Жалоба на действия должностного лица: образец

Как оспорить в суде действия или бездействие органов государственной власти

Юрист рассказывает, на какие нормы законов ссылаться, как составлять заявление и правильно обжаловать неправильные действия госорганов.

Краткий обзор общих положений

Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений ( ст. 1, 2 ).

В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:

  • нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
  • акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
  • решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).

Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.

Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ .

На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) .

Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2022 год , гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.

Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.

Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу ( ст. 46 ). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.

Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках ( ст. 42 ).

Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле ( ст. 37 , 38 , 45 ).

Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование ( глава 6 ).

В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).

Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).

При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать ( ст. 62 ).

Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств ( ст. 63 ), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца ( глава 7 ).

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.

При неясности положений КАС РФ рекомендуется обратиться к разъяснениям Верховного Суда РФ в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Суд может применить нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску, но до предъявления административного искового заявления в суд и принятия его к производству судьей меры предварительной защиты не принимаются.

Тем не менее, ходатайство о применении мер предварительной защиты можно подавать вместе с административным исковым заявлением либо просто ходатайствовать об этом в самом иске.

READ
Как оформить землю в ГСК в собственность?

Подсудность спора и определение надлежащего ответчика

Чтобы определиться, в какой именно суд подать административное исковое заявление, нужно обратиться к главе 2 КАС РФ , которая регулирует подведомственность и подсудность административных дел.

Как правило, в качестве суда первой инстанции по указанным делам является районный суд за некоторыми исключениями ( ст. 19 , 20 , 21 КАС РФ ).

Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.

Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.

Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.

Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.

Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них ( ст. 26 ).

Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком ( ст. 43 ).

Сроки обжалования

В случае пропуска срока оспаривания по причинам, которые суд может признать уважительными, пропущенный срок подлежит восстановлению ( ст. 95 ).

В силу разъяснений Верховного Суда РФ, такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные (п. 30 постановления пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11 ).

Также, как указано в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 , в качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение процессуальных документов в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства и другие.

Пропуск срока подачи заявления не является основанием для отказа в принятии его к производству судом. Причины пропуска подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании.

Если пропуск срока подачи заявления связан с нерассмотрением или несвоевременным рассмотрением жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, то указанная причина является уважительной, и срок подлежит восстановлению.

Срок может быть восстановлен и по иной уважительной причине, признанной таковой судом.

Признание причины пропуска неуважительной является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но не отказа в принятии к производству заявления гражданина.

Верховный Суд РФ разъяснял об обязанности судов при подаче истцом заявления с пропуском срока принимать меры на выяснение обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, а также исследовать фактические обстоятельства административного дела (п. 42 Обзора судебной практики № 4 за 2022 год).

Таким образом, причины пропуска процессуального срока будут признаны уважительными в случае объективности их возникновения и непреодолимости, но необходимо показать суду наличие причинно-следственных связей между пропуском срока и объективными обстоятельствами, в связи с которыми он пропущен.

Требования к заявлению

Законодательством предусмотрен открытый перечень требований, которые могут содержаться в заявлении, но в основном это заявления:

  • о признании незаконным полностью или в части решения, принятого госорганом, либо совершенного им действия (бездействия);
  • об обязанности госоргана принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав гражданина;
  • об обязанности госоргана воздержаться от совершения определенных действий.

Соответствующим образом можно как раз и озаглавить административное исковое заявление.

Важно учитывать позицию Верховного Суда РФ, согласно которой гражданин вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой, но не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований (п. 53 постановления пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36).

READ
Рок сдачи 4-ФСС за 1 квартал 2022 года, за весь год

Сами требования к форме и содержанию заявления подробно изложены в статье 125 КАС РФ .

Одно из главных требований в том, что заявителю нужно указать, какие именно права нарушены, и в чем конкретно выражается нарушение, наличие причинно-следственной связи между нарушением прав и действиями должностного лица.

Копию заявления и приложенных к нему документов рекомендуется направить другим лицам, участвующим в деле, приложив к заявлению документы, подтверждающие их направление.

Если этого не будет сделано, суд сам уведомит о поступивших требованиях, направив иным лицам копии заявлений, которые вместе с заявлением должен предоставить в таком случае сам истец (п. 1 ч. 1 ст. 126 ).

Важно отметить, что к заявлению нужно прикладывать документ об оплате государственной пошлины, иначе суд оставит заявление без движения, пока заявитель не предоставит указанный документ.

Также необходимо предоставить документы в подтверждение обстоятельств, на которые ссылается гражданин.

Полный перечень документов, которые надлежит прикладывать к заявлению, указан в статье 126 КАС РФ .

Возвращение заявления судом, отказ в принятии к производству и оставление без движения административного иска

В течение трех дней со дня получения заявления суд должен решить вопрос о его принятии либо об отказе в принятии ( ст. 127 ).

Законодатель приводит незакрытый общий перечень оснований для отказа в принятии заявления:

  • заявление подлежит рассмотрению в порядке иного судопроизводства;
  • заявление подано лицом в защиту иных лиц, когда такое право законодательство не предоставляет заявителю;
  • из поданного заявления не следует, что действием или бездействием госоргана затрагиваются или нарушаются права гражданина;
  • если уже имеется решение суда по данному спору между теми же сторонами.

