Обязан ли водитель выходить из машины по требованию инспектора
Как показывает практика, водителей часто интересует ответы на вопросы: “имеет ли право инспектор требовать водителя выйти из автомобиля?”, “обязан ли водитель выходить из машины?”
На эти вопросы я отвечу сегодня.И в качестве эксперимента добавлю видео версию ответа.
Обязанности водителя при общении с инспекторами регламентирует раздел 2 ПДД, в соответствии с которым водитель обязан передать сотруднику для проверки соответствующие документы, а также пройти освидетельствование на состояние опьянения, если этого требует инспектор.
Казалось бы все, но есть еще ст. 30 закона “О полиции”, которая декларирует, что законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
Законными требования сотрудника являются требования перечисленные в регламенте 664 приказа МВД, правда, есть тонкий момент – в регламенте написано, что сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства.
На практике судьи ставят знак равно между “предложить” и “требовать” в тех случаях, когда провести процедуру без оставления автомобиля было невозможно, а особо неадекватные уравнивают эти понятия всегда.
Ниже будет исчерпывающий перечень ситуаций.
Сверка номеров агрегатов и узлов с записями в регистрационных документах.
В этом случае инспектор может вам предложить выйти из автомобиля, требовать выйти из автомобиля, он может только в том случае, если ваше присутствие явно необходимо, например, открыть замок капота ключом или секреткой. Но в любом случае советую присутствовать при осмотре и досмотре, чтобы в вашем автомобиле не “нашлись” запрещенные к обороту предметы, которых там не было изначально.
Досмотр транспортного средства или личный досмотр.
В этом случае автомобиль придется покинуть, так как нахождение в нем может мешать проведению досмотра, а личный досмотр вообще невозможен.
Наличие у водителя признаков болезненного состояния
Признаки болезненного состояния – достаточно субъективный момент и ничем не регламентируется, водитель может спокойно оставаться в машине.
Проведение процедуры освидетельствования на опьянение.
Про то, что процедуру освидетельствования на состояние алкогольного опьянения нельзя проводить в автомобиле освидетельствуемого нигде не написано, но я бы не советовал отказываться пройти для освидетельствования в патрульный автомобиль или выйти на улицу. Такой отказ может быть расценен,как отказ от освидетельствования. И не факт, что вы сможете доказать обратное.
Направление на медицинское освидетельствование.
При направлении водителя на медицинское освидетельствование придется не только выйти из автомобиля, но и проехать в медицинское учреждение. В случае отрицательного результата инспектор обязан вас доставить к автомобилю.
Инспектор может попросить вас выйти из автомобиля для устранения технической неисправности. Выходить, устранять неисправность или нет – дело водителя. Но нужно помнить, что наличие ряда технических неисправностей исключает возможность движение транспортного средства.
Угроза личной безопасности инспектора в поведении водителя
Самый расплывчатое основание, если инспектор начинает ссылаться на такое основание, лучше автомобиль покинуть, в противном случае можно нарваться на применение силы, а также на ст. 19.3 КоАП РФ, наказание по которой может быть арест до 15 суток.
Что делать если инспектор заставляет выйти из машины.
Если инспектор требует покинуть автомобиль, то прежде всего стоит узнать на каком основании он это требует, если вразумительного ответа не будет, то можете не выходить из автомобиля, особенно, если сотрудник не представился и не показал удостоверение. Если в уверены, что перед вами именно сотрудник, который очень настойчиво требует покинуть автомобиль,но оснований для этого не имеет, можете подчиниться этим требованиям, чтобы не развивать конфликт. Обязательно закрыв его на замки. О поведении сотрудника стоит сообщить по телефону 112, а также написать жалобу в прокуратору.
Спасибо за внимание, задавайте свои вопросы в комментариях.
Нужно ли выходить из автомобиля по требованию инспектора ДПС
Можно ли проигнорировать требование сотрудника ДПС.
Напомним, что 20.10.2017 года вступил в силу новый административный регламент МВД № 664 от 23 августа 2017 года. Его появление было вызвано необходимостью учесть все изменения в действующем законодательстве.
На удивление, несмотря на то, что документ в большей части касается только сотрудников Госавтоинспекции и других подразделений МВД РФ, он вызвал бурю различных споров и множество домыслов среди водителей. Ведь новый документ касается также каждого автолюбителя в стране. К сожалению, некоторые эксперты и юристы увидели в регламенте ряд моментов, которые могут угрожать правам водителя. Но на самом деле это не так.
