Воинский учет и бронирование
Под воинским учетом в РФ понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
- потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
- потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.
Основными задачами воинского учета являются:
- обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
- документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
- анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно – обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Функционирование системы воинского учета в РФ обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно – правовой формы.
Воинский учет граждан по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований, а также иными органами, осуществляющими воинский учет граждан по месту жительства.
Воинский учет ведется во всех организациях и должен охватывать все категории граждан, работающих (обучающихся) в организациях.
За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.
Понятие бронирования
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время организаций трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) из числа граждан, пребывающих в запасе, заблаговременное и рациональное распределение их между ВС РФ, федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, органами и организациями.
Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является сохранение на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, органами местного самоуправления, и организациями работающих в них руководителей, специалистов, квалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ.
Граждане, пребывающие в запасе и имеющие право на отсрочку от призыва, но не зачисленные на специальный воинский учет вследствие не оформления им отсрочек, подлежат призыву по мобилизации.
Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации, и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы в мирное время.
Руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в РФ осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ, ФОИВ, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
На территории муниципального образования «Город Калуга» организацию и методическое руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в органах местного самоуправления и подведомственных организациях осуществляет и обеспечивает Комиссия Городской Управы города Калуги по бронированию граждан, пребывающих в запасе.
При проведении работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, работники руководствуются Перечнем, утвержденным Межведомственной комиссией, постановлениями и распоряжениями (выписками из них) Межведомственной комиссии, регламентирующими условия и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, а также постановлениями и распоряжениями (выписками из них) Межведомственной комиссии о предоставлении персональных отсрочек и об изменениях и дополнениях в Перечень.
Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Основные требования по организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
Все организации обязаны состоять на учете в органах местного самоуправления.
Для ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, на основании Положения о воинском учете, в организациях должны содержаться специальные работники исходя из следующих норм:
- 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, – при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
- 1 освобожденный работник – при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
- 2 освобожденных работника – при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
- 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.
Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в т.ч. бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации по форме согласно приложению N 4 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях.
Проект указанного приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.
Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также проводится, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
При перемещении и увольнении работников, осуществляющих воинский учет, ответственных за учет и хранение бланков спецучета, в обязательном порядке сверяется наличие бланков, числящихся за организацией, с данными учета в военном комиссариате. По результатам сверки представитель военного комиссариата делает запись в книге по учету бланков спецучета, а работники под этой записью ставят свои подписи и дату приема (сдачи) бланков.
При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки (форма № Т-2).
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:
- для граждан, пребывающих в запасе – военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
- для граждан подлежащих призыву на военную службу – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Для ознакомления граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации, с положениями нормативных актов по воинскому учету в каждой организации необходимо иметь стенд с информацией по воинскому учету (перечень руководящих документов, обязанности граждан по воинскому учету, таблица предельных возрастов пребывания в запасе граждан, выписки из нормативных документов и т.д.). В связи с тем, что воинский учет в организациях ведут, в основном, работники кадровых органов, стенд можно разместить возле помещения отдела кадров. Изготовить стенд можно в организации или заказать в рекламном агентстве.
Как организовать воинский учет в организации. Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция по воинскому учету в организации для новичка в 2022 году:
- назначить ответственное должностное лицо;
- определить количество военнообязанных;
- составить карточки граждан, подлежащих ВУ;
- передавать сведения в военкомат по установленному графику.
Обязанности работодателей и нормативно-правовая база
С 8 января 2022 года вступила в силу новая инструкция, регулирующая воинский учет в кадровом делопроизводстве, утвержденная приказом Министра обороны РФ от 22.11.2022 № 700. Нормативный акт содержит перечень документов для ВУ, порядок их заполнения и хранения и сверки сведений.
Обязанность организаций вести ВУ вне зависимости от форм собственности оговорена в статье 8, пункте 1, подпункте 6 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ. Его цель — обеспечение потребностей Вооруженных сил РФ в людских ресурсах как в мирное, так и в военное время.
В законодательстве учет военнообязанных в организации в отделе кадров в 2022 году регулируют:
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»; ; ;
- указ Президента РФ № 890 от 14.08.1992 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»; ;
- постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 об утверждении правил бронирования с изменениями (распространяется на граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях); .
Обязанности работодателя и ВУ в организации разделены на две объемные категории:
- общий воинский учет (ОВУ);
- специальный ВУ — бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).
Что изменилось в ВУ в 2022 году
Главным изменением стало введение новой формы карточки учета гражданина, подлежащего ВУ. Ранее соответствующие сведения вносились в личные карточки работников по форме Т-2. Теперь для этого есть бланк по форме 10, утвержденный в приложении № 22 к приказу Министра обороны РФ от 22.11.2022 № 700. Заполнять бланк следует на основании:
- военных билетов или временных удостоверений;
- удостоверений призывников.
Что касается сведений об образовании, семейном положении, профессии, то они уточняются непосредственно у работника. Карточки ведутся в электронном или бумажном виде. Бумажный документ заполняется от руки или же распечатывается заполненный в электронном виде.
