Отмена ЕНВД. Какой налоговый режим выбрать перевозчику? Версия для печати
С 1 января самый популярный среди перевозчиков режим налогообложения будет отменён. Тем, кто еще не определился, пора поторопиться с выбором альтернативы.
Автор блога Дальнобой PRO рассказал об альтернативах ЕНВД с точки зрения автоперевозчика. Приводим cамые важные тезисы его рассказа.
С 1 января 2022 года в России нельзя будет применять ЕНВД – систему налогообложения, которую используют многие перевозчики, индивидуальные предприниматели и небольшие транспортные компании. На данный момент нет даже слухов о возможной пролонгации этой системы: надеяться на неё не стоит.
Перевозчикам, использующим ЕНВД, необходимо до 31 декабря текущего года определиться с выбором другой системы налогообложения. Если они не подадут в налоговую уведомление о переходе на какой-либо из режимов в указанный срок, то с 1 января автоматически перейдут на общий режим налогообложения – ОСНО.
Почему ЕНВД так популярен среди перевозчиков?
Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.
Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.
Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.
Налог на профессиональный доход (НПД)
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки.
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
Патентная система налогообложения (ПСН)
ПСН подходит только индивидуальным предпринимателям и позволяет нанимать до 15 сотрудников. Эта система похожа на ЕНВД: в ней сумма налога также не зависит от реальных доходов. Есть у неё сходство и с НПД: предпринимателю не нужно сдавать отчетность, если у него нет наёмных работников.
Для перехода на эту систему нужно получить патент: он выдаётся на срок от 1 до 12 месяцев. Стоимость патента зависит от региона: узнать её можно в режиме онлайн на сайте ФНС. Для этого пройдите по ссылке, выберите свой регион и укажите вид деятельности «Грузоперевозки».
У этого режима есть одна особенность: патент действует лишь в том регионе, где был выдан. Минфин разъясняет: если договор о перевозке заключен в регионе, где выдан патент, то везти груз можно в любые другие регионы. Но если договор заключен не в родном регионе, перевозчику придётся покупать еще один патент.
Если рейсы по одному и тому же маршруту постоянны, проблем не возникнет: покупка патента всё равно окажется выгоднее оплаты 6% на НПД. Но для случайных «обраток» это большая проблема. Предприниматели, конечно, могут найти способ обойти этот острый угол, но не все диспетчеры и логисты согласятся пойти им навстречу.
Индивидуальный предприниматель на ПСН также обязан платить страховые взносы. В 2022 году их сумма составила 40 874 рубля (взносы на себя). Учитывать их для уменьшения налога нельзя, хотя государство планирует такую возможность реализовать. Тогда ПСН станет отличной заменой ЕНВД.
Упрощённая система налогообложения (УСН)
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
УСН – доходы
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
- УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Основная система налогообложения (ОСНО)
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
- Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.
ИП или ООО: что выбрать перевозчику
Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2022 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому
Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.
На что переходить с ЕНВД?
Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога “Дальнобой PRO” приходит к таким выводам:
- В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
Транспортные услуги и ЕНВД в 2022 году
Транспортные услуги – ЕНВД в 2022 году для них применяться может только в регионах, где еще действует спецрежим. При этом важно соблюдать определенные условия и знать особенности расчета налога. О них мы и расскажем в данной статье. Кроме того, вы узнаете, кому еще в автомобильном бизнесе доступен режим ЕНВД.
ЕНВД и автотранспортные услуги: условия применения
Подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ позволяет применять вмененку при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в тех случаях, когда количество имеющихся у налогоплательщика транспортных средств, предназначенных для перевозок, не превышает 20 единиц. Транспортные средства могут находиться у него на праве собственности, пользования, владения или распоряжения.
Можно ли применять ЕНВД по грузоперевозкам, если часть автомобилей арендована у физлиц, узнайте тут.
Разъяснения ФНС о том, как подсчитать предельное количество автотранспорта для ЕНВД, вы найдете здесь.
Организация, оказывающая грузо- и пассажироперевозки, должна встать на учет и уплачивать налог по месту своего нахождения, предприниматель — по месту своего жительства (п. 2 ст. 246.28 НК РФ). Этот же принцип действует, когда услуги по перевозке осуществляются в другом городе или регионе.
Какие нюансы учесть при постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД по перевозке пассажиров или грузов, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Использование режима ЕНВД возможно только в том случае, если оно разрешено региональным законодательством. Таким образом, в первую очередь необходимо ознакомиться с законами региона, чтобы выяснить, подпадает конкретный вид деятельности под ЕНВД в данной местности или нет.
Внимание! C 2022 года ЕНВД планируют отменить на всей территории РФ. В ряде регионов уже отказались от спецрежима. Подробнее об отмене ЕНВД читайте здесь.
Расчет ЕНВД: транспортные услуги (2020)
Рассмотрим порядок расчета единого налога на вмененный доход при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов в 2022 году.
Об общем порядке расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход читайте в этой статье.
1. На первом этапе определяется налоговая база по формуле, приведенной в ст. 346.29 НК РФ:
где: НБ — налоговая база;
БД — базовая доходность в месяц;
К1 — коэффициент-дефлятор, значение которого ежегодно устанавливается приказом Минэкономразвития;
К2 — корректирующий коэффициент, его значение устанавливается местными или муниципальными органами;
Подробнее о коэффициентах К1 и К2 читайте в материалах рубрики «Коэффициенты ЕНВД (К1, К2)».
ФП1, ФП2, ФП3 — значения физического показателя в 1-м, 2-м и 3-м месяце квартала.
2. На следующем этапе необходимо исчислить сумму единого налога за квартал по формуле:
где: НБ — налоговая база;
С — ставка налога, согласно ст. 346.31 НК РФ она для большинства регионов равна 15%, а города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь сейчас могут устанавливать ее в пределах от 7,5 до 15%.
Нужно отметить, что при одновременном ведении нескольких видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, приведенный выше расчет единого налога будет осуществляться по каждому виду деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ). Общая сумма ЕНВД за налоговый период выводится путем сложения полученных результатов.
3. На последнем этапе определяется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Для этого рассчитанную сумму налога надо уменьшить на установленные пп. 2, 2.1 ст. 346.32 НК РФ налоговые вычеты. Таковыми являются:
- страховые взносы на социальное страхование (на ОПС, ОМС, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний);
Об уменьшении ЕНВД на сумму обязательных страховых взносов рассказывает эта статья.
- выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности;
- платежи по договорам добровольного страхования работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профзаболеваний).
Данные вычеты могут применять вмененщики, которые используют труд наемных работников. Однако указанные вычеты уменьшают сумму налога не более чем на 50% (абз. 2 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ).
Если индивидуальный предприниматель не производит выплат в пользу работников ввиду их отсутствия, он вправе уменьшить налог на сумму всех фиксированных платежей на ОПС и ОМС (абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ). Для ИП такое уменьшение ограничений по величине не имеет, т. е. вмененный налог им может быть уменьшен до нуля.
Проверьте правильно ли вы определили сумму налога за транспортные услуги с помощью советов от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите к расчетному примеру.
Внимание! Для упрощения подсчета налога используйте наш калькулятор ЕНВД. Сам калькулятор находится здесь. А здесь вы прочтете о том, как им правильно пользоваться.
Расчет ЕНВД: базовая доходность для транспортных услуг
В ст. 346.29 НК РФ дается определение базовой доходности и приводятся ее значения для всех видов деятельности, подпадающих под ЕНВД.
Итак, базовая доходность — это условный доход в рублях, который можно получить за 1 месяц с 1 физического показателя. Физический показатель, в свою очередь, характеризует конкретный вид деятельности в различных сопоставимых условиях. Оба эти показателя используются в целях исчисления ЕНВД.
Так, при расчете ЕНВД для транспортных услуг по перевозке пассажиров базовая доходность равна 1 500 руб. для одного посадочного места. Посадочное место в данном случае будет являться физическим показателем.
Как определить количество посадочных мест для расчета ЕНВД, читайте в готовом решении КонсультантПлюс.
При оказании услуг по грузоперевозкам базовая доходность имеет значение 6 000 руб. с каждого автотранспортного средства — физического показателя для данного вида деятельности.
Если вмененщик оказывает услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке транспортных средств, то, рассчитывая налог, ему нужно использовать значение базовой доходности, равное 12 000 руб. с одного человека, для всех занятых в этой деятельности, включая самого индивидуального предпринимателя.
Полную таблицу базовой доходности ищите здесь.
Режим ЕНВД при ремонте автотранспортных средств, техобслуживании и мойке
Подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ относит деятельность по оказанию услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств к числу подпадающих под ЕНВД. Данные услуги для целей применения ЕНВД согласно абз. 9 ст. 346.27 НК РФ включают:
- Услуги, оказываемые за плату физическим и юридическим лицам — код 45.2 по ОКВЭД 2 ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
- Услуги, также оказываемые за плату, по проведению техосмотра транспортных средств в целях их допуска к участию в дорожном движении (обязательный государственный техосмотр) — код 71.20.5 по ОКВЭД 2.
Невозможно применять ЕНВД в соответствии с абз. 9 ст. 346.27 НК РФ при оказании услуг:
- по заправке транспортных средств;
- гарантийному ремонту и обслуживанию;
- хранению транспортных средств на платных и штрафных стоянках.
А вот о возможности применения ЕНВД при передаче транспортного средства в аренду с экипажем Минфин и суды все еще спорят. В каких случаях судьи и чиновники разрешают применять спецрежим узнайте из Путеводителя по налогам. Для этого получите пробный доступ к КонсультантПлюс бесплатно.
Итоги
Итак, в 2022 гг. ЕНВД применяется в отношении услуг по перевозке пассажиров и грузов, а также услуг по проведению техосмотра. При переходе на спецрежим по автотранспортным услугам нужно учитывать местное законодательство и количество автотранспорта, а также знать величину физического показателя для соответствующего вида деятельности.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Уважаемая редакция! Поскольку напрямую обратиться к консультантам нет возможности, обращаюсь к Вам . Обоснование вида деятельности « автотранспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров» в целях ЕНВД , принятое контролирующими органами, не соответствует НК РФ , следствием чего явился ущерб государству (учитывая соответствующие письма ФНС с разъяснениями по поводу определения « автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров»). Контролирующие органы установили, что в гл.26.3 НК РФ нет определения вида деятельности « автотранспортные услуги», в связи с чем действие ЕНВД распространили на всю сферу грузоперевозок, осуществляемую по гл.40 ГК РФ. Суды узаконили применение льготного ЕНВД в отношении всех грузоперевозок , осуществляемых по гл.40 « Перевозка» ГК РФ по договорам перевозки, изменили законный объект налогообложения, тогда как льготному ЕНВД подлежат только перевозки грузов для местного населения определенными типами ТС, чем нанесен ущерб государству. Т.к. сфера грузоперевозок, осуществляемая по гл.40 ГК РФ, должна облагаться другими не льготными видами налогообложения. Контролирующие органы не учли, что в соответствии с гл.26.3 НК РФ : 1. ЕНВД водится местными органами власти , которые имеют ограниченные полномочия в области налогообложения. В связи с чем применение системы ЕНВД ограничена рамками их полномочий. 2. В ст.346.27 НК РФ дан строго определенный перечень ТС ( транспортных средств), которые могут использоваться для предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов. Обоснование применения ЕНВД для автотранспортных услуг в редакции контролирующих органов просто стыдно читать, поскольку в нем одно понятие заменяется другим, главное – второстепенным, страдает обобщение, отсутствует анализ , нарушены причинно- следственные связи между отдельными частями. Так, главный признак транспортных средств, подлежащих ЕНВД , установленный абз.10ст.346.27 НК РФ « предназначенность для перевозки грузов» заменяется налоговыми органами и судами « предназначенностью для движения по дорогам», « тип» транспортного средства заменяется его « категорией», налоговое понятие ст.39 НК РФ « услуги» предпринимателей заменяются « договорными отношениями» и « работой» в сфере грузоперевозок между контрагентами по гл.40 ГК РФ; вместо « договора по предоставлению услуг по перевозке» (нужен ли он ?, т.к. в др. видах деятельности в целях ЕНВД никакие договоры между предпринимателями и населением налоговые органы не требуют) контролирующие органы требуют «договор перевозки» .То, что это местный налог и услуги по перевозке предоставляются только местному населению – вообще даже не рассматривается. Хотя второстепенный вопрос « перевозки по дорогам» обосновывается массой данных, в том числе скоростью движения, назначением дорог и т.п. хотя он не требует доказательств исходя из названия вида деятельности « автотранспортные услуги», что само собой подразумевает, что это услуги автотранспорта, но не ж/д, не авиа и не морские перевозки, а назначение дорог вообще не имеет значения при перевозке грузов населению или самого населения( хоть вообще по бездорожью) . Существенно, что в целях ЕНВД абзацем 10 ст.346.27 НК РФ регламентируется сущностная характеристика ТС (эксплуатационное назначение ТС , т.е. его тип ) ,на что вообще не обращается внимание, возможно в силу незнания правил русского языка. Также не обращается внимание на то, что ЕНВД является местным налогом и может вводиться местными органами власти в соответствии с п.1ст.4 НК РФ только пределах их полномочий , которые в части транспорта ограничиваются в соответствии с ФЗ от 06.10.2003№ 131-ФЗ( пп.7п.1ст.14, пп.6п.1ст.15 и т.д. ) «созданием условий для предоставления транспортных услуг населению и организацией транспортного обслуживания населения в границах поселения (муниципального района, округа и т.п.) То , что в НК РФ имеется вся исчерпывающая информация для определения вида деятельности « автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» и четко установлен объект налогообложения и налоговая база в целях ЕНВД для этого вида деятельности подтверждено Определением КС РФ № 1803 от 28.09.2017г . Всё вышеперечисленное свидетельствует, что налогообложение в виде ЕНВД для автотранспортных услуг по перевозке грузов не исполнялась ни контролирующими органами , ни предпринимателями, которые стали невольными заложниками обоснования применения ЕНВД, сделанного с явными логическими нарушениями. Если надо, могу представить более подробное обоснование того, что в гл.26.3 НК РФ имеется исчерпывающая информация по определению вида деятельности « автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов», исключающая необходимость привлекать гл.40 « Перевозка» ГК РФ. С уважением Задира А.В.
