Кого по закону должны признать малоимущим?

Кого по закону должны признать малоимущим?

от 25 февраля 2005 года N 17

______________________________________________________________
Документ возвращен без рассмотрения
Министерства юстиции Российской Федерации. –

Письмо Минюста России от 17.03.2005 N 01/1905-ВЯ

В целях методического обеспечения реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий, установленных пунктом 3 статьи 13 и пунктом 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации,

2. Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства обеспечить:

доведение Методических рекомендаций до органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

разъяснение применения Методических рекомендаций на основе запросов, поступающих от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

осуществление оперативной подготовки изменений и дополнений в Методические рекомендации с учетом складывающейся практики их применения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.А.Гончарова.

УТВЕРЖДЕН
приказом Минрегиона России
от 25 февраля 2005 года N 17

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления по установлению порядка признания
граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления
малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях,
жилых помещений муниципального жилищного фонда
по договорам социального найма

Введение

Настоящие Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее – Методические рекомендации) носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества.

Настоящие Методические рекомендации содержат:

– рекомендации по установлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

– рекомендации по установлению органами местного самоуправления размера, дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

– рекомендации по процедурам проведения органами местного самоуправления проверки достоверности предоставленных гражданами сведений и переоценки размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях подтверждения решения о признании граждан малоимущими;

– рекомендации по вопросам организации работы органов местного самоуправления, осуществляющих признание граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Данные Методические рекомендации разработаны в соответствии с нормами Жилищного кодекса, устанавливающими, что “определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма” и “определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда”, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 12 Жилищного кодекса) и регулируются непосредственно самим Жилищным кодексом.

Данные Методические рекомендации взаимосвязаны с “Методическими рекомендациями по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма”.

1. Общие положения

1.1. Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) устанавливает, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса).

1.2. В соответствии с Жилищным кодексом установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса). При этом, поскольку принимается соответствующий закон субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса), данным полномочием наделены только представительные (законодательные) органы субъекта Российской Федерации.

READ
Может ли ребенок установить отцовство после смерти отца?

1.3. В соответствии с Жилищным кодексом установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов местного самоуправления (пункт 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса). При этом органы местного самоуправления принимают решения о признании граждан малоимущими с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса).

2. Определение граждан, доходы и стоимость имущества которых должны
оцениваться при отнесении граждан к категории малоимущих в целях
определения их права на постановку на учет и предоставление жилых
помещений муниципального жилищного фонда
по договорам социального найма

2.1. До начала проведения процедуры расчета размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, необходимо предварительно определить, имеет ли гражданин, обратившийся с заявлением о постановке на учет и предоставлении ему жилого помещения муниципального жилищного фонда (далее – гражданин-заявитель) основание для признания нуждающимся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма (обеспеченность жилым помещением на 1 человека), поскольку процедура оценки доходов и имущества является более трудоемкой как для заявителей, так и для органов местного самоуправления. В дальнейшем настоящие Методические рекомендации исходят из того, что гражданин-заявитель имеет необходимые основания для того, чтобы быть признанным нуждающимся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма.

2.2. Расчет органами местного самоуправления доходов семьи гражданина-заявителя рекомендуется производить на основе сведений о составе семьи этого гражданина. Рекомендации по критериям определения состава семьи и предоставляемых заявителем сведений, подтверждающие данный состав, изложены в “Методических рекомендациях по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма”.

2.3. Критерии отнесения граждан к членам семьи гражданина-заявителя рекомендуется указать в нормативном правовом акте органа государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующем порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

3. Примерный перечень видов доходов, учитываемых при отнесении граждан
к малоимущим в целях постановки на учет и предоставления им жилых помещений
муниципального жилищного фонда по договорам социального найма

3.1. Перечень видов доходов, учитываемых органами местного самоуправления в целях признания граждан малоимущими при определении их права на постановку на учет и получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, рекомендуется указать в законе субъекта Российской Федерации, регулирующем порядок определения размера дохода одиноко проживающего гражданина-заявителя или дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и стоимости имущества, подлежащего налогообложению и находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина-заявителя или гражданина-заявителя и членов его семьи в целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее – Порядок признания граждан малоимущими). В данном порядке рекомендуется указать учитываемые виды доходов в соответствии с перечнем видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 “О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи” (далее – постановление Правительства N 512).

