СОУТ в 2022 году: последние изменения

Порядок проведения СОУТ изменится с 1 марта 2022 года

В марте 2022 года глава Министерства труда Котяков изменил порядок проведения экспертизы СОУТ, сдачи отчетности и декларации.

В марте 2022 года глава министерства труда Котяков объявил об изменениях в алгоритме экспертизы СОУТ, сдачи отчетности и декларации. На текущий момент указ № 775н от 29.10.2021 не действителен, но ратифицирован.

Документ не является дополнением к действующему порядку, а полностью отменяет приказ № 549н от 12.08.2014.

Инспектирование условий деятельности ─ процедура обязательная, но платная. Аккредитованные фирмы устанавливают свой тариф, в среднем 3000 рублей. Конкретная стоимость зависит от города, географического расположения объекта, количества проверочных единиц и т.п.

Кому необходима СОУТ

Опасность и вредность условий труда проверяют единожды в 5 лет, но при определенных обстоятельствах закон допускает внеплановые выезды. Работодатель не вправе отказываться от процедуры, так как она определена законодательно.

Проверку проводят предприятия, которые утверждены Минтрудом. Каждая должна в точности соответствовать требованиям. Помимо прочего, руководству фирмы разрешено затребовать удостоверяющий документ инспектора.

Госэкспертизу проводят относительно рабочих мест, проверяя уровень и класс вредности. Поэтому комиссия проинспектирует:

  • юрлиц;
  • частников, владельцев МСП;
  • предприятия, в которых есть работники.

Инспекторы должны проверять каждое место, но если встречается несколько одинаковых, то на третьем и более разрешается проверить 20% пространства.

СОУТ не проводят в отношении физлиц, дистанционных рабочих, не зарегистрированных самозанятых и религиозников.

ИП без сотрудников или с работниками, трудоустроенными по контракту ГПХ, вправе не проходить экспертизу.

Организация проверки

Сначала потребуется собрать группу ответственных за проверку и утвердить дату проведения последней. Затем необходимо найти аккредитованную проверяющую компанию, заключить с ней соответствующий контракт.

После СОУТ надо подписать протокол и внести сведения в информсистему. Содержание акта: данные о руководстве, объекте проверки, информация о проверяющей стороне. На это дается 10 суток.

По стандартам перед госэкспертизой необходимо написать заявление с приложением пакета бумаг, шаблоны которых закреплены в п. 1 указа № 765н. Однако с весны будущего года работодателю потребуется пополнить комплект согласно ст. 12 ч. 2 приказа № 775н. Каждый комплект соответствует цели запроса:

  • качество оказанных услуг;
  • выполнение/невыполнение соответствующих норм работодателем в отношении рабочих после СОУТ;
  • рецензия на фактические места деятельности.

Вместо оригиналов разрешено подать копии, которые в обязательном порядке заверены уполномоченным.

Если руководитель либо уполномоченный не может предъявить тот или иной документ, то необходимо указать уважительную причину непредставления.

Алгоритм госэкспертизы в 2022 году

Проверки рабочих условий видоизменятся со следующего года. Экспертизу будут проводить следующим образом:

  • Комиссия анализирует доводы, подтверждающие необходимость процедуры. Длительность ─ около недели.
  • Эксперты оценивают объект в стоимостном эквиваленте.
  • Инспекторы проверят запрашиваемые зоны с помощью работников аккредитованных лабораторий.
  • Глава комиссии выносит вердикт, фиксируя сведения в отчете.

Время проверки определяется проверяющей стороной, но не может быть больше 30 календарных суток. По окончании процесса эксперты протоколируют вердикт и отсылают в информсистему. Срок доставки ─ максимум 10 суток.

Компания вправе отказать в госэкспертизе, если руководитель предъявил не всю документацию.

Экспертная организация должна уведомить противоположную сторону об отказе не больше чем через 5 суток.

Влияние экспертизы на компенсации

Результаты инспектирования напрямую влияют на дополнительные расходы. В зависимости от выявленного класса опасности руководитель должен выполнить какие-либо из этих условий или даже все:

  • начисление компенсаций;
  • взносы в ФСС по завышенным тарифам;
  • увеличенный отпуск;
  • сокращение трудового дня, например, увеличение количества смен;
  • повышенная оплата отработанного времени;
  • выдача СИЗ;
  • выдача молока и прочих равноценных продуктов;
  • улучшение обстановки.

После вынесения вердикта работников необходимо ознакомить с результатами и сообщить о текущем уровне опасности.

Что нужно знать про спецоценку условий труда в 2022 году

В 2022 году основные вопросы специальной оценки условий труда по-прежнему регулирует базовый Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ).

Отметим, что с 1 марта в Трудовом кодексе РФ произошли большие изменения в части охраны труда работников и практически всего, что с этим связано. Это и новые статьи ТК РФ, и изменения/дополнения прежних норм. Но, как ни странно, это всё напрямую не затронуло спецоценку в 2022 года.

С 2022 года в Закон № 426-ФЗ о СОУТ не внесено ни одной поправки. На начало 2022 года он продолжает действовать в редакции от 01.01.2021. Однако на некоторые моменты нужно обратить внимание. Рассмотрим их далее.

Спецоценка как основание для приостановки работ

С 1 марта 2022 года, если по результатам специальной оценки условий труда работы будут признаны опасными, их приостанавливают. То есть, продолжать их запрещено.

Такая приостановка длится до снижения класса условий труда по разработанному плану мероприятий. Этот план согласовывают с первичным профсоюзом (при его наличии) и копию направляют в государственную инспекцию труда (ГИТ).

