Статья 12.20 КоАП РФ – Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами

Статья 12.20 КоАП РФ. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки

Новая редакция Ст. 12.20 КоАП РФ

Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Комментарий к Статье 12.20 КоАП РФ

1. Объект правонарушения – безопасность дорожного движения. Технические требования к внешним световым приборам, при несоблюдении которых запрещается эксплуатация транспортных средств, установлены Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 127).

2. С объективной стороны данное правонарушение складывается из ряда противоправных действий (бездействия), связанных с правилами пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

Для привлечения виновного к ответственности по данной статье необходимо установить, какие специальные правила пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией были нарушены. Нарушение правил пользования световыми приборами может выражаться в отсутствии световых приборов, непереключении дальнего света на ближний в установленных случаях, неиспользовании аварийной световой сигнализации при ослеплении и др.

3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме неосторожности.

4. Субъектом правонарушения является водитель, нарушивший правила пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

Другой комментарий к Ст. 12.20 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект правонарушения – безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, Правила дорожного движения. Непосредственным объектом выступают правила пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

2. С объективной стороны правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, складывается из ряда противоправных действий (бездействия), связанных с правилами пользования: внешними световыми приборами; звуковыми сигналами; аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

Учитывая, что диспозиция ст.12.20 является бланкетной, для привлечения виновного к административной ответственности необходимо установить, какие специальные Правила внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки были нарушены.

Нарушение правил пользования световыми приборами может выражаться в: отсутствии световых приборов на транспортном средстве; непереключении дальнего света на ближний в случаях, предусмотренных Правилами дорожного движения; неиспользовании аварийной световой сигнализации при ослеплении; неиспользовании в условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням фар ближнего света, противотуманных фар и задних противотуманных фонарей и др.

Нарушение правил пользования звуковыми сигналами выражается в их использовании в случаях, не предусмотренных Правилами дорожного движения.

Звуковые сигналы могут применяться только для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов и в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала (или совместно с ним) может подаваться световой сигнал, который представляет собой в светлое время суток – периодическое кратковременное включение и выключение света фар, а в темное время суток – многократное переключение света фар с ближнего на дальний свет.

5. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной в форме неосторожности.

6. Субъектом правонарушения является водитель транспортного средства, который нарушил правила пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

Энциклопедия судебной практики. Административные правонарушения в области дорожного движения. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки (Ст. 12.20 КоАП)

Энциклопедия судебной практики
Административные правонарушения в области дорожного движения. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки
(Ст. 12.20 КоАП)

1. Управление транспортным средством без ближнего света фар или дневных ходовых огней квалифицируется по ст. 12.20 КоАП РФ

Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному в отношении [ФИО] по ст. 12.20 КоАП РФ, [ФИО], в нарушение п. 19.5 ПДД РФ управлял транспортным средством без ближнего света фар или дневных ходовых огней.

Данные действия [ФИО] постановлением инспектора ДПС ОГИБДД квалифицированы по ст. 12.20 КоАП РФ.

Признавая законным постановление о привлечении [ФИО] к административной ответственности, судья городского суда исходил из доказанности факта наличия в действиях [ФИО] состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.20 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в темное время суток водитель в нарушение пункта 19.1 Правил дорожного движения управлял автомобилем с выключенными габаритными и дневными ходовыми огнями и без ближнего света фар.

Действия водителя по статье 12.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы верно.

По делу установлено, что [ФИО] управлял автомобилем с невключенным ближним светом фар, чем нарушил п. 19.5 Правил дорожного движения и совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.20 КоАП РФ.

Из материалов дела следует и судом установлено, что [ФИО] в нарушение п. 19.5 ПДД РФ, управляя транспортным средством, не включил ближний свет фар.

Отказывая [ФИО] в удовлетворении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что оснований для отмены или изменения указного постановления не имеется. Обстоятельства данного дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о том, что [ФИО] было совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.20 КоАП РФ.