3.2. При этом при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина-заявителя рекомендуется учитывать все виды доходов, полученные гражданином-заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином-заявителем в денежной и натуральной форме, в том числе:

б) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;

в) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

г) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;

READ
Юридическая помощь по ДТП онлайн бесплатно круглосуточно

д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся:

– пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров;

– ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;

– стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;

– пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах;

– пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– ежемесячное пособие на ребенка;

– ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста;

– ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе;

– ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

– ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

е) надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в подпункте д), и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями;

ж) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину-заявителю, к которым относятся:

– доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств;

– доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы);

з) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя, в которые включаются:

– денежное довольствие военнослужащих (за исключением доходов военнослужащих, указанных в пункте 3.6 настоящих Методических рекомендаций), сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации;

– единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, других органов правоохранительной службы;

– оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии гражданским законодательством Российской Федерации;

– материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

– авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования;

– доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;

– доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организаций;

Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)

Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” и Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”.

READ
Как узнать задолженность по налогам ИП в 2022 году?

Статья 1. Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.

Статья 3. Орган социальной защиты населения вправе проверить следующие сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи:

о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина;

о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина;

о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства;

о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.

Гражданин, обратившийся с заявлением об оказании ему государственной социальной помощи, представляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.

Орган социальной защиты населения вправе направлять межведомственный запрос о предоставлении документов, копий документов или сведений, необходимых для решения вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи, в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения.

Статья 4. Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее – расчетный период).

Часть вторая утратила силу с 1 января 2022 года. – Федеральный закон от 24.04.2022 N 125-ФЗ.

Статья 5. При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

Доходы, полученные семьей или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, установленном статьей 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления членов семьи или одиноко проживающего гражданина.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, получаемые в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения этих доходов.

Статья 7. Доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Сумма заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период.

При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Статья 9. Суммы оплаты сезонных, временных и других видов работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, доходов от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

READ
Причины, неисполнения решения суда

Статья 10. Доходы, полученные членом крестьянского (фермерского) хозяйства, учитываются в его доходах или в доходах его семьи исходя из размеров, установленных заключенным в определенном законодательством Российской Федерации порядке соглашением (договором) между членами крестьянского (фермерского) хозяйства об использовании плодов, продукции и доходов, которые получены в результате деятельности этого хозяйства.

Статья 11. Доходы, полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства, учитываются в сумме доходов семьи или одиноко проживающего гражданина исходя из утверждаемых в субъектах Российской Федерации нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции.

Статья 12. Суммы доходов от сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Статья 13. В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Статья 14. При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;

лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Статья 15. Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.

Статья 16. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Признание граждан малоимущими для целей обеспечения жильем

Напомню, в первой публикации мною были рассмотрены общие основания для того, чтобы граждане могли получить жильё из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату. Следующий необходимый этап для тех, кто на общих основаниях претендует на предоставление бесплатного жилья, – признание граждан малоимущими. Об этом в настоящей публикации.

В соответствии со статьей 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Правовое регулирование признания граждан малоимущими, изложенное в указанной статье, детализируется следующим образом: пороговые максимальные значения по величине доходов и стоимости имущества гражданина и порядок принятия граждан на учет определяются законами субъектов Российской Федерации, право определения конкретного размера доходов и стоимости имущества для целей принятия на жилищный учет, как и сам учет граждан, как правило, передается органам местного самоуправления.

Для этих целей Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. № 17 (далее – Приказ) утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Они носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса РФ органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и оказания им методологической и методической помощи при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества.

Данным Приказом даны рекомендации об определении категорий граждан, доходы и имущество которых подлежат оценке при оценке граждан к категории малоимущих, примерный перечень доходов, видов имущества, учитываемых при принятии на учет. Приведен также примерный перечень документов необходимый для принятия граждан на учет, даны рекомендации по порядку расчетов доходов и стоимости имущества, разъяснены процедуры признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Учитывая сложность процедуры расчета доходов и стоимости имущества граждан для принятия их на жилищный учет, а также большой объем истребуемой для этих целей информации, приказом рекомендовано до начала расчетов определять нуждаемость граждан в жилых помещениях, т.е. определять обеспеченность жилыми помещениями на одного человека (п. 2.1 Приказа).

