Приватизация государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного имущества и муниципального имущества

Государственное и муниципальное имущество является собственностью таких структур. То есть данные организации наделены безусловным правом распоряжаться принадлежащими им материальными ценностями и объектами. Это касается и сделок имущественного характера. Любой объект может быть передан человеку. Такой процесс может реализоваться на различных условиях. Одним из видов сделок является приватизация.

Понятие приватизации

Приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой процедуру передачи бюджетной организацией права собственности человеку.

В данном случае речь идет о переходе всех возможностей единолично распоряжаться имуществом. Если неприватизированную квартиру можно лишь обменять, то после реализации указанной процедуры человек получает неограниченные права по отношению к переданному объекту. То есть он может распоряжаться им по своему усмотрению – дарить, меня, продавать, оставлять наследникам, сдавать в аренду или наём.

Законодательные основы

Основным нормативным правовым актом, обеспечивающим регулирование указанной процедуры, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Он определяет круг приобретателей, виды материальных ценностей, которые могут передаваться людям, а также регламент и принципы осуществления всех этапов процесса.

Приватизация государственного имущества и муниципального имущества

Ещё одним специфическим нормативным актом является Закон РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Он, по сути своей, аналогичен Закону № 178, но имеет более узкую направленность. Положения Закона № 1541-1 касаются лишь отдельного вида имущества. В этом случае приватизация касается только передачи социальных жилых помещений в собственность людям.

Круг приобретателей имущества

Законом определен круг лиц, которые могут претендовать на приватизацию материальных ценностей, принадлежащих государству. Ими являются практически все организации и люди. В то же время законом установлены определенные ограничения.

Так, в приватизации не могут принимать участие:

  1. Государственные унитарные предприятия и учреждения.
  2. Юридические лица, уставной капитал которых состоит более чем на двадцать пять процентов из доли РФ.
  3. Организации, которым предоставлен льготный налоговый режим, не предусматривающий раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций.

Указанные ограничения не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на государственных земельных участках.

Виды имущества

Предметом приватизации может выступать любое имущество. Однако чаще всего в собственность передаются жилые и нежилые помещения, земельные участки и предприятия.

Жилые помещения

К такой категории относятся помещения, специально предназначенные для постоянного проживания людей. К ним можно отнести комнаты, квартиры и домовладения. Характерными признаками таких помещений является достаточная квадратура, наличие коммунальных удобств, а также источников тепла, электричества и газа.

Также обязательным условием является изолированность. Например, квартира должна быть оборудована отдельным входом, и соседи не должны иметь в неё доступа.

Земельные участки

Земельные участки также могут выступать в качестве объектов приватизации. Это могут быть территории, расположенные под частным или многоквартирным домом либо входящие в состав садоводческого товарищества. В то же время закон определил участки, которые приватизировать нельзя.

Приватизация государственного имущества и муниципального имущества

  1. Государственные заповедники и национальные парки.
  2. Участки, находящиеся под сооружениями и зданиями военных формирований и судов.
  3. Земля, на которой располагаются объекты ФСБ, ФСО, ФСИН.
  4. Участки под предприятиями атомной энергии, местами хранения радиоактивных веществ и ядовитых материалов.
  5. Территории закрытых административных образований.
  6. Места воинских и гражданских захоронений.
  7. Линейные объекты, возведенные для охраны государственной границы РФ.
  8. Земли лесного фонда.
  9. Участки, в пределах которых находятся государственные водные объекты, а также историческое и культурное наследие.
  10. Территории, предоставленные для обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
  11. Участки, предназначенные строительства, ремонта и реконструкции водного, воздушного и железнодорожного транспорта.
  12. Территории, занятые объектами космической инфраструктуры.
  13. Участки под гидротехническими сооружениями.
  14. Земли, предоставленные под производство наркотических и ядовитых средств.
  15. Территории, загрязненные опасными отходами или подвергшиеся деградации.
  16. Участки вблизи границ земель, зарезервированных для бюджетных нужд.
  17. Территории в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
READ
Софинансирование пенсии: последние новости в 2022 году

Также отказ будет получен в случае, если претендент обращается за приватизацией повторно либо не имеет правоустанавливающих документов.