Водитель, управляя автомобилем, не включил ближний свет фар в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства на проезжей части дороги, чем нарушил п. 19.5 Правил дорожного движения.

Действия водителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Управление транспортным средством с нерабочими или выключенными габаритами квалифицируется по ст. 12.20 КоАП РФ

Объективная сторона состава данного административного правонарушения [предусмотренного ст. 12.20 КоАП РФ] – действие или бездействие, состоящее в нарушении требований Правил дорожного движения, определяющих порядок пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

Под внешними световыми приборами следует понимать устройства для освещения дороги, государственного регистрационного знака, а также устройства световой сигнализации (п. 6 разд. 2 Технического регламента Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”).

Согласно п. 19 гл. II приложения N 5 к Конвенции о дорожном движении к внешним световым приборам относятся: фонари дальнего и ближнего света, противотуманные фонари, контурные габаритные фонари, фонари указателей поворота, световозвращатели, устройство освещения заднего номерного знака, стоп-сигналы, стояночный фонарь, аварийный сигнал, дневной ходовой фонарь, фонарь заднего хода, дополнительные фонари (прожекторы, фары-искатели и т.п.), стояночный фонарь.

Как следует из материалов дела, водитель, управляя транспортным средством, двигался с нерабочими габаритами задней части автомобиля, чем нарушил п. 19.1 ПДД РФ.

В данном случае, оценив имеющиеся в деле доказательства и допросив в судебном заседании инспектора ДПС, свидетеля, а также лицо, привлекаемое к административной ответственности, судья пришел к верному выводу о доказанности как события административного правонарушения, так и вины водителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.20 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в темное время суток водитель в нарушение пункта 19.1 Правил дорожного движения управлял автомобилем с выключенными габаритными и дневными ходовыми огнями и без ближнего света фар.

Действия водителя по статье 12.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы верно.

3. Нарушение ПДД РФ, выразившееся в том, что водитель не включил аварийную сигнализацию и не выставил знак аварийной остановки после ДТП или в случае поломки автомобиля, квалифицируется по ст. 12.20 КоАП РФ

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что [ФИО] после совершения дорожно-транспортного происшествия не включил аварийную сигнализацию и не выставил знак аварийной остановки, чем нарушил п. 2.5 ПДД РФ.

При вынесении должностным лицом постановления о назначении [ФИО] административного наказания последний наличие события административного правонарушения [предусмотренного ст. 12.20 КоАП РФ] и назначение административного наказания не оспаривал, о чем на бланке постановления имеется его подпись.

Из материалов дела следует, что [ФИО] в нарушение п. 7.2 ПДД после ДТП не включил аварийную световую сигнализацию.

По данному факту инспектором ДПС ГИБДД [ФИО] привлечен к административной ответственности по ст. 12.20 КоАП РФ.

[ФИО] остановил свой автомобиль по причине его поломки в месте, где остановка запрещена, аварийная сигнализация включена им не была, знак аварийной остановки не выставлен, что и образует в его действиях состав правонарушения предусмотренного ст. 12.20 КоАП РФ.

4. Включение аварийной сигнализации в не предусмотренных ПДД РФ случаях не угрожает безопасности дорожного движения в отличие от ее неиспользования при наличии опасности и поэтому не является административным правонарушением, предусмотренным ст. 12.20 КоАП РФ

Как следует из оспоренных постановления и.о. командира ОБ ДПС ГИБДД и решения суда, [ФИО] привлечен к административной ответственности по ст. 12.20 КоАП РФ за то, что использовал аварийную световую сигнализацию в не предусмотренном Правилами дорожного движения случае, однако это не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.20 КоАП РФ.

При таком положении, когда другие случаи включения аварийной сигнализации не указываются в Правилах дорожного движения конкретно, а водитель должен это делать по своему усмотрению с учетом сложившейся обстановки, выполнение водителем данного требования ни при каких условиях не может квалифицироваться как административное правонарушение, поскольку ответственность по ст. 12.20 КоАП РФ в части нарушения пользования аварийной сигнализацией может наступить только за ее невключение в прямо предусмотренных Правилами дорожного движения случаях.

