Ошибки и неисправности тахографов — коды ошибок тахографов

Основные неисправности современного тахографа с блоком СКЗИ

Повсеместное внедрение современных тахографов с блоком СКЗИ на дальнемагистральных грузовиках и автобусах, обусловленное жесткими требованиями отечественного законодательства, поднимает перед многочисленными транспортными компаниями и частными предпринимателями проблему обеспечения профессионального технического обслуживания и – при необходимости – качественного ремонта этих сложных и дорогостоящих устройств.

Цифровой тахограф представляет собой комплекс программно-аппаратных средств, обеспечивающих непрерывную запись на специальный носитель служебной информации, поступающей от датчиков, установленных в различных подсистемах транспортного средства (ТС). Весь поток данных в тахографе синхронизируется с показаниями точного времени и координатами ТС, определяемыми с помощью встроенного приемо-передатчика навигационной системы ГЛОНАСС.

Неисправности цифрового тахографа можно разделить на 4 основные категории:

  1. Ошибки и сбои программного обеспечения;
  2. Неисправности электронных блоков (модулей) самого тахографа, средства криптографической защиты информации (СКЗИ);
  3. Механические и конструктивные дефекты отдельных элементов устройства;
  4. Неисправности датчиков системы.

Цифровые тахографы изначально разрабатывались с учетом исключения потенциальной возможности их вскрытия с последующим изменением или извлечением информации. Поэтому любая неисправность внутренних электронных блоков практически всегда означает необходимость замены тахографа на новый.

Тахографы относятся к классу современных цифровых устройств массового производства, поэтому они отличаются высокой надежностью и работоспособностью. При соблюдении пользователями простых правил эксплуатации и обслуживания эти приборы практически не выходят из строя в течение всего срока эксплуатации.

Проблемы с датчиками и кабельными соединениями системы возникают гораздо чаще, так как эти элементы могут подвергаться воздействию факторов агрессивной внешней среды. Именно необходимость ремонта (или замены) периферийных устройств или кабелей являются основными причинами обращения владельцев цифровых тахографов в сервисные мастерские.

Еще одной частой причиной возникновения ошибок в работе устройств является небрежное отношение водителей к сохранности и состоянию личных идентификационных карт.

Карты могут выходить из строя по следующим причинам:

  • долгое нахождение под прямыми лучами солнца (например, на приборной панели автомобиля);
  • перегибы, сколы, царапины, иные повреждения и любые виды загрязнений на поверхности карт.

При возникновении любой неисправности в тахографе необходимо принимать меры к снятию его с автомобиля и отправки в специализированную мастерскую. Попытки самостоятельного устранения неисправностей прибора могут привести

Диагностика неисправностей

Все современные цифровые тахографы с блоком СКЗИ имеют встроенную систему самодиагностики, способную проводить всестороннее тестирование прибора, определять большинство дефектов и неисправностей, возникающих как в самом тахографе, так и в сопрягаемых с ним устройствах, и выдавать информацию о них на дисплей.

Если же устройство не фиксирует никаких ошибок, но при этом работает со сбоями (или не работает вовсе), то более глубокую его диагностику и поиск неисправностей надо проводить в специализированных мастерских, которые обладают необходимым оборудованием, специальным программным обеспечением и квалифицированным техническим персоналом.

Важно: Техническое обслуживание цифровых тахографов с блоком СКЗИ и их ремонт сопряжены с рядом серьезных ограничений и особенностей:

  • все работы с приборами, имеющими в составе блок СКЗИ, требуют наличия у сервисной организации лицензии ФСБ РФ и специализированного программно-аппаратного обеспечения;
  • обслуживающая/ремонтная мастерская должна присутствовать в официальном перечне ФБУ «Росавтотранс», размещенном на сайте ведомства;
  • ремонт тахографов по гарантийным обязательствам должен производиться только в тех компаниях, которые аккредитованы предприятием-изготовителем конкретной модели прибора.

Способы устранения простых дефектов

К простым дефектам тахографов относятся такие неисправности, устранение которых не требует снятия с автомобиля и разборки (вскрытия) самого прибора:

  1. устранимые повреждения индивидуальных карт водителя. Чаще всего связаны с загрязнением. Устраняются проведением элементарной очистки поверхности карты;
  2. неустранимые повреждения карт. Устраняются выпуском новой карты;
  3. поломка периферийных устройств (датчиков), неисправности электрических кабелей и соединений. Устраняются ремонтом поврежденных участков кабелей, заменой неисправных соединений и датчиков на новые.
  4. Как правило, обращения в специализированную мастерскую не удастся избежать даже в случае незначительных и легко устранимых неисправностей. Это связано с тем, что прибор требует обязательной калибровки после любого ремонта на периферийных устройствах и кабельных соединениях. А калибровку тахографов с блоком СКЗИ уполномочены проводить только лицензированные предприятия.

