Оформление ДТП с аварийным комиссаром – в чём разница и какие риски?

Схема работы аварийного комиссара при оформлении ДТП

Пошаговая инструкция работы аварийного комиссара в случае ДТП представлена следующими последовательными действиями:

  • Вызов аваркома на место дорожно-транспортного происшествия.
  • Приезд. Обычно, с момента звонка он занимает не более 30 минут.
  • Оформление и помощь в заполнении всей необходимой документации, в том числе:
    -составление европротокола;
    -составление схематичного изображения места события;
    -необходимое фото и видео фиксирование;
    -получение фото документов участников дорожно-транспортного происшествия;
    -заполнение европротокола.

ВАЖНО

В том случае, если был оформлен европротокол, то, согласно 2-го пункта 11-ой статьи Закона «Об ОСАГО», требуется уведомить страховую компанию о случившемся ДТП в течение последующих 5 рабочих дней, начиная отсчёт со следующей даты. Причём, сделать это необходимо каждому водителю-участнику происшествия. При регистрации происшествия сотрудниками ГИБДД — срок продлевается до трёх лет, согласно ст.196 ГК РФ.

Стоимость работы аварийного комиссара зависит от ряда факторов и на федеральном уровне не зафиксирована. Поэтому расценки варьируются от каждой конкретной компании, в которую обратится водитель.

Как избежать?
  • Очевидно, отказаться от помощи аварийного комиссара.
  • Знать свои обязанности – в частности о праве регресса от страховой, если отремонтировать автомобиль ранее чем по прошествии 15 дней после ДТП или не представить его к осмотру по требованию страховой (а регресс за неуведомление страховщика в течение 5 дней об аварии не так давно отменили).
  • Понимать, что сотрудники ГИБДД всегда оформляют ДТП в служебной форме, и, если человек не в форме, то он не уполномочен заменить первых.

Помимо того, что мы выяснили, что аварийный комиссар не имеет никаких официальных полномочий, а его документы не имеют никакой юридической силы, есть также риск в случае так называемого сопровождения после ДТП. Заключается он в договоре цессии – вы в этом случае просто получаете существенно меньшее возмещение, чем могли бы получить от страховой компании напрямую.

Аварийный комиссар по КАСКО и ОСАГО: стоит ли связываться

Аварийные комиссары или ассистанс-службы действуют в России уже много лет. Они оказывают помощь водителям в случае, если произошло дорожно-транспортное происшествие. Это, своего рода, профессиональные оформители ДТП. Аварийный комиссар может помочь оформить документы и подать их в страховую организацию, взаимодействовать с ГИБДД и выполнять ряд других функций. Однако официального статуса у них до сих пор нет: в законе роль аваркомов никак не закреплена.

Аварийные комиссары или ассистанс-службы действуют в России уже много лет. Они оказывают помощь водителям в случае, если произошло дорожно-транспортное происшествие. Это, своего рода, профессиональные оформители ДТП. Аварийный комиссар может помочь оформить документы и подать их в страховую организацию, взаимодействовать с ГИБДД и выполнять ряд других функций. Однако официального статуса у них до сих пор нет: в законе роль аваркомов никак не закреплена.

Как предотвратить?
  1. Не принимать помощь аваркома.
  2. Изучить свои обязанности – особенно, что касается регресса от страхового учреждения в случае, если починить транспортное средство до истечение 15 суток с момента ДТП или не передать его страховщику по требованию.
  3. Уяснить, что работник ГИБДД на работе всегда обязан быть в служебной форме. Челочек в гражданской одежде должен насторожить.

Под цессией подразумевается передача права требования. Если простыми словами, то аварком после завершения оформления аварии и оценки повреждений, предлагает автовладельцу деньги в качестве денежного возмещения, а тот ему передает право требования к страховому учреждению, то есть он вместо страхователя получит страховой платеж от страховщика.

Оформление дорожно-транспортного происшествия аварийным комиссаром

От попадания в аварию не застрахован ни один автомобилист. Многие водители просто не понимают, что делать и как оформлять документы в случае возникновения ДТП. Оказать всестороннюю помощь и представлять интересы водителя в этом вопросе сможет аварийный комиссар.


