Система административно-правовых норм

Система административного права: элементы и понятие

Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.

Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне.

Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).

Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.

Система административного права: элементы и понятие

Административное право, являясь частью правовой системы России, имеет собственную структуру, оригинальную систему, характеризующуюся непосредственной связью входящих в нее административно-правовых институтов (например, институт правового акта управления), подотраслей права (например, административно-деликтное, служебное право) и норм.

Необходимо различать систему административного права, т. е. совокупность институтов, подотраслей и норм административного права, и систему административного законодательства, представляющую собой совокупность действующих законодательных и иных нормативных актов, связанных между собой и регламентирующих соответствующие отношения в сфере публичного управления. Административное право и административное законодательство — неразрывные понятия; логика их взаимоотношений обусловливает дальнейшее совершенствование механизма административно-правового регулирования.

На протяжении многих десятилетий учеными предлагается примерно одинаковая система административного права, состоящая из двух частей — общей и особенной.

В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права. Общая часть включает главные структурные элементы общего административного права, например:

· понятие административного права;

· вопросы предмета, метода и системы административного права;

· административно-правовые нормы и отношения;

· наука административного права;

· субъекты административного права;

· административно-правовой статус гражданина, органов исполнительной власти, государственных служащих; правовые акты управления;

· административно-правовые методы реализации исполнительной власти и административное принуждение;

· административное правонарушение и административная ответственность;

· компетенция органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии с установившимся стандартом преподавания административного права в общую часть административного права также входят: институт административно-процессуальной деятельности (сущность и виды административного процесса, виды административно-процедурных производств, административная юрисдикция и производство по делам об административных правонарушениях); обеспечение законности в сфере реализации исполнительной власти; виды государственного контроля (президентский контроль, контроль законодательных (представительных) органов власти, контроль в системе исполнительной власти, судебный контроль); прокурорский надзор; административный надзор; административная юстиция; общественный контроль.

В системе общей части административного права целесообразно выделить четыре основных элемента:

· институты и нормы административного права, регламентирующие отношения в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления (организация и принципы управления, формы и методы управленческой деятельности, государственная служба, государственное управление в установленной сфере деятельности, управление в межотраслевых сферах, в социально-культурной области и экономической сфере;

· управление наукой, здравоохранением, образованием, транспортом, обороной, безопасностью, внутренними и внешними делами государства, статистикой, стандартизацией, сертификацией и т. д.), т. е. так называемое организационное административное право или институты и нормы, входящие в управленческое право;

READ
Как получить дубликат трудовой книжки при утере

· правовые нормы, регламентирующие процесс управления (управленческий процесс, управленческие процедуры, административное нормотворчество, принятие нормативных и индивидуальных правовых актов);

· нормы, устанавливающие порядок судебной зашиты прав и свобод граждан от действий и решений публичного управления (административная юстиция или административное судопроизводство);

· институты и нормы административно-деликтного права, которые регулируют виды, меры административного принуждения и порядок их применения; определяют органы и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях; устанавливают принципы производства по делам об административных правонарушениях.

Особенная часть включает главы о системе государственного управления в трех важнейших сферах: управление экономической сферой, управление социально-культурной сферой, управление административно-политической сферой.

В особенной части административного права рассматриваются организация государственного управления, вопросы соотношения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области организации государственного управления; понятие регионального управления; межотраслевое государственное управление и его организационные формы; соотношение государственного управления и государственного регулирования; воздействие проводимой в России административной реформы на формирование системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

Часть отрасли административного права, которая состоит из норм, воздействующих на определенный вид однородных общественных отношений, называется административно-правовым институтом. Данный институт представляет собой совокупность норм, по объему и масштабу действия сравнительно меньшую, чем отрасль права. Институты административного права могут быть:

· отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (институт административной ответственности);

· материальными (институт административно-правовых форм управления) и процедурными (институт прохождения государственной службы, производства по делам об административных правонарушениях);

· регулятивными (институт государственной службы) и охранительными (институт административного принуждения);

· простыми (институт аттестации государственных служащих) и сложными (институт государственной службы, институт юридической ответственности должностных лиц).

Административное право может быть материальным (устанавливающим основные положения, административно-правовой статус субъектов управления и административного права, а также права, обязанности, запреты, ограничения, ответственность) и процессуальным (регламентирующим порядок реализации материальных норм административного права).