Правила обслуживания тахографов с блоком СКЗИ

Техническим регламентом предусмотрен периодический контроль приборов, оснащенных блоком СКЗИ. Контроль должен проводиться 1 раз в 2 года (не реже) и включает в себя следующие операции:

  1. проверка правильности функционирования прибора;
  2. проверка наличия сведений об устройстве в перечнях утвержденных моделей и оборудования;
  3. проверка наличия таблички с идентификационными данными;
  4. проверка целостности пломб тахографа;
  5. проверка изменений в данных и их обновление.

Обычно проведением подобных проверок и исчерпывается процедура обслуживания цифрового тахографа. Практика показывает, что эти устройства являются очень надежными и просто так из строя не выходят.

Ошибки и неисправности тахографов

В тахографе имеется автоматическое устранение некоторых поломок. Обеспечивается это самодиагностикой, установленной заводом-изготовителем. В аппарате происходит периодический контроль за функциями и состояние устройства, а также система распознавания ошибок, которые выводятся на монитор.

В некоторых случаях может случиться так, что прибор не выведет ошибку на дисплей. Владельцу транспортного средства приходится самостоятельно искать неисправность или обращаться в сервисный центр для диагностики.

Какие бывают неисправности тахографа:

Механическое воздействие из-за сильной тряски или ударов;

неправильно настроенное программное обеспечение;

вышла из строя система криптозащиты информации СКЗИ.

В последнем пункте хочется отметить, что блок СКЗИ недолговечен и у него есть срок действия, чаще всего это 3 года. По истечении указанного времени его желательно отремонтировать или заменить на новый.

Почему возникают ошибки

1 Неисправность датчиков. Причины подобной поломки возникают в результате воздействия внешней среды: влажность, тряска, нарушение соединения контактов

2 Неисправность карт. В современных тахографах имеются ЧИП-карты, предназначенные для выгрузки и считывания информации с электронных ключей. Имеется несколько видов карт для разных целей.

Коды ошибок тахографа:

Ошибка А423 – сбой при обмене информации между датчиками,

ошибка 007 – переполнена память в блоке СКЗИ,

ошибка 018 – не работает карточка, повреждение внешнее,

ошибка 20 – информация с карты не читабельна,

ошибка 22 – сбой при передаче данных,

ошибки 032, 033 – поломка в блоке СКЗИ,

ошибка 34 – невозможно удалить какую-либо информацию,

ошибки 041, 042, 047, 048, 051 — данные карты с недействительным сроком годности,

ошибки 045,049, 063, 067 – карта водителя была вставлена в неисправный тахограф, в результате чего появились несуществующие даты,

ошибка 50 – сломан принтер или устройство его не видит,

ошибки 052, 070 – карта заблокирована,

ошибка 58 – неправильно подключен кабель USB,

ошибка 65 – не работает слот для карточки,

ошибка 81 – вышла из строя система криптозащиты информации СКЗИ, либо попытка несанкционированного входа,

ошибка 129 – попытка запрещенного действия (например, программное обновление или удаление всех данных),

ошибка 9053 – время датчике и показатели не совпадают (более 2 минут),

ошибка 9064 – держатель диска не виден прибору учета.

Если имеется хотя бы одна неисправность, которую заметили, лучше устранить ее сразу. Либо отнести в сервисный центр, либо попытаться починить самим.

Некоторые рекомендации в зависимости от типа сбоя:

1 Прочистите карту от пыли и загрязнений, аккуратно протрите грязь и наложения. Если причина только в карте, то аппарат восстановится.

2 При повреждении механической части, необходимо докупить нужную деталь.

3 При повреждении кабеля или датчика, замените на рабочие элементы.

4 Иногда помогает перезагрузить устройство и повторно активировать ЧИП.

