Вопрос по страховому случаю с автомобилем

Как обращаться в страховую после ДТП и возместить ущерб

ДТП случаются, это неприятно, дорого и хлопотно, и хорошо, если обошлось без травм и жертв, – для всего остального есть страховка. Поговорим о том, когда, кто и как должен обращаться к страховщику для возмещения ущерба.

Как получить деньги по ОСАГО? Нужно правильно заполнить протокол и извещение и отправить все за 5 дней

Когда наступает страховой случай

Страховым случаем называют автомобильную аварию, при которой водитель нанес урон своему и/или чужому авто, грузу, здоровью, жизни человека.

Страховой случай – это:

По ОСАГОПо каско
Вред, нанесенный владельцем полиса другим автомобилям, людям во время управления машинойВред, нанесенный вашему авто и здоровью/жизни результате ДТП, угона, стихийного бедствия (зависит от опций)

Если ваша вина доказана и у вас есть только ОСАГО, то чужой ремонт оплатит ваша страховая, а свой – вы сами. Бывает и так, что у виновного в ДТП нет ОСАГО, тогда компенсацию придется требовать через суд. Также обращение в суд потребуется, если убыток от аварии превышает 400 тысяч рублей.

  1. Петр выезжал задним ходом с парковки и не увидел авто, которое ехало по своей полосе – произошла авария. Петр обязан сообщить в свою страховую о случившемся, отправить документы. Потерпевший информирует свою компанию, ему выплатят компенсацию на ремонт.
  2. На трассе при движении во время поворота налево в машину Марии врезался автомобиль Сергея, который начал совершать обгон. Определить виновника ДТП в таком случае сложно, если нет камер или видеорегистраторов, такие случаи рассматривает суд. Если признана обоюдная вина водителей, они будут возмещать урон друг другу соразмерно степени вины каждого.
  3. При перестроении Инна задела чужую машину, но у нее нет «автогражданки». Потерпевший обращается в суд, Инна оплачивает ремонт автомобиля за свой счет, а также штрафы за нарушение ПДД и управление авто без полиса обязательного страхования.

Хотите поменять авто, присматриваете вторую машину для семьи или выбираете свой первый автомобиль? Совкомбанк предлагает выгодные условия автокредита! Подайте заявку онлайн прямо сейчас и обсудите величину взноса и другие детали с менеджером!

Куда обращаться по ОСАГО

Страховые компании разработали порядок обращения за компенсацией: потерпевшая сторона подает документы на оплату урона своему страховщику, и тот связывается со страховщиком виновника аварии. Эта процедура называется прямым возмещением ущерба.

По закону прямое возмещение возможно, если участники аварии застраховали гражданскую ответственность, пострадали только транспортные средства.

  1. после оформления аварии по европротоколу или вызова сотрудника ГИБДД вы собираете все документы и несете их своему страховщику;
  2. компания принимает документы, выдает подписанное свидетельство с описью принятых бумаг.

Сколько времени отводится на обращение

На обращение к страховщику отводится всего 5 дней. Если аварию оформили по европротоколу (виновник выявлен, разногласий нет, сумма убытков не превышает 100 тысяч рублей или до 400 тысяч при соблюдении дополнительных условий), водители заполняют два экземпляра извещения, отправляют их каждый своему агенту. Далее компания виновника рассматривает заявку, проводит дополнительный осмотр авто (при необходимости), определяет размер компенсации или оплачивает ремонт пострадавшего транспортного средства.

Порядок обращения и подачи заявления

Рассмотрим подробнее правила обращения к страхователю.

После ДТП оформите документы по европротоколу или вызовите инспектора ГИБДД.

Действия при европротоколе:

  • как можно тщательнее зафиксируйте аварию, повреждения обоих авто со всех ракурсов, их расположение;
  • на всякий случай попросите телефон у свидетелей происшествия;
  • после того, как схема составлена, видео сняты, авто можно убрать с дороги;
  • заполните и подпишите европротокол;
  • сообщите страховому агенту;
  • отправьте европротокол/извещение, справку из ГИБДД лично или по электронной почте;
  • дождитесь уведомления о получении.

Заполнить европротокол просто: в нем есть инструкции, вписать информацию нужно с обеих сторон бланка. Если есть протокол, то справка из ГИБДД не нужна.

В комплекте с полисом ОСАГО идет бланк извещения о происшествии с участием машины, в извещении отражаются обстоятельства аварии. Заполняют от руки обе стороны бланка, затем отправляют страховщику.

Действия при вызове ГИБДД:

  • не трогайте авто после остановки, не меняйте расположение предметов;
  • выставите аварийный треугольник, включите сигнал аварийной остановки;
  • вызовите инспектора ГИБДД;
  • на всякий случай зафиксируйте обстоятельства аварии на телефон;
  • найдите свидетелей, запишите их имена, телефоны;
  • составьте схему происшествия (самостоятельно, с помощью инспектора);
  • после этого можно убирать авто с дороги.
  • Вы виновник? Обратитесь в свою страховую.
  • Вы потерпевший? Обратитесь в свою страховую.

Список необходимых документов

Пакет документов для страховой компании включает извещение о ДТП (можно заполнить у страховщика), заявление о возмещении урона (подписывается в компании, предоставившей ОСАГО виновнику), а также справку о происшествии из автоинспекции с данными об аварии. Справка должна отражать информацию о:

  • месте аварии,
  • времени,
  • участниках,
  • повреждениях авто,
  • нарушении правил дорожного движения,
  • направлении на медосвидетельствование,
  • страховых всех участников,
  • номерах полисов.

Для того чтобы оформить возмещение за порчу имущества – другие машины, их грузы, ограждения, бордюры, рекламные щиты и др., нужно также обратиться в компанию, предоставившую ОСАГО. Также к ущербу имуществу относится ДТП с участием домашних животных.

Бумаги дополняют правом собственности на машину, заключением экспертизы и чеком о ее уплате, подтверждением факта эвакуации (опционально), подтверждением расходов на стоянку или охрану, возникших в результате аварии. Последние три нужны, если потерпевший требует компенсации дополнительных расходов.

READ
Нематериальные активы: что к ним относится?

Если в результате аварии есть пострадавшие – получившие ушибы, порезы, переломы, в том числе требующие продолжительного лечения, – потребуются следующие документы:

  • заключение врача из аккредитованного медицинского учреждения с диагнозом, описанием травм и повреждений, продолжительности больничного;
  • справка об инвалидности (при наличии);
  • информация о приезде скорой (если есть);
  • право на выплату;
  • российский паспорт или другое удостоверение личности;
  • данные счета для перевода компенсации.

Иногда недобросовестные страховщики могут направить потерпевшему письмо о недостатке того или иного акта, хотя должны прислать письменный отказ или перечислить деньги. Потребуется дополнительное время на рассмотрение повторной заявки. Компании рассчитывают, что кто-то из претендентов на страховые выплаты откажется от волокиты и долгого ожидания.

Но правильно будет приехать в компанию лично, привезти копии бумаг, сфотографировать их, взять расписку с перечислением полученных бумаг, заверенную подписью и печатью. Если разбирательство предстоит сложное, а сумму вы ожидаете большую, то обратитесь за сопровождением к юристам.

Срок рассмотрения

По закону страховая должна рассмотреть обращение пострадавшего в дорожном происшествии и весь пакет за 30 дней с момента получения. После этого страховщик либо оплачивает ремонт / переводит деньги, либо отказывает в письменной форме, либо просит соискателя направить дополнительные документы, предоставить авто на экспертизу.

