Оплата билетов работодателем

Компенсация стоимости проезда к месту работы и обратно

В ситуации, когда работодатель компенсирует работнику стоимость проезда к месту работы и обратно, такая компенсация должна быть предусмотрена трудовым (коллективным) договором и является оплатой труда в натуральной форме.

Налог на прибыль. Пунктом 26 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не учитывается оплата проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, НК РФ предусмотрена возможность учесть в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль оплату проезда работников к месту работы и обратно при следующих условиях:

  • указанные расходы обусловлены технологическими особенностями производства;
  • указанные расходы предусмотрены трудовыми (коллективным) договорами как система оплаты труда.

Налоговый кодекс РФ не содержит требования в отношении того, чтобы названные условия выполнялись единовременно. Однако Минфин России неоднократно указывал на то, что выполняться должны оба условия (см. письма от 22.12.2016 N 03-04-06/77047, от 27.11.2015 N 03-03-06/1/69181).

В письме Минфина России от 21.04.2014 N 03-03-06/1/18198 сказано следующее. Поскольку доставка работников в рассматриваемом случае обусловлена удаленностью от населенных пунктов и труднодоступностью мест работы и работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, организация проезда работников на служебных автобусах от места жительства до места работы и обратно не приводит к возникновению у работников организации экономической выгоды (дохода), соответственно, стоимость такого проезда не является объектом обложения НДФЛ.

В данном письме финансовое ведомство при рассмотрении вопроса оплаты проезда работникам ссылается на п. 25 ст. 255 НК РФ.

В письме Минфина России от 21.01.2013 N 03-03-06/1/18 указывается, что для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на затраты на оплату транспортных расходов сотрудникам помимо наличия в трудовом (коллективном) договоре условия об указанной оплате должно выполняться также условие, что доставка должна быть связана с технологическими особенностями производства — если у работников отсутствует возможность добраться до производственной или офисной территории общественным транспортом.

В письме УФНС России по г. Москве от 02.09.2008 N 21-11/082829@ указывается, что затраты на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, предусмотренные коллективным и (или) трудовыми договорами, рассматриваются в качестве расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, если являются частью системы оплаты труда.

В то же время в судебной практике встречается позиция, согласно которой расходы признаются, если они обусловлены технологическими особенностями производства. Эта позиция, в частности, приведена в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2013 по делу N А13-6206/2012, Дальневосточного округа от 20.05.2011 N Ф03-2085/2011 по делу N А59-3144/2010, Восточно-Сибирского округа от 27.09.2010 по делу N А33-18167/2008.

Таким образом, несмотря на то что НК РФ не содержит условий обязательного выполнения обоих пунктов для признания рассматриваемых расходов, с учетом разъяснений налоговиков и судебной практики более безопасно учитывать их при выполнении одновременно двух условий:

  • оплата транспортных расходов обусловлена технологическими особенностями производства (отсутствует возможность добраться до места работы общественным транспортом);
  • указанные расходы предусмотрены трудовыми договорами и/или коллективным договором.

Важно: оплата работникам проезда (доставки) к месту работы и обратно будет относиться именно к расходам на оплату труда.

НДФЛ. В разъяснениях контролирующих органов в части обложения НДФЛ оплаты работникам проезда (доставки) к месту работы и обратно сказано, что, если работники не могут добираться общественным транспортом до работы, объекта налогообложения по НДФЛ не возникает (письма Минфина России от 06.03.2013 N 03-04-06/6715, от 24.11.2011 N 03-03-06/1/778, от 20.10.2011 N 03-03-06/1/680).

READ
Уклонение гражданина от уплаты налога

Если же работник имеет возможность добраться до места работы на общественном транспорте, оплата транспортных расходов будет признаваться доходом в натуральной форме и подлежит обложению НДФЛ (письма Минфина России от 12.10.2011 N 03-04-05/6-728, от 17.07.2007 N 03-04-06-01/247). Поэтому организации следует вести персонифицированный учет сотрудников, которым оплачивается проезд, и расчет суммы оплаты такого проезда, включаемой в налоговую базу по отдельному сотруднику. Такие положения содержатся в письмах Минфина России от 18.05.2006 N 03-05-01-04/110, от 18.05.2006 N 03-05-01-04/128.

Суды в этом вопросе поддерживают мнение налоговиков (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2008 N А19-5369/08-30-Ф02-5939/08, Уральского округа от 29.01.2008 N Ф09-9195/07-С2).

Страховые взносы. Как уже говорилось, официальных разъяснений Минфина России или ФНС России по нормам НК РФ в настоящее время нет. Поэтому, руководствуясь письмом Минфина России от 16.11.2016 N 03-04-12/67082, обратимся к письму Минтруда России от 13.05.2014 N 17-4/ООГ-367. В нем сказано, что компенсация работникам стоимости проезда от места жительства до места работы и обратно в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах…» не поименована и поэтому подлежит обложению страховыми взносами.

По аналогии можно сделать вывод, что, поскольку в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ оплата (компенсация) проезда работникам не поименована, с указанной оплаты (компенсации) следует исчислять страховые взносы на травматизм.

Таким образом, с учетом приведенных разъяснений можно прийти к заключению, что компенсация стоимости проезда работникам к месту работы и обратно подлежит обложению страховыми взносами и взносами на травматизм.

