Служебный ордер на квартиру до 2005 года

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.02.2016 N 19-КГ15-42

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кликушина А.А.,

судей Вавилычевой Т.Ю., Юрьева И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова О.П. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ “Южное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства обороны Российской Федерации о признании жилого помещения утратившим статус служебного жилого помещения и признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма

по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28 апреля 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М., выслушав объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации Орлова И.Н. и Кикеевой Л.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Степанов О.П. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ “Южное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства обороны Российской Федерации о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <. >, утратившим статус служебного жилого помещения и признании за истцом права пользования данным жилым помещением на условиях социального найма.

В обоснование исковых требований истец указал, что ему в связи с прохождением военной службы на основании служебного ордера от 25 октября 2002 г. N 1722 на состав семьи из четырех человек была предоставлена указанная выше квартира. Постановлением главы администрации города Буденновска Ставропольского края от 3 декабря 2001 г. N 784-п квартира признана служебной, однако отнесение квартиры к специализированному жилищному фонду в установленном порядке в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не зарегистрировано. После увольнения в 2012 году с военной службы и прекращения в связи с этим договора найма служебного жилого помещения Степанов О.П. остался проживать в данной квартире и в силу жилищного законодательства не может быть выселен из нее без предоставления другого жилого помещения. Как полагает истец, совокупность данных обстоятельств свидетельствует о том, что спорное жилое помещение утратило статус служебного жилья и должно быть признано используемым Степановым О.П. на условиях социального найма.

Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 28 января 2015 г. в удовлетворении иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28 апреля 2015 г. решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Степанова О.П. о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма отменено, в этой части принято новое решение, которым требования Степанова О.П. удовлетворены. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М. от 12 января 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены состоявшегося по делу апелляционного определения.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы администрации города Буденновска Ставропольского края от 3 декабря 2001 г. N 784-п трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <. >, на основании ходатайства начальника Буденновской квартирно-эксплуатационной части района признана служебным жилым помещением (л.д. 37 – 40).

На основании служебного ордера N 1722, выданного 25 октября 2002 г. Буденновской квартирно-эксплуатационной частью, указанная квартира предоставлена военнослужащему Степанову О.П. на состав семьи из четырех человек (л.д. 59).

Между Буденновской квартирно-эксплуатационной частью района и Степановым О.П. 15 января 2007 г. заключен договор найма N 470 указанного служебного жилого помещения в домах Министерства обороны Российской Федерации на время переоформления, пунктом 2.17 которого установлена обязанность нанимателя освободить и сдать по акту наймодателю служебную квартиру в случае расторжения договора (л.д. 27 – 29).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. N 1470-р военные городки 6, 12 в г. Буденновске Ставропольского края исключены из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 2384 Степанов О.П. уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.

На момент рассмотрения спора в квартире проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства наниматель Степанов О.П. (л.д. 24).

Письмом от 25 августа 2014 г. N 184/3/25682нс ФГКУ “Южное региональное управление жилищного обеспечения” Министерства обороны Российской Федерации отказало Степанову О.П. в заключении договора социального найма и признании за истцом права на приватизацию данной квартиры ввиду отнесения жилого помещения к специализированному (служебному) жилищному фонду (л.д. 12).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд и предоставлено Степанову О.П. в качестве служебного жилого помещения в установленном законом порядке, статуса служебного не утратило, оснований для признания за истцом права пользования квартирой на условиях социального найма не имеется.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании за истцом права пользования жилым помещением на условиях социального найма и удовлетворяя иск в данной части, исходил из того, что постановление главы администрации города Буденновска Ставропольского края от 3 декабря 2001 г. N 784-п о признании спорной квартиры служебным жилым помещением вынесено неуполномоченным лицом, вследствие чего не принял это постановление и ордер на служебное жилое помещение в качестве допустимых доказательств по делу и на данном основании пришел к выводу о том, что квартира была предоставлена Степанову О.П. на условиях социального найма.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что апелляционное определение принято с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации.

Определяя статус спорного жилого помещения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец занимает жилое помещение на условиях социального найма.

READ
Ответственность жены по кредитам мужа

Между тем данный вывод суда не основан на нормах закона.

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В соответствии со статьями 28 – 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда – совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления.

Между тем в деле такое решение об обеспечении Степанова О.П. жилым помещением как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.

Спорное жилое помещение предоставлено Степанову О.П. в качестве служебного (л.д. 50).

В силу части 1 статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

На основании статьи 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Согласно пункту 2 постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 “О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения” ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

Действовавшим на момент предоставления Степанову О.П. спорной квартиры приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 было установлено, что в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находящиеся в закрытых военных городках, выдаются КЭЧ района.

Из содержания приведенных выше норм материального права следует, что обязательным признаком служебного жилого помещения являлось наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных.

В соответствии с действовавшим на тот период законодательством (ч. 1 ст. 101 ЖК РСФСР) помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.

Судом апелляционной инстанции не было учтено, что Жилищный кодекс РСФСР устанавливал единый порядок включения жилых помещений в состав служебных на основании решения местной администрации вне зависимости от вида жилищного фонда.

С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у главы администрации города Буденновска компетенции по отнесению в 2001 году спорной квартиры к служебным жилым помещениям не основан на законе.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением главы администрации города Буденновска Ставропольского края от 3 декабря 2001 г. N 784-п спорная трехкомнатная квартира была признана служебным жилым помещением в установленном законом порядке (л.д. 37 – 40).

Степанову О.П. указанная квартира была предоставлена после отнесения ее к служебным жилым помещениям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 “О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом” Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту “м” пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Как усматривается из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.

Решение о включении спорной квартиры в состав служебных жилых помещений, служебный ордер и решение о предоставлении истцу квартиры в качестве служебного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания спорного жилого помещения утратившим статус служебного и признания за истцом права пользования на условиях социального найма.

С учетом изложенного оснований для вывода об отсутствии у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения, отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового решения об удовлетворении исковых требований о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма у суда апелляционной инстанции не имелось.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28 апреля 2015 г. подлежит отмене, а решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 28 января 2015 г. – оставлению в силе.

READ
Закон о госслужбе 2022 с изменениями

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28 апреля 2015 г. отменить, решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 28 января 2015 г. оставить в силе.

