Результаты специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда. Методика проведения

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это процедура, которая заменила аттестацию рабочих мест. Все, кто проводил СОУТ в 2014 году, должны ее провести повторно в 2022-м. Кроме того, закон предусматривает ситуации, когда пересмотр условий работы проводится во внеплановом порядке. Тех, кто отказывается или забыл об этой обязательной процедуре спецоценки, будут наказывать.

Процедура оценки

Методика проведения СОУТ с изменениями на 2022 год регламентируется несколькими основными нормативными актами: Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ о спецоценке, Приказом № 33 от 24.01.2014 «Методика проведения специальной оценки условий труда».

По закону о СОУТ (ФЗ 426, приказ 33 от 24 января 2014 года с комментариями), процедура спецоценки инициируется работодателем, но саму проверку проводит организация, которая имеет на это право. Перечень предприятий, получивших соответствующие разрешения, доступен на сайте Министерства. Там можно получить все координаты потенциального исполнителя и выбрать оптимальный вариант для конкретной ситуации (в 2022 году таких организаций в реестре насчитывается 507).

Утвержденная Приказом 33 н методика проведения спецоценки условий труда в 2022 году состоит из нескольких основных этапов. Рассмотрим пошагово, что надо сделать, чтобы проверить рабочие места.

Шаг 1. Найти оценщика

На этом уровне работодатель определяет, какую организацию пригласить в качестве оценщика. При выборе исполнителя важно понимать, что все расходы по содержанию и приезду оценщика станут дополнительными затратами. В ыбирайте ту организацию, которая находится в максимальной близости от рабочих мест. Еще один фактор, на который следует обратить внимание, — наличие у компании собственной испытательной лаборатории. Иначе результаты спецоценки не примут контролирующие органы.

Шаг 2. Подготовить документы

После того как организация, оказывающая услуги по спецоценке, подобрана и с ней заключен контракт, работодатель должен:

1. Издать приказ о проведении СОУТ.

2. Определить, кто войдет в состав комиссии по оценке рабочих мест.

Образец приказа

3. Решить, на каких рабочих местах будут оцениваться производственные факторы (составить перечень рабочих мест, подлежащих оценке, как того требует Методика 33 н о специальной оценке условий труда с изменениями).

Образец перечня рабочих мест

4. Составить график проведения спецоценки.

Законодательство позволяет проводить оценку не сразу на всех рабочих местах, а по очереди. Для чиновников главное, чтобы до конца 2022 года СОУТ прошли все.

Шаг 3. Оценить произошедшие с 2014 года изменения

С 2014 года могли произойти значительные изменения в работе компании. Проведите идентификацию новых рабочих мест, открытых в 2022 году. Что касается тех рабочих мест, на которых спецоценку уже проводили 5 лет назад, подтвердите по ним отсутствие вредности (п. 1 ст.17 и п. 4 ст.8 Закона 426-ФЗ, Приказ 33н о специальной оценке условий труда с изменениями).

Шаг 4. Проанализировать вредные и опасные производственные факторы

На этом этапе работодатель и представители коллектива ничего делать не могут. Они лишь присутствуют при измерениях, а затем утверждают результаты исследований и оценки. Эксперты приглашенной организации обязаны проверить:

  • физические, химические и биологические факторы;
  • неионизирующие и ионизирующие излучения;
  • параметры микроклимата и световой среды;
  • сложность трудового процесса.

Если испытания или измерения угрожают жизни или здоровью приглашенных оценщиков, то оформляется протокол о невозможности испытаний. На основании этого документа рабочие места признаются опасными, и работодатель обязан уведомить о них ГИТ в 10-дневный срок.

Шаг 5. Оформить результаты спецоценки

В отношении каждого рабочего места оформляется Карта СОУТ рабочего места, которая входит в отчет. Форму отчета о проведении спецоценки и инструкцию по его заполнению утвердил 33 н (методика проведения СОУТ) с изменениями (последние были внесены приказом от 14.11.2016 N 642н). Занимается оформлением отчета оценщик.

Результаты СОУТ подтверждаются подписями всех членов комиссии, а утверждает их председатель комиссии по спецоценке — руководитель организации или ИП. Если кто-то с информацией, изложенной в отчете, не согласен, он пишет мотивированное мнение и прикладывает его к отчету.

По итогам этого этапа ясно, какие классы опасности присваиваются конкретным рабочим местам, что рекомендуют эксперты для улучшения ситуации, насколько эффективны выдаваемые средства индивидуальной защиты.

