Проверочные листы при проверках

Проверочные листы при проверках

от 18 сентября 2017 года N 860

Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора

В соответствии с частью 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6249; 2009, N 18, ст.2140; N 29, ст.3601; N 48, ст.5711; N 52, ст.6441; 2010, N 17, ст.1988; N 18, ст.2142; N 31, ст.4160, ст.4193, ст.4196; N 32, ст.4298; 2011, N 1, ст.20; N 7, ст.905; N 17, ст.2310; N 23, ст.3263; N 27, ст.3873, ст.3880; N 30, ст.4590; N 48, ст.6728; 2012, N 19, ст.2281; N 26, ст.3446; N 31, ст.4320, ст.4322; N 47, ст.6402; 2013, N 9, ст.874; N 27, ст.3477; N 30, ст.4041, ст.4243; N 44, ст.5633; N 48, ст.6165; N 49, ст.6338; N 52, ст.6961, ст.6979, ст.6981; 2014, N 11, ст.1092, ст.1098; N 26, ст.3366; N 30, ст.4220, ст.4235, ст.4243, ст.4256; N 42, ст.5615; N 48, ст.6659; 2015, N 1, ст.53, ст.64; ст.72; ст.85; N 14, ст.2022; N 18, ст.2614; N 27, ст.3950; N 29, ст.4339; ст.4362; ст.4372; ст.4389; N 45, ст.6207; N 48, ст.6707; 2016, N 11, ст.1495; N 18, ст.2503; N 27, ст.4160, ст.4164, ст.4187, ст.4194, ст.4210, ст.4287; N 50, ст.6975; 2017, N 9, ст.1276; N 18, ст.2673), постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 N 177 “Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 9, ст.1359)

1. Утвердить формы проверочных листов (списков основных контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

1.1. Форму проверочного листа (списка основных контрольных вопросов) при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях (объектах) общественного питания (приложение N 1);

1.2. Форму проверочного листа (списка основных контрольных вопросов) при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях торговли (приложение N 2);

1.3. Форму проверочного листа (списка основных контрольных вопросов) при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований в парикмахерских, салонах красоты, соляриях (приложение N 3).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

в Министерстве юстиции

22 декабря 2017 года,

регистрационный N 49396

Приложение N 1
к приказу Роспотребнадзора
от 18 сентября 2017 года N 860

Проверочный лист (список основных контрольных вопросов) при проведении плановой проверки с целью федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях (объектах) общественного питания

Настоящая форма проверочного листа (списка основных контрольных вопросов) применяется при проведении должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением обязательных требований на предприятиях (объектах) общественного питания.

Предмет плановой проверки ограничивается требованиями, изложенными в форме проверочного листа.

1. Наименование территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

3. Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя:

4. Место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) указание на используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем производственные объекты:

5. Реквизиты распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о проведении проверки:

READ
Как сделать парковку во дворе по закону

(дата и номер документа, должность, фамилия и инициалы должностного лица, подписавшего документ)

6. Учетный номер проверки и дата присвоения учетного номера проверки в едином реестре проверок:

7. Должность, фамилия и инициалы должностного лица территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проводящего плановую проверку и заполняющего проверочный лист:

8. Перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки:

Вопросы, отражающие содержание обязательных требований

Ответы на вопросы

Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования

Указывается: “да”, “нет”, либо “н/р”, если требование на юридическое лицо/индивидуального предпринимателя не распространяется.

1. Общие требования

Представлено ли юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомление в органы Роспотребнадзора о начале осуществления предпринимательской деятельности?

________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч.1), ст.6249; 2017, N 18, ст.2673.

2. Требования к размещению

Соблюдаются ли в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки (при размещении предприятия (объекта) общественного питания в пристроенных, встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях) гигиенические нормативы:

Проверочные листы при проверках

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Проверки Отменены ли с 1 июля 2022 года при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проверочные листы в связи с выходом Федерального закона от 31.07.2022 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”? Применяют ли сейчас проверочные листы инспекторы труда?

