Как получить категорию Е (ВЕ), если есть В

Как получить категорию Е

Вождение автомобиля с прицепом требует особенного умения. Если речь идет о легковом транспортном средстве, то с ним можно использовать прицеп, масса которого не превышает 750 кг. И в этом случае открывать новую категорию не требуется. Но если вы хотите водить большегрузы, то вам нужна будет категория ВЕ или СЕ. Обе позволяют осуществлять перевозки дополнительного средства в сцепке с грузовыми авто, микроавтобусами и автобусами.

Как получить категорию Е?

Чтобы получить категорию E, нужно обучиться в автошколе или пройти переобучение. Например, категория СЕ требует обучения вождению большегрузов. Чтобы открыть подкатегорию с приставкой Е, потребуется пройти специальные курсы.

Особенности категории Е

Отметки «Е» в водительством удостоверении нет. Это дает право управлять ТС с автоприцепом, поэтому буква Е прилагается к известным категориям – В, С, Д. и для владельца обозначает следующее:

ВЕ – для легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн, к которым можно прикрепить прицеп, вес которого не больше 750 кг;

СЕ – для тяжеловесных грузовых автомобилей, массой больше 3,5 тонн, имеющих грузовой автоприцеп, вес которого больше 750 кг;

ДЕ – для пассажирских автобусов, имеющих больше 8 пассажирских мест, со специальным прицепом.

С недавнего времени введены дополнительные коррективы в обозначение CE, ДЕ. Они конкретизируют типы ТС и имеют соответствующие обозначения – С1Е и Д1Е. Первая позволяет управлять грузовой машиной, в сцепке с которым предусмотрен прицеп, вес которого больше 750 кг. Но при этом масса дополнительного груза не должна быть больше веса самого автомобиля. Категория Д1Е используется для микроавтобусов, вместительностью больше шестнадцати мест с тяжелым прицепом. Детальнее о правах для прицепов здесь.

Сколько времени учиться на категорию Е?

Обучение вождению авто с прицепом – достаточно трудоемкий и непростой процесс. Получить сразу право на вождение категории Е невозможно. Существуют определенные правила:

возраст – он должен быть старше 21 года, чтобы получить право вождения категории ДЕ требуется иметь водительский стаж не меньше двух лет;

стаж водителя – он должен быть не меньше 12 месяцев, изначально кандидату нужно получить права категорий В, С, Д, а уже затем открывать новые.

Срок обучения определяется автошколой. При этом важно, чтобы она имела соответствующую аккредитацию, что позволяет ей обучать водителей. Обычно для этого требуется от 1 до 1,5 месяца, при условии, что занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Для отметки в водительском удостоверении, необходимо предоставление копии паспорта, цветного фото, медицинской справки.

Сколько стоит отучиться на категорию Е?

Средняя стоимость обучения на категорию Е варьируется от 15 000 до 30 000. В нее входят теоретические и практические занятия. Но при этом потребуются и другие расходы, в том числе, за дополнительные занятия с инструктором, за топливо. Когда курс будет пройдет, нужно будет представить квитанцию об оплате госпошлины – 2000 рублей.

Стоимость обучения – не самый главный параметр при выборе учреждения. В первую очередь необходимо попросить документы, подтверждающие аккредитацию учреждения. Здесь учеба будет соответствовать всем требованиям безопасности, правилам и нормам. Не следует прельщаться и слишком низкой стоимостью курса. Зачастую она в будущем вырастает в разы: появляются добавочные сборы, комиссии и прочие расходы.

Еще один момент – в крупных городах, например, Москве, цена за курс обучения будет выше, чем в регионах. Но действующее законодательство разрешает обучиться в одной автошколе, а экзамен в ГИБДД сдавать в другом городе. Для этого достаточно обратиться в местное отделение. Необходимо представить справку об успешной сдаче экзаменов в автошколе. Более того, учащийся может сдать теорию в одной автошколе, затем представить экзаменационный лист в другое учреждение и продолжить испытания на автодроме, а затем в условиях городской среды. Более подробно о сроках и стоимости обучения в этой статье.

Как сдают экзамены на категорию Е?

Чтобы получить в удостоверении отметку «СЕ» или «ДЕ», теоретический экзамен сдавать не требуется. Понятно, что теорию кандидат знает, поскольку имеет право на вождение большегруза и автобуса.

