Ответственность за прием наркотиков

Статьями 228, 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, либо их частей, содержащих наркотические средства

Статья 228 УК РФ предусматривает ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку таких веществ. Санкцией части первой указанной статьи за совершение указанных действий предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Данная статья предусматривает более строгое наказание за совершение тех же деяний в крупном и особо крупном размере.

Так, те же деяния, совершенные в крупном размере наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

При совершении указанных деяний в особо крупном размере срок наказания — от десяти до пятнадцати лет лишения свободы, к которому в качестве дополнительных наказаний могут быть применены аналогичный штраф, а также ограничение свободы на срок до полутора лет.

Более суровые наказания установлены за незаконные производство, сбыт или пересылку тех же веществ (ст. 228.1 УК РФ) — от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

За совершение аналогичных деяний при наличии квалифицирующих признаков (в случае свершения в следственном изоляторе, исправительном учреждении, административном здании, сооружении административного назначения, образовательной организации, на объектах спорта, железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена, на территории воинской части, в общественном транспорте либо помещениях, используемых для развлечений или досуга; с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»)) –составляет от пяти до двенадцати лет лишения свободы с возможностью применения дополнительных наказаний.

Статья 228.1 предусматривает еще ряд квалифицирующих признаков, закрепленных в частях 3, 4 и 5, таких как: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; в значительном размере, организованной группой; лицом с использованием своего служебного положения; лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении несовершеннолетнего; в крупном, а также в особо крупном размере. В таких случаях наказание за содеянное предусмотрено в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с возможностью назначения дополнительных наказаний.

Среди причин совершения указанных преступлений можно отметить низкий уровень знаний и общественной нравственности, негативное влияние на неокрепшую психику молодежи информации из сети «Интернет», в которой потребление наркотических средств является неотъемлемой частью повседневной жизни. Это в свою очередь порождает наркозависимость и, как следствие, высокий спрос на наркотики со стороны молодежных и преступных групп населения, потерявших социальную ориентацию или перспективу, либо ставших жертвой целенаправленной пропаганды.

Распространение и потребление наркотических средств, их объемы и последствия создают существенную угрозу здоровью населения, подрывают экономический потенциал, негативно влияют на демографическую ситуацию и правопорядок в обществе.

READ
Что нужно писать при возврате товара?

Указанные факторы в числе прочих способствовали законодательному ужесточению ответственности за совершение таких преступлений.

Для эффективного решения указанной проблемы необходимо задействовать максимально широкий комплекс мер, в который должны входить не только меры уголовно-правового характера, как «карательный инструмент», изолирующий преступные элементы лишь после наступления общественно-опасных последствий, но и меры предупредительного характера, формирующие в обществе стойкую нетерпимость к наркотикам и провоцирующим наркопреступность факторам.

К таким мерам можно отнести не только общую профилактическую работу правоохранительных и иных государственных органов, но и индивидуальную, в том числе воспитательную работу в семьях, направленную на повышение уровня нравственности и культуры в обществе, а также формирование законопослушного поведения и негативного отношения к различным противоправным проявлениям.

Министерство социального развития и труда
Астраханской области

Ответственность несовершеннолетних за употребление психоактивных веществ

Социальная политика в отношении семьи

Употребление наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ (спайсы, соли, миксы и т.д.) без назначения врача преследуется по закону.

На территории Российской Федерации свободный оборот наркотических средств запрещен!

За незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление наркотических средств статьей 228 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена — уголовная ответственность, предусматривающая максимальное наказание до 15 лет лишения свободы.
Незаконное производство, сбыт, пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов влекут уголовную ответственность по статье 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, максимальное наказание по которой — пожизненное лишение свободы.

За употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных вещество Кодексом 06 административных правонарушениях Российской Федерации — предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток (Ч. 1 ст. 6.9 КоАПРФ).
Ответственность не ограничивается штрафами и арестом, лицо может также быть поставлено на учет в наркологический диспансер.
Кроме того, ответственность предусмотрена за:

  1. уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и реабилитации в связи с потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.9.1 КоАП РФ),
  2. пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров и новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.13 КоАП РФ),
  3. потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).