Предприятия

В данном случае речь идет о сооружениях и зданиях, которые специально приспособлены для производства продукции. То есть они должны быть оборудованы необходимыми устройствами или по своей внутренней планировке позволять их установить. При этом размер предприятия не имеет значения. Это может быть отдельное здание или несколько сооружений.

Нежилые помещения

В качестве объекта приватизации могут выступать и нежилые помещения. Довольно часто они располагаются в многоквартирном доме. Это может быть помещение, предназначенное для оказания бытовых услуг либо организации общественного питания. Отличительной чертой такого объекта является то, что он не приспособлен для постоянного проживания людей.

Способы приватизации

Действующим законодательством определены методы передачи права собственности на госимущество.

В такой перечень включены:

  1. Переход унитарного предприятия в статус общества с ограниченной ответственностью или АО.
  2. Продажа ценных бумаг и имущества по результатам аукциона.
  3. Реализация материальных ценностей муниципалитетов должна происходить по итогам проведенного конкурса.
  4. Продажа ценных бумаг за пределами страны.
  5. Реализация посредством публичного предложения.
  6. Продажа без сообщения цены на объект.
  7. Передача материальных ценностей в качестве вклада в уставной капитал АО.
  8. Реализация акций по результатам доверительного управления.

Данный перечень является исчерпывающим. Приватизации государственных и муниципальных материальных ценностей другими способами не разрешается.

Приватизация государственного имущества и муниципального имущества

Этапы процедуры

Приватизация госимущества складывается из нескольких этапов. Прежде всего, необходимо спланировать все мероприятия. Затем согласовываются условия предстоящей процедуры. В завершении результаты должны быть документально оформлены.

Планирование

Такой этап предполагает разработку плана на предстоящий год. Именно такой период является отчетным.

План должен содержать в себе следующую информацию:

  1. Наименование органа, который его утверждает.
  2. Задачи и направления процедуры, которые будут реализованы в течение отчетного периода.
  3. Изменения экономической ситуации, которые могут произойти в результате приватизации.
  4. Количество имущества, которое будет выступать в качестве объекта процедуры.
  5. Подробное описание объектов недвижимости.
  6. Прогнозируемый размер денежных поступлений в результате приватизации.
  7. Списки имущества, сформированные по отраслям экономики.
  8. Сведения об акциях, которые будут включаться в уставной капитал других обществ.
  9. Данные об унитарных предприятиях, которые получат статус АО.
  10. Список имущества, решение о приватизации которого принимается на уровне Правительства РФ.

При составлении плана учитываются результаты приватизации за предшествующий отчетный период.

Согласование условий

Разработанный проект согласовывается с Федеральной антимонопольной службой и Министерством финансов РФ. Не позднее, чем за восемь месяцев до начала нового финансового года органы исполнительной власти на местах представляют свои Правительству РФ или уполномоченной им инстанции, предложения по приватизации.

Оформление

После того как план приватизации утвержден согласно всем правилам, проводятся торги, аукцион или другая процедура, предусмотренная действующим законодательством. По итогам такого процесса определяется победитель. Эта информация отражается в протоколе. О результатах такого этапа должны быть проинформированы все участники. После этого оформляется договор купли-продажи.

В нем указывается:

  1. Дата и место заключения.
  2. Сведения о сторонах договора.
  3. Предмет приватизации.
  4. Его стоимость и порядок расчетов.
  5. Права, обязанности и ответственность сторон.
  6. Срок действия договора.
  7. Порядок урегулирования споров.
  8. Реквизиты и подписи сторон.

После подписания договора и завершения взаиморасчетов, право собственности нового владельца должно быть зарегистрировано в Росреестре. Это условие касается случаев, когда в качестве объекта приватизации выступает недвижимость.

Для этого новый собственник должен обратиться в регистрирующий орган с заявлением стандартной формы. К своему обращению он должен приложить договор, паспорт, доверенность законного представителя, техническую или кадастровую документацию на объект и квитанцию об оплате государственной пошлины.

Стоимость услуги составит две тысячи рублей для физического лица и двадцать две для юридического. Если регистрация права касается земельного участка, то потребуется внести триста пятьдесят рублей. Срок регистрации прав зависит от способа передачи информации. Если она была передана в Росреестр лично инициатором или его законным представителем, то процедура будет выполнена в течение семи рабочих дней. В случае направления данных через МФЦ срок составит девять трудовых суток.

