Одинаковый отпуск для всех гражданских служащих

Отпуск государственных служащих в 2022 году

В 2016 году были внесены изменения в законодательство о государственной службе. В них отмечается сразу несколько нововведений. В первую очередь они касаются длительности времени отдыха и способов его оплаты. Отпуск госслужащих определяется выслугой, условиями труда и другими факторами. Какой порядок предоставления и длительность времени отдыха?

Законодательные акты

Отпуска граждан на госслужбе определяются Законом № 79-ФЗ от 27.07.04. В 2016 году в него были внесены изменения. Длительность отдыха и начисления дополнены Законом № 176-ФЗ от 2.06.16.

Согласно законодательным актам отпуск оформляется на следующих условиях:

  • Время отдыха определяется графиком, составляемому в организации за 2 недели до начала календарного года.
  • Отпуск может быть разбит на несколько частей. При этом одна из них не может быть короче двух недель.
  • Госслужащий должен отдохнуть не менее, чем 4 недели за календарный год. При возникновении необходимости он имеет возможность перенести часть, превышающую это время, на следующий год или получить вместо нее денежную компенсацию.

Чиновник имеет право взять отпуск не по графику, если на это имеются особые основания. Например, при нахождении жены госслужащего в декретном отпуске.

Согласно законодательным актам помимо основного отпуска работники, задействованные на государственной службе, могут получить и дополнительные дни отдыха. На их количество влияет:

  • выслуга;
  • выполнение должностных обязанностей в опасных условиях;
  • ненормированный рабочий день;
  • служба в нестандартных климатических условиях.

Расчет длительности времени отдыха должен проводиться каждый год, так как могут измениться выслуга или другие обстоятельства.

Длительность основного времени отдыха

Количество дней, которое могут отдыхать сотрудники госструктур, составляет 30 дней. Но благодаря дополнительным дням длительность отпуска в среднем достигает до 6 недель.

Изначально предусматривалось, что руководящие работники на госслужбе отдыхают на несколько дней больше, чем рядовые сотрудники. Но изменения, внесенные в 2016 г., всех уравняли. Основной отпуск чиновников стал единым для всех категорий, независимо от их должности, и составляет 30 дней.

Дополнительные дни отпуска

Государственные служащие могут претендовать на дополнительные дни к отпуску как оплачиваемые, так и без сохранения заработка. В последнем случае работодатель предоставляет отдых на основании личного заявления чиновника и наличия уважительных обстоятельств. К ним относят:

  • санаторно-курортное лечение; (болезнь родственников и др.);
  • обучение по программам среднего профессионального или высшего образования;
  • выполнение общественной нагрузки и др.

Работникам предоставляются дополнительные дни к отпуску, которые подлежат к оплате. Их количество зависит от различных факторов.

Отпуск за выслугу лет

Выслуга лет представляет собой непрерывный стаж на должности, за который применяются льготы и дополнительные гарантии. Согласно трудовому законодательству и правовым актам в сфере государственной службы, за выслугу лет полагаются дополнительные дни отдыха:

Стаж гражданской службы

Количество дополнительных дней отдыха

от 1 года до 5 лет

1 календарный день

5 календарных дней

от 10 до 15 лет

7 календарных дней

10 календарных дней

Важно! При этом учитывается только выслуга лет на государственной службе. Стаж работы в других отраслях не принимается во внимание. Дополнительные дни за выслугу лет присоединяются к основному отпуску.

Отдых за ненормированный рабочий день

Многие работники государственной службы работают в режиме ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ). Это означает, что по указанию работодателя сотрудники должны выйти вне своего рабочего времени. Должности, которым может быть установлен данный режим работы, указываются в локальных нормативных актах организации.

Такие сотрудники выполняют свои обязанности по общему распорядку, принятому в учреждении. Но при этом при возникновении производственной необходимости они могут начинать рабочий день раньше или задерживаться после его окончания. Государственным служащим, относящимся к данной категории, дается 3 дополнительных дня отдыха.

Другие основания для дополнительного отпуска

Дополнительный отпуск предоставляется при выполнении обязанностей во вредных или опасных условиях труда. Этот момент регулируется трудовым законодательством (ст. 117 ТК РФ). Госслужащему из данной категории предоставляется дополнительно 7 оплачиваемых дней.

