Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.08.2016 N 80-КГ16-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кликушина А.А.,
судей Назаренко Т.Н. и Юрьева И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суховой А.Б., Сухова А.С., Теребилова С.А. к администрации муниципального образования “Барышский район” Ульяновской области о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Суховой А.Б., Сухова А.С., Теребилова С.А. на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 30 июля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 27 октября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н., объяснения Суховой А.Б., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя администрации муниципального образования “Барышский район” Ульяновской области Кулишовой Н.Е.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Сухова А.Б., Сухов А.С. и Теребилов С.А. обратились в суд с иском к администрации МО “Барышский район” Ульяновской области (далее – администрация) о признании за ними права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <. >кв. м, состоящей не менее чем из 2 комнат, находящейся в черте г. <. > <. >области и отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. в пользу каждого из истцов. В обоснование требований истцы сослались на то, что по договору социального найма занимали кв. <. >, расположенную в д. <. >по ул. <. > <. >области. 25 ноября 2004 г. произошел пожар, в результате которого дом уничтожен. С 2004 года истцы неоднократно обращались к ответчику с вопросом о предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма, однако до настоящего времени жилье не предоставлено. В 2010 году Сухова А.Б. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как малоимущая на общих основаниях. Решением жилищно-бытовой комиссии от 29 апреля 2015 г. истцам отказано во включении в льготный список на получение жилья. Поскольку утраченное жилое помещение после пожара стало непригодным для проживания, истцы считают, что имеют право на внеочередное обеспечение жильем.
Решением Барышского городского суда Ульяновской области от 30 июля 2015 г. исковые требования Суховой А.Б., Сухова А.С., Теребилова С.А. удовлетворены частично. За истцами признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. На администрацию возложена обязанность предоставить истцам по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <. >кв. м, состоящей не менее чем из 2 комнат, находящейся в черте г. <. > <. >области и отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 27 октября 2015 г. решение суда первой инстанции отменено в части возложения на ответчика обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма и в этой части постановлено новое решение, которым в удовлетворении данных требований отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Суховой А.Б., Суховым А.С. и Теребиловым С.А. поставлен вопрос об отмене в части судебных актов, как вынесенных с нарушением требований закона.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы заявителей судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 13 мая 2016 г. было истребовано дело в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н. 7 июля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены в части судебного постановления апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При вынесении судебного постановления апелляционной инстанцией такие нарушения норм материального права были допущены.
Судом установлено, что по адресу: <. >, с 26 ноября 1996 г. зарегистрирован Теребилов С.А., с 25 января 2002 г. – Сухова А.Б. и Сухов А.С. (л.д. 11).
Данная квартира была предоставлена Суховой (ранее – Теребиловой) А.Б. и ее сыну Теребилову С.А. на основании постановления главы города Барыша от 12 февраля 2002 г. N 56, что подтверждается ордером N 25 (л.д. 98).
Согласно справке от 29 марта 2009 г. N 9, выданной отделением Государственного пожарного надзора по г. Барышу и Барышскому району, 25 ноября 2004 г. в д. <. >по ул. <. >произошел пожар, в результате которого уничтожены жилой дом, квартира и имущество Суховой А.Б. (л.д. 97).
27 декабря 2004 г. Сухова А.Б. обратилась к главе города Барыша с просьбой о включении ее, мужа Сухова А.С. и сына Теребилова С.А. в список жильцов, пострадавших от пожара, для получения жилищного сертификата (л.д. 51).
Постановлением главы города Барыша от 17 февраля 2005 г. N 597 жилой дом <. >по ул. <. >выведен из жилого фонда (л.д. 73).
В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества МО “Барышский район” в реестре муниципального имущества МО “Барышский район” кв. N <. >в доме N <. >по ул. <. >не числится.
На основании распоряжения главы администрации Ульяновской области от 1 марта 2005 г. N 197-р в целях оказания материальной помощи пострадавшим в результате пожара в двухэтажном 20-квартирном доме, расположенном по адресу: <. >, комитету социальной защиты населения администрации области выделены 2 100 000 рублей за счет средств резервного фонда администрации области на оказание целевой адресной материальной помощи жителям, пострадавшим в результате пожара согласно приложению. Непосредственно истцам выделено по 50 000 руб. каждому (л.д. 38, 39).
19 марта 2010 г. жилищно-бытовой комиссией администрации муниципального образования “Барышский район” (протокол N 3) семья Суховой А.Б. признана ответчиком малоимущей и нуждающейся в жилом помещении из-за утраты жилого помещения в результате пожара, а также поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 84).
29 апреля 2015 г. жилищно-бытовой комиссией администрации муниципального образования “Барышский район” (протокол N 4) рассмотрено повторное обращение Суховой А.Б. по вопросу внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. В удовлетворении заявления отказано со ссылкой на истечение срока давности события, послужившего причиной для льготы (л.д. 17).
Удовлетворяя требования истцов о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с утратой ими жилого помещения у ответчика возникла обязанность по предоставлению другого жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому. В удовлетворении требования о компенсации морального вреда суд отказал.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований истцов о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке и вынес в данной части новое решение, которым в удовлетворении данных требований отказал, сославшись на то, что администрацией истцам была выплачена денежная компенсация за утраченное в результате пожара жилое помещение и имущество в размере, достаточном для приобретения жилого помещения в г. Барыше.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что апелляционное определение в данной части принято с нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.