Административное право подразделяется также на внешнее и внутреннее. Внешнее административное право регулирует отношения (правоотношения) между управляющим государством (органами управления, учреждениями), с одной стороны, и гражданами, организациями — с другой. Внешнее административное право — это наиболее важная часть административного права, включающая такие институты, как институт административного акта, институт административного договора, институт государственной службы, институт административной ответственности, институт принуждения, применяемого в отношении физических или юридических лиц.

Внутреннее административное право регулирует правоотношения между государством, его органами и структурными подразделениями. В рамках этого права также осуществляется управленческая деятельность, принимаются акты управления, реализуется правовой статус данных субъектов, однако они не вступают в отношения внешнего характера

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 4021 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Административное право

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Административное право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • Система административного права, понятие и предмет
  • Административно-правовые нормы
  • История развития административного права в России
  • Административное право в системе права Российской Федерации

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Система административного права, понятие и предмет

Административное право — это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти; это система правил поведения (норм), установленных государством для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, исполнительной власти, административно-правового статуса гражданина и общественных организаций, способов контроля и ответственности в процессе осуществления данной власти. Функционирование данных норм обеспечивается государством.

Таким образом, административное право — это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.

Система административного права состоит из административного права внутреннего (деятельность госорганов) и внешнего (отношения между органами госвласти и гражданами); это целостная система тесно связанных между собой отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на одни и те же определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. В целом отрасль создает специфический — административно-правовой — режим регулирования, строящийся на обязывании как способе правового регулирования.

Система административного права как отрасли права включает в себя:

— общую часть — нормы, охватывающие управление в целом: предмет; формы и методы; субъекты административного права; ответственность по административному праву; административный процесс;

READ
Счет-фактура на аванс: когда выписывается

— особенную часть — состоящую из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти: экономическая сфера; социально-культурная сфера; административно-политическая сфера.

В общую часть входят пять групп подотраслей — регулирующих:

1) административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

2) основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) законность деятельности исполнительной власти;

5) принуждение по административному праву.

Особенная часть административного права включает четыре подотрасли, объединяющие нормы — регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

3) ее социально-культурную деятельность;

4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Административное право — одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений; это самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг административного права группируются финансовое, земельное, экологическое право, то есть оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.

Предмет и метод административного права

Административное право — самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать) вплоть до его смерти (снова необходимо зарегистрировать).

Административное право является публичным.

Предмет административного права — это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти; данная отрасль права регулирует управленческие отношения.

Предметом административного права являются три группы отношений: 1) организационные управленческие в сфере реализации исполнительной власти (государственное управление); 2) внутриорганизационные на всех ступенях публичного управления (сфера государственной деятельности); 3) общегосударственные контрольно-организационные.

Признаки управленческих отношений:

1) управление рассматривается как функция всех систем, в том числе социальных;

2) управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе;

3) существуют два элемента — субъект и объект управления;

4) управление может быть внутрисистемным и внешнесистемным;

5) властные полномочия субъекта управления;

6) существует специальный субъект — орган государства, осуществляющий управленческую деятельность.

Предмет правового воздействия (что, какие отношения?) определяет специфику метода регулирования (как, каким образом регулируются общественные отношения?).

Главные признаки метода административного права:

— юридическое положение сторон: юридическое неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной стороны другой; оно может быть линейным («начальник — подчиненный») или функциональным («инспектор — контролируемый»);

— юридические факты: отношения в административном праве чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями;

— права и обязанности субъектов административных правоотношений: нормы точно определяют права и обязанности сторон;

— защита прав и интересов субъектов правоотношений: главным образом, права участников, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти; права и интересы могут также защищаться в судебном порядке.

Нормы административного права:

— устанавливают формы и методы государственного управления;

— регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

— определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления;

— регулируют общественные отношения в социально-политической, культурной и экономической сферах.

Особенности административного права

1. Как любая другая отрасль права, административное право является системой норм (а не их совокупностью).

2. Нормы административного права устанавливаются государством (правомочными органами).

3. Административное право регулирует лишь отношения, складывающиеся в сфере госуправления, осуществления исполнительной власти.

4. Нормы административного права обеспечиваются государством посредством двух способов обеспечения норм — убеждения и принуждения, основной из которых — убеждение (он включает много различных процессов и мероприятий). Принуждение — вспомогательный способ (в виде соответствующей юридической ответственности).

5. Объективно административное право — самая крупная отрасль права.