READ
Квартиры для ветеранов Великой Отечественной войны

При работе в условиях Крайнего Севера к отпуску полагается 24 календарных дня (ст. 321 ТК РФ). В случае, когда район только приравнен к нему по климатическим условиям, сотрудник сможет отдыхать дополнительно только в течение 16 дней. Госслужащим в регионах, где оформляется северная надбавка, к отпуску добавляется 8 дней.

Выплаты к отпуску

Основанием для расчета отпускных является Постановление Правительства № 562 от 6.09.07. Дополнительно финансовые обязательства работодателя оговариваются в Законе № 79-ФЗ от 27.07.04.

Отпускные выплаты начисляются с учетом:

  • установленного оклада в соответствии с классом службы;
  • заработной плате по замещающей должности;
  • полученных дополнительных выплат.

Госслужащим к окладу полагаются выплаты, формирующие заработную плату. Они могут назначаться на различных основаниях:

  • за стаж работы;
  • в качестве материальной помощи;
  • премиальные выплаты;
  • за особые или вредные условия труда.

Выплата делается единой суммой. Сотрудник должен получить отпускные не позднее, чем за 10 дней до начала отдыха. При нарушении этого момента работодателя могут привлечь к административной ответственности. Именно поэтому, если сотрудник хочет взять отпуск вне очереди, то ему могут предложить оформить перед этим отпуск за свой счет.

Для некоторых категорий госслужащих в порядок начисления отпускных включают материальную помощь и единовременные выплаты. В целом размер денежных средств исчисляется по формуле: денежное содержание делится на 29,3 средних дней и умножается на количество дней отпуска.

Порядок предоставления отпуска

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется согласно графику, ежегодно составляемому в организации. При этом следует учитывать особенности его оформления:

  • Отпуск предоставляется не ранее, чем через 11 месяцев после устройства в государственную службу. Исключение составляют беременные женщины или чиновники, оформленные переводом из другой госструктуры.
  • Если во время отпуска чиновник находится на больничном листе, то время отдыха удлиняется на такое же количество дней или переносится на любые другие удобные даты.
  • Дополнительные дни к отпуску предоставляются помимо основного.
  • Время отдыха не может быть заменено на денежную компенсацию. Исключение составляет увольнение сотрудника с государственной должности.
  • По производственной необходимости основное время отдыха может быть перенесено на следующий период, но для этого требуется согласие чиновника. Часть времени отдыха должна быть использована не позднее 1 года после наступления права на него.
  • Госслужащий не может не ходить в основной отпуск 2 года подряд.

Если чиновник оформляет отпуск без сохранения заработной платы, то на все его время за ним сохраняется должность. Такой отпуск может длиться от нескольких дней до одного года при наличии уважительной причины и по усмотрению работодателя.

Дополнительные гарантии

Работа на государственной службе предполагает особые условия труда и нагрузку, которая подлежит компенсации. Поэтому сотрудникам на законодательном уровне предусмотрены дополнительные гарантии. Их основная цель заключается в снижении коррупции и улучшении кадрового состава.

Дополнительные гарантии могут быть основными и дополнительными. Первые устанавливаются на федеральном уровне, вторые относятся непосредственно к регионам.

Среди основных гарантий отмечают:

  • охрану труда;
  • установление временных рамок рабочей недели;
  • предоставление основного и дополнительного отпуска;
  • выбор оптимального времени труда и отдыха и др.

Помимо оптимизации условий труда госслужащие могут претендовать на ежегодное прохождение медицинских осмотров за счет средств работодателя, возможность находиться на больничном листе с сохранением выплат из ФСС.

Чиновникам от государства также предоставляются следующие материальные гарантии:

  • возмещение транспортных расходов при переводе на другое место службы;
  • своевременные отчисления в ФСС, пенсионный фонд, ОФМС;
  • компенсация командировочных расходов.

Госслужащим предоставляется право прохождения профессиональной подготовки и переподготовки. При этом на время обучения за ними сохраняется место службы. Если сотрудник отправляется в другой населенный пункт, то ему оплачиваются командировочные расходы.

