Основания для остановки автомобиля инспектором

Причины и основания остановки транспортного средства полицией по новому приказу МВД N 664

Действующее законодательство не допускает остановки транспортного средства полицией без причин и оснований, но многие автомобилисты превратно толкуют нормы законы и уверены, что сотрудники ГИБДД останавливают их машину без достаточных оснований. В этой публикации мы представим исчерпывающий список причин остановки транспортного средства инспектором ДПС согласно Приказу МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».

Изучение норм «Приказа N 664» позволит избежать ненужных споров с гаишниками и избавит от траты нервов и времени, особенно, если вы ничего не нарушили. Крайне актуально обновить свои знания, потому что Приказ МВД России N 664 от 23 августа 2017 года отменил следующие нормативно-правовые акты: Приказ МВД от 2 марта 2009 г. N 185, Приказ МВД N 1023 от 31 декабря 2009 года, Приказ МВД N 780 от 13 августа 2012 года, Приказ МВД России N 857 от 3 октября 2014 года, а также Приказ МВД N 155 от 1 апреля 2011 года — все эти документы утратили силу.

Основания для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД

Основания для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД

И так, пункт №84 нового Приказа МВД N 664 описывает полный перечень оснований для предъявления сотрудником ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства:

  • 84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  • 84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  • 84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  • 84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  • 84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  • 84.6. Необходимость использования транспортного средства (Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»).
  • 84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  • 84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  • 84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  • 84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  • 84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711)
  • 84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  • 84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  • 84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Водитель транспортного средства обязан выполнять требования сотрудника ГИБДД об остановке автомобиля. За невыполнение этого законного требования предусмотрена ответственность согласно ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ (Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства) в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

READ
Зачем нужна регистрация договора аренды квартиры

Основания остановки ТС для проверки документов

Кстати, проверка документов может быть осуществлена полицией только в соответствии с пунктом №106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:

  • выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
  • наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
  • проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

Не забываем и про то, что новый Приказ N 664 четко описывает каким образом водитель обязан передавать инспектору ДПС документы для проверки (пункт № 53):

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

Обратите внимание, что термин «стационарный пост» удалён из нового регламента МВД, таким образом в любом случае у инспектора должны быть основаниями для остановки машины и проверки документов, вне зависимости от того, на каком участке дороги полиция вас остановила. Но прямой обязанности инспектора обосновывать наличие оснований для остановки автомобиля больше нет. Инспектор теперь не обязан документально ознакамливать водителя с ориентировками или спецмероприятиями на месте остановки. Отказ предоставить документы на проверку инспектору ГИБДД может быть квалифицирован по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, что влечет за собой наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. Обратите внимание, что для защиты своих интересов вы имеете право снимать на видео сотрудников полиции, остановивших вас на дороге!

Верховный суд одобрил проверки на дорогах. Подтверждено право инспекторов останавливать водителей вне постов ГИБДД

Верховный суд (ВС) признал законным право сотрудников ГИБДД останавливать транспорт на дороге вне постов для проверки документов даже в том случае, если водитель не нарушал правил. Это закреплено регламентом МВД, вступившим в силу в октябре 2017 года. Юрист из Перми, обратившийся с иском, считает, что норма ограничивает права граждан, провоцируя злоупотребления и коррупцию среди инспекторов. В ходе слушаний выяснилось, что в большей части субъектов РФ не осталось вообще ни одного стационарного поста ГИБДД, и полицейским в противном случае просто негде будет тормозить машины.

С иском в Верховный суд обратился юрист из Перми Константин Рудаков, оспаривая п. 84.13 регламента по надзору за дорожным движением (утвержден приказом МВД №664). В нем сказано, что инспектор имеет право остановить автомобиль для «проверки документов» водителя даже в том случае, если нарушения ПДД выявлено не было. По мнению господина Рудакова, эта норма ограничивает права и свободы граждан: она противоречит ст. 56 Конституции, в которой сказано, что отдельные ограничения прав могут быть введены «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан» и только федеральным законом. Кроме того, юрист считает, что остановка машины инспектором, по сути, приравнивается к задержанию граждан, что регулируется ст. 27.3 КоАП.

