Контролируемые сделки в 2022 году

Контролируемые сделки 2021

В ходе деятельности компаний совершается огромное количество сделок, часть из которых может относиться к разряду контролируемых. По ним необходимо проверять цены на «рыночность», при необходимости доначислять налоги и своевременно уведомлять налоговые органы о наличии контролируемых сделок. Иначе не миновать солидных штрафов. Обсудим важные моменты таких сделок в 2021 году и расскажем о нововведениях.

Советник налоговой службы РФ II ранга, заместитель руководителя отдела консалтинга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит», эксперт при Палате общественных уполномоченных по защите прав предпринимателей в г. Москве

Как понять, что сделка «контролируемая»?

НК РФ содержит понятие контролируемых сделок и критерии, по которым сделки относят к таковым. Так, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами при соблюдении определенных условий (ст. 105.1,105.2, 105.14 НК РФ). Критерии для определения взаимозависимости приведены в ст. 105.1 НК РФ. Подробно мы писали о них в статье.

Для удобства тестирования сделок компании на признаки «контролируемости» в 2021 году, необходимую информацию представим в виде таблицы:

Сумма доходов за год по сделкам с 1 контрагентом

превышает 1 млрд руб.

Предмет договора — добытое полезное ископаемое.

Сторона договора — добывающая компания, исчисляющая НДПИ по ставке, установленной в процентах.

Хотя бы одно из участвующих лиц применяет ЕСХН.

При этом другое участвующее лицо/ одно из других участвующих лиц не применяет ЕСХН.

Одновременно выполняются 2 условия:

  1. Одно из участвующих лиц — компания, добывающая или разведывающая недра на новых морских месторождениях (п.1 ст.275.2 НК РФ).
  2. Один из контрагентов:
    • не добывает или не разведывает недра на новых морских месторождениях,
    • является добывающей или разведывающей компанией, но не рассчитывает налог на прибыль по ст.275.2 НК РФ.

Хотя бы одно из участвующих лиц является резидентом «Сколково» либо участником проекта по закону от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технических центрах» и пользуется освобождением от уплаты НДС по ст. 145.1 НК РФ.

Одно из участвующих лиц пользуется инвестиционным налоговым вычетом по налогу на прибыль, предусмотренным ст. 286.1 НК РФ.

Сумма доходов по сделкам с 1 контрагентом за год

превышает 60 млн руб.

Взаимозависимых продавца и покупателя связывает посредник или цепочка посредников. При этом:

  1. Роль посредника заключается в формальной перепродаже. Никаких дополнительных полезных функций у него нет.
  2. Имеются признаки фиктивности посреднической операции: посредник не задействует никаких ресурсов для проведения операции и не несет предпринимательских рисков.

Сумма доходов по сделкам с 1 контрагентам за год

превышает 60 млн руб.

Предмет договора — товар мировой биржевой торговли с кодом товарной номенклатуры ВЭД из перечня, утверждаемого Минпромторгом России.

В действующий Перечень, утв. приказом Митпромторга от 28.04.2018 № 1714 входит 42 позиции из товарных групп нефть и товары, вырабатываемые из нефти, цветные металлы, драгоценные металлы.

Внимание! В п.4 ст. 105.14 НК РФ приведен перечень сделок, которые даже при соблюдении вышеприведенных условий НЕ относятся к контролируемым. С исключениями из правил о контролируемых сделках можно ознакомиться в этом материале.

Кстати, по заявлению ФНС в судебном порядке иные сделки, не поименованные в таблице, могут быть признаны контролируемыми, если будут достаточные основания считать, что они является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания искусственных условий чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ, письма Минфина от 22.05.2015 года № 03-01-18/29892, ФНС от 30.08.2012 года № ОА-4-13/14433@).

Нюансы определения дохода по сделкам

Важным критерием признания сделки контролируемой является размер дохода по сделкам за календарный год или период, в котором имелся признак взаимозависимости сторон сделки.

При расчете доходов следует помнить важную деталь — «критичный порог» контролируемости в 60 млн или 1 млрд руб. определяется по каждому контрагенту, а не по всем скопом.

Доходы от сделок определяются с учетом положений гл. 25 НК РФ (п.9 ст.105.14 НК РФ, письмо Минфина от 03.06.2019 года № 03-12-11/1/40113).