Бухгалтерские записи будут следующими:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 70

начислена компенсация стоимости проезда;

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 69

начислены страховые взносы с компенсации стоимости проезда;

Дебет 70 Кредит 68

удержан НДФЛ с компенсации стоимости проезда;

Дебет 70 Кредит 51 (50)

компенсация стоимости проезда выплачена работнику

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Как оплачивается проезд до места отпуска работникам Крайнего Севера

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Регионы Крайнего Севера характеризуются сложными условиями проживания, связанными с местными природно-климатическими особенностями. Поэтому социальное обеспечение занятых в указанной местности граждан предусматривает многочисленные привилегии и льготы, в числе которых оплачиваемая предприятием поездка в отпуск в пределах Российской Федерации.

В дополнение к оплачиваемым дням отдыха, предоставляемым гражданам на общих основаниях, установлен дополнительный оплачиваемый период для тех, кто трудится на территории Крайнего Севера (24 календарных дня) и в приравненных к ним регионах (16 календарных дней). Размещенные в этих районах организации должны возмещать сотрудникам траты на поездку в отпуск и на обратную дорогу за счет собственных ресурсов.

Кто и в каких случаях получает возмещение проезда на отдых

На льготный проезд могут рассчитывать только жители территории Крайнего Севера, имеющие официальную трудовую занятость в указанном регионе РФ.

Согласно ФЗ о государственных гарантиях (ст. 33) поездка по территории РФ к месту проведения отпуска и обратно оплачивается сотруднику средствами предприятия 1 раз за 2 года. При использовании дней отдыха на поездку по территории государств СНГ оплата производится при наличии соответствующего пункта в трудовом контракте, оформленном между организацией и гражданином.

В соответствии с правилами, определенными для работодателей северной полосы территории России (ПП РФ №456, 12.06.2008), возмещение затрат на дни в дороге производится с учетом некоторых моментов:

  • Право воспользоваться льготными проездными возникает одновременно с правом получить общепринятый трудовой отпуск (по графику).
  • Отводимые на льготную поездку 2 года исчисляются в общей сумме рабочих мест гражданина на Севере.
  • Компенсация оплачивается работодателем и при увольнении гражданина, возвращающегося домой из отпуска. Ему полагается возмещение перемещения в оба конца и оплата проезда к месту жительства.
  • Все дни отдыха учитываются как календарные, поэтому оплата праздничных или рабочих дней производится одинаково.
  • Выплата компенсации производится на основании предъявления документов, подтверждающих выезд гражданина за пределы региона.
  • Если сотрудник выезжает отдыхать с нетрудоспособными членами семьи, то их перемещение и перевоз багажа (до 30 кг) также оплачиваются предприятием.
READ
Оформление документов на недвижимость - 2022 год

Важно! При подписании трудового контракта с работодателем желательно указать в тексте документа членов семьи сотрудника, которым полагается компенсация проезда при уходе в отпуск, тем самым удастся избежать возможных разногласий в будущем. Определение лиц, причисляемых к членам семьи, указано в ФЗ о прожиточном минимуме в РФ (№134, 20.10.1997).

Особенности оплаты льготного проезда

В отпуске компенсируется стоимость дороги в обе стороны при перемещении на транспорте:

  • в купейном вагоне поезда (железнодорожного);
  • на авиалайнере;
  • автомобильном (не считая такси);
  • водном (в каютах 3 категории речных судов, на морских судах — в каютах 5-8 тарифных групп).

Подлежит компенсации также оплата провоза багажа (до 30 кг на одного человека).

При поездке на личном транспортном средстве компенсируются расходы, рассчитанные по наименьшей стоимости самого короткого пути до конечного пункта маршрута. В этой ситуации работник должен передать в бухгалтерию предприятия документы, подтверждающие нахождение в рассматриваемый период вне северных территорий РФ.

Транспортные расходы на отдых самого сотрудника и членов его семьи финансируются за счет разных источников. Затраты по работнику включены в себестоимость продукции организации (ПП РФ №661, 01.07.1995), а выплата по членам его семьи производится из части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Поэтому при отсутствии у организации прибыли оплата транспортных расходов, понесенных членами семьи сотрудника, не может производиться.

Возмещение стоимости расходов на транспорт выдается сотруднику перед отъездом на отдых исходя из предварительных расходов на транспорт, а итоговый расчет производится по предоставленным проездным документам по возвращении работника (членов его семьи) домой.

Если сотрудник посещал в указанный период несколько населенных пунктов на территории РФ, возмещаются затраты только до одного из пунктов (по выбору работника), а обратная дорога компенсируется по кратчайшему маршруту от выбранного пункта.

При путешествии в иные страны оплачивается перемещение до границы РФ и обратно от границы до дома.

Расчетным пунктом признается таможня на выезде и въезде из страны (пункт пропуска или аэропорт). Если сам ближайший аэропорт находится уже за пределами северной территории, то и работник, и члены его семьи доедут до него с полной компенсацией проезда.

Если работник не использовал свое право на отдых, то при увольнении ему полагается денежная компенсация.

Важно! Привилегии по транспортному возмещению не относятся к работникам вахтовой службы, не проживающим на северной территории.