Исходя из того, что объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в действиях водителя отсутствует как объект вмененного правонарушения, поскольку включение аварийной сигнализации не угрожает безопасности дорожного движения в отличие от ее неиспользования при наличии опасности, так и объективная сторона, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

5. Применение звукового сигнала при движении в жилой зоне при отсутствии необходимости предотвратить дорожно-транспортное происшествие является административным правонарушением, предусмотренным ст. 12.20 КоАП РФ

В соответствии с пунктом 19.10 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090, (далее – ПДД РФ), звуковые сигналы могут применяться только для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов и в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, [ФИО1] привлечена к административной ответственности по статье 12.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что, управляя транспортным средством, подала звуковой сигнал при движении в жилой зоне.

По делу установлено, что гражданин [ФИО2] обратился с заявлением в Управление ГИБДД, в котором указал, что женщина-водитель, двигаясь по дворовой территории, без объективной необходимости и при отсутствии обстоятельств, указанных в п. 19.10 ПДД РФ, неоднократно применила звуковой сигнал значительной громкости, что сильно напугало его малолетнего сына.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В блоке “Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ. Нарушения в области дорожного движения ” собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения положений главы 12 “Административные правонарушения в области дорожного движения” Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. содержание материалов Энциклопедии судебной практики

При подготовке блока “Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ. Нарушения в области дорожного движения” использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Раченковой и М. Михайлевской.

Статья 12.20. КоАП РФ. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки

Ст 12.20 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Комментарий к статье 12.20. КоАП РФ:

1. Объектами рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

2. С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, заключается в нарушении правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

В п. 19 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1883 г. N 1090 (с изм. и доп.), изложены правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Так, в частности, в темное время суток и в условиях недостаточной видимости должны быть включены фары дальнего и ближнего света на всех механических транспортных средствах и мопедах; на прицепах – габаритные огни. Дальний свет должен быть переключен на ближний в населенных пунктах, если дорога освещена, при встречном разъезде во избежание ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог должны быть включены габаритные огни. При движении в светлое время суток ближний свет фар должен быть включен на мотоциклах и мопедах, при движении в организованной транспортной колонне, при организованной перевозке групп детей в автобусах или на грузовых автомобилях, при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, при буксировке механических транспортных средств. Кроме того, при движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен при движении вне населенных пунктов. Установлены также правила пользования фарой-прожектором, фарой-искателем, противотуманными фонарями и др.

Звуковые сигналы могут применяться только в двух случаях: а) для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов; б) когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Правила применения аварийной сигнализации и знаков аварийной остановки сформулированы в п. 7 Правил дорожного движения. Так, аварийная световая сигнализация должна быть включена при: а) дорожно-транспортном происшествии; б) вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; в) ослеплении водителя светом фар; г) буксировке (на буксируемом транспортном средстве).

После включения аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен при ДТП, а также при вынужденной остановке в местах, где она запрещена.

3. Субъектом комментируемого административного правонарушения являются водители транспортных средств.

4. С субъективной стороны рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

5. Дела об административном правонарушении рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы (ДПС), его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы по данной категории дел составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки

Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

Комментарий к статье 12.20 КоАП РФ

1. Объект правонарушения – безопасность дорожного движения. Технические требования к внешним световым приборам, при несоблюдении которых запрещается эксплуатация транспортных средств, установлены Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 127).

2. С объективной стороны данное правонарушение складывается из ряда противоправных действий (бездействия), связанных с правилами пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

Для привлечения виновного к ответственности по данной статье необходимо установить, какие специальные правила пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией были нарушены. Нарушение правил пользования световыми приборами может выражаться в отсутствии световых приборов, непереключении дальнего света на ближний в установленных случаях, неиспользовании аварийной световой сигнализации при ослеплении и др.

3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме неосторожности.