READ
Как правильно составить автобиографию на госслужбу

Особенности приватизации жилья

Приватизация жилья имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено тем, что сделка такого характера осуществляется на безвозмездной основе. То есть в данном случае будет заключен договор о приватизации, а не о купле-продаже. Иными словами, человек не должен передавать какие-либо денежные средства властям субъекта Федерации или сельской администрации района. Претендовать на жилье может только лицо, проживающее в нем на условиях найма.

Приватизация государственного имущества и муниципального имущества

В остальном процедура осуществляется на общих основаниях. Инициатор должен обратиться с заявлением к собственнику жилья. Последний принимает решение соответствующего характера. Впоследствии заключается договор, и вносятся необходимые данные в Росреестр.

Условия

Приватизация жилья может быть реализована только при соблюдении условий, определенных действующим законодательством. Прежде всего, человек должен иметь право занимать жилье. То есть в наличии есть договор найма либо лицо зарегистрировано в данном помещении. Затем необходимо наличие гражданства РФ, поскольку иностранцы приватизировать имущество не могут. Далее нужно будет представить правоустанавливающую документацию на жилье. В данном случае это будет договор найма.

В завершении потребуется представить справку о том, что приватизация осуществляется впервые. Повторное участие в процедуре такого характера не допускается. Исключение сделано только для лиц, которые не достигли совершеннолетнего возраста.

Процедура

Процедура приватизации жилья, согласно действующим постановлениям, складывается из нескольких этапов. Для начала инициатор должен будет оформить письменное заявление.

В нем должно быть указано следующее:

  1. Наименование и адрес местного органа власти, в который направляется обращение.
  2. Сведения об инициаторе – как зовут, где проживает, данные паспорта и контактный телефон.
  3. Описание жилья – место расположения, общая площадь, а также правовые основания его использования.
  4. Ходатайство о приватизации.
  5. Перечень прилагаемых документов.
  6. Согласие других проживающих.
  7. Дата заявления и подпись инициатора.

К своему обращению претендент должен будет приложить.

  1. Свой паспорт.
  2. Доверенность законного представителя, если он принимает участие в процедуре.
  3. Согласия всех проживающих в квартире.
  4. Технический паспорт на помещение.
  5. Справку о том, что инициатор участвует в процедуре первый раз.

Все документы можно представлять в виде заверенных копий. В то же время могут потребоваться оригиналы для сверки подлинности данных. Необходимые данные человек может собирать самостоятельно либо при помощи своего законного представителя.

Вся собранная информация должна быть направлена в местную администрацию. Это можно сделать лично, через законного представителя, интернет или МФЦ, а также по почте. Вариант передачи сведений определяет сам инициатор.

После того, как все данные поступили в орган местной власти, они тщательно проверяются, и выносится решение. Человек может получить отказ в удовлетворении своих требований, если информация будет недостоверной. О результате человек должен быть проинформирован. Решение направляется по почте, выдается на руки или через МФЦ.

Следующим этапом приватизации является заключение соответствующего договора.

Приватизация государственного имущества и муниципального имущества

В тексте документа должно быть указано следующее:

  1. Его название.
  2. Место и дата подписания.
  3. Сведения о сторонах договора.
  4. Предмет – адрес жилья, общая площадь, количество комнат.
  5. Сведения о размере доли каждого проживающего, если участников несколько.
  6. Права, обязанности и ответственность сторон.
  7. Порядок аннулирования сделки и разрешения споров.
  8. Реквизиты и подписи сторон либо их представителей.

Чтобы получение жилья было завершено, право собственности нового владельца должно быть зарегистрировано в Росреестре. Для этого потребуется представить лично, направить по почте, через МФЦ или своего законного представителя письменное заявление в регистрирующий орган. К обращению нужно будет приложить свой паспорт, договор о приватизации, технический план на жилье, квитанцию об оплате государственной пошлины. Стоимость услуги для человека составит две тысячи рублей. Регистрация осуществляется в течение семи дней, а если информация передавалась через многофункциональный центр – то девяти.

