Мнение эксперта о пенсионных реформах в России

Что известно о новом Социальном фонде и поможет ли он изменить ситуацию с пенсиями

28 января стало известно о решении слить воедино два основных фонда страхования россиян: Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Объединённая структура получит название «Социальный фонд» и перестанет быть государственной. Новая внебюджетная организация начнёт управлять пенсиями и пособиями россиян с 1 января 2023 года. Что изменится в нашей страховой системе и можно ли говорить об упразднении ПФР, к чему уже несколько лет призывают с разных сторон?

Что известно о новой реформе?

Строго говоря, реформой новую инициативу называть не вполне корректно, отметил в разговоре с «Секретом» экономист Евгений Гонтмахер. Принципиально в российской пенсионной системе ничего не поменяется, речь скорее о реорганизации управления структурами, которые занимаются пенсионным и социальным страхованием граждан.

Изменения, по словам эксперта, будут во многом механическими и символическими, а из новаций там будет всего пара пунктов.

Первый и основной — наблюдательный совет. Этот новый орган будет определять основное направление работы единого фонда.

В него войдут члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, представители работодателей и профсоюзов, а также один из вице-премьеров, глава Минтруда и председатель самого фонда.

В теории такой совет должен обеспечить представленность интересов всех сторон процесса социального страхования: работников, работодателей, самого фонда и государства. На практике всё может сложиться иначе.

Человеку, который выходит на пенсию или на больничный, от этого (нововведения) ни жарко ни холодно. Да, сольют два аппарата, в общем фонде будет работать меньше людей, но эффект от этого чисто символический. Ну издержек станет меньше, средств в распоряжении больше. Но и всё. Пенсии от этого не увеличатся. Меняется статус этого социального фонда в сравнении с пенсионным, это будет внебюджетная организация, но это тоже чисто символическая вещь. Средства внутри этого фонда как были в собственности государства, так и останутся, а после выплаты пенсий и пособий станут снова собственностью гражданина.

Второе нововведение — единый бюджет на страховые выплаты, а значит, единый тариф отчислений для работодателей.

По действующей сейчас системе ставка тарифа по пенсионному страхованию для всех работодателей, за исключением льготных категорий, составляет 22% в пределах налогооблагаемой базы (1,565 млн рублей в год) и 10% сверх этой суммы. Взносы в ФСС составляют 2,9% при зарплате до 1,032 млн рублей в год и 0% сверх этой суммы, из этих денег выплачивают пособие в случае временной нетрудоспособности или в связи с материнством. Ещё 5,1% идёт в Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС), этот пункт расходов останется неизменным.

По новой системе взносы в единый Социальный фонд будут рассчитываться по единой базе 1,565 млн рублей, а значит, у работников, чья годовая зарплата превышает 1,032 млн рублей, отчисления по социальному страхованию немного увеличатся.

Кроме того, требования об отчислениях страховых взносов распространят на работников по гражданско-правовым договорам, а это примерно 9,6% всех работающих россиян и 12,9% работодателей, прежде всего в сфере финансов, IT, науки, в металлургии и нефтегазовом секторе.

Бизнесу станет немного — на одну платёжку в месяц — легче. Граждане, если всё получится, увидят более современные госуслуги. Но некоторым, возможно, придётся платить за них больше: если планы распространить социальные взносы на договоры гражданско-правового характера обретут силу закона.

Они хотят аккуратненько за счёт слияния структур сделать общий тариф, по верхнему потолку заработка. Это повысит нагрузку на работодателя, но немножко, а работники и вовсе ничего не заметят. Ограничения на оплату больничных, например, те же останутся, просто вот эта объединённая структура будет получать дополнительные деньги.

READ
Иск о разделе кредита после развода

Значительного эффекта для экономики в виде роста цен на конечные товары и услуги из-за повышения именно этого тарифа аналитики сейчас не прогнозируют: для инфляции достаточно других факторов, влияющих гораздо сильнее.

Станет ли это переломным моментом в пенсионном вопросе

Опрошенные «Секретом» эксперты в один голос заявили, что подобная реорганизация назревала достаточно давно и решение слить эти структуры даже несколько запоздало.

Объединение ПФР и Фонда соцстраха — идея, мягко говоря, не новая, достаточно очевидная. Удивительно, как много времени понадобилось, чтобы приступить к её реализации. У обоих фондов одна база — фонд оплаты труда, схожие функции (на ПФР, напомню, лежит обязанность администрирования не только страховых пенсий, но и множества других выплат). Так что объединение — как нельзя кстати.

Наблюдательный совет теоретически мог бы помочь созданию современной структуры на месте двух архаичных. Но решающий фактор, скорее всего, политическая воля и управленческая компетентность. Речь идёт о реформе организаций с суммарной численностью работников заметно больше 100 000 человек, ежемесячно оказывающих услугу десяткам миллионов граждан.

Ранее законодатели неоднократно предлагали ликвидировать Пенсионный фонд как устаревшую организацию, неэффективно и с многочисленными нарушениями распоряжающуюся деньгами граждан. С такой инициативой выступал, в частности, глава «Справедливой России» Сергей Миронов. Позднее к нему присоединилась Партия пенсионеров, обвинившая ПФР в излишних тратах на собственные нужды, раздутый штат работников и «дворцы».

