Правила и порядок оформления отказа от опеки в России

Освобождение опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей

Орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления, ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем обязанностей, при помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое, при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.).

Опекуны и попечители освобождаются от исполнения своих обязанностей в соответствии с постановлением органа местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт‑Петербурга (орган местного самоуправления) по месту их регистрации в течение 15 дней со дня подачи заявления.


Полное наименование:

Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге, государственной услуги по освобождению опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей

Принцип предоставления

Территориальный принцип – предоставление услуги осуществляется только в МФЦ по адресу регистрации получателя услуги

Результат предоставления

  1. Издание постановления органа местного самоуправления об освобождении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей.
  2. Информирование заявителя о принятом органом местного самоуправления решении об освобождении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей.

Срок предоставления

  1. Решение об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей принимается в течение пятнадцати дней со дня подачи опекуном заявления об освобождении от исполнения им своих обязанностей.
  2. В случае направления органом местного самоуправления межведомственных запросов и получения ответов на них срок предоставления государственной услуги может быть увеличен в соответствии с действующим законодательством.

Стоимость

Заявители

Граждане, являющиеся опекунами и попечителями.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ).
  2. Подает заявление по форме и необходимые документы.
  3. По истечении 15 дней с момента обращения получает постановление об освобождении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей по форме.

Основание для приостановления и (или) отказа в предоставлении государственной услуги — отсутствие сведений, подтверждающих право предоставления государственной услуги, в документах.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Специалист МФЦ, осуществляющий прием документов:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Проводит проверку полномочий лица, подающего документы.
  3. Проводит проверку соответствия документов требованиям и правильность заполнения заявления.
  4. Осуществляет сканирование представленных документов, формирует электронное дело, все документы которого связываются единым уникальным идентификационным кодом, позволяющим установить принадлежность документов конкретному заявителю и виду обращения за государственной услугой.
  5. Заверяет электронное дело своей электронной цифровой подписью.
  6. Направляет копии документов и реестр документов в орган местного самоуправления:
    • в электронном виде (в составе пакетов электронных дел) в течение одного рабочего дня со дня обращения заявителя;
    • на бумажных носителях (в случае необходимости обязательного предоставления оригиналов документов) — в течение трех рабочих дней со дня обращения.
  7. При обнаружении несоответствия документов требованиям возвращает их заявителю для устранения выявленных недостатков.

Специалист органа местного самоуправления, ответственный за прием заявления и документов:

  1. Получает копии документов и реестр документов из МФЦ:
    • в электронном виде (в составе пакетов электронных дел получателей государственной услуги);
    • на бумажных носителях (в случае необходимости обязательного представления оригиналов документов).
  2. Проводит сверку реестра документов с представленными документами, определяет необходимость осуществления межведомственных запросов в исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга, органы государственной власти (организации) субъектов Российской Федерации, других государств, о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  3. Проверяет наличие документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню документов, определяет необходимость осуществления межведомственных запросов, о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  4. В случае необходимости направления межведомственных запросов передает копию заявления с отметкой о необходимости подготовки межведомственных запросов специалисту органа местного самоуправления, ответственному за подготовку и направление межведомственных запросов, а также получение ответов на них.
  5. Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации.
  6. Передает комплект документов заявителя для принятия специалисту органа местного самоуправления, ответственному за подготовку постановления органа местного самоуправления об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей.

II. Издание постановления органа местного самоуправления об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей

Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за издание постановления органа местного самоуправления об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей:

  1. Проводит проверку сведений, содержащихся в комплекте документов.
  2. По результатам рассмотрения готовит проект постановления по форме об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей, в случае отсутствия правовых оснований для издания постановления готовит разъяснения (письмо), в котором указываются причины, по которым постановление не может быть издано и порядок обжалования (разъяснение).
  3. Передает проект постановления (соответствующего разъяснения), согласованный с руководителем структурного подразделения органа местного самоуправления (при наличии в органе местного самоуправления соответствующего структурного подразделения), главе органа местного самоуправления на утверждение.
READ
Аттестация рабочих мест

Глава органа местного самоуправления:

  1. Изучает разъяснение.
  2. В случае одобрения — подписывает разъяснения.
  3. В случае несогласия — излагает замечания и возвращает указанные разъяснения на доработку и исправление специалисту органа местного самоуправления .
  4. Изучает проект постановления.
  5. В случае одобрения — подписывает постановление.
  6. В случае несогласия — излагает замечания и возвращает указанный проект постановления на доработку и исправление специалисту органа местного самоуправления.

Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за подготовку постановления:

  1. Направляет соответствующее постановление в МФЦ для последующей передачи заявителю.
  2. Фиксирует отправку постановления в соответствующем журнале.
  3. Направляет соответствующее разъяснение в МФЦ для последующей передачи заявителю.
  4. Фиксирует отправку разъяснения в соответствующем журнале.

Специалист МФЦ:

  • Информирует заявителя о принятом решении.

Документы

Документы, представляемые заявителем

Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление об освобождении опекуна и попечителя от исполнения ими своих обязанностей по форме.
  2. Документ, удостоверяющий личность заявителя*.

* В качестве документа, удостоверяющего личность, предъявляются:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • паспорт гражданина СССР, вкладыш в паспорт гражданина СССР, подтверждающий наличие гражданства Российской Федерации;
  • иные документы, удостоверяющие личность гражданина, предусмотренные указами Президента Российской Федерации от 21.12.1996 №1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», от 14.11.2002 №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» и от 13.04.2011 №444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации».

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  • непредставление необходимых документов;
  • отсутствие в заявлении обязательной к указанию информации;
  • представление заявителем документов, содержащих исправления, серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание, отсутствие обратного адреса, отсутствие подписи, печати и др.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Мобильные МФЦ

Организации, принимающие решение по предоставлению

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) органами местного самоуправления, должностными лицами, муниципальными служащими органов местного самоуправления, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ органа местного самоуправления, муниципального служащего органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган местного самоуправления. Жалобы на решения, принятые должностным лицом органа местного самоуправления, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.

Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа местного самоуправления, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления либо муниципального служащего органа местного самоуправления;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления, либо муниципального служащего органа местного самоуправления. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы заявителя.
READ
Как вернуть деньги за ремонт класса

Жалоба, поступившая в органы местного самоуправления, подлежит рассмотрению в следующие сроки:

  • в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы;
  • в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в случае обжалования отказа органа местного самоуправления, должностного лица органа местного самоуправления в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений;
  • в иные сроки в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения жалобы орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом местного самоуправления опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

При рассмотрении жалобы органом местного самоуправления гражданин имеет право:

  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • обжаловать принятое решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы). Органы местного самоуправления, его должностные лица, муниципальные служащие органа местного самоуправления обязаны предоставить заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения (жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия органа местного самоуправления, предоставляющего государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес Комитета по социальной политике Санкт‑Петербурга:

190000, г. Санкт‑Петербург, пер. Антоненко, д. 6;

телефон (812) 576‑24‑61, факс (812) 576‑24‑60;

Вице‑губернатор Санкт‑Петербурга, курирующий соответствующую отрасль:

191060, г. Санкт‑Петербург, Смольный;

телефон (812) 576‑44‑80, факс (812) 576‑7955.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:

Как отказаться от опекунства над несовершеннолетним

Забота и воспитание чужого ребёнка или больного взрослого определяется законом как добровольное решение опекуна (статья 35 ГК РФ). Следовательно, законодательство РФ разрешает отказаться от опеки в ряде случаев. Об условиях отказа расскажем далее.

Можно ли отказаться от опеки и попечительства?

Гражданский кодекс РФ в статьях 39-40 и ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» в 6-й главе содержит основания отказа от опеки. К ним относятся:

  • Обстоятельства, при которых опека прекращается (смерть подопечного, его совершеннолетие или восстановление дееспособности).
  • Отстранение опекуна из-за невыполнения им своих обязанностей и угрозы подопечному с его стороны.
  • Просьба опекуна освободить его от выполнения обязанностей.

Согласно 29 статье ФЗ «Об опеке» и 39 статье ГК РФ обратиться с просьбой освободить от обязанностей опекун вправе в любое время. Но обращение нужно обосновать. Исчерпывающего перечня причин в законодательстве нет, но наиболее распространены следующие:

  • Смена места жительства опекуна при отказе подопечного переехать вместе с ним.
  • Болезнь опекуна. При этом неважно, какое именно заболевание (необязательно, чтобы оно было включено в перечень тех, которые препятствуют назначению опеки), главное, что оно не позволяет опекуну полноценно выполнять свои обязанности в отношении подопечного.
  • Заболевание подопечного, о котором опекун не знал, когда принимал на себя обязанности опеки.
  • Изменение семейных обстоятельств опекуна. Женитьба, смерть супруга и иные события, меняющие образ жизни и возможности опекуна, также могут быть признаны основанием для отказа от опекунства над несовершеннолетним.
  • Материальные проблемы, приведшие к сложностям в выполнении обязанностей опекуна.
  • Строгая отчётность. Дело в том, что опекун обязан сохранять и предъявлять органам опеки для проверки все платёжные документы, подтверждающие расходы на подопечного. За нарушение порядка отчётности предусмотрены штрафы. Это нередко отпугивает опекунов, особенно в условиях, когда у них нет корыстного мотива в уходе за подопечным.
READ
Все выплаты на первого ребенка

Стоит учесть, что самовольное прекращение исполнения опекунских обязанностей запрещено. Органы опеки на основании 24 и 26 статей ФЗ «Об опеке» обязаны провести проверку фактов уклонения опекуна и привлечь его к ответственности, если данные факты подтвердятся.

Но данный вид ответственности не стоит путать с мерами, принимаемыми в случае причинения вреда подопечному или совершения опекуном преступления.

Как отказаться от опеки?

Отказ от опеки над несовершеннолетним происходит с помощью подачи заявления в Органы опеки и попечительства по месту жительства.

Алгоритм действий включает:

  • Обращение в ООП.
  • Составление заявления.
  • Передачу документов и ценного имущества ребёнка представителям органов опеки.
  • Получение постановления об освобождении от опекунства.
  • Подачу отчётных документов за последний год.

После этого опекун вправе прекратить содержание подопечного.

Обращение в ООП

Обращаться в орган опеки необходимо, потому что именно он проверял опекуна перед назначением в этом качестве и контролировал выполнение им своих обязанностей во время заботы о подопечном.

ООП преследует цель сохранить опекунскую семью, поэтому он вправе предложить кризисное сопровождение социальной, юридической и психологической поддержки опекуна и подопечного. Но опекун и подопечный могут отказаться от данной меры.

Подача заявления

Заявление об отказе от опекунства над несовершеннолетним должно включать:

  • Должность и ФИО руководителя местного органа власти (самоуправления).
  • ФИО, данные о месте проживания опекуна и подопечного.
  • Заголовок («Заявление об освобождении от опекунства над несовершеннолетним подопечным»).
  • Сведения о назначении опеки.
  • ФИО и дату рождения ребёнка, описание причин, по которым он остался без опеки.
  • Даты назначения опеки.
  • Причины отказа от неё.
  • Ссылки на 29 статью ФЗ «Об опеке» и 39 статью ГК РФ.
  • Просительную часть.
  • Дату и подпись.

Строгой формы такого заявления не существует. Важно, чтобы в тексте были полно указаны все необходимые данные опекуна, подопечного и обстоятельств отказа от опеки. Образец можно скачать ниже:

Возврат документов и имущества несовершеннолетнего

Прежде рассмотрения заявления и принятия по нему решения, органы власти должны получить имущество подопечного и его документы, которые были выданы опекуну в момент его назначения. К ним относятся:

  • Свидетельство о рождении и паспорт.
  • Страховой полис и медсправки о состоянии его здоровья.
  • Документы, которые подтверждают статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
  • Удостоверение опекуна.
  • Опись материальных ценностей, принадлежащих ребёнку.

Получив эти документы и вещи, органы местной власти рассмотрят заявление об отмене опеки.

Получение постановления

На рассмотрение заявления и вынесение постановления (или отказе в нём) отводится 3-14 дней.

В течение принятия решения ребёнок может:

  • Продолжать жить с опекуном.
  • Вернуться к родителям.
  • Быть передан под опеку (предварительную) другого человека.
  • Отправиться в детский дом.

Как только решение принято, обязанности опекуна и подопечного по отношению друг к другу прекращаются.

Подача отчёта

После получения постановления об отмене опеки над несовершеннолетним опекун должен в течение 3 дней подать отчёт о расходовании средств, выделяемых на ребёнка (пособия, алименты и т.п.). Также в отчёте должна содержаться информация об использовании и распоряжении имуществом подопечного в течение последнего года (на основании 25 статьи ФЗ «Об опеке»).

