Фонд реформирования ЖКХ переселение из аварийного жилья

Как происходит расселение из аварийного жилья

Согласно данным, имеющимся в распоряжении Минстроя РФ, на конец 2019 года в нашей стране насчитывалось более 54 тысяч многоквартирных жилых домов, которые были признаны опасными для проживания в них. По приблизительным подсчетам, это порядка 16 миллионов квадратных метров жилплощади, на которых проживают сотни тысяч граждан.

Аварийное жилье не только характеризуется, как правило, отсутствием необходимых коммуникаций и низким уровнем комфорта для жизни, но и значительной опасностью для жильцов, поскольку аварийность дома предполагает колоссальный износ основных конструкционных элементов строения.

В этой связи федеральные и региональные власти ведут планомерную законотворческую и практическую работу по скорейшему расселению аварийного жилья и снижению их доли в жилом фонде.

Законодательная база

Вопросы, связанные с расселением непригодного для жизни жилья, являются весьма сложными с точки зрения организации данного процесса в масштабах страны. В этой связи их нормативно-правовое регулирование должно быть комплексным, рассматривающим как тонкости их финансового обеспечения, так и процедурный порядок осуществления соответствующих работ на местах.

Итак, основным правовым документом, который регулирует процесс расселения аварийного жилья в части изыскания финансовых средств на данные цели, является федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ, который был принят еще в 2007 году.

Согласно данному нормативно-правовому акту был создан специальный государственный фонд, в задачу которого входит аккумулирование бюджетных средств для решения вопросов, связанных с капитальным ремонтом жилых зданий и расселением МКД, которые признаны аварийными. Этот правовой документ определяет порядок финансирования различных целевых программ как федеральных, так и региональных, которые направлены на ликвидацию негодных для обитания многоквартирных жилых домов.

Кроме этого, жилищные права граждан при расселении устанавливаются и нормами Жилищного кодекса РФ. В частности, установлено, что жители изъятых для сноса зданий и сооружений должны получить аналогичное по площади жилое помещение. А если жилец был собственником, то в таком случае он вправе выбрать – получать ли ему новую квартиру или рассчитывать на сообразную денежную компенсацию.

Вопросы, связанные непосредственно с порядком признания строения непригодным к дальнейшему проживанию, включая соответствующую процедуру и сроки расселения, рассматриваются специальным Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года.

Справка! Существующие программы расселения, разработанные с учетом обозначенных правовых актов, распространяются исключительно на жителей многоквартирных жилых домов. Граждане, которые проживают в индивидуальных домах, несут бремя по его содержанию исключительно за свой счет самостоятельно.

Кроме представленных выше правовых актов, существует большое количество и иных нормативных, технических и методических документов, которые затрагивают отдельные аспекты, связанные с расселением аварийного жилья.

Государственные программы расселения

Для скорейшего решения вопросов, связанных с модернизацией жилого фонда в РФ, был разработан специальный федеральный проект со сроком действия до 2025 года, который предполагает значительное увеличение финансирования регионов в части переселения граждан из аварийных квартир.

При этом денежные средства направляются в субъекты федерации на основании специальных программ. Порядок их формирования определяется статьей 16 Федерального закона № 185-ФЗ.

В частности, установлено, что осваивание федеральных средств находится в ведении регионов. Необходимое финансирование осуществляется, по сути, по заявке субъектов федерации, именуемой «региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда».

Данный документ формируется и утверждается администрацией субъекта федерации и должен содержать, помимо прочего, следующее:

  • перечень МКД (с адресами);
  • сроки переселения граждан из указанных МКД в новые благоустроенные дома;
  • объем требуемых средств федерального финансирования, а также имеющиеся средства, выделенные на эти цели региональным бюджетом, а также иными источниками;
  • обоснование необходимости привлечения федеральных средств.

Важно! Общегосударственная программа расселения предполагает, по большей части, долевое финансирование – как за счет федерального, так и за счет регионального (местного) бюджетов.

Сведения относительно региональных программ не являются закрытыми и доступны для изучения на сайтах местных органов власти конкретного региона РФ. Кроме этого, получить актуальную информацию о количестве МКД, подлежащих сносу, планах на включение того или иного МКД в программу, а также об уже расселенных домах можно на сайте «Реформа ЖКХ», расположенному по веб-адресу: https://www.reformagkh.ru.

Критерии ветхости и аварийности жилья

Понятие «аварийное жилье» раскрывается в соответствующем Положении, утвержденным Постановлением Правительства РФ 28 января 2006 года № 47.