Транспортное средство с прицепом требует высокого мастерства, недаром таких водителей называют настоящими профессионалами.

Сдача экзамена осуществляется в два этапа:

на трассе или в городской среде.

В первом случае экзаменатор проверяет умение кандидата управлять большегрузом. Существуют определенные упражнения, с которыми должен справиться кандидат: прямое движение задним ходом и поставить ТС задним бортом к платформе. При условии, что ученик справился с этими заданиями, он может приступать ко второй части испытаний.

Экзамен в условиях реального времени подразумевает выбор трассы с оживленным транспортным и пешеходным движением. Это позволит экзаменатору определить, насколько кандидат готов к самостоятельной профессиональной деятельности. Если были допущены ошибки, то в экзаменационном листе будет указана причина не сдачи. Пересдать испытания можно через неделю.

Особенностью категории Е является высокая степень ответственности, которой должен обладать водитель. От него также потребуется высокое мастерство и глубокие знания.

Как получить категорию Е (ВЕ), если есть В

Как быть водителю, если при замене водительского удостоверения категорию “Е” перенесли в новые “права” не полностью?

Правы ли работники ГИБДД?

Сейчас разберемся.

Водительские удостоверения подлежат замене раз в 10 лет.

С 1 апреля 2014 г. выдаются водительские удостоверения нового образца.

При получении новых «прав» некоторые водители обнаружили, что категория “Е” из прежнего удостоверения перенесена не полностью. Например, раньше была просто категория “Е”, и управлять можно было любым транспортным средством с прицепом (хоть грузовиком, хоть автобусом), а в новых “правах” поставили только “СЕ” и “С1Е”. А водитель рассчитывал на “ВЕ” + “СЕ” + “С1Е” + “DЕ” + “D1Е”.

Скорее всего, с такой проблемой столкнулись водители, которые фактически не проходили обучение и не сдавали экзамены на каждый состав транспортных средств (отдельно “ВЕ”, “СЕ”, “DЕ”), а обучались и сдавали экзамен только на “СЕ”. При этом получили водительские удостоверения с категорией “Е” без ограничений.

До вступления в силу постановления Правительства РФ от 15.12.1999 г. № 1396 “Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений” (т.е. до 01.01.2000 г.) категория “Е” проставлялась без особых отметок и относилась к любым транспортным средствам.

С 01.01.2000 г. в соответствии с действующими тогда “Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений” сдавать практический экзамен на категорию “Е” требовалось отдельно с транспортным средством – тягачом конкретной категории (“В”, “С”, “D”). И если, к примеру, водитель сдавал экзамен только на грузовике с прицепом, то следовало ставить в водительском удостоверении “Е к С”.

Однако водительские удостоверения продолжали выдавать, проставляя категорию “Е”, и не делая запись в особых отметках (к какой категории транспортного средства – тягача относится категория “Е”).

Позднее в водительских удостоверениях стали проставлять (в особых отметках), к какой категории относится “Е” (“Е к С”; “Е к D”; “Е к ВС”; “Е к ВCD”).

Представители ГИБДД в обоснование своих действий по “закрытию” некоторых категорий с прицепами ссылаются на письмо Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ от 27.09.2007 г. № 13/5-184 за подписью В.Н. Кирьянова “О порядке замены водительских удостоверений с разрешенной категорией Е”.

Однако в этом письме речь идет о другом. В нем возвращается в водительские удостоверения категория “В” с прицепом. Это связано с тем, что в другом документе – в пункте 8, абзаце 4 Указаний ДОБДД МВД России от 12.05.2001 г. № 13/7 – 2068 “Об отдельных вопросах экзаменационной деятельности подразделений ГИБДД МВД России” говорилось, что при замене водительских удостоверений с открытыми категориями «В, С, D, Е», выданных до июля 2000 года, в новом водительском удостоверении разрешающие отметки проставляются к «СD» (т.е. “Е” к категории “В” не проставлять).

Данный абзац и отменен Указаниями от 27.09.2007 г. № 13/5-184. А о том, чтобы не проставлять какие-либо категории или подкатегории при замене водительских удостоверений, речь в Указаниях не идет.

