За ошибку платежке по НДФЛ будут штрафовать

Образец заполнения платежки по НДФЛ

Платежные поручения на уплату НДФЛ в 2022 году — это документы с распоряжением банку перечислить в бюджет налог на доход. Ошибки в них приведут к признанию платежа невыясненным, начислению пени и штрафов.

Чтобы деньги попали по назначению, необходимо правильно заполнить платежное поручение на перечисление обязательного платежа. Актуальная форма платежного поручения утверждена Положением Банка России № 762-П от 29.06.2021 «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Порядок заполнения платежек на уплату налогов установлен Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации». В 2020 году Минфин опубликовал ряд нормативных актов, в которых сообщил, что платежки по НДФЛ надо заполнять по-новому. В письме ведомства № 21-08-11/42596 от 11.06.2019 даны новые инструкции, касающиеся заполнения поля 107. Так, если раньше разрешалось указать точную дату платежа, то теперь Минфин требует указывать лишь месяц. И это не все изменения в правилах перечисления в бюджет.

Второй документ — Приказ Минфина № 199н от 14.09.2020 касается заполнения полей 101, 106 и 108 платежек на перечисление денежных средств в бюджет.

Оформление платежных документов

Важно знать, как с 01.05.2021 следует заполнять два реквизита получателя средств (органа Федерального казначейства) в платежных поручениях по перечислению в бюджет:

  • в поле 15 — номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета — ЕКС). До 01.01.2021 это поле оставляли пустым;
  • в поле 17 — новый номер счета территориального органа Федерального казначейства (ТОФК), с 01.01.2021 рекомендовано, с 01.05.2021 — обязательно.

Платежка по НДФЛ

Приказом Минфина от 14.09.2020 № 199н с 01.01.2021 изменен порядок внесения сведений о физлице-налогоплательщике. При отсутствии ИНН и УИН достаточно внести серию и номер паспорта или СНИЛС. Это относится к физлицам без статуса ИП. Порядок, как заполнить платежное требование по НДФЛ ИП, не изменился — предприниматель указывает присвоенный ему ИНН.

Кроме того, с 01.10.2021 применяется обновленный перечень оснований платежа при погашении задолженности за прошедшие периоды (поля 106 и 108). Кроме того, изменения коснулись правил заполнения поля 101.

Основные положения

Уплата налога производится налогоплательщиком самостоятельно либо иным лицом за него в валюте Российской Федерации (п. 5 ст. 45 НК РФ).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в установленном Налоговым кодексом порядке.

Правила заполнения

Платежное поручение разбито на поля, каждое из которых имеет номер. Уникальные номера закреплены в положении 762-П. Рассмотрим бланк платежки по НДФЛ в 2022 и правила заполнения значений основных полей этого документа, которые чаще всего вызывают вопросы.

Правила заполнения платежки по НДФЛ

  • поле № 16. Ставится наименование получателя. Когда платеж предназначен для ФНС, то, помимо названия филиала или отделения контролирующего органа, следует указать сокращенное название органа Федерального казначейства;
  • поле № 18. Указывается вид операции — в случае с платежками под операцией понимается перечисление денег на основании поручения, и всегда ставится код «01»;
  • поля № 19, № 20 и № 23. Значение реквизита не указывается, если у банка нет особых требований к заполнению;
  • поле № 21. Здесь следует указать очередность платежа в соответствии с нормами ст. 855 ГК РФ. При уплате НДФЛ проставляется код 5 «Иные платежи, не указанные в пунктах выше»;
  • поле № 22. Предназначено для указания кода УИП. Практически всегда ставится «0». Заполнить конкретным цифровым значением придется только в случае, если ФНС укажет УИП в своем требовании о перечислении налогов;
  • поле № 24 — назначение платежа, при задолженности по НДФЛ в нем пишут период, за который возникла задолженность;
  • поле № 101. Характеризует статус плательщика. При уплате НДФЛ используются: «02» — если налог уплачивает организация в качестве налогового агента; «13» — если ИП платит налог за себя;
  • поле № 102. КПП плательщика. Организации, у которых есть обособленные подразделения, перечисляют исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). Специалисты ФНС (письмо от 14.10.2016 № БС-4-11/19528@) отмечают, что если каждому обособленному подразделению организации присвоен отдельный КПП, платежное поручение на уплату НДФЛ с указанием данного кода оформляют на каждое такое обособленное подразделение. Причем этот порядок действует и в том случае, когда постановка на учет нескольких обособленных подразделений осуществляется, в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ, по месту нахождения одного из них;
  • поле № 104. Указывается КБК. К этому полю подходите с особым вниманием, т. к. если допустить ошибку в коде, налоги (пени и штрафы) зачислят совершенно на другой вид платежа. Вам понадобится код КБК 18210102010 011000110 — основной реквизит НДФЛ за сотрудников в 2022. Он единый для уплаты налога с доходов, не превышающих 5 миллионов рублей;
  • поле № 105. Указывается значение кода, присвоенного территории муниципального образования (межселенной территории) в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (ОКТМО). Если платеж производится на основании декларации, взять код можно непосредственно из нее;
  • поле № 106. Основание платежа. Полный перечень возможных обозначений прописан в п. 7 приложения № 2 к Приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107Н с изменениями, вступившими в силу с 01.10.2021;
  • поле № 107. Как требуют правила заполнения платежек по НДФЛ, сформулированные Минфином в письме от 11.06.2019, в этом поле компания указывает период, за который платятся налоги, проставляется текущий месяц. Полный перечень возможных обозначений прописан в п. 8 приложения № 2 к Приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107Н. При невозможности определить период ставится «0». Налогоплательщику придется формировать несколько отдельных расчетных документов с разными показателями налогового периода, в ситуации когда законодательством о налогах и сборах предусматривается более одного срока уплаты налогового платежа и установлены конкретные даты уплаты налога для каждого срока. Например, в соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ, для НДФЛ установлены следующие сроки уплаты:
    • не позднее последнего числа месяца, в котором производились выплаты, при выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде выплаты отпускных сотруднику;
    • не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода, — при выплате всех остальных доходов, в том числе заработной платы работникам, доходов в натуральной форме. ООО перечисляет платеж не позднее дня, следующего за днем перечисления дивидендов;

    Образец платежного документа на перечисление НДФЛ:

    Подписывает платежку при отсутствии главного бухгалтера в организации только руководитель.