4. Субъектом правонарушения является водитель, нарушивший правила пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

Другой комментарий к статье 12.20 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. К внешним световым приборам, включаемым на движущемся транспортном средстве в темное время суток, в условиях недостаточной видимости, а также в тоннелях относятся следующие световые приборы, используемые в зависимости от вида транспортного средства: фары дальнего или ближнего света, фонари, габаритные огни. См. также п. 3 комментария к ст. 12.19.

Технические требования к внешним световым приборам, при несоблюдении которых запрещается эксплуатация транспортных средств, установлены Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 127; см. п. 1 комментария к ст. 12.5).

Согласно п. 3 Перечня к внешним световым приборам транспортного средства предъявляются следующие технические требования, несоблюдение которых квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей:

– количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов должны соответствовать требованиям конструкции транспортного средства (на транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей);

– регулировка фар должна соответствовать ГОСТу Р 51709-2001;

– наличие исправных, не загрязненных внешних световых приборов и световращателей;

– наличие на световых приборах рассеивателей, использование рассеивателей и лампы, соответствующих типу данного светового прибора;

– установка проблесковых маячков с соблюдением установленных требований.

Согласно п. 7.1 – 7.3 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) аварийная световая сигнализация должна быть включена:

– при дорожно-транспортном происшествии;

– при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

– при ослеплении водителя светом фар;

– при буксировке (на буксируемом транспортном средстве).

Водитель должен включать аварийную световую сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.

2. При остановке транспортного средства и включении аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

– при дорожно-транспортном происшествии;

– при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м – вне населенных пунктов.

При отсутствии или неисправности аварийной световой сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки.

3. Порядок пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, а также условия применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки определены соответственно п. 19 и 7 Правил дорожного движения.

4. В соответствии с п. 3.4 и 3.6 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на: транспортных средствах при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке и транспортировке поврежденных, неисправных, а также иных транспортных средств в предусмотренных законом случаях, на транспортных средствах, участвующих в дорожном движении, габариты которых превышают нормы, установленные п. 23.5 Правил, а также на транспортных средствах, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные и сильнодействующие ядовитые вещества, и в случаях, установленных специальными правилами, – на транспортных средствах, сопровождающих такие перевозки. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников милиции и иных лиц.

5. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 12.12.

6. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных рассматриваемой статьей, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.

Комментарии и консультации юристов по ст 12.20 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 12.20 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки

Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Комментарий к ст. 12.20 КоАП

1. Объект правонарушения – безопасность дорожного движения. Технические требования к внешним световым приборам, при несоблюдении которых запрещается эксплуатация транспортных средств, установлены Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 127).

2. С объективной стороны данное правонарушение складывается из ряда противоправных действий (бездействия), связанных с правилами пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

Для привлечения виновного к ответственности по данной статье необходимо установить, какие специальные правила пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией были нарушены. Нарушение правил пользования световыми приборами может выражаться в отсутствии световых приборов, непереключении дальнего света на ближний в установленных случаях, неиспользовании аварийной световой сигнализации при ослеплении и др.

3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме неосторожности.

4. Субъектом правонарушения является водитель, нарушивший правила пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

Судебная практика по статье 12.20 КоАП

Доводы жалобы о том, что Кирилов Р.С. никогда не был в городе Мурманске и не управлял автомобилем “Honda Civic”, государственный регистрационный знак . , помимо изложенных выводов опровергаются вступившим в законную силу постановлением от 24 января 2014 года, которым он привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение, допущенное при управлении им транспортным средством с государственным регистрационным знаком . (л.д. 11).

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Петрова Виталия Витальевича и действующего в его интересах на основании доверенности Петрова Виталия Леонидовича на определение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 29 мая 2018 г. и определение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 3 июля 2018 г. N 7р-242, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Петрова Виталия Витальевича,

Статья 12.20 КоАП РФ. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки (действующая редакция)

Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 12.20 КоАП РФ

1. К внешним световым приборам, включаемым на движущемся транспортном средстве в темное время суток, в условиях недостаточной видимости, а также в тоннелях относятся следующие световые приборы, используемые в зависимости от вида транспортного средства: фары дальнего или ближнего света, фонари, габаритные огни. См. также п. 3 комментария к ст. 12.19.