Какие перевозки грузов и людей нельзя перевести на уплату ЕНВД?
Вправе ли индивидуальный предприниматель, имеющий в собственности транспортные средства и специальную технику и оказывающий услуги юридическим лицам и ИП, применять спецрежим в виде ЕНВД? Ответим на этот вопрос, взяв за основу Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 № 08АП-10140/2018 по делу № А70-3690/2018.
Вместо ЕНВД – НДФЛ и НДС
При регистрации в качестве основного вида деятельности предпринимателем была заявлена перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами (код 49.41.2 ОКВЭД). Проверка проводилась за 2014 – 2016 годы и закончилась доначислением налогов по общей системе налогообложения. Инспекция сделала вывод о том, что деятельность налогоплательщика по предоставлению во временное пользование за плату транспортных средств, технологического транспорта и специальной техники, по своему назначению не предназначенных для перевозки грузов, пассажиров или багажа, не подпадает под спецрежим в виде ЕНВД.
Арбитры признали действия проверяющих законными. Ход рассуждений судей следующий.
Стыкуем законодательные нормы
Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 3 и 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
В соответствии со ст. 346.27 НК РФ к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Автомобильный транспорт подлежит государственной регистрации, порядок проведения которой определен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938. Согласно п. 2 этого документа все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД.
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы Гостехнадзора.
Допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Следовательно, на режим в виде ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов, при одновременном соблюдении двух условий:
транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования (независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено);
собственником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.
К сведению: спецрежим в виде ЕНВД не применяется при перевозке грузов внедорожным автотранспортом, то есть не предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования (например, самоходными дорожно-строительными, мелиоративными, сельскохозяйственными и иными машинами), зарегистрированным в установленном порядке в органах Гостехнадзора.
Легальное определение автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в действующем законодательстве не закреплено. Поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ в целях применения режима в виде ЕНВД налогоплательщик должен оказывать услуги по договору перевозки в его гражданско-правовом смысле, то есть в соответствии с нормами гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. В частности, в ст. 784 ГК РФ указано, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. При этом общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
К сведению: согласно норме п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.
Договоры перевозки не следует отождествлять с договорами аренды транспортных средств (§ 3 гл. 34 «Аренда» ГК РФ). Так, ст. 632 ГК РФ установлено, что по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение, пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).
В силу правил ст. 635 ГК РФ предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Договором аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора.
Фактические обстоятельства
По условиям спорных договоров на оказание транспортных услуг налогоплательщик принял на себя обязательства оказывать заказчикам комплекс услуг, в том числе:
обеспечение специальной техникой для выполнения технологических операций и обслуживания технологических процессов в рамках деятельности заказчиков;
осуществление автомобильных перевозок грузов;
выделение грузоподъемных механизмов для оказания погрузочно-разгрузочных и монтажных услуг на объектах заказчиков.
В свою очередь, заказчики обязаны использовать предоставленные им автотранспортные средства (специальную и специализированную технику) в соответствии с их назначением, обеспечить сохранность техники с момента появления ее на объекте и до выхода ее с объекта.
Также договоры содержали условия:
об обязанности исполнителя предоставить на объекты заказчиков технику в исправном состоянии с обученным, аттестованным, прошедшим проверку знаний персоналом;
об оплате за пользование специальными (специализированными) транспортными средствами исходя из фиксированной стоимости машино-часа.
К сведению: при оказании услуг предприниматель использовал промышленный трактор на гусеничном ходу, кран стреловой автомобильный, специальные автоцистерны, погрузчик фронтальный, самосвал с крано-манипуляторной установкой, многоцелевой тягач, автобус вахтовый, седельный тягач, трал с водителем, специализированные автоцистерны (водовозы, бензовозы), грузовые и легковые автомобили.
В оформленных документах (актах выполненных работ, путевых листах, товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах) сведения о пробеге, как правило, не отражались, но указывались:
количество отработанных у заказчика часов;
маршрут движения: «работа на производственной площадке», «доставка вахтовых бригад» и др.;
виды услуг: внутреннее перемещение, погрузо-разгрузочные работы, доставка бензовозом дизельного топлива для заправки транспортных средств на объектах заказчика, завоз питьевой воды в период устранения аварии на сетях, автомобильные перевозки крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, мобилизация и демобилизация мобильных буровых установок и бригадного хозяйства с одной площадки на другую, организация дежурного транспорта и т. д.
Заказчики услуг осуществляли различные виды деятельности, например:
выполнение общестроительных и земляных работ, разборку и снос зданий;
строительство, капитальный ремонт зданий и сооружений, монолитные, кровельные, фасадные работы, работы по благоустройству территорий, монтажу наружных и внутренних инженерных сетей;
строительство и содержание дорог;
монтаж, ремонт и демонтаж буровых вышек;
обеспечение населения холодным водоснабжением и отоплением и др.
