Могут местные власти ограничить льготы на проезд?

Имеют ли право не оплатить проезд в льготный отпуск, если я остановливался в промежуточном пункте более чем на три дня?

Работаю в муниципальном государственном предприятии в районе, приравненном к районам Крайнего Севера. Каждый второй отпуск – льготный. Сказали, что мне не оплатят проезд к месту отпуска, если я в промежуточном пункте пробуду более трех дней. Насколько это законно? Например: Нефтеюганск – Москва (промежуточный пункт) – Липецк (конечный пункт).

Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно (ч. 1 ст. 325 Трудового кодекса РФ).

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в муниципальных учреждениях, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправлении (ч. 8 ст. 325 ТК РФ).

По мнению Конституционного Суда РФ, выраженном в его постановлении от 09.02.2012 № 2-П, такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, вместе с тем, оно не позволяет ему лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации, поскольку предполагает определение ее размера, порядка и условий предоставления при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Также согласно данному постановлению Конституционного Суда РФ гарантия, установленная в ч. 8 ст. 325 ТК РФ, – поскольку законодатель связал ее предоставление исключительно с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях, – должна распространяться на всех лиц, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что в полной мере согласуется с необходимостью соблюдать при осуществлении правового регулирования конституционные принципы равенства и справедливости, означающие, помимо прочего, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Анализ приведенных выше норм ч. 1 и 8 ст. 325 ТК РФ и постановления Конституционного Суда РФ позволяет сделать вывод, что работодатель обязан оплатить стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работнику, в том числе работнику муниципального предприятия, и не имеет право уклоняться от оплаты. Уклонение в оплате расходов на проезд к месту проведения отпуска может выражаться в непринятии работодателем порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно либо установления ограничений в таком порядке по сравнению с работниками бюджетной сферы.

READ
Раздел 9 НДС - сведения из книги продаж

Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455.

В п. 9 Правил установлено, что в случае если работник учреждения проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленными в п. 5 Правил категориями проезда, выданной транспортной организацией, но не более фактически произведенных расходов.

Вышеуказанные Правила и Трудовой кодекс РФ не содержит положений в части ограничения периода нахождения работника в пункте остановки по пути следования к месту использования отпуска или обратно.

В связи с этим в каждом конкретном случае вопрос о том, проводил ли работник свой очередной отпуск в нескольких местах или следовал через пункты остановки проездом, решается администрацией организации на основании объяснительной записки работника и предоставленных проездных (см. разъяснения, содержащиеся в письме Федерального казначейства от 10.11.2009 № 42-8.2-07/62-1965 и письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.02.2009 № 194-13).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации работодатель не имеет право отказывать в оплате проезда к месту отпуска и обратно, так как это противоречит ч. 1 и 8 ст. 325 ТК РФ, постановлению Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 № 2-П. По сути, работодатель ограничивает своих работников по сравнению с работниками бюджетной сферы, устанавливая в виде препятствия к оплате нахождение работника более трех дней в пункте остановки по пути следования к месту проведения отпуска.

Могут местные власти ограничить льготы на проезд?

Юрист разъяснила, вправе ли мэр Москвы своим указом отменять льготы на проезд и что делать льготникам

Фото: ПравозащитникИнфо, Жанна Гавшина

Последние указы мэра фактически лишили на время столичных льготников права бесплатного проезда в общественном транспорте города

С этим столкнулись сегодня многие москвичи, о чем неоднократно писали пользователи соцсетей. В частности, появлялись сообщения о том, что якобы были заблокированы карты не только тех, кого отнесли к группам риска (пожилые и больные хроническими заболеваниями граждане), школьников, но и некоторых других льготников, кого указ столичного руководства, строго говоря, не касался. О блокировке проезда сообщили некоторые столичные многодетные родители, которые, по их словам, не относятся к группам риска, подпадающим под действие указа мэра о приостановке транспортных карт.

READ
Порядок выписки из квартиры через Госуслуги

В этой ситуации юристы рекомендуют немедленно и непосредственно обратиться в Департамент транспорта столицы с заявлением о разблокировке льготы на проезд в связи с некорректным и ошибочным решением при исполнении указа мэра.

