Характеристика надзорного производства

Надзорное производство

НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — это стадия уголовного процесса, в которой суд рассматривает уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

Стадия надзорного производства — это исключительная (факультативная) стадия уголовного процесса. Основная цель данной стадии заключается в том, что она обеспечивает правильное применение закона, исправляя ошибки, связанные с необоснованными и незаконными судебными решениями. Тем самым предотвращает нарушение прав и свобод человека и гражданина, восстанавливает справедливость и выполняет основные задачи уголовного судопроизводства.

Самой главной целью данной стадии является исправление приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Данная стадия реализует право подозреваемого, обвиняемого, осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, его представителя, а также прокурора ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда.

Рассмотрение дел в порядке надзора является гарантией охраны прав и интересов граждан, поскольку позволяет проверить законность и обоснованность уже вступивших в законную силу судебных решений и исправить допущенные ошибки.

При надзорном производстве действует правило о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора, которое заключается в том, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются.

Сущность надзорного производства заключается в том, что уполномоченные на то органы могут проверить приговор на состояние законности и обоснованности, но при наличии оснований для этого. Основанием для проверки законности и обоснованности судебного решения в надзорном порядке является только надзорное представление и надзорная жалоба, т. е., если свое право реализует подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, то ходатайства данных участников именуются надзорными жалобами, ходатайство прокурора именуется надзорным представлением.

Поводами для возбуждения надзорного производства могут быть любые сведения, из которых становится известно о незаконности или необоснованности приговора. При этом опротестование в порядке судебного надзора не ограничено никакими сроками, в отличие от кассационной и апелляционной инстанции.

В порядке судебного надзора возможно неоднократное рассмотрение дела в различных надзорных инстанциях, а в кассационном порядке дело может быть рассмотрено только один раз в одной судебной инстанции.

В порядке надзора могут быть пересмотрены приговоры, определения и постановления суда первой инстанции, постановления, вынесенные судьей при назначении судебного заседания, кассационные определения, постановления, вынесенные в стадии исполнения приговора, постановления нижестоящих надзорных инстанций.

Данная стадия включает следующие этапы:

1) рассмотрение жалоб, заявлений, ходатайств и представлений об опротестовании приговора или иного судебного акта;

2) истребование и изучение уголовного дела с целью решить вопрос об опротестовании судебного акта или об отказе в этом;

3) принесение протеста;

4) рассмотрение дела по протесту в суде надзорной инстанции;

5) принятие решетя.

Надзорное производство сходно с кассационным. У данных стадий судебного производства общие задачи, цели, основания для отмены или изменения приговора, ряд общих правил проверки законности и обоснованности приговоров.

У кассационного производства предметом проверки является судебное решение, не вступившее в законную силу, а у надзорного предмет проверки — судебное решение, вступившее в законную силу. В кассационной инстанции соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в надзорной судебное решение может быть пересмотрено неоднократно. Кассационная жалоба и кассационный протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, а надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных лиц или судебных или прокурорских органов.

READ
Неисполнение и нарушение обязанностей

Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 302.

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу .

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:
  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).
Характерные черты пересмотра в порядке надзора:
  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции ( Президиум ВС РФ – ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора – судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат .

Порядок возбуждения надзорного производства

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

    Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

    Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

    Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

    1. наименование суда, в который они подаются;
    2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
    3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
    4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
    5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
    6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
    7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

    В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

    Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

    К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

    Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

    К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

    Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:

    1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям , предусмотренным пунктами 1 – 5 и 7 части первой, частями третьей – шестой статьи 391.3 Кодекса;
    2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

    пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;

    После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 – 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

    • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
    • по материалам истребованного дела.

    В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

    По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

    1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
    2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

    Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

    Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

    Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

    Надзорное производство в гражданском процессе

    Гост

    ГОСТ

    Понятие надзорного производства

    Надзорное производство — это порядок пересмотра приговоров, постановлений, определений и решений органов суда первой инстанции, вступивших в силу, кассационных определений, которыми судебные постановления были изменены, оставлены без изменения или отменены.