Приказ Министра обороны РФ от 22.11.2022 № 700 регулирует правила ведения и хранения картотеки. Документы в ней распределяются по категориям военнообязанных:
- первый раздел — карточки офицеров запаса;
- второй раздел — карточки солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;
- третий раздел — карточки военнообязанных запаса женского пола;
- четвертый раздел — карточки призывников.
Картотека строится в алфавитном порядке.
Если в организации числится более 500 военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания или отметки в военном билете о вручении таких предписаний, для таких работников создается пятый раздел картотеки. В нем они сортируются по номерам команд (партий) из раздела 7 карточки учета.
Отдельно от общей картотеки хранят карточки сотрудников, снятых с ВУ до очередной сверки с военкоматом. После нее карточки уничтожаются. Кроме того, в отдельные группы выделяются карточки граждан, поставленных на ВУ по месту пребывания на срок более чем 3 месяца.
Как работодателю организовать ВУ
Чтобы начать контролировать и учитывать военнообязанных работников, необходимо знать алгоритм, как организовать воинский учёт в организации с нуля:
- Назначить ответственных лиц.
- Определить круг работников, подлежащих ВУ.
- Получить документы для ведения ВУ.
- Согласовать приказ о назначении ответственных лиц с местным военным комиссариатом.
- Исполнять и контролировать обязанности по ведению документации и взаимодействию с работниками.
Пошаговая инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета в 2022 году
Шаг 1. Назначение ответственных лиц
За состояние ВУ в компании отвечает ее руководитель. Такая норма закреплена в пункте 9 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Непосредственно ведением учета занимается ответственное лицо, назначенное руководителем. Для этого на предприятии издается приказ, а функция ведения ВУ фиксируется в должностных обязанностях сотрудника.
В зависимости от численности сотрудников, состоящих на ВУ, определяется количество специалистов, которые будут вести эту деятельность. В соответствии с пунктом 19 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 определяется количество военнообязанных работников на 31 декабря предшествующего года. Затем, опираясь на нормативы пункта 12 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется количество ответственных сотрудников из числа отдела кадров или руководящего состава, главный бухгалтер в ВУ не участвует.
Количество военнообязанных работников
Количество работников, ведущих ВУ
До 499 граждан (включительно)
1 работник, выполняющий обязанности по совместительству
От 500 до 1999 граждан (включительно)
1 освобожденный работник
От 2000 до 3999 граждан (включительно)
2 освобожденных работника
На каждые последующие полные 3000 граждан
1 освобожденный работник
На крупных предприятиях, где имеются два и более сотрудника, ответственных за работу с военнообязанными и взаимодействие с военкоматом, создается отдельное подразделение, называемое военно-учетный стол в организации. Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оснащенном металлическими шкафами для хранения документов.
Шаг 2. Определение круга военнообязанных
Согласно пункту 14 постановления № 719 обязательному контролю подлежат:
- призывники;
- военнообязанные.
К призывникам относятся лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, годные к службе и не пребывающие в запасе. Что касается военнообязанных, то круг таких лиц достаточно широкий. К ним относятся:
- все категории военных в запасе;
- лица, получившие отсрочку от службы в армии;
- лица, освобожденные от службы в армии;
- лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- граждане, прошедшие службу на военных кафедрах;
- женщины, имеющие военно-учетные специальности.
- лица, освобожденные от призыва на военную службу в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- лица, постоянно проживающие за пределами РФ;
- женщины, не имеющие военно-учетную специальность;
- офицеры запаса СВР или ФСБ.
Шаг 3. Получение документов
По закону ВУ и бронирование военнообязанных для кадровика производится на основании следующих документов:
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на срочную службу, — для призывников;
- военный билет или справка взамен него — для военнообязанных.
Шаг 4. Согласование в местном военном комиссариате
Согласно пункту 22 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организации» в 2022 году, проект приказа о назначении ответственных лиц согласовывается с местным ВК. Кроме согласования, сотрудники ведомства проводят вводный инструктаж по ведению учета, предоставляют образцы бланков и т. д.
Шаг 5. Исполнение и контролирование ведения учета
После того как все перечисленные шаги выполнены, ответственный сотрудник или подразделение приступает непосредственно к выполнению своих обязанностей. В законодательстве не указано, как заполнить акт проверки состояния ВУ и бронирования граждан в организации в 2022 году — это делают в произвольной форме не реже чем раз в год по договоренности с сотрудниками военкомата.
Организация должна предоставлять в военкомат следующие сведения:
- сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, которые являются военнообязанными;
- списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, и раз в год (в сентябре) списки мужчин 15 и 16 лет.
На основании военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву, вносятся необходимые сведения в карточку учета гражданина, подлежащего ВУ по форме 10 (Приложение 22 к Приказу Министра обороны РФ от 22.11.2022 № 700).
Кроме того, компания должна вести следующие документы:
- план работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе в 2022 году;
- приказ об организации ВУ и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- журнал проверок состояния бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- картотеку карточек учета граждан, подлежащих ВУ по форме № 10 на лиц, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- расписки о приеме документов и корешки от них;
- карточку учета организации (КУО форма № 18).
