Что такое и как определяется кадастровая стоимость дома?

Кадастровая стоимость

Рассказываем, что такое кадастровая стоимость и где ее можно узнать.

Что такое кадастровая стоимость

Кадастровая стоимость — это сумма, в которую регион оценивает недвижимость в границах своей территории. Ее устанавливают для зданий, сооружений, помещений, земли, объектов незавершенного строительства, гаражей, машино-мест и других объектов недвижимого имущества.

На кадастровую стоимость влияют площадь, материал, год постройки, разрешенное использование, наличие коммуникаций, экономическая ситуация в регионе и еще много других факторов.

Определение кадастровой стоимости нужно при расчете:

  • налогов: на имущество и землю, НДФЛ при продаже недвижимости;
  • арендной платы или цены продажи объекта, если арендодатель либо продавец — государство, регион или муниципалитет;
  • штрафов — например, за нецелевое использование земли;
  • госпошлины при наследовании недвижимости.

Кадастровую стоимость устанавливают на определенный срок — от трех до пяти лет по решению региональных властей. С 2022 года земельные участки будут оценивать раз в четыре года, а с 2023 года с такой же периодичностью — здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе оценку кадастровой стоимости объектов недвижимости проводят раз в два года.

Если на рынке недвижимости цены выросли больше, чем на 30%, проводят внеочередную государственную кадастровую оценку.

Если кадастровая стоимость определена некорректно, ее можно оспорить в комиссии при региональном учреждении, которое отвечает за оценку и в суде. Для этого потребуется внеочередная оценка. Собственник недвижимости заказывает определение кадастровой стоимости у независимых оценщиков и оплачивает их услуги самостоятельно.

Чем кадастровая стоимость отличается от рыночной и инвентаризационной

Отличие от рыночной. Кадастровая стоимость может отличаться от рыночной: при расчете рыночной стоимости учитывают индивидуальные характеристики объекта недвижимости, а при расчете кадастровой стоимости берут целый массив объектов и статистически выводят среднюю стоимость. Это называется методом массовой оценки.

Два офисных помещения в соседних домах с евроремонтом и со старым ремонтом могут иметь одинаковую кадастровую стоимость. При этом их рыночная стоимость будет отличаться: на нее влияет состояние помещений.

Отличие от инвентаризационной. Инвентаризационная стоимость — это себестоимость постройки объекта недвижимости со сходными характеристиками минус износ. Ее рассчитывает бюро технической инвентаризации — БТИ. Стоимость учитывает площадь объекта, материал постройки и износ, но не учитывает цены на аналогичные объекты на рынке.

Инвентаризационная стоимость магазина в здании старого фонда Санкт-Петербурга или Москвы будет существенно ниже кадастровой, так как стоимость изношенных материалов, из которых оно построено, невысокая. При этом здание может находиться в проходном месте и иметь историческую и архитектурную ценность — все это увеличивает ее кадастровую и рыночную стоимости.

Чаще всего кадастровая стоимость выше, чем инвентаризационная. А по сравнению с рыночной может быть как выше, так и ниже.

Как узнать, кто и как оценивал кадастровую стоимость

В Фонде данных государственной кадастровой оценки хранится полный отчет по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости. В нем указаны:

  • региональный орган власти, который заказал оценку;
  • эксперт, который проводил оценку;
  • дата, когда отчет об оценке был утвержден.

Эти сведения можно получить на сайте Росреестра. Чтобы найти свой объект недвижимости, необходимо ввести его кадастровый номер. Он указан в выписке из ЕГРН.

Если выписки нет, его можно узнать на сайте Росреестра по адресу объекта недвижимости.

Отчет по проведению оценки

Зная кадастровый номер объекта недвижимости, можно скачать полный отчет по проведению оценки в заархивированной папке

Как узнать кадастровую стоимость

Кадастровую стоимость объекта недвижимости можно узнать одним из трех способов:

  1. На сайте Росреестра.
  2. В сервисе «Публичная кадастровая карта» Росреестра.
  3. Заказать выписку из ЕГРН.

На сайте Росреестра. На сайте Росреестра можно узнать стоимость объекта недвижимости на момент запроса или на дату, с которой начал рассчитываться налог на имущество организаций либо физлиц или НДФЛ.

Чтобы узнать кадастровую стоимость, зайдите на сайт Росреестра в раздел «Электронные услуги и сервисы» → «Сервисы» → «Справочная информация по объектам недвижимости».

Росреестр: узнать кадастровую стоимость

В сервисе несколько вариантов поиска: по адресу, кадастровому номеру или по номеру права. Номер права указан в правоустанавливающих документах на недвижимость

Кадастровая стоимость указана во вкладке «Сведения об объекте».

READ
Расходы покупателя при покупке квартиры

Росреестр: «Сведения об объекте»

Кроме кадастровой стоимости, можно узнать дату ее определения и внесения данных в Росреестр

На публичной кадастровой карте Росреестра. Чтобы узнать кадастровую стоимость на карте, надо ввести в строку поиска адрес объекта недвижимости или его кадастровый номер. Этот способ больше подходит для определения кадастровой стоимости зданий и земельных участков. Кадастровую стоимость квартиры придется считать самостоятельно — на карте показана только стоимость многоквартирного дома целиком.

Публичная кадастровая карта Росреестра

Во вкладке «Информация» указана кадастровая стоимость, дата ее определения, дата внесения в Росреестр и дата начала применения

В выписке из ЕГРН. Заказать выписку о кадастровой стоимости можно онлайн на сайте Росреестра или в центре госуслуг. Услуга платная, стоит около 300 ₽. Срок — до трех рабочих дней.

