Как работает программа утилизации грузовых автомобилей в 2019 году
Государственная программа утилизации к великой радости производителей и потребителей уже пятый год подряд распространяется и на грузовые автомобили. Утилизация грузовиков предполагает прогрессивную скидку, размер которой напрямую связан с тоннажем сдаваемого транспортного средства. Программа утилизации грузовых автомобилей, которая может быть продолжена в 2019 году, имеет целью не только увеличение продаж отечественных машин: бюджет страны получит дополнительные средства, хозяева старых автомобилей избавятся от дорогостоящих ремонтов и простоев, а воздух в городах станет чище.
Как сдать грузовик в утиль
Под действие программы подпадают машины, произведенные или собранные исключительно в Российской Федерации. Предполагается, что проект поднимет производство и нивелирует последствия затянувшейся стагнации автопрома.
Способы утилизации
В госпрограмму грузовики попали в 2014 году. С тех пор этой категории ТС касаются все без исключения ее положения. На официальном сайте программы утилизации указано, что, если она будет продолжена, то никаких отличий для грузовых автомобилей в 2019 не предусмотрено.
Таким образом, имеется два варианта:
- Полная утилизация без покупки нового авто.
- Обмен на новый автомобиль по программе утилизации.
В первом случае владелец (или его доверенное лицо) доставляет машину на утилизационный пункт со всеми необходимыми документами и сдает ее, получая свидетельство или акт, необходимые для снятия транспортного средства с учета ( с 10.07.17).
Во втором варианте собственник заключает соглашение с аккредитованным оператором. Грузовик проверяется на предмет его укомплектованности и соответствия правилам участия в программе, после чего составляется договор о намерениях на приобретение нового автомобиля. Далее старый автомобиль сдается в утилизационный пункт, снимается с учета и приобретается новый по стоимости за вычетом предусмотренной программой скидки.
Наличные средства за сданную в утиль машину на руки не выдается. Вместо нее бывший собственник получает специальный сертификат, используемый для получения скидки при покупке нового ТС.
Условия программы утилизации для грузовиков
Благодаря изменениям, произошедшим в проекте, стало возможно утилизировать не только легковушки, но и минивэны, тяжелые внедорожники, грузовики и даже автобусы. В список доступных по программе утилизации автомобилей с 2017 года были включены УАЗ, ГАЗ и КамАЗ.
Утилизация грузовых автомобилей в 2019 году, как и в прошлом, имеет определенные условия и сроки.
Сдать грузовое авто можно на таких условиях:
- автомобиль имеет документы и укомплектован в соответствии с техпаспортом;
- возраст – 6 лет и более;
- срок владения – полгода и более;
- ТС снято с учёта;
- был оплачен утилизационный сбор;
- ТС произведено в РФ;
- лицо, сдающее авто в утиль, имеет российское гражданство.
Транспортное средство должно быть оснащено:
- рамой и кузовом с комплектом сидений и электрооборудования, отмеченными в техпаспорте;
- двигателем;
- трансмиссией;
- всеми колёсами;
- приборной панелью;
- рулевым управлением;
- рабочим аккумулятором;
- тормозной и гидравлической системами.
Автомобиль предоставляется технически исправным и заправленным жидкостями, газами и маслами в объеме, достаточном для обеспечения его функциональности.
На сегодняшний день достоверно известно, что в таком виде программа продолжит действовать до конца первого квартала текущего года.
Документы для утилизации
Для утилизации достаточно одного заявления в МРЭО. Тем не менее для полноты документального оформления там попросят предоставить:
Если грузовик приобретался по доверенности, она потребуется при снятии с регистрации.
Скидка при утилизации грузовиков
Льготами по госпрограмме имеют право пользоваться физические и юридические лица. А вот какова будет сумма скидки, зависит от грузоподъемности покупаемого ТС и производителя:
- до 3,5 тонны – до 120 тыс. рублей;
- от 3,5 до 4 тонн – до 175 тыс.;
- средний тоннаж – до 200 тыс.;
- тяжелый грузовик – до 350 тыс.
Что нужно учесть
При утилизации купить вместо грузовика легковушку не получится. Более того, если сдается несколько транспортных единиц, накапливание скидки не предусмотрено. То есть, сдав три машины, например, нельзя использовать все сертификаты для покупки одной. Проще говоря, один грузовик меняется на другой. Чтобы использовать весь потенциал скидок, придется покупать столько же машин, сколько сдано в утиль.
Кроме того, существует сугубо территориальная проблема. Дело в том, что основная масса дилерских центров российских производителей грузовых машин расположена далековато от европейской части страны. А это вызывает трудности с доставкой.
Специалист в кредитовании физических лиц и представителей малого и среднего бизнеса. Опыт работы в банковской сфере – более 15 лет.
Действие программы утилизации автомобилей в 2019 году
В 2019 году в России не будут изменены правила утилизации автомобилей. Эта новость порадует граждан, поскольку льготные программы покупок авто приобрели сегодня невероятную популярность. Многие сумели благодаря утилизации не просто избавится от ненужной и старой техники, но и приобрести новую.
