Изменения в закупках 44-ФЗ с 01.01.2022 таблица

Важные изменения в госзакупках в 2021 году

Изменения в госзакупках в 2021 году — новшества, внесенные или планируемые к внесению в 44-ФЗ или в подзаконные акты по теме ФКС. В текущем году такие новшества вступают в силу постепенно на протяжении всего года — в январе, феврале, апреле, июле и октябре.

Изменения в закупках с января 2021 года

Начало 2021 года знаменуется множеством новаций в 44-ФЗ, с изменениями, вступающими в силу с 01.01.2021, связано вступление в силу нескольких нормативных актов, регулирующих госзакупки:

1. Федеральный закон №124-ФЗ ввел в закон о госзакупках следующие новшества:

  • до 01.01.2021 действовала норма о том, что 44-ФЗ не распространяется на закупки при подготовке проведения общероссийского голосования. Теперь эта норма отменена;
  • статья 2 44-ФЗ дополнена частью 5, регулирующей сроки вступления в силу закона, вносящего изменения в положения 44-ФЗ, которые посвящены планированию закупок;
  • дополнены обязанности закупочной комиссии в рамках ч. 8 ст. 31. Отныне комиссии обязаны проверять данные, предоставляемые электронной площадкой, о том, привлекался ли участник к ответственности за незаконное вознаграждение от имени юрлица. Новое требование связано со вступлением в силу с января 2021 года Постановления Правительства №917 от 18.07.2019.

2. Утверждена минимальная доля закупок товаров российского производства и порядок отчетности о ее выполнении. Постановлением Правительства №2013 от 03.12.2020 для закупок по 223-ФЗ и Постановлением Правительства №2014 от 03.12.2020 для госзакупок по 44-ФЗ.

3. С января 2021 года при закупке проектных и изыскательских работ заказчики обязаны использовать типовые контракты — это правило утвердил Минстрой Приказом №10/пр от 14.01.2020.

4. Госкорпорация «Роскосмос» Приказом №339 от 04.12.2020 утвердила методику оценки и сопоставления заявок участников конкурентной закупки.

5. С 07.01.2021 обновлен и стал обязательным типовой госконтракт на поставку техсредств для реабилитации инвалидов.

6. C 11.01.2021 Приказом Тендерного комитета №70-01-176/20 от 01.12.2020 актуализировали регламент работы портала поставщиков.

7. С 12.01.2021 вступило в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии №105 от 23.11.2020 и указанные в нем правила определения страны происхождения товаров.

8. На сайте казначейства опубликовали Приказ №4н от 11.01.2021, которым утвержден порядок формирования идентификатора госконтракта на 2021 год.

9. На сайте казначейства опубликовали Приказ Казначейства №5н от 11.01.2021, которым утвержден порядок проверки соответствия фактической поставки условиям госконтракта.

10. Минфин обновил правила, связанные с казначейским сопровождением: Приказом Минфина №334н от 30.12.2020 утверждены правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту при таком сопровождении, Приказом №316н от 22.12.2020 утвержден порядок казначейского обеспечения обязательств.

11. 22.01.2021 ФАС доработала план проверок на 2021 год.

12. С 23.01.2021 обязательными являются типовые контракты, утвержденные Приказом МЧС №756 от 12.10.2020. Они касаются закупок в сфере пожарной безопасности.

13. Обновлен порядок работы с идентификационным кодом закупки (ИКЗ) — этому вопросу посвящен Приказ Минфина №294н от 02.12.2020.

14. Минсельхоз доработал информационную карту типового контракта на поставку пищевых товаров.

15. 23.01.2021 Правительство РФ издало Постановление №39, согласно которому госзаказчики вправе авансировать некоторые закупки повышенного объема.

Изменения в закупках с февраля 2021 года

В начале февраля 2021 года в системе госзаказа тоже состоялись некоторые изменения, в основном они касались подзаконных актов; таблица последних изменений в 44-ФЗ в 2021 году выглядит так:

Дата вступления в силу новшестваСуть измененияНормативный акт
02.02.2021Отныне Минпромторг определяет правила формирования цены при закупках продукции судостроительной промышленности. Делает он это по согласованию с Минфином и ФАСПостановление Правительства №34 от 23.01.2021
07.02.2021До 31.12.2022 приостановлены централизованные закупки офисного и антивирусного софтаПостановление Правительства РФ №63 от 28.01.2021
07.02.2021Изменен порядок приобретения медизделий. Изменения связаны с возможностью закупать иностранные изделияПостановление Правительства РФ №76 от 28.01.2021
12.02.2021Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 4,25%. Применяйте ее для расчета пенейИнформационное сообщение
16.02.2021Расширили перечень строительных работ, порядок выбора способа закупки которых для нужд Крыма и Севастополя согласует МинфинПостановление Правительства №113 от 04.02.2021
22.02.2021Уточнили порядок работы с реестром договоров по 223-ФЗПриказ Минфина №343н от 31.12.2020
26.02.2021Вступает в силу новый порядок формирования идентификатора государственного контрактаПриказ казначейства №4н от 11.01.2021

Изменения в закупках с апреля 2021 года

С апреля 2021 года стартуют очень значимые изменения в 44-ФЗ в 2021 году, в таблице с комментариями рассмотрим их подробнее:

  1. Отныне максимальная сумма НМЦК для такой формы закупок вырастет и составит 3 млн рублей.
  2. Отменяется ограничение максимального объема закупок в этой форме в 100 млн рублей. Десятипроцентный барьер сохраняется.
  3. Обновится срок подачи заявок, отныне он составляет 4 дня после публикации извещения.
  4. Отменена возможность менять извещение после публикации. Отменить всю закупку заказчик вправе не позднее, чем за 1 час до окончания получения заявок.
  5. Чтобы установить соответствие участника требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, заказчик отныне обязан запрашивать документы, подтверждающие такое соответствие. Удовлетвориться простой декларацией заказчик уже не вправе.
  6. При приеме заявки на участие заказчик не вправе требовать от участника документы, которые, в соответствии с законом, передаются вместе с товаром.
  7. Обязательным стало решение об одобрении крупной сделки. Оно необходимо, если сам будущий контракт или его обеспечение являются крупной сделкой.
  8. Комиссия заказчика готовит только итоговый протокол. В нем следует отразить информацию об увеличении стоимости в связи с преференциями, предоставляемыми учреждениям УИС, организациям инвалидов. Указывают и информацию о несостоявшейся процедуре.
  9. В итоговый протокол вписывают и информацию о результатах рассмотрения заявок: комиссия рассматривает, ранжирует заявки, присваивает им порядковые номера — все это описывается в протоколе.
  10. Не позднее чем через 3 часа после опубликования протокола заказчик направляет проект контракта в ЕИС и на электронную площадку. Проект не обсуждается, не допускается издание протоколов разногласий, у победившего участника есть 1 день на подписание, после чего контракт подписывает заказчик — у него тоже есть только 1 день.
  11. Если подана (допущена) только одна заявка, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком
READ
Нематериальные активы: что к ним относится?