Кроме прочего, в данном документе содержатся критерии, по которым МКД может быть признан аварийным.

  1. Физический износ и невозможность реконструкции. Все возводимые строения и здания со временем изнашиваются с утратой эксплуатационных свойств. Однако сам по себе физический износ не является критерием для признания дома аварийным как таковой. Непригодный для жизни МКД имеет значительный износ перекрытий, фундамента и несущих стен, совмещенный с невозможностью проведения восстановительных работ.
  1. Повреждение дома в результате события техногенного или природного характера. Если жилой дом был поврежден вследствие природного ЧП или при взрыве, пожаре, обрушении, то специальная комиссия оценивает возможность проведения восстановительных работ. Если последние являются нецелесообразными, то МКД признают аварийным и подлежащим сносу.
READ
Как можно уменьшить сумму алиментной задолженности?

Дом могут признать аварийным и даже в том случае, если физический износ не настолько велик. Основанием для этого может служить нахождение здания в зоне, которая подвержена различным природным катаклизмам.

Кроме аварийного, выделяется еще и «ветхое жилье». Под ним следует понимать МКД со значительным процессом износа основных конструктивных элементов здания (для деревянных строений – 65%, для каменных – 70%). Однако при проживании в ветхом жилье нет опасности для жизни и здоровья граждан, что и отличает его от аварийного.

Варианты переселения из ветхих домов

Действующее законодательство предполагает следующие формы расселения жильцов аварийных домов:

  1. Предоставление иных жилых помещений в новых домах, которые были построены в рамках данной целевой программы или выкуплены у застройщиков для этих целей.
  2. Выплата денежной компенсации для приобретения собственником квартиры в аварийном доме жилья самостоятельно.
  3. Предоставление субсидий для приобретения или строительства.

Жилищное законодательство предполагает, что новое жилье должно быть равным по площади изымаемому, а также быть пригодным для проживания, что включает в себя подведение необходимых коммуникаций и чистовую отделку помещений. Кроме этого, жилье выдается в пределах того же муниципального района, где и находился аварийный дом. В отдельных случаях возможна выдача квартиры в ином муниципальном образовании (районе), но только при согласии гражданина.

Порядок переселения

Если дом находится в региональной адресной программе, то расселение будет осуществляться не сразу, а в несколько этапов и по определенным правилам:

  1. Уведомление собственников о начале строительных работ. Местная администрация обязана уведомить жильцов о начала процедуры фактического расселения не менее, чем за год.
  1. Предоставление документов в местную администрацию для получения нового жилья или компенсации. Жильцы дома предоставляют в администрацию документы, удостоверяющие личность, правоустанавливающие бумаги, на основании которых им в последующем будет выделяться новое жилье.
  1. Выезд из старого жилья. По направлению муниципалитета жильцы въезжают в новые квартиры. Однако нередки ситуации, когда возводимый для них МКД находится в стадии строительства, поэтому в этот период граждане могут быть переселены во временное жилье маневренного фонда.
  1. Получение права собственности. После въезда в новые квартиры жильцам необходимо оформить право собственности на жилье в Росреестре. Для лиц, проживавших по социальному найму, имеется обязанность по заключению нового договора.

Если дом не признан ветхим, но жильцы не могут проживать в связи с непригодными для жизни условиями

Если жильцам неизвестно о том, принимает ли их дом участие в программе переселения, то, в первую очередь, необходимо узнать о наличии соответствующего обстоятельства. Для этого можно подать официальный запрос в администрацию муниципалитета или получить информацию на сайте «Реформа ЖКХ».

Если дом не участвует в программе, то жильцам необходимо осуществить следующее:

  1. Подать коллективное заявление в муниципалитет на предмет признания дома аварийным.
  2. Дождаться формирования межведомственной комиссии.
  3. Дождаться заключения межведомственной комиссии.

На этом этапе дом может быть признан или ветхим или аварийным. В первом случае жильцы вправе рассчитывать на капитальный ремонт (с возможным временным переездом в маневренный фонд). Если же жилье признается аварийным, то жильцам объявляются примерные сроки переселения, после чего дом включается в соответствующий реестр.

Если жильцы не согласны с решением межведомственной комиссии, то они вправе оспорить его в суде. Однако для этого предварительно необходимо провести независимую экспертизу, которая подтвердит доводы жильцов.