Когда теряется право на компенсацию

При приближении окончания 2-летнего периода на право использования льготы (за 1-2 месяца) администрация предприятия письменно уведомляет об этом сотрудника.

По Постановлению Правительства РФ №455 возможность получения компенсации теряется, если она не использована в отведенный для этого период. Перенос дней отдыха или льготы для оплаты расходов на транспорт не допускается.

Важно! Неработающие в связи с уходом за ребенком и беременные работницы не могут использовать указанное право. Исключением будет ситуация, когда сотрудник прервет отпуск по уходу и напишет заявление на трудовой ежегодный отпуск. Тогда при выезде за пределы Севера стоимость дорожных затрат в оба конца будет компенсирована работодателем.

Налогообложение и страхование льготных выплат

Независимо от принятой на предприятии системы налогообложения компенсация затрат сотрудников на перемещение по территории страны к месту нахождения во время отпуска и обратно не облагается:

  • налогом на получаемые доходы граждан (ст. 217 НК РФ);
  • удержаниями по обязательному пенсионному или медицинскому страхованию (ст. 9 ФЗ №212, 24.07.2009);
  • взносами по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 20 ФЗ №125, 24.07.1998).

Освобождение от обложения налогами и взносами по страхованию определяется внутренними документами организации:

  • в размерах, установленных в договорах (трудовых, коллективных), Положении о днях отдыха;
  • с периодичностью, оговоренной договорами или нормативными документами предприятия (не реже 1 раза в 2 года);
  • при предоставлении перечня подтверждающих документов, установленного коллективным договором или иными документами организации.
READ
Возможен ли возврат ОСАГО при продаже автомобиля?

При работе по упрощенной системе обложения налогами учитываемая для расчета база предприятия не уменьшается на величину компенсационных расходов по проездам работников на отдых (ст. 346 НК РФ).

При оплате единого налога с разницы между расходами и доходами организация может учесть льготные проездные расходы сотрудников в составе затрат на оплату труда.

Нормы законодательства, используемые для расчета и выплаты проездных льгот

Распоряжения и нормы, используемые при определении размера и порядка оплаты денег на транспортные траты для работающих на предприятиях и организациях Крайнего Севера РФ, должны быть отражены в документах внутреннего распорядка организации и на законодательном уровне.

Кроме профсоюзных положений, трудовых и коллективных соглашений, основными определяющими нормативными актами служат следующие:

  1. Постановление Правительства о назначении компенсации за оплату проезда в отпуск (№455 от 12.06.2008).
  2. Трудовой кодекс РФ:
    • о праве на льготные поездки 1 раз в 2 года за счет работодателя (ст. 325);
    • о праве льготного проезда для совмещающих работу и учебу или две работы (ст. 287);
    • о количестве дополнительных льготных дней для отдыха (ст. 321, ст. 325).
  3. Налоговый кодекс РФ в положении об учете компенсационных проездных трат при формировании резерва предприятия (ст. 324).
  4. Федеральный закон:
    • №50 (02.04.2014) в части описания процедуры предоставления льготы и порядка оплаты;
    • №4520 (19.02.1993) в части описания гарантий и компенсаций для занятых трудовой деятельностью в северных районах РФ.

Компенсировать своим наемным сотрудникам и членам их семей следование к месту отдыха обязаны не только государственные работодатели Крайнего Севера, но и частные предприниматели.

Право на оплату затрат на транспорт работник получает после 1 года работы в организации и в последующие каждый второй год (четвертый, шестой и так далее) без учета времени фактического использования права на отдых.

Работник может получить возмещение за свои транспортные затраты на отдых не сразу в момент приобретения права, а в последующие годы трудовой деятельности. Сумма должна быть выплачена как при использовании отпуска за 1 год или объединенного за 2 года.

Важно! Нежелательно накапливать льготу по транспортным расходам, ведь работодатель по разным причинам может отказать в одномоментной выплате за несколько двухлетних периодов. В случае подачи сотрудником искового заявления судебным решением возможно присуждение работодателю произвести выплату не больше чем за три года, то есть истец не может воспользоваться правом транспортного возмещения за все периоды, кроме последнего.

Как оформить компенсацию оплаты проезда в отпуск

Для того, чтобы рассчитывать на возмещение денег за оплату проезда в отпуск, уходящему в него работнику северных предприятий следует написать своему руководству заявление. Он все равно будет писать его в обязательном порядке для ухода в отпуск. Нужно только, помимо обычных обязательных моментов, дополнительно включить туда некоторые данные:

  • место, куда человек собирается ехать в отпуск;
  • вид транспорта, на котором он будет туда следовать;
  • стоимость проезда по самой короткой траектории;
  • ссылки на законодательные акты, согласно которым ему положена эта выплата.

Нужно обязательно приложить копии билетов или посадочные талоны до места отпуска (на самолет, поезд, водный транспорт), а также чеки на оплату перевозки багажа.

Если человек едет на собственном авто, к заявлению нужно будет приложить:

  • справку о том, что он действительно побывал в заявленном месте отдыха;
  • копию прав и техпаспорта на автомобиль;
  • чеки за бензин, полученные на АЗС в пути.

По получении данного заявления руководитель организации издает специальный приказ, который является основой для отдела кадров и бухгалтерии при начислении и выплате отпускных средств.

READ
Как внести ребенка в паспорт родителя?