Разрешено осуществлять электронные малые закупки до 3 млн рублей в следующем порядке:

1. На электронной площадке потенциальный поставщик публикует предварительное предложение о поставке того или иного товара. В предложении указываются:

  • наименование товара;
  • его параметры;
  • товарный знак — при наличии;
  • страна изготовления;
  • цена за одну единицу поставляемого товара;
  • предполагаемое количество;
  • срок действия предложения;
  • информация об участнике;
  • декларация о соответствии требованиям, предъявляемым к участникам госзакупок, и документы, подтверждающие такое соответствие;
  • решение об одобрении крупной сделки.

Заказчик тоже публикует извещение, сообщая тем самым о своей потребности. В течение часа с момента публикации извещения заказчика оператор ЭП анализирует имеющиеся предварительные предложения, вычленяет из них пять с минимальной ценой поставки и направляет их заказчику.

2. У заказчика есть один день на рассмотрение полученных предложений и принятие решения в пользу одного из них. По итогам рассмотрения и принятия решения составляется протокол.

3. Контракт заключается по упрощенной процедуре — такой же, как и при котировках в электронной форме.

Изменения с июля 2021 года

С июля 2021-го, планируя покупку недвижимости, услуг по разработке проектной документации, инженерным изысканиям или работ по строительству, реконструкции или сносу объектов, заказчики обязаны в плане-графике указывать специальный код в графе КБК. Эти изменения вводятся Постановлением Правительства РФ №1799 от 07.11.2020.

Это новшество не коснется текста самого 44-ФЗ, с последними изменениями на 2021 год, он в июле этого года останется неизменным.

Изменения с октября 2021 года

С октября 2021 года через ЕИС заказчики получат доступ к информации обо всех опубликованных предварительных предложениях от компаний, желающих участвовать в госзакупках.

Возможные изменения в 2021 году

В январе 2021 года Правительством РФ вынесен на рассмотрение Госдумы законопроект, предполагающий серьезный пересмотр существующей системы закупок и внесение в нее множества новшеств. Как планируется реформировать закон 44-ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями, рассмотрим подробнее.

Предлагаемые изменения ориентированы на несколько направлений совершенствования контрактной системы.

Изменения в госзакупках в 2021 году

1. Пересмотр порядка осуществления закупок:

  • сократят количество форм закупок, оставив только конкурс, аукцион, запрос котировок;
  • установят единые требования к извещениям. Документация больше не нужна — всю информацию заказчикам предстоит указывать в извещениях. Документация сохранится только для закрытых процедур. Порядок подготовки, публикации и проведения прочих операций с извещениями унифицируют, он станет единым для всех процедур;
  • заказы, связанные с вооружением, деятельностью человека в космосе и работой Росгвардии, отнесут к закрытым;
  • сократят и унифицируют сроки процедур для разных способов определения поставщика;
  • одинаковыми станут и причины признания закупки несостоявшейся. Отпадет необходимость в дополнительных процедурах в рамках запроса котировок, если ни один участник не подал заявку или только одна заявка соответствует требованиям документации;
  • расширят возможность проведения совместных процедур, в том числе межрегиональных;
  • изменится порядок предоставления преференций организациям УИС и инвалидов. Эти преференции внесут в текст закона, а подзаконные акты по этому вопросу отменят;
  • заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с проектом изменений, подлежат обеспечению;
  • при обеспечении заявки банки станут блокировать деньги на спецсчете сразу после подачи заявок, а не после окончания срока их подачи. А на заблокированные средства не обратят взыскание по обязательствам участника закупки;
  • если победитель уклонился от контракта, второй или третий в рейтинге участников претендент обязан заключить контракт, при условии, что он не отозвал заявку. Проведение повторной процедуры не требуется;
  • расширятся возможности закупок у единственного поставщика;
  • заявки, не соответствующие положениям 127-ФЗ, подлежат отклонению.

2. Введение независимых гарантий: поставщики получат возможность брать гарантии не только в банках, но и, например, в региональных гарантийных организациях.

3. Введение «универсальной стоимостной предквалификации» — заказы от 20 млн рублей получат только участники, имеющие положительный опыт по контрактам, цена которых равна 20% от НМЦК.

READ
Что грозит злостному неплательщику алиментов?

4. Упростят закупки по проектированию и строительству.

5. Расширятся возможности сторон контракта при его исполнении, например, в части внесения изменений в его условия.

6. Оптимизируют процесс обжалования действий, бездействий и решений сторон, в том числе благодаря расширению функционала ЕИС.

Изменения 2020 года

С 1 июля 2020 года вступили в силу следующие изменения:

Применяют новые правила согласования заключения контракта с единственным поставщиком. Теперь это делают и после несостоявшихся электронных процедур.

Согласовывают только для закупок с Н(М)ЦК, которые превышают предельный размер. Этот размер и правила согласования установило правительство

Заказчики вправе установить обеспечение исполнения контракта в размере от 0,5% до 30% Н(М)ЦК. До изменений нижний предел составлял 5% от Н(М)ЦК.

При казначейском сопровождении расчетов по контракту обеспечение исполнения контракта вправе не устанавливать. Если его предусматриваете, его размер составляет до 10% от Н(М)ЦК, а для закупок с преимуществами для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе от цены контракта.

При казначейском сопровождении аванса размер обеспечения исполнения контракта считают от Н(М)ЦК, уменьшенной на размер аванса, а по закупкам с преимуществами для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ — от цены контракта, уменьшенной на размер аванса

В августе 2020 года 44-ФЗ претерпел следующие новации:

Вступили в силу правила квотирования отечественных товаров. Размер минимальной доли, перечень российской продукции и особенности определения Н(М)ЦК по ФЗ-44 дополнительно утвердит правительство.

