Тракторные права категории А1, А2, А3 и А4
Тракторные права категории А1-А4 выдаются для автотранспорта внедорожного типа со скоростью передвижения не более 50 км/ч. Такие права предназначены для управления:
внедорожниками и вездеходами разных типов и пр.
Владелец таких прав не имеет права на вождение автомобиля. Допускается управление спецтехникой, на которую сданы экзамены в Гостехнадзоре.
Таблица прав машиниста категории А1-А4
Наименование | Описание | Возраст получения |
---|---|---|
Категория А1 | Внедорожники мототранспортного типа небольших габаритов. | с 16 лет |
Категория А2 | Права тракториста-машиниста категории А2 выдаются на управление внедорожниками с весом до 3,5 тонн. Сидячих мест должно быть не более 8 (водитель не учитывается). Под эту категорию попадает большинство вездеходов. | с 19 лет |
Категория А3 | Для управления карьерными самосвалами и другой техникой, которая весит более 3,5 тонн, выдаются тракторные права категории А3. | с 19 лет |
Категория А4 | Получив эту категорию можно водить транспорт, который может перевозить более 8 человек. В том числе: перронные и вахтовые автобусы. | с 22 лет |
Для получения прав на управления внедорожниками, необходимо подать в Гостехнадзор такие документы:
документ, подтверждающий прохождение обучения;
фотографии на матовой бумаге (3х4);
водительские права (если есть);
права машиниста (если выдавались ранее).
Также прилагается заявление, которое можно заполнить во время подачи документов. После этого понадобится сдать теоретический и практический экзамены. На теоретическом контроле проверяется знание правил дорожного движения, задаются вопросы, нацеленные на выявление знаний о спецтехнике, которой вы будете управлять. На практическом понадобится показать навыки управления транспортом.
За один этап обучения можно получить несколько квалификационных категорий, позволяющих управлять разным транспортом.
Курсы обучения длятся около 1,5-2 месяцев, на них преподается теоретическая и практическая часть. Большая часть времени уделяется практике. Права тракториста нельзя получать в другом регионе, только в том, где вы прописаны.
Права тракториста машиниста: категории, с чем можно управлять
Всё о современных правах на трактора и самоходные машины
Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.
Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения
Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.
Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.
Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.
Об истории тракторных прав
Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.
Начало
Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.
Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.
Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории».
Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.
Права на трактор в брежневские времена
В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива». Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.
Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.
Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).
Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – «ДТ-20»). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.
Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.
Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией (комбайны «Нива» и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.
В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.
Современные категории и подкатегории удостоверения тракториста-машиниста
Ныне установлено 6 категорий плюс 4 подкатегории, чётко разделяющие тракторные права по видам техники.
- А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.
С подкатегориями:
I – для мототранспортных средств-внедорожников;
II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);
III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;
IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).
- В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
- С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
- D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
- Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
- F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.
Нужны ли права для управления минитрактором, мотоблоком с телегой, квадроциклом?
Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?
Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.
Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.
Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.
К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.
То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.
Конкретные примеры популярных тракторов и самоходных машин по категориям
Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.
- А-I: Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
- А-II: Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
- А-III: Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).
- А-IV: Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
- В: Минитрактора «Русич», «Уралец» и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор «Т-25 Владимирец». Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
- С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы «ЭО-2621» («Петушок»), «JCB 3СХ». Дизельные складские вилочные погрузчики.
- D: Трактора «Кировец К-744», «МТЗ-3522», «КамАЗ ХТХ-215».
- Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «ВТ-150», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
- F: Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.
Условия выдачи тракторных прав
Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:
- в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
- в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
- в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
- в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
- в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.
Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.
Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.
Категория AIII
Удостоверение тракториста-машиниста категории AIII
Для управления такой техникой требуется удостоверение тракториста-машиниста (УТМ) с открытой категорией А III.
Как получить удостоверение тракториста-машиниста категории AIII
(Экзамены принимает инспектор Гостехнадзора в присутствии нашего представителя)
Теоретический экзамен
сдают по Безопасной эксплуатации самоходных машин (БЭ СМ)
Практический экзамен
сдают на территории карьера на самосвале категории А III
На обучение принимаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний:
в возрасте от 19 лет;
имеющие водительское удостоверение категории «С», со стажем не менее 12 месяцев.
Чтобы начать обучение на водителя категории AIII, следует:
1) Подать заявку на обучение.
Способы подачи заявки:
Позвонить нам;
Написать на электронную почту;
Прийти в учебный центр;
Заполнить заявку на сайте.
2) Оплатить обучение.
В банке по нашим реквизитам;
В учебном центре наличными или картой.
Краткое наименование: ЧУ ДПО “УЦПК “ВИРМАЙН”
ИНН: 7106057345/
КПП: 710301001
Р/счет № 407 038 106 000 400 001 39
Ф-л Банка ГПБ (АО) «Среднерусский», г.Тула
К/счет 301 018 107 000 000 007 16
БИК 047003716
Без НДС. Платеж не связан с предринимательской деятельностью.
3) Подать документы.
Перечень документов для обучения:
Перечень документов для обучения в ЧУ ДПО «УЦПК «ВИРМАЙН»:
2. Водительское удостоверение категории С, открытой не менее 1 года назад;
3. Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста);
(Если имеется)
4. Медицинская справка;
(Медицинскую справку можно оформить во время обучения, она предоставляется за 2-е недели до экзамена).
для иностранных граждан
Перечень документов для обучения в ЧУ ДПО “УЦПК “ВИРМАЙН”:
1. Паспорт (или документ, его заменяющий) с нотариальным переводом или на русском языке;
(Перевод паспорта можно сделать во время обучения)
2. Уведомление о месте пребывания;
3. Водительское удостоверение;
(Если имеется)
4. Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) с нотариальным переводом или на русском языке;
(Если имеется)
5. Медицинская справка, оформленная в РФ;
(Медицинскую справку можно оформить во время обучения, она предоставляется за 2-е недели до экзамена).