В каком случае в выплате откажут

Договор со страховщиком включает пункты, при которых компания отказывает выплачивать средства на ремонт машины или лечение потерпевшего. Прежде чем подписывать договор даже по очень выгодной цене, внимательно прочтите все параграфы.

Важно: не покупайте страховку у малоизвестных компаний по неправдоподобно низкой цене. В нужный момент полис может оказаться недействительным. Всегда проверяйте подлинность на сайте РСА.

Почему страховая отказывает потерпевшему:

  • нарушены сроки подачи;
  • застрахованным авто управлял водитель, не вписанный в страховку;
  • ДТП произошло во время обучения, тест-драйва;
  • машина участвовала в гонках/соревнованиях, повреждена в результате заведомо опасного вождения;
  • урон нанесен в результате доказанных мошеннических действий;
  • полис недействителен (истек срок действия, организация, предоставившая его, не существует);
  • нет доказательств вины участников, никто не признает свою ответственность за происшествие;
  • неверное оформление;
  • владелец не предоставил ТС на экспертизу;
  • нет прав у одного из водителей;
  • виноватый в аварии был пьян или находился под воздействием наркотических веществ на момент происшествия.

Иногда компания задерживает перечисление средств на время, в других случаях отказ будет окончательным. Страховщик объясняет, на каком основании пришел отказ, как устранить ошибки в заявлении.

Если вы не согласны с решением компании, подавайте претензию директору учреждения. В претензии отметьте, что полис приобретен законно, срок действия не истек и компания обязана выплатить по нему компенсацию. Претензии рассматривают в срок до одной недели. Если реакции не последует, обращайтесь в суд.

Что, если у виновника аварии нет полиса ОСАГО

Закон запрещает использовать машину без полиса гражданской ответственности. Водитель, севший за руль без «автогражданки», будет оштрафован на 800 рублей. Если вы ездите без аварий, цена невысока, даже если вы 2-3 раза за год попадетесь на этом нарушении. Но если вы стали виновником ДТП, придется компенсировать ущерб из своего кармана: ремонт авто, лечение потерпевшего, если он оказался на больничном. Через суд пострадавший может добиться компенсации свыше 400 тысяч на ремонт, а также возмещение морального вреда.

Суд рассчитает размер компенсации без учета возраста авто – признанный виновным оплатит покупку деталей на замену по цене новых. Страховщики пользуются услугами партнеров – сервисов, поставщиков запчастей, стоимость ремонта для них обходится дешевле, чем ремонт в частном порядке.

Какие еще могут быть расходы у виновника дорожного столкновения без ОСАГО:

  • оплата независимой экспертизы;
  • стоимость услуг эвакуатора;
  • присмотр за авто на стоянке;
  • почтовые расходы;
  • моральный вред (от 1000 рублей за моральный вред без телесных повреждений).

Повреждения на своей машине водитель оплачивает за счет комплексной страховки, а если вы купили машину без каско, то за счет собственных средств.

Получение компенсации по «автогражданке» при правильном оформлении запроса проходит по стандартной схеме. Если возникают разногласия по размеру компенсации, пострадавший может обратиться в суд.

На какие уловки идут страховщики при урегулировании убытков

На какие уловки идут страховщики при урегулировании убытков

Только треть страхователей, по мнению самих страховщиков, доверяют им полностью. Остальные — нет. И чаще всего из-за проблем, с которыми пришлось сталкиваться в процессе урегулирования страховых случаев.

В прошлом году количество жалоб потребителей главному защитнику — финуполномоченному — сократилось до 180 тыс. со 187,4 тыс. в 2022 году. В лидерах традиционно ОСАГО — 161 тыс. обращений. В основном страхователи недовольны размером и сроками выплаты. С такими же жалобами они обращаются и в Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финуслуг Банка России.

Новая тенденция — в оба института потребители стали чаще жаловаться на страхование жизни и от несчастных случаев. Прежде всего из-за невозврата премии при досрочном завершении действия кредитного договора, из-за нарушения сроков выплаты или отказа в ней.

READ
Юрист по разделу имущества после развода в Киришах

Но есть и неожиданные ситуации.

А был ли офис?

В службе финуполномоченного обратили внимание на то, что у некоторых страховщиков есть «фейковые» офисы. «Изначально СК ведет себя клиентоориентированно, на сайте размещена информация об офисах по урегулированию убытков (это отделы, сведений о которых нет в ЕГРЮЛ), причем на сайте говорится, что этот же отдел принимает и претензии потребителей, — рассказала финуполномоченный в сфере страхования Светлана Максимова на конференции «Claims & Pays 2022. Урегулирование убытков». — Однако когда по этому адресу страхователь отправляет свое обращение, выясняется, что страховщик его не получил». Разгневанный потребитель пишет жалобу, а страховщик отвечает, что никакого обращения он в глаза не видел и этого офиса в ЕГРЮЛ у него нет, потому что это ни представительство, ни филиал. «Нам такая практика кажется недобросовестной, — продолжает она. — Если финорганизация на своем сайте написала, что по этому адресу она урегулирует убытки и принимает претензии, то не забрать с почты претензию, которая направлена именно по этому адресу, — это неправильно. Мы в этом случае считаем, что претензионный порядок был соблюден, и принимаем жалобы от страхователей».

Ответ в последний день

Любыми путями затягивать сроки урегулирования страховых случаев — это практика многих страховщиков. «Основные проблемы, которые мы видим в страховании от несчастных случаев (НС) и жизни, — это нарушение сроков, установленных правилами, и несвоевременное уведомление о перечне необходимых документов, — говорит заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Анна Карева. — Более того, ряд страховых компаний сознательно затягивают сроки — есть 30 дней на уведомление потребителя, и СК уведомляет его в последний день этого срока. И так каждый раз, пока не будет предоставлен весь пакет документов. В результате процесс урегулирования растягивается на долгие месяцы».

Не только со страхователями отношения затягиваются, но и с партнерами. Анна Карева приводит историю с выплатой в автостраховании, которую рассматривала служба. Автовладелец 2 ноября 2022 года попал в ДТП, 10 ноября обратился в страховую компанию, получил направление на ремонт и 25 ноября обратился на СТО. На этом этапе страховщик сработал оперативно. Но дальше начались проблемы — машина более полугода находилась на СТО, и все это время СК и СТО проводили уточнение возможности ремонта. Только к маю следующего года СТО выдала отказ от ремонта, поскольку у нее нет деталей для его проведения. Все это время автовладелец обращался и в СТО, и к страховщику, но последний по непонятным причинам не принимал никакого решения. «В сентябре 2022 года ситуация разрешилась выплатой после того, как автовладелец обратился в Банк России, — дополняет она. — И то не с первого раза, потому что страховая компания направила выплату почтовым переводом, что не предусмотрено законодательством. Более того, не сообщила об этом заявителю».

На ремонт в другой город

В каско финуполномоченный увидел две типовые ситуации. Первая — когда у страховщика нет договора с СТО, способной отремонтировать именно этот автомобиль, а в договоре со страхователем прописан обязательный ремонт. «Была ситуация со Skoda 2022 года, которая находилась еще на гарантии, — рассказывает финомбудсмен. — Когда договор каско заключался, страховщик сам прописал способ урегулирования убытков — ремонт на станции официального дилера. Произошел страховой случай, и он отказал в ремонте, предлагая взамен деньги, поскольку у него нет договора с официальным дилером. Ну извините, на момент заключения договора никто насильно не заставлял страховую компанию прописывать ремонт. На наш взгляд, это не просто недобросовестная практика, это безобразная ситуация».