    Производство по пересмотру определений, решений, постановлений, вынесенных судом и вступивших в силу в порядке надзора, выступает самостоятельной стадией гражданского судопроизводства.

    Производство в порядке надзора рассматривается, как:

    • форма судебного надзора;
    • способ обжалования постановлений суда;
    • институт гражданского права;
    • особый род правоотношений.

    С 01.01.2012 пересмотр постановлений и решений суда по гражданским делам (надзорное производство) осуществляется Президиумом ВС РФ — высшим органом в судах общей юрисдикции. Постановления Президиума обжалованию не подлежат. Необходимость надзорного производства обусловлена тем, что суды первой, кассационной и апелляционной инстанций не всегда могут обеспечить правильное разрешение дел и, как следствие, — защиту законных интересов, прав и свобод граждан, организаций, иных субъектов спорных правоотношений. Поэтому необходимы дополнительные процессуальные гарантии исправления допущенных нарушений, защиты законных интересов, прав и свобод указанных лиц. Данные гарантии обеспечивает Президиум ВС РФ.

    Положения о суде надзорной инстанции прописаны в Гражданско-процессуальном кодексе (гл. 41.1). Понятия «суд надзорной инстанции», «надзорное производство» и т.д. имеют конституционную основу (Конституция, ст. 126), в силу которой Верховный Суд — это высший судебный орган по делам, являющимся подсудными судам общей юрисдикции, а также осуществляет за их деятельностью судебный надзор.

    Пересмотр вступивших в силу постановлений и решений суда является дополнительной гарантией защиты законных интересов, прав и свобод граждан, организаций, иных заинтересованных лиц. Это завершающая, последняя стадия процедуры обжалования решений и постановлений суда. В последующем обжаловать судебные постановления невозможно, их пересмотр допускается только в пределах производства по новым или открывшимся обстоятельствам (гл. 42 ГПК).

    Производство по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора преследует цель — обеспечение единообразного применения закона судами (единство судебной практики). Судебные постановления и решения подлежат изменению или отмене в порядке надзора, если нарушают единообразие в применении и толковании судами норм права (п. 3 ст. 391.9 ГПК).

    Готовые работы на аналогичную тему

    Президиум Верховного суда, рассматривая конкретные дела в порядке надзора, решает вопросы, которые имеют большое значение для развития права в целом, для формирования единообразного и правильного применения судами общей юрисдикции норм права на всей территории РФ.

    Постановления Президиума ВС могут оказывать влияние:

    • на формирование всей судебной практики;
    • на единообразное применение норм права судами;
    • на возможность пересмотра судебных постановлений, вынесенных ранее, по новым обстоятельствам.

    Пересмотр в порядке надзора судебных постановлений является исключительной стадией гражданского процесса, так как значительно отличается от «обыденного» производства по проверке постановлений суда — в апелляционном суде (по порядку рассмотрения жалобы, по объекту обжалования, основаниям для изменения и отмены судебных постановлений, по полномочиям суда и т.д.), в кассационной инстанции (по основаниям для изменения и отмены обжалуемых постановлений суда).

    Функции надзорного производства в гражданском процессе

    Основной задачей гражданского судопроизводства законодатель называет своевременное и правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел. К дополнительным задачам относятся: предупреждение правонарушений, укрепление правопорядка и законности, формирование уважительного отношения к суду и закону. Решение задач гражданского судопроизводства осуществляется благодаря реализации функций гражданского судопроизводства.

    Функция гражданского судопроизводства — это деятельность суда и субъектов судебного процесса, которая обусловлена объективно значимыми целями и задачами гражданского судопроизводства. Их разрешение урегулировано нормами гражданского процессуального права. Надзорное производство — это компонент одной из процессуальных функций гражданского судопроизводства (функции пересмотра постановлений, определений, решений).