READ
Последние изменения в долевом строительстве в 2022 году

Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация – отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
    2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
    3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
    4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
    5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
    6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

    Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

    Способы приватизации государственного и муниципального имущества

    Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

      1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
      2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
      3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
      4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
      5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
      6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
      7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
      8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
      9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
      10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
      11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

      При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитар­ных предприятий в открытые акционерные общества, последние ста­новятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации). При этом, однако, применяются об­щие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК). Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе устано­вить специальное право на участие в управлении акционерными обще­ствами, созданными на базе приватизированных предприятий, имею­щих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»). Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием обще­ства, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, не­смотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и ме­нее акций (и соответственно — голосов) такого общества.

      Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупа­телю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).

      Внесение государственного и муниципального имущества в устав­ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае­мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денеж­ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ­ственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют­ся нормы Закона о приватизации.

      Приватизация жилых помещений и земельных участков произво­дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель­ного законодательства.

      Приватизация государственного и муниципального имущества

      Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

      Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

      Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

      Понятие и функции приватизации

      О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

      Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

      Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

      Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

      Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

      Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

      Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

      Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

      Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

      • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
      • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
      • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

      Приоритет законодательства о приватизации

      Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

      Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

      Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

      Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

      Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

      Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

      Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

      Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

      Начало отечественной приватизации

      Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

      Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

      • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
      • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
      • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
      • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

      Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

      Способы приватизации государственного и муниципального имущества

      Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

      Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

      Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

      • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
      • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
      • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
      • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
      • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

      Автор статьи

      Кузнецов Федор Николаевич

      Кузнецов Федор Николаевич

      Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

      Площадка № 1 по продаже государственного имущества.

      Российский аукционный дом создавался для работы на регулируемом государством рынке продажи имущества, для развития института аукционных торгов в России. Площадка обладает уникальным многолетним опытом в сегменте реализации имущества в интересах государства.
      С 2013 года РАД работает по поручению Правительства РФ в рамках торгов имуществом из прогнозного плана приватизации федерального имущества.
      В 2011 году РАД начал работать с имуществом в рамках региональной приватизации. Первыми клиентами РАД по данному направлению стали Москва, Московская область, Санкт – Петербург, Ленинградская область, ХМАО-Югра. Сегодня на площадке продают имущество более 50 регионов РФ. Тогда же, в 2011 году, ЭТП РАД Lot-online первой в РФ стала проводить электронные торги госимуществом в рамках приватизации госактивов Санкт-Петербурга. Опыт продаж РАД лег в основу формирования практики реализации госактивов и перевода всех торгов государственным и муниципальным имуществом в электронный формат.

      РАД ПРОВОДИТ ТОРГИ ПО ПОРУЧЕНИЮ

      • Росимущество
      • Министерство экономического развития РФ
      • Министерство культуры РФ
      • Министерство обороны РФ
      • Министерство сельского хозяйства РФ

      РАД ПРОВОДИТ ТОРГИ В ИНТЕРЕСАХ РЕГИОНОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИИ

      • Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, ХМАО – Югры, Уфы, Южно-Сахалинска, Чукотского автономного округа; Амурской, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Калининградской, Курганской, Курской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Орловской, Самарcкой, Свердловской, Тверской, Тульской, Тюменской, Ульяновской и Ярославской областей; республик – Башкирия, Дагестан, Калмыкия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Крым, Саха (Якутия), Удмуртия, Чувашия; Алтайского, Камчатского, Краснодарского, Пермского, Приморского, Хабаровского краев, а также муниципальных образовании Домодедово, Истра, Котельники, Красногорск, Химки.

      Российский аукционный дом (РАД) проводит аукционы по приватизации федерального имущества с 2013 года.

      Торги на ЭТП РАД Lot-online ежегодно обеспечивают до 70% доходов государственнои казны в сегменте малои и среднеи приватизации.

      В настоящее время РАД работает в рамках распоряжений Правительства РФ от 12.11.2022 № 2951-р и от 31.05.2022 №1414-р, в соответствии с которыми занимается продажей около 150 пакетов акций/долей хозяйственных обществ, включённых прогнозный план приватизации на 2022 – 2022 гг. На сегодняшний день РАД является крупнейшим агентом по продаже федерального имущества.