Служебный ордер на квартиру до 2005 года

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2013 г. N 5-КГ13-18 Суд отменил принятые по делу судебные акты и принял новое решение о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, поскольку служебные жилые помещения, которые были закреплены за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации

Обзор документа

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2013 г. N 5-КГ13-18 Суд отменил принятые по делу судебные акты и принял новое решение о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, поскольку служебные жилые помещения, которые были закреплены за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горшкова В.В.,

судей Пчелинцевой Л.М. и Гетман Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 мая 2013 г. дело по иску Негробова В.И., Негробовой Е.В., Негробова А.В. к Департаменту жилищной политикии жилищного фонда г. Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации

по кассационной жалобе Негробова В.И. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Негробова В.И. и его представителя Боголюбского С.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Эльдарова А.М., полагавшего судебные постановления не подлежащими отмене,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Негробов В.И., Негробова Е.В., Негробов А.В. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска указали, что Негробову В.И. в связи с его работой в жилищно-эксплуатационной комендатуре № . жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы (далее – комендатура № . ЖКО КЭУ г. Москвы), находящейся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, на основании служебного ордера, выданного Ленинским исполкомом г. Москвы 16 апреля 1992 г. на состав семьи из четырех человек (Негробов В.И., его жена Негробова Л.H., сын Негробов А.В. и дочь Негробова Е.В.), была предоставлена трехкомнатная квартира, находящаяся по адресу: г. . В настоящее время деятельность комендатуры прекращена. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 г. № 536-ПП дом, в котором находится занимаемое истцами жилое помещение, был передан от Министерства обороны Российской Федерации в собственность г. Москвы. Истцы не могут реализовать свое право на приватизацию жилого помещения в связи с тем, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ответ на их обращение по вопросу приватизации сообщил, что занимаемая истцами квартира является служебной и приватизации не подлежит, решения об исключении ее из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не принималось.

Дело рассматривалось судами неоднократно.

Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. в удовлетворении иска отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Негробов В.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены вынесенных судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы Негробова В.И. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 29 декабря 2012 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 4 апреля 2013 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и второй инстанций, которые выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 1 февраля 1983 г. Негробов В.И. был принят на работу в комендатуру № . жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы . дежурным по ЦТП. Указанная комендатура находилась в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

16 апреля 1992 г. Ленинским исполкомом г. Москвы Негробову В.И. на состав семьи из четырех человек (он, его жена Негробова Л.Н., сын Негробов А.В. и дочь Негробова Е.В.) был выдан служебный ордер на право занятия трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. . общей площадью 68,6 кв.м., жилой площадью 46,2 кв.м.

На основании служебного ордера истцы были зарегистрированы в квартире, в отношении которой возник спор.

READ
Договор строительного подряда

В 1995 году Негробов В.И. уволился из комендатуры № . ЖКО КЭУ г. Москвы.

На момент рассмотрения дела в суде истцы продолжали проживать в спорной квартире.

На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семья истца не состоит, свое право на однократную бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения Негробов В.И., Негробова Е.В., Негробов А.В. не реализовали.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 г. № 536-ПП «О приеме ведомственного жилищного фонда и объектов инженерного и коммунального назначения Министерства обороны РФ в собственность города Москвы в 2005-2006 годах» и распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 6 июня 2006 г. № 1763-р жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. . в котором находится спорное жилое помещение, с 1 июля 2007 г. передан от Министерства обороны Российской Федерации в собственность г. Москвы. В деле имеется акт приема-передачи указанного жилого многоквартирного дома от 1 апреля 2007 г. (л.д. 72-74).

В связи с передачей в государственную собственность г. Москвы объектов жилого фонда, относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении Государственного учреждения комендатуры № . ЖКО КЭУ г. Москвы, приказом начальника квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы от 19 ноября 2007 г. № 431, находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации Государственное учреждение комендатура № . ЖКО КЭУ г. Москвы было расформировано (л.д. 137).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд с учетом положений постановления Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. № 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. № 158-ПП) «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений» исходил из того, что право собственности г. Москвы на спорное жилое помещение на момент рассмотрения дела в суде зарегистрировано не было, решение об исключении занимаемой истцами квартиры из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не издавалось, то есть правовой режим спорной квартиры изменен не был. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семья Негробова В.И. не состоит, поэтому права на предоставление занимаемого жилого помещения по договору социального найма и, соответственно, на его приватизацию не имеет.

С данными выводами согласился суд второй инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда первой и второй инстанций основаны на неправильном применении норм материального права к отношениям сторон.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения.

Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил следующее.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

Приведенные выше разъяснения Верховного Суда Российской Федерации судом при разрешении спора применительно к правоотношениям сторон учтены не были, как не было учтено и то обстоятельство, что отсутствие решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа.

По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судом были установлены. В частности, то, что занимаемое истцами жилое помещение, ранее находившееся в федеральной собственности и предоставленное им в качестве служебного, впоследствии было передано в собственность г. Москвы.

Следовательно, спорное жилое помещение после передачи в собственность г. Москвы утратило статус служебного, поэтому к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Истцы же, проживавшие в спорном жилом помещении на момент передачи его из федеральной собственности в собственность г. Москвы, приобрели право пользования им на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право приобрести его в собственность, в связи с чем их иск следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Таким образом, доводы суда о том, что семья Негробова В.И. на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, а потому не имеет права занимать спорное жилое помещение на условиях договора социального найма, являются несостоятельными. Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. № 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. № 158-ПП) «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений», на которое ссылались суды первой и второй инстанций в обоснование своих выводов, к возникшим между сторонами отношениям не может применяться, так как изначально спорная квартира собственностью г. Москвы не являлась. Негробов В.И., работая в комендатуре № . ЖКО КЭУ г. Москвы, находящейся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в трудовых отношениях с органом государственной власти г. Москвы, иным государственным органом г. Москвы или организацией (предприятием), финансируемой за счет бюджета г. Москвы, не состоял.

READ
Где получить документы на приватизированную квартиру

В связи с изложенным вынесенные по настоящему делу судебные постановления судов первой и второй инстанций Судебная коллегия признает незаконными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истцов, что является в силу ст. 387 ГПК РФ основанием для их отмены.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять новое решение, не передавая дело для нового рассмотрения, и удовлетворить иск Негробова В.И., Негробова Е.В., Негробова А.В., поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:

решение Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Негробова В.И., Негробовой Е.В., Негробова А.В. удовлетворить.

Признать за Негробовым В.И., Негробовой Е.В., Негробовым А.В. право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: г. . по 1/3 доли за каждым.

ПредседательствующийГоршков В.В.
СудьиПчелинцева Л.М.
Гетман Е.С.

Обзор документа

Заявители обратились в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска было указано, что дом, в котором находится спорное помещение, был передан от Минобороны России в собственность субъекта Федерации. На обращение заявителей по вопросу приватизации уполномоченный орган ответил, что жилое помещение является служебным и приватизации не подлежит.

ВС РФ указал следующее.

Согласно ранее сформулированным разъяснениям ВС РФ, факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности, в муниципальную предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам соцнайма.

В связи с этим граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в порядке приватизации.

Данные разъяснения судом при разрешении спора учтены не были.

С учетом изложенного иск следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Служебная площадь: на что можно рассчитывать?

Жилищные программы

Служебная площадь существовала всегда, о ней говорится и в старом, и в новом жилищных кодексах. В советское время строилось ведомственное жилье, его в столице имели многие предприятия и учреждения. На сегодня эта площадь – лишь один из видов специализированного жилищного фонда, принадлежащего городу. «КР» решил выяснить, как используется этот жилищный ресурс.

От ордера к договору

По словам заместителя начальника отдела приватизации и оформления прав собственности Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Северном округе Светланы Деветьяровой, суть служебной площади в том, что предоставляется она гражданам на время трудовых отношений. То есть, на время учебы, работы, прохождения службы. И только сотрудникам организаций, которые не обеспечены в столице жилыми помещениями. Прекращение трудовых отношений, увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Служебное жилье не может быть отчуждено, передано в аренду или наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма жилого помещения определенным организациям.