Аварийные комиссары делятся на три вида:

Arhimorfius › Блог › Аварийные комиссары — польза или развод на деньги?

Давно назрела необходимость обсудить тему аварийных комиссаров. Приносят ли они пользу, либо вся их деятельность — сплошной развод водителей на деньги? Мнения на этот счет можно встретить самые противоположные. Поэтому, будем рады обсудить тему в комментариях к данному посту.

Скажем сразу, мы придерживаемся последней версии. В основе наших выводов лежит личный опыт встреч с «аваркомами», а также обобщенный опыт водителей, с которыми нам приходилось беседовать.

Кто такие аварийные комиссары?

С точки зрения страхового дела, аварийный комиссар — физическое или юридическое лицо, к услугам которого прибегают страховщики для защиты своих интересов при наступлении страхового случая с застрахованным имуществом.

Самое интересное здесь то, что в российском автостраховании «аваркомы» не являются представителями страховых компаний. Они никак не уполномочены ГИБДД, а прав у них меньше, чем у самого потерпевшего. На месте ДТП они могут выступать только как стороннее лицо, не более. Получается, что некие коммерческие структуры лишь заимствовали звучное название «аварийных комиссаров», являясь, по сути, очередными жуликами, деятельность которых не регламентирована ни одной нормой российского права.

По нашему мнению, основная цель их работы — срубить как можно больше деньжат с еще «тепленького», не отошедшего от стресса водителя. Появляются они сразу после ДТП, когда у человека еще не отошел шок, и начинают уговаривать воспользоваться своими услугами, рисуя страшную картину остаться без страховых выплат. Чего уж тут они только не обещают — и решить вопрос о виновности с ГИБДД, и «раскрутить» страховую на «бабки» и т.д. Козыряют знакомством с приехавшим экипажем ГИБДД и иными сотрудниками полиции, оценщиками и т.п.

Высокая оперативность комиссаров, обусловлена большим количеством «патрулей» и хорошо налаженной связью с дежурной частью ГИБДД города. Кроме того, они довольно успешно отслеживают информацию о дорожных событиях с помощью Яндекс.Карт.

Подумайте сами, кто будет работать бесплатно. Да еще в добавок к этому содержать многочисленный штат работников, солидный парк «авариек», платить аренду за офисы и т.п. «Аварийные комиссары» — это довольно прибыльный бизнес, хорошо продуманный и поставленный на поток. И основным источником его финансирования служим мы — автомобилисты.

Схема их работы проста. Комиссар на месте ДТП «помогает» оформить все документы и забирает их с собой. Далее документы передаются в контору, где специалисты делают оценку ущерба, готовят и отправляют документы в страховую компанию по почте. Если страховая отказывает и не платит, либо платит мало, комиссары подают иск в суд.

Казалось бы все хорошо и просто, но есть одно но — насколько выгодно это комиссарам, а также страховой компании и насколько не выгодно потерпевшему в ДТП.

Практически все комиссары обещают, что все расходы будут компенсированы страховой компанией. Однако, это не совсем так.

Вам придется заплатить им:

За работу комиссара на месте ДТП;
За проведение оценки ущерба;
За подготовку и отправку документов;
За подготовку иска и участие представителя в суде.
При этом, комиссары ведут дело так, что оно почти со 100-процентной вероятностью попадет в суд и безальтернативно выдают вам судебного представителя по завышенным расценкам. Хоть расходы на представителя истца должна оплачивать проигравшая сторона — страховая компания и/или виновник ДТП, суд может не взыскивать полную сумму таких расходов, если она покажется слишком большой. Эти деньги вам придется отдать из своего кармана.

При наличии свободного времени, не прибегая к помощи аварийных комиссаров, после ДТП у вас останется больше денег.

Кроме того, из всех услуг, которые предоставляют аварийные комиссары, сомнительнее всего выглядит именно подача документов. На самом деле это не такая уж и сложная процедура, как кажется.