Но что делать всем остальным категориям, которые «попали» под указ мэра о приостановке льготы и не могут сейчас передвигаться по свои делам бесплатно, несмотря на льготу, а только за деньги? Как в условиях бушующей пандемии добираться до поликлиник пожилым гражданам и школьникам, у которых поликлиники и некоторые магазины находятся не в пешей доступности? О такой проблеме, в частности, заявили льготники районов Коньково и Северное Бутово.

«Согласно ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС» региональным властям предоставлено право только определять обязательные правила поведения для граждан и ограничивать их нахождения в зонах ЧС и их угрозы. Если мэр Москвы посчитал общественный транспорт такой зоной угрозой ЧС для отдельных категорий граждан, тогда столичные власти имели право не пускать граждан группы риска и школьников, но не лишать их льготного проезда. Поставить на входах в общественный транспорт кордоны, охранять их с помощью полиции и Росгвардии, запретить проход в метро и усиленно контролировать исполнение особого прохода в зоны ЧС, признанные региональными властями опасными. Исключительно и только такие меры мэр имел право принять по федеральному и столичному законодательству. Обратите внимание: сами региональные льготы на проезд и право бесплатного проезда были установлены вовсе не мэрией Москвы, а Мосгордумой, которая определила категории льготников в законах города Москвы: «О дополнительных мерах поддержки жителей города Москвы в связи с изменениями федерального законодательства в области пенсионного обеспечения», «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы». При этом п.16 последнего указанного законодательного акта даёт правительству Москвы право только вести и обслуживать реестр этих льготников через собственные учреждения, но никак не приостанавливать право нуждающихся граждан на льготу», — поясняет кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко.

По словам юриста, льгота сохраняется по закону, и это не в компетенции мэра Москвы — отменять определенные законом Москвы льготы для жителей столицы.

«Как могло бы и должно было быть сделано по закону приостановление льгот? Мосгордума должна была с помощью поправок столичного законодательства предоставить мэру специальное полномочие в рамках режима повышенной готовности и ЧС решать вопросы, касающиеся реализации права граждан на соцобеспечение. И тогда бы вопросов к московским властям не было, поскольку порядок был соблюден, а решение проведено согласно установленным нормам. Но сейчас складывается впечатление, что исполнительные власти регионов решили, что законы и установленную ими компетенцию можно при пандемии не соблюдать, что решения губернаторов и мэров обладают наивысшей юридической силой на территории РФ. Но это не так. Законы должны соблюдаться всеми, особенно мэром главного города и региона РФ, на который ориентируются в правоприменении остальные субъекты нашего государства», — говорит Екатерина Скосаренко.

READ
Когда и как можно отозвать сотрудника из отпуска?

Эксперт обращает внимание на то, что «в Уставе столицы есть п.8 ст. 41, определяющей полномочия мэра Москвы, согласно которой «Правовые акты, издаваемые мэром Москвы, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, указам президента Российской Федерации, постановлениям правительства Российской Федерации, Уставу и законам города Москвы». Мэр по ст.41 Устава вправе принимать только фактические экстренные меры для ликвидации последствий ЧС и их угрозы с уведомлением тех органов, в чью компетенцию это входит. Но никак не лишать, пусть и временно, льгот на проезд региональных льготников».

«В случае, если акты мэра противоречат действующему законодательству, применяются акты более высшей юридической силы – а именно – законы города Москвы, определяющие круг граждан, имеющий право на бесплатный проезд. Оспорить принятый вне компетенции указ столичных властей, нарушающий права человека и гражданина и охраняемые законом интересы, жители вправе: согласно статье 68 Устава Москвы в суде по месту нахождения столичной мэрии через административное исковое заявление к мэру Москвы. При этом граждане льготной категории, чьи права были нарушены спорным указом мэра, могут претендовать не только на компенсацию ущерба из-за его реализации и трат, осуществленных за проезд в период приостановления льгот на проезд в столице, но также на компенсацию морального вреда. Об это прямо говорит Верховный суд РФ. Так, ВС РФ в Определении по делу № 16-КГ19-2 от 22 апреля 2019 г. указал, что «если госорганы не соблюдают права граждан на соцобеспечение, в том числе на пособия и компенсации, пострадавшие от этого могут получить право на компенсацию морального вреда». По мнению высших судей, соцобеспечение неразрывно связано с личными неимущественными правами и благами граждан. Подробнее с позицией ВС РФ можно ознакомиться на сайте суда.