Законодатель предусмотрел незакрытый общий перечень оснований для возвращения заявления ( ст. 129 ):

  • не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, если законодательством такой порядок является обязательным;
  • дело неподсудно данному суду;
  • заявление подано недееспособным лицом;
  • заявление не подписано или подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или подачу в суд;
  • в производстве этого или иного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • поступило заявление о возвращении заявления;
  • не исправлены недостатки заявления в срок, установленный судом в определении об оставлении заявления без движения.

При возвращении заявления истец не лишен возможности повторно обратиться в суд с этим же требованием, в отличие от ситуации при отказе в принятии заявления, которое препятствует впоследующем повторно обращаться по этим же требованиям.

При подаче заявления с нарушениями требований к форме и содержанию административного искового заявления суд оставляет его без движения и предоставляет заявителю разумный срок для исправления недостатков ( ст. 130 ).

Тем не менее, законодательством предусмотрена возможность обжаловать отказ в принятии заявления, оставление без движения и возвращение путем подачи частной жалобы в вышестоящий суд ( ст. 128-130 , ст. 313 ).

Особенности порядка оспаривания действий или бездействия органов государственной власти

Заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав ( ст. 219 ).

При оспаривании бездействия госоргана заявление может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных должностных лиц органа власти сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Специальный срок установлен для оспаривания действий или бездействия судебного пристава-исполнителя, составляющий десять дней, исчисляемый со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.

Оспаривание действий или бездействия судебного пристава-исполнителя производится в районном суде по месту нахождения структурного подразделения, в котором исполняет возложенные обязанности должностное лицо.

Помимо общих требований к административному иску, статьей 220 предусмотрены дополнительные требования к заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, с которыми рекомендуется ознакомиться при составлении административного иска.

В заявлении необходимо указать наименование госоргана или должности госслужащего, принявшего оспариваемое решение, реквизиты документа, принятого должностным лицом, указать, в чем заключается нарушение прав гражданина, какому законодательному акту не соответствует действие или бездействие госоргана, сформулировать конкретное требование к госоргану, сообщить о сведениях об обжаловании в административном порядке действия органов власти или должностного лица.

READ
Воинский учет и бронирование граждан в организации

При рассмотрении административного дела суд должен проверить законность действий госоргана и выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора в полном объеме. Это своего рода судебный контроль органов исполнительной власти, когда судья, не ограничиваясь доводами и основаниями заявления, вправе проверить действия должностного лица комплексно (ч. 8 ст. 228 ).

В частности, суд должен выяснить факт нарушения прав гражданина и соблюдение сроков обращения в суд (бремя доказывания лежит на заявителе), полномочия должностного лица, принявшего оспариваемое решение, основания и порядок принятия оспариваемого решения, соответствие содержания решения законодательным нормам, регулирующим указанные спорные отношения (бремя доказывания лежит на должностном лице).

В случае непредоставления госорганом вышеуказанных доказательств суд самостоятельно истребует их, в случае последующего непредоставления суд может наложить судебный штраф и принять иные меры ответственности.

При оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя заявитель освобожден от уплаты госпошлины.

Размер государственной пошлины за подачу административного искового заявления о признании действий или бездействия иных должностных лиц незаконными для физических лиц составляет 300 рублей.

Общий организационный срок рассмотрения заявления составляет месяц. Однако срок не является пресекательным, и не всегда удается уложиться в эти временные рамки по ряду причин. Например, разбирательство может выйти за пределы месячного срока при неоднократном отложении судебного разбирательства ( ст. 152 ).

По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из решений:

  • об удовлетворении полностью или в части заявленных требований;
  • об отказе в удовлетворении требований заявления.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока на апелляционное обжалование, исчисляемого со дня принятия судебного акта, если решение в итоге не обжаловано. (ч. 5 ст. 227 , ст. 186 , ч. 1 ст. 298 ).

Жалоба прокурору на бездействие должностных лиц, выразившееся в неуведомлении потерпевшего

от адвоката АБ “Антонов и партнеры” Антонова Анатолия Петровича, рег. № 63/2099 в реестре адвокатов Самарской области
Адрес для корреспонденции: 443080, г. Самара, проспект Карла Маркса, д. 192, оф. 619, тел. 8-917-151-82-72, адрес эл.почты: 2717371@gmail.com

в интересах ООО “НАЗВАНИЕ1”

ЖАЛОБА
(в порядке ст.123, 124 УПК РФ)