Программа стартовала в 2010 году, и ее длительность планировалась сроком всего на один год. Но впоследствии действие программы все-таки продлевалось в течение последующих нескольких лет. По мнению экспертов, программу утилизации не сворачивают по причине государственной выгоды, поскольку таким образом появляется возможность обновления модельного ряда авто отечественного автопрома.
В 2019 году условия программы утилизации останутся прежними. Такими же останутся и льготные выплаты, так как недостаток государственного бюджета не позволяет пока повысить их размер. В условиях кризиса российская система экономики вынуждена претерпевать многие лишения. На отечественный автомобильный рынок, кроме того, сегодня оказывают значительное давление. Покупательная способность россиян в последние годы значительно снизилась, страдают также банковский сектор и другие ответвления. Чтобы найти какой-нибудь выход из ситуации, а также стабилизировать рынок, программа утилизации была продлена.
Главной целью программы всегда являлась экономия финансов граждан, желающих приобрести новый автомобиль. Поэтому в 2019 году они смогут получить компенсацию за утиль в размере от 50 – до 350 тысяч рублей.
По отчету госслужб на программу утилизации в 2018 году было потрачено около 10 миллиардов рублей.
Программа утилизации автомобилей 2014-2019: причины и следствия
Каждый автомобиль имеет свой конечный срок эксплуатации. После истечения гарантийного срока ремонт машины приходиться производить уже за свой счет, и если авто будет часто ломаться, эксплуатационные расходы будут запредельными, то встает вопрос по его замене.
Можно бросить свою ласточку во дворе, поставить ее на даче, но уплата транспортного налога делает такой вариант невыгодным для любого владельца. Можно сдать автомашину на многочисленные разборы, но полученная сумма будет ничтожно малой по сравнению с выгодой от программы утилизации.
Что же это такое, и какие ее преимущества?
В настоящее время российский авторынок еще продолжает переваривать, приходить в себя от убийственной либерализации внешней торговли 90-х годов.
Хлынувший на отечественный рынок поток подержанного импортного хлама почти убил нашу автопромышленность. И если бы не поддержка государства, автозаводы уже были бы банкротами.
Действующая сейчас в РФ программа утилизации сталкивается, воюет с …программой, политикой утилизации других государств, в первую очередь Японии, и Западной Европы.
Поясним существующие реалии. В Японии владелец, после окончания строго определенного срока эксплуатации машины, обязан ее утилизировать за довольно приличную сумму. И ему гораздо выгоднее сдать ее за бесценок перекупщикам такого утиля. Такие машины широким потоком вывозятся в страны третьего мира, в которые с 90-х годов прошлого века стала входить и Российская Федерации, как бы не горько это осознавать.
Определенное технологическое превосходство даже бывших в употреблении японских машин, низкая цена, отсутствие заградительных пошлин сделали свое черное дело.
В результате весь наш Дальний Восток, и не только, за очень короткий срок оккупировали праворукие иномарки. Дешевые, экономичные, красивые – они быстро стали законодателями мод в этом бизнесе. Аналогичная ситуация сложилась и с моделями из других государств. Их правительства одним выстрелом убивали много зайцев:
1) снижение безработицы у себя дома, и, следовательно, социальная стабильность общества;
2) постоянный уровень производства в своей промышленности, и, следовательно, собираемость налогов по все цепочке производства, эксплуатации, обслуживания;
3) нанесение нокаутирующего удара по неокрепшей промышленности «демократической» России, от действия которого мы вышли только благодаря слиянию самых «лакомых» отечественных брендов с ведущими западными автоконцернами (альянс Лада-Рено-Ниссан);
4) улучшение экологической ситуации в своей стране с одновременным ухудшением ее в государстве-импортере.
Здесь даже присутствуют и геополитические интересы – наглядная демонстрация преимущества всего западного, даже 10-летней давности, перед отсталой Русью.
В результате сейчас в нашей стране скопилось огромное количество и ржавеющих иномарок и отечественных раритетов, которые их владельцам и некуда девать и дорого эксплуатировать.
Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин в интервью Ведомостям 25.11.2014 поясняет грабительские условия вхождения нашей страны в ВТО:
«В какой такой стране подержанные автомобили являются предметом ВТО? Любая страна, которая не защищается от подержанных автомобилей, убивает свою автомобильную промышленность. Возьмем Украину — что там произошло? В прошлом году было продано 120 000 автомобилей, из которых новых — только 17 000 шт.»
В машиностроении уровень рентабельности -10%, банковский кредит для автозавода-17%. Продукция наших автозаводов в Европе облагается заградительными пошлинами в 22%, их продукция у нас – только 10 %. Создавать конкурентоспособный продукт в этой ситуации неопытная отечественная промышленность, не владеющая передовыми технологиями производства, продажи, сервиса, стимулирования потребителей, не могла долгое время. Введение экологических стандартов «Евро-5», «Евро-6» позволяет западным конкурентам защищаться от конкуренции. Вадим Сорокин указывает:
«Для Европы экологические стандарты это не только вопрос чистоты воздуха, но и защита рынка. Они держатели технологий. Если ты хочешь продавать там машины, то должен у них купить эту дорогую технологию. Цена на продукцию повышается, а с учетом пошлин ты оказываешься самым дорогим на рынке. Поэтому нам важно осваивать производство новых экологических классов быстрее, чем этого требует российское законодательство».