Льготы на проезд в общественном транспорте в 2022 году

Льготы на проезд в общественном транспорте – это возможность хоть немного сэкономить уязвимым категориям населения, которые могут рассчитывать на помощь от государства.

READ
Вопросы кредитному юристу

Льготы на проезд в общественном транспорте – это возможность хоть немного сэкономить уязвимым категориям населения, которые могут рассчитывать на помощь от государства. Но для начала нужно разобраться, что под собой подразумевает понятие «общественныйтранспорт». Так говорят о троллейбусах, ЖД-транспорте (пригородном), автобусах, метро.

Льгота может отличаться зависимо от региона, где проживает льготник. В некоторых регионах льготники могут рассчитывать на более дешевые поездки даже в такси или другом транспорте коммерческого назначения. Но только если на местности заключено специальное соглашение с перевозчиками, поскольку не во всех регионах действуют льготы на проезд. Именно потому для удобства лучше сразу разделить все льготы на федеральные и региональные.

Федеральные льготы на проезд в общественном транспорте

Федеральные льготы в общественномтранспорте распространяются на всей территории РФ. Но единого закона, что касался всего общественного транспорта в России, на данный момент нет. Тем не менее, некоторые категории граждан могут получить в ПФР право на бесплатный проезд в общественном транспорте пригородного назначения. А если предпенсионер или пенсионер пытается доехать на междугородном транспорте к месту, где будет проходить лечение, ему компенсируют все расходы.

Получить право на НСУ могут далеко не все, а только некоторые граждане (пенсионер, предпенсионер и т.п.). В частности, льгота может быть получена:

  • Инвалидами войны или просто граждане с инвалидностью (в том числе дети-инвалиды);
  • Ветеранами боев;
  • Участниками ВОВ; , проходившими службу, но не бывшими участниками действующей армии в период ВОВ;
  • Людьми, которые в период ВОВ работали в области противовоздушной обороны, строили оборонительные сооружения и т.п.;
  • Людьми, получившими знак «Житель блокадного Ленинграда».

Также льготы на общественный транспорт пенсионерам предоставляются, если они во время ВОВ были членами экипажей судов транспортного флота. В том числе, если суда находились в портах других стран. Кроме того льгота на проезд пенсионерам в общественном транспорте выдается, если они являлись членами семей погибших инвалидов войны. А также помощь может получить множество других льготников. Узнать точный список можно в отделении ПФР.

Региональные льготы на общественный транспорт

В регионах есть свои льготы на проезд в общественном транспорте. На региональном уровне некоторые категории льготников могут быть полностью или частично освобождены от платы за проезд в общественном транспорте по городу или по всему региону.

Освобождение от платы получают следующие лица:

  • В некоторых регионах можно получить льготы на общественный транспорт предпенсионерам. Но учтите, что предпенсионер – льготник, помощь которому предусмотрена не во всех регионах.
  • Пенсионеры также получают частичное или полное освобождение от платы за проезд.
  • Пенсионеры со статусом ветеранов труда будут освобождены от платы за проезд.
  • Льготы инвалидам в общественном транспорте также полагаются. Причем это касается инвалидов всех групп. В том числе, если человек – инвалид детства.
  • Дети-сироты и члены многодетных семей также частично или полностью освобождены от платы за проезд. Это льгота распространяется на граждан, получивших статус малоимущих.
  • Кроме того, есть льготы студентам на проезд в общественном транспорте. Благодаря им ученики вузов могут ездить на более выгодных условиях.
READ
Помощь адвоката по кредитным долгам

Но получить льготу пенсионеры, предпенсионеры, студенты, инвалиды и другие категории льготников могут только при наличии социальнойпроезднойкарты или специальных талонов. Кроме того, некоторые льготники могут получить выгодные условия, если предъявят на кассе перевозчиков специальные документы.