Вторая порочная практика страховщиков — отправить автомобиль после аварии на ремонт за тридевять земель. В каско в отличие от ОСАГО нет ограничения на расстояние, на котором должна находиться ремонтная мастерская от места жительства автовладельца. Это развязывает страховщикам руки. «Договор каско с автовладельцем был заключен в городе Находка, произошло ДТП, а по договору способ урегулирования — только ремонт, — продолжает Светлана Максимова. — В итоге страховщик выдал автовладельцу направление на СТО во Владивосток — это 180 километров. А почему не в Москву? Человек логично был возмущен, требуя хотя бы обеспечить ему эвакуатор».

В Банке России к самым распространенным нарушениям со стороны страховщиков в автостраховании относят:

  • направление на ремонт после подписания страхователем согласия на увеличение его сроков и согласия на использование б/у комплектующих;
  • нарушение сроков проведения осмотра, оплата за него, несмотря на рекомендации ЦБ, и несвоевременное предоставление автовладельцу акта осмотра;
  • направление на ремонт на СТО, которая не готова отремонтировать авто;
  • нарушение сроков ремонта и отсутствие возможности выразить несогласие с увеличением его сроков.

Узнал о расторжении договора после ДТП

Еще одна порочная практика спровоцирована тем, что страховщики «забывают» сообщать страхователям о расторжении договора. Финомбудсмен рассматривал ситуацию, когда авто, застрахованное по ОСАГО, попало в ДТП и страховщик признал его полную гибель. Автовладельцу выплатили компенсацию за «погибший» автомобиль, то есть тоталь. «А после этого никаких действий со стороны страховщика не было, — рассказывает Максимова. — Автовладелец машину отремонтировал и продолжил эксплуатировать, то есть физической ее гибели не произошло. Спустя какое-то время авто опять попадает в аварию, и страховщик отказывает в выплате по ОСАГО на основании того, что договор был расторгнут ранее в связи с полной гибелью машины. Возможна ситуация, когда страховщик оценивает экономическую гибель авто как физическую и тут же после выплаты направляет документы о расторжении договора ОСАГО. Но в данном случае автовладелец узнал о расторжении договора ОСАГО только после того, как обратился за второй выплатой. Нам кажется, это совершенно неправомерная практика».

READ
Обязан ли покупатель выкупить товар на почте?

Кто должен оплатить допрасходы

Зачастую страховщики хотят получить от страхователей оригиналы документов или нотариально заверенные копии, присланные почтой. Непраздный вопрос для многих: кто должен оплачивать эти дополнительные расходы? По мнению финомбудсмена, это должны делать страховщики. «Такие расходы вызваны наступлением страхового случая и необходимы для реализации потерпевшим своего права на получение страховой выплаты, — говорит Максимова. — Мы полагаем, что почтовые расходы являются частью страховой выплаты и подлежат возмещению клиенту. Как и нотариальные расходы, которые вызваны необходимостью, то есть если доверенность выдана после наступления страхового случая, в ней указаны конкретная страховая компания и страховой случай, и доверенность использовалась».

А вот расходы на аварийного комиссара никто компенсировать не будет, потому что они не считаются необходимыми для урегулирования страхового события. «Мы не выявили ни одного случая, когда расходы на аваркомов были бы необходимы. Как заполнить извещение о ДТП, должен знать любой водитель. Помощь в урегулировании убытков тоже не является необходимой — это обязанность страховщика. А если ДТП оформлялось с участием сотрудников полиции, то они оформляют документы».

Мобильное приложение не пропустит страховой случай

Справедливости ради стоит сказать, что количество жалоб потребителей, по крайней мере объективных, где страховщики действительно нарушают права своих клиентов, сокращается. По словам Анны Каревой, это происходит благодаря тому, что за последнее время многие страховые компании сильно изменили свои бизнес-процессы, партнерские отношения и цифровые каналы. «У некоторых СК были проблемы, когда они своевременно выдают направление на ремонт, но не направляют его потерпевшему, — отмечает она. — Бывали ситуации, когда приняты документы и составлен акт о страховом случае, а направление не выдано или выплата не произведена. СК регламентировали свои бизнес-процессы, автоматизировали их. Для урегулирования отношений с СТО внедрили хорошие практики, например аукцион: при заявлении о страховом случае определяется, кто из СТО готов взять авто на ремонт, чтобы исключить случаи выдачи направлений на СТО, которая отказывается от ремонта. СК регламентировали свои отношения с СТО, прописав, в какие сроки СТО должна уведомлять СК и как. Еще одной мерой стал запуск осмотра авто в электронном виде. Ряд компаний принимают решение об убытке на основании электронных документов, не дожидаясь поступления бумажных».

Лидеры рынка сократили сроки урегулирования до 3—7 дней. Здорово помогли в этом мобильные приложения, которые позволяют не только купить полис (такие есть у большинства СК), а урегулировать страховой случай онлайн. Правда, пока такими могут похвастаться лишь с десяток страховщиков.

Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru

n nttt nttt ntt nt”,”content”:”tt

ntttu0412u044b u043du0435 u0430u0432u0442u043eu0440u0438u0437u043eu0432u0430u043du044b u043du0430 u0441u0430u0439u0442u0435.ntt ntt

Получить страховое возмещение без проблем: инструкция от Право.ru

Получить страховое возмещение без проблем: инструкция от Право.ru

Выплата страхового возмещения с учетом износа не лишает потерпевшего права требовать полного возмещения реальных расходов. Оно включает в себя не только фактически понесенные расходы, но и расходы в связи с восстановлением нарушенного права. Тут нужно ориентироваться на действительную стоимость машины, а не цену купли-продажи. Если при определении размера возмещения возникли вопросы, надо заказывать экспертную оценку и ссылаться на нее.

По данным Российского союза автостраховщиков, в 2019 году средняя выплата по ОСАГО в России составила 68 600 руб., общая сумма выплат по страховым случаям – 150,1 млрд руб., общая сумма премий – 220,2 млрд руб. Согласно Обзору ключевых показателей деятельности страховщиков, подготовленному Банком России, в 2019 году выплаты по ОСАГО выросли на 2,4%, по КАСКО – на 16,7%. Во-первых, это произошло за счет увеличения средних выплат – на 10 000 руб. за год. Во-вторых, благодаря росту числа урегулированных страховых случаев: доля отказов в перечислении страховых возмещений клиентам понизилась до 3,3%. Тем не менее, страхователи всё ещё сталкиваются с проблемами при получении денег.

Максимальный размер возмещения

Сложности с определением размера страхового возмещения возникли у Александра Киринова*, машина которого пострадала в ДТП по вине Игоря Разгулина*. Прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД УМВД России по Вологде отказались оформлять документы, сообщив, что достаточно европротокола. Ответственность виновного была застрахована в САО «ВСК», пострадавшего – в АО «СОГАЗ».

АО «СОГАЗ» выплатило Киринову 60 700 руб. Тогда он заказал экспертное заключение, согласно которому стоимость ремонта автомобиля без учёта износа составила 115 945 руб., а с учётом износа – 76 800 руб. Киринов направил в АО «СОГАЗ» претензию о доплате страхового возмещения в размере 16 100 руб., однако АО «СОГАЗ» в выплате отказало. Киринов обратился в суд.

