Назначение тахографов на грузовых автомобилях

Тахограф

Тахограф – обязательный атрибут для некоторых транспортных средств. Этот прибор подключается ко всем системам автомобиля и записывает их данные, чтобы при необходимости найти причину поломки автомобиля, аварии или ошибку в действии водителя. Нужен или нет? Как установить? Как получить данные? Обо всём этом далее в статье!

Для чего нужен тахограф?

Что такое тахограф? Это прибор для измерения и записи различных типов данных транспортного средства, например, расстояние в пути, скорости, количество бензина, время вождения, активность водителя и т.д. Собранная информация хранятся в памяти устройства и на карточках водителя. Ведущими европейскими брендами тахографов являются VDO (Siemens), Stoneridge, Intellic и Actia.

НКМ тахографа: что это такое?

СКЗИ или, как его еще называют, НКМ (навигационный криптозащитный модуль), – это специальный блок, который шифрует информацию в специальный код и защищает ее от редактирования и несанкционированного скачивания.

Такой способ позволяет использовать НКМ в качестве доказательства в суде или при ДТП, чтобы верифицировать показания водителя и состояние транспортного средства. Только благодаря этому принципу работы можно доказать, что авто вышло из-под контроля не по вине водителя, а из-за внезапной неполадки.

Как работает тахограф?

Цифровые тахографы состоят из автомобильного блока, датчика движения и карт. Блок автомобиля является материнской платой и “мозгом” тахографа, с процессором, часами, двумя слотами для карт памяти, дисплеем, принтером, разъемом для загрузки и контроллером для ручного ввода данных. Сам агрегат находится в кабине водителя. Датчик движения или скорости устанавливается на коробку передач.

Что записывает цифровой тахограф?

Дата регистрации автомобиля;

сколько раз карта водителя вставляется каждый день;

расстояние, пройденное водителем, измеренное одометром;

водительская деятельность (вождение, отдых, перерывы, другие мероприятия);

дата и время изменения активности;

события (превышение скорости, вождение без карты водителя, вмешательство, попытки мошенничества) и ошибки;

детали калибровки тахографа.

Принцип работы тахографа заключается в том, что он в режиме реального времени мониторит состояние всех систем автомобиля и фиксирует ошибки и нарушения, а также неполадки в работе транспортного средства. Это своего рода электронный бортовой компьютер, который работает без участия водителя и записывает все его действия, независимо от его желания. Более подробную статью о работе тахографа читайте здесь.

Файлы .DDD

Данные хранятся в виде файла .ddd, который можно импортировать в программу анализа тахографа. Специальное программное обеспечение расшифровывает информацию и выводит её в текстовый формат.

Данные отправляются через блок управления непосредственно на платформу. Все файлы проверяются на полноту и целостность, поэтому вы всегда знаете, соответствует ли ваш архив требованиям законодательства.

Независимо от типа хранения файлов и от их формата, редактировать их нельзя, так как файл будет поврежден и не откроется в программе. Данные предназначены только для просмотра и ознакомления. Если водитель и/или третье лицо будет замечено за попыткой фальсификации данных, это может повлечь негативные последствия, вплоть до административного штрафа.

Какие бывают виды тахографов?

Данные могут быть заблокированы в тахографе с помощью карты компании. Это гарантирует, что данные не попадут в руки другой компании, если транспортное средство будет перекуплено или передано другому владельцу. Все данные могут быть получены с помощью контрольной карты или карты мастерской.

Есть четыре типа карт тахографа:

Карты водителей используются водителями для записи информации о вождении, отдыхе и активности. Контрольные карты используются правоохранительными органами для извлечения данных из тахографа.

Контрольная карта способна переопределить любую блокировку компании, установленную операторами. Рабочие карточки используются уполномоченными и официальными специалистами по тахографам для их калибровки, установки или ремонта. Карточки компании используются операторами для извлечения данных, касающихся их сотрудников и транспортных средств. Компании также могут заблокировать информацию, используя карту своей компании, или разрешить третьим сторонам, включая телематических провайдеров, собирать данные.

Режимы тахографа

У тахографа 4 режима работы: вождение, другие виды деятельности, отдых и доступность. «Режим вождения» активируется автоматически, когда автомобиль находится в движении. Цифровой тахограф обычно выбирает режим «другая работа» автоматически после его остановки. Режимы «отдых» и «доступность» могут быть выбраны водителем вручную, пока он находится в неподвижном состоянии. Режим работы тахографа отображается в символьном виде на передней панели.

Информация об активности хранится во внутренней памяти прибора и одновременно на чипе цифровой карты водителя, пока она вставлена в головку тахографа. Когда память заполнена, более поздние данные автоматически перезаписываются новыми. Это одна из причин, по которой компании стараются использовать цифровые тахографы, которые позволяют хранить данные за достаточно длительный промежуток времени.

Требования к тахографам с 2022 года

Установка цифрового тахографа была обязательной для транспортных средств, введенных в эксплуатацию с 1 мая 2006 года. По тем же требованиям необходима замена неисправного аналогового тахографа на транспортных средствах, перевозящих пассажиров вместимостью свыше 9 мест, а также на транспортных средствах, зарегистрированных с 1 января 2003 г, массой свыше 3,5 тонн.

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Приказ Министерства транспорта от 21.08.2013г. № 273 «Утверждении порядка установки устройств на ТС», с корректировками от 02.12.2015г. записанными в приказе того же ведомства № 348, гл.1 п.3, в ней приведён список автотранспортных средств, которые должны быть оборудованы техническими средствами контроля.

READ
Консультация автоюриста

Статью о законах про тахографы читайте по этой ссылке.

Коротко: для автомобилей с высоким уровнем потенциальной опасности (грузовые авто, строительная техника), а также спец.авто, которые развивают большую скорость за короткое время. Тахограф будет выполнять функции арбитра, который прольёт свет на ситуацию в случае ДТП или аварии, чтобы дорожная инспекция смогла установить причину, а агенты страховой компании приняли решение о возмещении ущерба.

Тахографическому контролированию подлежат следующие виды транспорта:

Автобусы, оборудованные более 8 мест;

грузовые автомобили, транспортирующие опасные грузы;

грузовые машины, транспортирующие грузы массой от 3,5 до 15 тонн.

Заключение

Тахограф в автомобиле нужен водителю для контроля за состоянием транспортного средства во время вождения и гарантию защиты действий водителя. Главное:

Закон четко регламентирует перечень транспортных средств, для которых такой аппарат обязателен;

внутри прибора находится криптографический модуль шифрования данных, который исключает шанс утечки информации, возможность их несанкционированного копирования и редактирования;

в случае возникновения экстренной ситуации данные с тахографа могут быть использованы в суде в законном порядке для доказательства рациональности действий водителя и оправдания его перед законом.

Установка такого аппарата не вызывает проблем, а техосмотр и обслуживание требуется не чаще раза в год.

Назначение и принцип работы тахографа на грузовой автомобиль

Устанавливать тахографы на грузовые машины – такое правило вошло в сферу тяжеловесного транспорта совсем недавно. И не потому, что новомодная волна прикатила к нам с Запада. А потому, что назрела необходимость привести обстановку на трассах страны к единым европейским стандартам для безопасности всех участников движения. Поэтому в ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения» были внесены изменения.

