Основные права и обязанности участкового

Обязанности участкового уполномоченного полиции

36. Участковый уполномоченный полиции в целях успешного выполнения поставленных перед ним задач обязан:

36.1. Знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности участкового уполномоченного полиции.

36.2. Знать и использовать формы и методы профилактики преступлений и иных правонарушений, знать методику производства и порядок оформления неотложных следственных действий, производства по делам об административных правонарушениях.

36.3. Владеть информацией о задействованных на административном участке в охране общественного порядка: силах и средствах территориальных органов МВД России, представителях общественных объединений правоохранительной направленности, работниках предприятий, осуществляющих частную (негосударственную) охранную деятельность. Знать дислокацию стационарных и передвижных постов патрульно-постовой службы полиции территориального органа МВД России, нарядов вневедомственной охраны полиции, дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции.

36.4. Знать территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций, учреждений, предприятий независимо от форм собственности, объектов хранения культурных ценностей, места массового отдыха граждан, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, места стоянок автотранспорта и порядок их охраны.

36.5. Владеть информацией о местах хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеках, других местах хранения и оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, иных объектах хранения предметов (веществ), изъятых из гражданского оборота либо оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

36.6. Участвовать в инструктаже представителей общественных объединений правоохранительной направленности перед их выходом на мероприятия по охране общественного порядка на административном участке.

37. При несении службы на административном участке участковый уполномоченный полиции обязан:

37.1. Принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, незамедлительно передавать полученную информацию в дежурную часть территориального органа МВД России с использованием всех доступных средств связи, при прибытии на участковый пункт полиции либо в иное служебное помещение записывать полученную информацию в журнал учета приема граждан, их обращений и заявлений.

37.2. Осуществлять в пределах компетенции проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

37.3. Информировать в пределах компетенции заявителей о ходе рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, проверку по которым осуществляет участковый уполномоченный полиции, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

37.4. Информировать в пределах компетенции соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными участковому уполномоченному полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.

37.5. При получении сведений о совершении противоправных деяний, сообщив о них в дежурную часть территориального органа
МВД России, прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать в пределах компетенции обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения, происшествия, а до прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы – сохранность следов преступления.

37.6. Незамедлительно докладывать оперативному дежурному при обнаружении лиц, пострадавших от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лиц, находящихся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, оказывать первую помощь, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует.

37.7. Выявлять в пределах компетенции причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, докладывать руководителю территориального органа
МВД России о необходимости внесения руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений по принятию мер по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в пропаганде правовых знаний.

37.8. Взаимодействовать в пределах компетенции с внештатными сотрудниками полиции, представителями общественных объединений и гражданами при осуществлении ими мероприятий по охране общественного порядка и проведении профилактической работы с правонарушителями и лицами, склонными к совершению противоправных действий.

37.9. Принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

37.10. Исполнять в пределах компетенции решения суда (судьи), по письменному поручению начальника территориального органа МВД России – письменные поручения следователя, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

READ
Что входит в соцпакет инвалида

37.11. Пресекать административные правонарушения и осуществлять в пределах компетенции производство по делам об административных правонарушениях.

37.12. Оказывать в пределах компетенции содействие сотрудникам подразделений территориального органа МВД России, других федеральных органов исполнительной власти в установлении на административном участке местонахождения лиц, находящихся в розыске; совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; уклоняющихся от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; уклоняющихся от принудительной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; пропавших без вести, а также розыске похищенного имущества; в идентификации неопознанных трупов, обнаруженных на административном участке.

37.13. Оказывать в пределах компетенции содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи; лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания.

37.14. Участвовать в пределах компетенции в мероприятиях по противодействию терроризму.

37.15. Участвовать в пределах компетенции в осуществлении контроля (административного надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» запретов и ограничений.

37.16. Участвовать в пределах компетенции совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом принудительной госпитализации лиц в медицинские организации.

37.17. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, а также при наличии иных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам.

37.18. Осуществлять совместно с нарядами ППСП на маршрутах патрулирования обход мест возможного появления лиц, склонных к совершению противоправных действий, совместно с сотрудниками ППСП участвовать в пресечении преступлений и других правонарушений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.

37.20. Выявлять притоны для занятия проституцией, незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, устанавливать их организаторов либо содержателей. Принимать меры по пресечению их деятельности, в том числе незамедлительно информировать о деятельности притонов заинтересованные подразделения полиции.

37.21. Выявлять лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих, перерабатывающих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, культивирующих растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества. Принимать меры по пресечению деятельности указанных лиц, в том числе информировать о них заинтересованные подразделения полиции.

37.22. Участвовать в пределах компетенции в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

37.23. Участвовать в пределах компетенции в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием.

37.24. Участвовать в выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством. Принимать в пределах компетенции меры по пресечению их деятельности, в том числе информировать об указанных лицах заинтересованные подразделения полиции.

37.23. Выявлять несовершеннолетних, проживающих в ненадлежащих условиях, информировать об этом подразделения по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России.

38. Обязанности участкового уполномоченного полиции по замещаемой должности, конкретизирующие его деятельность, определяются в должностном регламенте (должностной инструкции).

Полномочия участкового полиции. Права и обязанности участкового инспектора

полномочия участкового

Одной из центральных фигур в системе ОВД в настоящее время считается участковый. Обязанности и полномочия этого служащего достаточно обширны. По результатам работы каждого сотрудника формируется оценка функционирования всей системы внутренних дел в целом. На основании ее, в свою очередь, строится доверие граждан к правоохранительным органам. Рассмотрим далее, какие полномочия у участкового полицейского.

Общая характеристика должности

Участковые уполномоченные считаются ключевым связующим звеном органов правопорядка и населения. Они осуществляют оперативно-служебную деятельность в должности старшего либо среднего начальствующего состава. За каждым сотрудником закрепляется часть муниципальной территории, обслуживаемой местным подразделением МВД. В процессе работы служащие обеспечивают защиту здоровья и жизни населения от преступных посягательств, социальную реабилитацию граждан, нуждающихся в помощи. Участковые проводят работу с подростками и молодежью, условно осужденными, находящимися под наблюдением медучреждений. В целом сотрудники осуществляют разностороннюю деятельность, направленную на формирование благоприятных условий для реализации интересов и свобод населения.