READ
Алименты - проводки в бухучете

ИСТЕЦ: Игорь Разгулин*

ОТВЕТЧИК: Александр Киринов*, АО «СОГАЗ»

СУТЬ СПОРА: Потерпевший, который получил страховое возмещение в денежном эквиваленте с учетом износа, требовал полного возмещения реальных расходов

РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции

Вологодский городской суд Вологодской области назначил экспертизу в ФБУ «Волгоградская лаборатория судебной экспертизы Минюста», согласно которой стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца без учёта износа деталей составляет 112 288 руб., с учётом износа – 74 831 руб. Первая инстанция решила, что разницу в стоимости восстановительного ремонта с учётом износа и без него, не возмещённую страховой по ОСАГО, оплатит Разгулин. В итоге суд взыскал с АО «СОГАЗ» в пользу Киринова невыплаченную часть страхового возмещения в размере 14 131 руб., неустойку, штраф и судебные расходы, а с Разгулина – возмещение ущерба в размере 37 458 руб., а также судебные расходы пропорционально удовлетворённым требованиям.

Вологодский областной суд решил: Киринов добровольно выбрал вариант страхового возмещения в виде страховой выплаты с учётом износа запасных частей. Поэтому суд отменил ранее принятое решение в части взыскания денег с Разгулина (ст. 1072 ГК). Расходы на проведение экспертизы суд возложил на Киринова.

Разгулин обратился с жалобой в Верховный суд. Тот пришел к выводу: определённая без учёта износа стоимость ремонта автомобиля в размере 112 288 руб. превышает установленный максимальный размер страхового возмещения для оформления ДТП путем составления европротокола (ст. 11.1 Закона об ОСАГО). Если виновник не хочет доплачивать за ремонт, страховую сумму должен выплатить страховщик (подп. «д» п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО). Следовательно, страховое возмещение произведено на законном основании, решил ВС (п. 152 ст. 12 Закона об ОСАГО). Но апелляция перечисленные обстоятельства не учла и не поставила на обсуждение сторон. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд второй инстанции (№ 2-КГ19-8). Пока еще оно не рассмотрено.

Износ: учитывать или нет?

У автомобилистов часто возникают проблемы с учетом износа при определении размера ущерба. Так, Иван Шаблин* наехал на выбоину на проезжей части дороги, в результате чего у его автомобиля «Мерседес Бенц» 2005 года выпуска помялись два диска, две шины и передняя стойка амортизатора. Водитель сделал экспертизу в НОК ООО «ИРИС», которая определила – стоимость восстановительного ремонта поврежденной машины без учета износа составила 151 203 руб., а с учетом износа – 42 597 руб. Затем он обратился в суд, где потребовал взыскать 151 203 руб. ущерба, а также 5 000 руб. за проведение оценки с Управления городского хозяйства Калуги Именно оно обслуживает дорогу с ямой.

ИСТЕЦ: Иван Шаблин*

ОТВЕТЧИК: Управление городского хозяйства г. Калуга

СУТЬ СПОРА: Возмещение материального ущерба за повреждение машины из-за плохой дороги

РЕШЕНИЕ: Принятые акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции

Калужский районный суд Калужской области удовлетворил иск частично: взыскал с управления города 42 597 руб. причиненного ущерба, 5000 руб. расходов на проведение оценки и 1478 руб. госпошлины. Калужский областной суд подтвердил законность этого решения. Суды решили: Управление городского хозяйства действительно виновато в случившемся, поэтому оно должно возместить причиненный ущерб. При этом суды обратили внимание на год выпуска автомобиля и 233 996 км пробега и решили возместить ущерб с учетом износа, – “поскольку имеется более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений, для которого взысканная сумма достаточна”.

Водитель обжаловал принятые акты в ВС. Тот напомнил про свое же постановление, в котором сказано: в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные траты, но и расходы на восстановление нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК, п. 13 постановления Пленума ВС от 23 июня 2015 г. № 25). Если для устранения повреждений использовались или будут использованы новые материалы, расходы на такое устранение полностью включаются в состав реального ущерба, – даже если после этого стоимость имущества увеличится по сравнению с его прежней ценой. Между тем, суды не доказали, что существует иной более разумный и распространенный способ ремонта. Поэтому ВС отменил принятые акты и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (№ 85-КГ18-20). На сегодняшний день решения еще нет.

Оценка эксперта vs цена покупки

Цена купли-продажи автомобиля может вводить страховщиков в заблуждение. Такая ситуация произошла у Дмитрия Чередина*, который на своей машине столкнулся с автомобилем Игоря Иванова*. Его и признали виновником аварии. Ответственность нарушителя застрахована в АО «АльфаСтрахование», куда и обратился пострадавший. Страховщик провел экспертизу, согласно которой заявленные повреждения не могли быть причинены в этом ДТП. Поэтому в выплате он отказал. Тогда Чередин провел свою экспертизу, которая определила стоимость устранения повреждений в результате аварии в размере 247 700 руб., и передал ее вместе с претензией страховщику. Поскольку они остались без ответа, пришлось обратиться в суд.

ИСТЕЦ: Дмитрий Чередин*

ОТВЕТЧИК: АО «АльфаСтрахование»

СУТЬ СПОРА: О взыскании страхового возмещения, компенсации морального вреда и штрафа

READ
Можно ли продлить временную регистрацию?

РЕШЕНИЕ: Апелляционное определение отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд второй инстанции

Каменский районный суд Ростовской области назначил автотехническую экспертизу, производство которой поручил ООО «Центр судебных экспертиз по Южному округу». Согласно заключению экспертов, повреждения автомобиля Чередина образовались из-за ДТП, сумма их устранения с учётом износа составила 252 000 руб. Поэтому суд взыскал с АО «АльфаСтрахование» в пользу Чередина 252 000 руб. страхового возмещения, 4000 руб. морального вреда и 126 000 руб. штрафа.

Ростовский областной суд установил, что цена авто Чередина по договору купли-продажи, заключенному за несколько дней до ДТП, составляет 200 000 руб. По мнению суда, размер страхового возмещения не должен превышать эту сумму. Поэтому апелляция отменила вынесенное решение и приняла новое, которым взыскала с АО «АльфаСтрахование» в пользу Чередина страховое возмещение в размере 200 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал. Апелляция решила: возмещение вреда должно обеспечивать восстановление нарушенного права, но не приводить к неосновательному обогащению. Отказывая в компенсации морального вреда и штрафа, Ростовский облсуд сослался на злоупотребление правом.

ВС напомнил: в отличие от действительной стоимости авто на день наступления страхового случая, цена договора купли-продажи – это согласованная сторонами денежная сумма, которую покупатель обязан уплатить продавцу (п. 1 ст. 454 ГК). С учётом свободы договора и различных мотивов продажи авто цена такого соглашения может не соответствовать реальной стоимости машины. В деле есть два экспертных заключения о сумме восстановительного ремонта с учётом износа на дату страхового случая, причём оба эксперта указали размер ущерба в пределах статистической погрешности – 247 700 руб. и 252 000 руб.

Выводов о нецелесообразности ремонта либо о том, что его стоимость превышает цену неповреждённого автомобиля на момент ДТП, эксперты не сделали. По мнению ВС, если у апелляции возникли сомнения, нужно назначить экспертизу. ВС также усмотрел противоречие между выводами об удовлетворении требований истца и выводами о его недобросовестности. Выходит, апелляция признала факт нарушения страховщиком своего обязательства и обоснованность исковых требований, но отказала во взыскании компенсации морального вреда и штрафа. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение обратно в Ростовский облсуд (№ 41-КГ19-42). Пока еще дело не рассмотрено.