В настоящее время при замене водительских удостоверений в ГИБДД пытаются проставить только те категории, на которые водитель сдавал практический экзамен с прицепом (соответственно, те категории, на которые экзамен с прицепом не сдавался, в водительское удостоверение не ставят).

С одной стороны логично. Но! Так как водителю ранее выдали водительское удостоверение с категорией “Е” без указания ограничений в особых отметках, следовательно, эта категория “Е” давала право управлять любым транспортным средством с прицепом. И получается, что при замене водительского удостоверения водителя лишают права на управление отдельными транспортными средствами. При этом каких-либо законных оснований для такого лишения нет.

Суды в рассматриваемой проблеме встают на сторону водителей. В Интернете можно найти судебные решения, вынесенные в пользу водителей, когда суд в аналогичных случаях обязывал ГИБДД обменять водительское удостоверение за свой счет (т.е. бесплатно для водителя), проставив все необходимые категории для управления любым транспортным средством с прицепом.

Вот два таких решения (формат .pdf):

Так как у нас в стране действуют нормативные правовые акты одни для всех, то и применять их следует однообразно. Поэтому, имея положительную судебную практику, в аналогичных ситуациях, можно надеяться на восстановление своих прав через суд.

Как следует действовать водителю, если у него ранее в водительском удостоверении стояла категория “Е” без особых отметок (и если у него нет медицинских ограничений), а при замене проставили, например, только “СЕ” и “С1Е”?

Сначала надо обратиться в ГИБДД, показав решения судов по аналогичным делам, и попросить выдать за счет ГИБДД водительское удостоверение с допуском к управлению всеми транспортными средствами с прицепом.

В случае отказа придется обратиться в суд с просьбой:

  • признать действия ГИБДД незаконными,
  • обязать выдать за счет ГИБДД водительское удостоверение со всеми необходимыми категориями,
  • взыскать судебную госпошлину,
  • взыскать расходы на юридическую помощь (если водитель воспользуется такой помощью).

Перенос категории E в новые права

Добрый день, уважаемый читатель.

Сегодня речь пойдет о категории водительского удостоверения E и о ее переносе в новые права при их замене в связи с окончанием срока действия.

Напомню, что в настоящее время категория Е позволяет управлять автомобилями с “большими” прицепами. Например, категория DE позволяет управлять сочлененным автобусом.

При этом категория E в чистом виде в настоящее время не используется, используются категории BE, CE и DE. В связи с этим у некоторых водителей возникает вопрос, какие из категорий будут открыты при замене старого удостоверения с единственной категорией E. Приступим к его решению.

История категории E

Изначально в водительские удостоверения проставлялась лишь единственная отметка E, которая позволяла управлять любыми автомобилями и автобусами с прицепом.

В начале двухтысячных в графе “особые отметки” стали проставляться следующие записи: “E к B”, “E к C”, “E к D”, “E к BC”, “E к BD”, “E к CD”, “E к BCD”. Новая запись появлялась в правах лишь после сдачи соответствующего экзамена в ГИБДД.

Начиная с марта 2011 года в удостоверениях выделены категории BE, CE и DE. Ну а с 5 ноября 2013 года к ним дополнительно добавились подкатегории C1E и D1E.

Как правило, вопрос с заменой прав возникает при замене удостоверений первой группы (только с категорией Е) на современные права.

Замена прав с категорией Е

Хочу отметить, что далее в этой статье будет рассматриваться указание ГИБДД № 13/5 – 184 от 27.09.2007 “О порядке замены водительских удостоверений с разрешенной категорией Е”.

Итак, поскольку приведенный выше документ является единственной зацепкой в вопросе переноса категории Е в новые права, предлагаю рассмотреть цитату из его текста:

1. Лицам, получившим право на управление транспортными средствами категории “Е” до 1 января 2001 года, при замене водительских удостоверений с разрешенной категорий “В” в графе “Особые отметки” производить запись “Е” к “В,С” или “Е” к “BD)” или “Е” к “B,C,D”, в зависимости от наличия ранее открытых категорий и медицинских ограничений к водительской деятельности.

Таким образом, если Вы получили категорию E до 1 января 2001 года, то при замене водительского удостоверения в новых правах категория E будет открыта для всех остальных Ваших категорий. Например, если у Вас были открыты категории B, C и E, то в новые права будут записаны категории B, C, BE и CE.