Классификация деятельности налогоплательщика
Итак, предметом договоров было не только осуществление автомобильных перевозок грузов, но и обеспечение заказчиков спецтехникой для выполнения технологических операций и обслуживания технологических процессов, а также предоставление механизмов для погрузочно-разгрузочных и монтажных услуг. Причем эти виды работ и услуг не только были согласованы сторонами на бумаге, но и фактически выполнялись и оказывались, о чем свидетельствовали имеющиеся у ИП документы.
Эти обстоятельства позволили судьям сделать следующие выводы:
спорные договоры являются смешанными, предполагают оказание комплекса услуг, необходимых для организации производственного процесса контрагентов, и заключаются в предоставлении во временное пользование за плату транспортных средств, технологического транспорта и специальной техники;
возникшие между сторонами данных договоров правоотношения обладают сравнительно боґльшим объемом содержания обязательств, нежели отношения, возникающие между сторонами по договору об оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов.
Мнение судей: предприниматель осуществлял полное и непрерывное обеспечение деятельности производственных баз заказчиков. Специальные транспортные средства были задействованы при выполнении работ на объектах заказчиков и в течение рабочего дня находились на данных объектах.
в спорных договорах отсутствуют существенные условия договора перевозки, в частности, не указаны наименование перевозимого груза, пункт назначения, сроки доставки;
в спорных договорах содержится существенное условие договора аренды транспортного средства – определено конкретное имущество (транспортные средства, марка, государственный номер), подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, установлена обязанность исполнителя в соответствии с заявками заказчика подавать исправный транспорт в состоянии, пригодном для транспортного обслуживания, заправленный ГСМ, с обученным и проинструктированным персоналом;
транспортные накладные не оформлялись, ИП груз к перевозке не принимал и не передавал его грузополучателю, груз развозился непосредственно на основании распоряжений и под контролем контрагента;
стоимость предоставляемых транспортных услуг рассчитывалась исходя из количества времени, в течение которого транспорт находился в пользовании заказчика, согласно тарифам на транспортные услуги за один машино-час.
При таких обстоятельствах режим в виде ЕНВД не может применяться, поскольку соответствующие договоры предполагают предоставление услуг, доходы от оказания которых подлежат налогообложению по иным режимам налогообложения (например, погрузочно-разгрузочные работы, расчистка подъездных путей и другие услуги (работы), которые могут выполняться самостоятельно по отдельным договорам).
Дополнительно в постановлении отмечается:
определение понятия специальной (специализированной) техники дано в п. 6 ТР ТС 018/2011. Так, под специализированным транспортным средством понимается транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродуктов, пищевых жидкостей, сжиженных углеводородных газов, пищевых продуктов). Специальными транспортными средствами считаются транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, автоэвакуаторы и т. д.);
машины, имеющие производственное назначение и используемые непосредственно по назначению, в частности при строительных работах, не могут являться предметом договора перевозки грузов по смыслу ст. 785 ГК РФ, так как их функция перемещения в пространстве, являясь технически необходимой, с точки зрения целевого использования такого средства носит вспомогательный характер по отношению к основной строительной деятельности.
Подведем итог
Не любые перевозки грузов и людей можно перевести на уплату ЕНВД. Под действие этого спецрежима подпадает деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов транспортными средствами, зарегистрированными в органах ГИБДД в качестве автомобильного транспорта, на основании договоров перевозки грузов.
Взаимоотношения сторон по таким договорам регулируются нормами гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а также Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.
При проведении налоговых проверок инспекторы внимательно изучают условия договоров и содержание «первички».
Транспортная накладная – обязательный перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. В оформлении транспортной накладной заинтересованы обе стороны: заказчику услуг она позволяет учесть расходы (Письмо Минфина России от 15.10.2018 № 03-03-06/1/73696), исполнителю – доказать правомерность применения «вмененки».
В случае наличия у налогоплательщика разных видов техники целесообразно рассмотреть возможность совмещения двух спецрежимов – УСНО и ЕНВД.
ЕНВД: не путать организацию перевозки с перевозкой
Как показывает практика, в отдельных случаях систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД налогоплательщики применяют при оказании услуг по организации перевозки грузов, то есть транспортно-экспедиционных услуг (либо на этом настаивает налоговая инспекция: оказываются услуги по организации перевозки, а не перевозка). А оказание транспортно-экспедиционных услуг согласно Налоговому кодексу под уплату ЕНВД не подпадает. Рассмотрим на конкретных примерах из арбитражной практики, когда применение системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД ставится под сомнение, поскольку налоговая инспекция настаивает на оказании услуг экспедиции, а не перевозки, и чем заканчиваются такие споры. По налоговым периодам до 01.01.2013 возможна и обратная ситуация, так как тогда уплата ЕНВД не была добровольной.
На основании пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ в список “вмененных” видов деятельности попало оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания подобных услуг. Таким образом, на уплату ЕНВД может быть переведена деятельность, заключающаяся в осуществлении перевозки пассажиров и грузов.
Договор перевозки груза
Перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату
Пункт 1 ст. 785 ГК РФ
Договор перевозки пассажира
Перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа
Пункт 1 ст. 786 ГК РФ
Договор транспортной экспедиции
Одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, например таких услуг, как:
- организация перевозки груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом;
- заключение экспедитором от имени клиента или своего имени договора перевозки груза;
- обеспечение отправки и получения груза.
При этом обязанности экспедитора могут исполняться непосредственно перевозчиком
Пункты 1, 2 ст. 801 ГК РФ
Помимо предмета (сущности) договора, еще одно важное отличие перевозки от транспортной экспедиции – это разная мера ответственности, которую несут перевозчики и экспедитор в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по соответствующему договору (см., в частности, ст. ст. 793 и 803 ГК РФ).
Перевозка или транспортная экспедиция
Для того чтобы определить, какие именно услуги фактически были оказаны, в первую очередь нужно изучить документы по сделке.
В деле N А82-12833/2012 судьи рассмотрели случай, когда налоговая инспекция посчитала, что налогоплательщик (общество) осуществлял деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, которая не подпадает под систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД. Прямо противоположная ситуация – дело N А72-11408/2012: налоговый орган решил, что предприниматель должен был исчислять и уплачивать ЕНВД, поскольку вел деятельность по перевозке грузов, а не по оказанию транспортно-экспедиционных услуг. В обоих случаях судьи поддержали налогоплательщика.
