Паспорт Платона
Этот паспорт представляет собой свод информации и правил по предоставленному бортовому устройству и общей комплектации. Паспорт необходим для того, чтобы отслеживать все действия, проводимые с бортовым устройством, а также чтобы знать свои права и обязанности, с этим связанные. В паспорте присутствует 13 небольших разделов по основной информации. Вот их краткое описание:
1 Основные сведения об изделии
В этом разделе описываются сведения о бортовом устройстве, рассказывается, для чего оно нужно (для определения навигационных параметров транспорта, записи, хранения и передачи информации оператору для определения размера платы)и как устанавливается в кабине грузовика транспортного средства (подключается к бортовой электросети через прикуриватель).
2 Комплект поставки
Перечислены предметы, входящие в комплект. Это бортовое устройство, четыре присоски для крепления, паспорт и руководство пользователя.
3 Эксплуатация и хранение
Описаны ограничения условий эксплуатации и условия отказа в гарантийном ремонте.
Для передачи Пользователю хранение БУ должно осуществляться в штатной упаковке, в отсутствии агрессивных веществ и паров, при температуре окружающего воздуха от +5°С до +25°С.
Утилизация бортового устройства производится в соответствии с Федеральным законом “Об отходах производства и потребления”.
5 Основные технические характеристики
Этот раздел включает некоторые характеристики бортового устройства, например, поддерживаемые ГНСС, размеры и масса, напряжения питания и другие.
6 Метрологические характеристики
Этот раздел включает погрешности по высоте и погрешности по времени.
7 Движение изделия в ходе эксплуатации
Содержит информацию о дате ввода в эксплуатацию и отметку пункта выдачи.
8 Сведения о сертификации
Здесь приводятся декларации и сертификаты и соответствии требованиям различных нормативных документов.
9 Сроки эксплуатации, хранения и гарантии
В этом разделе написан гарантийный срок бортового устройства и гарантийный срок аккумулятора. Бортовое устройство может действовать три года с даты ввода в эксплуатацию либо 150 календарных дней с момента поставки. Аккумулятор действует три года либо 1000 циклов перезаряда.
10 Сведения об упаковывании
В этом разделе подтверждается, что бортовое устройство упаковано правильно, и ставится печать.
11 Сведения о приёмке
Подтверждается, что бортовое устройство пригодно к эксплуатации, и также ставится печать.
12 Отметки о ремонте и обслуживании
Здесь фиксируется каждый раз, когда бортовое устройство ремонтируется или обслуживается. Отмечается дата поступления в пункт сервиса, номер акта экспертизы, отметка о ремонте или обслуживании, изменение гарантийного срока либо дата следующего тех. обслуживания.
13 Сведения о поверке
Пишется дата поверки, результат, вид, фамилия поверителя и оттиск клейма поверителя.
Как восстановить паспорт на бортовое устройство Платон, если он утерян
В случае потери паспорта или взамен пришедшего в негодность, его можно восстановить. Для восстановления паспорта Платона нужно предоставить договор безвозмездного пользования ООО “РТИТС”. Он заключается с владельцем транспортного средства, зарегистрированным в системе взимания платы. Также нужно предоставить акт приема-передач, где указан заводской номер бортового устройства.
Заводской номер можно узнать на бортовом устройстве либо в документах.
Где получить и как установить бортовое устройство Платон
Для движения по дорогам федерального значения, автомобили массой больше 12 т могут оборудоваться электронным устройством БУ-1201 системы «Платон». Этот прибор является одним из технических элементов контроля и используется как альтернатива маршрутной карте. С его применением, отпадает необходимость в строгом следовании плану составленного маршрута.
Описание БУ «Платон»
БУ имеет встроенные модули систем спутниковой навигации и отслеживает перемещения автомобиля. Данные о местоположении передаются по сотовой сети в Центр обработки информации платежной системы. В комплект БУ входят:
- само устройство;
- кабель для прикуривателя;
- присоски для крепления;
- инструкция и паспорт устройства.
Для крепления может применяться специальный кронштейн или двусторонний скотч (в комплект не входят). Устанавливается БУ на ветровое стекло, в части, не мешающей обзору водителя.
- Обезжирить участок стекла;
- Прикрепить, предварительно смоченные присоски к корпусу устройства или кронштейну;
- Приложить БУ (кронштейн) к выбранному участку и слегка надавить;
- Если выбран способ крепления с помощью кронштейна — закрепить устройство в держателе;
- При использовании скотча — снять с него защитную пленку, наклеить на корпус прибора и приложить устройство к стеклу;
- Подключить прибор к прикуривателю.