Аренда по сути та же служебная площадь, но сейчас она не включена в специализированный жилищный фонд города. Договор аренды заключался между двумя организациями – жилищным департаментом как представителем собственника города Москвы и организацией непосредственно. И потом уже эта организация заключала договор субаренды с сотрудниками на время трудовых отношений.

Раньше служебное жилье предоставлялось по служебным ордерам, выдаваемым в основном исполкомами. Теперь по договору найма служебного жилого помещения, который заключается между департаментом и гражданином. Для заключения такого договора необходимы ходатайство организации и выписка из протокола либо заседания жилищно-бытовой комиссии, либо совместного заседания профсоюзного комитета и администрации.

Правовые основания

Главные документы, которые регулируют порядок предоставления и пользования служебной площадью, – это Конституция РФ, Жилищный кодекс РФ (статьи 92-109), а также московские правовые акты – Закон города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Так называемая старая служебная площадь, предоставленная до 1 марта 2005 года, и аренда регламентируются постановлением правительства Москвы от 5.08.2008 №711-ПП (в редакции от 26.04.2011). Современное предоставление служебной жилой площади осуществляется в соответствии с постановлением правительства Москвы от 20.10.2009 №1128-ПП.

По отдельному списку

Список организаций, которым выделяется жилая площадь для предоставления своим сотрудникам по договору найма служебного жилого помещения, регламентируется постановлениями столичного правительства. Как правило, это сотрудники органов государственной власти, бюджетной сферы – работники управлений внутренних дел, образования и здравоохранения.

До 2005 года предоставлялись помещения на условиях аренды работникам ЖКХ, но касалось это лишь дирекций единого заказчика. Также были отдельные постановления по Мослифту, Мосгазу, федеральным организациям, которым выделялись арендные площади до 2007 года.

Закрепить как социальное

У человека, получившего служебное жилое помещение до 1 марта 2005 года, есть возможность вывести его из специализированного жилищного фонда и заключить договор социального найма. При этом должны быть соблюдены два основных условия: гражданин должен отработать не менее 10 лет в организации, финансируемой из бюджета города, которая предоставляла ему жилье. Если он уволился, тогда рассматривается его общий стаж работы в финансируемых из бюджета города организациях.

Второе условие – совокупная площадь занимаемого жилого помещения и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых члены семьи обладают самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не должна превышать норму предоставления жилья в соответствии со статьей 20 Закона города Москвы № 29.

К примеру, отец, мать и взрослый сын занимают служебную «однушку» 38 кв. м. Обратились в жилищное управление, чтобы заключить на нее договор соцнайма. Десятилетний стаж работы имеется. У родителей ничего в собственности нет, а сын женат, его супруга занимает на двоих с мамой однокомнатную квартиру 36 кв. м. Эта площадь тоже учитывается. В нашем случае на жену сына приходится 18 «квадратов» – это норма, а на семью из четырех человек (супруга сына является членом его семьи) положено как минимум 72 кв. м. Так что семья может оформить служебное жилое помещение по договору социального найма.

READ
Оффшорный счёт — это что такое

Выкупить и заменить

Если совокупная жилищная обеспеченность превышает норму, но на каждого члена семьи с учетом занимаемой площади в сумме приходится не более одной комнаты, служебное жилое помещение можно выкупить по договору купли-продажи с рассрочкой платежа. Если граждане состоят на жилищном учете, то имеют право на понижающие коэффициенты в зависимости от срока нахождения на учете.

В случае, когда нормативы площади превышены, а денег на выкуп нет, семья может обратиться с просьбой о замене жилья по норме. Другое дело, что это не всегда возможно. Ту же «однушку» нельзя заменить на другую, меньшую по площади.

Исключения из правил

Договор социального найма может быть заключен в исключительных случаях, даже когда гражданин не отработал 10 лет в организации, если:
– был уволен на пенсию по старости, то есть физически не мог отработать 10 лет;
– стал инвалидом первой или второй группы по причине трудовой деятельности;
– предприятие ликвидировалось, либо было сокращение штатов;
– работник умер. В этом случае родственники, проживавшие с ним, могут подать документы на закрепление служебной площади.

Не могут быть выселены…

Так называемая новая служебная площадь предоставляется только в виде отдельных квартир. Помещения не подлежат приватизации, передаче в собственность по договору купли-продажи или оформлению по договору соцнайма. Их предоставляют строго на период трудовых отношений. И организация обязана оповестить жилищный департамент, если такие отношения с гражданином прекращены. После этого сотрудник должен освободить жилую площадь.

Правда, и здесь есть исключения. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другой площади при прекращении трудовых отношений граждане, которые состоят на жилищном учете, не имеют никаких жилых помещений на праве собственности или пользования в городе Москве и являются:

– членами семей военнослужащих, сотрудников УВД, погибших или пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей;

– пенсионерами по старости;

– членами семьи работника организации, которому была предоставлена служебная жилая площадь, а впоследствии умершего;

– инвалидами первой и второй групп, получившими инвалидность в результате трудовых отношений.

Этим категориям граждан предоставляются взамен жилые помещения по договору найма до подхода очереди по нормам общежития – 6 кв. м жилой площади на человека.

Для продления договора найма служебного жилого помещения гражданину надо ежегодно подтверждать то, что он состоит в трудовых отношениях с организацией, предоставившей жилье.

Исчезающая аренда

Сейчас в Москве жилую площадь в аренду не дают, но помещения, которые предоставлялись ранее сроком на пять лет, переоформляются. Аренда начиналась в 1998–1999 годы и предоставлялась вплоть до 2007-го, так что последние договоры будут переоформляться в 2013 году.

По окончании срока договора аренды гражданин, занимающий помещение, обязан представить документы на переоформление. Потому что законность его проживания в данном помещении заканчивается вместе со сроком окончания договора.

В дальнейшем эта площадь может быть либо закреплена по договору социального найма, либо выкуплена в зависимости от оснований. В случае сохранения трудовых отношений гражданина с организацией может быть заключен договор найма служебного жилого помещения.

Приватизация без «автомата»

Основные проблемы в отношении служебной площади касаются, как правило, помещений, предоставленных до 1 марта 2005 года. Граждане подают заявление на приватизацию со старыми ордерами, полученными в 60–70-е годы, а им отказывают. Площадь-то, оказывается, служебная и не подлежит приватизации. Люди приходят в жилуправление и растерянно разводят руками, говорят, что родители, которым давали это жилье, давно умерли, дети думали, что площадь автоматом стала муниципальной, и ее можно приватизировать.

Никакого «автомата» по служебной площади нет. Если служебный ордер выдавался на основании решения исполкома, то жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду. Статус его может измениться только на основании официального документа. Раньше нужно было распоряжение префекта, а сегодня – распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города.

Другая проблема – смена собственника служебного жилого помещения. Прежде ведомственные дома строили во многом предприятия оборонки, имеющие федеральное подчинение. Дома в конечном итоге передают в собственность города Москвы, и люди считают, что после такой передачи им сразу должны дать договор социального найма. Однако при смене собственника статус жилого помещения не меняется. И чтобы гражданам успеть приватизировать свое жилье, с заключением договора соцнайма надо поторопиться.