Подтверждение расходов нужно подать минимум за три дня до отъезда. После возвращения может быть произведен перерасчет.

Работодатель уклоняется от уплаты?

Лишить работника полагающейся ему выплаты на дорогу в отпуск не получится – на страже стоит закон, который накладывает на нарушителей прав работников серьезные санкции. Работодатель, не выполнивший свои обязанности по начислению и выплате данных средств, может быть оштрафован (ст. 5.27 КоАП РФ):

Как компенсировать транспортные расходы сотрудникам

Компенсация транспортных расходов сотрудникам — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат на поездки, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей. Работодатели возмещают своим сотрудникам расходы на транспорт либо исходя из обязанности, установленной Трудовым кодексом РФ, либо по собственной инициативе, когда такая компенсация предусмотрена трудовым или коллективным договором.

Возмещение транспортных расходов в силу закона

Случаи, когда работодатель обязан оплатить проезд работников, установлены Трудовым кодексом РФ. В соответствии со ст. 168 ТК РФ , работодатель возмещает сотрудникам расходы на дорогу при направлении в командировку. А в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ , возмещаются транспортные расходы, связанные со служебными поездками, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Причем сотрудникам, которые по служебной надобности вынуждены перемещаться в пределах населенного пункта, также положена компенсация за проезд в общественном транспорте.

Особенно внимательно нужно относиться к проезду на такси. Такие транспортные расходы в командировке подлежат компенсации, только если их необходимость удастся обосновать. Например, сотруднику пришлось добираться из аэропорта до гостиницы в позднее время. Или добраться до пункта назначения иным общественным транспортом было невозможно.

При переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность в силу ст. 169 ТК РФ сотруднику положена компенсация за проезд к месту работы и новому месту жительства не только его самого, но и членов его семьи. А на основании ст. 325 ТК РФ некоторые наши сограждане могут даже бесплатно съездить в отпуск. Такая компенсация за проезд к месту отдыха и обратно в пределах Российской Федерации положена один раз в два года лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и ежегодно — сотрудникам федеральных государственных органов и учреждений. Чтобы получить такую компенсацию, сотруднику необходимо обратиться с заявлением к работодателю. В заявлении необходимо отразить сроки отпуска, сумму расходов к месту отпуска и обратно, приложить подтверждающие транспортные расходы документы (билеты).

Иные случаи, когда за дорогу платит работодатель

Вопрос доставки работников на работу и обратно трудовым законодательством не урегулирован, но многие работодатели оплачивают дорогу сотрудникам по собственной инициативе. А если такой пункт предусмотреть в трудовом или коллективном договоре, тогда, на основании п. 26 ст. 270 Налогового кодекса РФ, организация будет вправе не учитывать эти расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Работодатель чаще всего осуществляет доставку персонала собственным или арендованным транспортом, когда возможность доставки общественным транспортом отсутствует или затруднена из-за удаленности производства или особенностей режима работы. Но иногда сотрудникам просто выплачивается денежная компенсация проезда к месту работы и обратно общественным транспортом.

Компенсация за использование личного транспортного средства в служебных целях

Если сотрудник использует для поездок по заданию предприятия личный автомобиль, то работодатель обязан ему компенсировать расходы на топливо и амортизацию авто. Для этого может быть предусмотрена выплата компенсации в трудовом договоре. Но следует помнить, что компенсацию включить в расходы при расчете налога на прибыль можно только в пределах норм:

  • 1200 руб. в месяц — при двигателе 2000 см³ и меньше;
  • 1500 руб. — при двигателе объемом более 2000 см³.

Размеры выплачиваемых компенсаций можно предусмотреть приказом руководителя.

READ
Что такое персональные данные?

Образец приказа о размере компенсаций за использование личных транспортных средств

Другим вариантом является заключение договора аренды транспортного средства. Этот способ позволит отразить в налоговом учете всю сумму расходов сотрудника на транспортное средство. Чтобы компенсация была правомерна, сотрудник должен подтвердить, что является владельцем автомобиля.

Поездки от дома до места работы на личном автомобиле компенсации не подлежат.

Порядок выплаты и размер компенсации

Чтобы расходы были возмещены, их необходимо подтвердить. Таким подтверждением понесенных работником расходов являются проездные документы, к которым прикладывается соответствующее заявление на компенсацию проезда. Некоторые компании не считают нужным собирать эти документы и ежемесячно компенсируют сотрудникам с разъездным характером работы некую фиксированную сумму. Но в этом случае велика вероятность того, что контролирующие органы посчитают такие выплаты не возмещением расходов, а надбавкой к зарплате за особые условия труда, и обложат их соответствующими налогами и взносами.

При оплате работодателем дороги к месту отдыха такая оплата производится по наименьшей стоимости дороги кратчайшим путем. В соответствии с ч. 4 ст. 325 ТК РФ , человек может подать заявление на компенсацию за проезд до отъезда в отпуск, исходя из примерной стоимости билета. А окончательный расчет производится по возвращении на основании предоставленных проездных документов.

