Компенсация военнослужащим за травмы

Страховые выплаты военнослужащим при травме, инвалидности или гибели в 2022 году

Жизнь и здоровье каждого военнослужащего подлежит обязательному государственному страхованию. При получении травмы или иных повреждений, которые имеют отношение к исполнению служебных обязанностей, военнослужащие могут получить как денежные так и социальные гарантии. В статье рассмотрим как выплачиваются страховые выплаты военнослужащим при травме, инвалидности или гибели в 2022 году.

Законодательная база

Предоставление военнослужащим денежных и социальных гарантий регулируется следующими нормативными актами:

Кто может получить страховую выплату

На основании действующего законодательства получить страховые выплаты могут следующие категории граждан:

  • военнослужащие, которые пострадали при исполнении своих должностных функций;
  • супруги военнослужащих;
  • дети военнослужащих до 18 лет, в том числе опекаемые и усыновленные;
  • дети-инвалиды старше 18 лет, если их инвалидность наступила еще до наступления момента права на выплату;
  • дети до 23 лет, если они учатся на очном отделении;
  • иные близкие родственники военнослужащих.

Также к этому перечню относят и выгодоприобретателей, которых военнослужащий указал в своем договоре страхования. Если смерть выгодоприобретателя произошла после страхового случая, но до того, как было реализовано право на компенсацию, это право переходит к наследникам военнослужащего в порядке правопреемства (Читайте также статью ⇒ Обеспечение жильем сотрудников Росгвардии в 2022 году).

Перечень страховых случаев

Воинское подразделение, в котором служит застрахованный должно сообщить или самому военнослужащему или, в случае смерти, его близким о возникновении права на получение выплаты от государства. Это право возникает в случае наступления страхового случая. Перечень таких случаев, а также размер выплаты определяется действующим законодательством. Этот перечень включает в себя следующие случаи:

  • смерть, которая наступила при выполнении прямых обязанностей военнослужащего предполагает выплату в размере 2 млн. рублей жене и детям, либо родителям и иным родственникам погибшего;
  • смерть, которая наступила в течение 1 годе с момента увольнения военнослужащего в запас, при условии, что он получил на службе травму или увечье, которое привело к смерти – предполагается выплата 2 млн. рублей выгодоприобретателю, которого военнослужащий указал в договоре страхования;
  • инвалидность 1 группы, которая получена во время службы, либо в течение 1 года с момента увольнения, но при условии, что она явилась следствием исполнения своих прямых обязанностей – размер страховой выплаты составит 1,5 млн. рублей;
  • инвалидность 2 и 3 группы по одному из указанных оснований предполагает выплату от 500 тыс. до 1 млн. рублей;
  • травмы, в том числе контузия, перелом, ранение и т.д., которые наступили в момент исполнения обязанностей дают право на страховую выплату военнослужащему 200 тыс. рублей.

Кроме того, в договоре страхования могут дополнительно предусматриваться и иные основания для выплат. К таким основаниям могут относиться болезни, травмы, которые повлекли вред здоровью. В иных случаях выплата предусматривается даже в случае самоубийства, вне зависимости от того, каков срок выслуги. При этом следует помнить, что травма, которая привела к легкому нанесению вреда здоровью не подразумевает выплату страховых денег.

Размер страховой выплаты в 2022 году

В 2022 году изменений в размерах выплат военнослужащим не произошло, страховые выплаты будут такими же, как в предыдущем году. При этом размер выплаты не зависит от того, сколько составляет выслуга военнослужащего, а также имеются ли у него особые заслуги перед отечеством.

Как получить страховую выплату военнослужащим

Для получения страховой выплаты обратиться нужно в воинское подразделение, в котором находится личное дело военнослужащего. Таким образом, с заявлением нужно обратиться в:

  • военкомат;
  • войсковую часть.

Важно! Если военная часть упразднена, то обратиться нужно будет через организацию-правопреемника в страховую компанию. Если такой организации нет, то обратиться нужно в военкомат в соответствии с местом проживания.