Граждане, являющиеся собственниками, вправе рассчитывать на компенсацию вместо предоставления жилья. Для этого им необходимо направить в адрес муниципалитета соответствующее заявление, которое рассматривается в течение 5 дней. Если решение положительное, то с муниципалитетом заключается соглашение о передаче имущества, после чего происходит выезд из квартиры и получение компенсации на банковский счет.

READ
Оформить военную служебную квартиру в собственность

Внимание! Наниматели перед расселением обязаны предоставить подтверждение количества членов семьи. В период переезда между муниципалитетом и квартиросъемщиком заключается новый договор социального найма, на основании которого возможно проживание на новой жилплощади.

Популярные вопросы и ответы

Вопрос: Законно ли требование администрации самостоятельно снести дом?

Ответ: В силу отдельных статей жилищного законодательства жильцы имеют право на снос дома в самостоятельном порядке. Однако в случае отказа от этого муниципалитет обязан произвести его за свой счет.

Вопрос: Законно ли предложение администрации переехать в маневренный жилой фонд после выселения из старых квартир?

Ответ: В отдельных случаях, когда проживание в МКД представляет реальную опасность, администрации может начать расселение в форсированном порядке. И если новое жилье не готово, то жильцов переселят в маневренный фонд.

Вопрос: Возможна ли продажа квартиры в доме, признанным аварийным?

Ответ: Собственник вправе осуществлять сделки купли-продажи недвижимого имущества в аварийном МКД при отсутствии обременений.

Полезное видео

Какие новые схемы предлагает Госдума для расселение аварийного жилья:

Заключение

Расселение аварийного жилья является одной из важнейших государственных задач. На сегодняшний день в регионах страны действуют различные программы, направленные на выполнение данной цели. Расселение осуществляется только при условии, что дом признан на официальном уровне аварийным и включен в соответствующую региональную программу.

Переселение граждан Российская Федерация

В список «Российская Федерация» включено 12278 домов, в том числе:

жилой площадью
10 121,75 тыс. м 2

Аналитика переселения

Вы можете просмотреть аналитическую информацию по Переселению граждан на выбранной территории в различных разрезах.

Контроль качества домов

В разделе “Контроль качества домов” представлены построенные дома, по которым имеются обращения, указывающие на конкретные недостатки качества жилых помещений.

Нарушители

Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ в рамках выездного мониторинга на регулярной основе проводит мониторинг исполнения подрядными организациями, застройщиками обязательств по государственным (муниципальным) контрактам, заключенным в ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных 185-ФЗ.

Домовая книга

ФОТОГРАФИИ

У нас размещено 55 509 фотографий строящихся и введенных в эксплуатацию домов

ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН

Вы можете подать обращение по вопросам реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

Алтайский край
83
Амурская область
168
Архангельская область
209
Астраханская область
148
Белгородская область
254
Брянская область
83
Владимирская область
55
Волгоградская область
57
Вологодская область
167
Воронежская область
84
город Москва
город Санкт-Петербург
город Севастополь
9
Еврейская автономная область
36
Забайкальский край
210
Ивановская область
62
Иркутская область
689
Кабардино-Балкарская Республика
152
Калининградская область
53
Калужская область
121
Камчатский край
21
Карачаево-Черкесская Республика
5
Кемеровская область – Кузбасс
288
Кировская область
224
Костромская область
73
Краснодарский край
71
Красноярский край
129
Курганская область
88
Курская область
45
Ленинградская область
145
Липецкая область
142
Магаданская область
21
Московская область
152
Мурманская область
36
Ненецкий автономный округ
Нижегородская область
665
Новгородская область
82
Новосибирская область
241
Омская область
730
Оренбургская область
334
Орловская область
36
Пензенская область
113
Пермский край
202
Приморский край
86
Псковская область
49
Республика Адыгея
16
Республика Алтай
54
Республика Башкортостан
367
Республика Бурятия
208
Республика Дагестан
96
Республика Ингушетия
23
Республика Калмыкия
20
Республика Карелия
121
Республика Коми
174
Республика Крым
2
Республика Марий Эл
76
Республика Мордовия
195
Республика Саха (Якутия)
355
Республика Северная Осетия-Алания
47
Республика Татарстан
59
Республика Тыва
38
Республика Хакасия
94
Ростовская область
145
Рязанская область
230
Самарская область
584
Саратовская область
137
Сахалинская область
450
Свердловская область
224
Смоленская область
74
Ставропольский край
86
Тамбовская область
165
Тверская область
126
Томская область
85
Тульская область
158
Тюменская область
182
Удмуртская Республика
219
Ульяновская область
66
Хабаровский край
40
Ханты-Мансийский автономный округ
124
Челябинская область
80
Чеченская Республика
28
Чувашская Республика
217
Чукотский автономный округ
8
Ямало-Ненецкий автономный округ
111
Ярославская область
176