READ
Ответственность за незаконную перепланировку помещения

Например, порядок признания малоимущими жителей в Москве установлен Законом г. Москвы от 25 января 2006 года № 7 (далее – Закон). Так в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона малоимущими гражданами признаются жители столицы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. В состав имущества учитываемого при расчете имущественной обеспеченности включается расчетная стоимость жилого помещения, в которой нуждаются граждане, а также доходы за расчетный период. Такой расчетный период не может превышать 20 лет. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, для москвичей утверждена Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП “О мерах по реализации Закона города Москвы “О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях”.

Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (см. об этом п. 7 “Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 года).

В следующей части будут рассмотрены правовые аспекты учета граждан для целей обеспечения жильем.

Как оформить статус малоимущей семьи?

Статус малоимущей семья может получить, если на одного ее члена приходится доход меньше прожиточного минимума. При расчете суммы дохода на одного человека учитываются также и несовершеннолетние члены семьи. Статус малообеспеченного человека оформить просто, однако тут существует ряд нюансов, связанных с подготовкой документов и другими аспектами. Рекомендуем проконсультироваться с юристом перед тем, как заняться этим вопросом.

Как узнать, является ли семья малоимущей?

Чтобы рассчитать доход на одного члена малообеспеченной семьи, нужно определиться с тем, что считается семьей. Под это описание подпадает группа людей, прописанных по одному адресу, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство. То есть это могут быть муж и жена со своими детьми, родители мужа и жены, мать-одиночка с ребенком, живущие вдвоем супруги.

Доходом считаются все средства, поступившие в семейный бюджет за последние три месяца. Эти средства могут состоять из:

  • заработной платы членов семьи;
  • прибыли, получаемой от бизнеса или сделок;
  • пенсии;
  • стипендии учащихся членов семьи;
  • алиментов, получаемых на ребенка;
  • социальных выплат.

Перед тем как начать расчет дохода, нужно убедиться, что все трудоспособные родственники работают или состоят на учете в центре занятости. Если кто-то из них не соответствует данным требованиям, то малоимущей семью признать не получится. Ведь малообеспеченными могут быть признаны люди, попавшие в трудное финансовое положение по причинам, которые от них не зависят. Если же человек имеет возможность работать, но не пользуется ей, это его выбор.

Если вы хотите оформить для своей семьи статус малоимущей, но один из родственников пропал без вести, то добиться оформления все равно можно. Но есть один нюанс. Нужно предоставить документальное подтверждение того, что пропавший разыскивался органами внутренних дел.

Чтобы посчитать доход на одного человека в семье, нужно сложить все доходы всех ее членов за последние 3 месяца. Затем полученное число необходимо разделить на три, чтобы узнать средний месячный доход. Далее нужно этот самый месячный доход разделить на число людей, которые проживают под одной крышей и ведут совместное хозяйство.

Далее нужно узнать прожиточный минимум в регионе, где проживает человек, желающий признать себя и своих близких малоимущими. В каждом регионе установлен свой прожиточный минимум. Узнать его можно на сайте социальных служб или городской администрации. Если сайта у администрации нет, то можно посетить ее или же узнать необходимую информацию в отделе социальной защиты. Если средний доход, который получает каждый член семейства, ниже, чем тот самый прожиточный минимум, оно вполне может быть признана малоимущей.

Как оформить статус малоимущей семьи?

После того как вы определились с тем, что вы и ваши родственники можете быть признаны малообеспеченными, можно переходить к оформлению документов. Начать стоит с подготовки. Перечень необходимых бумаг будет приведен ниже. Подготовив документы, стоит обратиться в отдел социального обслуживания. Также прийти с документами для признания семьи малоимущей можно в районный многофункциональный центр или подать заявку онлайн через портал «Госуслуги».

После того как документы и соответствующее заявление будут поданы, малоимущему семейству останется подождать десять рабочих дней. Принятым заявление считается с тех пор, как оно прошло регистрацию. На регистрацию же сотрудникам отдела социального обслуживания выделяется один день. Когда решение о том, будут ли люди признаны малообеспеченными, приняли, заявителя должны будут уведомить о нем в течение трех дней с момента принятия этого самого решения.

Стоит отметить и то, что стать малоимущим официально человек может бесплатно. Государственная пошлина за эту услугу не оплачивается. Придется заплатить только за подготовку ксерокопий документов и за консультацию юриста, если вы за ней обратитесь. Ксерокопии в некоторых случаях снимают бесплатно в госучреждении, в которое вы обратились.