Отчёт необходимо подтвердить платёжными документами (чеки, банковские выписки, налоговые декларации и т.д.).

Отчёт проверят в течение 7 дней. В случае нарушений, опекуна привлекут к материальной или административной ответственности.

Правовые последствия

Помимо требования к изложению причин отказа от исполнения обязанностей опекуна, законодательство содержит право отозвать заявление в процессе его рассмотрения. В таком случае подопечный остаётся в семье. Но вернуть подопечного после принятия постановления об отмене опеки будет невозможно. Данные попытки будут восприняты как свидетельство безответственного поведения опекуна, а органы опеки обязаны пресекать подобное отношение к подопечному.

После прекращения обязанностей опекуна, забота о подопечном становится обязанностью органов опеки. Они передадут ребёнка или недееспособного взрослого в специальные детские или медицинские учреждения. Ответственным за уход за подопечным и распоряжение его имуществом ложится на руководителя этого учреждения.

Если опекун добросовестно исполнял свои обязанности, что подтвердила проверка его отчёта, то добровольный отказ от продолжения опекунства не несёт для него никаких юридических последствий. Он не должен возвращать средства, полученные на подопечного от государства, а также не лишается права оформить опеку в будущем над другим подопечным.

Отказ от опекунства недееспособного

как отказаться от опекунства

Опека – одновременно право и бремя. Мало обеспечить защиту прав и интересов своего подопечного, приходится еще и регулярно отчитываться перед контролирующими органами об исполнении опекунских обязанностей.

Все имущественные операции, которые опекун совершил в отношении собственности опекаемого под постоянным надзором органа опеки.

READ
Претензия к страховой компании по осаго - бланк 2022

Решение об опекунстве гражданин принимает добровольно. Ровно так же он может и отказаться от него. Процедура оформления довольно проста. Если знать все тонкости правовых последствий данных деяний.

Мы будем подробнее говорить о том, как отказаться от опекунства над ребенком.

Законодательное регулирование вопроса

Опека – устройство детей, что оставшихся без родительского попечительства.

Закон не диктует жестко причины прекращения опеки и попечительства над детьми. Так что мотивы могут быть сугубо личные. Да и обосновывать свое намерение, опекун не обязан.

Важно! Лучше вписать в заявление причины и основания отказа.

Среди часто называемых причин разногласия непреодолимой силы, возникшие между опекуном и опекаемым, возможно между членами их семей. Интересы опекуна и опекаемого противоречат друг другу. Исполнение возложенных на него обязанностей стало невозможным из-за болезни или переезда в другую местность, против которого выступает подшефный. В конце концов, гражданин не желает по собственным мотивам исполнять обязанности.

Заявить о желании сменить опекуна может и сам опекаемый. И тоже, имея на то собственные причины:

  • взаимная неприязнь и, как следствие, противоречия и конфликты;
  • нежелание проживать совместно;
  • нарушение прав опекаемого и другие.

Законодательное регулирование

Особенности прекращения обязательств

Попечитель, который намерен отстраниться от обязательств перед опекаемым лицом, подает заявление в орган опеки, в котором оформлялось попечительство. Его ходатайство будет рассмотрено. А результатом станет новый документ — акт об освобождении гражданина от опекунских функций.

Над несовершеннолетними

Взять попечительство над малолетним ребенком – значит, столкнуться с массой специфических особенностей. Причина тому — особый характер господдержки детей без попечения родителей.

Со специфическими правовыми последствиями связан и отказ от опекунства над несовершеннолетним.

В таком случае орган опеки не только составляет акт, но и принимает решение о последующем устройстве ребенка: направить в другую семью или детдом.

Теперь опекун не вправе рассчитывать на:

  1. пособие, назначенное на содержание подопечного,
  2. компенсационные выплаты за инвалидность ребенка,
  3. вознаграждение за выполнение опекунских функций.

Важно! Опека предусматривает устройство не только детей, но и взрослы: пожилых стариков, больных, которые не могут сами справляться с каждодневными обязанностями, граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Над недееспособными гражданами

Отказ от опекунства над недееспособным человеком, признанным недееспособным, оформляется в общем порядке.

А лицо, освобожденное от опекунских обязанностей, уже не является более законным представителем своего подшефного и не вправе от его лица заключать сделки.

Заключенные раньше сделки будут исполнены теперь новый опекун, да и новые договоры будет заключать он, а в отсутствие такового – орган опеки.

Над пожилым

А если престарелому подопечному уже есть 80, и его опекун исправно получал каждый месяц 1200 рублей, с отказом от опекунства и подписанием соответствующего акта, выплаты ему прекращаются.

Особенности прекращения

Принудительное лишение опекунства

Отказать опекуну в исполнении им опекунских обязанностей и расторгнуть договор с ним может сам орган опеки. Основанием подобных решений служат обычно результаты проверки, запланированной и внеплановой проведенной спец комиссией.

Когда в опеку поступает жалоба от лица, имеющего неопровержимые доказательства неправомерных действий попечителя, проводится внеплановая проверка

Порядок оформления отказа

Придется выполнить ряд действий если опекун отказывается от взятых на себя обязательств:

    ;
  • Собрать пакет документов;
  • Подготовить отчет опекуна и подать его вместе с документацией;
  • Ожидать рассмотрения ходатайства;
  • Подписать соответствующий акт.

Теперь о самых важных моментах поговорим подробнее.

Необходимые документы

Личная просьба. Она должна содержать сведения об опекуне, ссылку на документ, коим опекунство устанавливалось, собственно просьба, при желании обоснование. И обязательно необходимо сослаться на ст. 29 ФЗ № 48 от 24.08.2008 г. документ должен быть подписан.

Вместе с этим заявлением предоставляют:

  1. паспорт заявителя,
  2. документ об установлении опекунства,
  3. отчет опекуна,
  4. другие бумаги по требованию сотрудника опеки.

Придется подготовить не только оригиналы, но и копии. Более того, недопустимо обращение по доверенности, только личное присутствие в органах опеки.

Если с подобным ходатайством выступает опекаемый, достаточно одного заявления.

