Общение с ГИБДД – как вести разговор с инспектором ГИБДД (ДПС) на дороге

Как вести разговор с инспектором ГИБДД

Проезжая мимо стационарного или мобильного поста ГИБДД, нужно следить за действиями полицейского. Если ваша машина одна на дороге и инспектор машет жезлом, то его требование об остановке явно относится к вам. Если вы следуете в транспортном потоке, то инспектор должен указать жезлом или другой рукой именно на вашу машину. Частой ошибкой водителей является остановка по любому взмаху жезла полицейского. Если вы не уверены, что взмах жезла относится к вам, то проехав пост, посмотрите на инспектора в зеркало, не машет ли он вслед вам вслед, требуя остановить машину.

Требование инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства должно быть обязательно исполнено, независимо от того, было нарушение ПДД или не было. Невыполнение требования полицейского является правонарушением, предусмотренным ст.12.25 ч.2 КоАП, которое наказывается штрафом в 500-800 рублей. При этом остановка должна производиться не спонтанно, а без нарушения требований ПДД. Для этого следует включить правый поворотный фонарь, убедиться, что нет помех для выполнения манёвра, съехать на обочину или к правому краю дороги и остановиться в указанном месте.

Основные правила общения с инспектором ДПС

При остановке машины водитель вправе вести переговоры с инспектором, не покидая автомобиль. Однако согласно п.70 пп. «а» Административного регламента, который был утвержден Приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. за номером 185, полицейский может потребовать у водителя покинуть салон авто последующим причинам:

  • для устранения каких-либо нарушений в правилах грузоперевозки или неисправностей в автомашине;
  • при обнаружении у водителя каких-либо признаков наркотического, алкогольного опьянения или признаков нездоровья водителя;
  • для выполнения номерной сверки основных агрегатов машины при его участии;
  • для осмотра перевозимого груза, автомашины или личного досмотра;
  • для оказания помощи инспектору или участникам происшествия в проведении процессуальных действий;
  • если поведение водителя угрожает личной безопасности полицейского.

Инспектор должен представиться водителю, озвучит звание и должность, а также сообщить причину остановки. Далее он вправе потребовать передачу ему нужных документов для проведения проверки и составления протокола правонарушения. Водитель также имеет право на встречное требование о представлении служебного удостоверения, которое должно быть показано ему в развёрнутом виде без передачи в руки (см. п.20 абзац 5 Приказа МВД РФ №185 об Административном регламенте от 2.03.09).

Видео: Общение с ДПС, остановка без причины. Беспредел ГИБДД

Несмотря ни на какие обстоятельства остановки, автомобилисту важно выдержать корректный тон общения с сотрудником полиции, не допускать при этом излишнего волнения, страха, оскорблений, угроз, попыток неисполнения законных требований, не предлагать денежного вознаграждения. Следует помнить, что моральное или физическое оскорбление полицейского, находящегося при исполнении должностных обязанностей преследуется по закону:

1. публичное оскорбление должностного лица при исполнение служебных обязанностей при посторонних лицах влечёт наказание по ст.319 УК РФ, включающее в себя одно из трех наказаний:

  1. штрафом в размере до 40 000 рублей или 3-х месячной зарплаты виновника;
  2. обязательными работами на общественных работах в пределах 360 рабочих часов;
  3. исправительные работы на срок до 12 месяцев.

2. личное оскорбление наедине квалифицируется по ст.20.1 ч.2 КоАП РФ как мелкое хулиганство и наказывается заключением под стражу на 15 суток или штрафом от 1 до 2,5 тыс. рублей.

Если Правила были действительно нарушены, то автомобилисту следует спокойно выслушать все доводы инспектора ДПС, проверить правильность применяемой статьи ПДД и КоАП, подписать протокол и получить штрафную квитанцию, по которой оплатить в ближайшей кассе Сбербанка или платёжном терминале требуемую сумму штрафа. Если водитель не согласен с решением инспектора, то ему следует указать своё несогласие и доводы в протоколе правонарушения, подписать документ и готовиться к обжалованию штрафного постановления в вышестоящем органе ГИБДД или в суде.

ТОП ошибок, или как правильно себя вести при встрече с сотрудником ДПС

Алгоритм правильного поведения при встрече с инспектором дорожно-постовой службы интересует многих водителей. Это часто позволяет не только не испортить свое настроение, но и сэкономить деньги.