Новое! С 17.03.2021 в НК РФ официально уточнено, что налогоплательщики, которые не исчисляют налог на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ, для целей выявления контролируемых сделок определяют доход по сделкам расчетным путем с учетом порядка, установленного гл. 25 НК РФ, с применением метода начисления (п. 9 ст. 105.14 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ).

READ
Работала без оформления не заплатили что делать?

Аналогично рассчитываются «контролируемые» доходы по посредническим сделкам — между комитентом (принципалом) и лицом, с которым комиссионером (агентом) заключена сделка, и в случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала).

Если доход в целях данной главы не учитывается, его не включают в доходы для определения суммового порога сделок. Так, не учитывается доход в виде средств или иного имущества, полученные по договорам займа. А вот проценты, полученные по таким договорам надо включить в сумму дохода по контролируемым сделкам (письма Минфина от 23.05.2012 года № 03-01-18/4-67, от 23.04.2012 № 03-01-18/3-56, от 14.03.2012 № 03-01-18/2-29).

Если доходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, получены не в результате совершения сделок, то они тоже не учитываются в доходе от контролируемых сделок. Например, для определения суммового критерия в целях ст.105.14 НК РФ не учитывается доход в виде выплаты действительной стоимости доли участника в уставном капитале общества при его выходе из юрлица, т.к. данная выплата не является сделкой.

Уведомление о контролируемых сделках

Наличие контролируемых сделок влечет обязанность для компании уведомить налоговый орган по месту нахождения организации о таком факте. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения — подает уведомление только в налоговый орган по месту нахождения (учета) головной организации (п. 1.2 раздела 1 Приложения № 3 к приказу ФНС от 07.05.2018 года № ММВ-7-13/249@).

Уведомления о совершенных контролируемых сделках предоставляются в налоговый орган по выбору компании на бумажном носителе или в электронной форме. Форма (формат) уведомления, а также порядок его заполнения утверждены приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ (с учетом изменений от 26.07.2019 года).

Уведомления по сделкам за 2021 год, как и ранее, должно содержать следующую информацию:

  • календарный год, за который они представляются;
  • предметы сделок;
  • сведения об их участниках: полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ); ФИО ИП и его ИНН; ФИО и гражданство физического лица, не являющегося ИП;
  • сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Согласно букве закона, уведомление следует подать не позднее 20 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Следовательно, уведомление по контролируемым сделкам за 2021 год надо успеть представить не позднее 20 мая 2022 года.

Если компания опоздает с уведомлением, есть все шансы для штрафа в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ). Данный штраф не зависит от количества контролируемых сделок, т.е. если компания не уведомит об 1 контролируемой сделке или о 10-ти — общая сумма штрафа составит 5 000 руб. (Обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017 года).

Также за недостоверные данные в уведомлении, которые не позволяют корректно идентифицировать операцию, грозит штраф в размере 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ). Но в этом случае можно избежать такого наказания, представив уточненное уведомления до выявления налоговым органом наличия недостоверных данных (абз.5 п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Если опередить налоговый орган не получилось, то уточнение не поможет «снять» штраф (например, Постановление АС Волго-Вятского округа от 03.06. 2020 года по делу № А29-519/2019).

Кстати, Уведомление о контролируемых сделках, полученное от компании инспекция в течение 10 рабочих дней, с даты его получения направляет в электронном виде ФНС.

К сведению! Если организация забудет представить уведомление о контролируемых сделках, налоговая инспекция самостоятельно сообщит «куда следует» о них, если выявит. С 17.03.2021 года инспекция должна сообщать ФНС о выявленных контролируемых сделках во всех случаях, когда получит информацию о них, а не только когда такие сделки выявлены в результате налоговой проверки или при проведении налогового мониторинга. Например, сведения о контролируемых сделках могут быть получены инспекцией в соответствии с положениями международного договора РФ, НК РФ и (или) другого федерального закона (п. 6 ст. 105.16 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ).

READ
Купили квартиру с незаконной перепланировкой что делать

Контроль за уровнем цен по сделкам

Часто именно цена договора является одним из способов «налоговой оптимизации» взаимозависимыми компаниями для снижения налогового бремени, поэтому не удивительно, что цена сделок между взаимозависимыми лицами давно под особым контролем ФНС.

Контролируемые сделки, как и ранее, тестируются на соответствие рыночным ценам с использованием 5 известных методов, предусмотренных ст. 105.7 НК РФ:

  1. Сопоставимых рыночных цен
  2. Цены последующей реализации
  3. Затратный
  4. Сопоставимой рентабельности
  5. Распределения прибыли

Методы применяются последовательно, т.е. следующий метод выбирается, если невозможно применить предыдущий. Подробности можно узнать в нашей предыдущей статье.