Назначение тахографов

Тахографы на грузовые

С учётом написанного в двадцатой статье названого закона, все юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязаны оснащать ТС тахографами. А госслужащие надзорных органов для осуществления контроля имеют право доступа к ним.

Приборы монтируются на следующие группы автотранспорта, изготавливаемые и используемые в пределах нашей страны (Приказ Минтранса номер 36 от 2013-го):

  • грузовые машины массой 3,5 — 12 тонн (категория N2);
  • грузовики весом более двенадцати тонн (N3).

Иметь тахографы должны также ТС, предоставляющие услуги по транспортировке пассажиров с сидячими местами от восьми единиц (М2 и М3).

Основная цель регистрирующего прибора — это безопасность, которая во многом зависит от гармоничности установленного распорядка рабочего времени шофёра и часов его отдыха. Например, согласно п. 19 Приказа Минтранса, за номером 15 от 2004-го года, водитель обязан после четырёх часов вождения сделать пятнадцатиминутный перерыв.

Ни для кого не секрет, что в утомлённом виде опасно браться за руль. Самочувствие шофёра в данном случае сопоставимо с посталкогольным опьянением, когда нарастает физиологическое расслабление и организм стремится как можно быстрее уснуть. Реакция человека в таком состоянии – крайне опасная заторможенность.

Усталость бесконтрольно переходит в дремоту, и шофёр может отключиться от реальности даже с открытыми глазами. Машина в это время продолжает движение никем не управляемая.

Грузовое авто

Тахограф, конечно же, не сможет разбудить водителя или не дать ему взяться за руль утомившимся, ведь он — лишь регистрирующий прибор. Выполняя функцию бортового самописца, он сам без устали трудится круглосуточно, без выходных. Каждую секунду принимает и запоминает информацию о скоростном режиме, времени в пути, маршруте, а главное — фиксирует часы, проведённые в пути и отведённые на отдых.

В случае превышения скорости или нарушения рабочего режима, шофёр понесёт наказание в виде штрафов, выписанных сотрудником ГИБДД. Многие компании стали тщательно следить за своими сотрудниками. Поэтому вместе с оплатой штрафа таким сотрудникам порой приходится получать и взыскание от своего начальства. Диспетчеры автопарка обязаны отслеживать тахографические показатели после очередного рейса.

В Госдуму внесён законопроект об усилении административного наказания за пренебрежение режимом водителя.

Размеры штрафов, которые нас ожидают в ближайшем будущем:

  1. гражданин за рулём заплатит от трёх до пяти тыс. руб. (в настоящее время – от одной до трёх тысяч, ст. 11.23 КоАП);
  2. должностное лицо понесёт наказание в размере от 7 до 10 тыс. руб. (сейчас 5 – 10 тыс. руб.);
  3. юрлица заплатят 20 – 50 тыс. руб.

Таково наказание за допуск к рейсу ТС, везущего груз или людей без технического средства контроля, либо если оно не работает или не соответствует гостребованиям. За подобные правонарушения, граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юрлица, понесут ответственность, как юридические лица.

Помимо основной цели – безопасности, регистрирующее устройство поможет предпринимателям:

  • получать точные и своевременные данные;
  • оптимизировать работу бизнеса;
  • сократить издержки;
  • эффективно управлять парком.

Такой непрерывный мониторинг тяжеловесного грузового и пассажирского транспорта принесёт не только спокойствие на автомагистралях, но и выгоду, особенно крупным компаниям.

Тахограф — что это такое

Ветер перемен к нам подул с Запада. Там ещё в семидесятые годы забили тревогу, – число аварий с участием грузового транспорта стало критичным. Было ясно, что без контроля за режимом работы водителя не обойтись. Введённые правила установки таких контрольных средств показали положительный опыт по снижению ДТП. Такой опыт перешёл и к нам, но не сразу. Обязательным, требование иметь тахограф на грузовых стало только в 2013 году.

READ
Присяга на гражданство в РФ: порядок принятия

Наша инфраструктура была не подготовлена к таким переменам. Огромное количество штрафов, выписанных предприятиям и водителям подтолкнуло общество к реформам.

Тахограф

Тахограф – сложное техническое устройство для непрерывной фиксации получаемых с датчиков данных. Напоминает он по виду автомагнитолу – ящичек чёрного цвета с клавишами управления и одноцветным дисплеем. Монтируется в отделение под автомагнитолу.

Тахограф — для чего нужно его устанавливать на грузовые автомобили:

  1. регистрирует в памяти показатели, которыми невозможно манипулировать;
  2. имеет ограниченный доступ к данным, для чего нужна квалифицированная электронная подпись;
  3. гарантирует сохранность и точность информации;
  4. оповещает о попытках подделать сведения.

Поскольку он представляет собой шифровальный криптографический механизм, то устанавливать и обслуживать его могут только аккредитованные мастерские, внесённые в реестр, опубликованный на официальном портале Росавтотранса (rosavtotransport.ru), в разделе «Система тахографического контроля».

На 15 мая 2018 года таких мастерских зафиксировано 1218 по всем регионам. Перечень сведений об одиннадцати моделях тахографов, устанавливаемых на ТС, эксплуатируемых в России на 02.04.2018 г. имеется на том же сайте.

Принцип работы

Существует два вида цифровых приборов учёта:

  1. Отечественный, с блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Поскольку данные блоки являются российской секретной разработкой, с ними нельзя пересекать границу. В некоторых операциях с ТС (передача в аренду, продажа) потребуется получать лицензию ФСБ.
  2. Западного образца ЕСТР (Европейское соглашение о работе экипажей ТС), – с ним можно легально передвигаться внутри страны и за рубежом.

Таахограф на грузовое авто

Все аналоговые модели теперь и в нашей стране недействительны с 1 июля 2016 года.

Техническое средство контроля состоит из следующих элементов:

  • бортовое устройство – ограждённый от проникновения опечатанный бокс, содержащий в себе: систему обработки входящих показателей, программное обеспечение, шифровальный узел, блок памяти, считывающие приспособления для ввода карт, экранчик, механизм для распечатывания информации, разъёмы;
  • персонализированная карта с биометрическими данными, имеет защиту, предотвращающую фальсификацию;
  • датчик движения – цифры с него фиксируются в момент прерывания глобальной связи со спутником;
  • антенна для приёма сигналов от навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS;
  • необязательно, но возможно наличие модуля GPRS, который передаёт данные через сотового оператора на сервер мониторинговой компании;
  • соединительные компоненты для монтажа.

Через систему ГЛОНАСС бортовое устройство каждую секунду захватывает поступающие сигналы: координаты нахождения автомобиля, время, дату, и вычисляет скорость, расстояние, время в пути и простоя авто.

Данные с тахографа можно изучить путём выгрузки с бортового устройства, либо через карту водителя.

Последовательность действий водителя при работе с цифровым тахографом несложная:

  1. Прежде всего, шофёр вставляет личную карту в слот устройства чипом вверх, тем самым, активизируя её. Если на мониторе отобразились данные держателя карты, значит она исправна и вставлена корректно. Если прибор не видит её или выплёвывает, придётся как можно скорее посетить сервисный центр.
  2. Когда датчик учёта исправен, водитель может начинать движение, а тахограф начнёт автоматически получать внешнюю информацию и вести учёт рабочего времени.
  3. Во время стоянки шофёр удостоверяется, что на дисплее обозначен режим отдыха — он устанавливается автоматически после остановки мотора.
  4. Закончив смену, водитель вынимает карту.