Кстати, региональные льготы не всегда действуют постоянно. Иногда они выдаются только на какой-то срок. К примеру, студенческая льгота является сезонной. Студент может пользоваться льготными условиями проезда только с начала учебы (с 1 сентября) до окончания учебного года (15 июня).

Получить юридическую помощь по вопросам льгот на проезд в общественном транспорте можно на нашем сайте.

Льготы пенсионерам на проезд в общественном транспорте в 2016 году

Граждане, выходящие на пенсию, имеют право на определенные льготы, среди которых одной из самых значимых является льгота на проезд в транспорте. Размер льготы зависит от категории льготника и региона, где он проживает.

Граждане, выходящие на пенсию, имеют право на определенные льготы, среди которых одной из самых значимых является льгота пенсионерам на проезд в транспорте. Размер льготы зависит от категории льготника и региона, где он проживает.

Федеральные льготы для пенсионеров

Согласно российскому законодательству, федеральные льготы на проезд в транспорте распространяются не на всех пенсионеров, а только на определенные категории. Граждан, получающих пенсию по старости, в этом списке нет, поэтому они могут претендовать на федеральные льготы на проезд пенсионерам, только если входят в следующие категории.

Льготы на проезд для пенсионеров: категории

  • ветераны, герои Великой Отечественной войны, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда, вдовы и вдовцы участников ВОВ;
  • ветераны боевых действий, участвовавшие в интернациональных военных конфликтах (Афганистан, Чечня и др. – согласно перечню по нормативным актам);
  • герои-труженики СССР и РФ, члены их семей;
  • пенсионеры-инвалиды, инвалиды детства, дети-инвалиды;
  • участники ликвидационных бригад последствий техногенных катастроф, лица, пострадавшие от радиации при катастрофах;
  • работающие пенсионеры, вышедшие на пенсию по возрасту (в рамках предоставления дополнительных льгот и гарантий).

льготы на проезд пенсионерам

После оформления социального пособия в Пенсионном фонде пенсионеры перечисленных категорий имеют право на неоплачиваемый проезд на пригородных электричках и на междугородном транспорте к месту прохождения лечебных процедур (в оба конца).

Ветераны войны, герои войны и труда дополнительно имеют право бесплатно ездить на всех видах городского транспорта (кроме такси) и без очереди брать билеты в кассах вокзалов.

READ
Могут ли посадить за неуплату кредита

Кроме того, федеральными льготниками являются бывшие военные и сотрудники МВД в отставке. По закону, они могут раз в год бесплатно ездить лечиться и брать билеты в кассах вокзалов без очереди.

Еще одна категория льготников, которые могут один раз в два года бесплатно ездить отдыхать, – пенсионеры Крайнего Севера.

Пенсионеры по старости, не относящиеся к перечисленным выше категориям льготников, имеют право только на льготы, оплачиваемые из региональных бюджетов.

Региональные льготы пенсионерам

Наличие льготы на проезд в 2016 г. и ее размер зависит от региона проживания пенсионера. В некоторых городах, как, например, в Екатеринбурге, местные власти сохраняют право на бесплатный проезд, где-то субсидируют часть стоимости проездного документа, а где-то ликвидируют эту возможность полностью.

Льгота на бесплатный проезд пенсионерам любым видом общественного транспорта, кроме коммерческого, предусмотрен в столице. Чтобы воспользоваться льготой на проезд в Москве, нужно оформить социальную карту москвича. Для этого в отделение соцзащиты предоставляются паспорт, пенсионное свидетельство, страховой полис и некоторые другие документы.

До августа 2015 г. бесплатно пользоваться московским общественным транспортом могли и пенсионеры Подмосковья. В настоящее время получить компенсацию на проезд по Москве могут только жители области с низким уровнем дохода, посещающие медучреждения по направлению врача.

Пенсионерам Санкт-Петербурга власти дают возможность приобретать проездные документы по сниженной стоимости. Для этого нужно обратиться в кассу метро, имея при себе паспорт с пропиской и пенсионное свидетельство.

Подробную информацию о льготах на проезд для пенсионеров в конкретном регионе следует искать на сайтах местной администрации и в отделениях соцзащиты.