Именно ФНС вправе проверять уровень цен по контролируемым сделкам, а не инспекция, где состоит на учете компания. В рамках выездных и камеральных проверок контроль цен, примененных в контролируемых сделках, в силу прямого запрета НК РФ осуществляться инспекцией не может (абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Территориальные инспекции вправе лишь в рамках проверок выявлять факты получения компаниями необоснованной налоговой выгоды в результате манипулирования ценами в сделках с взаимозависимыми лицами, не являющихся контролируемыми.

Кстати, проведение «ценовой проверки» ФНС нисколько не мешает и не запрещает одновременное проведение в отношении компании выездных, камеральных проверок, налогового мониторинга за этот же налоговый период.

В рамках «ценовой проверки» компания должна быть готова представить документы (информацию) относительно конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок), которая заинтересует ФНС и будет указана в требовании о представлении документов. Истребуемые документы следует представить в течение 30 рабочих дней со дня получения требования (п.6 ст. ст. 105.17 НК РФ).

Новое! С 17.03.2021 года ФНС может истребовать документы (информацию) по контролируемым сделкам не только у участников проверяемых сделок, но и у иных лиц в порядке ст. 93.1 НК РФ. Установлено, что такие лица обязаны представить документацию (информацию) в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 7 ст. 105.17 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ). Если документы не могут быть представлены в указанный срок, необходимо направить соответствующее уведомление (в порядке, предусмотренном п.3 ст. 93 НК РФ) в ФНС, с указанием причины и возможного срока представления документов. В этом случае ФНС вправе, но не обязано продлить срок представления документов (информации).

В случае выявления фактов отклонения цен по сделкам от рыночных цен, повлекшие занижение суммы налога (завышению суммы убытка) составляется акт проверки в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке.

Рассмотрение акта, материалов проверки, возражений по акту и принятие решения по результатам проверки осуществляется в порядке, аналогичном порядку рассмотрения материалов обычной налоговой проверки, предусмотренному ст. 101 НК РФ (п. 14 ст. 105.17 НК РФ).

Следует отметить, что компания вправе самостоятельно корректировать налоговые обязательства исходя из рыночных цен. Так, если несоответствие цен сделки рыночным привело к занижению налогов или завышению суммы убытка, можно «уточниться», доплатив НДС и налог на прибыль, исходя из рыночных цен (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). При таком добровольном «уточнении», ФНС направляет уведомление о возможности симметричных корректировок другому участнику контролируемой сделки в течение 1 месяца (п. 4 ст. 105.18 НК РФ).

Соглашение о ценообразовании: новое с 17 марта 2021 года

Крупнейшие налогоплательщики могут направить в ФНС заявление о заключении соглашения о ценообразовании (СОЦ) для целей налогообложения (ст.105.19 НК РФ).

К сведению!

Соглашение о ценообразовании заключается по одной либо нескольким сделкам (группе однородных сделок), имеющим один и тот же предмет, на срок, не превышающий 3 лет.

Заключение СОЦ позволяет свести к минимуму споры с ФНС по определению «рыночности» цен по контролируемым сделкам, поскольку в данном документе закрепляется порядок определения цен и применения методов ценообразования в сделках.

READ
Можно ли обжаловать протокол ГИБДД, если подписал?

Причем цена по контролируемым сделкам, согласованная с ФНС в СОЦ считается рыночной.

Для заключения «ценового» соглашения в ФНС представляются следующие документы:

  • заявление о заключении соглашения;
  • проект соглашения;
  • документы о деятельности компании, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых предлагается заключить соглашение о ценообразовании;
  • копии учредительных документов;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность за последний отчетный период;
  • документ, подтверждающий уплату заявителем госпошлины за рассмотрение заявления о заключении СОЦ;
  • иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении СОЦ.

Новое! С 17.03.2021 года можно не представлять с заявлением о заключении СОЦ документы, которые уже есть у налогового органа, а именно: копии свидетельств о государственной регистрации налогоплательщика, о постановке на налоговый учет по месту нахождения на территории РФ (пп.4,5 п.1 ст. 105.22 НК РФ утратили силу).

