ДТП с пешеходом по вине водителя и пешехода: ответственность и страховка

ad-c › Блог › [юрИнфо, РФ] ДТП с пешеходом: варианты последствий

Все мы знаем присказку “пешеход всегда прав, пока жив”. Однако, это заблуждение: исходя из сложившейся судебной практики, если не выявлен явный умысел со стороны пешехода, в таких ДТП водитель признается виновным в двух случаях:
• пешеход сбит на регулируемом пешеходном переходе, когда совершал переход на свой зеленый;
• пешеход сбит на нерегулируемом пешеходном переходе (не рядом, не отлетел на зебру, а именно на зебре).

В остальных случаях виновником ДТП признается пешеход на основании:
• нарушения правил перехода: переход на красный;
• нарушения правил перехода: проезд пешеходного перехода на велосипеде (как правило, вина считается обоюдной);
• нарушения правил предоставления приоритета.

Таким образом, исходя из ПДД, пешеход может переходить проезжую часть и вне зебры, однако, в этих случаях он не обладает приоритетом, и пропускать его водители ТС не обязаны.

Согласно ГК статья 1079 автомобиль признается средством повышенной опасности, а его владелец (не водитель, а владелец!) несёт ответственность (гражданско-правовую, а не уголовную и не административную) за вред, причиненный таким средством. Есть три исключения:
• пешеход имел умысел (к примеру, решил покончить с собой и прыгнул под колёса);
• вред возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы (автомобиль подняло ураганом и сбросило на старушку);
• автомобиль выбыл из владения законного владельца ввиду противоправных действий третьих лиц (угнали автомобиль и на нём сбили пешехода).

Ответственность владельца средства повышенной опасности
оплата лечения пешехода или его погребения — покрывается полисом ОСАГО (только сверх того, что подпадает под ОМС)
Если ОМС покрывает более дешевый аналог, то сбитому пешеходу не только не светит лечение подбитой коленки за границей, но и пластические операции, любые лекарства, медицинские операции, протез.
Любые попытки судиться тут же будут провалены, владелец ТС в судебном заседании указывает, что ответчик выбран неправильно, так как его ответственность застрахована.

моральный вредГК статья 1100
ОСАГО моральный вред не покрывает.
За тяжкий вред или летальный исход (в случае вины пешехода!) по сложившейся практике присуждается 25.000 рублей компенсации морального вреда. (При вине водителя — 80.000 рублей по Москве, по России — до 150.000 рублей.)

Ответственность пешехода в случае признания его виновником ДТП
административная (штраф);

уголовная: в случае причинения в ДТП тяжкого вреда здоровью или смерти — до двух лет тюремного заключения. Таким образом, если доказано, что из-за действий пешехода водитель, его пассажиры или третьи лица каким-то образом получили тяжкий вред или погибли, пешехода, в случае если сам он выживет, могут привлечь к уголовной ответственности.

гражданско-правоваяГК статья 1064 — возмещение причинённого материального вреда в полном объёме.
В случае гибели причинителя вреда, материальный вред взыскивается из наследственной массы покойного.

В 2012 году несовершеннолетняя А. переходила дорогу в неположенном месте и была сбита автомобилем. Водитель, являвшийся и владельцем ТС, добровольно выплатил компенсацию морального вреда в размере 25.000 рублей, и хотя несовершеннолетняя А. получила тяжкий вред здоровью, ей была оказана медицинская помощь в полном объёме по ОМС. ТС, пострадавшее в результате ДТП, было застраховано по КАСКО, и владелец обратился за выплатой в страховую компанию (СК). Выплата была произведена, а СК обратилась в суд с требованием возместить понесенные расходы к родителям несовершеннолетней, так как она была признана виновником ДТП. Районный суд удовлетворил требования в полном объёме и присудил взыскать в пользу СК 300.000 рублей (во столько был оценен восстановительный ремонт автомобиля). Была подана апелляция, но решение было оставлено в силе. В итоге была подана жалоба в конституционный суд, который также отказал в пересмотре дела.