Отменены ли с 1 июля 2022 года при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проверочные листы в связи с выходом Федерального закона от 31.07.2022 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”? Применяют ли сейчас проверочные листы инспекторы труда?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При проведения контрольных (надзорных) мероприятий контрольные (надзорные) органы применяют проверочные листы, если это предусмотрено положением о соответствующем виде контроля (надзора). Инспекторы труда применяют проверочные листы при проведении плановых проверок соблюдения трудового законодательства.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 53 Федерального закона от 31 июля 2022 г. N 248-ФЗ О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (далее – Закон N 248-ФЗ) в целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах контроля и оптимизации проведения контрольных (надзорных) мероприятий контрольные (надзорные) органы формируют и утверждают проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований). Проверочные листы не могут возлагать на контролируемое лицо обязанность по соблюдению обязательных требований, не предусмотренных законодательством РФ.
С 1 марта 2022 г. вступит в силу пункт 2 вышеуказанной нормы закона, согласно которому требования к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаи обязательного применения проверочных листов устанавливаются Правительством РФ.
До 1 марта 2022 года в части применения проверочных листов действуют нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее – Закон N 294-ФЗ).
В рамках соответствующей регламентации в ч. 11.1 ст. 9 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов).
Так, например, в соответствии с п. 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875, плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Законом N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных Трудовым Кодексом РФ. При проведении плановых проверок всех работодателей – юридических лиц и работодателей – физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, государственные инспекторы труда используют проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Отметим, что при принятии Закона N 248-ФЗ в нем содержалась часть 3 статьи 53, согласно которой проверочные листы подлежали применению инспектором при проведении выездного обследования, инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки. Это означало, что при проведении плановых проверок проверочные листы не должны применяться, а в силу положений Закона N 294-ФЗ единственное мероприятие, где применяются проверочные листы – это плановые проверки. Поэтому с принятием нового Закона N 248-ФЗ появилось понимание, что проверочные листы с 1 июля 2022 года не применяются. Однако часть 3 статьи 53 Федерального закона N 248-ФЗ исключена с 11 июня 2022 г. на основании Федерального закона от 11 июня 2022 г. N 170-ФЗ.

READ
Можно ли сдать авиабилет на самолёт: правила и услови

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванова Инна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Проверочные листы при контрольно-надзорных мероприятиях: что, как, кому?

В Закон № 294-ФЗ, защищающий права юридических лиц при осуществлении контроля, в июле 2016 года введены поправки, касающиеся применения проверочных листов. Ведется активная работа по реализации данной возможности. Что же такое проверочный лист, в каких случаях он используется и насколько трудны в нем вопросы?

Внедрение проверочных листов предусмотрено Планом контрольно-надзорной деятельности на 2016 – 2017 годы и Реформой контрольно-надзорной деятельности.

Что такое проверочные листы?

Проверочные листы (ПЛ) включают в себя перечни контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении объектом проверки обязательных требований, составляющих предмет проверки. Например, ПЛ, разработанный Рострудом для проверки соблюдения требований по содержанию трудовых договоров, может содержать вопрос о наличии в трудовом договоре обязательных положений, таких как трудовая функция, сведения о гарантиях и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, условий оплаты труда и т. д.

Отвечая на данные вопросы, работодатель выбирает один из трех предложенных вариантов ответа: «да» – если положения есть, «нет» – если положений нет, «не относится» – если требование неприменимо к конкретному трудовому договору (например, о характере работы, если работа конкретного человека не имеет подвижный, разъездной или какой-то другой характер).

READ
Что делать при краже паспорта или другого документа

При этом с перечнем вопросов должны быть соотнесены реквизиты нормативных правовых актов (с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования) или требования, определенные муниципальными правовыми актами. Например, если вопрос Росприроднадзора, касающийся внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, сформулирован так: «Не допускалось ли лицами, обязанными вносить плату, сокрытие или умышленное искажение информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду?» – то ссылка на НПА быть следующей: «ст. 8.5 КоАП РФ» (сокрытие или искажение экологической информации).

В соответствии с положением о виде контроля (надзора) перечень может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к объекту проверки обязательные требования, либо ограничить предмет проверки только частью обязательных требований, соблюдение которых наиболее значимо.

Кроме перечня вопросов проверочный лист согласно Требованиям к ПЛ должен содержать следующие сведения:

  • указание вида контроля (надзора), вида (видов) деятельности объекта контроля, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа;
  • указание на ограничение предмета плановой проверки обязательными требованиями, требованиями, установленными муниципальными правовыми актами, изложенными в форме проверочного листа (если это предусмотрено соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля);
  • наименование органа контроля (надзора) и реквизиты правового акта об утверждении формы проверочного листа.