Сроки и результат рассмотрения

Заявление опекуна рассматривается не дольше 3-х дней. Обращение же его подопечного будет ожидать решения подольше. Все потому, что по этому заявлению орган опеки, прежде всего, обязан провести внеплановую проверку, за 10 дней оформить ее результат в виде акта, и только после этого подписывается другой акт, освобождающий опекуна от его обязанностей.

Судебный порядок

Законодательство ничего не говорит об освобождения от опекунства через суд. Это решение – прерогатива органов опеки.

Все же судебная практика имеет место быть. Если родители лишаются своих родительских прав, орган опеки, согласно ст. 70 СК РФ, обращается в суд с соответствующим ходатайством.

Если опекун не согласен с решением органа опеки о лишении его опекунских полномочий, он вправе искать защиты у суда. А надзорный орган в суде выступит ответчиком.

READ
Бессрочный трудовой договор что это значит

Если дееспособность опекаемого восстановлена, то и в этой ситуации для прекращения попечительства потребуется судебный порядок.

Сроки рассмотрения

Суд выносит решение, как правило, в течение 1 месяца от дня подачи заявления. Рассмотрение таких дел требует от суда наибольшего внимания.

Последствия

Положения ст. 30 ФЗ «Об опеке и попечительстве» указывают на следующие последствия в случае прекращения опекунства:

  • лицо, узнавшее об освобождении его от опекунских дел, обязано в трехдневный срок составить опекунский отчет, отобразив в нем подробно имущественное состояние своего подопечного, и предоставить его надзорному органу;
  • нарушения опекуном закона, выявленные в ходе внеплановой проверки — служат основанием для привлечения к административной уголовной или др. ответственности. На подготовку искового заявления у сотрудников опеки есть максимум две недели;
  • договор об опекунстве расторгается.

Свобода опеки – важный принцип социального обустройства. В любое время можно заявить об отказе от попечительства. Намерения опекуна или его опекаемого расторгнуть договорные отношения должны быть соответствующим образом оформлены. А свое несогласие с заключением органа опеки можно обжаловать в суде.

Но, прежде чем решиться на такой шаг, взвесьте все доводы «за» и «против», ведь в результате отказа опекуна, последствия для его подопечного не самые радужные. Хорошо, если найдется другой человек, под свое покровительство примет отказника. Но чаще его помещают в интернат или в специализированное воспитательное или медучреждение.

Правила и порядок оформления отказа от опеки в России

Как отказаться от опеки

Отечественное законодательство трактует опекунство как добровольное начинание. Поэтому отказ от опеки не влечет за собой каких-либо карательных мероприятий. Тем не менее это действие сопровождается рядом правовых последствий, о которых опекунам полезно будет узнать, прежде чем принимать соответствующее решение.

Понятие опеки

Законодательное регулирование процедуры

Нормативной базой правоотношений опеки является Федеральный закон № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 года «Об опеке и попечительстве». Перечислим наиболее важные его положения.

Статья 2 интерпретирует опеку как форму семейного устройства несовершеннолетних, нетрудоспособных либо недееспособных лиц, установленную компетентными органами для воспитания, а также защиты интересов опекаемого лица. В рамках статуса опекуна лицо, на которое возложены соответствующие обязанности, призвано представлять интересы подопечного без каких-либо дополнительных подтверждающих документов кроме тех случаев, о которых прямо говорится в законе.

Попечительство осуществляется с целью содействия несовершеннолетнему в осуществлении его прав, исполнении обязанностей, защите от посягательств третьих лиц. В отношении совершеннолетнего подопечного попечитель должен давать согласие на заключение им крупных имущественных сделок, расходовать заработок и другие доходы в его интересах.

Над несовершеннолетним ребенком можно установить опеку, а подростка от 14 до 18 лет (до 21 года, если он обучается на очном отделении вуза) берут на попечительство.

Статьи 4-5 ранее упомянутого закона определяют задачи государства в части регулирования деятельности по опеке и принципы, которыми оно руководствуется. Статья 7 говорит о задачах органов опеки и попечительства, например, об обязанности защищать права граждан, в ней нуждающихся, контроле за сохранностью их имущества, надзоре за деятельностью опекунов.

Ссылка на документ: Федеральный закон № 48-ФЗ от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве»

Виды опеки

Опекунство может устанавливаться:

  1. в общем порядке – тогда оно постоянное и заканчивается по основаниям, предусмотренным законодательством;
  2. в предварительном порядке – предполагает временную заботу о подопечном, пока не будет найдено решение его проблемы каким-либо из дозволенных законом способов.

Постоянное опекунство бывает безвозмездным и возмездным. Бесплатную опеку обычно берут на себя близкие родственники детей, оставшихся без родителей, или пожилых людей, не имеющих своих детей. Возмездное опекунство распространено среди третьих лиц, которые ожидают материальной компенсации своих усилий по воспитанию чужих детей, уходу за пожилыми или больными людьми со стороны государства.

Основания для отказа

Основания для проведения процедуры

Свобода опеки – один из главных принципов этого социального института ( статья 5 ФЗ № 48 ). Следовательно, гражданин имеет право принять на себя опеку или отказаться от нее, руководствуясь исключительно личными побуждениями. При этом следует отдавать себе отчет в том, что при прекращении представления интересов подопечного несовершеннолетний ребенок или нетрудоспособный гражданин остается без крайне необходимой ему моральной и материальной поддержки.

Поэтому подобный шаг должен быть оправдан вескими причинами, в частности :

  • невозможностью в дальнейшем исполнять свои обязанности по состоянию здоровья;
  • ухудшением материального положения, неспособностью предоставлять опекаемому материальное содержание;
  • эмоциональной несовместимостью между людьми.

Также опека прекращается в случае смерти одной из сторон.

Добровольный отказ не следует путать с принудительным прекращением опеки, наступившим по решению суда либо по причине возбуждения уголовного дела (если в отношении опекаемого были совершены противоправные действия).

Правовые последствия отказа

Помимо моральных аспектов подобных действий, отказ от опеки сопряжён с юридическими тонкостями. В частности, содержание этого правоотношения предполагает возвращение опекаемому ценного имущества, если оно находилось в пользовании опекуна, прекращение распоряжения доходами опекаемого, а также предоставление ему какого-либо материального обеспечения. При этом недопустимо руководствоваться корыстными целями.

