеяниеОтветственность
    ч. 3несоблюдение ПДД, следствием которого стала смерть человека
    ч. 4деяние ч.1, совершенное нетрезвым водителемлишение свободы до 7 лет
    ч. 5нарушение ПДД, в результате которого погибло 2 и более человек
    ч. 6то же деяние, совершенное в нетрезвом состояниизаключение от 4 до 9 лет

    Кроме указанных мер ответственности, виновный гражданин дополнительно лишается права водить машину на 3 года.

    Что грозит за причинение смерти по неосторожности при ДТП? Даже если авария случилась вследствие обстоятельств, не зависящих от виновного автоводителя, будет возбуждено уголовное дело. А уже в ходе его рассмотрения будут учтены все детали произошедшего.

    Например, автоводитель на скользком дорожном полотне превысил скорость, и не справился с управлением, его авто сбило человека, стоявшего на обочине. Несмотря на то что данный гражданин впрямую виноват только в превышении скорости, будет возбуждено уголовное дело. При рассмотрении дела в суде факт наличия гололеда будет учтен как смягчающее обстоятельство.

    Если же гражданин ехал с разрешенной скоростью, но на скользкой дороге авария все равно произошла, то будет проведена экспертиза на предмет того, имел ли водитель возможность его не допустить. Если экспертиза подтвердит соблюдение норм ПДД (ст. 10.1), то уголовное обвинение гражданину предъявлено не будет.

    Статья 10.1 гласит: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения,… дорожные и метеорологические условия… Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил».

    Из вышесказанного можно сделать вывод — при автокатастрофе со смертью пострадавшего, гражданин, бывший в тот момент за рулем, будет привлечен к уголовной ответственности, если будет доказано, что он:

    • имел возможность заметить опасность;
    • имел реальную возможность не допустить аварию.

    ДТП с мотоциклистом с летальным исходом

    Мотоцикл — транспортное средство повышенной опасности. По статистике, 41 % всех автокатастроф с участием мотоцикла заканчивается смертью его водителя. Мотоциклист — полноправный участник дорожного движения, поэтому ответственность за аварию с мотоциклистом со смертельным исходом также регулируется ст. 264 УК. Меры наказания приведены в таблице предыдущего раздела данной статьи.

    ДТП на пешеходном переходе со смертельным исходом

    Пешеходный переход — это зона дорожного полотна, на которой любое происшествие с участием пешехода однозначно трактуется как вина водителя при несоблюдении им норм ПДД. Смертельная автомобильная авария с пешеходом рассматривается УК РФ ст. 264, если не будет доказано, что подобный исход аварии был спровоцирован самим пешеходом. К примеру, он переходил на красный свет, совершал неадекватные поступки в алкогольном или наркотическом опьянении, суицид. Меры ответственности за аварию, приведшую к смерти пешехода, приведены в таблице в первом подразделе этой статьи.

    Водитель, виновный в ДТП, закончившемся смертью пешехода, может избежать уголовной ответственности в следующих ситуациях:

    • будет доказана вина пешехода;
    • будет достигнуто примирение сторон (водителя и родственников погибшего); эта ситуация регламентируется ст. 220 Гражданско-процессуального Кодекса (ГПК): «Суд прекращает производство по делу в случае, если: … стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом».

    Чаще всего ситуация разрешается именно примирением сторон с выплатой компенсации родственникам погибшего.

    Судебная практика по ДТП со смертельным исходом

    Судебная практика по автомобильным катастрофам с летальным исходом, изобилует массой примеров от адвокатов по ДТП с погибшими. Приведем два из них.

    Пример 1: гр. Иванова, в пьяном виде находясь за рулем автомобиля, превысила скорость, не справилась с управлением машиной и на большой скорости выехала на сельскую автобусную остановку, где в это время стояли 9 подростков, в том числе — дочь Ивановой. Все дети погибли. Дело имело большой общественный резонанс, рассматривалось в закрытом режиме (во избежание попытки самосуда родителей погибших детей). Суд приговорил гр. Иванову к максимальной ответственности по ст. 264 УК, ч. 6 — к 9 годам лишения свободы и запретом водить автомобиль на 3 года.

    Пример 2: гр. Петров, находясь за рулем своего авто, превысил скорость на загородном участке трассы, не справился с управлением и столкнулся со встречным автомобилем. Пассажир, находящийся в этой машине, погиб. Рассмотрев дело, суд учел смягчающие обстоятельства, а именно факты, что дорога была скользкая, а пассажир оказался не пристегнут. Суд назначил виновному гр. Петрову, согласно ч. 3 ст. 264, наказание в виде исправительных работ сроком на год и запрет на вождение авто в течение года.