Например, сразу после вступления регламента в законную силу в Сети начали активно обсуждать, что теперь автолюбителям могут запретить снимать на фото и видео сотрудников ГИБДД, поскольку в новом административном регламенте отныне отсутствует пункт, разрешающий участникам дорожного движения фиксировать на фото или видеокамеру действия сотрудников ГИБДД. Но это не так.
Недавно руководство Госавтоинспекции подробно разъяснило , в каких исключительных случаях сотрудники ДПС имеют право ограничить фото- и видеосъемку. Однако сегодня речь не об этом. Сегодня мы хотим поговорить еще об одном пункте, который вызвал массу обсуждений в обществе, что привело к различным неправильным домыслам. Речь идет о пункте 93 Приказа МВД РФ №664, вступившем в силу 20 октября 2017 года.
Вот выдержка из нового административного регламента:
Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
– наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния
– для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза
– для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах
– когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции
– необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов
– когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника
Если сравнить этот пункт и подпункты административного регламента МВД №664 с прежней редакцией документа, действовавшей до 20.10.2017 года, то вы не найдете различий. Но, несмотря на это, ряд авторитетных интернет-изданий, телевизионных новостных передач, а также известные радиоканалы сообщили о том, что теперь водители должны по требованию сотрудников ГИБДД сразу выходить из машины. Но это не так. Где об этом говорится в новом административном регламенте?
Кроме строчки “. сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения. “, больше ничего в регламенте нет. Но позвольте, словосочетание ” вправе предложить ” не означает требование инспектора Госавтоинспекции выйти из машины. В большинстве случаев вы на вполне законных основаниях можете отказаться выходить из автомобиля.
То есть согласно внутреннему административному регламенту (который, кстати, создан для сотрудников МВД, а не для всех автолюбителей, т. е. документ внутренний) инспектор вправе предложить автолюбителю выйти при необходимости из своего автомобиля. Соответственно, у любого водителя остается право выбора: выходить из машины или остаться в ней. То есть это личный выбор каждого, а не обязанность, как поспешили отрапортовать многие СМИ.
Хотя все-таки стоит сделать оговорку. Помните, что не во всех случаях вы имеете право оставаться в машине. Например, согласно действующему законодательству вы обязаны выйти из машины при составлении следующих процессуальных документов:
- – Административный протокол о задержании на основании статьи 27.4 КоАП РФ
- – Протокол о досмотре автотранспортного средства на основании статьи 27.9 КоАП РФ
- – Протокол об отстранении от управления автомобилем на основании статьи 27.12 КоАП РФ
В том числе стоит отметить, что в новом регламенте есть пункт 93.3:
“Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов”.
Мы снова выделили главное словосочетание в административном регламенте МВД. Как видите, согласно новому регламенту МВД сотрудник ДПС вправе предложить водителю при необходимости занять место на заднем сиденье патрульного автомобиля. Но вы согласно действующему законодательству в праве и отказаться . Это ваше личное дело, поскольку “вправе предложить” – это предложение, а не требование.
Может ли инспектор ГИБДД привлечь к ответственности за неподчинение сотруднику МВД, за отказ выйти из машины?
Наверное, некоторые водители уже не раз сталкивались с намеками сотрудников ДПС, которые предупреждали нас о том, что, если ослушаться требования сотрудника Госавтоинспекции, водитель может быть привлечен к ответственности за неподчинение законному требованию представителя власти.
Но в большинстве случаев сотрудники ДПС чаще пугают водителей. На деле привлечь водителя к ответственности за неподчинение не представляется возможным. Особенно если речь идет о предложении инспектора ДПС выйти из машины. Так, как согласно законодательству и новому регламенту МВД №664, за отказ выйти из машины водитель не может быть привлечен к ответственности за неподчинение сотруднику полиции, поскольку предложение выйти из автомобиля не является требованием сотрудника ДПС, которое игнорировать закон запрещает.
Правда, конечно, если речь не идет об оформлении документов, связанных с задержанием водителя, досмотром автомобиля, или об устранении от управления транспортным средством. В этих случаях отказываться от требования сотрудника ГИБДД выйти из машины вы не имеете права, поскольку при таких административных процедурах водители обязаны подчиниться представителям власти.
Обязан ли водитель покидать автомобиль по требованию инспектора?
Активное изучение автомобилистами своих прав привело к возникновению некоторых вопросов, ранее не выносившихся на обсуждение. В прошедшие годы мало кто задумывался о том, нужно ли покидать свой автомобиль и садиться в машину к дорожному полицейскому при остановке им транспортного средства и оформлении административного штрафа. Сегодня же этот вопрос стал краеугольным камнем для некоторых водителей, порой приводящим к нешуточным конфликтам с представителями правоохранительных органов. Как же на самом деле обстоят дела с выходом водителя из своего автомобиля при остановке сотрудником ГИБДД?