Что касается водителей, получивших категорию E после 1 января 2001 года, то для них будут открыты лишь те категории, на которые они фактически сдавали экзамен. Например, если сдавали экзамен только на сочлененном автобусе, то получите категорию DE (а на CE и BE придется сдавать отдельные экзамены).

Удачи на дорогах!

По поводу моей ситуации, которая описывалась выше: ожидая ответа от УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю, решил обратиться в подразделение ГИБДД в котором выдавалось предыдущее водительское удостоверение (далее ВУ). Оказалось, что в этом подразделении про указание № 13/5 – 184 от 27.09.2007 “О порядке замены водительских удостоверений с разрешенной категорией Е” знают и им пользуются и готовы мне выдать новое ВУ с категорией ВЕ, т.е. привязать Е к В и С (как мне и нужно). На мой вопрос, почему так не делают в соседнем подразделении (находится в 35 км. друг от друга), говорят, что скорее всего “зацепились” за отметку “КАТ. “Е” К “С” АБП458596-82″ в старом ВУ (которое и менял). Откуда она там взялась инспектор пояснить не смог, лишь сослался на “программу ГИБДД”, хотя я получал категорию Е в 1985 г. (уточняю, ранее писал, что в 90гг.), в дальнейшем ВУ не лишался, не переучивался, новых категорий не открывал. Т.е. получается, что менять ВУ лучше в том подразделении, где и получал ВУ, хоть и база данных вроде как и единная, но никто не хочет вникать в ситуацию, поднимать архивы, делать запросы, да хотя бы позвонить в соседнее подразделение и уточнить. И перед получением нового ВУ по возможности уточнить какие подкатегории будут открыты в новом ВУ. Вот теперь думаю, “бодаться” или за 1 400 руб. обменять еще раз.

Алексей, спасибо за информацию!

Получил ответ на свою жалобу (не знаю, как добавить pdf., вырезку направляю)

«О рассмотрении жалобы»

Ваша обращение от 05.06.2018 года, поступившее через официальный сайт МВД России, рассмотрено.

В соответствии с требованиями Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительского удостоверений, утвержденных. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097, сотрудниками отделения Динского района Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД (по обслуживанию г. Краснодара и Динского района) ГУ МВД России по Краснодарскому краю, соответствующие отметки и записи были перенесены в новое водительское удостоверение из ранее выданного Вам водительского удостоверения серии **** № ****** от **.**.**** года, в котором отсутствовала разрешенная отметка и категории «BE».

Вместе с тем, в рамках рассмотрения сведений, указанных в обращении установлено, что в соответствии с имеющимся в Межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе ГИБДД (по обслуживанию Усть-Лабинского, Кореновского и Выселковского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю реестром выдачи водительских удостоверений, **.**.**** года сотрудниками Госавтоинспекции Кореновского РОВД Вам было выдано водительское удостоверение серии *** № ******, с разрешающими отметками в категориях «В», «С», «Е».

Таким образом, при отсутствии у Вас медицинских противопоказаний в управлении транспортными средствами категории «BE», Вы вправе обратится в любое экзаменационное подразделение Госавтоииспекции МВД России для замены российского национального водительского удостоверения, с учетом имеющегося у Вас права управления транспортными средствами категории «BE».

Одним словом, меня кинули, но права я все равно поменяю.

Здравствуйте! у меня ситуация похожая,в 1985 году после обучения открыл кат.Д До пластиковых уд.,были все открыты,а в 2015-ом под категории ДЕ и Д1Е не открыли. Думаю через суд открывать. ЧТО посоветуете?

Владимир, здравствуйте.

Советую попробовать восстановить категории. Для начала обратитесь в ГИБДД по этому поводу.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Что-то я не понял: у меня открыты категории ВС (стаж с 1998г), сейчас прохожу обучение на Е точнее Е к С. Так какие категории и подкатегории у меня будут открыты после сдачи соответствующих экзаменов в ГИБДД?

Так и будет В, С и ЕкС, с соответстсвующими подкатегориями. На ЕкВ надо обучаться и сдавать экзамены отдельно.

Ссылка на основную публикацию