С мелкими неполадками возможно справиться самостоятельно, но если дело касается поломки блока СКЗИ, либо калиброки тахографа, то придется это дело поручить специалистам. Только лицензированные предприятия могут проводить подобные ремонтные работы. Рекомендуем проверять тахографы раз в один-два года для своевременной комплексной диагностики и профилактики неисправностей. Сотрудники техподдержки проверят состояние корпуса, пломб, идентификационных знаков и обновят программное обеспечение. Этот комплекс мер позволит избежать в дальнейшем поломок и продлит жизнь аппарата. Как подключать и настраивать тахограф вы можете прочитать в этой статье.

Ошибки и неисправности тахографов — коды ошибок тахографов

Коды неисправностей цифровых тахографов, DTCO.

Не о пре д ел е н ный сброс

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Не о ж и д анн а я ошибка п р ограммы

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Ош ибка вр е м е ни р а боты

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Несо о т ветствие оши б ки п амя т и п р ограммы и ли э л емент о в безопасности

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

П р и во д и т к по я в л е нию следующ и х призн а ко в :

– D T CO н е р а бот а ет

– М е х а н изм кар т оч к и DTCO н е р аботает

– Спидом е т р в DIP-4 н е р аботает

– О тс у тст в ие инф о рмации о до м е тр а / счетчика пробега в DIP-4

– П ре д упр е ж д е н ие тахогра ф а активно

– О тс у тст в ие связи с DAVIE XD

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

П р и во д и т к по я в л е нию следующ и х призн а ко в :

– D T CO н е р а бот а ет

– М е х а н изм кар т оч к и DTCO н е р аботает

– Спидом е т р в DIP-4 н е р аботает

– О тс у тст в ие инф о рмации о до м е тр а / счетчика пробега в DIP-4

– П ре д упр е ж д е н ие тахогра ф а активно

– О тс у тст в ие связи с DAVIE XD

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

– Настройка врем е н и UTC

Неисправность о т о б р аже ния

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Фу н кции управл е ния з а блокированы

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Ош ибка ка л и б р ов ки п амя ти

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Сбой выходного с и гнала скорости

– К ор о т к о е замы к а н ие на и ст оч ник п и т а ни я н а кон т а к те B7 Э Б У

Сбой п од а чи пит а ния п р интера или неиспра в ность датчика темп е ратуры

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Ош ибка пер е дачи инф о рмации

Данная ошибка может произойти при з а г р у зке массовой п а мяти из DTCO в к н оп к у з а гр узк и , и то л ько к о г д а DTCO н е в к л ю чался б о ле е о д но г о к а ле н д а р н о г о д н я (п р ичин а : кн о пка з а г р у зки посыл а ет запрос на данн ы е на день, к оторый н е существу е т в DTCO). Решение: п одо ж д и т е , пока не з а ко нчит с я загруз к а , и п о дтве р д ите пре д упре ж да ю щее соо б щен и е на дисплее D TC O, нажав “OK ” .

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

В н утренняя неис п равн о сть CAN

– К ор о т к о е замы к а н ие на и ст оч ник п и т а ни я н а кон т а к те B2 Э Б У

– Преры в а н ие на к о нт а к т е A8 ЭБУ

– Преры в а н ие на к о нт а к т е A4 ЭБУ

– К ор о т к о е за м ы к а ние на “мас с у” на к о нт а к т е A4 ЭБУ

– К ор о т к о е замы к а н ие на и ст оч ник п и т а ни я н а к о н т а к те A4 Э Б У

– Разность напряже н ия между к о нт а к та ми A5 и A6 ЭБУ (напр и м ер, во в р ем я запуск а , о т крыт и е к р ыши с э л ектроп р и во д ом).

– Н а автом о биле с г л ав н ым

вык л ючате л ем не ус т а н о в лен ADR D T CO.

– Н а ка ту ш ке рел е стартера не

установлен диод с в о б о д н о го хода.

Неисправность п роводки CAN

– К ор о т к о е замы к а н ие на и ст оч ник п и т а ни я н а кон т а к те A8 Э Б У

– К ор о т к о е за м ы к а ние на “мас с у” на к о нт а к т е A4 ЭБУ

– Преры в а н ие на к о нт а к т е A8 ЭБУ

– Преры в а н ие на к о нт а к т е A4 ЭБУ

– К ор о т к о е замы к а н ие на и ст оч ник п и т а ни я н а кон т а к те A4 Э Б У