Работодатель подает декларации соответствий условий труда государственным требованиям, если на рабочих местах нет вредных и(или) опасных производственных факторов. Если таковые имеются, то организация, проводившая оценку, в 10-дневный срок направляет соответствующие сведения в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки.

Декларация подается работодателем по рабочим местам класса 1 или 2. В 2014–2015 году методика СОУТ утверждала, что ее должны были подавать только по рабочим местам с классом 2, а в 2016 году прошли изменения, теперь нужно подавать по классу 1 и 2. Для тех, кто подавал ранее, она автоматически пролонгируется (п. 7 ст.11 Закона 426-ФЗ; Письмо Минтруда России от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968), а вот тем, кто не подавал, придется об этом позаботиться. Изменения, внесенные законом №136-ФЗ от 01.05.2016, предусматривали применение его положений с 01.01.2014 года.

Шаг 6. Ознакомить с итогами спецоценки работников и контролирующие органы

После того как эксперты по СОУТ закончат свою работу, работодатель обязан ознакомить подчиненных с результатами оценки. Приказ 33 н дает на информирование сотрудников 30 календарных дней с момента оформления итогов СОУТ. Такой же срок предоставлен для обнародования результатов оценки на сайте компании, если он имеется.

Шаг 7. Хранить полученные результаты

Одна из обязанностей работодателя — всегда держать под рукой итоги СОУТ. Они необходимы во многих случаях, начиная от визитов инспекторов и заканчивая разбирательствами, связанными с тарифами на страхование. По закону, результаты спецоценки действительны в течение 5 лет. Но есть перечень ситуаций, когда они утрачивают свою актуальность. Производить оценку заново необходимо, если:

  • введены в эксплуатацию новые рабочие места;
  • провести проверку потребовал инспектор или представители работников;
  • изменился технологический процесс или оборудование;
  • обновился состав применяемых материалов и(или) сырья;
  • поменялись средства индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • на рабочем месте зафиксирован несчастный случай или профзаболевание из-за воздействия вредных (опасных) производственных факторов.
READ
Непредумышленная кража - статья и наказание

Когда процедура спецоценки считается завершенной

В связи с тем, что многие компании до сих пор не провели спецоценку, актуальным становится вопрос — когда эта обязанность является исполненной. В Письме Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113 есть прямой ответ на вопрос: датой завершения оценки условий труда является дата утверждения отчета, форма которого показана выше.

Нужно ли проводить повторную проверку, если юрлицо поменяло адрес

Да, если работодатель переместил рабочие места из одного офиса в другой, то внеплановая спецоценка необходима (Письмо Минтруда России от 23.01.2017 N 15-1/ООГ-169). И если был переезд в новый офис — тоже (Письмо Минтруда России от 02.11.2017 N 15-1/ООГ-2982).

Ответственность работодателя и оценщика

Специальная оценка планировалась, чтобы обеспечить работникам дополнительные гарантии и защиту. О тветственность за несоблюдение требований к процедуре оценки предусмотрена для работодателя и оценщика. Так, согласно статье 5.27.1 КоАП РФ, за нарушение порядка проведения СОУТ, в том числе за несоблюдение сроков информирования подчиненных о результатах оценки, должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на 5000–10 000 рублей, а юридические лица — на 60 000–80 000 рублей.

Для оценщиков максимальные штрафы за недобросовестное исполнение обязательств выше:

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, “несписочных” рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 “О специальной оценке условий труда”).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в “Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

READ
Неквалифицированная электронная подпись — что это

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

    о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда на проведение специальной оценки условий труда труда государственным нормативным требованиям охраны труда к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

READ
Примерные образцы завещаний

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Результаты специальной оценки условий труда

от 24 января 2014 года N 33н

(с изменениями на 27 апреля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтруда России от 20 января 2015 года N 24н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.02.2015, N 0001201502100009);

приказом Минтруда России от 7 сентября 2015 года N 602н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.11.2015, N 0001201511240026);

приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.02.2017, N 0001201702070034);

приказом Минтруда России от 27 апреля 2022 года N 213н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.08.2020, N 0001202008210030).

– Примечание изготовителя базы данных.

