Как обжаловать штраф за Платон — порядок обжалование штрафа за Платон в судебной практике

Как обжаловать штрафы?

«Платон» — современная система взимания платы, разработанная в России для возмещения вреда, наносимого асфальтовому покрытию тяжелыми грузовиками (свыше 12 тонн). Урон от этих автомобилей для поверхностного слоя дорог, по мнению специалистов, наиболее ощутим. Владельцы этих автомобилей обязаны зарегистрироваться в «Платоне», смонтировать бортовое устройство и вносить предварительные выплаты в систему.

Действия, порождающие применение штрафных санкций:

В статье 12.21.3 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», зачисления штрафных наказаний предусмотрены в следующих случаях:

  1. Выезда автомобиля на федеральное шоссе с неработающим или отключенным устройством;
  2. движения транспорта без должного оформления маршрутной карты;
  3. перемещения транспортного средства по маршруту, не заявленному в маршрутной карте;
  4. нехватки денег, достаточной для оплаты суммы на устройстве;
  5. неимения в автомобиле установки «Платон».

При первом правонарушении штраф для водителя — 5000 российских рублей, при повторном правонарушении – 10 000 рублей. Для шоферов иностранных лиц применяется схожая тарификация штрафов.

Как оспорить штраф?

Для обжалования штрафа лицам, осуществляющим перевозку грузов, предоставляется 10 дней со дня получения постановления о правонарушении.

Способы подачи жалобы:

  1. Сформировать жалобу на личном сайте «Платон» в разделе «не согласен со штрафом».
  2. сформировать претензию к постановлению о привлечении к ответственности вышестоящего лица, которое вынесло данное постановление.
  3. кроме жалобы необходимо приложить копию маршрутной карты или выписку из лицевого счета «Платона».

Для получения положительного результата, необходимо предоставить веские доводы, к примеру, записи с камер наблюдения. Штрафы систематически пополняют госбюджет РФ, который обязан направить их на содержание и модернизацию системы «Платон» и финансирование дорожного строительства. У таких стран, как Сингапур и США, схожие проекты показали высокую эффективность.

Кто и когда взимает штраф за «Платон» и как проверить его наличие?

Очевидно, что негативное воздействие на дорожное покрытие напрямую зависит от тоннажа автотранспорта. Крохотная малолитражка и огромная фура наносят асфальту принципиально разный урон. Эту диспропорцию и призвана устранить система «Платон» — российский комплекс мер, направленный на взимание дополнительной платы за крупнотоннажные автоперевозки.

За неиспользование «Платона» или при несоблюдении правил оплаты с владельцев автомашины взимается штраф. Тому, как избежать подобных санкций, как их оплатить или оспорить и поговорим подробно в данной статье.

READ
Доверенность на Платон — образец доверенности на получение и замену бортового устройство

Что это за система взимания платы и как она работает?

Это система пла ты за тон наж, введена с 2015 года. Сокращение от этих слов и дало название программе – Платон. Суть ее в том, что за каждый километр проезда по федеральной трассе взимается определенная стоимость, часть которой и поступает в дорожный фонд для дальнейшего финансирования восстановительных работ на дорожном покрытии.

Для учета километража применяются специальные бортовые устройства, фиксирующие перемещения и километраж с помощью вмонтированных блоков мобильной связи и спутникового позиционирования (ГЛОНАСС / GPS), или маршрутные карты – документы, предварительно оформляемые владельцем ТС, с указанием планируемого маршрута.

Контроль за работой «Платона» возложен на специальное подразделение Минтранспорта РФ – Ространснадзор (полностью – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта). Именно это организация вправе выставлять штрафы за неиспользование или неверное использование системы.

Какие машины под нее попадают? От скольки тонн?

Основные параметра автотранспорта, чье перемещение должно быть учтено «Платоном», и с которых взимается плата, установлены ст.31.1 Федерального закона №257. Эти машины характеризуются:

  • Допустимой грузоподъемностью от 12 тонн.
  • Перемещением по дорогам федерального значения общей доступности.

При этом, из числа таких ТС исключаются:

  • Перевозчики пассажиров (исключения – грузопассажирские фургоны).
  • Спецтранспорт с возможностью соответствующего светозвукового сопровождения (скорая, полиция, спасатели и пр.).
  • Специальный транспорт, перевозящий военную технику / средства вооружения.