Минтранс предложил готовиться к бесплатному транспорту и платным дорогам

Бесплатный проезд в общественном транспорте можно будет ввести через 15 лет, считают в Минтрансе. Но взамен министерство предлагает сделать платным проезд по большинству дорог на личных автомобилях, в том числе в крупных городах

Фото: Антон Белицкий / Global Look Press

Минтранс допустил введение бесплатного проезда в общественном транспорте в российских городах к 2035 году. Об этом говорится в обновленном проекте транспортной стратегии, который подготовило ведомство и с которым ознакомился РБК. Подлинность документа подтвердил представитель Российского союза промышленников и предпринимателей, в который министерство отправило стратегию для ознакомления.

После выхода статьи РБК представитель Минтранса подтвердил, что правительство действительно рассматривает возможный переход к бесплатному общественному транспорту в городах к 2035 году.

При каких условиях возможен бесплатный проезд

Бесплатный проезд в общественном транспорте Минтранс предлагает ввести при условии внедрения механизма «пользователь платит» для всех категорий автомобилистов. Эта схема предусматривает, что с 2025 года будет взиматься плата за проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году — со «всех категорий пользователей дорог», включая дорожную сеть городских агломераций. Но в стратегии не уточняется, станет ли платным проезд на личном автомобиле по всем видам дорог.

READ
Право на реабилитацию в уголовном процессе

Внедрение механизма «пользователь платит» поможет финансировать транспортную инфраструктуру и регулировать ее использование как перевозчиками, так и населением, указано в документе. «В том числе [механизм нужен] для стимулирования использования транспорта общего пользования и сокращения пользования личным транспортом в крупных городах», — говорится в проекте стратегии. На территориях населенных пунктов Минтранс предлагает стимулировать население ездить на немоторизированных видах транспорта (велосипеды, самокаты), а в районах массовой застройки активно развивать внеуличный транспорт (метро и легкий рельсовый транспорт).

Фото:Владимир Сергеев / РИА Новости

Но пока общественный транспорт пользуется меньшей популярностью у жителей России, чем личный, констатировал сам Минтранс в докладе о реализации действующей транспортной стратегии (была принята в 2013 году). Как указывало министерство, в 2019 году продолжилась тенденция оттока пассажиров с общественного транспорта, «несмотря на рост привлекательности систем городского пассажирского и сервисов такси». Причина — «кардинальное улучшение дорожных условий, особенно в европейской части страны», что позволяло использовать личные автомобили как для деловых поездок, так и для туризма. При этом абсолютно другая ситуация была в Москве: «удобный общественный транспорт, парковочная политика» и другие факторы, по данным министерства, позволили вернуть часть пассажиров в городскую транспортную систему. Как итог, в частности, в Москве был зафиксирован двукратный рост популярности каршеринга — общее число перевезенных пассажиров в этом секторе превысило 47 млн человек.

Предыдущую версию новой транспортной стратегии Минтранс направил в правительство еще в конце марта 2022 года, но тогда ее отправили на доработку. Уже в этой версии стратегии содержался принцип «пользователь платит», отмечает представитель ведомства. Проект транспортной стратегии был доработан на площадке правительства, при этом положения о внедрении механизма «пользователь платит» и возможности перехода к бесплатному пользованию транспортом общего пользования в городских агломерациях в проекте сохранились, добавил он. По словам источника, близкого к правительству, финальная версия доработанного варианта стратегии будет внесена в правительство в феврале 2022 года.

Как выглядит транспортная система России и какой она должна стать

По данным Росстата, на конец 2019 года протяженность дорог общего пользования в России составляла 1,54 млн км, ж/д путей общего пользования — 87 тыс. км, трамвайных путей и троллейбусных линий — 2,4 тыс. и 5,1 тыс. км соответственно, метро — 0,6 тыс. км.

На 100 тыс. жителей в среднем приходилось 114 эксплуатационных автобусов (больше всего автобусов в Северо-Кавказском федеральном округе — 146), а личных автомобилей — 315,5 штуки на каждую тысячу жителей страны. Согласно проекту стратегии, транспортная подвижность населения на общественном транспорте (пассажиро-километры на одного человека в год) должна увеличиться с 4,05 тыс. км по итогам 2018 года до 6 тыс. км в 2035-м. Полностью через 15 лет должны исчезнуть аварийно-опасные места на дорогах, в которых происходят основные ДТП, а также должен быть достигнут нулевой уровень смертности в таких происшествиях. Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, должна сократиться до 6%.