Сотрудникам, занятым на таких работах, на весь период приостановки необходимо предоставить другую работу либо сохранить на время простоя должность и зарплату.

READ
Межевание земельного участка: что такое?

Из данного нововведения есть исключение – работы по устранению последствий ЧС.

Для женского труда стало достаточно спецоценки

С 1 марта 2022 года вступает в силу приказ Минтруда России от 13.05.2021 № 313н, который сократил перечень производств, работ и должностей, где ограничен труд женщин.

Так, для женщин стали доступны профессии авиационных механиков, инженеров по техобслуживанию самолетов и вертолетов, и другие профессии этой отрасли.

Также для женщин сняты ограничения при выполнении котельных, холодноштамповочных, волочильных и давильных работ, на работах по монтажу и обслуживанию технологического оборудования, ремонта нефтепромыслового оборудования (хотя есть некоторые исключения).

В связи с этим с 01.03.2022 не нужно положительное заключение госэкспертизы условий труда в качестве подтверждения безопасности указанных работ, должностей и позиций. Достаточно результатов спецоценки.

Спецоценка как обязанность немедленно проинформировать работника

Новая редакция ст. 216 и новая ст. 216.2 ТК РФ установили новое право работника на получение информации об условиях и охране труда и ответную обязанность работодателя в этой части.

Суть изменения в том, что до 01.03.2022 нужно было предупреждать работника только о существующем риске повреждения здоровья на рабочем месте. Теперь же при отнесении условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки к опасному классу условий труда проинформировать его нужно немедленно.

Утвердили новые форму и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

С 1 марта 2022 года их закрепил приказ Минтруда от 17.06.2021 № 406н. Он также содержит порядок формирования и ведения реестра таких деклараций.

Дело в том, что Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ установил бессрочный статус декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте.

Декларацию работодатель должен подать не позднее 30 рабочих дней со дня внесения сведений о результатах спецоценки условий труда в ФГИС СОУТ на рабочих местах, в отношении которых она подается.

Выдавать чужие показатели спецоценки за свои стало рискованно

С 9 января 2022 года приказ Минтруда от 30.11.2021 № 838н перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных актов трудового права, который говорят о большой вероятности проведения ГИТ проверки.

Один из таких тревожных «маячков» для работодателя – это проведение 2 и более раза в течение 6 месяцев одним лицом и/или одним конкретным средством измерения замеров в целях специальной оценки условий труда у контролируемого лица (т. е. у данного работодателя) и иного лица в другом регионе в течение суток (кроме проведения спецоценки в регионах с общей административной границей).

Если говорить простыми словами, то в данном индикаторе фактически описана схема, когда берут результаты спецоценки у работодателя, у которого в целом порядок с условиями труда на рабочих местах, и оперативно в течение суток эти измерения подгоняют под другого нанимателя, у которого как раз проблемы с этим.

В итоге, такая «миграция» замеров для целей спецоценки чревата повышенным вниманием проверяющих из трудовой инспекции.

Спецоценка влияет на квоту приема на работу инвалидов

Федеральный закон от 28.06.2021 № 219-ФЗ с 1 марта 2022 года внёс изменения в Закон о занятости населения в РФ и ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Они урегулировали вопросы установления квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно одной из норм, при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность не включают работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и/или опасным по результатам спецоценки.

КОЛИЧЕСТВО ПЕРСОНАЛА

РАЗМЕР КВОТЫ

Несогласие со спеоценкой стало основанием для госэкспертизы

1 марта 2022 года вступает в силу новый Порядок проведения государственной экспертизы условий труда (утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 775н).

Согласно ему, госэкспертиза условий труда теперь возможна на основании обращений комиссий по расследованию несчастных случаев и заключений Минтруда о рассмотрении несогласия с заключением экспертизы качества специальной оценки условий труда.

Результаты спецоценки стали новой формой информирования

С 1 марта 2022 года приказ Минтруда от 29.10.2021 № 773н утвердил формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, а также примерный перечень информационных материалов для этих целей.

Одна из таких форм в виде визуальной/печатной информации – ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах.

Сведения о результатах проведения спецоценки можно размещать на официальном сайте работодателя. Это тоже приравнено к надлежащему информированию.

Охрана труда: ключевые изменения с 1 марта 2022 года

Обеспечение работникам безопасных условий труда является, наряду со своевременной выплатой заработной платы, одной из важнейших обязанностей работодателя. В настоящее время нормативная база, регулирующая отношения в сфере охраны труда, активно корректируется. Так, например, с 1 апреля действуют новый перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, и новый порядок проведения таких медосмотров (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н). С 1 сентября применяется новый профстандарт “Специалист в области охраны труда” (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2021 г. № 274н). Летом текущего года были утверждены новая форма и порядок подачи декларации соответствия труда государственным нормативным требованиям охраны труда – такие декларации, напомним, подаются работодателями в территориальные инспекции труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а также рабочих мест, условия труда на которых по результатам измерений вредных или опасных производственных факторов признаны оптимальными иди допустимыми. Применяться новые форма и порядок подачи декларации, а также порядок ведения реестра таких деклараций начнут с 1 марта следующего года (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 июня 2021 г. № 406н).

READ
Какие нестандартные периоды при расчете стажа

С этой же даты – 1 марта 2022 года – вступит в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ (далее – Закон № 311-ФЗ), которым корректируется целый ряд положений Трудового кодекса, регулирующих отношения в области охраны труда. Изменения предполагают не только систематизацию и уточнение существующих норм и понятий: подробно, например, расписываются полномочия Правительства РФ, федеральных и региональных органов власти в части государственного управления охраной труда, основные принципы обеспечения безопасности труда, уточняются определения таких понятий, как средство индивидуальной защиты и средство коллективной защиты, профессиональный риск, управление профессиональными рисками и т. д., – но и закрепление в ТК РФ новых требований в сфере охраны труда. Рассмотрим наиболее интересные из этих нововведений, опираясь на комментарии, который дал в ходе одного из онлайн-семинаров, проводимых компанией “Гарант”, заместитель руководителя Роструда Иван Шкловец.