Для контроля использования системы на дорогах установлены стационарные автоматические пункты, а также используются мобильные группы Ространснадзора.

Сколько стоит движение ТС с подключенной системой?

Тариф, установленный в 2019 году, составляет 2 руб. 04 коп. за каждый километр федеральной трассы. В дальнейшем планируется индексация стоимости в соответствии с годовыми параметрами инфляции.

Однако по предложению Правительства РФ полномерная индексация по инфляции запланирована только с 2022 года. До этого времени повышение будет происходить меньшими темпами:

  • В 2022 году плата составит 2 руб. 20 коп. за км.
  • В 2022 году – 2 руб. 35 коп.

Эти и следующие изменения будут производиться с 1 февраля каждого года.

Как взымается плата за «Платон»?

Способов оплаты, как и систем, с помощью которых можно оплатить «Платон», множество. Однако прежде всего, нужно указать на принципиальную разницу между использование бортовых устройств и маршрутных карт.

READ
Система Платон — что это такое и как работает система взимания платы за пользование дорогой Платон

Оплата маршрутной карты

Это документ, формируемый в ручном режиме перед началом движения, в котором указываются сведения о ТС, а также маршрут и пр. На основании этих данных рассчитывается стоимость перемещения по федеральным трассам, которая и оплачивается при получении маршрутной карты.

Разовая карта оформляется через личный кабинет системы «Платон», мобильное приложение или в специальных центрах (представительствах).

Оплата дорог через бортовое устройство

Данное устройство предоставляется в безвозмездное пользование владельцу ТС после заключения соответствующего договора. Установка (а также порча, ремонт) производится за счет хозяина автомобиля.

При выдаче оборудования формируется и личный счет ТС. На него переводятся авансовые платежи. В процессе движения «Платон» автоматически фиксирует километры перемещения по федеральным трассам, и раз в сутки снимает необходимую сумму со счета.

Как оплатить?

Оплата / пополнение счета возможны с помощью:

  • Банковской или топливной карт.
  • Безналичным банковским переводом со счета.
  • Через мобильное приложение.
  • В Центрах самообслуживания «Платон» (в т.ч. наличными).
  • Через «Сбербанк-онлайн».
  • С QIWI кошелька.
  • Через МОБИ.Деньги (с мобильного телефона).
  • С помощью терминалов партнеров: Сбербанк, Элекснет, МКБ (Московский кредитный банк) или в салонах Евросети.

В случаях маршрутных карт оплата может быть осуществлена на расчетный аккаунт в системе, а уже с нее непосредственно за документ.

Штраф за отсутствие «Платона»

Штрафные санкции для физических и юридических лиц не различаются, и прямо установлены в ст.12.21.3 КоАП РФ:

  • За первое нарушение – 5 000 рублей .
  • За повторное – 10 000 рублей .

При этом от штрафов освобождаются лица, въехавшие на территорию РФ из-за границы, чье суммарное перемещение не превысило 50 км от пропускного пункта.

Не должны штрафовать за нарушения, зафиксированные с помощью автоматических средств контроля (с камеры), если речь идет о повторной фиксации в течение суток от предыдущей.

Способы фиксации нарушения

Мобильные проверки Ространснадзора могут выписать постановление на месте, и вручить его водителю. Системы автоматической фиксации отправят штраф в адрес владельца ТС.

Ответственность за соблюдение правил «Платона», а значит и за выплату возможных штрафов, несет владелец автомобиля, даже если фактически за рулем в момент фиксации нарушения находился другой человек.

READ
Как не платить Платон законно — что будет, если не оплачивать штрафы Платона

Как проверить наличие штрафа на сайте Ространснадзор?

Узнать это довольно просто по гос. номеру автомобиля – на сайте Ространснадзора есть специальный сервис. Достаточно:

  1. Перейти на страницу «Платона».
  2. В нижней части экрана найти кнопку «Проверить штрафы».
  3. Если под «Проверкой штрафа» нет полей для ввода данных, кликните по кнопке. Если ввод информации доступен, переходите к следующему шагу.