Водительская карта

Управлять тяжеловесной машиной без водительской карточки недопустимо, также, как и использовать постороннюю карту.

Чтобы получить доступ к памяти технического средства контроля, необходимо иметь одну из персонализированных карт, которые выдаются строго по заявлению:

  • водителю,
  • мастерской,
  • автопредприятию,
  • и инспектору.

Память карты водителя ограничена и должна освобождаться администрацией фирмы. Память тахографа также имеет пределы, выгрузка сведений производится раз в год.

Все виды карт оформляются в организациях, имеющих разрешение на их выпуск. Они перечислены в списках, размещённых на официальном сайте Росавтотранс, в рубрике «Система тахографического контроля».

На какие машины не нужно устанавливать

Министерство транспорта составило для участников тахографического контроля информационное письмо, в котором напомнило, что есть исключения для машин, не нуждающихся в установке прибора учёта.

Тахографы не требуются целому ряду видов транспорта:

  1. Наземный транспорт, совершающий городские и пригородные маршруты (категории М2 и М3), и эксплуатируемый в соответствии с Правилами перевозок. Подробный список указан в Постановлении Правительства номер 112 от 2009 г.
  2. ТС, осуществляющие международные рейсы и имеющие карточку допуска на международные автоперевозки грузов и пассажиров, согласно Европейскому Соглашению (ЕСТР) от 1970 г.
  3. Троллейбусы.
  4. Скорая медпомощь.
  5. Пожарная машина.
  6. Эвакуаторы.
  7. Автосмесители бетона и прочих стройматериалов.
  8. Транспорт, обслуживающий хозяйственную, коммунальную, дорожную сферы города.
  9. Инкассаторские машины.
  10. Машины службы «Ритуальные услуги».
  11. Молоковозы и перевозящие другие сельхозпродукты и живность, в том числе, удобрение.
  12. Репортажные телестудии.
  13. Военные служебные автомобили.
  14. Ведущие оперативно-розыскную деятельность.
  15. Учебные ТС.

Полный список размещён в ФЗ-36 «Об утверждении требований к тахографам».

Нужен ли тахограф на личный грузовик

Тахограф

Зачем нужен тахограф на собственный грузовой автомобиль, и обязательно ли его иметь?

Согласно ФЗ-196, оснащать техническими средствами контроля автомобили обязаны юрлица и ИП. Понятно, что у них свой бизнес, который необходимо регулировать рамками различных правовых норм, в том числе и в сфере дорожного движения. Но что, если вы, как частное физическое лицо без образования ИП, приобрели для себя в личных нуждах самосвальчик?

В приказе Минтранспорта России номер 36 (приложение номер 2) написано, что тахографами оснащаются ТС, предназначенные для перевозки грузов. С личной целью или коммерческой – закон не упоминает. Но здесь на помощь приходит другой приказ того же ведомства – 273-й, где во втором пункте однозначно указано, что настоящий Порядок (упомянутый во всех перечисленных прежде документах) оснащения ТС тахографами, применяется к юрлицам и ИП.

READ
Можно ли молодому специалисту получить льготную ипотеку?

Итак, гражданин, владеющий самосвалом для перевозки навоза или стройматериалов для ремонта дачи, казалось бы, может вздохнуть с облегчением. Но не забудьте, что вам придётся изрядно потрудиться, чтобы доказать личный интерес владения столь огромным тяжеловесом.

Работник ГИБДД может не удовлетвориться рассказами и даже чеками из магазина о том, что вы на даче делаете ремонт и не можете на себе таскать мешки с цементом. Он потребует весомых доказательств. Хотя, может, лично вам и повезёт.

Хороший выход можно найти, если приобрести для перевозки личных вещей легковой грузовичок массой легче 3,5 тонн, категории N1.

Какой прибор выбрать

Агентство автомобильного транспорта разместило информационное письмо участникам реализации тахографического контроля, в котором сообщает, что с 01.07.2016 года в России больше нельзя использовать тахографы аналогового образца. А таковым будет признан любой прибор без криптозащиты.

Цифровой тахограф

Цифровые модели надёжно защищены от бесконтрольного доступа. Взломать или обмануть встроенную память практически невозможно. Любые попытки произвести нелегальные действия будут зарегистрированы прибором, а виновник — привлечён к ответственности.

Шифрование сведений в отечественном и европейском устройствах различается способами защиты:

  1. В российском варианте – в блок СКЗИ поступает незащищённая информация с датчиков, и шифруется уже в самом блоке. Срок службы блока – три года, после чего его необходимо заменить и откалибровать.
  2. Во втором варианте – данные шифруются непосредственно в датчике скорости, передающем информацию в сам тахограф, который хранит её весь срок своей службы и является невскрываемым единым блоком.

Тахографы с блоком СКЗИ менее защищены от искажения поступающей информации. С таким прибором возможна накрутка пробега, слив топлива, выполнение «калымов» за счёт основной работы.

Несмотря на то, что европейский вариант устройства стоит дороже, да к нему ещё нужна лицензия на международные автомобильные перевозки, в процессе эксплуатации именно он окажется выгоднее. Замена блока плюс его установка, активизация и калибровка каждые три года обойдутся недёшево.

В чём отличие цифрового и аналогового тахографа

Первые тахографы имели аналоговую систему передачи информации и записывали всё о рейсе на картонный диск, называемый — тахошайба. Устройство находилось под опечатанным спидометром. Аналоговый измеритель скорости выполнен из нескольких шестерёнок. Сигналы на спидометр передаются через трос. Часто такой датчик располагается сразу после спидометра или коробки и его работа несовместима с моделью цифрового типа.

Тахошайбу подготавливал к рейсу и заполнял сам шофёр. Поэтому правдивость вводимых показаний проверить было затруднительно. Точность исходящей информации также была низкой. А при аварии была велика вероятность поломки устройства.

На Западе аналоговые модели отошли ещё в 2006 году. Грузовики, выпущенные в ЕС, теперь оснащают цифровыми приборами, которые отвечают европейским нормам.

Для современных тахографов применяются электронные датчики, которые устроены по-другому и передают частотно-импульсный сигнал. У них вместо троса задействован кабель.

На машину старой сборки с механическим датчиком скорости нельзя установить цифровую модель тахографа. Потребуется демонтаж и замена как самого прибора, так и спидометра вместе с проводкой.

Современный тахограф обмануть непросто, ведь непрерывный мониторинг ведётся через спутниковую систему. Время, расстояние и координаты поменять практически невозможно. А попав в криптографический блок, эти данные надёжно защищены.

Вы можете в любое время получить распечатку с цифрового прибора, в которой будут отражены следующие технические данные:

  • дата и время получения распечатки;
  • имя, фамилия собственника карты, страна;
  • дата завершения действия карты;
  • идентификационный номер карты;
  • вин-код и госномер машины;
  • сведения о датчике скорости;
  • справка о производителе прибора;
  • проведённые калибровочные операции;
  • перечень последних ошибок.