Рассмотрим распространенные действия автолюбителей, которые заведомо являются ошибочными, и разберем, как правильно поступать в конкретных ситуациях. При этом здесь будет учтена не только буква закона, но и психологические аспекты, ведь общение с представителями правоохранительных органов порой представляет собой стратегически сложный и тонкий процесс.

Не нужно выходить из своего автомобиля.

При этом совершенно неважно, сделали вы это по своей инициативе или по просьбе стража правопорядка. Ни один водитель, опираясь на правила дорожного движения, не обязан покидать свой автомобиль. А вот согласно Приказа министра МВД (Административный регламент № 185 п.70), инспектор может предложить автовладельцу выйти из авто, переместить транспортное средство в другое место, на которое укажет работник ДПС, или перейти в патрульную машину в случаях:

  • явного наличия у водителя симптомов алкогольного опьянения или видимых проблем со здоровьем;
  • необходимости устранения технической неисправности ТС;
  • установленного факта нарушения транспортировки грузов;
  • необходимости сверки фактических номеров кузова и агрегатов транспортного средства с данными, зафиксированными в регистрационных документах;
  • когда владелец транспортного средства может оказать какую-либо помощь сотрудникам органов или пострадавшим на дороге, а также при осуществлении любых процессуальных действий;
  • когда своим поведением владелец ТС несет потенциальную угрозу работнику ГИБДД;
  • когда пребывание сотрудника дорожно-постовой службы около остановленного автомобиля угрожает его непосредственной безопасности (в частности, если он находится на проезжей части) или становится помехой для остальных участников дорожного движения.

Таким образом, инспектор не может требовать выйти из автомобиля, он может лишь попросить, мотивируя вышеупомянутыми обстоятельствами. Выполнять же его просьбу или нет – это решение водитель принимает по своему желанию.

Документируйте происходящее с помощью диктофона или видеорегистратора.

Использовать диктофона или видеорегистратора в любых случаях при остановке автомобиля инспектором ГИБДД имеет право каждый водитель. Это подтверждено нормами действующего законодательства, а именно «Законом о Полиции», статья №8 которого указывает на открытость и публичность, которыми должен руководствоваться инспектор. Более того, в соответствии со ст. 25 Административного регламента, представитель ДПС не имеет права запретить автовладельцу вести фото- и видеосъемку, а также аудиозапись, если эти действия не нарушают закон. При этом на наличие таких нарушений сотрудник в этом случае обязан указать.

Руководство ГИБДД не раз инициировало обращение к владельцам транспортных средств, в котором призывало их использовать диктофон и видеокамеру.

Не слишком ярко оперируйте диктофоном.

Особо темпераментные водители нередко суют диктофон прямо инспектору в лицо. Днем это может сыграть на руку автовладельцу, так как сотрудник ДПС получит прямой намек вести себя соответствующим образом. Другое дело, если на улице ночь, и вы откровенно нарушили. Ваши агрессивные и открытые манипуляции с диктофоном могут быть неверно трактованы инспектором. Поэтому лучшим решением станет положить его в нагрудный карман, наговорив на пленку дату и время происшествия.

Помните, что аудиозапись – не инструмент воздействия на представителя органов, а скорее механизм, который позволит грамотно вести дело в суде.

Спрашивайте, почему вас остановили.

Административный регламент предусматривает все ситуации, при которых инспектор имеет право остановить транспортное средство. Такими ситуациями являются:

  • Факт нарушения правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировки, указывающей на совершенное правонарушение со стороны водителя, его пассажиров или непосредственно транспортного средства;
  • Существование документально подтвержденной информации о том, что автомобиль находится в угоне или используется в противоправных целях;
  • Возникновение необходимости привлечь водителя или находящихся в авто людей в качестве свидетелей или понятых, в случае совершения третьими лицами дорожно-транспортного происшествия;
  • Осуществление распорядительно-регулировочных мероприятий, а также необходимость эксплуатации транспортного средства в целях обеспечения правопорядка;
  • Необходимость оказания помощи сотрудникам органов или третьим лицам в случае дорожно-транспортного происшествия;
  • Проверка документов на пользование автомобилем, на перевозимый груз, а также проверка водительских прав (на это уполномочены сотрудники только стационарных постов ДПС).

При этом, случаи проведения спецопераций всегда сопровождаются наличием соответствующих документов, которые инспектор обязан предъявить по требованию водителя. Чтобы убедиться в достоверности выдаваемой ему информации, автовладелец может позвонить по телефону доверия ГИБДД (номер телефона сотрудник также обязан предоставить).