    Заполнение платежки при оплате пеней

    Рассмотрим заполнение платежки на пеню по НДФЛ с КБК в 2022 году при получении требования налогового органа. Порядок оформления документа отличается. Указываем в поле 104 КБК 182 1 01 02010 01 2100 110 для налога, облагаемого по ставке 13%. Для пени, начисленного по налогу, облагаемому по ставке 15%, используется КБК 182 1 02080 01 2100 110.

    В поле 106 по новым правилам указывается код ЗД, что означает погашение задолженности, а определить тип этой задолженность можно по полю 108, где перед номером документа ставится буквенный код:

    • «ТР0000000000000» — номер требования ИФНС об уплате налога, сбора, страховых взносов;
    • «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
    • «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение или об отказе в привлечении к ответственности;
    • «АР0000000000000» — номер исполнительного документа или исполнительного производства.

    В поле 107 прописываем период, за который образовалась задолженность.

    В поле 109 ставится дата соответствующего документа. Если дата неизвестна, ставим 0.

    В поле № 22 проставьте значение УИН, которое указано в требовании. Если кода УИН нет, в поле поставьте 0. В поле 24 напишите подробное назначение платежа с указанием реквизитов требования ФНС или укажите, что погашение задолженности добровольное.

    Пени по НДФЛ на основании требования налогового органа от ______ № ___.

    Коды бюджетной классификации (КБК)

    Введен новый КБК для перечисления налога с доходов работника или учредителя, если они в течение года превысили 5 млн рублей.

    НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент

    182 1 01 02010 01 1000 110

    Налог на доходы ИП «за себя»

    182 1 01 02020 01 1000 110

    Платеж физлица (не ИП)

    182 1 01 02030 01 1000 110

    Пени по НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент

    182 1 01 02010 01 2100 110

    Пени, которые платит ИП «за себя»

    182 1 01 02020 01 2100 110

    Пени, которые платит физлицо (не ИП)

    182 1 01 02030 01 2100 110

    Штрафы за неуплату НДФЛ налоговым агентом

    182 1 01 02010 01 3000 110

    Штраф по НДФЛ (ИП «за себя»)

    182 1 01 02020 01 3000 110

    Штраф по НДФЛ физлица (не ИП)

    182 1 01 02030 01 3000 110

    Приказом Минфина № 236н от 12.10.2020 от 12.10.2020 с 01.01.2021 введены новые коды бюджетной классификации. Они применяются для НДФЛ, рассчитанного по повышенной ставке 15%, с доходов, превышающих 5 млн рублей в год. Такой налог следует перечислять отдельно.

    ПлатежКБК
    Налог на доходы физлиц по повышенной ставке 15%182 1 01 02080 01 1000 110
    Пени по налогу по повышенной ставке 15%182 1 01 02080 01 2100 110
    Штрафы по налогу по повышенной ставке 15%182 1 01 02080 01 3000 110

    Отдельные КБК предусмотрены для уплаты НДФЛ с дивидендов.

    Кто перечисляет налог в бюджетКБК
    Налоговый агент182 1 01 02010 01 1000 110
    Физлицо, получатель дивидендов182 1 01 02030 01 1000 110

    В назначении платежа необходимо указать, что налог перечисляется с дохода в виде дивидендов.

    образец платежки НДФЛ с дивидендов с КБК в 2022 году

    Ошибки в платежном поручении по НДФЛ

    Реквизиты платежного поручения заполняйте очень внимательно. Если вы допустите в них ошибку, ваш налог признают неуплаченным. Возможно, придется заново перечислить сумму налога в бюджет и оплатить пени по НДФЛ (если ошибку вы обнаружите уже после окончания установленного срока уплаты).

    Но это не значит, что уплаченные суммы пропадут. Хотя иногда юридическим лицам и ИП с персоналом в качестве подстраховки приходится заново перечислять требуемую сумму, чтобы избежать разбора с ИФНС.

    К наиболее важным реквизитам относятся (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ):

    • номер счета Федерального казначейства;
    • наименование банка получателя.

    Ошибки в других реквизитах некритичны, т. к. деньги все равно поступят в бюджет. Ошибку исправляют уточнением платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).

    За ошибку платежке по НДФЛ будут штрафовать

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Новости и аналитика Правовые консультации Налоги и налогообложение Организация ошибочно перечислила в бюджет в конце декабря сумму НДФЛ больше чем выплаченный доход за декабрь сотрудникам. В январе при выплате дохода сумма перечисленного НДФЛ была меньше чем требовалось на сумму переплаты декабря. Налоговая инспекция провела проверку расчета 6-НДФЛ за I квартал и оштрафовала организацию за несвоевременное перечисление НДФЛ в качестве налогового агента по ст. 123 НК РФ, недоимки и пеней в акте нет. Правомерно ли решение налоговой инспекции? Какие смягчающие вину обстоятельства могут повлечь снижение штрафа?