В страховую нужно подать справку о ДТП, заверенную в ГИБДД, а также документ, подтверждающий виновность другого водителя (например, копию постановления об административном правонарушении). Эти бумаги в ГИБДД получить не трудно. В подавляющем большинстве случаев (если обстоятельства выяснены и нет пострадавших) их выдадут прямо на месте ДТП.

По закону об ОСАГО, документы в страховую компанию должен подавать либо собственник автомобиля, либо уполномоченное им лицо. Просто так у «аваркома» документы ни в одной страховой не примут. Он просто никто в этом деле. Не случайно в описанной выше схеме бумаги отправляются в страховую по почте вместе с результатами экспертизы. И отправляются они от вашего имени.

Поэтому ДТП лучше все-таки оформлять без комиссаров, вызвав инспекторов ДПС. И далее, взяв в ГИБДД все бумаги, обратиться в страховую и получить выплату ОСАГО, которую она насчитает, а уж потом, если сумма не устроит, проводить независимую экспертизу и подавать в суд, обратясь к любому юристу на свое усмотрение.

Схема их работы проста. Комиссар на месте ДТП «помогает» оформить все документы и забирает их с собой. Далее документы передаются в контору, где специалисты делают оценку ущерба, готовят и отправляют документы в страховую компанию по почте. Если страховая отказывает и не платит, либо платит мало, комиссары подают иск в суд.

Как происходит оформление ДТП без участия ГИБДД аварийным комиссаром

Не так давно всем водителям в случае ДТП приходилось вызывать наряд ГИБДД. Но теперь существует достойная альтернатива, позволяющая значительно упростить решение всех вопросов без привлечения представителей правоохранительных органов. Появился так называемый аварийный комиссар, заменяющий собой наряд ГИБДД. Такое нововведение пошло на пользу не только самим водителям, но и автоинспекции. Теперь не нужно отправлять машины, если ДТП не серьёзное. Это экономит ресурсы ведомства, позволяет распределять сотрудников, отправляя их на действительно важные вызовы, где нужна помощь.

Особенности оформления ДТП аварийным комиссаром без ГИБДД.

Согласитесь, что при попадании в аварию водитель испытывает серьёзный стресс, даже если он сам не особо пострадал. Из-за стресса тяжело ориентироваться и принимать адекватные решения. То же объяснение написать в подобном состоянии сложно. Любая ошибка может привести к тому, что его сделают виновным, а страховая компания не выдаст заслуженную компенсацию. Чтобы избежать подобных проблем, нужна помощь специалиста. Он поможет разобраться в сложившейся ситуации, даст советы по правильному оформлению ДТП и не позволит совершить ошибки.

Согласитесь, что при попадании в аварию водитель испытывает серьёзный стресс, даже если он сам не особо пострадал. Из-за стресса тяжело ориентироваться и принимать адекватные решения. То же объяснение написать в подобном состоянии сложно. Любая ошибка может привести к тому, что его сделают виновным, а страховая компания не выдаст заслуженную компенсацию. Чтобы избежать подобных проблем, нужна помощь специалиста. Он поможет разобраться в сложившейся ситуации, даст советы по правильному оформлению ДТП и не позволит совершить ошибки.

Покупка услуги напрямую у страховых брокеров или агентов

Услуги аварийных комиссаров можно приобрести в специализированных компаниях, не смотря на то, что они весьма неохотно работают с физическими лицами.

В пакет услуг входит заполнение документов, фиксация ДТП, а также представление интересов пострадавшего физлица в случае, если страховая компания не имела возможности отказать в выплате на законных основаниях.

Стоить отметить, что компании, предоставляющие услуги аварийных комиссаров, при необходимости, а также, при возможности клиента щедро платить, могут стать на сторону страховщика.


Казалось бы, цели достаточно высокие и такой человек на месте аварии действительно нужен и важен. Но всегда ли аварийный комиссар соответствует ожиданиям человека, попавшего в беду на дороге? И какую цену нужно заплатить, чтобы ваша правота была доказана?

Что обязан делать аварийный комиссар

Его обязанности заключаются в оказании помощи участникам дорожных аварий.