Требуйте предъявить рабочее удостоверение в развернутом виде.

В любом фильме сотрудник милиции/полиции предъявляет удостоверение. Инспектор ДПС – такой же точно сотрудник, поэтому он также обязан это делать по первому требованию водителя. В случае отказа на вашу просьбу у вас есть все основания предположить, что перед вами оборотень в погонах. Закрывайте окна, блокируйте двери и набирайте «02» или «112», чтобы сообщить о возникшей ситуации.

Если вам показали удостоверение, внимательно ознакомьтесь с его данными – как минимум, вам не помешает обращаться к инспектору, зная его ФИО, звание и рабочее подразделение. В дальнейшем такая информация может стать полезной, если придется обжаловать противоправные действия сотрудника ДПС в суде. Да и знать, кому вы отдаете на ознакомление свои документы, тоже полезно.

При этом водитель имеет полное право подробно ознакомиться с удостоверением, поэтому не нужно стесняться просить подержать его в открытом виде подольше. А вот пытаться брать документ в свои руки категорически не следует.

Не нужно передавать на проверку все документы сразу.

Этого не следует делать по нескольким причинам. Во-первых, зачем давать те документы, которые инспектору, возможно, не нужны. Поэтому поинтересуйтесь, что именно он хочет видеть. Во-вторых, если вы ведете видеосъемку, там четко будет видно, что вы давали, а чего нет. При использовании диктофона можно озвучивать свои действия и перечислять передаваемые документы.

Не следует пытаться избегать передачи документов в руки сотруднику ДПС. Не нужно рождать ненужные подозрения в свой адрес. Тем более, инспектор обязан досконально ознакомиться с ними, убедившись в подлинности.

Не выходите из машины по просьбе инспектора сверить номера кузова и двигателя.

Закон не обязывает водителя помогать разглядеть инспектору номера агрегатов, чтобы сравнить их с данными, указанными в техпаспорте. Если такая просьба поступила, вы вправе отказать. Если же вы решили пойти навстречу, не стесняйтесь уточнить у инспектора: «открыть капот – просьба или требование?». Юридически эти два понятия сильно различаются.

При этом подобное требование уместно лишь после составления протокола о правонарушении и предоставлении сотрудником ДПС понятых в количестве двух человек.

Каждый видел фильмы западных режиссеров, в которых при задержании полицейские извещают нарушителя, что все им сказанное может быть использовано против него самого. Ситуация с открытием капота и прочими видами выполнения просьб могут сложиться схожим образом. Инспектор может спокойно сказать потом что-то вроде: «я попросил, мне показали». То есть вы сделали это по своей инициативе, и ему в таком случае невозможно что-либо инкриминировать.

Помните, что просьба выйти вас из авто – это всего лишь попытка навязать вам свои правила игры, выманить на свою территорию, что психологически подавляет.

Не отвечайте на все вопросы работника ДПС.

Распространены случаи, когда при остановке транспортного средства инспектор задает его владельцу множество вопросов, некоторые из которых сложно назвать конструктивными. В их числе можно перечислить: «куда едете», «почему спешите», «откуда едете», «какой знак был 200 метров назад», «знакомы ли Вам такие-то пункты правил дорожного движения» и т. п. В подобном случае водитель вправе задать встречный вопрос, что-то вроде «А должен ли я отвечать на все Ваши вопросы?».

При этом не нужно бояться инспектора, и не следует пытаться хамить ему. Ведите диалог вежливо и уверенно – закон на вашей стороне. Помните, что перед вами такой же точно человек, как и вы, только сейчас на его плечах погоны. Чтобы психологически было легче, можно представить, что надетая на нем форма – это обычная одежда, только наизнанку. После этого сразу станет легче и комфортнее.

Не фамильярничайте с инспектором.

Не нужно в процессе общения обращаться к работнику ГИБДД как «Начальник», «Командир» и использовать другие избитые и не очень корректные формы. Более того, такие манеры распределят ваши позиции не лучшим образом, ведь если кто-то начальник или командир, он же и заказывает музыку. Вы просто подтолкнете инспектора к доминирующей роли, и занять позицию «сверху» после этого будет очень тяжело.

Разговаривайте с ним с определенным чувством такта, но при этом на равных. Если вы не расслышали его имя и фамилию, смело переспрашивайте, чтобы было удобно обращаться. Кроме того, можно уверенно попросить показать служебное удостоверение, о чем был сказано в одном из пунктов данной статьи.