Документы, необходимые для получения страховой выплаты

При обращении военнослужащему (его родственникам) необходимо подать заявление и следующие документы:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающие наступление страхового случая, которое заверяется командиром воинского подразделения;
  • справка о группе инвалидности, если она установлена.
READ
Отказ от ремонта по гарантии

В случае смерти военнослужащего дополнительно потребуется:

  • свидетельство о смерти или справку;
  • заключение врачебной комиссии о наличии связи между смертью военнослужащего и выполнением служебных обязанностей;
  • рапорт командования о том, что военнослужащего исключили из перечня личного состава;
  • документ, который подтверждает родственную связь с умершим.

Если умирает и военнослужащий и выгодоприобретатель, указанный в договоре, то предоставить потребуется документы о родстве с каждым из них.

Все документы в страховую компанию передаются как копии, заверяет которые руководство воинской части.

По заявлению выгодоприобретателя командование воинской части самостоятельно могут предоставлять справки о страховых случаях, которые наступили в период службы или сборов. Предоставить они могут сведения о следующих событиях:

  • смерти;
  • инвалидности;
  • травме, контузии;
  • нанесению вреда здоровью, смерти в период сборов;
  • непригодности (ограниченной пригодности), которая явилась следствием травмы или болезни, имевшей место в период службы или сборов.

Важно! В определенных случаях перечень сведения могут дополняться рапортом о смерти офицера, а также документами о расследовании (служебном, административном или уголовном).

Сроки выплаты по страховым случаям

Страховая компания должна выплатить страховые средства не позднее 15 дней с момента получения документов. Если будет задержка выплаты, то страховая компания обязана будет выплатить неустойку, размер которой составляет 1% от суммы, положенной к выплате.

Может ли страховая компания отказать в страховых выплатах

Страховая компания может отказать военнослужащему в страховой выплате в случае, если страховой случай:

  • произошел в результате противоправных действий военнослужащего;
  • наступил в момент нахождения военнослужащего в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения;
  • явился следствием причинения вреда здоровью умышленно, но это должно быть доказано в суде.

Отказ в страховой выплате должен предоставляться в письменном виде, который подписывается руководителем и содержит причину отказа, а также возможность устранения причин и их обжалование (Читайте также статью ⇒ Ежемесячная денежная выплата ветеранам труда).

Порядок оформления страховой выплаты

Важно! Страховые выплаты можно получить только в пределах РФ.

Способ получения страховой выплаты будет зависеть от условий страхового договора. Выплату можно получить:

  • одной суммой (единовременно), либо частями;
  • наличными или по безналу.

Порядок оформления выплаты в первую очередь предполагает сбор документов, но стоит помнить, что основную их часть воинская часть подготовит самостоятельно. Для подготовки необходимых справок частью потребуется подать заявление либо самому военнослужащему, либо его родственникам.

После подготовки документов командование направит их в страхую компанию, где рассматриваться они будут около двух недель.

Если при проверке документов обнаружится недостоверная информация или ошибки, то документы будут возвращены вместе в письмом, в котором будет указываться причина возврата. При устранении допущенных ошибок происходит выплата страховки, размер которой будет зависеть от наступившего страхового случая. Обычно перечисления происходит в течение 1-2 дней с момента окончания срока рассмотрения. Если выплата будет задерживаться, то страховая компания должна будет уплачивать неустойку, размер которой составляет 1% от общей суммы выплаты.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: куда обращаться при отказе в страховой выплате?

Ответ: В случае отказа в выплате, обжаловать решение страховой можно в суде. Но прежде, чем обратиться в суд потребуется сначала постараться урегулировать вопрос в добровольном порядке. Для этого в страховую компанию следует направить требование о выплате, в котором также указывается детальное обоснование о ее необходимости.

READ
Уведомление о расторжении договора: порядок, образцы

Страховые гарантии, возмещение вреда

Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации с Акционерным обществом «Страховое общество газовой промышленности» (АО «СОГАЗ») заключён государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации в 2018-2022 годах от 24 апреля 2018 г. № 0195400000218000042.