READ
Спонсорское письмо для шенгенской визы

Завершается процедура признания семьи малообеспеченной тем, что заявителю выдается справка о том, что его семейство признано малоимущим. Если в присвоении такого «звания» отказано, то человеку направят оповещение.

Справка о признании человека малообеспеченным выдается ему на руки работником отдела соцзащиты. Если человек не придет в госучреждение для того, чтобы получить эту справку в течение месяца, то бумага будет отправлена по почте.

Список необходимых документов

Государственные органы начнут рассматривать вопрос о признании людей малоимущими с момента, как подается соответствующее заявление. Бланк этого обращения можно получить в отделе социальной защиты, многофункциональном центре или же скачать на сайтах. С заявлением подаются документы:

  • ксерокопии паспортов и свидетельств о рождении всех членов семьи;
  • копии свидетельства о заключении брака или разводе;
  • документы, подтверждающие доход за последние три месяца, то есть справка о средней зарплате, стипендии или пенсии;
  • копии трудовых книжек или справок, подтверждающих, что человек состоит на учете в центре занятости;
  • ксерокопия документа, подтверждающее место жительства;
  • выписка из единого госреестра для каждого члена семейства, показывающая цену и состав имущества, которое принадлежит им и облагается налогом;
  • справка об инвалидности, если кто-то из родственников является инвалидом;
  • реквизиты счета в банке или сберегательной книги.

Иногда может потребоваться ИНН, хотя это и не обязательная бумага. Также при посещении госучреждения нужно иметь при себе оригиналы документов, копии которых подаются. Если сам малообеспеченный человек подать заявление и документы не может, то можно оформить доверенность на другого.

Зачем семье нужен статус малоимущей?

Большинство людей добиваются признания малоимущими для того, чтобы государство начало оказывать им поддержку. Помощь малообеспеченным оказывается и на федеральном, и на местном уровне. О том, какую поддержку можно получить на региональном уровне, малоимущая семья может узнать в местных отделениях социальной защиты. Чтобы получить точную информацию, лучше обращаться именно туда, ибо в каждом регионе действуют свои программы, каждый год они могут обновляться.

Несмотря на то, что поддержка, оказываемая региональными властями, может варьироваться, выделить какие-то основные виды помощи, на которую могут рассчитывать малоимущие, все-таки можно. Это и денежная помощь, которая выплачивается каждый месяц на содержание несовершеннолетних детей, а также на более взрослых, которые учатся и не могут зарабатывать в связи с этим. Студенты могут рассчитывать на выплату социальных стипендий. Помимо ежемесячных пособий, малообеспеченные семьи могут получать и единоразовые выплаты или временную помощь в разных ситуациях. Например, детям может быть предоставлена помощь перед началом учебы в школе, а беременным или кормящим женщинам предоставляется помощь, позволяющая улучшить питание.

Кроме этого, нуждающиеся семьи, в зависимости от обстоятельств, могут получать поддержку в виде бесплатных лекарств, теплой одежды на зиму, продуктов. Когда подобным семействам приходится слишком много платить за коммунальные услуги, то есть их ежемесячные затраты на такие услуги превышают 22 процента от бюджета на месяц, можно рассчитывать на помощь и по этому направлению.

Обычно такая помощь оказывается в 2 видах: субсидии — то есть семье выделяют дополнительную финансовую дотацию из регионального бюджета — либо льготы, то есть понижение коммунальных тарифов. Также нуждающиеся семейства могут получить поддержку в виде жилищных и налоговых льгот, помощи детям при поступлении в учебные заведения и зачислении в детсад, и даже бесплатную юридическую помощь, от консультаций до представления интересов в судебных разбирательствах.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Как получить статус малоимущей семьи и зачем

Дорогой Тинькофф! Постоянно читаю ваш журнал. Есть один вопрос, не дающий покоя.

Я здоровый работающий мужчина 26 лет с зарплатой за 26 тысяч рублей без НДФЛ. У меня есть жена и несовершеннолетний ребенок. Родители тоже присутствуют, полная семья. Работаю официально с 18 лет, соответственно, плачу налоги. Проживаем в однушке, в которой половина принадлежит мне, а половина — матери. Жена не работает официально — фрилансит.

READ
Раздел квартиры между супругами и детьми

Смогу ли я подать документы, чтобы нас признали малоимущей семьей, дабы поднять бюджет? Если да, то как это сделать?