READ
Образец заявления об увольнении: как составить

Нормативное регулирование

Полномочия участкового уполномоченного полиции закрепляются в первую очередь в Приказе МВД №1166 от 31.12.2012 г. В документе присутствует порядка 90 пунктов. Приказ предусматривает деятельность почти во всех направлениях работы ОВД. В полномочия участкового уполномоченного полиции входит и участие в качестве дознавателя в уголовном процессе. Однако на практике предварительное расследование проводят соответствующие подразделения. При этом полномочия участкового инспектора полиции реализуются только на этапе возбуждения уголовного производства. Отдельные направления деятельности служащих фиксируются в КоАП.

В этом Федеральном законе определены обязанности участковых. Для успешного исполнения ими своих задач служащие должны:

1. Знать и соблюдать предписания нормативных актов, действующих в РФ, образующих правовую базу их работы.

полномочия участкового уполномоченного полиции

2. Использовать методы и формы предупреждения преступлений и прочих нарушений, порядок, в соответствии с которым осуществляются и оформляются неотложные следственные действия, ведение дел по административным проступкам.

3. Владеть сведениями о задействованных в охране порядка на вверенной им территории:

  • средствах и силах территориальных подразделений МВД;
  • представителях общественных организаций правоохранительной направленности;
  • сотрудниках предприятий, которые осуществляют негосударственную (частную) охранную деятельность.

4. Обладать информацией о расположении передвижных и стационарных постов ППС, ДПС.

5. Знать вверенную территорию, ее особенности, схему дорог, режим работы и расположение предприятий, учреждений, организаций вне зависимости от их формы собственности, мест хранения культурных и иных ценностей, зон массового отдыха людей, складов, баз, стоянок транспорта и так далее, а также порядок обеспечения их охраны.

6. Обладать сведениями об объектах, в которых находятся взрывчатые материалы, огнестрельное оружие, аптеках и других помещениях, где содержатся наркотические, психотропные соединения либо их аналоги, прочих участках, где присутствуют предметы, изъятые из гражданского оборота или ограничены в распространении в соответствии с законодательством.

7. Принимать участие в инструктаже представителей организаций правоохранительной направленности перед непосредственным их выходом на мероприятия по защите общественного порядка на вверенном участке.

Юридические возможности

полномочия участкового инспектора полиции

В указанном выше ФЗ №3 установлены также права, полномочия участковых. Реализуя их, служащие решают задачи, поставленные перед ними, обеспечивают достижение общей цели ОВД. Необходимо отметить следующие нормы Федерального закона, определяющие полномочия участкового полиции: статья 17 (ч. 1), ст.13 (ч. 1), ст. 14 (ч. 2), ст. 18 (ч. 1), ст. 15 (ч. 3). Юридические возможности служащих также устанавливаются и в иных нормативных актах региональных исполнительных органов, принятых в рамках их компетенции.

Должности

Участковые полиции несут службу в соответствующих отделах ОВД. В этих подразделениях предусматриваются определенные должности. Среди них:

  1. Участковый уполномоченный.
  2. Начальник отдела по обеспечению деятельности служащих.
  3. Помощник участкового.
  4. Замначальника отдела обеспечения работы служащих.
  5. Старший участковый.

Специфика деятельности

Полномочия участкового распространяются на конкретную административную зону. В каждой из них присутствует несколько территорий. За работу сотрудников в каждой административной зоне отвечает старший участковый. Он также координирует деятельность служащих, находящихся в его подчинении, проводит инструктаж и обучение новых штатников. Старший сотрудник также реализует полномочия участкового полицейского при отсутствии его по тем или иным причинам.

Показатели работы

Полномочия участкового полиции весьма разнообразны. В качестве ключевого показателя работы сотрудника выступают конкретные цифры, которые выражают число составленных протоколов, выявленных нарушений и прочие результаты деятельности служащего, зафиксированные в документах. Данная система выполнения планов в комплексе с постоянной отчетностью в ОВД подвергается критике. Главный показатель работы служащего является соотношение ее итогов с результатами предыдущего периода. Это значит, что, если в отчете предоставлена цифра ниже прошлогодней, деятельность будет оценена как неудовлетворительная. Соответственно, показатели выше предыдущих будут поощряться.

 какие полномочия у участкового полицейского

В результате полномочия участкового реализуются исключительно для достижения конкретных цифр. Это, в свою очередь, негативно сказывается на качестве и эффективности деятельности по выполнению задач, возложенных на служащих. Вместе с этим зачастую сотрудники опасаются перевыполнения поставленного плана. Это обуславливается тем, что, кроме премии, они получат новые задачи, предполагающие достижение более высоких показателей. В этой связи служащие предпочитают получить плановый результат и остановиться на этом. Наиболее остро стоит проблема на территориях, где проживает относительно небольшое количество жителей. Зачастую полномочия сельского участкового распространяются на несколько деревень. Это значительно затрудняет осуществление им своей деятельности и достижение поставленных показателей.

READ
Правила заключения трудового договора с иностранцем

Какие полномочия у участкового?

Работа служащих предполагает:

  1. Производство дел по административным нарушениям.
  2. Защиту личности, государства, общества от противоправных действий.
  3. Предотвращение и пресечение административных проступков и уголовных преступлений.
  4. Обеспечение безопасности на дорогах.

В полномочия участкового также входит выявление и раскрытие преступных посягательств, розыск лиц в предусмотренных законом случаях. В частности, речь идет о гражданах, самовольно покинувших семьи, несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемое деяние, а также подозреваемых/обвиняемых в преступлениях. В полномочия участкового включено документирование каждого случая смерти на вверенной ему территории вне медицинского учреждения. Если человек умирает дома, родственники должны вызвать служащего для осмотра тела.