Резюме от экспертов

При определении размера возмещения важно, чтобы ущерб потерпевшего был полностью компенсирован. Член Адвокатской палаты Москвы Александр Иноядов заявил: выплаченное страховое возмещение не исключает обязанности по возмещению ущерба со стороны причинителя вреда в части, превышающей ответственность страховщика. Это допускается и в случае, когда восстановительный ремонт невозможен. Страховое возмещение в виде выплаты осуществляется с учётом износа, что не лишает потерпевшего права требовать полного возмещения убытков с причинителя вреда. Старший юрист ЮБ Падва и Эпштейн Падва и Эпштейн Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство × Евгений Богелюс сообщил, что законность такого подхода уже неоднократно подтверждал Конституционный суд (№ 6-П, № 6-П, № 716-О, № 1838-О).

С одной стороны, должно быть полностью восстановлено положение потерпевшего, в котором он находился до причинения вреда. С другой, потерпевший не должен в результате возмещения вреда неосновательно обогатиться.

Ольга Бенедская, советник КА Муранов, Черняков и партнеры Муранов, Черняков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) ×

Если цена купли-продажи автомобиля не соответствует действительной стоимости машины, с определением размера возмещения могут возникнуть проблемы. Старший юрист ЮФ Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Уголовное право группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 1 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 5 место По выручке Профайл компании × Ярослав Шицле напомнил: еще в 2017 году ВС разъяснял, что под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная цена, которая определяется на момент возникновения страхового случая. В том же деле указывалось на недопустимость определения рыночной стоимости на основе цены в договоре купли-продажи (№ 4-КГ17-4).

При этом размер действительной стоимости имущества важен в случае его полной гибели. Партнер Независимой юргруппы Стрижак и партнеры Стрижак и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) Профайл компании × Виктория Лоскутова заявила: “Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков в случае полной гибели имущества потерпевшего определяется в размере его действительной стоимости на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков с учетом их износа (п. 42 Постановления ВС от 26 декабря 2017 года № 58)”. “Аналогичные положения содержатся и в Методике определения размера расходов на восстановительный ремонт, принятой в сентябре 2014 года”, – подтвердил Шицле.

“Страховые компании нужно последовательно и строго привлекать к ответственности за неисполнение законных требований потребителей. Только согласованная и единообразная практика судов может свети к минимуму споры о взыскании страхового возмещения”, – считает партнер АБ DS Law DS Law Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Семейное и наследственное право группа Цифровая экономика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) × Мария Калинина. По ее мнению, когда страховщики будут понимать, что необоснованный отказ в выплате неизбежно повлечет для них значительный штраф, они начнут чаще выплачивать потребителю деньги в досудебном порядке.

READ
ДТП во дворе дома виновник скрылся

Деньги или ремонт по ОСАГО – что выбрать?

Вопрос выбора варианта компенсации по ОСАГО – деньги или ремонт – актуален для любого автовладельца, попавшего в ДТП в качестве пострадавшей стороны. Действующее законодательство, в частности, базовый закон по этой теме №40-ФЗ, предоставляет право определить подходящую схему взаимодействия со страхователем автостраховщику. Такое положение сложно назвать справедливым по отношению к водителям, но оно остается неизменным в течение последних нескольких лет.

  1. Последние изменения в законодательстве
  2. В каких случаях машина потерпевшего отправляется на ремонт?
  3. Можно ли выбрать СТО самостоятельно?
  4. Если машина на гарантии
  5. Сроки и гарантия на ремонт
  6. Действия в случае некачественного ремонта
  7. Как добиться получения денежной выплаты?
  8. Ответы на вопросы
    1. Кто выбирает форму страховой компенсации?
    2. В течение какого срока восстановительный ремонт должен быть завершен?
    3. Какая неустойка полагается за превышение нормативных сроков ремонта по ОСАГО?

    Последние изменения в законодательстве

    Впервые возможность выполнить ремонт вместо выплаты по ОСАГО появилась в 2017 году. Последующие неоднократные изменения, которые вносились в тест №40-ФЗ, сохраняли подобное положение. При этом производились незначительные корректировки, не носящие принципиально важный характер.

    Сказанное в полной мере касается всех ФЗ, которые были приняты в части обязательного автострахования после 2017 года.

    В каких случаях машина потерпевшего отправляется на ремонт?

    Ответ на вынесенный в подзаголовок вопрос зависит от выгоды конкретной страховой компании. Для большей части автостраховщиков ремонт пострадавшей машины сопровождается заметно меньшими расходами, чем выплата денежной компенсации. Тем более – с учетом выстроенных отношений с многочисленными автосервисами, также крайне заинтересованными в сотрудничестве со страховыми компаниями и потому готовыми идти на серьезные преференции по отношению к ним.

    Стоит ли удивляться тому, что дилемма: ремонт или выплата по ОСАГО – очень часто решается автостраховщиком в пользу первого варианта. Особенно в том случае, если речь идет об относительно новой машине. Напротив, для старого автомобиля выплата вместо ремонта по ОСАГО нередко оказывается выгоднее для страховой компании.

    Аналогичная ситуация возникает, если речь идет о серьезных повреждениях, устранить которые за месяц нереально. В этом случае за каждый день превышения 30-дневного срока с автостраховщика взыскивается неустойка в размере 0,5%. В результате может накопиться весьма серьезная сумма, а потому проще и выгоднее выплатить деньги вместо ремонта по ОСАГО.

    Применительно к страхователю выгода каждого из возможных вариантов также определяется индивидуально. Особое значение приобретает профессионализм сотрудников автостраховщика, выбирающих СТО для заключения договора. Это становится еще одним аргументом в пользу того, что к выбору страховой компании для дальнейшего сотрудничества в области ОСАГО следует подходит очень ответственно.

    Можно ли выбрать СТО самостоятельно?

    Восстановительный ремонт пострадавшей в ДТП машины в рамках обязательного автострахования производится исключительно в автосервисах, аккредитованных страховой компанией и имеющих соответствующий персонал, оборудование и разрешительную документацию. Страхователю предоставляется возможность выбрать СТО из предложенного автостраховщиком списка. Самостоятельно предложить автосервис для проведения ремонта он не имеет права.

    Если машина на гарантии

    Гарантийные обязательства производителя транспортного средства несколько расширяют возможности страхователя. В этом случае имеет смысл обратиться за ремонтом к официальному дилеру, что наверняка устроит и страховую компанию, если она имеет с ним договор. Такой подход выгоден всем участникам сделки обязательного автострахования. Автовладелец получает качественный ремонт, а страховщик минимизирует расходы на выплату страховой компенсации.

    Сроки и гарантия на ремонт

    Восстановительный ремонт транспортного средства происходит в течение 30 дней после согласования всех условий и передачи машины в автосервис.

    На выполнение работы предоставляется гарантия сроком не менее полугода, а в некоторых случаях – до года.

    Действия в случае некачественного ремонта

    Далеко не всегда восстановительный ремонт выполняется качественно. В этом случае страхователю не остается ничего иного, как воспользоваться одним из следующих способов защиты собственных прав:

    • направление претензии в адрес страховой компании (но не СТО);
    • подача жалобы в РСА или Центробанк;
    • обращение с исковым заявлением, подкрепленным результатами независимой экспертизы, в судебные органы.

    Важным юридическим нюансом выступает возможность подать иск не только об исправлении некачественно выполненных работ, но и по ряду дополнительных оснований. К их числу относится взыскание неустойки, понесенных судебных расходов и компенсации за полученный моральный ущерб.

    Как добиться получения денежной выплаты?