    Организация ошибочно перечислила в бюджет в конце декабря сумму НДФЛ больше чем выплаченный доход за декабрь сотрудникам. В январе при выплате дохода сумма перечисленного НДФЛ была меньше чем требовалось на сумму переплаты декабря. Налоговая инспекция провела проверку расчета 6-НДФЛ за I квартал и оштрафовала организацию за несвоевременное перечисление НДФЛ в качестве налогового агента по ст. 123 НК РФ, недоимки и пеней в акте нет.
    Правомерно ли решение налоговой инспекции? Какие смягчающие вину обстоятельства могут повлечь снижение штрафа?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Оценка правомерности привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, относится к компетенции вышестоящих налоговых органов и судов. С учетом сложившейся в настоящее время судебной практики у организации есть шанс отстоять свою позицию.
    Налоговый кодекс РФ содержит открытый перечень смягчающих обстоятельств. Суд и налоговый орган оценивают их по своему внутреннему убеждению.

    Обоснование вывода:
    Правомерность привлечения к ответственности.
    Абзац 2 п. 1 ст. 45 НК РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом, налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. На основании п. 8 ст. 45 и п. 2 ст. 24 НК РФ правило о досрочной уплате налога распространяется и на налоговых агентов.
    Согласно разъяснениям контролирующих органов излишне уплаченную сумму НДФЛ зачесть в счет будущих платежей по этому налогу нельзя. Объясняется данный вывод тем, что уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ). Обязанность по перечислению в бюджет НДФЛ возникает у налогового агента только после фактического удержания налога из средств, выплачиваемых налогоплательщику. Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, не является уплатой НДФЛ. В этом случае налоговому агенту рекомендуется обращаться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет организации суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему РФ (письмо ФНС России от 06.02.2017 N ГД-4-8/2085@).
    В то же время финансовое ведомство допускает возможность зачета (по правилам ст. 78 НК РФ) ошибочно перечисленных сумм по реквизитам уплаты НДФЛ в счет предстоящих платежей по этому налогу (письмо Минфина России от 22.01.2018 N 03-02-07/1/3224).
    Суды также считают, что налоговый агент вправе зачесть сумму излишне уплаченного НДФЛ в счет предстоящих платежей по нему (постановление АС Московского округа от 20.07.2017 N Ф05-8390/2017 по делу N А40-167366/2016 (определением ВС РФ от 21.12.2017 N 305-КГ17-15396 отказано в передаче дела в СК по экономическим спорам ВС РФ)).
    При этом судьи приходят к выводу, что запрет на уплату НДФЛ за счет средств налогового агента, установленный п. 9 ст. 226 НК РФ, не касается зачета переплаты по налогу в счет будущих платежей по НДФЛ, а распространяется только на случаи уплаты налоговым агентом НДФЛ за счет собственных средств, без удержания налога из доходов налогоплательщика (см. постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.10.2015 N Ф04-24512/15 по делу N А27-1682/2015 (определением ВС РФ от 26.01.2016 N 304-КГ15-18260 отказано в передаче дела в СК по экономическим спорам ВС РФ)).
    На этом основании суды признают неправомерным привлечение налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, отмечая, что само по себе досрочное исполнение обязанности налогового агента по уплате НДФЛ в бюджет не является нарушением при условии последующего удержания налога у физических лиц – получателей дохода (постановление АС Московского округа от 27.06.2018 N Ф05-9376/2018 по делу N А40-157252/2017).
    Ранее ФНС России в письме от 29.09.2014 N БС-4-11/19716@ отмечалось, что в случае перечисления налоговым агентом НДФЛ ранее даты фактической выплаты дохода физическим лицам отсутствует факт неперечисления в бюджет суммы налога, в связи с чем не возникает задолженности перед бюджетом. Таким образом, в действиях налоговых агентов отсутствует состав правонарушения, установленного ст. 123 НК РФ. При этом рекомендовалось учитывать положительную для налоговых агентов судебную практику, в частности постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 784/13.
    В постановлении АС Московского округа от 28.07.2016 N Ф05-5279/15 по делу N А40-128534/14 указано, что если налоговый агент ссылается на письмо ФНС России N БС-4-11/19716@, то это действие соответствует пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, согласно которому выполнение налоговым агентом письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, исключает вину лица в совершении налогового правонарушения.
    Заметим, что в постановлении Двадцатого ААС от 26.06.2019 N 20АП-2757/19 по делу N А54-8727/2018 судьи, рассматривая ситуацию, аналогичную Вашей, пришли к выводу, что недопустимым является подход инспекции, согласно которому пени по НДФЛ и недоимка не доначислялись организации в связи с поступлением суммы НДФЛ в бюджет и отсутствием нарушения срока перечисления НДФЛ, а штрафные санкции по ст. 123 НК РФ за нарушение налоговым агентом сроков уплаты НДФЛ были применены. При этом судом обращено внимание на тот факт, что в соответствии со ст. 123 НК РФ штраф исчисляется исходя из суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. А учитывая признание инспекцией отсутствия неудержанных и (или) не перечисленных заявителем в бюджет денежных средств, расчет подлежащего взысканию штрафа вообще не представляется возможным.
    С учетом складывающейся в настоящее время судебной практики правомерность привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, может быть оспорена организацией в порядке, установленном главой 19 НК РФ. Однако подчеркнем, что каждый из приведенных выше судебных актов принят по конкретному спору со своим набором фактических обстоятельств и доказательств по делу, и сделанные судами выводы не могут рассматриваться как однозначно применимые к спору, указанному в вопросе, или обязательные для руководства судом, рассматривающим дело по такому спору.
    В отношении смягчающих вину обстоятельств.
    Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения перечислены в ст. 112 НК РФ. Однако их перечень открыт и иные обстоятельства могут быть признаны смягчающими ответственность судом или налоговым органом, рассматривающим дело (пп. 4 п. 5 ст. 101, пп. 4 п. 7 ст. 101.4, п.п. 1, 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ).
    При этом, суд и налоговый орган оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению (ст. 71 АПК РФ, ст. 101 НК РФ). Несмотря на то, что перечень смягчающих обстоятельств открыт, нельзя гарантировать, что они будут признаны смягчающими.
    Форма ходатайства об уменьшении штрафа не утверждена его можно составить произвольно.
    Применительно к рассматриваемой ситуации, в качестве смягчающих можно привести следующие аргументы:
    – организация является добросовестным налогоплательщиком, вовремя платит налоги и сдает отчетность;
    – признание вины (не оспаривается нарушение, но просят снизить штраф);
    – у организации тяжелое финансовое положение и штраф может его ухудшить;
    – правонарушение совершено впервые;
    – штраф несоразмерен тяжести нарушения.
    Кроме того, организация может ссылаться на другие обстоятельства, например, что она выполняет социально значимые функции (зависит от вида деятельности) и др. обстоятельства.

    Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
    – ВС РФ разрешил уплачивать НДФЛ досрочно (М.В. Подкопаев, журнал “Бухгалтер Крыма”, N 2, февраль 2018 г.);
    – Энциклопедия судебной практики. Налог на доходы физических лиц. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами (Ст. 226 НК);
    – Энциклопедия решений. НДФЛ при выплате декабрьской заработной платы до праздников;
    -Энциклопедия решений. Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);
    – Энциклопедия решений. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения;
    – Энциклопедия решений. Обстоятельства, смягчающие ответственность по ст. 123 НК РФ.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

    Ответ прошел контроль качества

    10 октября 2019 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Ошибки в платежном поручении на уплату налогов

    Ошибки в платежном поручении при уплате налогов (страховых взносов) могут привести к достаточно серьезным последствиям. Рассмотрим, что это за ошибки и чем они чреваты.

    Последствия ошибок в платежном документе

    К оформлению платежных поручений на уплату налоговых платежей следует относиться с максимальной внимательностью.

    Ошибки, допущенные в платежном поручении, могут привести к следующим нежелательным финансовым последствиям для налогоплательщика:

    • налог может не поступить в нужный бюджет;
    • налог может быть признан неуплаченным;
    • налог может быть признан уплаченным с нарушением срока.

    Это влечет за собой как минимум уплату пени, но может приводить также к уплате штрафа и повторной оплате налога (п. 2 ст. 57, ст. 75, п. 1. ст. 122, ст. 123 НК РФ). Кроме этого, вероятны продолжительные разбирательства с налоговой инспекцией.

    Когда налог считается неуплаченным?

    В соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ при неверном указании в платежном поручении счета получателя и (или) наименования банка Управления Федерального Казначейства (УФК) платеж не поступает в бюджет Российской Федерации либо не зачисляется на соответствующий счет Федерального казначейства. В таком случае обязанность налогоплательщика по уплате налога считается не исполненной, и его необходимо перечислить еще раз. Также необходимо оплатить пени за несвоевременную уплату налога. Такова позиция налогового ведомства, изложенная в письмах ФНС России от 04.09.2015 № ЗН-4-1/3362@, от 31.03.2015 № ЗН-4-1/5201@, от 06.09.2013 № ЗН-3-1/3228 и от 12.09.2011 № ЗН-4-1/14772@.

    Обязанность по перечислению налога не будет признана исполненной также и в том случае, когда ошибки в указании наименования банка либо счета УФК в платежном поручении допущены по вине банка. Пени будут предъявлены налогоплательщику (письмо ФНС России от 02.09.2013 № ЗН-2-1/595@). Но в такой ситуации налогоплательщик может потребовать у банка компенсации понесенных убытков (абз. 9 ст. 12, ст. 15 ГК РФ).

    В то же время некоторые суды признают налог уплаченным при неверном указании в платежном поручении счета УФК. Так, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 03.04.2012 № А40-42830/11-99-191 признал, что налог в бюджет поступил, несмотря на наличие в платежном поручении ошибки в указании счета УФК.

    Обратите внимание! С 01.05.2021 обязательно заполняйте поле 15 “Номер расчетного счета”, также изменился счет Казначейства и наменование банка. Все подробности см. в нашем материале. А с 01.10.2021 в платежках по-новому заполняйте поля 101, 106, 108 и 109.

    ПРИМЕР, когда платеж нельзя уточнить, от КонсультантПлюс
    За организацией числится недоимка по налогу на имущество 100 000 руб. Она уплачивает НДС в сумме 150 000 руб., но по ошибке в платежке указывает. Читайте продолжение примера в справочно-правовой системе К+. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.

    Другие ошибки в платежном поручении

    Другие ошибки в платежном поручении, такие как неверно указанные КБК, ОКАТО, ИНН, КПП и наименование налогового органа, не препятствуют поступлению налога в бюджет (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Если такие ошибки допущены, то налог считается уплаченным, но, в соответствии с нормой абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ, требуется подать заявление об уточнении платежа (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, от 16.07.2012 № 03-02-07/1-176, от 29.03.2012 № 03-02-08/31, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

    Если в результате ошибки налог поступил на другой КБК (например, не действующий), налогоплательщик может подать заявление о зачете налогов. Пени при этом начисляться не должны (письма Минфина России от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977, от 01.08.2012 № 02-04-12/3002).