Ещё важные моменты
Правонарушения водителя не являются основанием для признания его виновником ДТП
Даже если водитель сам совершил правонарушение (например, ехал с превышением, не пристегнул ремень безопасности, не включил ближний свет, даже находился в состоянии алкогольного опьянения), он не будет признан виновным в ДТП только по этим основаниям. Алкогольное опьянение является отягчающим обстоятельством вины, однако, в случае невиновности не является основанием в установлении вины за водителем. Правда, водитель всё равно будет привлечен к административной ответственности, хотя виновником ДТП всё же признают пешехода.

Не покидать место ДТП
Во-первых, за это положено лишение прав по КоАП.
Во-вторых, в УК есть статья 125 — оставление в опасности. За неё может уцепиться адвокат пешехода (в ДТП водитель не виноват, а за оставление в опасности — ответит), и суд может встать на его сторону.
Поэтому в случае ДТП нужно тут же остановиться, незамедлительно вызвать скорую помощь.
Нельзя оказывать никакую медицинскую помощь пострадавшим, если не являешься врачом.

Возможно обвинение водителя в том, что он не принял никаких мер, чтобы избежать ДТП
Действительно, в тот момент, когда водитель заметил опасность, он обязан принять меры для снижения скорости своего ТС (не пытаться проскочить, не пытаться объехать, а только тормозить).

Ещё важные моменты
Правонарушения водителя не являются основанием для признания его виновником ДТП
Даже если водитель сам совершил правонарушение (например, ехал с превышением, не пристегнул ремень безопасности, не включил ближний свет, даже находился в состоянии алкогольного опьянения), он не будет признан виновным в ДТП только по этим основаниям. Алкогольное опьянение является отягчающим обстоятельством вины, однако, в случае невиновности не является основанием в установлении вины за водителем. Правда, водитель всё равно будет привлечен к административной ответственности, хотя виновником ДТП всё же признают пешехода.

Компенсация понесенного ущерба

Для возмещения ущерба за лечение и реабилитацию потерпевшему необходимо иметь:

  • документ, который подтверждает факт аварии;
  • заявление с требованием о выплате ущерба;
  • выписку из истории болезни о назначенных лекарствах, чеки и счета из медучреждений и санаториев, где проходил лечение и реабилитацию, потерпевший;
  • чеки на одежду, поврежденную при ДТП.

Эти документы передаются в страховую компанию виновника аварии. Через 20 дней, страховщик производит выплату денег пострадавшему, либо дает обоснованный отказ.

  • причинение легкого вреда здоровью пешехода, т.е. лечение займет не больше 21 дня. Штраф 2500-5000 руб. или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет (ч.1 ст.12.24 КоАП РФ);
  • причинение средней тяжести вреда здоровью, т.е. утрата трудоспособности на срок более 3 недель. Штраф 10000-25000 руб. или лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет (ч.2 ст.12.24 КоАП РФ).

Если виноват пешеход

Случается и такое, что водитель соблюдает все правила и наезжает на человека случайно. Тот либо переходил дорогу в неположенном месте, либо выскочил с тротуара на проезжую часть в неподходящее время. Тогда говорить о преступлении автолюбителя неуместно.

Закон учитывает и такие ситуации ДТП, где оно происходит целиком по вине пешехода. За проявленную невнимательность и неосторожность ему грозит такое наказание:

  • штраф на сумму 1 тыс. – 1,5 тыс. рублей при несерьезных травмах водителя;
  • тюремное заключение до 2 лет, если ранения признаны тяжелыми;
  • лишение свободы до 4 лет в случае летального исхода автолюбителя;
  • арест с последующим пребыванием в колонии сроком до 7 лет за смерть более одного участника ДТП.

Некоторые пешеходы, непреднамеренно ставшие виновниками дорожного столкновения, пытаются скрыться с места преступления. Тогда водитель должен самостоятельно позаботиться о том, чтобы доказать собственную непричастность к ДТП и избежать ответственности.