В производстве следственного отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Октябрьского района СУ Управления МВД России по городу Самаре, находится уголовное дело № НОМЕР1, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ч.6 ст.159 УК РФ, по факту того, что 20.07.2018 года более точное время не установлено, неустановленное лицо из числа сотрудников ООО “НАЗВАНИЕ2” (ИНН НОМЕР2) заведомо не имея намерений исполнять взятые на себя обязательства по оплате приобретаемых услуг, заключило с ООО «НАЗВАНИЕ1» (ИНН НОМЕР3) договор подряда №НОМЕР4 на ремонт турбины PT-01 SS-600 установки FCC на объекте АО «НАЗВАНИЕ3” на сумму 10 170 000 рублей, по ранее заключенному договору с АО «НАЗВАНИЕ3”. После того, как в период времени с 20 июля 2018 года по 15 августа 2018 года ООО «НАЗВАНИЕ1» (ИНН НОМЕР3), выполнив свои обязательства и осуществив работы по договору подряда №НОМЕР4 от 20.07.2018 года, неустановленное лицо из числа сотрудников ООО «НАЗВАНИЕ2» (ИНН НОМЕР2) получило на расчетный счет № НОМЕР5, открытый и обслуживаемый в АО «БАНК», расположенный по адресу: АДРЕС1 денежные средства от АО «НАЗВАНИЕ3» в размере 11 169 876 рублей и распорядился ими по собственному усмотрению, при этом взятые на себя обязательства перед ООО «НАЗВАНИЕ1» (ИНН НОМЕР3) не выполнило, причинив ООО «НАЗВАНИЕ1» (ИНН НОМЕР3) своими умышленными действиями, сопряженными с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, материальный ущерб в крупном размере на сумму 10 170 000 рублей.
На основании ордера 000633 от 05.04.2019 г., доверенности № 1907/38 от 29.07.2019 г. я представляю интересы ООО “НАЗВАНИЕ1” по данному уголовному делу.
В связи с бездействием (действие) должностных лиц следственного отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Октябрьского района СУ Управления МВД России по городу Самаре, выразившееся в неисполнении своих процессуальных полномочий в соответствии с уголовно-процессуальным законом РФ, потерпевшему и представителю потерпевшего по уголовному делу № НОМЕР1 неизвестно в какой стадии и где находится уголовное дело, то есть потерпевшему и представителю потерпевшего не разу не приходило какого либо уведомления от сотрудников следствия по уголовному делу.
Так как органом предварительного следствия полностью игнорируются положения ч.8 ст.162, ст. 209, ч.3 ст.211 УПК РФ согласно которым:
1) следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия;
2) приостановив предварительное следствие, следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения;
3) о возобновлении предварительного следствия сообщается подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, а также прокурору.

READ
Детские пособия вх

Представитель потерпевшего предполагает, что уголовное дело № НОМЕР1 было приостановлено 28.10.2022 г. в соответствии со ст. 208 УПК РФ. Данное приостановление уголовного дела повлекло в свою очередь прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемых лиц, а именно руководства ООО “НАЗВАНИЕ2”, а также снятия ареста с имущества ООО “НАЗВАНИЕ2”.

С данными постановлениями о приостановлении уголовного дела и прекращение уголовного преследования не согласен, считаю их незаконными и необоснованными.
До приостановления предварительного расследования следователь обязан выполнить все без исключения следственные действия, производство которых возможно в отсутствии обвиняемого, принять все меры к его обнаружению, а равно к установлению лица, совершившего преступление.
Полагаю, что неполнота предварительного расследования, поскольку не все необходимые следственные действия по делу выполнены, может рассмотрено в качестве оснований отмены данного постановления.
Пункт 2 ст. 21 УПК РФ требует от следователя в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.
Пункт 4 ст. 7 УПК РФ требует, чтобы постановления были законными, обоснованными и мотивированными. В определении от 25.01.2005 № 42-О Конституционный Суд РФ признал, что ст. 7 УПК РФ в ее конституционно-правовом истолковании не допускает отказа дознавателя, следователя, прокурора, а также суда от исследования и оценки всех приводимых в заявлении, ходатайстве или жалобе доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные основания, по которым эти доводы отвергаются.
Считаю, что проверка по уголовному делу проведена поверхностно, в действиях должностных лиц следственного отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Октябрьского района СУ Управления МВД России по городу Самаре усматриваются грубые нарушения требований уголовно-процессуального законодательства, которые причиняют ущерб конституционным правам и свободам потерпевшего, затрудняют его доступ к правосудию, и приводят к порочной практике.

Согласно п.п. 1.1., 1.2., 1.10., 1.11., 1.14., 1.15., 1.21. приказа Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2016 г. № 826 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия”:
— Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
— Считать приоритетным направлением своей деятельности защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения. Взвешенно подходить к рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства, принимать в пределах имеющихся полномочий меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда.
— Не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменять незаконные и необоснованные процессуальные решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо о приостановлении предварительного следствия, обеспечив проверку и изучение материалов всех приостановленных, прекращенных производством уголовных дел в течение одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления.
— При проверке законности постановлений о приостановлении предварительного следствия по основаниям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 208 УПК РФ применять комплексный подход к оценке полноты расследования и оперативно-розыскных мероприятий, изучая материалы приостановленных уголовных дел одновременно с соответствующими делами оперативного учета.
— В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо приостановлении производства незаконным или необоснованным выносить постановление согласно требованиям статей 211 и 214 УПК РФ с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направлять руководителю следственного органа.
Проведение дополнительного расследования по таким делам ставить на контроль, добиваться своевременного возобновления производства и принятия законного и обоснованного процессуального решения. В необходимых случаях обращаться к вышестоящему прокурору с проектами актов прокурорского реагирования, адресованных руководителю вышестоящего следственного органа.
— Наладить действенный надзор за исполнением законов в части соблюдения сроков предварительного следствия и своевременного принятия процессуальных решений по уголовным делам. Обеспечивая надзор за соблюдением предусмотренных статьей 6.1 УПК РФ положений о разумном сроке уголовного судопроизводства, ориентировать руководителей следственных органов на незамедлительное представление прокурору копий постановлений о продлении срока предварительного расследования, а также принятых по делу процессуальных решений. В необходимых случаях запрашивать соответствующие сведения
— Рассматривая в порядке статьи 124 УПК РФ жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, тщательно проверять изложенные доводы. При необходимости изучать материалы проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел в части, касающейся доводов жалоб. При выявлении фактов нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства на досудебных стадиях уголовного процесса и удовлетворении жалобы, поданной согласно части 2 статьи 123 УПК РФ, в постановлении прокурора указывать процессуальные действия, необходимые для ускорения рассмотрения дела, и срок их осуществления. По результатам рассмотрения жалобы прокурору или его заместителю выносить постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомлять заявителя.