Методику проведения специальной оценки условий труда согласно приложению N 1;

Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению N 2;

форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 3;

инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 4.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
21 марта 2014 года,
регистрационный N 31689

Приложение N 1

Методика проведения специальной оценки условий труда

(с изменениями на 27 апреля 2022 года)

I. Общие положения

1. Настоящая Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:

1) идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

2) исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

READ
Как рассчитать отпуск в мае 2022

4) оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

1.1. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, реализация предусмотренных пунктом 1 настоящей Методики процедур осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

(Пункт дополнительно включен с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н)

1.2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, до начала работ по проведению специальной оценки условий труда, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении специальной оценки условий труда, обязана получить в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда идентификационный номер предстоящей специальной оценки условий труда и сообщить его работодателю до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда, в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6991, 2019, N 52, ст.7769.

(Сноска дополнительно включена с 1 сентября 2022 года приказом Минтруда России от 27 апреля 2022 года N 213н)

Уведомление о получении идентификационного номера направляется в адрес работодателя организацией, проводящей специальную оценку условий труда, на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2022 года приказом Минтруда России от 27 апреля 2022 года N 213н)

II. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее соответственно – вредные и (или) опасные факторы, идентификация) включает в себя следующие этапы:

1) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;

2) сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждаемым в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (Российская газета, 30 декабря 2013 года, N 6271) (далее – классификатор);

3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

4) оформление результатов идентификации.

3. Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее – эксперт). Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда, формируемой в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – комиссия).

4. Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем:

технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;

технологической документации, характеристик технологического процесса;

должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;

проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);

характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);

деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;

результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;

предложений работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);

(Абзац дополнительно включен с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н)

результатов, полученных при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии);

(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2022 года приказом Минтруда России от 27 апреля 2022 года N 213н)

результатов, полученных при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2022 года приказом Минтруда России от 27 апреля 2022 года N 213н)

Указанные в настоящем пункте документация и материалы предоставляются работодателем при их наличии.

Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.

5. Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором, производится путем сравнения их наименований.

Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте химических факторов с химическими факторами, предусмотренными классификатором, производится путем сопоставления их химических названий по международным классификациям, синонимов, торговых названий, идентификационных номеров и других характеристик, идентифицирующих химическое вещество.

6. Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором.

READ
Через какой суд подается кассационная жалоба по ГПК РФ

Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном главой III настоящей Методики.

7. При несовпадении наименований имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором, экспертом фиксируется в своем заключении отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.

8. В случае, если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся.

В отношении рабочего места, на котором вредные и (или) опасные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.

9. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”).

10. Результаты идентификации заносятся в раздел “Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда” отчета о проведении специальной оценки условий труда, форма которого утверждается в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – отчет).

11. Идентификация не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2015 года приказом Минтруда России от 7 сентября 2015 года N 602н. – См. предыдущую редакцию)

2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, на указанных в настоящем пункте рабочих местах определяется экспертом исходя из перечня вредных и (или) опасных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н. – См. предыдущую редакцию)

Эксперт в целях определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, на рабочих местах, указанных в подпунктах первом – третьем настоящего пункта, может осуществлять:

(Абзац дополнительно включен с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н)

изучение документов, характеризующих технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, а также регламентирующих обязанности работника, занятого на рабочем месте;

(Абзац дополнительно включен с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н)

обследование рабочего места;

(Абзац дополнительно включен с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н)

СОУТ (специальная оценка условий труда)

СОУТ (специальная оценка условий труда)

При участии Юлия Бусыгина

Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. За отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.

Что такое специальная оценка условий труда

Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).

Существует четыре класса риска:

  1. Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  2. Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
  3. Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
  4. Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.

Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам. Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ). Для классов 3.0 и 4.0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки (ст. 147 ТК РФ). Есть и другие льготы.

READ
Как продать участок самостоятельно?

Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест

Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.

Кто может не проводить оценку условий труда

СОУТ не является обязательной для следующих категорий:

  • организаций и ИП, не заключивших ни одного трудового договора;
  • работодателей — физических лиц без статуса ИП;
  • работодателей — религиозных организаций.

Все без исключения работодатели вправе отказаться от СОУТ в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3 Закона о СОУТ).

ВНИМАНИЕ. Вакантные места не подпадают под спецоценку. Дело в том, что при отсутствии сотрудников проанализировать условия их труда невозможно.

Кто проводит специальную оценку условий труда

СОУТ проводится силами специализированной сторонней компании при участии комиссии, созданной работодателем.

В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда (см. «Как стать специалистом по охране труда»). Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель.

Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям:

  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ

Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная.

СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.

Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв. приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).

Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв. приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н). В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми. Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.