      РАД – единственная компания, являющаяся и продавцом, и оператором площадки по продаже государственного имущества. Входит в перечень:

      • Федеральных агентов по продаже государственного имущества в рамках приватизации (Распоряжение Правительства РФ №1874-р от 25.10.2010)

      • Операторов ЭТП для продажи госимущества (Распоряжение Правительства РФ №2488-р от 04.12.2015)

      Воздушный транспорт

      • 100% акций АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект». Цена продажи – 897,2 млн. ₽.
      • 100% пакет акций АО «Международный Аэропорт Магнитогорск» продан с восьмикратным превышением начальной цены, за 999,89 млн ₽. В торгах приняло участие шесть претендентов.
      • 100% пакет акций АО «Аэропорт Элиста». Цена продажи – 37,5 млн. ₽.
      • 100% пакет акций ОАО «Материально-технического снабжения гражданской авиации «Авиатехснаб». Цена продажи – 986 млн ₽.

      Водный транспорт

      • 100% пакет акций ОАО «Мурманский морской рыбный порт» был продан за 1 млрд ₽, при начальной цене 711,8 млн ₽.
      • 25,5% акций ОАО «Мурманское морское пароходство».
        Цена продажи – 660 млн ₽.
      • 20% акций ОАО «Северное морское пароходство».
        Цена продажи – 168,4 млн ₽.

      Издательско-полиграфические предприятия

      • 100% акций АО «Центральное издательство «Воздушный транспорт». Цена продажи – 100,2 млн. ₽.
      • 100% пакет акций АО «Саратовский полиграфический комбинат». Цена продажи – 164,5 млн. ₽.
      • 100% пакет акций АО «Московская типография №2» продано за 1,1 млрд ₽, при цене отсечения 767 млн ₽.
      • 100% пакет акций АО «Распорядительная дирекция по печати».
        Цена продажи – 741,5 млн ₽.

      Дорожно-эксплуатационные предприятия

      • 100% акций АО «Спецстройэксплуатация». Цена продажи – 178,1 млн ₽.
      • 100% пакет акций ОАО «Свердловскавтодор». Цена продажи – 800,5 млн ₽.
      • 25% акций ОАО «Центродорстрой» реализовано с превышением начальной цены на 15%, за 429 млн ₽.
      • 100% пакет акций ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие № 14». Цена продажи – 188,5 млн ₽.

      Научные-исследовательские и проектные институты

      • 100% акций АО «Научно-исследовательский институт спортивно-технических изделий». Цена продажи – 1 млрд ₽.
      • 100% пакет акций АО «Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии». Цена продажи – 259 млн ₽.
      • 100% пакет акций АО «Государственный научный центр лесопромышленного комплекса». Цена продажи – 148,3 млн ₽.
      • 100% пакет акций АО «Научно-исследовательский институт «ТЕСТ». Цена продажи – 179 млн ₽.
      • 100% пакет акций ОАО «Федеральный научно-технический центр метрологии систем экологического контроля «Инверсия» продан с превышением начальной цены на 45%, за 172 млн ₽.
      • 100% пакет акций АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по развитию и эксплуатации флота». Цена продажи – 204,1 млн ₽.

      Сельскохозяйственные предприятия

      • 100% акций ЗАО «Хлебозавод №12». Цена продажи – 170,4 млн ₽.
      • 100% пакет акций АО «Уфимский конный завод №119» продан с превышением начальной цены на 70%, за 50,7 млн ₽.
      • 25,5% ОАО «Пугачевский элеватор». Цена продажи – 50 млн ₽.

      Предприятия и компании

      • 2,74% акций АКБ «Национальный Резервный Банк» (АО) продан с двукратным превышением цены, за 120,2 млн рублей, при начальной цене – 55,9 млн рублей и цене отсечения 27,95 млн ₽.
      • 100% Пакет акций АО «Щелковский завод вторичных драгоценных металлов». Цена продажи – 1,515 млрд рублей при начальной цене – 1,214 млрд ₽
      • 100% Пакет акций АО «Пансионат «Геленджикская бухта». Цена продажи – 194 млн рублей, превышение 60%
      • 100% пакет акций АО «Томский Кристалл». Цена продажи – 312,7 млн ₽.

      Российский аукционный дом (РАД) проводит аукционы по приватизации регионального имущества с 2011 года.

      Первым в РФ провел электронные торги по приватизации.