READ
Какие существуют гарантии работника при сокращении

На основании изложенного, руководствуясь ФЗ “О прокуратуре РФ”, гл.16 УПК РФ, приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45 “об утверждении и введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ”, приказом Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2016 г. № 826 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия”

1. Рассмотреть жалобу в интересах потерпевшего ООО “НАЗВАНИЕ1” по уголовному делу № НОМЕР1 в соответствие с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ и приказов Генеральной прокуратуры РФ.
2. Признать бездействие (действие) должностных лиц следственного отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Октябрьского района СУ Управления МВД России по городу Самаре, выразившееся в неисполнении своих процессуальных полномочий в соответствии с уголовно-процессуальным законом РФ, а именно не уведомление по уголовному делу потерпевшего и представителя потерпевшего — незаконным.
3. Признать постановление должностных лиц следственного отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Октябрьского района СУ Управления МВД России по городу Самаре о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу № НОМЕР1, — незаконным и необоснованным.
4. Признать постановление должностных лиц следственного отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Октябрьского района СУ Управления МВД России по городу Самаре о прекращение уголовного преследования подозреваемых лиц, из числа руководства ООО “НАЗВАНИЕ2”, по уголовному делу № НОМЕР1, — незаконным и необоснованным.
5. Вынести постановления об отмене постановления должностных лиц следственного отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Октябрьского района СУ Управления МВД России по городу Самаре о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу № НОМЕР1 .
6. Вынести постановления об отмене постановления должностных лиц следственного отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории Октябрьского района СУ Управления МВД России по городу Самаре о прекращение уголовного преследования подозреваемых лиц, из числа руководства ООО “НАЗВАНИЕ2”, по уголовному делу № НОМЕР1 .
7. Согласно п.п. 1.14. приказа Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2016 г. № 826 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия” поставить на контроль расследование и принятие процессуальных решений по уголовному делу № НОМЕР1.
8. Ответ на жалобу направить по адресу: 443080, г. Самара, пр. Карла Маркса, д. 192, оф. 619.

Приложения (копии):
ордер адвоката
доверенность от 29.07.2019 г. на адвоката Антонова А.П.

Адвокат __________________________ А.П. Антонов

Здесь и далее в целях соблюдения адвокатской тайны имена и фамилии участников дела изменены

Жалоба на действия должностного лица

Акт жалобы на действия должностного лица отражает нарушения действующих законодательных норм сотрудником госоргана. Все граждане РФ имеют право обратиться в прокуратуру или суд, чтобы отстоять свои гражданские права. Претензия может быть составлена на неправомерное действие или бездействие.

Однако чтобы жалобу на госслужащего приняли к рассмотрению, ее нужно правильно оформить. Существует ли единый шаблон и правила оформления, принимаются ли анонимные обращения, и куда вообще надо направлять составленное заявление? Дальше вы найдете все ответы.

Общие сведения

Жалоба подается в случае, если свободы и права гражданина или группы граждан были нарушены представителем власти при исполнении служебных обязанностей. Причем, неважно, постоянная это работа или временная. Исполняющий обязанности также относится к этой категории.

Поскольку госслужба является крайне ответственным делом, деятельность сотрудников должна выполняться строго по регламенту и в соответствии с КОАП и УК РФ. Но если работник пренебрегает соблюдением действующих нормативно-правовых актов, следует применить к нему определенную меру наказания. С этой целью и составляется претензия в прокуратуру или суд.

READ
Что значит открытый конкурс

Документ жалоба на действия должностного лица оформляется в случаях, если сотрудник:

  • пренебрег правами и свободами конкретного гражданина (граждан);
  • специально создал препятствия для осуществления конкретным человеком его прав и свобод;
  • незаконно привлек гражданина к административной или уголовной ответственности;
  • незаконно возложил на гражданина какое-либо обязательство;
  • бездействовал, когда было необходимо выполнить свои должностные обязанности.

Заполненный лист жалобы на действия должностного лица следует направлять в прокуратуру. Также есть другие варианты — подача искового заявления в суд или претензия в вышестоящий орган, контролирующий должностное лицо. Иногда пострадавшим приходится отправлять жалобу уполномоченному по правам человека. Такие ситуации требуют консультации юриста.

Важно соблюдать законодательно установленные сроки при подаче претензии, иначе она будет проигнорирована. Действия должностного лица имеют срок давности. Согласно закону, жалобу нужно подать не позднее истечения трёх месяцев с момента, когда произошел инцидент. Поступившие в прокуратуру, суд или иной орган обращения рассматриваются в течение 10-15 дней.

Точный срок ответа зависит от типа инстанции. Иногда сотрудникам прокуратуры или канцелярий нужно больше времени для принятия решения, и тогда срок увеличивается. Об этом работники обязаны уведомить заявителя по телефону или почте. Именно поэтому заявления в госорганы должны содержать контакты гражданина и адрес его проживания. Анонимные претензии к должностным лицам остаются без ответа, так как сотрудники просто не смогут уведомить о принятом решении заявителя.

Как правильно составить

Утверждена унифицированная форма жалобы на действия должностного лица. Это означает, что деловая бумага должна содержать обязательные реквизиты, без которых она не будет считаться корректной. Схема жалобы на действия должностного лица заполняется в соответствии с обязательным содержанием.