Прописали, когда положения о нацрежиме, в том числе о минимальной доле, не будут применяться. Например, в закупках для обеспечения нужд внешней разведки средствами разведдеятельности.

Заказчики, которые ведут деятельность на территории иностранного государства, при закупках на этой территории вправе не соблюдать минимальную долю.

При описании объекта закупки заказчики обязаны указывать характеристики российских товаров, в том числе содержащиеся в КТРУ.

По итогам года заказчиков обязали составлять такие документы:

  • отчет об объеме закупок российских товаров;
  • обоснование невозможности соблюсти минимальную долю, если она не достигнута.

Содержание и форму этих документов разработает правительство.

Документы будут размещать в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Если сведения о закупке не размещаются, отчет и обоснование будут направлять в уполномоченный правительством федеральный орган исполнительной власти, который отвечает за оценку выполнения заказчиком минимальной доли

С сентября 2020 года вступили в силу такие новшества, как:

Из обязательного аукционного перечня исключаются строительные закупки. Это значит, что заказчики смогут проводить их как с помощью аукциона, так и посредством конкурса. Проводить конкурс на госзакупку строительных работ придется с учетом особенностей

Правительство утвердило новые правила проведения строительных госзакупок

Правительство утвердило поправки к некоторым актам, которые касаются закупок в сфере строительства: изменились правила оценки заявок и доптребования к участникам строительных закупок.

Для закупщиков по 44-ФЗ: изменения с 1 января 2022 года

Осталось совсем немного времени до тех пор, когда участники контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будут работать по принципиально новым положениям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ). Изменения, разработанные Минфином, которые ждали последние 2 года, приняты, и осталось самое основное – формирование правоприменительной практики по Закону № 44-ФЗ, пишет gkgz.ru.

Так, с 01.01.2022 вступают в силу новые положения Закона о контрактной системе в редакции ФЗ от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие комплексную оптимизацию контрактной системы в сфере закупок, упрощение и сокращение сроков проводимых конкурентных процедур.

В данной статье вкратце представлены выдержки из различных официальных информационных ресурсов об основных изменениях Закона № 44-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2022 года.

1.Введено понятие отдельный этап исполнения контракта, согласно которому это часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

2.Сокращены количество конкурентных способов закупок до 3 наиболее распространенных – электронный конкурс (ст. 48 Закона № 44-ФЗ), электронный аукцион (ст. 49 Закона № 44-ФЗ), электронный запрос котировок (ст. 50 Закона № 44-ФЗ), исключены двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос предложений, поскольку они во многом дублировали порядок проведения открытого конкурса.

Порядок проведения указанных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) излагается единообразно, что способствует исключению ситуаций, влекущих возникновение споров в правоприменении, вызванных наличием в Законе № 44-ФЗ различных положений, регулирующих схожие правоотношения, при проведении различных способов. Сокращаются сроки выполнения процедур при проведении указанных 3 способов.

READ
Надо ли разрешение отца на вывоз

3.В связи с исключением запросов предложений предусмотрены перечень случаев для проведения «срочных» закупок путем проведения запросов котировок без ограничения по объему и цене контракта, основанный на действующих положениях Закона № 44-ФЗ.

4.Устанавливаются единые требования к содержанию извещений о закупках всеми конкурентными способами закупок, срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.

Кроме того, при проведении открытых конкурентных способов законопроект исключает необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки.

Эта новация продолжает направление, заданное Федеральным законом от 01.05. 2019 № 71-ФЗ, по объединению документов, формируемых заказчиком. Так, план и план-график закупок ранее были объединены в один документ, теперь предлагается объединить извещение и документацию о закупке.

5.Унифицируются случаи признания способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) несостоявшимися, а также последствия такого признания.

6.Увеличивается количество участников закупки, с которыми осуществляется заключение контракта. В случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направит контракт для заключения участнику, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему до заключения контракта), что увеличит возможность заключить контракт без повторной закупки (ч. 11 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

В настоящее время контракт может быть заключен либо с победителем, либо при уклонении такого победителя от заключения контракта с участником, заявке которого присвоен второй номер.

7.Предусматривается оптимизация совместных конкурсов и аукционов, в том числе в части установления возможности их проведения несколькими уполномоченными органами различных субъектов РФ, что позволит осуществлять совместные межрегиональные конкурсы и аукционы.

8.Введена универсальная стоимостная предквалификация, устанавливаемая заказчиком в виде допуска к участию в закупках свыше 20 млн. руб. только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта или договора по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ независимо от предмета закупки в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20 % от НМЦК. Таким образом, к закупкам допускаются участники обладающие квалификацией, опытом участия в закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.

Ниже смотрим сравнительную таблицу изменений
Кроме того, с 01.07.2023 исключается возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, соответствующие полномочия которого устанавливаются законодательными актами соответствующего субъекта РФ.

Указанное изменение обусловлено позицией ФАС России о случаях принятия законодательных актов субъектами Российской Федерации, предусматривающих необоснованное расширение случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в условиях отсутствия оснований для наделения конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) соответствующими исключительными полномочиями.

Оптимизируется процедура обжалования закупок. Устанавливается электронная форма подачи жалобы с использованием ЕИС. Заявители должны соответствовать требованию о вышеуказанной «универсальной стоимостной предквалификации».

Так, в случае обжалования закупки с ценой контракта свыше 20 млн. руб. участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта не менее 20 % от НМЦК по закупке, на которую подается жалоба. Изменения исключат обжалование закупок так называемыми «профессиональными жалобщиками», а также участниками закупок, в которых они участвовать не имеют права.

Кроме того, в число субъектов контроля включаются банки, что позволит обжаловать их действия при реализации ими требований Закона № 44-ФЗ.

Одна из основных мер документа – введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки: все документы будут формироваться в электронной форме. Сейчас это доступно только для планирования закупок и отбора подрядчиков. Речь идет о том, что предусмотренные изменения направлены, в частности, на введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки: все документы будут формироваться в электронной форме. В настоящее время в электронной форме проводится только планирование закупок и определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

Изменения закона совершенствуют порядок исполнения контракта, формирование документа о приемке товара, работы, услуги в электронной форме с использованием единой информационной системы в сфере закупок, расторжение контрактов переводится в электронную форму, что позволит существенно сократить срок такой процедуры и обеспечить фиксацию поступления одной стороне контракта решения о его расторжении, принятого другой стороной контракта.