Законодательные акты, имеющие отношение к рассматриваемой ситуации
Ситуации, когда водитель бывает обязан покинуть свое транспортное средство, четко прописаны в законах Российской Федерации. Так, подобной ситуацией является составление в отношении водителя протокола об отстранении от управления и запрещение дальнейшей эксплуатации автомобиля по каким-либо причинам. Помимо этого, выйти из машины водитель обязан при его задержании или необходимости досмотра автомобиля или самого водителя лично. Любое из рассматриваемых действий инспектора должно быть подтверждено соответствующим протоколом, оформленным по всем правилам составления подобных документов.
Помимо обязательного выхода водителя из собственного автомобиля, закон рассматривает и ситуации, когда инспектор вправе предложить водителю выйти. Стоит заметить, что законодательными актами приводится именно формулировка «предложить выйти», а не «потребовать покинуть автомобиль». Такими ситуациями является необходимость устранения мелких технических неисправностей, ответственность за которые предусматривает наложение административного штрафа или устранение их на месте с вынесением предупреждения. В таких случаях водитель вправе отказаться устранять неисправность, однако после этого он будет подвергнут наложению административного взыскания. Помимо этого, инспектор может предложить покинуть автомобиль для совместной проверки номерных узлов и агрегатов при подозрении на криминальную историю автомобиля, для оказания помощи пострадавшим в ДТП, при необходимости быть понятым или свидетелем, при подозрении на алкогольное или наркотическое опьянение водителя.
Стоит заметить, что в описанных ситуациях водитель теоретически вправе отказаться выходить из автомобиля. Однако отказ может негативно отразиться на нем самом (случай с мелкими неисправностями и штрафом за них). Помимо этого, законы, действующие на сегодняшний день, предписывают водителю выполнять требования сотрудника полиции. При этом необходимость законности этих действий в законе не оговорена. В случае незаконных действий сотрудника водитель вправе подать на него жалобу в управление собственной безопасности, полицию или прокуратуру. Однако требование инспектора на момент его вынесения должно быть выполнено. Разумеется, требование должно отвечать здравому смыслу. Маловероятно, что на водителя может быть наложена ответственность за отказ в выполнении откровенно абсурдных действий дорожной полиции.
Права водителя при остановке сотрудником дорожной полиции
В случае остановки автомобиля сотрудником дорожной полиции водитель обязан предъявить инспектору документы, подтверждающие его право на управление автомобилем. Однако сделать это необходимо только после того, как инспектор представится, назовет цель остановки и предъявит требования.
Стоит заметить, что целенаправленно заставлять инспектора предъявлять удостоверение, нагрудную бляху, записывать его работу на видеорегистратор и диктофон законом не запрещается. Однако делать это следует только при откровенном нарушении инспектором законных прав водителя. Дело в том, что подобные действия, несмотря на полную их законность, могут восприниматься инспектором как скрытая провокация конфликта. Разумеется, адекватный и уравновешенный полицейский на подобную провокацию не отреагирует. Однако человеческий фактор никто не отменял. Инспектор может быть уставшим, разозленным общением с нарушителями, у него могут быть личные проблемы. Поэтому столь демонстративное поведение может превратить обычную проверку документов в длительную процедуру проверки всего подряд, что только может проверить инспектор на дороге. Кому это нужно?
В момент проверки документов и оформления административного протокола (при наличии нарушения) водитель вправе не покидать собственный автомобиль, а дожидаться оформления документов в нем. Также водитель может ждать на улице. Садиться в машину ДПС ему не обязательно. Уже оформленный протокол инспектор должен принести водителю на подпись и выдать копию протокола. Однако для самого водителя в некоторых случаях в момент составления протокола удобнее находиться рядом с инспектором. Во-первых, это позволяет контролировать оформление протокола и отвечать на вопросы инспектора сразу, что позволит сэкономить немало времени, которое инспектор потратил бы на то, чтобы для каждого вопроса и уточнения бегать к машине нарушителя. Во-вторых, при подобном подходе инспектор, как правило, не прибегает к самому жесткому наказанию из возможных. Так, видя, что нарушитель является нормальным адекватным человеком, инспектор может выписать минимально возможный штраф или вовсе обойтись предупреждением. Данное утверждение не раз проверено на практике.