READ
Что должен содержать ДДУ в строительстве

Как отказаться от опеки

Основанием для прекращения рассматриваемых правоотношений является заявление опекуна, которое он подает в территориальный орган. Унифицированной формы для этого не предусмотрено, однако в документе в обязательном порядке приводятся убедительные причины отказа. Помимо этого, следует указать :

  • наименование органа, куда подается заявление;
  • Ф.И.О. и должность руководителя;
  • Ф.И.О. опекуна и опекаемого;
  • их адреса регистрации;
  • причины отказа от обязательств;
  • подпись заявителя;
  • дата составления.

К документу следует приложить :

  • паспорта опекуна и его подопечного (если это ребенок, то свидетельство о рождении);
  • соглашение об опекунстве;
  • отчет о текущем имущественном состоянии опекаемого;
  • правоустанавливающие документы на имеющееся в наличии имущество.

Для рассмотрения заявления необходимы оригиналы и копии документов.

В органы опеки необходимо обращаться лично, с доверенными лицами этот вопрос не обсуждается. Решение о прекращении опеки и дальнейшей судьбе опекаемого лица выносится незамедлительно.

Над несовершеннолетним

Над несовершеннолетним гражданином

Прекращение опеки допускается в случае невозможности содержать и воспитывать опекаемого ребенка. Просто так перестать заботиться о несовершеннолетнем не получится: необходимо оформить отказ в уполномоченном учреждении или в суде.

В случае отказа бывший опекун (помимо заявления) должен предоставить в надзорный орган подробный отчет о распоряжении имуществом опекаемого, а также о тратах выделяемых на него государственных средств. Все расходы должны подтверждаться документально (чеками, расходными ордерами, платежными поручениями), а также производиться исключительно в интересах несовершеннолетнего.

Над недееспособным гражданином

Недееспособность, по сути, отражает невозможность человека руководить своими действиями, пользоваться правами, должным образом исполнять обязанности. Поэтому руководить действиями недееспособного обязан опекун: он совершает от его имени серьезные сделки, подписывает договоры и так далее. При этом на совершение крупных имущественных сделок дополнительно потребуется согласие надзорного органа.

За последствия заключенных от имени подопечного сделок отвечает опекун.

Отказ от опеки над недееспособным человеком подразумевает максимально оперативную передачу заботы о нем другому лицу либо органам опеки, если быстро найти нового опекуна не удалось.

Над пожилым человеком

Данные правоотношения нельзя путать с оформлением пожизненной ренты с иждивением, при которой с людьми преклонного возраста заключают договор на пожизненное содержание с условием получения в наследство после смерти какого-либо недвижимого имущества. Кардинальное отличие между этими правоотношениями в том, что опека представляет собой безвозмездную помощь, а рента – возмездный уход.

В случае прекращения опеки над пожилым гражданином опекун обязан вернуть бывшему подопечному все его имущество, кроме того, нетрудоустроенному опекуну перестают платить пособие по безработице.

При добровольном отказе от опекунства заявление рассматривается в течение 3 дней. Рассмотрение аналогичного дела в суде может занять несколько месяцев.

Отказ от опекунства над несовершеннолетним ребенком

Опека или попечительство над несовершеннолетними – шаг сугубо добровольный. Никто не может заставить человека взять под опеку малыша или установить попечительство над пожилой бабушкой. Опекунство – это право, а не обязанность граждан РФ, именно поэтому принуждение к оформлению опекунства или попечительства незаконно.

В этом контексте становится понятно, что гражданин РФ имеет право как на добровольное согласие стать опекуном, так и на добровольный отказ от опекунства.

Причины отказа

Законодательством РФ причины отказа от опекунства или попечительства специально не оговорены. Таким образом, гражданин, взявший под опеку несовершеннолетнего ребенка, а потом решивший отказаться от опекунства, может мотивировать отказ своими внутренними побуждениями, обоснование позиции опекуна не требуется.

На практике причинами отказа от опекунства чаще всего становятся:

  1. Разногласия между взрослым или членами его семьи и подопечным, которые невозможно преодолеть. К примеру, родной сын опекуна и его подопечный никак не могут найти общий язык, мальчики постоянно дерутся, ревнуют друг друга, никакие уговоры взрослых не помогают.
  2. Несовместимость опекуна и опекаемого на невербальном уровне (на дух друг друга не переносят).
  3. Интересы ребенка и его воспитателя противоречат друг другу.
  4. Опекун имеет заболевание, которое стало препятствием для исполнения им обязанностей по воспитание подопечного.
  5. Взрослый вынужден переехать в другой регион, но его переезд противоречит интересам подопечного, либо ребенок не хочет переезжать по личным причинам.
  6. Опекун просто потерял желание далее исполнять обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребенка.

Важно иметь в виду, что лицо, принявшее на себя функции по воспитанию чужого ребенка, не только имеет право на оформление опекунства, но и при установлении этого опекунства обязано защищать права и интересы воспитанника, а также отчитываться перед контролирующей организацией (ООП) об исполнении своих обязанностей.

К примеру, каждый опекун обязан в начале следующего года отчитаться перед отделом опеки и попечительства о том, как он в отчетном году расходовал денежные средства, предназначенные для подопечного, которые в течение года поступали на его номинальный счет. В этом отчете он обязан отобразить все дорогостоящие покупки, совершенные за счет средств подопечного, а также указать все юридически значимые действия с имуществом воспитанника.

READ
Срок выхода военнослужащих на пенсию

Случается, что именно ежегодное составление таких отчетов становится причиной отказа от опеки, так как воспитатель не умеет (не хочет) учитывать расходование средств подопечного.

Не лишним будет заметить, что подопечный имеет такое же право отказаться от воспитателя, как и опекун. Этот процесс также ничем не регламентирован, поэтому основными причинами отказа от опекуна можно назвать:

  • взаимная неприязнь взрослого и его подопечного;
  • противоречия внутри опекунской семьи;
  • отсутствие контакта (в том числе невербального) между взрослым и малышом;
  • опекаемый ребенок не хочет дальше проживать в семье опекуна;
  • взрослый систематически нарушает права малыша;
  • подопечный восстановил дееспособность;
  • иные причины.

Каким образом можно отказаться от опеки?

В соответствии с гл. 6 Федерального Закона № 48 от 24.04.2008 года, установлены три основания для прекращения опекунских отношений:

  1. По заявлению замещающего родителя.
  2. По ходатайству подопечного.
  3. По инициативе отдела опеки и попечительства.