  1. Осмотр места ДТП.
  2. Вызов скорой помощи при необходимости.
  3. Оказание психологической, технической и доврачебной помощи.
  4. Содействие инспектору ГИБДД.
  5. Фиксация места аварии, повреждений транспортных средств, другие подробности на видео и фотоснимках.
  6. Снятие копий документов участников происшествия.
  7. Опрос свидетелей, сохранение их контактов.
  8. Примерная оценка ущерба.
  9. Оказание помощи в оформлении документов.
  10. Вызов эвакуатора, если это нужно.
  11. Консультации участников ДТП о том, как обращаться в страховую компанию.
  12. Составление аварийного сертификата.


На данную должность могут назначить любого человека, который прошел специальные курсы.

Оформление ДТП с аварийным комиссаром – в чём разница и какие риски?

Водители поясняют, что после ДТП находились в состоянии стресса, растерянности и были вынуждены обратиться за помощью

Давайте разберемся… Вот оно, ДТП. По правилам дорожного движения (ПДД), если нет пострадавших и вред причинен только имуществу, водители обязаны освободить как можно быстрее проезжую часть, чтобы не создавать препятствия для проезда других транспортных средств. Участники дорожной аварии обязаны оформить ее самостоятельно. Как заполнить извещение о ДТП, составить схему, на что обратить особое внимание. Этого автолюбители, как правило, не знают. Часть водителей по привычке еще сразу звонит в ГИБДД и ожидает их приезда на место ДТП, а часть лихорадочно названивает друзьям и знакомым в поисках контактного телефона «проверенного аваркома». В итоге на место ДТП подъезжает аварийный комиссар!

Если смотреть официально, то «он физическое или юридическое лицо, к услугам которого прибегают страховщики для защиты своих интересов при наступлении страхового случая. Страховщик назначает аварийного комиссара как внутри страны, так и за границей. Он действует в строгом соответствии с инструкцией страховщика: проводит осмотр застрахованного имущества, устанавливает характер, причины и размер понесённого ущерба».

Как правило, сегодня аварком вовсе не сотрудник страховой компании, а представитель какой-либо посреднической компании, каких сейчас в избытке. Сначала за вознаграждение помогает автолюбителям составить схему ДТП для дальнейшего предоставления инспектору ГИБДД. Далее предлагает еще ряд платных услуг для «облегчения жизни» автовладельца…

Обращаю внимание на то, что комиссар получает за свои услуги вознаграждение, но зачастую не составляет с водителями никакого договора, где были бы прописаны его обязанности с персональной ответственностью или ответственностью компании в случае некомпетентности сотрудника и не описаны права автомобилистов. Проще говоря, никакой юридической ответственности за свои действия он не несет. Также «комиссар» не выдаст вам кассовый чек или бланк строгой отчетности о получении денег. Получается, что юридически «комиссара» вообще не было!

Однако многие водители поясняют, что после ДТП находились в состоянии стресса, растерянности и были вынуждены обратиться за помощью.

Если вы также будете четко осознавать, что не в состоянии самостоятельно выполнять обязанности по оформлению ДТП и решите воспользоваться услугами аварийного комиссара, то обязательно обратите внимание на такие юридические аспекты:

— в схеме ДТП должно быть указано на её оформление «аварийным комиссаром»;

— между вами и аварийным комиссаром должен быть составлен договор, где полностью указаны обязанности аваркома и кто несет ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей;

— факт оплаты должен быть зафиксирован (кассовый чек, квитанция или БСО).

Вы должны также знать и чего опасаться, то есть проблемы, с которыми вы можете столкнуться после услуг аваркома:

— вас сделают виновным в ДТП. Ежедневно к нам приходят нижегородцы за юридической помощью: на месте ДТП виновность одного из участников не вызывала сомнений, но неграмотно оформленные документы позже не позволяют установить виновность второго участника в суде. Порой это делается аварийными комиссарами намеренно, так как виновная сторона им заплатила.