Этот список открытый, поскольку согласно п. «ж» ст. 4 Требований к ПЛ в проверочный лист могут быть включены и иные данные, установленные положением, порядком или регламентом осуществления определенного вида контроля.

Кроме того, проверочный лист должен содержать поле для внесения сведений, в частности, о наименовании объекта проверки, месте ее проведения, а также реквизиты распоряжения или приказа о ее проведении, должность, фамилию и инициалы контролера.

Статьей 5 Требований к ПЛ предусмотрена возможность оформления проверочных листов в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В каких случаях применяются ПЛ?

Проверочные листы могут быть применены при проведении проверок всех или отдельных юридических лиц – применение обуславливается типом (отдельными характеристиками) используемых ими производственных объектов либо отнесением деятельности юридического лица и (или) используемых им производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности (ч. 11.2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ с 01.01.2018 введен риск-ориентированный подход при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

Перечень видов контроля, при которых такой подход применяется, определен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

Контроль с применением риск-ориентированного подхода будет осуществляться, в частности, в виде проверок с использованием проверочных листов.

Проверочные листы применяются только при проведении плановых проверок. Обязанность их использования предусматривается соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора), а также порядком организации и проведения отдельных видов государственного, муниципального контроля (ч. 11.1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Например, Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 № 840 обязывает Росздравнадзор с 01.01.2018 при проведении плановых проверок применять проверочные листы. Постановление вносит изменения в некоторые акты Правительства РФ в части установления обязанности использования списков контрольных вопросов Росздравнадзор при осуществлении госконтроля обращения медицинских изделий; федерального госнадзора в сфере обращения лекарственных средств; госконтроля качества и безопасности медицинской деятельности.

READ
Как признать недееспособным пожилого человека для опеки

А Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774 вносит соответствующие изменения в Положение о пожарном надзоре. Аналогичные постановления вводят процедуру использования ПЛ в сфере природопользования, при федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, при проведении плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля и т. д.

При этом предмет плановой проверки будет ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Так, Роструд разработал несколько групп контрольных вопросов для разных контрольных мероприятий: о соблюдении порядка и условий изменения трудового договора, о соблюдении порядка прекращения трудового договора, о соблюдении общих требований по установлению режима работы и учету рабочего времени, о соблюдении требований по предоставлению ежегодного основного оплачиваемого отпуска и т. д.

Заполненный список контрольных вопросов прикладывается к акту проверки.

Кто разрабатывает список контрольных вопросов?

Проверочные листы разрабатывают и утверждают органы государственного или муниципального контроля. Каждый разработчик должен составить свой проверочный документ на основании Требований к ПЛ.

При проведении совместных проверок могут применяться сводные списки контрольных вопросов. В этом случае ПЛ разрабатываются и утверждаются несколькими органами контроля (надзора) (п. 5 ст. 7.1, ч. 11.4 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Где ознакомиться с проверочными листами по конкретному виду контроля?

Формы проверочных листов, утвержденные контрольно-надзорными органами федерального, регионального и муниципального уровня, должны быть размещены на официальных сайтах данных органов (п. 6 Требований к ПЛ).

Эти формы могут использоваться для разработки и размещения в сети интерактивных сервисов для проведения юридическими лицами самопроверки соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Утвержденных форм проверочных листов пока мало – большинство из них в стадии проектов. А немногие готовые пока в большинстве своем не размещены на официальных сайтах. Например, автору статьи не удалось найти на сайте Ростехнадзора (gosnadzor.ru) утвержденную Приказом Ростехнадзора от 18.05.2017 № 167 проверочную форму, применяемую при осуществлении федерального государственного строительного надзора на этапе строительства, реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики (типовая форма). В справочно-информационных системах она уже есть. На официальном сайте – пока нет.

Информация о разработке проектов соответствующих актов и итогах их общественного обсуждения должна размещаться на Портале проектов нормативно-правовых актов (regulation.gov.ru). Такие формы на момент написания статьи (август 2017 года) там разместили: Росздравнадзор, Роструд, Россельхознадзор, Росприроднадзор, МЧС, Росгидромет, Ространснадзор, Минкомсвязь.