Согласно статье 91 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 2) дом (жилое помещение) грозит обвалом; 3) дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой.
Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Установив, что семья Суховой А.Б. признана ответчиком малоимущей и нуждающейся в жилом помещении в связи с утратой жилого помещения, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд первой инстанции удовлетворил иск в части признания за истцами права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и возложения на ответчика обязанности предоставить жилое помещение, указав при этом, что такое предоставление носит компенсационный характер и гарантирует гражданам условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Вывод суда апелляционной инстанции об отказе истцам в иске о предоставлении жилого помещения взамен утраченного основан на том, что право истцов на благоустроенное жилое помещение было реализовано путем выплаты им после пожара 150 000 руб. согласно распоряжению главы администрации Ульяновской области от 1 марта 2005 г. N 197-р.
Между тем данный вывод является ошибочным.
Из названного выше распоряжения следует, что целью выделения денежных средств являлось оказание материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате пожара, и возмещение материального ущерба, понесенного в результате порчи имущества, принадлежащего им. Распределение денежных средств не ставилось в зависимость от занимаемой гражданами жилой площади, а выделялось каждому пострадавшему адресно.
Необоснованным является и вывод суда апелляционной инстанции о том, что права на внеочередное предоставление жилого помещения истцы не имеют по причине того, что на момент пожара в квартире не проживали. Временное отсутствие в занимаемом по договору социального найма жилом помещении не влечет прекращение права граждан на пользование этим жильем, кроме того, ответчиком требование о признании истцов утратившими право пользования жилым помещением в связи с выездом на другое место жительства не заявлялось.
На момент пожара договор социального найма жилого помещения расторгнут не был. Последующие действия администрации по выплате материальной помощи, постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения свидетельствуют о том, что ответчик признавал за истцами право на жилое помещение, пришедшее в непригодное состояние.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 27 октября 2015 г. в части отмены решения Барышского городского суда Ульяновской области от 30 июля 2015 г. об удовлетворении требований истцов к администрации о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма и вынесения в данной части нового решения об отказе в иске подлежит отмене, а решение Барышского городского суда Ульяновской области от 30 июля 2015 г. в данной части оставлению в силе.
В остальной части обжалуемое определение суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, поскольку его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 27 октября 2015 г. в части отмены решения Барышского городского суда Ульяновской области от 30 июля 2015 г. об удовлетворении исковых требований Суховой А.Б., Сухова А.С. и Теребилова С.А. к администрации муниципального образования “Барышский район” о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, и вынесении в данной части нового решения об отказе в иске – отменить.
Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 30 июля 2015 г. в данной части оставить в силе.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 27 октября 2015 г. оставить без изменения.
Приложение. Заявление о признании нуждающимся в жилом помещении (форма)
профессиональной образовательной организации) “__” _________ г.
Место прохождения военной службы – ____________________________________
(наименование органа военного управления, воинской части, организации
Сообщаю о себе и членах семьи сведения
I. Сведения о наличии жилых помещений, занимаемых по договорам найма
специализированного жилого помещения, договорам социального найма,
договорам найма (поднайма) и (или) принадлежащих на праве собственности мне
и членам моей семьи
Фамилия, имя, отчество (при наличии)
Паспорт (свидетельство о рождении), серия, номер, кем и когда выдан
Вид имущества, площадь, кв. метров
Основание пользования (дата и реквизиты договора, документ, подтверждающий право собственности)
II. Денежные средства на приобретение или строительство жилых
помещений, субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи или
государственные жилищные сертификаты (далее – сертификат) мною и членами
моей семьи ________________________________________________________________
(указывается “не получались” или “получались” в случае получения
денежных средств или безвозмездной финансовой помощи, указать орган,
осуществивший выплату, дату и сумму выплаты, в случае получения
сертификата – орган, выдавший сертификат, серия и номер сертификата)
III. Сведения об участии в приватизации жилых помещений меня и членов
Фамилия, имя, отчество (при наличии)
Паспорт (свидетельство о рождении), серия, номер, кем и когда выдан
Вид имущества, площадь, кв. метров
Дата и реквизиты договора о передаче жилого помещения в собственность
IV. Сведения о ранее занимаемых жилых помещениях по договорам
социального найма и (или) сведения о владении ранее жилыми помещениями на
праве собственности до даты подачи заявления о признании нуждающимся в
Фамилия, имя, отчество (при наличии)
Паспорт (свидетельство о рождении), серия, номер, кем и когда выдан
Вид имущества, площадь, кв. метров
Основание пользования (договор социального найма, документ, подтверждающий право собственности), дата и реквизиты договора
Действия, совершенные с ранее занимаемыми жилыми помещениями, реквизиты документов, подтверждающих факт совершения указанных действий
Я и члены моей семьи достоверность и полноту настоящих сведений
подтверждаем (за несовершеннолетних и (или) недееспособных членов семьи
подпись ставится их законным представителем). Даем согласие на проведение
уполномоченными органами проверки представленных сведений во всех
федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных
органах), органах государственной власти субъектов Российской Федерации,
органах местного самоуправления и подведомственных указанным органам
организациях (учреждениях), а также согласие на обработку персональных
В случае изменения представляемых сведений обязуемся в течение 5
рабочих дней направить в уполномоченный орган измененные сведения с
приложением подтверждающих документов или их копий, заверенных в
установленном законодательством Российской Федерации порядке.
“__” ______ 20__ г.