© 2007-2022 Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства

Внимание! При регистрации на портале «Реформа ЖКХ» Вы создаете учетную запись пользователя. Для регистрации организации с целью раскрытия информации, после подтверждения регистрации как пользователя, Вам необходимо будет подать заявку на регистрацию организации в Личном кабинете пользователя.

READ
Страхование титула: что это такое и зачем оно нужно?

Забыли пароль

Запрос на формирование файла

Этот сайт использует cookie-файлы. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даёте согласие на использование ваших cookie-файлов, обрабатываемых в соответствии с Разделом 9 Приложения 1 Политики ГК Фонда СР ЖКХ в отношении обработки персональных данных субъектов персональных данных
Вы можете запретить сохранение cookie-файлов в настройках вашего браузера.
Обратите внимание, что в случае, если использование сайтом cookie-файлов отключено, некоторые возможности и услуги сайта могут быть недоступны.

В разделе “Аварийный жилищный фонд” представлены сведения по аварийным домам, подлежащим расселению.

В разделе “Контроль качества домов” представлены построенные дома, по которым имеются обращения, указывающие на конкретные недостатки качества жилых помещений.

В разделе “Контракты на переселение” представлены заключенные контракты по переселению граждан из аварийного жилья, включая: контракты на строительство многоквартирных домов, участие в долевом строительстве, покупку помещений у застройщика, покупку помещений на вторичном рынке, выкуп помещений у собственников, а также другие контракты.

В разделе “Строящиеся дома” представлен перечень строящихся домов по программам переселения граждан из аварийного жилья.

В разделе “Построенные дома” представлен перечень построенных домов по программам переселения граждан из аварийного жилья.

В разделе “Ранг субъектов” представлен рейтинг субъектов по реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также итоговый показатель выполнения программ.

Вся информация собрана на основании мониторинга расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до 1 января 2012 года и подлежащего сносу или реконструкции в связи с физическим износом.

Письмо Госкорпорации “Фонд содействия реформированию ЖКХ” от 15.08.2019 N ОР-07/1382

Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд), рассмотрев вопросы, возникающие у муниципальных образований в ходе реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда (далее – программа), сообщает, что Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” (далее – Федеральный закон N 185-ФЗ), который не наделяет его полномочиями по разъяснению законодательства.

Вместе с тем по вопросам, содержащимся в обращении, в пределах компетенции Фонда сообщаем следующее.

1. Внесение изменений в программу предусмотрено Порядком использования денежных средств, не израсходованных при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, утвержденным правлением Фонда 5 августа 2019 года, протокол N 929 (далее – Порядок использования неизрасходованных средств).

Представление отчетности о мероприятиях по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2014 года N 205/пр “О формах мониторинга и отчетности реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда”.

1.2. Возможность перераспределения денежных средств между муниципальными образованиями, участвующими в реализации одного этапа программы, предусмотрена пунктом 2 Порядка использования неизрасходованных средств.

1.3. В силу пункта 3 Порядка использования неизрасходованных средств в случае невозможности перераспределения средств между включенными в программу аварийными домами или направления на вновь выявленные аварийные дома, признанные таковыми в установленном порядке до 1 января 2017 года, такие средства в части, относящейся к средствам Фонда, могут использоваться в составе финансовой поддержки, предоставляемой Фондом в будущем (так называемый “зачет средств Фонда”).

2. По вопросу о предоставлении жилых помещений большей площади, чем площадь изымаемого жилого помещения, отмечаем, что в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Федеральный закон N 185-ФЗ не содержит специальной нормы в отношении размера предоставляемых жилых помещений.

По вопросу о том, какими документами муниципальное образование обязано руководствоваться при формировании начальной (максимальной) цены контракта при организации процедуры закупки на аукционе, проводимом в рамках реализации программы, информируем, что вопросы правового регулирования обоснования начальной цены контракта предусмотрены статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. На основании части 6 указанной статьи метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта и заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или (при их отсутствии) однородных товаров, работ, услуг.

READ
Можно рассчитывать на государственную поддержку?