Для этого необходимо сразу после наезда найти свидетелей, которые смогут подтвердить невиновность автолюбителя перед сотрудниками ГИБДД, сфотографировать тормозной след и вмятины на транспортном средстве.

Не лишним будет внимательно изучить протокол, составленный уполномоченными лицами, прибывшими для выяснения всех обстоятельств. В нем могут оказаться нюансы, которые помешают выиграть дело или будут свидетельствовать против водителя на судебном разбирательстве. Лучший вариант – это внести в специальную графу протокола пометку о неполном согласии с описанием события сотрудниками полиции, безусловно, при наличии искаженного содержания в документе.

Нельзя оставаться безучастным и равнодушным к уже произошедшему столкновению. Помимо этической стороны это правило подкреплено статьями на законодательно уровне. Кроме того, ПДД обязывают водителя принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему до прибытия на место аварии кареты скорой помощи.

Сколько можно получить?

Максимально положенная выплата для потерпевшего пешехода либо для его ближайших родственников, если он погиб, в 2020 году составляет 500 000 рублей.

Эта сумма включает в себя следующие категории возмещений:

  • вред здоровью по таблице выплат за конкретные пострадавшие органы или другие повреждения,
  • утраченный заработок.

Ещё раз напомним, что ОСАГО не покрывает моральный вред.

А вот в случае смерти пешехода выплату получают его родственники в размере максимального лимита 500 тысяч рублей, которая делится на 2 части:

  1. первая часть в размере 25 тысяч – на похороны погибшего, затраты на которые необходимо подтвердить,
  2. оставшаяся часть выплачивается за саму смерть пешехода.

Ещё раз напомним, что ОСАГО не покрывает моральный вред.

Условия разграничения ответственности

Каждое транспортное средство признается источником повышенной опасности. Поэтому ответственность водителя может наступать даже при отсутствии вины. Пешеход также является полноценным участником дорожного движения, однако его ответственность за возможный ущерб может наступать только при наличии вины.

При рассмотрении дел, связанных с возмещением вреда от ДТП с участием пешеходов, нужно учитывать следующие нюансы:

  • вина пешехода в нарушении ПДД может подтверждаться только в судебном порядке – возбуждается дело об административном правонарушении по одному из составов КоАП РФ;
  • если в аварии присутствует вина пешехода и водителя, в судебном порядке будет определена степень виновности каждой стороны – одновременно могут рассматриваться два встречных иска;
  • при наличии вины пешехода, возмещению подлежит ущерб автотранспорту, имуществу, жизни и здоровью граждан, а также моральный вред.

Длительное время вопрос об ответственности пешеходов носил спорный характер. Это связано с отнесением машины к источникам повышенной опасности. Судебная практика с 2012 года придерживается правила о возмещении ущерба за счет пешехода по нормам статьи 1064 ГК РФ – соответствующее постановление вынес Конституционный суд РФ.

Сложности возмещение ущерба с пешеходов заключаются в отсутствии у них полиса ОСАГО. Для автовладельцев этот вопрос решается просто – компенсация выплачивается за счет страховой компании, которая приобретает право регрессного требования к виновнику аварии. Если виновником является пешеход, страховой случай по ОСАГО отсутствует, а повреждения машины может возмещаться только по добровольному полису КАСКО.

Исходя из указанных выше правил, алгоритм действий автовладельца для возмещения ущерба заключается в следующем:

  1. надлежащее закрепление обстоятельств столкновения с пешеходом – вызов сотрудника ГИБДД, оформление протокола, установление круга свидетелей и перечня доказательств;
  2. обращение в страховую компанию, если у автовладельца имеется полис КАСКО, либо если в столкновении участвовали более двух автомобилей;
  3. получение административного постановления о привлечении пешехода к ответственности по КоАП РФ – этот документ может быть истребован и при рассмотрении гражданского дела по иску автовладельца;
  4. оценка ущерба, причиненного автомашине и имуществу, а также определение вреда жизни и здоровью граждан;
  5. оформление искового заявления в суд;
  6. получение судебного акта и направление его для принудительного исполнения в службу ФССП.