Обязанности работодателей и работников

Безопасность на рабочих местах зависит не только от работодателей, но и от того, соблюдают ли работники требования в области охраны труда – соответствующая их обязанность закреплена в ч. 2 ст. 21 ТК РФ. С целью обеспечения выполнения работниками этой обязанности кодекс дополняется корреспондирующим правом работодателя требовать от работников соблюдения требований охраны труда (абз. 5 ч. 1 ст. 22 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Для того чтобы реализовать данное право на практике и иметь возможность привлекать работников к дисциплинарной ответственности в случае несоблюдения этих требований, соответствующую обязанность, по мнению Ивана Шкловца, нужно прямо прописывать либо в трудовых договорах, либо в локальных нормативных актах, например в правилах внутреннего трудового распорядка.

Примером несоблюдения требований охраны труда является неприменение работниками выданных им средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые должны в обязательном порядке использоваться при выполнении работ с вредными или опасными условиями труда и работ в особых температурных условиях. С 1 марта следующего года такие действия будут являться основанием для отстранения работников от работы без сохранения заработной платы (ч. 1 ст. 76 ТК РФ дополняется соответствующим абз. 6; в настоящее время отстраняться от работы по причине неиспользования СИЗ могут только лица, занятые на подземных работах, – в соответствии со ст. 330.4 ТК РФ). При этом стоит иметь в виду, что такое отстранение будет возможно, только если работодатель выполнил свою обязанность по обеспечению работников СИЗ. В случае, когда такие средства работникам не предоставлены, работодатель не вправе требовать от них исполнения трудовых обязанностей – в данной ситуации должен вводиться простой по вине работодателя, который оплачивается в размере среднего заработка работника (ст. 216.1 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). На это следует обратить особое внимание, потому что по общему правилу за период простоя по вине работодателя работникам выплачивается, как правило, не весь заработок, а 2/3 от него (ст. 157 ТК РФ).

Стоит также отметить, что изменяется и сам порядок обеспечения работников СИЗ. Сейчас работодатели руководствуются типовыми нормами выдачи СИЗ (они утверждены для конкретных отраслей экономики и производств) и смывающих или обезвреживающих средств – сразу следует подчеркнуть, что право использовать эти типовые нормы сохраняется до 31 декабря 2024 года (ч. 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ установлен соответствующий переходный период). По новым же правилам работодателям нужно будет самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи таких средств, руководствуясь правилами обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, а также едиными типовыми нормами выдачи таких средств, которые предстоит утвердить Минтруду России (ст. 221 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).

Узнайте последние изменения в правовом регулировании трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.

READ
Можно выйти по УДО через полсрока за разбой?

Таким образом, каждому работодателю нужно будет издать локальный нормативный акт, предусматривающий порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами. Причем, что также немаловажно, – обязательно с учетом результатов специальной оценки условий труда. “Если возникают такие ситуации, когда спецоценка еще не проведена: создается новая компания или же в компании создаются новые рабочие места, и мы на эти новые рабочие места принимаем работников, мы должны определить, какие условия труда на них возникают. Если раньше работодатели могли спокойно пользоваться различными перечнями должностей работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, и обеспечивать их СИЗ до проведения спецоценки, то новая ст. 221 ТК РФ жестко привязывает необходимость обеспечения СИЗ к результатам спецоценки. Это означает, что спецоценку нужно проводить как можно быстрее, и только непосредственно по ее результатам, если выявлены вредные факторы: условия труда относятся к 3 или 4 классу, – работодатель обязан обеспечить таких работников СИЗ”, – пояснил Иван Шкловец.

Важнейшее нововведение касается опасных условий труда: с 1 марта 2022 года вводится запрет на работу в таких условиях (ТК РФ дополняется соответствующей ст. 214.1). У работодателя появится обязанность приостанавливать работы на рабочих местах, условия труда на которых отнесены по результатам спецоценки к 4 – опасному – классу (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”). В период такой приостановки работники либо не будут работать, средний заработок за ними при этом должен сохраняться, либо могут переводиться на другую работу с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе (по правилам ст. 216.1 ТК РФ). Срок приостановки будет зависеть от того, как быстро работодатель сможет устранить основания, послужившие установлению опасного класса условий труда. Их устранение должно будет осуществляться на основе специально разработанного и утвержденного плана мероприятий, копию которого работодатель будет обязан направить в территориальную инспекцию труда.

После реализации запланированных мероприятий должна будет проводиться внеплановая спецоценка условий труда на признанных опасными рабочих местах. Если ее результаты подтвердят снижение класса условий труда, работа сможет возобновиться. Если же снизить класс условий труда работодателю не удалось, он должен будет предложить работникам другую работу, так как эти рабочие места ликвидируются, а соответствующие должности сокращаются, подчеркнул Иван Шкловец. В связи с этим руководитель Роструда советует всем работодателям, у которых есть рабочие места с опасными условиями труда, уже сейчас провести необходимые для снижения класса опасности мероприятия, чтобы спокойно работать после 1 марта 2022 года.

Следует иметь в виду, что под запрет на работу в опасных условиях труда не будут подпадать работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, и еще некоторые виды работ – в соответствии с перечнем, который утвердит Правительство РФ.