Константин Рудаков указывает на то, что возможность остановить машину без повода приводит к злоупотреблениям, провоцирует рост коррупции: «Инспектор может остановить машину только ради остановки или с целью поиска чего-то, к чему можно прицепиться». Незапланированная остановка вынуждает водителя наверстывать упущенное время, превышая скорость, что провоцирует аварийность, считает господин Рудаков.

Новый регламент по надзору за движением, напомним, введен в действие 20 октября 2017 года, о чем неоднократно сообщал “Ъ”. Водители столкнулись с рядом нововведений, в частности, отменой справки о ДТП, появлением дорожных камер в зонах проведения дорожного ремонта и т. д. Что касается оспариваемой нормы, старый регламент допускал остановку машины для проверки документов только на посту ДПС либо на дороге при проведении спецмероприятий.

READ
Разрешенное расстояние от дома до забора

Представитель МВД Сергей Кайперт заявил об «ошибочном толковании» документа. По его словам, право инспекторов останавливать авто для проверки документов заложено в ст. 13 закона «О полиции» и регламент принимался для реализации этих полномочий. Сам факт остановки машины не нарушает и не ограничивает права водителей, отметил господин Кайперт, и не имеет ничего общего с процедурой административного задержания.

Два других представителя МВД, Сергей Чушкин и Сергей Стригин, отметили, что в России функционирует всего 78 постов ДПС, большая часть из них расположена в ЦФО. В 54 субъектах федерации не осталось вообще ни одного поста, в 2011–2017 годах их было закрыло более 280.

«В последние годы ведется оптимизация численности сотрудников ГИБДД,— пояснил господин Стригин.— Поэтому право останавливать машины только на постах не позволит эффективно вести контроль. Тем более, между постами очень много дорог, люди выезжают отовсюду, многие из них могут быть без документов».

Судья Юрий Иваненко поинтересовался, каким образом инспектор выбирает в потоке авто для проверки. «На интуитивном уровне, произвольно, на усмотрение сотрудника»,— пояснил господин Стригин. Сергей Чушкин добавил, что внимание инспектора может привлечь, к примеру, «хаотическое и дерганое движение» автомобиля, который при этом ПДД не нарушает. Господин Иваненко указал на аргументацию истца о том, что норма регламента может провоцировать коррупцию и злоупотребления. Представитель Минюста Юлия Фоменко отметила, что антикоррупционную экспертизу регламент прошел, нарушений не найдено.

Господин Иваненко отказал в удовлетворении иска, оставив регламент в силе. Связаться с господином Рудаковым “Ъ” в понедельник не удалось. Адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько считает, что перспектив у истца не было изначально. «Правила обязывают водителя иметь при себе и передавать сотрудникам полиции документы, никаких ограничений по месту предъявления закон не содержит,— пояснил он “Ъ”.— Ни в ПДД, ни тем более в законе “О полиции” нет указаний на территорию и место реализации полицейскими полномочий».

Основания для остановки автомобиля инспектором

Причины остановки ТС инспектором ДПС – исчерпывающий перечень

Причины остановки ТС инспектором ДПС - исчерпывающий перечень

Как показывает практика, абсолютное большинство водителей совершенно не знают, как защищать свои права и законные интересы в общении с сотрудниками ГИБДД.

Сегодня мы расскажем, какие причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС имеются в соответствии с законом, а также вы узнаете, имеет ли право инспектор ГИБДД останавливать водителей без причины.

Основания для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД

На сегодняшний день, главным документом, в котором прописан исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства, является Административный регламент ГИБДД по осуществлению работы в области безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России № 664 от 23 августа 2017 года.

Это очень важный документ, знание которого может сильно помочь водителю в защите своих прав и законных интересов от произвола со стороны отдельных сотрудников.

