Кадастровая стоимость земли в 2022 году: изменения

Земельные платежи в городе Москве

Узнать актуальную кадастровую стоимость по кадастровому номеру объекта можно:

    – для Москвы
  • путем получения выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости в электронном виде на сайте Госуслуг для любого земельного участка (услуга бесплатна)

Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ устанавливается для целей налогообложения, определения арендной платы за земельный участок и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статьей 66 Земельного кодекса РФ также установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

До 01.01.2017 государственная кадастровая оценка осуществлялась в соответствии с федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”.

С 01.01.2017 государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” и процедуры оценки претерпели существенные изменения.

Кадастровая стоимость зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка согласно которому земельные участки относятся к тем или иным оценочным группам. Поэтому при спорах по вопросам определения кадастровой стоимости в первую очередь необходимо смотреть, а правильно ли внесены сведения о разрешенном использовании в ЕГРН, ибо именно они используются для определения кадастровой стоимости.

В промежутках между оценками кадастровая стоимость земельных участков определяется в соответствии с правилами:

  • для оценки по 237-ФЗ – утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 “Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке”. Поэтому рассчитать кадастровую стоимость при изменении ВРИ или иных параметров, влияющих на кадастровую стоимость, самостоятельно затруднительно, т.к. она осуществляется не по средним удельным показателям кадастровой стоимости, как было раньше, а по моделям, использованным при проведении массовой оценки (см., например, письмо Минэкономразвития РФ от 03.04.2019 № Д23И-10938).
  • для оценки по 135-ФЗ:
    • До 02.03.2019 – в соответствии с приказами Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 “Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка” и от 18.03.2011 № 113 “Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости”.
    • С 02.03.2019 – в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514 “Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости”.

    С 01.01.2023 порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости обязателен для применения, но субъект Российской Федерации может принять решение о переходе от процедур оспаривания результатов определения кадастровой стоимости к процедуре установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости раньше.

    В городе Москве на портал госуслуг добавлены государственные услуги, связанные с определением кадастровой стоимости:

    Аналогичная ситуация во многих других субъектах Российской Федерации – услуги, связанные с государственной кадастровой оценкой, переходят на портал госуслуг либо на сайты ГБУ и их получение возможно в электронной форме.

    Следите за нашим сайтом и вы всегда будете в курсе последних событий в сфере государственной кадастровой оценки недвижимости.

    Если вы хотите узнать больше или получить консультацию по конкретному вопросу, мы постараемся вам помочь – обращайтесь.

    Государственная кадастровая оценка: изучаем нововведения

    Федеральный закон от 31 июля 2022 г. № 269-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” были внесены изменения в законодательство в сфере государственной кадастровой оценки. Большая часть поправок уже вступила в силу (11 августа 2022 года), однако для некоторых положений предусмотрены иные сроки.

    Отметим основные нововведения.

    Применение сведений о кадастровой стоимости.

    Поправками в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” закреплено правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости объекта недвижимости (в том числе используемой для налогообложения). Если исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, привело к ее уменьшению, то новое значение будет распространено на весь период со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.

    А в Законе об оценочной деятельности теперь предусмотрено, что в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Периодичность проведения государственной кадастровой оценки.

    Поправками предусмотрена единая периодичность проведения государственной кадастровой оценки. Очередная оценка будет проводиться через 4 года с года проведения последней оценки, а в городах федерального значения – в случае принятия мэром соответствующего решения – через 2 года.

    • в отношении проведения оценки земельных участков – с 1 января 2022 года;
    • в отношении проведения оценки зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест – с 1 января 2023 года.

    При этом во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности в обязательном порядке будет проведена:

    • в 2022 году – государственная кадастровая оценка земельных участков;
    • в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

    До 2022 году в отношении земельных участков и до 2023 году в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест сохранится прежняя периодичность проведения оценки. Важный нюанс: оценка не должна проводиться, если решение о ее проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением.

    Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

    Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, можно будет подать в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости. Сейчас это можно сделать в период, пока кадастровая стоимость актуальна.

    Уточняется, что в случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.

    Эти положения начнут применяться с 2022 года.

    Ответственность руководителей бюджетных учреждений, определяющих кадастровую стоимость.