Предполагается, что использование при проведении проверок ПЛ и их размещение в Интернете позволят повысить эффективность проверок и снизить административную нагрузку на подконтрольные субъекты.

Применение чек-листов при проверках

Обязанность применения с 01.01.2018 проверочных листов (чек-листов, списков контрольных вопросов) при проведении отдельных видов проверок предусматривается соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора) (в соответствии с ч. 11.1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ)). Как же это будет происходить?

Чек-листы содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к объекту проверки обязательные требования, соблюдение которых наиболее значимо с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ответы на вопросы однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Почему должностные лица должны применять проверочные листы?

Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ с 01.01.2018 вводит риск-ориентированный подход при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

Перечень видов контроля, при которых такой подход применяется, определен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

READ
Порядок раздела имущества, нажитого в браке

Проверки с использованием чек-листов являются разновидностью риск-ориентированного подхода.

Во исполнение данной нормы в некоторые акты Правительства РФ были внесены изменения, устанавливающие обязанность должностных лиц при проведении плановых проверок использовать проверочные листы и прописывающие механизм их использования (см. см. постановления Правительства РФ от 29.05.2017 № 652, от 28.06.2017 № 762, № 774, от 04.07.2017 № 787, № 840, от 04.08.2017 № 930, от 30.08.2017 № 1041).

Например, Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 № 840 вносит такие изменения в положения: о госконтроле за обращением медизделий; о федеральном госнадзоре в сфере обращения лекарственных средств; о госконтроле качества и безопасности медицинской деятельности, – а Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774 – в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре.

Изменениями определено, что предмет плановых проверок ограничен только вопросами, содержащимися в форме проверочного листа. Если при проведении плановой проверки должен быть список контрольных вопросов, то согласно п. 5.1 ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) указываются в том числе реквизиты проверочного листа.

В каких случаях применяются проверочные листы?

Проверочные листы могут применяться только при проведении плановых проверок, внеплановыми проверками ответы на вопросы проверочных листов согласно Закону № 294-ФЗ не предусмотрены.

Что входит в проверочный лист?

Существуют общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (далее – Требования) – они установлены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177. Форма проверочного листа не утверждена – она может быть любая. А вот ее содержание подробно прописано в п. 4 Требований.

Проверочный лист, в частности, должен содержать: указание вида контроля (надзора), вида (видов) деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа. В форме также приводятся соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты НПА (с указанием их структурных единиц, которыми определены обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами). Например, вопрос проверочного листа Роструда об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты соотносится с абз. 1 п. 10 Правил охраны труда сварщиков.

Формы проверочных листов, как правило, включают три варианта ответов на вопросы: «да», «нет» либо «н/р» (или «не относится»).

Если требование выполняется, то ставится отметка «да».

По отметке «нет», свидетельствующей о несоблюдении обязательного требования, могут понадобиться соответствующие пояснения, которые должны отражаться в акте проверки в разделе «Сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований».

Некоторые листы содержат указания «расшифровки» ответов типа «н/р» (или «не относится»). Так, в проверочном листе Росприроднадзора, применяемом при осуществлении федерального государственного экологического надзора, при ответе на вопрос № 22 – о получении положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на определенные объекты (они перечислены в вопросе) отметка «н/р» может быть поставлена, если проверяемое лицо не эксплуатирует объекты размещения, обезвреживания отходов либо эксплуатирует данные объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в связи с этим отсутствует обязанность по получению заключения государственной экологической экспертизы). А в случае, когда у проверяемого отсутствуют источники выбросов/сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отметка «н/р» ставится в ответе на вопрос об установлении предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) и т. д.

К сведению: Некоторые вопросы чек-листов касаются наличия у юридического лица документов.

В связи с этим следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица представления документов и (или) информации (включая разрешительные документы), которые могут быть получены ими самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Иными словами, контролеры не могут запросить у проверяемого документы, которые также имеются в распоряжении иных госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных данным органам учреждений, например, копию прокатного удостоверения на фильм – в этом случае им следует обратиться в Минкультуры, сведения об отсутствии (наличии) задолженности по страховым взносам, по пеням и штрафам выдает ПФ РФ, сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности запрашиваются у Росстата. С полным списком документов, получаемых контролерами по системе межведомственного электронного взаимодействия, можно ознакомиться в Перечне, утвержденном Правительством РФ.