Действие контракта распространяется на страховые случаи, произошедшие с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно.

  • в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы (службы) либо до истечения одного года после увольнения с военной службы (со службы) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (службы) – 2 562 112 рублей 32 копейки выгодоприобретателям в равных долях;
  • в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы (службы) либо до истечения одного года после увольнения с военной службы (со службы) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (службы):
    • инвалиду I группы – 1 921 584 рублей 25 копеек;
    • инвалиду II группы – 1 281 056 рублей 16 копеек;
    • инвалиду III группы – 640 528 рублей 09 копеек;

    Подробнее о страховых случаях, документах необходимых для получения страховой выплаты, порядке осуществления страховой выплаты и контактах страховой компании, изложено в «Памятке застрахованному лицу по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья личного состава войск национальной гвардии Российской Федерации».

    К числу пособий, выплачиваемых при повреждении здоровья в результате военной травмы, относится единовременное пособие, предусмотренное, при увольнении военнослужащего (сотрудника) с военной службы (службы), в связи с признанием его негодным к военной службе (службе) вследствие военной травмы, в размере 2 463 569 рублей.

    Пособие установлено и для членов семьи погибшего вследствие военной травмы военнослужащего (сотрудника). В случае гибели (смерти) военнослу-жащего (сотрудника), наступившей при исполнении им обязанностей военной службы (выполнении обязанностей службы), либо его смерти, наступившей вследствие военной травмы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (со службы), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (сотрудника), выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 695 354 рубля.

    1. 17 245 рублей – инвалиду I группы;
    2. 8 623 рубля – инвалиду II группы;
    3. 3 449 рублей – инвалиду III группы.

    В случае гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполне-нии им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида I группы (17 245 рублей), на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего).

    1. в отношении инвалида I группы – 1;
    2. в отношении инвалида II группы – 0,5;
    3. в отношении инвалида III группы – 0,3.

    С 1 января 2015 года установлена ежемесячная денежная компенсация членам семей и родителям сотрудников, уволенных со службы, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей. Денежная компенсация выпла-чивается в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти), или получаемого гражданином Российской Федерации, уволенным со службы, по состоянию на день его увольнения, впоследствии умершим, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. Для определения указанной части денежного довольствия денежное довольствие погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина, уволенного со службы, делится на количество лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы.

    Компенсация военнослужащим за травмы

    от 29 июля 1998 года N 855

    (с изменениями на 31 августа 2022 года)

    Документ с изменениями, внесенными:

    постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 1469 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2014, N 0001201412300056);

    постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1540 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2016, N 0001201612300106) (вступило в силу с 1 января 2017 года);

    постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 года N 359 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2017, N 0001201704040030);

    постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года N 865 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.07.2017, N 0001201707270009);

    постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2022 года N 1330 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.09.2020, N 0001202009070002).

    * Наименование в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 года N 359; в редакции, введенной в действие с 3 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2022 года N 723, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г. – См. предыдущую редакцию.

    Правительство Российской Федерации

    1. Утвердить прилагаемые:

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 4 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года N 865; в редакции, введенной в действие с 3 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2022 года N 723, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года; в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2022 года N 1330. – См. предыдущую редакцию)

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 4 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года N 865; в редакции, введенной в действие с 3 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2022 года N 723, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года; в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2022 года N 1330. – См. предыдущую редакцию)

    (Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года N 865; в редакции, введенной в действие с 3 июня 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2022 года N 723, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г. – См. предыдущую редакцию)

    3. Признать утратившими силу:

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    С.Кириенко

    УТВЕРЖДЕН
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 29 июля 1998 года N 855

    ПЕРЕЧЕНЬ
    документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции *

    (с изменениями на 31 августа 2022 года)

    1. В случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов оформляются:
    (Наименование в редакции, введенной в действие с 4 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 года N 865. – См. предыдущую редакцию)