    С 11 августа 2022 года введено новое основание для увольнения руководителей бюджетных учреждений. Трудовой договор с лицом, осуществлявшим руководство бюджетным учреждением в течение календарного года, подлежит расторжению по инициативе работодателя в случае принятия судом в соответствующем календарном году 100 и более решений, вступивших в законную силу, которыми удовлетворены заявления об оспаривании решений бюджетного учреждения об отказе в пересчете кадастровой стоимости в соответствии со ст. 21 Закона о государственной кадастровой оценке, при условии, что доля таких решений бюджетного учреждения превышает 20% от общего количества решений этого учреждения, принятых в соответствии со статьей 21 Закона.

    Также предусмотрено, что лицо, осуществляющее руководство бюджетным учреждением, не должно иметь фактов расторжения трудового договора с ним по приведенному основанию в течение трех лет, предшествовавших дню его назначения на должность руководителя бюджетного учреждения или возложения на него обязанностей руководителя бюджетного учреждения.

    Установление кадастровой стоимости вместо рыночной.

    Статьей 22 Закона о кадастровой оценке предусмотрен порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Согласно положениям этой статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в соответствующей комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. По итогам рассмотрения заявления комиссией принимается решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или об отклонении заявления.

    Вместе с тем с 11 августа 2022 года в Законе о кадастровой оценке появилась ст. 22.1 “Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости”, введенная, по сути, взамен ст. 22 Закона. Согласно новой статье, устанавливать кадастровую стоимость в размере рыночной по заявлению заинтересованных лиц будет бюджетное учреждение. При этом предусмотрено, что решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

    По общему правилу, ст. 22 Закона о кадастровой оценке утратит силу лишь 1 января 2023 года. Однако перейти к применению новых правил, предусмотренных ст. 22.1 закона № 237-ФЗ, можно и раньше – соответствующее решение может принять высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. В этом случае положения ст. 22 Закона о кадастровой оценке применяются до дня, указанного в таком решении.

    На время переходного периода применения упомянутых ст. 22 и 22.1 Закона о кадастровой оценке (до 1 января 2023 года) установлен ряд особенностей.

    Предусмотрен целый ряд иных нововведений. Так, например, орган регистрации прав будет проверять проект отчета об итогах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на соответствие не только формальным требованиям к отчету, но и методическим указаниям о государственной кадастровой оценке. Это положение вступит в силу 1 января 2022 года.

    Обзор изменений Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237-ФЗ внесенных Федеральным законом № 269-ФЗ от 31.07.2020г.

    За сравнительно непродолжительный период применения кадастровой стоимости было выявлено множество пробелов и противоречий в первоначально предложенном механизме ее регулирования. Как правило, пробелы и коллизии восполнялись решениями судов либо на законодательном уровне. И таких изменений в законодательство об оценке было внесено свыше 20 только с момента начала применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество (начиная с 2013 г.). А в многострадальную ст. 378.2 НК РФ (регламентирующую применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций) за последние 7 лет вносили изменения 12 раз.

    Федеральный закон № 267-ФЗ от 31.07.2022 года очередная попытка законодателя восполнить существующие пробелы, но на деле он может породить еще большее количество споров связанных с кадастровой стоимостью.

    В Москве завершили переоценку кадастровой стоимости недвижимости на 2022 год. Перейти к новости

    1. Новые правила оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

    До 2018 года организации правообладатели недвижимого имущества могли оспорить кадастровую стоимость своих объектов в суде только при условии обязательного досудебного обращения с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Это порождало некоторые сложности для владельцев недвижимости, т.к. процесс оспаривания кадастровой стоимости (если комиссия отказала) удлинялся на срок рассмотрения заявления этой комиссией.

    С 2018 года такой обязательный досудебный порядок был исключен, и организации могли обращаться напрямую в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости.

    На данный момент законодатель не просто возвращает обязательный досудебный порядок обращения, но и:

    а) теперь заявления будут рассматривать не формально независимые комиссии, а ГБУ, которое и считало оспариваемую кадастровую стоимость,

    б) изменяется правовая природа оснований установления кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости. Ранее владелец недвижимости мог после отказа Комиссии в удовлетворении заявления обратиться в суд с 2-мя самостоятельными требованиями: оспорить решение Комиссии по существу, и/или установить кадастровую стоимость в размере рыночной. Как правило, все правообладатели недвижимости шли по второму пути.