READ
Платят ли пенсионеры налог на землю

Проверочные листы могут быть оформлены в виде электронного документа, если это предусмотрено положением о виде федерального госконтроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального госконтроля (надзора), вида муниципального контроля. Тогда они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 5 Требований).

Кто разрабатывает и утверждает проверочные листы?

Проверочные листы разрабатывают и утверждают на основании Требований органы государственного контроля (надзора) – эта обязанность установлена ч. 11.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ. Так, Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 утверждены 107 форм проверочных листов «на все случаи жизни» – от контроля порядка оформления на работу до мониторинга соблюдения гарантий медработников. А Приказом Росприроднадзора № 447 данных форм утверждено 7.

При проведении совместных проверок могут применяться сводные списки контрольных вопросов. В этом случае чек-листы разрабатываются и утверждаются несколькими органами контроля (надзора) (п. 5 ст. 7.1, ч. 11.4 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Можно ли ознакомиться с контрольными вопросами до проверки?

Предполагается, что все формы проверочных листов будут опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru. На официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) можно будет ознакомиться с профильными чек-листами. Так проверочные листы Роструда находятся на сайте rostrud.ru в разделе «Федеральная служба по труду и занятости / О Роструде / Деятельность».

Данная форма контроля рассматривается и как профилактическая, поскольку позволяет провести самооценку выполнения обязательных требований до прихода инспектора и своевременно устранить недостатки.

Формы чек-листов уже начали использоваться для разработки и размещения в Сети интерактивных сервисов для проведения юридическими лицами самопроверки соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Так, Роструд запустил сервис Онлайнинспекция.рф, где работодатели, например, могут проверить себя на предмет правильности составления трудового договора или воспользоваться сервисом «Электронный инспектор», чтобы оценить соблюдение требований по всем «трудовым» направлениям. Кстати, на этом же сервисе есть рабочая ссылка на проверочные листы Роструда.

По каким видам надзора будут заполнять листы?

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. В этих формах (обычно в п. 5) прописываются и виды надзора, по которым заполняются проверочные листы.

Когда в приказе предусмотрено проведение федерального государственного надзора без указания конкретных видов, заполнению подлежат все проверочные листы.

В случае если в приказе предусмотрено проведение федерального государственного надзора в части отдельных его видов (так, у Росприроднадзора это может быть земельный, геологический надзор и т. д.), то, во-первых, заполняется форма проверочного листа по общим вопросам федерального государственного экологического надзора, а во-вторых, соответствующие формы по видам надзора.

READ
Автострахование: Основные виды, калькулятор, 2022 год.

А если объектов проверки несколько?

Место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) используемые юридическим лицом проверяемые производственные объекты обычно указываются в п. 4 формы проверочного листа. При проведении проверки по нескольким адресам или в отношении нескольких производственных объектов все они должны быть названы в проверочном листе.

В отношении отдельных объектов, отнесенных к категориям умеренного риска, чек-листы могут не применяться до 01.07.2018. В первую очередь это касается объектов проверки Росприроднадзора (федеральный государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения и т. д.) и пожарного надзора.

Если объекты не подпадают под положение о применении списка контрольных вопросов при проверках, то они, соответственно, не указываются в форме проверочного листа.

Независимо от количества адресов мест осуществления деятельности и производственных объектов у проверяемого лица чек-лист по результатам проверки по каждому направлению надзора заполняется один.

Оформление результатов проверки с использованием проверочного листа

Заполненный по результатам проверки чек-лист должен быть приложен к акту проверки – он оформляется вместе с актом непосредственно после ее завершения (ч. 11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Экземпляр акта с приложением копии чек-листа передается руководителю или иному должностному лицу объекта проверки. Если такие лица отсутствуют или отказываются дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, то акт (с приложением копии проверочного листа) направляется на адрес объекта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Если проверяемый не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки (в том числе с информацией, указанной в чек-листе), то в течение 15 дней с даты получения своего экземпляра он может представить в соответствующий орган госконтроля (надзора) в письменной форме свои возражения (ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ).

Предполагается, что введение нового способа контроля сделает проверки более прозрачными, поскольку предмет проверки будет четко обозначен до ее начала и известен проверяемому лицу.

Впоследствии планируется, в частности, проведение анализа чек-листов на предмет: выявления фактов чрезмерного административного давления на проверяемых лиц; выявления избыточных, устаревших, дублирующих обязательных требований.