(подпись военнослужащего, фамилия, имя, отчество (при наличии)
“__” ______ 20__ г.
(подпись совершеннолетнего члена семьи, фамилия, имя, отчество (при наличии)
“__” ______ 20__ г.
(подпись совершеннолетнего члена семьи, фамилия, имя, отчество (при наличии)
“__” ______ 20__ г.
(подпись совершеннолетнего члена семьи, фамилия, имя, отчество (при наличии)
(воинское звание, фамилия, имя, отчество (при наличии)
предупрежден о возможности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях в
случае выявления в представленных документах сведений, не соответствующих
действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся
в жилых помещениях, а также о возможности привлечения к дисциплинарной,
административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной
ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в
Исковое заявление о предоставлении отдельной жилой площади
Исковое заявление о предоставлении отдельной жилой площади. Согласно распоряжению главы управы района семья истца, состоящая из шести человек, трое из которых являются инвалидами, состоит на очереди по улучшению жилищных условия. Истец просит суд обязать управление департамента жилищной политики и жилищного фонда признать его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и обеспечить отдельной жилой площадью в установленном законом порядке.
В _____________ районный суд г. ________
______________________________
истец: ____________________________
_____________________________________
ответчики: Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в _____________ административном округе г. __________
_____________________________________
Префектура ___________ административного округа г. _________
________________________________
третьи лица: орган опеки и попечительства Муниципалитета внутригородского муниципального образования «_________» в г. _________
________________________________
Управление социальной защиты населения района «__________» ________________ административного округа г. _____________
_______________________
________________________________________________
Госпошлина: на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет ___ рублей __ коп.
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
об обеспечении отдельной жилой площадью
Согласно распоряжению главы Управы района «__________» от ______________ года №______ наша семья, состоящая из шести человек, трое из которых являются инвалидами по категории: «тяжелобольные, социальный наем», учетное дело № _________.
В настоящее время мы проживаем в квартире ______, расположенной по адресу: ___________________, которая состоит из трех комнат общей площадью ____ кв. м., жилой – ____ кв. м.
Указанное жилое помещение находится в долевой собственности _____________, __________, ___________, _____________ по __ доли соответственно
Совместно со мной – ___________, являющейся инвалидом 3-й группы, в квартире проживают: супруг – __________ – ветеран труда, дочь – ____________ с двумя несовершеннолетними детьми и дочь – __________ – инвалид 2-й группы.
Моя дочь – ___________, _______ года рождения, является инвалидом детства и страдает тяжелой формой шизофрении, что подтверждается медицинскими документами, выданными психоневрологическим диспансером №___ г. _________.
Ее состояние в последнее время ухудшилось и это крайне негативно сказывается на физическом и психическом состоянии, проживающих совместно с нами моих несовершеннолетних внуках.
С ______ года мы неоднократно обращались с заявлениями в различные инстанции о предоставлении нам отдельного жилья, однако такие обращения до настоящего времени положительных результатов не дали.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ , гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди, а согласно нормам указанной статьи, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилых помещений, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 378 от 16 июня 2006 года «Об утверждении перечня хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», ___________, страдающая, указанным в перечне заболеванием, имеет право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилья.
Кроме этого я и члены моей семьи, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года №817 «Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» в связи с наличием заболеваний, указанных в данном перечне, также имеем право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилья.
На основании ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ , жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения граждан, страдающих одной из тяжелых форм хронических заболеваний, включенных в указанный выше Перечень.
Так по каким же основаниям чиновники, к которым я неоднократно обращалась по поводу чинимого произвола, отказывают мне и моей семье в предоставлении жилого помещения, предоставление которого вне очереди предусмотрено действующим законодательством.
В данном случае грубейшим образом было нарушено, гарантированное ст. 40 Конституции РФ право на жилище и предусматривающая бесплатное ее предоставление малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
На основании изложенного и в соответствии со ст. ст. 57, 58 Жилищного кодекса РФ , –
1. Обязать Управление департамента жилищной политики и жилищного фонда в ___________ административном округе г. ________ признать меня, _________________ и членов моей семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и обеспечить отдельной жилой площадью в установленном законом порядке.
Приложения:
1. копии исковых заявлений;
2. квитанция об уплате госпошлины;
3. копии свидетельств о регистрации права собственности;
4. копия доверенности представителей;
5. копии писем департамента;
6. копии заявлений в Департамент и Префектуру;
7. копия сообщений и письменных ответов;
8. копии выписок из ЕГР;
9. копии справок и медицинских документов;
10. копии свидетельств о рождении;
11. копия извещения о постановке на учет;
Заявление о предоставлении отдельного жилого помещения
В целях оказания дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы Правительство Москвы
1. Установить, что:
1.1. Департамент городского имущества города Москвы в 2016-2023 годах осуществит обеспечение граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо учете нуждающихся в жилых помещениях в городе Москве (далее – жилищный учет) и являющихся инвалидами, семьями, имеющими детей-инвалидов, со стойкими расстройствами функций опорно-двигательного аппарата, использующими кресла-коляски и которым в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида рекомендовано проживание в жилых помещениях, оборудованных специальными средствами и приспособлениями (далее – инвалиды, использующие кресла-коляски), жилыми помещениями, оборудованными специальными средствами и приспособлениями для инвалидов, использующих кресла-коляски, по договорам социального найма в соответствии с очередностью по дате принятия инвалида, использующего кресло-коляску, на жилищный учет.