К неизменным разделам относятся следующие пункты структуры документа:

  1. Информация об органе власти, куда отправляют заявление (наименование и адрес суда или прокуратуры).
  2. Сведения о заявителе и его контактные данные (Ф.И.О., адрес проживания, телефоны и почта для связи).
  3. Информация о совершенном неправомерном действии должностного лица.
  4. Ссылки на статьи КОАП и УК РФ, которые были нарушены.
  5. Просьба гражданина (например, привлечение к уголовной ответственности).
  6. Подпись составителя.
  7. Дата создания документа.

Детальное и конкретное описание случая нарушения закона или прав конкретного гражданина лицом при исполнении должностных обязанностей прибавит вес жалобе. Чтобы не отвлекать разбирающуюся инстанцию многословием, соблюдайте алгоритм:

  1. Обозначить дату, когда случился инцидент.
  2. Привести основание, подкрепить его ссылками на статьи КОАП и УК РФ.
  3. Перечислить приложения к жалобе (доказательства и т.д.).

Обращение гражданина может быть написано от руки или подготовлено в электронном формате. При рукописном заполнении основное требование — это разборчивый почерк составителя. Также надо соблюдать грамотность — запрещено сдавать жалобу на действия должностного лица с ошибками.

Если текст претензии печатается на компьютере, то следует внимательно делать вычитку.

Нередко составители торопятся и пропускают опечатки. Опечатка — такая же ошибка, как ошибка в орфографии. А если опечатка была допущена, например, в фамилии или имени действующего лица, то она переходит в разряд фактических ошибок. Если изложенная в заявлении информация не будет соответствовать фактам, гражданину не окажут помощь в решении его вопроса.

Составитель должен подписать заполненный шаблон жалобы на действия должностного лица. Принимаются только рукописные подписи. Даже если текст был внесен посредством компьютера, бланк необходимо распечатать. Ниже подписи ставится дата создания обращения. На этом оформление жалобы завершается.

Бланк жалобы на действия должностного лица

Вы можете скачать жалобу на действия должностного лица по прикрепленной ссылке. Предлагаемый шаблон составлен в соответствии с требованиями действующего закона, касающегося судопроизводства.

Подготовленную жалобу на действия лица при исполнении можно передать при личном визите в канцелярию суда или прокуратуру. Второй способ — это отправка заказного письма с описью ценности. Сдавать претензию можно только на бумажном носителе. Отправка по электронной почте не предусмотрена.

Образец жалобы на действия должностного лица

Перед подготовкой документа будет не лишним посмотреть корректный пример жалобы на действия должностного лица. Шпаргалка особенно пригодится тем, кто оформляет претензию без помощи специалиста. Образец жалобы на действия должностного лица представлен ниже.

Образец жалобы на действия должностного лица

На что обратить внимание

Чтобы договор жалобы на действия должностного лица приняли к рассмотрению, он должен соответствовать такому типа бумаг. Запрещается использовать нецензурную брань и эмоциональные высказывания. Стиль изложения сути проблемы и требования заявителя должна быть сдержанным и сухим.

READ
Требования к договору аренды земельного участка

Запрещено включать в жалобу на должностное лицо что-либо, кроме фактов. Каждый пункт должен быть аргументирован доказательным материалом (например, свидетелями, видеозаписью, аудиозаписью и т.д.). Домыслы и догадки в жалобе будут расценены как клевета и оскорбление лица при исполнении должностных обязанностей, а это преступление. Гражданина, позволившего себе оклеветать или оскорбить госслужащего, привлекут к уголовной ответственности.

Понравился образец жалобы? Скачайте бесплатно готовый пример жалобы или сохраните в соц. сетях, расскажите друзьям – это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому образцу жалобы, проголосуйте за документ – это анонимно и всем видно.

Жалоба в прокуратуру на действия должностного лица

Для того чтобы сразу определиться с приоритетами, скажем, что жалоба в прокуратуру на действия должностного лица будет по настоящему целесообразной только в случае, если в действиях этого должностного лица будут содержаться признаки уголовного преступления или сам заявитель будет относиться к категории граждан, в интересах которой прокурор вправе подавать исковые заявления.

В остальных случаях эффективность подобной жалобы будет крайне умеренной.

Функции прокуратуры

В соответствии с положениями Закона «О прокуратуре Российской Федерации» к функциям прокуратуры отнесены:

  1. надзор за соблюдением Конституции РФ;
  2. надзор за исполнением законов всеми государственными учреждениями, департаментами и должностными лицами;
  3. надзор за соблюдением прав и свобод человека;
  4. осуществление уголовного преследования;
  5. координация работы всех правоохранительных органов;
  6. возбуждение уголовных дел и административных материалов;
  7. участие в рассмотрении судебных и арбитражных дел (по некоторым категориям);
  8. обращение в суд с исковыми заявлениями в интересах лиц, которые по состоянию здоровья, по возрасту или в силу собственной недееспособности не способны защитить свои интересы самостоятельно (ст.45 ГПК РФ);
  9. опротестование незаконных решений, приговоров, определений и постановлений судов.

Казалось бы, что список очень внушительный и прокуратура способна на многое. Однако все далеко не так.

Дело в том, что, поручив прокуратуре общий надзор за соблюдением закона, законодатель вручил в руки прокуратуры единственный инструмент — право возбуждать уголовные дела и административные материалы.

Что касается права прокуратуры обжаловать судебные решения и заявлять иски в интересах закона, то к категории правовых инструментов их отнести сложно.