Для родителей предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 2 тысяч рублей за потребление несовершеннолетними наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (ст. 20.22 КоАП РФ).

Для сведения: лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

READ
Порядок подтверждения стажа работы для пенсии

Лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, либо новые потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлено на медицинское освидетельствование.
Законодательством Российской Федерации для лиц, больных наркоманией, устанавливаются ограничения на занятия отдельными видами профессиональной деятельности (занятие определенных должностей) и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (в том числе, получение водительского удостоверения, лицензии на оружие).

СООБЩИТЬ О ПРЕСТУПЛЕНИИ ИЛИ ДОБРОВОЛЬНО СДАТЬ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫ МОЖЕТЕ В ПОЛИЦИЮ.

ПОМНИТЕ, наркотики не помогают решить проблемы, наркомания — болезнь. Применение любых наркотических веществ оказывает влияние на психику. Употребление наркотиков — один из путей заражения ВИЧ-инфекцией. Наиболее частые причины смерти наркоманов — передозировка, СПИД, убийство, самоубийство, гепатит В и С. .

Внимание!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено секунду назад

Административная ответственность за употребление, незаконный оборот наркотических средств, их прекурсоров психотропных и сильнодействующих веществ

Административная ответственность за употребление, незаконный оборот наркотических средств, их прекурсоров, психотропных и сильнодействующих веществ закреплена в положениях ст.ст. 6.8, 6.9, 6.16.1, 20.20 ч.ч. 2-3, 20.22 КоАП РФ.

Основными правонарушениями, выявляемыми сотрудниками правоохранительных органов в ходе противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, являются правонарушения, предусмотренные ст.ст. 6.8, 6.9, 20.20 ч. 2, 20.22 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.8 КоАП РФ незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

READ
Кого не могут уволить по сокращению штатов

Согласно ч. 2 ст. 6.8 КоАП РФ, те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечанием к указанной статье установлено, что лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 20.20 ч. 2, 20.22 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Согласно ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, то же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечанием к указанной статье установлено, что лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ. Действие настоящего примечания распространяется на административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Согласно ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ, действия, указанные в ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

За нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ ст. 20.22 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

READ
Какие банки не сотрудничают с приставами - исполнителями

Новости

Об ответственности за употребление и распространение наркотических средств

На территории Российской Федерации свободный оборот наркотических средств запрещен.

За совершение действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, лица привлекаются к уголовной ответственности, для иностранных граждан – с последующим запретом въезда в Российскую Федерацию до погашения или снятия судимости.

За незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление наркотических средств лица привлекаются к уголовной ответственности по статье 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей наказание до 15 лет лишения свободы.

За незаконное производство, сбыт, пересылку наркотических средств лица привлекаются к уголовной ответственности по статье 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей наказание до пожизненного лишения свободы.

За перемещение наркотических средств через границу Российской Федерации лица дополнительно привлекаются к уголовной ответственности по статье 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей наказание до 20 лет лишения свободы.

За склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов статьей 230 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность и предусматривается наказание до 15 лет лишения свободы.

Начиная с февраля 2015 года Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (соли, миксы, спайсы), максимальное наказание, за которое – до 8 лет лишения свободы (ст. 234.1 УК РФ).

За вовлечение в совершение преступления несовершеннолетнего статьей 150 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность на срок до 5 лет лишения свободы.

При назначении наказания отягчающим обстоятельством является совершение преступления в состоянии наркотического опьянения.

Если Вы добровольно сдали в правоохранительные органы наркотические средства и активно помогали следствию, Вы можете быть освобождены от уголовной ответственности.

За употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 статьи 6.9 КоАП РФ).

За вовлечение несовершеннолетнего в употребление новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ ст.6.10 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность в виде штрафа в размере до трех тысяч рублей.

