Судебные споры о границах земельных участков
Правоприменительная практика последних лет свидетельствует, что категория дел, вынесенная в заголовок настоящей статьи, все чаще встречается в судебной практике. По наблюдениям автора статьи, связано это, прежде всего, с тем, что владельцы и собственники земельных участков под влиянием требований государственных и муниципальных земельных органов стали все чаще уточнять границы своих владений, приводить в порядок свою документацию на землю. Работа эта приводит к тому, что владельцы и собственники (часто к изумлению своему) узнают о наложениях границ земельных участков на картах (схемах) и на местности, о кадастровых ошибках, о нахождении своих объектов недвижимости в «чужих» границах и т.п.
Не претендуя на всесторонность исследования в рамках газетной статьи, попытаемся осветить некоторые проблемные вопросы, возникающие по такой категории споров, и сформулировать практические выводы. Начинающим юристам это может помочь, в том числе, найти правильные подходы к разрешению указанных споров.
В силу уже сложившейся судебной практики согласно статье 7 ранее действовавшей редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 221ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости», а сам закон № 221-ФЗ называется законом «О кадастровой деятельности») к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь.
Таким образом, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ (поворотных точек), по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства (пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
При этом заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд с иском, направленным на изменение границ уже поставленного на кадастровый учет земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011 № 4275/11).
Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2015 № 305-КГ15-7535 по делу № А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.
Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве.
Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости. По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
Приведенные здесь правовые позиции, сформулированные сложившейся судебной практикой, сразу позволяют сделать определенные первичные выводы при разрешении споров о границах земельных участков:
· Подобного рода споры рассматриваются по правилам искового производства, поскольку требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве;
· Вопрос об установлении (изменении) границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков находится в компетенции суда. Суд может изменять такие границы в установленном законом порядке;
· Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости;
· По искам об установлении (изменении) смежной границы между земельными участками ответчиками являются смежные землепользователи.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании указанного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее – уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии со статьей 21 Закона № 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 этого же Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из приведенного также можно сформулировать некоторые выводы, важные для понимания порядка разрешения судебных споров о границах (назовем их для краткости так):
· Уточнение границ земельных участков может осуществляться во внесудебном порядке (при наличии согласия смежных землепользователей, отсутствии спора);
· Межевой план, сформированный по итогам кадастровых работ – неизбежный атрибут иска о границах. Без информации, содержащейся в нем, суд попросту не сможет сформулировать резолютивную часть своего решения о границах. В некоторых судебных актах автор публикации даже увидел, что межевой план являлся приложением к судебному решению. Альтернативой межевого плана может выступать только заключение судебной землеустроительной экспертизы, проведенной судом;
· Местоположение границ земельного участка в решении суда устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (так называемых поворотных точек);
· При вынесении судебных актов суды не связаны вариантами прохождения границ, предлагаемыми сторонами спора. Суд может установить границы по собственному варианту с учетом максимального баланса интересов сторон. Такие варианты прохождения границ должны определяться по итогам проведения кадастровых работ или по итогам судебной землеустроительной экспертизы.
МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, АДВОКАТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР АДВОКАТСКОГО БЮРО «СЛЕПЦОВ И ПАРТНЕРЫ», КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (195) дата выхода от 21.01.2019.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Письмо Росреестра от 17.11.2022 №13-00408/20 “О согласовании местоположения границ земельных участков”
Управление законодательства в сфере регистрации недвижимости и кадастровой деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Управление), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с пунктом 5.26(7) Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее – Положение), Росреестр осуществляет в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровой деятельности. Согласно Положению Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения.
Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
Исходя из положений статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ), смежными являются земельные участки, имеющие общую (смежную) часть границ, то есть когда часть границ одного земельного участка одновременно является частью границ другого земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (далее – Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию (далее – согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.
Согласно части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 3 и 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ “земли” не являются объектами недвижимости, объектами государственного кадастрового учета и объектами государственной регистрации права.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено необходимости согласования местоположения границ земельных участков в случае, если смежными с земельным участком являются “земли”.