доктор экономических наук, руководитель отделения макроэкономики и моделирования региональных систем ЦЭМИ РАН

Очередная реорганизация по басне Крылова — «а вы, друзья, как ни садитесь…» Если серьёзно, то основной смысл реформы — увеличить размер социальных отчислений, распространить их на договоры гражданско-правового характера (договоры подряда). Сама по себе реформа потребует много денег на слияние, изменение алгоритмов и т.д. Основная проблема ПФР — дефицит средств. Денег, собираемых на пенсионные отчисления, не хватает для выполнения всех пенсионных обязательств. Поэтому имеют место дотации из госбюджета. Эту проблему объединением не решить.

Если говорить об эффективности расходования средств на содержание самого фонда, то она, конечно, неудовлетворительна. Но само по себе объединение повысить эффективность деятельности объединяющихся структур не может. Как не может это сделать и наблюдательный совет.

Эпоха накопления: как пенсионная реформа стала жертвой неверных прогнозов и сиюминутных решений

Российские власти, похоже, окончательно отказались от системы обязательных пенсионных накоплений: 22 декабря первый зампред ЦБ Сергей Швецов заявил, что «допускает законодательный демонтаж» накопительной системы до 2023 года. Руководитель лаборатории развития пенсионной системы Института социальной политики ВШЭ Евгений Якушев рассуждает о том, как это решение стало неизбежным

Пенсионные накопления замораживаются с 2014 года, и этот «временный» режим постоянно продлевается. В обществе никто уже всерьез не ждет возвращения к принципам пенсионной реформы 2002 года. Однако признание высокопоставленного представителя ЦБ похоже на точку в многолетней дискуссии, и хочется понять, как мы в эту точку пришли.

Окно возможностей

Первое обсуждение системы обязательных пенсионных накоплений состоялось в 1997-1998 годах и сопровождалось дискуссией о необходимости подготовиться к выходу на пенсию поколения «беби-бумеров». В подготовленную в те годы программу пенсионной реформы было включено предложение об обязательных отчислениях на будущую пенсию 10% от зарплаты. Предполагалось, что накопления станут дополнительным источником выплаты пенсий и позволят демпфировать влияние демографической волны на бюджет. Но дефолт в 1998 году поставил крест на использовании потенциала финансовых рынков.

Вторая итерация дискуссии пришлась на 2001 год и завершилась внесением президентского пакета законопроектов о реформе в Госдуму. Предлагалось структурировать пенсионную систему, исходя из принципов ее финансирования и целей, решаемых ее отдельными компонентами. Базовая часть трудовой пенсии решала проблемы бедности и финансировалась федеральным бюджетом из расчета прожиточного минимума. Страховая часть — учитывала стаж и заработок застрахованного лица и обеспечивала дифференциацию размеров пенсий. Накопительная часть — учитывала взносы и инвестиционный доход, обеспечивая коэффициент замещения утраченного заработка для работников с доходами выше средних. По мнению экспертов и рейтинговых агентств, предложенная архитектура обеспечивала долгосрочную устойчивость системы.

READ
Порядок оформления увольнения с работы

При этом прогнозы основывались на весьма высоких темпах роста российской экономики в годы после дефолта. Предполагалось, что пенсионные накопления станут источником долгосрочных инвестиций, а новый класс институциональных инвесторов в лице НПФ будет фактором стабильности на финансовых рынках.

Переписанный сценарий

Но первоначальные принципы существенно изменились в процессе реализации реформы. Во-первых, менялись механизмы финансирования пенсионной системы: с 2001 года страховые взносы в ПФР и другие внебюджетные фонды заменили на Единый социальный налог (ЕСН), а с 2010 года вернулись к страховым взносам. Во-вторых, в целях стимулирования экономики в 2005 году ЕСН снизили с 35,6% до 26%, что привело к возникновению дефицита пенсионной системы. В этой ситуации средства, идущие на пенсионные накопления, стали восприниматься как выпадающие доходы ПФР. Существенно возросла роль федерального бюджета, которому пришлось одновременно покрывать возникший дефицит и финансировать повышение пенсий. В-третьих, пенсионные накопления, в силу своего объема, стали играть заметную роль на финансовых рынках. В том числе и поэтому государственной управляющей компании ВЭБ расширили инвестиционную декларацию и дали возможность более активно покупать облигации компаний первого эшелона.

При этом изначально никто не ожидал, что индустрия НПФ сможет играть значительную роль в системе обязательного пенсионного страхования. Однако за десять лет более половины застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе перевели свои накопления в частные фонды, совокупные активы которых превысили активы под управлением ВЭБ. Казалось, что развитие сектора НПФ обеспечено устойчивой бизнес-моделью и высокой доходностью на вложенные инвестиции. Но регулирование постепенно ужесточалось.

Первым шагом, совпавшим по времени с принятым в 2013 году решением о заморозке новых накопительных взносов, стал процесс акционирования НПФ и создания системы гарантирования пенсионных накоплений. С одной стороны, Банк России хотел знать реальных владельцев и бенефициаров НПФ (по аналогии с банковским сектором), с другой — создать модель распределенной ответственности за результаты инвестирования. Череда банкротств НПФ, вызванная ужесточением регулирования и реализовавшимися рисками вложения пенсионных средств в проекты учредителей НПФ, сформировала общественный запрос на повышение надежности системы, ответом на который стало назначение Агентства по страхованию вкладов (АСВ) оператором системы гарантирования пенсионных накоплений (также по аналогии с банками). Новые правила работы НПФ привели к пересмотру инвестиционных стратегий. В итоге крайне консервативная и осторожная инвестиционная политика фондов уже не позволяла рассчитывать на получение доходности, превышающей инфляцию на долгосрочном периоде. Привлекательность системы НПФ для граждан снизилась.