3. По вопросу о том, каким документом устанавливается допустимость превышения размера предоставляемой площади жилого помещения, отмечаем, что федеральное законодательство не содержит положений, ограничивающих размер площади помещений, предоставляемой сверх площади, занимаемой переселяемыми из аварийного жилья гражданами. Однако предельный размер может найти свое отражение в региональных и муниципальных актах, принимаемых для реализации программы.

4. По вопросу о том, необходимо ли определение органом местного самоуправления размера возмещения за изымаемое жилое помещение, если гражданин выбрал в качестве способа расселения “приобретение жилого помещения”, сообщаем следующее.

Размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), и должен включать в себя рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием. Кроме того, согласно правовой позиции, содержащейся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, возмещение за жилое помещение также должно включать в себя сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Определение рыночной стоимости жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”.

Что касается вопросов оплаты дополнительных квадратных метров предоставляемого жилья гражданам, то, по мнению Фонда, оплата гражданином дополнительной площади предоставляемого жилья должна производиться на основании договора, заключенного между гражданином и муниципальным образованием в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса, в форме оплаты разницы между стоимостью передаваемого и изымаемого жилого помещения (части этой стоимости) в бюджет муниципального образования.

5. По вопросу о том, какие действия необходимо выполнить муниципальному образованию в случае, если по результатам аукциона по приобретению жилых помещений отсутствуют предложения, информируем, что, по мнению Фонда, программные документы субъекта Российской Федерации и муниципального образования, принимаемые для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, должны содержать указание на действия органов местного самоуправления в случае отсутствия предложений при проведении аукционов на приобретение жилых помещений. Одним из таких механизмов может быть изменение способа переселения граждан.

6. Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием потребовать от собственников помещений в этом доме снести его в разумный срок. В случае, если такой снос не осуществлен, земельный участок подлежит изъятию. Соответственно, каждое жилое помещение в этом доме, принадлежащее на праве собственности, подлежит изъятию в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 – 9 статьи 32 Жилищного кодекса.

Указанный порядок должен быть применим при реализации программы, в том числе реализуемой на территории Томской области.

7. По вопросу об изъятии восьми земельных участков, на которых расположен один многоквартирный дом, а также об особенностях проведения указанных мероприятий при условии, что такие земельные участки находятся в аренде у граждан, отмечаем, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом (часть 1 статьи 32 Жилищного кодекса).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации” (подпункт “б” пункта 20) при рассмотрении споров, связанных с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа, правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда и иное) значения не имеет.

Статьей 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе подлежащих образованию. В указанном случае к решению об изъятии земельного участка прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащий изъятию земельный участок предстоит образовывать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка (пункт 5 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

READ
Образец выписки из похозяйственной книги образец

Таким образом, орган местного самоуправления вправе воспользоваться вышеизложенными механизмами в случае принятия решения об изъятии земельного участка.

Фонд реформирования ЖКХ переселение из аварийного жилья

Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 270-ФЗ, от 23.07.2013 N 240-ФЗ, от 31.12.2017 N 483-ФЗ, от 28.11.2018 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, – часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.12.2022 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 22.12.2022 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 240-ФЗ)

READ
Закрытое завещание: особенности составления

2.3. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

Ч. 3 ст. 16 распространяется на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, возникшие с 01.01.2009 (ФЗ от 17.12.2009 N 316-ФЗ).

3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4 – 5. Утратили силу с 1 августа 2013 года. – Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на:

(в ред. Федерального закона от 22.12.2022 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2022 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем двадцать пять процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от двадцати пяти до ста процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях. В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

READ
Как переоформить автомобиль на родственника без продажи

(п. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2022 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части, в размере до ста процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра;

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2022 N 494-ФЗ)

6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан.

(п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2022 N 436-ФЗ)

(часть 6 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Утратил силу. – Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7 – 8. Утратили силу с 1 августа 2013 года. – Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется в течение не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых для такой государственной регистрации документов.