Образец заявления на компенсацию транспортных расходов к месту отдыха

Что делать, если не предоставлены подтверждающие документы

Для компенсации транспортных расходов необходимо предоставление подтверждающих документов: ж/д и авиабилетов, квитанций такси, актов выполненных работ транспортной организации. При выплате компенсации за использование личного транспорта должно быть заключено соглашение о ее назначении либо предоставлен договор аренды. Если подтверждающих документов нет, то:

  1. Организация не сможет включить транспортные расходы в затраты при расчете налога на прибыль, ведь они должны быть не только обоснованны, но и документально подтверждены.
  2. Если все же организация выплатит компенсацию, то контролирующие органы посчитают ее частью заработной платы и обяжут работника уплатить НДФЛ, а организацию — страховые взносы.

Учет возмещения транспортных расходов

Обоснованные и документально подтвержденные расходы на проезд сотрудников включаются в затраты предприятия и в бухгалтерском, и в налоговом учетах. В бухгалтерском учете они отражаются по дебету затратных счетов (26, 25, 44). В налоговом учете — включаются в расходы на основании:

Когда работник может воспользоваться правом на оплату проезда в отпуск за 2019–2022 годы?

/img/plugs/sr/2.png

Локальный нормативный акт организации, регулирующий вопросы оплаты проезда в отпуск, не устанавливает прямой обязанности сотрудников заблаговременно (при формировании графика отпусков) информировать работодателя о своем намерении воспользоваться правом на оплату проезда, однако эта информация отражается в графике отпусков. Работник не стоял в графике на оплату проезда в 2022 году, проезд в отпуск в 2022 году не использовал. Период использования проезда в отпуск – с 12.08.2019 по 11.08.2022 и следующий – с 12.08.2022 по 11.08.2023. В графике на 2022 год указан отпуск на июнь-июль и сентябрь-октябрь. Проезд работник планирует использовать в сентябре-октябре 2022 года. Сотруднику объяснили, что проезд в отпуск будет в таком случае закрываться 2023 годом. На это работник требует оплатить проезд в сентябре-октябре 2022 года, но закрыть его 2022 годом, при этом ссылается на указанное постановление и на то, что право проезда должно ограничиваться не двухлетием, а концом 2022 года, то есть 31.12.2021. Работодатель считает, что в данном случае постановление Правительства от 19.06.2022 № 887 на данного сотрудника не распространяется, так как он не планировал использовать проезд в 2022 году. Прав ли работник в данной ситуации?

ОТВЕТ:

Работник может воспользоваться правом на оплату проезда в отпуск за 2019–2022 годы в сентябре 2022 года.

ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

В соответствии с частью первой ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (часть восьмая ст. 325 ТК РФ).

READ
Как уволиться одним днем?

Согласно п. 2 Особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2022 годах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2022 № 887, лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и имеющие право в соответствии со ст. 325 ТК РФ на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно (далее – компенсация расходов), но не воспользовавшиеся таким правом в 2022 году в связи с осуществляемыми в 2022 году ограничительными мерами по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (далее – ограничительные меры), могут реализовать это право в 2022 году. Если указанный период, за который работнику предоставляется право на компенсацию расходов, заканчивается в 2022 году и он его не использовал, право на компенсацию расходов в 2022–2022 годах реализуется в 2022 году.

При этом указанными Особенностями не установлен порядок отнесения работников к категории лиц, которые не смогли воспользоваться правом на оплату проезда в отпуск именно из-за ограничительных мер в связи с коронавирусом, а также не предусмотрена обязанность сотрудников каким-либо образом доказывать (подтверждать) причины, по которым они таким правом в 2022 году не воспользовались.

Поэтому полагаем, что любой сотрудник, у которого в 2022 году был запланирован отпуск на период после введения ограничительных мер в части передвижения на территории РФ и за ее пределами и который не использовал право на компенсацию проезда в данный отпуск, может реализовать данное право в 2022 году. Тот факт, что в рассматриваемой ситуации работодатель не был заранее проинформирован сотрудником о его желании воспользоваться данным правом в 2022 году (и, соответственно, не включил указание на это в график отпусков в соответствии с принятыми в организации правилами его составления), не имеет правового значения для отнесения работника к категории лиц, которые не смогли реализовать указанное право в 2022 году из-за введенных государственных ограничений на передвижение.

Поскольку Особенности не предусматривают ограничения в части конкретного периода 2022 года, в течение которого сотрудники вправе воспользоваться компенсацией, представляется, что такое использование возможно в том числе и за пределами двухлетнего периода действия права на оплату проезда отдельного сотрудника, но непременно в 2022 году. Соответственно, работник с периодом 12.08.2019–11.08.2022 может, по нашему мнению, воспользоваться правом на оплату проезда в отпуск за этот период в том числе и в сентябре 2022 года.
Обращаем внимание, что изложенное является нашим экспертным мнением. Для получения официальных разъяснений рекомендуем обратиться с официальным запросом в Правительство РФ.

Ст. 325 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 325 ТК РФ предоставляет «северным» работникам (трудящимся в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях) дополнительную гарантию — съездить в отпуск (одному или с семьей) за счет средств работодателя.

В ст. 325 ТК РФ установлено, что таким правом работник может воспользоваться каждые 2 года. Сделать это северяне могут вне зависимости от того, работают они на коммерсанта или в госучреждении. Главное условие — нормативно оформленный алгоритм предоставления компенсации.