Действия должностного лица

Под действиями должностного лица понимается осуществление им любых мероприятий в пределах собственной должностной компетенции.

Действия должностного лица, не относящиеся к его служебной деятельности, могут квалифицироваться либо как превышение полномочий, что уже является составом уголовного преступления, либо как личные действия, не относящиеся к его служебным функциям.

То есть жалоба на действия должностного лица может касаться только тех действий, которые относятся к его законным полномочиям.

Если же доводы жалобы будут касаться, к примеру, того, что должностное лицо громко поет в караоке вечером и беспокоит соседей, то жалоба будет не на должностное лицо, а на гражданина.

Сможет ли помочь прокуратура

Сразу скажем, что отменить действие должностного лица или заставить его выполнить то или иное действие, прокуратура не сможет. Прокуратура вправе:

  • направить любому должностному лицу предписание об устранении нарушений закона. К слову сказать, предписание прокурора можно оспорить. То есть сам факт наличия предписания — не эквивалент исправления ситуации в пользу заявителя;
  • привлечь должностное лицо к административной или уголовной ответственности, но только в случае, если в действиях должностного лица будут усмотрены квалифицирующие признаки преступления или правонарушения. Отметим, что далеко не каждое действие должностного лица, даже если заявителю оно кажется незаконным, имеет в себе признаки преступления или правонарушения;
  • подать исковое заявление в суд в интересах несовершеннолетних, престарелых, инвалидов и недееспособных в случае, если их права были ущемлены. Как мы видим, список лиц очень ограничен.

Когда жалоба будет полезной

В известной мере переоценка возможностей современной прокуратуры обусловлена народной памятью о роли прокуратуры в СССР. По сравнению с советским периодом полномочия прокуратуры не то чтобы урезаны, но существенно подчинены закону. То есть прокуратура стала органом, действующим в соответствии с законом, а не над законом, как было в СССР.

Безусловно, писать или не писать жалобу в прокуратуру — каждый решает сам. Мы, со своей стороны, хотим отметить моменты, при которых жалоба может дать нужный эффект:

  • наличие в действиях должностного лица состава уголовного преступления, например, злоупотребление служебным положением, получение или вымогательство взятки;
  • наличие у заявителя желания затянуть решение какого-либо вопроса. К примеру, есть шанс, что на время прокурорского разбирательства будет приостановлена процедура выселения или процедура обращения взыскания на имущество и т.д. В данном случае, может быть написана жалоба на действия судебного пристава;
  • наличие у заявителя желания просто потрепать нервы досадившему ему должностному лицу;
  • наличие у заявителя претензий к работодателю по поводу невыплаты заработной платы. В подобных случаях целесообразность жалобы будет прямо пропорциональна стабильности финансового положения работодателя. Если работодатель разорился, и у него просто нет средств на выплату заработной платы, то у прокурора не будет возможностей обеспечить взыскание. Это сможет только суд. Однозначно обращаться к прокурору следует в случаях, когда работодатель умышленно задерживает выплаты.
READ
Как правильно заполнить авансовый отчет по командировке

Составление жалобы

Повторимся, что решение о том, писать или не писать жалобу прокурору — это всецело выбор гражданина. Если вы решили направить в прокуратуру жалобу на должностное лицо, то мы, со своей стороны, можем дать несколько рекомендаций, а именно:

  1. направлять жалобу следует в прокуратуру, территориально дислоцированную по месту нахождения должностного лица. Но если даже вы ошибетесь — ничего страшного. Прокуратура перенаправит жалобу по назначению;
  2. не следует отягощать жалобу множественными ссылками на действующее законодательство или делать жалобу слишком объемной. Дело в том, что прокурор, которому будет передана на рассмотрение жалоба, в любом случае вызовет заявителя и отберет у него необходимые объяснения. При этом можно быть уверенным, что жалоба большого объема просто не будет прочтена до конца. Все, что прокурору следует знать, он узнает при личной встрече с заявителем;
  3. особо обосновывать жалобу также не надо. Вполне достаточно тезисного объяснения;
  4. не следует прилагать к жалобе оригиналы документов. При необходимости вы сможете вручить их прокурору лично.

На нашем сайте имеется шаблон жалобы в прокуратуру на действия должностного лица и возможность ознакомления с образцом заполнения шаблона.

Жалобы

Подача жалобы – это неотъемлемое право каждого человека. Документ представляет собой инструмент для защиты прав человека. Это практически универсальная бумага. Она может направляться в адрес госорганов, компаний. Предмет жалобы – нарушение прав лица в самых различных сферах.

Основная информация

Жалоба позволяет отстоять права и интересы лица. Она указывает на какое-либо нарушение. К примеру, это может быть ситуация, когда управляющая организация не выполняет свои функции. Это также может быть нарушение трудовых прав сотрудника со стороны работодателя.

Жалоба – это официальный документ, который рассматривается получателем в обязательном порядке. Претензии, изложенные в нем, или удовлетворяются, или признаются никчемными. Составить жалобу может любое лицо. Как правило, претензии направляются в адрес должностного лица или компании.

Жалоба традиционно считается инструментом для досудебного разрешения конфликтной ситуации. Она является этапом на пути к подготовке иска. Наличие жалобы позволит подтвердить, что истец пытался урегулировать конфликт на досудебной стадии. Если получатель откажет в удовлетворении претензии, копия документа прикладывается к иску. Бумага будет считаться одним из доказательств в судебном деле.