Чтобы заказать выписку на сайте Росреестра, зайдите в раздел «Электронные услуги и сервисы» → «Представление сведений ЕГРН» и выберите «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта».

Выписка ЕГРН: Госуслуги

В сервисе можно заказать различные варианты выписки ЕГРН

Главное в статье

  1. Кадастровая стоимость — это сколько стоит объект недвижимости по расчетам региона. Ее определяют методом массовой оценки: берут много однотипных объектов и выводят среднюю стоимость. В первую очередь кадастровая стоимость нужна для расчета налога на имущество организаций и физлиц, а также для расчета земельного налога.
  2. Кадастровая стоимость может отличаться от рыночной как в большую, так и в меньшую сторону: она не учитывает индивидуальные характеристики объекта недвижимости.
  3. Кадастровую стоимость устанавливают на срок от трех до пяти лет. В городах федерального значения — раз в два года.
  4. Полный отчет по проведению кадастровой оценки объекта недвижимости хранится в Фонде данных государственной кадастровой оценки.
  5. Кадастровую стоимость объекта недвижимости можно узнать одним из трех способов: бесплатно посмотреть на сайте Росреестра и в сервисе «Публичная кадастровая карта» Росреестра или платно заказать выписку из ЕГРН.

Сейчас читают

Пени — санкция за невыполнение в срок обязательств, установленных договором или законом

Акцепт

Действие, которое подтверждает, что сторона принимает условия оферты

Ваучер

Неименная ценная бумага, которую можно обменять на услугу, товар или другую ценность

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Что такое и как определяется кадастровая стоимость дома?

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

2. При определении кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении, годе постройки, материале стен объекта недвижимости, серии многоквартирного дома, нахождении объекта недвижимости в ветхом или аварийном состоянии, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

3. При определении кадастровой стоимости земельных участков обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении земельного участка, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

4. По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением в порядке, установленном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, проводится обязательный контроль качества полученных результатов на основе сложившейся ценовой ситуации на рынке недвижимости с использованием в том числе сведений о сделках с объектами недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

5. Бюджетное учреждение вправе запросить недостающую информацию, необходимую для определения кадастровой стоимости, у органов и организаций, в распоряжении которых имеется такая информация.

6. Органы и организации, указанные в части 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, обязаны бесплатно предоставить бюджетному учреждению имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение двадцати рабочих дней со дня получения запроса, указанного в части 5 настоящей статьи.

7. По итогам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется проект отчета на электронном носителе в форме электронного документа. Требования к отчету устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (далее – требования к отчету).

READ
Курение в общественном месте в РФ

8. Проект отчета составляется в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень.

9. Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня составления проекта отчета осуществляет его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” без опубликования информации о таком размещении, а также направляет проект отчета и сведения о месте его размещения в орган регистрации прав.

10. Орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней со дня получения проекта отчета осуществляет его проверку на соответствие требованиям к отчету.

11. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки проекта отчета направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомление о соответствии или несоответствии проекта отчета требованиям к отчету с указанием требований, которым не соответствует проект отчета.

12. Бюджетное учреждение осуществляет устранение выявленного органом регистрации прав несоответствия требованиям к отчету в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления органа регистрации прав о таком несоответствии и представляет в орган регистрации прав исправленный проект отчета для повторной проверки, а также осуществляет его размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

13. В случае соответствия проекта отчета требованиям к отчету орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания его проверки размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в проекте отчета, в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, а также сведения о месте размещения проекта отчета на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на тридцать календарных дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости (далее – замечания к проекту отчета).

14. Орган регистрации прав не позднее дня начала представления замечаний к проекту отчета обеспечивает размещение в фонде данных государственной кадастровой оценки информации о порядке и сроках представления замечаний к проекту отчета.

15. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления о соответствии проекта отчета требованиям к отчету обеспечивает информирование о размещении проекта отчета, месте его размещения, о порядке и сроках представления замечаний к проекту отчета, а также об объектах недвижимости, в отношении которых проводится государственная кадастровая оценка, путем:

1) размещения извещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

2) опубликования извещения в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется обнародование (официальное опубликование) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) размещения извещения на своих информационных щитах;

4) направления информации в органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, муниципальных округов для ее доведения до сведения заинтересованных лиц.

16. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, муниципальных округов в течение пяти рабочих дней со дня поступления от уполномоченного органа субъекта Российской Федерации информации, предусмотренной пунктом 4 части 15 настоящей статьи, обеспечивают информирование заинтересованных лиц о размещении проекта отчета, месте его размещения, порядке и сроках представления замечаний к нему, а также об объектах недвижимости, в отношении которых проводится государственная кадастровая оценка, путем размещения извещения и копии решения о проведении государственной кадастровой оценки на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (при их наличии), опубликования извещения в печатных средствах массовой информации, а также размещения извещения на своих информационных щитах.

17. Замечания к проекту отчета представляются в течение срока его размещения для представления замечаний к нему. Замечания к проекту отчета могут быть представлены любыми лицами в бюджетное учреждение или многофункциональный центр лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, включая портал государственных и муниципальных услуг. Днем представления замечаний к проекту отчета считается день их представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае направления замечания регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети “Интернет”, включая портал государственных и муниципальных услуг.