READ
Возмещение услуг адвоката

В частности, компенсационные параметры для северян прописываются:

  • для работников федеральных органов власти, внебюджетных фондов и федеральных госучреждений — в ст. 325 ТК РФ и Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа…, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 (далее — правила № 455);
  • сотрудников госорганов и учреждений субъектов РФ и органов местного самоуправления — в соответствующих нормативных актах;
  • работников коммерческих компаний — во внутрифирменных локальных актах.

Однако есть ряд ограничений. Расходы возместят, если:

  • они подтверждены (билетами, чеками и др.);
  • не превышен норматив провозимого багажа.

В расчет принимается стоимость перемещения к месту отдыха только на территории России (или до ее границы, если отдых будет за рубежом).

ВАЖНО! Компенсации северянам по ст. 325 ТК РФ — одна из гарантий, подлежащих предоставлению работодателями своим работникам в обязательном порядке.

Чтобы воспользоваться указанным правом, работнику необходимо:

  • до начала отпуска попросить работодателя оплатить примерную стоимость проезда (не позднее 3 рабочих дней до отъезда), изложив свою просьбу в заявлении;
  • по возвращении из отпуска представить работодателю для окончательного расчета билеты и (или) иные документы (чеки АЗС, справки транспортных компаний и др.).

В ст. 325 ТК РФ не детализируются нюансы возмещения транспортных расходов, а определяются только основополагающие параметры.

Каков порядок компенсации отпускных затрат федеральным госслужащим по ст. 325 ТК РФ?

Подробности возмещения федеральным госслужащим расходов на проезд к месту отпуска и обратно (в том числе провоз багажа) содержатся в правилах № 455.

В них одинаково регламентируется схема предоставления отпускной компенсации:

  • госслужащим;
  • сотрудникам внебюджетных фондов.

Единственным отличием является источник возмещения таких затрат:

  • федеральные бюджетные ассигнования — для госслужащих;
  • внебюджетные средства — для сотрудников внебюджетных фондов.

Основные тезисы правил № 455 соответствуют ст. 325 ТК РФ, но с уточнением следующих нюансов:

  • конкретизируется список лиц, относящихся к членам семьи сотрудника, расходы которых на проезд и провоз багажа (вместе с расходами самого сотрудника) компенсируются: неработающий супруг (супруга), несовершеннолетние дети, проживающие с работником (в том числе усыновленные);
  • уточняется невозможность суммирования компенсаций (если правом на нее вовремя не воспользовались);
  • детализируются особенности возмещения расходов на проезд в зависимости от вида транспорта;
  • расшифровываются ситуации, когда отсутствует документальное подтверждение расходов или затраты на проезд произведены по более высоким тарифам;
  • перечисляются документы, необходимые для подтверждения величины затрат на проезд, если в качестве средства передвижения использован личный транспорт;
  • рассматриваются нюансы компенсации и подтверждения затрат в случае заграничного отпуска;
  • устанавливаются требования к основным пунктам заявления на компенсацию и сроки выплаты возмещения.

ВАЖНО! Затраты на проезд к месту отпуска и обратно не компенсируются работникам, трудящимся на условиях внешнего совместительства или на основании договора подряда. Компенсационные выплаты допустимы только в том случае, если данное место работы является для сотрудника основным.

Какие расходы согласно ст. 325 ТК РФ могут компенсироваться?

К подлежащим компенсации расходам относится стоимость:

  • проезда к месту проведения отпуска и обратно;
  • перемещения на ж/д станцию, аэровокзал или пристань;
  • провоза багажа (весом не выше 30 кг на работника и каждого из членов его семьи).

Основание для возмещения работнику отпускных транспортных расходов — представленные им проездные документы.

Затраты на проезд к месту отпуска и обратно подлежат возмещению исходя из следующих ориентиров.

Оплата проезда допустима в размере не выше стоимости билета на проезд в скором фирменном поезде (купейном вагоне).

Оплата проезда на данном виде транспорта зависит от вида перевозки:

  • на морском судне регулярных перевозок и линий с комплексным обслуживанием пассажиров — в каюте 5-й группы;
  • на суднах всех линий сообщения — в каюте 2-й категории;
  • на паромной переправе — в каюте 1-й категории.
READ
Бесплатные путевки в лагерь для детей - 2022 год

Оплачивается проезд на автотранспорте общего пользования (кроме такси), а при его отсутствии — в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

В отношении проезда посредством авиатранспорта правила № 455 (в редакции 2016 года) устанавливают, что перелет оплачивается согласно стоимости билетов эконом-класса, приобретенных только на рейсы 2 групп авиаперевозчиков:

  • российских авиакомпаний (их названия можно найти на сайте Росавиации);
  • авиакомпаний государств — остальных членов ЕЭС (Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии).

Если вышеперечисленные авиакомпании не перевозят пассажиров к месту их отпуска или отсутствуют билеты на запланированные даты отлета, можно воспользоваться услугами других авиаперевозчиков.

ВАЖНО! Если работник и члены его семьи ездили в отпуск в вагонах, каютах или аэробусах более высокой категории (класса, уровня), для компенсации проезда придется получить справку о его стоимости по категории, установленной правилами № 455. Справку предоставляет осуществляющая перевозку транспортная компания на дату приобретения билета.

Возможна ли компенсация по ст. 325 ТК РФ при проезде на личном автотранспорте?