    Теперь же, владелец недвижимости может обратиться в суд с требованием признать решение ГБУ незаконным, а в дополнение просить установить кадастровую стоимость в размере рыночной. На первый взгляд существенно ничего не изменилось, но это не так. Во-первых, теперь правообладатель вправе оспаривать кадастровую стоимость только в ГБУ, а в суде впоследствии предметом рассмотрения будет законность отказа ГБУ в удовлетворении заявления. Соответственно, в суде в первую очередь нужно будет доказать, что решение ГБУ было незаконным, и если это получится, просить суд установить рыночную стоимость или обязать ГБУ принять положительное решение и утвердить рыночную стоимость согласно отчету об оценке. Но! Если при составлении отчета об оценке оценщик совершит хотя бы 1 ошибку, суд откажет в признании решения незаконным, и в таком случае не удовлетворит и требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

    Приведем пример: при оспаривании кадастровой стоимости в Московском городском суде, 99,9% отчетов об оценке с которыми владельцы недвижимости обращаются в суд, по мнению судебных экспертов, составлены с ошибками. Мнения экспертов очень субъективное и нельзя сказать, что все 99,9% отчетов действительно подготовлены с ошибками, но этот пример наглядно отражает шансы оспорить кадастровую стоимость по новым правилам.

    Кроме того, приведенные нововведения процедуры оспаривания входят в противоречие с действующим процессуальным законодательством (гл. 25 КАС РФ), что потребует внесения корреспондирующих новому порядку изменений, а в перспективе, возможно, дополнительных разъяснений по аналогии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28.

    2. Новый порядок предъявления требования об установлении рыночной стоимости

    Так, законом предусмотрено, что «заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости».

    Из приведенного механизма не совсем понятно, что имел ввиду законодатель:

    (1) отчет об оценке можно готовить не на дату проведения кадастровой оценки. Например, субъект провел оценку по состоянию на 01.01.2018 и утвердил эту кадастровую стоимость на 2019 и 2022 года. Ранее, заявитель для оспаривания кадастровой стоимости был обязан провести рыночную оценку на 01.01.2018 года. Новое положение сформулировано таким образом, что заявитель может подготовить отчет на любую дату предшествующую 6 месяцам до даты подачи заявление, но такая формулировка может породить споры о том, с какого момента будет применяться рыночная стоимость. Так, если отчет об оценке был подготовлен по состоянию на 03.07.2019 года, с какого момента для целей налогообложения будет применяться оспоренная стоимость? С 01.01.2019 года по 03.07.2019 года – кадастровая, а с 03.07.2019 года рыночная, или всё же с 01.01.2019 года?

    (2) подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно лишь в течении 6-ти месяцев с даты по состоянию на которую проведена кадастровая оценка. Как указано выше, если кадастровая оценка проводилась по состоянию на 01.01.2018 года, то заявитель может подготовить отчет об оценке только до 01.06.2018 года, но ведь сама стоимость утверждается только 01.01.2019 года. Получается, что заявитель вообще не может ее оспорить?

    Новый порядок оспаривания кадастровой стоимости может существенно затруднить доступ собственникам недвижимого имущества к определению кадастровой стоимости в размере рыночной.

    3. Противоречия порядка применения оспоренной кадастровой стоимости

    Напомню, на данный момент в соответствии с п.15 ст.378.2 НК РФ оспоренная кадастровая стоимость для целей налогообложения действует с момента применения оспоренной кадастровой стоимости в качестве налоговой базы. Кадастровую стоимость объекта налогообложения утвержденную, например, на 2022-2022 года можно начать оспаривать в любой момент, пока она действует, и впоследствии пересчитать все свои налоговые платежи с начала применения оспоренной кадастровой стоимости.

    С момента введения в субъекте новых положений Федерального закона №237-ФЗ, появляется обязательное досудебное обращение по оспариванию кадастровой стоимости в ГБУ. Тем же ФЗ №237-ФЗ в новой редакции установлено, что оспоренная кадастровая стоимость действует с года, в котором было подано соответствующее заявление в ГБУ. Т.е. собственник недвижимости, не успев подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости в первый год ее действия, не сможет применить на этот год изменённую в будущем кадастровую стоимость.

    Такое положение вступает в противоречие с п.15 ст.378.2 НК РФ и может породить споры о том, какому НПА необходимо придать большую силу. Так, если налогоплательщик решит оспорить кадастровую стоимость здания в 2022 году через ГБУ, получив положительное решение он может столкнуться с тем, что применить такую стоимость на 2022 налоговый период не сможет.