Необходимо помнить, что если инспектор потребовал покинуть собственный автомобиль без законных на то причин, водитель имеет право отказаться, сославшись на законодательные акты. Однако при упорном повторении сотрудником полиции своих требований и игнорировании доводов водителя, автомобиль все же следует покинуть (водитель обязан выполнить требование сотрудника полиции). Однако при этом необходимо запомнить или записать данные инспектора, номер его автомобиля и нагрудного знака. Лучше, если ситуация будет зафиксированная на видеорегистратор. При открытой провокации конфликта со стороны инспектора бояться использовать средства фиксации информации не стоит. В дальнейшем они послужат доказательством вины инспектора и неправомерности его действий. Разбором нарушений, допущенных сотрудниками дорожной полиции, занимается управление собственной безопасности, номер телефона которого указан на каждом патрульном автомобиле. Помимо этого, жалоба может быть продублирована обращением в прокуратуру с приложением всех имеющихся доказательств.
Обязан ли водитель выходить из машины по требованию инспектора ГИБДД?
Должен ли водитель выходить из машины по просьбе инспектора ГИБДД? Законны ли требования сотрудника ДПС, и что должны знать водители?
Среди водителей нередко возникает споры о том, нужно ли выходить из машины после остановки сотрудником ГИБДД. Они придерживаются позиции послушного гражданина и покорно идут навстречу инспектору. Это имеет одно преимущество — можно завершить проверку документов быстрее, чем при ожидании блюстителя порядка в машине. Вторая половина водителей считает, что выходить из автомобиля они не обязаны и готовы на длительное ожидание инспектора. Кто же прав в этом споре?
Что говорится в законе?
Первым делом, обратимся к законодательным нормам, чтобы увидеть обязанность водителя покидать свое транспортное средство. Пункт 93.1 Приказа МВД №664 гласит, что инспектор вправе предложить водителю выйти из автомобиля и только с определенной целью:
для сверки номеров узлов автомобиля с данными, указанными в документах;
для участия в процессуальных процессах в качестве понятого;
для устранения неисправностей авто или нарушений правил перевозки грузов.
Источник изображения: bel.ru
Также инспектор может предложить выйти из машины при подозрении на алкогольное опьянение или если действия водителя несут угрозу жизни и здоровью окружающих.
Для обычной проверки документов водитель выходить из машины не обязан. Но это и не возбраняется, по своему желанию можно покинуть транспортное средство и подойти к инспектору.
Практика
Выходить или оставаться в машине — каждый водитель решает сам. Но есть несколько жизненных примеров, которые указывают на то, что лучше оставаться в автомобиле и не бежать навстречу инспектору.
Покидать свой автомобиль не стоит, поскольку нет гарантии в том, что перед вами настоящий инспектор, а не мошенник. И когда водитель выходит из машины, он становится уязвим, чем и пользуются преступники. Оставаться в машине нужно хотя бы до предъявления служебного удостоверения. Если вы убедились в подлинности документа, то можно покинуть автомобиль.
Источник изображения: realconsult.ru
Второй важный момент — водителя могут оштрафовать за непристегнутый ремень безопасности. На практике встречались ситуации, когда после остановки автомобиля водитель выходил навстречу инспектору и получал за это наказание. А доказать, что ремень был пристегнут, будет довольно сложно.
И самый жестокий развод — когда водитель покидает автомобиль, оставляя стекла опущенными, ему в салон “прилетает” пакетик с подозрительным веществом и другие противозаконные предметы. Инспектор сразу же оформляет протокол на досмотр авто и находит то, за что водителю грозит уголовная ответственность.
И помните, что если инспектор заставляет вас выйти из машины, смело включайте камеру мобильного телефона или записывайте требование на диктофон. С этой записью можно пожаловаться на незаконные действия инспектора и добиться наказания для него.
Памятка автовладельцу: права водителя перед сотрудником ДПС в 2019 году
Не все водители, которых останавливает инспектор ГИБДД, знают свои права и обязанности. И именно это даёт повод инспекторам нарушать права водителей. Как поступить в таком случае? Какие меры необходимо принять? В данном случае водитель может воспользоваться памяткой, в которую помещены права водителя перед сотрудником ДПС 2019. Зная их, каждый водитель может смело действовать на дороге при любой остановке сотрудником ДПС.
Законодательное регулирование и причины остановки
Какие основания должен иметь инспектор, чтобы он мог остановить водителя? Все эти основания перечислены в Приказе МВД №664 (который заменил старый приказ под номером 185). Если говорить о старом приказе и о новом, то каких-то сильных изменений не произошло. В основном все поправки носят орфографический характер, причины остановки и права водителей остались прежними. Единственное изменение, которое может быть интересно, касается судей. Но мы в основном рассматриваем стандартные случаи остановки водителей.