    заявление о выплате страховой суммы от каждого выгодоприобретателя по обязательному государственному страхованию (несовершеннолетние дети застрахованного лица и подопечные включаются в заявление одного из супругов, опекуна или попечителя) вместе с копией документа, удостоверяющего личность каждого выгодоприобретателя;

    справка воинской части (учреждения, организации) об обстоятельствах наступления страхового случая;

    копия свидетельства о смерти застрахованного лица;

    копия выписки из приказа командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об исключении застрахованного лица из списков личного состава воинской части (учреждения, организации);

    копии документов, подтверждающих родственную связь выгодоприобретателей с застрахованным лицом;

    копия постановления органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства застрахованного лица над подопечными;

    копия документа органа опеки и попечительства, подтверждающего отсутствие родителей у застрахованного лица и факт его воспитания и (или) содержания выгодоприобретателями;

    справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, об обучении детей застрахованного лица в возрасте от 18 до 23 лет с указанием даты зачисления на обучение;

    копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности детям застрахованного лица до достижения ими 18-летнего возраста, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 674 – см. предыдущую редакцию);

    2. В случае смерти застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, оформляются:
    (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 674 – см. предыдущую редакцию)

    заявление о выплате страховой суммы от каждого выгодоприобретателя (несовершеннолетние дети застрахованного лица и подопечные включаются в заявление одного из супругов, опекуна или попечителя) вместе с копией документа, удостоверяющего личность каждого выгодоприобретателя;

    копия свидетельства о смерти застрахованного лица;

    копия заключения (справки) военно-врачебной комиссии или федерального учреждения медико-социальной экспертизы о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, приведших к смерти застрахованного лица;

    копия выписки из приказа командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об исключении застрахованного лица из списков личного состава воинской части (учреждения, организации);

    копии документов, подтверждающих родственную связь выгодоприобретателей с застрахованным лицом;

    копия акта органа опеки и попечительства о назначении застрахованного лица опекуном или попечителем подопечного;

    копия документа органа опеки и попечительства, подтверждающего отсутствие родителей у застрахованного лица и факт его воспитания и (или) содержания выгодоприобретателями;

    справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, об обучении детей застрахованного лица в возрасте от 18 до 23 лет с указанием даты зачисления на обучение;

    копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности детям застрахованного лица до достижения ими 18-летнего возраста, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 674 – см. предыдущую редакцию);

    3. В случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов оформляются:

    заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы вместе с копией документа, удостоверяющего личность застрахованного лица (в случае повышения группы инвалидности застрахованному лицу им дополнительно указывается информация об обращении с заявлением о выплате страховой суммы, причитающейся по прежней группе инвалидности, ее получении и размере);

    справка воинской части (учреждения, организации) об обстоятельствах наступления страхового случая;

    копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности застрахованному лицу, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 674 – см. предыдущую редакцию);

    копия свидетельства о болезни застрахованного лица или заключение (справка) военно-врачебной комиссии либо другие военно-медицинские (медицинские) документы, подтверждающие нарушение здоровья;

    КС подчеркнул право военных, продолживших службу после получения увечья, на дополнительное пособие

    Один из экспертов «АГ» отметил, что Конституционный Суд подтвердил обязанность государства исходить из соображений наиболее полного возмещения вреда здоровью военнослужащих. Второй эксперт добавила, что юристы давно ожидали принятия данного постановления, поскольку предыдущие разъяснения не отвечали на все вопросы, возникающие на практике. По мнению третьего, КС вышел за пределы конкретной ситуации, в связи с чем позиция судьи, высказанная в особом мнении, представляется более правильной.

    29 марта Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 16-П по делу о проверке конституционности ч. 6 ст. 21 Закона о противодействии терроризму и ч. 15 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат.

    Суды поддержали отказ в выплате пособия при увольнении с военной службы

    Поводом к рассмотрению дела стала жалоба бывшего военнослужащего-контрактника Евгения Понкратова. В июле 2013 г. в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе он получил тяжелое ранение, повлекшее инвалидность, и в октябре того же года был признан не годным к военной службе. В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму ему было выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб.