Если работник с семьей ездил к месту отдыха и обратно на личном автомобиле, его затраты также могут быть компенсированы. Для этого ему необходимо собрать документы, подтверждающие фактические затраты на оплату топлива (чеки АЗС). При этом реально понесенные затраты сравниваются с расчетной величиной. Она определяется исходя:

  • из норм расхода топлива (для используемого автомобиля);
  • протяженности пути (кратчайшего маршрута).

Компенсируются фактические затраты, не превышающие расчетные суммы.

О нюансах «автомобильных» компенсаций работникам, использующим свой автотранспорт в служебных целях, узнайте из материалов нашего сайта:

  • «Право не платить взносы с компенсации за используемый работником автомобиль нужно подтвердить копией документа о праве собственности»;
  • «Автомобиль для работы используется по доверенности – компенсацию нельзя освободить от взносов»; .

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Оплата проезда работников до места вахты и обратно

Минфин РФ дал разъяснения, о порядке включения компенсационных выплат на проезд работникам-вахтовикам до места вахты и обратно в расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль, а также о порядке обложения их НДФЛ и страховыми взносами (Письмо № 03-01-10/92685 от 23.10.2020г.).

Известно, что работа вахтовым методом представляет собой довольно специфичную форму организации производственного процесса. При этом методе работникам приходится трудиться какое-то время вне места постоянного проживания. У работодателя просто нет возможности обеспечить их ежедневное возвращение домой, к тому же это и экономически не выгодно. Да это и понятно. Место проведения работ может находиться очень далеко от места расположения организации, например, Институт археологии РАН расположен в Москве, а археологические раскопки могут проводиться на Алтае, за тысячи километров от Москвы.

Уже исторически сложилось, что вахтовый метод работы применяется в таких сферах деятельности, как рыбный промысел, добыча нефти и газа, на лесозаготовке, при разработке новых месторождений полезных ископаемых, при проведении геологоразведочных работ, археологических раскопок и т.д.

Следует учитывать, что одна вахта (экспедиция) не должна длиться более 1-го месяца, но в исключительных случаях и только по согласованию с профсоюзной организацией (если она есть на предприятии) время одной вахты может быть увеличено до 3-х месяцев.

Но чтобы приступить к своим трудовым обязанностям работнику сначала нужно добраться до места работы (вахты). А путь от его дома до места работы может быть совсем не близким. Он всегда состоит из 2-х частей:

  • первая — от дома (места проживания) до пункта сбора. Так, например, учёному-археологу из Брянска, работающему в Институте археологии РАН (институт находится в Москве), сначала необходимо прибыть к определённому месту сбора сотрудников экспедиции (допустим он находится непосредственно в институте);
  • вторая — от пункта сбора до места фактического выполнения работ (вахтового посёлка). Дальше из Москвы (от здания института) наш учёный проследует к месту археологических раскопок (научной экспедиции).
READ
Новый бланк УПД в 2022 году

Раньше работодатель был обязан оплатить работнику все расходы, связанные с проездом от места проживания до вахтового поселка, а по окончанию вахты — обратный проезд. Эта норма была закреплена п. 2.5 Основных положений о вахтовом методе организации работ (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 № 794/33-82).

В 1999 году Верховный Суд РФ признал данную норму частично недействительной (Решение от 17.12.1999 № ГКПИ99-924). Сразу уточню, что Трудовой кодекс такой гарантии не содержит. Несмотря на это, организация-работодатель вправе установить компенсацию расходов на проезд своим работникам в коллективном договоре или в локальном нормативном акте (ведь это не ухудшит их положение). В этом случае, организация сможет учесть компенсацию проезда для работников-вахтовиков в составе расходов на оплату труда. Ведь п. 25 ст. 255 НК РФ определено, что к расходам на оплату труда относятся любые виды расходов, произведённые в пользу работников, которые предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором. Если же компенсацию расходов на проезд установили локальным нормативным актом, обязательно сошлитесь на это обстоятельство в трудовом или коллективном договоре.

Затраты на проезд работников, работающих вахтовым методом, от места жительства до места выполнения работ (вахтового посёлка) и обратно в соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 264 НК РФ можно также учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Ещё раз обращу ваше внимание на то, что основополагающее условие для признания таких расходов — это установленная трудовым или коллективным договором обязанность работодателя компенсировать своим работникам расходы на проезд.

Способы доставки работников к месту вахты (экспедиции) работодатель выбирает сам, исходя, в первую очередь, из экономической целесообразности и интересов производства. Так, он может использовать транспорт, имеющийся в организации, может осуществлять доставку работников средствами сторонних транспортных компаний, заключив с ними договоры, а может просто возмещать работникам расходы на проезд к месту вахты и обратно. В любом случае, оплата проезда сотрудников, привлеченных к работе по вахтовому методу, производится за счёт работодателя.

Исходя из того, что в числе гарантий, установленных работникам-вахтовикам ст. 302 ТК РФ, отсутствует какое-либо упоминание о компенсации проезда от места постоянного проживания до места сбора, специалисты Минфина РФ обязывают облагать её НДФЛ. Ведь по закону такую выплату нельзя признать компенсационной, а значит и освобождение от обложения НДФЛ в соответствии с п.1 ст. 217 НК РФ к ней применено быть не может.