Принятые изменения затрагивают интересы 141 000 государственных заказчиков всех уровней и 483 000 потенциальных поставщиков, следует из данных Министерства финансов Российской Федерации по состоянию на конец 2020 года.

Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года

С 1 января 2022 года госзакупки станут проще и доступнее для начинающих поставщиков — разбираем все изменения в статье.

Артем Терпячий

Артем Терпячий

В начале июля было принято несколько законопроектов, которые значительно изменят порядок закупок по закону № 44-ФЗ. Главное: закупки станут проще и быстрее. Уменьшатся сроки оплаты, упростится документооборот, изменятся процедуры закупок. Подготовили для вас краткий разбор основных изменений.

Сократятся сроки оплаты по всем контрактам

С 1 января 2022 года у заказчика будет меньше времени на оплату исполненного контракта. Сроки сократятся и для малого бизнеса, и для остальных поставщиков.

READ
Увольнение в отпуске по беременности и родам
Кто может участвовать2021 годС 1 января 2022 годаС 1 января 2023 года
Только малый бизнес15 дней10 дней7 дней
Все30 дней15 дней10 дней

Увеличится количество закупок для малого бизнеса

Вырастет обязательная доля закупок у СМП и СОНКО — с 15 до 25% совокупного годового объема закупок.

Это хорошо для малого бизнеса, потому что в закупках для этих категорий участников есть льготы по предоставлению обеспечения и по срокам оплаты. Средний и крупный бизнес к таким закупкам не допускается, небольшие компании конкурируют между собой и получают шанс заработать на госконтрактах.

Способов закупки станет меньше

Сократится количество способов закупки. Сейчас действует 11 способов закупок — во всех свои правила для заказчиков и участников. С 2022 года останется три способа: конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме.

Больше не будет двухэтапного конкурса, конкурсов с ограниченным участием и запроса предложений.

Это удобно для поставщиков: чем меньше способов закупки, тем проще разобраться и меньше шансов запутаться в правилах.

Новая система способов госзакупок в 2022

Изменятся процедуры проведения закупок

Все конкурентные процедуры будут радикально перестроены — с нынешними у них только названия останутся общие.

Например, электронный аукцион станет проще и быстрее.

Что изменится в электронном аукционе2021 годС 1 января 2022 года
ЗаявкаИз двух частейЕдиная заявка
Можно внести изменения в извещениеНе позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявокНе позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок
Время на подачу ценового предложения10 минут4 минуты
Общее время торгаНе ограниченоНе больше 5 часов

Требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок будут одинаковыми, отличаться будет только срок и способ подачи ценового предложения.

Документы станут электронными

Часть документов нужно будет оформлять и подписывать в электронном виде. В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать:

  • акт приемки товара, работы или услуги;
  • односторонний отказ от исполнения контракта;
  • обжалование.

Проект контракта тоже нужно будет формировать прямо в ЕИС — тоже в специальной форме. Это нововведение появится 1 апреля 2023 года. Сейчас проект контракта можно посмотреть только в файле в формате .doc — заказчик прикрепляет проект к извещению.

Просмотр документации по госзакупкам в 2021

Основная информация по закупке сейчас подгружается отдельными файлами. Скачивать каждый файл — долго и не очень удобно

Документация о закупке будет отменена

Часть документов вообще больше не понадобится. В открытых конкурентных электронных процедурах не будет документации. Требование к заявке и инструкция по ее заполнению станут частью извещения об осуществлении закупки.

В большинстве случаев извещение о закупке станет основным документом, в котором будет вся информация. Сейчас пока не так: в извещении содержится только общая информация, а важные детали нужно искать в закупочной документации, которую заказчик прикрепляет к извещению.

Документация о закупке потребуется лишь для закрытых конкурентных процедур — закрытого конкурса или закрытого аукциона.

Появится универсальная предквалификация

Универсальная предквалификация — это ограничение для участников закупок стоимостью свыше 20 млн рублей. В таких закупках смогут принять участие только поставщики с успешным опытом исполнения контракта стоимостью не менее 20% от начальной максимальной цены контракта.

К участию в закупке примут заявки только тех поставщиков, которые за последние три года исполнили госконтракты на сумму от 5 млн рублей.

Эта мера удобна не столько для поставщиков, сколько для заказчиков, которые проводят закупки на крупные суммы. В таких закупках важно выбрать надежного поставщика, который не уклонится от подписания контракта и ответственно исполнит его.

Обеспечение заявки будет встречаться чаще

Изменения по обеспечению коснулись запроса котировок: заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн рублей. А обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн рублей.

Сейчас заказчики не обязаны требовать обеспечение заявки в запросе котировок, это только их право.

Появятся независимые гарантии

Сейчас участники закупки вместо денег могут предоставить для обеспечения контракта банковскую гарантию. Приобрести такую гарантию можно только в банке, у которого есть соответствующая лицензия.

В 2022 году участники закупки смогут приобретать независимые гарантии у государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». А в закупках для малого бизнеса участники смогут получать гарантии у региональных гарантийных организаций.

Кроме того, участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогу предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

Это далеко не все изменения в госзакупках, которые начнут вступать в силу с 1 января 2022 года. Но уже сейчас видно, насколько проще и понятнее станут закупки и для поставщиков, и для заказчиков.

READ
Положение о коммерческой тайне с образцом

Если мы не затронули нововведение, которое вам интересно, но непонятно, — пишите на secrets@tinkoff.ru. Наши эксперты ответят на все вопросы.

Изменения в законе 44-ФЗ с 1 января 2022 года (ч. 3)

Мы продолжаем рассказывать о предстоящих изменениях в закупочном законодательстве. Как уже говорилось, с 1 января 2022 года вступают в силу положения второго «оптимизационного» пакета изменений к закону «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ). Эти изменения станут самыми масштабными за все время существования закона 44-ФЗ. Более 50 процентов текста документа с нового года предстанет в новой редакции. Вот такой подарок подготовили нам законодатели к празднику.

Подача заявки участником закупки

С 1 января 2022 года Правительство РФ больше не будет утверждать новые формы типовых заявок. Заявки участников закупки будут формироваться только с учетом требований федерального закона «О контрактной системе» (44-ФЗ). Действующее в настоящее время Постановление Правительства от 5 ноября 2019 года № 1401 «О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах» утрачивает силу.