Обращаться лучше не по званию, а по имени отчеству. Это так же поможет распределить чаши весов удобным для вас образом.

А теперь несколько типичных ошибок с краткими комментариями к ним. Чего категорически не следует делать?

Не обращать внимания на наличие нагрудного знака у работника ДПС.

Отсутствие нагрудного знака у инспектора можно без преувеличения приравнять к отсутствию номерных знаков на вашем транспортном средстве. Обязательно обращайте на этот момент внимание, и если не обнаружите его, у вас есть все основания заподозрить что-то неладное.

Полностью опускать стекла.

Чем шире открыто окно автомобиля, тем в меньшей степени вы защищаете свое пространство. Если вы ведете видео или аудиозапись, повышается вероятность того, что инспектор попросту вырвет у вас из рук используемый девайс, после чего события могут разворачиваться каким угодно образом. Но уже вряд ли в вашу пользу.

Держать двери незаблокированными.

Даже если вы будете вести запись, фиксируя происходящее на камеру или диктофон, в силу ряда причин сотрудники ГИБДД могут попытаться вытащить вас из машины, что сделать гораздо проще, когда двери можно открыть. Чаще всего такой поворот событий происходит на фоне неуважительного разговора с инспектором (или ему может показаться, что вы разговариваете неуважительно), поэтому соблюдайте такт при общении и не забывайте надежно закрыть двери, слегка приоткрыть окно и включить аудио или видео устройство.

Не придавать значения тому, что инспектор не представился.

П. 20 Административного регламента гласит, что при остановке транспортного средства работник ДПС должен подойти к водителю и назвать свою должность, спецзвание, фамилию, а также сообщить причину остановки. При этом любой работник правоохранительных органов обязан внимательно выслушивать обратившихся к ним граждан, оказывая помощь в рамках своей компетенции, включая предоставление рекомендации, куда можно обратиться с возникшим вопросом.

Любые случаи, связанные с нарушением инспектором прав и свобод граждан, требуют с его стороны соответствующих разъяснений. Необходимость представиться водителю является одним из непреложных правил, несоблюдение которых, согласно Инструкции, может повлечь ответственность работника ДПС.

Отсутствие ошибок со стороны водителя при общении с инспектором ДПС становится залогом скорейшего и мирного завершения диалога и продолжения своего маршрута. Обратные ситуации нередко чреваты потерей времени, иногда – денег, и просто испорченным настроением. Предупрежден – значит, вооружен, и знание своих прав всегда делает сильнее и порождает уверенность.

При возникновении каких-либо сомнений или спорных моментов, всегда можно тут же набрать службу доверия ГИБДД, номера телефонов которой указаны на остановившем вас патрульном автомобиле. В любом случае, сам инспектор должен предоставить эту информацию по первому требованию. В службе доверия оперативно реагируют на поступающие сигналы, поэтому далеко не всегда сотрудники ДПС заинтересованы в разрешении конфликта таким путем.

Всем удачной дороги и поменьше встреч с инспекторами ГИБДД!

Памятка как правильно общаться с инспектором ГИБДД

На днях в СМИ появились данные о том, что автомобилистам после обучения вождению вместе с водительским удостоверением будут вручать специальную памятку, где будет говориться о том, как правильно общаться с инспектором ГИБДД на дороге. Согласитесь, не все знают, как вести себя с сотрудниками ДПС, что и говорить, какими официальными документами руководствоваться при разговоре. Именно поэтому было решено выпустить такую памятку.

Как выглядит памятка по общению с инспекторами ГИБДД?

Это заламинированная карточка, размер которой равен размерам свидетельства о регистрации машины. Как говорят автоинструкторы, в этой небольшой памятке дана краткая информация о том, на что имеет право водитель и сотрудник ГИБДД.

Любой автомобилист должен знать не только ПДД, но и свои права, действующие нормативные акты, права и ответственность инспекторов ГИБДД. К тому же у водителя должна быть определенная правовая культура.

Еще одна причина появления памятки заключается в следующем: некоторые сотрудники ГИБДД безнаказанно игнорируют жесткие нормы закона, установленные приказами МВД. Да и автолюбители не всегда знают, на что человек с жезлом имеет законное право, а где превышает полномочия.

Если вы уже опытный автомобилист, но получить памятку все же хотите, то можно взять ее на автозаправках. Именно там планируется их распространение.