1.2. Жилые помещения специализированного жилищного фонда перед предоставлением инвалидам, использующим кресла-коляски, по договорам социального найма подлежат переводу в жилищный фонд социального использования Департаментом городского имущества города Москвы.
1.3. Не допускается использование жилых помещений, указанных в пункте 1.2 настоящего постановления, в иных целях, не предусмотренных настоящим постановлением.
1.4. Инвалиды, использующие кресла-коляски, отказавшиеся от обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим постановлением, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями по иным видам договоров в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
1.5. Жилые помещения инвалидам, использующим кресла-коляски, предоставляются на основании решений Департамента городского имущества города Москвы в соответствии с положениями статей 10, 20, 21, 22 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”.
1.6. Предоставляемое инвалидам, использующим кресла-коляски, жилое помещение должно быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”, и оборудовано специальными средствами и приспособлениями для инвалидов, использующих кресла-коляски.
1.7. В случае расторжения или прекращения договоров социального найма по основаниям, предусмотренным статьей 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения, предоставленные инвалидам, использующим кресла-коляски, по договорам социального найма в соответствии с настоящим постановлением, предоставляются иным инвалидам, использующим кресла-коляски, в порядке, установленном настоящим постановлением.
1.8. Жителям города Москвы, имеющим трех и более несовершеннолетних детей на момент подачи в Департамент городского имущества города Москвы заявления о предоставлении компенсационной выплаты и состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании названного заявления предоставляются дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно путем предоставления компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
1(1). Утвердить порядок предоставления отдельным категориям граждан компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (приложение).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Ефимова В.В.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 24 мая 2016 года N 271-ПП
(Дополнительно включено
с 12 августа 2018 года
постановлением Правительства Москвы
от 31 июля 2018 года N 864-ПП)
Порядок предоставления отдельным категориям граждан компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений
1. Общие положения
1.1. Порядок предоставления отдельным категориям граждан компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее – Порядок) определяет условия и процедуру предоставления жителям города Москвы, имеющим трех и более несовершеннолетних детей и состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях, компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (далее – компенсационная выплата).
1.2. Жителям города Москвы, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка, компенсационная выплата предоставляется на основании их заявления о предоставлении компенсационной выплаты в Департамент городского имущества города Москвы (далее – Департамент).
1.3. Форма заявления о предоставлении компенсационной выплаты, форма решения об отказе в приеме заявления о предоставлении компенсационной выплаты, форма решения о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении компенсационной выплаты, форма распоряжения о предоставлении компенсационной выплаты, форма уведомления об отказе в предоставлении компенсационной выплаты, форма уведомления о перечислении средств компенсационной выплаты на именной блокированный целевой счет в кредитной организации (далее – ИБЦС), форма заявления о перечислении компенсационной выплаты с ИБЦС на счет лица, у которого за счет средств компенсационной выплаты приобретается жилое помещение (далее – заявление о перечислении компенсационной выплаты), форма уведомления об отказе в перечислении компенсационной выплаты с ИБЦС на счет лица, у которого за счет средств компенсационной выплаты приобретается жилое помещение, форма уведомления о перечислении компенсационной выплаты с ИБЦС на счет лица, у которого за счет средств компенсационной выплаты приобретается жилое помещение, утверждаются правовым актом Департамента.
1.4. В качестве заявителей выступают жители города Москвы, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и состоящие на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающие члены их семьи, состоящие на жилищном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее – заявители).
1.5. Компенсационная выплата предоставляется один раз на основании распоряжения Департамента о предоставлении компенсационной выплаты заявителям исходя из даты подачи в Департамент заявления, указанного в пункте 1.2 настоящего Порядка, по итогам проверки оснований, позволяющих жителям города Москвы состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы, за счет средств, предусмотренных Департаменту законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.
Компенсационная выплата, не предоставленная заявителю в текущем финансовом году по основанию, предусмотренному пунктом 2.7.7 настоящего Порядка, подлежит предоставлению в следующем финансовом году в порядке и на условиях, определенных настоящим Порядком.
1.6. Компенсационная выплата предоставляется жителям города Москвы, указанным в пункте 1.8 настоящего постановления, в размере нормативной стоимости жилого помещения, определяемой в соответствии с положениями части 8 статьи 31 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” (далее – Закон города Москвы N 29), и должна быть использована в срок не позднее 6 месяцев со дня принятия распоряжения Департамента о предоставлении компенсационной выплаты.
1.7. Предоставление и использование компенсационной выплаты осуществляются в соответствии с положениями частей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 статьи 31, статьи 32 Закона города Москвы N 29 с учетом особенностей, установленных настоящим Порядком.
2. Порядок принятия решения о предоставлении компенсационной выплаты
2.1. Документы, представляемые заявителем лично в Департамент в целях предоставления компенсационной выплаты:
2.1.1. Заявление о предоставлении компенсационной выплаты, подписанное всеми заявителями, указанными в пункте 1.4 настоящего Порядка.
2.1.2. Копии документов, удостоверяющих личность, с предъявлением подлинников документов: для граждан, достигших возраста 14 лет, – паспорт гражданина Российской Федерации, для граждан в возрасте до 14 лет – свидетельство о рождении.
2.1.3. Копия документа, удостоверяющего личность уполномоченного представителя заявителя, с предъявлением подлинника документа.
2.1.4. Копия нотариально удостоверенной доверенности с предъявлением подлинника доверенности (при обращении уполномоченного представителя заявителя).