      С 2011 по 2014 год на ЭТП РАД Lot-online проходили торги по продаже государственного имущества Санкт-Петербурга. Торги проходили в рамках региональных нормативных актов. Полученный положительный опыт лег в основу формирования всероссийской практики продажи государственного имущества на электронных торгах. На сегодня РАД – единственная компания, входящая в список профессиональных продавцов госимущества в рамках приватизации и в перечень операторов ЭТП по продаже имущества.

      • РАД – ОРГАНИЗАТОР ТОРГОВ Федеральный агент по продаже имущества в рамках приватизации (Распоряжение Правительства РФ №1874-р от 25.10.2010)

      • РАД – ОПЕРАТОР ЭТП по продаже госимущества Распоряжение Правительства РФ №2488-р от 04.12.2015)

      Таким образом, РАД может оказывать российским регионам услуги по сопровождению сделок и подготовке имущества к торгам, а также по организации аукционов на своей электронной площадке ЭТП РАД.

      В качестве ОРГАНИЗАТОРА ТОРГОВ с полным перечнем услуг по сопровождению сделок РАД продает имущество Санкт-Петербурга, Московской области, ХМАО – Югры, Уфы, Южно-Сахалинска, Чукотского автономного округа, Нижегородской, Ярославской, Орловской, Астраханской областей, Котельников, Домодедово, Истры, Красногорска, Химок.

      Кроме того, около 50 регионов РФ проводят на ЭТП Lot-online торги госимуществом, пользуясь широкими возможностями одной из крупнейших в РФ электронной площадки.

      РАД предлагает полный перечень услуг, необходимых для эффективной продажи имущества: анализ имеющейся документации, маркетинговое сопровождение продаж, широкое рекламное освещение предстоящих аукционов, публикации в федеральных и региональных СМИ, презентации на профильных выставках и конференциях, адресный поиск потенциальных покупателей, организацию и проведение торгов.

      Услуги РАД БЕСПЛАТНЫ для региональных и муниципальных заказчиков. В соответствии с Законом о приватизации № 178-ФЗ услуги продавца имущества (РАД) оплачиваются ПОКУПАТЕЛЕМ сверх цены продажи объекта приватизации.

      Привлечение РАД в качестве профессионального продавца госимущества гарантирует:

      • исполнение программы приватизации
      • высокие доходы бюджета от приватизации (63% процедур идут с превышением цены)
      • отсутствие рисков (оспаривания сделок, обвинений в коррупции)

      УСЛУГИ профессионального продавца БЕСПЛАТНЫ для субъекта РФ их оплачивает ПОКУПАТЕЛЬ ИМУЩЕСТВА сверх цены имущества.

      01.06.2019 подписан закон №45‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о приватизации государственного и муниципального имущества № 178‑ФЗ».

      Согласно внесенным изменениям:

      Всё государственное и муниципальное имущество продается на электронных торгах

      ЭТП РАД – ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ

      Для проведения торгов используются площадки, аккредитованные для работы в рамках госзакупок по 44-ФЗ

      РАД – ОПЕРАТОР ЭТП по продаже госимущества

      Распоряжение Правительства РФ № 2488‑р от 04.12.2015

      Для эффективной приватизации рекомендуется привлекать профессиональных продавцов федерального имущества из Распоряжения Правительства РФ № 1874‑р от 25.10.2010

      Приватизация государственного и муниципального имущества

      Аренда, безвозмездное пользование, доверительное управление имуществом, иные договоры, предусматривающие передачу прав владения и пользования в отношении государственного и муниципального имущества Продажа государственного (муниципального) имущества и имущества госкомпаний Передача прав на единые технологии Аренда и продажа земельных участков, заключение договора о комплексном развитии территории Строительство Охотхозяйственные соглашения Аренда лесных участков и продажа лесных насаждений Пользование участками недр Водопользование Рыболовство и добыча водных биоресурсов ЖКХ Реализация имущества должников Государственно-частное партнерство (соглашения о ГЧП/МЧП, концессионные соглашения) Создание искусственных земельных участков Размещение рекламных конструкций Продажа объектов электроэнергетики Лицензии на оказание услуг связи

      Торги
      Антимонопольный контроль
      Архив торгов
      Планирование и результаты
      Основная информация
      Справочная информация

      Продажа государственного (муниципального) имущества и имущества госкомпаний

      Сайт torgi.gov.ru определен официальным источником для размещения информации о продаже государственного и муниципального имущества в порядке приватизации (Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”), о продаже недвижимого имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), о реализации имущества, обращенного в собственность государства (постановление Правительства РФ от 30 сентября 2015 г. № 1041).”
      Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2017 г. № 1671 “О внесении изменений в Правила реализации на внутреннем рынке алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более”.