Сроки и периодичность проведения СОУТ

Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.

Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? Если не случится несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, и инспекторы не обнаружат нарушений в сфере охраны труда — повторную спецоценку делать не нужно. И только при наступлении одного из указанных событий необходимо провести внеплановую СОУТ и вновь подать декларацию (см. «Декларацию спецоценки условий труда сделали бессрочной»).

ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2022 году

Начиная с 2019 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:

  • на руководителя организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на организацию — от 60 000 до 80 000 руб.;
  • на ИП — от 5 000 до 10 000 руб.

Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель. Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см. « Изменен порядок возмещения расходов на снижение травматизма и профзаболеваний »).

Специальная оценка условий труда: что должен знать работодатель

Кандидат экономических наук, специалист в области охраны труда со стажем более 8 лет. Пишу, читаю, практикую, обучаю.

READ
Банк подал в суд на взыскание кредита: мои действия

Специальная оценка условий труда — сравнительно новый процесс в охране труда. Поэтому многие специалисты по охране труда, как опытные, так и молодые, считают СОУТ крайне трудным делом, и не до конца понимают, для чего вообще проводят это мероприятие. В статье мы расскажем, как провести спецоценку без труда, и в каком случае можно уберечь деньги работодателя, не проводя спецоценку заново.

  • Назначение СОУТ
  • Требования к экспертной организации
  • Периодичность проведения СОУТ

Полезные шаблоны, подготовленные нашими экспертами:

Назначение СОУТ

Проведение СОУТ — это обязанность работодателя, установленная в 212 статье Трудового кодекса. СОУТ проводят с 1 января 2014 года, заменив аттестацию рабочих мест. Основная цель спецоценки — определить класс условий труда.

Цели и задачи спецоценки

Чтобы определить класс условий труда, проводят идентификацию вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), лабораторные исследования уровней воздействия вредных веществ по сравнению с гигиеническими нормативами. По результатам СОУТ устанавливают тариф взносов на пенсионное и социальное страхование.

Важно! Все гарантии и компенсации, установленные в Трудовом Кодексе и других подзаконных актах, могут быть установлены исключительно в ходе спецоценки. Отсчет с даты начисления гарантий и компенсаций начинается с момента выгрузки отчета о СОУТ в федеральную систему. Для секретных учреждений — с даты утверждения отчета.

Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

Результаты проведенной СОУТ используют для проведения оценки профессиональных рисков, а также ими можно заменить лабораторные исследования для производственного санитарного контроля. Поэтому это важное мероприятие отдельно выделено в кодексе об административных правонарушениях, а также в правилах возмещения средств на охрану труда за счет взносов на обязательное социальное страхование.

Ответственность за нарушения в проведении СОУТ

Нарушения при проведении процедуры СОУТ могут повлечь за собой наказание как для работодателя, так и для эксперта и экспертной организации.

В Кодексе об административных правонарушениях ответственность работодателя указана в части 2 статьи 5.27.1.

Специальная оценка условий труда

Если СОУТ не провести вовремя, ошибиться при создании комиссии, или не ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки, юридическое лицо оштрафуют на сумму от 60 до 80 тысяч рублей. Если такие же нарушения допустит индивидуальный предприниматель, штраф может составить от 5 до 10 тысяч рублей. Но и это не все.

Должностные лица могут также нести персональную ответственность от 5 до 10 тысяч рублей. К таким должностным лицам относятся и члены комиссии, и специалист по охране труда, а также другие уполномоченные лица, привлекаемых к административной ответственности по решению инспектора ГИТ или суда. Но не только работодатель отвечает за качество проведения СОУТ.

В КоАП есть статья 14.54. В ней указано, что, если экспертная организация допустит нарушение закона № 426-ФЗ, эксперта СОУТ оштрафуют на сумму от 25 до 30 тысяч рублей. Сама экспертная организация в этом случае может быть оштрафована от 70 до 100 тысяч рублей.

Если эксперт СОУТ «попался» не впервые, и раньше уже был оштрафован по этой же статье, он может быть оштрафован на 40-50 тысяч рублей, но страшнее всего – что эксперт может быть дисквалифицирован от 1 до 3 лет, по решению суда. В этом случае экспертная организация будет оштрафована до двухсот тысяч рублей, или ее деятельность будет приостановлена на три месяца. Это большой срок, за который аккредитованная организация может потерять клиентов, а дисквалификация эксперта означает, что он не сможет работать по своей специальности.