Альтернатива для желающих

Со своей стороны, Минфин и Банк России пытаются предложить обществу новые механизмы пенсионных накоплений — уже добровольных. Но ни индивидуальный пенсионный капитал (ИПК), ни гарантированный пенсионный план (ГПП) не получили поддержки социальных партнеров и экспертов. Обсуждение этих инициатив совпало с принятым в 2018 году решением о повышении пенсионного возраста, поэтому для снижения негативной реакции общества новые изменения в пенсионной системе постоянно переносилось. Концептуально разработанные законопроекты должны создать механизм пополнения замороженных счетов новыми добровольными взносами. При этом надо решить судьбу уже сформированных пенсионных накоплений: предоставить ли право гражданам самостоятельно ими распорядиться (потратить на неотложные нужды или продолжить сберегать в других институтах) или обязать перевести их в новую систему. Задача усложняется необходимостью сохранить правовое регулирование уже выплачиваемых накопительных пенсий.

READ
Договор найма сотрудника без трудовой книжки

Но природа не терпит пустоты. На фоне системного кризиса ОПС значительное развитие получила система индивидуальных инвестиционных счетов. С одной стороны, популярность ИИС можно объяснить эффективной моделью налогового стимулирования со стороны государства, с другой — возможностью инвестора выбирать инвестиционную стратегию с учетом своих потребностей и ожиданий. НПФ столкнулись с необходимостью конкуренции за средства граждан, и, к сожалению, пока пенсионным фондам не удалось сформировать адекватную продуктовую линейку.

Между тем проблема зависимости ПФР от федерального бюджета так и осталась нерешенной, хотя теперь вся пенсионная часть страховых взносов идет на выплаты нынешним пенсионерам. В рамках сложившейся конфигурации системы объем бюджетных трансфертов в ПФР будет только увеличиваться. В таких условиях заявленный демонтаж остатков накопительной системы представляется наиболее вероятным сценарием.

Эксперты предупредили о новой пенсионной реформе

Российское правительство в 2024–2025 годах снова попытается реформировать пенсионную систему, заявил экономист Никита Масленников.

Эксперты предупредили о новой пенсионной реформе

“Перезагрузка пенсионной системы неизбежна”

По словам специалиста, если пенсии по старости к 2023 году вырастут до 19 283 рублей, а средняя номинальная зарплата — до 57 тысяч рублей, это даст коэффициент замещения всего на уровне 30%.

Таким образом, “в вопросе роста благосостояния пенсионеров, все эти годы мы будем топтаться на месте. Перезагрузка пенсионной системы неизбежна”, — приводит “Свободная пресса” слова Масленникова.

Тем более маловероятны какие-либо изменения, поскольку план восстановления экономики пока рассчитан лишь до 2022 года.

“Не очень понятно, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может”, — заключил он.

Напомним, эксперты уже заявляли о том, что через несколько лет пенсионная система в России столкнется с новыми проблемами.

К примеру, специалист по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) Дмитрий Александров высказывал мнение, что в 2024–2025 годах правительству придется реформировать систему пенсионных накоплений, поскольку еще через 10 лет невозможно будет обеспечить выплатами всех пенсионеров.

В настоящее время альтернатива государственным пенсионным фондам выглядит так: россияне, которые участвуют в корпоративных пенсионных программах или заключили договоры с НПФ, смогут начать получать выплаты на пять лет раньше.

В планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию, но.

Как писали в Телеграм-канале “Бла-бла-номика”, недавно стало известно о планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию — дать такую возможность не за два, а за три года до наступления пенсионного возраста.

Напомним, в связи с пенсионной реформой, право на пенсию по старости возникает с 55,5 лет у женщин и с 60,5 лет у мужчин в 2022 году.

“На первый взгляд вполне себе разумная мера, направленная на социальную поддержку предпенсионеров, оставшихся без работы. Ведь эта категория работников — одна из самых уязвимых и дискриминируемых на рынке труда.

Только вот для оформления досрочной пенсии нужно сначала зарегистрироваться в качестве безработного, а потом получить от службы занятости подтверждение о невозможности нового трудоустройства.

Но дело в том, что среди предпенсионеров, по данным ПФР, официально трудоустроены лишь 40% из 10,1 млн таких граждан. Соответственно, факт своего увольнения в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата смогут доказать далеко не все, попавшие в такую ситуацию.

READ
С какой площади платится налог на имущество

С требованием о “невозможности нового трудоустройства” тоже не все просто, ведь служба занятости наверняка предложит варианты “подходящей работы”.

Однако эти предложения, как правило, ниже той квалификации или должности, на которых был ранее занят человек, а предлагаемая заработная плата часто близка к уровню МРОТ.

В бюджете ПФР на 2022 год было запланировано 4,4 млрд рублей на выплаты досрочных пенсий.