    В августе 2014 г. с Понкратовым был заключен новый контракт на 10 лет, однако в декабре 2017 г. он был уволен с военной службы по состоянию здоровья на основании подп. «в» п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности. При этом в выплате единовременного пособия в размере 2 млн руб., установленного п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, ему было отказано.

    Считая свои права нарушенными, гражданин обратился в военный суд с иском об оспаривании отказа в выплате пособия, однако в удовлетворении требований было отказано. Суд указал, что при увольнении с военной службы по состоянию здоровья истец не имел права на выплату, предусмотренную указанной нормой Закона о денежном довольствии военнослужащих, поскольку ранее он получил единовременное пособие согласно Закону о противодействии терроризму.

    Апелляция поддержала данную позицию. При этом суды ссылались на п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8, где отмечается, что при одновременном возникновении нескольких оснований для таких единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию – по выбору получателя.

    Не согласившись с позицией судов, Евгений Понкратов обратился в КС. В жалобе он указал, что оспариваемые нормы законов препятствуют лицу, ставшему инвалидом вследствие боевого ранения и продолжившему после этого военную службу, получить разницу между суммами пособия, выплачиваемого при увольнении со службы вследствие военной травмы и выплаченного непосредственно после получения увечья.

    Позиция Конституционного Суда

    Рассмотрев материалы дела, КС указал, что участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом предполагает исполнение обязанностей военной службы в особых, экстремальных условиях, сопряженных с повышенной опасностью и значительным риском для военнослужащего. Участники борьбы с терроризмом, получившие военную травму, повлекшую невозможность исполнения ими своих обязанностей, имеют право на получение единовременных пособий, установленных в отношении госслужащих, в более высоком размере.

    Оспариваемые законоположения, отметил Суд, не противоречат Конституции РФ, позволяя в механизме правового регулирования компенсации вреда исключить повторное представление однородных социальных выплат. Вместе с тем они не препятствуют назначению выплат, которые по месту и значению не могут рассматриваться как однородные, – в частности, единовременного пособия.

    Вместе с тем, как указано в постановлении, оспариваемые нормы не содержат указания на выплаты, признаваемые однородными по отношению к единовременным пособиям. В результате на практике при увольнении с военной службы лиц, получивших инвалидность в борьбе с терроризмом, допускается отказ в предоставлении единовременного пособия, закрепленного п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, тем, кто ранее получил единовременное пособие, установленное ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму.

    Это, полагает высшая судебная инстанция, препятствует надлежащему возмещению вреда, причиненному здоровью военных, и их социальной защите, и приводит к необоснованному ограничению их права на соцобеспечение. Тем самым военные, участвовавшие в борьбе с терроризмом, при увольнении со службы по состоянию здоровья (вследствие военной травмы), ставятся в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих.

    Таким образом, оспариваемые положения не соответствуют Конституции в той мере, в которой они исключают возможность предоставления одному и тому же лицу, получившему военную травму при борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий.

    В этой связи КС признал правоприменительные решения в отношении заявителя подлежащими пересмотру и указал на необходимость внесения изменений в действующее правовое регулирование.

    Особое мнение судьи

    В документе также приведено особое мнение судьи КС Сергея Казанцева, в котором он пояснил, почему не в полной мере разделяет аргументацию и некоторые правовые позиции, изложенные в постановлении.

    Судья отметил, что особенность данного дела в том, что основания для получения единовременных пособий возникли у заявителя не одновременно, а последовательно, в разное время: в 2014 г. он получил право только на пособие в 300 тыс. руб., а право на пособие в 2 млн руб. возникло в 2017 г. в связи с увольнением по состоянию здоровья.

    Подчеркивается, что выплата лицу, получившему увечье и инвалидность, первого пособия не связана с фактом увольнения с военной службы по состоянию здоровья. Указанная норма Закона о противодействии терроризму не исключает права на получение данного пособия в случае продолжения лицом военной службы после получения увечья.