Замещающий родитель может отказаться от опекунства по нескольким причинам, указанным в ФЗ-48, это:

Переезд замещающего родителя в другой регион. Бывают ситуации, когда замещающий родитель вынужден поменять место жительства, а его подопечный не хочет или не может переезжать. Либо обратная ситуация, ребенок, может, и не против поменять место жительства, но замещающий родитель не имеет возможности забрать его с собой.

К примеру, Наталья Евдокимова лишилась жилого помещения (ее квартира сгорела в пожаре). Она решила вернуться к родителям в другой город, но их квартира была настолько мала, что место смогли выделить только женщине, опекаемой Натальей девочке места в жилом помещении родителей не нашлось. Евдокимова вынуждена была отказаться от опеки над ребенком.

Болезнь опекуна. Каждый соискатель на звание замещающего родителя обязан представить справку о своем здоровье. Если у кандидата в опекуны будет выявлено какое-либо серьезное заболевание, он не сможет стать опекуном.

Однако, воспитатель может заболеть уже после назначения его замещающим родителей. В этом случае ООП не может отстранить опекуна от исполнения им обязанностей по воспитанию ребенка, но, в ряде случаев болезнь может стать настолько серьезной, что опекун не сможет далее ухаживать за малышом. В этом случае замещающий родитель может обратиться в отдел опеки и попечительства с ходатайством о прекращении опекунских обязанностей.

Болезнь подопечного. Каждый несовершеннолетний ребенок, по отношению к которому планируется установление опеки, проходит медицинское обследование. Кандидат в опекуны знакомится с результатами комиссии и соглашается (или не соглашается) с назначением опеки в зависимости от диагноза малыша.

Известны случаи, когда уже после выпуска приказа о назначении опеки (иногда через несколько лет) выяснялось, что у несовершеннолетнего имеется тяжелое заболевание, требующее больших материальных или моральных издержек со стороны опекуна. А он к таким издержкам не готов. В этом случае замещающий родитель так же имеет право на отказ от опекунства.

К примеру, Олеся Романова оформила опеку над пятилетней Наташей, мать которой была лишена родительских прав. Через три месяца, во время медицинского обследования ребенка для оформления ее в детский сад выяснилось, что девочка инфицирована ВИЧ. Олеся Романова воспитывала еще двоих малолетних детей, поэтому она отказалась от опеки над маленькой Наташей из-за страха заражения остальных детей.

Семейные обстоятельства. Нередки ситуации, когда при оформлении опеки у замещающего родителя была одна ситуация, а через какое-то время она кардинально меняется. Хорошо, если происходит изменение в лучшую сторону, а если нет? Опекун может потерять всякую возможность заниматься несовершеннолетним ребенком, более того, известны случаи, когда пребывание подопечного в семье опекуна могло навредить малышу. В таких случаях замещающий родитель также может отказаться от опеки над ребенком.

К примеру, Мария Широкова взяла на воспитание двухлетнего Максима. Она была уверена, что справится с воспитанием и содержанием малыша, так как проживала совместно с любящим мужем, который всячески поддерживал Марию.

Но через два года муж Шороховой потерял работу, запил, стал распускать руки. Женщине некуда было уйти, так как квартира принадлежала мужу и была приобретена им еще до брака, а проживание малолетнего ребенка в доме запойного алкоголика было опасным для его здоровья и полноценного развития. Мария вынуждена была отказаться от опекунства над малышом.

Мы рассмотрели четыре самых распространенных причины отказа от опекунства, на практике могут возникнуть самые разнообразные ситуации. Сложно предусмотреть их все, поэтому сотрудники ООП тщательно рассматривают каждый отдельный случай отказа от опекунства.

Порядок оформления отказа

В законодательстве РФ не определено четкого порядка отказа от исполнения опекунских обязанностей. Однако, несколько обязательных этапов замещающему родителю все-таки пройти придется:

  1. Обращение в ООП.
  2. Сбор необходимых документов.
  3. Подача заявления о прекращении опекунства.
  4. Отчет опекуна.
  5. Рассмотрение ходатайства.
  6. Принятие решения о прекращении опекунства и оформление акта.
READ
Льготы и пособия при рождении четвертого ребенка

Первичное обращение в отдел опеки

Каждый возврат несовершеннолетнего из замещающей семьи портит статистику ООП, именно поэтому специалисты отдела опеки и попечительства используют любую возможность, чтобы оставить малыша у опекуна. Конечно, если это не навредит ребенку.

Первое, что сделает специалист ООП – он предложит кризисное сопровождение. Особенно важно такое сопровождение в тех случаях, когда между опекуном и подопечным, либо между несовершеннолетним и членами семьи замещающего родителя возникают конфликтные ситуации. Зачастую достаточно нескольких занятий с детским психологом, чтобы конфликт угас, а отношения в замещающей семье стали теплыми и дружескими.

Важно. Замещающий родитель может самостоятельно обратиться за кризисным сопровождением семьи, но вправе отказаться от такого сопровождения.

Что включает в себя процедура кризисного сопровождения?

  1. Составление уникального плана реабилитации для конкретной семьи.
  2. Направление опекуна и его воспитанника в центр кризисного сопровождения.
  3. Изучение сложившейся ситуации.
  4. Коррекция семейных отношений.

В работе с замещающей семьей, попавшей в сложную ситуацию, принимают участие детские психологи, педагоги, при необходимости принимают участие медицинские работники, юристы, другие специалисты. Работа по кризисному сопровождению проходит не только с несовершеннолетним, но и с его опекуном.

Подача заявления

Заявление о прекращении опеки составляется в свободной форме, но, в любом случае документ должен содержать следующую информацию:

  • должность и ФИО лица, в адрес которого направляется заявление (руководитель местного муниципалитета);
  • сведения о заявителе;
  • название документа;
  • информация о том, когда и где была назначена опека;
  • сведения о подопечном;
  • причина, по которой замещающий родитель просит отменить опеку;
  • просьба заявителя об освобождении его от исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего ребенка;
  • дата и подпись.

Возврат имущества несовершеннолетнего и сдача документов

Опекун должен сдать в отдел опеки и попечительства следующие документы (оригиналы):

  1. Свидетельство о рождении подопечного.
  2. Опекунское удостоверение.
  3. Опись недвижимого имущества ребенка.
  4. Всю движимую детскую собственность.

Если в момент возврата детского имущества выяснится, что оно повреждено либо утрачено, ООП имеет право взыскать с опекуна денежные средства, которые будут направлены на возмещение материального вреда. В случае причинения серьезного ущерба имуществу несовершеннолетнего, замещающий родитель может быть привлечен к уголовной ответственности.