В качестве возможных причин остановки ТС, Приказ № 664 называет следующие (раздел 84 Приказа):

Основания для остановки ТС

  • Установленные нарушения ПДД;
  • Наличие оснований подозревать причастность ТС к ДТП, совершению правонарушения или преступления;
  • Наличие данных об использовании ТС в противоправных целях о его нахождении в розыске;
  • Необходимость опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах ДТП или иного происшествия, если они были его очевидцами;
  • Привлечение водителя в качестве понятого;
  • Для использования ТС в экстренных целях;
  • Для ограничения или запрещения движения ТС (например, если дорога перекрыта);
  • Для обеспечения свободного проезда спецавтомобилей или ТС специальных и экстренных служб;
  • Для привлечения водителя или пассажиров для оказания необходимой помощи;
  • В рамках проведения различных спецопераций (должны быть утверждены документально);
  • При наличии угрозы безопасности движения, обусловленной любыми факторами;
  • Проверка документов на управление и пользование ТС, а также документов на груз;
  • Проверка документов о личности водителя и пассажиров (только при наличии конкретных данных или ориентировок);

Несмотря на то, что указанный перечень является исчерпывающим, по факту, он предоставляет инспектору почти неограниченные возможности по остановке абсолютно любого ТС на свое усмотрение.

Можно ли останавливать ТС для проверки документов?

Представившись водителю, первое, что делает практически любой инспектор ДПС – просит предъявить документы: водительское удостоверение и «пластик». Зачастую, проверив эти документы, сотрудник полиции возвращает их водителю, желает счастливого пути и продолжает свою работу.

READ
Материальное возмещение морального ущерба, кодекс

Законны ли такие действия? Имеет ли право инспектор ГИБДД останавливать машину только лишь для проверки документов? Попробуем разобраться.

Для ответа на этот вопрос нам придется вновь обратиться к Приказу МВД № 664. В одном из его пунктов черным по белому написано, что инспектор вправе остановить ТС для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством.

Казалось бы, здесь все понятно и закон разрешает сотруднику ГИБДД останавливать автомобиль только лишь для проверки документов.

Однако, в приказе № 664 имеется пункт 106, в котором перечисляются конкретные основания остановки с целью проверки документов. К ним относятся:

  • Наличие признаков нарушения ПДД;
  • Наличие ориентировок на причастность ТС к ДТП, совершению правонарушения или преступления, нахождение его в розыске и т.п.
  • Проведение специальных мероприятий по предупреждению ДТП, например, часто проводимая операция « пьяный водитель » (должно подтверждаться документально)

Основания для остановки ТС

Таким образом, останавливать машину для проверки документов только лишь потому, что так захотелось инспектору – незаконно. Каждая остановка должна иметь конкретное обоснование. Впрочем, как показывает практика, перечень этих оснований настолько широк и расплывчат, что любому инспектору не составит труда аргументировать свои действия тем или иным пунктом приказа.

Это важно! Независимо от того, по какой причине было остановлено ТС, инспектор имеет право попросить водителя предъявить документы

Обязан ли инспектор ДПС объяснять причину остановки?

Ответ на поставленный вопрос однозначен – да, обязан!

В соответствии с пунктом 89 Административного регламента ГИБДД, инспектор, остановивший ТС, обязан представиться по установленной форме и кратко сообщить водителю причину остановки.

Что делать водителю, если сотрудники ДПС остановили его без причины? Для начала следует попросить инспектора внятно обосновать причину остановки, а также позвонить в дежурную часть местного отдела полиции, сообщив о нарушении со стороны сотрудника полиции. В дальнейшем, на инспектора, нарушившего закон, можно написать жалобу в вышестоящее подразделение ОВД или в прокуратуру .

Нужна консультация квалифицированного автоюриста? Обращайтесь к онлайн-консультанту «Автоправоведа» прямо сейчас. Это бесплатно!

Причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2022 году в РФ

Уважаемые автолюбители, наверняка большинство из вас не знает, что нельзя просто так взять, и остановить ваш автомобиль. Сегодня хотелось бы рассмотреть все законные причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2022 году в РФ. Согласно пункту 84 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 сотрудник ГИБДД может остановить ваше транспортное средство только на основании нижеприведенных причин.

Причины для остановки ТС сотрудниками ГАИ в 2022 году:

Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.

Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.

Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.

Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.

Необходимость использования транспортного средства.

Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.

Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

READ
Как восстановить КБМ после замены прав: порядок действий

Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Теперь сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобиль для проверки документов не только на стационарном посту

Когда инспектор будет подавать вам жест для остановки, он обязан указать конкретное место, при этом данный участок дороги не должен запрещать остановку.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Пункт 86 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

Пункт 88 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

В том случае, если ваш автомобиль потребовался сотруднику полиции, то он обязан вам сообщить цель и маршрут, при этом водителем остаетесь вы. Для погони за лицами, которые совершили какое-либо нарушение, инспектор обязан использовать свой служебный автомобиль.

При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии оснований для его отстранения от управления транспортным средством
Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекции (подразделения ДПС).

Пункт 90 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Также может быть осуществлена принудительная остановка автомобиля. Для этого применяются следующие средства:

Специальные средства принудительной остановки в случае наступления опасности. Такими средствами являются дубинки, газовые баллончики, пистолеты, электрошокер и пр.

Специальные сигналы (светофоры, регулировщик) для ограничения или запрета движения.

Перекрытие движения при помощи патрульной машины с включенными световыми сигналами.

В том случае, если грозит реальная опасность (водитель совершил преступление или в целях самообороны), то автомобиль может быть остановлен при помощи огнестрельного оружия.

Пожалуй, это все основания остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2022 году, но мне очень хотелось бы рассказать вам еще об одном нюансе. Ранее было популярно скрытое патрулирование, когда автомобиль используется без специальной окраски, но при этом водитель одет в штатную форму. Отныне все изменилось. Теперь скрытое патрулирование запрещено.

Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.

READ
Как получить международные права

Пункт 96 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Напоследок хочу напомнить вам, что инспектор обязан подходить к вам после остановки транспортного средства, исключительно со стороны водителя, если нет каких-либо объективных обстоятельств, которые могли бы помешать этому. Затем, представиться, сообщить фамилию должность и звание, а только потом причину остановки.

Кто может проверять тахографы и РТО на трассе Версия для печати

https://rtp.expert/

О полномочиях сотрудников ГИБДД и УГАДН в области тахографии ходит множество слухов. Кто-то уверен, что проверяющие обязательно должны иметь карту контролёра, а другие утверждают, что Росттранснадзор не имеет права останавливать грузовики.

О контроле рабочего времени и оснащения ТС тахографами рассказывает автор блога Dalnoboi.pro.

Давайте разберёмся, кто и как может проверять работу тахографов и соблюдение норм Режима Труда и Отдыха водителей на дорогах.

Кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО

Сначала о том, кто и где может останавливать транспортные средства для проверки тахографов и РТО.

Во-первых, в Правилах Дорожного Движения написано:

Пункт 2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам

Чтобы узнать, кто такие «регулировщики», обращаемся к Списку Понятий и Терминов в пункте ПДД 1.2. Там разъяснено, что к регулировщикам относятся также и сотрудники полиции.

Где именно сотрудник ГИБДД может останавливать — не определено, так что это может происходить не только на постах, но и на дорогах.

Правда, в списке оснований для остановки, перечисленных в 84-ом пункте Административного регламента МВД № 664, нет ни проверки тахографов, ни проверки РТО, то есть конкретно для этих действий он не вправе останавливать транспортное средство.

Однако в этом списке имеется всем известная «проверка документов. » (84.13.), пользуясь которой в основном и тормозят транспорт на постах, а также — «мероприятия по снижению ДТП. » (84.11.). Ну а после проверки документов инспектор может проверить и тахограф с РТО. Или не может? Но об этом чуть позже.

Читаем дальше пункт 2.4.

Право остановки транспортных средств предоставлено <. >также:
уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
<. >
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <. >должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

То есть останавливать могут ещё и сотрудники РосТрансНадзора, точнее — ГосАвтоДорНадзора, ещё по-другому УГАДН, ещё по-другому Транспортной инспекции. Причём делать это они могут только в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14.

И заканчивается пункт 2.4. так:

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Теперь о том, могут ли сотрудники ГИБДД и АвтоДорНадзора на трассе или на постах проверять тахографы и Режим Труда и Отдыха, то есть те нормы, за нарушение которых предусмотрены штрафы в статье 11.23 КоАП.