Хватит или нет этих средств в случае введения новых правил выхода на досрочную пенсию, пока непонятно.

Для сравнения, число получателей таких пенсий в “докризисном” 2019 году было сравнительно небольшим — 23,5 тыс. человек (данные на 1 июля). Посмотрим, насколько существенным будет рост в нынешнем году или убедимся в том, что барьеры и условия на пути к желанной пенсии оказались непреодолимыми для армии безработных предпенсионеров”, — подытожили сетевые эксперты.

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Аналитики и эксперты о пенсионной реформе. Обзор мнений

Аналитики и эксперты о пенсионной реформе. Обзор мнений, подготовленный ЦИПКР и Отделом ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний.

Вместо эпиграфа:

Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров

написал грустное стихотворение

о недостижимости пенсионного возраста в России:

«Пенсионный возраст, как морковка,

Перед осликом, что кружит у колодца.

Не достичь его, как горизонта.

Ты к нему, а он совсем не ближе»

Введение

Итак, законопроект о повышении пенсионного возраста направлен из правительства в Госдуму. КПРФ объявила о намерении инициировать референдум, а петиция против повышения возрастной пенсионной планки уже набрала более миллиона подписей.

Как отмечает ряд эксперт, ни разу после «монетизации» льгот и последующих «маршей пустых кастрюль» власть осознанно не шла против почти единодушного общественного мнения (если верить государственной социологии- 82 процента россиян выступают против), как сейчас в случае с повышением пенсионного возраста.

Причём интересно, что активно против выступают молодые россияне – люди пред пенсионного возраста относятся к проблеме спокойнее.

Возможно, власть раньше не была так уверена в своих силах, как сейчас, а, возможно, у нее нет выхода.

Подготовка власти к контрпропаганде и возможным протестам

Как сообщают Telegramканалы, «на следующей неделе УВП соберет вице-губернаторов по внутренней политике. Будут обсуждать возможные протесты в регионах из-за повышения пенсионного возраста и варианты реагирования.

Методички готовятся, опубликуем после проведения мероприятия».

Экономические причины решения

(«солянка» выводов с акцентом на анализе от Н. Кричевского)

Решение о повышении пенсионного возраста премьер-министр обосновал необходимостью повышать пенсии и делать это темпами выше инфляции.

В свою очередь, решение о повышении НДС до 20% Д.Медведев аргументировал . также необходимостью повышать пенсии, заявив, что “свою часть экономической нагрузки за повышение уровня жизни пенсионеров должен нести бизнес”.

Таким образом, деньги у пенсионеров теперь “есть”, а “держаться” на новом этапе будут другие.

Впрочем, повышение НДС догонит через цены и инфляцию и якобы повышенные пенсии пенсионеров тоже.

По всей вероятности, возраст будет увеличен до 65 лет у мужчин и 63 лет у женщин. Не сработал ни один разумный контраргумент, главный из них в том, что прежде чем повышать, нужно выяснить на сколько увеличился возраст здоровой трудоспособности. ВОЗ считает, что для России возраст здоровой трудоспособности 63,4 года. А на пенсию мужчины уйдут в 65, т.е. за пределами возраста здоровой трудоспособности.

Да, президент поставил задачу к 2024 г. нарастить ожидаемую продолжительность здоровой жизни до 67 лет. Кроме того, танцевать от параметров бюджета при решении социальных задач – верх цинизма и кощунства, тем более, что бюджет в этом году ломится от нефтяных сверхдоходов.

READ
Свидетельство о праве на наследство по завещанию

К чему же такая спешка?

Все дело в фактически разворованной накопительной части пенсии, первые выплаты по которой (для женщин) должны начаться в 2022 г. В 2017 г. по данным ЦБ совокупный объем средств в НПФ и ПФР (накопления и резервы) составлял 5,5 трлн. рублей, количество застрахованных – 34,4 млн. человек, при этом средний счет был всего порядка 60 тыс. рублей. Кроме того, количество НПФ за год сократилось с 81 до 68. Если же начать повышение с 2019 г., к 2022 г. о прежних обязательствах все забудут.

Если оставить все как есть, то в 2022 г. власть столкнется с массовыми протестами новоявленных обманутых пенсионеров. Разобраться, где деньги, нет никакой возможности, обращаться с мольбами о помощи к потрошителям НПФ, типа, сбежавшего в Лондон Минца или господ Гуцериевых, можно до второго пришествия, потому все претензии были бы к родному государству. Прогарантировавшему выплаты накопительных пенсий из расчета один бюджетный рубль за один рубль взносов (без инвестдохода).

С 2014 г. пенсионные накопления заморожены, если бы система работала в прежнем режиме, объем грядущих проблем как минимум удвоился. При этом, деньги не потрачены, как кто-то уверен по незнанию, а зачислены на индивидуальные счета в страховой части будущей пенсии.

Представим, что выплаты с 2022 г. все же начнутся. Минфин будет «стонать» от незнания точного количества денег, необходимых для компенсаций по накопительной части. В сумме, напомним, пенсионные накопления составляют 5,5 трлн. рублей. Власть ежемесячно должна будет вбрасывать многие и многие миллиарды, не обращая внимания ни на инфляцию, ни на курс доллара, ни на прочие прелести. В 2027 г., когда накопительную часть начали бы получать мужики 1967 г.р., Минфин повесится в полном составе.