Карта на водителя оформляется в единственном числе сроком на три года. Сведения с неё хранятся один год и могут быть в любое время проверены инспектором.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Самосвал с тахографом

Тахограф – специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.

Изначально установка тахографов преследует хорошую цель – предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.

Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.

В этой статье Вы узнаете:

Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.

Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов – приказ министерства транспорта Российской Федерации “Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства”, приложение №2 “Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами”.

Для чего нужен тахограф?

Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.

READ
Как вернуть налог за учебу: полезные советы

То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Все автомобили категории C (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие юридическим лицам и ИП;
  • Только грузовые автомобили категории С (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие физическим лицам.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы. С 1 января 2022 года данный перечень распространяется только на транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами “Европейского образца”;
  • Военные транспортные средства;
  • Транспортные средства, используемые в границах предприятия и не выезжающие на дороги общего пользования (с 1 января 2022 года);
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
  • Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
  • Автомобили старше 50 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (до 1 января 2022 года – старше 30 лет, в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
  • Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
  • Автомобили, проходящие дорожные испытания.

Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

  • Автобетононасосы;
  • Автобенотосмесители;
  • Автогудронаторы;
  • Автокраны;
  • Автомобили скорой помощи;
  • Эвакуаторы;
  • Пожарные автомобили;
  • Троллейбусы;
  • Транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции (с 1 января 2022 года);
  • Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • Автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • Автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
  • Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • Медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • Автолавки;
  • Автобусы для ритуальных услуг;
  • Автомобили-дома;
  • Бронированные транспортные средства;
  • Специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
  • Грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
  • Специальные транспортные средства (до 31 декабря 2022 года);
  • Передвижные лаборатории и мастерские;
  • Передвижные библиотеки и автосцены (с 1 января 2022 года).
  • Передвижные телевизионные студии.

В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

Нужен ли тахограф на самосвал?

Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, – это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.

С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.

С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?

Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2019 года в закон “О БДД” добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
.
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение – осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица –

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

READ
Дополнительные тарифы за вредные условия труда

Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?

Начиная со 2 марта 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается. Их нужно заменить на цифровые, имеющие в своем составе блок СКЗИ.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средстваСрок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских1 июня 2014
Пригородные автобусы1 июня 2018
Городские автобусы1 июля 2022
Грузовики для перевозки опасных грузов1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ1 января 2018

Штраф за отсутствие тахографа

Штрафы за отсутствие тахографа подробно рассмотрены в отдельной статье. Их размеры:

  • 3 000 – 5 000 рублей – для водителя.
  • 7 000 – 10 000 рублей – для должностного лица.
  • 15 000 – 25 000 – для индивидуального предпринимателя.
  • 20 000 – 50 000 – для юридического лица.

Введена ли отмена тахографов до 2022 года?

Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2022 или 2022 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.

Если у Вас остались вопросы по поводу установки тахографа на транспортные средства, то в дополнение рекомендую изучить следующую инструкцию:

Что такое тахограф: принцип его работы и для чего нужен в автомобиле, штрафы за его отсутствие

В России грузовой и пассажирский транспорт должен иметь тахографы (топографы), согласно европейскому соглашению ЕСТР, касающемуся международных перевозок. Сейчас по этому документу весь коммерческий транспорт переведён на цифровые типы этих устройств. Не все понимают, зачем нужны эти приборы в автотранспорте: они контролируют рабочий режим водителей и снижают вероятность возникновения ДТП, обязывая соблюдать режим труда.

Что такое тахографОсновные принципы роботы тахографаРазновидности тахографовРежимы тахографаНа какие транспортные средства устанавливается тахографУстановка и настройка тахографаЭтапы калибрования Карта тахографа и её назначениеШтрафы за отсутствие тахографаvar index=document.getElementsByClassName(‘index-post’);if (index.length>0)0)>>

Что такое тахограф

Это устройство, фиксирующее скорость, пробег, режим работы и отдыха водителей. Оно устанавливается в салоне автомашин и помогает при решении спорных вопросов при ДТП. Федеральный закон №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» обязывает предприятия, занимающиеся перевозками, в обязательном порядке устанавливать это средство контроля в ТС. С апреля 2014 года были введены штрафные санкции при отсутствии у определённых автомашин тахографа.

Основные принципы роботы тахографа

Принцип работы любого тахографа таков:

При начале запуска двигателя машины от датчика скорости поступает информация во встроенную память устройства.После идентификации, которая происходит посредством карты водителя, прибор начинает регистрацию и запись внутри устройства и на карту таких данных, как скоростные параметры, режим, пробег, маршрут. Затем каждые 28 суток производят выгрузку данных с карты водителя и каждые 90 дней — с самого тахографа. Предприятие хранит их у себя не менее 1 года, и они доступны для органов контроля.

Рекомендуем к прочтению:

Требования к ТС, перевозящим опасные грузы

Требования к огнетушителю при техосмотре

Нагрузка грузового автомобиля и что будет за перегруз

Нужен ли полис ОСАГО на прицеп к легковому и грузовому автомобилю

Существуют тахографы двух видов:

круглые, устанавливающиеся в гнездо спидометра;радиоформата, устраиваются в гнездо автомагнитолы.

Производители выпускают следующие типы этого контрольного устройства:

Сейчас транспортные средства перевели на цифровой тип, поскольку его сложнее обмануть, а его данные хорошо защищены

Приборы, используемые в России, обязаны отвечать требованиям Приказов Минтранса №36 и №348. С июля 2016 допустимо устанавливать только устройства отечественного производителя с блоком СКЗИ или европейские приборы ЕСТР. Сертификацию прошли следующие российские устройства:

ШТРИХ-TaxoRUS SM; КАСБИ DT-20M;Меркурий ТА-001; VDO DTCO 3283; ТЦА-02НК ; Drive; Drive Smart; EFAS V2 RUS.

Модели из Европы, отвечающие законам РФ:

английский VDO DTCO 1381 и SE5000; австрийский EFAS 4.

Узнайте подробнее о карте водителя для тахографа.

В тахографе существует 4 режима:

Рабочий. Включается при использовании карты водителя и осуществляет контроль трудового режима, фиксацию событий и неисправностей.Контролёра. Запускается картой на контрольных пунктах.Предприятия. Запускается картой предприятия и даёт доступ ко всем данным для проверки работы водителя и параметров автомобиля.Мастерской. Также запускается соответствующей ему карточкой и позволяет вносить в его данные изменения, осуществлять калибровку, монтаж и наладку прибора.

Водители работают в режиме, отвечающем нормативам труда. Время за рулём не должно быть более 9 часов в сутки, а общая продолжительность вождения ТС за 2 недели — не выше 90 часов. Через 4 часа 30 минут непрерывного вождения шофёр обязан делать перерыв.

На какие транспортные средства устанавливается тахограф

Согласно приложению №2 Приказа Минтранса РФ №36 от 13.02.2013 г., описываемое устройство должно устанавливаться на следующие ТС:

READ
Как узнать свой страховой коэффициент ОСАГО

автомашины весом до 5 тонн для перевозок пассажиров, которые имеют более 8 сидений помимо кресла водителя (класс М2);автосредства массой более 5 тонн для перевозок пассажиров, имеющие в наличии более 8 сидений, кроме сиденья для шофёра (класс М3);ТС весом 3,5–12 тонн для перевозок грузов (класс №2);грузовики массой больше 12 тонн (класс №3).