При этом в случае, если в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ смежного земельного участка или в связи с выполнением кадастровых работ уточняется местоположение отдельных частей границ смежного земельного участка, описание местоположения границ которого (в том числе при наличии координат характерных точек границ такого участка) не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (часть 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ), или необходимо внесение изменения в такую общую границу (часть 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ), согласование местоположения таких частей границ земельных участков является обязательным.
Кадастровый инженер за внесение заведомо ложных сведений в межевой план несет административную ответственность в соответствии с частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотренного статьей 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, а ненадлежащее исполнение кадастровых работ, предусмотренных договором подряда, влечет гражданско-правовую ответственность кадастрового инженера, предусмотренную статьей 723 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дополнительно отмечаем, что письма Управления не являются нормативно-правовыми актами, а лишь выражают позицию Управления по тем или иным вопросам, в связи с чем не могут устанавливать обязательных для исполнения требований, в том числе в отношении территориальных органов Росреестра.
Письмо Росреестра от 17.11.2022 №13-00408/20
Уточнение местоположения границ земельных участков.
Оставлять комментарии могут только члены нашего СРО, пожалуйста авторизируйтесь. Начните обсуждение, вы будете первым.
УТОЧНЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Рекомендации основаны на требованиях действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент приватизации земель.
ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ УТОЧНЕНИЕ ГРАНИЦ
Условия уточнения границ земельных участков установлены частью 1 статьи 43 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», где сказано, уточнение местоположения границ проводится при условии, если сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным требованиям. Требования к точности определения границ земельных участков установлены Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Исходя из требований данного приказа уточнение местоположения границ проводится:
а) для земельных участков, сведения о координатах границ которых отсутствуют в сведениях ЕГРН или
б) точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или
в) точность определения координат в сведениях ЕГРН не указана.
Уточнение местоположения границ земельных участках, сведения о которых соответствуют нормативной, не проводится. Изменить конфигурацию и площадь земельного участка, местоположение границ которого определено с надлежащей точность, можно в порядке перераспределения, объединения или раздела.
При проведении работ по уточнению местоположения границ земельного участка следует иметь в виду, что действующее законодательство не содержит понятия «фактические границы земельного участка». В то же время частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что границы уточняемого земельного участка определяются документами. Последнее упоминание о фактических границах было исключено в 2008 году из 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». До этого момента в упомянутом законе содержалось требование. что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования. Таким образом проводить уточнение местоположения границ по фактическим рубежам на местности допускается только при восстановлении утраченных документов, содержащих описание установленных границ. Удостоверить описание утраченных границ имеет право суд.
Документы, на основании которых проводится уточнение границ
Местоположение границ уточняемого земельного участка определяют на основе документов, предусмотренных
- частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,
- пунктом 22 Приказа Минэкономразвития №921,
- пунктом 70 Приказа Минэкономразвития №921.
Учитывая, что качество чертежей границ в ряде случаев неудовлетворительное, то допускается изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации, допускается изменять не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.
К документам, содержавшим сведения о местоположении границ земельного участка законодательством отнесены:
1) Документы, подтверждающие право на земельный участок включающие в обязательном порядке чертеж земельного участка:
- Свидетельства о праве собственности на землю (синие свидетельства) которое выдавались по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
- Свидетельство о праве собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения которое выдавались по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «»О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Данная форма свидетельства использовалась и для удостоверения прав на приватизированные участки приусадебных земель.
2) Документы, определяющие местоположение земельного участка при его образовании:
- утвержденный проект организации и застройки территорий садоводческого, огороднического или дачных некоммерческого объединений граждан;
- проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения
- утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства, проектная документация лесных участков;
3) Документы, подтверждающие существование границ на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка:
- план границ из технического паспорта БТИ, изготовленного до 1 января 2013 года;
- фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ масштаба не мельче 1:5000;
- планы, являющиеся картографической основой ЕГРН;
- топографические планы, запрошенные из архивов местной администрации, проектных и изыскательских организаций;
- чертеж границ земельного участка из межевого дела, хранящегося в государственном фонде данных.