Дмитрий, документы подать вы, конечно, сможете. Возможно, вас даже признают малоимущей семьей. Но вот поднимете ли вы этим бюджет — это вопрос.

Расскажу, как семье получить статус малоимущей и что она может получить от государства.

Кого признают малоимущими

В социальном праве малоимущие — это те, у кого доход меньше прожиточного минимума, ПМ. Причем то, какой доход должен быть у семьи, чтобы она считалась малоимущей, зависит от прожиточного минимума по субъекту РФ, а не общефедерального.

По стране он сильно различается: в 2022 году в Москве прожиточный минимум для трудоспособных граждан — 20 589 Р , в Санкт-Петербурге — 13 074 Р . Наибольший прожиточный минимум в Чукотском автономном округе, 24 875 Р , наименьший — в Саратовской области, 10 615 Р .

Прожиточный минимум для взрослых и детей различается. Обычно для детей он немного меньше, но, например, в Севастополе, Костромской и Астраханской областях — наоборот. Самый маленький прожиточный минимум определен для пенсионеров.

Прожиточный минимум в конкретном субъекте в 2022 году можно узнать, скачав таблицу с сайта РосстатистикиDOC, 238 КБ

Если в семье двое взрослых и ребенок, нужно сложить прожиточные минимумы, которые установлены для каждого из них. Полученная сумма будет порогом, ниже которого находятся малоимущие семьи. Эта величина — прожиточный минимум вашей семьи.

Я не знаю, где вы живете. Например, в Москве. В вашем случае доход на одного человека для малоимущей семьи в 2022 году должен составлять 18 920 Р . Вот как это посчитать.

В 2022 году в Москве для расчета социальных выплат установлены значения прожиточного минимума за третий квартал 2022 года: 20 589 Р для взрослых и 15 582 Р для детей. Итого 56 760 Р — ПМ семьи из двух взрослых и одного ребенка. Если поделить на количество членов семьи, будет 18 920 Р .

Данные о величине прожиточного минимума в МосквеPDF, 274 КБ

В других регионах критериями малоимущей семьи в 2022 году могут быть прожиточные минимумы за другой период: например, за второй квартал 2022 года или за 2022 год. При этом нельзя брать значения ниже ПМ за второй квартал 2022 года. Мы сделали аналогичный расчет для всех субъектов федерации.

Вы пишете, что ваша официальная зарплата чуть больше 26 тысяч рублей после вычета НДФЛ. Получается, до вычета она составляет примерно 30 тысяч рублей.

Если ваша зарплата меньше прожиточного минимума для семьи из двух взрослых и ребенка, формально вы подходите под условия. Официальный доход вашей семьи позволяет встать на учет как малоимущим.

Но бюрократию придумали не для того, чтобы все было так просто.

Как считают доход семьи

Порядок учета доходов семьи для признания ее малоимущей определяет специальный закон. Основные правила такие:

  1. Расчет проводится за три последних календарных месяца. Они отсчитываются от даты обращения в орган соцзащиты. Учитывается весь доход семьи за три месяца. Потом эту сумму поделят на три — это средний доход семьи. Его поделят на число членов семьи — это среднедушевой доход.
  2. Доходы учитываются до вычета налогов и сборов.
  3. Считают доходы каждого члена семьи. Не только трудовые. Существует специальный перечень видов доходов, которые учитываются при расчете среднедушевого расхода семьи. Проверьте, получаете ли вы что-то из этого перечня. Орган соцзащиты засчитает в общий доход семьи не только зарплату, но и выплаты по гражданско-правовым договорам. Также учитываются: стипендии, пособие по безработице, ежемесячное пособие на ребенка, доходы от сдачи имущества в аренду, оплата по гражданско-правовым договорам, доходы по акциям, проценты по банковским вкладам и др.

Обманывать государство я вам не советую. Если выяснится, что доход семьи реально был выше, чем вы заявили, все излишне выплаченное государство потребует обратно.

Например, в судебной практике было такое дело. Женщине назначили государственную социальную выплату. В сведениях о доходах она указала только одно место работы. Орган соцзащиты узнал, что дополнительно она работает социальным работником в государственном учреждении. Значит, она предоставила не соответствующие действительности сведения о доходах. Орган соцзащиты потребовал переплату назад. Пришлось вернуть 255 227 Р . Суд с этим согласился.