Даже если вина пешехода будет подтверждена административным постановлением, на автовладельца возлагается обязанность доказать размер причиненного ущерба. Кроме того, в рамках гражданского дела предстоит доказать и невиновность самого водителя.

Рассмотрим, как происходит возмещение вреда при ДТП по вине пешехода.

Если сотрудником ГИБДД будет установлена вина не только пешехода, но и водителя, составляет два административных протокола. В этом случае, компенсация пострадавшему пешеходу будет выплачена по программе ОСАГО. Для взыскания компенсации в пользу водителя потребуется подать иск в суд.

Обязанности водителя и пешехода по ПДД

В дорожном движении отношения водитель-пешеход регулируются Правилами через соответствующие запреты и обязанности, коррелирующие так, чтобы одной группе участников движения было что-то было запрещено или предписано уступить дорогу, а другой – дано право приоритета.

И в этом контексте далеко не все автолюбители, и, тем более, пешие участники знают свои права, а, главное, обязанности. Потому наш долг – перечислить их.

Итак, в обязанности пешеходов входит:

  • переходить дорогу только по пешеходному переходу, а если последний регулируемый, то только на зелёный (п. 4.3 и 4.4 ПДД),
  • но есть возможность и перейти вне перехода, при условии, что его нет в зоне видимости, и при этом пешеход обязан уступить дорогу автомобилисту, не должен выходить из-за стоящих машин и несёт ответственность за неисполнение обязанности (пункт 4.3),
  • двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, если их нет – по обочине, если нет её – по краю проезжей части против хода движения и в один ряд (п. 4.1),
  • если на перекрёстке нет перехода, то переходить можно вдоль линии тротуара или дорожки,
  • если пешеход не успел перейти дорогу на зелёный и загорелся красный, то обязан остановиться на разделительной линии или островке при их наличии,
  • равно как и водители, пешие лица обязаны пропускать автомобили спецслужб с включёнными маячками и сиреной.

Обязанности водителя согласуются с правами пешехода, чтобы не допустить наезда на последнего, и они нижеследующие:

  • уступать дорогу пешеходам на переходе,
  • уступать дорогу везде пешеходам с белой тростью в руке (которая сигнализирует о том, что участник движения слепой),
  • дать пешеходу закончить переход, если для того загорелся красный,
  • при поворотах не создавать пешеходам помех.

Самая важная тонкость ДТП с участием пешехода заключается в том, что водитель в этом случае несёт 2 вида ответственности: административную за нарушения ПДД и гражданскую – за вред, причинённый пешеходу. Равно как и пешеход обязан возместить вред при своей вине в ДТП, а также подлежит штрафу или уголовной статье в зависимости от последствий наезда.

Самая важная тонкость ДТП с участием пешехода заключается в том, что водитель в этом случае несёт 2 вида ответственности: административную за нарушения ПДД и гражданскую – за вред, причинённый пешеходу. Равно как и пешеход обязан возместить вред при своей вине в ДТП, а также подлежит штрафу или уголовной статье в зависимости от последствий наезда.

ДТП по вине пешехода

Для начала обратимся к правилам дорожного движения и убедимся, что действительно, в пункте 1.3, сказано, что пешеход, должен и обязан соблюдать требования ПДД, то есть правила дорожного движения, это книжечка не только для водителя и пешеход от части так же является в определенных моментах полноценным участником дорожного движения. Но пешеходы как мы знаем, не сдают экзамен на знание ПДД в отличие от водителей, но это не освобождает их от обязанности знать и соблюдать элементарные правила дорожного движения.

Так же есть пункт правил дорожного движения под номером 1.5, в котором четко сказано, что участники дорожного движения ни в коем случае не должны создавать опасности для движения и причинять вреда. То есть их действия на дороге должны быть выстроены таким образом, что никто никому не должен мешать (создавать помех), а при создании такой помехи, лицо создавшее помеху, должно принять все меры для ее скорейшего устранения. Требования пункта 1.5 ПДД, относится и к пешеходу.