Представленный список не является исчерпывающим. В разных регионах и на разных предприятиях ведут и другие дополнительные документы. Стоит сказать, что ответственные сотрудники должны проводить методическую работу. В их функции входит вести журнал проверок ВУ и сверяться с военкоматом.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести воинский учет. Используйте эти инструкции бесплатно.
Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учета
Правильное и своевременное ведение ВУ находится в интересах руководителя организации и ответственного сотрудника. За уклонение от соблюдения этой необходимости предусмотрена административная ответственность. В частности, предусмотрены следующие штрафные санкции:
- несвоевременное предоставление в военкомат сведений о гражданах, подлежащих первичной постановке на ВУ, и о тех, кто состоит или не состоит на учете, — от 300 до 1000 рублей (статья 21.1 и часть 3 статьи 21.4 КоАП РФ);
- неоповещение граждан о повестке в военкомат — от 500 до 1000 рублей (статья 21.2 КоАП РФ).
Штрафы назначают по результатам проверки, которую проводят представители военкомата. На крупных предприятиях, где численность сотрудников более 500 человек, она проводится раз в год. На мелких предприятиях — раз в 3 года.
В первую очередь ревизоры обращают внимание на полноту и достоверность предоставляемых сведений и на правильность ведения ВУР. Результаты проверки отражаются в соответствующем журнале.
Штрафы за нарушения в воинском учете увеличат
Государственная дума приняла в первом чтении законопроект № 637094-7 с поправками в КоАП РФ, направленный на увеличение санкций, предусмотренных статьями 21.1 — КоАП РФ 21.7 за нарушения в сфере ВУ. Автор инициативы — Правительство РФ — предлагает увеличить штрафы за непредоставление руководителем или другим должностным лицом, ответственными за ВУ, сведений о гражданах, подлежащих постановке на учет, в установленный срок в военный комиссариат. Санкции составят от 3000 рублей до 10 000 рублей.
Кроме увеличения штрафов, законопроект изменяет диспозицию статьи 21.5 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по ВУ, и статьи 28.1 КоАП РФ. В КоАП РФ пропишут, что факт неявки гражданина на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, является поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 21.5 КоАП РФ.
Воинский учет и бронирование
Организация воинского учета в органах государственной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления поселений (городских округов) (далее – органы местного самоуправления) и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.
Основная цель воинского учета – обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.
Основными задачами воинского учета являются:
а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации.
За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.
Воинский учет подразделяется на общий и специальный.
На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.
(Выписка из «Положения о воинском учете», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719)
1) Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе
Законы:
– Конституция Российской Федерации (04.07.2020);
– Федеральный конституционный закон РФ от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении»;
– Федеральный закон РФ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
– Федеральный закон РФ от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
– Федеральный закон РФ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
– Федеральный закон РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях»;
– Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
– Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
– Федеральный закон РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателях при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
– Федеральный закон РФ от 02.04.2014 № 64-ФЗ «О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Указы:
– Указ Президента РФ от 14.08.1992 № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
– Указ Президента РФ от 07.10.1997 № 1096 «О приведении некоторых нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
– Указ Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах».
Постановления:
– Постановление Правительства РФ от 02.12.1992 № 924 «Об утверждении положения о Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
– Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте»;
– Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 852 «Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований»;
– Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
– Постановление Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 № 664 «Об утверждении Инструкции по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях на период мобилизации и на военное время»;
– Постановление Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 05.07.2017 № 13 «О внесении изменений в постановление Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 3 февраля 2015 г. № 665с»;
– Постановление Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 05.07.2017 № 16 «Об утверждении методических рекомендаций по бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в организациях, на период мобилизации и на военное время».
Приказы:
– Приказ Министра обороны РФ от 22.11.2022 N 700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета»*
*Установлен переходный период продолжительностью 6 месяцев, до 01 июля 2022 года, для переоформления организациями документов воинского учета (учетные карточки Т-2 граждан, подлежащих воинскому учету)
Организация воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе
Раздел «Организация воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе» создан для оказания методической помощи руководителям организаций города и работникам, осуществляющим воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, и работающих в этих организациях.
Здесь Вы найдете информацию и методические материалы для организации работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе.
Часть информации, касающейся бронирования граждан, пребывающих в запасе, относится к информации ограниченного распространения, поэтому она не может быть размещена в данном подразделе.
Обязанность организаций по учету своих сотрудников, являющихся военнообязанными, существует еще с советских времен и ее никто не отменял. Тем не менее, некоторые руководители организаций, пренебрегают этим требованием. Хорошо, если в этих организациях при приеме на работу проверяют наличие военного билета и делают записи в личной карточке работника (форма № Т-2). Зачастую, в таких организациях не выполняются даже эти формальности.
Вести воинский учет должны абсолютно все организации, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и численности персонала. Даже если на предприятии нет военнообязанных – ежегодные отчеты должны представляться и в этом случае.
Персональную ответственность за организацию и ведение воинского учета несет руководитель.
ВНИМАНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ!
Если в Вашей организации не организован воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, или организация не учтена в комиссии города Красноярска по бронированию граждан, пребывающих в запасе, то Вам необходимо приказом по организации назначить ответственного за ведение воинского учета, согласовать приказ с военным комиссаром г. Зеленогорск Красноярского края и уведомить городскую комиссию по бронированию. Консультации по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, а также методические материалы можно получить у секретаря городской комиссии по бронированию (ул. Мира,15, к. 402, тел. 95-180).