В 2022 году отпуск госслужащим предоставляется по юридическим поправкам, внесенным в законодательство в 2016 году. Независимо от того, занимает сотрудник руководящую или рядовую должность, время основного отдыха составляет 30 дней. Однако, чиновники получают дополнительные дни к отпуску, которые зависят от их условий труда и выслуги лет. При наличии ненормированного рабочего дня и стажа на государственной службе от 15 лет время отдыха может составлять до 43 дней. Дополнительный отдых предоставляется при работе с вредными или опасными условиями. Отпускные выплаты чиновник должен получить единой суммой не позднее, чем за 10 дней до даты начала отпуска.

READ
Сроки подачи заявления на раздел имущества

Одинаковый отпуск для всех гражданских служащих

Гражданские служащие, неиспользовавшие ежегодный отпуск до 02.08.2016, сохраняют право на денежную компенсацию или сам отпуск, исчисляемый по новым правилам ст. 46 (в ред. от 02.06.2016 N 176-ФЗ) с их нового служебного года.

Статья 46. Отпуска на гражданской службе

1. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

3. Гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Утратил силу. – Федеральный закон от 02.06.2016 N 176-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:

1) при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет – 1 календарный день;

2) при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет – 5 календарных дней;

3) при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет – 7 календарных дней;

4) при стаже гражданской службы 15 лет и более – 10 календарных дней.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет.

(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей частью.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 418-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 176-ФЗ)

7. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Утратил силу. – Федеральный закон от 30.12.2015 N 418-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.

9.1. Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 418-ФЗ)

9.2. В исключительных случаях, если предоставление гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска общей продолжительностью, исчисленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или на осуществлении полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется.

READ
Инструкция по заполнению П-4 статистика 2022

(часть 9.2 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 418-ФЗ)

9.3. Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части по письменному заявлению гражданского служащего могут быть заменены денежной компенсацией.

(часть 9.3 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 418-ФЗ)

10. Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

11. При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.

12. При предоставлении гражданскому служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска.

14. При увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. В этом случае днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы также считается последний день отпуска.

15. По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Гражданскому служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

16. Во время отпуска без сохранения денежного содержания за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы.

Госслужба: отпуск длинным не бывает!

Госслужба: отпуск длинным не бывает!

На ежегодные дополнительные отпуска может претендовать широкий круг работников. Такие отпуска бывают разных видов и имеют ряд особенностей, например, в определении стажа, дающего право на дополнительные дни отдыха. Подобные нюансы есть и в сфере государственной службы.

Кадровики учреждений госслужбы нередко встают в тупик, когда подсчитывают, сколько дней дополнительного отпуска за выслугу лет предоставить работнику. Рассмотрим конкретный пример, вызывающий затруднения у кадровиков.

Ситуация

Сотрудника отправляют в дополнительный отпуск за выслугу лет с 07.07.2014, отпуск предоставляют за рабочий период с 03.02.2014 по 02.02.2015. На 07.07.2014 у сотрудника есть полных шесть лет выслуги. Кадровики по-разному трактуют формулировку закона 79-ФЗ и, соответственно, предоставляют сотруднику разное количество дней дополнительного отпуска за выслугу лет.

Вариант 1

Предоставляют шесть календарных дней дополнительного отпуска, потому что на 07.07.2014 у сотрудника полных шесть лет выслуги.

Вариант 2

Предоставляют семь календарных дней дополнительного отпуска, потому что рассчитывают количество дней отпуска за рабочий период, опираясь на его конечную дату — на 02.02.2015 у сотрудника будет полных семь лет выслуги.

Вариант 3

Предоставляют шесть календарных дней дополнительного отпуска, потому что рассчитывают количество дней отпуска за рабочий период, опираясь на начало календарного года — на 01.01.2014 у сотрудника шесть полных лет выслуги.