    Действующее законодательство четко регламентирует перечень ситуаций, когда речь идет исключительно о денежной компенсации. В его состав входят:

    • невозможность восстановления авто;
    • летальный исход при ДТП или причинение пострадавшему тяжкого вреда;
    • инвалидность потерпевшего, который нуждается в специальном авто из-за медицинских показаний;
    • превышение величины ущерба размера максимальной выплаты по ОСАГО (400 тыс. руб.);
    • обоюдная вина обоих участников ДТП;
    • наличие соглашения со страховой компанией о необходимости денежной выплаты.

    Ответы на вопросы

    Кто выбирает форму страховой компенсации?

    Право выбора по состоянию на сегодня предоставляется страховой компании. О планах законодателей изменить такую ситуацию ничего не известно.

    В течение какого срока восстановительный ремонт должен быть завершен?

    Положения №40-ФЗ четко указывают максимальную продолжительность ремонта по ОСАГО, которая составляет ровно 30 дней.

    Какая неустойка полагается за превышение нормативных сроков ремонта по ОСАГО?

    Если ремонт не закончен в течение 30 дней, со страховой компании взыскивается неустойка в размере 0,5% от стоимости восстановительного ремонта.

    Подведем итоги

    Начиная с 2017 года, автостраховщики получили право выбирать форму страховой компенсации по ОСАГО между денежной выплатой и восстановительным ремонтом транспортного средства, пострадавшего в ДТП. Основным критерием выбора становится выгодность для компании. Интересы страхователя учитываются редко, а потому для него крайне важно знать правила проведения подобного ремонта, нормативные сроки и случаи, когда денежная компенсация является единственным вариантом страхового возмещения.

    Ремонт или деньги по ОСАГО – что лучше?

    Практически каждый автолюбитель сталкивался с ситуацией, когда сотрудничество со страховой компанией неизбежно. Совсем недавно владельцы транспортных средств получили возможность при обращении к страховщику выбирать между материальным возмещением автогражданки и осуществлением восстановительного ремонта застрахованной машины в автосервисе. Поэтому вполне закономерен вопрос: «Что лучше: ремонт по ОСАГО или деньги?».

    Законодательные аспекты

    Право выбора было законодательно закреплено за автовладельцами еще в 2014 году – тогда в Закон об ОСАГО (№ 40-ФЗ) были внесены соответствующие коррективы. Страховой полис с учетом нововведений можно было приобрести с 1 сентября 2014 года.

    Информацию о вариантах возмещения убытков Вы найдете в ст. 12 Закона об ОСАГО. В пункте первом говорится следующее:

    • Потерпевшая сторона имеет право требовать у страховой компании возмещения причиненного вреда в форме страховых выплат или прямого покрытия ущерба.
    • Прямое покрытие ущерба предусматривает возмещение убытка посредством организации и оплаты ремонта транспортного средства (п. 15). Что это значит? Страховщик нанимает подрядчика – СТО – для выполнения работ и оплачивает их стоимость. Обратите внимание на то, что страховая компания сотрудничает только с теми станциями техобслуживания, с которыми она подписала соответствующий договор.

    Летом 2017 года в Москве был разработан законопроект «Ремонт вместо выплат», который предполагает полный отказ от страхового возмещения в материальной форме. Считается, что законопроект позволит ужесточить ответственность страховщиков за ненадлежащее восстановление автомобиля и минимизирует случаи мошенничества с компенсациями по ОСАГО.

    Ремонт авто по ОСАГО

    Страховые ремонтные работы осуществляются при условии, что восстановление авто еще возможно, то есть гибель транспортного средства не наступила. В противном случае машина отправляется на утилизацию, а потерпевшая сторона может получить денежные выплаты.

    Как это происходит?

    При наступлении страхового случая представитель страховой компании осматривает автомобиль, а после завершения экспертизы выдает владельцу машины направление на ремонт.

    Сколько стоит ремонт?

    Расчет стоимости ремонта осуществляется страховщиком по методике Центробанка – и здесь есть свои нюансы. Например, стоимость запчастей покрывается, как правило, не на основании чеков из специализированных магазинов, а на основании среднестатистических данных. То же самое касается и оплаты работы мастеров автосервиса. Это значит, что если страховые выплаты не покроют расходы техцентра по приведению авто клиента в должное состояние (максимальная сумма выплат по ОСАГО не превышает 400 тысяч рублей), то разницу ему придется доплатить.

    Сроки ремонта

    Предполагается, что работы должны быть произведены в течение 30 рабочих дней. Точка отсчета – момент передачи машины в мастерскую. Срок может быть увеличен только в том случае, если это предусмотрено технологией выполнения ремонтных работ и потерпевшая сторона не предъявляет претензий. В противном случае страховщику придется выплатить страхователю неустойку.

    Достоинства страхового ремонта

    К основным достоинствам ремонта по ОСАГО относят:

    • Отсутствие хлопот по поводу поиска и выбора СТО. Автовладелец передает специалистам автосервиса поврежденный автомобиль, а забирает восстановленный.
    • Отсутствие тяжб между страхователем и страховой компанией по вопросам размеров денежной компенсации.
    • Гарантия качества. Технический подрядчик отвечает за соответствие проводимых манипуляций стандартам и за качество произведенных работ. Гарантия на кузовные работы составляет 1 год. Подрядчик может использовать только новые детали к авто, запчасти б/у ставятся только в том случае, если страховщик дал свое согласие, заключив с СТО соответствующий договор.
    • Оперативность. Как правило, все работы осуществляются быстро, поскольку ни СТО, ни страховщик не заинтересованы в затягивании сроков.

    На данный момент процесс реформации не завершен, следовательно, не все аспекты вопроса тщательно проработаны. Поэтому специалисты рекомендуют выбирать страховое восстановление машины в том случае, если в ДТП был поврежден только кузов автомобиля, а в перечне СТО, предложенном страховщиком, представлены техцентры с хорошей репутацией.

    Недостатки ремонта по ОСАГО

    • Невозможно самостоятельно выбрать СТО. Страховщик предложит Вам список станций техобслуживания, с которыми он сотрудничает. Чтобы не ошибиться, Вам придется провести серьезную подготовительную работу – изучить отзывы о техцентрах, рейтинги мастеров и др. Если в перечне есть автосервис официального дилера, смело выбирайте его (особенно, если авто находится на гарантии).
    • Невозможно получить деньги на руки и распоряжаться ими по своему усмотрению.
    • Отсутствие контроля со стороны страхователя. Проверку Вы сможете осуществить только после завершения ремонта.
    • Нежелание страховой компании оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому нередко на СТО используются дешевые запчасти.

    Можно ли предъявить претензии после страхового ремонта?

    Если Вы отдали автомобиль на ремонт, а мастерская не выполнила работу вовсе или сделала ее некачественно, Вы можете направить претензию в страховую компанию и потребовать устранить недочеты. Если это невозможно осуществить, стоит снова обратиться к страховщику, чтобы получить компенсацию, и затем направляться в суд.

    Какие документы Вам потребуются?

    При обращении в страховую компанию с целью получения денег по ОСАГО или осуществления страхового ремонта Вы должны иметь при себе пакет следующих документов:

    • Заявление на страховое возмещение или ремонт;
    • Извещение о дорожно-транспортном происшествии;
    • Справка о ДТП;
    • Копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если эти документы были предоставлены Вам в ГИБДД;
    • Копии ПТС, полиса ОСАГО, свидетельства о регистрации авто, доверенности на управление;
    • Копия паспорта;
    • Отчет об оценке ущерба;
    • Акт приема-передачи;
    • Квитанция об оплате услуг по оценке ущерба авто.