    Функции надзорного производства:

    • проверочная — проверка правильности вынесения судебных постановлений, решений, вступивших в законную силу, на предмет отсутствия нарушений законных интересов, прав и свобод человека, публичных интересов, норм права и т.д.;
    • регулятивная — разрешение гражданского дела (правового спора), который является предметом проверяемого судебного постановления; Президиум ВС имеет право изменить или отменить постановления суда первой инстанции, кассационного и апелляционного судов, принять новое постановление, не передавая при этом дело на новое рассмотрение;
    • защитная — защита оспариваемых или нарушенных законных интересов, прав и свобод граждан, организаций, субъектов трудовых, гражданских и иных правоотношений;
    • контрольная — осуществление прямого контроля со стороны Верховного Суда за деятельностью судов при разрешении гражданских дел; опосредованный или косвенный контроль над поддержанием единообразия в применении и толковании норм права судьями;
    • правообразующая — вынесение постановления Президиума ВС в надзорном производстве и вступление его в законную силу, возможность пересмотра постановлений и решений суда.

    Выделение в гражданском процессе функций надзорного производства, правильное толкование содержания каждой его функции, позволяет детально рассматривать вопрос о сущности и роли надзорного производства в достижении целей и задач гражданского судопроизводства и правосудия.

    Что такое надзорная инстанция в уголовном процессе

    Надзорное производство в уголовном процессе

    Надзорное производство в уголовном процессе играет контрольную роль. Несмотря на схожесть с апелляционным и кассационным порядком, оно имеет свои характерные особенности. Какова сущность данного этапа? Кто вправе инициировать направление протеста, и в любом ли случае направленный протест осуждённого, защитника или прокурора возымеет ожидаемый результат? Какой госорган правомочен осуществлять указанное производство? Рассмотрим подробнее.

    Понятие и значение производства в надзорной инстанции

    Судья

    То, что производство в надзоре – это отдельная стадия, подтверждается следующими аспектами:

    • установленные сроки;
    • участники судопроизводства;
    • наличие процессуального статуса участников процесса;
    • итогом выступает принятие определённого особого постановления в документарной форме.

    Из главы 48.1 УПК надзор можно определить следующим образом – это отдельная стадия уголовного судопроизводства по пересмотру вступивших в законную силу и действующих актов Верховным Судом РФ на предмет их законности.

    Особая роль надзорной инстанции (в уголовном процессе) определяется несколькими аспектами:

    Судья

    1. Эта стадия призвана осуществлять контроль соблюдения закона и обоснованности вступивших и уже исполняемых приговоров (постановлений) нижестоящих инстанций.
    2. Помимо самого обжалуемого приговора, наравне с ним проверку проходят все последующие акты, полученные в результате апелляционного и кассационного пересмотра.
    3. Протест вправе подать только специально обозначенное должностное лицо, которое регламентируется нормами уголовно-процессуального кодекса.
    4. Подача протеста не гарантирует пересмотр дела, он возможен только после предварительно принятого решения о допуске, выносимого на усмотрение судьи, который первоначально знакомится с материалами.
    5. Если жалоба подана с целью улучшения положения осуждённого, не действуют никакие процессуальные сроки. Когда бы ни был постановлен несоответствующий закону, ущемляющий права, признанного виновным человека, вердикт, он подлежит отмене или внесению в его текст изменений.
    6. Слушание дела на этапе «надзор» в уголовном процессе не является обязательным этапом. До этой стадии доходит нечасто, только в ситуациях, когда, по мнению осуждённого, он не добился правды в очередной раз.

    Основные задачи, решение которых предусмотрел законодатель, это:

    Наручники

    1. Выявление нарушений закона в деятельности нижестоящих инстанций (результатах их работы).
    2. Самостоятельное исправление обнаруженных ошибок путём изменения либо возврат дела вследствие отмены решения с разъяснением нижестоящему органу допущенных нарушений.
    3. Установление проблем правоприменения в ситуациях, когда отсутствуют прямые нормы, официальные разъяснения, обобщение и проработка.

    Выполняя задуманные законодателем задачи, этот этап судопроизводства имеет своё немаловажное значение:

    • гарантия конституционного права, осуждённый наделяется правом использовать все возможные способы своей защиты;
    • препятствие для исполнения вердиктов, вынесенных при несоблюдении материальных и процессуальных норм, не отвечающих принципам обоснованности и справедливости;
    • формирование общегосударственной практики применения закона, позиция Верховного Суда РФ (разъяснения Пленума ВС), заявленная с учётом принятого решения, является основополагающей для подобных случаев в будущем;
    • повышение уровня законности при использовании в деятельности судей разъяснений надзорного органа.