Требования к экспертной организации

Несмотря на то, что в государственном реестре насчитывается не одна сотня экспертных организаций, необходимо помнить, что в отдаленных областях нашей страны существует недостаток экспертов. Поэтому СОУТ могут проводить организации, чьи юридические адреса расположены в других регионах, например, в Москве или в Санкт-Петербурге. Это допускается, поскольку не противоречит требованиям закона № 426-ФЗ. При этом не допускается, чтобы эксперт не приезжал на предприятие, а проводил СОУТ дистанционно.

Еще одним нарушением является предоставление услуг без аккредитации в реестре. В этом случае рискует работодатель, поскольку требования к экспертной организации прописаны в законе № 426-ФЗ.

Специальная оценка условий труда

Поэтому нужно тщательно выбирать такую организацию.

Посмотреть аккредитованные организации нужно в реестре, размещенном на сайте Минтруда по ссылке http://akot.rosmintrud.ru/ot/organizations. Если будет выявлено, что работодатель ошибся в выборе экспертной организации, придется проводить СОУТ заново, при этом возможны штрафы за несвоевременное проведение, и дополнительные денежные затраты.

К этому процессу нужно обязательно подключить юридическую службу, так как необходимо проверить экспертную организацию на финансовую состоятельность, застраховать возможные риски.

Нужно отсеивать экспертные организации, у которых сложилась негативная репутация. Сделать это можно, проверив нет ли у экспертной организации налоговой задолженности, задолженности по судебным искам, а также наличие судебных исков в этой организации, в том числе в арбитражном суде. Поэтому проверьте по ИНН на сайте ФССП, а также на сайте проверки контрагентов.

READ
Как правильно уйти в декрет раньше положенного срока

Как провести спецоценку по шагам: от комиссии до передачи декларации в ГИТ

Шаг 1. Создание комиссии по проведению СОУТ

При решении работодателя провести спецоценку, нужно создать приказ о создании комиссии.

  • комиссия должна состоять из нечетного количества участников
  • в комиссию нужно включить представителей работодателя. Ими являются руководящие сотрудники организации. Один из них должен быть назначен председателем комиссии
  • также в комиссию включают работников службы охраны труда, главных специалистов. Например, можно включить в состав комиссии юристов, технологов, экономистов. Это пригодится в дальнейшем, когда нужно будет реализовать мероприятия по итогам СОУТ
  • в состав комиссию должны войти представители от работников. Такими лицами являются уполномоченные по охране труда, если на предприятии создана комиссия по охране труда, или представители от профсоюзной организации

Обратите внимание! Бывает, что в организации нет представительного органа работников. В этом случае представитель от работников в комиссии будет отсутствовать, и это может привести к тому, что работники будут возражать против проведенной у них СОУТ. Это очень рискованно с точки зрения возможного проведения государственной экспертизы условий труда и признания СОУТ проведенной с нарушениями интересов работников.

Если будет нужно внести изменения в состав комиссии, необходимо издать приказ. С этим приказом необходимо ознакомить и экспертную организацию, чтобы она вовремя внесла изменения в текст отчета.

Шаг 2. Составление перечня рабочих мест, определение аналогичных рабочих мест

Как только будут избраны члены комиссии и ее председатель, можно начинать работу по организации СОУТ. На этом же этапе подбирается экспертная организация и заключается договор.

С экспертами и работниками лаборатории нужно провести вводный инструктаж в первый день их работы на предприятии и выдать при необходимости дежурные СИЗ. После этого специалисты экспертной организации могут приступить к своей работе.

Экспертам нужно передать утвержденный работодателем перечень рабочих мест, с указанием в них аналогичных. В этот перечень включают рабочие места согласно штатному расписанию и квалификационным справочникам. При этом нужно оценить признаки аналогичности.

Пример: если в одном цехе работают четыре фрезеровщика работают на одних и тех же станках в одном и том же режиме, то СОУТ нужно будет провести не на четырех, а только на двух рабочих местах.

Это экономит деньги работодателя, и сокращает время. Но если в организации есть водители различных марок автомобилей или погрузчиков, то придется провести спецоценку на каждом рабочем месте, поскольку принцип аналогичности нарушается — разное оборудование, разные инструменты, разные марки и даже год выпуска машины или станка имеют значение для оценки уровня воздействия вредных факторов.