  • Выберите тип владельца ТС: физическое или юридическое лицо.
  • Для физических лиц вносятся данные (оба поля обязательны):
    • Номер СТС.
    • Государственный номер авто.
  • Для юр. лица:
    • ИНН владельца (обязательно).
    • Номер авто (необязательно).
  • Введите капчу, нажмите «Проверить», и получите результаты.
  • Обратите внимание, что для юридических лиц при вводе только ИНН будет предоставлена информация по всем автомобилям со штрафами данного владельца. Если дополнить информацию госномером, результат поиска будет ограничен конкретным ТС.

    Что делать, если пришел штраф за «Платон»?

    При получении штрафа, его необходимо либо оплатить, либо обжаловать.

    Как оплатить постановление?

    Выплаты производятся на указанные в постановлении реквизиты, тем же способами, что и любые штрафы, связанные с нарушением ПДД. При этом, часть 1.3 статьи 32.2 КоАП предполагает возможность оплаты 50% суммы штрафа по данной статье нарушения. Для этого необходимо выплатить сумму в течение 20 дней. Далее штраф придется погашать полностью.

    На оплату предоставляется всего 60 дней. Далее может быть использована ст.20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой, уклонение от оплаты штрафа может привести к следующим санкциям:

    • Удвоение штрафа.
    • Арест на 15 суток.
    • Обязательные работы – до 50 часов.

    При этом, уклонение от обязательных работ может уже привести к штрафу в 150 000 – 200 000 рублей и аресту на 15 суток (ч.4 той же статьи КоАП РФ).

    Как обжаловать штраф Ространснадзора за «Платон»?

    Если водитель считает несправедливым выставленный ему штраф, его необходимо оспорить. Для этого существуют три наиболее распространенных способа:

    1. Личное посещение отделения МУГАДН.
    2. Онлайн-жалоба через сервис Ространснадзора.
    3. Судебное разбирательство.

    Посмотрим подробнее на каждый из имеющихся методов.

    Обжалование в отделении МУГАДН

    Личное посещение офиса представляет собой процесс написания жалобы и подача ее представителю организации. Удобен метод тем, что все необходимые бланки, а также консультации можно получить непосредственно на месте.

    Адреса ближайших представительств можно посмотреть на странице контактов Ространснадзора.

    Онлайн-жалоба

    На официальном сайте «Платона» на момент публикации отсутствовала возможность подачи жалобы. Однако схожая функция реализуема через сервис портала Ространснадзора:

    1. Перейдите на страницу услуги, ознакомьтесь с информацией, и поставьте «галочку» о прочтении.
    2. Нажмите на ставшую активной кнопку «Написать обращение».
    3. Важно! На открывшей странице не надо заполнять предоставленные поля. Необходимо найти в верхней части текста ссылку «Обжалование административного правонарушения», и кликнуть по ней.

  • На открывшейся странице вносятся сведения:
    • Раздел 1. Выбирается МУГАДН.
    • Раздел 2. Вносятся данные заявителя, причем почтовый адрес является обязательным.
    • Раздел 3. Сведения о ТС. Все поля обязательные.
    • Раздел 4. Причины обжалования.

    Последний пункт необходимо заполнить со всей тщательностью. Аргументы должны быть четко сформулированы и подкреплены фактами.

  • Вводится капча.
  • ВАЖНО! Нажимаем кнопку «Сохранить в файл» или «Печать». Отправка жалобы на данном этапе еще не производится.
  • Распечатанный документ должен быть подписан, отсканирован и вложен в данную электронную жалобу в виде файла. Для этого в форме есть кнопка «Вложить файл».
  • Только после этого жалоба направляется на рассмотрение – нажимается кнопка «Отправить».

    Судебное разбирательство

    Суд может являться как альтернативным способом обжаловать штраф «Платона», так и следующим этапом в случае неудачи при иных способах.

    Судебные разбирательства по подобным делам представляют собой довольно сложную и запутанную процедуру, отягощенную еще и довольно неустоявшейся правоприменительной практикой. Количество решений, вынесенных в пользу владельцев ТС, многократно меньше, чем отказов.

    Решиться на разбирательство без привлечения специалиста – решение опрометчивое. Только грамотный автоюрист в состоянии оценить перспективы дела, и составить верный план действий.

    Можно сколько угодно рассуждать о справедливости тех или иных решений. Можно безостановочно сетовать на ужесточение мер контроля «Платона». Однако все это понятия не юридические, а штрафы за неуплату носят материальный характер, далекий от эфемерных терминов.