Кроме того, административная ответственность предусмотрена за:

– уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст.6.9.1 КоАП РФ),

– пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров и новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст.6.13 КоАП РФ),

– потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст.20.20 КоАП РФ),

Для родителей предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до двух тысяч рублей за потребление несовершеннолетними наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (ст.20.22 КоАП РФ).

За приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта, употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ иностранные граждане привлекаются к административной ответственности и выдворению за пределы Российской Федерации, что предусматривает последующий запрет въезда в Российскую Федерацию на 5 лет (ст.ст.6.8, 6.9 КоАП РФ).

READ
Прием Несовершеннолетних На Работу По Тк Рф 2022

Для сведения: Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим может быть освобождено от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

ПРОВЕДЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ: (правовое основание – ст.44 Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах № 3-ФЗ от 08.01.1998 г.)

Лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения, либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлено на медицинское освидетельствование.

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТКАЗА ОТ ПРОХОЖДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ:

В случае отказа от медицинского освидетельствования граждане, в отношении которых имелись основания полагать, что они потребляли наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с ч. 1 или ч. 3 ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции или сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно за воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Законодательством Российской Федерации для лиц, больных наркоманией, устанавливаются ограничения на занятия отдельными видами профессиональной деятельности (занятие определенных должностей) и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (в том числе, получение водительского удостоверения, лицензии на оружие).

СООБЩИТЬ О ПРЕСТУПЛЕНИИ ИЛИ ДОБРОВОЛЬНО СДАТЬ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫ МОЖЕТЕ В УПРАВЛЕНИЕ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ УМВД РОССИИ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ или В ПОЛИЦИЮ, а также ПРОИНФОРМИРОВАТЬ АДМИНИСТРАЦИЮ КИРОВСКОГО РАЙОНА (тел.39-45-76) или АНТИНАРКОТИЧЕСКУЮ КОМИССИЮ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ МО «ГОРОД АСТРАХАНЬ» (тел.51-04-28).

ОТКАЗЫВАЯСЬ ОТ НАРКОТИКОВ, ЧЕЛОВЕК ВЫБИРАЕТ ЖИЗНЬ и СВОБОДУ!

В последнее время в Астрахани активизировались правонарушители, наносящие на здания, заборы и иные сооружения надписи рекламного характера, пропагандирующие употребление и реализацию различного рода наркотических средств и психотропных веществ, наносящих непоправимый вред здоровью. Администрация Кировского района обращается к собственникам, обслуживающим компаниям, жителям и гостям города Астрахани: «не проходите мимо различного рода изображений электронных адресов сайтов и телефонов сбытчиков различного рода наркотических веществ, новых опасных психоактивных веществ (спайсы, миксы, соли), принимайте меры к их уничтожению (закрасить, стереть, или сообщить в полицию, администрацию, антинаркотическую комиссию).

ПОМНИТЕ, наркотики не помогают решить проблемы, наркомания – болезнь, разрушающая душу и тело! Употребление наркотиков – один из путей заражения ВИЧ-инфекцией. Наиболее частые причины смерти наркоманов – передозировка, СПИД, убийство, самоубийство, гепатит В и С. Наркотики в большинстве нацелены в отношении подрастающего поколения. Прошел мимо рекламы наркотиков или фактов их употребления, значит, ты согласился с распространением этих веществ среди своих детей и внуков. Оказание консультативной, лечебной и реабилитационной помощи осуществляется только сертифицированными органами.

READ
Потребительская корзина в России

Обратите внимание, что на столбах, деревьях, зданиях и иных сооружениях размещается незаконная реклама деструктивных организаций по оказанию помощи алкозависимым и наркозависимым, лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и т.д. Необходимо заметить, что квалифицированная помощь, осуществляется только сертифицированными органами, которые обязаны соблюдать установленные стандарты. Обращение за помощью в органы не имеющие сертификатов на занятие такого рода деятельностью (например: рекламируемая на столбах и деревьях «благотворительная общественная организация МБОО (Возрождение)»), даже бесплатной, чревато тем, что здоровье и без того подорванное может быть совершенно утеряно, и предъявить претензии о некачественной услуге в таком случае не кому. Необходимо знать, что уважающая себя организация не будет распространять на чем угодно свою рекламу, а лица, предоставляющие такие услуги не официально, без регистрации, не имеющие положительного опыта работы, зачастую связаны с криминальными структурами. Просим Вас принять меры по ликвидации такой рекламы или сообщать о таких фактах в свою управляющую организацию или администрацию Кировского района по телефону 8(8512)39-45-76.