Иногда претензии подаются одновременно с обращением в суд. Все зависит от предмета спора.

Функции жалоб

Жалоба составляется со следующими целями:

  • Быстрое урегулирование возникшего конфликта.
  • Разрешение спора без обращения в суд.
  • Подготовка к подаче искового заявления в суд.
  • Применение мер воздействия по отношению к правонарушителю.
  • Сбор доказательной базы для суда.

Жалобы помогают быстро решать возникшие споры. Письменное обращение и официальная форма документа гарантируют, что отправитель точно получит ответ.

Особенности составления

Не существует унифицированной формы жалобы. И это относится даже к претензиям, направляемым в госорганы. Однако есть стандартные требования:

  • Исключен жаргон, нецензурные выражения. Письмо нужно составить в деловом стиле. Если в тексте будут, к примеру, нецензурные выражения, жалоба не получает юридическую силу.
  • Письмо должно быть лаконичным. Текст не должен быть длинным. Однако в документе должны содержаться все сведения, являющиеся существенными в конкретной ситуации.
  • Желательно исключить выражения, которые можно толковать двояко. Текст должен быть полностью однозначным. Его читатель должен полностью понять посыл, который закладывался отправителем.
  • Вся точные данные нужно правильно указать. К примеру, к таким данным относятся даты, номера, адреса, ФИО.
  • Нужно правильно указать получателя. От того, кто указан получателем, зависит скорость рассмотрения документа. Кому отправлять жалобу? При выборе получателя нужно учитывать принцип иерархии. Если, к примеру, человек жалуется на продавца, имеет смысл направить документ администратору или управляющему, а не директору. Направление документа в вышестоящий орган – это не всегда хорошее решение. Скорее всего, такая жалоба будет очень долго рассматриваться. Пострадает и качество ее рассмотрения.
READ
Условия лизинга транспортного средства

Текст должен быть грамотным. Следует исключить помарки и поправки. Если допущена ошибка, лучше переписать текст жалобы. Стоит также помнить, что претензия должна быть обоснована. В документе рекомендуется ссылаться на нормативные акты/законы, которые были нарушены.

В целом, к жалобе предъявляются стандартные требования. Сначала идет «шапка» с обязательными реквизитами (ФИО отправителя, получателя, название компании). За ней следует название, а затем текст жалобы. Документ завершается указанием даты, росписью и ее расшифровкой.

СОВЕТ! Если рассмотрение жалобы принципиально для отправителя, имеет смысл обратиться к юристу. Он поможет составить документ правильно, сделает все ссылки на требуемые законы.

Особенности подачи жалобы

Для подачи жалобы не обязательно пользоваться почтой. Все можно сделать проще и быстрее. Большинство учреждений принимает жалобы в электронной форме.

К СВЕДЕНИЮ! Если получатель не рассмотрит претензию или рассмотрит ее с нарушением сроков, он может быть привлечен к административной ответственности.

ВАЖНО! Жалоба составляется в двух экземплярах. Один из экземпляров остается на руках у отправителя.

Прокурор разберется: как подать жалобу в прокуратуру?

Прокурора боятся все: от чиновников и руководителей предприятий, и до продавцов-консультантов в салонах связи. И неспроста – прокуратура, как орган общего надзора, имеет рычаги давления на любого, кто посмеет нарушить действующее законодательство и Конституцию. Если на него, конечно, «настучат». Так вот настучать на обидчика поможет обычная жалоба, причем подать ее можно не только письменно и в одном из подразделений, но и удаленно, даже не выходя из дома.

Как правильно составить жалобу в прокуратуру и что для этого нужно? Когда обращение будет эффективным и каков порядок его рассмотрения? Вся самая важная информация о прокурорском надзоре в нашей новой публикации.

На кого и за что можно пожаловаться?

Вообще, поводом для обращения в прокуратуру с жалобой может стать любое нарушение законодательства со стороны кого угодно. Прокуратура обязана рассматривать все жалобы, содержащие сведения о нарушении действующего законодательства, которые поступают в ее адрес (ст. 10 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре в РФ»). Главное, чтобы обращение содержало конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан, а кто это совершил, для прокурора значения не имеет. Обычно поступают такие виды жалоб в прокуратуру:

  • жалобы на действия судебных приставов, налоговых инспекторов, государственных регистраторов, муниципальных служащих, служащих районных и городских администраций, служащих оперативно-розыскных, следственных и других правоохранительных органов, ФСИН, ФСБ, иных чиновников;
  • жалобы на работодателей в части несоблюдения трудового законодательства, задержек зарплаты, незаконных увольнений;
  • жалобы за нарушения в сфере ЖКХ на бездеятельность управляющих компаний, нарушения в работе ресурсоснабжающих предприятий;
  • жалобы на нарушения со стороны застройщиков, срыв сроков по ДДУ, неисполнение требований в претензиях;
  • жалобы на нарушения прав потребителей со стороны продавцов, изготовителей товаров, лиц, оказывающих платные услуги;
  • жалобы на руководство коммерческих и некоммерческих предприятий, общественных и иных организаций и т.д..

Органы прокуратуры РФ не осуществляют надзор за исполнением законов гражданами, то есть физическими лицами. Такие обращения необходимо направлять в соответствующие органы контроля либо правоохранительные органы. А вот их бездействие уже может быть поводом для обращения в прокуратуру.