Вне зависимости от того, каким способом расчета пользуются кадровики, у них возникают следующие вопросы:

  • Какой из этих вариантов правильный?
  • На какую дату следует подсчитывать количество дней дополнительного отпуска в периоде: на дату отпуска, дату конца рабочего периода, начало календарного года?
  • Если расчет на дату начала отпуска правильный, то как быть в том случае, если отпуск предоставляется частями? Например, часть отпуска — с 07.07.2014, когда у сотрудника шесть полных лет стажа, а часть отпуска — с 15.09.2014, когда у сотрудника уже семь полных лет стажа? Сколько дней отпуска ему положено в этом периоде?

В программе «Контур-Персонал Госслужба» дни отпуска за выслугу лет рассчитываются автоматически.

READ
На каком основании могут отказать в приватизации жилья?

Заказать звонок специалиста для консультации по программе.

Мы попросили прокомментировать ситуацию эксперта справочно-правового сервиса «Норматив» Наталью Силантьеву:

«Действительно, согласно п. 5 ст. 46 Закона № 79-ФЗ, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.

Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы РФ и зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается указом Президента РФ (п. 2 ст. 54 Закона № 79-ФЗ). В настоящее время действует Указ Президента РФ от 19.11.2007 г. № 1532. При этом в перечисленных документах четко не прописано, с какого дня исчислять стаж для определения ежегодного дополнительного отпуска.

Поэтому, по моему мнению, этот порядок необходимо зафиксировать в локальных нормативных актах организации, например в Положении об оплате труда. При этом за основу можно брать ведомственные приказы, в том числе приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.12.2008 № 179, в IV разделе которого сказано, что при включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов надбавка за выслугу лет, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размер поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации исчисляются со дня подписания приказа, если иное не установлено в приказе.

Поскольку право служащего на первый дополнительный отпуск возникает после истечения первого года службы, то можно предположить, что каждый следующий год после его окончания дает основание на дополнительный день отпуска за выслугу лет (в пределах установленной нормы — ФЗ № 79). Сотрудник на начало отпуска имеет полных шесть лет выслуги, а значит, право на шесть дней дополнительного отпуска за выслугу лет. Право на седьмой день у него возникает после 01.02.2015.

Получается, что если сотрудника отправляют в дополнительный отпуск за выслугу лет с 07.07.2014 г. и приказ на отпуск подписан этой же датой, стаж исчисляется на дату подписания приказа на отпуск. Если же работник берет отпуск с разрывом, как в вопросе об отпуске по частям, то на момент наступления второй части отпуска стаж необходимо рассчитывать заново».

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Отпуск государственному служащему

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. При этом ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

С 10 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2015 № 418-ФЗ, которым были внесены изменения в ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ. Указанные изменения касаются, в частности, установления минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, подлежащего использованию государственным гражданским служащим в каждом служебном году, а также порядка перенесения части ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий служебный год по инициативе представителя нанимателя и с согласия гражданского служащего.

В действующей редакции ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ содержится «императивная» норма об использовании гражданским служащим в каждом служебном году минимального отпуска продолжительностью 28 календарных дней.

Так, в соответствии с ч. 9.1 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

READ
Когда возможно увольнение за дисциплинарный проступок?

Минтруд России в своем письме от 21.03.2016 № 18-4/10/В-1771 дал следующие разъяснения относительно переноса оплачиваемого отпуска гражданского служащего.

В Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе № 79-ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего может быть перенесен как по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, так и в случаях, установленных законодательством РФ, при возникновении не зависящих от воли сторон обстоятельств.

Так, например, на основании ч. 9.2 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ в исключительных случаях по решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год. Исключительными являются случаи, при которых предоставление гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или на осуществлении полномочий лица, замещающего государственную должность.

Обратите внимание: такая возможность «переноса» касается только дней, превышающих минимальный отпуск, т.е. 28 календарных дней.

При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть отпуска должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

Исходя из норм ст. 124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установленный графиком отпусков, в том числе на следующий год, в случаях: отзыва гражданского служащего из ежегодного оплачиваемого отпуска; исполнения гражданским служащим во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством РФ предусмотрено освобождение от работы; временной нетрудоспособности гражданского служащего; в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.

Под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления на должность гражданской службы (назначения на должность гражданской службы) в соответствующий государственный орган.