    Пересмотр в порядке надзора нужен судебной власти как система самопроверки, сделанные выводы относительно правоприменительной деятельности обязательны для всех госорганов без исключения.

    Схожесть и различие с другими стадиями пересмотра судебных решений

    Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:

    1. Преследуемые цели.
    2. Правовое значение.
    3. Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
    4. Запрет на ухудшение положения осуждённого.
    5. Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
    6. Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
    7. Основания признания незаконными обжалуемых актов.

    В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:

    Дело

    • по виду судебных актов, направленных для пересмотра;
    • по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
    • процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
    • процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
    • уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.

    Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.

    Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.

    Кассационное обжалованиеОбжалование в порядке надзора
    Участники судопроизводства
    Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ.Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители)
    Поставленные задачи
    Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия.
    Обжалуемые документы
    Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции.Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции.
    Госорган, рассматривающий дело
    Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд.Верховный Суд РФ
    Гарантия разбирательства при получении жалобы
    Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения.Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку.
    Рассматриваемые вопросы
    проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представленииНеограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним.
    Сроки принесения протеста
    Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания.

    Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.

    Порядок производства в суде надзорной инстанции

    Процедура рассмотрения, установленная на основе многолетней практики, состоит из нескольких этапов:

    Ручка

    1. Подача жалобы. На этом этапе лицо, имеющее законное право обратиться, составляет документ с учётом всех обязательных требований, содержащихся в кодексе. Представление направляется и подписывается главным лицом в прокурорской иерархии.
    2. Если направленное ходатайство имеет нарекания к содержанию, в нём отсутствуют обязательные для написания пункты, а именно:указание адресата, которому направлено обращение (Верховный Суд РФ),сведения о самом заявителе (Ф.И.О., адрес, при заключении под стражу – места отбывания наказания, данных о том, какое положение занимает в процессе), подробная информация обо всех имеющихся решениях по рассматриваемому делу, с указанием реквизитов, содержания, принимавшие их органы,аргументация обращения, законодательно установленные причины для пересмотра, указание на нарушаемые принятыми актами права и свободы лиц, ранее не участвовавшие в процессе,просительная часть, где излагается желание заявителя;роспись подающего лица,то в течение десятидневного срока поданные документы возвращаются назад. А также причиной возврата будет считаться отсутствие документов, с печатью и подписью государственного органа, подлежащих отмене или изменению, по мнению жалобщика.
    3. Приложенные документы и само обращение сначала тщательнопросматривается одним судьёй ВС РФ, материалы дела остаются в месте первоначального рассмотрения и только при необходимости судья истребует их.
    4. После изучения судья решает вопрос о направлении в Президиум ВС либо об отказе в передаче с обязательным обоснованием своей позиции, которая при желании оспаривается заявителем. Председатель ВС РФ или его заместитель, сочтя постановление не обоснованным, отменяет его и передаёт жалобу на рассмотрение. Лицо, отменившее постановление лишается возможности принимать участие в дальнейшем разбирательстве.
    5. Заседание Президиума. Период, отведённый для установления отсутствия/наличия нарушений, составляет от 1 месяца – только по приложенным отправителем копиям, до 2 месяцев в случае запроса материалов дела там, где оно находится (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

    Судебное заседание проводится при участии лиц, обратившихся с ходатайством. Прокурор присутствует обязательно.Неявка других участников не препятствует заседанию. Все происходящее фиксируется в протоколе. Ознакомившиеся с протоколом участники при обнаружении неточностей или искажения приносят замечания.

    Докладчик объясняет обстоятельства дела, коллеги могут спрашивать и уточнять интересующие моменты.Потом заслушивается прокурор. Участники, вызванные в заседание, вправе выступить, давая пояснения по существу. При явке нескольких лиц, первым заслушивают заявителя.

    Зал суда

    Любой из вопросов выносится на голосование, большинство голосов является решающим фактором. Именно большинство, равенство количества проголосовавших за пересмотр даёт прямо противоположный отрицательный результат.По окончании заседания принимается постановление, не подлежащее оспариванию, действующее с момента провозглашения.