Знаете ли вы? Во Франции водителя, который провёл период отдыха не в гостинице, а в автомобиле, могут оштрафовать до 500 тыс. евро или заключить в тюрьму.

Установка и настройка тахографа

Устанавливать самостоятельно это устройство не допускается. Сделать это могут только специализированные мастерские, у которых есть необходимые разрешения от госорганов, а именно — лицензия ФСБ России.

Установка тахографа делится на следующие этапы:

Подготовительный. Проводится осмотр автомобиля для определения места для установки прибора, а также выбираются необходимые для этого инструменты и материалы.Монтаж. Тахограф, как правило, монтируют на место магнитолы. Если эта часть не свободна, то прибор в коробке из пластика крепят на потолке или панели для приборов.Ввод в эксплуатацию. Устройство активируют и вносят необходимые данные.Этап завершения. Происходит проверка работы устройства.

Чтобы настроить тахограф, нужно проверить и отрегулировать такие параметры:

время и его коррекция;дисплей;звуковые сигналы;выбор языка.

Такие настройки проводят в организации, которая устанавливает указанное устройство. Выполнить настройку можно и самостоятельно, согласно книжечке «Руководство по эксплуатации тахографа», которая прилагается при покупке этого прибора.

Сам процесс калибровки — это корректировка измерительного прибора таким образом, чтобы предоставляемые им данные были верны с учётом допустимых отклонений.

Такой процесс проводят в следующих случаях:

при установке прибора;при расхождении времени по часам, которые встроены, больше чем на 20 минут;после ремонтных работ по наладке прибора;при нарушении пломбирования устройства;при замене шин;при изменении основных характеристик ТС;если с момента последней калибровки прошло 2 года и др.

Знаете ли вы? Сначала тахографы выпускались часовыми фирмами, поскольку делались на основе часового механизма.

Калибровка делится на два этапа:

стендовые проверки;дорожные испытания.

Стендовые проверки состоят из:

визуальной проверки отсутствия повреждений и читаемости таблички;осмотра узлов устройства, на которых проставлены изготовитель, дата изготовления, производственный номер и прочее;проверки наличия таблички с информацией об организации, установившей это устройство;проверки наличия пломб на приборе;осмотра целостности датчика движения и электропроводки для соединения.

Дорожный этап заключается в следующем:

проводится техосмотр автотранспорта;проверка коэффициентов автомобиля W и длины окружности и давления шин L;программирование прибора соответственно коэффициентам;проверка работы часового механизма;согласование шифрования датчика движения и самого прибора;проводят измерение погрешностей — они обязаны быть в пределах допустимых норм;внесение необходимой информации в память устройства;прикрепление таблички с настройками прибора для контроля;опломбирование датчика.

Важно! Снятие пломбы могут осуществлять только мастера с соответствующей квалификацией. При этом нужно заполнить необходимые документы с указанием причины вскрытия.

Карта тахографа и её назначение

Карта тахографа осуществляет аутентификацию при помощи шифровального устройства. Она отображает информационные данные о манере езды, соответствие нормам трудового распорядка, скорости, а также времени, которое ушло на передвижение по маршруту. Такая карточка может быть важным доказательством на уровне суда.

Срок использования такой карты составляет 3 года. Затем её следует поменять на новую. Замену необходимо также производить после поломки и при появлении каких-либо дефектов и повреждений, а также при сбоях в работе. В случае увольнения шофёра карту обязаны вернуть в бюро, где она выдавалась.

Карточки могут быть для водителя, предприятия, контролёра, мастерской.

Этот идентификатор выдают водителю в таких случаях:

у него есть удостоверение, позволяющее управлять ТС категории С, D, E;находится на территории России не менее 185 суток на протяжении года;возраст более 18 лет — для грузового ТС массой менее 7,5 тонн, и более 21 года для транспорта по перевозке пассажиров.

В последнем случае нужный опыт вождения обязан быть не меньше 1 года.

Карты водителя могут отличаться зависимо от прибора, которым оборудовано ТС. Для приборов, которые соответствуют требованиям европейского соглашения, выдаются карточки водителя ЕСТР, соответствующие евростандартам. Для перевозок внутри страны по нормам Технического регламента «О безопасности колесных ТС» выдают карту СКЗИ.

Знаете ли вы? Первый тахограф появился в Великобритании ещё в 1911 году и назывался «самописец Джонса». Он мог фиксировать движение и маршрут, пройденный за одни сутки.

Штрафы за отсутствие тахографа

Если описываемого приспособления нет в наличии, то этот факт попадает под административную ответственность (ст. 11.23 в КоАП). Водителю и ответственному руководителю по предприятию, допустившему выход авто без тахографа, выписываются штрафы:

шофёру за отсутствие прибора — от 1000 до 3000 руб., за нарушение трудового режима и времени отдыха штраф составляет столько же;для ответственных руководителей — от 5000 до 10000 руб.;для юридического лица — от 15000 до 30000 руб.

Нельзя подделывать данные контрольного устройства или пытаться его модифицировать. За неисправность и отключение прибора, несоответствие его сертификации и модификации выписываются штрафы в том же размере, что и при отсутствии. Стоит отметить, что при погашении в течение 20 суток указанных штрафов не предусмотрена скидка в 50%.

Конкретную сумму санкций начисляет работник ГИБДД в зависимости от обстоятельств. Так, при повторном нарушении сумма штрафа обычно выписывается в максимальном количестве. Избежать штрафных сумм за отсутствие тахографа невозможно, но если авто эксплуатируют для бизнеса, то шофер может продолжать маршрут без карты водителя

READ
В кассовом чеке появится новый реквизит

Освобождение от штрафов возможно, если карта была потеряна или сломалась во время осуществления движения по маршруту. Но данные обстоятельства шофёру нужно ещё доказать представителю ГИБДД. Следует отметить, что при возникновении такой ситуации водителю в обязательном порядке следует осуществлять записи о маршрутном движении вручную на обратной стороне ленты тахографа.

Цифровой тахограф должен в обязательном порядке быть в промышленном транспорте. Его отсутствие или не отвечающий требованиям закона вид являются причиной для выписки штрафа. Устанавливать и калибровать подобный прибор должен специалист с соответствующими разрешительными документами.

Что такое тахограф и кому он нужен?

Водители, особенно управляющие грузовыми автомобилями и пассажирскими автобусами, хорошо знают, что такое тахограф. Эти контрольные приборы используются достаточно давно и устанавливаются на технику для контроля пробега, скорости, времени в пути и других показателей.

Тахограф - что это такое?

Требования к оснащению автомобилей тахографами со временем становятся более жесткими. Связано это с тем, что контроль движения с помощью бортовых самописцев позволяет снизить аварийность, обеспечив более безопасное вождение.

Тахограф что это такое?

Тахограф – это прибор, который устанавливается в автомобиле, подключается к его бортовой сети и инженерным системам. Основная функция устройства – регистрация в автоматическом режиме параметров движения транспортного средства и хранение этих данных в памяти с возможностью просмотра при проверке.