Так, исследовав представленные в материалы дела N А82-12833/2012 доказательства (договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ (услуг), международные товарно-транспортные накладные (CMR), протоколы допроса и др.), суды пришли к выводу, что общество фактически оказывало своим контрагентам услуги по перевозке грузов. Доказательств, позволяющих квалифицировать спорные перевозки как транспортно-экспедиционную деятельность, налоговый орган не представил. А вот допрошенные в качестве свидетелей водители общества указали, что они осуществляли международные перевозки, ездили одни, без сопровождения, на транспортных средствах, принадлежащих налогоплательщику, документы на перевозку груза получали у грузоотправителей, самостоятельно их не оформляли (Постановление ФАС ВВО от 30.12.2013 N Ф01-12504/2013).
Что касается ИП, он заключал договоры о предоставлении экспедиционных услуг, согласно условиям которых взял на себя обязательство оказывать транспортно-экспедиционные услуги по перевозке грузов. При этом в актах выполненных работ (услуг), счетах-фактурах, платежных документах в графах “Наименование работ (услуг)”, “Назначение платежа” были указаны транспортно-экспедиционные услуги. С учетом анализа документов суды пришли к выводу, что предприниматель фактически оказывал транспортно-экспедиционные услуги (Постановление ФАС ПО от 27.08.2013 N Ф06-7429/2013).
Привлечение к исполнению договора перевозки физических лиц
Данный факт налоговая инспекция может расценить как характеристику оказания посреднических услуг. Так, предметом рассмотрения в деле N А33-13117/2014 стала такая ситуация. Индивидуальным предпринимателем (исполнителем) с обществами (заказчиками) были заключены договоры на перевозку грузов. Для исполнения обязательств по этим договорам ИП привлек физических лиц, заключив с ними договоры аренды (физические лица выступили в роли арендодателей транспортных средств, некоторые из которых впоследствии были у них выкуплены) и подряда по оказанию услуг по перевозке грунта транспортом и его технической эксплуатации.
Налоговая инспекция посчитала, что ИП не осуществлял деятельность по перевозке, а оказывал транспортно-экспедиционные услуги, по сути выступая посредником при организации перевозок.
Судьи дали другую оценку. Представленные в материалы дела договоры аренды и подряда, заключенные предпринимателем с физическими лицами, не свидетельствуют о том, что данные лица были привлечены для выполнения работ и выполняли их от своего имени. Оказание предпринимателем транспортных услуг обществам путем привлечения физических лиц к оказанию услуг, в том числе заключение с ними договоров аренды и подряда, не противоречило существу деятельности, подлежащей обложению ЕНВД. Действия предпринимателя по заключению договоров соответствуют тем расходам, которые предполагаются при определении размера вмененного дохода в отношении оказания транспортных услуг (Постановление АС ВСО от 09.12.2015 N Ф02-6602/2015).
Экспедиторы в штате перевозчика
В деле N А78-11511/2013 налоговая инспекция также решила, что ИП фактически осуществлял предпринимательскую деятельность по организации выполнения транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов. Данный вывод был сделан на основе анализа протоколов допросов работников, а также трудовых договоров работников предпринимателя (водителей, грузчиков, экспедиторов, логистов, операторов). Как оказалось, у ИП имелся штат работников, в число которых входили:
- экспедиторы, которые с момента принятия товара к перевозке и до момента его передачи покупателю несли ответственность за сохранность груза;
- начальник транспортно-складской логистики, распределяющий машины и назначающий людей для выполнения транспортно-экспедиционных услуг;
- логист, который работал с торговыми представителями заказчиков, вел клиентскую базу, формировал отчеты по движению товара;
- операторы, формирующие на основе заказов (заявок) калькуляцию по услугам и передающие пакеты документов (счета-фактуры, товарные накладные) экспедиторам.
Судьи выяснили, что налогоплательщик осуществлял перевозку продуктов питания собственным автомобильным транспортом. Подтверждением этого стали представленные в материалы дела документы: товарно-транспортные накладные, маршрутные листы, заявки (заказы), акты оказанных услуг, калькуляции (в суммовом выражении соответствующие данным актов оказанных услуг), паспорта транспортных средств, трудовые договоры. В ходе осуществления обозначенной деятельности были задействованы только штатные работники предпринимателя, третьи лица не привлекались, факт осуществления перевозок налоговым органом не опровергнут, доказательств предоставления дополнительных услуг, непосредственно не связанных с перевозочным процессом, контролирующим органом также не приведено.
В итоге арбитры решили: сама по себе организация предпринимателем деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке груза не свидетельствует об осуществлении им транспортно-экспедиционной деятельности, регулируемой гл. 41 ГК РФ. Следовательно, ИП правомерно в отношении доходов, полученных от оказания услуг по перевозке груза, применял специальный режим налогообложения в виде уплаты ЕНВД (Постановление от 08.04.2015 N Ф02-1240/2015).
Привлечение к перевозке ТС других перевозчиков
Данный факт не исключает возможность применения системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД в том случае, когда последствия неисполнения принятых на себя обязательств перед заказчиком несет организация (ИП), заключившая договор перевозки, а не третьи лица – привлекаемые ею другие перевозчики. Именно такой вывод сформулирован в Постановлении АС УО от 27.05.2015 N Ф09-2713/15 по делу N А50-14056/2014.
Аналогичный вывод, по сути, применен и в Постановлении АС ЗСО от 31.10.2014 N Ф04-10585/2014 по делу N А03-21219/2013. Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик в проверяемый период осуществлял деятельность по организации перевозок грузов, не подпадающую под систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД, так как для осуществления деятельности по перевозке грузов привлекал транспортные средства, принадлежащие иным перевозчикам. Судьи же пришли к выводу об осуществлении предпринимателем перевозки грузов, исходя из следующего:
- коммерсант не отрицал, что привлекал к перевозке автомобили других перевозчиков, но необходимость привлечения была обусловлена поломкой его автомобилей либо занятостью автомобилей в других рейсах;
- предприниматель заключал договоры аренды транспортных средств с экипажем;
- свидетели подтвердили, что транспортные услуги оказывались именно им, он же выдавал доверенности на водителей;
- в товарно-транспортных накладных перевозчиком указан предприниматель;
- свидетель подтвердил факт заключения с ИП договоров на аренду транспортных средств с экипажем, а также получения денежных средств от него по данному договору.