С точки зрения налоговиков, данная компенсация является доходом, полученным работником в натуральной форме, а значит облагается НДФЛ (Письма Минфина РФ от 26.02.2013 г. № 03-04-06/5379, от 30.06.2011 г. № 03-03-06/1/384).

Но суды, как правило, не разделяют данный подход контролирующих органов.

Вот пример одного из таких споров. В нём рассматривалась ситуация, когда в коллективном договоре организации было закреплено следующее положение: «Проезд работников до места работы (вахты) и обратно компенсируется в размере произведённых затрат от места сбора. Местом сбора признается место постоянного жительства (место постоянной прописки) работника». Таким образом, изначально, работники сами приобретали билеты на проезд общественным транспортом, чтобы добраться от места проживания до вахтового посёлка и обратно. Прибыв в посёлок работники на основании документов на проезд составляли авансовые отчёты. В свою очередь, на основании авансовых отчётов работодатель компенсировал им расходы в части стоимости проездных документов (авиа-, ж/д билетов, автобусных билетов на междугородние рейсы и т.д.).

Налоговая инспекция, проведя проверку, пришла к выводу, что такая компенсация организацией расходов работнику, является ничем иным, как доходом работников, полученным в натуральной форме, а значит должна облагаться НДФЛ. Вывод инспекторов основывался главным образом на непризнании этих выплат компенсационными. Ведь находясь в пути от места проживания до места работы (вахты) работники и впрямь не выполняли трудовые функции и не участвовали в производственном процессе.

Судьи же пришли к прямо противоположному мнению. В своих выводах они опирались на то, что вышеизложенные обстоятельства вполне себе позволяют квалифицировать оплату проезда работнику организацией в качестве компенсации в соответствии со ст. 164 ТК РФ. Из прямого толкования ст. 164 ТК РФ следует, что исполнение трудовых обязанностей работником непосредственно в пути следования не является неоспоримым условием, чтобы выплата была признана компенсацией. К тому же в этой компании был установлен следующий порядок доставки работников-вахтовиков как до места выполнения работ, так и обратно: работники самостоятельно прибывают в вахтовый посёлок, на основании подтверждающих документов организация возмещает им фактически понесённые расходы. Данный порядок полностью соответствует законодательству, действует полностью в экономических интересах организации и обеспечивает непрерывность производственного процесса на её объектах (в вахтовых поселках).

READ
Бесплатные путевки в лагерь для детей - 2022 год

Так, в нашем примере, если бы учёный-археолог, проживающий в Брянске, самостоятельно добрался до места проведения археологических раскопок (научной экспедиции), не заезжая в Москву, то порядок налогообложения компенсации его проезда полностью бы зависел от того, что в коллективном или в его трудовом договоре определено как место сбора: место проживания учёного или место нахождения организации.

По поводу обложения компенсации на проезд работников-вахтовиков страховыми взносами ведомство указывает на то, что данная компенсация не поименована в пп. 2 а. 1 ст. 422 НК РФ и выплачивается в рамках трудовых отношений с работником. Её отсутствие в составе необлагаемых компенсационных выплат обязывает работодателя обложить такую компенсацию страховыми взносами в полном объёме.

А вот относительно компенсационных выплат работникам от пункта сбора до места выполнения работ (вахты) Минфин РФ занимает гораздо более лояльную позицию.

Специалисты ведомства считают, что их можно не облагать ни НДФЛ, ни страховыми взносами при соблюдении определённых условий:

  • во-первых, пункт сбора должен определяться с учётом производственной необходимости и специфики работы организации;
  • во-вторых, у сотрудников нет возможности добраться до вахтового посёлка общественным транспортом самостоятельно;
  • в-третьих, работники, прибыв к месту нахождения организации или в пункт сбора, приступают к выполнению обязанностей и соблюдают трудовую дисциплину.

В этом случае у работников не возникает экономической выгоды при оплате работодателем проезда от пункта сбора к месту выполнения работ. Поэтому у работодателя не возникает обязанности по обложению такой компенсации НДФЛ и страховыми взносами. Аналогичные выводы Минфин РФ приводит в своих письмах (Письма от 08.12.2011 № 03-04-06/6-343, от 08.12.2011 № 03-04-06/6-342). Данный подход, как мы с вами видим, поддерживают и суды.

Подводя итог, мне ещё раз хотелось бы обратить ваше внимание на то, что работодатель может учитывать компенсацию расходов на проезд вахтовиков в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, но только, если такая обязанность зафиксирована им в трудовом или коллективном договоре, а также в локальном нормативном акте.

Путь работника, выполняющего работы вахтовым методом, до вахтового поселка всегда выполняется в два этапа: сначала от места жительства до пункта сбора, затем от пункта сбора до места вахты (экспедиции). Компенсацию расходов работника до пункта сбора следует облагать НДФЛ и страховыми взносами, а вот компенсацию проезда от пункта сбора до вахтового посёлка (экспедиции) можно и не облагать НДФЛ и страховыми взносами при соблюдении ряда условий. Поэтому очень важно в трудовом или коллективном договоре правильно определить место пункта сбора вахтовиков для избежания претензий со стороны контролирующих органов.

Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более 3 лет. Доступно рассказывает сложные вещи на простом языке.

Ссылка на основную публикацию