- Если установлено визуально или же определено при помощи специального технического оборудования, что есть признаки нарушений правил безопасности дорожного движения на транспортном средстве.
- Если у инспектора есть объективные данные, что лицо, которое находится в автомобиле, причастно к совершению преступления, дорожно-транспортного происшествия или же административного правонарушения. Данные к инспектору могут поступать от других постов ДПС, от третьих лиц, а также могут быть получены ориентировки.
- Если есть информация, что транспортное средство находится в розыске или же оно может применяться для противоправных действий.
- Если требуется, чтобы водители или пассажиры выступили в роли очевидцев ДТП или другого преступления, при котором они присутствовали.
- Требуется, чтобы находящиеся в автомобиле люди выступили в качестве понятых.
- Если требуется приобщить автомобиль или водителя для оказания помощи сотрудникам ДПС или участникам ДТП.
- Если сотрудник решил проверить водительские документы на право перевозить определённые грузы. Также сотрудник может проверить имеет ли водитель право управлять транспортным средством, проверить документацию на машину. Также инспектор может проверить документы всех, кто находится в автомобиле. Стоит знать, что документы инспекторы имеют право проверять в любом месте. Раньше могли только на стационарных пунктах ГИБДД, на полицейских контрольных пунктах или же на КПП. Но на данный момент такое правило отменили.
- Если проводятся санкционированные мероприятия высшими руководителями ГИБДД или же МВД при помощи специальных распорядительных актов. Проверка направлена на установление личностей водителей, а также грузов, которые перевозятся.
- В новом приказе говорится, что слово «водитель» заменено на слово «гражданин». Это означает, что инспектор имеет полное право проверять документы не только у водителя, но и у всех пассажиров, которые едут в автомобиле. Также инспектор может проверить документы даже у пешехода.
Действия сотрудников ДПС при остановке водителя
Если водителя остановил сотрудник ГИБДД, то как должно происходить дальнейшее общение с ГИБДД? Важно знать какие действия сотрудника ГИБДД при остановке транспортного средства правомерны и что вообще он должен делать. В документах прописано какие действия сотрудник должен проводить.
- Как только инспектор остановил автомобиль, он должен подойти к транспортному средству.
- Далее он должен представиться и назвать не только фамилию, имя, отчество, а также звание.
- Далее инспектор должен вкратце объяснить по какой причине водитель остановлен. Важно понять, в чём состоит суть проблемы.
- Объясняют, какие действия необходимо принять водителю для устранения проблемы.
Если инспектор требует, чтобы водитель передал документы лично в руки инспектору, то водитель имеет полное право этого не делать. Достаточно приложить документы к стеклу или держать их просто в руках и показывать инспектору. Водитель имеет полное право не передавать документы лично в руки сотруднику ГИБДД, это тоже прописано в новом регламенте (Приказ №664). После того как документы проверены, водитель также имеет право не выходить из транспортного средства для «общения» с инспекторами. Но в каких случаях инспектор ГИБДД имеет право потребовать, чтобы водитель покинул транспортное средство? Эти случаи прописаны в Приказе № 664:
- водитель должен выйти только когда необходимо устранить существенные недостатки в транспортном средстве или же устранить нарушение правил перевозки пассажиров или грузов;
- если есть основания предполагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, то инспектор может попросить покинуть авто, а также если есть признаки болезненного состояния;
- если требуется провести проверку узлов и агрегатов на автомобиле, и бортовых номеров при наличии водителя;
- если требуется автомобиль досмотреть;
- если водитель представляет опасность для инспектора или находящиеся в машине люди подозреваются в совершении преступления;
- если требуется оказать помощь участникам ДТП или же помощь инспектору ГИБДД.
Права водителя при остановке автомобиля сотрудниками ГИБДД
Если всё же случилось так, что водителя остановили, то необходимо знать права водителя перед сотрудником ДПС 2019. Чем больше водитель будет знать, тем меньше будет неправомерных действий со стороны сотрудников ГИБДД.
Первое законное право – это не покидать свой автомобиль как только инспектор остановил вас. Как это происходит на деле. Инспектор сразу же не подходит к автомобилю как только вы совершили остановку. В свою очередь и вы не должны выходить из автомобиля. Оставаться можно в машине и слушать, что говорит сотрудник ГИБДД. Инспектор должен подходить к водителю с той стороны, где он сидит. С другой стороны он тоже имеет право подходить если ему что—то мешает подойти с нужной стороны. Покинуть своё транспортное средство водитель должен только при наличии вышеперечисленных условий.