В н утренняя неис п равн о сть д а тчика

– F 5 3 3 , в н утренняя н е и с п ра в н о с ть

Ош ибка данн ы х датчика

– F 5 3 3 , в н утренняя н е и с п ра в н о с ть

Да тчи к , лег а л и зация

– F 5 3 3 , в н утренняя н е и с п ра в н о с ть

Да тчи к , пр е р ывание подачи питания

– F 5 3 3 , в н утренняя н е и с п ра в н о с ть

Да тчи к , отс у тст в ие с и гнала

– Преры в а н ие на к о нт а к т е B4 ЭБУ

– К ор о т к о е за м ы к а ние на “мас с у” на к о нт а к т е B4 ЭБУ

– К ор о т к о е замы к а н ие на и ст оч ник п и т а ни я н а кон т а к те B4 Э Б У

– Преры в а н ие на к о нт а к т е B2 ЭБУ

– Преры в а н ие на к о нт а к т е B1 ЭБУ

– К ор о т к о е за м ы к а ние на “мас с у” на к о нт а к т е B1 ЭБУ

– К ор о т к о е замы к а н ие на и ст оч ник п и т а ни я н а кон т а к те B1 Э Б У

– F 5 3 3 , в н утренняя н еи с п ра в н о с ть

Да тчи к , с б ой сигнала датчика

– Преры в а н ие на к о нт а к т е B3 ЭБУ

– К ор о т к о е замы к а н ие на и ст оч ник п и т а ни я н а кон т а к те B3 Э Б У

– F 5 3 3 , в н утренняя н е и с п ра в н о с ть

Да тчи к , отклонение импульса сиг н ала

– F 5 3 3 , в н утренняя н е и с п ра в н о с ть

– К ор о т к о е замы к а н ие на и ст оч ник п и т а ни я н а кон т а к те B3 Э Б У

Да тчи к , лег а л и зация

– F 5 3 3 , в н утренняя н е и с п ра в н о с ть

Неизвестн ы й серий н ый номер датчика

– F 5 3 3 , в н утренняя н е и с п ра в н о с ть

Неисправность п амя т и д а нных

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

– B 5 25, вну т ре н няя неисправность

Не д ействите л ьный сиг н ал интер ф ейса

– Н еис п равн о сть п р е до хр а н и т ел я E023

– Н еис п равн о сть п р е до хр а н и т ел я E153

– Внутренн я я не исправность

Д в и ж е н и е с недейст в ительной к а рт о ч к о й

– Ошиб к а в р а б о те

Не д е йствите л ьн а я комбинация к а р т оч ек

– Ошиб к а в р а б о те

Слишком высокая ск о рость

– Ошиб к а в р а б о те

П р ерывание п о дачи пит а ния в запис ы вающий ЭБУ

– Преры в а н ие на к о нт а к т е A3 ЭБУ

– Внутренн я я не исправность

Ош ибка ка л и б р ов ки

На л и чие сигнала с к о р ост и при в ык люч е н ном з а ж и г а н ии

– Преры в а н ие на к о нт а к т е A3 ЭБУ

З а про с на изв л ечение к а рт о ч к и в о время д в ижения

– Ошиб к а в р а б о те

– Внутренн я я не исправность

Кар т оч к а врем е н но не обн а ружив а ется

– Ошиб к а в р а б о те

– Внутренн я я не исправность

П о п ы т ка печ а ти при д в иже н ии, слишком н из к о м/ высоком напря ж ени и , или слишком высокой т е мпер а ту р е

– Ошиб к а в р а б о те

– Внутренн я я не исправность

П е ча ть о т л о ж е на и з -за высокой тем п ер а туры

– Ошиб к а в р а б о те

– Внутренн я я не исправность

Ящик п р интера о т крыт

– Ошиб к а в р а б о те

– Внутренн я я не исправность

Отсутствие бумаги д л я принте р а

– Ошиб к а в р а б о те

– Внутренн я я не исправность

Ош ибка механического управления

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Ош ибка с вязи карточки 1

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Ош ибка проверки кар т оч к и 1

– Ошиб к а в р а б о те

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Кар т оч к а 1 не обнаружена DTCO

– Ошиб к а в раб о те

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Се а н с к а рточки 1 з а в е рше н н е правильно

– Ошиб к а в р а б о те

О т р иц а т ель н а я р а зница вр е м е ни карточки 1 по с ра в н е н ию с последн и м автомобилем