    Что же все-таки выбрать?

    Учитывая неурегулированность многих вопросов страхового ремонта, большинство автовладельцев выбирает денежные выплаты по ОСАГО. Такой вариант обладает несколькими преимуществами:

    • Возможность получить средства на руки и самостоятельно заняться ремонтом транспортного средства.
    • Право выбора СТО. Вы можете легко обратиться в тот техцентр, специалисты которого Вам уже неоднократно оказывали услуги.
    • Возможность контролировать ход выполнения работ.

    К недостаткам получения денежной компенсации относят лишь то, что Вам самим придется заниматься всеми вопросами.

    Мнения автолюбителей на этот счет разнятся. Кто-то имел опыт страхового ремонта и остался доволен, а кто-то разочарован некачественным выполнением работ и пожалел, что не получил материальное возмещение.

    Обращение за выплатой по ОСАГО после ДТП

    Если автомобилист стал участником дорожно-транспортного происшествия, ущерб получил он сам, пассажиры, находившиеся в салоне или сам автомобиль, неизбежно возникает вопрос о получении страховой выплаты. При этом многим хочется заранее знать, каков будет её размер и что следует предпринять, чтобы получить максимальную компенсацию.

    Рассмотрим, каким должно быть обращение в страховую после ДТП, в какие сроки потребуется подать документы и как выглядит их список. Отдельно рассмотрим, на каком основании вам могут отказаться выплачивать компенсацию, и что в этом случае следует делать. В конце дадим несколько полезных советов, которые помогут вам получить максимальную выплату и отстоять свои права в случае необходимости.

    Когда следует требовать страховую выплату

    На сегодняшний день существует множество ситуаций, которые относятся к страховым, а это значит, что клиент может получить компенсацию от СК, у которой он купил полис. Рассмотрим простой пример, когда обращение в ОСАГО после ДТП будет правомерным.

    Вы остановились на красный сигнал светофора, и в этот момент в ваш автомобиль въехало другое транспортное средство. В этом случае следует выяснить, как настроен решить ситуацию виновник инцидента. Если он настроен миролюбиво и готов признать свою вину, а ущерб, по предварительной оценке, не превышает ста тысяч рублей, вы можете оформить европротокол. Если найти общий язык с виновником аварии не удаётся, то следует вызвать сотрудников ГИБДД. Водитель, который спровоцировал аварию, при этом не имеет права покидать место происшествия. Если он оставляет вас ждать представителей правоохранительных органов в одиночестве, сфотографируйте или хотя бы просто запишите госномер его автомобиля. Впоследствии за оставление места аварии виновника могут привлечь к административной ответственности вплоть до заключения под стражу на 15 суток.

    После регистрации инцидента вы можете требовать страховую выплату от компании, у которой вы приобрели полис ОСАГО.

    Сроки получения выплаты

    В течение пяти дней после аварии водитель может собрать документы и обратиться за выплатой положенного страхового возмещения. В свою очередь, у СК есть 20 дней на то, чтобы рассмотреть заявление клиента. Если страховщик не укладывается в этот срок, автомобилист может требовать оплату неустойки за каждый день просрочки в размере одного процента от суммы компенсации. Но может возникнуть ситуация, когда компания откажет в страховом покрытии. Тогда и штраф за просрочку, и саму компенсацию придется требовать через суд. При этом если вы получили отказ в выплате страховки несвоевременно, учитывая срок обращения, по истечении периода в 20 дней за каждые последующие сутки положена неустойка в размере 0,5 процента от суммы.

    Страховая компания может перечислить на счёт автомобилиста положенную сумму либо направить повреждённое транспортное средство для восстановления в один из автосервисов, с которым она сотрудничает. При этом клиент вовсе не обязан соглашаться с условиями СК. Если что-то его не устраивает, водитель имеет право выбрать ремонтную фирму самостоятельно или потребовать страховую выплату в денежном эквиваленте. Многие эксперты советуют получить компенсацию напрямую — по их мнению, это гораздо выгоднее, т. к. даёт возможность проконтролировать весь ход восстановительных работ и быть уверенным в том, что средства потрачены должным образом. Ремонт, который проводит сервис, сотрудничающий с СК зачастую бывает быстрым и не вполне качественным. При этом доказать, что уровень выполненных работ не вполне соответствует их стоимости, будет достаточно трудно.

    Если страховая компания настойчиво предлагает ремонт, вы можете отказаться и выбрать сервис самостоятельно. Второй вариант — требовать денежной выплаты, которой сможете воспользоваться для проведения восстановительных работ.

    • характера и степени повреждений, полученных в результате аварии;
    • рыночной цены транспортного средства и пр.

    В связи с этим рассчитывать на максимальную сумму можно далеко не всегда.

    Какие потребуются документы

    • копию паспорта того водителя, который спровоцировал аварию;
    • ксерокопию водительского удостоверения;;
    • заявление, которое следует заполнить в соответствии с образцом страховой компании (его можно получить в офисе СК или скачать на её официальном сайте);
    • свидетельство от ГИБДД, что обстоятельств, требующих возбуждения уголовного дела, не было;
    • протокол о том, что по факту аварии оформлено административное правонарушение;
    • справка из Госавтоинспекции или заполненный и подписанный обеими сторонами европротокол;
    • техпаспорт.

    Если все бумаги оформлены правильно и поданы точно в срок, автомобилист может рассчитывать на прямое или опосредованное получение страховой выплаты.

    Что делать, если нет видеорегистратора

    В случае дорожно-транспортного происшествия многие вопросы поможет снять видеорегистратор. На сегодняшний день практически каждый автомобиль оснащен этим полезным устройством. Наличие видеорегистратора позволяет записать всё происходящее на дороге и точно доказать свою невиновность в дорожно-транспортном происшествии. Но что делать, если нет видеорегистратора? В этом случае при возникновении спорной ситуации, возможно, придётся обратиться за помощью следовавших рядом с вами автомобилистов. Но в этом случае стоит вовремя сориентироваться, чтобы хотя бы получить контактные данные водителей, чей регистратор мог зафиксировать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Если ни у вас, ни у второго участника аварии нет фиксирующего устройства и вам не удалось попросить ни у кого из водителей прислать вам запись инцидента, не стоит отчаиваться. На участке, где случилась авария, вполне могут быть установлены камеры слежения. В этом случае нужно сделать запрос у оператора фрагмента записи с моментом аварии. Сделать это самостоятельно не получится, требуется содействие инспектора. Полицейский запрос могут сделать сотрудники ГИБДД, прибывшие на место.

    Когда можно зафиксировать ДТП без привлечения полиции

    • участниками аварии стали два водителя, пострадали только два транспортных средства;
    • ущерб причинен только автомобилю, при этом никто не погиб, не получил травм, не пострадало остальное имущество автомобилистов и пассажиров;
    • у участников происшествия нет разногласий в плане оценки повреждений, которые получили транспортные средства, нет противоречий относительно того, кто стал виновником аварии;
    • каждому автомобилю требуется ремонт на сумму не более ста тысяч рублей (а значит, размер страхового покрытия не превысит этих значений).

    Важно! Протокол следует заполнять только в том случае, если вы убедились, что у второго участника дорожно-транспортного происшествия действительный страховой полис. Проверить его вы можете по серии и номеру на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. Если такой возможности нет, лучше привлечь к оформлению аварии сотрудников ГИБДД.