Применение чек-листов не должно привести к предъявлению дополнительных требований к юридическим лицам при проведении проверок, поскольку, как и до их применения, должностные лица будут проверять соответствие объектов существующим обязательным требованиям.

Чем работодателю могут помочь проверочные листы Роструда?

Проверочные листы Роструда — нововведение в рамках планового контроля. В статье рассмотрим, чем они полезны работодателю, где их взять и в каких случаях их используют государственные инспекторы труда.

Что представляют собой проверочные листы ГИТ и где их скачать на 2018 год?

Проверочные листы были введены еще в 2016 году. Ст. 9 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон 294-ФЗ) была дополнена частями 11.1–11.5, согласно которым отдельные надзорные органы обязаны их применять в ходе планового контроля.

Трудовая инспекция обязана это делать на основании п. 8 Положения о надзоре по труду (утв. пост. Правительства РФ от 01.09.2012 № 875).

Чек-листы ГИТ представляют собой списки вопросов для работодателя, ответы на которые покажут, соблюдает ли он законодательство, регулирующее трудовые отношения. При этом:

  • применяемые листы должны соответствовать предмету проверочного мероприятия;
  • инспекторы вправе задавать лишь вопросы, содержащиеся в листе.

В настоящее время разработано более 100 чек-листов, но принята пока только часть из них (см. приказ Роструда от 10.11.2017 № 655). По мере разработки проверочные листы выкладываются на официальный сайт ведомства, откуда любой работодатель может их скачать.

READ
Как написать перевод в трудовой книжке образец

Часть чек-листов применяют для контроля абсолютно всех работодателей. Касаются они основных институтов трудового права. Например:

  • содержание трудового контракта;
  • установление и выплата зарплаты;
  • режим и время работы;
  • прекращение трудовых отношений и т. д.

Проверочные листы по охране труда применяются исходя из сферы деятельности предприятия. Например, отдельные листы есть для проверок соблюдения правил охраны труда при выполнении высотных, погрузочно-разгрузочных, строительных работ.

Начало применения проверочных листов Роструда для работодателей

Использование проверочных листов Роструда предусмотрено при плановом контроле абсолютно всех работодателей вне зависимости от сферы деятельности, численности штата и других обстоятельств.

Будут ли при плановом контроле конкретного работодателя в 2018 году использоваться чек-листы, зависит от запланированного месяца проверки и присвоенной работодателю категории риска. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080:

  • с 01.01.2018 заполнение листов происходит при проверках компаний с умеренной категорией риска;
  • с 01.07.2018 листы будут применяться при проверках всех предприятий.

Напомним, что при проверках работодателей Рострудом используется новый риск-ориентированный подход. Это значит, что форма, глубина и периодичность проверок зависят от присвоенной предприятию категории риска.

Узнать свою категорию риска можно, направив письменный запрос в ГИТ. Предварительно целесообразно проверить, не отнесли ли предприятие к категориям наиболее высокого риска, так как эти сведения публикуются на официальном портале Роструда в обязательном порядке.

Содержание проверочных листов — списки контрольных вопросов трудовой инспекции

Проверочные листы разрабатываются ГИТ согласно требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 № 177. Каждый лист посвящен определенной тематике. Шапка у всех листов одинаковая и должна содержать:

  • сведения о работодателе;
  • предмет и основание проверки;
  • место проведения контроля;
  • учетный номер проверки;
  • информацию о проверяющих.

Основная часть проверочного листа – список контрольных вопросов трудовой инспекции, ссылка на нормативный акт, ответ – представлена в виде таблицы из 3 столбцов. Вариантов ответа три — «да», «нет», «не относится».

Например, проверочный лист № 1 посвящен проверке соблюдения порядка приема на работу. Всего в нем 7 контрольных вопросов:

  • о наличии договора в письменной форме;
  • прохождении медосмотров;
  • получении работником экземпляра трудового контракта;
  • об ознакомлении с приказом о приеме на работу;
  • о соответствии приказа договору;
  • об ознакомлении с правилами трудового распорядка;
  • отсутствии факта подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.

Работодателю рекомендуется использовать проверочные листы при подготовке к плановым проверкам ГИТ. Для этого нужно ответить на все вопросы листов, относящихся к предмету контроля. Удобнее всего это делать прямо на сайте Роструда.