С 1 января 2022 года вводится правило о том, что участник вправе отозвать заявку с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до момента размещения проекта контракта, заключаемого с таким участником закупки. Этого не удастся сделать в случае, если заявка была отклонена при проведении электронных процедур.

Новая редакция закона не допускает отзыва заявок, которым были присвоены первые три порядковых номера. Это связано с тем, что с 1 января 2022 года заказчик вправе заключить контракт со вторым или третьим участником закупки если победитель уклонился. При этом второй и третий участники не вправе отказаться от подписания контракта.

С 1 января 2022 года в законе 44-ФЗ появляются дополнительные основания для отклонения заявки участника. Они связаны с усилением мер по защите отечественных товаропроизводителей. Устанавливается, что оператор электронной площадки отклоняет заявку в случаях:

– указания иностранного государства в качестве страны происхождения товара в случае установления в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств;

– подачи заявки участником закупки, являющимся иностранным лицом, в случае установления в извещении об осуществлении закупка запрета допуска работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Сроки отмены закупочных процедур

С 1 января 2022 года в законе 44-ФЗ установлены новые сроки отмены закупочных процедур. Отменить электронную процедуру (открытую или закрытую) можно не позднее, чем за 1 рабочий день до даты окончания подачи заявок. В закрытых конкурсах или аукционах отменить закупку можно не позднее, чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок.

Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры

С 1 января 2022 года устанавливается новый порядок заключения контракта по результатам электронной закупочной процедуры:

Заказчик публикует проект контракта в ЕИС и на площадке не позднее 2 рабочих дней после дня размещения итогового протокола. Исключение составляют запросы котировок, для которых проект публикуется через 3 часа с момента размещения итогового протокола.

Победитель закупки подписывает проект в течение 5 рабочих дней после размещения заказчиком проекта контракта (для запроса котировок — в течение 1 рабочего дня).

Заказчик публикует подписанный контракт в ЕИС и на электронной площадке в течение 2 рабочих дней после подписания его победителем. Для запроса котировок подписанный контракт размещают в течение 1 рабочего дня после дня его подписания победителем.

Изменения условий контракта

С 1 января 2023 года в законе 44-ФЗ устанавливаются новые правила изменения контракта. Существенные условия контракта разрешено менять, даже если такая возможность не прописана в самом контракте. Допускается изменение вида и объема работ.

Новая редакция закона разрешает однократно изменить срок по контрактам жизненного цикла и контрактам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. Заказчики могут изменить стоимость контракта только в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств.

С нового года утрачивает силу п. 1 части 1 статьи 95 действующей редакции закона 44-ФЗ об изменении цены без изменения объемов.

Закон 44-ФЗ устанавливает перечень исключений, при которых можно менять существенные условия контракта. С 1 января 2022 года этот перечень расширился. Теперь менять существенные условия контракта можно дополнительно в случаях:

  1. Контракты жизненного цикла со строительством, капитальным ремонтом и контракт на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. Цену возможно изменить максимум на 30 %.
  2. Изменение срока исполнения отдельного этапа контракта, но в рамках всего срока исполнения контракта.
  3. Контракт, заключенный меньше чем на 1 год, если предмет заказа — НИОКР и технологические работы. Но есть ряд условий: цена равняется или превышает предельный размер, установленный правительством. Или же у сторон возникли обстоятельства, которые не зависят от них и мешают исполнению соглашения. Для изменения контракта необходимо подготовить обоснование. Допускается изменение объема и цены только до 30 %.
READ
Как доказать, что вымогают деньги?

Новая редакция закона 44-ФЗ устанавливает также ряд новых правил, относящихся к изменению условий контракта.

Если при изменений существенных условий контракта у исполнителя появляются новые обязательства, их тоже следует обеспечить. Поставщик обеспечивает исполнение, если такое требование прописано в контракте.

Если поставщик уже внес обеспечение банковской гарантией, то новую гарантию получать не требуется, достаточно внести изменения в действующую гарантию. Если исполнитель подал новую гарантию, то заказчик отказывается от прав по старой. Если же обеспечение внесли деньгами, то поставщик вносит дополнительное обеспечение на этот же счет. В случае снижения цены заказчик частично возвращает денежное обеспечение поставщику. Если стороны изменили срок исполнения, то необходимо скорректировать и сроки возврата обеспечения.

Если сметная стоимость после проведения госэкспертизы становится меньше цены контракта, то заказчик обязан снизить цену до сметной стоимости.

В контрактах жизненного цикла обеспечение для поставки и обслуживания устанавливается отдельно.

Правила исполнения контракта

С 1 января 2022 года закон «О контрактной системе» (44-ФЗ) устанавливает новые правила исполнения контракта:

Для контрактов с поэтапным исполнением исполнитель обязан направить заказчику информацию о ходе исполнения контракта, о возникающих сложностях в работе и все документы приемки отдельно для каждого этапа.

Приемка по контракту жизненного цикла проводится после получения обеспечения обязательств по обслуживанию, а при необходимости и эксплуатации, ремонту, утилизации товара или созданного объекта капитального строительства.

Для контрактов, заключенных после проведения открытых электронных закупок, проводится электронная приемка:

– поставщик формирует в ЕИС документ о приемке и подписывает его ЭЦП;

– у электронного документа приемки — приоритет перед бумажными сопроводительными документами;

– через 1 час после подписания заказчик получает электронный документ, а датой его подписания является дата размещения в ЕИС;

– заказчик подписывает документ о приемке или составляет мотивированный отказ, срок подписания — тот, который указан в контракте, но не позже 20 рабочих дней;

– в течение 1 часа документ о приемке или об отказе поступает поставщику; поставщик исправляет недочеты и направляет заказчику исправленный электронный документ.

Режим работы со специальным счетом

Речь идет о счете в уполномоченном банке, на котором участники закупок аккумулируют денежные средства для обеспечения участия в закупочных процедурах (обеспечение заявок, обеспечение исполнения контрактов, обеспечение исполнения гарантийных обязательств).

С 1 января 2022 года закон «О контрактной системе» (44-ФЗ) запрещает накладывать взыскания (например, по исполнительному листу) на заблокированные средства на специальном счете. Одновременно устанавливается, что судебные издержки более не регулируются нормами закона 44-ФЗ.