На заметку

Прием по вопросам служебной площади и аренды проводится сотрудниками Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Северном округе по адресу: Волоколамское шоссе, 7, каб. 13 по понедельникам и четвергам – с 8.30 до 17.00, обед с 12.15 до 13.00. Телефон: 8-499-158-10-63.

Служебный ордер

Служебный ордер – это документ, который дает возможность служащему на госслужбе получить жилье и сохранить его для личного пользования. К виду служебного жилья относится любое помещение, которое находится в личной собственности какой-либо госорганизации или учреждения и дается в личное пользование сотрудникам в качестве временного места жительства. Происходит данная операция с помощью служебного ордера или договора найма. Договор найма составляется и заверяется подписями сторон, на срок не превышающий то время пока служащий будут исполнять свою работу на данном предприятии или учреждении. Время службы значиться в договоре о трудоустройстве сотрудника или в контракте. Если смотреть с одной стороны на данную ситуацию, то выходит, что человек получает лишь временное жилье, наличие которого зависит на прямую от исполняемой им должности. Кроме этого служащий полностью зависит от работодателя и своей работы. Многие сталкиваются с большими проблемами в вопросе приватизации служебного жилья, и сделать его личной собственностью практически нереально.

Способы приватизации служебного помещения с помощью служебного ордера

Если служащий имеет на руках выданный ему служебный ордер, то проблему с приватизацией можно решить с помощью создания нормативно–правового акта. Создать такой акт может наниматель, имеющий служебный ордер на помещение.

Кроме этого есть и другой способ достичь своей цели в данном вопросе. Если государство или муниципалитет по личному желанию передает жилье служащему, то тогда оно может быть приватизировано на основании договора о соцнайме. Такое может произойти, если предприятие или учреждение претерпело некие изменения в ходе которых больше не имеет возможности содержать жилье. Оно же в свою очередь теряет свое служебное назначение и может быть предано в личное распоряжение сотрудника. Данное положение вещей согласуется с законодательством страны.

READ
Льготы ветеранам труда на коммунальные услуги

Бывают ситуации, когда в процесс перемен жилые помещения находящиеся во владении какой-либо организации имеющий госуровень, выделяются работникам, однако перемены переводят организацию на уровень например, коммерческого предприятия. В связи с этим, такое жилье меняет свой статус и на основании договора о соцнайме и служебного ордера, жильцы проживающие на территории данного помещения имеют полное право претендовать на него и ожидать, что им пойдут на встречу в заключении договора о соцнайме. После этого процесс приватизации может быть возобновлен.

Служебное жилье можно перевести в собственность муниципалитета. Данный процесс необходимо вести согласованно с той организацией, где работает служащий. Собственник жилья на основании служебного ордера может обратиться в муниципальную администрацию с прошением о том, чтобы жилье было переведено на баланс муниципалитета. В основном это касается организаций силовых органов.

Есть еще один вариант провести приватизацию служебного помещения. Важно проверить действительно ли данное помещение имеет присвоенный статус на законном основании. Даже если в служебном ордере был проставлен штамп, это нужно проверить еще по целому ряду условий.

Все сведения о помещениях хранятся в документации, а документация в архиве. Поэтому важно обратиться в архив и найти документ о том, что данное жилье имеет статус служебного. Если данный документ не удается отыскать и в конце концов все указывает на его отсутствие, то тогда следует полагать, что данное жилое помещение было предоставлено на основании договора о соцнайме. Это в свою очередь означает, что жилье можно свободно приватизировать.

Лица, не подлежащие выселению из служебного жилья

Если никакие из способов не могут помочь в продвижении вопроса о приватизации, в служебном жилье на основании служебного ордера можно продолжать жить, если хорошо знать свои права. В жилищном кодексе РФ существует положение по поводу лиц, которые не могут быть выселены из помещения подобного вида и без предоставления другого удовлетворяющего необходимым потребностям, жилья. Важно помнить, что претендовать и использовать это положение не имеют право орендатели или лица, не имеющие служебного ордера на данное помещение. Законное основание имеют следующие лица и их семьи:

  • военнообязанные, служащие федеральных органов, систем госбезопасности, органов таможни, пожарной службы, уголовной системы управления и контроля, погибшие при исполнении рабочих обязанностей, их семьи и близкие родственники;
  • лица, вышедшие на пенсию по возрастным причинам;
  • семья и близкие родственники умершего, состоящего на службе и имеющего служебный ордер;
  • лица, имеющие инвалидность по первой или второй категории, получившие ее по причине производственных травм или опасного и вредоносного влияния, оказанного на организм во время выполнения рабочих обязанностей. Также сюда относятся и те, кто получил контузию, или заболели серьезным недугом, состоя на службе и исполняя свою работу.

Данная категория лиц, включая их семьи, имеют полное право и законное основание на получения удовлетворяющего всех потребностям жилья, в территории того же самого населенного пункта.

Некоторые помещения все же, ни под каким предлогом не подлежат процессу приватизации, и даже не стоит пытаться начинать проводить данную процедуру, даже имея служебный ордер. Сюда относятся:

  • аварийные дома;
  • здания, подлежащие сносу;
  • помещения, в которых не все проживающие члены семьи, поддерживают решение о приватизации.

Таким образом, видно, что имея служебный ордер, хорошо зная закон и свои права, приватизация служебного жилья все же возможна. Для этого важно сделать все зависящее со своей стороны, найти документальное подтверждение статуса, которое было определенно данному жилому помещению и понять, к какой категории относятся лица заинтересованные в процессе присвоения жилья, ведь именно от этого зависит то на что можно по закону рассчитывать.

Многие жильцы некогда служебных помещений разнообразных типов пришли в замешательство от множества абсурдных ситуаций, возникающих с приватизацией жилья. Некоторые даже заметили на счетах об оплате отметку, что жилье снова получило статус служебного, хотя они уже долгие годы платили коммунальные услуги. Хотя ранее не возникало проблем с отказами и можно было использовать несколько способов для достижения цели присвоения служебного жилья на основании служебного ордера, в последние годы трудностей становиться все больше. Однако есть некоторые способы защиты, дающие право отстоять свои интересы в соответствии с законом.

Дела со служебными помещениями нельзя назвать простыми. Даже при наличии служебного ордера можно встретить множество трудностей. Именно поэтому важно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, хотя многое в таких делах зависит от особенностей жилья и сведений, указанных по его поводу в сопутствующей к нему документации. В согласии с законом, несмотря на мнение многих, служебное жилье может потерять свой статус и быть приватизировано, хотя за это могут не браться суды первых и кассационных инстанций.

Если заглянуть на 20 – 30 лет назад и обратиться к истории, то можно обратить внимание на то, что в девяностых годах очень многие пользовались правом улучшить свое жилищное состояние и уровень жизни. Благодаря государственной службе с предоставлением служебного жилья и автомобиля. Например, многие могли отрабатывать рабочее время на жилье и оно предоставлялось в аренду по договору соцнайма. Однако в основном жилые служебные помещения выдавались на основании служебного ордера. Такое жилье имело статус служебного.