Главные постулаты общения с ГИБДД

К главным постулатам памятки относятся следующие:

  • патрульный автомобиль ГИБДД во время дежурства должен быть виден автомобилистами;
  • гаишникам запрещено применять радары без функции фото- и видеосъемки;
  • право снимать и записывать разговор между сотрудником ДПС и водителем имеют обе стороны;
  • нельзя использовать стационарные системы фото- и видеофиксации там, где ограничения движения стоят временно.

Водителю на заметку

Каждого водителя рано или поздно останавливают на дороге гаишники, и причина не обязательно нарушение. Вполне возможно, что это проверка документов.

Чтобы не попасться на удочку недобросовестных полицейских, важно знать, как правильно себя вести.

Вот несколько правил поведения, которые должен соблюдать любой водитель.

  1. Сотрудники ГИБДД не имеют права останавливать вас вне постов, если вы ничего не нарушали.
  2. По требованию гаишника вы должны остановиться, а вот выходить из машины не обязаны.
  3. Не забудьте попросить предъявить служебное удостоверение.
  4. Если человек сидит за рулем припаркованного авто, то это уже не водитель, а всего лишь пассажир. Так что предъявлять в этом случае нужно не водительские права, а ПТС.
  5. Если вас в чем-то обвиняют, например, в нарушении ПДД, то не стоит оправдываться, давать показания или какие-либо объяснения. Сразу требуйте у сотрудника ДПС доказательства вашей вины.
  6. Если на вас составили протокол, а вы не согласны с обвинениями, то в документе можете прямо написать, что не согласны и требуете помощи юриста.
  7. Всегда требуйте копию протокола, а также подписи свидетелей.
  8. Если сотрудники ДПС хотят досмотреть ваш автомобиль, то делать это нужно только в присутствии понятых (как правило, двух) и по протоколу.
  9. Если вас обвиняют в том, что вы ехали пьяный за рулем, то не стоит «дуть в трубочку», лучше сразу требовать медицинского освидетельствования.

Видеоматериал о том, как вести себя с сотрудниками ГИБДД:

Будьте внимательны на дорогах и удачи в пути!

vadim40 › Blog › Психологические хитрости, используемые инспекторами ГИБДД. Как вести беседу с Инспектором ДПС.

Все без исключения инспекторы ГИБДД являются очень хорошими психологами, и поэтому строят свою беседу с конкретным водителем в зависимости от того, что тот за человек и как себя ведет. При необходимости инспектор в начале разговора может обронить пару наводящих вопросов или уточняющих фраз, после чего он довольно точно определит, как вести себя с этим водителем.

• ВНИМАНИЕ Работник ГИБДД почти всегда уже в самом начале разговора безошибочно определяет, с кем он имеет дело: с водителем, который чувствует за собой вину, или просто боится инспектора ГИБДД, или не боится никого и никогда. Иначе говоря, сотрудник ГИБДД быстро определяет психологический тип человека.

Если водитель сразу же проявляет признаки неуверенности в себе, пытается угодничать — можно не сомневаться, что инспектор ГИБДД будет разговаривать с ним подчеркнуто строгим тоном, и, скорее всего, в конечном итоге оштрафует за то или иное правонарушение. Причем самого нарушения может и не быть: некоторые водители настолько боятся работников ГИБДД, что согласны на что угодно, лишь бы поскорее закончить разговор и удалиться восвояси.

Поэтому в любом случае старайтесь вести себя уверенно (но не грубо, а также без фамильярностей и панибратства!), и не теряйте достоинства. Наиболее оптимальный стиль ведения беседы с инспектором ГИБДД — это спокойно-деловой тон (кстати, многие инспекторы отмечают, что именно такие водители вызывают у них наибольшее уважение, даже если они вольно или невольно нарушили Правила дорожного движения).

Иногда можно попробовать деликатно пошутить, дабы попробовать расположить к себе инспектора. Например, если вас остановили за превышение скорости, можете произнести нечто вроде «жаль, конечно, виноват», а после этого — шутливо спросить: «А какой сегодня рекорд дня по превышению скорости? Или я у вас первый такой неудачник?». Инспектор — тоже человек, и способен оценить юмор, а также хорошее расположение к себе со стороны водителя.
Инспектор может задать наводящий вопрос или обронить уточняющую фразу, чтобы посмотреть на реакцию водителя и в зависимости от этого выстроить свою дальнейшую линию поведения. Что же это за вопросы и фразы?