Но даже если все деньги были бы в целости и сохранности, то, исходя из сегодняшних объемов пенсионных счетов, пенсионеры будут получать всего по 250 рублей в месяц. Что есть неустранимая катастрофа для властного авторитета.

В результате выбран вариант: после повышения женщины, имеющие право на получение накопительной пенсии, будут выходить на заслуженный отдых в 2030 г., а мужчины – и вовсе в 2032-м. К тому времени по логике власти «либо народ вымрет, либо государство сдохнет», да и в любом случае бюджетная острота спадет, а 250 рублей превратятся в сущие копейки.

Как отмечают эксперты в социальных сетях, «плохо не то, что власть в очередной раз обманет (там еще часть средств пенсионных накоплений, позаимствованных в 2003 г. для выплаты Парижскому клубу кредиторов). Плохо то, что, решив проблему-2022, власть вновь отряхнется и как ни в чем не бывало пойдет дальше. Оставив пенсионную систему такой же перекошенной и дефицитной, как и раньше».

Возможный пропагандистский ход: Путин придет и всех спасет

Эксперт А. Устинов пишет: «Как осчастливить человека? Отнять всё, а потом вернуть половину. Это вам как один из сценариев с пенсионным возрастом. Плохой, очень плохой человек, страшный человек Дмитрий Медведев повышает пенсионный возраст.

Хороший, очень хороший царь пытается спасти ситуацию. »

Пенсионный возраст: коалиция за повышение?

Эксперты центра имени И. Бунина рассматривают социальные страты, которые могут лояльно относиться к повышению пенсионного возраста: «Сегодня правительство рассматривает проект закона о повышении пенсионного возраста. Как нам сообщают социологи, 82% россиян относятся к этой перспективе негативно. Почему – отдельная и длинная тема. Вопрос другой: а что, в России так мало тех, кому это объективно выгодно? Осмелимся предложить сразу три категории:

  1. Пенсионеры. Их это повышение уже не коснется – они и так на пенсии. И только повышение возраста дает им надежду, что их пенсии будут расти, а не стагнировать или – хуже того – падать.
  2. Молодежь. Уже сейчас соотношение работающих и пенсионеров у нас 1,68 : 1, т.е. пятеро работающих «кормят» трех пенсионеров, и эта пропорция с годами будет меняться не в пользу работающих – продолжительность жизни все же растет, а рождаемость – не очень. Это им долгие годы нести почетное солидарное бремя, и чем оно будет больше, чем труднее им будет строить свои жизненные карьеры.
  3. Средний класс, попросту те, кто зарабатывает выше среднего по экономике. При нынешнем соотношении средних зарплат и пенсий, с выходом на заслуженный отдых у среднего россиянина доход сокращается втрое. Но это у среднего. А у того, кто выше – падение много больше, да и отвык этот «выше среднего» копейки считать. Он и так будет продолжать работать, пока может, а та базовая пенсия, которая положена работающему пенсионеру, для него не очень значима. Зато он заинтересован в том, чтобы пенсии были выше.

Все это – прагматичные и рациональные аргументы. Если они войдут в сознание россиян, коалиция за повышение пенсионного возраста может существенно вырасти: эти три категории, взятые вместе – это очень немалая часть российского общества».

READ
Сколько больничных можно брать в год – по закону РФ

Китайский пенсионный опыт: правда и вымысел

Один из популярных сетевых экспертов сравнивает российский и китайский опыты развития пенсионных систем: «Смотрю, что в поддержку лишения пенсий россиян (РУССКИМ ДЕНЕГ НЕ НАДО!) начали ссылаться на китайский опыт, что, якобы, пенсий там нет, и вот ничего, живут же как-то люди, и экономика растёт.

На самом деле всё не совсем так. Пенсию в Китае сейчас получает примерно 60% населения, и эта цифра растёт год от года (в 2015-м, например, было 55%). В планах китайского правительства к 2030 году довести число получающих пенсию до 100%.

Возраст выхода на пенсию в Китае – 60 лет для мужчин и 55 для женщин. С 2018 года действует такая система отчисления в Пенсионный фонд: 8% от зарплаты сам работник, 12% – его работодатель.

Размер пенсии сильно зависит от места проживания и сословности (примерно, как в России). Крестьяне получают минимум – на наши деньги 5-6 тыс. руб. Жители крупных городов типа Пекина, Шанхая и Гуанчжоу – 25-35 тыс. руб. (что выше московских пенсий в 17-18 тыс.), бывшие чинуши, партийные функционеры, военные и полицейские получают 30-40 тыс. (но тоже зависит от провинции: в крупных городах – больше, в сельской местности – меньше).

В стране действует система досрочного выхода на пенсию 50-55/45 для опасных профессий.

В целом же даже по пенсиям видно, что Китай сейчас находится в советских 1960-х».