2.1.5. Документы, подлежащие представлению для проведения перерегистрации заявителя, предусмотренные правовым актом Департамента, определяющим порядок осуществления перерегистрации жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет (представляются заявителем в случае приостановления рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пунктах 2.7.1, 2.7.3 настоящего Порядка).
2.1.6. Документ, подтверждающий открытие заявителем ИБЦС в кредитной организации, с которой Департаментом заключено соглашение о порядке взаимодействия при предоставлении гражданину из бюджета города Москвы субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (представляется заявителем в случае приостановления рассмотрения заявления по основанию, указанному в пункте 2.7.6 настоящего Порядка).
2.1.7. Единый жилищный документ (при его отсутствии – копия финансового лицевого счета нанимателя жилого помещения и выписка из домовой книги) (представляется при условии, что функция по начислению платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги и (или) функция по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в отношении жилых помещений, в которых проживают заявители, указанные в пункте 1.4 настоящего Порядка, а также их супруги и их несовершеннолетние дети, не осуществляется ГБУ МФЦ города Москвы на основании соответствующего договора, а также вне зависимости от осуществления указанных функций ГБУ МФЦ города Москвы в случае проживания заявителей, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, а также их супругов и их несовершеннолетних детей в жилых помещениях, расположенных на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы) (представляется заявителем в случае приостановления рассмотрения заявления по основанию, указанному в пункте 2.7.4 настоящего Порядка).
2.2. Департамент рассматривает представленные заявителем документы, указанные в пунктах 2.1.1-2.1.4 настоящего Порядка, и устанавливает наличие либо отсутствие оснований для отказа в приеме заявления.
2.3. Основаниями для отказа в приеме заявления являются:
2.3.1. Отсутствие документов, указанных в пунктах 2.1.1-2.1.4 настоящего Порядка.
2.3.2. Обращение с заявлением лица, не соответствующего требованиям, указанным в пункте 1.4 настоящего Порядка.
2.4. Решение об отказе в приеме заявления с указанием причин такого отказа подписывается уполномоченным должностным лицом Департамента и направляется заявителю почтовым отправлением или иным способом, подтверждающим получение такого решения, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения.
2.5. Срок рассмотрения заявления о предоставлении компенсационной выплаты и принятия решения о предоставлении компенсационной выплаты составляет 20 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия заявления о предоставлении компенсационной выплаты Департаментом. Рассмотрение заявления о предоставлении компенсационной выплаты осуществляется в порядке, определенном правовым актом Департамента. В срок рассмотрения заявления о предоставлении компенсационной выплаты не включается срок, на который приостанавливается рассмотрение заявления о предоставлении компенсационной выплаты.
2.6. При отсутствии оснований для отказа в приеме документов Департамент устанавливает наличие либо отсутствие оснований для приостановления рассмотрения заявления, указанных в пунктах 2.7.1, 2.7.2, 2.7.3 настоящего Порядка, и оснований для отказа в предоставлении компенсационной выплаты, указанных в пункте 2.11 настоящего Порядка.
2.7. Основаниями для приостановления рассмотрения заявления являются:
2.7.1. Проведение перерегистрации в отношении заявителя в порядке, установленном правовым актом Департамента, в случае, если в отношении заявителя не проведена перерегистрация в течение одного года до подачи им заявления о предоставлении компенсационной выплаты.
2.7.2. Выявление оснований для снятия заявителя с жилищного учета и принятие Департаментом решения о снятии заявителя с жилищного учета в установленном порядке.
2.7.3. Выявление оснований для внесения изменений в учетное дело заявителя и внесение Департаментом изменений в учетное дело заявителя.
2.7.4. Представление заявителем в Департамент документов, указанных в пунктах 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.7 настоящего Порядка.
2.7.5. Проверка оснований, позволяющих заявителям состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы.
2.7.6. Уведомление заявителя о получении в Департаменте копии распоряжения о предоставлении компенсационной выплаты и о представлении заявителем в Департамент документа, подтверждающего открытие заявителем ИБЦС в кредитной организации, с которой Департаментом заключено соглашение о порядке взаимодействия при предоставлении гражданину из бюджета города Москвы субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
2.7.7. Отсутствие в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление компенсационной выплаты.
2.8. Срок приостановления рассмотрения заявления:
2.8.1. По основанию, указанному в пункте 2.7.1 настоящего Порядка, не превышает срок, установленный правовым актом Департамента для осуществления перерегистрации жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет.
2.8.2. По основанию, указанному в пункте 2.7.2 настоящего Порядка, составляет 45 рабочих дней.
2.8.4. По основанию, указанному в пункте 2.7.4 настоящего Порядка, составляет 10 рабочих дней.
2.8.5. По основанию, указанному в пункте 2.7.5 настоящего Порядка, составляет 10 рабочих дней.
2.8.6. По основанию, указанному в пункте 2.7.6 настоящего Порядка, составляет 15 рабочих дней.
2.8.7. По основанию, указанному в пункте 2.7.7 настоящего Порядка, не превышает срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления.
2.9. Решение о приостановлении рассмотрения заявления с указанием обстоятельств, наличие которых послужило основанием для приостановления рассмотрения заявления, подписывается уполномоченным должностным лицом Департамента и направляется заявителю почтовым отправлением или иным способом, подтверждающим получение такого решения, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения.