6. Административное право — наиболее динамичная, изменчивая отрасль права, поскольку управление направлено вперед. Это сильно затрудняет процесс кодификации; в административном праве невозможно создать единый кодекс.

7. Административное право — это составная часть системы российского права.

Задачи административного права как отрасли права:

— создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;

— обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;

Тема 10. Административные правонарушения и административная ответственность

10.1. Предмет и источники административного права

Административное право – это публичная отрасль российского права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления.

READ
Как считается рентабельность активов

Признаки административного права:

  • предмет регулирования – отношения, возникающие в связи реализации исполнительной власти, и обладает внутренней структурой;
  • метод правового регулирования – императивный, имеет нормативную базу.

Предмет административного права представляет собой систему общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами.

Виды отношений, представляющих предмет административных отношений

1) общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях;

2) внутригосударственные отношения, возникающие во всех государственных органах;

3) функционирование общегосударственного контроля;

4) деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;

5) общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления, а также общественных объединений, которым государство передало некоторые свои права государственно-властные полномочия.

Способы защиты административно-правовых отношений, т. е. создание и наличие определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. Основные способы защиты административно-правовых отношений: административный * , судебный * , договорно-согласительный * .

Источники административного права и его виды. Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления. Источники 1 административного права отличаются друг от друга не только по правовым свойствам, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и т. д.). Все формы источников административного права определяются внутренней структурой, характером, содержанием правовых норм.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права:

1) Российское законодательство,

2) международные договоры и соглашения,

3) действующие акты СССР и РСФСР,

4) Административные договоры.

Административное право связано с другими отраслями, огромно по своему объему, разнообразно и довольно непостоянно, поэтому его кодифицировать невозможно.

Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать.

Во-первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

Так, например, административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 2 . № 195-ФЗ (КоАП) с последующими редакциями и изменениями. Административный порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04. 1968 г. Таким образом, по существу кодифицирован только один институт – административные правонарушения. Существуют три формы (виды) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологическая систематизация.

Административное право – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных. А в целом отрасль создает специфический административно-правовой режим регулирования.

10.2. Административные правонарушения и административная ответственность

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).

Кроме КоАП РФ, административное правонарушение и ответственность закреплена в других федеральных законах, законах субъектов РФ.

Так, например, ст. 1.3 КоАП РФ определяет, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

К компетенции субъектов РФ относится установление административной ответственности за нарушение субъектов РФ, например Областной закон Ленинградской области от 02.07.03 № 47-оз (ред. 08.07.05) «Об административных правонарушениях», закон Санкт-Петербурга от 20.10.05 N 493-75 «Об административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за попустительство нахождению несовершеннолетних в игорных заведениях», закон Санкт-Петербурга от 12.01.04 № 793-2 (ред. от 06.04.05) «Об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на территории Санкт-Петербурга».

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

READ
Договор дарения дачи — бланк 2022 года

Признаки административного правонарушения в совокупности образуют сложный юридический состав.

1. Деяние – в форме действия или бездействия.

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение конкретного запрета, правила, стандарта. Бездействие – пассивное поведение, выражающее в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было бы и могло бы совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Например, непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации – ст. 15.19 КоАП РФ.

Действие – физическое воздействие на предметы внешнего мира и людей; воздействие – в форме жестов, слов.

2. Общественная опасность – деяние причиняет вред интересам личности, общества, государства. Единственным отличием административного правонарушения от преступления является степень общественной опасности.

3. Противоправность деяния – юридическое выражение признака общественной опасности, то есть деяние нарушает нормы, которые были доведены до всеобщего сведения, причем нормы не только административного, но и других отраслей права, например трудового, налогового.

4. Виновность деяния – деяние совершено умышленно 3 или по неосторожности 4 . Неосторожная вина может проявляться в двух формах: легкомыслия или небрежности. Административное правонарушение, совершенное по неосторожности, менее опасно по сравнению с правонарушением, совершенным умышленно. Ст. 2.1. КоАП РФ впервые введено понятие вины юридического лица.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

5. Административная наказуемость – за совершение деяния назначается административное наказание. Данный признак связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности (например, совершение повторного однородного административного правонарушения – является обстоятельством, отягчающим административную ответственность).

Юридическим составом административного правонарушения является установленная законом совокупность объективных и субъективных признаков (элементов), при наличии которых за совершенное общественное деяние физическому или юридическом лицу может быть назначено административное наказание.