Некоторые утверждают, что не могут, поскольку в документах регламентирующих действия этих служб нет ничего конкретного ни про тахографы, ни про РТО.

Это прежде всего Административный регламент МВД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (приказ МВД № 664) и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта <. >(приказ МинТранса № 542).

Сначала «разберёмся» с ГИБДД.

Могут ли сотрудники ГИБДД проверять тахографы и РТО на трассе

Возьмём пункт 66 упомянутого Регламента МВД по надзору за Безопасностью Дорожного Движения:

66. При осуществлении надзора за дорожным движением принимаются меры по:
<. >
выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения;

Является ли нарушение РТО нарушением Правил Дорожного Движения? Да, является, поскольку в ПДД есть пункт 2.7.

2.7. Водителю запрещается:
<. >
управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок – международными договорами Российской Федерации;

Ещё есть Федеральный Закон № 196 о Безопасности Дорожного Движения, в пункте 1 статьи 20 которого написано:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
<. >
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
<. >
оснащать транспортные средства тахографами.

Контроль за соблюдением этого закона также входит в компетенцию ГИБДД. А конкретно о проверке тахографов можно прочитать в ещё одном Регламенте МВД — № 727, в пункте 98:

98. В рамках проверки технического состояния проводятся:
<. >
снятие информации с имеющегося тахографа;

То есть ГИБДД может проверять на дороге и Режим Труда и Отдыха водителей, и правильность использования тахографа.

А что же РосТрансНадзор, он же ГАДН? Здесь разобраться сложнее.

Могут ли сотрудники УГАДН проверять тахографы и РТО на трассе

На официальном сайте Госавтодорнадзора в разделе «Часто задаваемые вопросы» даётся такой ответ:

В соответствии с абзацем 1 подпункта «г» пункта 8 «Положения о федеральном государственном надзоре» (Постановление Правительства № 236) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы уполномочены проверять наличие тахографов и данные об отработанном времени водителем.

Однако прочитаем эту норму в самом Положении о федеральном государственном транспортном надзоре (Постановление Правительства № 236):

8. Предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области транспорта, в том числе:
<. >
г) при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта <. >:
<. >требований к организации работы водителей в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей;
<. >
д) при осуществлении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации – требований в отношении порядка осуществления международных автомобильных перевозок;

Обратите внимание на слово «проверка». Те действия Ространснадзора, которые называются «проверкой» относятся к мероприятиям, проводимым по контролю за предприятием, а те, что проводятся на трассах, называются не «проверка», а Плановые (рейдовые) осмотры. Это регламентировано как Федеральным Законом № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. », так и в собственно Административном регламенте РосТрансНадзора № 542 (о нём чуть дальше).

То есть касательно внутрироссийских перевозок никаких мер по контролю РТО и тахографов на дороге на постах Положением Постановления № 236 не предусмотрено. Да и на предприятиях, согласно этому пункту, транспортники должны проверять не соблюдение норм РТО, а то, как организована работа водителей в целях соблюдения РТО для обеспечения БДД, то есть составляются ли графики, имеются ли тахографы, снимаются ли с них данные.

Читаем упомянутый только что Приказ МинТранса № 542 про плановые рейдовые осмотры:

68. Предметом плановых (рейдовых) осмотров, обследований транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <. >является контроль за выполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.

То есть опять ничего ни про РТО и тахографы, ни про Безопасность Дорожного Движения. А только лишь про автомобильный транспорт.

Читаем ещё один документ — Постановление Правительства № 409

«Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции»

3. Государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за:
<. >
д) соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе:
<. >
на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, в дорожном хозяйстве:
правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом;
правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами;

Тоже ничего по поводу проверок Режима Труда и Отдыха и тахографов при внутрироссийских перевозках.

Ну и наконец — Постановление Правительства № 398 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»

I. Общие положения
1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере <. >автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения)

И это уже прямое ограничение компетенции сотрудников РосТрансНадзора.