Помимо обязанности обеспечивать проведение спецоценки условий труда, у работодателя появится также прямая обязанность организовать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Соответствующее требование не является новым, указание на необходимость реализации таких мероприятий по управлению профессиональными рисками содержится в п. 33-39 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. № 438н). Однако на практике, по статистике Роструда, большинство работодателей это требование не исполняют, что регулярно выявляется инспекциями труда. Вероятно, обновленные положения ТК РФ, прямо устанавливающие, с одной стороны, обязанность работодателя вести системную работу по управлению профессиональными рисками, с другой – дающие более детальное представление о том, что такое опасности и профессиональные риски и как они должны выявляться (ст. 209, ст. 218 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ), помогут работодателям наладить соответствующие процессы. В связи с этим скорейшее принятие подзаконных актов, регулирующих эти вопросы, – Минтруд России должен будет утвердить рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, а также рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению, – представляется крайне важным.

Отдельного внимания заслуживает новая норма, закрепляющая обязанность работодателя, который намерен производить работы или оказывать услуги на территории, находящейся под контролем другого работодателя, заблаговременно согласовывать с последним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников на соответствующей территории (ч. 4 ст. 214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). В настоящее время, как отметил Иван Шкловец, организовать контроль за безопасным ведением работ несколькими работодателями на одной территории, например, когда несколько подрядных организаций работают на одной строительной площадке, крайне затруднительно, а в некоторых случаях такой контроль и вовсе отсутствует, и это сильно влияет на уровень производственного травматизма – в сфере строительства он очень высок. Введение обязанности работодателей согласовывать друг с другом и реализовывать мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников – примерный перечень таких мероприятий будет утвержден Минтрудом России – призвано исправить эту ситуацию.

READ
Налоговый вычет на обучение в автошколе 2022

Производственный травматизм и профессиональные заболевания

С 1 марта 2022 года в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, закрепляется понятие микроповреждение (микротравма). Под микротравмами предлагается понимать ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения работников и иных участвующих в производственной деятельности работодателя лиц, полученные ими при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Начиная с указанной даты работодатели будут обязаны осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к получению работниками микротравм. Основанием для производства таких действий будет являться обращение пострадавшего лица к своему руководителю или непосредственно к работодателю.

Введение обязанности работодателей по ведению учета микротравм позволит, по мнению Ивана Шкловца, искоренить практику игнорирования работодателями фактов получения работниками микроповреждений, что впоследствии может приводить к их более серьезному травмированию. Каким образом должен будет осуществляться такой учет, станет понятно после утверждения Минтрудом России соответствующих рекомендаций.

Новые права работодателей в сфере охраны труда

В настоящее время многие работодатели используют системы видеозаписи или иной фиксации производственного процесса – это возможно, как напомнил заместитель руководителя Роструда, при соблюдении двух условий:

  • порядок использования таких систем утвержден локальным нормативным актом работодателя, с которым ознакомлены все работники;
  • при организации наблюдения за работниками соблюдается их право на неприкосновенность частной жизни – фиксируются только обстоятельства, связанные с выполнением ими трудовых функций.

Теперь такая возможность будет закреплена непосредственно в кодексе – согласно новой ст. 214.2 ТК РФ работодатель вправе использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, оборудование и различные системы, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, и хранить полученную информацию. Данные системы, помимо осуществления контроля за безопасностью рабочих процессов, могут использоваться также для обеспечения взаимодействия с инспекциями труда – работодатели вправе предоставить им дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ. Несмотря на то что это является именно правом, а не обязанностью работодателя, Иван Шкловец рекомендует этим правом пользоваться, поскольку на период осуществления такого мониторинга компания может быть освобождена от проведения плановых мероприятий в соответствии с новыми правилами осуществления государственного контроля (ст. 74, ст. 96 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”).

Кроме того, прямо прописывается в ст. 214.2 ТК РФ и право работодателей на ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде и предоставление дистанционного доступа к соответствующим базам инспекциям труда, что также можно рассматривать как упрощение процесса взаимодействия с контролирующими органами.

Если попытаться в целом охарактеризовать планомерно ведущуюся корректировку правил по охране труда, можно констатировать, что она направлена на повышение самостоятельности работодателей (путем введения, например, права на самообследование (подп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 311-ФЗ)), закрепление приоритета профилактических мер по обеспечению безопасных условий труда и предотвращению производственного травматизма, а также на стимулирование работодателей к реализации этих мер.

Поэтому всем работодателям уже сейчас следует внимательно изучить новую редакцию раздела X ТК РФ, с тем чтобы иметь возможность оперативно привести свои системы управления охраной труда в соответствие с новыми требования после утверждения необходимых подзаконных актов и обеспечить себе большую самостоятельность в этой области.

Изменения по охране труда с 1 марта 2022 года

Одна из наиболее важных обязанностей компании — обеспечение персонала безопасными условиями трудовой деятельности.

В 2022 году планируются существенные корректировки нормативно-правовой базы, на основании которой регламентируются взаимоотношения в сфере охраны труда. К примеру, с апреля начнет применяться скорректированный список вредных и опасных производственных факторов и работ, при которых непременно нужны медосмотры. С сентября будет использоваться новый профстандарт «Специалист в области охраны труда».

Кроме того, нужно учесть, что в 2021 году были регламентированы новая форма и правила сдачи декларации соответствия труда госнормам по охране труда. Это нужно учитывать с марта 2022 года. Также с марта будет действовать Закон от 02.07.2021 г. № 311-ФЗ, на основании которого внесли корректировки в некоторые нормы Трудового кодекса, регулирующие вопросы охраны труда.