      Поиск лотов, процедура торгов по которым завершена менее 3-х (с жалобой менее года) месяцев назад*

      * Лоты, торги по которым завершены более 3-х месяцев (с жалобой более года) назад, доступны в разделе Архив торгов

      Завершенные: найдено лотов 76229

      Номер извещения
      Номер лота

      Наименование и характеристика имущества

      Место нахождения имущества

      Служба поддержки сайта: 8 (800) 100-99-99, info-torgi@rostelecom.ru
      © 2010-2022 Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов
      Действует в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909 “Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”, постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 66 “О правилах направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого и движимого имущества в ходе исполнительного производства, а также о торгах по продаже заложенного движимого имущества во внесудебном порядке для размещения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 1076-р
      и Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”

      Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

      Во времена СССР все объекты недвижимости находились в ведении государства и муниципальных образований. Людям выдавались квартиры бесплатно на ордера на вселение. С распадом Советского союза возникла острая необходимость в пересмотре жилищных и земельных вопросов. После принятия в 1991 году Федерального Закона «О приватизации…» граждане нашей страны получили уникальную возможность — перевести в собственность муниципальное жилье, гараж или садовый участок совершенно бесплатно, как это сделать, давайте разбираться.

      Закон

      Все сделки по приватизации в Российской Федерации регулируются следующими нормативными актами:

      • ФЗ-№178 от 21.12.2001;
      • ФЗ-№366 от 03.07.2016;
      • ФЗ-№1541-1 РФ от 04.07.1991;
      • Жилищным Кодексом;
      • Земельным Кодексом.

      Кто и что может приватизировать

      В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.

      Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.

      У кого есть правоЧто могут приватизировать
      Граждане и индивидуальные предпринимателиЗемлю, жилые и нежилые объекты недвижимости
      Юридические лицаЗемельные участки, жилую и нежилую недвижимость
      Федеральные и муниципальные объединенияОбъекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее)

      Разница между государственным и муниципальным имуществом

      Государственное имущество существенно отличается от муниципального и по субъектному, и по объектному составу, а также по основаниям ее приобретения.

      Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении. А если собственность принадлежит муниципалитету, то, соответственно, он и отвечает за дальнейшую судьбу вверенного имущества, например, заключает от своего имени договора соцнайма с физическими лицами или дает разрешение на приватизацию.

      Пример. Гражданин имеет в распоряжении несколько гектаров земли на которой решил выращивать сельскохозяйственную продукцию, а параллельно заниматься охотой и рыбалкой. Как это можно сделать?

      Предположим территория находится в ведении муниципального образования. В таком случае можно инициировать приватизацию на основании правоустанавливающего документа, например, договора аренды надела или оставить все как есть и реализовывать задуманное на арендованном участке. Тем более, что согласно действующему законодательству оформить в собственность реку, лес или природоохранную территорию невозможно.

      Условия приватизации

      Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:

      • оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
      • если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
      • основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
      • временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
      • процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.

      Способы приватизации

      Существует несколько способов переоформления права собственности:

      • переход из государственного/муниципального предприятия в АО общество или ООО;
      • приобретение объектов государственной недвижимости на аукционе;
      • приобретение акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами страны;
      • покупка государственного имущества у третьих лиц, действующих на основании доверенности;
      • получение имущества в форме вклада в уставной капитал.

      Когда решается вопрос о приватизации, органом власти выбирается наиболее подходящий вариант, в зависимости от конкретных обстоятельств, изложенных в предоставляемых заявителем документах.

      Так, например, если процедура касается жилого помещения, передача права происходит путем заключения договора с муниципальным образованием с последующей их регистрацией в Росреестре.

      Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

      Порядок приватизации имущества:

      • составляется план процедуры;
      • издается акт;
      • осуществляется само переоформление объекта в частную собственность;
      • формируется отчет о проделанной работе.