Руководящие документы по вопросам воинского учета и бронирования
1. Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».
2. Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
4. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
5. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях».
6. Методические рекомендации по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в организациях, на период мобилизации и на военное время (утверждены постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 05.07.2017).
7. Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, от 11.07.2017).
Воинский учет
Под воинским учетом в Российской Федерации понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.
Основными задачами воинского учета являются:
а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военнообученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Персональный воинский учет граждан по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами районов (муниципальных образований) Красноярского края и военными комиссариатами районов города Красноярска.
Бронирование
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными рабочими и служащими) путем заблаговременного и рационального распределения их между Вооруженными Силами Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.
Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является закрепление на период мобилизации и в военное время за органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также за организациями руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем постановки их на специальный воинский учет в военном комиссариате.
Граждане, пребывающие в запасе и имеющие право на отсрочку от призыва, но не зачисленные на специальный воинский учет вследствие не оформления им отсрочек, подлежат призыву на военную службу по мобилизации и в военное время. Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы в мирное время.
Руководство, контроль, нормативное и методическое обеспечение работами по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в Российской Федерации осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
Методическое руководство и организацию работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в администрации города и в организациях, деятельность которых связана с деятельностью или которые находятся в сфере ведения администрации города, осуществляет Комиссия ЗАТО Зеленогорска по бронированию граждан, пребывающих в запасе.
Для проведения работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, организации получают в установленном порядке перечень должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе (выписки из перечня) и Методические рекомендации по бронированию.
Основные требования по организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
Все организации, зарегистрированные на территории города, обязаны состоять на учете в городской комиссии ЗАТО Зеленогорска по бронированию граждан, пребывающих в запасе.
Для ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организациях должны содержаться специальные работники, исходя из следующих норм:
а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, – при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
б) 1 освобожденный работник – при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
в) 2 освобожденных работника – при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
г) 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.
Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета и бронированию граждан определяются приказом руководителя организации.
Назначение работников, занимающихся воинским учетом и бронированием граждан, проводится по согласованию с военным комиссариатом г. Зеленогорск Красноярского края, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы (мобилизационных работников).
Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняется раздел II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма № Т-2), являются:
– для граждан, пребывающих в запасе – военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
– для призывников – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, руководитель организации приказом назначает другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки работников, состоящих на воинском учете (форма № Т-2).
Для ознакомления граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации, с положениями нормативных актов по воинскому учету в организации рекомендуется иметь стенд с информацией по воинскому учету (перечень руководящих документов, обязанности граждан по воинскому учету, таблица предельных возрастов пребывания в запасе граждан, выписки из нормативных документов и т.д.). В связи с тем, что воинский учет в организациях ведут, в основном, работники кадровых органов, стенд можно разместить возле помещения отдела кадров. Изготовить стенд можно своими силами в организации или заказать в рекламном агентстве.
Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», все организации, зарегистрированные в ЕГРЮЛ на территории г. Зеленогорска Красноярского края не позднее 31 октября текущего года обязаны представить в адрес городской комиссии ЗАТО Зеленогорска по бронированию граждан, пребывающих в запасе, согласованную с военным комиссариатом г. Зеленогорск Красноярского края Карточку учёта организации (форма 18).
Перед оформлением и представлением карточки:
при наличии работающих граждан, обязанных состоять на воинском учёте, проводится сверка данных личных карточек (форма Т-2) с военными билетами граждан, обязанных состоять на воинском учёте, и сверку личных карточек (форма Т-2) с учетными данными военных комиссариатов;
при наличии работающих граждан, обязанных состоять на воинском учёте, оформляется и согласовывается с военным комиссаром г. Зеленогорск Красноярского края в соответствии с требованиями приложения № 4 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учёта в организациях (разработка Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации 2017 г.) приказ «Об организации воинского учета граждан, пребывающих в запасе», в соответствии с требованиями приложения № 17 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учёта в организациях (разработка Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации 2017 г.) «План работы по осуществлению воинского учёта в 20___ году».
Бронирующие организации обязаны не позднее 31 октября текущего года представить (на бумажных носителях) в городскую комиссию ЗАТО Зеленогорска по бронированию граждан, пребывающих в запасе, Доклад о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации (филиале) на территории г. Зеленогорска (далее – доклад) с приложениями.
К докладу прилагаются:
– карточка учёта организации – приложение 10 форма № 18 (один экземпляр карточки представляется в военный комиссариат г. Зеленогорск Красноярского края, второй – после согласования с военным комиссариатом, в городскую комиссию ЗАТО Зеленогорска по бронированию граждан, пребывающих в запасе);
– отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма № 6 старого образца);
– сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) на период мобилизации и на военное время (приложение 12 форма № 9).
Доклад и формы подписываются руководителем организации. При установлении ограничения доступа к документам следует руководствоваться Перечнями сведений, подлежащих засекречиванию или Порядком отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа.