Вывод после изучения этих четырёх(!) документов такой: из того, что касается Режима Труда и Отдыха, а также тахографов, на дороге, точнее в пунктах транспортного контроля обозначенных дорожным знаком 7.14., инспекторы ГосАвтоДорНадзора могут проверять только соблюдение норм ЕСТР, и только у тех, кто осуществляет конкретную международную перевозку.

Что и кому должен предоставлять для контроля водитель

Теперь зайдём, так сказать, с другой стороны и посмотрим, что и кому должен предоставлять водитель для контроля на дороге из того, что касается тахографа и Режима Труда и Отдыха.

В Федеральном законе № 196 «О БДД» написано:

Статья 30. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
2.1. В целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

Поскольку федеральный государственный надзор в области БДД осуществляют органы МВД, здесь идёт речь о сотрудниках ГИБДД.

Читаем ещё один документ — тот самый Приказ № 36, регламентирующий практически всё что касается тахографов:

Приложение 3
9. Водители транспортных средств обязаны:
<. >
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

Опять же, кто такие эти «представители контрольных органов»? Нигде из 4-х упомянутых выше документов касающихся работы РосТрансНадзора нет ссылок на 36-й приказ, зато он есть в Административном регламенте МВД № 727, касающемся надзора за безопасностью дорожного движения при ведении деятельности в сфере перевозок. Поэтому в данном законе так же говорится только об инспекторах ГИБДД.

Зачем инспектору залезать в кабину [в грязных сапожищах]

Две приведённые только что нормы дают понять, что все слухи про то, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину для проверки тахографа или должен предоставлять водителю карту контролёра — не более чем слухи.

Но тут надо задаться вопросом: а нужно ли ему вообще забираться в кабину, тем более что это опасно — с непривычки можно навернуться, особенно зимой, да и инфекции погуливают.

Так вот, зачем, собственно, инспектору может потребоваться доступ к тахографу при контроле на дороге? Либо для проверки правильности эксплуатации самого устройства (тахографа), либо для получения информации о Режиме Труда и Отдыха водителя.

В упомянутом выше Административном регламенте МВД № 727, есть пункт 68.4., из которого ясно, что доскональный контроль тахографов, включающий проверку целостности пломб и сведений о поверке проводится «по местонахождению субъекта транспортной деятельности». А на трассе, согласно пункту 98 этого же регламента, проводится только «снятие информации с имеющегося тахографа».

Но информацию, в том числе и о «соответствии тахографа установленным требованиям», и о правильности его эксплуатации можно получить и не залезая в кабину, попросив водителя сделать соответствующие распечатки.

Точно так же можно взять распечатки и с информацией о Режиме Труда и Отдыха, или снять информацию непосредственно с карты водителя при помощи считывающего устройства.

В кабину же инспектору есть смысл забираться только при наличии у него карты контролёра и программного комплекса, помогающего работать со снятыми с тахографа данными. Видимо от этого и пошёл миф о том, что сотрудник ГИБДД не имеет права залезать в кабину без карты контролёра. Но, как видно из разобранных законов, право такое он имеет, просто без карты в этом нет никакого смысла, так как водитель и так обязан сделать распечатки и передать их ему, либо предоставить водительскую карту для считывания.

Если же у инспектора есть карта контролёра, он может снять с тахографа данные не только на бумажный, но и на электронный носитель, а затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения, что гораздо проще, чем рассматривать распечатанные чеки.

Однако, во-первых, такие комплексы — пока ещё редкость, а во-вторых, если инспектор воспользуется своей картой, это будет зафиксировано как самой картой, так и тахографом, и ему придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами. Поэтому с практической точки зрения сотруднику ГИБДД лучше просто уметь читать сделанные водителями распечатки, чем лазать по кабинам с картой контролёра.

Ну ещё может быть ситуация, когда сотрудник ДПС может попросить доступ в кабину чтобы посмотреть данные о Режиме Труда и Отдыха на экранчике тахографа в случае, если водитель не может сделать распечатку, из-за отсутствия бумаги, например. Однако в таком случае он вряд ли станет это делать, поскольку уже и так можно выписывать штраф, причём существенно бóльший, чем за нарушение РТО.