    Cроки расследования

    Кто расследует смертельные дорожные аварии? Государственный орган для надзора за соблюдением законов и законности и привлечения к суду нарушителей.

    Это время со дня открытия дела и до передачи его прокурору или в суд. Длительность расследования может быть продлена до 3 месяцев, а в исключительных случаях — до 12 месяцев.

    Ответственность за ДТП со смертельным исходом

    В настоящее время большое количество дорожных аварий оканчивается гибелью людей (пассажиров, водителей, пешеходов и так далее). За смерть человека виновник наказывается в соответствии с Уголовным Кодексом РФ.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    На вид и размер наказания влияет множество различных факторов, которые могут быть как смягчающими, так и отягчающими. Какое наказание предусмотрено в той или иной ситуации, читайте далее.

    Законодательство об ответственности за аварию с летальным исходом

    Уголовное наказание за ДТП со смертельным исходом устанавливается судом в соответствии со статьей 264 УК РФ.

    Перед судебным заседанием проводятся следующие процедуры:

    • рассмотрение дорожного происшествия. Поскольку в результате столкновения пострадали люди, то фиксация ДТП и определение причин и виновника аварии производятся сотрудниками автоинспекции (оформление ДТПевропротоколом в данной ситуации невозможно);
    • получение свидетельских показаний. Большинство дорожных аварий расследуется при содействии очевидцев происшествия, которые помогают установить те или иные факторы. Именно поэтому непосредственно после вызова скорой помощи и ГИБДД важно собрать сведения об очевидцах;
    • получение дополнительной информации. В связи с установкой на улицах населенного пункта большого количества камер слежения, а так же наличия у водителей видеорегистратов, можно получить реальные данные о причинах аварии и ее последствиях;
    • анализ технического состояния автотранспорта. Выявляется наличие/отсутствие неисправностей, которые могли привести к трагедии, а так же возможность управления автомобилем в критической ситуации;
    • проводится трасологическое исследование, которое позволяет установить скорость и траекторию движения транспортного средства, наличие препятствий на проезжей части, которые могли являться причиной столкновения, расположение автотранспорта на дороге до и после аварии;

    Трасологическая экспертиза проводится квалифицированными сотрудниками в специальных лабораториях. Основание получения результатов являются фотографии с места происшествия и представленные видеозаписи.

    • устанавливается взаимосвязь между аварией и полученными пострадавшим повреждениями. Нередко бывают ситуации, когда человек гибнет не от непосредственного соприкосновения с автомобилем, а например, в результате сердечного приступа. Такие ситуации рассматриваются уже по другим статьям, в том числе и по Административному Кодексу (КоАП);
    • выясняется психологическое состояние водителя – виновника аварии.

    Определяется наличие/отсутствие факторов, результатом которых стало снижение реакции человека, исследуется поведение виновника в момент столкновения.

    Все проводимые процедуры направлены на определение обстоятельств происшествия и взаимосвязи между столкновением и причиненными повреждениями. Дополнительно устанавливаются смягчающие или отягчающие факторы.

    Какие действия виновника влияют на тяжесть

    Поскольку наказание водителю за ДТП со смертельным исходом определяется с учетом отягчающих факторов, то важно выяснить, что именно может быть отнесено к тяжким обстоятельствам.

    По закону виновник ДТП будет привлечен к более жесткой ответственности, если:

    • в момент аварии водитель находился под воздействием алкоголя или наркотиков;

    Применение данных препаратов при управлении автотранспортом запрещено, так как существенно снижается уровень реакции человека на возникновение каких-либо обстоятельств.

    • эксплуатация автомобиля с неисправностями, установленными правилами движениями. В ПДД указан ряд неисправностей, при наличии которых управлять авто нельзя;

    Если в результате экспертизы будет выявлено, что причиной ДТП является запрещенная поломка, на наличие которой водитель не обратил внимания, то наказание будет существенно выше установленной нормы.

    • постоянное нарушение установленных правил движения. Все правонарушения заносятся в единую базу, что позволяет выявить недисциплинированных водителей. За систематическое нарушение ПДД наказание может быть увеличено;
    • совершение правонарушения группой лиц. Например, компания молодых людей катается на автомобиле и умышленно препятствует проезду иных участников движения или проходу пешеходов;
    • умышленное оставление места дорожной аварии с целью сокрыть какие-либо факторы, например, алкогольное опьянение;
    • не оказание или несвоевременное оказание пострадавшему первой медицинской помощи. Правилами движения установлено, что после дорожного происшествия водитель обязан немедленно остановиться, предпринять действия к информированию иных водителей о критической ситуации (включить аварийную сигнализацию на автотранспортном средстве, выставить на определенном расстоянии специальные предупреждающие знаки), вызвать ГИБДД и скорую помощь, оказать первую помощь пострадавшему.