Сложности в работе

превышение полномочий участковым

В настоящее время имеет место не очень положительная практика поручения участковым выполнения задач, не связанных напрямую с их обязанностями. Однако это позволяет разгрузить другие подразделения ОВД. Участковым часто передаются дела, которые не относятся к предмету их деятельности. Нередко служащих направляют на спортивные и прочие мероприятия, которые проводятся за пределами вверенной им территории. Еще одной проблемой в работе сотрудников является большое число сообщений и заявлений, рассмотрение которых не позволяет им своевременно проводить профилактическую работу с населением. В результате это приводит к существенному росту преступности.

Значение работы

Служба участкового по объему и важности задач, которые поставлены перед ОВД, роли, которую они исполняют в системе охраны порядка, находится на одной из ведущих позиций в структуре. Сотрудники выступают как ключевые представители органов внутренних дел на конкретной территории. Они находятся в непосредственной близости к гражданам, реализуют функции и задачи, которые относятся к компетенции почти всех служб, отделов, аппаратов, подразделений ОВД. Их должностной статус во многом предопределяет универсальность деятельности. Выполнение поставленных задач требуют высокого профессионализма, умений применять в своей деятельности различные методы и средства, психолого-педагогические навыки.

полномочия участкового полиции статья 17

При этом недопустимо превышение полномочий участковым. За использование методов, запрещенных или не предусмотренных в законодательстве, служащему грозит ответственность. Участковые сегодня находятся на передовых, главных рубежах охраны порядка в обществе и борьбы с преступностью. Они формируют одну из наиболее многочисленных служб ОВД. В этой связи им принадлежит важнейшая роль в процессе решения задач, поставленных перед полицией. Это, в свою очередь, предполагает особый порядок комплектования службы. Участковыми должны быть лучшие полицейские, имеющие необходимый опыт работы. Однако данная задача в настоящее время решается плохо в связи с недостатком соответствующих кадров.

Профилактическая деятельность

В полномочия участкового включается индивидуальная работа с определенными категориями лиц. К ним, в частности, относят:

  1. Освобожденных из мест заключения и имеющих неснятую/непогашенную судимость за тяжкое/особо тяжкое деяние, рецидив, умышленное посягательство на несовершеннолетних, в отношении которых судебной инстанцией установлено временное ограничение свобод и ряд обязанностей, определенных в ФЗ.
  2. Больных наркоманией или алкоголизмом, состоящих на учете в медучреждении и представляющих угрозу для общества.
  3. Совершивших правонарушения на бытовой почве.
  4. Входящих в неформальные молодежные организации противоправной направленности, нарушающие общественный порядок и безопасность.
  5. Совершивших административные проступки в ходе проведения массовых социально-политических, спортивных, культурных, религиозных и прочих мероприятий.
  6. Субъектов, имеющих административные санкции за незаконный оборот психотропных, наркотических соединений либо их аналогов и их употребление без назначения врача.

Участковый осуществляет контроль поведения:

полномочия сельского участкового

  1. Несовершеннолетних, поставленных на учет в ПНД.
  2. Осужденных за преступления, к которым применено наказание, не связанное с заключением в тюрьму, либо условное лишение свободы.

Направления профилактической работы

Служащие ведут учет граждан, которые проживают на вверенной территории. В задачи сотрудников входит ведение профилактической работы при поступлении:

  1. Соответствующих сообщений из исправительных учреждений и постановлений суда для лиц, освобожденных из тюрем, колоний и пр., в отношении которых установлены ограничения, согласно ФЗ.
  2. Документов из медучреждений на субъектов, страдающих наркоманией или алкоголизмом, состоящих на учете в лечебной организации и представляющих для общества опасность.
  3. Рапорта участкового на имя начальника территориального подразделения МВД, согласованного с администрацией ОУУП. В данном документе должны содержаться обоснования необходимости поставить на учет гражданина, подпадающего под одну из характеристик, указанных выше.
  4. Сообщения из УИИ или территориального органа ФСИН, копии приговора для лиц, к которым применено наказание, не связанное с тюремным заключением либо условное осуждение.
  5. Сведений ПНД о необходимости провести профилактическую работу с несовершеннолетними гражданами, находящимися на учете.
READ
Как получить гражданство Финляндии в 2022 году

Индивидуальная профилактика

Такая деятельность включает в себя:

  1. Проведение бесед с лицами, стоящими на учете.
  2. Наблюдение за поведением субъектов, их образом жизни, окружением.
  3. Опрос родственников граждан, стоящих на учете, соседей и пр.
  4. Применение принудительных административных мер.

Сроки

Профилактический учет длится:

  1. Для освобожденных граждан, в отношении которых установлены ограничения – до истечения их периода.
  2. Для больных наркоманией/алкоголизмом – до окончания срока снятия с учета в лечебном учреждении.
  3. Для допускающих нарушения в области бытовых отношений, административные проступки, посягающие на порядок и безопасность в обществе – в течение года с момента начала контроля.
  4. Для осужденных условно – до окончания срока наказания.
  5. Для несовершеннолетних – до снятия с учета.

Заключение

Как показывают результаты опросов населения, доверие к участковым уполномоченным, а также необходимость в них не уменьшается. Например, в 1998 г. порядка 70 % граждан предпочитали обращаться именно к этим служащим. В 2008 г. опросы показали, что 89 % людей считают необходимым сохранение данной должности при повышении качества и эффективности их деятельности. Только 5 % настаивали на упразднении служащих. 88 % граждан считают необходимым постоянный контакт участкового с населением подведомственного участка, 52 % опрошенных видели бы в этом поддержку и внимание со стороны правоохранительных структур. Такое мнение обуславливается территориальной близостью, а также возможностью оперативного реагирования, быстрого решения вопросов, касающихся обеспечения правопорядка. Между тем 60% опрошенных не знают своих участковых уполномоченных. Чаще всего контактируют со служащими жители Москвы (45 %) и небольших населенных пунктов (59 %).