Как и ранее, при получении от компании заявления о заключении СОЦ налоговый орган вправе запрашивать дополнительные документы, необходимые для целей соглашения о ценообразовании. Теперь есть срок, в течение которого их надо представить — 10 рабочих дней со дня получения запроса ФНС. Если не получается уложиться в этот срок — необходимо направить в налоговый орган соответствующее уведомление с указанием срока в течение которого документы могут быть представлены.

Также появилась новая обязанность — вместе с заявлением о заключении СОЦ направить в ФНС сведения о передаче контрагентом компании в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, аналогичного заявления в целях заключения соглашения. Без такого заявления от иностранного контрагента не обойтись, поскольку предусмотрена обязанность для российской компании в течение 6 месяцев со дня подачи заявления в ФНС представить сведения о подаче контрагентом нужного заявления (новый п.3.1 ст. 105.22 НК РФ)

Есть изменения в сроках рассмотрения заявлений — максимальный срок рассмотрения заявления о заключении СОЦ с участием компетентного органа иностранного государства увеличен с 9 до 27 месяцев.

И в заключении приятные новеллы:

  • исключена возможность переноса срока заключения соглашения о ценообразовании на более поздний период каждый раз в случае представления налогоплательщиком дополнительных документов, в том числе по запросу ФНС (п.4 ст. 105.22 НК РФ в редакции ФЗ от 17.02.2021 года № 6-ФЗ);
  • при заключении СОЦ с участием компетентного органа иностранного государства помимо методов из НК РФ можно применять методы ценообразования, которые используют в конкретном иностранном государстве (п.2.1 ст.105.7 НК РФ).

В данной статье мы рассмотрели основные положения для контролируемых сделок 2021 года. Если остались вопросы, налоговые специалисты компании «Правовест Аудит» готовы предоставить больше информации, необходимой именно Вашей компании, поделиться многолетним опытом работы с контролируемыми сделками и ТЦО. Будем рады помочь.

Контролируемые сделки

Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. В данной статье расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

  • Таблица. Критерии контролируемых сделок 2020
  • Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017 и 2018
  • Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках
  • Уведомление о контролируемых сделках за 2020 год

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2020

На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу (ст. 105.14 НК РФ). Изучите ее, чтобы определиться, нужно ли вам отчитываться по контролируемым сделкам 2020 года в 2021 году. Эти же критерии действовали для сделок, совершенных в 2019 году, и будут действовать для сделок 2021 года.

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Сделки с посредниками, которые:

  • в этих сделках не выполняют никаких функций, кроме организации реализации товаров между взаимозависимыми лицами;
  • не несут никаких рисков и не используют никаких активов для организации сделки

Сделку между взаимозависимыми лицами резидентами РФ можно признать контролируемой, если выполняется хотя бы один из перечисленных в соответствующем разделе таблице критерий. При этом не считаются контролируемыми сделки, которые соответствуют указанным критериям, но стороны которых:

  • зарегистрированы в одном регионе РФ;
  • не имеют обособленных подразделений в других регионах РФ и за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других регионов;
  • не имеют убытков, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
READ
Требования к фотографии на паспорт РФ в 2022 году

Эти критерии применяются для сделок, доходы и расходы от которых признаются для расчета базы по налогу на прибыль с 1 января 2020 года. При этом не имеет значения дата заключения договора. Однако, если вы оплачивали налог до начала 2020 года, перерасчеты проводить не нужно.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017 и 2018

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках подают юридические и физические лица, которые совершали такие операции в отчетном году. Исключение — посредники, они отчитываются только по посредническим договорам, которые признаны контролируемыми.

Форма уведомления включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однородных сделок. Например, если в рамках договора купли-продажи не только поставили товар, но и организовали его транспортировку и хранение, раздел 1А заполняется по каждой такой операции.

Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

Одному разделу 1А может соответствовать несколько разделов 1Б. Например, если у вас 1 договор на 10 поставок идентичного товара, то можно заполнить 1 лист 1А и 10 листов 1Б на каждую отгрузку или 1 лист 1 А и 1 лист 1Б с объединенными показателями.

Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

Полная инструкция по заполнению уведомления находится в Приказе ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.

Уведомление о контролируемых сделках за 2020 год

По контролируемым сделкам, которые были в 2020 году, следует сдать уведомление в ФНС до 20.05.2021. Организации направляют его в налоговый орган по месту своего нахождения, физические лица — по месту жительства.