2.10. Возобновление срока рассмотрения заявления осуществляется со дня, следующего за днем устранения обстоятельств, наличие которых послужило основанием для приостановления рассмотрения заявления. В случае возобновления срока рассмотрения заявления, рассмотрение которого было приостановлено, Департамент направляет заявителю уведомление о возобновлении срока рассмотрения заявления, подписанное уполномоченным должностным лицом Департамента, почтовым отправлением или иным способом, подтверждающим получение такого уведомления, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня устранения обстоятельства, наличие которого послужило основанием для приостановления рассмотрения заявления.
2.11. Основания для отказа в предоставлении компенсационной выплаты:
2.11.1. Обращение лица, не являющегося заявителем в соответствии с пунктом 1.4 настоящего Порядка.
Как получить жилье от государства?
Нуждающиеся в жилых помещениях москвичи могут претендовать на предоставление им жилья по договору социального найма. Это значит, что город бесплатно передает жилье в пользование нуждающимся на неограниченный срок. Его можно приватизировать, после чего жилье будет передано в собственность. Для получения помощи в улучшении жилищных условий семье нужно будет встать на жилищный учет.
Кто имеет право получить жилье от государства?
В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий может семья, если:
- размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (для квартир – 10 кв. м, для коммунальных квартир – 15 кв. м);
- заявители являются гражданами РФ и постоянно проживают в Москве не менее 10 лет;
- заявители не совершали за последние 5 лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий;
- заявители признаны малоимущими.
Предоставление жилых помещений в столице находится в компетенции Департамента городского имущества г. Москвы (далее – ДГИ г. Москвы).
Как встать на жилищный учет для получения жилья?
Заявитель и члены его семьи подают заявление через любой центр госуслуг «Мои документы» в Москве о признании их малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. К заявлению прикладываются документы о праве собственности на движимое и недвижимое имущество; документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи за 2 последних года.
Затем, уже после принятия решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими, они предъявляют заявление о постановке на жилищный учет в центр госуслуг «Мои документы». К нему прикладываются документы, подтверждающие жилищную обеспеченность и проживание в Москве не менее 10 лет.
Как определяется состав семьи заявителя?
До 2005 г., т.е. до момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ, проживающие в одной квартире граждане могли встать на жилищный учет как разные семьи. Сейчас такое невозможно. Согласно действующему законодательству те, кто зарегистрирован в одной квартире, являются одной семьей, – если, конечно, квартира не коммунальная. В судебном порядке установить факт проживания в квартире разных семей не получится.
Как понять, признают ли семью малоимущей?
Малоимущими для постановки на жилищный учет признает граждан ДГИ г. Москвы. Для этого необходимо, чтобы имущественная обеспеченность семьи была меньше общей стоимости жилого помещения, необходимого семье для обеспечения по норме предоставления жилплощади на одного человека.
Методика определения имущественной обеспеченности семьи: доход семьи (доходы за 2 последних года минус налоги) / 24 месяца – количество членов семьи X на величину прожиточного минимума, действующего на дату подачи заявления + стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Методика определения общей стоимости жилого помещения, необходимого семье: норма предоставления жилплощади на одного человека X на количество членов семьи – общая площадь жилого помещения, в отношении которого члены семьи имеют самостоятельное право пользования.
Учитывается ли материальная обеспеченность супругов и детей членов семьи заявителя, которые не зарегистрированы с ними и на улучшение жилищных условий не претендуют?
При решении вопроса о признании семьи малоимущей ДГИ г. Москвы будет учитывать доходы и имущество супругов и детей членов семьи заявителя, не зарегистрированных совместно с желающими встать на жилищный учет.
Учитывается ли жилищная обеспеченность близких родственников, которые не проживают с заявителем и не претендуют на улучшение жилищных условий?
ДГИ г. Москвы учитывает жилищную обеспеченность детей и супруга заявителя, даже если они не проживают в одном жилом помещении с ним. Однако суды признают подобные действия департамента незаконными. В таких случаях выясняется, имеется ли у желающего встать на жилищный учет самостоятельное право пользования имуществом детей или супруга, которые не зарегистрированы в жилом помещении совместно с ним и на улучшение жилищных условий не претендуют (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2022 г. по делу № 33-5255/2020).
А если кто-то из членов семьи не желает вставать на жилищный учет?
ДГИ г. Москвы без подписи этого члена семьи заявление не примет и не поставит на жилищный учет. Однако по этому вопросу имеется судебная практика, согласно которой такие действия департамента незаконны, гражданин может быть поставлен на жилищный учет исключительно при его желании. Но при этом жилищные и иные материальные условия члена семьи, не желающего вставать на жилищный учет, будут учитываться (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 января 2017 г. по делу № 33-2379/2017).
Как встать на жилищный учет, если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет?
Сделать это будет крайне проблематично. Если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет, ДГИ г. Москвы откажет в постановке на жилищный учет. На практике данный вопрос является спорным (Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 октября 2022 г. по делу № 02-5313/20, Апелляционное определение Московского городского суда от 2 марта 2018 г. по делу № 33-9343/2018).
Возможна и иная ситуация. Для ДГИ г. Москвы единственным доказательством длительного проживания в столице является регистрация по месту жительства. Но бывает так, что гражданин живет в Москве 10 лет или даже больше, а регистрации по месту жительства в течение необходимого времени не имеет. В этом случае можно обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания в Москве на протяжении 10 или более лет, предоставив доказательства (работа в городе, прикрепление к поликлинике, свидетельские показания). Однако, к сожалению, шансы на удовлетворение такого заявления крайне малы (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 февраля 2022 г. по делу № 33-6752/2020, Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2019 г. по делу № 33-53649/2019).