Здесь многое может зависеть от конкретной ситуации. Но универсальной является, например, такая фраза: «Можете ли вы сами сказать, что именно вы нарушили?», произнесенная после того, как инспектор представится по полной форме. Если водитель попытается угадать, какое нарушение он совершил — это будет свидетельствовать о его неопытности и неуверенности в себе. Этого достаточно, чтобы инспектор сделал вывод: вполне вероятно, что этот человек согласится с любым нарушением, которое ему будет инкриминировано.

Помните: ни в Правилах дорожного движения, ни в Кодексе об административных правонарушениях, ни в иных нормативно-правовых документах и законодательных актах не говорится о том, что водитель должен самостоятельно называть сотруднику ГИБДД свое правонарушение. Поэтому на подобный вопрос следует твердо отвечать: «Нет, я не знаю, за что меня остановили».

Хитрый инспектор задает этот вопрос не просто так. Ведь при попытке ответить на него вы можете сами назвать совершенное вами нарушение Правил дорожного движения, которое сотрудник ГИБДД, возможно, не заметил. Тем самым вы, сами того не ведая, поможете инспектору изобличить вас.

Вот еще характерный пример. Предположим, что у вас на дороге спустило колесо, и вы вынуждены его заменить. Для этого вам пришлось срочно перестроиться в крайний правый ряд, хотя это запрещено линиями дорожной разметки, и остановиться. В тот момент, когда вы будете заниматься заменой колеса, к вам может подойти инспектор ГИБДД, представиться по полной форме и произнести фразу: «Вы нарушили требование линий дорожной разметки!».
Обратите внимание: инспектор не инкриминирует вам нарушение Правил дорожного движения, а только констатирует то, что на самом деле реально случилось: вы действительно перестроились там, где это запрещено. Такой постановкой вопроса сотрудник ГИБДД как бы «прощупывает» вас, иначе говоря — делает «проверку на вшивость». Если вы покажете неуверенность в себе, начнете путаться, извиняться и обещать, что «больше ни за что и никогда» — можете не сомневаться: инспектор с удовольствием инкриминирует вам совершение административного правонарушения и наложит санкции в соответствии с действующим законодательством.

А опытный водитель в такой ситуации вежливо ответит что-нибудь вроде: «Так точно, товарищ инспектор — разметку я нарушил! Но вот Правила дорожного движения я не нарушал, поскольку остановился вынужденно — для замены колеса. А в Правилах есть такое понятие, как вынужденная остановка».
Инспектор поймет, что здесь ему, как говорится, ловить нечего, вернет документы водителю и пожелает счастливой дороги.

Опытный сотрудник ГИБДД уже в самом начале разговора может понять, что водитель чувствует за собой какое-то прегрешение. Характерными признаками являются: дрожащий голос, бледность или наоборот — возбужденность, дрожание рук, повышенная суетливость, чрезмерная разговорчивость. Поэтому старайтесь держать себя в руках и вести себя естественно, не выдавая своего волнения.

Многие водители, садясь за руль в подпитии или «после вчерашнего», наивно полагают, что жвачка с сильным запахом или пресловутый «антиполицай» помогут им избавиться от характерного запаха изо рта. На самом же деле это нередко имеет прямо противоположный эффект: почуяв сильный запах жвачки или леденца, инспектор понимает, что нужно обратить особое внимание на состояние водителя. Поэтому с высокой долей вероятности тому придется пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

То же самое касается других продуктов, с помощью которых водители пытаются скрыть запах алкоголя изо рта: лук, чеснок, шоколад, кофе, и т. п.

Как грамотно общаться с гаишниками!

Продолжаем рассказывать о том, как вести себя с людьми в форме, если вы ни в чем не виноваты. Сегодня – сотрудники ГИБДД

Недавно мы писали о том, как вести себя с сотрудниками милиции, если вы чисты перед законом (см. «КП» от 19 апреля с. г.). Эта публикация посвящена отношениям сотрудников ГИБДД и водителей. О том, как себя грамотно вести с повелителями полосатых палочек, рассказали в пресс-службе ГИБДД РФ.

Увидел поднятый жезл – остановись!

Начинаются отношения с гаишниками банально – со взмаха жезла. Вы обязаны остановиться. Конечно, формально останавливать без повода не могут. В «Наставлении по работе дорожно-патрульной службы» указано следующее:

  • нарушение ПДД;
  • наличие у инспектора данных о причастности к совершению водителем данной машины ДТП, правонарушения или преступления (обычно в таких случаях рассылаются ориентировки);
  • объявление схожей машины в розыск, информация о ее противозаконном использовании;
  • необходимость опроса очевидцев об обстоятельствах ДТП, правонарушения или преступления;
  • выполнение решений госорганов или должностных лиц об ограничении, запрещении движения;
  • необходимость привлечения водителя или автомобиля для оказания помощи гражданам или сотрудникам милиции;
  • проверка документов на право пользования и управления авто, документов на сам автомобиль и перевозимый груз (на стационарных постах, а также в период проведения спецмероприятий).