За какой срок инспектор может проверять тахограф и РТО на трассе

Следующий вопрос — за какой срок инспектор может проверять на трассе правильность эксплуатации тахографа и соблюдение РТО, и выписывать штрафы за нарушения.

Начнём с бóльшего — с Кодекса об административных правонарушениях.

Читаем главу 4 КоАП «Назначение административного наказания».

Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев <. >со дня совершения административного правонарушения

Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Теперь смотрим в 36-м приказе, сколько времени должна сохраняться информация в тахографе и на карте водителя.

20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:
2190 циклах ввода и извлечения карт водителя;
93440 случаях изменения деятельности водителей.

Находящиеся в тахографе записи могут касаться не только того водителя, который в данный момент управляет автомобилем, но и других водителей, которые управляли этим автомобилем, поэтому эти записи нужны больше для контроля работы предприятия, а не конкретного водителя.

Так что посмотрим (опять же в 36-м приказе), что можно считать не из памяти тахографа, а с карты водителя, который в данный момент управляет транспортным средством.

59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней <. >данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:

На карте сохраняются данные не только о Режиме Труда и Отдыха водителя, но и о правильности эксплуатации тахографа, а также запись о последнем контроле, проведённом с использованием карты контролёра.

Итак, при контроле на трассе могут быть проверены данные за любые дни из 28, имеющиеся на карте водителя.

Единственное чем может быть ограничена проверка — это наличие на карте электронной записи о предыдущем контроле. В этом случае должен проверяться только период после последнего контроля — чтобы избежать наложения штрафов за одни и те же нарушения.

А если имеется распечатка за одну смену с подписью контролёра? В этом случае не должна проводиться повторная проверка только за эту смену.

А что на практике?

Ну а на практике в настоящее время проверка на трассе заключается в основном в контроле за правильностью использования устройства и за временем управления за последние сутки, для чего, с учётом привязки тахографа ко Всемирному координированному времени, достаточно двух 24-х часовых распечаток.

А тратить время на то, чтобы вникать в нарушения за две недели или за месяц — контролёру совершенно нет резона, так как за время проверки мимо него пронесутся несколько десятков водителей, из которых мало кто заморачивается соблюдением РТО, предпочитая решать вопрос небольшой взяткой.

Остановка транспортного средства сотрудником ДПС

Остановка транспортного средства сотрудником ДПС

В этой статье речь пойдет про остановку транспортного средства сотрудником ГИБДД. В правилах дорожного движения к данной ситуации относятся всего несколько пунктов. Тем не менее многие водители их не знают, в связи с чем имеют вопросы по поводу остановки автомобиля ДПС.

Также в данной статье будут рассмотрены причины остановки транспортного средства, регламентированные административным регламентом ГИБДД (приказом 664).

Остановка автомобиля сотрудником ГИБДД с точки зрения ПДД

Пункт 2.4 ПДД дает регулировщикам право остановки транспортных средств:

  • уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
  • уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1.

Т.е. останавливать автомобили могут регулировщики.

Кроме того, остановить автомобиль могут сотрудники транспортного надзора и таможни. Однако сделать это они могут только на специальных пунктах контроля.

Понятие регулировщик регламентировано пунктом 1.2 правил:

“Регулировщик” – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2016 г. № 686 “Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры”.

Т.е. останавливать автомобили могут не только сотрудники ГИБДД (полицейские), но и дорожные работники, работники железнодорожных переездов и паромных переправ, сотрудники транспортной безопасности.

Где нужно остановить автомобиль?

Рассмотрим пункт 6.15 правил дорожного движения:

6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

Если Вы получили сигнал регулировщика об остановке транспортного средства, то Вы должны остановить свой автомобиль именно там, где указал регулировщик. Даже если остановка в указанном месте запрещена правилами дорожного движения.

Тем не менее на практике у Вас остается небольшое пространство для маневра. Сотрудник ДПС только обозначает место, где водитель должен остановиться. Однако конкретное место (метр влево или метр вправо) Вы можете выбрать самостоятельно. Поэтому при остановке автомобиля постарайтесь сделать это таким образом, чтобы создать минимум неудобств другим водителям и не подвергать себя и свой автомобиль риску ДТП.