    В этой связи, указал Сергей Казанцев, если лицо, получившее увечье и инвалидность в ходе борьбы с терроризмом, заключило контракт на дальнейшее прохождение военной службы и не было уволено, ему должно быть выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб. После получения такого пособия права на получение иного единовременного пособия не возникает, что и было признано нижестоящими судами. При этом судья обратил внимание, что у заявителя, в отличие от большинства военных, прекращающих военную службу после получения увечья, на момент приобретения права на получения единовременного пособия в 300 тыс. руб. не было права выбора основания для получения пособия в 2 млн руб., поскольку он продолжал службу, будучи инвалидом.

    Такой подход судов, указал он, основан на признании данных видов единовременных пособий однородными согласно постановлению ВС № 8. Однако, по словам Сергея Казанцева, следует обратить внимание, что важным условием применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям является одновременность возникновения последних.

    Комментарии экспертов «АГ»

    Комментируя позицию КС, адвокат АК «Гражданские компенсации» Марина Сомова отметила, что постановление призвано поставить точку в противостоянии между военными, лишившимися возможности продолжить службу, и судебными инстанциями. «Таких споров было много, – пояснила она. – Очень хочется надеяться, что постановление станет основополагающим документом, четко разъясняющим применение отдельных статей законов в части начисления выплат за травмы, полученные при исполнении военной службы».

    Особое мнение судьи Казанцева, полагает адвокат, по сути, дополняет постановление, детализируя отдельные аспекты дела, что, несомненно, должно быть принято судами в качестве правовой помощи при разрешении подобных споров.

    Эксперт добавила, что юристы давно ожидали принятия этого судебного акта, поскольку предыдущие разъяснения, в том числе Постановление КС от 19 мая 2014 г. № 15-П, не отвечали на все вопросы, возникающие при рассмотрении аналогичных дел.

    По мнению юриста правозащитной НКО «Солдатские матери Санкт-Петербурга», стажера адвоката АП г. Санкт-Петербурга Александра Передрука, вопросы социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих регулярно возникают на орбите конституционного правосудия, в том числе с точки зрения одновременного получения социальных выплат. К примеру, в 2015 г. КС признал не соответствующими Конституции положения Закона о полиции, запрещавшие полицейским, вышедшим на пенсию, параллельно получать выплаты, связанные с инвалидностью, а также за выслугу лет (Постановление № 1-П/2015).

    В рассматриваемом деле, отметил эксперт, КС последовал собственной практике о необходимости учитывать правовую природу и целевое предназначение социальных выплат. «Сергей Казанцев справедливо обратил внимание на важное условие применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям – одновременность возникновения указанных оснований, тем самым в некотором смысле расширив аргументацию», – пояснил он.

    В заключение Александр Передрук добавил, что невозможно не согласиться с тем, что государство должно исходить из соображений наиболее полного возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина в период прохождения военной службы, что фактически подтвердил КС.

    Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин полагает, что в данном постановлении Конституционный Суд вышел за пределы конкретной ситуации, в связи с чем позиция Сергея Казанцева представляется более правильной. «Военнослужащий получил увечье (и инвалидность) при проведении контртеррористической операции, вследствие чего ему была выплачена компенсация вреда, предусмотренная ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму. В дальнейшем он продолжил военную службу и через некоторое время был уволен по состоянию здоровья, – пояснил эксперт. – В такой ситуации он имел право получить и другую компенсацию (единовременное пособие), предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих. Она выплачивается при увольнении со службы в связи с признанием лица не годным к ней вследствие военной травмы – вне зависимости от того, получена травма в рамках контртеррористической операции или нет».

    Эксперт добавил, что право на эти компенсации у заявителя возникло в разное время и он физически был лишен возможности выбирать, какую из них получать. «Поэтому он, после того как суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении требований, и обратился в КС, – отметил Константин Маркин, – Однако Суд расширил рамки возможных ситуаций и пришел к выводу, что, по сути, в любой ситуации оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции в той мере, в какой исключают возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму в борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий».