Что считается ухудшением жилищных условий, влияющим на постановку на жилищный учет?
Это действия членов семьи заявителя, которые привели к отчуждению жилых помещений или уменьшению их площади, приходящейся на каждого члена семьи. После совершения таких действий встать на жилищный учет можно лишь по истечении 5 лет.
Важно отметить, что расторжение брака, если оно не повлекло уменьшение площади жилого помещения, согласно практике судов Москвы, не является ухудшением жилищных условий (Апелляционное определение Московского городского суда от 26 сентября 2019 г. по делу № 33-43229/2019, Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2019 г. № 33-48324/19).
Исковое заявление о предоставлении жилья взамен аварийного
Если дом признан непригодным для проживания, а новое жилое для вселения отсутствует, можно самостоятельно направить в суд исковое заявление о предоставлении жилья взамен аварийного. Правда эта процедура потребует предварительной подготовки и сбора документов. Нужно учесть и особенности истца. И перечень прилагаемых к иску документов. А также правильность формулирования требований.
Из этой статьи Вы узнаете нюансы: как самостоятельно составить и оформить исковое заявление о предоставлении жилья взамен аварийного. Используйте как основу приведенный ниже пример и внимательно изучите рекомендации.
Пример искового заявления
Исковое заявление о предоставлении жилья взамен аварийного
Истец, Петропавловский Петр Павлович, согласно договору найма № 1265482 от 26.02.1999 года являюсь нанимателем жилья по адресу: г. Москва, ул. Цветкова, д. 499, кв. 874, общая площадь которой составляет 58 м 2 . Наймодателем жилого помещения выступает ответчик.
Согласно заключению межведомственной комиссии № ІІІ-АВ 42587962 от 05.08.2022 года «…при проведенном обследовании дома по адресу: г. Москва, ул. Цветкова, дом 499 выявлена деформация фундамента, которая может повлечь обрушение внешней стены дома… признать жилое помещение таким, что создает реальную угрозу жизни жильцов и является непригодным для дальнейшего проживания».
14.08.2022 года администрация Бабушкинского муниципального района приняла постановление о признании вышеуказанного дома аварийным.
Согласно ст. 86-89 Жилищного кодекса РФ, если занимаемое по договору социального найма жилье непригодно для проживания, наймодатель обязан предоставить подлежащим выселению жильцам другую благоустроенную жилую площадь по такому же договору. Предоставляемое взамен жилье должно быть расположено в том же населенном пункте, где и ранее занимаемое жилье. И иметь равнозначную общую площадь.
30.08.2022 года я направил в администрацию заявление о предоставлении мне жилья взамен аварийного. 15.09.2022 года получен ответ, в котором отказано мне в предоставлении жилья из-за его отсутствия.
Считаю, действия ответчика не только нарушают мои жилищные права, но и влекут угрозу моей жизни.
Руководствуясь статьями 17, 31, 87, 89 ЖК РФ и статьями 131, 132 ГПК РФ,
- Обязать администрацию Бабушкинского муниципального района г. Москвы предоставить мне по договору социального найма благоустроенное жилье, которое будет равнозначно общей площади занимаемой мной квартиры, но не менее 58 м 2 , и находящееся в пределах населенного пункта.
- Квитанция госпошлины в суд
- Договор найма жилого помещения
- Заключения комиссии
- Постановление администрации
- Копия заявления от 30.08.2022 года
- Копия ответа от 15.09.2022 года
- Справка с места жительства
- Уведомление о вручении копии иска ответчику
14.01.2022 Петропавловский П.П.
Особенности обращения в суд
При обращении в суд стоит учесть следующее:
- с исковым заявлением о предоставлении жилья взамен аварийного может обратиться только наниматель жилья (и члены его семьи) по договору социального найма. Если Вы ищете информацию о порядке действий в случае, когда жилое помещение находится в собственности (приватизация, купли-продажа и т.п.), правильным способом защиты права будет ссылка на ч. 8-10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ (с учетом выкупной цены квартиры).
- в суд может подать документы и прокурор (можно начать процедуру путем подачи жалобы в прокуратуру) в защиту прав нанимателя
- предоставленное взамен жилье должно быть равнозначным по общей площади. И находиться в границах того же населенного пункта. Претендовать на улучшение жилья не получится, даже если гражданин стоит в очереди, как нуждающийся. Задача наймодателя в этом случае – обеспечить граждан равнозначным жильем, чтобы исключить угрозу жизни жильцов
- вместе с нанимателем право на проживание в новом жилье получают и проживавшие вместе с ним члены семьи
Зачастую, по причине отсутствия жилья взамен, наймодатель предлагает занять помещение с меньшей жилой площадью. Это нарушит жилищные права нанимателя. Заставить переселиться в такое жилье нельзя. Но закон допускает такую замену с согласия всех жильцов.
Составляем и подаем исковое заявление о предоставлении жилья взамен аварийного
Жилищные споры подсудны районным (городским) судам. Исковое заявление о предоставлении жилья взамен аварийного нужно предъявлять в суд по месту нахождения дома, подлежащего сносу. Особенное внимание стоит уделить доказательствам по гражданскому делу. Обязательно должно быть решение межведомственной комиссии и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании жилья и сроках расселения. Причем эти документы могут быть отменены путем подачи административного иска об оспаривании решений органа власти.