На практике регулировщик может подать сигнал об остановке нечетко. В этом случае постарайтесь остановить автомобиль без нарушения правил дорожного движения.

Документы, которые проверяются при остановке автомобиля

Перечень документов для проверки регламентирован пунктами 2.1.1 и 2.1.1 1 ПДД:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак “Инвалид”.

В первую очередь обратите внимание, что водитель должен передавать документы только сотрудникам полиции (ДПС, ГИБДД). Выше речь шла о том, что регулировщиками кроме полицейских могут выступать работники дорожных служб, железнодорожных переездов и паромных переправ. Перечисленные лица могут остановить Ваш автомобиль, но передавать им документы Вы не обязаны.

Документы, которые может проверить сотрудник полиции:

    ;
  • Свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • Полис ОСАГО;
  • Документы о перевозке пассажиров или грузов, путевой лист;
  • Документ, подтверждающий инвалидность водителя или пассажира, в случае установки опознавательного знака “Инвалид”.

Прочие документы сотрудник ГИБДД требовать от Вас не может.

Причины остановки авто сотрудниками ДПС в 2022 году

Основания для остановки автомашины сотрудником ГИБДД перечислены в пункте 84 административного регламента (приказ 664):

  • Нарушение правил дорожного движения или других требований в области безопасности дорожного движения. При этом нарушение может быть зафиксировано как непосредственно сотрудником ГИБДД, так и техническими средствами (видеокамерами, прибором для измерения скорости и т.п.).
  • Наличие данных о причастности водителя или пассажиров к ДТП, преступлению или нарушению. Например, информация о нарушении правил может быть получена по рации от другого наряда полиции.
  • Наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  • Для опроса водителя или пассажиров о ДТП, нарушении или преступлении, свидетелями которого они являются.
  • Привлечение в качестве понятого для совершения административных процедур в отношении другого водителя (например, при проверке на состояние опьянения).
  • Для предоставления транспортного средства сотруднику ГИБДД.
  • При регулировании дорожного движения. Например, если на узком участке дороги движение транспортных средств осуществляется поочередно. В этом случае полицейский по очереди останавливает автомобили разных направлений.
  • При проезде по дороге автомобилей специального назначения, скорой помощи или аварийно-спасательных служб.
  • Для привлечения водителя к оказанию помощи полицейским или другим участникам дорожного движения.
  • При проведении специальных мероприятий (рейдов) ГИБДД.
  • При возникновении опасной ситуации на дороге. Например, если произошло разрушение дорожного покрытия (образовался провал) и дальнейшее движении невозможно.
  • Для проверки документов на автомобиль.
  • Для проверки документов водителя или пассажиров, если имеются данные о совершении ими преступления или о нахождении в розыске.

Выше приведен исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства. Если Вы хотите подробнее изучить тему остановки автомобиля сотрудниками полиции, рекомендую Вам прослушать бесплатный аудиокурс “Секреты общения с ГИБДД”:

Данный курс посвящен подробному изучению административного регламента ГИБДД (обмундированию и документам сотрудников полиции, правилам несения службы, оспариванию решений полицейских и т.д.).

Подведем итоги данной статьи:

  • Водитель должен остановить автомобиль по требованию регулировщика.
  • Регулировщиками могут быть не только полицейские, но и дорожные рабочие, сотрудники железнодорожных переездов и паромных переправ.
  • Предъявлять документы нужно только по требованию полицейских (ДПС).
  • Водитель должен остановить автомобиль там, куда указал регулировщик. Даже в том случае, если это противоречит требованиям дорожных знаков или разметки.

Отмечу, что на практике законопослушных водителей сотрудники ГИБДД останавливают довольно редко. Тем не менее если Вас когда-нибудь остановят, Вы будете знать, как и что делать.

В завершение предлагаю Вам посмотреть веселое видео про остановку автомобиля сотрудником полиции:

Удачи на дорогах!

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Ссылка на основную публикацию