Элементы состава административного правонарушения:

  • объект;
  • субъект;
  • объективная сторона;
  • субъективная сторона.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

В КоАП РФ выделены: общие, специальные и особые субъекты административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.3. КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Причем УК РФ предусматривает в некоторых случаях уголовную ответственность с 14 лет, т. е. законодательство дифференцирует административную ответственность за правонарушения, совершаемые физическими лицами вне связи с исполнением ими служебных обязанностей и должностными лицами. Понятие «должностное лицо» сейчас унифицировано для УК и КоАП РФ. Ст. 2.4 КоАП РФ дает такое толкование – лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Некоторые особенности административной ответственности установлены для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (ст. 2.5 – 2.6 КоАП РФ).

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. При этом физическое лицо должно представлять юридическое лицо, действовать от его имени. Законодательство устанавливает особый порядок применения административной ответственности юридического лица. Например, в случае его реорганизации – в форме слияния нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо и наступает ответственность независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ).

Также особенностями основания административной ответственности имеют родители и лица, их заменяющие. Например, при совершении мелкого хулиганства подростком от 14 до 16 лет на родителей могут налагать штрафы.

READ
Приказ о сокращении штата работников

Основания для освобождения правонарушителя от административной ответственности.

Малозначительность совершенного административного правонарушения

Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием

Совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Добровольное обращение в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Добровольная сдача приобретенных без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ (а также их аналогов)

Направляются согласия указанных лиц на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждения

Ст. 6.9. и ст. 6.8 КоАП

Законодательством предусмотрены также:

    Обстоятельства, исключающие административную ответственность:

1) крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ);

2) недостижение установленного законом возраста (ст. 2.3. КоАП РФ);

3) издание акта амнистии (п. 4. ст. 24..5 КоАП РФ.);

4) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п.8. ст. 24.5 КоАП РФ);

5) невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);

6) пропуск срока привлечения правонарушителя к административной ответственности;

7) совершение правонарушения определенными лицами (военнослужащими, сотрудниками ОВД и д.т.) – ст. 2.5. КоАП РФ;

8) отмена закона, установившего административную ответственность (п. 5 ст. 24.5 КоАП РФ)

Таким образом, можно определить основные цели и принципы административной ответственности.

Основные цели административной ответственности

Принципы административной ответственности

Воспитание правонарушителя в духе уважения законов

Предупреждение совершения новых (повторных правонарушений)

Ответственность за вину

Административное наказание правонарушителя

Равенство всех перед законом

Защита интересов личности, общества и государства

Индивидуализация мер ответственности

В связи с тем, что существует огромное многообразие административных проступков, единый критерий классификации не существует и можно выделить комплексный критерий.

  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
  • Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
  • Административные правонарушения в области охраны собственности.
  • Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
  • Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
  • Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Административные правонарушения на транспорте Административные правонарушения в области дорожного движения.
  • Административные правонарушения в области связи и информации.
  • Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
  • Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
  • Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
  • Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
  • Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
  • Административные правонарушения против порядка управления.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
  • Административные правонарушения в области воинского учета.

10.3. Виды административных наказаний

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания орган, налагающий взыскание, учитывает следующее:

  • характер совершенного правонарушения;
  • личность правонарушителя;
  • степень вины правонарушителя,
  • имущественное положение правонарушителя;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Кроме этого законодательством предусмотрены основные и дополнительные наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания.

Виды административных наказаний установлены ст. 3.2. КоАП РФ:

Применяются к физическим лицам

Устанавливается и применяться только в качестве основных административных наказаний

Система административного права: понятие, структура

У административного права, как и любой другой самостоятельной отрасли права Российской Федерации, имеется внутреннее строение, то есть оно включает в свою структуру относительно самостоятельные группы правовых норм, тесно связанные друг с другом. Система административного права достаточно сложна и по сравнению с остальными отраслями недостаточно развита. Это связано со сложностью самого предмета административного права. Поскольку деятельность административно-публичных органов, которые регулируются административно-правовыми нормами, реализуется во всех без исключения сферах функционирования страны и общества (политическая, экономическая, социально-культурная, правоохранительная). Существуют конкретные особенности административно-правового воздействия на появляющиеся в каждой из указанных сфер общественные взаимоотношения. Данные особенности закреплены нормами административного права, а потому оказывают воздействие и на строение норм, и на всю систему.