Получение постановления об отмене опекунства

Подготовка постановления об отмене опекунства займет от трех до четырнадцати дней. В это время подопечный имеет право оставаться в замещающей семье, либо, по его желанию, перебраться в реабилитационный центр. С того момента, как постановление будет вручено замещающему родителю, все взаимные обязанности и права между взрослым и его воспитанником прекращаются.

Подача отчета

После того, как будет получено постановление о прекращении опеки, у замещающего родителя есть три дня для подачи отчета об использовании детского имущества. В документе гражданин указывает сведения обо всех денежных средствах, поступивших на содержание малыша с начала текущего года, а также все траты, которые производились в тот же период.

Кроме того, в отчет должны быть включены сведения о движимом или недвижимом имуществе подопечного и о том, в каком состоянии оно находится. Если какое-то имущество подлежит налогообложению, то в документ необходимо будет включить информацию об уплате налогов за эту собственность.

Для подтверждения заявленных в отчете сведений опекун обязан будет приложить к документу все чеки на крупные покупки, а также выписки с номинального счета опекуна и со всех счетов несовершеннолетнего ребенка.

Как отказаться от опеки над недееспособным?

Опекун имеет право отказаться не только от опеки над несовершеннолетним ребенком, но и над взрослым недееспособным гражданином. Основания для отказа от ухода и присмотра за взрослым гражданином аналогичны причинам отмены опеки над детьми.

В тех случаях, когда взрослый человек не был лишен дееспособности, но не имеет возможности самостоятельно ухаживать за собой, то ООП назначают не опеку, а попечительство. В этом случае порядок отказа от попечительства ничем не отличается от указанного выше.

Порядок действий

Алгоритм действий опекуна или попечителя при отказе от опеки над совершеннолетним недееспособным гражданином следующий:

  1. Консультация у специалиста ООП.
  2. Составление заявления на расторжение договора опеки.
  3. Возврат опекуном документов подопечного и его имущества.
  4. Ознакомление опекуна с приказом об освобождении его от исполнения им обязанностей по уходу за недееспособным гражданином.
  5. Предоставление в ООП отчета об использовании денежных средств подопечного и его имущества.

С того момента, как опека над недееспособным гражданином будет отменена, ответственность за него берет на себя отдел опеки и попечительства. Опекаемое недееспособное лицо передается в специализированное социальное или медицинское учреждение, где остается на постоянное место жительства, либо передается под опеку другому гражданину. Пока недееспособный гражданин не будет передан под опеку другому лицу, ответственность за сохранность его собственности несет учреждение, где он находится.

READ
Жалоба на действия сотрудника гибдд пример - бланк 2022

Консультация отдела опеки

При отказе от опекунства предусмотрена необходимость предварительного кризисного сопровождения. Но только в том случае, если опекун будет согласен, что необходимо предпринять попытку сохранить замещающую семью. Если же опекун твердо решил отказаться от ухода за недееспособным лицом, он вправе не соглашаться на кризисное сопровождение.

Во время консультации в ООП сотрудник отдела предоставляет заявителю перечень документов, которые опекун должен представить в ОРП, также уточняет – когда недееспособный гражданин будет переведен в социальное или медицинское учреждение.

Важно: пока не будет подобрано новое место нахождения для подопечного, он будет продолжать находиться в семье опекуна. Опекун не вправе просто отказаться от ухода за больным человеком без предоставления ему другого места жительства.

Подача заявления

Заявление об отказе от опеки над недееспособным гражданином должно содержать следующую информацию:

  • ФИО и должность главы муниципалитета;
  • сведения о заявителе;
  • наименование документа;
  • информация о подопечном;
  • сведения о дате и месте назначения опеки, реквизиты приказа;
  • причины, по которым опекун просит освободить его от исполнения обязанностей по уходу за недееспособным лицом;
  • дата и подпись.

Возврат имущества и документов недееспособного

В момент подачи ходатайства о прекращении опеки заявитель обязан вернуть все документы подопечного, а также удостоверение его законного представителя. В это же время опекун возвращает все имущество опекаемого. Также опекун обязан в срочном порядке уведомить о прекращении опеки Пенсионный Фонд. Если этого сделано не будет и опекун получит лишние денежные средства, предназначенные ему в качестве компенсации, ПФР в дальнейшем удержит их с подопечного.

Нередки ситуации, при которых опекун проживает в жилом помещении подопечного. В этом случае он обязан незамедлительно покинуть дом или квартиру подопечного.

Правовые последствия отказа

При отказе от опекунства прекращаются любые правоотношения между замещающим родителем и его подопечным. В результате этого наступают некоторые правовые последствия:

  1. Бывший замещающий родитель обязан в трехдневный срок после ознакомления с документом об освобождении его от обязанностей опекуна предоставить в органы опеки и попечительства все необходимые документы, а также отчитаться об использовании всех денежных средств, предназначавшихся несовершеннолетнему. Также он должен вернуть все движимое и недвижимое имущество подопечного. Вместе с этим имуществом он обязан передать в ООП отчет о хранении и использовании имущества и о том, какие меры он предпринимал по управлению детской собственности и для ее сохранения.
  2. В момент ознакомления с документом об отмене опеки происходит прекращение действия приказа о назначении опеки, в результате этого все права и обязанности опекуна и его подопечного также прекращаются.
  3. В том случае, если сотрудниками ООП будут найдены какие-либо основания для привлечения бывшего опекуна к административной или иной ответственности, то они обязаны будут незамедлительно предпринять все соответствующие меры. Для принятия таких мер в законе установлен семидневный срок.
  4. Если в процессе передачи имущества подопечного будет обнаружено, что оно утрачено, либо собственности несовершеннолетнего причинен значительный ущерб, то органы опеки и попечительства вправе обратиться с иском о возмещении причиненного вреда.
  5. Если гражданин уже один раз отказался от опеки над несовершеннолетним, то шансы повторного получения разрешения ООП на установление опеки значительно падают. Конечно, если причина отказа была достаточно серьезной и впоследствии она была устранена, потенциальный опекун может в дальнейшем получить отрицательный ответ на ходатайство об установлении опеки.

Когда гражданин оформляет опеку, он не думает о ее прекращении. Часто замещающие родители и их подопечные привязываются друг к другу и не желают расставаться даже после того, как несовершеннолетний уже вырос.