READ
Размер алиментов бж в декрете сколько обычно начисляют

18. Замечание к проекту отчета наряду с изложением его сути должно содержать:

1) фамилию, имя и отчество (последнее – при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, представившего замечание к проекту отчета;

2) кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении определения кадастровой стоимости которого представляется замечание к проекту отчета, если замечание относится к конкретному объекту недвижимости;

3) указание на номера страниц (разделов) проекта отчета, к которым представляется замечание (при необходимости).

19. К замечанию к проекту отчета могут быть приложены документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также иные документы, содержащие сведения о характеристиках объектов недвижимости, которые не были учтены при определении их кадастровой стоимости.

20. В случае направления бюджетным учреждением запроса о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения замечания к проекту отчета, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации указанные органы и организации обязаны предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса.

21. Замечания к проекту отчета, не соответствующие требованиям, установленным настоящей статьей, не подлежат рассмотрению.

22. В случае, если бюджетным учреждением принимается решение об учете замечания к проекту отчета и пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанного в таком замечании, бюджетное учреждение обязано проверить, применимо ли такое замечание к иным объектам недвижимости, в том числе соседним, смежным, однотипным, в отношении которых может быть проведен аналогичный пересчет кадастровой стоимости. При выявлении соответствующей необходимости кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.

23. В случае выявления бюджетным учреждением оснований для внесения изменений в проект отчета в течение срока его размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки, в том числе в связи с представленными замечаниями, бюджетное учреждение составляет обновленную версию проекта отчета, содержащую требуемые изменения, а также справку с информацией об учтенных и неучтенных замечаниях к проекту отчета с обоснованием отказа в их учете (далее – справка).

24. Бюджетное учреждение размещает обновленную версию проекта отчета для представления замечаний к нему и справку на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в соответствии с частью 7 настоящей статьи в течение срока размещения текущей версии проекта отчета в фонде данных государственной кадастровой оценки и пяти календарных дней после завершения срока такого размещения.

25. В течение одного календарного дня со дня размещения обновленной версии проекта отчета на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” бюджетное учреждение обеспечивает передачу в орган регистрации прав сведений о месте размещения обновленной версии проекта отчета, а также содержащихся в нем сведений и материалов в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки.

26. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения от бюджетного учреждения сведений и материалов, содержащихся в обновленной версии проекта отчета, размещает их в фонде данных государственной кадастровой оценки в порядке, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, до дня завершения срока размещения текущей версии проекта отчета, но не менее чем на пятнадцать календарных дней.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2022 N 408-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

27. После размещения обновленной версии проекта отчета размещение предыдущей версии проекта отчета, прием замечаний к ней и проверка предыдущей версии проекта отчета органом регистрации прав прекращаются.

READ
Вычет за предыдущие годы

28. В течение десяти календарных дней со дня размещения обновленной версии проекта отчета орган регистрации прав осуществляет проверку обновленной версии проекта отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомление о соответствии или несоответствии обновленной версии проекта отчета требованиям к отчету с указанием требований к отчету, которым не соответствует обновленная версия проекта отчета.

29. В течение срока представления замечаний к проекту отчета, включая его обновленные версии, орган регистрации прав осуществляет их проверку на соответствие методическим указаниям о государственной кадастровой оценке по критериям, установленным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, и направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомление о соответствии или несоответствии проекта отчета таким критериям с указанием критериев, которым не соответствует проект отчета.

30. Наличие несоответствий, выявленных в порядке, предусмотренном частями 28 и 29 настоящей статьи, является основанием для внесения изменений в проект отчета в соответствии с частью 23 настоящей статьи.

31. В случае отсутствия выявленных бюджетным учреждением оснований для внесения изменений в текущую версию проекта отчета, а также предусмотренных частями 28 и 29 настоящей статьи оснований для внесения изменений в проект отчета после завершения срока размещения текущей версии проекта отчета в фонде данных государственной кадастровой оценки текущая версия проекта отчета считается отчетом, о чем бюджетное учреждение в течение пяти календарных дней после завершения срока размещения текущей версии проекта отчета в фонде данных государственной кадастровой оценки уведомляет орган регистрации прав.

32. В случае, предусмотренном частью 31 настоящей статьи, бюджетное учреждение составляет в форме электронного документа справку, содержащую информацию обо всех неучтенных замечаниях к текущей версии проекта отчета, с обоснованием отказа в их учете или об отсутствии замечаний к текущей версии проекта отчета и в течение пяти календарных дней после завершения срока размещения текущей версии проекта отчета в фонде данных государственной кадастровой оценки направляет такую справку и отчет на электронном носителе в орган регистрации прав и в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

33. Полномочия органа регистрации прав, предусмотренные настоящей статьей, на основании акта Правительства Российской Федерации могут быть переданы публично-правовой компании.

Из чего состоит и как формируется кадастровая стоимость?

Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ изменил в целом подход и организацию проведения государственной кадастровой оценки. Политика государства по «зачистке» собственных ошибок и поддержке инициативы собственников в данном вопросе явно прослеживается в новых нормативно-правовых актах, касающихся определения кадастровой стоимости. Однако, для многих обладателей недвижимости до сих пор остается открытым вопрос: «из чего состоит и как формируется кадастровая стоимость его имущества?». Давайте разбираться!

Как и где узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, который стоит на учете в федеральном органе регистрации и кадастрового учета, можно получить там же, т.е. в Росреестре.
Для того чтобы узнать кадастровую стоимость своего имущества, необходимо получить соответствующую выписку из ЕГРН, которая так и называется «выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости».
Такую выписку можно заказать напрямую в Росреестре (в том числе онлайн на официальном сайте) или же в территориальном или экстерриториальном (в случае, если объект находится в другом регионе) отделении МФЦ.
Данная выписка содержит сведения о кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости, но не отражает методику ее расчета.