Порядок действий должностных лиц предприятий (организаций, учреждений) в организации работы по воинскому учету
(Как пример, приводится порядок действий должностных лиц предприятия, имеющего юридический адрес в Южном округе города Оренбурга. Для предприятий, имеющих юридический адрес в Северном округе города Оренбурга следует внести поправку – заменить фразу «Южный округ» на фразу «Северный округ»).
1.1. При образовании предприятия (организации, учреждения)
1.1.1. Руководитель предприятия (организации, учреждения):
1.1.1.1 Приказом (распоряжением) по предприятию (организации, учреждению) назначает работника организации, ответственного за ведение воинского учета граждан, пребывающих в запасе и работающих на этом предприятии (организации, учреждении) (приложение № 4 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях Генерального штаба Вооруженных ил Российской Федерации – далее по тексту – МР ГШ ВС РФ-2017). Оригинал приказа (распоряжения) находится в делопроизводстве предприятия (организации, учреждения), а копия приказа (распоряжения), согласованная с военным комиссаром военного комиссариата (Южного округа г. Оренбург Оренбургской области), находится в документах по воинскому учету. В последующем, ежегодно приказ переиздается.
1.1.1.2. Утверждает функциональные обязанности для работника, ответственного за ведение воинского учета граждан, пребывающих в запасе и работающих на предприятии (организации, учреждении).
1.1.1.3. Создает условия для работника ответственного за воинский учет.
1.1.2. Работник предприятия (организации, учреждения), ответственный за ведение воинского учета граждан, пребывающих в запасе:
1.1.2.1. Разрабатывает и подписывает план работы по ведению воинского учета на предприятии (организации, учреждении) (приложение № 17 МР ГШ ВС РФ-2017). Согласовывает план работы с военным комиссаром военного комиссариата (Южного округа г. Оренбург Оренбургской области). Утверждает план работы у руководителя предприятия (организации, учреждения).
1.1.2.2. Определяет из числа работников предприятия (организации, учреждения) граждан, пребывающих в запасе (Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Статья 52), Положение о воинском учете (ст.14, Приложение №1) (утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719), Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (ст.12). Не подлежат воинскому учету граждане согласно Положению о воинском учете (ст.13) (утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719).
1.1.2.3. Составляет список граждан, пребывающих в запасе и работающих на предприятии (организации, учреждении) и список граждан, подлежащих призыву (приложение № 11 МР ГШ ВС РФ-2017). В список граждан, пребывающих в запасе, не включаются граждане, вышедшие в отставку по возрасту согласно приложению №1 к Порядку ведения и хранения личных карточек (приложение № 7 МР ГШ ВС РФ-2017).
1.1.2.4. Предоставляет в администрацию города Оренбурга Карточку учета организации (Форма №18). Представляются 3 экземпляра, после регистрации 1-й экз. остается в администрации города Оренбурга, 2-й экз. – предприятию (организации, учреждению), 3-й экз. – военный комиссариат (Южного округа г. Оренбург Оренбургской области).
1.1.2.5. Предоставляет в военные комиссариаты Оренбургской области первоначальные сведения о гражданах, пребывающих в запасе и работающих в организации (приложение № 10 МР ГШ ВС РФ-2017).
1.1.2.6. Оформляет на каждого гражданина, пребывающего в запасе и работающего на предприятии (организации, учреждении) карточку по форме Т-2 (приложения №5 и 6 МР ГШ ВС РФ-2017).
1.1.2.7. Формирует комплект документов организации по ведению воинского учета:
1.1.2.7.1. журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (приложения №18 МР ГШ ВС РФ-2017).
1.1.2.7.3. книга учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек (форма № 11).
1.1.2.7.4. расписки в приеме военных билетов от граждан, пребывающих в запасе (приложение №14 МР ГШ ВС РФ-2017).
(Журналы, книга и расписки должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены на последней странице печатью организации).
1.1.2.7.5. план замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время (форма №16).
1.1.2.8. Уточняет у специалистов военных комиссариатов (Южного округа г. Оренбург, Северного округа г. Оренбург, Оренбургского района Оренбургской области) время проведения сверки учетных сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках граждан, пребывающих в запасе и работающих на предприятии (организации, учреждении) и записывает эти даты в план работы по воинскому учету на очередной год.
1.2. В процессе деятельности предприятия (организации, учреждения)
1.2.1. Руководитель предприятия (организации, учреждения):
1.2.1.1. Осуществляет контроль и оказывает содействие в работе ответственному за ведение воинского учета.
1.2.1.2. Назначает, перемещает и увольняет работников, занимающихся воинским учетом граждан, по согласованию с военным комиссаром военного комиссариата (Южного округа г. Оренбург Оренбургской области), за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
1.2.2. Работник предприятия (организации, учреждения), ответственный за ведение воинского учета граждан, пребывающих в запасе:
1.2.2.1. При приеме на работу:
1.2.2.1.1. Устанавливает, является ли принимаемый на работу сотрудник гражданином, пребывающим в запасе (Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Статья 52), Положение о воинском учете (ст.14, Приложение №1) (утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719), МР ГШ ВС РФ-2017 (ст.12).