Тахограф на панели автомобиля

  • Фиксируют пробег автомобиля и скорость движения.
  • Фиксируют время вождения, отдыха и других работы, выполняемых водителем.
  • Регистрируют все денных, шифруют их и хранят в виде, защищённом от редактирования.

Последний пункт особенно важен. Информация, которую зафиксировал бортовой самописец, является максимально объективной и не может быть изменена. Поэтому оно обладает доказательной силой и может использоваться при решении спорных вопросов – в том числе и в судебном порядке.

Устройство тахографа и принцип его работы

Устроен бортовой самописец достаточно просто. Основной блок располагается в кабине автомобиля таким образом, чтобы у водителя был доступ к лицевой панели с кнопками управления. Современные тахографы оснащаются экранами, на которые выводится основная информация о работе системы.

Система контроля подключается к бортовой сети машины для обеспечения питания. Автономная работа при выключенном двигателе гарантируется большой емкостью батареи. Кроме того, в прибор встраивается энергонезависимый модуль памяти, потому данные, записанные тахографом, сохраняются в любом случае.

Тахограф с открытой крышкой

Для передачи информации о движении ТС к прибору подключается датчик скорости. Подключение выполняется с помощью штатных разъемов.

Важная функция тахографов современного типа – персонализация доступа. Для использования прибора необходимо установить персональную карточку водителя: только в этом случае информация будет корректно фиксироваться и сохраняться в памяти. Кроме тахокарты водителя в работе с устройствами используются карточки мастерских, компаний и контролеров.

Разновидности тахографов

Первоначальное автомобили комплектовались аналоговыми (дисковыми, механическими либо электронно-механическими) приборами. Сегодня же использование аналоговых самописцев не допускается законом. Кроме того, такие тахографы уже не выпускаются, так что найти исправную модель будет сложно.

Производители тахографов

Альтернативой являются цифровые самописцы, которые сразу собирают и обрабатывают информацию в цифровом виде. В РФ чаще всего устанавливают тахографы таких марок:

  • КАСБИ
  • ШТРИХ-ТахоRUS
  • VDO DTCO
  • Меркурий
  • АТОЛ и др.

Также возможна установка на машины некоторых устройств зарубежного производства, прошедших сертификацию и допущенных к эксплуатации в России.

Модули СКЗИ (НКМ), их назначение

В зависимости от того, какие рейсы выполняет автомобиль, требования к марке и конструкции бортового самописца могут различаться:

  • Для машин, которые выполняют международные рейсы, обязательным будет использование тахографов ЕСТР.
  • Транспортные средства, которые эксплуатируются в РФ, оснащаются тахографами с модулем СКЗИ/НКМ (навигационный криптозащитный модуль).

Блок СКЗИ – это система криптографической защиты данных, которая встраивается в бортовой самописец. Этот блок обладает высокой автономностью и включает собственный модуль памяти, ГЛОНАСС приемник, хронометр и акселерометр. Питание обеспечивается в том числе и от резервной батареи, потому криптографическая защита работает даже при обесточивании бортового самописца.

Основная функция СКЗИ – сбор информации, ее шифрование и хранение. Данные от датчика скорости поступают в модуль СКЗИ, обрабатываться микропроцессором и хранятся в его памяти в зашифрованном виде. Изменение этих данных невозможно, а для доступа с дешифровкой нужно задействовать специальный электронный ключ.

Срок использования модуля НКМ ограничен. Установленный в тахографе элемент активируется при начале использования прибора. После этого раз в 3 года необходимо выполнять замену блока СКЗИ и проводить активацию нового модуля. Оказывать услугу по замене и активации НКМ могут только мастерские с лицензией от ФСБ РФ на работу с криптографическим оборудованием.

На какие транспортные средства устанавливается тахограф

Универсальная конструкция бортовых самописцев позволяет устанавливать их практически на любые автомобили и другие ТС. Но для некоторых категорий транспорта оснащение контрольным устройством будет обязательным согласно закону.

Установка тахографа по типам автомобилей

Основной критерий, который определяет, нужно ли ставить тахограф – цель использования ТС. Если автомобиль или автобус эксплуатируются в личных целях, то прибор ставить не обязательно (но можно – так вы получите дополнительную информацию о режиме вожделения). Но если техника применяется коммерческой организацией, то без контрольного устройства не обойтись.

Обратите внимание! Если транспортное средство периодически эксплуатируется в условиях, не предусматривающих использование тахографа, то на него целесообразно установить самописец, поддерживающий режим «OUT». Но этот режим можно активировать лишь тогда, когда машина находится вне коммерческого рейса – например, ее перегоняют в пределах территории предприятия или в мастерскую для прохождения ТО. Использование режима «OUT» при грузовых или пассажирских перевозках является нарушением!

Согласно законам, тахографы обязательно ставятся на:

  • Грузовые автомобили, суммарная масса которых превышает 3,5 т (категории N2, N3)
  • Автобусы и микроавтобусы, конструкция которых предусматривает наличие 8 и более пассажирских мест, относящиеся к категориям М2, М3 (это касается также техники, задействованной для перевозки людей на пригородных и внутригородских маршрутах).
  • Грузовики, которые перевозят грузы различных классов опасности.
  • Самосвалы.
  • Краны-манипуляторы.
READ
Как узнать свой страховой коэффициент ОСАГО

В список исключений попала военная техника, техника, принадлежащая силовым структурам, строительная и коммунальная спецтехника, троллейбусы и некоторые другие ТС,

Проверка устройства контролирующими органами

Разобравшись, что такое тахограф, и на какие транспортные средства нужно его устанавливать, стоит уяснить и особенности проведения контрольных мероприятий.

Поскольку для многих категорий транспортных средств наличие тахографов, а также о соблюдение требований по их эксплуатации и по режиму работы является обязательным, на трассах проводится контроль. Проверку могут выполнять только сотрудники ДПС ГИБДД и контролеры Ространснадзора. Причем если ранее проводились только совместные проверки (на пунктах весогабаритного контроля), то сегодня представители Ространснадзора могут проверять автомобили и самостоятельно.

Проверка тахографа

В ходе проверки представитель контролирующего органа обязан удостовериться, что на машине установлен исправный прибор, конструкция которого соответствует действующим нормативам. Также проверяется сохранность пломб и отсутствие следов вмешательства в работу прибора.

Используя карту контролера, проверяются:

  • Временные интервалы вождения и отдыха.
  • Соблюдение требований по использованию индивидуальных тахокарт.
  • Соблюдение сроков поверки устройства.

Установка тахографа

Самостоятельно установить устройство в автомобиль не получится – для этого необходимо обращаться в сервисный центр, обладающий необходимыми разрешениями. Такие организации регистрируются в ФБУ «Росавтотранс» и получают лицензии на работу с криптографическим оборудованием.

Установка тахографа

При подготовке машины к монтажу мастера выбирают место для установки прибора с таким расчетом, чтобы водитель мог производить манипуляции, не отвлекаясь от управления автомобилем. Для этого может понадобиться монтаж специальных кронштейнов или прокладка трас для подключения системы.

Далее новый прибор распаковывается, подключается к бортовой сети и датчику скорости. Все соединения тщательно изолируются.

Само устройство и криптографический модуль активируются. После активации прибор калибруется для того чтобы гарантировать точность собираемых данных.