На одном предприятии оценили аналогичными несколько рабочих мест водителей погрузчиков, но в дальнейшем оказалось, что одна половина таких погрузчиков питается электроэнергией, а вторая имеет бензиновый двигатель. Работодатель был вынужден проводить дополнительную спецоценку, и заплатить штраф за неправильный подсчет аналогичных мест.

Шаг 3 Идентификация

После того, как комиссия по проведению СОУТ передаст эксперту утвержденный перечень рабочих мест, начинается процесс идентификации вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ).

Этот процесс стоит из отождествления должностных обязанностей и данных из квалификационных справочников и профстандартов, рассматривается обслуживаемое работником оборудование, инструмент, средства индивидуальной защиты.

Во время идентификации эксперт может опросить работников. При этом работодателю запрещается оказывать давление как на эксперта, так и на работников, или суживать круг интересов эксперта.

Шаг 4. Декларирование

Эксперт должен оценить, нужно ли проводить лабораторно-инструментальные исследования. Если он придет к выводу, что условия труда на рабочем месте оптимальные или допустимые, и профессия не состоит в списке на льготный отпуск или досрочную пенсию, он напишет заключение о том, что ВОПФ не были идентифицированы.

В этом случае на такие рабочие места составляют не карты, а декларацию СОУТ. Декларация СОУТ включает в себя все рабочие места, в том числе и аналогичные, по которым не были идентифицированы ВОПФ. Карты СОУТ не составляют. В декларацию включают сведения о заключении эксперта.

Декларирование рабочих мест позволяет работодателю не проводить заново СОУТ, если за 5 лет действия этого документа не произошли несчастные случаи, не поступили обращения или требования о проведении СОУТ со стороны представительного органа или инспектора ГИТ. Это является хорошей экономией для организации. Таким образом, стремление к созданию рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда поощряется государством.

С 30 декабря 2022 года декларации соответствия условий труда будут считать бессрочными, если условия труда на рабочем месте не меняются (Федеральный закон от 30.12.2022 № 503-ФЗ). Это касается и уже действующих деклараций.

Декларация прекратит действие, если:

  • у работника выявили профзаболевание;
  • произошел несчастный случай на производстве;
  • инспектор ГИТ выявил нарушения в отношении работника или на его рабочем месте, за которые работодателю грозит ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В этих случаях работодатель обязан провести внеплановую СОУТ на соответствующем рабочем месте. Таким образом, если в декларации было указано, например, 100 рабочих мест, а несчастный случай произошел на 1, то в отношении одного этого места декларация прекратит свое действие, и продолжит для остальных 99. Это прямо следует из п.5 ст.11 в 426-ФЗ.

READ
Дополняющая форма СЗВ-М 2022: сроки, будет ли штраф

Шаг 5. Лабораторно-инструментальные исследования

В отношении тех рабочих мест, на которых эксперт идентифицировал ВОПФ, должны быть проведены лабораторно-инструментальные исследования. Их проводит лаборатория, принадлежащая экспертной организации. Такая организация может привлечь к исследованиям и стороннюю лабораторию.

Объем замеров определяет эксперт СОУТ. Протоколы являются частью отчета о проведении СОУТ. Эксперт обязан разъяснять по запросу работодателя механизм проведения замеров, а также давать другие консультации в рамках проводимых им процедур.

Шаг 6. Подписание отчета

Эксперт СОУТ формирует отчет, и после того, как все разделы будут заполнены, передает его комиссии работодателя для подписания.

После того, как члены комиссии подпишут отчет, председатель комиссии должен его утвердить. Затем комиссия должна известить эксперта в трехдневный срок, что отчет утвержден. После получения такого подтверждения, экспертная организация передает отчет в федеральную информационную систему.

  • составить приказ об установлении гарантий и компенсаций
  • в течение 30 календарных дней ознакомить работников с результатами СОУТ
  • в этот же срок тридцатидневный срок нужно разместить сводную ведомость и план мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Сводная ведомость не содержит персональных данных. План мероприятий перед опубликованием необходимо утвердить. Оба эти документа должны храниться на официальном сайте работодателя. Как правило, их размещают во вкладке «О компании».

Периодичность проведения СОУТ

В каких случаях проводить внеплановую СОУТ

Срок действия СОУТ — 1 раз в 5 лет. Можно проводить чаще, но, если пропустить этот срок, возможно наступление административной ответственности, о которой мы написали выше. Но не всегда спецоценку проводят по плану. Иногда возникают обстоятельства, при которых СОУТ должна быть проведена во внеочередном порядке.