(часть 9 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 441-ФЗ)

10. Утратил силу. – Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, – не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 436-ФЗ, от 22.12.2022 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. Внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающих продление срока реализации этапа этой программы в связи с необходимостью завершения мероприятий, предусмотренных таким этапом, не является основанием для неприменения предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона последствий нарушения требований части 11 настоящей статьи.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 175-ФЗ)

12. Утратил силу. – Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. За счет средств Фонда возмещаются расходы (в том числе по возврату кредитных и иных заемных средств, процентов за их использование в размере не более чем две трети ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей на дату привлечения указанных средств), ранее понесенные субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на реализацию принятых после 1 января 2013 года и досрочно завершенных региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. При этом возмещению подлежат расходы в пределах установленных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

READ
Получение бесплатного детского питания в 2022 году

(часть 13 введена Федеральным законом от 28.06.2014 N 200-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Для оценки выполнения субъектом Российской Федерации обязательства, принятого в соответствии с пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, требований части 11 настоящей статьи, достижения целевых показателей реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого завершено, а также общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого не завершено в предусмотренный пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона и частью 11 настоящей статьи срок исключительно по причинам, связанным, в частности, со сроками принятия наследства, с неизвестностью места пребывания гражданина, наличием судебного спора о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебного спора, связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и другим причинам, связанным с личностью гражданина.

Переселение душ. Что такое аварийное и ветхое жилье и как переселяют собственников

Многие люди проживают в старом жилом фонде и надеются на то, что их скоро расселят. Однако далеко не всегда ветхость квартиры влечет переезд. Разбор нюансов по квартирам, опасным для нормальной жизни, – в нашей статье.

Если квартира представляет опасность для жизни и здоровья – срочно инициируйте признание ее непригодной для жизни

Большинство людей стремится улучшить свои жилищные условия. Кто-то увеличивает жилплощадь, переезжая из однокомнатной квартиры в двухкомнатную, кто-то – оформляет ипотеку, чтобы сменить вторичку на комфортную новостройку. Однако для некоторых людей переезд является вопросом выживания, поскольку аварийное жилье представляет реальную угрозу жизни и здоровью человека.

Согласно данным сайта «Реформа ЖКХ», к концу 2022 году объем недвижимости, которая непригодна для проживания, в России вплотную приблизился к отметке в 25 млн квадратных метров. В таких квартирах проживает более миллиона россиян. Поэтому крайне важно понимать, по каким критериям определяется аварийность и кто может рассчитывать на расселение.

Какое жилье соответствует критериям программы переселения

Начиная с 2013 года в России действуют федеральные и региональные программы переселения из опасной для жизни недвижимости. Текущая программа рассчитана до 2025 года и реализуется в рамках федерального проекта, направленного на сокращение непригодного для проживания жилфонда. По ней планируют расселять более полумиллиона россиян.

Участвовать в текущем расселении могут граждане, чье жилье было признано аварийным в период до 1 января 2017 года. Те, у кого признано позже – продолжают оставаться в очереди на переселение.

Что такое аварийное жилье

Аварийное жилье – это недвижимость, угрожающая безопасности жизни и здоровья человека. Основания и порядок получения данного статуса определяются соответствующим актом правительства РФ. Среди них:

  • разрушение, повреждение или деформация строительных конструкций и оснований, при которых есть опасность обрушения дома;
  • крены, негативно влияющие на устойчивость дома;
  • изменение экологической ситуации, приведшее к вреду для человека, в том числе по уровню радиации, шуму, вибрации и другим факторам;
  • нарушение санитарно-эпидемиологических и прочих подобных нормативов;
  • селевые потоки, оползни, снежные лавины в месте, где размещен дом;
  • в результате ЧС дом не подлежит восстановлению;
  • расположение в месте, где возможны разрушения при авариях техногенного характера;
  • шум от магистрали, превышающий предельную норму;
  • промывочные и очистительные устройства мусоропроводов, размещенные над домом или смежно с ним;
  • территория дома опасно прилегает к линиям электропередачи на воздухе.

Вышеописанные критерии установлены как для многоквартирных домов, так и для отдельных помещений. Для многоквартирных жилых домов выявление одного из критериев является основанием для установления аварийности, после чего жителей будут расселять.

Важно учитывать, что если многоквартирный дом признан непригодным для проживания, то квартиры внутри него также признаются таковыми и расселяются.

Чтобы начать расселять недвижимость, необходимо наличие любых из неустранимых критериев, определенных соответствующим правительственным актом

READ
Оформить военную служебную квартиру в собственность

Позитивный момент: для признания жилья опасным для жизни и здоровья человека достаточно наличия лишь одного из перечисленных критериев. Но нужно помнить, что для некоторых критериев есть условие о неустранимости проблемы, то есть возникшую ситуацию нельзя исправить инженерными и проектными решениями. Если жилое помещение можно отремонтировать, то его аварийным не признают и жильцов не расселят.