– Ошиб к а настройки времени UTC

– Внутренн я я не исправность

Кар т оч к а 1 вс т ав л е н а п р и движении

– Ошиб к а в р а б о те

Ош ибка проверки кар т оч к и 1

– Н е п р а в и л ьн а я карточка

– Ошиб к а в р а б о те

– Внутренн я я не исправность

Не д е йствите л ьн а я кар т оч к а 1

– Н е п р а в и л ьн а я карточка

П р отиво р ечащ а я за п и сь карточки 1

– Н е п р а в и л ьн а я карточка

– Внутренн я я не исправность

Кар т оч к а 1 не отвеч а ет

– Н е п р а в и л ьн а я карточка

– Внутренн я я не исправность

Неизвестн ы й ответ к а рт о ч к и 1

– Н е п р а в и л ьн а я карточка

– Внутренн я я не исправность

Кар т оч к а м а с т е р с к о й 1 в ык люч е н а

– Н е п р а в и л ьн а я карточка

– Внутренн я я не исправность

Ввод кар т оч к и 1, о ш ибка в р емени или пр о г р аммирования

– Ошиб к а настройки времени UTC

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Оставшегося в р емени п р остоя к а рт о ч к и 1

– Ошиб к а п о льзоват е ля

Кар т оч к а 1, пр е в ышение н е пре р ы в н о г о вре м ени в пути – 9 , 00 ч

– Ошиб к а п о льзоват е ля

Кар т оч к а 1, пр е в ышение н е пре р ы в н о г о вре м ени в пути – 4 , 30 ч

– Ошиб к а п о льзоват е ля

Кар т оч к а 1, пр е в ышение н е пре р ы в н о г о вре м ени в пути – 4 , 15 ч

– Ошиб к а п о льзоват е ля

Ош ибка механического управления к а р то ч к и 2

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Ош ибка с вязи карточки 2

– Н е п р а в и л ьн а я карточка

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Ош ибка проверки кар т оч к и 2

– Ошиб к а в р а б о те

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Кар т оч к а 2 не обнаружена DTCO

– Ошиб к а в р а б о те

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Се а н с к а рточки 2 з а в е рше н н е правильно

– Ошибка в р а б о те

О т р иц а т ель н а я р а зница вр е м е ни карточки 2 по с ра в н е н ию с последн и м автомобилем

– Ошиб к а настройки времени UTC

– Внутренн я я не исправность

Кар т оч к а 2 вс т ав л е н а п р и движении

– Ошиб к а в р а б о те

Ош ибка проверки кар т оч к и 2

– Н е п р а в и л ьн а я карточка

– Ошиб к а в р а б о те

– Внутренн я я не исправность

Не д е йствите л ьн а я кар т оч к а 2

– Н е п р а в и л ьн а я карточка

П р отиво р ечащ а я за п и сь карточки 2

– Н е п р а в и л ьн а я карточка

Кар т оч к а 2 не отвеч а ет

– Н е п р а в и л ьн а я карточка

– Внутренн я я не исправность

Неизвестн ы й ответ к а рт о ч к и 2

– Н е п р а в и л ьн а я карточка

– Внутренн я я не исправность

Кар т оч к а м а с т е р с к о й 2 в ык люч е н а

– Н е п р а в и л ьн а я карточка

– Внутренн я я не исправность

Ввод кар т оч к и 2, о ш ибка в р емени или пр о г р аммирования

– Ошиб к а настройки времени UTC

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Оставшегося в р емени п р остоя к а рт о ч к и 2

– Ошиб к а п о льзоват е ля

Кар т оч к а 2, пр е в ышение н е пре р ы в н о г о вре м ени в пути – 9 , 00 ч

– Ошиб к а п о льзоват е ля

Кар т оч к а 2, пр е в ышение н е пре р ы в н о г о вре м ени в пути – 4 , 30 ч

– Ошиб к а п о льзоват е ля

Кар т оч к а 2, пр е в ышение н е пре р ы в н о г о вре м ени в пути – 4 , 15 ч

– Ошиб к а п о льзоват е ля

П р едуп р еж д ени е о п р евыш е н ии о г ран и че н ия ск о рости

– Ошиб к а п о льзоват е ля

Модуль и з м е н е н ия п р о г р а ммн о го обесп е чения н е доступен

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

П о в р ежд е н ие модуля и з ме н ения пр о г р а ммного обесп е чения

– B 5 25, вну т ре н няя неиспра в ность

Ош ибка и зменения п рогр а ммн о г о об е спечения

Ссылка на основную публикацию