В соответствии с ч. 13 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения гражданской службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования.

Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска – в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении.

Одинаковый отпуск для всех гражданских служащих

Все материалы сайта доступны по лицензии:

ачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска.

14. При увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. В этом случае днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы также считается последний день отпуска.

15. По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Гражданскому служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

READ
Консультация юриста по уголовным вопросам

16. Во время отпуска без сохранения денежного содержания за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы.

Глава 9. Прохождение гражданской службы

Статья 47. Должностной регламент

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

2. В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования для замещения должности гражданской службы; (В редакции Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Статья 48. Аттестация гражданских служащих

1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации). (В редакции Федерального закона от 08.06.2015 № 147-ФЗ)

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами. (В редакции Федерального закона от 08.06.2015 № 147-ФЗ)

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

READ
Льготы пенсионерам в Москве: новости

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), а также включаемые в состав аттестационной комиссии в соответствии с положениями части 102 настоящей статьи независимые эксперты – представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 27.10.2022 № 346-ФЗ)

101. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации” образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. (Часть введена – Федеральный закон от 30.12.2012 № 295-ФЗ)

102. Включаемые в состав аттестационных комиссий представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации. Представители общественных советов, включаемые в состав аттестационных комиссий, определяются решениями соответствующих общественных советов. (Часть введена – Федеральный закон от 27.10.2022 № 346-ФЗ)

103. Общий срок пребывания независимого эксперта в аттестационной комиссии государственного органа не может превышать три года. Исчисление данного срока осуществляется с момента первого включения независимого эксперта в состав аттестационной комиссии. Повторное включение данного независимого эксперта в состав аттестационной комиссии может быть осуществлено не ранее чем через три года после окончания срока пребывания в аттестационной комиссии. (Часть введена – Федеральный закон от 27.10.2022 № 346-ФЗ)

104. Срок пребывания независимого эксперта в аттестационной и конкурсной комиссиях одного государственного органа не может превышать в совокупности три года. (Часть введена – Федеральный закон от 27.10.2022 № 346-ФЗ)

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

READ
Виды лицензионных договоров и их назначение

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; (В редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 116-ФЗ)

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; (В редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 116-ФЗ)

2) направляется для получения дополнительного профессионального образования; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем. (В редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 116-ФЗ)

17. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Статья 49. Квалификационный экзамен

1. Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, указанные в части 14 статьи 11 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 99-ФЗ)

2. Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 99-ФЗ)

3. Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

4. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Порядок сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими определяется указом Президента Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 204-ФЗ)

Глава 10. Оплата труда гражданских служащих

Статья 50. Оплата труда гражданского служащего

1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

2. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее – оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее – оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее – дополнительные выплаты). (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 99-ФЗ)

3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

READ
Какой срок за хранение огнестрельного оружия

4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

при стаже гражданской службы
от 1 года до 5 лет
от 5 до 10 лет
от 10 до 15 лет
свыше 15 лет

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

6. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

7. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

8. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

10. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

12. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Отпуск госслужащих за выслугу лет: сколько дней в 2022 году

Приглашают на работу на госслужбу. Для себя я уже принял решение – приглашение приму, только глупый откажется от такого шанса сделать карьеру. Только вот попытка расспросить будущее начальство о некоторых особенностях будущей работы натыкаются на ответы следующего типа – начнешь работать, узнаешь.

Особенно меня интересует вопрос отпуска и будущей пенсии. Спросите почему не заработка – он и так хороший. А вот с указанными ранее пунктами много неясного в связи с последними дополнениями властей в соответствующие законы.

Кого относят к данной категории

Несмотря на наличие такого понятия, как госслужащий понятие самой госслужбы в законодательстве РФ отсутствует. Под ней просто подразумевается, что лицо, отнесенное к указанной категории, занимается общественно-полезной деятельностью на основании государственных поручений.

2019 год существенно изменил правовое и социальное положение государственной службы, что связано с повышением ее престижности и авторитетности. Но, как уже отмечалось выше, интересует не философско-правовой аспект, а более приземленные моменты работы на государственной службы, в частности, тонкости труда и отдыха.