Граждане имели право жить и пользоваться своим жильем на основании заключенного трудового договора. Если служащего увольняли или он уходил по собственному желанию, то он и его семья должны были в обязательном порядке освободить жилье. Оставаться в нем жить могли лишь те, кто проработал на предприятии десять и более лет, те кто имел детей не достигших совершеннолетия, пенсионеров, а также тех служащих, чье предприятия перестало существовать.

Защита служебного жилья с помощью служебного ордера

Совет народных депутатов страны, имеет право для решения о том, какое жилье получит статус служебного, а какое нет. Кроме этого в последние годы список тех, кто может продолжать жить в служебном помещении значительно уменьшился. Если гражданин имел право на проживание, то сначала ему выдавался служебный ордер и после этого с данным лицом могли заключить договор о соцнайме.

В социалистическом строе собственность могла относиться к одной из форм: гражданская; коллективная и государственная. В годы Союза все служебные помещения имели статус госжилья. Когда произошел распад, то кроме того, что произошло деление между республиками, внутри РФ также произошло перераспределение всех ресурсов, включая недвижимое имущество. Таким образом, значительная часть госсобственности перешла в отдельные муниципалитеты каждого отдельного города или района. После этого, вся недвижимость могла быть приватизирована гражданами исключая лишь некоторые виды жилья:

  • аварийные дома под снос;
  • недвижимость в закрытых жилмассивах – военных городках;
  • имущество совхозов.
READ
Статьи раздела Земельные участки

Если собственники недвижимости выразили свое согласие, то собственность могла пройти процесс приватизации без лишних затруднений.

Поскольку, государство не могло самостоятельно контролировать огромные количества недвижимости, обслуживание и содержание квартир гражданами, стало отличным решением. А возможно было достичь данной цели с помощью процесса приватизации. Именно поэтому, все те служащие, которые проживали в служебном жилье на основании служебного ордера и состояли на службе не менее десяти лет, могли свободно получить данное жилье в собственное распоряжение, как и те, кто пользовался недвижимостью из социальных соображений. С того момента стало возможным проведения приватизации служебного жилья.

Многочисленные граждане получили право проживать в служебном жилье и оставаться в нем жить с помощью приватизации, имея законные основания. Государство провело распределение жилья по соответствующим категориям и каждое жилое помещение на сегодняшний день имеет свой определенный статус.

Если жилье поменяло свою форму собственности, то это означает, что оно потеряло свой первоначальный статус. Таким образом, те граждане, которые получили в свое время служебное жилье по служебному ордеру при Союзе или же в момент перестройки и перехода к рыночной системе, имели полное право на приватизацию такого жилья. Если органы власти отказывают гражданам в проведении данной процедуры, то это не что иное, как самопроизвол, который не имеет законного основания.

Служебный ордер как защита прав граждан

Таким образом, рассмотрев возможности служебного ордера можно прийти к выводу, что кроме своих многосторонних функций, он может предоставить и защитить права служащего и его семьи на служебное помещение. Для того, чтобы воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет данный документ, важно хорошо знать свои права и законы.

Кроме того, что при жизни служащий может пользоваться служебным жильем на основании служебного ордера, после его смерти близкие родственники и члены семьи имея законные права, могут продолжать пользоваться недвижимостью. Все права и обязанности в соответствии с ордером переходят на наследников. Они осуществляют оплату, ремонт и техническую поддержку всего дома, в котором находиться квартира, если речь идет о многоквартирном доме. Вместе с тем, что новые владельцы получают права собственности на бывшее служебное жилье, они могут претендовать на получении долевой собственности на общее имущество данной недвижимости. Все расходы, которые производятся по ходу оформления документации, осуществляются за личный счет новых владельцев.

На основании служебного ордера происходит составление, оформление и подписание договора на передачу жилья в частную собственность. В договоре указываются сведения о жилье, уполномоченные лица, производящие заключение договора и указываются новые владельцы, которые далее будут проживать и обслуживать данное жилье. Указывается сам предмет договора, стоимость недвижимости по факту и дата, в которую производилась оценка данного вида помещения.

Договор составляется в нескольких экземплярах, после чего передается в муниципальные органы определенного района. Последняя подпись остается за начальником отдела по учету и распределению недвижимости и жилплощади в соответствующей администрации города или районного центра.

Таким образом, можно проследить за тем, каким образом действуя в согласии с законом граждане могут определить, какой из способов подходит к их непосредственной ситуации включая ее отличительные особенности. Определив к какой категории относятся родственники служащего имеющего служебный ордер можно быть уверенным в поддержке государства в решении данного вопроса о переводе жилья в личную собственность. Также обращение к архивным документам может помочь избежать многочисленных проблем, поскольку изначальные знания о статусе жилья могут указать на то, какие меры стоит применять, а какие нет.

Образец служебного ордера

Понравился образец соглашения? Скачайте бесплатно готовый пример соглашения или сохраните в соц. сетях, расскажите друзьям – это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому образцу соглашения, проголосуйте за документ – это анонимно и всем сразу видно

Что такое ордер на квартиру

Что такое ордер на квартиру?

Ордер на квартиру выдавался до 1 марта 2005 года, как подтверждение права его владельца на использование жилой площади. Из статьи вы узнаете, какие документы заменяют его в 2021 году и в каких случаях ордер все-таки может быть необходим.

Что такое ордер на квартиру в 2021 году?

Ордер – документ, который в Советском Союзе давал право на заселение и проживание в квартире, выданной государством. Он выписывался на нанимателя, т.е. на лицо, которому выдана жилплощадь и которое, не только может распоряжаться ею в пределах, допустимых законодательством, но и несет ответственность за ее содержание.

В ордере также указывались все лица, которые были зарегистрированы по данному адресу на момент заселения.

Это отрывной документ, одна часть которого хранилась у нанимателя, а вторая – в исполкоме по месту нахождения объекта недвижимости, где он и оформлялся.

Является ли ордер на квартиру правоустанавливающим документом?

Ордер мел юридическую силу до 2005 года, когда было принято новое Жилищное законодательство. С указанного времени документ потерял свой статус и более не является правоустанавливающим документом.

Вместо него используется договор социального найма, по которому жилая площадь передается в пользование (ст. 60 ЖК РФ), если речь идет о неприватизированном объекте недвижимости.

Если жилье является собственностью гражданина, это подтверждается соответствующим свидетельством, если право возникло до 2016 года или выпиской из ЕГРН, если после.

Как восстановить ордер на квартиру, если он утерян?

Если документ утерян либо поврежден до такой степени, что его идентификация невозможна, необходимо восстановить его. Для начала процедуры необходимо соблюдение 2-х условий:

  1. отсутствие договора социального найма с муниципалитетом;
  2. отсутствие свидетельства о праве собственности на жилое помещение.

Для восстановления ордера нужно обратиться в Ремонтно-эксплуатационную компанию или Жилищно-эксплуатационное управление дома, в котором находится муниципальное жилье.

При обращении в указанные инстанции нужно учитывать, что дубликат ордера не выдается, так как оформление данного документа не предусматривается действующим жилищным законодательством.