Обязанности работодателей и сотрудников

За безопасность на рабочих местах отвечают не только работодатели, но и сами сотрудники — они должны соблюдать требования по охране труда. Это их обязанность, которая указана в ч. 2 ст. 21 ТК. Для обеспечения выполнения сотрудниками этой обязанности в кодекс внесли изменения, согласно которым у работодателя появляется право требовать от сотрудников соблюдения требований охраны труда (абз. 5 ч. 1 ст. 22 ТК в ред. Закона № 311-ФЗ).

Для реализации этого права и наличия у работодателя возможности привлекать сотрудников к дисциплинарным взысканиям из-за несоблюдения указанных требований, эту обязанность требуется фиксировать в трудовых договорах или внутренней документации компании.

READ
Социальный контракт для многодетных и малоимущих

Охрана труда в 2022г.: возможности и лучшие практики

  • Специальная оценка условий труда по 426-ФЗ;
  • Медицинские осмотры по приказу №29н;
  • Система комплексного управления охраной труда;
  • Подрядчики – оценка и контроль деятельности.

Например, несоблюдение требований охраны труда — это неприменение сотрудниками средств индивидуальной защиты (СИЗ), выданных им для осуществления вредной или опасной работы. С 1 марта 2022 года такие действия будут считаться основанием для того, чтобы работодатель мог отстранить сотрудника от работы без сохранения зарплаты (ч. 1 ст. 76 ТК дополняется абз. 6). В настоящий момент отстранить из-за неиспользования СИЗ можно лишь тех сотрудников, которые трудятся на подземных работах (ст. 330.4 ТК).

Нужно учесть, что это отстранение можно осуществлять, если работодатель выполнил обязанность по обеспечению сотрудников СИЗ. Если средства не были выданы работнику, то работодатель не вправе требовать от него выполнять трудовые обязанности. В такой ситуации объявляется простой по вине работодателя, и он оплачивается в размере среднего заработка сотрудника (ст. 216.1 ТК в ред. Закона № 311-ФЗ). Этот момент важен, поскольку по общему правилу простой по вине работодателя оплачивается на основании ⅔ среднего заработка (ст. 157 ТК).

Кроме того, в 2022 году меняется сам порядок обеспечения сотрудников СИЗ. Ранее работодатели ориентировались на типовые нормы выдачи таких средств (утверждались отдельно по каждой отрасли экономики или производству), а также смывающих и обеззараживающих средств — право применять эти типовые нормы сохраняется до конца 2024 года (на основании ч. 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ определен переходный период). По обновленным правилам работодатели должны сами определять нормы бесплатной выдачи этих средств, ориентируясь на правила обеспечения сотрудников СИЗ и смывающими средствами и типовые нормы выдачи этих средств (ст. 221 ТК в ред. Закона № 311-ФЗ).

Соответственно, работодатель должен издать внутренний документ, которым предусматривается порядок обеспечения сотрудников СИЗ и смывающими средствами. При этом обязательно нужно учитывать результаты спецоценки условий труда.

При возникновении ситуации, когда СОУТ еще не проведена, к примеру, компания только создана или в ней формируются новые рабочие места, работодатель должен установить, какие условия труда на них возникают. Ранее компании могли использовать перечни должностей сотрудников, работающих во вредных и опасных условиях и обеспечивать их СИЗ до проведения СОУТ. На основании новой ст. 221 ТК у работодателей появилась жесткая привязка необходимости обеспечить СИЗ к результатам СОУТ. Соответственно, спецоценку нужно провести как можно быстрее, и лишь по ее результатам при выявлении вредных факторов (3 или 4 класс) работодатель обеспечивает этих сотрудников СИЗ.

С 1 марта 2022 года будет введен запрет на работу в опасных условиях (ТК дополнена ст. 214.1). Работодатель будет обязан остановить работу на тех местах, условия работы на которых относятся по результатам СОУТ к 4 классу опасности (с. 5 ст. 14 Закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ). В период этой приостановки сотрудники либо не работают (средний заработок за ними сохраняется), либо переводятся на другую работу (оплата не ниже среднего заработка по прежней работе), о чем указано в ст. 216.1 ТК. Срок приостановки работы зависит от того, как быстро компания устранит основания, из-за которых установили опасный класс условий труда. Устранение проводится на основании специального плана мероприятий, копию которого работодатель направляет в территориальную инспекцию по труду.

После проведения указанных мероприятий проводится внеплановая СОУТ на признанных опасными рабочих местах. Если ее результаты подтверждают снижение класса условий труда, работу можно возобновлять. Если класс условий труда не снизился, работодатель должен предложить сотрудникам другую работу, поскольку эти рабочие места ликвидируются, а должности сокращаются. Специалисты рекомендуют работодателям до марта 2022 года провести мероприятия, чтобы снизить класс опасности рабочих места.

Под запрет на работу в опасных условиях труда не подпадают работы, которые связаны с предотвращением или устранением последствий ЧС, и некоторые другие работы, перечень которых утверждает Правительство РФ.

Работодатель обязан не только обеспечить проведение СОУТ, но также организовать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК в ред. Закона № 311-ФЗ). Это требование не новое — указание о необходимости проводить мероприятия по управление профессиональными рисками имеется в п. 33-39 Положения о системе управления охраной труда, регламентированное Приказом Минтруда от 19.08.2016 г. № 438н. Но на практике многие работодатели не выполняют это требование, что периодически выявляют инспекторы по труду. Планируется, что корректировки Трудового кодекса, устанавливающие обязанность работодателя систематически управлять производственными рисками и детально представляющие, что это такое и как риски должны выявляться (ст. 209, ст. 218 ТК в ред. Закона № 311-ФЗ), помогут работодателям настроить соответствующие процессы.