    Кроме того, разный режим регулирования порядка применения результатов оспаривания, установленный Законом об оценочной деятельности № 135-ФЗ (предписывает применение новой стоимости с начала применения оспоренной) и Законом № 237-ФЗ приводит к путанице и разному регулированию правовых последствий однородных по своей природе действий. Собственник недвижимости, кадастровая стоимость которого определена по новым правилам, существенно ограничен в правах по сравнению с собственником недвижимости, кадастровую стоимость которого определили по старым правилам.

    4. Периодичность кадастровой переоценки

    Федеральным законом № 237-ФЗ в новой редакции предусмотрено, что в 2022 году во всех субъектах Российской Федерации должна быть проведена государственная кадастровая оценка земельных участков, а в 2023 году в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест без учета ограничений по периодичности проведения государственной кадастровой оценки.

    Так, на данный момент в г.Москва на 2022 год Правительство Москвы решило не утверждать кадастровую стоимость. Ее утверждение перенесли на 2022 год, для того, чтобы в течение 2022 года оценить последствия введения карантина.

    В Москве завершили переоценку кадастровой стоимости недвижимости на 2022 год. Перейти к новости

    Учитывая положения закона, а также комментарии Правительства Москвы, Москва в 2022 году утвердит новую кадастровую стоимость, в том же 2022 году начнет переоценку кадастровой стоимости земельных участков на 2023 год, а в 2023 году переоценку зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

    5. Новый порядок исправления ошибок

    Также представляет интерес новый порядок исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

    Рассмотрение таких заявлений также отнесено к компетенции бюджетных учреждений.

    Заявления об устранении выявленных ошибок вправе подать любые физические, юридические лица (без признания необходимым их заинтересованности в результатах устранения такого рода ошибок), а также органы власти и органы местного самоуправления в течение пяти лет со дня внесения в ЕГРН.

    Следует отметить, что в случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. При выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.

    Соответственно, закон в новой редакции предусматривает возможность изменения кадастровой стоимости во внесудебном порядке не только без учета мнения правообладателей, но и без их надлежащего уведомления.

    Приведенная норма, на сегодняшний день, очевидно входит в конфликт с положениями ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости № 218-ФЗ. Вероятно, указанная коллизия норм будет устранена на законодательном уровне или найдет свое разрешение в судебной практике.

    6. Пересмотр в связи со снижением индекса рынка недвижимости

    В рамках реформы корректируется порядок изменения кадастровой стоимости в связи с изменением индекса рынка недвижимости. Прежняя редакция ст. 19 Закона о государственной кадастровой оценке № 237-ФЗ возлагала на органы власти субъектов РФ обязанность инициировать внеочередную государственную кадастровую оценку в случае снижения индекса рынка недвижимости на 30 % и более процентов со дня проведения последней государственной кадастровой оценки.

    Указанное положение исключено, а взамен вводится институт изменения актуальной кадастровая стоимость объектов недвижимости, характеризующихся соответствующим индексом рынка недвижимости. Такие изменения производятся бюджетным учреждением без необходимости принятия каких-либо решений органами власти.

    Вероятность столь существенной корректировки индексов в пределах вновь установленных интервалов государственной кадастровой оценки (4 года по общему правилу и 2 года для городов федерального значения) представляется маловероятным, потому данная норма, скорее всего, окажется «мертвой», не работающей дефиницией. Между тем, стоит обратить внимание на то обстоятельство, что применение данной процедуры пересмотра в связи со снижением индекса рынка недвижимости не подлежит применению в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установленная в размере их рыночной стоимости.

    7. Изменения, направленные на повышение качества оценки

    Отдельно следует отметить изменения, направленные на повышение качества, прозрачности определения кадастровой стоимости. К таковым относятся:

    • Внедрение института персональной ответственности руководителя бюджетного учреждения за качество принимаемых решений.

    Законом предусмотрена ответственность руководителя бюджетного учреждения вплоть до увольнения в случае, если в течение года судом будет признано незаконными 100 и более решений учреждения при условии, что их доля в общем количестве решений учреждения составит более 20 %. Безусловно, личная заинтересованность руководителя в принятии бюджетным учреждением надлежащим образом обоснованных решений должна в конечном итоге повышать качество принимаемых решений.

    • Запрет на определение кадастровой стоимости при отсутствии в ЕГРН достаточных сведений в отношении оцениваемых объектов.

    Данное положение направлено на снижение, если не полное исключение, случаев ошибочного определения стоимости объектов недвижимости, а также на повышение точности оценки.