На указанных выше планах обязательно должны быть обозначены установленные границы земельных участков или линейные рубежи, по которым проходят границы земельных участков.
Фотопланы, отражающие ситуацию на местности ранее 15 лет имеются в распоряжении организаций системы Рослесинфорг и предприятий, входивших в систему ВИСХАГИ.
Кадастровый инженер не вправе давать собственные заключения о существовании границ на местности более 15 лет без подтверждения данного факта вышеупомянутыми документами.
Порядок действий при отсутствии графических документов, определяющих местоположение уточняемых границ для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и ведения приусадебного хозяйства
С момента приватизации земель в Российской федерации, начало которой положил Указ Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и до настоящего времени изготовление чертежа земельного участка являлось обязательным.
В период с 20.05.1992 по 21.07.1997 обязательность изготовления чертежа установлено утвержденным Роскомземом 20.05.1992 документом «Порядок выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю». Полномочия Роскомзему на установление порядка выдачи Свидетельств переданы вышеупомянутым Указом Президента РФ. Копии свидетельств с прилагаемыми чертежами подлежали вечному хранению в государственных архивах. Первоначально свидетельства с прилагаемыми чертежами хранились в архивах районных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.
В 1996 году принята «Инструкция по межеванию земель», утвержденная Роскомземом 08.04.1996. Данная инструкция предусматривала изготовление межевого дела, в состав которого входил Чертеж границ земельного участка. Межевые дела хранились в районных комитетах по земельным ресурсам и землеустройству из которых в организованном порядке были в полном объеме переданы в Государственный фонд землеустроительной документации.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в статье 18 в качестве обязательного требования к документам, предоставляемым для государственной регистрации прав устанавливал наличие удостоверенного Плана земельного участка. Без данного плана государственная регистрация прав не допускалась.
Фактическое действие инструкции по межеванию земель продолжалось до 02.10.2002, когда был принят приказ Росземкадастра от 02.10.2002 № П/327 «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет». Согласно данной инструкции документом, определявшим местоположение границ земельных участков стало служить Описание земельных участков, которое включало Чертеж земельных участков. Все описания земельных участков, хранятся а архивах Росреестра и Кадастровой палаты.
С 2008 года и по настоящее время, в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» документом, определяющим местоположение границ земельного участка стал Межевой план.
Учитывая обязательность составления чертежа границ земельного участка на протяжении всего периода проведения земельной реформы и приватизации земель, при обращении для составления межевого плана гражданина, у которого на руках не имеется документов, подтверждающих местоположение границы уточняемого земельного участка, следует руководствоваться положениями пункта 1 части 1 статьи 29.1 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», которая допускает выполнение кадастровых работ если заказчик кадастровых работ не предоставил документацию, необходимую для выполнения работ. В таком случае рекомендуется включить в состав договора на выполнение кадастровых работ пункт, предусматривающий составление запросов кадастровых инженеров в организации, где такие документы должны храниться: государственный фонд землеустроительной документации; архив местной администрации; архивы органов БТИ. В государственном фонде землеустроительной документации следует запросит копию межевого дела и копию чертежа границ земельного участка, являющегося приложением к свидетельству на право собственности на землю. В архиве местной администрации — копию картографического материала. В архиве органов БТИ — копию ситуационного плана из технического паспорта.
При получении запрошенных документов допускается при проведении межевания изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.
При отсутствии исходных документов, определяющих местоположение границ, за границы земельного участка принимаются границы, совпадающие с линейными сооружениями — заборами, фасадами зданий, элементами дорожной сети и другими. При отсутствии линейных рубежей границы устанавливаются по указанию владельца земельного участка. Дается конкретное описание закрепления границ на местности. В результате кадастровых работ площадь уточненного земельного участка может отличаться от площади установленной документами на величину не более 10%. Согласование границ уточняемого земельного участка проводится в установленном законе порядке. Рекомендуется составлять ситуационный план земельного участка в масштабе, на котором показываются имеющиеся ограждения, здания, примыкающая уличная и дорожная сеть а также установленные границы земельного участка и границы объектов по сведениям ЕГРН. Указанный ситуационный план включается в состав приложений межевого плана.