    Позиция суда в отношении ошибок

    Судебная практика подтверждает, что налог, а также, пени и штраф считаются уплаченными, если в платежном поручении допущены следующие ошибки:

    1. Неверный КБК, постановления:
    • АС Дальневосточного округа от 18.09.2020 № Ф03-2876/2020;
    • АС Поволжского округа от 06.06.2018 № Ф06-33882/2018;
    • АС Дальневосточного округа от 19.11.2015 № Ф03-4782/2015;
    • АС Северо-Кавказского округа от 04.12.2014 № Ф08-8670/2014;
    • ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А33-8935/2012;
    • ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2010 № А42-2893/2010;
    • ФАС Московского округа от 23.01.2013 № А40-12057/12-90-57, от 08.12.2011 № А40-36137/11-140-159;
    • ФАС Центрального округа от 31.01.2013 № А64-5684/2012;
    • ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2011 № А67-5567/2010;

    О том, какими могут быть последствия неверного указания КБК в документе на оплату «несчастных» страховых взносов, перечисляемых в ФСС, читайте в этой статье.

    1. Неверный ИНН, КПП, наименование налогового органа;
    2. Неверный ОКАТО;
    3. Ошибки в основании платежа, постановления:
    • Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13;
    • АС Московского округа от 14.05.2018 № Ф05-5361/18;
    • АС Северо-Кавказского округа от 22.03.2016 № Ф08-1378/2016;
    • АС Московского округа от 06.10.2015 № Ф05-13213/2015;
    • ФАС Уральского округа от 10.10.2012 № Ф09-9057/12;
    • ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 № А33-17476/2010, от 01.09.2011 № А33-3885/2010;
    • ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2011 № А05-5601/2010;
    • ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2010 № А27-25035/2009;
    • ФАС Московского округа от 26.10.2009 № КА-А41/10427-09;
    • ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2008 № Ф08-180/2008-68А.

    О том, критична ли ошибка в поле «Налоговый период», читайте в этой статье.

    Итоги

    Формирование платежного поручения на уплату налога в бюджет требует повышенной внимательности. Ошибки, допущенные в указании банка получателя и номера счета Федерального казначейства, приводят к тому, что налог считается неуплаченным и его придется оплачивать повторно. А если повторная уплата налога произведена после истечения срока его уплаты, то на плательщика могут быть наложены еще и финансовые санкции. Другие ошибки в заполнении платежного поручения на уплату налога не влекут за собой финансовых потерь и могут быть исправлены путем подачи заявления об уточнении платежа.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    «Досрочный» НДФЛ может привести к штрафам

    По тем или иным причинам (вследствие ошибки, намеренно, в связи с последующей возможной нехваткой денежных средств на расчетном счете) компании перечисляют НДФЛ в большем объеме, чем удержали с работника. Однако, по мнению контролирующих органов, уменьшить текущие платежи по НДФЛ на сумму такой переплаты нельзя.

    На практике распространена ситуация, когда перечислив излишнюю сумму НДФЛ (например, вследствие счетной ошибки), компания перечисляет в следующем периоде сумму меньше, то есть самостоятельно осуществляет зачет переплаченной суммы НДФЛ.

    Если в отношении «обычных» налогов это правило работает, то в части НДФЛ ситуация иная. Многие налоговые агенты столкнулись с тем, что налоговая инспекция игнорирует переплату, начисляет пени и штрафы на неуплаченную сумму НДФЛ.

    Для того чтобы понять причину доначислений НДФЛ в подобной ситуации, обратимся к определению налогового агента.

    Понятие налогового агента

    Понятие налоговых агентов дано в ст.24 НК РФ. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у физического лица и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. В функции налогового агента входит правильность и своевременность исчисления и удержания налогов из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, а также перечисление на соответствующие счета Федерального казначейства. В части НДФЛ исполнение обязанности налогового агента заключается в удержании начисленной суммы налога непосредственно из доходов физического лица при их фактической выплате (п.4 ст.226 НК РФ). Неисполнение обязанностей налогового агента влечет начисление пеней и штрафов (ст.75, ст.123 НК РФ).

    При исчислении НДФЛ главную роль играет дата фактического получения дохода. Именно дата фактического получения дохода определяет момент удержания и перечисления НДФЛ.

    Дата фактического получения дохода

    Для каждого вида дохода установлена своя дата фактического получения. Например, при получении доходов в денежной форме дата дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц (п.1 ст.223 НК РФ).

    При получении дохода в виде заработной платы датой фактического получения дохода признается последний день месяца, за который работнику был начислен доход (п.2 ст.223 НК РФ). То есть доход в виде заработной платы возникает у работника только в последний день месяца (Письма Минфина РФ от 27.10.2015 г. №03-04-07/61550, от 22.07.2015 г. №03-04-06/42063).

    Начисленная сумма НДФЛ с пособий по временной нетрудоспособности и отпускных выплат подлежит перечислению не позднее последнего числа месяца, в котором они выплачены (п.6 ст.226 НК РФ).

    Исчисленную сумму НДФЛ налоговые агенты обязаны удержать непосредственно из доходов работника при их фактической выплате (п.4 ст.226 НК РФ).

    На практике возникает множество разнообразных ситуаций, когда непонятно, в какой момент возникает у работника доход и, соответственно, обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению суммы НДФЛ.

    Разъяснения даты удержания НДФЛ в сложных ситуациях рассмотрены в Письме Минфина РФ от 25.07.2016 г. №03-04-06/43479. В Письме представители финансового ведомства учитывали позицию, приведенную в Определении ВС РФ от 11.05.2016 г. №309-КГ16-1804.