На корпусе БУ расположены несколько индикаторов для визуального контроля и оповещения, с их помощью определяется возможность движения и неисправности устройства:
индикатор заряда встроенной батареи;
- уровень сигнала сотовой сети;
- сигнал приема навигационного модуля;
- индикатор баланса денежных средств;
- состояние режима работы БУ;
- индикатор режима звукового оповещения.
Звуковой сигнал подается устройством при включении или отключении питания, в случае изменения режима работы или неполадок. Функция оповещения звуком активируется или выключается пользователем, нажатием единственной кнопки на корпусе.
В такой ситуации необходимо немедленно обратиться к Оператору системы и следовать инструкциям.
Если на подключенном бортовом устройстве не горит ни один индикатор, то это может говорить о неисправности, что также требует обращения в Колл-центр для получения дальнейших инструкций.
БУ «Платон» имеет ряд требований и ограничений по условиям эксплуатации:
- в случае выхода температура воздуха за пределы +25 0 C и -10 0 C, при длительной остановке требуется снимать БУ для сохранения его работоспособности;
- следует периодически проверять надежность крепления к стеклу, чтобы избежать падения устройства и его повреждение;
- не рекомендуется запускать двигатель при подключенном в прикуриватель устройстве, это может вызвать повреждение прибора действием высокого пускового тока;
- для очистки БУ следует использовать влажные салфетки;
- необходимо производить регулярную проверку кабеля и корпуса устройства, в случае обнаружения повреждений проинформировать Центр поддержки;
- запрещено подключать БУ, если напряжение бортовой сети превышает 32 В;
- не допускается вскрытие корпуса устройства и воздействие на него острыми предметами;
- рабочий диапазон температур для БУ — от +55 0 С до — 40 0 С.
Где и как получить бортовое устройство Платон
Установка БУ значительно упрощает пользование системой «Платон». Средства со счета владельца автомобиля списываются в автоматическом режиме за фактически пройденный путь. Это не требует предварительного внесения маршрута в систему.
Для получения прибора, прежде всего, требуется пройти бесплатную регистрацию на сайте системы «Платон», заполнив соответствующую форму. Произвести эти действия также можно и посетив Центр поддержки, предоставив следующие документы и информацию:
- паспорт владельца ТС;
- свидетельство о регистрации ТС;
- данные для связи (номер телефона, email).
В течение 10 дней со дня регистрации, пользователь получает возможность доступа в личный онлайн-кабинет. Здесь можно оставить заявку на получение бортового устройства. Для дальнейших действий, необходимо посетить Центр поддержки лично владельцу ТС или его представителю, с оригиналами и копиями документов:
- паспорт, либо иное удостоверение личности (копия и оригинал);
- для ИП и юрлиц, зарегистрированных в РФ — свидетельство о регистрации формы деятельности и постановке на налоговый учет (копия);
- для юрлиц, зарегистрированных в другой стране, кроме перечисленного — документ, удостоверяющий полномочия исполнительного органа и положение о представительстве в РФ (копия).
Если обращение производится представителем владельца ТС, то копии всех бумаг должны заверяться подписью собственника, с указанием даты и сведениями о нахождении оригинала. После сдачи необходимых документов, заключается договор о пользовании БУ на безвозмездной основе.
Как заменить БУ
Продолжительность службы БУ составляет 3 года, после чего требуется его замена. Для этой процедуры, необходимо за три недели до истечения установленного времени обратиться в Центр поддержки. Если пользователь не успел этого сделать, то у него есть еще не более трех дней, с момента окончания срока службы устройства.
Обращаться при этом можно в любой Центр, как по предварительной записи, так и в порядке очереди.
Для замены требуется сдать старое БУ со всеми комплектующими, в целом и исправном состоянии. Также необходимо предъявить паспорт и, если обратившееся лицо не является собственником, доверенность рекомендованной формы. Чтобы получить новое БУ, понадобятся копии свидетельства о регистрации ИП и о постановке на налоговый учет. Для юрлиц, кроме того, потребуется подтверждение полномочий исполнительного органа организации.
По истечении срока службы БУ, договор о его использовании заканчивает свое действие. Дальнейшая езда приравнивается к передвижению без прибора контроля и влечет наложение штрафа. В таком случае рекомендуется прибегнуть к оформлению маршрутной карты.