Выходит, что практически любую ситуацию можно подогнать под один из пунктов. Не искушайте судьбу, останавливайтесь. За неповиновение вас могут оштрафовать (200 – 500 рублей). Или еще хуже – начать погоню и применить оружие.

Где разговаривать: в салоне или на улице?

Сначала, как цивилизованные люди, инспектор и водитель знакомятся. Со стороны инспектора этот ритуал выглядит так: приложив руку к головному убору, он обязан назвать должность, звание и фамилию, сообщить о причине остановки. По требованию водителя обязан показать и удостоверение.

После этого водитель должен показать инспектору свои водительские права. Напомним, общаясь с сотрудниками других подразделений МВД, гражданин не обязан отдавать документы проверяющему в руки, особенно паспорт, достаточно предъявить его в раскрытом виде. С инспектором всё строже: водитель обязан передать ему в руки документы, указанные в ПДД.

А вот выходить из машины при этом необязательно. Пока сотрудники ДПС составляют протокол, можете сидеть в машине. Попросить выйти могут в следующих случаях:

  • для устранения технической неисправности авто или при нарушении правил перевозки грузов;
  • когда есть серьезные подозрения, что водитель нетрезв;
  • для сверки номеров агрегатов автомобиля (двигателя и кузова);
  • для досмотра авто и груза;
  • водителя, пассажиров подозревают в совершении преступления;
  • требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо в оказании помощи.

Опять же под последний пункт можно подвести практически любую ситуацию. Так что выходите.

А ну дыхни!

Краеугольный камень в отношениях инспекторов ГИБДД и водителей – прохождение медосвидетельствования на состояние опьянения. Отказаться нельзя! Иначе ответственность такая же, как и за нахождение в состоянии опьянения – лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Здесь есть лазейки для произвола. Например, коллегу инспектор остановил, когда тот вез жену в роддом. Оценив ситуацию, будущему отцу выставили прайс: 2 тысячи рублей – и можете дальше ехать «к аисту» либо ближайшие три часа придется провести на освидетельствовании, а дамочка пусть вызывает «Скорую» или едет в роддом на трамвае. Пришлось платить.

Второй популярный способ отъема денег – устроить засаду на «алкоголиков» ночью на подъездах к аэропортам. Водитель спешит к рейсу, и ему проще отдать деньги, чем опоздать.

Бороться с этим можно. И нужно! Если вы везете пассажира в больницу, можно отказаться от освидетельствования, сославшись на то, что действуете «в состоянии крайней необходимости» (ст. 2.7 КоАП РФ). Но в этом случае дело все равно дойдет до суда, на который надо будет принести справку из приемного покоя, подтверждающую «крайнюю необходимость». Вас наверняка оправдают. Все это спокойно объясните жаждущему денег сотруднику ДПС. Велика вероятность, что он решит с вами не связываться.

Еще вариант (если вы трезвы!): четко и спокойно объясните сотруднику, что:

  1. вы абсолютно трезвы, и экспертиза это подтвердит;
  2. взятку не дадите;
  3. если инспектор вступит в сговор с врачом-экспертом, вы пройдете независимую экспертизу. С заключением медиков вы пойдете в суд и добьетесь возмещения морального вреда, затрат на экспертизу и упущенную выгоду (если, например, вы ехали в командировку и из-за инспектора опоздали на рейс).

По возможности запишите разговор на диктофон, предупредив об этом инспектора.

Шансы, что взяточник свяжется со «слишком умным», денег от которого все равно не получить, а по судам затаскают, небольшие.

Кстати, с 1 июля сотрудники ГИБДД вновь смогут проводить на месте первичное освидетельствование на состояние опьянения. Вернутся «трубочки» (теперь только в виде сертифицированных приборов), дышать в которые можно будет прямо на дороге. И только если водитель не согласен с результатами или отказывается «дыхнуть», его отвезут к наркологу. Есть юридическая коллизия: по закону единственный документ, который водитель может требовать у инспектора, – его служебное удостоверение. Интересоваться у него сертификатом на «трубочку» вы не можете. А вот проследить, чтобы в протоколе верно указали модель «трубочки» со ссылкой на ее сертификат, – вполне!