Протесты: пока и опять солируют либералы

Эксперт канала «Пяр во время чумы» констатирует: «А вот с тем, что протестов не будет, я видимо поторопился. Раскачка в соцсетях уже пошла, причём вот такая лобовая. Все. Тему «невыполненных» Путиным обещаний про пенсионный возраст подхватили Яшин, Гудков и только что вышедший из «обезьянника» Навальный. Протест начался, а АП опять готовится сегодня к сражениям вчерашнего дня. https://t.me/obrazbuduschego/3503». Другой эксперт (канал «Пробуждение») отмечает: «Знаете, что возмущает? Что никто из политических сил не возражает против таких действий правительства! КПРФ молчит, Яблоко молчит, ЛДПР молчит. Короче, всем п…й, все заткнулись! Все эти Явлинские, Собчаки и Грудинины в очередной раз подтвердили, что они обычные купленные шестерки Путина, которые тупо отрабатывают свои бабки, изображая оппозицию! Но изображают они эту оппозицию только тогда, когда им разрешает Путин! По сути, они все политические трупы, ноу неймы и куклы с рукой диктатора у себя в ж…е!

Единственный, кто яро озвучивает и возмущается повышением пенсионного возраста, это Навальный и оппозиционные интернет СМИ, но, как вы сами понимаете, аудитория у них слишком маленькая, чтобы начать раскачивать эту тему. И, как это не смешно, единственный, кто может и, скорее всего, организует акции протеста по поводу пенсионной реформы, будет именно Навальный, которого большинство людей пред пенсионного возраста не любят. А больше просто некому: убиты, сидят, эмигрировали или тупо продались. Всё».

READ
Что такое дачный дом по новому закону?

Власти не исключают возможность отмены пенсионной реформы. Что ждать будущим пенсионерам?

Власти не исключают возможность отмены пенсионной реформы. Что ждать будущим пенсионерам?

Пенсионная реформа, которая вызвала колоссальный негатив среди россиян, до сих пор остается актуальной темой. Некоторые парламентарии много раз предлагали отменить повышение пенсионного возраста, однако, по словам представителей Госдумы, вменяемых альтернатив пока не предлагалось. Между тем, власти планируют кардинально изменить подход к назначению пенсий граждан и уже сегодня ведутся обсуждения данного вопроса.

Власти рассматривают инициативу о снижении пенсионного возраста

Пенсионная реформа показала незначительные результаты. Пенсии граждан до сих пор находятся на запредельно низком уровне, а недовольство людей растет все больше и больше. Многие до сих пор просят вернуть старый пенсионный возраст. Власти прислушиваются к россиянам и пытаются ввести некоторые послабления.

Например, в настоящее время в Госдуме обсуждают инициативу о снижении возврата выхода на пенсию для определенных категорий граждан. Речь идет о жителях Дальнего Востока. Все дело в том, что по официальным данным средний возраст дожития указанных граждан составляет всего 10 лет. То есть, большинство указанных пенсионеров просто напросто, либо не доживают до пенсии, либо получают ее не больше десяти лет.

Власти планируют снизить указанный возраст для жителей Дальнего Востока до 55/60 лет для женщин и мужчин соответственно.

По мнению других парламентариев, реформу нужно отменить совершенно для всех россиян. Они считают, что из-за повышения возраста выхода на пенсию многие граждане пытаются любыми силами оставить трудовую деятельность, в том числе чаще ходят на больничный или подают на получение группы. В связи с этим нагрузка повышается не только на ПФР, но и на ФСС.

Еще один вопрос, который планируют рассмотреть в Госдуме – изменение пенсионной системы. Власти планируют модернизировать механизм начисления пособия.

Оно будет состоять из трех частей:

-базовой, предоставляемой всем гражданам;

-страховой, формируемой за счет взносов работодателей;

-добровольно-накопительной, созданной предпенсионером.

Пока неизвестно, примут ли такой вариант системы. По мнению парламентариев, эта инициатива требует серьезных доработок.

Вернут ли в России старый пенсионный возраст

По словам парламентария, введение не совсем приятных новшеств было обусловлено нехваткой денежных средств в ПФР. Однако реформа не помогла, только “разожгла” ненависть граждан к властям.

Многие депутаты регулярно вносят предложения, стоимость которых оценивается в десятки триллионов рублей. На снижение пенсионного возраста нужно гораздо меньше средств, поэтому вполне возможно, что власти вернутся к обсуждению вопроса об отмене реформы в ближайшие 2-4 года, пишет Regnum.

Между тем, официальной информации об уменьшении возраста выхода на заслуженный отдых пока нет. Известно, что раньше положенного времени выйти на пенсию могут лишь некоторые категории граждан, например житель Крайнего Севера, многодетные мамы, матери детей-инвалидов, а также работники, трудящиеся во вредных условиях и др.

READ
Бланк Справки о заработной плате

В Госдуме готовятся к новой пенсионной реформе: последние новости

Член думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов рассказала о том, что власти всерьез задумались о кардинальном изменении пенсионной системы.

По ее словам в настоящее время идет разработка нового законопроекта о накопительном пенсионном обеспечении.

Но теперь, формироваться пенсия будет по-другому:

во-первых, часть дохода, отправляемого гражданином на накопление пособия, не будет облагаться налогом;

во-вторых, государство будет увеличивать поступившие накопления граждан ровно вдвое;

в-третьих, добровольные взносы граждан застрахуют по принципу вкладов (до 1,4 млн рублей).

Пока не понятно, примут ли на самом деле такой законопроект или это лишь слухи. Да и вопрос о доверии граждан остается открытым. Ведь, однажды, накопительная часть пенсии уже была заморожена.