1.2.2.1.2. Проверяет у гражданина, пребывающего в запасе, военный билет (временное удостоверение), а у гражданина, подлежащего призыву на военную службу – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (согласно раздела III п.27 МР ГШ ВС РФ-2017).
1.2.2.1.3. Выдает расписку (приложение №14 МР ГШ ВС РФ-2017) гражданину при приеме у него указанных документов.
1.2.2.1.4. Доводит до принимаемого на работу сотрудника обязанности гражданина, пребывающего в запасе (приложение № 3 МР ГШ ВС РФ-2017).
1.2.2.1.5. Устанавливает, состоит ли гражданин, принимаемый на работу, на воинском учете (согласно раздела III п.31 МР ГШ ВС РФ-2017).
1.2.2.1.6. Направляет гражданина, не состоящего на воинском учете, в военные комиссариаты Оренбургской области по месту жительства (согласно раздела III п.32 МР ГШ ВС РФ-2017).
1.2.2.1.7. Заполняет раздел II «Сведения о воинском учете» личных карточек форм № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе и граждан, подлежащих призыву на военную службу (приложение №7 МР ГШ ВС РФ-2017).
1.2.2.1.8. Сообщает в 2-недельный срок в военные комиссариаты Оренбургской области по месту жительства граждан обо всех принятых на работу (учебу) гражданах, пребывающих в запасе, и гражданах, подлежащих призыву на военную службу (согласно раздела III п.32 МР ГШ ВС РФ-2017) (приложение №9 МР ГШ ВС РФ-2017) и (приложение №10 МР ГШ ВС РФ-2017).
1.2.2.2. Ежемесячно направляет информацию в военные комиссариаты (Южного округа г. Оренбург, Северного округа г. Оренбург, Оренбургского района Оренбургской области) об изменениях учетных данных граждан, пребывающих в запасе и работающих в организации (приложение №13 МР ГШ ВС РФ-2017).
1.2.2.3.1. Проводит сверку карточек по форме Т-2 военными комиссариатами (Южного округа г. Оренбург, Северного округа г. Оренбург, Оренбургского района Оренбургской области). Даты сверок заранее согласовываются с указанными военными комиссариатами. В случае отсутствия граждан, состоящих на учете в указанном военном комиссариате Оренбургской области, сверка сведений с этим военным комиссариатом Оренбургской области не производится.
1.2.2.3.2. Направляет в сентябре сведения о гражданах, пребывающих в запасе, (в случае их наличия) для сверки учетных сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках (приложение №12 МР ГШ ВС РФ-2017) в другие военные комиссариаты Оренбургской области (кроме указанных в предыдущем пункте).
1.2.2.3.3. Представляет в сентябре списки юношей 15-и 16- летнего возраста, а до 1 ноября – списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (приложение № 11 МР ГШ ВС РФ-2017) в соответствующие военные комиссариаты (Южного округа г. Оренбург, Северного округа г. Оренбург, Оренбургского района Оренбургской области.
1.2.2.3.4. Предоставляет к 30 октября карточку учета организации по форме №18: в администрацию г. Оренбурга – экз. №1, в организации – экз. №2, в военный комиссариат (Южного округа г. Оренбург Оренбургской области) – экз.№3.
1.2.2.5. Представляет в администрацию города Оренбург старую карточку по форме №18 и новую (с изменениями) – в 3-х экземплярах при наличии изменений (телефон, адрес организации, руководитель организации, реквизиты организации и т.д.) в форме №18 (пунктах 1 – 9)
1.2.2.6. К 20 января следующего года вновь подготавливает приказ (приложение № 4 к МР ГШ ВС РФ-2017) и План работы на следующий год (приложение № 17 МР ГШ ВС РФ-2017), согласовывает с военным комиссаром (Южного округа г. Оренбург Оренбургской области), утверждает у руководителя организации.
1.3. При получении запросов от военных комиссариатов Оренбургской области
Направляет сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов Оренбургской области, необходимые для занесения в документы воинского учета.
Направляет по запросам военных комиссариатов Оренбургской области сведения о численности работников предприятия (организации, учреждения), в том числе забронированных за предприятием (организацией, учреждением) на период мобилизации и в военное время.
1.4. При проверке состояния воинского учета
1.4.1. Заблаговременно получает от работников военного комиссариата (Южного округа г. Оренбург Оренбургской области) дату и цель предстоящей проверки.
1.4.2. Заранее доводит до руководителя предприятия (организации, учреждения) время и цель проверки.
1.4.3. Представляет представителей военного комиссариата и администрации города Оренбурга руководителю предприятия (организации, учреждения).
1.4.4. Предоставляет для проверки документы: приказы руководителя о зачислении, отчислении, перемещении работников предприятия (организации, учреждения); документы по воинскому учету; переписку с военными комиссариатами Оренбургской области, прочие документы в соответствии с задачами проверки.
1.4.5. По окончании проверки подписывает акт проверки, представляет акт проверки руководителю предприятия (организации, учреждения).
1.4.6. При наличии замечаний, выявленных в ходе проверки, устраняет в указанный срок и направляет в военный комиссариат (Южного округа г. Оренбург Оренбургской области) извещение за подписью руководителя предприятия (организации, учреждения) о проделанной работе и устранению недостатков.