Основные права и обязанности участкового

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 марта 2019 года N 205

О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.900; N 27, ст.3880, 3881; N 49, ст.7067; 2013, N 26, ст.3207; N 27, ст.3477; 2014, N 6, ст.566; N 42, ст.5615; 2015, N 7, ст.1105; N 10, ст.1393; N 14, ст.2008; N 29, ст.4374; 2016, N 27, ст.4160, 4238; 2017, N 22, ст.3071; N 31, ст.4821; N 50, ст.7562; 2018, N 1, ст.26; N 11, ст.1591; N 31, ст.4857; N 32, ст.5076, 5125; 2019, N 14, ст.1461.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст.7614; 2018, N 19, ст.2725; N 30, ст.4711; N 46, ст.7028.

1.1. Инструкцию по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке (далее – Инструкция) (приложение N 1).

1.2. Наставление по организации службы участковых уполномоченных полиции (далее – Наставление) (приложение N 2).

2. Департаменту информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации, Департаменту по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации, Департаменту по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению “Научно-производственное объединение “Специальная техника и связь” Министерства внутренних дел Российской Федерации обеспечить мероприятия организационно-технического характера для бесперебойной и эффективной эксплуатации Сервиса обеспечения охраны общественного порядка Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3. Начальникам территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях:

3.1. Обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” при возложении на участкового уполномоченного (старшего участкового уполномоченного) полиции временного исполнения обязанностей по иной должности, совмещении обязанностей по должности участкового уполномоченного полиции, а также исполнении дополнительных обязанностей в особых условиях. При этом возложение на участкового уполномоченного полиции обязанностей, не связанных с обслуживанием административного участка, допускается только на основании письменного поручения начальника территориального органа МВД России на районном уровне либо лица, его замещающего.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7020; 2012, N 50, ст.6954; 2013, N 19, ст.2329; N 27, ст.3477; N 48, ст.6165; 2014, N 13, ст.1528; N 47, ст.6633; N 49, ст.6928; N 52, ст.7542; 2015, N 7, ст.1022; N 29, ст.4356; N 41, ст.5639; 2016, N 27, ст.4160; ст.4233, 4238; 2017, N 1, ст.46; N 15, ст.2139; N 27, ст.3929; 2018, N 32, ст.5100.

Далее – “участковый уполномоченный полиции”.

3.2. Исключить практику поручения участковым уполномоченным полиции проверок по зарегистрированным заявлениям и сообщениям о преступлениях экономической направленности, тяжких и особо тяжких преступлениях или заявлениям и сообщениям, не относящимся к компетенции полиции, а также о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, совершенных вне территории закрепленных за ними административных участков.

READ
Что будет при неявке по повестке в военкомат - 2022 год

3.3. Осуществить в срок до 1 января 2022 года организационно-практические меры по изготовлению служебной документации и визитных карточек, предусмотренных Инструкцией и Наставлением, в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на текущее содержание органов внутренних дел.

Зарегистрирован Минюстом России 19 марта 2013 года, регистрационный N 27763.

Зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 2016 года, регистрационный N 44426.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за деятельность соответствующих подразделений.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.Колокольцев

в Министерстве юстиции

3 июля 2019 года,

регистрационный N 55115

Приложение N 1
к приказу МВД России
от 29 марта 2019 года N 205

Инструкция по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок исполнения служебных обязанностей (несения службы) участковым уполномоченным (старшим участковым уполномоченным) полиции, помощником участкового уполномоченного полиции на обслуживаемом административном участке.

Далее – “участковый уполномоченный полиции”.

2. Участковый уполномоченный полиции (помощник участкового уполномоченного полиции) в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции”, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, настоящей Инструкцией, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.900; N 27, ст.3880, 3881; N 30, ст.4595; N 48, ст.6730; N 49, ст.7018, 7020, 7067; N 50, ст.7352; 2012, N 26, ст.3441; N 50, ст.6967; 2013, N 14, ст.1645; N 26, ст.3207; N 27, ст.3477; N 48, ст.6165; N 52, ст.6953; 2014, N 6, ст.558, 559, 566; N 30, ст.4259; N 42, ст.5615; N 52, ст.7542; 2015, N 7, ст.1021, 1022, 1105; N 10, ст.1393; N 14, ст.2008; N 29, ст.4374; 2016, N 26, ст.3870; N 27, ст.4160, 4238; 2017, N 22, ст.3071; N 25, ст.3591; N 31, ст.4821; N 50, ст.7562; 2018, N 1, ст.26; N 11, ст.1591; N 31, ст.4857; N 32, ст.5125; 2019, N 14, ст.1461. Далее – “Федеральный закон “О полиции”.

3. За участковым уполномоченным полиции приказом начальника территориального органа МВД России на районном уровне закрепляется административный участок, размеры и границы которого определяются: в городах – исходя из численности проживающего населения и граждан, состоящих на профилактическом учете, состояния оперативной обстановки, особенностей административно-территориального деления муниципальных образований, в сельской местности – в границах одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, на территории закрытого административно-территориального образования – в границах контролируемой зоны, в соответствии с установленными нормативами их штатной численности.

Далее – “территориальный орган”.

4. Прием административного участка вновь назначенным участковым уполномоченным полиции производится с участием заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) территориального органа (начальника отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа) и его непосредственного руководителя (начальника) в присутствии сдающего административный участок участкового уполномоченного полиции – при его наличии.

Далее – “отдел полиции”.

5. Результаты профилактического обхода, приема граждан и проведения индивидуальной профилактической работы размещаются в Сервисе обеспечения охраны общественного порядка на базе Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, предназначенном для автоматизации деятельности сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации подразделений системы МВД России.

6. На каждые две должности участкового уполномоченного полиции вводится должность старшего участкового уполномоченного полиции.