Кроме того, введена новая норма, на основании которой закреплена обязанность работодателя, производящего работы или оказывающего услуги на территории, подконтрольной другому работодателю, заблаговременно согласовывать с ним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья сотрудников на этой территории (ч. 4 ст. 214 ТК в ред. Закона № 311-ФЗ).

READ
Доля в квартире: решение вопроса через суд

Производственный травматизм и профзаболевания

С 1 марта 2022 года в Трудовом кодексе будет закреплено понятие микроповреждения (микротравмы), под которой будут пониматься ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и иные повреждения сотрудников и иных лиц, участвующих в производственном процессе, при выполнении трудовых обязанностей или работ по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК в ред. Закона № 311-ФЗ). С этой даты работодатели должны вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, повлекшие за собой получение сотрудниками микротравм. Основанием для осуществления этих действий является обращение пострадавшего лица к своему руководителю или к самому работодателю.

Ведение учета микротравм даст возможность устранить практику игнорирования работодателями фактов получения сотрудниками микроповреждений, что впоследствии может стать причиной более серьезного травмирования.

Новые права работодателей в сфере охраны труда

Ранее работодатели могли использовать системы видеозаписи и иной фиксации производственного процесса, но при соблюдении таких условий:

  • порядок применения этих систем регламентирован локальной документацией работодателя, и с ней ознакомлены все сотрудники;
  • при организации наблюдения за сотрудниками соблюдаются их права на неприкосновенность частной жизни, т.е. фиксируются лишь те обстоятельства, которые связаны с выполнением трудовых функций.

Теперь эта возможность будет закреплена в новой ст. 214.2 ТК, согласно которой работодатель имеет право использовать для контроля за безопасностью устройства, оборудование и системы, которые обеспечивают дистанционную видео-, аудио- и иную фиксацию производственных процессов, и хранить полученные сведения.

Эти системы необходимы не только для контроля безопасности производственных процессов, но также для обеспечения взаимодействия с трудовой инспекцией — работодатели имеют право предоставить инспекторам удаленный доступ к наблюдению за безопасным производством работ.

Указанный момент по предоставлению доступа — право, а не обязанность работодателя. Специалисты рекомендуют все же воспользоваться им, поскольку на период проведения такого мониторинга работодатели освобождаются от проведения плановых мероприятий согласно новым правилам проведения государственного контроля (ст. 74, 96 Закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ).

Также в ст. 214.2 ТК прямо указывается право работодателей вести документооборот в области охраны труда в электронном виде и представлять удаленный доступ к соответствующим информационным базам сотрудникам трудовой инспекции.

При рассмотрении корректировок, связанных с охраной труда, можно говорить о том, что они направлены на повышение самостоятельности работодателей, закрепление приоритета профилактических мер по обеспечению безопасных условий труда и предотвращению производственного травматизма, а также на стимулирование работодателей к реализации указанных мер.

Требования по охране труда: что изменится с 2022 года?

C 1 марта 2022 года все работодатели, в том числе учреждения здравоохранения, не только обязаны соблюдать требования по охране труда (ОТ), но и вправе требовать это от своих работников. Данное право работодателя зафиксировано в ст. 22 ТК РФ в редакции Федерального Закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ , которым также в разд. Х ТК РФ «Охрана труда» были внесены существенные поправки. Их и проанализируем в материале.

Масштабные поправки в ТК РФ

Законом № 311-ФЗ изменена структура разд. Х ТК РФ «Охрана труда». В частности, заново переписаны положения нескольких глав, которые регламентируют сферу ОТ. Суть внесенных поправок, обусловленных в том числе правоприменительной практикой, заключается в следующем:

1. Уточнены права и обязанности субъектов трудовых отношений (работодателя и работников), а также структурированы основные процедуры управления охраной труда у работодателя (в частности, определен порядок осуществления деятельности созданных у работодателя служб по ОТ).

2. Установлен запрет на работу в опасных условиях труда. Данный запрет может быть введен по результатам СОУТ (если условия труда на рабочих местах будут отнесены к опасному классу). Возобновить деятельность на таких рабочих местах работодатель сможет только по результатам внеплановой СОУТ, которая подтвердит снижение класса условий труда. Процедура установления и снятия запрета на работу в опасных условиях труда определена положениями новой ст. 214.1 ТК РФ.

3. Регламентирован механизм управления профессиональными рисками. Этому вопросу посвящена новая ст. 218 ТК РФ.

4. Модернизирован подход к реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии (должности) работника, занятого на конкретном рабочем месте (так называемого списочного подхода к обеспечению СИЗ), к обеспечению СИЗ в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. Эти правила прописаны в новой редакции ст. 221 ТК РФ.

5. Усовершенствована процедура расследования и учета несчастных случаев на производстве, в том числе с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм) (новая редакция ст. 227 ТК РФ).

При этом базовые принципы в области ОТ, которые заложены в действующей редакции Трудового кодекса, остались неизменными.

READ
Образец приказа об увольнении за пьянку

Цели, задачи и механизмы государственного управления охраной труда

Изменено название гл. 34 ТК РФ на «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда».

В ней раскрыто понятие «государственное управление охраной труда» (см. ст. 211 ТК РФ), а также разграничены полномочия в этой области между Правительством РФ, федеральными и региональными исполнительными органами власти в сфере охраны труда (см. новые ст. 211.1 – 211.3 ТК РФ).