Критерии контролируемых сделок – таблица на 2020-2021 годы

Контролируемые сделки 2020 – 2021 года – критерии их будут приведены ниже в таблице – осуществляются взаимозависимыми и приравненными к ним лицами. Такие сделки подлежат дополнительному контролю со стороны ФНС, поскольку их стороны могут вступить в сговор и предоставить неправдивые сведения об операциях с целью уклонения от налогов. Рассмотрим их специфику.

Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2020 – 2021 годах

Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.

Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

READ
Пенсионные выплаты для полицейских — как рассчитать?

Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

  • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
  • российские фирмы;
  • иностранные фирмы.

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Проверьте, правильно ли вы определили критерии контролируемых сделок с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Контролируемые сделки — 2020-2021: критерии в табличной форме

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице – критерии 2020-2021 годов, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

  • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту “Сколково” или участником проекта по закону “Об инновационных научно-технологических центрах” от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки при участии посредников

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
  • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки с товарами мировой биржевой торговли

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;

    П. 3 ст. 105.14 НК РФ;подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 7 ст. 105.14 НК РФ;

    письма Минфина РФ от 19.02.2019 № 03-12-11/1/10545, от 19.03.2018 № 03-12-11/1/16985, от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

    Сделки между лицами, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

    Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 7 ст. 105.14 НК РФ

    Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ

    Любые сделки между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ

    Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

    П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

    Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@

    Эксперты КонсультантПлюс информируют:
    С 17.03.2021 вступают в силу изменения, согласно которым сделки с черными металлами, минеральными удобрениями и драгоценными камнями планируют проверять, меняются правила .
    Читайте продолжение новости, получив пробный доступ к системе К+. Это бесплатно.

    Не признаются контролируемыми сделки, указанные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ, в частности:

    • между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков;

    Исключение — сделки с добытыми полезными ископаемыми, облагаемыми по ставке в процентах, а также сделки, доходы (расходы) по которым учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов.

    • между лицами, которые одновременно:
    • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
    • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    • отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
    • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
    • по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
    • по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.

    Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2020 – 2021 годах, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.

    Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С» и унифицированные формы)

    В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2020 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ в редакции приказа от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@. Скачать ее можно на нашем сайте в материале «Уведомление о контролируемых сделках: новый бланк».

    Данный формуляр включает:

    • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
    • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
    • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

    Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

    Итоги

    Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.

    • Налоговый кодекс РФ
    • приказ ФНС от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Что представляют собой контролируемые сделки

    Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

    Фискальные органы уделяют пристальное внимание контролируемым сделкам. Эти сделки, заключаемые между взаимозависимыми участниками рынка, выделяются в отдельную категорию. Доходная составляющая таких сделок достаточно велика, и ФНС заинтересовано в тщательном контроле уплаты налогов по ним. В нашем материале будут рассмотрены особенности контролируемой сделки и критерии отнесения сделки к этой категории с учетом поправок законодательства, действующих в текущем году, с примерами и пояснениями.

    Что представляет собой контролируемая сделка

    Сделкой, применительно к положениям о контролируемых операциях в бизнесе, признается любая операция, по итогам которой устанавливаются, изменяются, прекращаются гражданские права (обязанности). Понятие «договор», по мнению ФНС, здесь не идентично «сделке», договор может не подразумевать единственную сделку (Документ ОА-4-13/14433 от 30/08/12 г.).

    Взаимозависимые и причисленные к этой категории субъекты обозначены в ст. 20 НК. Отношения между ними могут влиять на финансовые показатели и условия их совместной работы. Признаки взаимозависимости деловых партнеров:

    • суммарно организация участвует в другой более чем на 1/5 доли;
    • физлицо подчинено другому по должности;
    • партнеры являются родственниками, супругами, находятся в отношениях усыновления, опеки, попечительства.

    Контролируемой сделка может быть признана решением суда (НК РФ, ст. 105.14-10), аналогично и взаимозависимыми лица могут быть названы по решению суда (ст. 20-2, там же).

    Пример: Один из российских участников контролируемой сделки на сумму 1 млрд руб. (условно), обнаружив, что лимит сделок за год может быть превышен, обращается к услугам посредников и включает их в схему сделки. Он продает продукцию компании А на сумму 0,7 млрд руб. и компании Б на сумму 0,3 млрд руб., а те сбывают товар взаимозависимому лицу. ФНС может обратиться в суд с иском о признании сделки контролируемой. Суд удовлетворит эти требования, если будет доказано формальное участие посредников в сделке и фактическая сумма сделки между взаимозависимыми лицами 1 млрд руб.