    Для гражданина, получившего такую травму, этот подход КС, конечно, предпочтительнее, отметил адвокат: «Ничто не заменит утраченное здоровье, но получить два пособия безусловно лучше, чем одно».

    По мнению адвоката, данное постановление обусловлено еще и духом времени. «В настоящее время власть поддерживает военнослужащих, а борьба с терроризмом – одна из первостепенных задач. Поскольку сейчас не так много похожих ситуаций (да и не все обращаются в суды за защитой своих прав), нагрузка на бюджет не будет слишком большой для таких выплат», – полагает он.

    Константин Маркин выразил надежду, что суды при разрешении споров о выплате таких пособий теперь будут руководствоваться данным постановлением. «Но не исключаю, что они будут учитывать и особое мнение судьи Казанцева, полагающего, что получить оба пособия возможно только в случае возникновения права на них в разное время, – пояснил он. – Поэтому до внесения изменения в законодательные акты судебная практика может складываться и таким образом, что суды будут считать – в случае получения увечья (и инвалидности) и признания негодным к военной службе с последующим увольнением лицо имеет право только на получение одного из этих двух пособий (по выбору). Когда будут внесены изменения в законодательство, сказать сложно. Надеюсь, относительно быстро».

    Страхование военнослужащих

    Страхование здоровья и жизни военнослужащих – основная социальная гарантия защитникам Родины от имени государства. На сегодняшний день здоровье и жизнь каждого солдата и офицера подлежит страхованию в обязательном порядке. Вопрос урегулирован на законодательном уровне в рамках политики помощи военнослужащим, которые нередко жертвуют своей жизнью и здоровьем, защищая интересы Российской Федерации.

    1. Государственное страхование военнослужащих
    2. Закон об обязательном страховании военнослужащих
    3. Обязательное страхование военнослужащих
    4. Страхование жизни военнослужащих
    5. Страхование здоровья военнослужащих

    Государственное страхование военнослужащих

    Страхование здоровья и жизни военнослужащих действует не только во время пребывания в горячих точках или на территории воинских частей, но также в течение 12 месяцев после завершения военной службы.

    За указанный период удается установить причину получения инвалидности или наступления смерти, которые нередко фиксируются ввиду заболевания или увечья, полученного в процессе выполнения тренировочных или боевых задач.

    Деятельность по страхованию военнослужащих ведут организации, получившие соответствующую лицензию от государства и заключившие необходимые договора. Процесс обязательного страхования военнослужащих организован за средства, которые выделяются страховым компаниям из бюджета Российской Федерации.

    Закон об обязательном страховании военнослужащих

    В соответствии с нормами законодательства РФ страхователями здоровья и жизни военнослужащих считаются исполнительные структуры федерального уровня, в которых в соответствии с действующим законодательством предусмотрена военная служба (Министерство обороны, ФСБ, МВД, ФСО, ФСКН, СВР, ФСИН и другие).

    По всем страховым случаям, в частности при установлении инвалидности или наступлении смерти в период с 12 месяцев после прохождения военной службы, начиная с 01.01.2015 года в соответствии с нормами ФЗ №52 документы для получения страховых выплат необходимо направлять в компанию ОАО «СОГАЗ».

    Обязательное страхование военнослужащих

    До создания ОАО «СОГАЗ» на территории РФ действовало Соглашение на предмет единовременных выплат в виде пособий в пользу военнослужащим ВС РФ, а также гражданам, которых призвали на военные сборы и членам их семей, начиная с 28 февраля 2014 года по 31.12.2014 года от имени ЗАО «МАКС». Начиная с 01.01.2015 года все бумаги, касающиеся выплаты единовременных пособий, вне зависимости от даты возникновения страхового случая, направляются в ОАО «СОГАЗ».

    Страхование жизни военнослужащих

    Страхование здоровья и жизни военнослужащих обязательно по закону. С помощью государственных программ удается поднять уровень социальной защищенности граждан, призванных на военные сборы или проходящих военную службу, а также значительно снизить издержки страхователя при фиксации страховых случаев.