Спектр профессий и должностей госслужбы остался прежним, а часть реформ направлена на достижение социального уравнения данных специалистов со всеми прочими трудящимися, а также унификации процедур предоставления отпусков по всей стране.

READ
Заявление на возврат НДФЛ за имущество через работодателя

Законодательный аспект отпуска на госслужбе

Ранее таких работников относили к категории привилегированного сословия: зарплаты, чины, звания, должности, а также большие по времени отпуска.

Так, еще год назад работник прокуратуры, например, имел право на 35 дней отдыха против 28 дней стандартного бюджетника. В 2022 году законодатель изменил свое мнение по этому вопросу, сократив время отдыха до 30 суток.

Кроме основного времени для отдыха, закон оставляет право и на дополнительные дни:

  • За выслугу лет;
  • За ненормированный рабочий день;
  • За вредность условий труда;
  • За работу в регионах Крайнего Севера, а также приравненных к нему регионах.

Число дней дополнительных отпусков пересчитывается ежегодно.

Стоит отметить, что изменения по сокращению числа дней отдыха коснутся не всех. Ограничение в 30 дней предусмотрено для служащих со стажем до года, для прочих работников период отпуска гарантирован от 31 до 41 дня.

Порядок предоставления отпуска госслужащим

Порядок предоставления отпуска един. В конце года в каждом ведомстве составляется и утверждается общий график отпусков сотрудников, в соответствии с которым и начинается период отдыха.

  • О приближении времени отдыха сотрудник уведомляется письменно за две недели.
  • Из положенных 30 и более дней работник обязан использовать 28 обязательно, а за оставшееся время получит компенсационные выплаты или взять дополнительно днями.
  • Часто отпуск дается всего на две недели. Такое решение руководство законом не запрещено, а также давно стало негласным правилом и спецификой времен отдыха государственных служащих.

Корректировки графика по желанию сотрудников также допустимы. Так, руководство должно пойти навстречу работнику, если он выказывает желание поучить отпуск в период декрета супруги.

Особенности и правила предоставления дополнительных отпусков

Дополнительный оплачиваемый и не оплачиваемый отпуск – это установленная законом социальная гарантия для государственных служащих, связанная со спецификой их профессиональной деятельности. Условия предоставления сей социальной гарантии также обозначены в законе с указанием уважительных причин, в силу которых допускается его предоставление.

Неоплачиваемый отпуск

Так, неоплачиваемый отпуск предоставляется по заявлению самого работника с указанием причины его необходимости. При этом к категории существенных относят следующие:

  • Необходимость курортного лечения;
  • Общественные обязанности;
  • Сложившаяся ситуация в семье.

Также, ряд причин прописан в трудовом законодательстве, 2 части 128 статьи.

Оплачиваемый отпуск

На дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск имеют право те работники, которые заняты:

  • На вредных производствах или их работа связана с вредными условиями труда;
  • Их профессиональная деятельность имеет особенный характер;
  • проходят госслужбу в регионах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях.

За выслугу лет

Сотрудники с большим стажем государственной службы в буквальном смысле заработали право на дополнительный отпуск, а справедливости ради и для ровного счета, законодатель ограничил его числом дней за отработанные годы.

Так, законодатель прописывает право получить дополнительные дни отдыха за следующее отработанное время:

  • свыше года, но не более 5 лет – 1 сутки;
  • более 5 и до 10 лет службы – 5 суток;
  • свыше 10 и до 15 лет – 7 суток;
  • более 15 лет – 10 суток.

Именно в силу дополнительных отпусков и складывается общая продолжительность времени отдыха для государственных служащих в 31 и 41 день. 30 основного отпуска + максимум 10 дополнительных за выслугу, вредность и специфику работы +1 день, итого – 41 день максимальный период отдыха.

К этому же периоду могут быть причислены еще 3 суток дополнительно за ненормированное рабочее время.

Завершая тему, стоит отметить, что некоторые из выше перечисленных правил сегодня применяются и в других отраслях профессиональной деятельности, включая коммерческие и частные предприятия, где эти моменты прописываются в трудовом договоре.

Ссылка на основную публикацию