    По контролируемым сделкам ФНС вправе проверить цены сделки на соответствие рыночным несколькими методами, при необходимости комбинируя их (НК РФ, ст. 105.7). Конечной целью является налоговый контроль:

    Пример: Взаимозависимые партнеры осуществили сделку на сумму 200 млн руб. ФНС проверила сделку и установила ее рыночную цену в 500 млн руб. По итогам проверки будут доначислены налоги с учетом недостающего дохода, равного 300 млн руб.

    Если по результатам проверки контролируемой сделки чиновники обнаружат недоплату налога в бюджет, штраф составит 40% от суммы недоплаты, но не менее 30 тыс. руб. (НК РФ, ст. 129.3). НК РФ устанавливает уведомительный порядок информирования ФНС о контролируемых сделках (ст. 105.16). Уведомление может быть подано в бумажном виде или по ЭКС.

    Документ содержит следующие обязательные сведения:

    • отчетный год;
    • предмет сделки (товар);
    • информацию об участниках;
    • сведения о доходах и расходах (убытках) по сделкам, с выделением расчетов в регулируемых ценах.

    Сведения об участниках включают в себя:

    • наименование юрлица, ИНН (если организация зарегистрирована в ФНС РФ);
    • ФИО индивидуального предпринимателя, его ИНН;
    • ФИО и гражданство физлица, без оформления ИП.

    Срок подачи уведомления установлен до 20 мая следующего года. Подается документ по месту нахождения или учета, если налогоплательщик отнесен к категории крупнейших (КН). За непредоставление сведений или недостоверную информацию грозит штраф в 5 тыс. руб. (ст. 129.4).

    Важно! Контролирующий орган имеет право запрашивать информацию по контролируемым сделкам и использовать ее после завершения проверки для проверки иных лиц по той же контролируемой сделке. Информацию нужно предоставить в срок 30 дней с момента получения требования (НК РФ, ст. 105.17, 105.15).

    Критерии контролируемых сделок

    Контролируемые сделки определяются критериями, содержащимися в НК РФ. Они представлены в таблице, отражающей изменения законодательства в текущем году. Для признания сделки контролируемой достаточно хотя бы одного из названых условий.

    • уплачивает НДПИ в процентах от стоимости;
    • добывает углеводородное сырье;
    • освобожден от налога на прибыль;
    • применяет ЕНВД или единый сельхозналог;
    • пользуется правом на инвестиционный вычет по налогу на прибыль;
    • освобожден от уплаты НДС как исследовательский центр («Сколково» и другие в аналогичном статусе)
    • Третьи лица не осуществляют никаких действий по сделкам, кроме сбыта товаров, работ, услуг;
    • третьи лица не несут расходов или рисков при осуществлении сбыта товаров, работ, услуг
    • нефть и товары переработки;
    • черные металлы;
    • цветные металлы;
    • драгоценные металлы и камни;
    • минеральные удобрения

    Поправками законодательства, актуальными в текущем году для всех российских участников таких сделок, закреплен единый лимит доходов 1 млрд руб. (раньше значения могли быть разными, в зависимости от сделки), для иностранцев – 60 млн руб. (раньше сделки с иностранцами контролировались полностью). Российские фирмы дополнительно должны соответствовать условиям ст. 105.14-2 НК РФ. В нее добавлены новые основания, позволяющие определить сделку как контролируемую – в отношении добычи углеводородного сырья и различных ставок налога на прибыль.

    Попали в зону контроля и операции с участием посредников, при условии превышения суммы доходов по ним по сравнению с лимитом. Годовые доходы подсчитываются с учетом положений гл. 25 НК РФ (НК РФ, ст. 105.14-9).

    Внимание! Проценты по договору займа добавляются в доходы (документ №03-01-18/4-67 Минфина от 23/05/12 г.).

    Не относятся к контролируемым перечисленные ниже сделки:

    1. Участников консолидированной группы налогоплательщиков, кроме имеющих отношение к уплате НДПИ в процентах.
    2. Сделки, стороны которых в одно и то же время:
      • зарегистрированы в определенном субъекте РФ;
      • не создали обособленных подразделений в иных регионах РФ или за рубежом;
      • не уплачивают налог на прибыль в бюджеты иных регионов;
      • по расчетам налога на прибыль не имеют убытков, в том числе прошлых лет;
      • нет причин признать сделку контролируемой по ст.105.14-2 пп. 2-7 НК РФ.
    3. Сделки, касающиеся углеводородного сырья на одном и том же новом морском месторождении.
    4. Кредитные договоры между банками на срок до одной недели включительно (7 дней).
    5. Сделки военно-технического характера с иностранными государствами.