    Государству удается компенсировать затраты военнослужащим, которые получили травму, а также частично возместить ущерб родственникам после смерти застрахованного лица. Страховая компания, которая выиграет тендер на обслуживание военных, получает один из крупнейших контрактов на внутреннем рынке. К примеру в 2014 году речь шла о сумме в 5.086 млрд рублей.

    Страхование здоровья военнослужащих

    К страховым случаям, которые могут произойти с военнослужащим, относятся:

    1. Смерть во время сборов или военной службы, а также летальный исход на протяжении 12 месяцев после завершения службы. В сложившейся ситуации необходимо доказать, что причиной смерти стало заболевание, контузия, увечье или травма, связанные с прохождением службы.
    2. Установление инвалидности при аналогичных условиях.
    3. Получение увечий тяжелой или легкой степени.
    4. Досрочное увольнение по причине присвоения военнослужащему статуса относительно-годного к службе.

    Совет от Сравни.ру:Каждому солдату и офицеру необходимо знать, что гарантия положенных по закону страховых выплат может быть только одна. Речь идет о необходимости получения документа, с помощью которого удастся проследить причинно-следственную связь между получением травмы или гибелью в процессе участия в военных сборах или во время прохождения военной службы. В качестве таких документов берутся во внимание решения суда, приказы, заключение расследования на основании факта гибели и некоторые другие бумаги. Для получения консультации о сборе необходимых документов военнослужащим рекомендуется обращаться в военные комиссариаты по месту постановки на учет.

    О ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат”

    В соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная денежная компенсация в органах социальной защиты населения выплачивается получающим пенсию по линии Пенсионного фонда:

    военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, которым в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) установлена инвалидность вследствие военной травмы;

    членам семьи умершего (погибшего) инвалида вследствие военной травмы, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы;

    членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы в периоды ведения боевых действий в государствах и на территориях, указанных в перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, предусмотренном приложением к Федеральному закону «О ветеранах», и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими.

    Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы считаются:

    • супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;
    • родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;
    • дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;
    • лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия (далее – фактический воспитатель). При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет фактический воспитатель, достигший возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющийся инвалидом. Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

    Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, для инвалидов составляет:

    19980 рублей 06 копеек – инвалиду первой группы;

    9990 рублей 02 копейки – инвалиду второй группы;

    3996 рублей 01 копейка – инвалиду третьей группы.

    Каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего инвалида).

    В случае гибели военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего военнослужащего).

    Ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на неё. При этом днём обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации считается день подачи заявления с необходимыми документами.

    Перечень документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной компенсации

    копия документа, удостоверяющего личность;

    копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы;

    документ, подтверждающий получение военной травмы в период прохождения военной службы (военный билет, справка военного комиссариата, военно-медицинские документы, архивные справки).

    Для членов семьи:

    копия документа, удостоверяющего личность;

    копия документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копия заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы, либо копия решения суда о признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), пропавшего без вести при исполнении им обязанностей военной;

    копия свидетельства о смерти инвалида, копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы, документ, подтверждающий получение военной травмы в период прохождения военной службы (военный билет, справка военного комиссариата, военно-медицинские документы, архивные справки);

    документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (копия свидетельства о заключении брака; копии свидетельств о рождении детей; копия документа, подтверждающего родственные отношения с умершим (погибшим) инвалидом либо военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, погибшим (умершим, пропавшим без вести) при исполнении обязанностей военной службы либо умершим вследствие военной травмы, – для родителей; копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности, – для супруги (супруга), родителей, являющихся инвалидами и не достигших возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина); копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности с детства, – для детей, достигших возраста 18 лет, которые стали инвалидами до достижения этого возраста; справка образовательной организации, подтверждающая обучение ребенка по очной форме (представляется по достижении им 18-летнего возраста каждый учебный год), – для ребенка, обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации).

Ссылка на основную публикацию