Втрое право – водитель имеет право узнать по какой причине его остановили. В обязательном порядке инспектор обязан объяснить какова причина остановки. Причём водитель сам не должен узнавать эту информацию и вытягивать из инспектора по слову. Сотрудник обязан объяснить всё сам.
Третье право – водитель может объяснить свои действия или же вовсе не давать никаких комментариев. Если водитель нарушил какое-либо правило, то он может объяснить совершённое действие. Данная причина такого поступка может каким-либо образом повлиять на наказание. Бывают случаи, когда наказание и вовсе водитель не несёт. Но как бы то ни было, в обязательном порядке инспектор должен занести данные в протокол. Если водитель решил ни с кем не объясняться, то он имеет на это полное право, так как согласно Конституции, он может не свидетельствовать против себя или же ближайших родственников. Даже если совершённое действие относится к серьёзным нарушениям, то всё равно водитель может молчать. Вопрос в другом: поможет ему это или нет? Но это уже другая сторона медали.
Четвёртое право – водитель может снимать инспектора на камеру. Если говорить о новом регламенте, то в нём нет данных о том, может ли водитель снимать на камеру все действия инспектора или нет. Но есть такие инспекторы, которые по незнанию или специально говорят, что производить видеосъёмку запрещено. На самом же деле водитель может вести съёмку и ничего не боятся. И данное видео может служить в качестве доказательства при дальнейших разбирательствах. В исключительных случаях могут запретить съёмку. Но чтобы это сделать, необходимо иметь веские основания и документы, подтверждающие это. Например, проходят какие-то мероприятия, связанные с государственной тайной.
Водитель имеет право узнать телефон дежурной части и выяснить должность инспектора, его имя и фамилию. Когда инспектор подошёл к автомобилю, то водитель может попросить инспектора предъявить своё удостоверение и сообщить номер части, где служит инспектор. Это позволит водителю убедиться в том, действительно ли данный человек относится к данному подразделению и имеет право предъявлять что-либо.
Водитель имеет право полностью изучить протокол (если он был составлен) и взять копию. Если с какими-либо утверждениями водитель не согласен, то он может внести свои правки и изменения. Обязательно нужно фиксировать всё, что вы считаете нужным и что в дальнейшем может повлиять на ход событий.
Водитель имеет право ничего не оплачивать на месте задержания. Никто не обязан платить на месте лично инспектору. Сейчас инспектор может выписать штраф и только потом водитель через банк может оплатить штраф.
Составление протокола – что может требовать водитель?
Теперь вы в курсе, что должен предъявить инспектор ДПС при остановке, теперь нужно разобраться, что может потребовать водитель при составлении протокола. Пожалуй, самая непонятная ситуация, когда происходит оформление протокола. Как разговаривать с гаишниками в России в такой ситуации? Вне зависимости от сложившейся ситуации, водитель должен требовать прямых доказательств своей вины. Водитель должен помнить:
- Если протокол составлен, то водитель должен его очень внимательно прочитать. В конце есть «подпись нарушителя», именно слово «нарушителя» он должен зачеркнуть и написать «водителя».
- Если водитель не согласен с написанным в протоколе, то нужно найти свободное место на листе и написать «не согласен». Так будет сразу понятно, что водитель категорически не согласен с действиями инспектора и с первых минут это подтверждал.
- Водитель обязательно должен забрать копию протокола. Если он оставит пометку «требую юридической помощи», то в дальнейшем такая запись может помочь обжаловать вынесенное решение.
- В графе «свидетели» нужно поставить большой широкий прочерк, чтобы не нашлись потом свидетели, которые случайно появились.
Протокол за превышение скорости
Самое важное – водитель не должен доказывать свою невиновность, главное, чтобы инспектор доказал обратное. Пожалуй, это главный секрет в таких ситуациях. По поводу протокола нужно отметить, что радар, который заснял превышение скорости, нужно проверить. Все данные должны принадлежать именно вашему автомобилю, нужно проверить, чтобы данные были засняты именно перед остановкой. В любом другом случае инспектор не докажет, что вы нарушили правила.
Не пристёгнутый ремень безопасности
Зачастую, когда все аргументы у инспектора закончились, можно сказать, что вас остановили за не пристёгнутый ремень. Но в этом случае можно ответить так: управлять автомобилем без ремней безопасности запрещено, а я снял ремни только что, в течение того времени, пока вы подходили. Как ни крути, инспектор должен доказать обратное, но в реальности сделать это сложно.