Транспортную экспедицию нельзя просто переименовать в перевозку
Такая попытка была предпринята в деле N А53-22983/2013. Предпринимателем и обществом были заключены договоры на оказание транспортно-экспедиционных услуг при перевозке груза в междугородном автомобильном сообщении. По условиям этих договоров предприниматель (экспедитор) обязался предоставить обществу (клиенту) услуги по перевозке грузов и обеспечению условий перевозки. Судьи посчитали, что указанные договоры содержат существенные признаки договора транспортной экспедиции, а не договора перевозки. Представленные в материалах дела акты выполненных работ однозначно свидетельствуют об оказании экспедиторских услуг, то есть услуг, связанных с перевозкой грузов, но непосредственно самой перевозкой не являющихся.
А вот дополнительные соглашения, из которых следовало, что договоры на оказание транспортно-экспедиционных услуг изменяются на договоры перевозки, характер оказанных услуг не изменили. Предприниматель не имел возможности оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов, которые, как следует из представленных товарно-транспортных накладных, фактически оказывал другой коммерсант на автотранспортном средстве, принадлежащем ему на праве собственности.
Итог таков: предприниматель является плательщиком налогов по общей системе налогообложения, ведь оказание транспортно-экспедиционных услуг под уплату ЕНВД не подпадает (Постановление АС СКО от 30.03.2015 N Ф08-1344/2015).
Существенные признаки договора транспортной экспедиции, а не договора перевозки были обнаружены и в договорах, изученных в рамках рассмотрения дела N А78-7493/2012. В соответствии с представленными договорами предпринимателем оказывались услуги по терминальной обработке вагонов и экспедиторские услуги, то есть услуги, связанные с перевозкой грузов, но непосредственно самой перевозкой не являющиеся. Данные обстоятельства подтверждаются буквальным толкованием текстов заключенных договоров, сведениями выставленных контрагентами счетов и актов выполненных работ (услуг), подписанных сторонами договоров, а также грузовыми накладными, товарно-транспортными накладными, экспедиторскими расписками, дорожными ведомостями.
Также судами было установлено, что договоры перевозки с контрагентами предприниматель не заключал, кроме того, не представляется возможным выделить соответствующую стоимость перевозки товаров транспортом предпринимателя по представленным в материалы дела документам.
При таких обстоятельствах деятельность, осуществлявшаяся предпринимателем в проверяемые периоды, подлежала налогообложению по общей системе, специальный налоговый режим в виде уплаты ЕНВД применялся безосновательно (Постановление ФАС ВСО от 25.06.2013 N Ф02-2452/2013, в передаче которого в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 22.10.2013 N ВАС-14314/13).
А вот в деле N А50-6033/2013 предметом изучения стала прямо противоположная ситуация. Обществом был заключен и исполнялся договор перевозки грузов, к которому были оформлены дополнительные соглашения, одно из которых предусматривало оказание услуг по перевозке и экспедированию грузов заказчика, а другое – организацию комплекса услуг, связанных с транспортно-экспедиционным обслуживанием грузов заказчика. Однако доказательств выполнения либо организации в качестве экспедитора операций и услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе в интересах клиентов, путем привлечения третьих лиц в качестве непосредственных перевозчиков, а также включения в стоимость перевозки вознаграждения за услуги экспедитора общество не представило. В итоге суды сочли, что, несмотря на исправления в первичных документах услуг по перевозке грузов на транспортно-экспедиционные услуги, налоговым органом доказано фактическое осуществление обществом деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов (торфа), которая подпадает под обложение ЕНВД (Постановление ФАС УО от 11.12.2013 N Ф09-13598/13).
Перевозка грузов + организация грузоперевозок
В деле N А03-395/2013 судьи выяснили, что предприниматель в проверяемый период наряду с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов также занимался организацией грузоперевозок. Если быть точнее, ИП по заявкам различных организаций часть грузоперевозок осуществлял самостоятельно, а для выполнения части заявок на перевозку грузов привлекал сторонних индивидуальных предпринимателей и физических лиц, то есть являлся посредником между заказчиком и исполнителем услуг по перевозке грузов. При этом если в отношении первого вида деятельности ИП был вправе применять специальный режим налогообложения в виде уплаты ЕНВД, то по второму – подлежал переводу на общую систему налогообложения.
Однако налоги в соответствии с общим режимом налогообложения ИП начислены не были, так как при проведении в отношении предпринимателя мероприятий налогового контроля налоговый орган не принял предусмотренных законом мер по определению достоверных налоговых обязательств налогоплательщика. Налоговый орган должен был правильно рассчитать объем налоговых обязательств налогоплательщика, применив положения пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, чего он не сделал (Постановление ФАС ЗСО от 04.06.2014 N Ф04-4150/2014), как это случилось в деле N А51-21291/2012 (см. Постановление ФАС ДВО от 28.06.2013 N Ф03-2306/2013).
При оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов система налогообложения в виде уплаты ЕНВД применяться может, а вот при оказании услуг по организации таких перевозок, то есть транспортно-экспедиционных услуг, – нет. Значит, в случае применения указанного специального налогового режима нужно быть готовым подтвердить документально факт оказания именно услуг по перевозке. Как это в соответствующих случаях сделать, поможет опыт других налогоплательщиков.
Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. –> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.
Особенности перевозки грузов и пассажиров на арендованном транспорте для ООО на ЕНВД
ООО работает на ЕНВД и берет в аренду автомобили с экипажем для перевозки грузов.
Вопрос
Можно ли для нашей организации (ЕНВД) для перевозки грузов использовать автомобили, которые берем в аренду с ЭКИПАЖЕМ?
Ответ специалиста
Нередко на практике организации и предприниматели не разделяют предметов договора аренды и договора перевозки грузов (пассажиров). В связи с этим у них возникает вопрос о возможности применения ЕНВД в отношении деятельности по передаче транспортных средств в аренду с экипажем.
Отметим, что в силу налогового и гражданского законодательства в отношении деятельности по передаче в аренду транспортных средств с экипажем ЕНВД не применяется. Из положений гл. 34 ГК РФ видно, что в рамках названной деятельности между сторонами договора возникают арендные отношения. Следовательно, такая деятельность является самостоятельной и не относится к услугам по перевозке пассажиров и грузов ( п. 1 ст. 11 , пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, ст. ст. 785 , 786 ГК РФ).
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по ЕНВД
ДЛЯ ОКАЗАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НУЖЕН ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ИЛИ ГРУЗОВ
Глава 26.3 НК РФ не содержит понятия “услуги по перевозке пассажиров и грузов”.