В помощь всем работодателям — сервис «Электронный инспектор»

Роструд предлагает всем работодателям проверить себя при помощи онлайн-сервиса «Электронный инспектор». Для этого необходимо:

  • зайти в раздел «Пройти самопроверку» на официальном портале Роструда;
  • выбрать предмет проверки из предложенных;
  • подготовить определенный сервисом перечень документов;
  • ввести реальное или условное наименование предприятия;
  • ответить на вопросы проверочного листа.

В результате такой проверки работодатель получит:

  1. Заключение с указанием нарушений по выбранной тематике (или будет сообщено об отсутствии таковых).
  2. Помощь в устранении нарушений — будут предложены конкретные инструкции к действию, образцы и шаблоны документов.

Сервис пока что функционирует в пилотном режиме. В дальнейшем планируется обязательное его использование работодателями. Предприятие, успешно прошедшее проверку, получит декларацию, подтверждающую соблюдение законодательства о труде. Ее нужно будет подписать и направить в ГИТ. Таких работодателей намереваются освободить от выездных плановых проверок.

В случае выявления нарушений необходимо будет их устранить и пройти проверку еще раз. Никаких санкций на этом этапе работодателю не грозит.

READ
Можно ли и как уменьшить платежи по кредиту?

Итоги

Проверочные листы ГИТ, несомненно, полезны работодателю. Заранее ответив на контрольные вопросы, он сможет лучше подготовиться к проверке. Ведь инспекторы ГИТ теперь могут задавать только те вопросы, которые содержатся в применяемых листах.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Что нужно знать про проверочные листы с 2022 года

Для оптимизации проведения проверок и контрольных (надзорных) мероприятий инспекторы органов контроля (надзора) могут использовать проверочные листы. С 1 марта 2022 года постановление Правительства РФ от 27.10.2022 № 1844 утвердило требования к проверочным листам и случаи их обязательного применения. Разбираем их в этой статье.

Регламент для проверочных листов

Постановление Правительства РФ от 27.10.2022 № 1844 (далее – Постановление № 1844) с 01.03.2022 регулирует следующие вопросы:

  • требования к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов;
  • требования к утверждению, применению и актуализации форм проверочных листов;
  • случаи обязательного применения проверочных листов.

Далее разберём все эти моменты.

Проверочные листы, по сути, это списки контрольных вопросов, ответы на которые говорят о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований. Их формируют и утверждают контрольные (надзорные) органы – каждый по своему виду контроля, надзора.

Проверочные листы не могут обязывать соблюдать обязательные требования, не предусмотренных законодательством РФ.

При проведении контрольных (надзорных) мероприятий проверочные листы, указанные в решении об их проведении, инспектор заполняет в электронной форме путём внесения ответов на контрольные вопросы и заверяет своей усиленной квалифицированной электронной подписью (ст. 53 Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ»).

Кто утверждает проверочный лист

Формы проверочных листов утверждают нормативными правовыми актами:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • уполномоченные на осуществление федерального госконтроля (надзора) государственные корпорации и публично-правовые компании;
  • органы исполнительной власти регионов, уполномоченные на осуществление регионального гоконтроля (надзора);
  • органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля.

СИТУАЦИЯ

ПОСЛЕДСТВИЕ

Виды проверочных листов

Контрольный (надзорный) орган может утверждать формы проверочных листов по:

  • объектам государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ);
  • категориям рисков;
  • контрольным (надзорным) мероприятиям.

Когда применение проверочных листов обязательно

Согласно п. 10 Постановления № 1844, использование проверочных листов обязательно при двух плановых контрольных (надзорных) мероприятиях – рейдовом осмотре и выездной проверке.

В этом случае контрольное (надзорное) мероприятие ограничивается оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа предусмотрен список вопросов, отражающих их соблюдение или несоблюдение. Однако иное может быть предусмотрено решением контрольного (надзорного) органа об утверждении формы проверочного листа.

Если в Федеральной государственной информационной системе «Реестр обязательных требований» изложено содержание обязательных требований, формы проверочных листов формируются на их основе.

Минэкономразвития России в письме от 21.10.2022 № Д24и-33301 пояснило, что до 1 марта 2022 года обязательное применение проверочных листов при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках Закона № 248-ФЗ не предусмотрено.