    • Внедрение обязательного контроля качества оценки на основе сложившейся ценовой ситуации на рынке недвижимости с использованием, в том числе, сведений о сделках с объектами недвижимости, содержащихся в ЕГРН.

    Вопрос использования при проведении кадастровой оценки сведений ЕГРН об условиях действительно совершенных на рынке сделок однозначно приведет к повышению качества и достоверности результатов оценки. Однако, на сегодняшний день, данное нововведение ограничено дефиницией в законе и не подкреплено необходимыми регламентами, методиками, системой оценки качества и пр. В таких условиях ожидать ее полноценного внедрения, на наш взгляд, преждевременно. Хотя сама по себе инициатива заслуживает исключительно положительной оценки.

    Внесенные изменения действуют на территории РФ с 01.01.2023 года в обязательном порядке, но любой субъект Российской Федерации может принять решение о досрочной дате начала применения данных положений.

    Какие налоговые изменения в сфере недвижимости ждут россиян в 2022 году

    Фото: TsibaevAlex/shutterstock.com

    Подходит к концу 2022 год, на пороге — 2022-й со своими планами и сюрпризами. Нововедения ждут и собственников недвижимости. Например, семьи с детьми смогут не платить налог с продажи жилья.

    Какие еще изменения ждут россиян в новом году, «РБК-Недвижимость» рассказывает вместе с экспертами Федеральной налоговой службы (ФНС) и юристами.

    Продавцов недорогой недвижимости освободят от налога

    • Основание — Федеральный закон от 02.07.2022 № 305-ФЗ.

    С 1 января 2022 года меняется порядок предоставления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимого имущества. С этого момента в декларации 3-НДФЛ можно не указывать доходы от продажи недорогой недвижимости или иного имущества (за исключением ценных бумаг) до истечения трех или пяти лет владения.

    Данные доходы можно не отражать, если налогоплательщик в отношении недвижимого имущества (имущества) имеет право на имущественные налоговые вычеты в следующих размерах:

    • 1 млн руб. за налоговый период (календарный год) — для жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовые дома или земельные участки (доли в указанном имуществе);
    • 250 тыс. руб. — для иного недвижимого имущества (например, гараж).

    «Стоимость проданного объекта недвижимого имущества (имущества) или совокупность доходов от продажи нескольких объектов не должна превышать предельный размер вычета. Если доходы от продажи имущества превышают размер вычетов, обязанность по предоставлению в инспекцию декларации по форме 3-НДФЛ сохраняется», — пояснили в пресс-службе ФНС.

    Бычкова Ирина, ведущий юрист налоговой практики Amulex.ru:

    — С января 2022 года физические лица, продавшие недорогую недвижимость, которая находилась у них в собственности менее трех или пяти лет, освобождаются от обязательного декларирования полученного дохода и представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, если имущественный вычет полностью перекрывает полученный доход. То есть если доход от проданной недвижимости не превышает 1 млн руб. и для иного имущества (гаражи, автомобили и иные) — 250 тыс. руб., то декларация не подается. Это касается как одного проданного объекта, так и нескольких недорогих объектов. Главное, чтобы не был превышен лимит по вычету. Если же доход от продажи превысит указанные лимиты, то обязанность декларировать доход остается, как и прежде.

    Налоговый вычет по упрощенке

    • Основание — Федеральный закон от 20.04.2022 № 100-ФЗ

    С 2022 года получить имущественный вычет станет проще. Чтобы получить выплату, физлицам не придется сдавать декларацию 3-НДФЛ. Теперь заявить право на вычет можно через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

    По итогам года в отношении всех лиц, у которых имеется неиспользованный остаток имущественного вычета, налоговая автоматически проведет проверку всех условий и при наличии возможности получения вычета сформирует в личном кабинете предзаполненное заявление для подписания. «Данный порядок будет применяться с 2022 года и распространяться на вычеты, частично полученные в 2022 году (право на получение которых возникло с 2022 года)», — пояснили в ФНС.

    Фото:Marina Zezelina / Shutterstock.com

    Любовь Филимонова, руководитель бухгалтерской компании «Фаворит»:

    — По новым правилам, суммы вычетов инспекторы определят по сведениям, которые получают от налоговых агентов, банков и онлайн-касс. Вычет дадут, если в ФНС есть данные о доходах физлица и перечисленных суммах НДФЛ. Заявление на новом бланке с реквизитами банковского счета граждане смогут сформировать и отправить в ИФНС через личный кабинет на сайте nalog.ru. Поступающие заявления инспекторы будут проверять только один месяц вместо трех, а на выплату отводится 15 дней вместо прежних 30. Однако если налоговики заподозрят нарушения, срок камералки продлят до трех месяцев.