Обстоятельства уточнения границ земельного участка при отсутствующих исходных документов следует отразить в заключении кадастрового инженера примерно в следующей форме:
«Исходные документы, определяющие местоположения границ земельного участка заказчиком кадастровых работ не предоставлены. Основываясь на положениях пункта 1 части 1 статьи 29.1 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в договор о проведении кадастровых работ включен пункт о направлении кадастровым инженером по поручения заказчика кадастровых работ запросов в организации, в которых документы, подтверждающие местоположение границ уточняемого земельного участка, должны находится на хранении. Полученные отрицательные ответы (копии ответов включены в приложения к межевому плану) свидетельствуют о том, что обязательные к изготовлению и хранению документы утеряны государственными органами. В связи со сложившейся ситуацией кадастровым инженером принято решение восстановить содержательную часть утерянных документов по правилам, действовавшим на момент их составления. В соответствии с «Инструкцией по межеванию земель», утвержденной Роскомземом 08.04.1996, (пункт 4.1) в качестве границ уточняемого земельного участка приняты границы, совпадающие с линейными сооружениями — заборами, фасадами зданий, элементами дорожной сети и другими (здесь дается конкретное описание закрепления границ на местности). В результате кадастровых работ площадь уточненного земельного участка отличается от площади установленной документами на величину не более 10%. Согласование границ уточняемого земельного участка проведено в установленном законе порядке, а именно… Результаты согласования границ отражены в …
Данный межевой план, содержащий восстановленное описание местоположение границ может быть использован заказчиком кадастровых работ для подачи заявления об уточнении местоположения границ в органы регистрации. В случае отказа в государственной регистрации уточнения границ земельного участка, данный межевой план может служить основанием для подготовки искового заявления в суд о восстановлении утраченного государственными органами при хранении описания границ земельного участка.»
Порядок действий при отсутствии графических документов, определяющих местоположение уточняемых границ для земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства
Для садовых и дачных земельных участков, утвержденные проекты планировки и застройки для которых отсутствуют или фактические границы которых не соответствуют имеющимся документам, можно воспользоваться возможностями, предоставляемыми пунктом 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Данный пункт предусматривает предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина, к которому прилагается Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная по заказу владельца земельного участка. Указанную Схему вправе изготовить по заказу кадастровый инженер.
Земли общего пользования в садоводческих и дачных объединениях граждан на основании требований пункта 2.9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» могут быть оформлены на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Порядок действий при отсутствии прав на земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом
Для случая оформления фактического пользования земельным участком без документов, можно воспользоваться возможностями, предоставляемыми пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Данный пункт предусматривает приобретение бесплатно в собственность земельного участка гражданином, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. В подобном случае с заявлением о приобретении земельного участка в собственность бесплатно следует обратиться в орган местного самоуправления с заявлением и приложением Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указанную Схему вправе изготовить по заказу кадастровый инженер.
Порядок действий в случае уточнения границ земельных участков, точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или отсутствует
1) При уточнении границ земельных участков, точность определения координат которых ниже нормативной или отсутствует в сведениях ЕГРН, в состав приложений межевого плана включают документы, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании, что определено частью 10 статьи 222 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». К таким документам относятся:
- проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- утвержденный проект межевания территории;
- другие документы, предусмотренные законодательством, действовавшим в момент их издания.
2) Согласование границ уточняемого земельного участка проводится в соответствии с требованиями статей 39 и 40 221-ФЗ «О кадастровой деятельности.
3) В заключение кадастрового инженера включается пункт примерно следующего содержания:
«В ходе выполнения кадастровых работ на земельном участке с кадастровым номером … установлено, сто координаты содержащиеся в ЕГРН полностью совпадают с координатами, определенными методом спутниковых геодезических измерений (геодезическим методом) с точность 0.10 м. В ходе проведения кадастровых работ новых точек образовано не было. Площадь земельного участка по результатам кадастровых работ не изменилась. Конфигурация границ земельного участка соответствует документу, определившим местоположение границ земельного участка при его образовании. Документом, определившим местоположение границ земельного участка при его образовании послужил ….».