    Несоблюдение данных требований будет расценено, как отягчающее вину обстоятельство.

    При выявлении одного или нескольких факторов, указанных выше водитель может получить максимальное наказание за ДТП со смертельным исходом.

    Как найти адвоката по ДТП со смертельным исходом, читайте здесь.

    В каких случаях можно смягчить

    Чтобы получить более полную информацию о наказании за дорожную аварию, в результате которой погибли люди, необходимо так же выяснить факторы, которые могут быть расценены правоохранительными органами, как смягчающие обстоятельства.

    К таким факторам относятся:

    • заключение мирового соглашения между виновником аварии и представителем погибшего. Данный фактор будет расценен судом как покрытие причиненного ущерба. Однако мировое соглашение может быть заключено только при отсутствии у виновника судимостей;
    • беременность женщины – водителя, ставшей виновницей столкновения с летальным исходом. В данной ситуации наказание может быть, как снижено, так и отсрочено, например, до родов или достижения ребенком определенного возраста;
    • наличие у виновника аварии несовершеннолетних детей, при отсутствии иных родственников, которые могли бы заняться воспитанием;
    • большой стаж безаварийной езды, доказанный справками, выписками или иными документами;
    • наличие иных факторов, которые косвенно привели к возникновению ДТП и гибели человека. Например, неудовлетворительное состояние дорожного полотна и невозможность корректно управлять авто, попавшим в глубокую яму;
    • своевременное оказание пострадавшему медицинской помощи и выполнение всех требований, предусмотренных ПДД.
    • иные факторы, касающиеся личности водителя, его психологического состояния, условий проживания и так далее.

    Выявить наличие/отсутствие смягчающих обстоятельств в конкретной ситуации поможет адвокат или автоюрист. Поэтому после ДТП виновникам рекомендуется незамедлительно получать квалифицированную помощь.

    Возможные варианты наказания

    Итак, за дорожную аварию с летальным исходом на водителя, ставшего виновником, привлекают:

    • к уголовной ответственности;
    • к административной ответственности;
    • к гражданской ответственности.

    В соответствии с Уголовным Кодексом, могут быть наложены следующие виды наказания:

    1. Принудительные работы, срок которых в зависимости от обстоятельств может составлять от 4 до 5 лет. Дополнением к этому виду наказания, как правило, является лишение права занимать какие-либо должности или заниматься определенным видом деятельности, на срок не более 3 лет.
    2. Лишением свободы на срок до 9 лет.

    При наличии смягчающих обстоятельств реальный срок лишения свободы может быть заменен условным наказанием (статья 73 УК РФ). Условный срок наказания предусматривает определенный испытательный период.

    Если в течение этого периода совершается какое-либо иное правонарушение, то срок лишения свободы увеличивается на установленный ранее период.

    Кроме уголовного наказания, водитель подвергается административной ответственности (статья 12 КоАП), которая заключается:

    • в наложении штрафных санкций за то или иное нарушение (например, за нарушение установленных правил проезда перекрестков по статье 12.13 КоАП размер штрафа составляет 1 000 рублей);
    • в лишении права на управление автотранспортом, на срок до 3 лет.

    В соответствии с Гражданским Кодексом виновник получения повреждений, в том числе и гибели человека, обязан компенсировать моральный (статья 1100) и материальный (статья 1064) ущерб.

    Если виновник ДТП с летальным исходом становится несовершеннолетний водитель, который каким-то образом получил право управления, то в соответствии со статьей 1074 ГК РФ ответственность возлагается не только на самого водителя, но и на его официальных представителей (родителей, усыновителей, опекунов и так далее).

    За ДТП со смертельным исходом в нетрезвом виде

    Как правило, в ходе расследования причин дорожного происшествия обвиняемый направляется в специализированный медицинский центр для проведения экспертизы на алкогольное и наркотическое опьянение.

    Если экспертиза установит, что в момент ДТП водитель был пьян или находился под воздействием наркотических или психотропных препаратов, то по статье 264 УК РФ наказание будет следующим:

    При причинении смерти одному человекулишение свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права на занятие определенных должностей или определенной деятельности
    При причинении смерти двум и более лицамлишение свободы на срок от 4 до 9 лет (так же с лишением занятия какой-либо деятельностью или должностью

    Таким образом, дорожные аварии с летальным исходом наказываются по Уголовному Кодексу.

