Законы и приказы про тахографы — что говорит законодательство и Минтранс о тахографах

Законы и приказы про тахографы

С начала 2018 года в силу вступили новые требования по оснащению грузового транспортного средства (ТС), автобусов, большегрузов специализированными приборами для регистрации и записи действий перевозчиков. Это необходимо для повышения безопасности на дороге как самих водителей большегрузных транспортов, так и остальных участников движения.

Законодательство о тахографах

Закон о тахографах включает требования их установки на транспортные средства, состоит из следующих актов и законов:

1 Федеральный закон № 196 – регламентирует правила безопасности дорожного движения, обязывает перевозчиков оснащать транспортные средства регистрирующими приборами установленного образца.

2 Правительственное Постановление № 728 – установило технический регламент по безопасности использования колесного транспорта с установленными специальными приборами.

3 Постановление № 1213 – регламентирует требования к приборам, порядок их установки, оборудования, правила пользования.

4 Приказ Минтранса № 273 о тахографах указывают основные требования для устройств регистрации и записи на большегрузных транспортных средствах, для перевозки пассажиров. Также устанавливает правила контроля прибора, пользования им и этапы установки.

5 Приказ Минтранса № 36 о тахографах с последними изменениями 2019 года содержит требования законодательства к тахографам, устанавливаемым на ТС, категории и виды этих ТС, правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов.

Положения законодательных актов обязывают водителей исполнять предписанные требования на своих ТС. Владельцев автопарков и индивидуальные предприниматели в первую очередь обязаны оснащать тахографами ТС. Для частных владельцев данное правило не распространяется.

Действующая нормативная база

Согласно последним изменениям в нормативной базе владельцев ТС обязаны заменить старые тахографы на более современные марки:

Перейти на цифровое устройство.

В 2019 году в силу вступает поправка о тахографах, которая пересматривает оснащение приборами, заметно сокращая перечень разрешенных моделей регистрирующих средств, а также обязуя снять старые модели.

Для оснащения согласно законодательным поправкам используются следующие приборы:

По системе Европы — ЕСТР;

по российской системе — СКЗИ.

Для транспортных средств, работающих строго на территории Российской Федерации, обязательным будет установка цифрового устройства:

Тахограф с установкой блока криптографического шифрования по системе СКЗИ.

Для транспортных средств, выезжающих за пределы территории РФ, потребуется оснащение моделью тахографа с ЕСТР.

READ
Цифровые или аналоговые тахографы — чем отличаются, что подходит по закону и какие тахографы лучше

Оснащение транспорта регистрирующими средствами производится на основании законодательных актов напрямую согласно принятым правилам. При нарушении данных указаний владельца автомобиля ждет административная ответственность и назначение штрафа.

Если в эксплуатации тахографа автоинспектором будет выявлено нарушение, то водителю будет назначен штраф согласно КоАП по статье 11.23:

Ответственность за неисправность тахографа и неправильный порядок его использования.

Законом предусматриваются требования и ответственность за их соблюдение для владельцев грузовых и пассажирских авто, обязующие устанавливать контролирующие/регистрирующие средства общего для всех образца. При нарушении данных предписаний водителя и владельца авто привлекают к административной ответственности.

Отсрочка тахографов для физических лиц. Приказ Минтранса №339 от 15 октября 2019 г.

Тахографы для физических лиц – очень горящая тема последних месяцев. Все СМИ, блогеры и простые люди активно обсуждали её , писали во все инстанции и в итоге активная гражданская позиция сыграла большую роль в принятии нового документа: «приказа Минтранса РФ №339 от 15 октября 2019 года». Он вносит изменения в ключевые нормативно-правовые акты, регулирующие тахографический контроль в России: 36 и 273 приказы Министерства транспорта РФ, определяя порядок оснащения тахографами транспортных средств, владельцами которых являются физические лица.

Почему закон принят уже спустя месяц, после основной волны оснащения (до 1 ноября 2019 г.)?

Изначально Минтранс определил единый срок оснащения для всех категорий транспорта, принадлежащих «физикам», но:

1. Минэкономразвития выступило с жёсткой критикой законопроекта. Ориентировочную стоимость «под ключ» 40 т.р. единовременно будет сложно выделить физическому лицу. Ведомство первым предложило сделать поэтапное внедрение.
2. Производитель блоков СКЗИ сильно ошибся с прогнозом продаж и в самое «горячее» время (как всегда все дотянули до самого конца) у большинства мастерских тахографов просто не оказалось в наличии. Это только усилило негатив к данному вопросу.

В итоге, очень быстро был «собран» и быстро принят 339 приказ, который учёл интересы Минэкономразвития, граждан и решил проблему планирования производства оборудования и выполнения оперативного монтажа.

Ключевые выдержки приказа Минтранса №339 от 15 октября 2019 года.

Определён порядок оснащения.

Порядок оснащения тахографами для физических лиц зависит от экологического класса транспортного средства. Чем он выше, тем дольше автомобиль может эксплуатироваться без тахографа. Логика данного решения понятна – максимальную опасность на дорогах несут «старенькие» машины, чем новее они, тем изначально выше экологический класс.

READ
Где и как получить карту водителя для тахографа — срочное получение водительской карточки СКЗИ

Порядок оснащения тахографами транспорта физических лиц.