Под системой административного права подразумевается внутреннее строение данной отрасли права, разделение ее на относительно самостоятельные группы правовых норм, на которое влияет специфика предмета административно-правового регулирования.

Структура административного права

В настоящем административном законодательстве Российской Федерации система административного права явно не просматривается. Это происходит, так как нормы административного права не сосредоточены, как, к примеру, нормы гражданского либо уголовного права в едином кодифицированном нормативно-правовом акте, а раскиданы по разным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации и множеству подзаконных нормативно-правовых актов.

READ
Оформление земельного участка, приватизация

Административное право как отрасль права можно построить только теоретически, логически разделив большой массив действующих административно-правовых норм на конкретные части, связанные между собой.

Административно-правовая наука в системе административного права традиционно состоит из общей и особенной части, которые также подразделяются на административно-правовые институты либо другие системные образования. Вот какой подход мы использовали к содержанию общей и особенной частей административного права.

Общая часть административного права

Сюда входят правовые нормы, которые определяют наиболее общие, основополагающие начала правового регулирования в административно-правовой области (административно-распорядительная и административно-охранительная деятельность Российской Федерации).

Структура общей части административного права теоретически включает следующие группировки административно-правовых норм:

  1. Нормы, устанавливающие общие правовые начала (принципы) формирования административной (административно-распорядительной и административно-охранительной) деятельности публичной администрации (органов исполнительной ветви власти и органов местного управления). Эти нормы до сегодняшнего дня не систематизированы. Федерального закона, определяющего правовые начала административной деятельности органов исполнительной ветви власти и находящихся в их системе учреждений, на сегодняшний момент нет. Систему федеральных органов исполнительной ветви власти определяют указы Президента Российской Федерации. Правовой статус Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти регламентируется в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997-го года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Что касается особенностей правового статуса остальных федеральных органов исполнительной ветви власти, то они определены в положениях о соответствующих органах, которые утверждаются Президентом Российской Федерации либо Правительством Российской Федерации. Единственный закон, который можно отнести к общим, выступает Федеральный закон от 06 октября 1999-го, посвященном общим принципам организации законодательных/представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и определяющем правовые начала административной деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон, устанавливающий принципы построения как административной деятельности органов местного управления, так и включенных в их систему учреждений, – это Федеральный закон от 06 октября 2003-го года, посвященный общим началам организации местного управления в России.

  1. Нормы, устанавливающие принципы административно-правового статуса физ. лиц, то есть отражающие наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность граждан, иностранных граждан, а также лиц без гражданства в административно-правовой отрасли. Данные нормы также не систематизируются и, кроме Конституции Российской Федерации, есть в Федеральных законах: от 02 мая 2006-го г., посвященном порядку рассмотрения обращений граждан России; от 29 декабря 2012-го года, посвященном образованию в России; от 27 мая 2003-го года, посвященном системе государственной службы России; от 28 марта 1998-го года, посвященном воинской обязанности и военной службе; от 21 декабря 1994-го года, посвященном пожарной безопасности; от 30 марта 1999-го года, посвященном санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и пр.
  2. Нормы, устанавливающие основы административно-правового статуса организаций, то есть отражающие наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность организаций в административно-правовой отрасли. Эти нормы тоже раскиданы по различным законам и подзаконным нормативно-правовым актам вне какой-то системы. В число этих актов входят, в частности, Федеральный закон от 04 мая 2011-го года, посвященный лицензированию отдельных видов деятельности, от 21 июля 1997-го года, посвященный промышленной безопасности опасных производственных объектов, от 10 декабря 1995-го года, посвященный безопасности дорожного движения и пр.
  3. Нормы, устанавливающие принципы административно-правового статуса должностных лиц публичной администрации, куда также относятся государственные и муниципальные служащие. Нормы, определяющие правовые начала административно-правового статуса государственных и муниципальных служащих, по большому счету, систематизированы. Главные из них включены в Федеральные законы, посвященные системе государственной службы России); от 27 июля 2004-го года (посвящен государственной гражданской службе России); от 02 марта 2007-го года (посвящен муниципальной службе в России). Нормы, устанавливающие правовые начала административно-правового статуса остальных должностных лиц публичной администрации до сегодняшнего дня не систематизированы.
  4. Нормы, устанавливающие административно-правовые формы деятельности публичной администрации. Эти нормы определяют основания и порядок издания/принятия административно публичными органами нормативных и ненормативных правовых актов, совершения ими юридических действий, заключения административных договоров/соглашений. Они включены в разные нормативно-правовые акты, к примеру, в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», КоАП, Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996-го года касаемо порядка опубликования и вступления в силу актов Президента России, Правительства России и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной ветви власти. К несчастью, до сегодняшнего дня не подготовлен и не принят общий федеральный закон, устанавливающий основания и порядок издания/принятия, введения в действие и прекращение действия правовых актов органов исполнительной ветви власти.
  5. Нормы, устанавливающие административно-правовые методы деятельности административно публичных органов, включая основания и порядок применения к физ. и юр. лицам мер административного ограничения и принуждения. Эти нормы раскиданы по разным законам и подзаконным нормативно-правовым актам, определяющим, в частности, вопросы госконтроля и надзора, обеспечения общественной и госбезопасности, охраны общественного порядка. Исключением является только КоАП, систематизирующий нормы, устанавливающие основания и порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных нарушениях и мер административной ответственности (административных наказаний).
  6. Нормы, определяющие административный процесс, включая нормы-принципы административного производства, нормы, устанавливающие административные процедуры деятельности административно-публичных органов. Данные нормы на сегодняшний день есть в отдельных федеральных законах и подзаконных нормативно-правовых актах, которые определяют принципы административного производства по вопросам об административных правовых нарушениях, а также административные процедуры разрешения некоторых категорий административных дел. В число данных нормативно-правовых актов входит, к примеру, КоАП, Федеральные законы от 26 июля 2006-го года, посвященные защите конкуренции; порядку рассмотрения обращений российских граждан; разнообразные административные регламенты федеральных органов исполнительной ветви власти.