Как и где узнать методику расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости

Для того, чтобы ознакомиться с тем, как и по какой методике рассчитана кадастровая стоимость вашей недвижимости, необходимо обратиться в государственное бюджетное учреждение (далее – «ГБУ»).
В каждом субъекте РФ действует свое ГБУ, которое создается уполномоченным органом государственной власти субъекта (например, в Московской области это Минимущество субъекта).
Именно ГБУ, в соответствии с новым законодательством, имеет право осуществлять государственную кадастровую оценку, соответственно все расчеты и разъяснения калькуляции – их компетенция и зона ответственности.
Для получения официальных комментариев по определению кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости, в ГБУ подается соответствующее заявление. По истечению тридцати дней ГБУ выдаст вам официальное разъяснение, содержащее описание методологии, перечень ценообразующих факторов и прочие данные, используемые для расчета кадастровой стоимости вашего объекта.

READ
Сокращение должности и штата: Трудовой Кодекс 2022

Из чего состоит и как формируется кадастровая стоимость

И так, из чего же состоит и как формируется кадастровая стоимость?
Поскольку для большинства привычней и понятней определение рыночной стоимости, для начала стоит отметить принципиальную разницу между ними (подробнее о разнице оценок, читайте здесь), которая заключается в целях их определения.
Рыночная цена определяется в целях купли-продажи компромиссно покупателем и продавцом в условиях реального рынка и конкуренции, а формировать ее может целый ряд факторов (вплоть до «вида из окна» и «евро-ремонта»).
В то время, как кадастровая стоимость объекта рассчитывается государством для целей налогообложения, поэтому «дружелюбные соседи» или «предметы декора» в расчет не берутся.
И так, кадастровая стоимость рассчитывается в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 12.05.2017 № 226 и формируют ее следующие факторы:

  • физические свойства объекта (возраст, материал, износостойкость и т.д.);
  • технические и эксплуатационные характеристики объекта;
  • наличие (или отсутствие) инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • характеристики близлежащих территорий (их степень освоения);
  • наличие рельефа (земельного участка), который может влиять на стоимость;
  • неотъемлемое внутреннее оборудование, без которого невозможна или существенно затруднена эксплуатация объекта, с учетом вида его использования (для объектов капитального строительства).

Также для определения кадастровой стоимости объекта учитываются такие ценообразующие факторы, как внешняя среда объекта (региональная экономика, экология и пр.) и состояние рынка недвижимости (примерный перечень ценообразующих факторов представлен в методических указаниях, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 12.05.2017 № 226 (далее – «Указания»)). Стоит отметить, что подобная информация берется исключительно из официальных источников и должна быть документально подтверждена. ГБУ вправе запрашивать необходимую для расчета кадастровой стоимости информацию у федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организациях.
Кроме того, оценщик (сотрудник ГБУ) имеет право дополнительно использовать и вводить в расчет кадастровой стоимости поправочные и иные коэффициенты, предусмотренные Указаниями.

Формирование групп объектов недвижимости

Как правило, для расчета кадастровой стоимости используется метод массовой оценки и лишь изредка вынужденно индивидуальной. Для группы аналогичных объектов выбирается единая модель оценки.
В этих целях объекты недвижимости дифференцируются по группам (подгруппам) в зависимости от их вида (земельный участок, объект капитального строительства и пр.), использования, категории, местоположения и прочих характеристик. Группировка осуществляется с учетом сложившихся сегментов рынка недвижимости. Каждой группе (подгруппе) присваиваются определенные коды, перечень которых также представлен в Указаниях. С учетом данных кодов определяется метод и подход (совокупность формул и применяемых коэффициентов) для расчета кадастровой стоимости объекта.

Результат кадастровой оценки объекта недвижимости

По окончании производства всех расчетов, ГБУ составляется отчет об итогах государственной кадастровой оценки, который и является результатом кадастровой оценки объекта недвижимости. Отчет, состоящий из основной части (пояснительная и расчетная) и приложений (исходные данные, результаты расчетов), направляется в Росреестр на рассмотрение и далее на утверждение.
Несмотря на то, что кадастровую стоимость стремятся максимально приблизить к условиям реального рынка, ее итоговая величина не должна превышать рыночную цену объекта.

Определение кадастровой стоимости самостоятельно

Формирование и расчет кадастровой стоимости недвижимости процесс многоэтапный, трудоемкий и скрупулезный. Одновременно должна быть учтена масса факторов и условий, которые собираются из различных источников. Так, например, расчет кадастровой стоимости квартиры будет кардинально отличаться от расчета кадастровой стоимости земельного участка. В этих двух случаях будут использоваться совершенно разные подходы, ценообразующие факторы, поправочные коэффициенты и пр.
Иными словами, не имея должной квалификации в вопросах оценки, определить кадастровую стоимость имущества самостоятельно, практически невозможно, поскольку это величина многосоставная.
Однако, в случае если кадастровая стоимость имущества явно превышает рыночную, рекомендуем обратиться в местное ГБУ за разъяснениями, а при необходимости, оспорить результаты государственной кадастровой оценки (как это сделать, читайте в нашей статье).

Кадастровая стоимость: что это, кем назначается, как оспаривается в случае ошибки

Коротко разъясняем: что такое кадастровая оценка и для чего она нужна; как оспорить кадастровую стоимость.