Чтобы учесть доходы семьи, государство должно о них узнать. Для этого органу соцзащиты дано право проверять сведения о доходах. Он может направлять запросы в налоговую, пенсионный фонд и Росреестр, может проверить жилищные условия.

READ
Форма Р14001

Вы пишете, что у вашей жены есть доход от фриланса. Если она проводит его официально, вам нужно учитывать этот доход при обращении в органы соцзащиты.

Кому дают соцпомощь

Семьи, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, могут рассчитывать на государственную социальную помощь. Но ее оказывают не всем малоимущим семьям, а только тем, которые не могут получать больше прожиточного минимума. То есть если просто не работать и не вставать на учет в службе занятости, государство не станет помогать.

У семьи должны быть причины, из-за которых доход семьи ниже прожиточного минимума. Например:

  1. ребенок в возрасте до полутора лет;
  2. один из членов семьи — инвалид;
  3. несколько несовершеннолетних детей;
  4. официальный статус безработного у одного из взрослых;
  5. временная нетрудоспособность одного из взрослых и др.

Этот перечень нигде прямо не прописан и не может быть прописан. Насколько уважительна причина, по которой малоимущая семья оказалась в трудном финансовом положении, оценивает орган соцзащиты. Его объективность проверит суд. Если причин для низкого дохода нет, соцпомощь не дадут.

Субсидии по оплате жилых помещений дают на основании ст. 159 ЖК РФ. Правила определены постановлением правительства № 761.

Сколько платят малоимущим

Размер социальной помощи невелик. Задача государства — обеспечить малоимущим прожиточный минимум, поэтому выплаты небольшие. От субъекта к субъекту они сильно различаются.

Разовые выплаты. Малоимущим могут оказывать материальную помощь. В Вологодской области она варьируется от 300 до 10 000 Р . Материальная помощь — это разовый платеж.

Натуральная помощь. Помощь может иметь натуральный характер: малоимущим выдают дрова, еду, одежду, обувь, медикаменты. В Пермском крае натуральную помощь могут предоставить на сумму не более 3500 Р в год.

Социальный контракт — это особый вид социальной помощи. По нему семье дают денег, а она должна выйти из кризисной ситуации и повысить свой прожиточный минимум. Это социальный договор между государством и малоимущими.

Например, в Тверской области размер выплаты по соцконтракту зависит от того, сколько в семье детей. Если детей нет — дадут не больше 40 тысяч рублей, если детей не больше двух — 100 тысяч рублей, а если больше трех — 150 тысяч рублей.

Выплаты могут измеряться в десятках тысяч, но с государством нужно согласовывать все траты и отчитываться по ним. В контракте может быть прописано, что нужно пройти обучение, активно искать работу, пройти лечение от алкоголизма, купить сельскохозяйственную технику. Это обязательное условие получения денег.

Социальные пособия — это регулярные денежные выплаты. Скорее всего, говоря о том, как поднять бюджет семьи, вы имеете в виду именно пособия. Приведу несколько примеров, чтобы вы представляли, о каких суммах идет речь.

В Московской области малоимущим ежемесячно компенсируют сумму, которой не хватает до прожиточного минимума. Размер соцпомощи на одного члена семьи — от 300 до 1000 Р в месяц. В год на каждого члена семьи дадут не больше 6000 Р .

В Псковской области денежные выплаты малоимущим семьям составляют 5000 Р , если среднедушевой доход семьи не больше, чем прожиточный минимум на душу населения.

В Свердловской области социальное пособие малоимущим выплачивают из расчета 387 Р на одного человека в месяц.

В Санкт-Петербурге установлено общее правило: социальное пособие малоимущей семье не может быть выше, чем разница между прожиточным минимумом семьи и ее доходом.

Цель выплаты пособия — довести доход семьи до прожиточного минимума. Сильно бюджет на этом, к сожалению, не поднять.

Куда обращаться за социальной помощью

Чтобы получить соцпомощь, нужно обратиться в орган социальной защиты населения по месту постоянной или временной регистрации. Что это за орган, определяет законодательство субъекта РФ, в котором вы живете.

Социальная помощь малоимущим — это государственная услуга, поэтому ее можно получить на портале госуслуг или в МФЦ. Это упрощает задачу. В МФЦ сотрудники подскажут, куда адресовать заявление.