— схема ДТП будет заполнена неполностью, не будет достаточных обстоятельств ДТП. Факты непрофессионализма «аварийных комиссаров» встречаются все чаще и чаще. Схемы ДТП составлены абсолютно безграмотно. Нет замеренных расстояний по расположению транспортных средств по отношению друг к другу, к объектам дорожной инфраструктуры, не зафиксированы иные следы, относящиеся к происшествию. Как правило, имеются фотографии автомашин на месте ДТП, но с этим справится и школьник…

— не будет указанно достаточных данных виновника. Как результат — виновник ДТП не приедет в ГИБДД или инспектор ГИБДД откажется оформлять ваше ДТП. Разбор ДТП может затянуться на 2 месяца, и срок получения страхового возмещения растянется вплоть до года.

— есть и иные случаи. Например, «аварийные комиссары» самостоятельно оформляли необходимые документы, а потом заверили клиента, что сами передадут их в страховую компанию. Но сделали это позже установленных законом сроков, и теперь автовладельцу грозят крупные финансовые потери.

Призываю водителей самостоятельно оформлять схему ДТП и далее без сомнительных юридических услуг обращаться в отдел ГИБДД за оформлением ДТП и в страховые компании за выплатами.

Понимаю, что скрупулёзно сидеть и разбираться в ПДД и во всех изменениях законодательства водители не будут. Некоммерческая общественная организация «Центр помощи автомобилистам» (ЦПА) подготовила комплект «Экстренной юридической помощи при ДТП» — это полный набор необходимых инструкций и бланков, который позволит самостоятельно оформить ДТП за 10-15 минут. Далее быстро получить документы о ДТП в ГИБДД и облегчить дальнейшее обращение в страховые компании.

Согласно «федеральной программе повышения правовой грамотности водителей» комплект «Экстренной юридической помощи при ДТП» каждый автомобилист имеет право получить абсолютно бесплатно в любом офисе ЦПА. Или мы вышлем его вам в электронном виде. Оставьте лишь заявку в наших группах в соцсетях, например, здесь.

Я уверен, что с помощью наших бланков и инструкций каждый водитель справится с оформлением ДТП и не даст возможности различным посредникам наживаться на его проблеме.

Но в первую очередь — соблюдайте ПДД и будьте внимательнее. Тем более, погодные условия нам, водителям, совсем не позволяют расслабиться. Удачи вам всем на дорогах!

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Не забывайте, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/nn_ru .

Текст: Сергей Кузин, руководитель общественной организации «Центр помощи автомобилистам»

Фото: Наталья Бурухина

— между вами и аварийным комиссаром должен быть составлен договор, где полностью указаны обязанности аваркома и кто несет ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей;

Пакет документов для выплат

Для страховки важно своевременно и с полным пакетом документов обратиться в страховую компанию. Чем точнее будет соблюдена процедура общения со страховщиком, тем больше шансов на получение компенсации.

Основной документ, необходимый для обращения в страховую компанию, — это заявление о получении компенсации.

В нем должны содержаться такие данные:

  • личные данные;
  • данные страхового полиса;
  • данные виновного водителя с его местом проживания и телефоном;
  • сумма ущерба, с подробным описанием нанесенных повреждений.

Лучше, если все требования, описанные в заявлении, будут иметь законные обоснования. Можно ссылаться на конкретные статьи в законе и правилах ОСАГО.

Помимо заявления о выплате страховой компенсации, необходимо предоставить такие документы:

  • оригинал полиса;
  • извещение о ДТП;
  • оригинал свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • копию паспорта;
  • доверенность, если за выплатой обращается юрист или другое лицо;
  • копию водительского удостоверения лица, находящегося за рулем в момент происшествия;
  • информацию о банковских реквизитах.

Также важно приложить документы, полученные в отделении ГИБДД:

  • справку о ДТП;
  • копию протокола или постановления об административном правонарушении;
  • постановление-квитанцию об оплате штрафа (если такая оформлялась).

После того, как полный пакет собран, можно обращаться в страховую компанию. Одна копия передается страховщику, а на другой ставится отметка о дате получения документов с подписью или печатью сотрудников.


Европротокол заполняют два водителя, каждый свою сторону. Затем следует все внимательно перечитать и подписать каждую колонку.

Дополнительный продукт

Если же страховая программа по договору КАСКО не предусматривает услуги комиссара или автовладелец решил ограничиться покупкой полиса ОСАГО, всегда можно приобрести услугу «Помощь в оформлении аварии».