Как мы отметили выше, все приведенные группы административно-правовых норм, входящие в общую часть административного права, выделяются условно, так как в настоящем законодательстве они обычно не обособляются и содержатся в разных нормативно-правовых актах, при этом часто совместно с нормами особенной части административного права.

Особенная часть административного права

Сюда включены правовые нормы, которые регулируют особенности деятельности административно-публичных органов, а также порядок публичного взаимодействия физических лиц и/или организаций (административно-публичный порядок) в разнообразных сферах функционирования страны и общества. На данные особенности влияет специфика регулируемых общественных взаимоотношений.

Структура особенной части административного права зависимо от сферы деятельности страны и общества, регулируемой нормами административного права, включает группы этих норм, которые образуют соответствующие подотрасли административного права:

  • нормы, которые регулируют деятельность административно-публичных органов и административно публичный порядок в экономической сфере (промышленность, торговля, с/х, транспорт и связь, строительство, ЖКХ, природопользование). Совокупность этих норм административного права обобщенно можно назвать «административно-экономическое право»;
  • нормы, которые регулируют деятельность административно публичных органов и административно публичный порядок в финансовой сфере (бюджет, налогообложение, денежное обращение, валютные операции, финансовые рынки, соцстрах, банковские операции). Совокупность данных норм административного права обобщенно можно назвать «административно-финансовое право»:
  • нормы, которые регулируют деятельность административно публичных органов и административно публичный порядок в социальной и культурной сферах (труд и социальная защита населения, здравоохранение, образование, наука, культура, физкультура и спорт, туризм, молодежная политика). Совокупность этих норм административного права обобщенно можно назвать «административно-социальное право»;
  • нормы, которые регулируют деятельность административно публичных органов и административно публичный порядок в сфере обороны и функционирования вооруженных сил, других войск и воинских образований. Совокупность этих норм административного права обобщенно можно назвать «военно-административное право»;
  • нормы, которые регулируют деятельность административно публичных органов и административно публичный порядок в сфере обеспечения госбезопасности, то есть защищенности конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны от внутренних и внешних угроз. Совокупность этих норм административного права обобщенно можно назвать «право государственной безопасности»;
  • нормы, которые регулируют деятельность административно публичных органов и административно публичный порядок в сфере обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью, работы судебной власти и других правоохранительных органов. Совокупность этих норм административного права обобщенно можно назвать «административно-охранительное право»;
  • нормы, которые регулируют деятельность административно публичных органов и административно публичный порядок в сфере иностранных дел, то есть в сфере внешних отношений России с иностранными территориями, международными и иностранными компаниями. Совокупность данных норм административного права обобщенно можно назвать «административно-иностранное право».