На портале госуслуг последовательно откройте разделы «Услуги», «Пенсия, пособия и льготы»:

Дальше выбирайте раздел «Помощь малоимущим». Страницу надо прокрутить вниз:

Дальше вам расскажут, какие услуги малоимущим оказывают в вашем регионе:

Там же можно узнать, как получить услугу и какие документы нужно собрать. Копии можно отправить через портал госуслуг, но оригиналы будьте готовы отнести в орган соцзащиты лично. Скорее всего, от вас потребуют:

  1. Документы, подтверждающие личности членов семьи.
  2. Справку о составе семьи из паспортного стола.
  3. Справки о доходах 2-НДФЛ.
  4. Трудовые книжки.

Этот перечень различается от субъекта к субъекту, как и размеры пособий.

Что в итоге

Соцпомощь малоимущим — это поддержка для тех, кому тяжело зарабатывать на жизнь. Среди них государство должно выбрать тех, кому тяжелее прочих, и помочь именно им. Это инвалиды, тяжелобольные, безработные, неполные и многодетные семьи. Государство обеспечивает им прожиточный минимум. Все остальные обеспечивают его себе самостоятельно.

READ
Чистые активы: формула расчета по балансу

Если вы все-таки хотите получить статус малоимущей семьи, вот ваш план действий:

  1. Посчитайте средний доход вашей семьи. Сложите выплаты от работодателей и заказчиков, проценты по вкладам и доходы от сдачи имущества в аренду.
  2. Посчитайте прожиточный минимум для вашей семьи в субъекте, где вы живете. Эта величина показывает, какой должен быть доход у малоимущей семьи.
  3. Оцените: есть ли обстоятельства, из-за которых вы не можете получать доход в большем размере. Например, если вам нужно ухаживать за маленьким ребенком.
  4. Напишите в орган соцзащиты по месту жительства заявление о предоставлении соцпомощи. Приложите документы о доходах. Если принесете не все, вам скажут, чего не хватает.
  5. Результат: получите какие-никакие, но дополнительные деньги.

Если вы не получили право на соцпомощь, не расстраивайтесь. Значит, у вас все не так плохо.

Если же ситуация на самом деле тяжелая, а работники соцзащиты необъективны, обращайтесь в суд. Вам могут помочь в бесплатных юридических консультациях, например, при правовых вузах. Граждане, чей доход ниже прожиточного минимума, имеют право на бесплатную юридическую помощь.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Кого по закону должны признать малоимущим?

О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи

Принят Государственной Думой 7 марта 2003 года

Одобрен Советом Федерации 26 марта 2003 года

(В редакции федеральных законов от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 24.04.2022 № 125-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” и Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”.

Статья 1. Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.

Статья 3. Орган социальной защиты населения вправе проверить следующие сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи:

о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина;

о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина;

о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства;

о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.

Гражданин, обратившийся с заявлением об оказании ему государственной социальной помощи, представляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.

Орган социальной защиты населения вправе направлять межведомственный запрос о предоставлении документов, копий документов или сведений, необходимых для решения вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи, в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения. (Часть введена – Федеральный закон от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

Статья 4. Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее – расчетный период).

При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина не учитываются доходы членов семьи или одиноко проживающего гражданина, признанных на день подачи заявления об оказании государственной социальной помощи безработными в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I “О занятости населения в Российской Федерации”. (Часть введена – Федеральный закон от 24.04.2022 № 125-ФЗ, положения применяются до 31 декабря 2022 года включительно)

READ
Спонсорское письмо для шенгенской визы

Статья 5. При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

Доходы, полученные семьей или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, установленном статьей 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления членов семьи или одиноко проживающего гражданина.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, получаемые в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения этих доходов.

Статья 7. Доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Сумма заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период.

При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Статья 9. Суммы оплаты сезонных, временных и других видов работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, доходов от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Статья 10. Доходы, полученные членом крестьянского (фермерского) хозяйства, учитываются в его доходах или в доходах его семьи исходя из размеров, установленных заключенным в определенном законодательством Российской Федерации порядке соглашением (договором) между членами крестьянского (фермерского) хозяйства об использовании плодов, продукции и доходов, которые получены в результате деятельности этого хозяйства.

Статья 11. Доходы, полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства, учитываются в сумме доходов семьи или одиноко проживающего гражданина исходя из утверждаемых в субъектах Российской Федерации нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции.

Статья 12. Суммы доходов от сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Статья 13. В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Статья 14. При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Статья 15. Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.

Статья 16. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Ссылка на основную публикацию