    ПРИМЕР №1.

    Заработная плата работникам компании выплачивается два раза в месяц:

    • аванс – в последний день текущего месяца;
    • окончательный расчет – 15-го числа следующего месяца.

    В ходе проведения проверки налоговые инспекторы признали действия компании неправомерными, начислили пени и оштрафовали налогового агента на основании ст.123 НК РФ.

    Налоговый агент в качестве аргумента приводил доводы, что при выплате заработной платы два раза в месяц обязанность удержания и перечисления в бюджет НДФЛ возникает только один раз при окончательном расчете дохода работника по итогам каждого месяца, за который ему начислен доход.

    Однако высшие судьи не сочли довод налогового агента убедительным. Поскольку доход (аванс) работникам выплачивался в последний день месяца, то у налогового агента возникала обязанность исчислить и удержать суммы НДФЛ в соответствии с п.2 ст.223 НК РФ.

    То есть в данном примере работодатель обязан был удержать НДФЛ и на дату выдачи аванса, и на дату выплаты второй части заработной платы работнику.

    Перечисление НДФЛ в большем объеме

    Зачастую компании по ошибке либо сознательно перечисляют сумму НДФЛ в бюджет в большем объеме, чем фактически удержано с физического лица. При этом в назначении платежа указывается «Налог на доходы физических лиц». Такие действия нередко приводят к налоговым спорам с налоговыми органами. И если раньше сумму уплаченного и начисленного НДФЛ налоговая инспекция могла увидеть только после представления отчета по форме 2-НДФЛ, который сдается один раз в год, то теперь уплату НДФЛ налоговики видят ежеквартально по справкам 6-НДФЛ. Насколько опасен «авансовый» НДФЛ? Как квалифицируют такие действия компании налоговые органы?

    Позиция контролирующих органов

    На протяжении ряда лет, контролирующие органы считали, что перечисленный «авансовый» НДФЛ следует заплатить повторно (Письма ФНС РФ от 29.09.2014 г. №БС-4-11/19714@, от 25.07.2014 г. №БС-4-11/14507, Минфина РФ от 16.09.2014 г. №03-04-06/46268, от 01.09.2014 г. №03-04-06/43711). Не стало исключением в этом смысле и письмо ФНС РФ от 05.05.2016 г. №СА-4-9/81160. Причина в том, что в бюджет перечисляется сумма НДФЛ, удержанная из доходов физического лица, а за счет собственных средств перечислять НДФЛ нельзя (п.9 ст.226 НК РФ).

    Поэтому, досрочно уплаченная сумма налогом не считается и, чтобы выполнить обязанности налогового агента, следует заплатить НДФЛ повторно (например, при выплате заработной платы – не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода – п.6 ст.226 НК РФ). Если этого не сделать, то с большой степенью вероятности, налоговики доначислят пени и штраф в размере 20% от неуплаченной суммы НДФЛ (ст. 123 НК РФ). Излишне перечисленную (ранее установленного срока) сумму налога зачесть нельзя, а можно только вернуть на основании поданного в налоговую инспекцию заявления.

    Арбитражная практика

    Проанализируем решения судов, касающиеся правомерности зачета переплаты по НДФЛ, возникшей в связи с перечислением налога в большем объеме.

    Отметим, что на сегодняшний день судебная практика складывается в пользу налогового агента, несмотря на то, что контролирующие органы с завидным постоянством отказывают компаниям в зачете излишне перечисленного налога в счет погашения долга.

    Основание отказа – уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (п.9 ст.226 НК РФ).

    ПРИМЕР №2.

    Компания в течение 2 лет перечисляла в бюджет платежи с назначением «Налог на доходы физических лиц» в большем объеме, чем удерживалось у физического лица, в связи с чем, возникла переплата по НДФЛ.

    В последующем при выплате дохода физическому лицу компания удерживала из его дохода исчисленную сумму НДФЛ, но в бюджет не перечисляла, предполагая наличие права на зачет излишне уплаченного налога.
    Однако в ходе проведения проверки, налоговые органы сочли действия компании как налоговое правонарушение, предусмотренное ст.123 НК РФ, которое выразилось в неперечислении в установленный срок сумм НДФЛ, а заблаговременно уплаченные суммы были квалифицированы как налог, уплаченный за счет собственных средств налогового агента.

    Суды двух инстанций поддержали доводы налоговой инспекции в части нарушения сроков перечисления НДФЛ в бюджет.

    Кассационная инстанция отменила решения предыдущих судов, исходя из следующих аргументов.

    По общему правилу, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (абз.2 п.1 ст.45 НК РФ). Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. При этом правило о досрочной уплате налога распространяется и на налоговых агентов (п.8 ст.45 и п.2 ст.24 НК РФ).

    Судьи кассационной инстанции проанализировали правила зачета налога, установленные ст.78 НК РФ. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

    Правила, установленные ст.78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов (п.14 ст.78 НК РФ).

    Таким образом, исходя из анализа приведенных норм, налоговый агент вправе зачесть суммы излишне уплаченных налогов, являющихся федеральными, в счет предстоящих платежей, а также погашения недоимки по НДФЛ.

    В данной ситуации компания перечисляла НДФЛ заблаговременно, как налоговый агент, в последующем при выплате дохода налогоплательщику всегда удерживала исчисленный НДФЛ из дохода налогоплательщика.

    Как отметил суд, уплата НДФЛ за счет налогового агента будет иметь место, когда НДФЛ уплачивается налоговым агентом не «за налогоплательщика», а «вместо налогоплательщика», то есть при выплате дохода НДФЛ исчисляется и перечисляется в бюджет, но не удерживается налоговым агентом из дохода налогоплательщика.