Многие проблемы выявляются с помощью специальных приборов. В то же время есть некоторые признаки, по которым неподготовленный человек может забить тревогу и инициировать признание дома опасным для жизни и здоровья людей:

  • повреждение или разрушение фундамента;
  • движение и сильное искривление стен;
  • трещины на стенах в подъезде дома;
  • просадка полов;
  • обрушение конструкций.

Что такое ветхое жилье

Законом не определено понятие «ветхого жилья», однако оно активно используется на практике. Такие дома, в отличие от аварийных, юридически не представляют угрозу безопасности граждан, а значит, их не будут расселять. Хотя фактически проживание в них сопровождается трудностями.

Правообладателям старых квартир не предоставляют никаких компенсаций, их не будут расселять в новые дома. Однако они сравнительно быстро могут перейти в число аварийных, что уже позволит рассчитывать на возмещение.

Что касается критериев ветхого состояния здания, то они были перечислены в утвержденном Госстроем России методическом пособии. Они определяются в зависимости от износа:

  • в отношении домов из камней износ должен превышать 70%;
  • в отношении домов из дерева65%;
  • дом перестает удовлетворять изначальным эксплуатационным требованиям. В то же время несущие конструкции обеспечивают устойчивость здания.

Совкомбанк предлагает оформить ипотеку на выгодных условиях. Получив часть денег в качестве компенсации за старую квартиру и дополнив эту сумму заемными средствами, вы сможете позволить себе купить желаемую квартиру. Рассчитайте ваш платеж на сайте.

Какие документы нужно собрать для переселения

  • Заявление о закреплении статуса аварийности за недвижимостью.
  • Свидетельство о праве собственности или иной правоустанавливающий документ (выписка из ЕГРН, договор найма жилого помещения).
  • Проект конструкции нежилого помещения, если планируется его последующее признание жилым.
  • Экспертное заключение организации, которая обследовала недвижимость. Также отдельное заключение профильных организаций требуется для несущих конструкций.
  • Иные документы, указывающие на неустранимые недостатки помещения.

Уполномоченный орган признает аварийным дом в течение 30 дней с момента получения специального заключения межведомственной комиссии по дому. Последнее оформляется на основании представленных заявителем материалов: рассмотрение этих документов занимает 30 дней с момента их регистрации. Суммарный срок на всю процедуру может составить 2–3 месяца с момента подачи заявления.

Права собственников жилья, подлежащего сносу

Собственнику аварийной квартиры, которая подлежит сносу, законом предлагается два варианта возмещения:

  • компенсация за прежнюю недвижимость;
  • новая жилплощадь в том же городе.

Вопрос о выборе способа возмещения всегда индивидуален: оцените, что выгоднее вам – денежное возмещение или переселение в новую квартиру

При первом варианте собственнику выплачивается рыночная стоимость недвижимости, а если это квартира – еще и часть от рыночной стоимости общего имущества и земельного участка. Также правообладателю квартиры возмещаются все убытки, связанные с вынужденным переездом до момента приобретения новой жилплощади. Однако здесь нужно учитывать, что рыночная стоимость таких квартир невысока. Следовательно, компенсации может быть недостаточно для будущей покупки.

Во втором случае риском выступает наличие очереди для получения новой квартиры. Она может тянуться годами. Да и когда человека расселят в новый дом, он может разочароваться, ведь он не отличается высоким качеством строительства.

Разница между социальным жильем и собственностью

Владение и пользование жилплощадью возможно в соответствии с обязательственным договорам. Одна из их разновидностей – договоры социального найма жилого помещения, заключаемые на основании принятых властными структурами решений о предоставлении недвижимости, находящейся в собственности муниципалитета или государства, внаем.

Социальная квартира со временем также может стать аварийной. В этом случае граждан расселят в другие квартиры при соблюдении следующих условий:

  • благоустроенность;
  • равнозначность по площади;
  • соответствие санитарным и техническим нормативам;
  • расположение в пределах того же города или иного населенного пункта.

Важно помнить, что из социальных квартир не расселяют в более комфортные квартиры, а предоставляют идентичную прежней, но пригодную для проживания недвижимость

Переселение граждан Реформа ЖКХ

Практически каждый год перед муниципальными и региональными органами государство ставит конкретные задачи по расселению людей из ветхого и аварийного жилья в новые жилые объекты. 2019 год не стал исключением. Однозначно, вплоть с 2008 и по 2018 года была проведена колоссальная работа по переселению граждан из ветхого жилья. Более 676 тыс. человек получили заветные ключи от новеньких квартир. Однако, по последним данным, подобной радости ждут еще свыше 6 тыс. человек по всей стране.