READ
Частичное погашение кредита

Кадастровая стоимость — это официальная цена тех или иных объектов недвижимости, которую определяет государство. Эта величина введена для расчёта налоговой нагрузки, а также размера государственной пошлины для судебных тяжб или при наследовании недвижимого имущества.

Сроки действия кадастровой оценки

Отличие кадастровой цены от рыночной заключается в её неизменности на определённый срок. Например, в городах федерального значения: Москве, СПб, Севастополе кадастровая оценка проходит один раз в двадцать четыре месяца. В остальных регионах данная процедура проводится не реже одного раза в 60 месяцев, но и не чаще одного раза в трёхлетний период. Цена на рынке недвижимости может постоянно меняться под давлением определённых экономических влияний. Из-за нестабильности цен расчёты налогов и пошлин производятся от кадастровой оценки.

Кадастровая стоимость недвижимого имущества

Как проводится процедура оценки

Кадастровая палата обладает сетью филиалов по всей стране, где трудятся профильные специалисты. Органы МСУ выносят решение о проведении оценки, далее кадастровики выводят стоимость объекта и проводят процедуру утверждения результата определения. Итоговое решение по результатам кадастровой оценки принимается в исполнительном государственном органе субъекта РФ.

Рыночная и кадастровая стоимость: различия

Любой дом или участок имеет свою цену, за которую он покупается и продаётся. Это цена рыночная и определяется индивидуально для каждого объекта. Рыночное ценообразование недвижимого имущества происходит, опираясь на закон об оценочной деятельности.

Кадастровая стоимость недвижимого имущества опирается на массовую оценку, которую специалисты проводят, следуя принципу сегментации и разделения объектов на группы в зависимости от типа недвижимости. И также при проведении работ учитывается воздействие экономических причин ценообразования.

Естественно, кадастровая стоимость, полученная по такой методике, зачастую разнится с рыночной и собственник может заявить о несогласии с результатом оценки. После повторной процедуры возможно изменение кадастровой стоимости объекта как в сторону удорожания, так и в сторону удешевления.

Кадастровая стоимость недвижимого имущества

Существует ли связь между рыночной и кадастровой ценами?

С текущего 2022 года рыночная стоимость должна быть пересчитана, если она снижена на 30 и более процентов со дня проведения кадастровой оценки. Для этого предусмотрена внеплановая процедура оценки кадастровой стоимости. Но, результаты новой проверки не могут превышать предыдущие, записанные в ЕГРН.

Ошибка в кадастровой стоимости: как выявить

В Росреестре можно получить выписку из Единого Государственного реестра налогоплательщиков — такая справка выдаётся в течение 3 рабочих дней. Собственники объектов могут узнать результат оценки в личном кабинете на ведомственном сайте.

Кадастровая стоимость может быть пересчитана, если в документ внесены:

  • ошибочная оценка состояния здания;
  • неправильно указаны площади;
  • ошибочно внесены материалы, из которых построено здание.

Ошибочную кадастровую стоимость владелец может оспорить, запросив разъяснения в региональном отделении ведомства. Ответ обычно приходит не позднее 30 дней.

Исправление ошибки в кадастровой оценке

Для этого нужно подать обращение в МФЦ. Это можно сделать лично, посетив учреждение и предоставив документы, а можно электронным письмом.

В письме заявитель указывает:

  • Ф. И. О.;
  • наименование юридического лица;
  • адрес объекта;
  • кадастровый номер;
  • номер телефона и электронную почту для связи.

В теле документа заявитель разъясняет суть и причину обращения, а также прикладывает техническую документацию, подтверждающую наличие ошибки в кадастровой оценке.

Здесь же должны присутствовать:

  • выписка из ЕГРН;
  • правоустанавливающая документация на объект;
  • отчёт оценки рыночной стоимости.

Обращение рассматривается до двух месяцев. Но результат не всегда порадует заявителя: перерасчёт может снизить кадастровую стоимость объекта и собственнику придётся обращаться в комиссию при Росреестре.

Кадастровая стоимость недвижимого имущества

Что делает комиссия?

Комиссия в любом случае примет одно из двух возможных решений:

  1. Отклонит обращение, обосновав владельцу объекта свою точку зрения.
  2. Примет решение об определении кадастровой стоимости недвижимого имущества по рыночной оценке.

Ведомственная комиссия принимает решение только в присутствии не менее половины состава путём открытого голосования. Для положительного решения достаточно 50% голосов. При равенстве голосов решение принимается в пользу собственника недвижимости. Оспорить решение комиссии можно в судебном порядке.

Что такое кадастровая стоимость, и как она определяется

Кадастровая стоимость — это оценка недвижимости по определенным правилам, которая используется для расчета налога на имущество и земельного налога, а также определении госпошлины в судебных баталиях. Такая оценка проводится на основании Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ и Методических указаний, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 12.05.2017 № 226.

READ
Как получить страховку по ОСАГО?

Кем рассчитывается кадастровая оценка недвижимости?

Кадастровая стоимость определяется государственными бюджетными учреждениями (далее по тексту — ГБУ) в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (ст. 14 Закона № 237-ФЗ).

Расчет кадастровой стоимости осуществляется инженерами и специалистами, работающими в региональных бюджетных учреждениях.

К специалистам бюджетного учреждения предъявляются определенные требования. Такие работники должны работать в госучреждении на постоянной основе, иметь российское гражданство. Помимо этого, работники должны иметь опыт «кадастровой» работы не менее трех лет на день приема в госучреждение, высшее образование.

Как определяется кадастровая оценка недвижимости?