Перечисленные группы норм административного права, которые составляют особенную часть административного права обычно сосредоточены в отдельных федеральных законах и подзаконных нормативно-правовых актах, определяющих общественные взаимоотношения в соответствующей сфере деятельности страны и общества.

В структуре указанных подотраслей особенной части административного права присутствуют соответствующие административно правовые институты.

К примеру, структура административно-экономического права включает такие институты, как административно промышленное, административно торговое, административно транспортное, административно сельскохозяйственное, административно градостроительное право, административное право связи. Структура административно охранительного права включает такие институты, как полицейское, административно исполнительное, административно юстиционное право.

Четко построенная система административного права, по нашему мнению, может быть выстроена только на базе соответствующей системы административного законодательства Российской Федерации, которая на сегодняшний день отсутствует. В систему отечественного административного законодательства, как нам кажется, должны входить следующие уровни нормативно-правового регулирования:

  • административный кодекс России, включающий наиболее общие административно-правовые нормы, регулирующие, в частности, принципы построения и функционирования системы административных органов, включая органы исполнительной власти, классические правовые формы и методики их функционирования, основы административно правового статуса индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Мы не разделяем присутствующее в науке административного права скептическое отношение к возможности подготовки, а также принятия административного кодекса Российской Федерации. В виду многообразия регулируемых этим правом отношений вполне вероятно подготовить и принять федеральный кодифицированный закон, устанавливающий правовые принципы организации и функционирования исполнительной власти, общие формы и методики их деятельности, принципы административно-правового статуса физ. и юр. лиц;
  • федеральные законы, включая кодифицированные и подзаконные нормативно-правовые акты, которые принимаются на основании административного кодекса Российской Федерации и включающие специальные административно-правовые нормы, определяющие принципы построения и работы определенных институтов общей части административного права (законы о госслужбе, административных процедурах, административной ответственности и т.д.);
  • федеральные законы, включая кодифицированные и подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые на основании административного кодекса Российской Федерации и прочих общеадминистративных федеральных законов, которые содержат специальные административно-правовые нормы, устанавливающие особенности функционирования административно публичных органов и административно публичного порядка в отдельных областях функционирования страны и общества (законодательные основы о государственной промышленной политике, законодательные основы о финансах, сельскохозяйственный, природоохранительный, транспортный, образовательный кодекс, законодательные основы об охране здоровья граждан, законодательные основы о культуре, полицейский кодекс и т.д.).

На основании приведенных выше федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, составляющих остов федерального административного законодательства, субъекты Российской Федерации имеют право в пределах собственного ведения принимать/издавать законы и подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы деятельности организуемых ими административно публичных органов и административно публичный порядок на собственной территории.

Понятие административно-правовой нормы. Особенности её содержания и структуры

Понятие административно-правовой нормы

Норма административного права представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую государственными средствами.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус гражданина, субъектов исполнительной власти).

Функции административно-правовых норм:

  1. регулятивная – определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления;
  2. охранительная – обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
  3. защитная – обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов РФ.

Особенности содержания и структуры административно-правовых норм

Особенности административно-правовых норм:

  • подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
  • на них падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:

  1. обязывающими;
  2. запрещающими;
  3. уполномочивающими;
  4. поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:

  • огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
  • разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.
Особенности структуры административно-правовых норм

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся:

    ; ; совершения или предмета административного правонарушения; , предоставленного физическому лицу; ; за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; ; ; ;
  1. административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию:

  1. конституционные нормы;
  2. нормы законов;
  3. нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ).

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды:

  1. по назначению:
    • материальные;
    • процессуальные.
  2. по методу воздействия на поведение субъектов:
    • предписывающие;
    • управомочивающие;
    • запретительные.
  3. по субъектам (адресатам) нормы, регулирующие:
    • деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
    • поведение граждан;
    • деятельность общественных и религиозных организаций;
    • деятельность государственных служащих.
  4. по форме предписания:
    • императивные (категоричные);
    • рекомендательные.
  5. по действию в пространстве:
    • действующие на всей территории РФ;
    • действующие на территориях субъектов РФ;
    • действующие на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (например, СНГ).
  6. по действию во времени:
    • срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия;
    • бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
  7. по объему регулирования:
    • общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти);
    • межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства и т.п.);
    • отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции, например, министерств).

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) рeaлизации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон “О системе государственной службы РФ” от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами РФ статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

§2. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды

Административно-правовые нормы — это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе государственной деятельности.