READ
Могу ли я приватизировать квартиру в аварийном доме?

Минтранс предлагал вводить плату за проезд по дорогам общего пользования, включая въезд в города, для ограничения движения транспорта еще несколько лет назад. Эту идею тогда поддержал мэр Москвы Сергей Собянин, а Госдума рассматривала соответствующий законопроект в 2016 году. Но эта инициатива вызвала волну критики не только населения, но и депутатов. В правовом управлении Госдумы предупреждали, что местные власти получат «неопределенные по объему» полномочия. Сама же идея, по их словам, противоречит российскому законодательству, требующему наличие альтернативного бесплатного проезда. В результате этот законопроект так и не был принят.

Но в прошлом году, в августе, вступил в силу закон, разрешающий строить дороги без альтернативных путей объезда. Он касается трасс в районах Крайнего Севера, а деньги за проезд разрешается взимать только с владельцев грузового автотранспорта. Цель инициативы — привлечь частные инвестиции в дорожное строительство на территориях региона.

Первый платный участок дороги появился в России весной 1999 года — деньги за проезд стали брать на 20-километровом участке трассы М-4 «Дон» в Липецкой области в обход села Хлевное. Как отмечал ранее министр транспорта Евгений Дитрих, к концу 2019 года общая протяженность платных участков дороги по всей России должна была составить почти 1,5 тыс. км.

Фото:Владимир Смирнов / ТАСС

Насколько реальна идея с бесплатным транспортом

В мировой практике встречается и бесплатный проезд в общественном транспорте (в 2018 году ввела Эстония, в феврале 2022 года — Люксембург), и механизм «пользователь платит» (например, в Лондоне платный въезд в центральную часть города).

Фото:Oliver Dietze / dpa / Global Look Press

Но гендиректор «ВТБ-лизинга» Дмитрий Ивантер считает сомнительным с экономической точки зрения введение бесплатного проезда в общественном транспорте в России. «Общественный транспорт — это государственная услуга, и она имеет свою себестоимость. Средства, получаемые от продажи билетов, и сегодня не окупают всю ее стоимость, и транспорт субсидируется за счет бюджетов Федерации», — указывает он. Если сделать общественный транспорт бесплатным, основная нагрузка ляжет на бюджеты и будет распределена среди всех налогоплательщиков поровну, добавляет эксперт.

Такое нововведение возможно только в некоторых городах-миллионниках с развитой транспортной отраслью — в Москве и Санкт-Петербурге, уверен руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. С помощью механизма «пользователь платит» и пересадки пассажиров на общественный транспорт Минтранс сможет решить проблему с доступом к городской инфраструктуре, а также улучшить экологическую ситуацию, считает он. Кроме того, по словам Худалова, инициатива может получить широкую общественную поддержку из-за своей ярко выраженной социальной направленности.

READ
Условиях может службы по контракту

Сам механизм «пользователь платит» уже возможен с точки зрения законодательства, говорит юрист фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Но вводить плату за проезд местные власти не могут, поскольку закон предусматривает необходимость наличия альтернативных бесплатных дорог, также подчеркивает он. «Обойти этот принцип можно только при условии, что плата за пользование дорожной сетью конкретного региона или всей страны будет взиматься в рамках уплаты дорожного налога или разового платежа в определенный срок или при въезде», — объясняет юрист.

Льготы

Facebook

Льготный билет — это проездной документ, оформленный по льготной стоимости. Порядок и условия предоставления льготы определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Льготные проездные документы оформляются только по требованию пассажира, при предъявлении пассажиром документов, подтверждающих право на льготный проезд.

Обращаем внимание: Все льготные пассажиры обязаны оформить билет в кассе или билетном автомате, даже если стоимость билета равна нулю. В противном случае кассир-контролер в поезде обязан будет оформить билет с взиманием сбора в размере 100 рублей, или у льготного пассажира возникнет обязанность оформить билет на станции назначения в кассе на выход или билетном автомате со взиманием сбора в размере 200 рублей.