Кроме того, Законом № 311-ФЗ скорректированы общие принципы установления национальных стандартов безопасности труда, а также государственных нормативных требований охраны труда, утверждаемых уполномоченными органами власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (новая ст. 212 ТК РФ). Также определен порядок проведения государственной экспертизы условий труда (новая ст. 213 ТК РФ).

Заметим: некоторые из перечисленных вопросов частично уже были урегулированы положениями действующих сейчас ст. 211, 216 и 216.1 ТК РФ. Внесенными поправками существующие правила уточнены и дополнены.

Основные принципы обеспечения безопасности труда

Два основных принципа обеспечения безопасности труда сформулированы в новой ст. 209.1 ТК РФ:

1) предупреждение и профилактика опасностей . Работодатель должен систематически осуществлять мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. Полный перечень данных мероприятий приведен в новой редакции ч. 3 ст. 225 ТК РФ;

2) минимизация повреждения здоровья работников . Работодатель должен принять меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий профессиональных рисков.

Новые и старые понятия

На основании ст. 209 ТК РФ рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Законом № 311-ФЗ внесены уточнения, что общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Законом № 311-ФЗ введен новый термин «опасность» – это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, Законом № 311-ФЗ конкретизированы следующие понятия:

«профессиональный риск» – это вероятность причинения вреда не только здоровью работника, но и его жизни;

«управление профессиональными рисками» – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления ОТ и включающих в себя меры не только по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (что было раньше), а в перспективе – по недопущению повышения их уровней (в связи с этим на работодателя налагается обязанность проводить мониторинг и пересматривать выявленные ранее риски);

«требования охраны труда» – это совокупность требований, установленных государством и локальными нормативными актами работодателя (в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда) (прежде работодатель был ограничен в части установления правил по ОТ).

Права и обязанности работодателя: что изменилось?

Права работодателя

Права работодателей в области ОТ установлены положениями новой ст. 214.2 ТК РФ. В ней, в частности, сказано, что работодатели вправе:

контролировать безопасность работ с помощью оборудования для дистанционной видео-, аудиозаписи производственных процессов (и обеспечивать хранение полученной при помощи такого оборудования информации);

предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ (а также к базам электронных документов) надзорным органам, которые наделены полномочиями на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства (то есть инспекциям по труду).

Обязанности работодателя

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, как и прежде, возлагаются на работодателя. Теперь они будут прописаны в новой ст. 214 ТК РФ (в действующей редакции – ст. 212 ТК РФ). В этой статьей также указано, что работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Перечень обязанностей работодателя в области охраны труда довольно обширный. Как и раньше, он должен обеспечить :

создание и функционирование системы управления ОТ (примерное положение о системе управления ОТ будет утверждено дополнительно, что следует из новой редакции ст. 217 ТК РФ);

соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям ОТ;

систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;

реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков вновь организованных рабочих мест;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение за счет собственных средств и выдачу СИЗ и смывающих средств (отвечающих требованиям законодательства) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

READ
Прямое возмещение убытков по ОСАГО

оснащение средствами коллективной защиты;

обучение охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за соблюдением работниками требований ОТ, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;

Со следующего года этот перечень в ст. 214 ТК РФ пополнится новыми обязанностями, в их числе:

приостановление работы в случае возникновении угрозы жизни и здоровью работников и эксплуатации зданий и оборудования – до устранения этой угрозы;

создание подходящих условий труда при приеме на работу инвалида или при признании таковым штатного сотрудника;

согласование с другим работодателем мероприятия по предотвращению травматизма при проведении работ на территории, подконтрольной этому работодателю.

Кроме того, новая ст. 216.2 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность незамедлительно проинформировать работника об отнесении условий труда на его рабочем месте по результатам СОУТ к опасному классу.

Права и обязанности работника: что изменилось?

Права работника

Перечень прав работника в области ОТ приведен в ст. 216 ТК РФ. В частности, работнику предоставляется право:

получать информацию об условиях и ОТ от работодателя и соответствующих государственных органов (новая ст. 216.2 ТК РФ);

отказываться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований ОТ до устранения такой опасности либо от выполнения не предусмотренных трудовым договором работ с вредными и (или) опасными условиями труда. В новой ст. 216.1 ТК РФ сказано, что такой отказ не влечет за собой дисциплинарную ответственность для работника.

Также в ст. 216 ТК РФ закреплены гарантии обеспечения права работника на санитарно-бытовое обслуживание (как должны обеспечиваться эти гарантии, установлено новой ст. 216.3 ТК РФ), права на внеочередной медосмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за работником места работы (должности) и средней заработной платы (среднего заработка) на время прохождения медосмотра.

Заметим: сами положения ст. 220 ТК РФ, посвященной медосмотрам (сейчас это ст. 213 ТК РФ), существенно изменились. Основная новация заключается в том, что вредные и (или) опасные производственные факторы и виды работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры работников, будут определяться совместно Минтрудом, Минздравом и Роспотребнадзором.

Обратите внимание: новой ст. 216.1 ТК РФ определено, что государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Обязанности работника

Обязанности работника в области ОТ перечислены в ст. 215 ТК РФ (сейчас – ст. 214 ТК РФ). Как и раньше, работник обязан:

соблюдать требования ОТ и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ (требования к обучению определены ст. 219 ТК РФ);

проходить обязательные (предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности)) медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, и (или) в соответствии с медицинскими рекомендациями;

незамедлительно извещать руководство о возникновении ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей.

Дополнительно к ним работнику теперь вменена обязанность по правильному использованию оборудования и слежению за его исправностью в пределах выполнения им трудовой функции, а также по правильному использованию сырья и материалов, применению технологии .