    Кроме того, не контролируются сделки по предоставлению поручительств, гарантий между российскими юрлицами, не являющимися банками; российскими взаимозависимыми лицами по предоставлению займов без процентов. Не контролируются также сделки по уступке прав (требований), если они направлены на предотвращение банкротства банка.

    Перечень неконтролируемых сделок содержится в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Указанные сделки исключаются из контролируемых вне зависимости от того, удовлетворяют ли они требованиям ст. 105.14 п. 1-3 НК РФ.

    Расширение перечня внешнеторговых сделок, признаваемых контролируемыми для целей налогообложения

    17 декабря 2021 года завершились общественные обсуждения проекта приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее – «Минпромторг») «Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 части первой Налогового Кодекса Российской Федерации» (далее – «Приказ»).

    Новая редакция проекта Приказа Минпромторга содержит обновленный перечень кодов товаров ТН ВЭД ЕАЭС, сделки в отношении которых признаются контролируемыми для целей налогообложения в соответствии со статьей 105.14 НК РФ. С вступлением в силу Приказа, действующая редакция Приказа Минпромторга от 28 апреля 2018 г. № 1714 утрачивает силу.

    Напомним, что с 17 февраля 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 6-ФЗ, который расширил перечень внешнеторговых сделок с независимыми лицами, признаваемых контролируемыми для целей налогообложения.

    В частности, исключив из ст.105.14 НК РФ термин «товары мировой биржевой торговли» и в связи с появлением термина «товарные группы», с 1 января 2022 года ФНС к контролируемым сделкам будут относиться трансграничные сделки с независимыми лицами, предметом которых являются следующие группы товаров:

    1. Нефть и товары, выработанные из нефти
    2. Черные металлы
    3. Цветные металлы
    4. Минеральные удобрения
    5. Драгоценные металлы и драгоценные камни

    Обновленный проект Приказа уточняет товарную номенклатуру, при соответствии которой сделка с зарубежным независимым лицом будет относиться к категории контролируемых для целей налогообложения.

    Перечень кодов ТН ВЭД ЕАЭС согласно текущей редакции Приказа представлен в таблице ниже.

    Перечень кодов ТН ВЭД ЕАЭС

    Катоды и секции катодов (В рамках группы 7403 – Медь рафинированная и сплавы медные необработанные)

    Слитки (В рамках группы 8108 20 000 – титан необработанный; порошки; — титан губчатый)

    Что это значит?

    Значительное количество сделок с зарубежными независимыми лицами будут подпадать под контроль цен. Как следствие, в отношении данных сделок может быть назначена проверка по трансфертному ценообразованию (ТЦО), организациям будет необходимо подавать уведомления по ТЦО, подготавливать документацию по ТЦО, а также необходимо проработать подходы к дополнительному обоснованию цен.

    Принимая во внимание особенности сделок с независимыми зарубежными контрагентами, организации могут столкнуться со следующими сложностями при подтверждении рыночного уровня цен в анализируемых сделках:

    1. Сложность в выборе наиболее применимого метода ТЦО с учетом ограничений в применении методов, основанных на оценке рентабельности зарубежного контрагента.
    2. Риск признания внутреннего и зарубежного рынков сопоставимыми, и как следствие, применение сделок на внутреннем рынке в качестве сопоставимых со сделками с зарубежными контрагентами.
    3. Из-за отсутствия идеально сопоставимых котировок существует риск расширенного толкования требований статьи 105.5 НК РФ и применения метода сопоставимых рыночных цен укрупненно, без оценки сопоставимости сделок и рыночных индикаторов.
    4. Разнонаправленный поход к обоснованию соответствия цен рыночному уровню в сделках с зависимыми и независимыми лицами (например, оценка рентабельности продаж взаимозависимой торговой компании vs рентабельность затрат производственной компании в экспортных сделках с независимым лицом).

    Как EY может помочь?