Зачем скрываемся?

Еще одна «черная дыра», в которую вылетают деньги юридически неграмотных водителей, – тонировка стекол. Многие ведутся на заявления: «А у вас тонировка завышена, сейчас отвезем на проверку, там все запротоколируют, снимут номера и отправят вашу ласточку на спецстоянку». Кара за этот проступок, конечно, есть, но не фатальная – предупреждение или штраф 100 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).

Ну и при сильной тонировке нельзя пройти техосмотр. Замеряют тонировку только на стационарных постах с участием госинспекторов технадзора. Никто на обочине, даже с помощью суперхитрого прибора (обычно это сканер, каким пользуются в супермаркетах, – чистый произвол, театральный реквизит взяточников в погонах, рассчитанный на простаков), не имеет права оценивать, укладывается ли затененность ваших стекол в нормативы (это два ГОСТА: 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» и 51709-2001). В них отмечено, что предельная пропускная световая способность для ветровых (лобовых) стекол должна быть не менее 75%, передних боковых стекол – не менее 70%. Тонировка остальных стекол не нормируется.

А где права?

Водители до дрожи в коленках боятся забыть права. Про размеры отступных в таком случае ходят невероятные слухи. На деле по закону ответственность такая: предупреждение или штраф 100 рублей (ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ). Но при этом авто задерживается и помещается на спецстоянку до устранения причины задержания (то есть пока водитель не принесет свое водительское удостоверение или не приведет другого водителя, который может управлять его автомобилем на законных основаниях). Эти дополнительные хлопоты забывчивому водителю гарантирует ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ.

Что везем?

Еще один водительский кошмар – досмотр машины. Среди водителей ходят легенды, что у гаишников есть план по «палкам» – за месяц надо задержать определенное число наркодилеров. Для этого наркотики просто подбрасывают, выбирая в жертвы водителей интеллигентного вида, на дорогих машинах. С них есть что получить, предлагая замять дело.

Помните, что досмотр проводится в присутствии двух понятых, которые затем подписываются в протоколе о досмотре транспортного средства.

Важно: требуйте, чтобы понятых нашли при вас, а не ждали со своими, с которыми, возможно, уже договорились. Кстати, остановить могут и для того, чтобы попросить водителя быть понятым при осмотре. Не отказывайтесь: земля круглая, сделанное добро вернется. Возможно, вам, в свою очередь, придется рассчитывать на таких же понятых из числа обычных водителей. Обязательно требуйте, чтобы вам выдали копию протокола о досмотре.

Можно ли разойтись на месте?

Иногда инспектор предлагает разойтись на месте. При этом в его честных глазах нет и намека на взятку. Нарушителю показывают какие-то квитанции, которые тут же и заполняются. Туда вписывается реальная сумма штрафа. Вот только оплатить эту квитанцию «заботливый» инспектор обещает сам, ну чтобы водитель не маялся в очереди в Сбербанк. А инспектору все равно по пути, у него таких квитанций – пачка. Для достоверности перед носом нарушителя могут действительно помахать увесистой кипой заполненных бланков. Многие радостно соглашаются. А зря! Квитанции эти липовые, отпечатанные на ксероксе. И ни в какой Сбербанк гаишник не пойдет: штраф осядет в его кармане. Распознать таких «заботливых» легко: они выдают водителю лишь копию фальшивой квитанции, а про постановление-квитанцию или постановление по делу об административном правонарушении «забывают». По правилам на этих «забытых» документах должны быть указаны банковские реквизиты, по которым и оплачивается штраф. Делается это исключительно в банке, а не на трассе.

РАСПЕЧАТАЙ И СОХРАНИ

Перечень документов, которые водитель должен иметь при себе и передавать для проверки инспекторам ГИБДД, записан в ПДД:

  • водительское удостоверение (либо временное разрешение);
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • талон о прохождении техосмотра;
  • доверенность (при управлении автомобилем в отсутствие владельца);
  • полис ОСАГО.

Больше никаких документов сотрудники ГИБДД требовать не имеют права. Кроме паспорта – гаишник такой же сотрудник МВД, как и любой милиционер, и поэтому может просить его предъявить.

В отдельных, обговоренных законом случаях водители (занимающиеся коммерческими служебными перевозками) должны иметь путевой лист, лицензионную карточку и документы на груз. Они также предъявляются инспектору.

Ссылка на основную публикацию