Требования к составлению жалобы

Конкретных требований к содержанию жалобы законодательство не предусматривает. Единственное, что в ней должно быть обязательно указано, это (п. 2.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013):

  • наименование органа, в который подается либо ФИО должностного лица прокуратуры;
  • ИО и адрес гражданина, направившего жалобу + адрес для отправки ответа, если он отличается;
  • изложение существа вопроса;
  • личная подпись и дата подачи.

По существу вопроса мы рекомендуем указывать в жалобе следующее:

  • описание обстоятельств, которые предшествовали нарушению законодательства: дата обращения в государственные органы, дата заключения договора, дата начала трудовых отношений и т.д.;
  • суть возникшего правоотношения с лицом, допустившим нарушение законодательства;
  • описание обстоятельств, при которых было допущено нарушение закона, в чем оно выражается, какие законы нарушены;
  • при наличии – реквизиты принятого решения, нарушающего законодательство;
  • требования жалобщика: провести внеплановую проверку, вынести предписание на устранение правонарушений, привлечь виновных к ответственности.
READ
Требования к договору аренды земельного участка

Жалоба составляется в свободной форме с учетом рекомендаций выше. Ниже – несколько образцов жалобы, которые можно взять за основу при составлении собственной.

Как составить коллективную жалобу в прокуратуру?

Жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Коллективная жалоба не имеет существенных отличий от обычной. С той лишь разницей, что индивидуальная – это обращение одного конкретного гражданина, а коллективная это (пп. 6 п. 1.9 Инструкции):

  • либо обращение двух и более лиц;
  • либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и участниками митинга, собрания.

То есть, принципиальных отличий всего 2:

  1. Коллективная жалоба может содержать сведения о нарушениях, затрагивающих интересы двух и более лиц.
  2. Коллективная жалоба должна быть подписана двумя и более лицами.

Можно ли направить жалобу анонимно?

Как уже сказано выше, ФИО и адрес заявителя – обязательные реквизиты жалобы. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (абз. 3 п. 2.8 Инструкции). Это значит, что прямого запрета на направление анонимной жалобы в прокуратуру действующее законодательство не содержит. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в общем порядке, в том числе становятся основанием для проведения внеплановой проверки и привлечения виновных к ответственности. Однако, получить на основании анонимной жалобы ответ от прокурора, ровно как и проконтролировать ход рассмотрения жалобы, не получится.

Как подать жалобу в прокуратуру?

Исходя из положений п. 2.1 Инструкции и иными положениями, жалобу в прокуратуру можно подать:

  1. Письменно. Допускаются любые способы подачи, в том числе:
    • лично в подразделение прокуратуры;
    • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
    • телеграфом;
    • средствами факсимильной связи.
  2. Устно. Устные обращения принимаются на личном приеме граждан, по телефону, а также через средства массовой информации.
  3. По информационным системам общего пользования. Другими словами, в электронной форме. Такое заявление может быть подано через форму на сайте вашей местной или региональной прокуратуры. Например, здесь можно подать жалобу в прокуратуру Москвы, а здесь – в прокуратуру СПб. Альтернативный вариант – направление жалобы на электронную почту, если на сайте прокуратуры отсутствует соответствующий функционал.

Порядок и сроки рассмотрения

В течение 3 дней с момента получения жалобы любая из них подлежит регистрации и, если она соответствует требованиям, принятию к разрешению. Жалоба расписывается и передается на рассмотрение ответственному прокурору, который:

  1. Проводит проверку указанных в жалобе фактов, при необходимости, с организацией выезда на место и установлением прокурорского контроля.
  2. Истребует и изучает копии судебных решений, материалов уголовных дел, исполнительных производств, иные документы, необходимые для объективного рассмотрения.
  3. Дает поручения нижестоящим прокурорам о проверке фактов из жалобы.
  4. Выносит представления на устранение допущенных нарушений законодательства, прав граждан.
  5. Направляет в ответственные органы материалы для возбуждения уголовных и административных производств.
  6. Принимает решение об удовлетворении или отклонении заявленной жалобы.

Сроки рассмотрения жалоб определены п. 5.1 Инструкции и составляют 30 дней в общих случаях, и 15 дней, если ситуация не требует дополнительного изучения и проверки. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен, но не больше, чем на 30 дней. По истечении этого срока прокуратура должна дать письменный мотивированный ответ с разъяснениями и описанием принятых мер.

Когда жалоба остается без ответа?

По смыслу п. п. 2.9 – 2.15 Инструкции, основанием для оставления жалобы без ответа послужит:

  • отсутствие в жалобе ФИО заявителя и адреса для отправки ответа;
  • отсутствие в жалобе сведений, достаточных для ее разрешения;
  • невозможность определить суть жалобы;
  • содержание жалобы, которое свидетельствует о прямом вмешательстве заявителей в компетенцию органов прокуратуры;
  • нечитабельный текст жалобы, невозможность прочтения данных о заявителе;
  • наличие нецензурных или оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц;
  • жалоба, лишенная по содержанию логики и смысла.

Если суть жалобы не относится к компетенции прокуратуры или по ней не принимались решения нижестоящих прокуратур, жалоба перенаправляется в такой ответственный орган или нижестоящую прокуратуру для разрешения по существу (п.п. 3.2-3.3 Инструкции) Заявитель об этом уведомляется дополнительно.

Не путаем оставление без ответа и отказ в жалобе в прокуратуру. Оставление жалобы без удовлетворения обычно связано с отсутствием события правонарушения или невозможностью его доказать.

Ссылка на основную публикацию