7. С учетом оперативной обстановки, а также в целях создания и обучения резерва участковых уполномоченных полиции в территориальном органе может вводиться должность помощника участкового уполномоченного полиции из расчета на одну должность старшего участкового уполномоченного полиции – одна должность помощника участкового уполномоченного полиции, в сельских поселениях и отдаленной, труднодоступной местности – на одну должность участкового уполномоченного полиции – одна должность помощника участкового уполномоченного полиции.

Права и обязанности участкового полиции

Участковый – полицейский, который выполняет оперативно-служебные обязательства. Именно к участковым физлица, проживающие на той или иной территории, обращаются чаще всего при возникновении каких-либо проблем. По этой причине участковый – одна из основных и важнейших должностей в полиции. Участковый в некотором смысле – начальник на вверенном ему участке. Он выполняет массу обязательств.

READ
Иск о признании права собственности на гараж в Омске

Служба должностного лица многогранная – этот сотрудник знает, какие проблемы характерны для его участка. Он контролирует жизнь и законопослушных, и проблемных людей. Уполномоченное лицо обязано следить за всеми нововведениями, которые происходят в жизни населения на конкретном участке.

Участковые стремятся побудить граждан, которые живут на их территориях, помогать и содействовать работе сотрудников полиции, находить взаимопонимание друг с другом. В этом случае работа участкового действительно принесет результат. Он своевременно будет получать информацию о важных событиях – как произошедших, так и запланированных – и быстро реагировать, помогать, предупреждать незаконные действия и поступки.

Рассмотрим, за выполнение каких задач ответственен участковый в текущем году, каковы его права и полномочия, что он должен совершать при выявлении нелегальных действий.

Обязанности участкового

Участковый в обязательном порядке выполняют следующие действия:

  • постоянно проводит обход своей подведомственной территории в целях предотвращения правонарушений, выявления беспорядков;
  • принимает граждан, изучают их обращения;
  • составляет отчеты о совершенных действиях.

Полномочия

Участковый – универсальный сотрудник: это должностное лицо наделено множеством полномочий.

Законодательство устанавливает следующий перечень полномочий участкового:

  • принятие мер для того, чтобы защитить здоровье, жизнь людей, которые проживают на подвластном ему участке;
  • предотвращение преступлений;
  • обеспечение порядка в социуме, предотвращение попыток его нарушения;
  • обеспечение порядка, соблюдения правил поведения в людных местах;
  • установление правонарушений, их разоблачение;
  • разоблачение, предупреждение преступлений;
  • содействие в поиске лиц, которые скрываются от суда и следствия и, предположительно, совершили преступление;
  • содействие в поиске людей, которые пропали без вести;
  • содействие в поиске пропавших детей до 18 лет;
  • содействие в поиске людей с психическими расстройствами, которые по постановлению суда должны были в понудительном порядке быть госпитализированными, но намеренно уклоняются от этого;
  • содействие в распознавании личности умерших людей;
  • контроль над использованием людьми оружия;
  • принятие мер для достижения безопасности автомобильного движения в пределах своей территории.

Организация превентативного обхода

Превентативный обход включает в себя посещение следующих мест:

  • многоквартирные дома и другие здания на участке, за который сотрудник несет ответственность;
  • подъезды, чердаки и подвалы многоквартирных и частных домов;
  • пустующие здания, которые планируется снести;
  • квартиры, где проживают люди, которые стоят на учете в ОВД.

Участковый осматривает участок в специализированной форме. При посещении жилого помещения сотрудник должен:

  • позвонить или постучаться в дверь;
  • проговорить свои ФИО, должность, звание;
  • проинформировать о цели визита;
  • продемонстрировать служебное удостоверение, если хозяин жилья этого потребовал.

В случае если человеку необходимо узнать, к кому и куда он вправе обратиться за помощью, то участковый отдаст ему свою визитку или номер действующего телефона, а также расскажет о том, в какое время он принимает заявителей.

Процедура изучения обращений от физлиц

Участковые ведут встречи с физлицами, изучают обращения от них. У каждого участкового отдельный график работы, установленный начальством регионального МВД РФ.

Любой график должен соответствовать таким требованиям:

  • встреча заявителей – от 3 раз в неделю и чаще;
  • встреча граждан в субботу или воскресенье;
  • встреча в дневные и вечерние часы.

Должностное лицо встречает граждан и изучает их обращения в соответствующем пункте полиции, после чего предпринимает необходимые меры.

Алгоритм действий при работе с гражданами на учете

Сотрудник полиции должен проводить превентативные работы с нижеперечисленными категориями людей:

  • вышедшие из тюрьмы;
  • люди с неснятой либо непогашенной судимостью;
  • наркоманы, алкоголики;
  • находящиеся на учете в клинике или больнице по причине того, что их поведение и поступки представляют потенциальную угрозу жизни и самочувствию окружающих;
  • люди, которые совершили незаконные действия в семейной жизни (избиение);
  • люди, которые шумят в неподходящие часы, устраивают на дому мастерские, не следят за санитарией дома, не контролируют жизнь своих домашних питомцев или иным образом мешают жить проживающим по соседству лицам;
  • молодежь – представители неформальных субкультур, которые совершали административные нарушения, посягали на социальный порядок.

Алгоритм действий при выявлении преступления

Если участкового уведомили о том, что на его территории произошло преступление, тогда он должен совершить следующие действия.

  1. Установить дату, адрес совершения преступления, личность предполагаемых виновных.
  2. Узнать, в каком состоянии находится пострадавший, получить от него информацию.
  3. Найти свидетелей преступления.
  4. Рассказать оперативному дежурному о происшествии.
  5. Если участковый приехал по адресу до следователей – предпринять меры по предотвращению преступных действий, задержать при возможности виновного или подозреваемого, посильно помочь лицам, которым был нанесен ущерб, обеспечить сохранность улик, рассказать оперативному дежурному о случившемся.
  6. Рассказать следственно-оперативной группе о произошедшем.
  7. Выполнять указания начальника группы (найти свидетелей, допросить их, вызвать к следователю).
READ
Может ли отпуск начинаться с выходного дня?