Технические требования к внешним световым приборам, при несоблюдении которых запрещается эксплуатация транспортных средств, установлены Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 127; см. п. 1 комментария к ст. 12.5).

Согласно п. 3 Перечня к внешним световым приборам транспортного средства предъявляются следующие технические требования, несоблюдение которых квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей:

– количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов должны соответствовать требованиям конструкции транспортного средства (на транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей);

– регулировка фар должна соответствовать ГОСТу Р 51709-2001;

– наличие исправных, не загрязненных внешних световых приборов и световозвращателей;

– наличие на световых приборах рассеивателей, использование рассеивателей и лампы, соответствующих типу данного светового прибора;

– установка проблесковых маячков с соблюдением установленных требований.

Согласно п. 7.1 – 7.3 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) аварийная световая сигнализация должна быть включена:

– при дорожно-транспортном происшествии;

– при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

– при ослеплении водителя светом фар;

– при буксировке (на буксируемом транспортном средстве).

Водитель должен включать аварийную световую сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.

2. При остановке транспортного средства и включении аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

– при дорожно-транспортном происшествии;

– при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м – вне населенных пунктов.

При отсутствии или неисправности аварийной световой сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки.

3. Порядок пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, а также условия применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки определены соответственно п. 19 и 7 Правил дорожного движения.

4. В соответствии с п. 3.4 и 3.6 Правил дорожного движения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 января 2001 г. N 67) проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на: транспортных средствах при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке и транспортировке поврежденных, неисправных, а также иных транспортных средств в предусмотренных законом случаях, на транспортных средствах, участвующих в дорожном движении, габариты которых превышают нормы, установленные п. 23.5 Правил, а также на транспортных средствах, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные и сильнодействующие ядовитые вещества, и в случаях, установленных специальными правилами, – на транспортных средствах, сопровождающих такие перевозки. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.

Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников милиции и иных лиц.

5. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, см. п. 5 комментария к ст. 12.12.

6. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных рассматриваемой статьей, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.

Статья 12.20. КоАП РФ. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки

Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки

  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Комментарии к ст. 12.20 КОАП РФ

1. Объектами рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

2. С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, заключается в нарушении правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.

В п. 19 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1883 г. N 1090 (с изм. и доп.), изложены правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Так, в частности, в темное время суток и в условиях недостаточной видимости должны быть включены фары дальнего и ближнего света на всех механических транспортных средствах и мопедах; на прицепах – габаритные огни. Дальний свет должен быть переключен на ближний в населенных пунктах, если дорога освещена, при встречном разъезде во избежание ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог должны быть включены габаритные огни. При движении в светлое время суток ближний свет фар должен быть включен на мотоциклах и мопедах, при движении в организованной транспортной колонне, при организованной перевозке групп детей в автобусах или на грузовых автомобилях, при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, при буксировке механических транспортных средств. Кроме того, при движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен при движении вне населенных пунктов. Установлены также правила пользования фарой-прожектором, фарой-искателем, противотуманными фонарями и др.

Звуковые сигналы могут применяться только в двух случаях: а) для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов; б) когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Правила применения аварийной сигнализации и знаков аварийной остановки сформулированы в п. 7 Правил дорожного движения. Так, аварийная световая сигнализация должна быть включена при: а) дорожно-транспортном происшествии; б) вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена; в) ослеплении водителя светом фар; г) буксировке (на буксируемом транспортном средстве).

После включения аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен при ДТП, а также при вынужденной остановке в местах, где она запрещена.

3. Субъектом комментируемого административного правонарушения являются водители транспортных средств.

4. С субъективной стороны рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

5. Дела об административном правонарушении рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы (ДПС), его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы по данной категории дел составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Ссылка на основную публикацию