Особенности административно-правовых норм проявляются в том, что они: выражают сущность исполнительной власти, устанавливая правовое положение и исполнительную компетенцию государственных органов; регулируют деятельность по осуществлению исполнительно-властных пол­номочий государственных органов; регулируют формы и методы их осуществления; устанавливают определенный порядок взаимоотношений между субъектами управления. Кроме того, административно-правовые нормы отличаются тем, что имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За их нарушение наступает административная ответственность, а в некоторых случаях и дисциплинарная ответственность. Административно­правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нор­мативными правовыми актами. Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными. Посредством административ-ноправовых норм устанавливается и обеспечивается режим законности и государственной дисциплины в сфере государственного управления. Нормы административного права оп­ределяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в данной сфере.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру: гипотезу — условие действия нормы; диспозицию — предписания, запреты, дозволения; санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия.

Для административно-правовых норм характерно многообразие, которое отражает их различие по видам, классифицируемых по ряду оснований.

1. По способу воздействия на поведение субъектов административного права: обязывающие (предписывают обязательное совершение

определенных действий, устанавливая обязанность действовать в соответствии с требованиями данной нормы, например обязанность подчинения законному распоряжению представителя власти), запретительные (устанавливают запрет на совершение определенных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой), уполномочива­ющие или дозволительные (предоставляют возможность действовать по своему усмотрению, используя или не используя предоставленное субъективное право), стимулирующие или поощрительные (мотивированно побуждают к совершению каких-либо действий с помощью средств морального или материального воздействия, например предоставлением льгот и стимулов (государственным служащим), рекомендательные (устанавливают варианты желательного и целесообразного поведения).

2. По целевому назначению: регулятивные (регулируют общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления) и охранительные (обеспечивают защиту государственно-управленческих отношений).

3. По содержанию предмета регулирования: материальные (устанавливают комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административно-правовых отношений, т. е. их административно-правовой статус; в этом смысле их еще называют статичными) и процессуальные (регламентируют процедуру, порядок реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами, процедуру применения ответственности; их именуют динамичными).

4. По юридической силе: законодательные (оформленные актами, имеющими силу законов) и подзаконные (оформленные подзаконными актами, например содержатся в актах Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

5. По конкретному содержанию и уровню обобщенности: общие (регулируют государственно-управленческие отношения общего характера) и особенные (регулируют особенности управления в конкретной сфере общественных отношений).

6. По предмету ведения органов публичной власти: федеральные (относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти и изданные федеральными нормативными правовыми актами), субъектов федерации (относящиеся к компетенции органов исполнительной власти субъектов федерации и закрепление в их актах), местного самоуправления (принятые актами органов местного самоуправления по предметам их ведения).

7. По территориальному масштабу: общегосударственные (действуют в пределах юрисдикции государства), территориальные (действуют в административных границах соответствующего субъекта федерации), межтерриториальные (действуют в границах нескольких территориальных образований).

8. По объекту регулирования отраслей государственного управления: общеотраслевые (регламентируют наиболее важные стороны

государственно-управленческой деятельности, распространяясь на все сферы и отрасли), межотраслевые (регламентируют все или несколько отраслей государственного управления, отличаясь специализацией,

например административно-правовые нормы, имеющиеся в таможенном, налоговом законодательстве), отраслевые (регулируют управленческие отношения в определенных отраслях).

9. По адресату регулирования — регламентирующие общий и специальный административно-правовой статус субъектов государственно­управленческих отношений (граждан, организаций, органов исполнительной власти, государственных служащих и т. д.).

10. По кругу лиц: распространяющиеся на физических (распространяют действие на всех граждан либо на отдельные их группы, например распространение льгот для муниципальных служащих) и юридических лиц (распространяют действие на все организации, предприятия, учреждения, независимо от форм собственности, например по уплате налогов, либо на отдельные их категории, например по уплате налогов страховыми организациями).

11. По пределу действия во времени: бессрочные (действуют постоянно, т. е. без указания срока действия вплоть до официальной отмены компетентным органом) и срочные (действуют временно, т. е. в течение указанного срока действия).

12. По условиям действия: обычные (действуют в обычных условиях при ординарных обстоятельствах) и экстраординарные (действуют в чрезвычайных ситуациях при экстраординарных обстоятельствах).

Ссылка на основную публикацию