4) Изменять конфигурацию границ земельного участка, сведения о точности определения координат которого ниже нормативной, не рекомендуется. Сведения о точности, внесенные в ЕГРН как правило никакого реального содержания не несут и служат простой формальностью.
Росреестра от 29.01.2022 N 14-01147/21@
Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, сообщает.
Пунктами 44, 45 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных действующим в настоящее время приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (далее – Требования), установлено, что:
описание закрепления точки в разделах текстовой части межевого плана указывается в отношении новых точек границ земельных участков (частей земельных участков), а также существующих точек границ земельных участков (частей земельных участков), местоположение которых уточнено в результате кадастровых работ, в случае если такие точки закреплены долговременными объектами (например, бетонный пилон);
описание прохождения части границ земельного участка в разделах текстовой части межевого плана указывается в случае, если части границ земельного участка совпадают с местоположением внешних границ природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
Исходя из указанных норм:
описание закрепления точки в реквизите “Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером” раздела “Сведения об уточняемых земельных участках” межевого плана указывается в случае, если она закреплена долговременным объектом. При этом Требованиями не установлена необходимость наличия в ЕГРН сведений о таком долговременном объекте;
описание прохождения частей границы земельного участка в реквизите “Сведения о частях границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером” раздела “Сведения об уточняемых земельных участках” межевого плана указывается при одновременном соблюдении условий – эти части границы совпадают с местоположением внешних границ природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения и сведения об этих объектах содержатся в ЕГРН. При этом, если в ходе проведения кадастровых работ в отношении соответствующего земельного участка кадастровым инженером установлен факт наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН об указанных объектах, соответствующая информация (в том числе результаты необходимых измерений) должна содержаться в разделе “Заключение кадастрового инженера”.
Необходимо отметить, что местоположение границ земельного участка при их уточнении согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон о недвижимости) и пункту 70 Требований определяется:
исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок;
исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (при отсутствии документа, подтверждающего право на земельный участок);
в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать лет и более и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (при отсутствии в документах сведений о местоположении границ земельного участка).
Таким образом, местоположение границ земельного участка при их уточнении должно определяться соответствующими документами или при отсутствии таковых – их существованием на местности пятнадцать и более лет и закреплением с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения.
Пунктом 70 Требований предусмотрено включение в состав раздела “Заключение кадастрового инженера” межевого плана, в котором в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);
сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 01.01.2019, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Учитывая изложенное, если в отношении границы уточняемого земельного участка отсутствует закрепление на местности с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, подтверждающее их существование на местности пятнадцать и более лет, их местоположение, как представляется, должно определяться документами, указанными в части 10 статьи 22 Закона о недвижимости, пункте 70 Требований, в частности, подтверждающими право на земельный участок, определявшими местоположение его границ при образовании.
Установление местоположения границ земельного участка
от 3 июня 2011 года N 267
(с изменениями на 6 апреля 2018 года)
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года N 586 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.10.2016, N 0001201610070029);
приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.06.2018, N 0001201806280022).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ “О землеустройстве” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст.2582; 2005, N 30, ст.3098; 2006, N 50, ст.5279; 2008, N 20, ст.2251; N 30, ст.3616) и пунктом 5.2.28.6 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2867; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 18, ст.2257; N 19, ст.2344; N 25, ст.3052; N 26, ст.3190; N 38, ст.4500; N 41, ст.4777; N 46, ст.5488; 2010, N 5, ст.532; N 9, ст.960; N 10, ст.1085; N 19, ст.2324; N 21, ст.2602; N 26, ст.3350; N 40, ст.5068; N 41, ст.5240; N 45, ст.5860; N 52, ст.7104; 2011, N 6, ст.888; N 9, ст.1251; N 12, ст.1640; N 14, ст.1935; N 15, ст.2131; N 17, ст.2411, ст.2424),
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
12 июля 2011 года,
регистрационный N 21318
УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России
от 3 июня 2011 года N 267
Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства
(с изменениями на 6 апреля 2018 года)
1. Настоящий Порядок определяет правила описания местоположения границ территорий субъектов Российской Федерации, границ территорий муниципальных образований, а также границ частей указанных территорий (далее – объекты землеустройства).
2. Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.
3. Местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – установленная система координат).
4. Координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже точности картографической основы Единого государственного реестра недвижимости, принятой на территории, на которой размещается граница объекта землеустройства.
Если часть границы объекта землеустройства совпадает с частью границы учтенного в Едином государственном реестре недвижимости земельного участка, то в качестве описания местоположения такой части границы объекта землеустройства принимается указанная часть границы земельного участка, за исключением случаев, если сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения.
5. Описание местоположения границ объектов землеустройства может осуществляться с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах объектов землеустройства или с целью изменения (уточнения) сведений о границах объектов землеустройства, которые ранее были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 октября 2016 года приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года N 586; в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177. – См. предыдущую редакцию)
5.1. Описание местоположения границ объектов землеустройства, которое осуществляется с целью внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости, может производиться как в отношении всей границы объекта землеустройства, так и в отношении части (частей) его границы. Описание границы объекта землеустройства может быть представлено в виде:
– одного замкнутого контура (полигона);
– нескольких замкнутых контуров (полигонов);
– отрезков прямых или ломаных линий.
5.2. Включенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах объекта землеустройства могут изменяться (уточняться):
– по результатам кадастровых работ в отношении границ земельного участка (участков), если часть границы объекта землеустройства должна совпадать с частью границы указанного земельного участка, при условии, что граница такого земельного участка определялась с более высокой точностью, чем граница объекта землеустройства;
– по результатам работ по установлению на местности границ объектов землеустройства;
– в случаях изменения описания местоположения границ объектов землеустройства или прохождения Государственной границы Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования.
6.3. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в Единый государственный реестр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
6.4. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.
6.5. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.
7. При описании местоположения административных границ дополнительно составляется текстовое описание местоположения административной границы относительно природных и созданных трудом человека объектов (базисов). При выборе базисов принимается во внимание обеспечение их долговременной сохранности.
Количество точек, в которых изменяется текстовое описание местоположения границ объекта землеустройства, и количество характерных точек границ может не совпадать.
Текстовое описание местоположения границ может составляться в отношении других объектов землеустройства, если предусмотрено соответствующим договором подряда.
8. В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 621 “Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению”.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст.4038.
При описании местоположения границ объекта землеустройства карта (план) объекта землеустройства составляется на территорию, не превышающую одного кадастрового округа.
Сведения о земельных участках, расположенных в границах объекта землеустройства, в карту (план) соответствующего объекта землеустройства, подготовленную в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, не включаются.
Текстовое описание местоположения границы объекта землеустройства включается в состав карты (плана) объекта землеустройства в графу “Описание прохождения части границ” реквизита “Сведения о частях границ объекта землеустройства” раздела “Сведения о местоположении границ объекта землеустройства”.
Для оформления графической части карты (плана) объекта землеустройства, подготовленной в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, используются материалы и данные картографических работ масштаба 1:100000 и крупнее.
9. Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело.
В землеустроительное дело включаются:
– документы (в том числе фрагменты и извлечения из таких документов), указанные в пункте 2 настоящего Порядка;
– карта (план) объекта землеустройства.
Один экземпляр землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
10. При описании местоположения границ между субъектами Российской Федерации в результате установления (изменения) таких границ соответствующая граница описывается в установленных системах координат.
Карта (план) объекта землеустройства составляется в отношении границы между субъектами Российской Федерации с учетом необходимости внесения сведений о такой границе в соответствующие смежные кадастровые округа в двух экземплярах с указанием координат характерных точек в системе координат каждого из смежных кадастровых округов.
В случае если местоположение характерных точек границы между субъектами Российской Федерации определялось также в единой государственной системе координат, список координат характерных точек такой границы, определенных в единой государственной системе координат, включается в землеустроительное дело, сформированное в отношении данной границы.