Банковские гарантии, кредиты и займы для поставщиков

Сроки оплаты по контрактам

С 1 января 2022 года существенно сокращаются сроки оплаты по исполненным контрактам. В настоящее время заказчик обязан произвести оплату поставщику в течение 30 дней с даты подписания акта приемки. С 2022 года этот срок уменьшается до 15 рабочих дней. Кроме того, в новой редакции закона установлено, что с 2023 года срок оплаты сократится до 10 рабочих дней.

Если же закупка проводилась только среди компаний из числа малого и среднего бизнеса или социально ориентированных некоммерческих организаций, с 1 января 2022 года срок оплаты не должен превышать 10 рабочих дней (в настоящее время 15 дней), а с 2023 года – 7 дней.

Хотите больше новостей из мира закупок – присоединяйтесь к нашему сообществу “ВКонтакте”!

Электронный конкурс – изменения с 01.01.2022 г. Процедура подробно, типовые ошибки участников, типовые ошибки заказчиков, на что обратить внимание

Пожалуй, это самый управляемый способ закупки, масштабный характер изменений коснётся и методологии оценки и сопоставления заявок, и сроков проведения процедуры. То есть процесс закупки станет проще, эффективнее, быстрее. Такие способы закупок, как двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием отменены с 01.01.2022 г. Проведение процедуры с момента публикации извещения до заключения контракта по сроку станет короче.

Алгоритм проведения электронного конкурса с 01.01.2022 г. предполагается осуществлять в следующем порядке:

  1. Формирование лота, подбор ОКПД 2, проверка объекта закупки по НПА, регулирующим импортозамещение;
  2. Планирование закупки ТРУ;
  3. Формирование основных условий описания объекта закупки, проекта контракта, обоснования НМЦК;
  4. Подготовка извещения о закупке, описания объекта закупки, проекта контракта и размещение в ЕИС;
  5. Прием заявок на участите в закупке. Минимальный срок подачи заявок составляет 15 календарных дней;
  6. Запрос на разъяснение каждый участник вправе направить через интерфейс ЭТП не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок. При этом установлено ограничение по количеству направляемых запросов для любых участников закупок, зарегистрированных в ЕРУЗ – не более 3 запросов. Разъяснение публикуется заказчиком в ЕИС в срок не позднее 2-х дней со дня, следующего за направлением запроса, при этом оно должно быть обезличено и не содержать сведений об участнике закупки.
  7. Внесение изменений (при необходимости) в рамках срока – не позднее чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок, при этом заказчик обязан продлить прием заявок на 10 дней.

Запишитесь на обучение «Аукцион в электронной форме с 01.01.2022 г.»
В онлайн-обучении мы подробно рассмотрим изменения в порядке проведения нового вида закупочной процедуры, новый порядок проведения аукционов от допуска заявок на участие до заключения контракта, а также нюансы установления универсальной и специальной предквалификации.

Все участники получат сертификат, подтверждающий полученные знания

Отмена закупки осуществляется не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок.

8. Рассмотрение первых частей заявок в срок не более 2 рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок и принятие решения закупочной комиссией заказчика о соответствии извещению или об отклонении заявки. Особое условие для закупок по ч. 4 ст. 48 новой редакции Закона № 44-ФЗ научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, на создание произведения литературы или искусства, работ по сохранению объектов культурного наследия, работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, работ, услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке формируется на ЭТП и подписывается усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (требования к содержанию протокола установлены ч. 6 ст. 48 новой редакции Закона № 44-ФЗ).

READ
Работа по срочному трудовому договору и беременность
Основания отклонения при рассмотрении первых частей заявок на участие в конкурсе
  • непредставление информации и документов, предусмотренных извещением (пп. «а», «б», «г», «д» п.2 ч.1 ст. 43 новой редакции Закона № 44-ФЗ);
  • если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация об участнике закупке, предложение о цене;
  • выявление недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.

9. Процедура подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги среди участников, которые были признаны соответствующими извещению о закупке. Участник вправе направить ОДНО предложение о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги через интерфейс личного кабинета на ЭТП.

Внимание участникам! При подаче участником закупки ценового предложения на ЭТП не допускается подача предложения, равного или превышающего предложение, содержащееся в третьей части заявки на участие в закупке, а также не допускается подача предложения, равного нулю. Продолжительность приема ценовых предложений по новым правилам составляет один час. Если участник не направил улучшенное ценовое предложение, то предложением участника закупки считается цена, содержащаяся в третьей части заявки на участие в закупке.

10. Оператор ЭТП в течение 1 часа формирует протокол подачи ценовых предложений согласно требованиям, установленным ч.10 ст. 48 новой редакции Закона № 44-ФЗ.

11. Рассмотрение и оценка вторых частей заявок осуществляется заказчиком в срок не более 2 рабочих дней.

Основания отклонения второй заявки на участие в конкурсе:
  • непредставление участником закупки оператору ЭТП в заявке на участие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, несоответствие таких информации и документов требованиям извещения;
  • непредставление информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 новой редакции Закона № 44-ФЗ, несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении;
  • несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении в соответствии с ч.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31;
  • предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43);
  • непредставление информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ (в случае установления в соответствии со ст. 14 в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
  • выявление отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Закона № 127-ФЗ “О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств”, в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством РФ;
  • несоответствие по условиям, предусмотренным ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ (предоставление независимой гарантии с нарушением условий);
  • выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
  • указание информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ (соответствие участника дополнительным требованиям, порядку при участии в закрытых электронных процедурах на специализированной торговой площадке).
READ
Возможно ли вступить в наследство авторских прав

Требования к содержанию протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок установлены ч.13 ст.48 Закона № 44-ФЗ.

12. Подведение итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в срок не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов по рассмотрению и оценке вторых частей заявок. Закупочная комиссия осуществляют оценку ценовых предложений и на основании оценки по предыдущим этапам, присваивает в порядке уменьшения степени выгодности порядковых номеров, формирует соответствующий протокол и размещает на ЭТП. Требования к содержанию протокола подведения итогов закреплены в ч.17 ст.48 новой редакции Закона № 44-ФЗ.