Таким образом, при восстановлении наниматель получит только выписку из ордера, в которой указаны следующие сведения:

  • дата и место выдачи документа;
  • данные гражданина, на которого он был оформлен;
  • сведения о лицах, вписанных в ордер при его выдаче;
  • адрес жилого помещения;
  • техническая информация об объекте недвижимости: этаж, общая и жилая площадь, количество комнат и т.д.

Данная выписка может полноценно использоваться вместо ордера.

Если в Ремонтно-эксплуатационной компании и Жилищно-эксплуатационном управлении не найдены сведения о запрашиваемом ордере, заявителю выдается письменный отказ в предоставлении документа с указанием причины.

Далее нужно обратиться в архив муниципалитета, предъявить полученный отказ и запросить архивные сведения. При их наличии в органе обращения, заявитель также получает выписку из ордера и использует ее по назначению.

READ
Что такое ипотека и в чем ее суть

Если же запрашиваемые сведения отсутствуют в архиве, нужно обращаться в суд с ходатайством о признании права пользования жилым помещением. К иску необходимо приложить:

  • выписку из поквартирной книги, подтверждающую регистрацию по адресу;
  • ответы, полученные при предыдущих обращениях за восстановлением ордера.

По результатам судебного заседания будет проведена процедура приватизации объекта недвижимости либо оформлен договор социального найма.

Можно ли разделить или переписать ордер

По действующему законодательству с ордером не могут совершаться никакие юридические действия. Если нужно изменить данные внесенные в документ, нужно заново заключить соглашение с муниципалитетом либо приватизировать объект недвижимости.

Например, при оформлении права собственности жилплощадь может быть разделена между всеми лицами, проживающими в ней и являющимися членами семьи нанимателя. Будет оформлена долевая собственность и внесена соответствующая запись в ЕГРН.

Основанием для раздела будет ходатайство жильцов с приложением выписки, подтверждающей проживание по указанному адресу.

Также можно переписать право на помещение при оформлении соглашения о социальном найме. Для этого наниматель направляет ходатайство о переоформлении владельца жилья в местную администрацию. Важно, что новым нанимателем может стать только близкий родственник заявителя.

Однажды заключенный договор социального найма не переоформляется, его повторное заключение будет возможно только после смерти титульного владельца.

При проведении перечисленных манипуляций нужно учитывать, что изменение статуса правообладателя или оформление долевой собственности не указывается в ордере. В него не может вноситься информация, меняющаяся его первичный вид и принадлежность.

Определение ордера: основная характеристика

В годы СССР только с помощью этого документа можно было доказать своё право на бесплатное жильё, выданное государством.

Провести приватизацию или другие операции с жилплощадью без наличия квартирного ордера было нереально. Основанием считалась ст. 47 ЖК РСФСР.

Что делать при утере ордера

Как восстановить ордер, если он пришел в негодное состояние или утерян? Требуется сделать запрос копии в архив ЖЭУ отрывного талона, доказывающего факт получения прав пользоваться жильём. Но актуально данное действие будет, если за все прошедшие годы состав жильцов в жилье не менялся.

Если же за это время количество проживающих поменялось по причине смерти, рождения или выписки (прописки), то данные уже считаются недостоверными.

Ниже перечислим, какие документы нужны для восстановления ордера:

Если в мэрии не получилось восстановить ордер, поможет обращение в департамент недвижимости, находящийся в одном районе с жильем. В случае, когда и там вопрос не решился, остается обращение в службу 1 – го окна. Это ведомство обычно сразу откликается на возникшую проблему и гарантировано займется решением.

Ордер на квартиру – альтернативы сегодня

В настоящее время с гражданами, в зависимости от ситуации, госорганы предлагают заключить такие договора:

Ситуации, когда ордер понадобится

Сейчас, на период 2021 г., правовая природа ордера полностью утеряна. Но иногда он все же необходим.

Некоторые юридические операции без ордера провести не представляется возможным:

  1. В случае, когда гражданин заключает договор соцнайма. А это невозможно без предъявления старого ордера на жилье. Он является своеобразным основанием для выдачи нового документа.
  2. Если осуществляется операция по приватизации жилья. Новый договор иногда не заключается и не сохраняется гражданами. В результате ордер остаётся единственной бумагой, подтверждающей право жильцов на жилплощадь.

Но следует учесть, что в регионах РФ порядок приватизации жилья немного видоизменяется: в части областей старый ордер могут попросить, да еще и копию нужно сделать, а в других – приватизировать получится только при наличии нового договора соцнайма.

Имеет ли сейчас ордер правоустанавливающую силу

По факту ордер и договор соцнайма – документы, взаимозаменяющие друг друга. В будущем планируется полная замена ордера на более удобную форму договора соцнайма. На данное время ордер продолжает применяться.

И да, на вопрос: является ли ордер на квартиру правоустанавливающим документом, можно ответить утвердительно. Хотя и стоит учитывать неоднозначность ситуации, связанной с принятым постановлением в 2005 г. о договоре соцнайма.

Особенно это касается ситуации, когда происходит операция приватизации. Согласно нормативным актам, принятым в законодательстве РФ, каждый гражданин, прописанный на жилплощади и отмеченный в ордере, имеет полное право участвовать в процессе приватизации.

Есть ряд спорных вопросов, которые граждане нередко не могут самостоятельно решить. Рассмотрим более подробно основные:

Допускается обращение с иском в суд, чтобы опечатку исправили, но, согласно закону, ордер уже не относится к действующим документам, что усложняет весь процесс. И даже если суд примет положительное решение, новый квартирный ордер получить не получится на основании вышедшего закона в 2005 г.

Важно, чтобы был оформлен договор соцнайма. А чтобы сделать его, ордер с ошибкой лучше не использовать. Достаточно будет через судебные органы установить факт проживания человека в жилье.

Далее оформляется прописка и на основании её осуществляется договор социального найма, дающий право на приватизацию и полномочия собственника.

Основные положения

С 2021 года регистрация жилья в РФ осуществляется в соответствии с вступившим в законную силу Федеральным законом, который имеет номер 218-ФЗ. Рассмотрим его подробнее.

Для начала нужно определиться, для чего необходима регистрация прав на недвижимость. Для этого требуется обратиться к статье 1 упомянутого выше Федерального закона. В ней говориться о том, что регистрация прав — это нормативный акт, который подтверждает возникновение, изменение и переход права на недвижимость от одного лица (собственника) к другому или же ограничивает право собственника на имеющиеся у него имущество.

После того как гражданин прошел описанную в законе процедуру он признается собственником жилья и в соответствии с законом имеет полное право им распоряжаться (т.е. пользоваться, владеть, продавать и т.д.). По завершению процедуры продажи жилья права у собственника на это имущество прекращаются с одновременным их возникновением у покупателя.

ВНИМАНИЕ . Важным моментом, указанным в законе, является обязательная регистрация обременения, которое накладывается на жилье (в случае оформления ипотеки, приобретения жилья военнослужащим по специальной программе и т.д.).