    Разобрать со штрафами «Платона» довольно просто, однако каждая ситуация может иметь сложные формы решения. Если требуется помощь профильного адвоката, то наша система предлагает возможность бесплатного подбора специалиста. Достаточно задать свой вопрос через форму, расположенную ниже, чтобы получить первый квалифицированный ответ (за который платить не нужно), а в дальнейшем можно будет перейти на личное общение со специалистом.

    ? Присоединяйтесь к нашему сообществу в Телеграме, ВКонтакте и Фейсбуке. Наши эксперты там проводят опросы и публикуют важные новости ?

    megr › Блог › Как петербургский дальнобойщик решил «Платон» засудить

    Петербургский дальнобойщик, дождавшись своего первого штрафа за неуплату сбора по системе «Платон», оспаривает его в суде. Дело станет прецедентом такого рода.

    У индивидуального предпринимателя Юрия Бубнова два большегруза, на ходу один — грузовик MAN-«одиночка», за рулем которого он возит товары народного потребления в Москву и Владимир. Принципиально не регистрируется в системе, не получает транспондер и не оплачивает «Платон». В 2015 году был одним из немногих участников автопробега протестующих дальнобойщиков из Петербурга в Москву. Рамки системы оплаты проезда по федеральным трассам «Платон» встречаются на его пути под Тосно, в Твери, Клину и Новгородской области.

    Наконец, 28 сентября на «одиночку» Бубнова среагировала рамка, установленная на участке Покров – Электрогорск трассы М-7. 6 октября ГИБДД вынесло постановление о штрафе в 5000 рублей за неуплату взноса по системе «Платон». По иронии судьбы, в этот же день правительство РФ одобрило повышение штрафа для неплательщиков в четыре раза. А 14 октября Бубнов отправил почтой в Одинцовский горсуд жалобу на постановление о штрафе с ходатайством о переносе рассмотрения дела по месту жительства истца в Калининский суд Петербурга. «Одиночка» зарегистрирована на жену Бубнова, так что он выступает в качестве защитника: «Вынесенное постановление по административному делу считаю необоснованным и незаконным, доказательства приведу в ходе судебного разбирательства». А мог бы до 26 октября оплатить со скидкой 2,5 тысячи штрафа и жить спокойно.

    Оспорить сам факт присуждения штрафа за неуплату «Платона» дальнобойщики пытались и раньше. Но по формальным основаниям: постановление неправильно составлено, за рулем находился не собственник транспортного средства и тому подобное. Казус Бубнова принципиально другой: он хочет оспорить саму норму закона и готовится потратить на это минимум год жизни.

    «По Гражданскому кодексу РФ причиненный вред должен оплачиваться солидарно всеми участниками этого процесса: кто сколько вреда причинил, тот столько и оплачивает, – излагает свою позицию Юрий Бубнов. – Кроме того, причиненный мной вред должен быть доказан. А по Налоговому кодексу РФ платежи не могут быть произвольными и должны отражать экономическую суть платежа. Мой автомобиль порожняком весит 7800 кг. Максимальный вес груженой фуры – 44 тонны. Очевидно, что мы наносим разный вред дороге. Почему тогда я должен платить столько же, сколько водитель груженой фуры?»

    В мае 2016 года КС РФ признал систему «Платон» законной. Но позже вышло особое мнение судьи Конституционного суда Гадиса Гаджиева, в котором предлагается, в том числе, уточнить название платы. Потому что по своей экономической сути «Платон» – это не возмещение вреда, а оплата использования дорожной инфраструктуры владельцами большегрузов.

    «В действующей формулировке система «Платон» не соответствует законам РФ, – говорит Бубнов. – Сам по себе проезд по дорогам общего пользования не является правонарушением. Есть постановление правительства РФ о правилах перевозки грузов, в котором установлены максимальные нагрузки для разных типов автомобилей. И масса моего автомобиля является разрешенной».

    Также в ход идет аргумент, который протестующие против «Платона» грузоперевозчики приводят с 2015 года: если вводится плата за какой-либо участок дороги, то водителям должны предоставить альтернативный бесплатный объезд. А иначе получается, что все федеральные трассы для дальнобойщиков становятся платными.

    На счету Юрия Бубнова уже есть несколько побед в судебных тяжбах. Он всегда защищал себя сам, а в последнее время начал на общественных началах выступать в судах в защиту коллег из разных регионов: 20 сентября 2017 года выиграл «дело по тахографам» о дальнобойщике, которого обвиняли в нарушении режима труда и отдыха; сейчас судится в Алтайском крае по аналогичному делу.