Правда, страховщики продают такие продукты только вместе с автостраховкой, то есть нельзя приобрести автогражданку и «Помощь комиссара» в разных компаниях.

Итак, если автовладелец решил докупить такую опцию, можно рассчитывать на выезд представителя страховой компании на место происшествия. При этом комиссар окажет клиенту следующую помощь:

  • обеспечит грамотное заполнение извещения о ДТП;
  • сделает ксерокопии всех важных документов;
  • соберёт необходимые справки, постановления, протоколы.

В последнем случае комиссар передает собранные бумаги либо автовладельцу, либо менеджерам страховой компании. Естественно, судьбу документов решает клиент.

В последнем случае комиссар передает собранные бумаги либо автовладельцу, либо менеджерам страховой компании. Естественно, судьбу документов решает клиент.

Видео: Кто такие аварийные комиссары?

Институт аварийных комиссаров — довольно новое явление в правовой системе РФ. Аварийный комиссар берет на себя выполнение действий, которые должен произвести автомобилист, причастный к аварии.

Закон не препятствует аваркомам (другим третьим лицам) оказывать помощь автомобилисту в осуществлении данных действий.

Если водитель не выполняет определенные действия, на него накладывают административный штраф. Помощь аварийного комиссара позволяет избежать последствий нарушения ПДД, она необходима водителю, если тот находится в стрессовом состоянии.

Также никто, кроме дорожного комиссара, не занимается предварительной оценкой ущерба на месте аварии. Инспектор ГИБДД же только фиксирует повреждения в протоколе и справке о ДТП.

Службы аварийных комиссаров существуют за счет заказов их услуг страховыми компаниями. Нередко можно прочитать жалобы водителей на форумах на работу таких специалистов, так как иногда они могут замечать только то, что будет выгодно страховой компании, которая оплатила их услуги. Об этом речь пойдет в конце.


Аварийные комиссары обычно:

Регресс виновнику ДТП от страховщика

Основным риском для автовладельца, который признан виновным в ДТП, является вероятность регресса – требования выплаты денежных средств, которую страховщик выплатил в качестве ущерба второму участнику ДТП.

Суть в том, что виновник ДТП обязан оповестить своего страховщика в 5-дневный срок о том, что имел место страховой случай, если ДТП было оформление через европротокол. Схема в таких ситуациях следующая:

  1. Оформление ДТП ведется через аварийного комиссара. Инспекторы ГИБДД в этом не участвуют.
  2. Виновник аварии, который признал свою вину, уверен, что аварийный комиссар полностью заменит инспектора ГИБДД.
  3. После оформления документов каждый уезжает по своим делам.
  4. Через некоторое время (обычно спустя 2-3 месяца) на имя виновника ДТП приходит требование о возмещении ущерба в досудебном порядке. Это вполне законно, потому что происходит в соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО». Если виновник отказывается выплачивать деньги, то на него страховщик подает в суд с требованием компенсации всех затрат.

Чтобы этого не случилось, рекомендуется при оформлении европротокола сразу отказаться от услуг аварийного комиссара. Также нужно запомнить, что в ситуации, когда вы являетесь виновником ДТП, необходимо оповестить об этом своего страховщика в 5-дневный срок. Оформлением ДТП должны заниматься люди в форме, если всё делает человек в гражданской одежде, то это должно вызвать подозрения.


При оформлении ДТП с помощью аварийного комиссара нужно внимательно следить за тем, что вы подписываете. Иногда недобросовестные аварийные комиссары подсовывают договор цессии на подпись. Если он будет подписан, то от аварийного комиссара и страховой компании вы получить ничего не сможете.

Какие риски оформления аварии с аварийным комиссаром?

Есть целый ряд таких рисков, которые своей весомостью напрочь убивают необходимость в их помощи.

Дело здесь в том, что Федеральный закон “Об ОСАГО” предусматривает обязанность участника-виновника известить свою страховую в течение 5 дней о наступлении страхового случая, если авария оформлялась с помощью европротокола.

Ссылка на основную публикацию