Но случается, что такая идиллия заканчивается, причины были перечислены выше. Решение о прекращении опеки зачастую принимается после тяжелых длительных раздумий, когда опекун не видит другого выхода.

Именно поэтому пока в законе РФ не предусмотрено никакой ответственности за добровольный отказ от опекунства. Но иногда сотрудники ООП накладывают запрет на отмену опекунства несмотря на значительные уважительные причины такого шага замещающего родителя. В таком случае вы можете обратиться за помощью к специалистам нашего сайта.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

Правила и порядок оформления отказа от опеки в России

Правила и порядок оформления отказа от опеки в России

Правила и порядок оформления отказа от опеки в России регламентируются ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве» от 2008 года. Согласно законодательству, решения о принятии опекунских обязательств, об отказе от опеки принимаются гражданином свободно.

Как отказаться от опекунства?

Основания процедуры по прекращению опеки установлены ст. 29 ФЗ № 48. Опекун освобождается от своих обязанностей в любой момент по собственному желанию. Порядок отказа зависит от вида выбранной опеки:

  • временная или предварительная опека – это взятие обязательств по уходу за подопечным в течение установленного срока до решения его проблем;
  • постоянная опека завершается по веским основаниям, установленным законом. Постоянное опекунство берется на безвозмездной или платной основе. Бесплатную опеку обычно оформляют над близкими родственниками. Возмездная опека осуществляется третьими лицами в обмен на материальную выгоду (уход за больными, воспитание чужих детей).
READ
Сроки уплаты налогов перенесены

Гражданин, решивший отказаться от обязательств опекуна, пишет заявление в территориальную службу опеки и попечительства на имя начальника отделения. Обращение подается в отделение, в котором было оформлено опекунство. Документ может быть составлен в произвольной форме, так как унифицированный бланк законом не утвержден.

В заявлении на отказ от опекунства указывается следующая информация:

  1. наименование органа опеки, ФИО, должность руководителя;
  2. ФИО заявителя, паспортные данные;
  3. сведения об опекаемом человеке (ФИО, адрес прописки, дата рождения);
  4. причина отказа от обязанностей опекуна со ссылками на законы;
  5. дата, подпись.

В орган опеки и попечительства подается стандартный пакет документов: заявление, паспорт опекуна, соглашение об установлении опекунства, отчет. Факт освобождения от опеки фиксируется в специальном акте. Период проверки документов может затянуться на несколько месяцев, если рассмотрение дела переносится в суд.

Нюансы процедуры отказа зависят от категории подопечного: несовершеннолетние дети, недееспособные или нетрудоспособные граждане. Заявление во всех случаях составляется аналогичным образом. Закон допускает свободный отказ от опекунства, независимо от причины: тяжелая болезнь, смена места жительства, финансовые проблемы, потеря жилья, конфликты с подопечным, нежелание выполнять обязательства опекуна и т.д.

Иногда обязанности гражданина прекращаются по причине возвращения ребенка к родным родителям после подачи прошения. Реже это случается в результате смерти подопечного или опекуна (в отделение опеки предоставляется соответствующее свидетельство).

Последствия отказа от опеки

Отказ приводит к полному аннулированию правоотношений между опекуном и подопечным, всех прав, обязательств, установленных соглашением. Опекун обязан вернуть подопечному его имущество, перестать распоряжаться его доходами, в некоторых случаях обеспечить материальную поддержку опекаемого лица.

После получения акта о прекращении опеки заявитель обязан в течение 3 дней принести в службу опеки отчетность и документы (согласно ст. 25 ФЗ № 48). Гражданин представляет отчеты об управлении имуществом подопечного, отчетность об использовании его денежных средств, имущества и иных ценностей за последний месяц. Если отдел опеки в процессе рассмотрения отчетности найдет нарушения закона, то будут приняты соответствующие меры в течение 7 дней, например, выбор иного опекуна.

При подаче документов на отказ от опекунства гражданин должен помнить о последствиях:

  1. после подачи заявления восстановить опеку будет намного сложнее (для этого готовится прошение);
  2. гражданин не сможет оформить попечительство или усыновление, если не назовет объективную причину отказа;
  3. бывший подопечный будет отправлен в соответствующее учреждение (детский дом, ПНИ или дом престарелых), если органы опеки не смогут в течение месяца отыскать нового опекуна;
  4. судебное разбирательство последует, если органы опеки выяснят, что подопечному был нанесен ущерб;
  5. заявление в правоохранительные органы будет подано на бывшего опекуна, если выявятся признаки преступления или правонарушения.

Если имущество подопечного передано по договору доверительного управления, то подобный договор продолжает действовать.

Какими законами регулируется опекунство и отказ от него?

Процедура получения опекунства регулируется кодексами РФ, но кроме них правоведы выделяют ряд нормативно-правовых документов.

Особенности процедуры взятия опеки и отказ от нееЗаконодательный акт
Право на свободное принятие обязательств опекуна и отказ от их выполненияст. 5 ФЗ № 48 от 24.04.2008 «Об опеке»
Категории лиц, над которыми можно оформить попечительствост. 32 ГК РФ
Условия получения опеки, права опекунаст. 35 ГК РФ
Основания для установления опекист. 145 СК РФ
Лица, которые не могут стать опекунамист. 146 СК РФ
Перечень заболеваний, при которых запрещено оформление опекиПП № 117 от 14.02.2013
Обязанности попечителяст. 36 ГК РФ
Основания для лишения опекист. 39, 40 ГК РФ
Право на освобождение от опекунских обязанностей по заявлениюст. 29 ФЗ № 48
Обязанность по сдаче отчетности о потраченных пособиях, выплатах опекаемого после получения на руки акта об отказест. 25 ФЗ № 48

Перед подачей документов на опекунство или отказ от него, необходимо изучить, как данная процедура регулируется действующими законами. Знание законодательных основ вопроса позволит избежать различных судебных разбирательств и конфликтных ситуаций.

Заключение

Для расторжения соглашения об опекунстве гражданин подает заявление в территориальное отделение опеки. Опекун лишается своих прав по отношению к подопечному, освобождается от обязанностей. После рассмотрения обращения и документов специалист опеки оформляет акт об освобождении заявителя. Отказ часто вызывает психологическую травму подопечного, поэтому такое решение должно быть взвешенным и хорошо обдуманным.

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

Ссылка на основную публикацию