    Если виновник скрылся

    Непосредственно после столкновения с иным транспортным средством или пешеходом водитель обязан:

    • остановиться и не передвигать транспортное средство до выяснения всех причин произошедшего;
    • включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;
    • оказать первую помощь пострадавшим людям;
    • вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД и скорую помощь.

    Нарушение одного или нескольких установленных правил наказывается по статье 12.27 КоАП.

    За оставление места дорожного столкновения предусмотрены следующие виды наказания:

    Лишение водительских правна период 1 – 1,5 года
    Административный арестна срок до 15 суток

    Водитель не будет подвергнут наказанию за покидание места ДТП, если:

    • в аварии не пострадали люди и ДТП оформлено европротоколом;
    • водитель покинул место столкновения для доставки пострадавшего в лечебное учреждение с целью оказания скорейшей медицинской помощи. После доставки пострадавшего водитель обязан вернуться на место аварии и продолжить оформление столкновения надлежащим образом.

    Если водитель оставило место аварии при ДТП, в результате которого погибли люди, по иным причинам, то это относится к отягощающим вину обстоятельствам, что приведен к большему сроку наказания.

    Однако при рассмотрении причин происшествия могут быть обнаружены отягчающие или смягчающие вину обстоятельства. Решение суда о виде и сроке наказания выносится с учетом всех выявленных факторов.

    Какое административное наказание за оставление места ДТП, смотрите на странице.

    Действия, если страховая подала в суд на виновника ДТП по ОСАГО, узнайте из этой информации.

    Видео: В новом УК убрали норму о примирении сторон за совершение ДТП со смертельным исходом

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

    Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию:
      • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
      • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
      • Регионы – 8 (800) 222-69-48

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Статья 264 УК РФ – нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью, смерть, смерть двух и более лиц, в состоянии опьянения. Комментарии Федерального Судьи / Юрсервис бесплатных юридических консультаций

    Нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжкий вред здоровью либо смерть

    Основания уголовной ответственности

    Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

    Субъект преступления

    Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее − Правила).

    Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

    Отличие от смежных составов

    В силу пункта 1.2 Правил к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

    Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.

    Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

    Основания для отмены приговора либо возврата дела прокурору

    При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

    Если же в приговоре суда будет отсутствовать указание на пункты правил, то приговор будет однозначно отменен судом апелляционной инстанции.

    Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.

    Основные причины ДТП

    Превышение скорости

    Превышение скорости дорожного движения-одна из основных причин всех совершаемых ДТП. Как показывает судебная практика, доля подобных случаев составляет порядка 40 %. Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

    Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

    Отсутствие технической возможности остановки транспортного средства.

    Нередко результатом ДТП является техническая неисправность транспортного средства, которая не позволяет водителю избежать столкновения (наезда).

    При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

    При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

    Судебная автотехническая экспертиза

    По всем преступлениям, предусмотренным статьей 264 УК РФ в обязательном порядке проводится автотехническая экспертиза, которая отвечает на целый ряд вопросов, имеющих значение для расследования уголовного дела и последующего наказания виновного лица. В частности, экспертиза дает ответ на вопросы о скорости автомобиля в момент ДТП, тормозном пути, наличия либо отсутствия технической возможности остановки транспортного средства и др.

    Следует иметь в виду, что в компетенцию судебной автотехнической экспертизы входит решение только специальных технических вопросов, связанных с дорожно-транспортным происшествием. Поэтому при назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые вопросы, решение которых относится исключительно к компетенции суда (например, о степени виновности участника дорожного движения). При анализе и оценке заключений автотехнических экспертиз следует также исходить из того, что объектом экспертного исследования могут быть обстоятельства, связанные с фактическими действиями водителя транспортного средства и других участников дорожного движения.

    Нередко суды ставят перед экспертами вопросы, не совсем относящимися к компетенции автоэкспертов. В подобных случаях заинтересованное лицо имеет право ходатайствовать о назначении и проведении повторной экспертизы.

    Квалифицирующие признаки (отягчающие обстоятельства)

    Повлекшее смерть потерпевшего, либо смерть двух и более лиц

    Нередко в результате ДТП причиняется не только тяжкий вред здоровью, но наступает смерть потерпевшего. Это может быть наезд на пешехода, либо столкновение автомобилей, в результате которого водитель либо пассажиры одного из участников ДТП погибают.