Итак, если ввели новые рабочие места, или изменили технологическое оборудование СОУТ проводят в течение 12 месяцев. Если же заменили применяемое сырье, или о проведении внеплановой СОУТ получено предписание инспектора ГИТ, спецоценка должна быть проведена в течение 6 месяцев. Еще одним основанием является несчастный случай на рабочем месте, произошедший из-за воздействия ВОПФ.

В каком случае можно не проводить внеплановую СОУТ

  1. Если причиной НС является единственно грубая неосторожность пострадавшего, или виновные действия третьих лиц, то проводить СОУТ вне плана не потребуется.
  2. Не нужно проводить вне очереди спецоценку, если в организации произошли реорганизационные процессы.
  3. Изменение персональных данных индивидуального предпринимателя, или реквизитов юридического лица также не являются основанием для внеочередной оценки. Все это указано во второй части статьи 17 Закона о спецоценке.

Специальная оценка условий труда

Некоторые слишком осторожные специалисты по охране труда настаивают, что при замене мониторов компьютеров должна проводиться внеплановая СОУТ. Это не так. Во время спецоценки не проводят замеры неионизирующего излучения от настольных ПЭВМ, поскольку из классификатора такие исследования исключены. Следовательно, поскольку СОУТ эксперт не идентифицировал ВОПФ, то не проводятся и замеры, поэтому при замене монитора на новый, другого размера, другой марки, не требуется проводить СОУТ вне плана. Составлять по этому поводу решение комиссии также не требуется. Но если офис переехал на другой этаж, или в другое здание, то основание для внеплановых мероприятий присутствует.

Не требуется заново проводить спецоценку и в том случае, если произошло изменение наименования должности работника или структурного подразделения, которые в конечном итоге не привели к основаниям, перечисленным в части 1 статьи 17 закона о спецоценке. Достаточного того, что члены комиссии составят письменное решение, и присоединят его к материалам СОУТ.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Порядок проведения специальной оценки условий труда законодатели недавно скорректировали, и в 2022 году это нужно учитывать. У компаний, проводящих спецоценку, появились новые обязанности, а у сотрудников расширились права. Как сейчас проводится спецоценка? Какие обязанности у ее участников? Рассказываем в нашем материале.

Расшифровка аббревиатуры СОУТ

Термин «спецоценка» появился несколько лет назад. Его используют наряду с другими: спецоценка рабочих мест, оценка условий труда и т. д. Означают они одно и то же — набор обязательных мероприятий по специальной оценке условий труда (СОУТ).

Законодательная расшифровка понятия представлена на рисунке:

Объясняем сложные законодательные термины понятным языком:

Кто и что обязан делать во время спецоценки

Для работодателей, компании-оценщика и работников в процедуре СОУТ – специальной оценке условий труда предусмотрены персональные наборы прав и обязанностей:

Последовательность действий

Чтобы провести СОУТ в соответствии со всеми требованиями закона, следует тщательно изучить законодательные нормы. Все мероприятия по спецоценке можно уложить в три этапа:

Подготовительный этап

Перед тем как эксперты приступят к изучению и оценке опасных и вредных производственных факторов, работодатель и компания-оценщик обязаны исполнить свой набор обязанностей:

Основной этап

На этом этапе компания-оценщик проводит по специальной методике комплекс мероприятий по спецоценке.

Нюансы работы экспертов компании-оценщика:

После завершения всех исследований и оценок условия труда по степени вредности и (или) опасности относятся к определенным классам (подклассам).

Для выведения итоговой оценки условий труда учитывается вся совокупность факторов:

Результат проведенных мероприятий отражается в отчете, который утверждает председатель комиссии по СОУТ после того, как все ее члены проставят в нем подписи.

Заключительный этап

У работодателя на этом этапе немало хлопот:

Компания-оценщик законодательно ограничена в сроках:

Сотрудники, чьи рабочие условия по условиям спецоценки признаны опасными или вредными, должны регулярно проходить профилактические медосмотры (Минтрудсоцзащиты России, Минздрава России от 31.12.2022 № 988н/1420н).

READ
Пособие на первого ребенка, путинское пособие

Как часто проводится СОУТ

В зависимости от того, какой вид спецоценки проводится — очередная или внеплановая, предусмотрены разные сроки.

Специальная оценка условий труда в общем случае проводится на рабочем месте не реже одного раза в пять лет (п. 4 ст. 8 закона № 426-ФЗ).