    Важно понимать, что отмена обвинительного вердикта для осуждённого не даёт оснований полагать появление оправдательного вердикта при новом разбирательстве.

    Пределы прав надзорной инстанции

    Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.

    Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:

    • правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
    • процедурные нарушения должны отсутствовать.

    При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.

    Какие нарушения можно считать существенными, указано в нескольких примерах:

    Документы

    1. Имело место изготовление протокола секретарём в заседании по частям, каждая из которых отдельно не была заверена, только в конце стояла подпись председательствующего и секретаря, а между тем ведение протокола осуществлялось двумя лицами.
    2. Отказ в допросе свидетеля, о вызове которого настаивала сторона обвинения, по причине того, что его слова «не относятся к существу предъявленного обвинения», является препятствием к представлению доказательств. Сторона обвинения была лишена возможности подтвердить обвинение.
    3. Описательно – мотивировочная часть не содержит описания умысла, не расписано, почему сделаны такие выводы, если исследованные доказательства не в полной мере подтверждают эту позицию.
    4. Признание виновным за совершение нескольких преступлений, когда состав одного охватывает состав другого и назначение наказания в большем размере.
    5. Непредставление переводчика на любом этапе следствия и судебного заседания.

    Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого.

    Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:

    Молоток

    • отказ в удовлетворении протеста;
    • отмена и прекращение производства;
    • возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
    • изменение документа;
    • отмена и передача для нового разбирательства.

    Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.

    При отмене или внесении изменений в определения, постановления, акцентируется внимание на разъяснение причин. В новом процессе важно не повторять аналогичных ошибок.

    Советы юриста

    После вступления в законную силу приговор может быть отменён:

    • в кассации;
    • в надзорном порядке;
    • при установлении новых обстоятельств.

    Чтобы не дошло до обращения в ЕСПЧ, высший судебный орган государства проводит проверку решений подконтрольных инстанций. Ситуаций, когда действительно требуется вмешательство, не так уж много.

    За пределами своего государства у граждан России есть конвенционное право обращения в Страсбургский суд (ЕСПЧ), в полномочия которого входит:

    Юрист

    1. Признавать факт нарушения прав человека.
    2. Присуждать компенсацию жертвам.
    3. Давать заключения, носящие консультативный характер с предписанием государству об устранении несоблюдения прав человека с изложением необходимых мер.

    Например, по данным статистики, полученным отВерховного Суда РФ, был опубликован обзор, включающий все жалобы, преодолевшие первоначальный фильтр в течение календарного года иитоги рассмотрения. Согласно данной информации, было рассмотрено всего 161 уголовное дело в отношении 181 осуждённого (когда в рамках одного производства выносился общий акт для соучастников).

    Из этого числа контрольный орган:

    • отменил 7 приговоров и постановлений;
    • изменил 27 обвинительных приговоров.

    Как видно из представленных цифр, процент обращений крайне низок. Это можно объяснить тем, что первоначальная проверка фильтрует жалобы на предмет аргументации, нарушение закона необходимо подтвердить, и оно обязательно должно быть существенным. Написать просто о несогласии с постановленным приговором недостаточно, в целях экономии времени высококвалифицированных судей, подобные обращения отсеиваются на стадии принятия.

    Вывод можно сделать следующий: либо это третья ступень проверки и два предыдущих этапа – апелляционный и кассационный лишь в редких ситуациях не справляются с выявлением несоблюдения закона, либо в силу юридической неграмотности не все обращения доходят до адресата, даже при наличии веских оснований.

    Понятие надзорного производства

    Понятие надзорного производства

    Надзорное производство в уголовном процессе имеет много общего с апелляционным и кассационным порядком, хотя и отличается некоторыми характерными особенностями.

    Многих интересуют вопросы, что значит, возбуждено надзорное производство, какой орган имеет право осуществлять данное производство и кто может инициировать направление протеста.

    Что такое надзорное производство? Понятие надзорного производства включает в себя стадию уголовного процесса, где по ходатайству осужденного или его защитника вышестоящий суд или прокурор проверяет законность приговоров судов первой инстанции, а также судебных постановлений, вынесенных в надзорном или кассационном порядке.