13. Участник закупки вправе единожды направить запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе после его публикации и до заключения контракта. Разъяснение предоставляется заказчиком на ЭТП и только участнику, направившему запрос.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:

Со стороны Минфина в настоящее время предложен новый законопроект по порядку оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки таких заявок, требования к форме порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах, особенности оценки заявок участников закупок, по результатам которых заключаются контракты на выполнение работ по текущему ремонту и обслуживанию дорог, на оказание услуг по организации питания и поставки пищевых продуктов. Взамен порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 ‎№ 1085.

Общие условия по минимальному количеству критериев остаются неизменны – 2. Например, при применении методологи по оценке по показателю «наличие у участников закупки опыта поставки ‎товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного ‎с предметом контракта» применяются один или несколько детализирующих показателей ‎из следующих:

  • общая цена исполненных участником закупки договоров;
  • общее количество исполненных участником закупки договоров;
  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

Стоит отметить, что в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке по ранее указанному показателю:

  • устанавливается предмет договора (договоров),
    ‎оцениваемого (оцениваемых) по каждому детализирующему
    ‎показателю, сопоставимый с предметом контракта,
    ‎заключаемого по результатам определения поставщика
    ‎(подрядчика, исполнителя);
  • устанавливается перечень документов, подтверждающих
    ‎наличие у участника закупки опыта поставки товара,
    ‎выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом
    ‎контракта, в том числе исполненный (исполненные)
    ‎договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении
    ‎такого (таких) договора (договоров);
  • может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного (исполненных) договора (договоров),
    ‎при исполнении которого (которых) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисление неустоек);
  • условие, что последний акт, составленный при исполнении
    ‎договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет
    ‎до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • условие, что к оценке принимаются исполненные участником закупки
    ‎с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке на участие
    ‎в закупке подтверждающего документа) гражданско-правовые
    ‎договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии ‎с Федеральным законом.

Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке указываются единица ее измерения в соответствии с ОКЕИ (при наличии),
‎предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок. Если же характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке указывается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке. Если значение характеристики, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, то значение количества баллов по детализирующему показателю, присваивается согласно установленным в вышеуказанном законопроекте формулам.

Общественное обсуждение законопроекта завершится 23 октября 2021г. Заказчикам рекомендуется отслеживать статус принятия данного нормативно-правового акта и после принятия актуализировать внутренние регламенты, инструкции, положения которых затронуты.

БЛОК ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК

Как правильно участнику читать конкурсную документацию, и на что стоит обратить пристальное внимание.
  • Основные условия закупки, влияющие на расчет себестоимости исполнения обязательств (например, обеспечительные меры, сроки и т.д.);
  • Условия контрактации (что входит в цену контракта, срок и место исполнения обязательств, ответственность сторон, обязанности и т.д.);
  • Критерии оценки и сопоставления заявок, значимость критерия и перечень подтверждающих документов (на шкалу оценки, при наличии).
Типовые ошибки при участии в конкурсе:
  • Отсутствие необходимых ресурсов для подготовки заявки на участие (стоит помнить, что в рамках конкурсной процедуры потребуется подготовить весомый комплект документов, учитывая критерии оценки и сопоставления заявок, изложенные в извещении);
  • Непредоставление документов, установленных извещением о закупке;
  • Недостоверность данных, предоставленных в составе заявки;
  • Предоставление поддельных документов (например, копий договоров с целью увеличения балла по итогам оценки и сопоставления заявок);
  • Предоставление документов, установленных извещение о закупке не в полном объеме (например, для подтверждения опыта участники предоставляют только первый и последний лист договора либо контракта, что в корне неверно, документ должен быть предоставлен в составе заявки в полном объеме);
  • Отсутствие необходимых технических ресурсов для участия в закупках (например, электронной подписи, регистрации в ЕРУЗ и т.д.);
  • Устаревшие документы в ЕРУЗ;
  • Указание станы происхождения товара;
  • Наличие технических ошибок и опечаток;
  • Отсутствие денежных средств на специальном счете, в необходимом размере для обеспечения заявки;
  • Переоценка возможностей поставщика (подрядчика, исполнителя) и указание некорректного ценового предложения;
  • Пропуск сроков по подписанию юридически значимых документов;
  • Не учтены антидемпинговые меры и обеспечение исполнения контракта перечислено с ошибочной суммой либо независимая гарантия выпущена с ошибкой.
READ
Штраф за отсутствие аптечки: размер
Методы автоматизации работы специалистов при подготовке заявок на участие в конкурсе:
  • Создание архива документов по типовым критериям оценки и сопоставления заявок (например, архив договоров, реестр оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, реестр специалистов и иных работников определенного уровня квалификации с архивом документов, их подтверждающих и т.д.);
  • Заблаговременная техническая подготовка к участию в закупках: осуществление настройки рабочего места, отслеживать обновление лицензий плагина КриптоПро;
  • Настройка процесса взаимодействия всех подразделений в едином автоматизированном пространстве (например, в CRM-системе), с возможностью указания комментариев при проработке технического задания и осуществлении расчета себестоимости;
  • Автоматизация расчета административно-управленческих затрат (например, унифицировать статью затрат на плату ЭТП с победителя закупки, оплату услуг специалиста по подготовке заявки на участие в закупке и т.д.).