    Ответственность за причинение смерти в результате ДТП установлена в части 3 и 4 статьи 264 УК РФ. За причинение смерти двум и более лицам – по части 5 и 6 статьи. Санкции предусматривают наказание в виде лишения свободы с обязательным дополнительным наказанием в виде лишения права управления. Как показывает судебная практика, в 70% случаев виновным лица назначается реальное лишение свободы. Особо это касается случаев совершения преступления в состоянии опьянения.

    В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два и более человек, действия лица, нарушившего правила дорожного движения при управлении транспортным средством, подлежат квалификации по той части статьи 264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 17 УК РФ совокупностью преступлений признаются только те действия (бездействие), применительно к которым признаки преступлений предусмотрены двумя или более статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности, поездка на мотоцикле без мотошлема и т.п.), эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание, за исключением случаев, когда водитель не выполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (пункт 2.1.2 Правил).

    Совершенное в состоянии опьянения

    В соответствии с п. 2.7 Правил дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного).

    ДТП в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения – наиболее общественно опасное нарушение ПДД, поскольку в состоянии опьянения у виновного лица отсутствует должная реакция на дорожную обстановку, он не осознает своих действий, в связи с чем, как правило, наступают более значимые последствия.

    При назначении наказания лицу, совершившему предусмотренное статьей 264 УК РФ преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в силу части 3 статьи 60 УК РФ следует учитывать указанное обстоятельство как отрицательно характеризующее личность этого лица, умышленно допустившего нарушение пункта 2.7 Правил, повышающее степень общественной опасности им содеянного.

    Анализ судебной практики показывает, что практически во всех случаях виновному лицу назначается реальное лишение свободы, даже несмотря на примирение с потерпевшим лицом и заглаживании причиненного вреда.

    Лишение прав как дополнительное наказание

    В связи с тем, что статья 264 УК РФ, наряду с основным наказанием предусматривает возможность применения к виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством, следует иметь в виду, что исходя из статьи 47 УК РФ указанное дополнительное наказание может быть назначено как лицу, которому в установленном законом порядке было выдано соответствующее удостоверение, так и лицу, управлявшему автомобилем или другим транспортным средством без соответствующего разрешения.

    При назначении виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством суду надлежит информировать об этом соответствующее управление ГИБДД в субъекте Российской Федерации. Имеющееся в деле удостоверение на право управления транспортными средствами следует направить в это подразделение для исполнения приговора суда.

    Как уже говорилось выше, в случае осуждения лица за совершение ДТП в состоянии опьянения либо повлекшее смерть потерпевшего, закон предусматривает назначение обязательного дополнительного наказания в виде лишения права управления.

    Умышленное причинение вреда здоровью

    В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против личности.

    Так, приведем пример. Так, Б., работая трактористом на заводе, испытывал личную неприязнь к К., который периодически высказывал свое недовольство в работе Б., поскольку последний часто приходил на работу пьяный. При этом К. стал требовать у Б. деньги, чтобы не сообщать руководству о данных фактах, которые были известны только ему. Подождав удобный момент, когда К. вышел из одного из цехов завода, Б. подъехал к нему на тракторе и резко надавил на педаль акселератора, и переехал его. Он полученных травм К. скончался. В ходе следствия Б. утверждал, что перепутал педали акселератора и педаль тормоза, и такое у него уже бывало неоднократно. То есть никакого умысла на причинение смерти у него не было. Следствием было собрано достаточно доказательств виновности Б. в совершении именно умышленного убийства, и последний был осужден на 9 лет лишения свободы.

    Освобождение от уголовной ответственности за примирением сторон

    Освобождение от уголовной ответственности по данному составу возможно за примирением сторон.

    Как показывает судебная практика, прекращение уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 264 УК РФ, за примирением сторон (статья 25 УПК РФ) является правом, а не обязанностью суда. При принятии решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением лица, совершившего преступление, с потерпевшим, суду надлежит всесторонне исследовать характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, иные обстоятельства дела (надлежащее ли лицо признано потерпевшим, его материальное положение, оказывалось ли давление на потерпевшего с целью примирения, какие действия были предприняты виновным для того, чтобы загладить причиненный преступлением вред, и т.д.). Принимая решение, следует оценить, соответствует ли оно целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.

    В связи с этим необходимо также устанавливать, соблюдены ли предусмотренные статьей 76 УК РФ основания, согласно которым от уголовной ответственности может быть освобождено лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

    Ссылка на основную публикацию