Пенсио́нная рефо́рма 2019—2028 годо́в

этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающий постепенный подъём пенсионного возраста от 55 до 60 лет для женщин и от 60 до 65 для мужчин[1][2] в соответствии с рекомендациями МВФ[3]. Изменения касаются большинства граждан РФ, однако есть ряд льгот для работников определённых специальностей (медработники, педагоги, артисты и др.), коренных жителей Крайнего Севера, женщин с тремя и более детьми, а также мужчин (женщин) со стажем свыше 42 (37) лет. После завершения реформы, последующее повышение пенсионного возраста исключается по крайней мере до 2036 года[4][5].

Реформа пока не предполагает изменений для граждан, занятых на тяжёлых работах и вредных производствах (Списки № 1 и № 2[6][7]).

Реформой не затрагиваются вопросы пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур и военнослужащих (их пенсионные права регулируются отдельными законодательными актами вне рамок данной реформы). Из-за этого некоторыми СМИ[8][9] ситуация подавалась так, будто для названных категорий лиц возраст пенсии не поднимется вообще, что не соответствует фактическому положению вещей, см. Перейти к разделу «#Лица, которых не затрагивает реформа». Для гражданских госслужащих повышение пенсионного возраста началось ещё ранее, а реформа модифицировала схему повышения.

Как планируется, повышение пенсионного возраста позволит перенаправить высвобождающиеся средства ПФР на увеличение пенсий, в среднем[10], на 1000 руб/мес ежегодно.

Правовой базой реформы является закон о совершенствовании пенсионного законодательства (соответствующий законопроект был принят Госдумой в окончательном чтении 27 сентября 2018 года[11], одобрен Советом Федерации 3 октября, в тот же день подписан Президентом[12] и опубликован[1]). Информация, приведённая ниже (если не поставлено других ссылок), заимствована из справочного издания[2]. «По умолчанию» речь идёт о страховой пенсии по старости. На порядок назначения накопительной части пенсии из ПФР и НПФ вступившие в силу изменения в пенсионном законодательстве не влияют[13].

Правительственное решение повысить пенсионный возраст стало беспрецедентным за почти 90 лет советской и постсоветской истории; как декларировалось, оно было вызвано снижением рождаемости и увеличением ожидаемой продолжительности жизни. В настоящее время повышение возраста выхода на пенсию из-за старения населения является общемировой тенденцией и происходит во многих государствах[14].

Пенсионная реформа, по мнению экспертов[каких?], отразится и на иных сторонах общественной жизни в России, включая ситуацию на рынке труда, занятость, реализацию нацпроектов, традиции семейного уклада. При этом большинство граждан воспринимают начатые изменения негативно и опасаются целого комплекса проблем, однако идеологи реформы убеждены в её необходимости для долгосрочного развития страны.

Согласно опросам ВЦИОМ и Левада-Центра *** , начало пенсионной реформы стало важнейшим событием 2019 года в России[15]. По данным ВЦИОМ, реформа оценивалась как событие номер один в стране и годом ранее (2018), когда закон о ней ещё только был принят. Отношение к реформе как к центральному вопросу общественной жизни сохранялось до весны 2022 года — но далее на первый план вышла пандемия коронавируса.

READ
Хранение наркотического средства без цели сбыта

Остановка повышения пенсионного возраста вместо возврата к изначальному возрасту выхода на пенсию

В «Партии Роста», которую представляет Дмитриева, также считают необходимым вернуть прежний пенсионный возраст. Или хотя бы остановиться на том возрасте, что действует сейчас — плюс 1,5 года к старому (для женщин 56,5 года, для мужчин – 61,5 года).

Сейчас уже нет никаких оснований для повышения пенсионного возраста, так как:

продолжительность жизни в России снизилась на 2 года;

на 2 млн сократилось количество пенсионеров.

Какие же изменения ждут российских пенсионеров в 2022 году точно

Индексация страховых пенсий на 8,6% и социальных на 7,7%

Малозаметное повышение пенсий работающих пенсионеров на сумму до 315 руб.

Пенсионеров-банкротов освободили от удержаний. Речь о ситуациях, когда пенсионеры берут кредиты, а затем оказываются не в состоянии их выплачивать. По судебным листам могут производиться удержания из пенсии. Но если человека официально признают банкротом, то вычитать деньги из пенсии уже не будут.

Сохранится «сельская надбавка» при переезде пенсионера в город.

Страховая пенсия в 2022 году

В 2022 году оформить страховую пенсию смогут женщины в возрасте 56,5 года и мужчины в возрасте 61,5 года. Для этого должен быть выработан необходимый стаж и иметься пенсионные коэффициенты. Если их будет не хватать, то назначение пенсии отодвинется на тот срок, пока гражданин не наработает необходимое количество стажа и коэффициентов, Если же по истечении пяти лет после достижения пенсионного возраста этого достичь не удастся, то гражданину назначат социальную пенсию. Об этом рассказала заместитель управляющего отделением ПФР по Москве и Московской области Марина Тарасова.

Проверить наличие накопительной пенсии можно на портале Госуслуг в разделе о состоянии пенсионного счёта.

Отмена пенсионной реформы и снижение пенсионного возраста: новые подробности

Что ждет пенсионеров в 2022 году точно и к чему готовиться в ближайшие годы.

Оксана Дмитриева о пенсионной реформе

Как известно, пенсия состоит из трех частей — страховая, фиксированная и накопительная.