Обычному человеку сложно рассчитать точное значение кадастровой стоимости недвижимости.

Кадастровая стоимость, по сути, тождественна усредненной рыночной стоимости. Поскольку такая оценка определяется для целей налогообложения, то, в отличие от рыночной цены, она не учитывает такие факторы, как наличие шикарного ремонта в помещении, прекрасные и добропорядочные соседи, благоустроенный двор с палисадником и т. п.

На 1 этапе осуществляется подготовка к кадастровой оценке недвижимости. Подготовка включает в себя сбор, обработку и учет информации об объектах недвижимости.

В случае необходимости специалистами ГБУ может потребоваться условно объединить несколько объектов недвижимости в один сформированный объект. Например, в единый производственный комплекс. Либо может потребоваться разделение объекта на несколько частей для самостоятельной оценки.

Но, в любом случае, оценка не должна приводить к двойному налогообложению объектов.

На 2 этапе ГБУ собирает так называемые ценообразующие факторы.

Ценообразующие факторы — это различного рода обстоятельства, влияющие на динамику, уровень цен. Ценообразующие факторы систематизированы в зависимости от объекта оценки и приведены в Приложении к Методическим указаниям № 226.

Например, при кадастровой оценке зданий, сооружений, помещений, машино-мест в расчет принимаются следующие факторы:

  • площадь, а также плотность застройки, т.е. доля застройки всех зданий, сооружений к площади земельного участка;
  • этажность;
  • материал основных конструкций;
  • срок «жизни» объекта;
  • когда в последний раз проводился капитальный ремонт или реконструкция;
  • капитальность объекта;

В свою очередь, для этого фактора есть 5 групп:

1 — капитальный или особо капитальный объект с повышенным запасом надежности и прочности;

Например, крупные производственные здания, гидроэлектростанции, административные, торговые комплексы.

2 — капитальный объект из каменных материалов — бетон или кирпич;

Например, многоэтажные жилые здания.

3 — объект из облегченных материалов;

4 — объект из легких каменных блоков и древесины;

5 — легкие дощатые, каркасно-обшивные объекты.

Например, садовые домики, бани, гаражи.

  • сведения о местоположении и инженерной инфраструктуре;
  • описание коммуникаций.

Где берется такая информация?

Источниками сведений являются, например, данные Росреестра, адресные цифровые планы и технические карты, архивная информация организаций технической инвентаризации.

То есть вся информация, которая применяется при расчете, должна быть подтверждена.

Специалистами ГБУ проводится так называемое оценочное зонирование, т. е. разделение территории на ценовые зоны. Такое зонирование проводится только в отношении тех объектов, по которым имеется рыночная информация.

Далее для расчета кадастровой стоимости выбирается определенный метод. В основном, для оценки кадастровой стоимости используется массовый подход. Все объекты недвижимости разбиваются на определенные группы, по которым определяется кадастровая стоимость.

Поэтому если объект ошибочно попал в эту группу и по нему проведена оценка массовым подходом, то не исключены ошибки.

В ряде случаев может применяться и индивидуальный подход.

Речь идет об особо сложных объектах недвижимости с уникальными характеристиками. Индивидуальный подход может применяться в случаях, когда нужно определить стоимость конкретных объектов недвижимости для формирования информации об определенном сегменте рынка недвижимости.

Как узнать методику определения кадастровой стоимости?

Как мы уже говорили, на региональное ГБУ возлагается ответственность за расчет и справедливое определение кадастровой стоимости. Например, в Московской области — это Минимущество.

Поэтому для того чтобы получить разъяснения по методике расчета, заинтересованное лицо должно направить заявление. И заявителю в течение 30 дней должен поступить ответ на запрос с указанием методики расчета объекта недвижимости, а также ценообразующие и прочие факторы, влияющие на определение кадастровой стоимости.

Что такое и как определяется кадастровая стоимость дома?

Деятельность

READ
Условия взыскания алиментов в твердой денежной сумме

Кадастровая оценка

Полезная информация

Понятия, относящиеся к определению и использованию кадастровой стоимости

Понятия, относящиеся к определению и использованию кадастровой стоимости

1. Что такое кадастровая стоимость?

Кадастровая стоимость – стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226, или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ.

2. Что такое государственная кадастровая оценка?

Государственная кадастровая оценка – совокупность установленных частью 3 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

3. Что такое модель оценки?

В соответствии с действующим законодательством при проведении оценки оценщик в случае, если это позволяет рынок недвижимости, на основе ценовой информации этого рынка осуществляет статистическое (математическое) моделирование – строятся модели оценки для каждой оценочной группы.

Модель оценки – уравнение, составленное оценщиком, с использованием которого определяется кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Модель включает несколько переменных (ценообразующих факторов), которые, согласно выводам оценщика, влияют на величину кадастровой стоимости.

Например, в качестве ценообразующего фактора может применяться местоположение объекта недвижимости – район расположения объекта, материал стен, наличие инфраструктуры).

При применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта оценки определяется путём подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту оценки, в модель оценки, выбранную оценщиком.

Как правило, при подстановке соответствующих объекту недвижимости значений в модель оценки получается удельная стоимость объекта недвижимости (стоимость в расчете на 1 кв. метр – удельный показатель кадастровой стоимости), умножение которой на площадь объекта недвижимости и дает результирующую кадастровую стоимость.

4. Что такое оценочная группа?

При определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки объекты недвижимости, стоимость которых определяется в ходе проведения государственной кадастровой оценки, распределяются оценщиками по группам по принципу «схожести», подобности. Например, земельные участки под многоквартирными домами в одном населенном пункте. Для группы моделируется единая оценочная формула (модель оценки), на основе которой рассчитывается величина кадастровой стоимости всех объектов недвижимости, входящих в группу.

5. Что такое ценообразующий фактор?

Ценообразующий фактор – качественная или количественная характеристика объекта недвижимости (например, расстояние до объектов инфраструктуры, местоположение, наличие коммуникаций), влияющая, согласно выводам оценщика, на стоимость объекта недвижимости.

Сбор сведений о значениях ценообразующих факторов и их выбор осуществляется оценщиком.

При применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта оценки определяется путём подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту оценки, в модель оценки, определённую оценщиком.

6. Что такое удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС)?

Удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) – кадастровая стоимость в расчёте на единицу площади объекта недвижимости (кв.м.).

7. Что такое индивидуальная оценка (когда она применяется)?

В случае недостаточности рыночной информации для построения модели оценки оценщик вправе принять решение оценить объект недвижимости индивидуально.

В результате такой оценки составляется отдельный отчет, в котором содержится информация о том, как проведена оценка. Такие отчеты являются частью отчета о кадастровой оценке, который можно скачать из карточки отчета.

8. Что такое поправочный коэффициент?

Поправочный коэффициент – величина, определяемая оценщиком и применяемая в целях нивелирования специфических колебаний модели относительно отдельного (отдельных) ценообразующих факторов. Например, поправочный коэффициент (понижающий стоимость) может быть применен в случае наличия у оценщика информации о принадлежности объекта недвижимости к фонду ветхого, аварийного жилья.

Коэффициент определяется оценщиком самостоятельно. При определении кадастровой стоимости результирующая стоимость умножается на поправочный коэффициент (при его наличии).

9. Что такое ценовая информация и как её посмотреть?

Объектами ценовой информации выступают объекты недвижимости, сходные по основным экономическим, эксплуатационным, техническим и другим характеристикам с соответствующей оценочной группой, которые в течение исследуемого периода (при проведении оценки это, как правило, год-два) либо были выставлены на продажу, либо в отношении них были заключены договора купли-продажи.

READ
Уголовная ответственность главного бухгалтера

Для просмотра сведений о ценовой информации, соответствующей сложившемуся уровню рыночных цен и использованной оценщиком при построении модели оценки, следует в карточке объекта недвижимости нажать ссылку «Посмотреть» (под блоком «Описание ценообразующих факторов объектов оценки, использованных при построении модели оценки»).

В результате откроется окно, в котором приведены основные характеристики объектов ценовой информации.

Для просмотра характеристик каждого объекта ценовой информации следует в открывшемся окне нажать кнопку «Посмотреть».

Для возврата в предыдущее окно необходимо в правом верхнем углу нажать крестик «Закрыть».

Чтобы вернуться к просмотру карточки отчёта, следует в открывшемся окне нажать кнопку «Вернуться».

10. Что такое единичная техническая ошибка?

Единичная техническая ошибка – описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка, допущенная при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости.

11. Что такое системная техническая ошибка?

Системная техническая ошибка – описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная подобная ошибка, допущенная при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости.

12.Что такое единичная методологическая ошибка?

Единичная методологическая ошибка – несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке, допущенное при определении кадастровой стоимости одного объекта недвижимости и повлиявшая на величину его кадастровой стоимости.

13.Что такое системная методологическая ошибка?

Системная методологическая ошибка – несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке, допущенное при определении кадастровой стоимости нескольких объектов недвижимости и повлиявшая на величину их кадастровой стоимости.

Оценка. Зачем нужна кадастровая стоимость жилья?

Оценка. Зачем нужна кадастровая стоимость жилья?

О кадастровой стоимости мы обычно вспоминаем раз в году, когда платим налог на недвижимость. В каких еще случаях помимо расчета налога она требуется, где ее узнать и как оспорить, мы разобрались вместе с экспертами.

У любой квартиры есть рыночная и кадастровая стоимость. С первой все понятно — это цена, за которую в данный момент реально купить (продать) квартиру или дом. Рыночную стоимость своей квартиры легко узнать, например, на сайте ЦИАН в специальном разделе «Оценка квартир» .

Две стоимости — две судьбы

Несмотря на то что в последнее время кадастровую стоимость пытаются привести к рыночной, никакого отношения она к ней не имеет — при ее определении используется другая методология, утверждает генеральный директор оценочной компании «БК-Аркадия» Валерия Борисова.

«Четкой закономерности соотношения рыночной и кадастровой стоимости не существует. Кадастровая стоимость может быть как выше, так и ниже рынка».

Валерия Борисова, генеральный директор оценочной компании «БК-Аркадия»

Зачем запутывать собственника жилья и зачем одной квартире две разных стоимости? Кадастровая стоимость стала активно использоваться около 15 лет назад. Как рассказал партнер, руководитель практики налогового и юридического консультирования Consul Group Михаил Краснов, основная задача при переходе от среднегодовой стоимости объектов капитального строительства к кадастровой заключалась в приближении налоговой базы на имущество к реальным экономическим показателям.

«Идеальным был бы переход к применению рыночной стоимости, но слишком долго и дорого установить ее за счет бюджета для всей недвижимости в России, — объясняет эксперт. — Именно потому сегодня существует компромиссный вариант: в кадастровой стоимости применяются усредненные рыночные показатели и не учитываются индивидуальные особенности конкретного объекта».