Спорных ситуаций огромное множество, но в любом случае, наличие вины в ДТП пешехода, будет выяснять суд, так как ГИБДД может вынести не верное решение, которое, как правило, не устраивает одну из сторон.

Несомненно, как я говорил выше, у нас в стране действует презумпция виновности водителя, так как на основании статьи 1079 Гражданского Кодекса РФ, вред причиненный источником повышенной опасности, должен быть возмещен причинителем вреда. Так как транспортное средство признается источником повышенной опасности, вред причиненный здоровью или жизни пешехода должен быть возмещен в любом случае, даже если пешеход не прав.

Однако, приведу ситуацию, когда водителем был сбит пешеход, вина пешехода была все же признана, однако водителя в рамках гражданского иска обязали возместить вред причиненный здоровью пешехода, однако водитель обратился по КАСКО за возмещением ущерба причиненного автомобилю при столкновении с пешеходом. Страховая компания в рамках полиса КАСКО восстановила автомобиль и далее вышла в суд на виновника ДТП, которым являлся пешеход, и пешеход так же пострадавший в данном ДТП, но признанный его виновником по суду должен был выплатить страховой в рамках регрессного требования сумму за причинение ущерба автомобилю.

С одной стороны ситуация абсурдная и может показаться многим дикой и несправедливой, однако все по закону и данное решение суда не удалось обжаловать, так как в удовлетворении жалобы было отказано, так как было решение суда по которому пешеход был признан виновником и по основаниям статьи 1064 ГК РФ, причинитель вреда, должен возместить причиненный ущерб в полном объеме, если не докажет, что ущерб был причинен не по его вине.

Каждая ситуация особенная, но скажу сразу, в ситуации когда был сбит пешеход, я настоятельно рекомендую вызвать на место ДТП адвоката, так как он прекрасно понимает какие первые действия нужно совершить, для правильной фиксации обстоятельств ДТП, знает как должны быть составлены процессуальные документы, на месте адвокат соберет все необходимые доказательства и сможет провести опрос свидетелей.

Наезд на пешехода повлекший смерть

Вне зависимости от причиненного вреда пешеходу, водителю следует сообщить о случившимся в ГИБДД и скорую. В случае, если ДТП произошло в населенном пункте и пострадавший не может самостоятельно придвигаться – лучшим будет вызвать скорую помощь и постараться самостоятельно не оказывать помощь пострадавшему т.к. существует риск причинить больше вреда при оказании неквалифицированной помощи, которые могут повлечь смерть пострадавшего.

В случае, если пострадавший не подает признаков жизни – вызов медиков является обязательным, т.к. именно они должны засвидетельствовать смерть пострадавшего.

Водителю не следует ни в коем случае передвигать тело умершего, автомобиль. Следует сфотографировать место происшествия: повреждения автомобиля, состояние дорожного покрытия, источники света (если ДТП произошло в темное время суток), видеокамеры, которые могли зафиксировать момент ДТП. Также следует провести видеосъемку указанных объектов.

Водитель не должен ни в коем случае употреблять алкогольных или иных спиртосодержащих напитков или лекарств, т.к. в обязательном порядке, его ждет медицинское освидетельствование.


Автор статьи:

Как виновность пешехода закреплена в законодательстве

Помимо того, что пешеход, по своей собственной неосторожности, может погибнуть под колесами транспортного средства, он также может быть привлечен к материальной ответственности. Однако на практике привлечение к финансовому наказанию встречается достаточно редко из-за сложности его реализации на практике.

В соответствии с требованиями российского законодательства, обязанность по возмещению причиненного ущерба пострадавшему возложена на виновника дорожно-транспортного происшествия. То есть, если столкновение произошло по умыслу пешехода, то компенсировать причиненные повреждения должен именно он.

В случае с пешеходами данный вид ответственности закреплен в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормами данного законодательного акта, обязанность по возмещению причиненного вреда возлагается на виновного в аварии, вне зависимости от того, кто это.

Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации. В соответствии с определением данного суда, вынесенном в 2012 году, пешеходы, которые стали виновниками дорожно-транспортных происшествий, не могут быть освобождены от ответственности за причиненный пострадавшему материальный ущерб.

Соответственно, можно сделать вывод, что в ДТП, произошедших по вине пешехода, действует обоюдная ответственности:

  1. Водитель транспортного средства должен возместить вред, причиненный жизни и здоровью пострадавшего в результате столкновения пешехода.
  2. Пешеход должен компенсировать материальный ущерб, который был причинен водителю транспортного средства в результате ДТП.

Результат определения виновного в ДТП лица во многом зависит от действий участников аварии. Так как автомобилист управлял источником повышенной опасности, именно ему необходимо доказывать свою невиновность и следить за соблюдением порядка действий после ДТП.

Содержание статьи
    1. ДТП по вине водителя и ДТП по вине пешехода
    2. Если пешеходу был нанесен легкий вред
    3. Если авария привела к тяжёлым увечьям или смерти
    4. Если наезд был совершен умышленно
    5. Что можно выяснить с помощью экспертизы
    6. Если авария произошла не на пешеходном переходе

ДТП “наезд на пешехода” признается происшествие, в ходе которого автомобиль наехал на человека, либо человек натолкнулся на автомобиль. В эту категории входят и случаи с участием перемещаемого груза автомобиля. Наезд на пешехода со смертельным исходом – тяжкое преступление. Ответственность будет зависеть от дополнительных обстоятельств.

Признание вины водителя и возможное наказание для него зависят от обстоятельств ДТП и его последствий. Ответственность для водителя может быть гражданская, административная или уголовная.

Сбил человека: что делать при ДТП с участием пешехода?

ДТП с участием пешехода обычные ситуации, количество которых с каждым годом растет. И причина не только в водителях, которые время от времени нарушают ПДД, но и в пешеходах. Прохожие нередко переходят дорогу в неположенных местах и тем самым провоцируют аварию. К причинам ДТП (кроме уже названной) можно отнести невнимательность, игры на проезжей части, игнорирование сигнала светофора и прочие факторы. Как действовать водителю правильно? Какую ответственность он несет? Взимается ли штраф с пешехода за нарушение ПДД? Эти и другие аспекты рассмотрим ниже.

ДТП с участием пешехода обычные ситуации, количество которых с каждым годом растет. И причина не только в водителях, которые время от времени нарушают ПДД, но и в пешеходах. Прохожие нередко переходят дорогу в неположенных местах и тем самым провоцируют аварию. К причинам ДТП (кроме уже названной) можно отнести невнимательность, игры на проезжей части, игнорирование сигнала светофора и прочие факторы. Как действовать водителю правильно? Какую ответственность он несет? Взимается ли штраф с пешехода за нарушение ПДД? Эти и другие аспекты рассмотрим ниже.

Отсутствие вины водителя при наезде на пешехода

Как же доказать свою невиновность водителю, если на нерегулируемом пешеходном переходе человек внезапно выбежал прямо под колеса движущегося автомобиля?

В нашей практике встречались такие случаи, сделать это хоть и достаточно сложно, но вполне возможно.

В первую очередь обратим внимание на п. 4.5 Правил дорожного движения РФ , в соответствии с которым:

«на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен».

То есть, переводя с юридического на обычный язык, перед тем, как выйти на проезжую часть, пешеход обязан оценить целый ряд факторов, например, расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость, видимость с учетом природных условий (ночное время, дождь, туман), скорость своего движения и др.

Таким образом, в любом случае пешеход обязан убедиться в безопасности перехода перекрестка.

Во-вторых, заметив «выскочившего» человека, водитель движущегося автомобиля, чтобы избежать наезда, должен сразу же прибегнуть к экстренному торможению.

Действия пешехода будут признаны неправомерными, если будет доказано, что у водителя отсутствовала техническая возможность избежать наезда в условиях конкретной дорожной обстановки.