Между тем на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к положениям Гражданского кодекса РФ о договоре перевозки (гл. 40 ГК РФ).
Так, согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ на основании данного договора осуществляется перевозка грузов, пассажиров и багажа.
Для целей налогообложения Минфин России рекомендует использовать понятие “автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов” в значении, применяемом гражданским законодательством (Письмо Минфина России от 09.06.2017 N 03-11-11/36298).
Иными словами, вы можете применять ЕНВД при оказании услуг по автоперевозке пассажиров и грузов, если вы работаете по договорам перевозки.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю. А отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 ГК РФ).
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить за проезд и провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ).
Если же вы оказываете услуги по договорам, которые не соответствуют указанным признакам договора перевозки пассажиров или грузов (гл. 40 ГК РФ), то нельзя признать, что ваши услуги оказаны в рамках “вмененного” вида предпринимательской деятельности – оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Следовательно, такая деятельность не переводится на ЕНВД (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.06.2017 N Ф03-1645/2017).
При решении вопроса о правомерности применения ЕНВД судьи прежде всего обращают внимание на наличие договора перевозки в его гражданско-правовом смысле, а также документов, подтверждающих фактическое выполнение автотранспортных услуг. В частности, к ним могут относиться акты об оказании услуг и документы об их оплате. По мнению судей, при наличии договора перевозки и указанных документов отсутствие товарно-транспортных накладных, планов и заявок значения не имеет (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.02.2016 N Ф01-6063/2015).
Вместе с тем единый налог не применяется при перевозке, которая осуществляется при исполнении договоров подряда или оказания услуг. Так, Арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 24.08.2016 N Ф03-3863/2016 указал следующее. Использование налогоплательщиком транспорта не предусматривало перемещения вверенного груза в указанный заказчиком пункт назначения. Перевозка груза носила вспомогательный характер по отношению к основной строительной деятельности заказчика и не обладала признаками самостоятельной деятельности, поэтому такая перевозка не может относиться к перевозке грузов и пассажиров в смысле гл. 40 ГК РФ. Она квалифицируется как оказание возмездных услуг по предоставлению спецтранспорта и не облагается ЕНВД.
О возможности применения ЕНВД при оказании отдельных видов услуг с использованием транспортных средств вы можете узнать в разд. 10.4 “Применение ЕНВД при оказании отдельных услуг с использованием транспортных средств”.
Для автоперевозок пассажиров или грузов нужно иметь собственные или арендованные транспортные средства
Для применения ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров или грузов вам нужно иметь на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Это значит, что ЕНВД не облагается деятельность тех налогоплательщиков, которые заключают договоры перевозки и для оказания автотранспортных услуг используют третьих лиц.
Например, индивидуальный предприниматель оказывает физическим лицам услуги по перевозке мебели и других предметов домашнего обихода. Однако сам предприниматель транспортных средств не имеет. Для исполнения заключенных договоров он привлекает транспортные организации, которые и осуществляют перевозки. В данном случае деятельность предпринимателя не является автотранспортными услугами в смысле пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и на ЕНВД не переводится.
В подобных случаях перевозку фактически осуществляет другая организация (индивидуальный предприниматель), которая использует для этого свои транспортные средства и водителей. К этому же выводу пришел ФАС Волго-Вятского округа в Постановлениях от 03.09.2009 N А29-9538/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 22.12.2009 N ВАС-16740/09), от 02.06.2008 N А29-6550/2007.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по ЕНВД
Предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов, осуществляемая с использованием не более 20 единиц автотранспортных средств, часть из которых арендована по договорам аренды транспортного средства с экипажем (или без экипажа), заключенным с физическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, при условии соблюдения ограничений, установленных главой 26.3 Кодекса и главой 40 ГК РФ, подпадает под применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Делаем вывод, что применять ЕНВД при перевозке грузов арендованными автомобилями с экипажем, можно, при условии правильности заключения договора перевозки и соблюдением ограничений установленных главой 26.3 Кодекса и главой 40 ГК РФ.
Подборка документов
Статья: Единый налог на вмененный доход. Арбитраж от 14.11.2018 (“Малая бухгалтерия”, 2018, N 7)
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в январе 2019 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).
Данная консультация прошла контроль качества:
Рецензент: Селезнева Ирина Ахматясавиевна, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
Перевозка грузов не всегда подпадает под ЕНВД
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность ИП применяет системы налогообложения ЕНВД и УСН. Основной вид деятельности – грузоперевозки на ЕНВД. Для выполнения крупного заказа планируется привлечь дополнительно транспорт с экипажем. С заказчиком заключен договор перевозки грузов, оплата будет произведена одним платежом по контракту с назначением “за перевозку груза”. Арендодатель также применяет специальный режим ЕНВД по грузоперевозкам. Какой необходимо заключить договор (договор аренды или договор на оказание транспортных услуг), чтобы не утратить право на ЕНВД?
ИП применяет системы налогообложения ЕНВД и УСН. Основной вид деятельности – грузоперевозки на ЕНВД. Для выполнения крупного заказа планируется привлечь дополнительно транспорт с экипажем. С заказчиком заключен договор перевозки грузов, оплата будет произведена одним платежом по контракту с назначением “за перевозку груза”. Арендодатель также применяет специальный режим ЕНВД по грузоперевозкам.
Какой необходимо заключить договор (договор аренды или договор на оказание транспортных услуг), чтобы не утратить право на ЕНВД?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, вариант оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов силами третьих лиц не самый выгодный вариант с точки зрения налоговой нагрузки. Оптимальным вариантом может являться договор аренды (с экипажем или без экипажа).
Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и п. 11.2.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 10.06.2004 N 1287 “Об утверждении положения о вопросах налогового регулирования в г. Чебоксары, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления” система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Таким образом, для целей применения ЕНВД следует учитывать только те транспортные средства, которые принадлежат налогоплательщику на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения).
Под иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) Минфин России подразумевает в числе прочего аренду автотранспортных средств. То есть при исчислении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов в число транспортных средств, имеющихся у налогоплательщика, включаются автотранспортные средства, полученные им по договорам аренды (субаренды) и лизинга (письма от 10.10.2012 N 03-11-06/3/69, от 20.09.2012 N 03-11-09/74). Так, по мнению финансистов, в целях применения гл. 26.3 НК РФ услуги по перевозке пассажиров и грузов при фактическом использовании арендованного транспортного средства, предоставляемые в рамках договора аренды транспортного средства с экипажем, рассматриваются как предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов, которая может быть переведена на ЕНВД (письма от 29.08.2011 N 03-11-11/219, от 05.07.2012 N 03-11-06/3/45)*(1).