Кадастровая стоимость, поясняет оценщик из «Единой оценочной компании» Сергей Мажуков, устанавливается после проведения государственной оценки и служит в первую очередь для расчета налога. Она опирается на Федеральный стандарт оценки № 4 и федеральный закон № 135-ФЗ. Используются методы массовой оценки, то есть стоимость устанавливает не индивидуально для каждой квартиры, а поквартально.

Кроме того, ряд показателей, таких как местоположение дома, планировка квартиры, отделка, которые играют важную роль при рыночной оценке жилья, просто не принимаются во внимание.

«Поэтому точность такой оценки плюс-минус 30% по сравнению с рыночной стоимостью жилья, но зачастую погрешность доходит и до 80%», — подчеркивает эксперт.

«Кадастровая стоимость определяется на конкретную дату в прошлом, например, на 1 января 2017 года. Эта дата указана в выписке ЕГРН, — отмечает Валерия Борисова. — Кадастровая стоимость объекта пересматривается каждые три–пять лет. У нас был случай, когда после нашей оценки и пересмотра кадастровой стоимости объекта по суду она была изменена, а данные внесены в Росреестр. Подошло время новой переоценки, и в ее результате стоимость этого объекта снова вырастает. Клиент вновь обращается к нам за оценкой, затем идет в суд — кадастровую стоимость объекта опять понижают».

READ
Образец ИЗ о признании недееспособным: как составить

Когда нужно знать кадастровую стоимость?

  • Для расчета налога на имущество (собственникам невыгодно, чтобы ее размер был большим);
  • при получении кредита, когда жилье используется в качестве залога;
  • для приватизации квартиры;
  • при продаже имущества, которое находится в собственности менее пяти лет;
  • при имущественных судебных спорах.

«Если в договоре купли-продажи указывается цена объекта ниже на 30%, чем кадастровая стоимость, налог будет взыскиваться с кадастровой стоимости, — комментирует Валерия Борисова.

Где узнать кадастровую стоимость?

Советует Сергей Мажуков, «Единая оценочная компания»:

  • на сервисе сайта Росреестра: дл я этого нужно зайти в раздел «Электронный услуги и сервисы», выбрать пункт «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн», найти объект по адресу, на странице с данными по вашей квартире открыть раздел «Кадастровая стоимость»;
  • по кадастровой карте;
  • если необходима выписка в печатном виде, ее можно получить в офисах Росреестра и Кадастровой палаты или в МФЦ «Мои документы».

Спорный вопрос

В случае если собственник не согласен с кадастровой стоимостью, закон разрешает ее оспорить и установить рыночную стоимость взамен кадастровой, уточняет Сергей Мажуков. Для этого владельцу квартиры необходим отчет об оценке рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости и выписка из ЕГРН. Пакет документов вместе с заявлением надо направить в специальную комиссию при Росреестре либо в суд. Закон не запрещает подать заявление сразу в обе инстанции.

По словам Валерии Борисовой, если правильно подготовить документы, процент оспаривания кадастровой стоимости достаточно высок.

Чаще всего после проведения судебной экспертизы кадастровая стоимость устанавливается где-то между прежней и той, которая была назначена процессе оценки. Чем крупнее объект, тем целесообразнее оспаривать кадастровую оценку.

Процедура оспаривания в судебном порядке несет соответствующие издержки, предупреждает Михаил Краснов. «Поэтому оспаривание кадастровой стоимости будет выгодно собственнику только в том случае, если издержки на судебную процедуру и экспертизу будут значительно ниже сэкономленных средств за счет снижения стоимости», — говорит он.

Предположим, говорит эксперт, квартира в Москве стоит 45 млн руб. Налоговая ставка в данном случае составит 0,2%. Сумма налога в год равна 90 тыс. руб. (45 млн руб. × 0,2%). Даже если предположить, что кадастровая стоимость такой квартиры завышена на 10 млн руб., оспорив ее, правообладатель уменьшит сумму налога на 20 тыс. руб. Но при этом ему придется потратиться на подготовку отчета о рыночной стоимости (от 50 тыс. руб.), оплату судебной экспертизы (от 50 тыс. руб.) и услуги представителя.

«В РФ слабо развит институт возмещения судебных расходов, поэтому собственнику вряд ли стоит рассчитывать на полную компенсацию своих затрат. Очевидно, в приведенном примере оспаривание — это «процесс ради процесса» без существенного экономического эффекта», — считает Михаил Краснов.

Бывает ли кадастровая выше рыночной?

По словам Валерии Борисовой, ситуации, когда кадастровая стоимость небольшой квартиры значительно превышает рыночную редко, но встречаются. «В нашей практике был случай, когда мы делали оценку маленького загородного домика, кадастровая стоимость которого составляла 5 млн руб., — вспоминает эксперт. — После нашей оценки она снизилась до 650 тыс. руб. — очень значительно. Оспаривание кадастровой стоимости было целесообразным для заказчика: его затраты на оценку, на адвоката и подачу иска в суд будут ниже, чем разница, которую удастся сэкономить при расчете и уплате налога».

Но есть и другие истории. Другой клиент компании, рассказывает Валерия Борисова, намеревался обратиться в суд для пересмотра кадастровой стоимости своей квартиры в центре Москвы, которая составляет 53 млн руб., и попросил сделать оценку. Предварительный анализ показал, что квартира клиента столько и стоит. Получилось, что кадастровая оценка полностью совпала с рыночной стоимостью жилья. Следовательно, человеку нет никакого смысла оспаривать кадастровую оценку в судебном порядке.

Ссылка на основную публикацию