    Сам вычет может переноситься на следующий год, поскольку не у всех доходы позволяют получить сумму разово. Например, если взять оклад 40 тыс. руб. в месяц, то в год доход составляет 480 тыс. руб., где вычет составит 13%, или 62,4 тыс. руб. С учетом того, что сумма вычета предоставляется с суммы в размере 2 (или 3) млн руб., вычет дополнительно можно будет подать в следующем году, пока весь лимит не исчерпается. Если доход у физлица высокий, то он может получить вычет единоразово.

    Семьи с детьми освобождаются от налога при продаже жилья

    • Основание — Федеральный закон от 29.11.2022 № 382-ФЗ

    С 1 января 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Сегодня собственник при продаже квартиры должен заплатить налог в размере 13% с дохода от продажи имущества. Благодаря нововведению семьи с детьми не будут платить налог, но лишь при соблюдении ряда условий, пояснили в ФНС:

    • возраст детей до 18 лет (или до 24 лет в случае обучения ребенка по очной форме). Возраст детей определяется на дату перехода от налогоплательщика к покупателю права собственности на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение;
    • в год продажи объекта или до 30 апреля года, следующего за годом продажи, следует купить новое жилье или большее по площади, или с более высокой кадастровой стоимостью;
    • кадастровая стоимость проданного объекта недвижимости не должна превышать 50 млн руб.;
    • у членов семьи физлица — получателя дохода не должно быть в собственности иного объекта недвижимости, площадь которого больше 50% от той, что в новом жилье.

    «Нововведение распространяется и на те случаи, когда доходы от продажи объекта имущества получает несовершеннолетний ребенок из такой семьи», — добавили в ведомстве.

    С 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности 

    С 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности (Фото: New Africa/shutterstock.com)

    Кадастровая стоимость вырастет

    С 2022 года будут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки (ГКО), вступившие в силу с 2022 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

    Для расчета налога за налоговый период 2022 года во всех регионах станет применяться кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога будут использоваться понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

    • 0,2 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
    • 0,4 (в 2022 году был 0,2) — для десяти регионов (Республика Алтай, Республика Крым, Алтайский край, Приморский край, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области, Чукотский автономный округ), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
    • 0,6 (в 2022 году был 0.4) — для четырех регионов (республики Дагестан и Северная Осетия — Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
    • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для 77 регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
    • 0,6 в отношении объекта налогообложения, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения), исходя из кадастровой стоимости, применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта налогообложения.

    Кирилл Кулаков, первый замгендиректора Центра независимой экспертизы собственности (ЦНЭС), президент СРО «Региональная ассоциация оценщиков», д. э. н.:

    — В ряде субъектов, включая Москву, в 2022 году была проведена очередная государственная кадастровая оценка (ГКО) объектов недвижимости. Ее результаты будут применены для расчета налога на имущество и земельного налога физических лиц в 2022 году. Так, например, в Москве новая кадастровая стоимость квартир в среднем выросла на 21% относительно предыдущей оценки 2018 года. Кадастровая стоимость жилья служит налоговой базой по имущественному налогу. Соответственно, налоговое бремя может вырасти пропорционально увеличению кадастровой стоимости. Однако, согласно законодательству, сама сумма налога за год не может увеличиться более чем на 10% по сравнению с прошлым годом. Поэтому годовой прирост будет не выше этого значения.

    В течение 2022 года также произойдет окончательный переход к новому алгоритму оспаривания кадастровой стоимости — с обязательной досудебной стадией рассмотрения заявления налогоплательщика и приложенного к нему отчета независимого оценщика в ГБУ по кадастровой оценке. В случае отрицательного решения налогоплательщик будет вправе оспорить его в судебном порядке, одновременно заявив исковые требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

    Повышенный налог для нарушителей

    В 2022 году в силу вступят новые правила применения повышенной налоговой ставки — до 1,5% в случае выдачи органами госземнадзора предписаний об устранении нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений:

    • в связи с неиспользованием для сельхозпроизводства земельного участка, «принадлежащего физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельхозиспользования в населенных пунктах» (за исключением земельных участков, указанных в абзацах четвертом и пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ);
    • в связи с использованием не по целевому назначению (неиспользованием по целевому назначению) земельного участка, «принадлежащего физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования такого земельного участка в предпринимательской деятельности».