В письмах Минфина России от 22.08.2018 N 03-11-11/59546, от 10.10.2012 N 03-11-06/3/69, от 27.06.2011 N 03-11-06/3/75, от 28.12.2010 N 03-11-06/3/173, от 28.12.2010 N 03-11-06/3/173 специалисты финансового ведомства отметили, что в главе 26.3 НК РФ не установлено ограничений для применения ЕНВД в случае привлечения организацией, оказывающей автотранспортные услуги по перевозке грузов, транспорта сторонних лиц для оказания данных услуг. При этом плательщиками ЕНВД при осуществлении деятельности в сфере оказания услуг по перевозке грузов с привлечением для этих целей транспорта субподрядчиков будут признаваться только те организации, с которыми заказчики заключают договор на перевозку. При этом в число транспортных средств при исчислении ЕНВД необходимо включать и автомашины субподрядчика. Некоторые суды соглашаются с таким подходом (постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.03.2016 N Ф08-944/2016, АС Уральского округа от 27.05.2015 N Ф09-2713/15).
В то же время у налоговых органов по данному вопросу иная точка зрения. Об этом свидетельствуют дела, рассматриваемые арбитражными судами. Позиция инспекторов заключается в том, что налогоплательщик, применяющий ЕНВД, должен оказывать именно услуги по перевозке, а не управлять процессом перевозки.
Так, в постановлении АС Московского округа от 08.10.2018 по делу N А41-91844/2017 судьи пришли к противоположному выводу. Деятельность по организации автотранспортных услуг по перевозке грузов не является автотранспортными услугами по перевозке грузов в целях применения пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. По мнению проверяющих, при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов с помощью третьих лиц (юридических и физических лиц) предприниматель не являлся реальным исполнителем. В связи с этим такая деятельность фактически сводилась к управлению процессом перевозки, и у предпринимателя отсутствовали правовые основания применять спецрежим в виде ЕНВД.
В постановлении ФАС Поволжского округа от 18.06.2013 N А65-22025/2012 суд выступил на стороне налоговых органов, согласившись с тем, что “предприниматель предоставлял услуги по обеспечению перевозок грузов, а не собственно автотранспортные услуги по перевозке грузов”.
В постановлении АС Дальневосточного округа от 10.08.2016 N Ф03-2409/2016 рассматривался вопрос доначисления ИП налога по УСН в связи с невключением в налоговую базу дохода от оказания услуг по перевозке грузов в рамках договоров субподряда (предприниматель применял ЕНВД по услугам по перевозке и УСН по прочим видам деятельности). По мнению суда, деятельность в виде оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов силами третьего лица, то есть посредством транспортных средств, не принадлежащих налогоплательщику на каком-либо праве, положениями гл. 26.3 НК РФ в целях применения специального налогового режима не предусмотрена. Судьи посчитали такую деятельность налогоплательщика не услугами по перевозке, а организацией процесса перевозок, заключающейся в ведении учета перевозок и осуществлении оперативного руководства работой автомобилей, принадлежащих иным лицам (ИП).
При этом Верховный Суд РФ в определении от 25.12.2017 N 302-КГ17-19445 поддержал позицию судов (постановление АС Восточно-Сибирского от 01.09.2017 N Ф02-3976/2017 по делу N А74-9092/2016) о том, что при определении возможности использования ЕНВД по автотранспортным услугам перевозки пассажиров и грузов в число транспортных средств включается весь имеющийся у налогоплательщика транспорт, в том числе находящийся на консервации, а также полученный от других лиц.
Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, при определении возможности применения ЕНВД в автотранспортных услугах главным является наличие соответствующего права на использование транспортных средств (своих или привлеченных), независимо от характера их использования и эксплуатационного состояния. В этом случае при определении транспортных средств для применения ЕНВД подлежат учету все транспортные средства, принадлежащие ИП, а также транспортные средства третьих лиц, привлеченных ИП для оказания указанных услуг.
Таким образом, позиция специалистов Минфина России и судей в ситуации, связанной с перевозкой грузов сторонними лицами на их собственном транспорте, представляется неоднозначной.
Учитывая, что в рассматриваемом случае вариант оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов силами третьих лиц не самый выгодный вариант с точки зрения налоговой нагрузки, оптимальным вариантом может являться договор аренды (с экипажем или без экипажа).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
– Энциклопедия решений. Количество транспортных средств и количество посадочных мест при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов при ЕНВД;
– Учет транспортных средств при применении ЕНВД (И. Русаков, журнал “Малая бухгалтерия”, N 1, январь-февраль 2018 г.);
– Договор аренды или перевозки: оформляем правильно (Е.С. Казаков, “Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 1, январь-февраль 2014 г.);
– Вопрос: ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения “доходы минус расходы”, использует арендованное транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, для оказания услуг по перевозке грузов юридическим и физическим лицам. Форма расчетов – только безналичная. Имеет ли право ИП применять систему налогообложения в виде ЕНВД? Применяется ли система налогообложения в виде ЕНВД в отношении транспортно-экспедиционных услуг, осуществляемых ИП? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2015 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Каратаева Татьяна
Ответ прошел контроль качества
9 августа 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) При этом не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и соответственно не переводится на ЕНВД деятельность по передаче в аренду транспортных средств (в том числе с экипажем) (письма Минфина России от 25.06.2013 N 03-11-11/24002, от 23.01.2012 N 03-11-11/9, от 27.06.2011 N 03-11-06/3/74, ФНС России от 07.11.2011 N ЕД-4-3/18523@, от 23.08.2010 N ШС-17-3/1040). Однако, как разъяснил Минфин России, передача в аренду автомобиля с экипажем может относиться к деятельности по оказанию автотранспортных услуг и попадать под систему налогообложения в виде ЕНВД, если услуги по перевозке пассажиров и (или) грузов (услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации) оказываются непосредственно арендодателем (письма от 03.06.2010 N 03-11-11/154, от 25.02.2010 N 03-11-11/33). Основным и существенным обстоятельством для разграничения правоотношений по аренде транспортного средства с экипажем и по перевозке груза является то, что при перевозке груза перевозчику передается груз, в то время как по договору аренды собственнику груза передается транспортное средство (постановление ФАС Уральского округа от 24.10.2013 N Ф09-11491/13).