Накопительную часть пенсии увеличить

В середине января стало известно, что накопительную часть пенсии хотят освободить от налогов, а также софинансировать за счет государства и страховать. Принять соответствующий законопроект, который еще только готовится, могут с большой долей вероятности, т.к. его инициатором выступает партия власти.

Накопительную часть пенсии вернуть

Уже в конце января экс-глава Министерства труда и соцразвития РФ, а ныне депутат Госдумы РФ от «Партии Роста» Оксана Дмитриева, предложила признать полный провал обязательной накопительной системы и вернуть людям деньги, которые они перечислили на накопления с 2002 по 2014 год.

По её словам, в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) и управляющих компаниях (УК) находится 5 трлн руб. Эти деньги людей заставили перечислить на обязательную накопительную пенсию, забирая 6% из 22% их пенсионных взносов.

«По­страдавшими стали граждане 1967 г. р. и младше – это они делали отчисления на накопления с 2002 по 2014 г. Затем, начиная с 2014 г., постоянно продлевается так называемая заморозка пенсионных накоплений (сейчас она продлена до 2024 г. – прим. ред.)», — рассказала Дмитриева в интервью «АиФ».

По словам депутата, за последние годы часть НПФ исчезли, а 28 обанкротилось. Обещанную людям высокую доходность и ежемесячную накопительную пенсию обеспечить не получилось, т.к. эти деньги не то что не приросли, они обесценились из-за инфляции.

«И ежемесячные накопительные пенсии ни УК, ни НПФ фактически не выплачивают. Всего 107 тыс. человек в стране получают ежемесячные накопительные выплаты. Когда человек достигает пенсионного возраста, ему чаще просто выдают единовременную выплату по номиналу тех взносов, которые он перечислил. Таких в стране уже 11 млн человек. Получается беспроцентный кредит, который предоставили граждане. Но это же неправильно! Люди и накопительной пенсии не получат, и страховой недосчитались», — сказала Оксана Дмитриева.

По её словам, этот обман до конца еще не вскрылся из-за увеличения пенсионного возраста.

«В 2022 г. в 55 лет на пенсию должны были бы массово выходить женщины 1967 г. р. И тут бы выяснилось, что пенсия у них меньше, чем у их коллег, которые старше на один год, с такой же зарплатой, стажем и др. Почему? Да потому что на протяжении 12 лет у них отнимали 6% взносов на накопления. Люди не должны отвечать своими пенсионными деньгами за эксперимент, который проводило государ­ство», — резюмировала депутат.

Негосударственные пенсионные фонды не хотят отдавать деньги. НПФ сейчас готовят законопроект, по которому накопления хотят сделать стартовым капиталом для новой добровольной накопительной пенсии.

«Естественно, они будут бороться за свои 5 трлн руб., из которых почти 3 трлн находятся в НПФ, а 2 трлн – в ­ВЭБ. Никто не хочет отдавать деньги. Моя позиция такая: надо всё подробно разъяснить гражданам и предоставить им выбор – дальше экспериментировать с накопительной пенсией или перевести имеющиеся деньги в страховую часть с соответ­ствующей переиндексацией. Во втором случае их страховая пенсия станет больше», — сказала Оксана Дмитриева.

Депутат пообещала, что будет готовить необходимый законопроект и вносить его в Госдуму.

READ
Порядок оформления увольнения с работы

Остановка повышения пенсионного возраста вместо возврата к изначальному возрасту выхода на пенсию

В «Партии Роста», которую представляет Дмитриева, также считают необходимым вернуть прежний пенсионный возраст. Или хотя бы остановиться на том возрасте, что действует сейчас — плюс 1,5 года к старому (для женщин 56,5 года, для мужчин – 61,5 года).

Сейчас уже нет никаких оснований для повышения пенсионного возраста, так как:

  • продолжительность жизни в России снизилась на 2 года;
  • увеличилась смертность;
  • на 2 млн сократилось количество пенсионеров.

Какие же изменения ждут российских пенсионеров в 2022 году точно

  • Индексация страховых пенсий на 8,6% и социальных на 7,7%
  • Малозаметное повышение пенсий работающих пенсионеров на сумму до 315 руб.
  • Пенсионеров-банкротов освободили от удержаний. Речь о ситуациях, когда пенсионеры берут кредиты, а затем оказываются не в состоянии их выплачивать. По судебным листам могут производиться удержания из пенсии. Но если человека официально признают банкротом, то вычитать деньги из пенсии уже не будут.
  • Сохранится «сельская надбавка» при переезде пенсионера в город.

Страховая пенсия в 2022 году

В 2022 году оформить страховую пенсию смогут женщины в возрасте 56,5 года и мужчины в возрасте 61,5 года. Для этого должен быть выработан необходимый стаж и иметься пенсионные коэффициенты. Если их будет не хватать, то назначение пенсии отодвинется на тот срок, пока гражданин не наработает необходимое количество стажа и коэффициентов, Если же по истечении пяти лет после достижения пенсионного возраста этого достичь не удастся, то гражданину назначат социальную пенсию. Об этом рассказала заместитель управляющего отделением ПФР по Москве и Московской области Марина Тарасова.

Проверить наличие накопительной пенсии можно на портале Госуслуг в разделе о состоянии пенсионного счёта.

Ссылка на основную публикацию