Однако каждому водителю важно помнить, что его вина в случае, если ДТП произошло на «зебре», предполагается по умолчанию (юридический термин – «презюмируется»).

Ведь в соответствии с п. 14.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, водители обязаны уступить дорогу людям, переходящим дорогу по пешеходному переходу.

Во-вторых, заметив «выскочившего» человека, водитель движущегося автомобиля, чтобы избежать наезда, должен сразу же прибегнуть к экстренному торможению.

Ущерб, причиненный имуществу пешехода

Ущерб, причиненный личному имуществу пешехода доказывается проще, чем вред, нанесенный его здоровью. Связано это с тем, что определить стоимость имущественного ущерба намного проще, достаточно провести независимую экспертизу.

При оценке устанавливается не только сумма, но и мера причинения ущерба личному имуществу пешехода. Так, например, если в ходе ДТП у пешехода разбился телефон, то при оценке ущерба будет первоначально установлена его изначальная стоимость, затем стоимость повреждений и возможность их устранения. Если телефон возможно отремонтировать, то пострадавший, в качестве компенсации, получит сумму для ремонта. Если же телефон восстановлению не подлежит, то виновник ДТП должен будет выплатить пешеходу полную стоимость испорченного гаджета.

В качестве компенсации пешеход может также истребовать от виновника ДТП:

  • Компенсация ремонтных работ;
  • Компенсация на перевозку чего-либо;
  • Стоимость проведения оценки ущерба;
  • Стоимость юридических услуг;

Для получения компенсационных выплат от виновника ДТП необходимо подготовить следующий перечень документов:

  • Документ, подтверждающий, что испорченное в ходе дорожно-транспортного происшествия имущество, принадлежит именно пешеходу;
  • Документ, подтверждающий размер понесенного ущерба (результаты проведения независимой экспертизы);
  • Документы (чеки и т.д.), свидетельствующие о совершении расходов на транспортировку и хранение испорченного имущества;
  • Документы, свидетельствующие о проведении ремонтных работ испорченного в ДТП имущества за свой счет (чеки, квитанции и т.д.);

В качестве компенсации пешеход может также истребовать от виновника ДТП:

Административная ответственность

Этот вид ответственность установлен Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Ст. 12.24 предусматривает за нарушение ПДД, в результате которого здоровью потерпевшего был причинён вред:

  • лёгкий — штраф 2,5–5 тыс руб либо лишение прав на 1–1,5 года;
  • средней тяжести — штраф 10–25 тыс. руб. либо лишение прав на 1,5–2 года.

Лёгкий вред здоровью соответствует кратковременному (до 21 дня) его ухудшению, вред средней тяжести — при неопасном, но длительном (более 21 дня) расстройстве здоровья.

Если в результате ДТП пешеход скончался, то законодательством предусмотрено наиболее суровое наказание для виновного водителя. Ст. 264 УК РФ дифференцирует его в зависимости от обстоятельств.

Чем наезд грозит водителю?

Санкции коррелируют с разными факторами происшествия.

Так, за наезд вне пешеходного перехода управляющему ТС грозят:

  • гражданской;
  • административной;
  • и уголовной ответственностью.

Меры наказания по ГК России являются самыми простыми — нужно возместить причинённый урон. Подразумевается материальный урон — имуществу пешехода, расходы на реабилитацию, так и моральный — ущерб, нанесённый личности пострадавшего. Особенностью гражданско-правового регулирования этой ситуации является то, что к гражданской ответственности может быть привлечён и пешеход — если имуществу и здоровью водителя причинён вред и доказана вина пешего. В судебной практике встречаются оба вида привлечения к гражданской ответственности, но второй — реже.


Согласно Правилам, переходить дорогу можно на светофоре, пешеходном переходе, на перекрёстке, через подземный и наземный переход, а также позволяется пересечение дороги при достаточной отдалённости движущегося транспорта и по минимальной траектории.

Ссылка на основную публикацию