Вместе с этим сообщаем, что размещение рекламы на зданиях, столбах, деревьях и иных сооружениях допускается с разрешения собственника в оборудованных для этого местах. При этом реклама не должна противоречить установленному законодательству. Размещение надписей или листовок рекламирующих данную деятельность влечет административную ответственность от 2000 до 5000 рублей на граждан и от 10000 до 40000 рублей на должностных лиц по ст. 13 ч.2 и ч.3 Закона АО «Об административных правонарушениях» №41/2016-ОЗ от 22.06.2016. Нарушение собственниками, владельцами, арендаторами зданий (включая жилые дома), сооружений требований по их содержанию влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – пяти тысяч рублей, в соответствии с ч.5 ст.13 настоящего закона.

Наказание за употребление наркотиков

Следует отметить, что на территории РФ запрещается свободный сбыт наркотиков. По общему правилу, употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача запрещается по российскому законодательству. Миксы, соли, спайсы и другие аналогичные психоактивные вещества, представляющие угрозу для здоровья и жизни человека также запрещены законодательством.

Какое наказание следует?

Уголовное наказание

Уголовный кодекс РФ не содержит статью, которая предусматривает ответственность за употребление наркотиков. Ранее законодательным собранием Кировской области была внесена законодательная инициатива в Государственную думу о введение уголовно-правовой ответственности за употребление наркотиков. Законодатели представили законопроект, который содержал в себе следующие меры государственного принуждения:

  1. Штрафы суммой до 20 тысяч рублей;
  2. Обязательные работы сроком до 280 часов;
  3. Исправительные работы сроком до 12 месяцев.

Консультация юриста по наркотикам бесплатно

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Консультации в мобильном приложении

Казалось бы, введение в уголовное законодательство ответственности за употребление наркотиков снизило бы число наркозависимых людей, эффективно влияло бы на прохождение курсов реабилитации. Однако данный законопроект не был одобрен Правительством и Верховным судом, которые дали отрицательные заключения. В пояснениях к заключению указывалось, что согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, употребление наркотических средств не является преступлением, а считается заболеванием.

READ
Административное правонарушение - состав и виды

В каких случаях применяется уголовная ответственность?

Как было указано выше за употребление наркотиков никого не могут привлечь к уголовной ответственности и его не посадят в тюрьму. Однако Уголовный кодекс содержит ряд статей, предусматривающих ответственность за действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств.

Интересным моментом является то, что если наркопреступления совершаются иностранными гражданами, то кроме уголовной санкции им в обязательном порядке применяется другая государственная мера принуждения. Так, иностранным лицам, осужденным за противозаконный сбыт наркотиков, устанавливается запрет на въезд на территорию Российской Федерации до тех пор, пока судимость не погасится или её не снимут на основании решения суда.

Статья 228 УК РФ предусматривает ответственность за следующие виды незаконных действий с наркотическими средствами:

  1. Приобретение;
  2. Перевозка;
  3. Хранение;
  4. Изготовление.

Если лицо совершит одно из вышеуказанных противозаконных деяний, то ему грозит наказание в виде лишения свободы сроком на 15 лет.

Уголовную ответственность за противозаконную пересылку, сбыт и производство наркотиков предусматривает статья 228.1. Суд при обнаружении в действиях виновного лица состава указанной статьи может применить максимальную санкцию для злоумышленника – пожизненное лишение свободы.

На 20 лет сажают за перемещение запрещенных препаратов через государственную границу РФ.

Лица, которые склоняют других к употреблению наркотиков, психотропных веществ подлежат наказанию по статье 230 УК РФ. Мера уголовно-правового принуждения, которая будет применяться в данном случае, – лишение свободы на 15 лет.