Алгоритм действий при правонарушении

Если участковый обнаружил административное правонарушение на участке, за который он несет ответственность, то порядок действий будет следующим:

  • определить, кто совершил правонарушение;
  • оформить протокол о правонарушении;
  • задержать виновного, вынести определение о возбуждении дела, оформить постановление о назначенном наказании (штрафные санкции, устный выговор);
  • привезти виновного в региональное отделение МВД, если человек использует психотропные вещества, наркотики.

Права участкового

К ним причисляются такие права:

  • требовать от физических и юридических, которые проживают или трудятся на подвластной ему территории, перестать совершать незаконные действия;
  • потребовать от людей предоставить паспорта или другие справки, удостоверяющие личность, если участковый подозревает их в преступной деятельности;
  • запросить у организаций, должностных лиц и физлиц документацию, которые предоставляют им право осуществлять определенную деятельность;
  • приглашать должностных лиц и физлиц в полицию, если было возбуждено дело, к которым они причастны;
  • запрещать людям находиться на том месте, где произошло незаконное деяние;
  • собирать доказательства;
  • оформлять протоколы о проступке;
  • доставлять или понудительно сопровождать людей в участок в целях задержания виновного;
  • доставлять людей, которые из-за употребления алкоголя или наркотических средств ведут себя неадекватно, находясь в людных местах, и отправиться с ними на проведение медосвидетельствования;
  • при встрече граждан досматривать их вещи, автомобили, если есть подозрения о том, что эти люди имеют при себе ядовитые, взрывчатые или наркотические вещества, оружие;
  • понудительно взыскивать запрещенные объекты, если у их владельца нет законного права иметь их при себе;
  • осматривать граждан на общественных мероприятиях, если они ведут себя подозрительно, а при наличии на то оснований – принудить людей покинуть мероприятие, запретить им посещать подобные собрания;
  • останавливать автомобили в пределах участка, за который ответственен участковый, проверять водительские права и другие документы, производить осмотр грузов, если есть основания подозревать тот факт, что объекты используются незаконно;
  • останавливать дорожное движение, менять направленность движения (например, если происходят культурно-массовые мероприятия, собрания, митинги);
  • привлекать людей при их желании к совместной работе, вознаграждая их за помощь в разоблачении преступника;
  • в понудительном порядке врываться в чужие жилые помещения при наличии на то веских оснований (например, чтобы спасти жизнь);
  • задерживать лиц, подозреваемых в совершении незаконных действий;
  • использовать огнестрельное оружие, физическую силу при наличии на то необходимости.

Дополнительные особенности и нюансы

Если у должностного лица нет при себе удостоверения, то гражданин имеет полное право не открывать ему дверь. Согласно п. 23 Приказа МВД РФ №1166, участковый, выполняя рабочие обязательства, должен иметь при себе:

  • соответствующее удостоверение;
  • нагрудной знак;
  • жетон с уникальным №;
  • иные предметы (свисток, соответствующее оружие, портфель, бланки документации, наручники).

Превентативный осмотр, в соответствии с п. 42 того же приказа, участковый должен организовывать каждый день.

Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ «О полиции», участковый вправе по собственному усмотрению врываться в жилые помещения без дозволения проживающих в следующих обстоятельствах:

  • имуществу или здоровью, жизни людей что-то угрожает;
  • по этому адресу находится человек, который, скорее всего, виновен в преступлении;
  • планируется преступление, и для его предотвращения нужно проникнуть внутрь помещения;
  • необходимо выяснить обстоятельства происшествия.

В остальных ситуациях нужно получить разрешение от владельцев жилья.

Если в квартире скончался пожилой человек от естественных причин, то в первую очередь нужно вызвать участкового.

Если участковый пригласил человека в отделение полиции, чтобы провести беседу, то тот вправе не приходить. Но если человека принудительно вызывают в полицию в процессе ведения дела, то не приходить запрещено – иначе гражданина без его же желания доставят в отделение.

Проживающие в многоквартирном доме вправе вызвать участкового, если они обнаружили кражу люков, вскрытия замков – как в подвальных, так и на чердачных помещениях. Участковый должен самостоятельно это выяснить, но если он по каким-либо причинам не совершил обход территории, ему необходимо прибыть на место, зафиксировать ситуацию и проинформировать ЖЭК о необходимости устранить неисправности.

Участковый обязан располагать следующей информацией:

  • кто из проживающих в доме был осужден;
  • кто из проживающих находится на учете в ПНД;
  • кто владеет предметами оружия;
  • кто из проживающих был замечен в семейном насилии.
READ
Как подать иск на страховую компанию?

Подводим итоги

Таким образом, участковый занимается встречей граждан и рассмотрением от них обращений, работает с материалами, организует регулярные превентативные обходы по вверенной ему территории. Если участковый ответственно относится к своим обязательствам, то это гарантирует спокойную и безопасную жизнь людей.

По статистике, к 2022 году уровень преступности в нашей стране заметно снизился, и во многом это произошло благодаря слаженной и организованной работе участковых. Но и граждане должны содействовать работе этих сотрудников, при необходимости оказывая помощь.

Участковый уполномоченный полиции

Одной из важных и нужных должностей является должность участкового полиции. В отделение к этим работникам обращаются граждане по месту проживания при возникновении проблем. Эти должностные лица являются мини руководителями на своем рабочем участке. Рассмотрим более детально, что входит в перечень обязанностей участковых, а также другие особенности их деятельности.

Кто такой участковый уполномоченный полиции (УУП)?

Участковым полиции называется должностное лицо, работающее в ОВД РФ. Деятельность участковых направлена на защиту прав граждан, которые проживают в определенном районе.

Каждый район имеет свой административный участок, куда и обращаются граждане за помощью.

Звание инспектора

Все должности участковых уполномоченных полиции делятся на должности среднего и старшего начальствующего состава ОВД. Предусмотрена должность помощника участкового (младший начальствующий состав ОВД). Однако по неизвестным причинам в большинстве отделов эта должность отсутствует.

Должность участкового инспектора полиции была переименована в участкового уполномоченного полиции (ФЗ 163 от 29.12.2000 года).