Когда возможно применение проверочных листов

Контрольный (надзорный) орган вправе применять (т. е. не обязан) проверочные листы при проведении и других плановых контрольных (надзорных) мероприятий (кроме указанных выше), а также внеплановых.

Но есть 2 исключения, когда проверочные листы не фигурируют в проверках. Это:

  • внеплановое мероприятие, основание проведения которого – истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • проведение контрольных (надзорных) мероприятий на основании программы проверок.

Общественное обсуждение проектов проверочных листов

Правила раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения утверждены постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 № 851. Общественное обсуждение проекта нормативного акта такого органа об утверждении формы проверочного листа должно происходить в соответствии с таким порядком.

READ
Совет дома жилищный кодекс

Общественное обсуждение проекта нормативного правового акта госкорпорации, публично-правовой компании, органа исполнительной власти региона, органа местного самоуправления не может длиться менее 15 календарных дней со дня размещения указанного акта на официальных сайтах этих органов. Они также обязательно должны предоставить возможность направления предложений, поступающих в рамках общественного обсуждения, на электронную почту указанных контрольных (надзорных) органов.

Поданные в период общественного обсуждения предложения рассматривают госкорпорация, публично-правовая компания, орган исполнительной власти региона, орган местного самоуправления. По каждому предложению они формируют мотивированную позицию об их учете (в т. ч. частичном) или отклонении.

Затем проект нормативного акта об утверждении формы проверочного листа направляют в общественный совет при контрольном (надзорном) органе (при его наличии) для обсуждения.

Результаты общественного обсуждения с учётом всех предложений, заключений, отклонений публикуют на официальном сайте контрольного (надзорного) органа.

Обязательные реквизиты проверочного листа

Форма проверочного листа должна включать следующие элементы:

  1. Название вида контроля, включенного в Единый реестр видов федерального государственного/регионального контроля (надзора), муниципального контроля.
  2. Наименование контрольного (надзорного) органа и реквизиты нормативного правового акта, которым утверждена форма проверочного листа.
  3. Список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые говорят о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований.
  4. Графы для ответов «да», «нет», «неприменимо» на контрольные вопросы и графа «примечание», которую обязательно заполняют в случае ответа «неприменимо».
  5. Соотнесенные со списком контрольных вопросов реквизиты нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов.
  6. Поля, предусматривающие внесение других сведений.

В последнем пункте речь идёт о следующих реквизитах:

  • вид контрольного (надзорного) мероприятия (кроме случая, когда форма проверочного листа утверждена в отношении конкретного такого мероприятия);
  • дата заполнения проверочного листа;
  • объект государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которого проводится мероприятие;
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина или ИП, его ИНН и/или ОГРН, адрес регистрации гражданина или ИП, наименование юрлица, его ИНН и/или ОГРН, адрес юрлица (его филиалов, представительств, обособленных подразделений) – контролируемых лиц;
  • место (места) проведения контрольного (надзорного) мероприятия с заполнением проверочного листа;
  • реквизиты решения контрольного (надзорного) органа о проведении мероприятия, подписанного уполномоченным должностным лицом этого органа;
  • учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия;
  • должность, фамилия и инициалы должностного лица контрольного (надзорного) органа, в обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входят полномочия по виду контроля, в т. ч. проведение контрольных (надзорных) мероприятий, проводящего мероприятие и заполняющего проверочный лист (инспектор);
  • QR-код в правом верхнем углу первой страницы формы проверочного листа (на основании постановления Правительства РФ от 16.04.2022 № 604 в рамках формирования и ведения Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий).

Если контрольное (надзорное) мероприятие проводит группа инспекторов, проверочный лист должен заверить каждый из них + руководитель группы.

Размещение проверочных листов в Интернете

Формы проверочных листов после дня их официального опубликования должны быть:

  1. Размещены на официальном сайте контрольного (надзорного) органа.
  2. Внесены в Единый реестр видов федерального/регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Если положением о виде контроля предусмотрено проведение профилактических мероприятий в форме самообследования, формы проверочных листов должны быть в формате, позволяющем гражданам, юрлицами, ИП самостоятельно оценить соблюдение обязательных требований.

Обновление проверочных листов

Закон обязывает актуализировать формы проверочных листов в случае изменения/отмены обязательных требований. Это происходит путём внесения изменений в нормативный правовой акт, которым утверждена форма проверочного листа.

Ссылка на основную публикацию