В связи с изменениями и дополнениями в уголовном законодательстве от февраля 2015 года, отечественный законодатель внес в УК понятие противоправного оборота потенциально опасных психоактивных веществ. К таковым могут быть отнесены такие химические соединения, несущие реальную угрозу для здоровья и жизни человека, как спайсы, миксы, соли и другие. В соответствие со статьей 234.1 виновное лицо в данном случае может быть приговорен к лишению свободы максимум на 8 лет.

Особую категорию преступления составляет вовлечение несовершеннолетних лиц в совершение преступления. Итак, согласно статье 150 УК злоумышленнику назначается лишение свободы сроком до 5 лет.

Уголовное наказание по всем вышеприведенным составам преступлениям будет строже, если лицо на момент совершения противозаконных деяний находилось в состоянии наркотического опьянения.

Однако виновные лица смогут избежать уголовно-правового наказания, если будут активно помогать органам следствия при раскрытии преступления и сдадут в добровольном порядке все имеющиеся наркотические средства.

Административная ответственность

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает меры государственного принуждения за употребление запрещенных веществ. При этом, это могут быть как наркотические средства, так и психоактивные химические соединения. Обязательным условием квалификации действий лица как правонарушение является отсутствие медицинского назначения врача. Если лицо в целях прохождения курса лечения или реабилитации по назначению доктора употребляет лекарственные препараты, которые содержат в себе наркотики, то в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Соответственно к нему нельзя будет применить никакие наказание.

Так, употребление запрещенных средств карается частью 1 статьи 6.9 КоАП. Она предусматривает следующие виды санкций:

  1. Штраф в сумме до 5 тысяч рублей;
  2. Административный арест сроком до 15 суток.
READ
Объем субсидий на выплаты многодетным увеличили

Если лицо побуждает несовершеннолетнего употребить одурманивающих веществ или опасных психоактивных химических соединений, то согласно КоАП суд применит правонарушителю штраф в сумме до 3 тысяч рублей.

Когда допускается освобождение от административной ответственности?

Если лицо, которое употребляет наркотики без рецепта врача, по своему усмотрению обратится в соответствующее медицинское учреждение с целью излечения наркозависимости, то оно освобождается от административной ответственности.

«Легкая добыча» для правоохранителей: в чем ее опасность

Голиченко Михаил

20 апреля Европейский Суд по правам человека вынес постановление по делу «Кузьмина и другие против России» по жалобе нескольких россиян на несправедливое судопроизводство по их уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков.

Поводом послужили обращения девяти россиян, осужденных за сбыт наркотиков, которые пожаловались на провокации правоохранителей при проведении проверочных закупок

Наиболее важное в данном постановлении, на мой взгляд, – объемная и очень конкретная часть, содержащая напоминание российским властям о необходимости принимать меры общего характера, которые должны предотвращать нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод по делам о проверочных закупках и оперативных экспериментах.

В данном деле ЕСПЧ подчеркнул необходимость пересмотра правовых норм, регулирующих проверочные закупки и оперативные эксперименты. По мнению Суда, это должно обеспечить со стороны судебных органов достаточные гарантии от произвола при проведении ОРМ по данной категории дел.

Примечательно, что Европейский Суд далеко не всегда проявляет подобную инициативу, чаще ограничиваясь констатацией нарушения Конвенции и установлением компенсации потерпевшему. Причина для напоминания ЕСПЧ российским властям о необходимости реформировать законодательство об ОРД заключается в том, что постановление по делу «Кузьмина и другие против России» является продолжением проблемы, на которую ЕСПЧ обратил внимание в 2005 г. В делах «Веселов и другие против России» в 2012 г. и «Лагутин и другие против России» в 2014 г. Европейский Суд уже подчеркивал системный характер проблемы, однако принятые Верховным Судом РФ и МВД меры, направленные на усиление контроля над проведением ОРМ, очевидно, не привели к ее решению.