    Когда оба участника аварии заполнят и подпишут извещения, каждому из них нужно обратиться в свою страховую компанию (где был приобретен полис ОСАГО). Обращение в страховую после ДТП в обязательном порядке предполагает сбор положенных по закону документов. Если это условие не выполнить и оформить хотя бы одну справку неправильно (или если она не будет предоставлена), страховая компания просто откажет вам в выплате компенсации.

    оформление европротокола по ОСАГО при ДТП

    Если вы и второй участник аварии не пришли к общему решению, необходимо привлечь полицию, чтобы зарегистрировать дорожно-транспортное происшествие. Только сотрудники автоинспекции в этом случае смогут установить, кто был виновником инцидента. Европротокол, таким образом, заполнять не придётся, а ситуация будет решаться стандартным способом. На это уйдет больше времени, но только так можно рассчитывать на справедливое решение и получение компенсации.

    Что лучше — европротокол или часы, потраченные на оформление ДТП?

    Если авария незначительная и в ней только два участника, ущерб нанесён только транспортным средствам водителей, есть возможность не тратить время на ожидание сотрудников ГИБДД и стандартное оформление дорожно-транспортного происшествия.

    При обоюдном согласии участников аварии возможно оформление европротокола. Необходимо будет заполнить бланк извещения с указанием обстоятельств инцидента, характера повреждения ТС. После того как документ подписан обеими сторонами инцидента, можно убрать авто с проезжей части, чтобы не мешать движению.

    • 112 — номер МЧС;
    • 102 — номер Полиции.

    Когда следует обратиться в суд

    Если размер страховой выплаты вас не устраивает и вы уверены в том, что можете получить значительно большую компенсацию, лучший способ добиться справедливости — обратиться в суд. Только в этом случае вы сможете добиться своего и обязать страховую компанию компенсировать настоящий размер ущерба. Несмотря на то, что судебное разбирательство потребует определённых денежных издержек, в случае вашего выигрыша СК обязана будет не только возместить понесённые в результате ДТП убытки, но и покрыть остальные затраты. Речь идёт в том числе и об оплате услуг адвоката, независимой экспертизы, чья оценка не совпала с результатами специалистов самой страховой компании. Главное в этой ситуации — чтобы суд принял справедливое решение, учитывающее интересы потерпевшей стороны.

    В случае задержки с выплатой компенсации со страховщика вы можете взыскать неустойку — её размер равен 1% от величины покрытия за каждые сутки просрочки. В результате автомобилист может получить сумму со значительной переплатой.

    Что делать, если СК отказалась от выплат

    Нередко возникают ситуации, когда страховщик отказывается удовлетворить требования клиента. Основание для этого может быть как законным, так и неправомерным.

    1. Решить вопрос в досудебном порядке. Составьте претензию на имя руководства СК. В заявлении нужно указать, что у вас оформлен полис ОСАГО и он действителен в момент обращения. Страховая компания обязана рассмотреть заявку в течение пяти-семи рабочих дней. Претензию следует составить в двух экземплярах. Если вас не удовлетворит ответ страховщика, то второй документ (обязательно заверенный сотрудником СК) нужно приложить к исковому заявлению, если дело дойдет до суда.
    2. Дождаться ответа. Если решение страховой компании по вашему вопросу принято отрицательное или ответ просрочен, следует решать вопрос в юридической плоскости. СК обязана предоставить письменный отказ с обоснованием своей позиции. Этот документ впоследствии вы сможете предъявить в суде. Если страховщик не хочет найти компромисс и прийти ко взаимному согласию с клиентом, необходимо сделать следующий шаг.
    3. Обратиться в суд. К заявлению приложите экземпляр претензии, направленной к страховщику. На документе обязательно должна стоять печать компании, подпись того менеджера, который принял у вас бумагу.

    Если ущерб не превышает 50 тысяч рублей, заявление будет рассматривать мировой судья. Если требуется компенсация, которая превышает эту сумму, дело будет рассматривать районный суд. В этом случае нужно уточнить юридический адрес страховой компании, у которой вы купили полис. Это необходимо в связи с тем, что обратиться необходимо будет в районный суд по месту регистрации ответчика (в данном случае – СК). Помимо искового заявления потребуется предоставить ещё и определённый пакет документов.

    Какие бумаги потребуются для обращения в суд

    • копия полиса и договора со страховщиком;
    • письменный отказ страховщика от выплаты компенсации;
    • протокол с места аварии (это может быть европротокол или документ, оформленный сотрудниками ГИБДД);
    • результат экспертизы с оценкой ущерба в денежном эквиваленте;
    • квитанция об оплате государственной пошлины перед обращением в суд;
    • подробное описание аварии с указанием причины инцидента и основания отказа страховщика от выплаты компенсации;
    • исковое заявление, заполненное по образцу (его вы можете найти в любом отделении суда по месту жительства).

    После этого будет запущено разбирательство. Если решение будет в пользу автомобилиста, СК обяжут выплатить страховое покрытие в объеме, который определит суд.

    Несколько полезных советов

    1. До выплаты компенсации не следует тратить средства на ремонт автомобиля. После ДТП может возникнуть необходимость делать повторную экспертизу, а если её результаты вас не устроят — обращаться в суд. Если вы восстановите автомобиль до этого момента самостоятельно, добиться справедливости будет практически невозможно.
    2. Если вам выплатили страховое возмещение в полном объёме, но его размер вас не устроил, вы можете подать в суд исковое заявление и потребовать от виновника аварии покрыть разницу между нанесённым ущербом и размером компенсации за счёт собственных средств. При этом важно доказать, что страховое покрытие не соответствует затратам на восстановление авто до того состояния, которое было перед аварией.
    3. Вы можете отказаться от оценки, которую проводит соответствующий отдел СК, выдавшей полис, и самостоятельно обратиться в независимую экспертизу. Если результаты будут сильно различаться, вы сможете решить вопрос через суд в свою пользу. Провести независимую экспертизу вы можете и параллельно с оценкой страховой компанией. В этом случае у вас будет доказательство реальной величины ущерба и того, какой должна быть компенсация.
    4. Страховая компания не имеет права требовать от вас подачи заявления на получение выплаты после ДТП в течение суток или двух-трёх дней после аварии. Выполнять такие требования вы не обязаны. По закону срок обращения по ОСАГО составляет пять рабочих дней. В течение этого времени вы можете собрать необходимые документы и подготовить заявление.
    5. Каждый документ, который вы прикладываете к заявлению в страховую компанию, нужно продублировать. В случае каких-либо противоречий они могут стать доказательством во время судебных разбирательств.
    6. Если страховщик отказывается от выполнения обязательств и затягивает выплату компенсации в течение 20 дней с момента подачи заявления, требуйте неустойку за каждый просроченный день. Размер такой компенсации может существенно превысить первоначальное значение. Её сумма составит 1% за каждые сутки просрочки, учитывая срок обращения.
    7. Перед оформлением аварии без привлечения сотрудников ГИБДД убедитесь в том, что полис другого водителя действителен. Это будет легко сделать, если у вас есть доступ к сети интернет. Если вы не можете зайти на сайт РСА и вбить серию и номер чужого полиса, лучше оформить аварию вместе с сотрудниками автоинспекции.

    Чтобы избежать проблем при получении страховой выплаты, лучше всего оформить полис у проверенной и надёжной СК, которая дорожит своей репутацией на рынке. Стоимость ОСАГО у такой компании может быть выше. Но при наступлении страхового случая не должно возникнуть проблем с компенсацией.

Ссылка на основную публикацию