Категория транспортных средств N3 (максимальная разрешённая масса свыше 12 тонн):

– экологический класс не определён. Срок оснащения до 1 марта 2022 года;
– экологический класс Евро-3 или ниже. Срок оснащения до 1 июня 2022 года;
– экологический класс Евро-4 или выше. Срок оснащения до 1 сентября 2022 года

Категория транспортных средств N2 (максимальная разрешённая масса не менее 3,5 , но не более 12 тонн):

– экологический класс не определён. Срок оснащения до 1 декабря 2022 года;
– экологический класс Евро-3 или ниже. Срок оснащения до 1 марта 2022 года;
– экологический класс Евро-4 или выше. Срок оснащения до 1 июня 2022 года.

Отдельно в категорию выделены ТС, принадлежащие многодетным родителям, крайний срок для их оснащения – 1 января 2022 года.

Физическое лицо теперь может получить карту предприятия.

Устранен пробел, по которому ранее карту предприятия, необходимую для обязательной выгрузки данных, могли изготовить исключительно на юридическое лицо или ИП.

Какие моменты будут доработаны в ближайшее время?

Будет законодательно определён режим труда и отдыха для физических лиц, которые не зарегистрированы, как ИП и не работают по трудовому договору. В ближайшее время поправки, определяющие данные требования, в ПДД будут утверждены и приняты.

Законодательная база по тахографам

Приказ Минтранса России №15

Приказ Минтранса России от 20.08.04 № 15
«Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

Приказ Министерства транспорта РФ №484

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 24 декабря 2013 г. N 484 г. Москва «О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15»

Постановление Правительства РФ №720

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 г. Москва «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 10.09.2010 № 706, от 06.10.2011 № 824) установлено, что находящиеся в эксплуатации транспортные средства категорий М2, М3, N2,N3, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов подлежат оснащению тахографами с 23.01.2012.

READ
Поверка и проверка тахографа — сроки поверки. Кто может проверять тахограф

Приказ Министерства транспорта РФ №36

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 13 февраля 2013 г. N 36 г. Москва «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» Тахограф должен содержать специальное программно-аппаратное средство криптографической защиты информации (блок СКЗИ тахографа) и устройство приема и обработки сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.

Приказ Министерства транспорта РФ №16

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 26 января 2016 г. N 16 г. Москва (дополнение к приказу Минтранса РФ № 36 от 13 февраля 2013 года), основным моментом которого является необходимость оснащения тахографами транспортных средств с кранами-манипуляторами, что было прописано, как исключение. Данный приказ вступает в силу с 12 марта 2016 года.

Приказ Министерства транспорта РФ №470

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 17 декабря 2013 г. N 470 г. Москва
«О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36»

Приказ Министерства транспорта РФ №273

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 21 августа 2013 г. N 273 г. Москва «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» Предусматривает возможность модернизации ранее установленных на транспортных средствах цифровых тахографов с целью обеспечения их соответствия требованиям Приказа Минтранса России № 36 и устанавливает сроки исполнения по категориям транспортных средств.

Федеральный закон №196

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями по Федеральному закону о 14.06.2012 № 78-ФЗ) определил правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и обязал юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, оснащать их тахографами.

Европейское соглашение

К международным документам относится Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), а также различные поправки к ЕСТР и постановления комиссии ЕС.

Приказ Министерства транспорта РФ №348

Приказ Министерства транспорта России № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Минтранса РФ от 21 августа 2013 года № 273». Основной момент для владельцев транспортных средств, которые должны быть оснащены контрольными средствами за режимами труда и отдыха водителя, это то, что ДО 1 ИЮЛЯ 2016 ВСЕ АНАЛОГОВЫЕ ТАХОГРАФЫ НЕОБХОДИМО ЗАМЕНИТЬ на тахографы с СКЗИ, в соответствии с 36 приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 года.

READ
Расшифровка чека тахографа — обозначения и значки из распечатки тахографа

«Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха

Штрафы

В соответствии с законодательством РФ за несоблюдение требований в отношении оснащения тахографами транспортных средств и режимов труда и отдыха водителя положены штрафные санкции со стороны контролирующих органов: ГИБДД и подразделений Ространснадзора.

Штрафы описаны в статье Административного кодекса России № 11.23:

1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее – тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха – влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.»

По первому пункту поясним, что штраф взимается при следующих ситуациях:

  • нет контрольного устройства на автомобиле, подпадающим под соответствующие приказы Минтранса РФ (36, 273, 470);
  • не работает тахограф;
  • просрочена калибровка или вовсе не произведена;
  • работы по вводу в эксплуатацию тахографа производились в организации без аккредитации, что легко проверить на сайте ФБУ Росавтотранс;
  • установленный тахограф не соответствует требованиям текущего законодательства РФ.

По второму пункту:

  • нет карты водителя у сотрудника, управляющего автомобилем;
  • карта есть, но не установлена в первый слот тахографа;
  • карта просрочена;
  • карта не принадлежит водителю за рулем, чужая;
  • нарушены режимы труда и отдыха водителя.
READ
Установка тахографа — активация и схема подключения тахографа

Ссылка на основную публикацию