Проверочные закупки и оперативные эксперименты в РФ являются основным источником доказательств по делам о сбыте наркотиков (ст. 228.1 УК РФ). При этом речь идет о самом низовом уровне сбыта, а не о борьбе с крупными поставками или так называемым коммерческим сбытом (distribution v trafficking). То есть, по сути, злоупотребления при проведении проверочных закупок и оперативных экспериментов позволяют правоохранительным органам вместо реальной правоохранительной работы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков заниматься профанацией.

В деле «Кузьмина и другие против России» адвокаты – представители заявителей в Страсбургском суде – проделали блестящую работу и сумели выделить основные проблемы по уголовным делам, в которых применяются проверочные закупки или оперативные эксперименты.

Во-первых, в таких делах, как правило, первичные данные о том, что подозреваемый якобы занимается сбытом, поступают из засекреченного источника, проверить который сторона защиты в суде не может.

Во-вторых, в большинстве дел в качестве закупщика выступают потребители наркотиков, с которыми у подозреваемых есть опыт совместного употребления или признаки приобретения (изготовления) наркотического средства для совместного употребления. В таких делах, как правило, наблюдаются также признаки склонения подозреваемого к сбыту. Склоняет зачастую агент полиции (как правило, он знаком с подозреваемым в сбыте, как и подозреваемый потребитель наркотиков). Склонение осуществляется в форме уговоров, дружеских просьб, стремления вызвать жалость на фоне синдрома отмены. Агент полиции, как правило, находится в зависимости от полиции по причине возбужденного против него (нее) уголовного дела либо угрозы его возбуждения.

READ
Как заполнить транспортную накладную

В-третьих, перед проверочной закупкой или оперативным экспериментом правоохранительные органы зачастую не проверяют информацию на предмет того, действительно ли подозреваемый вовлечен в незаконный сбыт. В самых первых делах о проверочных закупках (например, в деле «Тейшера де Кастро против Португалии» в 1998 г.) ЕСПЧ указал, что перед проведением такого мероприятия правоохранительные органы обязаны проверять оперативную информацию о том, действительно ли подозреваемый вовлечен в сбыт наркотиков.

В-четвертых, утверждение постановления о проведении проверочной закупки или оперативного эксперимента производится руководителем органа дознания, а не независимым органом. При таком подходе злоупотребление полномочиями становится частью правоохранительной системы.

В-пятых, процедура рассмотрения судом утверждений о полицейской провокации не является состязательной. Правоохранительные органы не подотчетны судебным. Предусмотренная законом процедура о признании доказательств неприемлемыми без состязательности не работает.

Как указал ЕСПЧ, Постановление по делу «Кузьмина и другие против России» необходимо исполнять путем реформирования нормативных правовых актов об ОРД. К этому, полагаю, возможны несколько взаимосвязанных подходов. С одной стороны, установление процедуры независимого утверждения проверочных закупок и оперативного эксперимента (например, прокурором или судьей). С другой – возможно установление дополнительной состязательной процедуры для решения вопроса о допустимости доказательств – в частности, полученных в результате ОРМ, – в отношении которых сторона защиты заявляет о полицейской провокации. Такая процедура может быть сходна с voir dire в странах системы общего права.

Вместе с тем для фундаментального решения проблемы злоупотребления правоохранительными органами властью по таким делам, а также повышения эффективности противодействия незаконному обороту наркотиков необходима, на мой взгляд, реформа законодательства о контроле за незаконным оборотом наркотических средств в целях разделения деяний, связанных с употреблением и коммерческим сбытом запрещенных веществ.

В настоящее время УК, КоАП и Закон о наркотических средствах и психотропных веществах, а также практика их применения в России сфокусированы на лицах, употребляющих запрещенные вещества, а не на тех, кто вовлечен в их коммерческий сбыт для систематического обогащения. Дело «Кузьмина и другие против России» – яркий пример того, как правоохранительные органы занимаются применением такого серьезного инструмента, как Закон об ОРД, в отношении самого низшего звена наркорынка – потребителей наркотических средств, которых они выдают за сбытчиков. Эта «легкая добыча» превращает правоохранительную деятельность в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков в затратную, но малоэффективную, не приводящую к снижению потребления наркотиков и (или) воспрепятствованию их доступности. Это, в свою очередь, способствует росту числа осужденных, системным и массовым нарушениям прав человека, росту числа ВИЧ-инфицированных и больных туберкулезом с широкой лекарственной устойчивостью и вирусными гепатитами.