Заключительный этап монтажа – это пломбирование корпуса прибора. Установка пломб нужна для того, чтобы защитить систему от вмешательства, попыток редактирования данных или преднамеренной порчи. Тахограф в опломбированном корпусе устанавливается в гнездо и фиксируется.

Этапы калибровки

Правильная работа устройства (т.е. фиксация максимально объективных показателей времени, скорости и пробега) обеспечивается его периодической калибровкой. В ходе этой операции устройство настраивается таким образом, чтобы фиксируемые данные соответствовали объективным с минимальной погрешностью.

Первый раз систему калибруют при установке, затем настройка может понадобиться при ремонте, изменении технических характеристик транспортного средства, замене колес с изменением диаметра либо установке нового датчика скорости. Калибровать нужно также при нарушении пломбирования корпуса и при истечении двухлетнего срока с последней настройки.

Тахограф калибруют сначала на стенде, а затем — на дороге. На первом, стендовом этапе:

  • Контролируется целостность корпуса, отдельных элементов, сохранность пломб.
  • Проверяется корректность работы датчиков.
  • Тестируются электрические цепи.

Второй этап — дорожные испытания – включает:

  • Осмотр ТС.
  • Программирование системы.
  • Контроль и корректировку фиксации времени, скорости, пройденной дистанции.
  • Замер погрешности.

После завершения калибровки вся необходимая информация вносится в память, а корпус пломбируется. Отметка о калибровке с зафиксированной датой заносится в документацию к прибору.

Карта тахографа и её назначение

Доступ к функционалу системы и хранящимся в памяти данным невозможен без использования электронной ключ-карты. Тахокарты снабжается специальными чипами и обладают ограниченным сроком использования, потому периодически их надо перевыпускать.

Карта тахографа

Наиболее распространенная разновидность карт – карта водителя. Она персонализирована, т.е. выпускается на имя человека, который будет осуществлять управление транспортным средством с бортовым самописцем. Основная задача карты – идентификация лица, которое управляло машиной в определенный период времени.

Обратите внимание! Использование прибора без карты или с чужим электронным ключом не допускается и при обнаружении такого факта гарантированно последуют штрафные санкции. Это же касается попытки эксплуатации тахографа с просроченной картой водителя, так что о замене чипа стоит думать заранее.

Кроме этой разновидности также используются:

  • Карты мастерских — для монтажа, настройки и калибровки.
  • Карты предприятия — для доступа к данным, хранящимся в памяти прибора, их дешифровки и анализа (но не редактирования информации).
  • Карты контроллера – для доступа к хранящейся в памяти информации в ходе контрольных мероприятий.

Как пользоваться тахографом?

Конструкция бортовых самописцев проста, потому научиться работать с ними несложно. Но любой водитель должен запомнить базовый алгоритм, потому что его нарушение будет обязательно зафиксировано прибором. Это может привести к санкциям – как по отношению к самому водителю, так и по отношению к представителям компании.

READ
Консультация автоюриста
Количество водителей в экипаже
1 водитель2 и более
НормаДопускается
Макс. время непрерывного управления4,5 часа4,5 часа
Мин. время перерыва45 минутразделение на интервалы не короче 15 минут45 минут
Макс. время управления в сутки9 часовпо 10 часов х 2 дня в неделю>9 часов
Макс. время управления в неделю56 часов90 часов в течение любых 2-х недель56 часов
Мин. время ежедневного отдыха11 часовпо 9 часов 3 дня в неделю, по 12 час в 2 интервала, один из которых не короче 9 часовв течение 30 час работы каждый водитель должен иметь отдых не менее 9 часов непрерывно
Мин. время еженедельного отдыха45 часовне менее 24 час45 часов

Перед тем как начать управление автомобилем, водитель обязательно устанавливает в свободный слот индивидуальную карту и активирует ее, вводя PIN-код. После этого на экране должна появиться фамилия водителя – это свидетельствует о том. кто карта принята и можно начинать работу:

  • Сначала водитель выбирает деятельность до начала смены — «Отдых» либо «Работа» (если перед вождением он уже выполнял свои обязанности – например, проводил приемку груза).
  • При включении зажигания режим «Вождение» включается автоматически, при этом на экране появляется пиктограмма в виде руля. Режим сохраняется даже в том случае, если машине стоит со включённым двигателем.
  • Режим «Отдых» в разных моделях устройств активируется по-разному: либо автоматически, при отключении двигателя, либо нажатием соответствующей кнопки.

Карта извлекается из гнезда нажатием на специальную кнопку после завершения рабочей смены.

Современные модели самописцев оснащаются встроенными термопринтерами для ежедневной распечатки данных из памяти устройства. Распечатка также проводится по требованию сотрудников контролирующих органов, потому важно. Чтобы принтер был исправен, и в нем всегда была бумага (необходимый запас в кабине – минимум 2 рулона).

Штрафы за нарушения

Отсутствие тахографа, его неисправность или несвоевременная поверка/замена СКЗИ с точки зрения закона считаются нарушениями. Также к нарушениям относится эксплуатация самописца без карты водителя, с чужой либо просроченной картой или невозможность распечатки данных по требованию сотрудника ДПС.

В зависимости от того, кто будет признан виновником нарушения, статья 11.23 КоАП устанавливает такие суммы штрафов:

  • до 3 тыс. рублей для лиц. Непосредственно управляющих ТС.
  • до 10 тыс. — для должностных лиц, ответственных за нарушения.
  • до 30 тыс. — для юридических лиц.

В ближайшее время планируется пересмотр сумм штрафов в сторону увеличения. Также возможно введение дополнительных санкций, вплоть до приостановки деятельности компании или отзыва лицензии.

Несоблюдение режима труда и отдыха водителей
Ответственное лицоСейчасСтанет
Водительот 1 000 до 3 000 рублейот 3 000 до 5 000 рублей
Должностное лицоот 7 000 до 10 000 рублей
Юридическое лицо и ИПот 20 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Зная, что такое тахограф, как он устроен, и как его нужно правильно использовать, вы можете гарантировать отсутствие претензий со стороны ДПС и других контролирующих организаций. Кроме того, оснащение техники самописцами дает возможность повысить эффективность и безопасность перевозок.

Тахограф: особенности, принцип работы и применение устройства

Для повышения уровня безопасности пассажирских перевозок и транспортировки грузов правительство обязывает оснастить тахографами автотранспортные средства, использующиеся в коммерческой деятельности. Ниже пойдет речь о том, что такое тахограф, почему нужно заменить аналоговое оборудование цифровыми моделями, зачем необходим данный прибор. Рассмотрим так же, как работает тахограф и какие преимущества дает установка данного оборудования.

Что такое тахограф?

Тахографом называют специализированное устройство, которое устанавливается на борту автотранспортного средства и обеспечивает непрерывную фиксацию информации о скоростном режиме авто, маршруте следования, пробеге за определенный временной период, кратковременных остановках и длительных стоянках.

Устанавливается тахограф исключительно сертифицированными мастерскими, данные о которых находятся в соответствующем перечне Роскомнадзора. Установка и настройка работы оборудования самостоятельно либо с помощью мастеров, не имеющих разрешения на данный вид деятельности, не допускается – за это предусмотрены штрафные санкции.