Нюансы исчисления срока:

Внеплановая спецоценка проводится в следующие сроки:

Узнайте больше о сроках:

Как сэкономить на спецоценке

Если на рабочих местах после проведения спецоценки не выявлены вредные и (или) опасные факторы, работодатель представляет в трудовую инспекцию декларацию о соответствии условий труда. Срок — не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ, п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минтрудсоцзащиты России от 07.02.2014 № 80н).

Заполнение декларации СОУТ имеет много нюансов, ошибаться при подготовке данного документа крайне нежелательно. Ознакомьтесь с готовым образцом декларации в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс», получив пробный доступ к ней.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 1 марта 2022 года вступает в силу новый порядок декларирования о соответствии условий труда, утвержденный приказом Минтруда России от 17.06.2022 № 406н.

Сведения о результатах спецоценки в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям, компания-оценщик передает в ФГИС СОУТ (ч. 1 ст. 18 закона № 426-ФЗ).

Работодатель вправе сократить число проводимых спецоценок в отношении таких рабочих мест, если выполняются следующие условия:

Выполнение этих условий позволяет автоматически продлевать срок действия декларации и сдвигать дату проведения очередной оценки рабочего места по условиям труда еще на пять лет. При этом дополнительные документы оформлять не требуется (письмо Минтруда от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

Прямая экономия при проведении спецоценки — включение затрат на ее проведение в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу. Возможность соответствующего включения есть даже на упрощенке — в свежей статье мы рассказали о том, как ей воспользоваться (наряду с применением иных оснований для уменьшения суммы налога).

Узнайте, где можно законно сэкономить, а когда это делать опасно:

  • «Какие возможности оптимизации налогов при УСН»;
  • «Дробление бизнеса: где законная оптимизация, а где уклонение от налогов?»;
  • «Инвестиционный налоговый вычет — новая возможность оптимизации налога на прибыль».

Как связаны СОУТ и охрана труда

Все работники по трудовому законодательству имеют право на рабочие места, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя следующие мероприятия:

Чтобы у работодателя было официальное, основанное на специальных экспертных исследованиях и оценках подтверждение соответствия рабочих мест требованиям охраны труда, применяется комплекс мероприятий под названием СОУТ.

Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются работодателем для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, обеспечения их средствами индивидуальной защиты и других мероприятий.

Спецоценка является основным инструментом при решении работодателем вопроса о предоставлении работнику компенсаций и гарантий в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда — повышенной оплаты труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска и др.

Все эти меры направлены на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

За что накажут

Тех работодателей, которые не организуют проведение СОУТ или делают это с нарушением законодательно установленного порядка, неминуемо ждет наказание.

Работодатели в 2022 году находятся под двойным контролем — за непроведение СОУТ или нарушение порядка ее проведения штрафы будут начисляться не только по результатам проведенных трудовыми инспекторами проверок, но и в автоматическом режиме.

Система ФГИС СОУТ будет выявлять нарушителей, сопоставляя данные из разных источников с информацией, имеющейся в системе. К примеру, программа будет сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с данными о проведенной ими спецоценке. Если с момента регистрации компании прошло более года, а данных о проведенной спецоценке в систему не поступало, последует автоматический штраф за непроведение СОУТ.

Специалисты «КонсультантПлюс» подготовили для вас подробную пошаговую инструкцию по проведению спецоценки условий труда, учитывающую все законодательные требования к данной процедуре. Вы можете оперативно ознакомиться с данным материалом, получив пробный доступ к данной справочно-правовой системе.

С особенностями разных видов контроля вас познакомят статьи:

Итоги

СОУТ — это комплекс мероприятий по спецоценке условий труда, во время проведения которых идентифицируются опасные и (или) вредные факторы производственной среды и трудового процесса, а также оценивается уровень их воздействия на работников.

Эксперты компании-оценщика проводят процедуры в рамках СОУТ по специальным методикам с использованием утвержденных, аттестованных и прошедших поверку средств измерений. Результат их работы оформляется отчетом.

По результатам СОУТ работодатель разрабатывает и реализует мероприятия по ослаблению негативного воздействия на здоровье работников производственных факторов.

Проведение СОУТ — лишь часть обязанностей современного работодателя в области охраны труда. Узнать больше о других, столь же значимых, вы можете в специальном материале, который подготовили наши специалисты.

  • Трудовой кодекс РФ
  • федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ
  • приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ссылка на основную публикацию