    А поэтому досрочное перечисление компанией НДФЛ состава правонарушения, установленного ст. 123 НК РФ, не образует.

    Кроме того, в силу правовой позиции КС РФ, изложенной в определении от 08.02.2007 г. №381-0-П, на излишне уплаченный налог распространяются все гарантии прав собственности.

    В данном налоговом споре кассационная инстанция сделала важный для налоговых агентов вывод: при таких условиях, отказ признавать НДФЛ, уплаченный налоговым агентом раньше срока налогом, создает искусственные основания для привлечения налогового агента к налоговой ответственности, а зачет этих сумм в качестве налога и фиксирование налоговым органом отсутствие недоимки является препятствием для привлечения к налоговой ответственности (Постановление АС Московского округа от 28.07.2016 г. № А40-128534/2014).

    В Решениях АС Ямало-Ненецкого АО от 25.05.2016 г. №А81-978/2016, АС Камчатского края от 15.06.2015 г. №А24-244/2015, Постановлениях АС Волго-Вятского округа от 19.02.2016 г. №А38-6347/2012, Западно-Сибирского округа от 26.10.2015 г. №А27-1682/2015, Восточно-Сибирского округа от 10.06.2015 г. №А58-4233/20144, Уральского округа от 26.05.2015 г. №Ф09-2467/15 и от 06.02.2015 г. №Ф09-10188/14 также был отклонен довод налоговой инспекции о том, что излишне перечисленная налоговым агентом сумма НДФЛ не является излишне уплаченным налоговым платежом, поскольку уплата налога за счет средств налогового агента не допускается (п.9 ст.226 НК РФ).

    Нельзя не отметить, что в базе арбитражных дел имеются судебные решения, поддерживающие позицию налоговых органов. Например, в Постановлении АС Северо-Западного округа от 19.06.2015 г. №А56-41307/2014 суд согласился с приведенными доводами налоговой инспекции о привлечении к ответственности налогового агента по ст.123 НК РФ по причине перечисления НДФЛ в бюджет ранее выплаты дохода физическому лицу.

    Если компания излишне перечислила НДФЛ, то ей следует обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о возврате налога. Ведь, по мнению контролирующих органов, эту сумму нельзя зачесть в счет будущих платежей по НДФЛ, а можно только вернуть. Для этого необходимо подать заявление в свободной форме (Письма Минфина РФ от 12.11.2014 г. №03-04-06/57158 и ФНС РФ от 04.07.2011 г. №ЕД-4-3/10764).

    Однако при возврате переплаты НДФЛ на расчетный счет, налоговых агентов также могут ждать трудности. При непредставлении налоговых регистров (в частности, карточек по счетам 68 и 70) налоговая инспекция вправе отказать в возврате налога и суды поддерживают инспекцию.

    ПРИМЕР №3.

    Компания ошибочно перечислила НДФЛ в бюджет и обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о возврате.

    В заявлении компания отметила, что указанная сумма налога не была удержана у физических лиц. К заявлению на возврат была приложена только копия платежного поручения.

    Налоговая инспекция отказала компании в возврате суммы налога, указав, что этих документов недостаточно. Без налоговых регистров (были запрошены карточки по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда») невозможно определить сумму переплаты по налогу.

    Принимая решение в пользу налоговой инспекции, судьи исходили из следующего:

    -факт обращения с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, ошибочно перечисленной в бюджет, не свидетельствует о наличии оснований для возврата данной суммы автоматически;
    -налоговому агенту документально необходимо подтвердить, что НДФЛ перечислен в бюджет сверх суммы фактически удержанного из доходов физических лиц налога, не связан с исполнением обязанности налогового агента, а перечислен ошибочно из собственных средств;

    -для того чтобы налоговый орган смог определить природу уплаченной заявителем суммы, компания должна была представить подтверждающие документы (регистры налогового учета, карточки счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»), поскольку в отсутствие аналитического учета по счету 70 не представляется возможным сделать вывод о наличии переплаты (неуплаты) НДФЛ, а также квалифицировать, за счет чего сложилась переплата (неуплата) НДФЛ: за счет собственных средств налогового агента или за счет неправильного исчисления НДФЛ по налогоплательщику;

    -сам по себе перечень платежных поручений об оплате НДФЛ не позволяет определить наличие переплаты (неуплаты) НДФЛ, в платежных поручениях сумма оплаты за указанный период указана без разбивки по конкретным физическим лицам; реестр сведений о доходах физических лиц является справочной обобщающей информацией.

    А поскольку компанией не представлено доказательств в подтверждение переплаты налога и не приложено соответствующего документа, свидетельствующего об ошибочно излишнем платеже, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для возврата денежной суммы (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 30.10.2015 г. №А67-8760/2014).

    Выводы

    Наиболее безопасный вариант для налогового агента – не допускать переплату НДФЛ за счет собственных средств.

    Самый небезопасный вариант, который с большой степенью вероятности приведет к налоговым спорам – это самостоятельно зачитывать излишне уплаченный НДФЛ в счет предстоящих платежей.

    Если все-таки компания допустила переплату по НДФЛ, то лучше всего обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о возврате. Правда, налоговый агент должен документально доказать наличие переплаты, представив в налоговую инспекцию регистры налогового учета.

    Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт, компания «РосКо – Консалтинг и аудит»

    Привет, Гость! У «Клерка» новый курс!

    (ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)

    Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.

    Можно ли избежать штрафа при уплате НДФЛ позже срока?