Почему все так строго?

Данные тахографа записываются в память, не подлежат коррекции или удалению. Информация о выполнении каких-либо манипуляций с тахографом, направленных на исправление информации, сразу же фиксируется и становится доступной для контролирующих служб. На основании зафиксированных тахографом показаний можно получить информацию о периоде работы и отдыха лица, управляющего авто. Поэтому тахограф называют бортовым самописцем, а также автомобильным «черным ящиком».

На все сопрягаемые узлы прибора устанавливаются пломбы. Тахограф активируется под конкретное транспортное средство и калибруется.

Какими бывают приборы

До настоящего времени тахографы выпускались в двух вариантах – аналоговом и цифровом. Первые выводятся из эксплуатации, сегодня их использование запрещено законодательством. Такое решение властей обусловлено тем, что особенности работы аналогового тахографа допускают возможность корректировки данных.

Цифровые тахографы более совершенны. Принцип работы данных устройств таков. При запуске двигателя авто и идентификации водителя (необходимо вставить в корпус бортового самописца цифровую чип-карту) активируется датчик скорости, размещенный в трансмиссии.

Как это работает

Во время работы автотранспортного средства данные датчика поступают в интегрированную память устройства. Они сохраняются как во встроенной памяти, так и на чип-карте, которая должна находится в корпусе прибора все время, пока работает автотранспорт. По принципу работы цифровые приборы разных производителей, моделей, модификаций схожи между собой.

READ
Ежежневная денежнпая выплата

Рекомендуется выгружать информацию на сторонний носитель (например, в память компьютера) каждые 28 дней – таким образом вы обеспечите корректность получаемой информации. Желательно сохранять полученные тахографом данные на протяжении двух лет – они могут потребоваться для проверки контролирующими службами, решения спорных вопросов и других целей. Любые попытки вскрытия прибора или другого вмешательства в его работу скрыть невозможно, за такие действия предусмотрено административное взыскание в виде штрафа.

Зачем нужны тахографы

Тахографы собирают подробную информацию не только об основных показателях транспортного средства, но и о работе конкретного водителя. Такая информация помогает контролировать и анализировать данные о персонале, а соответственно – оптимизировать работу автопарка, минимизировать риск возникновения аварийных ситуаций.

Задач у них несколько:

  • устройство синхронизировано с навигационным оборудованием, поэтому позволяет выполнять GPS-мониторинг автотранспортных средств, получать актуальную информацию по скорости и фактическому пробегу (она считается более точной по сравнению с показаниями спидометра и одометра);
  • использование данных, зафиксированных тахографом, в качестве доказательства при решении спорных вопросов между водителем и сотрудниками ДПС или других контролирующих служб;
  • оценка эффективности работы персонала предприятия и логистических решений. На основании полученной тахографом информации владелец транспорта может строить более удобные маршруты, оптимизировать работу парка транспортных средств, а соответственно – сокращать затраты на обслуживание автотранспорта;
  • получение четкой картины расхода на эксплуатацию автотранспорта, исключение его нецелевого использования персоналом;
  • сохранность имущества предприятия – за счет более рационального управления автотранспортом. Зная, что работамашины отслеживается и контролируется, водители не будут допускать превышения скоростного режима и других нарушений.

Как работать с оборудованием

Алгоритм работы с тахографом предельно простой:

  • проверяем работоспособность прибора, наличие в принтере нужного количества бумаги;
  • вставляем чип-карту в слот прибора до характерного щелчка – это необходимо для активации бортового самописца;
  • проходим процесс аутентификации, на приборной панели загораются соответствующие кнопки, на дисплее отображаются данные лица, управляющего автотранспортным средством;
  • по завершении авторизации вводим в тахограф информацию о стартовой точке маршрута;
  • запускаем мотор.

В процессе движения автотранспорта все данные записываются в автоматическом режиме. По прибытии в пункт назначения или на место стоянки водитель должен:

  • ввести в тахограф данные пункта назначения (стоянки);
  • вытащить чип-карту из слота устройства.

После этого, вставляя чип-карту, необходимо указать предыдущий период как «отдых», иначе время стоянки будет зафиксировано как рабочее время, такая ошибка считается нарушением. Во время кратковременной стоянки авто можно не вынимать карту, но в тахографе следует установить режим «отдых», иначе будет фиксироваться рабочее время./

Как правильно использовать тахограф, чтобы избежать штрафов

Правила эксплуатации тахографов регламентированы законодательством. За их нарушение предусмотрена административная ответственность. Всю законодательную базу знать невозможно, однако важно запомнить несколько основных моментов:

  • транспорт не отправляется в рейс без такого приборы. Также запрещается эксплуатация машины, если тахограф неисправен. Ответственность за игнорирование этой нормы ложится как на лицо, управляющее автотранспортным средством, так и на владельца транспорта (компанию или индивидуального предпринимателя);
  • тахограф активируется непосредственно перед выездом на линию;
  • индивидуальная чип-карта водителя не передается сторонним лицам. Лицо, управляющее автотранспортным средством, не имеет права пользоваться чужим идентификатором;
  • вскрытие тахографов запрещается законом. При выявлении факта взлома пломб или иных попыток вмешательства в работу устройства представители контролирующей службы выписывают штраф;
  • водитель обязан соблюдать режим рабочего времени и отдыха в соответствии с нормированием труда. Если в рамках проверки будет выявлено превышение нормы, водитель понесет ответственность;
  • доступ к информации, зафиксированной тахографом, предоставляется сотрудникам контролирующих служб по первому требованию. Именно поэтому необходимо постоянно контролировать наличие бумаги в принтере. Целесообразно всегда держать в машине запас термобумаги;
  • устройство должно быть откалибровано в соответствии с нормативными актами. Под калибровкой подразумевают замер характеристик автотранспортного средства и настройку прибора на замеренные величины. Данную процедуру проводят сотрудники специализированной службы;
  • если прибор вышел из строя, необходимо незамедлительно обратиться в сервисную службу. Если поломка произошла на маршруте, следует вернуться на базу или доехать до места ближайшей стоянки и сразу же обратиться в сервис.

В чем польза приборов для водителей

К основным преимуществам оснащения тахографами автотранспортных средств относятся:

  • повышение ответственности водительского состава компании. Каждому водителю выдается идентификатор (чип-карта). Это дает возможность отслеживать и контролировать действия конкретного сотрудника на протяжении всего маршрута следования автотранспорта. Водитель знает, что для него действует персональная ответственность, и это его дисциплинирует;
  • повышение доходности предприятия – за счет оптимизации расходов на содержание парка автотранспортных средств риск слива топлива или использования транспорта компании в личных целях сведен к нолю;
  • юридическая страховка как персонала, так и работодателя. Данные, полученные тахографом, могут быть использованы в трудовых спорах, связанных с нормированием и оплатой труда. Ни водитель, ни его работодатель не смогут предъявить друг к другу необоснованных претензий. Кроме того, работодатель сможет оценить стиль вождения каждого наемного сотрудника, определить уровень его благонадежности и добросовестности.

И, конечно, бортовые самописцы являются источниками данных, которые используются при расследовании дорожно-транспортных происшествий. С их помощью можно объективно оценить ситуацию и установить виновных.

Ссылка на основную публикацию