Со стоимостью и условием приобретения льготных билетов можно ознакомиться на нашем сайте в разделе “Условия проезда – Льготы”.

Льготный билет — это проездной документ, оформленный со скидкой к базовой стоимости. Порядок, размер и условия предоставления льготы определяются её инициатором, как правило, это органы исполнительной власти РФ или субъектов РФ.

Перечень всех льготных категорий граждан, имеющие право на льготный проезд (со скидкой или бесплатный) размещен на нашем сайте в разделе “Условия проезда – Льготы”.

Необходимые для оформления льготного билета документы могут меняться в зависимости от категории льготы и региона, предоставляющего льготу. В большинстве случаев будет достаточно двух документов:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий право на льготу.
  • Инвалиды I группы, а также граждане, признанные в установленном порядке до 01.01.2010 г., инвалидами II и III группы, имеющие ограниченные способности к трудовой деятельности III степени (до очередного освидетельствования),
  • Дети-инвалиды.
  • на всех станциях, где совершают остановку фирменные экспрессы;
  • на сайте ЦППК;
  • в мобильном приложении ЦППК;
  • в кассах всех вокзалов, кроме Ленинградского.
READ
Можно ли молодому специалисту получить льготную ипотеку?

Действие билетов в разных категориях пригородных поездов определяется соглашениями субъектов РФ и перевозчика.

Абонемент для студентов действует в обычных пригородных поездах (поездах 6000-й категории).

В экспрессах (поездах 7000-й категории) как без предоставления мест (РЭКС, Спутник), так и с предоставлением мест, абонемент для студентов не действует.

Льготный абонемент оформляется только на Социальную карту москвича (СКМ) для студентов или Индивидуальную транспортную карту (ИТК) при предъявлении студенческого билета.

Работники ОАО “РЖД”:
оформление проезда на прежних условиях по пригородным билетам (форма ЭТТ) без предоставления бесплатной пересадки на Метро, МЦК.(подробнее)

Школьники, студенты и другие обучающиеся:
Доступен Абонементный билет на 1 месяц стоимостью 395 руб.
• Действует только в “Центральной зоне”.
• Предоставляет возможность проезда на пригородных поездах с пересадкой на метро, МЦК, наземный транспорт.
• Оформляется на Социальную Карту Москвича на территории г.Москвы.
• При необходимости следования далее “Центральной зоны” оформляется разовый билет со скидкой 50% на весь маршрут следования на станции отправления и действует только для проезда на пригородных поездах. Для студентов на территории г.Москвы также возможно оформление Абонемента со скикой 50% без пересадки на метро и МЦК.

Остальные льготные категории граждан:
• Для предоставления возможности льготного проезда (со скидкой 100%) на пригородных поездах с пересадкой на метро, МЦК, наземный транспорт необходимо 1 раз в месяц обратиться в пригородную кассу.
• при входе и выходе со станции МЦД необходимо валидировать поездку на турникете или валидаторе.
• При необходимости следования далее зоны МЦД пассажиру необходимо оформить отдельный разовый льготный билет (со скидкой 100%) в пригородной кассе или билетном терминале.

В различных регионах школьникам могут оформляться разные виды проездных документов по разной стоимости.

Согласно действующим договорам на территории г. Москвы, Московской, Тульской, Курской и Брянской областей, обучающимся общеобразовательных организаций (школьникам) предоставляется льгота по тарифам на проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения в виде скидки 50% от действующего тарифа.

Для оформления льготного билета школьнику необходимо предоставить в кассу:

  • документ, подтверждающий льготный статус;
  • или ИТК (индивидуальную транспортную карту).

Порядок получения ИТК указан по адресу: www.наэлектричке.рф.

Школьники г. Москвы при оформлении льготного билета должны предоставить в кассу:

  • СКМ (Социальную карту москвича);
  • или ИТК.

В поездах пригородного сообщения без предоставления мест дети до 5 лет ездят бесплатно, для них не надо оформлять билеты.

При проезде в экспрессах с местами (фирменных экспрессах) на ребенка до 5 лет, если он не занимает отдельное место, оформляется безденежный билет, а если он занимает отдельное место, то для него оформляется билет по льготной стоимости.

Ссылка на основную публикацию