    В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

    Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

    Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

    На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

    Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

    Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

    В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

    При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

    В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

    При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

    Последняя инстанция – Конституционный суд.

    Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

    Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

    Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

    представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

    представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

    По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

    Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

    Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

    налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

    отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

    Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

    ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).

    Штрафа можно избежать: условия установлены.

    В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

    28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

    Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

    налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

    в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

    налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

    Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

    отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

    сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

    пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

    Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

    В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

    [1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

    ИФНС начисляют пени из-за ошибок в платежных поручениях

    Мы уже писали о том, что ИФНС начисляет пени из-за ошибок в платежном поручении ( читайте » ИФНС начисляют пени из-за ошибок в 107 поле платежного поручения» от 04.06.2019 г.) в продолжение этой темы разберемся с такими ситуациями:

    1. Путаница с полем 107 платежек по НДФЛ

    В чем проблема. В этом году налоговые инспекторы некоторых регионов начали требовать, чтобы бухгалтеры ставили в поле 107 поручений на НДФЛ конкретную дату — крайний срок уплаты. Например, если вмененщик выдал зарплату сотрудникам 10 июня, срок уплаты НДФЛ — 11 июня (п. 6 ст. 226 НК). В этом случае инспекторы могут потребовать в поле 107 платежки поставить 11.06.2019.

    ► Крайний срок уплаты НДФЛ вы также ставите в строке 120 раздела 2 формы 6-НДФЛ.

    До этого в поле 107 бухгалтеры указывали месяц, за который платили НДФЛ, например «МС.05.2019». Давайте разберемся, как на самом деле теперь заполнять платежки.

    Как поступить. Новые требования к полю 107 появились в связи с переходом налоговых инспекторов на программу АИС «Налог-3». Программа не всегда корректно зачисляет платеж, если в поле 107 платежки по НДФЛ вмененщик отразил месяц, а не конкретную дату. Из-за этого инспекторы стали чаще требовать от бухгалтеров заявления на уточнение реквизитов.

    На самом деле правила заполнения платежек не поменялись. По правилам поле 107 для ежемесячных платежей нужно заполнять в формате «МС.NN.ГГГГ » (п. 8 приложения № 2 к приказу Минфина от 12.11.2013 № 107н). ФНС и раньше рекомендовала в поле 107 по НДФЛ ставить номер месяца (письма от 01.09.2016 № БС-3-11/4028@ и от 12.07.2016 № ЗН-4-1/12498@). Новых официальных разъяснений по этому вопросу с тех пор не было.

    Несмотря на сбои в новой программе ФНС, вы не обязаны указывать конкретную дату. Тем более что это усложняет заполнение платежек, так как на каждую дату нужно формировать отдельное поручение. С этим согласны и в ФНС . Но на всякий случай каждый месяц сверяйте платежи с ИФНС. И если окажется, что налоговики все-таки неправильно разнесли платежи по НДФЛ и начислили пени, уточните значение в поле 107.

    В любом случае ошибки в поле 107 поручений на налоги не критичны. Налог или взносы считаются при этом уплаченными. И налоговики по вашему заявлению обязаны исправить неверные реквизиты, зачислить сумму по назначению и отменить начисленные из-за ошибок пени (п. 7 ст. 45 НК).

    Таблица. Как заполнить поле 107 в платежках на налоги и взносы

    Если инспекторы продолжают не разносить платежи, жалуйтесь в вышестоящую УФНС.

    2. Ошибки в ОКТМО

    В чем проблема. С 2019 года в некоторых регионах, например в Рязанской области, ввели новые коды ОКТМО (приказ Росстандарта от 12.12.2018 № 1089-ст). Платежки со старыми ОКТМО попадают в невыясненные. Налоговики не зачислят платеж даже при остальных верных реквизитах. Появится недоимка и пени.

    ► Если ваша компания сменила адрес, после перерегистрации во всех платежках указывайте код ОКТМО по новому месту. Это же правило применяйте, если перечисляете налог или взнос за предыдущий период.

    Как поступить. Напишите заявление в ИФНС с просьбой уточнить ОКТМО в платежке (п. 7 ст. 45 НК). Форма заявления произвольная. Главное — укажите ошибочный код, а рядом поставьте верный ОКТМО. К документу приложите копию платежки с неправильным кодом. Налоговики обязаны уточнить назначение платежа и отменить начисленные из-за ошибки пени.

    3. Невидимые платежи

    В чем проблема. Из-за перехода ФНС на АИС «Налог-3» инспекторы не видят часть платежей, даже если бухгалтеры указали реквизиты верно. В результате налоговики не отражают оплату в карточках расчетов с бюджетом и программа автоматически начисляет пени. Если организация не узнает о недоимке и соответственно ничего не предпримет, инспекция выставит требование на уплату, а затем заблокирует счет.

    Как поступить. Чтобы избежать таких проблем, советуем чаще проводить сверку платежей с ИФНС. Если вы увидели, что сумму с верными реквизитами не зачислили, несите в ИФНС копию платежки. Если налоговики потребуют, пишите заявление с просьбой засчитать платеж. Укажите, что вы поставили все верные реквизиты.

    При блокировке расчетного счета берите в налоговой уведомление об отмене приостановки операций и сами несите в банк. Так получится разблокировать счет быстрее.

    Если с вас сняли лишнюю сумму, отправляйте жалобу в вышестоящее УФНС. Требуйте возврата излишне взысканной суммы вместе с процентами (ст. 79 НК).

    За помощью в составлении заявлений и жалоб Вы можете обратиться в наш Центр.

    READ
    Как объединить земельные участки в один?
Ссылка на основную публикацию