Каковы полномочия?

Перечень полномочий определен приказом МВД № 900 от 16.09.2002 года.
Участковые полиции наделены широким списком полномочий (более 90 пунктов) почти во всех направлениях деятельности ОВД.

Участковые полиции выступают в качестве дознавателей в уголовном процессе. Однако предварительным и дальнейшим расследованием преступлений занимаются иные подразделения. Роль участкового в уголовном процессе – участие в возбуждении уголовного дела.

Полномочия участковых по назначению административных наказаний регламентированы КоАП РФ.
Согласно Приказу МВД РФ № 1166 от 31 декабря 2012 года в перечень обязанностей и полномочий участкового полиции входит:

  • Участковый обязан принимать меры по защите здоровья, жизни, прав и свобод граждан, которые закреплены за ним на определенной территории.
  • Оказывать противодействие преступности и осуществлять контроль над общественным порядком, пресекая любые попытки нарушений.
  • Обеспечить безопасное проживание всех граждан, которые проживают на доверенной ему территории.
  • Раскрывать преступления и предупреждать административные правонарушения.
  • Следить за порядком в общественных местах.
  • Участвовать в розыскных мероприятиях граждан, которые являются подозреваемыми или обвиняемыми в преступлении.
  • Участвовать в розыске несовершеннолетних и пропавших без вести граждан, а также лиц, нуждающихся в принудительной госпитализации на основании решения суда (при их отказе).
  • Участвовать в распознавании неопознанных трупов.
  • Обеспечивать безопасность дорожного движения и контролировать соблюдение жителями законодательства по части оборота оружия.

Права полицейского

Права участкового регламентируются Федеральным законом «О полиции», а также Приказом МВД РФ № 1166.

Участковые наделены следующими правами:

  1. Требовать от лиц прекращения противоправных действий.
  2. Спрашивать у гражданина паспорт, если есть подозрения в совершении преступления или нарушений.
  3. Запрашивать документы на осуществление деятельности (организации и физические лица).
  4. Приглашать граждан в отделение полиции (административные и уголовные дела).
  5. Собирать доказательства, составлять протоколы.
  6. Доставлять граждан в отделение полиции (при задержании).
  7. Перевозить лиц, которые не имеют возможности самостоятельно передвигаться для освидетельствования в отдел полиции (алкогольное или наркотическое опьянение).
  8. Своевременно осуществлять досмотр вещей, с которыми пришли вышеуказанные лица, досматривать их транспорт (автомобиль, мотоцикл и т. д.)
  9. Изымать предметы, разрешения на которые человек не имеет, но все равно носит их с собой (пистолет, нож).
  10. Осматривать подозрительных лиц, пришедших на массовые мероприятия. Если гражданин отказывается от досмотра, участковый вправе наложить запрет на посещение общественных мест и массовых мероприятий для этого человека.
  11. Останавливать транспорт и осуществлять проверку документов у автовладельцев, осматривать груз.
  12. Запрещать дорожное движение при наличии оснований (например, праздничный парад).
  13. Награждать граждан за помощь в раскрытии преступлений.
  14. Задерживать подозреваемых в совершении преступления лиц.
  15. При угрозе жизни для спасения людей участковые имеют право проникать в жилые помещения.
  16. Применять физическую силу, включая огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Может ли самовольно зайти в квартиру?

Участковый может зайти в квартиру при следующих обстоятельствах:

  • Участковый имеет постановление об осмотре жилого помещения на предмет поиска и изъятия незаконных предметов (наркотические средства, оружие и т. д.)
  • Участковый владеет информацией, что в помещении было совершено особо тяжкое преступление или скрываются преступники. Этот момент разъяснен в статье 15 ФЗ №3 от 07.02.2011 года.
READ
В каком случае могут конфисковать имущество?

В каких случаях гражданин обязан впустить сотрудника?

Согласно действующему законодательству существует перечень серьезных оснований для взлома и принудительного проникновения на чужую собственность без предварительного согласия собственника.

Итак, без разрешения служащий полиции вправе войти, если имеют место быть следующие обстоятельства:

  1. Спасение жизни или имущества физических лиц.
  2. Арест преступника или подозреваемых лиц в преступлении.
  3. В квартире осуществляется преступление, а сотрудник полиции не может его предотвратить.
  4. Если жилой объект служит огневой точкой. Цель – спасение жизни граждан.
  5. Для устранения или установления факта несчастного случая.
  6. Проведение обыска на основании специального решения суда.

Все вышеуказанные основания являются исчерпывающими для входа участкового в квартиру без разрешения его владельца.

Внимание: в других ситуациях сотрудник полиции вправе зайти в квартиру только с разрешения хозяина жилого помещения. Если собственник не желает впускать в дом работника ОВД, он вправе не открывать двери.

Каждый человек должен знать свои права и уметь защищать свои интересы. Гражданин имеет право не отвечать на вопросы участковых. При необходимости или желании можно потребовать предъявить удостоверение, что является обязательным при общении с гражданином.

Какими должны быть действия сотрудника при посещении квартиры?

Согласно ФЗ № 3 часть 5-7 при входе в жилое помещение участковый должен сообщить жильцам о цели визита и разъяснить основания для осмотра жилья.

Если присутствует угроза жизни или здоровью граждан, участковый должен использовать оперативные и безопасные способы проникновения в помещение. По завершению процедуры досмотра участковый не имеет права разглашать данные о финансовом положении владельцев квартиры, а также обсуждать их личную жизнь.

Внимание: если участковым полиции был проведен осмотр при отсутствии хозяев жилого помещения, он должен уведомить жильцов в течение суток с момента проведения операции.

Таким образом, участковые вправе совершать множество действий, предусмотренных законодательством РФ.

Можно ли пожаловаться на инспектора?

Если граждане решили, что действия участкового неправомерны, есть возможность их обжаловать в МВД. Однако сначала следует обратиться к непосредственному руководителю в отделении полиции для разрешения ситуации.