    «В такой ситуации исчисление налога будет производиться по налоговой ставке, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ (для «прочих земель»), начиная со дня совершения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений либо со дня обнаружения таких нарушений и до первого числа месяца, в котором уполномоченным органом установлен факт устранения таких нарушений», — рассказали в ФНС. Норма направлена на обеспечение использования земель по целевому назначению, добавили там.

    Фото:Alexey Smyshlyaev / Shutterstock.com

    Степан Хантимиров, юрист адвокатского бюро Asterisk:

    — Подобная практика применялась и раньше: налоговая выявляла нарушение и в судебном порядке доначисляла налог по повышенной ставке. Теперь закон позволяет делать это напрямую. Речь идет о нецелевом использовании участков для ведения сельскохозяйственного производства, личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества и ИЖС.

    По закону земля должна использоваться в соответствии со своим назначением. Если собственник не соблюдает это условие, то он должен платить земельный налог по повышенной ставке — 1,5%. Сейчас ставка для указанных земель составляет 0,3% (максимальный порог, саму ставку устанавливают муниципалитета). Например, если у человека сельхозземля, а он не выращивает на ней культуры и построил дом для круглогодичного проживания. В таком случае ставка земельного налога для него будет 1,5% вместо 0,3%.

    Любовь Филимонова, руководитель бухгалтерской компании «Фаворит»:

    — По повышенной ставке нарушители будут платить в 2023 году, поскольку начисление земельного налога происходит в следующем году по окончании налогового периода. Земельный налог для указанных категорий земель рассчитывается по ставке 0,3%. Допустим, кадастровая стоимость участка 6 млн руб., налог составит 18 тыс. руб. Если условия использования нарушены, то нужно будет заплатить по ставке 1,5%, или 90 тыс. руб. Получается на 72 тыс. руб. больше. Уменьшат налог только в случае, если собственник приведет участок в первоначальный вид, но сделать это практически невозможно.

    Кадастровая стоимость земли в 2022 году: изменения

    Пресс-центр

    Новости

    Президент России подписал поправки в закон о совершенствовании государственной кадастровой оценки

    Президент России Владимир Путин 31 июля подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на совершенствование государственной кадастровой оценки.

    Как ранее отметила заместитель Председателя Правительства Виктория Абрамченко, концепция закона исходит из принципа – любое исправление ошибок в кадастровой оценке должно толковаться в пользу правообладателей недвижимости.

    Так, если исправление привело к уменьшению стоимости, то новая стоимость применяется ретроспективно взамен оспоренной. Если стоимость увеличилась – она будет применяться только со следующего года.

    «При разработке закона рассмотрены и максимально учтены замечания и предложения граждан и участников рынка. Принятый закон позволит защитить интересы всех заинтересованных лиц», – сообщил руководитель Росреестра Олег Скуфинский.

    Согласно закону, теперь будет применяться новый и более совершенный механизм пересмотра результатов государственной кадастровой оценки в случае серьезного снижения цен на рынке недвижимости.

    С 2022 года будет установлен единый цикл кадастровой оценки и единой даты оценки – раз в четыре года (для городов федерального значения – раз в 2 года по их решению). Сегодня в регионах кадастровая оценка проводится неравномерно по видам объектов недвижимости, что ставит правообладателей, владеющих объектами недвижимости в разных субъектах РФ, в неравные экономические условия.

    Законом предусмотрен эффективный административный механизм установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в государственном бюджетном учреждении (ГБУ), что позволит сократить для клиента судебные издержки на разрешение данного вопроса.

    Кроме того, прописан механизм привлечения к ответственности директоров бюджетных учреждений за некачественную кадастровую оценку – она будет зависеть от доли (более 20%) подтвержденных судом некорректных отказов в исправлении кадастровой стоимости в соответствии ст. 21 Закона о кадастровой оценке.

    Законом устанавливается режим непрерывного надзора со стороны Росреестра за проведением государственной кадастровой оценки – не только на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, но также соблюдения методических указаний о государственной кадастровой оценке. Кроме того, Росреестр будет ежегодно размещать информацию о выявленных нарушениях. Это позволит государственным бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, уполномоченным на определение кадастровой стоимости, учитывать соответствующую информацию в рамках своей деятельности, что снизит общее количество нарушений.