Составленная в отношении границы между субъектами Российской Федерации карта (план) объекта землеустройства согласовывается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении которых устанавливалась (уточнялась) граница между субъектами Российской Федерации.
В землеустроительное дело, скомплектованное в двух экземплярах по результатам землеустроительных работ по описанию местоположения границы между субъектами Российской Федерации, помещаются два экземпляра согласованной указанными органами государственной власти карты (плана) объекта землеустройства, составленной в системе координат каждого из смежных кадастровых округов. Землеустроительное дело в двух экземплярах передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Установление местоположения границ земельного участка
Пресс-центр
Публикации о Росреестре
Как провести межевание земельного участка
Как провести межевание земельного участка
Межевание земельного участка проводится для установления его границ на местности. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами новых земельных участков, купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Самостоятельно провести межевание участка нельзя, поскольку для этого необходимо иметь лицензию на право осуществления геодезической и картографической деятельности.
Для проведения межевания можно придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Подготовьте документы на земельный участок:
– свидетельство о праве собственности на земельный участок. Также это могут быть постановление администрации о предоставлении земельного участка, нотариальное свидетельство о праве на наследство, решение суда, договор купли-продажи, мены, дарения;
– паспорт правообладателя земельного участка (и его копию);
– доверенность на представителя (если от имени собственника будет действовать представитель).
Шаг 2. Заключите договор с землеустроительной (межевой) организацией.
Найти подходящую межевую организацию можно самостоятельно с помощью сети Интернет или по рекламным объявлениям в вашей кадастровой палате.
При заключении договора необходимо договориться об оплате услуг межевой организации. Можно как заключить договор на условиях полной предоплаты, так и внести аванс.
Стоимость работ по межеванию земельного участка определяется индивидуально и зависит от многих факторов: размера и конфигурации земельного участка, сроков проведения работ, местонахождения участка и др.
Шаг 3. Проведите межевание земельного участка.
Межевание выполняется привлеченной вами специализированной организацией и включает в себя обычно комплекс работ:
– сбор и изучение сведений о земельном участке, предоставленных вами документов на землю, имеющихся геодезических данных по участку, а также адресов соседних (смежных с вашим) земельных участков;
– подготовку проекта межевания (или технического проекта), который должен соответствовать заданию на межевание;
– обязательное уведомление соседей по участку (то есть лиц, права которых могут быть затронуты межеванием);
– выезд на место и определение границ участка на местности. Как правило, границы участка определяются по фактическому пользованию либо со слов собственника. При этом обязательно должен быть получен акт согласования границ участка с соседями;
– геодезическую съемку участка и определение координат межевых знаков;
– точное определение площади земельного участка;
– подготовку плана земельного участка со всеми его границами;
– формирование межевого дела.
Шаг 4. Получите межевое дело.
По окончании работ по межеванию участка собственнику должны быть выданы два экземпляра межевого дела, один из которых остается у собственника, а второй подается в кадастровую палату для присвоения участку кадастрового номера.
Шаг 5. Подайте документы в орган кадастрового учета – территориальное отделение Росреестра для получения кадастрового паспорта.
Один экземпляр межевого дела нужно подать в орган кадастрового учета, после чего вам будет выдан кадастровый паспорт земельного участка, определяющий, что участок поставлен на кадастровый учет.
Срок получения кадастрового паспорта составляет, как правило, от одного до двух месяцев.
Шаг 6. Подайте документы на государственную регистрацию права собственности и уплатите госпошлину.
Регистрирующим органом является территориальное управление Росреестра по месту нахождения земельного участка.
Документы можно представить лично, через многофункциональный центр, в электронной форме или направить по почте.
За госрегистрацию права собственности физлица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, уплачивается госпошлина в размере 350 руб. (пп. 24 п. 1 ст. 333.33Налогового кодекса РФ).
Шаг 7. Получите документы после государственной регистрации.
Срок государственной регистрации прав не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов.
———-
Опубликовано: газета «Правильный выбор», выпуск № 44, от 09.11.2016