Водитель в состоянии алкогольного опьянения
Если инспектор решил, что вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения, то для всех дальнейших процедур должны присутствовать понятые или же вестись видеосъёмка. Если водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, то обязательный протокол по отстранению от управления машиной не требуется. Вместо протокола, связанного с задержанием автомобиля, будет вноситься запись в документ о возбуждении дела. Если же вы уверены в том, что алкоголь не употребляли, но у инспектора появились сомнения, то он должен лично отвезти вас в медучреждение для освидетельствования.
Разговор по телефону
Опять же, инспектор должен предъявить доказательства того, что вы разговаривали по телефону. Если таковых доказательств нет, то и составить протокол инспектор не сможет.
Выключены осветительные приборы
Что касается выключенных осветительных приборов, то нужно сказать, что такой факт сразу бросается в глаза. И в данном случае инспектор ГИБДД может запросто выписать штраф. А если фары и вовсе неисправны, то этот факт легко зафиксировать и также выписать штраф.
Заключение
Из сказанного следует одно: для того чтобы водителя в чём-то обвинить, потребуется предъявить доказательства. В большинстве возникающих ситуаций водитель защищён законом, но иногда даже представления не имеет как пользоваться своими правами. Приказ № 664 внёс существенные изменения в практику инспекторов. Но и водители имеют намного больше прав, особенно если умеют общаться с инспекторами ГИБДД. Не стоит бояться ситуаций, когда вас останавливает инспектор. Если все документы в порядке, если нет никаких оснований полагать, что вы нарушили правила, то вы смело можете отстаивать свои права.
Обязывает ли новый регламент выходить из машины по требованию инспектора?
20 октября 2017 года вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Он заменил аналогичный документ, действовавший с 2009 года, в некоторые положения предыдущего регламента были внесены изменения.
Некоторые СМИ сообщили, что теперь водителям придется выходить из машины по первому требованию инспектора. Однако на самом деле пункт, где разъясняются случаи, когда инспектор ГИБДД может предложить водителю выйти из транспортного средства, остался без изменений. То есть выходить не нужно. Инспектор лишь может предложить выйти в следующих ситуациях:
- необходимо устранить техническую неисправность транспортного средства или нарушения правил перевозки грузов;
- у водителя присутствуют признаки опьянения и (или) болезненного состояния;
- нужно провести в присутствии владельца транспортного средства сверку номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
- необходим личный досмотр, осмотр или досмотр транспортного средства и груза;
- требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также в оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
- поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Также сохранилась следующая формулировка: инспектор «вправе предложить». Это не подразумевает требования со стороны инспектора, а значит, водитель может отказаться выходить из машины. «В административном судопроизводстве все сомнения, которые возникают в той или иной ситуации, трактуются в пользу гражданина. В данном случае „вправе предложить“ необходимо трактовать как право водителя выходить или не выходить из автомобиля, — отмечает юрист Сергей Кормилицин. — А вот должен ли водитель выйти из автомобиля в той или иной ситуации, необходимо рассматривать в каждом конкретном случае. Например, для определения признаков состояния опьянения водитель может не выходить, т. к. „дышать в трубочку“ можно и сидя в автомобиле. Или другой случай из регламента: „для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах“. Очевидно, в данной ситуации водитель вправе выбирать, хочет ли он, чтобы инспектор ГИБДД сверял номера под капотом его автомобиля сам или с участием водителя (чтобы исключить злоупотребления). В итоге можно прийти к выводу, что выход из автомобиля является правом, но не обязанностью водителя».
Также не отменяет новый регламент отдельные случаи, когда водитель не может оставаться в автомобиле. Как и ранее, покинуть транспортное средство он обязан после составления следующих протоколов:
- об административном задержании (статья 27.4 КоАП РФ);
- о досмотре транспортного средства (статья 27.9 КоАП РФ);
- об отстранении от управления транспортным средством (статья 27.12 КоАП РФ).
В новом регламенте появился пункт о том, что инспектор может предложить водителю занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов. Но опять же речь идет о предложении, а не о требовании.
Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?
Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины? В России среди водителей существует множество мнений о том, имеет ли право сотрудник ГИБДД требовать автомобилиста выйти из машины. По закону, действительно инспектор может потребовать от водителя выйти из автомобиля, но только при наличии определенных обстоятельств. Многие водители до последнего не хотят выходить из машины, несмотря на присутствие большого количества инспекторов и составление протокола досмотра или же задержания – подобное поведение является ошибочным, т.к. требование выйти в этом случае совершенно законно.
Сначала надо рассматривать вопрос с коммуникационной точки зрения – просит ли инспектор или именно приказывает? Если поступает просьба, то водитель сам может решить, выходить ему или нет. Если же идет прямое требование со стороны инспектора, то вопрос уже должен рассматриваться в правовом поле.
Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!
Надо понимать, что сотрудник ГИБДД на дороге при остановке машины не обладает всесторонними полномочиями – он не может требовать того, что противоречит закону. Он его только исполняет.
Может ли вообще сотрудник требовать выйти из автомобиля?
Если со стороны сотрудника поступает требование, то его полицейский должен подкреплять законодательными актами. Для начала можно взглянуть на некоторые статьи закона «О полиции»:
Осуществление профессиональной деятельности полицейскими ведется согласно закону.
Ограничивать права и интересы граждан РФ полицейские могут только при наличии оснований и согласно порядку, прописанному в ФЗ.
Полицейские не имеют права оправдывать свои действия или бездействия приказами начальства, денежной или иной выгодной, собственными служебными интересами и т.д.
Многие водители, которые жалуются на то, что сотрудники требуют выхода из машины, зачастую лукавят, обычно сами того не понимая. Сегодня многие инспекторы при остановке автомобиля, прекрасно зная все законы и свои полномочия, именно просят выйти, заглушить мотор, показать салон, открыть дверь и т.п.
Чтобы уточнить, просьба поступает от сотрудника или требование, необходимо банально переспросить. Если инспектор просит, то водитель может продолжать сидеть на своем месте и ничего не делать. Если просьба сотрудника не выполняется водителем, то по закону никаких иных действий инспектор предпринять не может – если нет оснований для досмотра автомобиля или задержания водителя.
Если водителю поступает требование, то со стороны водителя также может последовать отказ от совершения каких-либо действий, но только в ситуациях, если поступающее со стороны инспектора требование является незаконным. С другой стороны, если требование законное, а водитель отказывается его выполнять, то есть вероятность получить арест на 15 суток. Если в процессе задержания водителя им будет оказано физическое сопротивление, то вопрос будет рассматриваться уже не в административном, а в уголовном поле.
Может ли сотрудник ГИБДД по закону требовать выйти из автомобиля?
Действительно, в законодательстве имеются нормы, согласно которым зачастую требование сотрудника выйти водителя из машины является полностью оправданным с точки зрения закона. Но без веской причины такое требование со стороны инспектора водителю поступать не может. На данный момент требовать выхода из автомобиля сотрудники могут в следующих случаях:
Осуществление досмотра автомобиля.
По закону, досматривать машину полицейские могут только в случае, если водитель и пассажиры вышли из нее. При этом за поведением вышедших людей должен осуществляться контроль со стороны сотрудников,
Требования выйти из машины должны сопровождаться наличием протоколов досмотра или задержания. В протоке задержания отмечаются:
Информация о водителе и сотруднике, производящем задержание.
Основания для выполнения задержания на дороге.
Если сотрудник не имеет заполненного протокола, то он не может заставить водителя или его пассажиров выйти из машины.
В любом другом случае, если не предполагается осуществление досмотра автомобиля или задержания водителя (либо его пассажиров), инспекторы не могут требовать выхода из машины. В качестве законодательного подкрепления этих слов можно привести цитату из Приказа №664, где в п. 93 четко прописано следующее:
Инспектор может предложить водителю выйти из машины в следующих ситуациях:
Присутствие у водителя признаков алкогольного, наркотического опьянения, серьезных симптомов болезни.
Наличие вызывающего поведения у водителя, создающего угрозу для полицейского и остальных участников дорожного движения.
Для осуществления досмотра водителя или его пассажиров, или осмотра машины/перевозимых грузов.
Для проверки оборудования, проверки номеров основных узлов машины, их сверки с документами.
Необходимость участия водителя в процессуальных мероприятиях (например, выступление в качестве понятого или для оказания помощи другим водителям/полицейским).
Необходимость выполнения ремонта автомобиля или устранение нарушений правил транспортировки грузов.
Если же требование от сотрудника поступает в рамках закона (имеются все необходимые протоколы и есть мотив), то настоятельно рекомендуется выходить из машины. Если будет иметь место неповиновение требованию полицейского, то водителю или его пассажирам грозит штраф на 500-1000р, либо арест до 15 суток.
Может ли сотрудник потребовать сесть в патрульную машину?
Если сотрудник требует от вас выйти из своего автомобиля, пройти с ним и сесть в патрульную машину, то подобное требование является абсолютно незаконным.
Если имеет место простое нарушение ПДД (превышение скорости, пересечение сплошной, проезд на красный сигнал светофора), то водитель может продолжать сидеть в своем автомобиле и дожидаться, пока инспектор заполнит все протоколы, выпишет постановления и принесет их только для подписания.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)
В этой статье вы узнали, законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины? Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».