Государственная пошлина за рассмотрение искового заявления о предоставлении жилья взамен аварийного составляет 300 руб. Срок рассмотрения таких споров — минимум два месяца. При наличии решения о признании дома аварийным, извещении всех участников процесса и отсутствии противоречий в представленных документах суд, скорее всего, рассмотрит его в первом судебном заседании.
Если стороны в ходе судебного разбирательства не заключили мировое соглашение и истец не направил заявление об отказе от иска, то, исследовав все доводы сторон, суд обязан принять решение. Когда условия проживания непригодны настолько, что создается угроза жизни или здоровью проживающих в таким помещении лиц, можно подать в суд заявление о немедленном исполнении решения.
Случаи отказа по требованиям о предоставлении жилья взамен аварийного
На практике довольно часто при рассмотрении таких исков суд вынужден отказывать в удовлетворении требований из-за их необоснованности. В первую очередь это касается того, что не получено решение компетентного органа о признании дома аварийным, ветхим и непригодным для проживания. Если возможен капитальный ремонт жилого дома – это тоже будет основанием для отказа в удовлетворении такого иска.
Если возникли вопросы или сомнения при оформлении искового заявления, можно воспользоваться помощью дежурного юриста нашего сайта. А когда суд уже вынес решение по исковому заявлению о предоставлении жилья взамен аварийного не в пользу истца, обязательно воспользуйтесь таким инструментом, как апелляционная жалоба.
12 вопросов по теме
Здравствуйте! Мою квартиру признали аварийной подлежит сносу маневреный фонд дают такой-же ещё даже хуже моя квартира в собственности у меня есть дети их 4 все дошкольного возвраста в нашей квартире опасно находится скоро нас просто завалит
Взамен аварийного должны предоставить другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и строительный нормам. можете обжаловать действия администрации в прокуратуру или в суд.
Здравствуйте! Мой дом находится на горном отводе и подлежит сносу. В 2014г. предоставили все документы в администрацию города. Дома, находящиеся по соседству уже все расселили, мне сказали, что до 2022г. тоже расселят. Но в январе дом сгорел и восстановлению не подлежит. Что делать в данной ситуации?
Для начала необходимо обратиться в Администрацию муниципального образования, чтобы изучить вопрос о факте — вынесены документы о признании дома аварийным или нет. Физическая гибель имущества не означает юридической гибели. В настоящее время в любом случае согласно ст. 57 Жилищного кодекса граждане, чье жилье признано непригодным для проживания, Вы имеете право на предоставление жилья по договору социального найма. Если дом уже был признан аварийным, необходимо действовать по порядку, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
как составить заявление в администрацию, по оценке соответствия жилья
Согласно п. 6, 7. ст. 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Если Вы уже в суде разрешаете спор с администрацией, просите назначить судебную экспертизу.
Добрый день! Наш дом признали аварийным и подлежащим сносу. Но очередность расселения нарушена. Собираемся подавать исковое заявление о предоставлении жилья взамен аварийного. В связи с этим вопросы: 1. К заявлению надо приложить «Заключение комиссии» — где его получать? У нас есть официальное опубликованное Постановление администрации. 2. Можно ли подавать коллективный иск от жильцов дома о предоставлении жилья взамен аварийного? Или каждый жилец должен написать самостоятельное заявление?
В соответствии со ст. 244.20 ГПК РФ гражданин или организация вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц при наличии совокупности следующих условий:
1) имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик;
2) предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов группы лиц;
3) в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства;
4) использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав.
Вы можете подать коллективный иск, требования к которому устанавливает глава 22.3 ГПК РФ.
Здравствуйте! У меня вот какая ситуация. В 2006 году было снесено жилье в котором я проживал и был прописан. До настоящего времени мне не предоставили никакого жилья взамен. Но прописку ставят по старому адресу. На мои обращения никто ничего толком ответить не может. Как правильно обратиться в прокуратуру с заявлением. Все документы были утеряны в то время когда был снесен дом, т.к.,находились в доме
Для обращения в прокуратуру воспользуйтесь размещенным на сайте образцом жалобы в прокуратуру. Параллельно нужно думать, какие документы можно восстановить и где.
Я, собственница квартиры в двухквартирном доме. Квартира куплена за материнский капитал. Дом признан аварийным и непригодным для проживания в 2022 г., независимой компанией и межведомственной комиссией. Дом не благоустроенный, нет центрального водоснабжения и центрального отопления. В данной квартире проживаю с двумя несовершеннолетними детьми. Могу ли я обратится с исковым заявлением в суд, чтоб мне предоставили квартиру в не очереди?
В случае признания жилья очередника-собственника непригодным для проживания другое жилье ему предоставляется вне очереди по п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, а не по длительной процедуре расселения аварийных домов, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.01.2014 г. № 56-КГ13-10). Предоставление собственнику жилого помещения в подлежащем расселению доме другого жилья взамен изымаемого допускается только с его согласия (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). А при наличии его согласия можно также предоставить другое жилое помещение на праве собственности (с зачем стоимости нового и прежнего жилья), а при отсутствии — выкупную стоимость (п. 20 «и» постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 о применении Жилищного кодекса РФ). Поэтому в данном случае квартира должна быть предоставлена на стадии выселения, ведь собственника жилого помещения нельзя выселить из аварийного дома без предоставления другого жилья.