БЛОК ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ

Рекомендации о том, как правильно сформировать извещение о закупке и минимизировать риск обжалования:
  • Учитывать всю нормативно-правовую базу по импортозамещению, исходя из выбранного кода ОКПД 2;
  • Унифицировать требования к участникам закупки и исключить разночтения между разделами, а также разброс данных требований по разделам и приложениям к ним;
  • Перепроверять авторасчет на ЭТП, распределение мест согласно итогам ранжирования;
  • Перепроверять округление итогового рейтинга по итогам оценки и сопоставления заявок;
  • Исключить нарушение сроков по этап осуществления закупки ТРУ согласно ст.48 Закона № 44-ФЗ;
  • Использовать автоматизированные сервисы на ЭТП ГПБ и возможностей по роботизации закупочного процесса (например, использование авто расчета рейтинга при оценке и сопоставлении заявок, использование возможности встраивания шаблона протокола, утвержденного в организации заказчика в интерфейс личного кабинета пользователя).
Типовые ошибки заказчиков:
  • Ошибки при формировании закупочной документации (чаще всего это описание объекта закупки), несоблюдение требований законодательства по установлению ограничений, преимуществ, запретов в рамках национального режима, либо установление требование, ограничивающих количество участников закупок;
  • Некорректно сформированные критерии оценки и сопоставления заявок (без установления шкалы, детализации подтверждающих документов для оценки по тому или иному критерию);
  • Арифметические ошибки при подсчете баллов и итогового рейтинга по критериям оценки и сопоставления заявок;
  • Ошибки при округлении балов при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе;
  • Заключение контракта на условиях, отличных от установленных в закупочной документации;
  • Неправомерное изменений условий контракта;
  • Ошибки на этапе исполнения контракта – несоблюдение порядка приемки ТРУ, экспертизы исполнения контракта, оформления результатов исполнения контракта;
  • Сложности при приемке ТРУ (например, фиктивная приемка), несоответствие поставленного товара условиям контракта, закупочной документации, заявки победителя закупки;
  • Неприменение заказчиком мер ответственности в случае нарушения условий контракта со стороны поставщика, подрядчика, исполнителя.
Методы автоматизации работы специалистов при проведении конкурсной процедуры закупки продукции:
  • Использование автоматизированного сервиса по подбору ОКПД2, КТРУ по ключевым словам;
  • Авторасчет сроков проведения закупочной процедуры (от размещения извещения о проведении конкурса до размещения информации о контракте в реестре в ЕИС);
  • Использование автоматизированного сервиса при расчете НМЦК или при осуществлении проверки первоисточников, поступивших от инициатора закупки;
  • Авторасчетпеней за каждый день просрочки исполнения контракта, использование шаблонов претензий для заказчика в зависимости от вида нарушения со стороны поставщика, подрядчика, исполнителя.

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях

Изменения в закупках 44-ФЗ с 01.01.2022 таблица

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки С 1 января 2022 года заказчик обязан осуществлять минимальный объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) согласно постановлению Правительства РФ N 1352. Заказчик планирует заключить договор с единственным поставщиком – СМСП в декабре 2021 года. Договор будет оплачен в 2022 году. Войдет ли данная закупка в 25% лимит закупок у СМСП 2022 года? Можно ли в 2021 году провести закупку у единственного поставщика как закупку только у СМСП?

С 1 января 2022 года заказчик обязан осуществлять минимальный объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) согласно постановлению Правительства РФ N 1352.
Заказчик планирует заключить договор с единственным поставщиком – СМСП в декабре 2021 года. Договор будет оплачен в 2022 году.
Войдет ли данная закупка в 25% лимит закупок у СМСП 2022 года? Можно ли в 2021 году провести закупку у единственного поставщика как закупку только у СМСП?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На наш взгляд, договор, заключенный заказчиком с единственным поставщиком – субъектом МСП в 2021 году, будет учитываться в обязательном объеме закупок заказчика у субъектов МСП 2022 года в части, подлежащей оплате в 2022 году.

READ
Как доказать, что вымогают деньги?

Обоснование вывода:
Согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также – МСП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками. Такие особенности установлены постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, утвердившим Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее – Положение). В силу ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ информация о годовом объеме закупки, который заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП, размещается в единой информационной системе (далее – ЕИС) не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.
В силу п. 2 Постановления N 1352 в настоящее время оно применяется в отношении заказчиков, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. Вместе с тем в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 N 1128 (далее – Постановление N 1128) в п. 2 Положения, с 1 января 2022 года требования, установленные в соответствии с указанным Положением, будут обязаны соблюдать все заказчики по Закону N 223-ФЗ, за исключением тех из них, которые сами являются субъектами МСП. При этом в силу прямого указания п. 3 Постановления N 1128 изменения не применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, возникшим до 1 января 2022 г. Соответственно, как следует из приведенных норм, обязанность осуществить минимальный годовой объем закупок у субъектов МСП*(1) возникает у заказчиков при осуществлении закупок в 2022 году. Соответствующие отчеты заказчики должны будут разместить не позднее 1 февраля 2023 года.
Закон N 223-ФЗ не содержит определение понятия “закупка”, каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нет. Из ряда положений этого закона (в частности, ч. 1, ч. 5 ст. 1, ч. 5.1 ст. 3, ч. 8 ст. 3.2) следует, что под закупкой в нем понимается осуществляемая в соответствии с Законом N 223-ФЗ в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц – заказчиков в товарах, работах, услугах процедура выбора контрагента для заключения с ним договора о приобретении товаров, работ, услуг или услуг и само заключение такого договора. Также отметим, что Закон N 223-ФЗ позволяет заказчику самостоятельно сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления сферы деятельности, которые наиболее соответствуют потребностям заказчика, и формально не ограничивает право заказчика, не подпадающего под действие постановления N 1352, на осуществление закупок исключительно среди субъектов МСП*(2), в том числе не препятствует заключению договора с единственным поставщиком, являющимся субъектом МСП.
Согласно разъяснениям Минфина РФ, приведенным в письмах от 17.01.2020 N 24-01-08/1945 и от 07.09.2020 N 24-01-07/78247, в расчет годового объема закупок у субъектов МСП включается объем оплаты в текущем году договоров, срок исполнения которых превышает один календарный год, в том числе заключенных в предыдущие периоды. Таким образом, можно предположить, что закупка у единственного поставщика – субъекта МСП, осуществленная в 2021 году, в части, подлежащей оплате в 2022 году, будет учитываться в обязательном объеме закупок заказчика у субъектов МСП 2022 года. В то же время отметим, что официальные разъяснения по данному вопросу в настоящий момент отсутствуют, правоприменительная практика сложиться еще не успела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

6 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Также с 1 января 2022 года установленный п. 5 Положения годовой объем закупок, осуществляемых у субъектов МСП, увеличен с 20% до 25% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами МСП по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с подп. “б” п. 4 Положения, и объем планируемых закупок, участниками которых являются только субъекты МСП (п. 5.1 Положения), увеличены с 18% до 20%.
*(2) Осуществление организациями, на которых не распространяется действие Постановления N 1352, закупок с применением предусмотренных им особенностей может рассматриваться как незаконное ограничение конкуренции, поскольку при этом создаются преференции группе участников закупки в случае, не предусмотренном законом (письма Минэкономразвития России от 21.01.2016 N Д28и-140, от 27.05.2016 N Д28и-1377).

Ссылка на основную публикацию