    Цель надзорного производства направлена на исправление ошибок суда и обеспечение законных интересов и прав участников процесса.

    Надзорная жалоба направляется непосредственно в суд надзорного органа с приложением копий:

    • решения или приговора, которые обжалуются;
    • приговора надзорного, апелляционного или кассационного органа, если он выносился по данному делу;
    • других процессуальных документов, в которых заявителем подтверждаются доводы, изложенные в жалобе.

    Рассмотрение ходатайства судом надзорного органа должно быть проведено не позднее 15 суток и не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения Верховным Судом РФ.

    Согласно ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса, по итогам рассмотрения надзорной жалобы суд надзорной инстанции имеет право принимать следующие решения:

    Если осуждено было несколько субъектов, а надзорная жалоба была предъявлена только в отношении одного из них, то надзорное производство дает право проверять дела в отношении всех осужденных.

    В порядке надзора при рассмотрении дела суд может смягчить наказание, назначенное осужденному, но не вправе усилить наказание и применить закон о более тяжком преступлении.

    При рассмотрении уголовного дела, суд надзорной инстанции не имеет права:

    • считать доказанными факты, отвергнутые или не установленные в приговоре;
    • решать вопросы о преимуществах одних доказательств над другими, достоверности или недостоверности доказательств, а также доказанности или недоказанности обвинения;
    • принимать решения о применении судом апелляционного органа и о мере наказания.

    Предметом надзорного производства может быть только судебное решение, вступившие в законную силу, в отличие от кассации. Отменяя определение суда кассационного органа, суд надзора не имеет право выносить выводы, сделанные судом кассации при повторном рассмотрении уголовного дела.

    Сущность и значение надзорного производства

    Сущность и значение надзорного производства

    Производство в надзорной инстанции играет важную роль в уголовном процессе. Согласно гл. 48, 1 УПК РФ, надзор является отдельной стадией уголовного судебного производства, где пересматривают действующие и новые акты, вступившие в законную силу, на предмет законности.

    Подтверждением надзорной инстанции служат:

    • участники судебного процесса;
    • участники имеют процессуальный статус;
    • установленные сроки;
    • принятие постановления в документальном виде.

    Роль надзора в судопроизводстве:

    • предназначается для проверки соблюдения законов, постановлений стоящих ниже органов и оценки обоснованности приговоров, вступивших в силу;
    • кроме обжалуемого постановления или приговора, контролю подвергаются все акты, созданные в ходе кассационного и апелляционного пересмотра;
    • факт подачи протеста не гарантирует пересмотр дела;
    • протест имеет право подавать должностное лицо, согласно нормам УПК.

    Сущность и значение надзорного производства

    Пересмотр дела возможен только:

    • если жалоба подается ради улучшения положения осужденного лица;
    • после вынесения предварительного решения о допуске на усмотрение судьи.

    Уголовный процесс не часто доходит до этапа «Надзор». Слушание дела на данной стадии не является обязательным. Это случается только в том случае, если осужденный считает, что не смог в очередной раз добиться правды.

    Перед надзорным производством законодатель установил главные задачи:

    1. Выявление нарушений действующих законодательных актов нижестоящими судебными инстанциями.
    2. Устранение проблем в виду отсутствия официальных разъяснений к применениям правовых норм.
    3. Выявление и исправление ошибок и допущенных нарушений (преднамеренных или непреднамеренных) путем возврата дела нижестоящему органу или изменения приговора.

    Надзорное производство служит:

    • для общей характеристики апелляционного производства с гарантией конституционных прав, то есть, осужденный имеет право использовать для своей защиты все доступные средства;
    • препятствием для вынесения несправедливых вердиктов судами при несоблюдении норм;
    • средством повышения законности в работе судов путем использования разъяснительных методов надзорных инстанций.

    Надзорное производство в прокуратуре выгодно не только осужденному и стороне защиты. В порядке надзора пересмотр уголовного дела нужен самим судьям. Надзорная инстанция выступает здесь в качестве органа самопроверки.