Осознание наверху важности и необходимости государственной поддержки автозаводов помогли сдвинуть груз с мертвой точки.
По данным “Автостата” показатель выбытия автопарка в России сейчас остается очень низким, на уровне 2,5 % против стандартных 6-7 %для всего мира.
Некоторые считают это минусом, некоторые относят это, наоборот, к плюсам, как свидетельство высокой надежности отечественной техники. Как указывает “Автостат”, владелец «Газели» пользуется ее 5 лет и 3 месяца, следующий владелец – 4 года и 10 месяцев. Авто эксплуатируется 10 лет. У зарубежных машин первый владелец пользуется авто 33 месяцев, второй – только 27. То есть автомобиль работает всего 5 лет. Это свидетельствует о долговечности, пригодности для ремонта и низкой стоимости содержания наших машин, но и, все же, о сравнительно низкой уровне жизни граждан РФ.
Социально-экономическая обстановка в нашей стране характеризуется повышением индекса потребительской уверенности, стабилизацией среднего номинального уровня рубля в 60-70 рублей за 1$, и динамикой цены на 1 баррель нефти в 45-52$. Поэтому многие могут принять решение обновить свою машину, но их, все же, необходимо для этого стимулировать.
И политика утилизации, проводимая в настоящее время в РФ, это попытка и:
1) поднять отечественную промышленность;
2) и помочь гражданам приобрести новую машину с весьма большими скидками;
3) и улучшить социальный климат (решение основной проблемы моногородов – безработицы).
И денег на это приказано не жалеть. Главная задача Министерства промышленности и торговли на текущий год, поставленная перед ним Правительством – сохранение объемов производства в легковом сегментов пределах 10% коридора от уровня производства 2016 года. Это своеобразная компенсация государства отечественным автозаводам всех недостатков от вхождения в ВТО, грабительского банковского процента и т.д.
Первая попытка, дать хоть какие то преимущества отечественным производителям, была реализована с 1 января 2010 года и продолжалась до конца 2011 года. По ней физическим лицам можно было приобретать только ограниченное количество марок легковых машин, с выдачей сертификата на скидку в 50 тысяч рублей. Приобреталась в основном продукция «АвтоВаза» (80% продаж по этому проекту), и «Рено» (еще 7 %). Государством было затрачено 30 млрд. рублей, выдано 600 тысяч сертификатов, реализованы около 500 тысяч автомашин.
В сентябре 2014 года начался второй этап реализации.
Правовые основы действующей сейчас политики были заложены государственной программой «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 328.
«Программа поддержки автомобильной промышленности на 2016 год» утверждена Распоряжением ПравительстваРФ от 23 января 2016 г. № 71-р. В ней в 2016 году на «Программу обновление парка колесных транспортных средств» выделалось 22,5 млрд. рублей. Распоряжением Правительства РФ от 13 декабря 2016 г. № 2658-р сумма на уходящий 2016 год была скорректирована, увеличена до 23,5 млрд. рублей по многочисленным просьбам отечественных производителей.
30 декабря 2016 года решением Минпромторга компенсации за сдаваемые транспортные средства были продлены и на весь 2017 год.
По сравнению с первым этапом новым является следующее:
1) сейчас деньги вручаются в виде субвенций регионам, которые уже сами по результатам продаж года выплачивают автозаводам денежные компенсации;
2) Участвовать могут и физические и юридические лица (также и лизинговые компании);
3) Реализуются, кроме легковых машин, также и автобусы, и коммерческие автомобили, и грузовики;
4) Значительно расширился список участвующих автозаводов. Если на первом этапе (в 2010-2011 годах) это была только «Лада», то после создания альянса «Лада-Рено-Ниссан», в этом уже не было смысла. И подключились сборочные цеха всех зарубежных брендов;
5) Добавился принцип «Трейд-ин», по которому машина сдается дилеру не просто на слом, а для перепродажи. Если по первому варианту возраст машины должен быть больше 10 лет, то по второму – не менее 6 лет. Здесь можно видеть определенное противоречие с заявленным принципом «обновления парка колесных транспортных средств». По «Трейд-ин» старая машина будет и дальше эксплуатироваться, пусть и капитально отремонтированная специалистами дилера.
Минпромторг РФ, руководящий реализацией намеченного изменения условий работы, разделяет между производителями средства по формуле: 44% – на коммерческий транспорт, 56% – на легковой. Сам легковой сегмент разделен по степени локализации производства на территории РФ по четырем градациями: больше 50%, 40-50%, 30-40% и ниже 30. Грузовой разделен на две категории: ниже 80 % и выше. Также учитывается локализация производства двигателей. В зависимости от этого и распределяются бюджетные деньги. Сам принцип разделения средств между производителями непрозрачен и подвергается критике.
Представим 2 рекомендованные Минпромторг РФ дилерам скидки.