1.5. При проведении оповещения граждан, пребывающих в запасе и работающих на предприятии (организации, учреждении), о призыве по мобилизации.
1.5.1. Получает от военного комиссариата (Южного округа г. Оренбурга Оренбургской области) или администрации города Оренбурга сообщение о призыве по мобилизации. Убеждается, путем обратной прозвонки, в достоверности данного сообщения.
1.5.2. Организовывает совместно с руководителем организации оповещение и сбор граждан, пребывающих в запасе и работающих на Вашем предприятии.
1.5.3. Организовывает совместно с руководителем предприятия (организации, учреждения) доставку граждан, пребывающих в запасе и работающих на Вашем предприятии (организации, учреждении), на сборный пункт военного комиссариата Оренбургской области на транспорте организации (при наличии такового).
Руководители, ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) предприятий (организаций, учреждений) обязаны оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат Оренбургской области (Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» статья 4 п.1).
Согласно Положению о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. №663 (п.7), вручение повесток производится под расписку по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) предприятий (организаций, учреждений), как правило, не позднее чем за три дня до назначенного срока явки призывников на заседание призывной комиссии или призывной пункт.
Оповещение граждан, призываемых на военные сборы, производится заблаговременно. Гражданам, отобранным для прохождения военных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки с указанием сроков явки в военный комиссариат Оренбургской области.
1.6. При ликвидации организации
Представляет в администрацию города Оренбурга 2-й экземпляр карточки учета организации по форме №18 с указанием причины ликвидации предприятия (организации, учреждения) (№, дату приказа, распоряжения, решения суда), а также ксерокопию самого приказа, распоряжения, решения суда.
Как организовать воинский учет в организации
Пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2022 году:
- Изучение нормативной базы.
- Назначение ответственного лица.
- Работа с местным комиссариатом и определенным кругом работников.
- Ведение необходимой документации и регулярная отчетность.
Нормативно-правовая база
У всех работодателей должно вестись служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета, поскольку это общая обязанность. Это нужно, чтобы помочь государству управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время). Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют эту сферу в 2022 году.
Порядок учёта регламентируют нормативные акты:
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
- Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
- методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях, утв. 11.07.2017;
- приказ Министра обороны РФ от 22.11.2022 № 700.
Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:
- общий воинский учет;
- специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести воинский учет. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как организовать учет военнообязанных сотрудников организации пошагово
Вот пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2022 году:
Шаг 1. Назначение ответственного лица
Работа начинается с издания приказа и назначения ответственного лица и лиц, которые будут выполнять обязанности ответственного во время отсутствия основного сотрудника.
В законодательстве четко не оговорено, кто ответственный за ведение в организации ВУР, но в основном учетно-призывная работа — обязанности отдела кадров.
На основании постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 ответственных назначают, исходя из следующих нормативов:
- 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
- 1 освобожденный работник — если военнообязанных от 500 до 2000 человек;
- 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии от 2000 до 4000 военнообязанных граждан;
- 1 освобожденный работник — на каждые последующие 3000 граждан, поставленных на учет.
Копию приказа об ответственных за работу с военнообязанными необходимо предоставить в местный военный комиссариат (ВК). О последующих изменениях в составе работников надо уведомлять ВК.
Для работника кадровой службы или иного лица разрабатывается должностная инструкция ответственного по ведению воинского учета в организациях, либо эти функциональные обязанности прописывают в трудовом договоре.
Шаг 2. Определить, с кем работать
Все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:
- проходящие военную службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства № 719, методическими рекомендациями, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2017, необходимо учитывать:
- мужчин призывного возраста (18–27 лет), не зачисленных в запас;
- представителей мужского пола, находящихся в запасе;
- сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
- лиц, освобожденных от призыва;
- мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
- граждан, уволенных из армии;
- работников, служивших альтернативно;
- женщин, получивших военные специальности.
Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, то работодателю придется в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Новая обязанность появилась у компаний с 17.02.2019, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ. Еще одна обязанность — вручить работнику направление в военкомат. Форма этого документа утверждена совместным приказом Министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197. Выглядит направление так:
Учтите, что в законодательстве отдельно не оговорено, нужно ли ставить на воинский учет внешнего совместителя, но и нет исключений в зависимости от типа договора или места работы. Поэтому все правила распространяются и на внешних совместителей.
Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ), то, помимо общего воинского учета, осуществляется еще и специальный. Для этого дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к инструкции от 22.11.2022 № 700.
Шаг 3. Связаться с местным комиссариатом
Если учет на предприятии раньше не велся, компания создана недавно и предстоит организовать воинский учет в организации с нуля, то для начала договоритесь о встрече в местном военном комиссариате. Сотрудники ВК проведут вводный инструктаж по теме воинского учета, выдадут методические указания и необходимые бланки, проконсультируют ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам в этом деле.
Воинский учет и бронирование ГПЗ в организациях, которые являются филиалами, ведется по месту их нахождения. В случае отсутствия возможности и при необходимости данные передаются по почте из головного офиса.