      После подачи заявления с копиями необходимых документов в муниципалитет, последний решает, в чьем ведении находится отчуждаемое имущество, возможно ли передать заявленные объекты и на каких условиях. Все решения с отчуждением объектов государственного и муниципального имущества согласовываются с его собственником и последнее слово остается за ним.

      Процедура

      1. Составляется план. Написание документа осуществляется с учетом мониторинга объектов, которые подлежат передаче в частную собственность. Окончательный вариант передается для утверждения Правительству Российской Федерации.
      2. Подготовительный этап. Выбирается вариант приватизации. Согласно 14 статье ФЗ №178, в окончательном решении должны содержаться следующие сведения:
      • об объекте приватизации;
      • о владельце;
      • о выбранном способе;
      • о кадастровой или рыночной стоимости недвижимости;
      • о рассрочке.
      1. Приватизация. Имущество передается в собственность физических или юридических лиц, с последующей государственной регистрацией прав в органе Росреестра.
      2. Отчет о приватизации. Составляется муниципальным образованием и передается Государственной Думе РФ, каждый год до 1 мая. В документе перечисляется приватизированные объекты, описывается способа их приватизации, сроки, расходы и т.д.

      Необходимые документы

      Перечень документов при различных видах приватизации различен. Такое же условие применяется и при сборе документов физическими и юридическими лицами.

      Какие документы необходимы:

      • заявление лица, желающего приобрести имущество;
      • паспорт (для детей до 14 лет свидетельство о рождении);
      • правоустанавливающий документ и технический паспорт на жилое помещение;
      • выписка из ЕГРН;
      • расширенная выписка из поквартирной/домовой книги;
      • справка подтверждающая отсутствие задолженностей перед коммунальщиками;
      • квитанция об уплате государственной пошлины.

      Дополнительно может понадобятся:

      • письменное согласие на сделку второго супруга;
      • свидетельство о браке или о разводе;
      • разрешение от органа опеки и попечительства на сделку (если участвуют дети);
      • нотариально заверенная доверенность (если от лица инициатора действует его назначенный представитель);
      • финансовые документы (для юридических лиц).

      Сроки

      Максимальный срок приватизации объектов государственной и муниципальной собственности — 3 месяца, минимальный — 14 дней. Оформление может затянуться еще на несколько месяцев, если потребуется получение разрешения на приватизацию в суде.

      Расходы и налоги

      При оформлении собственности в обычном порядке физическими лицами уплачивается госпошлина в размере 2000 рублей с каждого участника приватизации.

      Если речь идет, об участках земли, подпадающих под «дачную амнистию», плата за регистрацию составит всего 350 рублей.

      Расчет государственной пошлины для юридических лиц осуществляется по следующей формуле:

      • 0,1% от стоимости имущества,
      • не более 60 тысяч рублей.

      Если осуществляется приватизация унитарного предприятия, то при расчете его цены учитывается весь хозяйственной комплекс. По закону, цена имущества в кадастровой документации не может быть больше рыночной.

      После приватизации и получения всех необходимых документов, по истечении налогового года, необходимо заплатить налог, а размере 0,3% от его цены.

      Пример расчета налога. После приватизации Смирнова К.О получила в собственность однокомнатную квартиру. Ежегодно женщина обязана платить налог на имущество, величина которого складывается с учетом следующих параметров:

      • облагаемое налогом имущество – однокомнатная квартира (25 квадратных метров);
      • величина налогового вычета — 20 квадратных метров от общей площади жилья при условии, что это единственное жилье налогоплательщика (как в нашем случае);
      • стоимость объекта, согласно кадастровой документации – 980 тысяч рублей;
      • действующая в [current_date format=’Y’] году ставка налога – 0,3%.

      С учетом всех факторов за свою жилплощадь Смирнова ежегодно должна платить по 588 рублей. Чтобы избежать начисления штрафных пеней, денежные средства необходимо вносить в бюджет не позднее 31 октября.

      Специалисты нашего сайта смогут оказать вам консультативную помощь на безвозмездной основе. Вообще если вы доверите представление своих интересов профессиональному юристу, то он не только соберет все необходимые документы, но и подготовит все требуемые заявления и представит ваши интересы в любой инстанции.

      • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
      • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

      Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Ссылка на основную публикацию