    Также среди основных новаций закона – расширение перечня информации, которую Росреестр предоставляет региональным бюджетным учреждениям для определения кадастровой стоимости (с 1 января 2022 года они начнут получать сведения о ценах сделок и сведения реестра границ), а также установление переходного периода (до 1 января 2023 года), в течение которого высший исполнительный орган власти субъекта может самостоятельно определить момент начала исполнения бюджетным учреждением полномочий по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной. Кроме того, сохраняется запрет на проведение бюджетным учреждением всех видов рыночной оценки.

    Также учтено предложение по изменению подхода к обеспечению права заинтересованных лиц установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной.

    В соответствии с законом скорректированы положения Земельного кодекса и Лесного кодекса Российской Федерации о проведении государственной кадастровой оценки.

    Федеральный закон вступает в силу через 10 дней после опубликования на официальном портале правовой информации.

    В 2022 году по всей России пройдет кадастровая оценка земельных участков

    В 2022 году по всей России пройдет кадастровая оценка земельных участков

    Управление Росреестра по Чувашии сообщает, что в 2022 году одновременно во всех субъектах РФ впервые пройдет массовая кадастровая оценка земельных участков. Кадастровая стоимость устанавливается согласно характеристикам, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В конце года Росреестр передаст бюджетному учреждению «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии все данные по земле. В нашей республике именно «Чуваштех» определяет кадастровую стоимость всех объектов недвижимости.

    Чтобы оценка была достоверной и справедливой, Росреестр рекомендует гражданам и юрлицам удостовериться, что данные, зафиксированные в ЕГРН по их земельным участкам, актуальные. Для этого необходимо зайти на Публичную кадастровую карту, ввести кадастровый номер участка. Выйдут все характеристики: категория, площадь, вид разрешенного использования. Также можно заказать выписку из ЕГРН, где будут указаны вышеназванные факты, и сравнить их с документами, которые есть на руках: это правоудостоверяющие документы (свидетельство о праве собственности, госакт, выписка из ЕГРН). Если обнаружили неточность или неполноту сведений, то сразу нужно обратиться с заявлением об уточнении характеристик в МФЦ, приложив соответствующие документы. Сделать это необходимо до середины декабря 2022 года. Услуга бесплатная.

    Не за горами и 2023 год, когда во всех субъектах переоценят объекты капитального строительства (квартиры, дома, здания, помещения). В настоящий момент в Чувашии в ЕГРН значится порядка 6 тысяч объектов, у которых отсутствуют необходимые характеристики, напрямую влияющие на оценку. Это такие параметры как год ввода в эксплуатацию, материал стен.

    Руководитель Управления Росреестра по Чувашии Екатерина Карпеева уверена, что, помочь исправить ситуацию и наполнить реестр недостающими сведениями могут органы местного самоуправления. «Мы заранее выявили эти объекты, составили подробные перечни с адресами и недостающими характеристиками, разбили по районам и направили в муниципалитеты. Ждем ответную информацию».

    Между тем подать необходимые сведения в Росреестр через МФЦ могут и правообладатели, которые, прежде всего, сами заинтересованы в правдивой кадастровой оценке недвижимости. Собственники объектов капитального строительства могут ознакомиться с характеристиками принадлежащего им недвижимого имущества по той же схеме, что и владельцы земельных участков.

    По словам Юрия Иванова, директора бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии гражданам, которые не успеют своевременно подать необходимые сведения в Росреестр, не стоит волноваться. После нового года они смогут обратиться в «Чуваштехинвентаризацию», представив документы, подтверждающие внесение соответствующих изменений в ЕГРН, относительно характеристик земельного участка. Все эти изменения, отраженные в реестре, будут учтены и использованы уже в ходе кампании по кадастровой оценке. «Наше учреждение, как никто другой, заинтересовано в правильной и справедливой оценке недвижимого имущества с целью избежания в последующем судебных разбирательств по оспариванию кадастровой стоимости, – говорит Юрий Петрович. – При наличии соответствующих оснований оперативно будем реагировать на обращения заявителей и совместно с Росреестром вносить изменения в государственный реестр относительно кадастровой стоимости земельного участка».

    Напомним, что кадастровая стоимость напрямую влияет на налогообложение, поэтому уже сейчас владельцам недвижимости надлежит проделать работу по актуализации и полноте сведений, внесенных в ЕГРН, чтобы потом избежать исправлений и судебных разбирательств по оспариванию кадастровой оценки.

    READ
    Предельные размеры земельных участков по закону
Ссылка на основную публикацию