Документооборот по военно-учетной работе
Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:
- сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, любые изменения данных у состоящих на учете сотрудников (в двухнедельный срок);
- списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), и ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2 и карточка воинского учета, являются:
- для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета, справка взамен военного билета);
- для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Работодателю необходимо вести следующий перечень обязательных документов в организации по ведению воинского учета:
- приказ об организации воинского учета и бронирования;
- план работы по ведению воинского учета и бронированию ГПЗ;
- карточку учета призывников и военнообязанных по форме № 10, ранее (до 08.01.2022) для учета использовали карточки Т-2 (приказ № 700);
- журнал проверок состояния воинского учета и бронирования ГПЗ;
- расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
- карточку учета организации (КУО форма № 18);
- другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.
Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками, подлежащими учету. В соответствии с п. 27 методических рекомендаций сотрудникам надо предоставить, среди прочего, справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.
Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы по воинскому учету.
Образец заполнения карточки учета по форме № 10:
Практическая часть
При приеме на работу в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса соискатель обязан предъявить военный билет, временное удостоверение или справку взамен него. На практике кандидаты иногда уклоняются от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т.д. В таком случае работодатель вправе отказаться от заключения трудового договора с соискателем — по крайней мере, до момента представления всех документов. Работодатель вправе пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок представления документа.
Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.
В любом случае отсутствие военного билета надо зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.
Если военный билет имеется, то ответственное лицо снимает копию или сканирует его (заменяющий документ) полностью или со всех страниц, на которых есть записи.
Обязательному контролю подлежат персональные электронные карты, если в документах указано, что они выданы.
При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительном военном билете или приписном свидетельстве. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна. Помните про необходимость выдачи сведений по форме, утв. постановлением Правительства от 06.02.2022 № 103, если работник подлежит учету. Такой бланк с заполненными данными выдают для предоставления в военкомат (работник несет его лично). И не важно, зарегистрировался гражданин по месту проживания (пребывания) или нет.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работодателю организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе. Используйте эти инструкции бесплатно.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)
В настоящее время бронирование сотрудников по воинскому учету осуществляется на основании следующих правовых актов:
- указ Президента РФ № 890 от 14.08.1992 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
- постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 об утверждении правил бронирования с изменениями (распространяется на граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях);
- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Цель бронирования граждан работодателем — обеспечить бесперебойную работу различных организаций, органов власти и органов местного самоуправления на период мобилизации и в военное время.
На основании утвержденных НПА порядок бронирования организацией граждан, пребывающих в запасе, в 2022 году следующий:
- Узнайте в территориальной комиссии по бронированию, относитесь ли вы к тем, кто обязан бронировать граждан (этой информации нет в открытом доступе).
- Издайте приказ о назначении ответственного за бронирование работника (это может быть как ответственный за воинский учет, так и другой работник), согласуйте проект такого приказа с военным комиссаром.
- Составьте новый план по ведению воинского учета и бронированию граждан, учтите в нем мероприятия по бронированию граждан.
- Составьте список работников, которых будете бронировать, в свободной форме и предоставьте его в военкомат.
- Оформите отсрочки от призыва забронированных работников по правилам, которые вам расскажут в военкомате.
Вам следует взаимодействовать с военкоматом по дополнительным вопросам, касающимся бронирования (например, уведомлять об аннулировании отсрочки от призыва) и ведения специального воинского учета.
Инструкция по воинскому учету включает в себя отдельное направление — порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, организацией, осуществляющей учет. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении лицам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.
Забронированные граждане, пребывающие в запасе, подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки и от призыва на военные сборы.
Нормативное и методическое обеспечение и контроль за всем осуществляет межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.
Для бронирования лиц, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.
Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Иногда решения принимаются на уровне субъекта, как это делает Крым или Севастополь. Впоследствии это решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.
Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.
Ответственными лицами испорченные бланки СВУ сдаются для уничтожения в ВК не реже раза в квартал. Самостоятельно их уничтожать запрещено.
Отчетность для работодателей
Компании готовят отчеты по учету:
- в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
- в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.
Одновременно методические рекомендации по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в 2022 году требуют ежегодно сдавать:
- отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
- доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
- карточку учета (форма № 18).
Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.
Предприятия, где не ведется бронирование, предоставляют в качестве отчета форму № 18.
Контроль за исполнением законодательства
Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.
Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.
Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 21.1 КоАП РФ непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя и должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков сотрудников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей.
Обратите внимание, что в Госдуме планируют ужесточить ответственность за допущенные ошибки при ведении воинского учета. По предложению правительства планируется увеличить штрафы, предусмотренные статьями 21.1–21.7 КоАП РФ. Для должностных лиц, ответственных за воинский учет в компаниях, штрафы за непередачу в военкомат сведений о принятых или уволенных гражданах, обязанных состоять на таком учете, достигнут размера 3000–10 000 рублей. Сейчас за такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 1000 до 5000 рублей. Увеличатся штрафы за ошибки и нарушение сроков передачи данных.
Дополнительно законодатели изменят диспозицию статьи 21.5 КоАП РФ «Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету» и дополнят статью 28.1 КоАП РФ положением, предусматривающим, что факт неявки гражданина на мероприятия, связанные с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, является поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 21.5 КоАП РФ.