    Сходства надзора с другими этапами пересмотра дела:

    Результатом работы всех этапов может стать отмена выносимых актов из-за признания их неправомерными.

    Отличия между надзором и апелляцией:

    1. Направляемые на пересмотр различные виды судебных актов.
    2. Процессуальные сроки, урегулирование решений (сроки для надзора не регламентированы законом, а в апелляции сроки указаны в УПК РФ).
    3. Субъективный состав (в апелляционном органе нет такого понятия, как заявитель).
    4. Процедура пересмотра.

    В надзорном производстве доказательства не подвергается сомнению, в то же время апелляция может повторно рассматривать дела с новым исследованием доказательной базы.

    Различия между надзором и кассационным порядком:

    Порядок производства

    Процедура надзорного производства установлена на основе многолетней судебной практики и состоит из этапов:

    Решение об изменении или отмене приговора принимается большинством голосов. При их равенстве надзорная жалоба считается отклоненной, кроме случаев, когда выбрана мера в виде смертной казни.

    Надзорная жалоба об отмене смертной казни считается удовлетворенной, если за оставление данной меры наказания проголосуют менее 2/3 членов Президиума ВС РФ, присутствующих на заседании.

    Правовые полномочия надзорного органа

    Надзор может выходить за рамки поступившего иска. Надзорная инстанция носит ревизионный характер, имея абсолютный контроль законности полученной документации.

    Правовые полномочия надзорного органа

    Верховный Суд РФ имеет следующие полномочия:

    • прекращение судопроизводства;
    • отказ в удовлетворении протеста;
    • изменение документа;
    • возврат дела без рассмотрения;
    • отмена приговора.

    Отмена может касаться не всех документов, а только тех, которые вынесли в кассации. У граждан нашего государство есть право обращаться в ЕСПЧ (Страсбургский суд), который может признавать факт нарушения прав, а также давать заключения об устранении несоблюдения прав человека.

    Чтобы дело не дошло до обращения в данный орган, проводится контроль решений нижестоящих инстанций. Требующих вмешательство ситуаций не так уж много.

    Процент отмены вердикта надзорным органом в 2022 году равняется около 10%, изменению подлежат 15-20% обвинительных приговоров.

    Производство в суде надзорной инстанции: понятие, значение и порядок

    Конституция РФ гарантирует гражданам судебную защиту их прав, свобод и законных интересов. Повысить эффективность отправления правосудия, исправить ошибки судопроизводства позволяет пересмотр судебных решений и определений в порядке надзора.

    Надзорным производством принято считать способ проверки вступивших в законную силу постановлений суда.

    Надзорное производство в уголовном процессе, административных и гражданских делах, подсудных судам общей юрисдикции, осуществляет Верховный суд Российской Федерации.

    Полномочия надзорной инстанции

    Обжалованию в Президиуме Верховного суда РФ подлежат решения и определения, выданные судами первой, кассационной и апелляционной инстанций, включая региональные верховные, окружные военные суды, коллегиальные подразделения российского высшего судебного органа. Президиум Верховного суда рассматривает жалобы на вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, которые были приняты им по первой инстанции, если данные постановления являлись предметом апелляционного рассмотрения.

    После изучения надзорных жалоб судья Верховного суда РФ уполномочен вынести определение:

    • отказывающее в передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
    • разрешающее направить надзорную жалобу, представление с делом в судебное заседание Президиума ВС РФ.

    Председатель Верховного суда или его заместитель имеют право выразить несогласие с определением, которое вынес судья ВС РФ об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании. В этом случае выносится определение об отмене отказа, и надзорная жалоба направляется в судебное заседание.

    При отмене судебных актов в порядке надзора Верховный суд руководствуется следующими основаниями, которые являются нарушением:

    • прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, международными договорами, общепризнанными нормами и принципами международного права;
    • прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

    Судебный акт может быть также отменен по причине единообразия в толковании и применении судом правовых норм.

    Надзорная жалоба изучается судьей. Если есть необходимость истребования дела, судья имеет право своим определением приостановить исполнение решения суда до завершения процессуальных действий в суде надзорной инстанции. Срок обжалования судебного постановления в суде надзорной инстанции составляет 3 месяца со дня его вступления в силу.