READ
Как правильно оформляется дарственная на дочь?

Ознакомиться с аварийным жилищным фондом, а также узнать список «безопасных» новостроек можно воспользовавшись порталом реформа ЖКХ. Именно о ней и пойдет речь в данной статье.

Аварийный жилищный фонд

Аварийные дома – это жилье, которое до 1 января 2007 года было признано ветхими и непригодными для жизни. В связи с его физическим износом и низким уровнем безопасности для жильцов таким дома подлежат сносу, а все проживающие в нем граждане – переселению.

На сегодняшний день аварийный жилищный фонд России составляет – 45 тыс. аварийных домов. Свыше 11 регионов страны имеют критический порог по количеству аварийных зданий, а их расселение отстает от предназначенного графика более чем на 90 дней. Вплоть с 2008 по 2018 гг. переселено свыше 16 712,00 тыс. м2. Согласитесь, цифра довольно внушительная?

На сайте www.reformagkh.ru вы можете ознакомиться с полным перечнем аварийного жилого фонда. В каких-то регионах этот вопрос решен. К примеру в Алтайском крае, в городе Бийск полностью отсутствуют аварийные ветхие дома. Расселение здесь было завершено еще несколько лет назад. В Брянске и Камчатском крае также были расселены все нуждающиеся семьи.

Однако, по данным портала, некоторые жители не смогли получить новое жилье по различным юридическим причинам (судебные споры, наследство, неизвестность нахождения и т.д.). Основное преимущества сайта является возможность узнать состояние того или иного здания, без обращения в какие-либо специализированные органы. Вся информация находится в открытом доступе. Все что необходимо – пройти регистрацию на сайте. Как это сделать смотрите в данном видеоролике.

Контракты на переселение

Итак, кому и зачем нужно изучать информацию о расселении и аварийности жилого дома? Во-первых, самим жильцам ветхих домов, которые устали жить в ужасающих условиях и хотят получить точные ответ на вопрос «Когда?». Во-вторых, тем кто собирается купить квартиру и хочет проверить статус и состояние конкретного дома. Так, к примеру, в городе Липецк было заключено более 83 единиц контрактов на покупку и долевое строительство помещений у различных застройщиков с целью переселения. Средняя стоимость по контракту за 1 м2 составляла 36 тыс. руб. Стоит отметить, что по всем договорам переселение было завершено точно в срок.

Если вы хотите ознакомиться с контрактами на переселения в конкретном регионе, то воспользуйтесь данным разделом.

Перейдя на сайт выберите интересующий вас регион, а после раздел «Контракты на переселение». Портал предоставит вам максимально полные сведения по этапам процедуры.

Строящиеся дома

В процессе реализации программы на замену ветхим постройкам государство предоставляет качественное, современное жилье в различных новостройках. На портале вы можете ознакомиться с обновленным жилищным фондом, а также домами, которые еще находятся на стадии строительства. Для этого необходимо в разделе «Переселение граждан» выбрать подпункт «Строящиеся дома».

Далее остается только выбрать нужный регион и ознакомиться с предоставленными данными. Стоит отметить, что на портале представлена информацию только о тех объектах, которые действительно находятся на стадии строительства и предназначаются конкретно для расселения граждан из аварийного жилья.

Построенные дома

На сегодняшний день в список построенных новостроек входит свыше 12 тысяч различных домов, общая площадь которых составляет более 10,5 тыс. кв.м. Если вам необходимо узнать список построенных домов вы также можете это сделать воспользовавшись данным порталом. Для этого потребуется в том же разделе «Переселение граждан» выбрать категорию «Построенные дома».

Так, к примеру, в Петропавловске было построено более 21 дома, общей площадью – 26,66 тыс. кв. м. Преимущественно строительство велось в таких районах как Алеутский, Усть-Камчатский, а также Елизовский.

Заключение

Благодаря многочисленным реформам и программам, направленным на улучшение жилищного фонда тысячи семей смогли начать новую жизнь в комфортабельных условиях. Портал «Реформа ЖКХ» — это не только официальный сайт с конкретной информацией о всех аварийных и строящихся объектах жилого фонда, но и эффективный способ контроля качества строительства и получения нового жилья.

Ссылка на основную публикацию