    При определении подхода к установлению цен в сделках с группами товаров, являющихся контролируемыми для целей налогообложения, EY может оказать содействие по следующим направлениям, а именно:

    • Провести диагностику сделок не только с зависимыми, но и с независимыми зарубежными контрагентами, и предложить наиболее эффективные сценарии обоснования цен рыночному уровню для целей налогообложения.
    • Разработать методику ценообразования, применение которой позволит минимизировать риски ТЦО.
    • Разработать локальные нормативные документы, позволяющие систематизировать процессы заключения и исполнения экспортных сделок для минимизации налоговых и ТЦО рисков (регламенты, матрицы функциональной ответственности, должностные инструкции и тп).
    • Для минимизации риска признания независимого контрагента аффилированным или номинальной промежуточной структурой, проработать целевую форму взаимодействия структурных подразделений российских и зарубежных контрагентов, с учетом не только требования налогового законодательства, но и коммерческого целеполагания и необходимой синергии налоговой и коммерческой функции.
    • Подготовить документацию по ТЦО и/или защитный файл, обосновывающий отсутствие получения сторонами сделки необоснованной налоговой выгоды.
    • Подготовить уведомление о контролируемых сделках.

    Авторы:
    Руслан Раджабов
    Айна Рузаева
    Дарья Мустафина

    Какие сделки проконтролируют налоговики: что бухгалтеру важно знать про раздел 5.1 НК

    Интерес к трансфертному ценообразованию растет с каждым годом. Сомнения в отношении возможностей налоговиков применять столь сложный инструмент контроля внутригрупповых цен не оправдались.

    Трансфертная цена — это цена, устанавливаемая в хозяйственных операциях между различными подразделениями единой компании или между участниками единой группы компаний. Деятельность по установлению цен между такими компаниями называется трансфертным ценообразованием. Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов.

    ТЦО регулируется Разделом V.1 НК «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», предусматривающий полномочия ФНС России по контролю цен в сделках между взаимозависимыми лицами.

    17 апреля в Москве пройдет семинар, где на доступных для понимания примерах расскажут все о трансфертном ценообразовании. Информация будет интересна как новичкам в этих вопросах, так и профессионалам. Приходите.

    Контролируемые сделки

    Контролируемыми признаются сделки между российскими взаимозависимыми лицами, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    1. сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд. рублей;

    2. одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

    3. хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН, ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

    4. хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 % в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 % по указанным обстоятельствам;

    5. хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль, при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны;

    6. сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

    — одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК;

    — любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК;

    7. хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 % и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ;

    8. хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», применяющим освобождение от НДС в соответствии со статьей 145.1 НК;

    9. хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль, предусмотренный статьей 286.1 НК.

    Об основаниях признания сделок контролируемыми расскажут на семинаре, который пройдет 17 апреля. Ведущий семинара — Гуськов А. В., руководитель Департамента налогового консультирования и трансфертного ценообразования IBFS united.

    Пороговые значения для внутренних сделок

    Для внутрироссийских сделок с взаимозависимыми лицами предусмотрены пороговые значения сумм доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами), при превышении которых за соответствующий календарный год сделки между этими лицами признаются контролируемыми.

    1 млрд. руб. — сумма доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год после превышения которой, сделки с этим лицом признаются контролируемыми;

    100 млн. руб. — сумма доходов по сделкам, одной из сторон которых является лицо, применяющее один из специальных налоговых режимов в виде ЕСХН или ЕНВД. При этом в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть лицо, не применяющее указанные спецрежимы. После превышения указанной суммы сделки между указанными лицами признаются контролируемыми;

    60 млн. руб. — сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, перечисленным в пп. 2, 4 — 9 п. 2 ст. 105.14 НК (с плательщиками НДПИ; с организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими нулевую ставку по этому налогу; с резидентами особых экономических зон (ОЭЗ)). Доходы по ним суммируются. Если полученная сумма превысит 60 млн. руб., то все сделки между этими лицами будут считаться контролируемыми.

    Практические примеры по расчету пороговых значений приведут на семинаре, который пройдет 17 апреля. На мероприятии также расскажут о добровольных и симметричных корректировках налоговой базы.

    Внешние сделки

    Контролируемыми признаются внешнеэкономические сделки между взаимозависимыми лицами вне зависимости от суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год.

    Под налоговый контроль подпадают также внешнеэкономические сделки с определенной номенклатурой товаров: с нефтью и продуктами ее переработки, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгоценными камнями. А также сделки с офшорными компаниями.

    Сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб.

Ссылка на основную публикацию