Также в соответствии с законом произойдет образование единого государственного реестра (сокращенно ЕГРН), что в значительной степени упростит процедуру регистрации. Реестр будет образован благодаря слиянию ЕГРП и ГКН. В данной организации будет происходить одновременная регистрация и учет имущество, благодаря чему в значительной степени сократиться время, затрачиваемое на прохождение всех этих процедур.

Теперь нет необходимости проходить две процедуры в двух государственных органах и подготавливать документацию в двух комплектах. Все что следует сделать – собрать единственный пакет документов и представить его в единственный орган, что намного проще.

READ
Кто считается близкими родственниками по закону?

Способы подачи заявлений в Росреестр

Федеральный закон от 2021 года устанавливает два возможных вариант обращения в Росреестр в зависимости от желания гражданина:

  1. Первый из вариантов – личное посещение отделения организации. В ней сотрудники примут все требуемые документы, ответят на интересующие вопросы и предоставят необходимые образцы для заполнения заявлений. Также все эти процедуры можно выполнить через МФЦ. Главным удобством, которое закреплено в законе – это возможность подачи заявления в любое желаемое отделение Росреестра или МФЦ. Теперь у граждан и юридических лиц нет необходимости ехать в отделение, которое обслуживает именно то место, где непосредственно находится жилье.
  1. Второй вариант – обращение через интернет. Для этого необходимо зайти на официальный сайт реестра и заполнить предоставленные там бланки или же обратиться в организацию используя сайт государственных услуг.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Сроки, в которые должны осуществляться действия в Росреестре

Государственная регистрация прав собственности на недвижимость и сделок с ним будет осуществляться в небольшие сроки. Так, например, при постановке жилья на кадастровый учет и регистрация в Росреестре будет занимать не более 10 дней. При выполнении этих действий через МФЦ процедура займет не более 12 дней.

Отдельно друг от друга эти процедуры занимают еще меньше рабочего времени.

ВНИМАНИЕ . При простой регистрации прав на жилье в Росреестре потребуется затратить не более 7 дней, а при обращении в МФЦ – не более 9 дней. Также при простой постановке на кадастровый учет необходимо ждать 5 дней, а через МФЦ – 7.

В Федеральном законе №218-ФЗ устанавливаются сроки, в которые должна происходить регистрация в Росреестре и МФЦ после получения судебных решений, которые вступили в законную силу. Также установлены сроки при получении актов от государственных органов, которые имеют право на их издание, а также при регистрации ипотеки, получении наследства и иных действий.

Если же собственник утрачивает право собственности на свое жилье в связи с тем, что попал на различные рода махинаций, в законе имеется несколько условий, при выполнении которых собственнику будет выплачена однократная компенсация. Эти условия распространяются только на тех владельцев, которые являются добросовестными владельцами или приобретателями. Такие выплаты будут производиться за счет финансового бюджета, причем сумма выплаты по сравнению с большинством производимых сделок будет незначительной.

Ее размер не будет превышать 1 миллиона рублей для физических и юридических лиц.

Документы, которые теперь выдаются в подтверждение права на имущество

Согласно нововведенному Федеральному закону приостановится выдача свидетельств о государственной регистрации прав на имущество. Вместо этого вводится новый документ – выписка из ЕГРН. Ее выдача также закреплена в ином нормативном акте, который является сопутствующим для Федерального закона. Им является Приказ Минэкономразвития №378.

В нем отражены четыре вида выписки:

  • Выписка, которая отражает все характеристики и права жилья, которое было зарегистрировано в Росреестре или МФЦ;
  • Выписка, подтверждающая факт перехода права от собственника к покупателю;
  • Выписка, в которой указана дата момента получения Росреестром или МФЦ заявления или иных документов, отправленных для последующего оформления кадастрового учета или проведения процедуры регистрации;
  • Выписка, в которой указываются права конкретных лиц на то имущество, которое имеется или было у них в собственности.

Для получения этих документов необходимо направить электронный запрос или лично посетить одно из отделений Росреестра. За полученный документ придется внести денежные средства, размер которых увеличился в сравнении с выпиской из ЕГРП. Так для того, чтобы получить бумажную версию документа гражданам придется заплатить 750 рублей, а юридическому лицу 2200 рублей.

В случае оформления электронной выписки граждане оплачивают 300 рублей, а организации 600 рублей.

При необходимости существует возможность дополнительной услуги, согласно которой документ будет доставлен курьеров в назначенное место. За эту услугу также придется внести дополнительную оплату.

В соответствии с законом выписка предоставляется в сроки, указанные в законе. Они не должны превышать более трех рабочих дней.

Ордер на квартиру: зачем нужен и как оформить

В советское время при получении, покупке и переоформлении недвижимости одним из документов, который подтверждал право на жилье, выступал ордер. Он имел юридическую силу до 2005 года и мог использоваться при совершении передачи права на недвижимость. На сегодняшний день, порядок осуществления сделок с этим документом был изменен. Итак, давайте более детально рассмотрим, что же такое ордер, является ли ордер на квартиру правоустанавливающим документом, как оформить/восстановить справку в 2018 году.

Понятие

Ордер на квартиру

Во время массовой застройки, государством выдавалось жилье гражданам СССР совершено бесплатно. Документом, подтверждающим право на проживание в недвижимости, являлся ордер.

На сегодняшний день ордер на жилое помещение не имеет никакой юридической силы, потому как его заменили другими правоустанавливающими документами.

Современными правовыми формами, подтверждающими право собственности, являются:

  • договор купли-продажи;
  • договор найма;
  • договор дарения;
  • договор мены;
  • завещание и т.д.

Для новостроек и зданий, построенных уже после советского союза, этот документ не имеет никакого значения. Что же касается владельцев недвижимости, полученной по ордеру, то они не смогут полноправно распоряжаться квартирой без этого документа. Справка понадобится им при приватизации жилья, продаже квартиры и многих других юридических операциях.

Ордер – это справка, выданная государственными представителями советского союза, которые совершали распределение жилой площади между трудящимися. Она содержит информацию о здании, его технических характеристиках, владельце и прописанных субъектах.

Внимание! В современном законодательстве подобным документом является свидетельство о праве собственности, которое выдается Росреестром.

Государством было разработано несколько классов ордера. Причиной создания классификации стала необходимость определить права и обязательства получающего. Всего существует 4 видов ордера (2 полностью исключенных из документооборота и 2 предназначенных для приватизации):

  1. Служебный (исключен из документооборота). Ордер на квартиру этой категории выдавался только работникам, которые уезжали на определенное время в командировку. Право пользования недвижимостью длилось ровно столько, сколько продолжалась командировка. Как только субъект выполнял поставленные задачи и мог вернуться в родной город, действие документа прекращалось.
  2. Временный (исключен из документооборота). Этот вид ордера похож на служебный, однако его выдавали не только рабочим, но и другим категориям населения. В нем, точно так же, как и в служебном, указывался срок годности. Это могла быть, как точная дата или количество дней, так и событие, по пришествию которого документ терял свою юридическую силу.
  3. Смотровой. Выдавался представителем государства для осмотра возможного жилья. Он и до сегодняшнего дня является действующим и может послужить в качестве правоустанавливающего документа при приватизации квартиры.
  4. Обменный. Этот вид ордера оформлялся в том случае, если владелец квартиры совершал обмен имеющегося жилья на более просторную недвижимость.
READ
Расторжение договоров аренды: как это сделать грамотно

Последние два ордера служили основанием для оформления основного, который подтверждал право субъекта на недвижимость.