Если будет выявлено, что участковый нарушил закон, то его серьезно накажут.

Если руководитель игнорирует обращение гражданина или заступается за нарушителя, то можно отправиться в две инстанции:

  • Прокуратура. Нарушениями должностных лиц занимается именно эта инстанция. После обращения гражданина будет проведено расследование, в результате которого виновные лица будут привлечены к ответственности.
  • Суд. Когда незаконные действия участкового полиции привели к материальным потерям и моральному ущербу, необходимо направлять исковое заявление в судебный орган.

Как стать участковым?

Эту информацию можно посмотреть на сайтах учебных заведений МВД. Стать участковыми могут граждане России, которые имеют хорошее здоровье и высокие моральные качества. При этом образование должно быть не ниже среднего специального. Отлично проходят кандидаты с юридическим образованием.

Чтобы узнать о вакансиях и требованиях, необходимо обращаться в отдел кадров органов ОВД по месту жительства. Для этого направляется соответствующее заявление в ОВД, а далее кандидат направляется на медицинскую комиссию.

Кому подчиняется?

За каждым уполномоченным полиции закреплен определенный административный участок.

  1. начальнику полиции ОВД;
  2. управлению по организации деятельности участковых уполномоченных УМВД региона;
  3. управлению в МВД федерального округа;
  4. управлению в МВД РФ.

Подводя итоги, отметим, что участковые имеют большой перечень обязанностей и полномочий. Данные о том, какой участковый закреплен за конкретной территорией, можно узнать на официальном сайте МВД России.

Каковы права и обязанности участкового

Участковый – это, в первую очередь, сотрудник полиции, наделенный всеми полномочиями, правами и обязанностями, предусмотренными Законом РФ «О полиции».

Во вторую очередь участковый – это должностное лицо, наделенное особыми полномочиями в пределах конкретного административно-территориального участка. Пределы этого участка устанавливаются приказом начальника УВД населенного пункта в соответствии с положениями Приказа № 1166 МВД РФ от 31.12.2012.

Обязанности участкового

В целом обязанности участкового, как должностного лица органов полиции, регламентируются в соответствии с Наставлениями, утвержденными Приказом № 1166 МВД РФ от 31.12.2012. По сути, обязанности участкового мало чем отличаются от обязанностей работника полиции вообще. Все особенности деятельности участкового так или иначе связаны с территорией, на которой функционирует его ОПОП.

READ
Чтобы получить родовой сертификат какие нужны документы

Так, исходя из смысла пунктов 4,5 Наставлений, участковый инспектор обязан:

  • защищать граждан, общество и государство от противоправных посягательств;
  • предупреждать и пресекать преступления и правонарушения;
  • выявлять и раскрывать преступления;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях;
  • обеспечивать правопорядок в общественных местах;
  • осуществлять розыскные мероприятия в пределах своего участка в отношении лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении;
  • осуществлять розыскные мероприятия в пределах своего участка в отношении несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей;
  • контролировать в пределах своего участка соблюдение законодательства РФ в области оборота оружия;
  • обеспечивать в пределах своего участка безопасность дорожного движения.

Обратим внимание на формулировку «в пределах своего участка». На самом деле это требование не директивно, то есть не означает, что если, к примеру, участковый инспектор общественного пункта охраны порядка № 6 обнаружит преступника на территории ОПОП №10, то он не будет иметь права задержать его или предпринять меры по предотвращению преступления.

Обязанность задерживать преступников и предотвращать преступления – это директивная обязанность любого сотрудника полиции, вне зависимости от дислоцирования его участка.

Профилактические меры

Наиболее вероятной причиной появления участкового на вашем пороге является профилактический обход своего административного участка. Такой обход включает в том числе ознакомление с жильцами квартир (жилых домов, комнат) (п. 41 Наставления).

Участковый может проводить профилактический обход только в форменной одежде. При посещении квартиры (жилого дома, комнаты) участковый обязан (п. п. 42, 44 Наставления):

  • представиться, назвать свою должность, звание, фамилию;
  • предъявить по требованию гражданина в развернутом виде служебное удостоверение;
  • сообщить цель посещения, вручить визитную карточку;
  • проинформировать о местонахождении участкового пункта полиции, комнаты приема населения, днях и часах приема граждан.

Участковый не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан, за исключением ряда случаев, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 15 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ).

В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции могут, в частности (ч. 5 ст. 165 УПК РФ; ч. 2 ст. 15 Закона N 3-ФЗ; ст. 8 Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ):

  • осмотреть жилище, обыскать его и изъять искомые предметы на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения;
  • войти в жилище в случаях, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность.

Кроме того, сотрудники полиции вправе войти в жилое помещение без согласия жильцов в следующих случаях (ч. 3 ст. 15 Закона N 3-ФЗ):

  • для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
  • для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  • для пресечения преступления;
  • для установления обстоятельств несчастного случая.

При проникновении в жилые помещения в указанных случаях сотрудник полиции вправе при необходимости взломать (разрушить) запирающее устройство, элементы и конструкции, препятствующие проникновению в указанные помещения (ч. 4 ст. 15 Закона N 3-ФЗ).

В остальных случаях сотрудники полиции вправе осмотреть квартиру (жилой дом, комнату) только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, а обыскать жилище и изъять искомые предметы — только на основании судебного решения (ст. 12 УПК РФ).

Обязанности сотрудника полиции при проникновении в жилище

При проникновении в жилище сотрудник полиции обязан (ч. 5, 6, 7 ст. 15 Закона N 3-ФЗ):

  • перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;
  • при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
  • не разглашать ставшие известными ему в связи с проникновением в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
  • проинформировать не позднее 24 часов с момента проникновения в жилище собственника и (или) проживающих там граждан, если проникновение осуществлено в их отсутствие.

Также необходимо отметить, что осмотр жилого помещения, обыск или выемка в ночное время (с 22 до 6 часов) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (п. 21 ст. 5, ч. 3 ст. 164 УПК РФ).

Ссылка на основную публикацию