Порядок обучения в области охраны труда

Порядок обучения в данной области будет определен ст. 219 ТК РФ (сейчас – ст. 225 ТК РФ).

Как и раньше, работники (в том числе руководители организаций) обязаны проходить обучение по ОТ и проверку знания требований в этой области. Но уточняется, что обучение по ОТ предусматривает получение знаний, умений и навыков в ходе:

инструктажей по охране труда;

стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников);

обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;

обучения по использованию (применению) СИЗ;

обучения по ОТ у работодателя, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организациях, обучающих в области охраны труда.

Порядок обучения и проверки знания требований охраны труда, а также требования к организациям, обучающим в области охраны труда, будут установлены дополнительно Правительством РФ.

Микроповреждения и микротравмы

Согласно ст. 226 ТК РФ под микроповреждениями (микротравмами) понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (их перечень приведен в ч. 2 ст. 227 ТК РФ), при выполнении (осуществлении) ими:

какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя);

иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Главный определяющий критерий – такие повреждения не должны повлечь за собой расстройство здоровья работникам или наступление его временной нетрудоспособности.

READ
Образец мирового соглашения о разделе имущества супругов

При этом работодатель должен будет самостоятельно учитывать и рассматривать обстоятельства и причины, приведшие к возникновению у работников микроповреждений (микротравм). Заметим: в ст. 226 ТК РФ прямо не говорится об обязанности работодателя вести учет микроповреждений (микротравм), однако исходя из ее положений организация и ведение такого учета все же являются обязанностями работодателя, пренебрегать которыми не следует.

Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего к своему непосредственному или вышестоящему руководителю , работодателю (его представителю).

Рекомендации для работодателей по учету микроповреждений (микротравм) работников будут утверждены дополнительно.

Расследование и учет несчастных случаев

Несчастными случаями согласно ч. 1 ст. 227 ТК РФ признаются телесные повреждения (травмы), тепловой удар, ожог, обморожение, отравление, поражение электрическим током, повреждения вследствие аварий, стихийных бедствий и иные повреждения здоровья, повлекшие за собой временную или стойкую утрату работниками трудоспособности либо смерть пострадавших.

Расследованию подлежат те несчастные случаи, которые произошли в том числе:

в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;

при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем, либо на личном транспортном средстве в случае его использования в служебных целях по распоряжению работодателя или по соглашению сторон трудового договора;

при следовании к месту служебной командировки и обратно;

во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте;

при следовании по распоряжению работодателя к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком.

Алгоритм действий работодателя при произошедших несчастных случаях, а также процедура оформления результатов расследований этих случаев, как и раньше, регламентированы ст. 228, 228.1. 229, 229.1 – 229.3, 230, 230.1, 231 ТК РФ. Сами положения статей изложены в новой редакции, хотя и носят скорее технический или уточняющий характер.

Заметим, что есть несколько нововведений, на которые необходимо обратить внимание:

1) о произошедшем групповом (тяжком) несчастном случае (или случае со смертельным исходом) работодатель должен известить федеральный орган исполнительной власти, которому он подведомственен (новая ст. 228.1 ТК РФ);

2) уточнены сроки проведения расследований несчастных случаев – теперь это 3 и 15 календарных дней (новая ст. 229.1 ТК РФ).

В заключение добавим, что Законом № 311-ФЗ также были:

определены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда (ст. 211, 211.1 – 211.3 ТК РФ);

внесены изменения в государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда, в порядок осуществления государственной экспертизы условий труда (ст. 212, 213 ТК РФ);

введен порядок соответствия зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 213.1 ТК РФ);

регламентированы особенности управления профессиональными рисками на рабочих местах (ст. 218 ТК РФ).

СОУТ (специальная оценка условий труда)

СОУТ (специальная оценка условий труда)

При участии Юлия Бусыгина

Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. За отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.

Что такое специальная оценка условий труда

Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).

Существует четыре класса риска:

  1. Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  2. Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
  3. Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
  4. Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.

Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам. Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ). Для классов 3.0 и 4.0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки (ст. 147 ТК РФ). Есть и другие льготы.

READ
Выплаты неработающим пенсионерам, кроме пенсии

Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест

Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.

Кто может не проводить оценку условий труда

СОУТ не является обязательной для следующих категорий:

  • организаций и ИП, не заключивших ни одного трудового договора;
  • работодателей — физических лиц без статуса ИП;
  • работодателей — религиозных организаций.

Все без исключения работодатели вправе отказаться от СОУТ в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3 Закона о СОУТ).

ВНИМАНИЕ. Вакантные места не подпадают под спецоценку. Дело в том, что при отсутствии сотрудников проанализировать условия их труда невозможно.

Кто проводит специальную оценку условий труда

СОУТ проводится силами специализированной сторонней компании при участии комиссии, созданной работодателем.

В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда (см. «Как стать специалистом по охране труда»). Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель.

Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям:

  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ

Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная.

СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.

Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв. приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).

Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв. приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н). В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми. Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.

Сроки и периодичность проведения СОУТ

Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.

Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? Если не случится несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, и инспекторы не обнаружат нарушений в сфере охраны труда — повторную спецоценку делать не нужно. И только при наступлении одного из указанных событий необходимо провести внеплановую СОУТ и вновь подать декларацию (см. «Декларацию спецоценки условий труда сделали бессрочной»).

ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2021 году

Начиная с 2019 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:

  • на руководителя организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на организацию — от 60 000 до 80 000 руб.;
  • на ИП — от 5 000 до 10 000 руб.

Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель. Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см. « Изменен порядок возмещения расходов на снижение травматизма и профзаболеваний »).

Ссылка на основную публикацию