Особенности справки и ее предназначение

Ордер на квартиру

Перед тем, как оформить основной документ на жилье, работниками мэрии вручался смотровой ордер, в котором указывалась информация о расположении недвижимости и ее технических характеристиках (этаж, площадь, кол-во комнат).

Справка действовала на протяжении 5 рабочих дней, в течение которых субъект должен был посетить жилье и принять решение принимать квартиру или нет. При положительном ответе оформлялся акт приема-передачи и основной ордер о заселении. Если же человек не хотел получать именно эту квартиру, то он писал отказ, где указывал причину своего решения.

В основной справке указывалась следующая информация:

  • персональные данный нанимателя;
  • количество прописанных в квартире людей;
  • персональная информация о каждом проживающем;
  • технические данные квартиры.

Данный документ составлялся в двух экземплярах. Один вручался владельцу квартиры, а второй хранился в мэрии.

Важно! Чтобы восстановить ордер на квартиру, нужно обратиться в местную мэрию и подать запрос на получение копии архивного ордера.

Если владелец приватизировал квартиру, то хранить ордер ему более не нужно. Документом, подтверждающим право на жилье, является свидетельство, выданное регистрационной палатой.

До 2005 года ордер использовался в муниципальном жилье, однако на сегодняшний день он полностью заменен договором социального найма и более не фигурирует в данном правовой сфере.

Единственным случаем, когда может возникнуть необходимость в ордере, является приватизация недвижимости. Во всех остальных ситуациях владелец квартиры обязан использовать уже современные правоустанавливающие документы.

Оформление ордера

Если ранее ордер на жилье являлся единственным правовым документом, то в сегодняшнем законодательстве существует три разных категории передачи права собственности на недвижимость.

  1. Коммерческая сделка. В этой группе фигурируют такие виды соглашений, как договор купли-продажи, договор обмена, договор аренды.
  2. Социальные сделки. К этой категории относятся договор дарения, завещание и т.д.
  3. Соглашения о безвозмездном пользовании. В эту группу входят договора социального найма и приватизация государственного имущества.

В советское время вся недвижимость была собственностью местных ведомств и передавалась различным организациям при подписании договора социального найма. После, уже компания обеспечивала своих подчиненных жильем и вручала им квартиры. Чтобы подтвердить проживание по новому адресу, субъект должен был обратиться в местную мэрию и оформить ордер, подтверждающий вселение в квартиру.

Сейчас жилье является собственностью муниципалитетов и именно с ними подписываются все необходимые документы. Оформление ордера более не является актуальным.

Внимание! Юридическую силу ордер имеет только в том случае, если вместе с ним был подписан договор социального найма. В противном случае, доказать право на собственность будет трудно, а в некоторых случаях – невозможно.

Восстановление документа

Ордер на квартиру

Конечно же, для приватизированного жилья потеря данной справки не играет никакой роли, ведь основным правоутверждающим документом является свидетельство о праве собственности из ЕГРП.

Что же касается неприватизированной недвижимости, то без ордера зарегистрировать квартиру и доказать на нее право будет проблематично. Переживать из-за потери справки не стоит, потому как восстановить ордер на квартиру довольно просто.

Для этого можно обратиться в следующие государственные структуры:

  1. Ремонтно-эксплуатационное управление. В данной службе нужно сделать запрос на талон. Если сотрудник заявит о том, что данный документ был утерян, то необходимо попросить его предоставить данную информацию в письменной форме.
  2. Местная администрация. Во время визита владелец должен написать заявление с прошением заключить новый договор социального найма. В случае отказа, можно подать иск в суд с прошением признать право на жилую площадь. Рекомендовано к данной процедуре привлечь специализированного юриста, который поможет грамотно составить все необходимые обращения, а также проконсультирует относительно подготовки сопутствующих документов.
  3. Департамент недвижимости. В данной государственной структуре также необходимо заполнить заявление с прошение восстановить ордер или подписать новый договор социального найма.

Если ни один из визитов не даст результата, то единственным способом восстановить документы будет поиск всевозможных архивных справок, с помощью которых можно было бы доказать право на недвижимость.

Стоит помнить о том, что информация о владельце, заселении и прочих процедурах, связанных с социальным жильем, фиксируется не только в ордере, но и других нормативно-правовых актах.

Важно! Работники административных архивов не имеют права отказать в предоставлении запрашиваемых документов.

Что же касается ордера, то выдать дубликат документа сотрудники архива не имеют права. При подаче запроса, они оформляют специальную справку, где указывают информацию из ордера, подтверждающую право проживания в квартире.

Можно также проводить восстановление документации через суд. В данном случае уже представители власти совершают запрос на различные юридические бумаги (выписку из домовой книги, договор соц. найма и т.д.).

Приватизация и ордер

Основной причиной, из-за которой может понадобиться восстановление ордера является приватизация недвижимости. Квартира, полученная по ордеру, считается собственностью государства. Полноправным владельцем жилья субъект может стать только после того, как приватизирует муниципальную собственность.

Регистрация права на жилье происходит следующим образом:

  1. Владелец квартиры пишет заявление в местную администрацию, где просит одобрить приватизацию недвижимости.
  2. Вместе с заявлением он передает ордер и соглашение о социальном найме.
  3. После рассмотрения всех документов, субъекту вручается решение, на основании которого он, уже как владелец, вносится в единую государственную регистрационную базу.

Ключевым документом в приватизации является договор социального найма. Без этого соглашения получить одобрение владелец недвижимости не сможет. Что же касается ордера, то, как правило, его отсутствие не мешает приватизации.

В большинстве случаев, государственные сотрудники просят написать заявление об утере, а после, самостоятельно делают запрос в архивы. Некоторые учреждения все же не желают рисковать, а потому требуют восстановить документ. Такая развязка в юридической практике бывает довольно редко.

Получение ордера в нескольких экземплярах

Ордер на квартиру

Если недвижимость была выдана конкретному человеку, то делать запрос на несколько экземпляров нет необходимости. Что же касается квартиры, выданной семье, то приватизация должна осуществляться на несколько собственников. Каждый из них должен иметь ордер на квартиру.

В данном случае обычная недвижимость получает статус коммунальной квартиры. Во время регистрации совершается определение долей, разделяются счета и т.д. Осуществить данную процедуру можно только через местный суд.

Подобная приватизация потребует намного больше времени, потому как перед самим оформлением права собственности, необходимо совершить деление на паевые доли. При этом, подготовку документов, написание заявлений и многие процедуры каждый собственник должен совершить лично.

Вы можете получить ответ на свой вопрос, задав его в виджете юриста внизу справа или позвонив нам
Бесплатная консультация по телефону
Москва, Московская область: +7 (499) 455-04-42
Санкт-Петербург, Ленинградская область: +7 (812) 603-46-96
Задать вопрос в онлайн режиме

Ссылка на основную публикацию