Для замены бортовых устройств «Платона» не нашлось правовых оснований 16:33, 15 февраля 2019 Версия для печати
Пробел в законодательстве хотят прикрыть с помощью поправок к соответствующему постановлению правительства. Если их примут, перевозчикам придётся следить за сроком годности бортовых устройств; езда с “просроченным” терминалом будет приравнена к его отсутствию.
Министерство транспорта предлагает законодательно закрепить обязанность владельцев транспортных средств, зарегистрированных в системе «Платон», контролировать срок службы бортового устройства. Соответствующие изменения в Постановление Правительства №504 от 14-го июня 2013-го года вынесены на общественное обсуждение на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В пояснительной записке к документу отмечается, что поправки призваны обеспечить для оператора системы правовую возможность замены исправных, но с истекшим сроком службы бортовых устройств.
Что примечательно: о необходимости плановой, раз в три года, замены бортового устройства «Платон» в Министерстве транспорта вспомнили в июле прошлого года. Тогда же на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов уведомили о начале работ над соответствующим изменением Постановления Правительства. Планировалось, что к сентябрю 2018-го года документ будет готов и вступит в силу. Однако на данный момент этого так и не произошло.
На самом деле, вынесенный сейчас на обсуждение проект Постановления и есть тот самый доработанный, наконец-то, документ.
Вместе с тем плановая замена бортовых устройств началась уже в сентябре прошлого года. К октябрю, как сообщал оператор системы на запрос Trans.ru, была произведена своевременная замена более 60 тыс. аппаратов. А в ноябре, подчеркнем, и самой системе, а не только первым выданным оператором устройствам исполнилось ровно 3 года.
В пояснительной записке к опубликованному сейчас проекту документа и представители Министерства транспорта отмечают, что в прошлом, 2018-м, году срок службы истек как минимум у 166 759 устройств.
При этом в разъяснениях на официальном сайте оператора «Платона» указывается, что движение с «просроченным» аппаратом приравнивается к отсутствию такового (то есть, как следствие, к отсутствию платы за проезд) и наказывается штрафом в размере 5 тыс. рублей или 10 тыс. рублей при повторном нарушении (ст. 12.21.3 КоАП РФ).
Тем временем, подчеркнем, действующая редакция Постановления предусматривает замену бортового устройства лишь в случае его неисправности (пункт 105 документа): срок службы, а равно и обязанность со стороны владельца транспортного средства этот срок службы контролировать, там не оговаривается.
Оператор системы, объясняя необходимость замены, ссылается на паспорт бортового устройства, где изначально прописан разрешенный период его эксплуатации в 3 года, а также на заключаемый с каждым пользователем договор, который, по прописанным в нем условиям, становится недействительным в тот момент, когда истекает срок службы аппарата.
Само же Министерство транспорта, предлагая изменения в действующее Постановление (о сроке службы и контроле за ним), признается, что без них нет правовой возможности для замены исправного устройства.
Напомним: о том, что исправное бортовое устройство, оказывается, имеет свой срок «годности», вспомнили в связи с требованиями ФСБ к средствам криптографической защиты информации (СКЗИ). Считается, что они могут обеспечивать передачу достоверных данных только в течение 3 лет, после информацию якобы можно подкорректировать.
Что еще интересно?
Интересны слова, которыми Министерство транспорта предлагает дополнить 106-й пункт Постановления. А именно:
«При возврате некомплектного или неисправного бортового устройства компенсация не взыскивается».
Со вступлением в силу новой версии документа компенсировать стоимость аппарата пользователь системы должен будет лишь при повреждении его корпуса или пломбы.
Вместе с тем на данный момент владелец транспортного средства, по договору с оператором «Платона», продолжает возмещать даже отсутствие паспорта бортового устройства (без него, считается, аппарат сдается не в полной комплектации), не говоря уже о каких-то действительных неисправностях.
Стоимость полного комплекта бортового устройства при этом оценивается в 6822,98 рубля.
Но есть и плюсы
Новая редакция Постановления, что важно, разрешит получать новое бортовое устройство, а только потом сдавать старое. В то время как сейчас без возврата аппарата с истекшим сроком службы получить на руки новое устройство пользователь никак не может. А это значит, что, пока он осуществляет замену, либо его автомобиль простаивает, либо время и силы тратятся на оформление маршрутных карт.