Правовые реформы должны позволить сфокусировать действия правоохранителей на коммерческом сбыте. А все, что связано с употреблением, включая хранение и так называемый «социальный сбыт» (обмен небольшими количествами в контексте употребления), необходимо, на мой взгляд, переориентировать в область социально-медицинской поддержки, включая ресоциализацию и реабилитацию. Полиция могла бы перенаправлять наркопотребителей в сферу социально-медицинской поддержки без применения мер наказания.

READ
Как подать жалобу в суд по правам человека

Конвенции ООН не требуют от России безусловной криминализации хранения наркотических средств без цели сбыта. Решение этого вопроса зависит от конституционных положений и принципов правовой системы РФ, что определяется, в свою очередь, в том числе исходя из положений международных договоров России о правах человека. Международные комитеты ООН, которые проверяют соблюдение исполнения договоров о правах человека, неоднократно рекомендовали России декриминализировать хранение наркотиков без цели сбыта. С 2018 г. единая позиция все агентств и программ ООН заключается в продвижении альтернатив уголовной ответственности и уголовного преследования, включая декриминализацию хранения наркотиков для личного потребления (CEB/2018/2).

В рамках реформы законодательства о наркотиках целесообразными представляются следующие меры:

  • отмена наказания за хранение наркотиков без цели сбыта и за употребление наркотиков, включая ст. 228 УК и ст. 6.8, 6.9 и 6.9.1 КоАП. Для работы с такой серьезной общественной проблемой, как употребление наркотиков и связанные с ним деяния (включая хранение и социальный сбыт), наказание, на мой взгляд, – слишком грубая мера воздействия на поведение людей. Научные данные доказывают, что гораздо эффективнее меры социально-экономического и медицинского воздействия – то есть поддержка, а не наказание;
  • гарантированное ограничение применения ст. 228.1 (сбыт) УК путем ее дополнения примечанием следующего содержания: «действие настоящей статьи не распространяется на деяния, касающиеся наркотических средств или психотропных веществ в количествах, равных десятидневным дозам или меньших, если наличие умысла на сбыт в целях систематического обогащения не будет доказано за пределами разумных сомнений. Размеры дневной дозы устанавливаются исходя из личности человека, который декларирует цель употребления в конкретном деле».

Установление дневной дозы исходя из личности наркозависимого требует определения чистоты вещества (химическая экспертиза) и толерантности к его действию (медицинская экспертиза). При этом установление количества наркотических средств и психотропных веществ для привлечения к уголовной или административной ответственности теряет смысл, так как это необходимо в первую очередь для целей ответственности за хранение. При отсутствии обвинения в хранении пороговые величины отпадают за ненадобностью. Кроме того, 10 дневных доз, полагаю, должны устанавливаться исходя из обстоятельств дела, а не правительственным постановлением. Для стороны обвинения доказывать сбыт как грамма, так и килограмма наркотического вещества будет одинаково сложно, что повысит гарантии защиты прав человека. Доказывать сбыт непросто, особенно в рамках презумпции того, что 10 дневных доз и меньше предполагают цель хранения, а не сбыта.

Данные меры, на мой взгляд, помогут направить усилия правоохранительной системы на противодействие коммерческому сбыту наркотиков для систематического обогащения, будут способствовать созданию гарантий защиты от произвольного применения статьи о сбыте и массовых нарушений прав человека, включая полицейские провокации (а значит, обеспечить исполнение постановления ЕСПЧ по делу «Кузьмина и другие против России»), позволят сэкономить бюджетные средства при создании условий для эффективной работы по профилактике наркомании, а также заболеваний ВИЧ-инфекцией и иных социально значимых заболеваний, а также снизить уровень коррупции среди полиции и криминализации населения.

Ссылка на основную публикацию