    Если ходатайство Бубнова, приложенное к его жалобе на штраф по «Платону», отклонят, ему придется ехать сначала в Одинцовский горсуд, потом обжаловать результат – в Московский областной суд, затем в президиум Московского облсуда, после — в Верховный суд РФ и в президиум Верховного суда. С финальным решением Бубнов собирается пойти еще дальше, на все про все, по его расчетам, может потребоваться не менее года. Если ходатайство удовлетворят, то первые три инстанции рассмотрят вопрос в Петербурге. Всю дистанцию Бубнов рассчитывает пройти сам, без адвоката.

    «По существу Юрий Бубнов прав в своих претензиях, – говорит исполнительный директор Союза автоперевозчиков и экспедиторов Северо-Запада Ирина Метель. – Но любое судебное дело на практике нуждается в сопровождении очень грамотного юриста».

    «Мы готовы поддержать Юрия Бубнова в суде, – говорит руководитель регионального отделения ОПР в Мурманске Мария Пазухина. – Мы раньше оспаривали штрафы, но только по формальным признакам: неполный перечень доказательств, перевозчика пытается привлечь к ответственности орган, не имеющий для этого полномочий. Случай Юры принципиально другой. На мой взгляд, действующая власть вряд ли вынесет решение об отмене «Платона». Объединение перевозчиков России пытается найти погрешности этой системы, чтобы выявить ее неэффективность и коррупционную составляющую. Но пока такие судебные разбирательства мы не инициировали».

    «Я полтора года ждал этого штрафа, наконец-то дождался, – рассказал «Фонтанке» Юрий Бубнов. – Хорошо, что он пришел сейчас, пока рамки не везде включены, если бы система начала работать нормально, оспорить было бы сложнее. Шансов на решение в мою пользу немного, но вдруг попадется судья, которому вот-вот выходить на пенсию и терять нечего — и он примет решение в соответствии с законами».

    Жалоба на постановление о назначении штрафа за неуплату платежей в «систему Платон»

    Основные причины и основания подачи жалобы могут быть абсолютно разными — от фантастических и риторических до веских и обоснованных:

    — технический сбой «системы взимания платы Платон», когда плата за маршрут была внесена, но «фотофиксация» по ошибке зафиксировала нарушение,
    — просто отсрочить уплату штрафа, выиграть время – обжалование приостанавливает срок вступления постановления в силу на период обжалования,
    — масса транспортного средства вообще-то меньше 12 тонн и платить за вред дорогам её владелец не обязан,
    — получил штраф, но не является владельцем автомобиля,
    — просто «на удачу» указывая различные основания для отмены, ведь денег обжалование не требует, а результативное обжалование сэкономит несколько тысяч рублей,
    а также многие другие причины и основания.

    В течение 10 дней после фактического получения постановления о назначении штрафа за неуплату платежей в систему Платон можно подать жалобу с требованием отменить это постановление. Подача такой жалобы не требует уплаты какой-либо госпошлины.

    Жалоба подаётся в районный суд по месту совершения административного правонарушения. Её нужно подписать, приложить копию жалобы и копию постановления. Отправлять жалобу нужно ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении в течение 10 дней с момента получения постановления о штрафе.
    Копию отправленной жалобы с документами о её отправке (квитанция + опись) нужно сохранить – это доказательство того, что в течение 10-дневного срока постановление было обжаловано и не вступило в силу.

    Если по результатам рассмотрения жалобы постановление не будет отменено, то оно вступает в силу в день вынесения судом этого решения об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу.

    Далее КоАП РФ устанавливает возможность пересмотра решений, вынесенных по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. Иными словами, после вынесения указанного решения по жалобе, оно может снова обжаловано в вышестоящую инстанцию, в вышестоящий суд. Правила подачи жалобы и процедура ее рассмотрения аналогичны правилам при подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Соответственно, остается таким же и срок на обжалование — 10 суток.

    ОТПРАВЬТЕ ТТН и ДОГОВОР (ДОГОВОР-ЗАЯВКУ) ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
    О ПЕРСПЕКТИВЕ ВЗЫСКАНИЯ ДОЛГА С КОНТРАГЕНТА

    Ссылка на основную публикацию