    При нарушении срока по уважительным причинам может быть принято представление о его восстановлении по заявлению заинтересованного лица.

    Оформление жалобы

    Производство в суде надзорной инстанции начинается с подачи надзорной жалобы. К форме и содержанию документа предъявляются серьезные требования. В нем указывается:

    • наименование судебного органа, в который подается жалоба;
    • ФИО лица, подающего жалобу, его место жительства или непосредственное местонахождение;
    • наименование лиц, которые участвуют в деле, их адреса;
    • суды, рассмотревшие дело по первой, кассационной или апелляционной инстанциям;
    • обжалуемые судебные постановления;
    • основание для пересмотра в порядке надзора с обоснованием причин;
    • просьба лица, направляющего жалобу.

    Надзорная жалоба подписывается лицом, которое ее подает. Закон допускает подачу документа представителем заинтересованного гражданина. В этом случае в обязательном порядке прилагается доверенность или иное документальное удостоверение полномочий представителя. Надзорное представление подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. К надзорной жалобе прилагаются копии постановлений по делу, принятые соответствующим судом. К жалобе также прикладывается квитанция об уплате государственной пошлины.

    Этапы производства по надзору

    Предмет апелляционного рассмотрения надзорной жалобы – это судебная проверка законности, справедливости и обоснованности судебного решения.

    Объектом надзорного пересмотра считаются вступившие в законную силу приговоры, определения и иные судебные акты. При рассмотрении производств в порядке надзора президиум Верховного суда РФ четко соблюдает стадии проведения подобных судебных заседаний. Лицам, участвующим в деле, отправляются копии определения о передачи надзорной жалобы для рассмотрения. Граждане извещаются о дате, времени и месте проведения заседания суда.

    Неявка лиц, заинтересованных в рассмотрении дела, не является препятствием для рассмотрения производства в порядке надзора.

    Сроки рассмотрения надзорной жалобы в ВС РФ ограничиваются двумя месяцами, если не было истребовано дело. В случае необходимости получения производства, срок увеличивается. Он может составлять не более трех месяцев.

    В судебном заседании могут присутствовать лица, которые участвуют в деле, их представители и иные граждане, интересы которых непосредственно затронуты в обжалуемом судебном постановлении. Порядок проведения судебного заседания при рассмотрении надзорной жалобы включает следующие этапы:

    1. Изложение обстоятельств дела судьей-докладчиком, включая доклад о содержании судебных постановлений, доводы надзорной жалобы.
    2. Получение объяснений по делу от лиц, участвующих в рассмотрении надзорной жалобы. Первым право выступить имеет гражданин, подавший жалобу.
    3. Принятие судом постановления по результатам рассмотрения надзорной жалобы.

    Прения сторон в судебном заседании не предусмотрены. Все вопросы решаются посредством голосования. Равное количество голосов означает отклонение надзорной жалобы.

    Президиум ВС РФ вправе:

    • не изменять постановление предыдущей судебной инстанции;
    • отменить решение суда первой, кассационной, апелляционной инстанций частично или полностью и вновь отправить дело на рассмотрение, прекратить производство по делу;
    • оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
    • отменить или изменить постановление предыдущей судебной инстанции, принять новое решение, не передавая дело на рассмотрение;
    • при наличии оснований оставить надзорную жалобу без рассмотрения.

    Содержание постановления суда

    По итогам судебного разбирательства суд выносит постановление. Документ содержит следующую информацию:

    • наименование суда, его состав;
    • дата и место принятия постановления;
    • производство, по которому принято решение;
    • ФИО лица, подавшего надзорную жалобу;
    • фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании;
    • данные из обжалуемых судебных постановлений;
    • мотивы, которыми руководствовались судьи при вынесении постановления.

    Задача, стоящая перед судом надзорной инстанции заключается в проверке правильности толкования и применения правовых норм судами первой, кассационной, апелляционной инстанций. При этом необходимо учитывать, что Президиум Верховного суда не имеет право проводить проверку законности судебных решений в той части, в которой они не обжалуются.

Ссылка на основную публикацию